-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109179
Комментариев: 6801
Написано: 117651


7 апреля родились...

Воскресенье, 07 Апреля 2024 г. 08:45 + в цитатник
arinkin-mi (443x700, 202Kb)
1876
Михаил Иннокентьевич Аринкин
советский терапевт-гематолог, основоположник клинической гематологии в СССР, генерал-лейтенант медицинской службы, академик Академии Медицинских Наук СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Лауреат Сталинской премии (1947). Родился в Чите. Окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге (1902). В 1904 году стал ассистентом клиники академии, в 1905 — доктором медицины. Работал в терапевтической клинике академии под руководством Н.Я.Чистовича (1910—1919), с 1919 — профессор. С 1919 г. возглавлял кафедру частной патологии и внутренних болезней с пропедевтической клиникой, с 1931 года и до конца жизни - кафедру терапии Военно-медицинской академии; генерал-лейтенант медицинской службы (1945). В 1927 году разработал метод прижизненного исследования костного мозга (стернальная пункция), получивший мировое признание и сыгравший исключительную роль в совершенствовании диагностики не только болезней крови, но и инфекционных заболеваний. Автор более 80 научных работ, в т.ч. классической монографии «Клиника болезней крови и кроветворных органов» (1928). 24 января 1936 года М.И.Аринкину присвоено звание дивврач. 1 февраля 1943 года М.И.Аринкину присвоено звание генерал-майор медицинской службы. 20 апреля 1945 года М.И.Аринкину присвоено звание генерал-лейтенант медицинской службы. Умер в Ленинграде 30 августа 1948 года.
arinkin-mi-mog1 (452x700, 463Kb)
Похоронен на Богословском кладбище (участок К) Санкт-Петербурга. Сочинения: Клиника болезней крови и кроветворных органов. Ленинград, 1928; Литература: Кассирский И.А. Открытие Аринкина // Кассирский И.А. Проблемы и ученые. Москва, 1949. Книга 1.

Fay R. Moulton (533x700, 209Kb)
1876
Фэй Р.Маултон (Fay R.Moulton)
американский легкоатлет, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Мэрион, штат Канзас, США. На Играх 1904 в Сент-Луисе Маултон участвовал в трёх дисциплинах. В беге на 60 м он выиграл полуфинал, но в финале занял третье место и выиграл бронзовую медаль. В беге на 100 м он стал вторым в полуфинале, а в заключительной гонке занял четвёртое место. В забеге на 200 м Маултон вновь занял второе место в предварительном раунде и четвёртое в финале. Через два года Маултон участвовал в неофициальных летних Олимпийских играх 1906 в Афинах. Там он выиграл серебряную награду в беге на 100 м. Умер в городе Канзас-Сити, штат Миссури, США, 19 февраля 1945 года.

Рождественский. (560x700, 135Kb)
1876
Дмитрий Сергеевич Рождественский
русский советский физик, основатель и первый директор (1918−1932) Государственного оптического института (ГОИ), один из организаторов оптической промышленности в СССР, академик Академии Наук СССР (1929). Дмитрий Сергеевич Рождественский родился в Санкт-Петербурге, в семье школьного учителя истории, позднее директора народных училищ Санкт-Петербургской губернии, автора многократно переиздававшихся учебников истории Сергея Егоровича Рождественского (1834—1891). Как и другие дети (а их в семье было шестеро), получил отличное домашнее воспитание, в совершенстве знал английский, немецкий и французский языки. После смерти отца семья не бедствовала, пенсия и особенно доходы от переиздания учебников позволяли детям учиться и все они получили высшее образование. В 1894 году Д.С.Рождественский окончил с серебряной медалью гимназию. В выпускной характеристике отмечается: «Рождественский Дмитрий – характера живого, общительного и весьма весёлого; хорошо воспитан, скромен и вежлив; способностей очень хороших, трудолюбив и исполнителен». В 1900 году окончил с дипломом первой степени физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Был оставлен в университете для подготовки к званию профессора. В течение 1901 года стажировался в Лейпцигском университете в лаборатории известного физика О.Винера (немецкое имя — Otto Wiener), позже, в 1903 году, в Гисене, в лаборатории профессора П.Друде, одного из создателей классической электронной теории. С 1903 по 1931 год работал в Физическом институте Санкт-Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета (в 1915 году избран заведующим Физическим институтом университета, в 1916 утвержден в звании профессора). В 1908 году женился на Ольге Антоновне Добиаш, впоследствии известном историке и палеографе, члене-корреспонденте Академии Наук СССР (1929). В 1916 году избран президентом Русского физико-химического общества (РФХО) и председателем Отделения физики Общества. В 1919 году организовал на физико-математическом факультете университета физическое отделение и провёл коренную реформу преподавания физики. В 1921 году избран Почетным членом Российского минералогического общества. С 1918 по 1932 год директор и научный руководитель Государственного оптического института (ГОИ), созданного по его инициативе в 1918 году. В 1919 году организовал при ГОИ так называемую «Атомную комиссию» для исследования строения атомов и атомных спектров. В период с 1919 по 1927 год занимался организацией производства оптического стекла. В 1922 году организовал Русское оптическое общество. Начиная с 1924 года активно участвовал в создании отечественной оптико-механической промышленности. В 1925 году избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР и Почётным членом Метрологического совета Главной палаты мер и весов. В 1928 году избран Почётным членом Общества любителей естествознания, астрономии и этнографии. В 1929 году избран действительным членом Академии Наук СССР. В 1932 году оставил пост директора ГОИ, предложив для научного руководства институтом кандидатуру академика С.И.Вавилова. С 1932 по 1938 год заведовал спектроскопическим отделом ГОИ, с 1939 по июнь 1940 года — консультант лаборатории микроскопии ГОИ и одновременно заведующий спектроскопической лабораторией в Физическом институте Ленинградского университета. 30 августа 1939 года О.А.Добиаш-Рождественская умерла от болезни сердца. Д.С.Рождественский тяжело переживал потерю жены, и это предопределило его преждевременный уход из жизни 25 июня 1940 года. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.
Учёный, педагог, организатор
Первые работы Д.С.Рождественского, относящиеся к 1909—1920 годам посвящены исследованиям аномальной дисперсии света в парах металлов с использованием модифицированного им интерферометра Жамена и так называемого метода «крюков». Аномальная дисперсия, в отличие от «классической», при которой коэффициент преломления уменьшается с увеличением длины волны, наблюдается в области сильных полос поглощения вещества. До Д.С.Рождественского измерение дисперсии в этих областях именно из-за поглощения было чрезвычайно затруднено или невозможно. Ему же удавалось измерять показатель преломления на расстоянии всего до 4×10−5 мкм от центра узких полос поглощения света парами металлов. Впервые Д.С.Рождественский доложил результаты своих исследований на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества (РФХО) 8 декабря 1909 года. Работа получила премию имени Ф.Ф.Петрушевского, которая присуждалась, как правило, за оригинальные исследования по физике. 4 марта 1912 года Д.С.Рождественский защитил магистерскую диссертацию на тему «Аномальная дисперсия в парах натрия». За эту работу ему была присуждена высшая награда Академии наук — Ломоносовская премия (1912). Значительно расширив круг исследуемых объектов, Д.С.Рождественский защитил в 1915 году докторскую диссертацию на тему «Простые соотношения в спектрах щелочных металлов», после чего был избран профессором и назначен заведующим Физическим институтом университета. В дальнейшем на основе исследований аномальной дисперсии и структуры спектров Д.С.Рождественский получил принципиально новые данные о строении атомов, выдвинул гипотезу о магнитном происхождении спектральных дублетов и триплетов, связал теоретические представления с практическими задачами спектрального анализа. Крупнейший физик-теоретик А. Зоммерфельд в своей классической монографии назвал полученные Д.С.Рождественским результаты «правильными» (с. 322) и «единственно надежными» (с. 456), а его статья «Спектральный анализ и строение атома» стала, по словам академика В.П.Линника, «руководством и источником новых идей для советских физиков». Началом педагогической деятельности Д.С.Рождественского формально следует считать 1 июля 1912 года, когда он был утверждён в звании приват-доцента университета и получил право читать специальные курсы по важнейшим проблемам физики в области оптики, электричества и магнетизма, руководить дипломными работами студентов. Он привлекал их к внеучебным занятиям, семинарам, к участию в заседаниях РФХО, президентом и председателем Физического отделения которого был избран в 1916 году. Постепенно вокруг Д.С.Рождественского начал складываться коллектив физиков, многие из которых получили известность в будущем (А.А.Лебедев, Е.Ф.Гросс, И.В.Обреимов, В.К.Прокофьев, А.И.Стожаров, А.Н.Теренин, С.Э.Фриш, В.М.Чулановский и др.). Исходя из своего опыта получения физического образования, он пришел к выводу о целесообразности раздельного обучения будущих физиков и математиков с первого курса, необходимости увеличения объема физических дисциплин и лабораторной практики. В 1919 году он организовал в университете на физико-математическом факультете физическое отделение и провёл коренную реформу преподавания физики. По-существу, с этого времени началась планомерная полноценная и эффективная подготовка в университете специалистов и ученых-физиков, в которой Д.С.Рождественский продолжал принимать активное участие вплоть до 1931 года, когда он полностью сосредоточился на работе в Государственном оптическом институте.
Оптическое стекло — первые шаги
Д.С.Рождественскому принадлежала ведущая роль в организации исследований оптического стекла и налаживании его промышленного производства сначала в дореволюционной России, а затем и в СССР. Эта задача возникла в начале Первой мировой войны, когда русская армия стала испытывать серьёзную нехватку биноклей, перископов, прицелов и других необходимых оптических приборов. Собственное оптическое стекло для их изготовления Россия не производила, а поставки его из страны-монополиста – Германии прекратились. Ввиду важности проблемы к её решению в конце 1915 года были привлечены лучшие научные и инженерные силы — Д.С.Рождественский, химик И.В.Гребенщиков, вычислители А.И.Тудоровский, а позднее Г.Г.Слюсарев и Е.Г.Яхонтов, инженер Н.Н.Качалов, молодые физики А.А.Лебедев, И.В.Обреимов и др. Совместными усилиями им удалось начать производство оптического стекла на Фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и даже сварить несколько тонн стекла невысокого качества. Однако хозяйственная разруха, поразившая страну в результате мировой и гражданской войн, привела в 1918 году к полной остановке завода. Тем не менее, слаженная работа участников группы и комплексный подход к делу послужили хорошей подготовкой для организации будущего оптического института.
Создание ГОИ
Создание в 1918 году и руководство Государственным оптическим институтом (ГОИ) – научным учреждением нового типа, совмещающим в одном коллективе фундаментальные исследования и прикладные разработки, стало на много лет главным делом жизни Д.С.Рождественского. Он был убеждён, что именно такой комплексный институт необходим для решения насущной задачи молодого государства — создать собственную оптическую промышленность — и не раз высказывался о целях и задачах будущего института. Ему принадлежали инициатива, подготовка учредительных документов, детальный план и организация института, формирование его коллектива из числа коллег по университету и других крупных ученых. Для пополнения института молодыми кадрами Д.С.Рождественский лично отбирал способных студентов-физиков университета и зачислял их в штат «лаборантами при мастерских» для совмещения учёбы с экспериментальной и исследовательской работой в ГОИ, составлял для каждого программу занятий. Это была еще одна сторона педагогической деятельности Д.С.Рождественского. Первый по времени зачисления в «лаборанты» профессор А.И.Стожаров писал: «Он первый создал прообраз современной аспирантуры». Из этой группы вышли будущие академики А.Н.Теренин и В.А.Фок, члены-корреспонденты Академии наук Е.Ф.Гросс и С.Э.Фриш, доктора наук Ф.Л.Бурмистров, А.А.Гершун, А.Н.Захарьевский, В.К.Прокофьев, Л.В.Шубников и другие. В 1919 году по инициативе Д.С.Рождественского начал выходить печатный орган института — «Труды ГОИ». В 1922 году он организует Русское оптическое общество, работавшее до 1929 года и возобновившее свою деятельность в 1989 году (с 2001 года – Оптическое общество имени Д.С.Рождественского). Основными направлениями работы ГОИ с самого начала стали производство и исследование оптических материалов, спектральный анализ и строение атомов, расчёт и создание оптических приборов. Большинство работ по двум первым направлениям проходили под руководством или с участием Д.С.Рождественского.
Оптическое стекло — первые успехи
Продолжая настойчивые попытки возобновить производство оптического стекла, Д.С.Рождественский добился передачи в ведение ГОИ законсервированного Государственного завода оптического стекла – производство, выделенное из состава Фарфорового завода. В 1922 году он обращается к руководству страны с «Запиской об оптическом стекле» (опубликована как исторический документ в 1932 году). Д.С.Рождественский излагает в ней значение и историю мировой оптической промышленности, однозначно связывает необходимость пуска завода с деятельностью ГОИ. «Замечательная», по выражению профессора К.К.Баумгарта, «Записка» достигла своей цели и в 1923 году завод снова заработал. Техническим директором был назначен Н.Н.Качалов, научными консультантами Д.С.Рождественский и И.В.Гребенщиков. Под руководством Д.С.Рождественского в ГОИ А.А Лебедевым, И.В.Обреимовым, Л.И.Дёмкиной, Г.Н.Раутианом и другими были проведены исследования, позволившие добиться высокого качества получаемого оптического стекла. Завод быстро наращивал мощности и, начиная с 1927 года, вместе с пущенным в 1925 году Изюмским заводом оптического стекла полностью удовлетворял потребности промышленности. В 1935 году за особые заслуги в организации производства Д.С.Рождественский зачислен в «Золотой фонд» Завода оптического стекла в Ленинграде.
«Атомная комиссия»
Работы по атомной спектроскопии начала 1920-х годов выдвинули Д.С.Рождественского в число ведущих учёных-исследователей страны. Признанием высокого научного авторитета Д.С.Рождественского и созданной им научной школы явилось избрание его в 1925 году членом-корреспондентом Академии Наук СССР. Спустя всего четыре года, в 1929 году, он избирается действительным членом Академии Наук СССР. Исследования велись по программе так называемой «Атомной комиссии», созданной по предложению Д.С.Рождественского в январе 1919 года. В состав комиссии вошли известные физики, математики, астрономы – Д.С.Рождественский (председатель), А.Ф.Иоффе, О.Д.Хвольсон, В.Р.Бурсиан, Ю.А.Крутков, А.Н.Крылов, А.И.Тудоровский, А.А.Фридман, Я.Д.Тамаркин, Е.Г.Яхонтов и другие. Более двадцати работ с участием членов комиссии, в том числе семь самого Д.С.Рождественского, были опубликованы в Трудах ГОИ. Непрерывно возрастающие обязанности по руководству ГОИ (а к началу 1932 года в шести научных отделах института уже работало около 250 сотрудников) и участие в организации оптической промышленности оставляли Д.С.Рождественскому всё меньше времени для личной научной работы. В 1925—1930 гг. он не опубликовал ни одной существенной статьи. Это привело его к решению оставить пост директора и научного руководителя ГОИ. В 1932 году он приглашает для научного руководства институтом молодого академика Сергея Ивановича Вавилова, а сам занимает должность начальника спектроскопического отдела.
Последние годы жизни и деятельности
Уменьшение нагрузки позволило Д.С.Рождественскому сосредоточиться на научной работе в области спектроскопии и микроскопии и, кроме того, подготовить детальный план оптического раздела для Физической энциклопедии, организовать и возглавить Комиссию Академии наук по изучению редкоземельных элементов, работать в Комиссии по Менделеевским премиям и организации Менделеевских чтений, разработать проект реорганизации Библиотеки Академии наук, выступать с докладами, в том числе на принципиально важной для определения путей развития науки в стране сессии Академии Наук СССР в марте 1936 года. Тем не менее, обстоятельства сложились так, что в декабре 1938 года Д.С.Рождественский с группой сотрудников ушёл из ГОИ и 1 января 1939 года вернулся в Физический институт университета, перенеся туда же свои исследования. Это было связано с реорганизацией ГОИ, направленной на усиление его отраслевых функций и сокращение ряда научных работ, не имеющих, по мнению руководства, непосредственной связи с практикой. Должность, которую он оставил за собой в ГОИ, – консультант в лаборатории микроскопии. Д.С.Рождественский и раньше интересовался этой тематикой применительно к своему давнему увлечению – биологии. В работах 1939 –1940-х годов он установил законы образования изображений в микроскопе с учётом реальных условий освещения, рассмотрел методы наблюдения сложных (прозрачных) объектов. Только за последний год жизни Д.С.Рождественский подготовил свою наиболее объемистую статью по теории микроскопии, собрал экспериментальную установку и провел совместно с помощником Н.П.Пенкиным исследования аномальной дисперсии в пара́х тугоплавких металлов, опубликованные уже после его смерти. Но даже такая напряженная работа не могла смягчить тяжесть потери – смерти О.А.Добиаш-Рождественской. Приведя в порядок дела и отдав последние распоряжения, Д.С.Рождественский 25 июня 1940 года добровольного ушёл из жизни. Незадолго до ухода из жизни Д.С.Рождественский в частном письме, адресованном Т.П.Кравцу, писал: «…что бы ни случилось далее, наша страна сделала первое и мощное, полное успеха усилие за истинное равенство людей, первый шаг по пути социализма. Она начала планомерную, упорную и суровую борьбу за любовь людей друг к другу, за свободу — истинную свободу народов. Ольге Антоновне и мне как рядовым работникам дана была великая радость принять участие в этом устремлении и бросить на него наши усилия. Этим осветилась вторая половина нашей жизни, дан был ей смысл, дана была цель, и мы оба всегда верили, что она будет достигнута быстро, несмотря на грозный ещё мрак кругом нашей страны.» Человек удивительной скромности, Д.С.Рождественский никогда не выделял своих заслуг и, напротив, всячески подчёркивал успехи своих коллег и учеников. Будучи чрезвычайно щепетильным в вопросах авторства, Д.С.Рождественский избегал ставить своё имя на статьях учеников, даже если работа была выполнена по его идее и с его помощью. Среди многих десятков его статей есть всего две, опубликованные совместно с его учениками. Выдающийся учёный, создавший самый крупный оптический институт и авторитетную научную школу оптиков, один из организаторов оптической промышленности в СССР, Д.С.Рождественский к концу жизни не имел ни одной государственной награды. Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде: 1912—1915 — Тучков переулок, 5; 1915—1931 — Университетская набережная, 7; 1931—1939 — Биржевая линия Васильевского острова, 14; 1939—1940 — Биржевая линия Васильевского острова, 4; 1916—1940 — Биржевая линия Васильевского острова, 14 (работал).
Память
Для увековечивания памяти Д.С.Рождественского ежегодно, начиная с 1947 года, в ГОИ проводятся Чтения его имени. В фойе главного здания ГОИ в 1976 году установлен бюст-памятник Д.С.Рождественскому, на здании института, где он жил и работал – мемориальная доска. 25 августа 1969 года Совет Министров СССР учредил премию имени Д.С.Рождественского за работы в области оптики. В 1995 году Академией наук учреждена премия Д.С.Рождественского по оптике. В 1990 году году имя Д.С.Рождественского присвоено Оптическому обществу России. Труды Д.С.Рождественского издавались дважды – в 1949 и 1964 гг. Литература: Рождественский Дмитрий Сергеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редакторА.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Храмов Ю.А. Рождественский Дмитрий Сергеевич // Физики : Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Москва : Наука, 1983. — Страница 235. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров; Биографический очерк из книги «Академик Д.С.Рождественский. Собрание трудов». — Москва—Ленинград: издательство Академии Наук СССР, 1949.

SvencickyIl0 (492x700, 293Kb)
1876
Илларион Семёнович Свенцицкий (украинское имя — Іларіон Семенович Свєнціцький)
украинский учёный, искусствовед, этнограф, филолог, доктор филологических наук с 1902 года. Организатор и первый директор украинского Национального музея во Львове. Родился в селе Буск, тогда Галицкое наместничество Австро-Венгрия, в семье директора школы Свенцицкого С.Ф. (1842—1926). После окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Львовского университета им. Яна Казимира. В 1899 продолжил обучение в качестве вольнослушателя историко-филологического факультета Петербургского университета и Археологического института. В российской столице его учителями стали такие известные учёные, как А.Шахматов, А.Соболевский, Ф.Корш, В.Ламанский и другие. Лингвистическое образование он углубил в Вене под руководством И. Ягича, защитил докторскую диссертацию про деятельность Максима Грека. С 1913 — приват-доцент кафедры славянской филологии Львовского университета. Действительный член НТШ с 1914 г. Был членом группы галицко-русских социалистов. В начале 1920-х годов — в числе организаторов и один из ведущих преподавателей тайного университета во Львове 1921—1925. За эту деятельность И. Свенцицкий был уволен с работы во львовском Университете Яна-Казимира. Позже он был восстановлен там же в должности приват-доцента. В 1944—1950 заведовал кафедрой славянской филологии Львовского университета. С 1944 — заведующий Львовского отдела института общественных наук Академии Наук Украинской ССР. На протяжении 47 лет с 1905 по 1952 И. Свенцицкий был первым и бессменным директором Национального музея во Львове (с 1939 г. — Государственный музей украинского искусства). Умер во Львове 18 сентября 1956 года.
SvencickyIlгроб (513x700, 369Kb)
Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.
Научная деятельность И.Свенцицкого была посвящена проблемам искусствоведения, языкознания, славистики и литературоведения. Несколько десятков лет он работал во Львовском университете. Среди заслуг учёного — участие в создании в 1905 Национального музея во Львове. Его старое название — Львовский государственный музей украинского искусства. Свенцицкий — автор многих научных трудов, среди них — «Бучацкое Евангелие XIII века», «Язык Галицко-Волынской летописи». Учёный писал также работы по украинскому фольклору и этнографии. А как литературовед известен своими глубокими исследованиями творчества Ивана Франко. Первым на Украине оценил художественные достоинства народной живописи на стекле. За полвека Свенцицкому удалось собрать огромные богатства. Около пяти тысяч икон, несколько тысяч образцов деревянной скульптуры и декоративной резьбы по дереву, десятитысячную коллекцию старопечатных и рукописных книг, пятнадцать тысяч гравюр и рисунков, коллекции нумизматики и сфрагистики, многочисленное собрание народного искусства. Получили признание его многочисленные славистические труды по русистике, белорусистике, сербистике, болгаристике, полонистике. Как украинист он исследовал памятники письменности, истории украинского языка, украинский говор и диалекты. Был одним из первых украинских палеографов, первым исследователем украинского книжного орнамента, выдающимся знатоком украинской рукописной и печатной книги.

Camillo_Karl_Schneider (606x700, 199Kb)
1876
Камилло Карл Шнайдер (немецкое имя — Camillo Karl Schneider)
австрийский ботаник, садовник и ландшафтный архитектор. Камилло Карл Шнайдер родился в коммуне Вермсдорф, Северная Саксония, Саксония. В 1904 году он опубликовал свои первые работы, в том числе начало тома «Illustrated Handbook of Broad-leaved Trees», который он завершил в 1912 году. В 1913 году при поддержке Австро-Венгерского дендрологического общества Камилло Карл Шнайдер совершил поездку в Китай, где он произвёл сбор растений и семян для ботанического сада Pruhonitz. Камилло Карл Шнайдер уехал из Китая через Шанхай в 1915 году, путешествуя в Бостон, где он работал в Arnold Arboretum наряду с Чарльзом Спрэгом Сарджентом, Альфредом Редером и Эрнестом Генри Уилсоном до 1919 года, когда он приехал в Вену. Через два года Камилло Карл Шнайдер переехал в Берлин, где умер 5 января 1951 года.
Camillo_Karl_Schneider0 (518x700, 335Kb)
Научная деятельность: Камилло Карл Шнайдер специализировался на семенных растениях. Публикации: 1903: Gärtnerische Vermessungskunde umfassend geometrisches Zeichnen, Berechnungen, Feldmessen, Nivellieren und Planzeichnen: eine Anleitung zum Gebrauch für den Selbstunterricht und für gärtnerische Lehranstalten. Издание Schmidt. 168 pp.; 1903: Dendrologische Winterstudien. Издание G. Fischer. 290 pp.; 1904: Handbuch der Laubholzkunde: Charakteristik der in Mitteleuropa heimischen und im Freien angepflanzten angiospermen Gehölz-Arten und Formen mit Ausschluß der Bambuseen und Kakteen. Издание Fischer. 592 pp.; 1904: Illustrated Handbook of Broad-leaved Trees; 1905: Die Gattung "Berberis" (Euberberis). Vorarbeiten für eine Monographie // Bull.Herb.Boissier.Sér.2, janvier 1905, Genève, pp. 33 sq; 1924: Das rosenbuch. Volumen 2 de Bücher der gartenschönheit. Издание Gartenschönhei. 136 pp. Con Wilhelm Mütze; 1950: Hecken im Garten (Hedges in the Garden). Литература: Аделунг Н.Н. Шнейдер, Карл-Камилло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных.). — Спнкт-Петербург, 1890—1907; Robert Zander; Fritz Encke, Günther Buchheim, Siegmund Seybold (Hrsg.): Handwörterbuch der Pflanzennamen. 13. Auflage. Ulmer Verlag, Stuttgart 1984, ISBN 3-8001-5042-5.

Kilizhekov_Grigory_Petrovich (447x700, 117Kb)
1877
Григорий Петрович Килижеков
старший табунщик колхоза «10-й Октябрь» Боградского района Хакасской автономной области, Красноярский край. Родился на заимке Килижеково на территории современного Алтайского района Республики Хакасия, в семье потомственного скотовода. Хакас. Семья Килижековых была зажиточной b, опасаясь раскулачивания, покинула родословное место и переселилась в село Троицкое ныне Боградского района. Часть лошадей и коров его отец, Пётр Килижеков, добровольно сдал в местный колхоз «10-й Октябрь», а сам вместе с сыновьями и братом стали работать табунщиками. В период Великой Отечественной войны Григорий Петрович продолжал трудиться в колхозе табунщиком, поставлял для нужд Красной Армии лучших в Хакасии обученных верховых коней. Он неоднократно получал от советских военачальников разного ранга благодарности за хорошо подготовленных лошадей. По итогам работы в 1947 году Г.П.Килижеков вырастил при табунном содержании 60 жеребят от 60 кобыл, имевшихся на начало года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Килижекову Григорию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». По итогам работы в 1949 году Г.П.Килижеков был награждён вторым орденом Ленина. Проживал в селе Троицком. Скончался 9 августа 1959 года. Награждён 2 орденами Ленина (23 июля 1948; 19 октября 1950), медалями.

1878
Даниил Ильич Похитонов
дирижёр Мариинского театра, Профессор Ленинградской консерватории. Народный артист РСФСР (1957). Родился в Финляндии в посёлке Райвола (ныне — посёлок Рощино Ленинградской области), где его отец в 1870-х годах служил бухгалтеромна чугунолитейном заводе. Окончил Райволовскую сельскую школу, в 1905 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у С.Ф.Цурмюлен, по теории композиции и инструментовки — у А.К.Лядова, А.К.Глазунова и Н.А.Римского-Корсакова. С 1905 - пианист-концертмейстер и хормейстер, с 1909 по 1956 - дирижёр Мариинского театра, а с 1918 по 1932 также Малого оперного театра. Профессор Ленинградской консерватории с 1939. В 1919 и с 1938 по 1941 преподавал классы оперного ансамбля и дирижирование духовым оркестром. Блестящий знаток оперного репертуара, обладал прекрасной техникой, безупречно точно воспроизводил партитуры. Как аккомпаниатор он обладал тонким чувством ансамбля. Выступал преимущественно в классическом репертуаре. Начало работы в Мариинском театре было скромным, но там он получил великолепную школу, работая сначала пианистом-концертмейстером, а затем хормейстером. За пульт Мариинского театра его привёл обычный случай: заболел Ф.Блуменфельд и нужно было провести спектакль вместо него. Это произошло в 1909 году - дебютом стала «Снегурочка» Римского-Корсакова. На большое дирижерское будущее Похитонова благословил сам Э.Направник. Важную роль в творческом становлении музыканта сыграло гастрольное выступление в Москве, где он продирижировал в 1912 году «Хованщиной» с участием Шаляпина. Знаменитый певец был очень доволен работой дирижера и в дальнейшем с удовольствием пел в постановках, руководимых Похитоновым. Список «шаляпинских» спектаклей Даниила Ильича весьма обширен: «Борис Годунов», «Псковитянка», «Русалка», «Юдифь», «Вражья сила», «Моцарт и Сальери», «Севильский цирюльник». В качестве хормейтера, Похитонов принял участие в гастролях русской оперы в Париже и Лондоне 1913г. Шаляпин пел здесь в «Борисе Годунове», «Хованщине» и «Псковитянке». Позднее, когда фирма «Пишущий амур» сделала несколько записей Шаляпина, Похитонов был партнером великого певца. К советам опытного концертмейстера и дирижера всегда внимательно прислушивались многие певцы, среди которых Л.Собинов, И.Ершов, И.Алчевский. Умер в Ленинграде 31 декабря 1957 года. Семья: Отец — Илья Данилович Похитонов; Мать — Елизавета Семеновна Похитонова; Братья — (у Даниила Ильича было пять братьев). Первые учителя: сельский учитель П.И.Травин; сельский учитель И.В.Орнатский; священник Гавриил Розанов; псаломщик С.А.Каменев; вдова дьякона Оболенского — Анастасия Ивановна Оболенская. Оперные постановки: «Хованщина» (1912, 1926, 1944); «Севильский цирюльник» (1916, 1924); «Евгений Онегин»; «Фенелла» Д.Обера; «Мефистофель» Бойто (1918); «Вражья сила» (1920); «Юдифь» (1925) А.Серова; «Лоэнгрин» (1923); «В борьбе за коммуну» (на муз. оперы Пуччини «Тоска» (1924); «Паяцы» (1929); «Сказка о царе Салтане» (1930); «Лакме» (1931); «Псковитянка» (1933); «Дубровский» Э. Направника (1947); «Кармен» (1948). Сочинения: "Из прошлого русской оперы". Ленинград, 1949. Библиография: Богданов-Березовский В., Ленинградский Государственный академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова, Ленинград-Мосмква, 1959, страницы 71-73. 70; Современные дирижёры, сборник, составители Л.Григорьев и Я.Платек, Москва, 1969.

Сергей Сергеевич Бехтеев  (552x700, 335Kb)
1879
Сергей Сергеевич Бехтеев
русский поэт и драматург, белогвардейский офицер, эмигрант первой волны. Гражданская лирика Бехтеева посвящена идеалам монархизма. Был лично знаком с семьями Николая II и претендента на российский престол великого князя Кирилла Владимировича. Родился в имении Липовка Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас Задонский район Липецкой области). Из старинного дворянского рода, известного с 1571 года. Отец, Сергей Сергеевич (старший) начинал карьеру мировым судьёй, был предводителем елецкого дворянства, тайным советником и членом Государственного Совета. Сергей Сергеевич открыл в Ельце первый в России хлебный элеватор и отделение Государственного Банка, занимался проблемами регулярного пароходства по Дону и многим другим. Три родные сестры Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора. Учился в Александровском лицее, который окончил в 1903 году. По окончании Лицея издаёт сборник стихов, посвящённый императрице Александре Фёдоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому ремесленному приюту. В том же году поступает служить в подшефный императрице Кавалергардский полк, получает чин офицера. С началом Первой мировой войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в лазарет, где его посещает императрица с великими княжнами. После излечения возвращается на фронт, где снова получает ранение — в грудь, опять попадает в госпиталь и получает отпуск. Затем вновь в действующей армии на Кавказе. В октябре 1917 года на пепелище собственного дома в Липовке пишет ряд патриотических стихов. Часть стихов удалось передать Царской семье в Тобольск. Бехтеев решает, что его долг — послужить «гибнущей отчизне», и уезжает в Добровольческую армию. Публикуется в ряде военных газет. В ноябре 1920 года покинул Крым и прибыл в город Нови-Сад в Сербии, где выпустил ряд сборников стихов («Песни русской скорби и слез», «Два письма», «Песни сердца») и редактировал газету «Русское Знамя». С 27 августа 1923 года по 16 февраля 1925 года работал в газете «Вера и Верность». После вынужденного закрытия газеты в 1925 году, совместно с родным братом Алексеем Сергеевичем (15 февраля 1883 года, Елец — 15 июля 1967 года, Касабланка), приступил к изданию газеты аналогичной направленности — «Русский Стяг». Газета издавалась до конца 1927 года. Сергей Сергеевич выступал в газете и как редактор, и как публицист, и как поэт. Стихи публикует под псевдонимами: Сергей Терпигорев, «Летописец», «Верноподданный». В 1927 году в Новом Футоге С.С.Бехтеевым было написано стихотворение, посвященное памяти Верховного Правителя адмирала А.В.Колчака «Колчак. (Верховный Правитель России)». С конца 1929 года жил в Ницце (Франция), где также выпускал сборники стихов («Царский гусляр», 4 сборника стихов «Святая Русь»), был ктитором и старостой домового храма в честь иконы Божией Матери «Державная». 1938 году Бехтеев написал стихотворение «Царский-Крест» с посвящением В.В.Свечину, председателю Союза ревнителей Памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут крест-памятник. Последний IV выпуск сборника «Святая Русь» Бехтееву помогла издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце «Дом отдыха» для русских воинов. Умер в Ницце (Франция) 4 мая 1954 года. Похоронен на местном русском кладбище Кокад. Надпись на могильной плите гласит: Корнет, лицеист Императорского Александровского Лицея 59 курса, царский поэт и офицер белой армии.

Пошли нам, Господи, терпенье...

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молится кротко за врагов!
С.С.Бехтеев

Самое известное стихотворение Бехтеева — «Пошли нам, Господи, терпенье…» (Елец, октябрь 1917). Автор послал это стихотворение через графиню А.В.Гендрикову царской семье, находившейся в заключении в Тобольске. Его собственноручно переписала старшая дочь Николая II великая княжна Ольга Николаевна, поэтому оно нередко ошибочно приписывалось ей и получило большую известность в русском зарубежье 1920-х годов. Стихотворение сочувственно (хотя отметив его недостатки) оценил Владислав Ходасевич, считавший его автором великую княжну. Основная тематика других его произведений: трагедия России и русского народа, предательство царя ближайшим окружением, Гражданская война, надежда на воскрешение России и т. п. Многие стихи поэта положены на музыку и исполняются Жанной Бичевской. Несколько стихотворений Бехтеев посвятил еврейской теме («Красное знамя», «Жидовин»); по мысли поэта, «лжецы-иудеи» обманули красным знаменем «доверчивый ум христиан», «всё золото мира рабами Ваала сдаётся еврейским ворам», «пирует жидовское племя, глумясь над святыней Креста», а в событиях революции он видит месть евреев христианам «за веру в ученье Христа»; в ней «сбылись предсказанья Кагала». Данный мотив в его творчестве («закабаление России инородческой „пятой колонной“») сочувственно выделяет поэт, главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин. В Липецке есть улица Бехтеева. В городе Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева. В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские Чтения. В Елецком Государственном Университете имени И.А.Бунина ежегодно проводтся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева. Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвященный пребыванию Сергея Бехтеева в Югославии.

Ardengo_Soffici (496x700, 262Kb)
1879
Арденго Соффичи (итальянское имя — Ardengo Soffici)
итальянский художник и художественный критик. Родился в Риньяно-сулл'Арно, Тоскана. Один из основателей футуризма. Поддерживал фашизм. Арденго Соффичи был крупнейшей фигурой флорентийской группы футуристов, концентрировавшихся вокруг журналов «La Voce» и «Lacerba» — двух важнейших публицистических изданий итальянского авангарда. В 1897 году Арденго Соффичи поступает в Академию изящных искусств во Флоренции, затем продолжает изучать живопись в Париже, где с 1904 года выступает художественным критиком и иллюстратором. В этот период он знакомится с Пикассо, Браком, Джино Северини, Аполлинером. В 1907 году возвращается во Флоренцию, где пишет статьи для газеты «Leonardo», издаваемой его другом Джованни Папини. С 1908 года работает также для нового журнала «La Voce», в котором публикует ряд своих эссе о современной французской живописи и литературе. Находясь со времени парижской поездки под сильным влиянием кубизма, А.Соффичи в своих статьях подвергает резкой критике футуристическую живопись.
ardengo-soffici (445x600, 102Kb)
Конфликт с «миланцами»
В 1911 году Соффичи пишет уничтожающую критическую статью об организованной в Милане миланской группой футуристов Маринетти «Выставке футуристической живописи». После этого выступления группа «миланцев» в составе Маринетти, У.Боччони и К.Карра отправилась во Флоренцию на встречу с Соффичи и членами редакции журнала, чтобы «прояснить позиции». Встреча, назначенная в известном кафе «Giubbe Rosse», закончилась дракой, но всё-таки футуристам обеих групп — флорентийской и миланской — в конце концов удалось решить все спорные вопросы и начать сотрудничество. В 1912 году произошёл окончательный переход Соффичи в лагерь футуристов, а с 1 января 1913 года он вместе с Дж.Папини начинают издавать новый художественно-литературный журнал «Lacerba», пропагандирующий футуристическое искусство.
Отход от футуризма
Однако, вследствие амбициозного характера Маринетти и его требованиям во всём следовать ортодоксальному футуризму, в 1914 году в редакции журнала возникают трения и в 1915 он закрывается. Арденго Соффичи после этого постепенно отходит от футуристического искусства, перейда на фигуративную живопись. Начиная с 1920-х годов поддерживал фашистское движение.
Личная жизнь
В 1912 году Соффичи познакомился в Париже с русской художницей Александрой Экстер. Между ними возник бурный, но не слишком продолжительный роман. Умер в Форте-дей-Марми, Тоскана, 19 августа 1964 года. Литература: Sylvia Martin «Futurismus», Köln 2005.

ShpetGG (532x700, 318Kb)
1879
Густав Густавович Шпет
русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы, педагог. Полиглот, знавший 17 языков. Действительный член (1921) и вице-президент (1923—1929) Государственной академии художественных наук. Родился в Киеве. Густав — внебрачный ребёнок офицера австро-венгерской армии по фамилии Кошиц и Марцелины Иосифовны Шпетт из обедневшей польской дворянской семьи. В 1898 году Густав Шпет окончил 2-ю киевскую гимназию и поступил в местный Императорский университет Святого Владимира на физико-математический факультет. За участие в революционном студенческом движении он был исключён из университета и выслан из Киева. В 1901 году, вернувшись после высылки, он снова поступил в университет, теперь на историко-филологический факультет, который закончил с дипломом II степени в 1905 году. Участвовал в «психологической семинарии» Г.И.Челпанова. Его конкурсное сочинение «Ответил ли Кант на вопросы Юма» было удостоено золотой медали и опубликовано в университетском издательстве. После окончания два года работал учителем в частных гимназиях. Среди прочего, преподавал в 1906/1907 учебном году в киевской Фундуклеевской женской гимназии, где среди учениц выпускного 7-го класса была Анна Горенко (в будущем — поэтесса Анна Ахматова). В 1907 году Шпет переехал в Москву, где читал лекции во многих вузах и гимназиях, в частности в университете Шанявского, Высших женских курсах, педагогическом институте. Ездил в Сорбонну, Эдинбург. В 1910 году получил звание приват-доцента. В 1912—1913 годах стажировался в Гёттингенском университете. Слушал лекции Гуссерля по феноменологии. Результатом стажировки стала работа Шпета «Явление и смысл» (1914), в которой представлена интерпретация гуссерлевских «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии». Диссертация Шпета «История как проблема логики» была защищена в Московском университете в 1916 году. В этом же году он был избран профессором Высших женских курсов и приват-доцентом Московского университета. Преподавал в Алфёровской гимназии, известном московском либеральном учебном учреждении для девочек, и женился на его выпускнице Наташе Гучковой. В 1918—1921 годах — профессор историко-филологического факультета Московского университета; читал лекции по логике и педагогике. В 1918 году подготовил к публикации сочинение «Герменевтика и её проблемы», но работа была издана только в 1989—1991 годах. С 1921 года — действительный член Российской Академии Художественных Наук, с 1924 года — вице-президент Российской Академии Художественных Наук (с 1927 года — Государственная Академии Художественных Наук). В этот период Шпет продолжал работу над «Историей как проблемой логики», издал работы: «Внутренняя форма слова», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую психологию» и др. В 1921 году возглавил Институт научной философии, созданный при факультете общественных наук 1-го МГУ, уволен с занимаемой должности в 1923 году.С 1932 года — проректор Академии высшего актёрского мастерства.
Философия
Шпет считал, что философия должна быть «чистым знанием». Парменидовско-платоновское учение должно быть обновлено в свете герменевтики, таким образом получается онтологическая связка «бытие — мышление — слово». Разрешая психофизическую проблему постулированием тождества предмета мысли и предмета бытия, Шпет сосредотачивает внимание на том, как это тождество являет себя в мире — в слове. Слово — это не только единица герменевтического анализа, слово — это целое. Разум порождает словесный мир, за рамками которого невозможно познание, однако в слове можно выразить любую вещь, в том числе и сам мир. «Чистая философия» Шпета вступает в конфликт с «софийной» мудростью русской философии конца XIX — начала XX века. В связи с этим Шпет констатирует неудовлетворительное состояние мысли в России, поэтому следует говорить о философствовании в России, а не о наличии самостоятельной философской школы. Оригинальным было лишь философствование о судьбе России, заключает Шпет.
Эстетика
Искусство и эстетика в понятии Шпета являются синонимами. Задачей искусства является бесцельное украшение, красота. Ввиду того, что весь мир есть слово, а слово — архетип культуры, в сфере искусства может быть только фиктивное, то есть культура. Природа в себе в отличие от культуры сохраняет «естественное безобразие» и не может стать предметом искусства. Стержневым понятием в философии искусства является «структура слова», которая охватывает не только форму и содержание слова, но и связь между значением и предметом. Слово при этом есть многозначное понятие, которое относится не только к отдельным вещам, но и к более крупным грамматическим единицам: предложение, текст, язык и т. д. Поэзия не истолковывает мир, как научная речь, и не направлена на эмоциональное воздействие на слушателей, как риторическая речь, но преобразует сам язык, приобретая тем самым исключительное значение. Поэзия образует саму культуру, которая является предметом искусства.
Арест и смерть
В ночь с 14 на 15 марта 1935 года был арестован. После окончания следствия (следователь Терёхин) был осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, приговорён к 5 годам ссылки и отправлен в Енисейск, затем по его просьбе переведён в Томск, куда прибыл 24 декабря 1935 года. Жил в Колпашевском переулке, дом 9. Поддерживал знакомство с профессорами Н.И.Карташовым и С.В.Мясоедовым, высланным в Томск Н. Эрдманом. Занимался переводами (переписка Шиллера с Гёте, «Три разговора…» Беркли и др.). Последняя работа Шпета — перевод «Феноменологии духа» Георга Гегеля (издана в 1959 году). 27 октября 1937 года был арестован вторично, обвинён в участии в антисоветской организации и 16 ноября расстрелянв в Колпашево. В 1956 году семья Г.Г.Шпета получила справку прокуратуры Томской области о реабилитации «за недоказанностью состава преступления» и свидетельство о его смерти 23 марта 1940 года от воспаления лёгких. Лишь 10 апреля 1990 года было получено подлинное свидетельство, в котором указана истинная причина смерти Г.Г.Шпета — расстрел. В Томском литературном музее Дома Шишкова (улица Шишкова, дом 10) хранится коллекция, переданная дочерью Г.Шпета — М.Г.Шторх, личные вещи и предметы домашнего обихода семьи Шпетов, стереоснимки начала XX века и фотографии, автографы Шпета, копии писем философа Л.И.Шестова, родословная; письма М.Г.Шторх и внуков Шпета — М.К.Поливанова и Е.В.Пастернак, статьи из периодики о жизни и творчестве Шпета. 22 февраля 2016 года в Москве на фасаде дома № 17 по Брюсову переулку был установлен мемориальный знак «Последний адрес» Густава Густавовича Шпета.
Семья
Первая жена — Мария Александровна Крестовоздвиженская (на сцене Крестовская); Дочь — Поливанова, Маргарита Густавовна. Её муж — Константин Михайлович Поливанов; Поливанов, Михаил Константинович — физик; Поливанова Анна Константиновна — лингвист; Дочь — Шпет, Ленора Густавовна (1905—1976) — театровед, работала в Государственном Центральном театре кукол. Муж — Владимир Александрович Вальтер (1901—1974), актёр театра кукол С.В.Образцова; Пастернак, Елена Владимировна — жена Евгения Борисовича Пастернака, филолог; Дети: Пётр (родился в 1957), театральный художник, дизайнер; Борис (родился в 1961), архитектор; Елизавета (родилась в 1967), филолог; Вторая жена — Наталья Константиновна Гучкова, дочь К.И.Гучкова; Дочь — Максимова Татьяна Густавовна (3 сентября 1914 — 30 сентября 2011) — журналист. Муж — Сергей Александрович Максимов (1912—1961), инженер; Максимова, Екатерина Сергеевна — балерина. Муж — Васильев, Владимир Викторович; Дочь — Шторх, Марина Густавовна (31 мая 1916 — 16 января 2017) — педагог ЦМШ. Первый муж — Сергей Шторх, второй муж — Вадим Александрович Рудановский; Шторх, Алексей Сергеевич (12 сентября 1937 — 26 июля 2014), фотограф, жокей; трое детей от второго брака: Елена (родилась в 1940), Наталья (родилась в 1947), Дмитрий (родился в 1953); 11 внуков, 13 правнуков, 1 праправнучка (на 2013 год); Сын — Шпет, Сергей Густавович (июнь 1919 — 8 августа 1972) — учитель русского языка и литературы, методист, работал в московской школе № 29 имени А.С.Грибоедова. Сын: Шпет Сергей Густавович — учитель русского языка и литературы, работал в Московской школе № 29 имени А.С.Грибоедова. Дочери: Шпет Ленора Густавовна (1905—1976) — театровед, работала в Государственном центральном театре кукол; Максимова Татьяна Густавовна (1914 —); Шторх Марина Густавовна (1916 —) — преподаватель математики Московского Государственного Педагогического Института; Поливанова Маргарита Густавовна. Внуки Г.Г.Шпета: жена Евгения, сына Бориса Пастернака Елена Пастернак; великая русская балерина Екатерина Максимова; физик Михаил Поливанов; лингвист Анна Поливанова. Сочинения: Проблема причинности у Юма и Канта, 1907; Явление и смысл, 1914; Философское наследство П.Д.Юркевича, 1915; История как проблема логики, 1916; Шпет Г.Г. История как проблема логики: Критические и методологические исследования.. — Издание3. — Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 488 страниц. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01570-7; Сознание и его собственник, 1916; Герменевтика и её проблемы, 1918; Философское мировоззрение Герцена, 1921; Очерки развития русской философии, 1922; Антропологизм Лаврова в свете истории философии, 1922; Эстетические фрагменты, 1922—1923; Введение в этническую психологию, 1927; Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольда, 1927; Источники диссертации Чернышевского, 1929. В настоящее время издается Собрание сочинений Г.Г.Шпета, включающее неизданные ранее, незавершенные произведения философа, хранящиеся в семейном архиве и ОР РГБ. Вышло восемь томов: Шпет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Ответственный редактор-составитель Т.Г.Щедрина. — Москва: РОССПЭН, 2005. — 688 страниц; Густав Шпет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие / Ответственный редактор-составитель Т.Г.Щедрина. — Москва: РОССПЭН, 2005. — 719 страниц; Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды / Ответственный редактор-составитель Т.Г.Щедрина. — Москва: РОССПЭН, 2006. — 624 страниц; Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Ответственный редактор-составитель Т.Г.Щедрина. — Москва: РОССПЭН, 2007. — 712 страниц; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. I / Ответственный редактор-составитель Т.Г.Щедрина. — Москва: РОССПЭН, 2008. — 592 страницы; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. II. Материалы. Реконструкция Татьяны Щедриной. — Москва: РОССПЭН, 2009. — 864 страницы; Шпет Г.Г. Философская критика: отзывы, рецензии, обзоры / Ответственный редактор-составитель Т.Г.Щедрина. — Москва: РОССПЭН, 2010. — 488 страниц; Шпет Г.Г. Философия и наука: лекционные курсы / Ответственный редактор-составитель Т.Г.Щедрина. — Москва: РОССПЭН, 2010. — 496 страниц; Переводы: Феноменология духа (Гегель).Литература: Щедрина Т.Г. «Я пишу как эхо другого…». Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. — Москва: Прогресс-Традиция, 2004. — 416 страниц; Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. — Москва: РОССПЭН, 2008. — 391 страницы; Щедрина Т.Г. Рецензия на книгу: Г.Г.Шпет. История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Материалы. В 2-х частях / Под редакцией B.C.Мясникова. — Москва: Памятники исторической мысли, 2002. — 1168 страниц; Щедрина Т.Г. Четыре письма Л.Б.Каменеву, или Роль Густава Шпета в переводах Шекспира… Шпет в Сибири: ссылка и гибель. — Томск: «Водолей», 1995. — 336 страниц; Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания / Редактор В.А.Лекторский, Л.А.Микешина, Б.И.Пружинин, Т.Г.Щедрина. — Москва: Языки славянских культур, 2006. — 464 страницы; К.А.Свасьян. «Растождествления. Г.Г.Шпет» Густав Шпет и его философское наследие. У истоков семиотики и структурализма. Научный редактор Т.Г.Щедрина. Москва: РОССПЭН, 2010; Щедрина Т.Г. «Когда уходит „сфера разговора“… По дневникам Густава Шпета и Михаила Пришвина»

Erik_bergvall_(Restored) (546x700, 136Kb)
1880
Эрик Густаф Бергваль (шведское имя — Erik Gustaf Bergvall)
шведский ватерполист, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в посёлке Сала, лен Вестманланд, Швеция.
На Играх 1908 в Лондоне Бергваль входил в состав шведской сборной. Проиграв в полуфинале, она в итоге заняла третье место и получила бронзовые медали. Умер в приходе Бромма, Стокгольм, Швеция, 4 февраля 1950 года.

bogomaz (525x700, 74Kb)
1880
Александр Константинович Богомазов
украинский художник, видный представитель и теоретик украинского/русского художественного авангарда (Русский Авангард, как правило, понимают все новаторское искусство появившееся в XX веке на территории Российской Империи / СССР, преимущественно возглавляемое русскими художниками). В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда. Александр Богомазов прошёл в своем творчестве несколько периодов. Самые знаменитые — кубофутуризм (1913—1917) и спектрализм (1920—1930). В 1920-х вместе с В.Татлиным и В.Меллером преподавал в Киевской художественной академии. Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Лишь в середине 1960-х. во время оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов (Д.Горбачев, Череватенко, и др.). Родился в селе Ямполь, Харьковской губернии (теперь Сумская область). 1896—1902 — учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище. 1902 — поступление против воли отца в Киевское Художественное Училище, разрыв с отцом. 1905 — исключение из училища за участие в студенческой забастовке. 1905—1907 — учёба в частной студии профессора С.И.Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф.Рерберга и К.Юона, Москва. 1908 — возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище. 1908—1910 — увлечение импрессионизмом, сближение А.Экстер, Д.Бурлюком, М.Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль». 1911, 16 мая — окончание Киевского Художественного Училища. 1911—1915 — путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев. 1913 — Брак с художницей В.В.Монастырской. Организация «Кольца» — кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца». 1914 — написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца». 1915—1917 — переезд на Кавказ — преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах. 1917 — Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы. 1917—1918 — преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе. 1918, 9 июня — выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине». 1919—1920 — один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка). 1920—1922 — рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек. 1922—1930 — преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. — Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 — избрание профессором станковой живописи. C 1923 — обострение туберкулёза приобретенного в годы революций. 1930, 3 июня — умер в Киеве. Похоронен на Лукъяновском кладбище. Был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению памяти А.Богомазова. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931). А потом наступили 33 года запрета и забвения. Выставки: 1908 — Киев, участие в выставке «Звено»; 1913 — Киев, участие в выставке группы «Кольцо»; 1930 — Венеция, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»; 1931 — Цюрих, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»; 1966 — Киев, небольшая персональная выставка в Киевском Доме Литераторов; 1991 — Загреб, в составе выставки Ukrainian Avant-garde of 1910s-1930s / Ukrajinska Avangarda 1910—1930. Muzej Suvremene Umjetnosti, Zagreb, Croatia 16 декабря 1990 — 24 февраля 1991; 1991 — Тулуза, Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse; 1992 — Киев, выставка (задуманная к 100-летию со дня рождения) в Музее Украинского Искусства; Трактат «Живопись и Элементы». Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913—1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел: Взаимосвязи и роли Объекта, Художника, Картины и Зрителя в художественном произведении; Взаимодействие структурных элементов картины в восприятии зрителем — точек, линий, основных геометрических фигур, цветов, ритмов, и т.д. «Искусство — бесконечный ритм, художник — его чувствительный резонатор», — говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год. Своё исследование Александр Богомазов посвятил своей жене, музе всей своей жизни, киевской художнице, Ванде Витольдовне Монастырской. Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse, а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / The Art and the Elements. Литература: Каталог выставки Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse (21 июня-28 августа 1991); Фонд UA 804 Україна ЦДАМЛМ (Центральный Государственный Художественно-Литературный Архив Украины); Альбом «Український Авангард 1910—1930 років», автор-составитель Дмитрий Горбачев, Киев, «Мыстецтво», 1996. (ISBN 5-7715-0253-7); Украинские авангардисты как теоретики и публицисты. Дмитрий Горбачев. Киев. 2005. 384 страницы. На языке оригиналов: русский, украинский. ISBN 966-7237-20-6 (9667237206); Exhibition. Ukrainian Avant-garde of 1910s-1930s / Ukrajinska Avangarda 1910—1930. Muzej Suvremene Umjetnosti, Zagreb, Croatia 16 декабря 1990 — 24 февраля 1991; О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / The Art and the Elements. Упор., перевод с украинского Т.Попова. Київ. Задумчивый Страус — 1996. — 152 cтраницы с иллюсьрациями. ISBN 996-532-001-7 (издано при поддержке Фонда «Відродження»); Боулт Д.Э. Перепутья./Джон Э.Боулт; Перевод с английского Б.Егорова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1???. — № ??. — С. ?? : иллюстрации; Богомазов А. Живопись и элементы : Из трактата / А.Богомазов ; Публикация Д.Горбачева и М.Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. — № 2 (20). — Страница 144 : иллюстрации; Горбачев Д. На карте украинского авангарда / Д.Горбачев; Предисловие М.Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. — № 2 (20). — Страницы 138—143 : иллюстрации.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку