-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109179
Комментариев: 6801
Написано: 117651


13 апреля родились...

Суббота, 13 Апреля 2024 г. 09:18 + в цитатник
James Ensor (479x700, 162Kb)
1860
Джеймс Энсор (Джеймс Энзор; James Sidney Edouard, Baron Ensor)
бельгийский художник, график и живописец. Родился и жил в бельгийском портовом городе Остенде. Его отец, англичанин по происхождению, держал лавку, в которой продавались экзотические товары. Морские раковины, карнавальные маски, разнообразные сувениры с детства окружали будущего художника. Его мать, Мария Катерина Хегеман, была бельгийкой. Джеймс Энсор с 15 лет оставил школу и брал уроки изобразительного искусства у двух местных художников. В 1877 г. Энсор поступил в Брюссельскую академию художеств, где его одноклассником был Фернан Кнопф. Через три года он вернулся в родной город, где вёл дела в лавке своей матери. Одновременно продолжал заниматься живописью. С 1880 по 1917 год его студия находилась на чердаке дома его родителей. Энсор впервые выставил свои работы в 1881 году.
James EnsorMaison_d'Ensor_à_Ostende (479x700, 340Kb)
Дом Энсора в Остенде, ныне — филиал Художественного музея на море (по состоянию на 2019 год закрыт на реконструкцию)
Вначале он увлёкся импрессионизмом. Однако искусство старых голландских и фламандских мастеров, с работами которых художник познакомился в Брюсселе, оказало на него не менее сильное влияние (это чувствуется в полотне «Пропойцы», 1883 г.). В 1883 г. Энсор отказался от импрессионистической манеры и незатейливых бытовых сюжетов. Тема, начатая живописцем в 1883 г., — взгляд на человеческое общество как на маскарад. Слова английского писателя Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица», в полной мере отражали мировоззрение Энсора. В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости. Следовательно, балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица». «Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», — говорил художник. В 1888 г. Энсор написал главное произведение — «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года». Размеры картины очень велики. Её невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по частям: от лиц хохочущей толпы к стройным фигурам музыкантов военного оркестра, затем к Христу, который находится в центре полотна, и, наконец, к людям, движущимся по улицам в верхней части композиции. В правой половине картины изображены театральные подмостки с актёрами. Лицедеи прервали пьесу для того, чтобы Христос увидел спектакль человеческой жизни, происходящий прямо на улице. Действительно, здесь можно найти все характеры, все социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ухмыляется субъект в котелке, епископ пыжится от самодовольства, судачат лавочники, восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развеваются лозунги: «Да здравствует социальная...» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя».
james_ensor (700x604, 86Kb)
Анри де Гру. Портрет Энсора
Все маски на полотне имеют свою индивидуальность, но вместе они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный персонаж без маски — Христос, но Его облик словно размыт столпотворением. Художник считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней. Энсор был одним из организаторов группы «XX» и постоянно выставлял свои произведения в её брюссельском салоне. Однако даже в кругу единомышленников он не всегда находил понимание. Публика откровенно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием. Лишь в 1908 г. друг художника бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн (1855—1916) посвятил его творчеству серьёзное исследование, где оценил не только живописные, но и графические произведения Энсора. Художник обратился к графике примерно в 1886 г. В офорте «Собор» (1886 г.) огромный готический храм как будто висит над площадью, подавляя её своей массой. Под ним растеклась людская толпа; она безлика и однообразна, но суетлива и деятельна. Как и во «Въезде Христа...», толпа делится на две части: ряды военных и гурьбу масок. Ей противостоит застывшая глыба собора. Солдаты оттесняют маски всё дальше от него. Карнавал превращается в трагедию. 1880-е гг. стали вершиной творчества Джеймса Энсора. Позднее он только повторял уже найденные решения и не искал новых путей. Художник замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей. Слава пришла к нему поздно, в 1929 г. За двадцать лет до смерти мастера в Брюсселе прошла его первая большая ретроспективная выставка, после которой он получил титул барона. Мало путешествовал, у него были три короткие поездки во Францию, две в Нидерланды в 1880-х годах и четырехдневная поездка в Лондон в 1892 году. Стал одним из основателей брюссельской группы «XX». Состоял членом антверпенского объединения «Современное искусство». Умер Энсор в родном городе 19 ноября 1949 года.
James.Ensor.graf (700x525, 538Kb)
Похоронен на кладбище Церкви Богоматери-Тер-дюн; Остенде, Бельгия.
Творчество
Энсор больше известен как живописец, однако продолжает расти интерес к его офортам. Графика Энсора отличается превосходными рисунками и печатью. Художник испытал влияние импрессионизма. В 1883 году он отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. Талантливый одиночка запомнился своими эксцентричными, выразительными образами (черепа, скелеты, автопортреты, страдающий Христос), большинство из которых берёт начало в его детских воспоминаниях о товарах в сувенирной лавке родителей. Лучшие работы созданы между 1885 и 1891 годами (позже он пытался повторить самого себя). Запоздавшее признание. Оказал влияние на становление экспрессионизма; Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства. Поклонником его творчества был С.М.Эйзенштейн, который любил «его гротескные офорты, где скелеты и люди свиваются в самые фантастические узоры, продолжая на пороге XX века традиции этих затейливых и странных фламандских предков типа Иеронимуса Босха». Изображен на бельгийской почтовой марке 1974 года. Коллекция писем художника хранится в архиве современного искусства Королевского музея изящных искусств в Брюсселе. Работы Энсора из собраний бельгийских музеев можно увидеть в Виртуальном музее Джеймса Энсора. Выставка около 120 работ Энсора состоялась в 2009 году в Нью-Йоркском музее современного искусства, а затем в Музее Орсе в период с октября 2009 года по февраль 2010 года.
James_Ensor.buste (538x700, 254Kb)
Бюст в Остенде
Отсылки в массовой культуре
Энсор высоко ценится современными художниками и артистами: он послужил героем песни «Meet James Ensor», записанной в 1994 году альтернативным рок-дуэтом «They Might Be Giants». Бельгийский фильм «Camping Cosmos» 1996 года был вдохновлен рисунками Джеймса Энсора, в частности «Карнавал на пляже» (1887), «Смерть, избивающая человеческое стадо» (1896) и «Фантастический танец» (1889). В фильме «Хэллоуин» (1978) в спальне главного героя висит плакат с картиной Джеймса Энсора «Автопортрет в шляпе с цветами» (Self-Portrait with Flowered Hat ) (1883). В фильме «Манхэттен» (1979) персонаж актера Майкла Мёрфи Йейл Поллак также вешает плакат Джеймса Энсора в своей комнате. Картина «Муж скорбей» (Varón de Dolores) появляется в фильме «Олдбой» (2003). Именем художника назван астероид 2819 «Джеймс Энсор», открытый 20 октября 1933 года астрономами Королевской обсерватории Бельгии. Литература: Haesaerts P., James Ensor, (P., 1957); Legran d Fr. — Cl., Ensor, cet inconnu, (Brux., 1971); Taevernier A., James Fnsor. Catalogue illustré de ses gravures..., Ledeberg, 1973.

1863
Василий Алексеевич Алексеев
русский филолог, переводчик античных классиков. Родился в 1863 году. Преподавал русский язык в Катковском лицее. Скончался в 1919 году. Рукописные материалы В.А.Алексеева находятся в личных фондах Рукописного отдела Пушкинского дома, фонд 642. Библиография: Сделанные им переводы классиков большей частью вошли в состав издаваемой им «Библиотеки греческих и римских классиков в русском переводе». В «Дешёвой Библиотеке» А.С.Суворина Алексеев напечатал трагедии Еврипида и Эсхила, комедию Аристофана, всего Плутарха и другое; «Древнегреческие поэты в биографиях и образцах» (Санкт-Петербург, 1895); «Римские поэты в биографиях и образцах» (Санкт-Петербург, 1897); «К биографии Суворова» (Варшава, 1904), «Письма и бумаги Суворова» (выпуск I, Санкт-Петербург, 1916); «Суворов поэт» (Санкт-Петербург, 1901). Источники: Алексеев, Василий Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках. 1708—1893. Под редакцией С.А.Венгерова. Том 1. — Санкт-Петербург, 1897. № 1401; Личные фонды Рукописного отдела Пушкинского дома: аннотированный указатель. Блиц, 1999.

Тимковский (523x700, 265Kb)
1863
Николай Иванович Тимковский
русский драматург и беллетрист, автор статей по вопросам педагогики. Родился в семье бедного чиновника, окончил историко-филологический факультет Московского университета, литературную деятельность начал с 1891. Сотрудничал в журналах "Русская мысль", "Русское богатство", "Северный вестник" и др. Являясь по характеру своего творчества реалистом-бытовиком, Тимковский посвящал свои рассказы главным образом жизни городской интеллигенции. Он показывал обездоленность и жестокую борьбу за существование среди этой интеллигенции ("Место", "Старая гувернантка" и др.), ее душевные терзания при бессилии решить сложные вопросы социального характера ("Маленькие дела и большие вопросы"). С другой стороны, Тимковский изображал жестокость и пошлость разбогатевшей части городского мещанства ("Звезды"). В одном из наиболее популярных в свое время рассказов Тимковского — "Сергей Шумов" [1896] — вскрыта душевная драма гимназиста, искалеченного безобразным режимом царской гимназии, отравленного атмосферой морально разложившейся буржуазной семьи. В более поздней повести Тимковского "В дворянской берлоге" [1912] изображена помещичья семья, прозябающая и одичавшая в своей "берлоге", лишенная даже налета старой культурности дворянских гнезд. Умер в 1922 году. Особенностью творчества Тимковского является его публицистичность, которая обнаруживается в обширных диалогах, в пространных рассуждениях героев его рассказов. Публицистический характер носит него драматургия. Резко выраженная идейная направленность Тимковского не идет однако дальше расплывчатого гуманизма. Из драматических произведений Тимковского выделяются пьесы: "Сильные и слабые", "Два лагеря", "Защитник", "В борьбе за жизнь" и юмористические одноактные пьесы "Шашки" и "Гувернантка". Библиография: I. Повести и рассказы, тома I — IV, издательство С.Дороватовского и А.Чарушникова, Москва, 1901—1909; Пьесы, тома I — II, издательство М.Н.Прокоповича, Москва, 1908; Душа Л.Н.Толстого, издательство Книгоиздательство писателей в Москве, Москва, 1913; Сочинения, тома I — XIII, издательство Книгоиздательство писателей в Москве, Москва., 1914—1918 (несколько изданий); Рассказы с предисловием А.Серафимовича, издательство "Земля и фабрика", Москва — Ленинград, 1925; Галерея русских писателей, издательство С.Скирмунта, Москва, 1901; Словарь членов общества любителей российской словесности, Москва, 1911; Кремень А., Литературная иллюстрация к вопросу о средней школе, "Образование", 1899, № 12 [О рассказе "Сергей Шумов"]; Богданович А., Критические заметки, "Мир божий", 1900, № 6; Потапов Ал., Действительность без "героев", "Образование", 1901, № 9; Михайловский Н., Последние сочинения, том II, Санкт-Петербург, 1905, страницы 132—137 (первоначально: "Русское богатство", 1902, № 1); Коpобка Н., Дворянские гнезда в изображении современной беллетристики, "Запросы жизни", 1912, № 21; Коpоленко В.Г., Собрание сочинений, том IX, издательство А.Ф.Маркса, Санкт-Петербург, 1914, страницы 353—356; Луначарский А.В., Критические этюды ("Русская литература"), Ленинград, 1925, страницы 401—405 (первоначально: "Образование", 1904, № 7 — о драме Т. "Сильные и слабые").

Ernest_Clark (443x700, 202Kb)
1864
Эрнест Кларк (Ernest Clark)
британский политический деятель и администратор, 15-й губернатор Тасмании (1933—1945). Эрнест Кларк родился в Пламстеде (графство Кент, Англия), в семье Сэмюэла Генри Кларка (Samuel Henry Clark) и Энн Кларк, урождённой Ливер (Ann Clark, née Leaver). Он обучался в Кингс-колледже в Лондоне и, окончив его, с 1881 года начал работать на гражданской службе. С 1883 года работал помощником налогового инспектора, а с 1894 года — в Министерстве финансов. В 1899 году Кларк женился на Мэри Уинкфилд (Mary Winkfield). Она умерла в 1944 году, детей у них не было.В 1904—1905 годах Эрнест Кларк помогал правительству Капской колонии в планировании налоговой деятельности. В 1910—1911 годах он занимался аналогичными вопросами по поручению правительства Южно-Африканского Союза. Во время Первой мировой войны Кларк служил офицером связи между Военным министерством, Министерством военного снабжения (Ministry of Munitions) и Министерством финансов Великобритании. В 1918 году он стал командором Ордена Британской империи (CBE). После этого Эрнест Кларк занимал различные посты при правительствах Ирландии (1919—1920) и Северной Ирландии (1921—1925). В 1928—1929 годах Эрнест Кларк посетил Австралию в составе британской экономической миссии. Он был одним из авторов доклада комиссии об экономике Австралии. В августе 1933 года Кларк был назначен губернатором Тасмании, и он работал в этой должности 12 лет, до августа 1945 года. После этого он вернулся назад в Англию и поселился в Ситоне (графство Девон). В 1947 году он женился на Харриет Джесси Констанс Макленнан (Harriet Jessie Constance McLennan). Эрнест Кларк скончался в Ситоне, Девон, Англия, 26 августа 1951 года. Его прах был послан в Тасманию и захоронен в Хобарте на кладбище Cornelian Bay. Награды: Рыцарь (Дама) Большого креста ордена Святых Михаила и Георгия; Рыцарь-командор ордена Бани; Командор ордена Британской империи

Серафим_(Юшков) (450x700, 192Kb)
1864
Серафим (в миру — Владимир Иванович Юшков)
епископ Русской православной церкви. Отец известного историка и историка русского права С.В.Юшкова. Родился в селе Ивашеевка, Лукояновский уезд, Нижегородская губерния, в семье причётника Ивашеевской церкви Ивана Павловича Юшкова и его жены Александры Ивановны. Его отец родился году в селе Юшково, Лукояновского уезда Нижегородской губернии, в семье дьячка и, окончив Арзамасское духовное училище, служил причётником, псаломщиком и диаконом в приходах Лукояновского уезда Нижегородской епархии; в 1895 году перевёлся в Пензенскую епархию с назначением диаконом в село Пушкино Саранского уезда. Владимир окончил духовную семинарию (1886 год). 13 марта 1887 года был рукоположен в сан иерея. Позднее упоминается как протоиерей. В 1897 года он хотел принять сан монаха в Донском монастыре. Благодаря знакомству с епископом Гурием, а затем и с M.M. тасюлевичем смог переехать в Санкт-Петербург, где стал работать законоучителем и настоятелем церкви при Василеостровском с двенадцатью соединёнными классами городском начальном училище на углу 7-й линии и Среднего проспекта с домовой церковью на Васильевском острове. Преподавал до мая 1918 г., когда был уволен новой властью за ненадобностью преподавания «Закона Божьего». 28 августа 1924 года в храме Богоявления Господня, что в Елохове хиротонисан во епископа Саранского, викария Пензенской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Тихон. Подал прошение на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского): «Ввиду моего затруднительного положения, не имея возможности иметь местопребывание в городе Саранске, я прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, дать мне другое назначение». Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) в письме Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру написал: «Против кандидатуры Преосв[ященного] Серафима я ничего не имею и рад его иметь соработником. Вопрос только в том, удастся ли ему устроиться там с гражданской властью. Пусть он сам об этом наводит справки. Если да, то очень буду рад его назначению». 12/25 июля 1925 года резолюцией митрополита Петра назначен епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии. В 1925 году был приглашён обновленцами на диспут, но категорически отказался от него. С 25 сентября 1929 года — епископ Кузнецкий. 22 октября 1935 года уволен на покой. В 1930-е годы подвергался репрессиям, но спасён сыном. По воспоминаниям С. В. Юшкова его отец находился в Малоярославце в период его оккупации войсками Вермахта с 18 октября 1941 по 2 января 1942 года, а с 3 сентября .1942 по 1 октября 1943 г. — в Алма-Ате. Последние годы жизни не совершал богослужения, жил в Малоярославце, где скончался до 1 июня в 1952 году и был похоронен на городском кладбище. Архивы: АУФСБ, дд.№ 8869-п, 9671-п, 9560-п, 617-п; Государственный архив Самарской области. фонд779, опись2, дело .2453, лист 42-46; Государственный архив Пензенской области. фонд 182. опись1.дело2523, лист 330. Литература: Журнал Московской Патриархии 1932, № 11-12, страница 4; ФПС I № 206 страница 8; ФПС II страница 4; ФПС IV страница 6; ФПС V № 167; ФАМ I № 231, страница 18; Уральские Церковные Ведомости (Обновлен.) — 1928. — № 5-6. — Страница 8; Списки архиереев 1897—1944 гг. Патриарха Алексия, страницы22, 62; Православная Мордовия в лицах: Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». Выпуск 1 / Автор-составитель С.Б.Бахмустов. — Саранск, 2003; Зелев С.В. Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917—1941). — Пенза, 2007; Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: исторический очерк. — Пенза, 1999; Зелев С.В. Святой старец Иоанн Оленевский и его время. — Пенза, 2008; Протоиерей Николай Марычев. Житие иеросхимонаха Павла в западне советского безбожия. — Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, 2006.

Berta_Zuckerkandl (584x700, 175Kb)
1864
Берта Цукеркандль-Шепс (немецкое имя — Berta Zuckerkandl-Szeps)
австрийская писательница, журналистка, литературный критик и хозяйка литературного салона. Берта Шепс — дочь либерального журналиста и издателя Морица Шепса, владельца газеты «Neues Wiener Tagblatt». Получила домашнее образование. Ещё подростком часто сопровождала отца на переговорах с австрийскими и иностранными политиками, иногда выступала в качестве тайного курьера отца и тем самым обзавелась широким кругом знакомств. 15 апреля 1886 года Берта Шепс вышла замуж за Эмиля Цукеркандля, в то время профессора анатомии в Грацском университете. С конца XIX века и до 1938 года Берта Цукеркандль держала литературный салон, поначалу располагавшийся на приобретённой мужем вилле в Дёблинге, а позднее в центре Вены близ Бургтеатра во дворце Либен-Аушпиц. В салоне у Берты Цукеркандль-Шепс собирались представители сферы искусства и научной элиты страны, в том числе Иоганн Штраус, Густав Климт, Артур Шницлер, Макс Рейнхардт и Франц Теодор Чокор. В 1901 году в салоне Берты Цукеркандль-Шепс Альма Шиндлер познакомилась с Густавом Малером. Берта Цукеркандль оказывала протекцию художникам из так называемого Нёчского круга Антону Колигу и Себастьяну Изеппу и поддерживала тесные связи с участниками Венского сецессиона и Венских мастерских, в становлении которых она принимала непосредственное участие. Берта Цукеркандль была одной из соучредителей Зальцбургского фестиваля. Берта Цукеркандль занималась журналистикой в области театра и искусства и сотрудничала с изданиями «Wiener Allgemeine Zeitung» и «Neues Wiener Journal». Занималась переводами драматических произведений с французского языка. Старшая сестра Берты София (1862—1937) была замужем за Паулем Клемансо, братом Жоржа Клемансо, впоследствии премьер-министра Франции. Сёстры познакомились с Клемансо через отца. Во время частых визитов в Париж Берта познакомилась в салоне сестры с Огюстом Роденом и Морисом Равелем. Благодаря этим тёплым связям с Францией Берта Цукеркандль оказывала поддержку оказавшимся впоследствии безуспешным усилиям императора Карла I и его супруги Циты Бурбон-Пармской заключить сепаратный мир с Францией. В межвоенное время Берта часто выступала контактным лицом для политиков Первой Австрийской республики, стремившихся заручиться поддержкой и инвестициями от державы-победительницы Франции. Берта Цукеркандль была знакома с федеральными канцлерами Австрии Игнацем Зейпелем и Энгельбертом Дольфусом.
Berta_Zuckerkandl-Szeps (503x700, 140Kb)
Берта Цукеркандль-Шепс
После аншлюса Австрии Берте, имевшей еврейское происхождение, пришлось бежать из страны, в чём ей помог писатель Поль Жеральди. В Париже Берта поддерживала тесные контакты с австрийскими эмигрантами, в частности, с Францем Верфелем. Кавалер ордена Почётного легиона, Берта избежала интернирования и весной 1940 года выехала к сыну Фрицу в Алжир. После оккупации Алжира союзническими войсками Берта Цукеркандль работала на радио и призывала к сопротивлению национал-социалистам. Выехать в США ей не удалось. Тяжело больная Берта Цукеркандль вернулась в Париж в 1945 году. Умерла в Париже 16 октября 1945 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже. Имя Берты Цукеркандль носит одна из улиц венского Альзергрунда. В 2012 году Австрийская национальная библиотека приобрела личный архив Берты Цукеркандль у проживавшего в США её внука Эмиля Цукеркандля. Сочинения: Die Pflege der Kunst in Österreich 1848—1898. Dekorative Kunst und Kunstgewerbe. Wien 1900; Zeitkunst Wien 1901—1907. Heller, Wien 1908; Ich erlebte fünfzig Jahre Weltgeschichte. Autobiographie. Bermann-Fischer Verlag, Stockholm 1939; Clemenceau tel que je l’ai connu. Algier 1944; Österreich intim. Erinnerungen 1892—1942. Hrsg. Reinhard Federmann. Propyläen, Frankfurt 1970 Taschenbuch: Ullstein, Frankfurt am Main 1988, ISBN 978-3-548-20985-2; Polens Malkunst 1915. In: Roman Taborski (Hrsg.): Stanisław Wyspiański, der große Schöpfer der Polnischen Moderne. Wien 1996; Jung-Polen 1906. In: Roman Taborski (Hrsg.): Stanisław Wyspiański, der große Schöpfer der Polnischen Moderne. Wien 1996; Flucht!: Von Bourges nach Algier im Sommer 1940. Theresia Klugsberger und Ruth Pleyer (Hrsg.). Cernzin-Verlag, Wien 2013. ISBN 978-3-7076-0456-6. Литература: Renate Redl: Berta Zuckerkandl und die Wiener Gesellschaft. Ein Beitrag zur österreichischen Kunst- und Gesellschaftskritik. Dissertation, Universität Wien 1978; Lucian O. Meysels: In meinem Salon ist Österreich. Berta Zuckerkandl und ihre Zeit. Herold, Wien 1984. 2., erw. Neuauflage. Edition INW (Illustrierte Neue Welt), Wien 1997, ISBN 978-3-9500356-0-5; Siglinde Bolbecher, Konstantin Kaiser: Lexikon der österreichischen Exilliteratur. In Zusammenarbeit mit Evelyn Adunka, Nina Jakl und Ulrike Oedl. Deuticke, Wien 2000, ISBN 978-3-216-30548-0, S. 718f; Handbuch österreichischer Autorinnen und Autoren jüdischer Herkunft 18. bis 20. Jahrhundert. Band 3, S-Z. Hrsg.: Österreichische Nationalbibliothek, Wien. K. G. Saur, München 2002, ISBN 978-3-598-11545-5, S. 1524f; Michael Schulte: Berta Zuckerkandl. Salonière, Journalistin, Geheimdiplomatin. Atrium Verlag, Hamburg 2006, ISBN 978-3-85535-720-8; Jutta Dick, Marina Sassenberg (Hrsg.): Jüdische Frauen im 19. und 20. Jahrhundert. Lexikon zu Leben und Werk, Reinbek 1993 ISBN 3-499-16344-6; Armelle Weirich: Berta Zuckerkandl (1864—1945), salonnière, journaliste et critique d’art, entre Vienne et Paris (1871—1918). Dissertation, Université de Bourgogne, 2014.

Antonio_Sanchez_de_Bustamante_about_1922 (466x700, 148Kb)
1865
Санчес де Бустаманте-и-Сирвен Антокио Бустаманте (Санчес де Бустаманте-и-Сирвен, Sanchez de Bustamante y Sirven)
кубинский юрист-международник, профессор Гаванского университета, сенатор Кубы. Отец Антонио Бустаманте, Хуан Мануэль Санчес де Бустаманте-и-Гарсиа дель Баррио был врачом в Гаване и профессором описательной анатомии в Университете Гаваны. В 1885 году Бустаманте женился на Изабель Пулидо Пагес. У них было трое сыновей: Густаво и Антонио Артуро Санчес де Бустаманте Пулидо, оба были адвокатами, а третий сын, Дарио, умер будучи студентом юридического факультета. Один из внуков Бустаманте, Антонио Санчес де Бустаманте Монторо, также был адвокатом и профессором права в Гаванском университете.
Учёба
Санчес де Бустаманте получил своё начальное и среднее образование в Колледже-де-Белен, Гавана, и высшее — в институте Кардинал Сиснерос, Мадрид. Бустаманте начал изучать право в Мадридском университете Комплутенсе, в то время, как его отец служил в качестве сенатора у испанских кортесов. Бустаманте вернулся на Кубу и в 1884 году получил степень лиценциата гражданского и канонического права в Университете Гаваны. Через год он завершил докторскую диссертацию об исторической эволюции Государственного совета Кубы и получил степень доктора в Университете Гаваны.
Трудовая деятельность
С 1913 по 1923 год Бустаманте был деканом Гаванской ассоциации адвокатов. Находясь на этой должности, в декабре 1916 года он организовал Первую Национальную юридическую конференцию. Конференция была созвана для пересмотра и обновления правовой системы Кубы. Бустаманте был первым президентом Национальной академии искусств и литературы. Он также был одним из членов-основателей Кубинской академии испанского языка. С 1942 года до своей смерти он был президентом этой академии. Бустаманте был также основателем и президентом Кубинской ассоциации международного права. В 1908 году Бустаманте стал членом Постоянной палаты третейского суда в Гааге. В 1921 году занял должность судьи Постоянной палаты международного правосудия, которая была образована под эгидой Лиги Наций; и был переизбран в 1930 году на второй срок, который должен был закончиться в 1942 году.
Кодекс Бустаманте
Бустаманте является автором одной из наиболее значительных региональных кодификаций международного частного права — Кодекса Бустаманте, который был одобрен большинством государств Латинской Америки на VI Международной конференции в Гаване 20 февраля 1928 года. Этот кодекс состоял из 437 статей, образующих вступительный раздел и четыре книги:
I — о международном гражданском праве,
II — о международном торговом праве,
III — о международном уголовном праве,
IV — о международном процессе.
Этот кодекс ратифицировали Боливия, Бразилия, Венесуэла, Республика Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор и Эквадор; в других американских государствах, в том числе в США, применяется в судах в качестве вспомогательного источника права.
Другие публикации
Антонио Бустаманте был редактором Гаванского «Журнала международного права», автором региональных кодификаций «О публичном порядке в международном частном праве» (1893), «О Панамском канале и международном праве» (1895) «О начале автономии в международном частном праве» (1914), «О постоянной палате международного правосудия» (1923 и 1925), «О международном воздушном праве» (1945). Литература: Большая советская энциклопедия, главный редактор С.Ч.Вавилов, Второе издание, том 6; Большая энциклопедия в 62 томах, том 7, Москва «Терра» 2006; Дахно І. І., Історія держави і права: навчальний посібник-довідник для студентів вищих навчальних закладів, 2006; Британника (недоступная ссылка); Anuario Social de La Habana 1939, (Luz-Hilo, S.A.); New York Times; Dr. de Bustamante, Noted Jurist, Dead; 26 August 1951, Page 77; Time Magazine; Milestones; 3 September 1951; Time Magazine; The League of Nations: Mutt & Jeff, Queen Bee; 29 September 1930.

cassidy_1 (477x700, 346Kb)
1866
Буч Кэссиди (Butch Cassidy; оригинальное имя — Роберт Лерой Паркер, Robert Leroy Parker)
известный американский грабитель банков, поездов, а также лидер банды «Дыра в стене». Бутч Кэссиди родился в штате Юта под именем Роберта Лероя Паркера. Он был самым старшим ребёнком среди 13 детей в семье мормонов-переселенцев из Англии. Детство провёл на усадьбе своих родителей в штате Огайо. Сначала занимался скотоводством, прежде чем начать свою карьеру на криминальном поприще.
Начало карьеры
Первый конфликт с законом был малозначительным. Бутч ворвался в магазин в городке Хей Спрингс, штат Небраска, где работал на одной из ферм. Он украл штаны, оставив при этом записку, что заплатит за них позже. Однако доподлинно неизвестно, было ли это первое правонарушение Бутча Кэссиди. После того, как его родители лишились своей фермы в результате судебного спора, он начал восхищаться местным фермером-скотоводом Майком Кэссиди, который в свою очередь был известен благодаря своей сомнительной карьере. Вполне возможно, что Майк воровал скот вместе с Робертом. Примерно в 1884 году Роберт взял себе имя «Бутч Кэссиди». Бутч обычно воровал скот с больших ферм, которые пытались вытеснить более мелкие. Многие историки считают, что первоначально Бутч действовал из добрых побуждений. Очень часто его называли «Робин Гуд Дикого Запада».
cassidybutchbio (537x700, 360Kb)
Ограбления
Первым преступлением, которому имеются письменные свидетельства, является нападение на банк «Сан Мигель Валей Банк» в городе Теллурайд, штат Колорадо в июне 1889 года. Добычей банды стали $20000. Бутч стал одним из первопроходцев «Тропы беззакония» (Outlaw Trail), которая вела из Канады через Монтану и Юту в Мексику. 1884-1886 годы он провёл в тюрьме по обвинению в конокрадстве. После освобождения Бутч основал преступную группу, ставшую известной как «Дикая банда». «Дикая банда», в свою очередь, была частью банды «Дыра в стене», которая представляла собой свободный союз гангстеров, чьим общим убежищем служило ущелье Дыра в стене в горах Биг Хорн в штате Вайоминг. Самым известным членом «Дикой банды» был Гарри Лонгбау, которого также называли как «Сандэнс Кид». В 1896-1901 гг. банда ограбила около дюжины поездов. В 1901 году Кэссиди вместе с Сандэнсом и его женой Эттой Плейс бежали через Нью-Йорк в Аргентину. Там они вполне мирно прожили несколько лет, работая фермерами на ранчо. После того, как Этта в 1905 году вернулась в США, Бутч и Сандэнс возобновили свою криминальную деятельность и заработали такую же славу, какой пользовались в Соединённых Штатах. Через Чили они уехали в Боливию, где в 1908 году были пойманы боливийскими солдатами. Предположительно Бутч и Сандэнс были застрелены, однако не имеется никаких надёжных источников, однозначно указывающих на дату или доказывающих то, что они на самом деле были убиты или только ранены.
После смерти
В Боливии в шахтёрском городе Сан Винсент находится памятная табличка, напоминающая о смерти обоих преступников. В путеводителях указывается, что они были похоронены на местном кладбище, что, однако недоказано. Между тем тайна смерти и возможного побега Бутча и Сандэнса ещё не раскрыта. В 1992 году были эксгумированы предположительные останки «американских бандитов». Тест ДНК, проведённый в 1993 году, установил, что данные останки не принадлежат Бутчу Кэссиди и Сандэнсу Киду. Некоторые современники утверждали, что видели обоих уже после их поимки боливийскими солдатами. Также ходили слухи, что бандиты провели свои последние годы под фальшивыми именами в Уругвае и США. Сестра Бутча Кэссиди – Лула Паркер Бетенсон – говорила, что её брат вернулся и жил впоследствии в США. По другим свидетельствам он начал новую жизнь под именем Вильям К.Филипс и умер в Спокане, штат Вашингтон, в 1937 году. Подобные слухи ходили и о Сандэнсе Киде. Жизнь легендарных преступников была экранизирована в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» 1969 года. Пол Ньюман сыграл Бутча Кэссиди, а Роберт Редфорд – Сандэнса Кида.
В культуре
Кино и телевидение: Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид (1969 г.); Буч и Сандэнс: Ранние дни (1979 г.); Легенда о Буче и Сандэнсе (2006 г.); Блэкторн (2011 г.). Картина рассказывает о жизни Бутча в Боливии после 1908 г.; Drifters (манга 2009 г. и аниме-сериал 2016 г.). Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид присутствуют там как полноценные персонажи и члены группы «Скитальцы», противостоящей Чёрному Королю. Игры: Call of Juarez: Gunslinger. В настольной игре «Бэнг!» есть карточка персонажа Бутч Кэссиди.

Alexander_Mikhailovich_(LOC) (554x700, 238Kb)
1866
Александр Михайлович
российский государственный и военный деятель. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Четвёртый сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I. Друг детства императора Николая II. В 1885 году окончил Морское училище, по окончании которого был произведён в чин мичмана, зачислен в Гвардейский экипаж и проходил службу на флоте. В 1886 году совершил кругосветное плавание на корвете «Рында». В 1890—1891 годы совершил плавание в Индию на собственной яхте «Тамара», описанное в книге Густава Радде «23 000 миль на яхте „Тамара“» (1892—1893). В 1892 году стал командиром миноносца «Ревель». В 1893 году в чине старшего лейтенанта совершил плавание в Северную Америку на фрегате «Дмитрий Донской» в составе эскадры посланной в Америку по случаю 400-летия открытия Нового Света. В 1894 году произведён в капитаны 2-го ранга. 25 июля того же года женился на Ксении Александровне, дочери Александра III. С 1891 года — инициатор и основатель издания первого в стране ежегодного справочника «Военные флоты», возглавлял его регулярный выход в свет до 1906 года. С марта 1895 по июль 1896 года — старший офицер броненосца «Сисой Великий». В 1895 году представил Николаю II разработанную под его руководством программу усиления Российского флота на Тихом океане, в которой предсказывал, что в 1903—1904 годах, после завершения японской судостроительной программы, начнётся война с Японией. Программа и связанные с нею вопросы были подвергнуты обсуждению, но не приняты, что привело к его отставке. В 1898 году вернулся на действительную службу на флот. С 31 января 1899 года — старший офицер броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». В 1901—1902 годах командовал черноморским эскадренным броненосцем «Ростислав». 1 января 1903 года произведён в контр-адмиралы, назначен младшим флагманом Черноморского флота с зачислением в Свиту его Императорского Величества. С 1898 года — член (затем — председатель) Совета по делам торгового мореплавания. С ноября 1902 года до октября 1905 года был первым и единственным руководителем (главноуправляющим) Главного управления торгового мореплавания и портов. Это ведомство, созданное по инициативе Александра Михайловича, было организовано из подразделений Министерства финансов (отдел торгового мореплавания, Совет по делам торгового мореплавания, Комитет по портовым делам) и Министерства путей сообщения (Отдел торговых портов). Как главноуправляющий отдельной частью, вел. кн. Александр Михайлович стал членом Комитета министров. В качестве министра, великий князь столкнулся с скрытым, но сильным противодействием всех остальных министров, не желавших появления в своей среде протокольно не равного им и юридически безответственного члена императорской фамилии; кроме того, министры боялись дальнейшего появления новых ведомств, создаваемых специально под великих князей. В результате сильнейших аппаратных интриг Главное управление было преобразовано в отдел создаваемого Министерства торговли и промышленности, после чего великий князь отказался от управления ведомством, уже не соответствующим его высокому рангу. Во время русско-японской войны 1904—1905 годов руководил подготовкой и действиями вспомогательных крейсеров из пароходов Добровольного флота на вражеских коммуникациях, затем возглавил «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». В 1905 году принял командование отрядом новых минных крейсеров (эсминцев) Балтийского флота, построенных на собранные этим комитетом средства. Высказывался против посылки 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, считая её недостаточно сильной. Принял непосредственное участие в разработке программ воссоздания флота, стремился привлечь к решению этой задачи внимание органов государственного управления и общественности, выступал активным сторонником постройки качественно новых линейных кораблей. В 1909 году Александр Михайлович был произведён в чин вице-адмирала. С 1915 года — адмирал. Один из первых руководителей русской авиации, был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году, шеф Императорского военно-воздушного флота. Участвовал в Первой мировой войне. С декабря 1916 году — полевой генерал-инспектор Императорского ВВФ. В начале 1917 года выступал за создание правительства с участием общественных деятелей (высказываясь против «ответственного министерства»). После Февральской революции, когда из армии были удалены все Романовы, 22 марта 1917 года был уволен от службы по прошению с мундиром. С разрешения Временного правительства ему было разрешено поселиться в имении «Ай-Тодор» в Крыму, где и встретил большевистский переворот и последующие за ним установление советской власти, когда каждый день приходилось бояться расправы со стороны местных властей или неуправляемой черни и германскую оккупацию полуострова, во время которой Романовы пользовались относительной свободой. В конце 1918 года, после капитуляции в Первой мировой войне, германские войска покинули оккупированные территории бывшей Российской империи. Территория временно перешла под контроль лояльных к белому движению союзников и члены Императорской фамилии получили полную свободу передвижения. Александр Михайлович как можно скорее направился в Париж, где намеревался принять участие в работе русской делегации на Парижской мирной конференции. После провала попыток убедить бывших союзников России помочь Белому движению в борьбе с большевизмом он окончательно поселился во Франции, навсегда покинув Россию. Состоял почётным председателем Союза русских военных лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа; участвовал в деятельности РОВС, покровительствовал Обществу помощи детям русской эмиграции, Национальным организациям русских разведчиков (НОРР) и русских скаутов (НОРС). В эмиграции выпустил мемуары под названием «Книга воспоминаній», текст которых впервые был издан в Париже в 1933 году как приложение к журналу «Иллюстрированная Россія»; также автор изданных в Париже книг Votre âme (1924), Se connaître (1927) и других. Скончался в Рокебрюне (департамент Приморские Альпы) 26 февраля 1933 года. Похоронен на местном кладбище. 19 июля 2012 года В Санкт-Петербурге, на территории яхт-клуба «Крестовский» был открыт бронзовый памятник-бюст Великому князю (скульптор А.С.Чаркин). Семья: В 1894 году в Петергофе женился на своей двоюродной племяннице Ксении Александровне, старшей дочери Александра III, родной сестре Николая II. Их дети: Ирина (1895—1970), с 1914 года — жена Феликса Феликсовича Юсупова, младший (1887—1967); Андрей (1897—1981); Фёдор (1898—1968); Никита (1900—1974); Дмитрий (1901—1980); Ростислав (1902—1977); Василий (1907—1989). Большинство ныне живущих Романовых являются потомками Александра Михайловича. Награды: Орден Святого апостола Андрея Первозванного (13 апреля 1866); Орден Святого Александра Невского (13 апреля 1866); Орден Святой Анны I степени (13 апреля 1866); Орден Белого орла (13 апреля 1866); орден Святого Станислава I степени (13 апреля 1866); Орден Святого Владимира IV степени (13 января 1893); Орден Святого Владимира III степени (19 декабря 1906); Орден Святого Владимира II степени (19 мая 1913); Орден Вюртембергской короны (13 июня 1880); мекленбург-шверинский орден Грифона II степени (13 марта 1881); бразильский орден Южного Креста I степени (13 января 1886); мекленбург-шверинский орден Грифона I степени (сентябрь 1886); японский орден Восходящего солнца I степени (17 января 1889); греческий орден Спасителя I степени (январь 1889); ольденбургский орден Заслуг герцога Петра-Фридриха-Людвига (июль 1902); большой крест норвежского ордена Святого Олафа с цепью (8 октября 1908); бразильский орден Розы (1886); австрийский орден Святого Стефана большой крест (4 мая 1897); Крест Кавалеров Святого Гроба с частицей Животворящего древа и звание Стража Святого Живоносного Гроба Господня (Иерусалимский патриархат, 21 марта 1889); Членство в организациях: Почётный председатель Русского Императорского Общества Судоходства, председатель промыслового отдела. Александр Михайлович был «мистическим масоном» и спиритиком, называл себя розенкрейцером и филалетом. Состоял в масонской «Великокняжеской Ложе» (Санкт-Петербург, после 1907 до 1917), основатель «Адмиралтейской Ложи» (Санкт-Петербург, 1910-е), работавшей по ритуалу филалетов. Согласно энциклопедическому словарю Серкова, Александр Михайлович был мастером ложи «Карма», работавшей в 1910—1919 годах по шведскому (розенкрейцерскому) уставу. Неясно, идет ли в разных источниках речь об одной и той же ложе. Литература: Я.В.Глинка, Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. Москва, 2001.

AdolfOlland (628x700, 176Kb)
1867
Адольф Георг Олланд (нидерландское имя — Adolf Georg Olland)
нидерландский шахматист. Родился в городе Утрехт, Нидерланды. Чемпион Нидерландов 1909 года. Победитель неофициальных чемпионатов Нидерландов 1895 и 1901 гг. Бронзовый призер чемпионата Нидерландов 1921. Участник ряда крупных международных турниров. Умер в городе Гаага, Нидерланды 22 июля 1933 года
Спортивные результаты
Adolf Georg Olland01 (644x700, 423Kb)
Книги: Theorie en Practijk, 1890.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку