-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122460
Комментариев: 6816
Написано: 130958


29 марта родились...

Пятница, 29 Марта 2024 г. 04:31 + в цитатник
Oltarzhevsky (442x700, 112Kb)
1880
Вячеслав Константинович Олтаржевский
русский и советский архитектор, крупнейший специалист по высотному строительству. Первый главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1935—1938). Лауреат Сталинской премии. Один из немногих видных архитекторов, репрессированных в 1930-х годах, который был освобождён в 1943 году и смог вернуться к профессиональной деятельности. Младший брат архитектора и предпринимателя-застройщика Г.К.Олтаржевского (1879—1953).
1880—1935
Вячеслав Олтаржевский родился в семье инженера путей сообщения. В семье было пятеро детей, в том числе старший брат Вячеслава — Георгий, также ставший известным архитектором. После гибели отца в 1885 году был отдан в Набилковский сиротский приют. В 1900 году окончил при приюте Набилковское коммерческое училище и в 1901 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году в период закрытия МУЖВЗ в связи со студенческими беспорядками в течение года обучался в Венской академии художеств у Отто Вагнера. По предположению биографа архитектора О.А.Никологорской, рекомендации Олтаржевскому для обучения у Вагнера мог дать его преподаватель в МУЖВЗ И.А.Иванов-Шиц, лично знакомый с австрийским зодчим. В 1908 году Олтаржевский окончил училище с отличием и званием архитектора-художника первой степени. Ещё во время обучения в МУЖВЗ начал работать под руководством И.А.Иванова-Шица на постройке станционных сооружений Московской окружной железной дороги. В 1908 году работал помощником Иванова-Шица на строительстве здания Купеческого клуба в Москве (Малая Дмитровка, 6). Начало профессиональной деятельности Вячеслава и Георгия Олтаржевских совпало с угасанием интереса заказчиков к модерну и возрождению неоклассицизма. Георгий в 1907—1915 гг. строил многочисленные доходные дома, тогда как Вячеслав работал над масштабными, общественно значимыми постройками. Важнейшая его работа до революции — квартал Северного страхового общества на Ильинке, спроектированный совместно с петербуржцем М.М.Перетятковичем и московским инженером И.И.Рербергом (1909—1911). Существует также спорная версия об авторстве Олтаржевского в постройке торговых рядов «Мавритания» в Благовещенске. В 1918—1921 — военный инженер в рядах РККА. С 1921 года возглавлял архитектурный отдел сельского строительства Управления землеустройства, мелиорации и государственных имуществ (Сельстрой) Наркомата земледелия РСФСР. В 1922—1923 годах Олтаржевский работал заместителем А.В.Щусева — главного архитектора первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве (располагалась на территории современного ЦПКиО имени Горького). В 1924—1935 архитектор был командирован в США для ознакомления с современными строительными технологиями, окончил экстерном Нью-Йоркский университет, работал на высотном строительстве в Нью-Йорке, по его проекту в Нью-Джерси был выстроен курорт «Королевские сосны». Существует версия, что его конкурсный проект площади маршала Фоша в Париже, выполненный в США и привлекший внимание Н.И.Бухарина, впоследствии и привёл Олтаржевского на скамью подсудимых.
OltarzhevskyУкраина (525x700, 338Kb)
Гостиница «Украина»
1935—1943
В 1935 году Олтаржевский, при участии Р.П.Подольского, Н.В.Алексеева, студентов А.Б.Борецкого, Д.Г.Олтаржевского (племянника) выступил на конкурсе проектов на планировочное и архитектурное решение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, открытие которой планировалось на осень 1937 года. Всего было представлено 10 конкурсных и один дополнительный проект. Только два из одиннадцати проектов были представлены маститыми архитекторами (Олтаржевским и его сверстником Г.Б.Бархиным), остальные работы были выполнены аспирантами Академии архитектуры. Проект Олтаржевского опирался, с одной стороны, на свободное расположение основных ансамблей на территории Останкина (Олтаржевский называл это «организацией плана по принципу постепенного развертывания отдельных ансамблей»), с другой — на строго симметричное построение каждого из узлов выставки, и никак не был увязан с историческими постройками Шереметевых. По мнению критиков, такой подход был недопустим, однако в апреле 1936 года именно проект Олтаржевского был принят к исполнению. Строительство выставки, открытие которой дважды переносилось (на 1938 и 1939 годы), было прервано арестами в Наркомземе; нарком М.А.Чернов, курировавший проект, был расстрелян (Третий Московский процесс), а обвинённый во вредительстве директором ВСХВ Горишихиным Олтаржевский отправился в лагеря. Ему вменялось, в частности, то, что «из-за имевшегося на выставке вредительства её строительство было проведено без продуманного генерального плана. Такой важный раздел выставки, как показ новой и старой деревни, совершенно не нашел отражения в генеральном плане». Здания, построенные по его проектам, были частично демонтированы, а частично перестроены, но созданная им планировка ВСХВ (ВДНХ СССР — ВВЦ) сохранилась по сей день. Олтаржевский, работавший в заключении в Воркуте (главный архитектор Воркуты в 1939—1942), вышел на свободу в 1943 году.
1943—1966
В 1947—1948 Олтаржевский был приглашён в комитет по строительству высотных зданий. Предложенные им проекты не победили на конкурсе, но разработанный совместно с А.Г.Мордвиновым проект гостиницы на Дорогомиловской набережной, позже получившей название «Украина», был утверждён и осуществлён. Авторству Олтаржевского принадлежит труд «Строительство высотных зданий в Москве», обобщивший практику проектирования и строительства «сталинских» высоток.
Похоронен на Ваганьковском кладбище (13 участок).
OltarzhevskyМерседес-Бенц (700x487, 229Kb)
Гараж Мерседес-Бенц, Москва
Список архитектурных работ В.К.Олтаржевского
Станционные здания Московской окружной железной дороги. Под руководством И.А.Иванова-Шица, 1904—1908 гг.; Здание Купеческого клуба (Москва, Малая Дмитровка, 6). Под руководством И.А.Иванова-Шица, 1907—1908 гг.; Квартал зданий Северного страхового общества, под руководством М.М.Перетятковича, И.А.Голосова и И.И.Рерберга (1909—1911, Ильинка, 21-23 — Новая площадь, 16). Москва, 1909—1911 гг.; Доходный дом, Даев переулок, 31. Москва, 1909 г.; Голофтеевский пассаж, угол Петровки и Кузнецкого Моста, под руководством с И.И.Рербергом, не сохранился, 1910—1911 гг. Конкурсный проект дома Экономического общества офицеров Московского военного округа, совместно с И.И.Рербергом (1-я премия, не осуществлён), 1911 г.; Гараж компании Мерседес-Бенц, Неглинный проезд, 1912—1914 гг. (не сохранился); Санаторий Г.А.Коротаевой. город Москва, на территории усадьбы Покровское-Рубцово), 1911—1913; Здание Киевского вокзала в Москве. Под руководством И.И.Рерберга (руководитель проекта) и В.Г.Шухова, 1912—1917 гг.; Доходный дом на улице Нижняя Красносельская улица, 23. Москва, 1914 г.; Конкурсный проект концертно-бальных помещений при Самарской коммерческом собрании, 1-я премия (не осуществлён), 1914—1916 г.г.; Народный дом просвещения и искусства. Рыбинск, 1919 г.; Здание конюшни в совхозе «Кимры», 1921—1922 гг.; Манеж на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (Москва), 1922—1923 гг. (не сохранился); Павильон «Текстиль» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (Москва), 1922—1923 гг. (не сохранился); Вход на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку со стороны Нескучного сада (Москва), 1922—1923 гг. (не сохранился); Общее архитектурно-планировочное решение курорта Пайнуолд (Нью-Джерси), 1926 г.; Здание отеля и ресторана на курорте Пайнуолд (Нью-Джерси), 1926 г.; Здание клуба на курорте Пайнуолд (Нью-Джерси), 1927 г.; Здание муниципальной поликлиники в Нью-Йорке, 1929 г.; Конкурсный проект монумента-маяка Христофору Колумбу в Санто-Доминго, 1929 г.; Конкурсный проект Дворца Советов. Москва, 1929 г.; Проект застройки площади Маршала Фоша в Париже, 1930 г.; Дом № 116 на Елисейских Полях. Париж, 1931 г.; Загородный дом в пригороде Парижа, 1931 г.; Коммерческое здание в Пенсильвании, 1931 г.; Офис «Чанин Констракшн компани». Нью-Йорк, 1931 г.; Конкурсный проект Рокфеллер-центра (Радио-сити) в Нью-Йорке, 1932 г.; Коммерческий центр. Нью-Йорк, 1932 г.; Москворецкий Мосторг (Даниловский универмаг), Люсиновская улица, 70. 1934 г.; Общий план и архитектурно-планировочное решение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Москва), 1935 г.; Павильон «Механизация» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (Москва), 1937 г. (не сохранился, был признан неудачным и разрушен); Павильон Администрации на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (Москва), 1937 г. (не сохранился); Главный вход на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (Москва), 1938 г. (не сохранился, был признан неудачным и разрушен); Павильон «Совхозы» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (Москва), 1938 г. (не сохранился); Дом начальника комбината. Воркута, 1940 г.; Надшахтное здание шахты № 1 «Капитальная». Воркута, 1940 г.; Здание шахтокомбината шахты «Капитальная». Воркута, 1940 г.; Здание вокзала в Ростове-на-Дону, 1946 г.; Проект типового вокзала для Латвийской железной дороги, 1946 г.; Конкурсный проект монумента героям Сталинграда, 1947 г.; Конкурсный проект памятника Победы в Таллине, 1947 г.; Здание высотной гостиницы в Дорогомилове. Гостиница «Украина» (Москва). (руководитель проекта А.Г.Мордвинов, при участии В.Г.Калиша, инженера П.А.Красильникова). Форпроект 1947—1948 гг. Проект удостоен Сталинской премии за 1948 год. Реализация 1957 г.; Проект реконструкции здания магазина ЦУМ в Москве, 1954 г.; Проект реконструкции здания ресторана «Прага» в Москве, 1956 г.; Здание Латвийской академии наук, Рига. Совместно с О.Тилманисом и В.Апситисом, 1957 г.; Конкурсный проект Дворца Советов, 1958 г.; Курортная гостиница в Цхалтубо, 1960 г.; Гостиница в Тбилиси, 1960 г.; Памятник в честь четырехсотлетия добровольного присоединения Кабарды к России (Нальчик), 1961 г.; Санаторий МИД «Сосновая роща — Чаир» (Мисхор), 1961 г.; Памятник на Бородинском поле, 1961 г. Литература: Никологорская О.А. Олтаржевский. — Москва: Молодая гвардия, 2013. — 224 страницы. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03629-1; Евстратова М.В., Седова И.В. Олтаржевский Вячеслав Константинович // Архитектурные юбилеи. Календарь памятных дат 2012—2016. — Издательский дом Руденцовых, 2012. — Страницы 184—186. — ISBN 978-5-902887-16-4; Арунов В. Старейший советский зодчий // Архитектура СССР. — 1960. — № 5. — Страницы 53—54.

Abashidze (479x700, 324Kb)
1881
Анастасия (Тасо) Васильевна Абашидзе (грузинское имя — ანასტასია (ტასო) ვასილის ასული აბაშიძე)
грузинская советская актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1943). Родилась в городе Тифлис, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия), в семье грузинских актёров Васо Абашидзе и Мако Сапаровой-Абашидзе. Её крёстным был поэт Александр Казбеги. В раннем детстве родители разошлись, Тасо воспитывалась в семье матери. Отец тем не менее неоднократно пытался похитить ребёнка. Мать Тасо была не только актрисой, но антрепренёром, арендуя несколько театров. Работали у Мако и бывший супруг Васо Абашидзе и знаменитый артист и режиссёр Котэ Месхи. В доме был достаток, девочка росла в артистической среде, в доме матери бывали деятели грузинской культуры: братья Илья, Акакий и Иван Мачабели, Важа-Пшавела, Антон Пурцеладзе, Габриэл Сундукян, Авксентий Цагарели, Иродион Евдошвили, Григол Абашидзе и другие. Тасо впервые появилась на сцене в пятилетнем возрасте в роли Жанны в пьесе Эмиля де Жерардена «Фру-Фру». Пьеса игралась на русском языке в связи с приездом в Тифлис актрисы М.Г.Савиной. Школьное образование получала в училищах Телави и Тифлиса, затем училась в первой Тифлисской женской гимназии.
AbashidzeValerian_Sidamon-Eristavi (523x700, 322Kb)
Портрет Тасо Абашидзе кисти Валериана Сидамон-Эристави
Когда будущей актрисе исполнилось 17 лет, театральный бизнес матери потерпел крах. В это время у девушки появилась заболевание слуха и мать повезла её для лечения в Вену к профессору Урбанчичу. По дороге они сделали остановку в Киеве, где посетили местные театры, также активно они посещали театры и Вене. Лечение прошло успешно и мать с дочерью поехали в Париж, где также активно знакомились с театральной жизнью, а Тасо обучалась пению. После возвращения из Парижа, Тасо дебютировала в 1899 в Тифлисской грузинской драматической труппе. Выступала как травести, играла комедийные роли. Пела в операх и опереттах. С 1921 играла в Театре имени Руставели (Тбилиси). С 1926 работала в Чиатурском театре, в 1934-1948 — в Театре имени Марджанишвили (Тбилиси). Написала «Воспоминания» (1954), в которых описан почти весь жизненный и творческий путь, пройденный артисткой. Была замужем за театральным художником Валерианом Сидамон-Эристави. Умерла в родном городе 15 сентября 1958 года.
Некоторые роли
Сыграла около 100 ролей: Автандил («Свет» Иосифа Гедеванишвили); Рипсиме («Затмение солнца в Грузии» Зураба Антонова); Машо («Деньги и происхождение» Азиани). Оперные партии: Керубино в опере Моцарта «Свадьба Фигаро», написанную композитором для сопрано; Кармен в одноимённой опере Бизе. В опереттах: «Перикола» — Жака Оффербаха; «Маскотта» — Эдмона Одрана и др. Литература: Абашидзе Анастасия Васильевна // Театральная энциклопедия (под редакцией С.С.Мокульского). — Москва: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Том 1; Малхаз Эбралидзе. Талантливая дочь великих грузинских артистов.

Pidgirianka (559x700, 215Kb)
1881
Марийка Подгорянка (Марийка Пидгирянка (украинское имя — Марійка Підгірянка; настоящее имя — Мария Емельяновна Ленерт-Домбровская, Марія Омелянівна Ленерт (Домбровська))
украинская поэтесса, педагог. Родилась в селе Белые Ославы, Округ Надворная, Королевство Галиции и Лодомерии, кронланд, Австро-Венгрия в семье лесничего. В 1900 году окончила учительскую семинарию, затем работала в школе. Печатать стихи в периодических изданиях под псевдонимом Марийка Подгорянка начала в 1904 году. Первый сборник стихов «Відгуки душі» вышел в 1908 году. Большинство произведений поэтесса написала для детей и о детях. Основные мотивы стихов Марийки Подгорянки до 1939 года — мечты о лучшем будущем народа, воспевание красоты родного края, природы Карпат. Автор щедро использует фольклорные мотивы, её стихи нежные и лёгкие, часто напоминают украинские народные песни («Співанки», «Вечір», «Що роблю я, що я дію»). Довольно своеобразна поэма «Мати-страдниця», написанная в 1919 году. События в произведении — это одна из страниц жизни западноукраинских изгнанников во время Первой мировой войны, когда тысячи галичан умерли в концентрационных лагерях от голода и эпидемий. Композиционным обрамлением поэмы является «Введение» и своеобразный эпилог. Исповедь страдалицы, поданная в жанре причитаний, составляют двенадцать песен.
Скончалась в селе Рудно возле Львова, Львовская область, Украинская ССР, СССР, 20 мая 1963 года. Похоронена на Лычаковском кладбище во Львове.

raymond-hood-L-EwG9Tq (515x700, 134Kb)
1881
Реймонд Мэтьюсон Худ (Raymond Mfathewson Hood)
американский архитектор, известный своими проектами небоскребов в Чикаго и Нью-Йорке. Родился в Поутакете (штат Род Айленд, США). Обучался в Массачусетском технологическом институте и в Школе изящных искусств Парижа. Худ получил национальное признание после того, как в 1922 году нео готический проект, разработанный Джоном Мидом Хауелсом и его компаньоном Худом, получил первый приз в конкурсе на постройку административного здания газеты “Чикаго трибыон”. Это здание было одним из многих нео готических небоскребов, построенных под влиянием Вулворт-Тауэр архитектора Касса Гилберта (Нью-Йорк, 1913). Позже, в сотрудничестве с Дж.А.Фоуилхоуксом, Худ прекратил попытки возрождения минувших стилей. Вместе они построили здания газеты “Дэйли-ньюс” (Нью-Йорк, 1930) и издательства “МакГрюХилл" (НьюЙорк, 1930 — 1931), имеющие более простые линии; эти проекты предшествовали их центру Рокфеллера (НьюЙорк, 1929—1940), представляющего собой 14-этажный комплекс, в строительстве которого принимали участие две другие архитектурные фирмы — “Рейнхард и Гофмайстер” и “Корбет, Харрисон и МакМюррей”. Умер в Стэмфорде (штат Коннектикут, США) 14 августа 1934 года. Литература: Архитектура. Краткий справочник, Минск, Харвест, 2004

 (518x700, 48Kb)
1883
Дональд Декстер Ван-Слайк (Donald Van Slyke)
крупный американский биохимик, сделавший существенный вклад в развитие количественных биохимических методов и клинической химии, автор более чем 300 научных статей и 5 книг. Ван Слайк родился в городе Пайк, штат Нью-Йорк, в небольшой сельской общине и окончил школу в городе Женева того же штата. Его отцом был выдающийся химик своего времени Луис Л. Ван Слайк, и, когда Дональд вырос, естественным выбором профессии для него стала химия. Ван Слайк провел первый год в Гобарт Колледж в Женеве, где прослушал курс химии. Колледж не предоставлял возможности более глубокого изучения химии, ввиду чего Ван перешел в Университет Мичигана, получив степень бакалавра в 1905 году и защитив диссертацию по химии в 1907 году под руководством Мозеса Гомберга. Тезисы его диссертации, опубликованные совместно с Гомбергом в J. Am. Chem. Sc. в 1907 году, имели следующий заголовок: «Влияние молекулярного серебра, сульфата серебра и хлорида серебра на галогенсодержащие производные трифенил-карбинол хлорида». Публикации предшествовало открытие 1900 года свободного радикала трифенилметила. Ван стал ассистентом Фобиуса А. Левина в только что организованном Рокфеллерском Институте Медицинских Исследований Нью-Йорка в 1907 году. В 1911 году Левин предложил Вану провести год в Берлине в группе Эмиля Фишера, самого известного химика в то время. Он однажды имел возможность работать в частной лаборатории Фишера, и Ван, потрясенный количественным и аккуратным подходом Фишера к выполнению всех лабораторных задач, пронес через всю жизнь то же отношение к работе. Перед отъездом в Берлин Ван Слайк опубликовал 10 статей, одна из которых была посвящена классическому методу определения первичных алифатических аминогрупп с помощью азотистой кислоты, широко распространившемуся среди химиков того времени и основанному на определении количества газообразного азота. Метод позволил определять небольшие количества аминокислот в крови и прочих биологических материалах. По возвращении из Берлина Ван, продолжая работу над определением аминокислотного состава белков, переключается на усвоение и метаболизм белков в организме. Совместно с коллегой Дж.М.Мейером он впервые обнаружил, что аминокислоты, выделяющиеся при разложении белка, включаются в кровяной поток, и дальнейшая деградация до мочевины происходит в печени. Это исследование породило дальнейшую работу совместно с ассистентом Дж.И.Калленом по изучению фермента уреазы, катализирующего реакцию разложения мочевины до аммиака и углекислого газа. Количественное определение обоих конечных продуктов послужило основой для разработки газометрического метода определения мочевины в крови и моче. Изучение кинетики уреазы позволило Ван Слайку и Каллену получить кинетические уравнения, опубликованные в 1914 году. Данные уравнения содержали 2 константы скорости, схожие по смыслу с константами, предложенными Михаэлисом и Ментен в 1913 году. Таким образом, основной задачей этого периода были разработка более совершенных методов определения состава белков и изучение метаболизма аминокислот. Главным достижением этого периода было открытие аминокислоты гидроксилизина. В 1914 году Ван получил должность ведущего ученого в недавно открывшемся госпитале при Институте Рокфеллерра по приглашению директора доктора Руфуса Коле. Совместно с Ван Слайком работал Дж.Каллен, специалист в химической инженерии и неизменный ассистент. Ван Слайк и Каллен старались применять в клинической практике свои знания и умения в органической и физической химии и технологии. Исследование диабета было начато ранее под руководством доктора Аллена, сторонника терапии голодом при диабете. Несмотря на риск смерти от ацидоза, данный метод имел определенную результативность. Ацидоз проявляется несколькими химическими путями. Ван Слайк обратил внимание на эту проблему, подойдя к самой сути процесса. Было сделано предположение, что при неполном окислении жирных кислот в организме в крови накапливаются ацетоуксусная и бета-гидроксимасляная кислоты. Затем происходит реакция между этими кислотами и анионом бикарбоната, что приводит к более низкой, чем обычно, концентрации бикарбоната в плазме крови. Задачей, таким образом, стала разработка аналитического метода для количественного определения бикарбоната в небольших концентрациях в плазме крови. Для достижения цели Ван Слайк разработал волюметрический аппарат, простой в использовании,точный и экспрессный. Метод прекрасно проявил в себя в диагностики и лечении диабета, а также служил для определения уровня оксигенации. Это привело к распространению метода Ван Слайка при изучении таких респираторных заболеваний, как туберкулез и пневмония. Это также привело к количественному изучению цианозу, а также к совместной монографии по этому вопросу Ван Слайка и Лундсгаарда. Суммарно Ван Слайк и его коллеги опубликовали с 1917 по 1934 год цикл работ под общим названием «Исследования ацидоза». Они включали в себя не только химические аспекты проявления ацидоза, но и расширенное описание кислотно-щелочного баланса в крови. Это стало поворотным пунктом в понимании патологий кислотно-щелочного баланса и оставалось неизменным в течение 50 лет. Ван Слайк не оставлял работы по изучению белков и продуктов их гидролиза и совершенствовал методы определения хлоридов, мочевины и кетоновых тел в мочи и крови. В 1920 году Ван Слайк и его коллеги провели комплексное исследование газового и электролитного балансов в крови. Ключевым аспектом этой работы был пересмотр Ваном волюметрического аппарата. Изучая физико-химические процессы в крови, Ван Слайк планировал провести детальное исследование нефрита. Ван Слайк совместно с коллегами последовательно и подробно задокументировали истории болезни, чтобы сформировать полную картину о течении заболевания. Это привело 1930 к публикации Ваном Слайком и девятью его коллегами обширной монографии в «Medicine». Это издание стало значительной вехой в изучении процессов, происходящих на каждой стадии заболеваний почек. В этот период Ван Слайк и Арчибальд определили в качестве основного источника азота в мочевину глутамин. Во время Второй мировой войны Ван и его коллеги изучали влияние шока на функцию почек и совместно с Филлипсом разработали простой метод для определения концентрации красных кровяных телец в цельной крови и концентрацию белка в плазме крови, пригодный для использования в полевых условиях. В послевоенные годы этот метод играл неоценимую роль при определении степени тяжести и, в соответствии с результатами, типа терапии холеры. Кроме того, именно в период 1940-х годов Джорди Фольш присоединился к лаборатории Ван Слайка, а манометрической аппарат был адаптирован для определения углерода в органических соединениях. Это привело к детальному изучению липидов в плазме крови и к идентификации в 1948 Фольшем одного из важных фосфолипидов, фосфатидилсерина. Следует отметить, что манометрический аппарат Ван Слайка позволял выполнять практически все клинические анализы еще до введения спектрофотометров. Хоть и колориметрическое процедуры были доступны, использование их требовало разработки цветных реагентов, которые могли быть определены на доступном оборудовании. В научной деятельности Ван Слайка объединились разработка базовых аспектов химических реакций в организме, химического понимания физиологических функций определенных органов и систем (в частности, дыхательной и почечной), и как такая информация может быть использована в понимании и лечении заболеваний. Научная деятельность Ван Слайка в Рокфеллеровском Госпитале заняла промежуток времени между 1907 и 1948 годом, то есть 30 лет. Этот временной период однозначно охватывает существенную эволюцию биохимии и развитие количественных методов клинической химии. В период 1921-1926 задачи в лаборатории включали в себя разработку методов исследования крови как физико-химической системы и ее связи с заболеваниями органов дыхания, изучение белков и аминокислот и их метаболизма и, в сотрудничестве с коллегами – клиницистами, углублённое изучение различных типов нефрита. Параллельно, Ван нашел время, чтобы работать совместно с доктором Джоном П.Питерсом из Йельского университета над классическим двухтомником Количественная клиническая химия. Он был опубликован в 1931 году и содержал практически всю информацию о болезнях, которую можно было уверенно почерпнуть из данных клинических анализов. Издание получило широкое признание во всем медицинском мире как "Библия" количественного клинической химии, и по сей день некоторые главы остаются актуальными. Ван Слайк вступил на второй значимый пост в своей жизни с неизменной энергией и энтузиазмом. В течение следующих нескольких лет, Ван разработал микроверсии манометрических приборов и приспособил к ним различные газометрические процедуры. В результате анализы, которые ранее требовали один миллилитр образца, теперь можно было производить со ста микролитрами без потери точности. Эти микрометоды были опубликованы в виде монографии Ван Слайка и Плэйзина в 1961 году, с типичным для Ван Слайка вниманием к деталям, точностью и ясностью. Совместно брукхейвенскими коллегами Ван продолжил изучение нефрита и нефроза, метаболизма и улучшения методологии в оценке кислотно-щелочного баланса в клинике. Среди его последних работ, опубликованных из Рокфеллеровского Госпиталя в 1949 году, было две, посвященные определению pH, в соавторстве с Вейсингером и сыном, К.К.Ван Слайком. С 1951 по 1956 год Ван посвящал часть своего времени деятельности в роли советника в Eli Lilly Research Grants. В этой должности Ван Слайк находил многообещающих исследователей и оказывал содействие в их фундаментальных исследованиях в области медицины. Однако, в финале этого периода Ван Слайк вновь посвятил всё своё время научной деятельности в роли ведущего биохимика в Брукхейвенской Национальной Лаборатории, должность, которая стала последней для него. Ван Слайк провёл несколько месяцев в 1922-1923 годах в Пекине в качестве приглашённого профессора биохимии. В начале 1937 года Ван присоединился к бывшему факультету P.U.M.C. с целью обеспечить китайскому народу прогрессивную медицинскую помощь. В 1938 году было сформировано Американское Бюро по оказанию медицинской помощи Китаю, и Ван Слайк был избран его директором; далее, в 1941 году, стал президентом и оставался на этом посту в течение всей Второй Мировой Войны. Ван Слайк стал почётным президентом в 1947 году и оставил свою активную деятельность в Совете Директоров лишь за несколько месяцев до смерти. Умер 4 мая 1971 года. В 1961 году Ван провёл два месяца в Тайбэе, Тайвань, в качестве приглашенного ученого в лаборатории по изучению холеры NAMRU-2. Здесь был сформирован национальный оборонный медицинский колледж N.D.M.C., где Ван был задействован на различных постах в течение всего срока пребывания в Тайбэе. Ван Слайк являлся ведущим редактором «Journal of Biological Chemistry» с 1914 по 1925 год, и эта деятельность зачастую требовала многих часов и безраздельного внимания. За этот период визитной карточкой журнала стали высокие стандарты ясности изложения, убедительности данных и справедливости выводов. Ван Слайк вновь и вновь редактировал каждую публикацию своей лаборатории до тех пор, пока не видел никакого пути к улучшению, его статьи, описывающие новые методы, были образцом ясности и точности. Ван Слайк никогда не корректировал уже опубликованные данные и не отрекался от своих выводов. Разработанные улучшения техник и дополнительные сведения в некоторых случаях приводили к изменению работы, но никогда не к корректировке. Ван Слайк представлял собой серьёзного человека в мире науки. Только его семья и близкие друзья знали, какой он был неотразимый остряк. Правда, его легкомысленные шутки так никогда и не были опубликованы. Ван Слайк любил играть в теннис и оставил тренировки лишь за несколько месяцев до смерти. Он играл в теннис примерно так же, как и работал в лаборатории. Достижения Ван Слайка в биохимии и физиологии: Точные и аккуратные методы определения присутствия биологического материала; Физико-химическая интерпретация роли гемоглобина в транспорте кислорода и углекислого газа в крови и распределения воды и анионов между плазмой и эритроцитами; Роль печени в метаболизме аминокислот; Роль почек в превращении мочевины и образовании ионов аммония; Математическое определение буферных значений в терминах содержания ионов водорода, констант диссоциации и буферных концентраций; Новая и важная аминокислота гидроксилизин. Достижения Ван Слайка в медицине: Ван Слайк разработал полезную и завершенную логически количественную клиническую химию через решение задач клинической практики, которые могут быть проанализированы химическим путем, и разработал все необходимые методы; Публикация совместно с Джоном Питерсом в 1931 году классического двухтомника, включившего в себя все знания о болезнях на химическом уровне под названием «Количественная Клиническая Химия»; Изучение явления ацидоза и прочих нарушений кислотно-основного равновесия; Тщательно задокументированное описание нефрита и его развития на различных стадиях; Подготовка множества врачей, изучивших методы клинической химии и ставших позднее лидерами передовой медицины. Награды: Charles Mickle Fellowship, Университет Торонто «члену медицинского сообщества, который достиг наибольших результатов в течение 10 лет в области углубления знаний в практической области медицинского искусства и науки» 1936; Phillip A.Conne Medal, Клуб химиков Нью-Йорка, за вклад в клиническую химию 1936; Wilard Gibbs Medal, Чикагское отделение Американского Химического Общества, за вклад в химию 1939; Орден Нефрита, Республика Китай, 1939; Kober Medal, Ассоциация американских физиков, за «фундаментальные исследования в области превентивной медицины», 1942; Орден Бриллиантовой Звезды, Республика Китай за «достойный труд на благо китайского народа», 1947; Fisher Award in Analytical Chemistry, Американское Химическое Общестово, 1953; John Phillips Memorial Award, Американская коллегия физиков, за «достижения в медицине внутренних органов», 1954; First Van Slyke Award in Clinical Chemistry, Американская Ассоциация химиков-клиницистов, 1957; First Scientific Achievement Award, Американская Медицинская Ассоциация, 1962; Ames Award, Американская Ассоциация Клинической Химии, 1964; Национальная медаль науки США, 1965, "за классические исследования химии крови и метаболизма аминокислот и за разработку количественной методологии в биохимии, ставшей основой многих разделов клинической медицины; Elliott Cresson Award, Филадельфийское Общество Франклина, 1965; Медаль Академии Медицины Нью-Йорка, 1966. Членства в научных обществах: Национальная Академия Наук, 1921; Американское Философское Общество, 1938; Американское Общество Биохимиков (Президент, 1920-1922); Общество Харвей (Президент, 1927-1928); Американское Бюро Медицинской Помощи Китаю (Президент, 1940-1947); Американская Академия Искусств и Науки; Медицинское Общество Рудольфа Вирхова города Нью-Йорка; Американский Колледж Кардиологии (Почетное членство); Американское Химическое Общество; Академия Медицины Нью-Йорка; Ассоциация Американских Физиков; Американская Ассоциация Клинической Химии; Общество Экспериментальной Биологии и Медицины. Членство в иностранных обществах: Общество биологической химии, 1928; Немецкая Академия естественных наук, 1932; Медицинское общество Ломбардии, 1935; Индийская Академия наук, 1935; Общество биохимиков Индии, 1936; Королевское Общество Наук Упсалы, 1942; Датское общество медицины внутренних органов, 1952; Общество патологии почек, 1952; Итальянское Общество экспериментальной биологии, 1953; Ассоциация биохимиков-клиницистов, Великобритания, 1953; Королевское медицинское общество, Великобритания, 1953; Национальная Академия Линцея, Италия, 1962; Датская Академия, 1956. Литература: Hastings, AB.; Van Slyke, DD. (1976). «Donald Dexter van Slyke.». Biogr Mem Natl Acad Sci 48: 309-60; With M. Gomberg. The action of molecular silver, of silver sulfate and chloride, and of sulfuric acid upon halogenated derivatives of triphenylcarbinol-chloride. J. Am. Chem. Soc, 33:531; A method for quantitative determination of aliphatic amino groups. Applications to the study of proteolysis and proteolytic products. J. Biol. Chem., 9:185; With G.M.Meyer. The amino-acid nitrogen of the blood. Preliminary experiments on protein assimilation. J. Biol. Chem., 12:399; With G. E. Cullen. The mode of action of urease and of enzymes in general. J. Biol. Chem., 19:141; With A. Hiller. An unidentified base among the hydrolytic products of gelatin. Proc. Natl. Acad. Sci. USA, 7:185; Studies of acidosis. XVIII. Determination of the bicarbonate concentration of the blood and plasma. J. Biol. Chem., 52:495; With E. Stillman, E. M0ller, W. Ehrich, J. F. Mclntosh, L. Leiter, E. M. MacKay, R. R. Hannon, N. S. Moore, and C. Johnson. Observations on the courses of different types of Bright’s disease, and on the resultant changes in renal anatomy. Medicine, 9:257; With J. P. Peters. Quantitative Clinical Chemistry, vol. 1: Interpretations. Baltimore: Williams & Wilkins Co. (rev., 1946); Rosenfeld L. Otto Folin and Donald D. Van Slyke: Pioneers of Clinical Chemistry. Bull Hist Chem, 24: 40-47.

Tokarski (504x700, 109Kb)
1883
Юлиан Токарский (польское имя — Julian Tokarski)
польский учёный-геолог, петрограф, почвовед, педагог, доктор философии, профессор минералогии и петрографии во Львовском университете (до 1920). Член Польской академии знаний. Действительный член Польской академии наук. Ректор Львовской Политехники (1927—1928). Выпускник Львовского университета. Профессор того же университета с 1919. Родился в городе Станислав, Округ Станислав, Королевство Галиции и Лодомерии, Цислейтания, Австро-Венгрия. С 1925 — руководитель (заведующий) кафедры минералогии и петрографии Львовского университета. Ректор Львовской Политехники (1927—1928). В 1931—1934 — руководитель исследовательской керамической станции во Львовской политехнике. В 1934 перешëл в университет. Сперва исполнял обязанности руководителя кафедры минералогии. С 1934 по 1939 — заведующий кафедрой и минералогическим музеем университета. После присоединения Западной Украины к СССР, продолжил научную работу во Львове. В августе 1940 присутствовал на заседаниях Всесоюзного Комитета по науке СССР в Москве. После Второй мировой войны был профессором Горно-гутной академии в Кракове. С 1938 был членом-корреспондентом, а с 1945 — действительным членом Польской академии знаний, с 1957 — действительным членом Польской академии наук. Член многих научных обществ. Умер в городе Краков, ПНР, 17 октября 1961 года.
Tokarskiгроб (525x700, 468Kb)
Похоронен на Раковицком кладбище на Аллее Заслуженных.
Научная деятельность
Проводил исследования фосфоритов, лёссов и горно-кристаллических пород Татр и Волыни. Юлиан Токарский — известный педагог и исследователь в области минералогии и петрографии западных регионов Украины. Воспитал плеяду молодых талантливых кадров и сформировал известную минералого-петрографическую школу, из которой вышло много его учеников и сотрудников: Мария Гамерская-Виткевич, Казимир Смуликовский, Марьян Каминский, Мария Тарсун-Моравская, Стефан Бискупский, Збигнев Токарский, Гелена Гавинская и др.
Избранные публикации: Parageneza soli kamiennej, gipsu i syngenitu (1913); Zagadnienia fosforytów niezwiskich (1931); Zagadnienie Prakarpat (1935); Nowoczesne metody badań minerałów glebowych (1958).

Edward Blake Archibald (470x700, 158Kb)
1884
Эдвард Блейк Арчибальд (Edward Blake Archibald)
канадский легкоатлет, призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Торонто, провинция Онтарио, Канада. На Играх 1908 в Лондоне Арчибальд соревновался в прыжке с шестом и разделил третье место с результатом 3,58 м. Также нёс флаг своей страны на церемонии открытия игр. Умер в родном городе 20 марта 1965 года.
Edward Blake Archibaldгроб (700x525, 546Kb)
Похоронен на кладбище Парк-Лоун, Торонто.

 (476x699, 52Kb)
1884
Николай Николаевич Калитин
российский метеоролог, один из основоположников актинометрии в СССР, заслуженный деятель науки СССР (1948). Родился в деревне Сирковицы, Ямбургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя, в семье сельского учителя. В том же году его родители переехали в город Павловск — знаменитый пригород Санкт-Петербурга, где Николай вырос, учился, а затем и работал до 1941 года. Начальное образование он получил от отца дома, среднее — в Царскосельской гимназии, которую окончил в 1904 г. Трудная жизнь — жалованье отца составляло 25 рублей в месяц, заставила Николая , гимназиста IV класса, давать уроки, чтобы помочь семье, а с 7-го класса гимназии совмещать учёбу с работой наблюдателя на Змейковой станции Магнитно-метеорологической обсерватории в г. Павловске, основанной Санкт-Петербургской Академией наук в 1878 году. Первую свою научную работу Н.Н.Калитин написал будучи гимназистом 7 класса; он разработал метод фотографического воспроизведения магнитных спектров. Работа была представлена в «Вестник опытной физики и элементарной математики». Ещё со школьной скамьи Николай проявил особый интерес к астрономии; он сам построил астрономическую трубу, в которую наблюдал звёзды, солнце, рисовал солнечные пятна и даже устроил приспособление для их фотографирования. Окончив гимназию, он поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет в группу астрономии, который окончил в 1911 г. Будучи еще студентом, Калитин напечатал 4 научные работы, выступал докладчиком в Астрономическом обществе и участвовал в экспедиции Академии Наук в Туркестан по солнечному затмению, где производил наблюдения аэрологические и по атмосферному электричеству. Астрономические наблюдения, которыми он занимался под руководством выдающихся астрономов—Ганского, Тихова, Костинского, Витрама,—воспитали в нём усидчивость, наблюдательность, и пытливость — качества, которыми всегда отличался Н.Н.Калитин в проведении любой научно-исследовательской работы. По окончании университета, Николай Николаевич занялся астрофизикой — изучением дисперсии света в междузвёздном просгранстве. Но занявшись этим вопросом он увидел, что земная атмосфера оказывает сильное искажающее влияние на получаемые результаты и что для разрешения этих вопросов надо сначала всесторонне изучить радиационные свойства атмосферы. Изучая вопросы радиационных свойств атмосферы, Николай Николаевич настолько ими заинтересовался, что отошёл от астрономии и занялся исключительно актинометрией. Первая Мировая война 1914 г. оторвала Н.Н.Калитина от научно-исследовательской работы в Павловской обсерватории. Как прапорщик запаса, он был призван на военную службу и назначен преподавателем в Гатчинскую авиационную школу. Обучая курсантов метеорологии, аэрологии и аэронавигации, Николай сам учился лётному делу. Получив звание пилота, он летал на самолётах, свободных аэростатах и дирижаблях, состоя на службе в Высшей военной воздухоплавательной школе. Отбывание воинской службы Калитин с упехом использовал и для научной работы; при демобилизации из армии в 1918 г., он имел уже 17 печатных работ. Дочь — Н.Н.Калитина (1926—2018).
Научная деятельность
Возвратившись после октябрьской революции в Павловскую обсерваторию, Н.Н.Калитин занялся разработкой научных основ актинометрии и вскоре стал ведущим специалистом в этой области, фактически он создал в СССР новый раздел геофизики. До него велись наблюдения за солнечной радиацией лишь в нескольких обсерваториях, причём эти работы носили характер подчинённых вопросов. Благодаря упорной работе Н.Н.Калитина, была создана сеть актинометрических станций по единому плану с целеустремлёнными задачами, послужившая быстрому развитию актинометрии в нашей стране. В 1923 году на работу в павловскую обсерваторию устроился студент петроградского политехнического института Игорь Курчатов. Здесь, по поручению Заведующего обсерваторией профессора В.Н.Оболенский он провел свое первое научное исследование "К вопросу о радиоактивности снега". По поразительному совпадению тема оказалась близкой к тому, с чем в дальнейшем связал свою жизнь будущий руководитель советского атомного проекта И.В.Курчатов. Но с весны 1924 года учеба в политехническом неожиданно оборвалась. По-видимому, одна из комиссий высказала мнение: Игорю Курчатову, имеющему университетский диплом, нет необходимости получать еще одну специальность. Научные руководители молодого ученого, среди которых был старший физик обсерватории профессор Николай Николаевич Калитин, видя одаренность Курчатова и трудное положение, в котором он оказался, помогали ему как могли. Узнав об отчислении Игоря из института, Н.Н.Калитин предложил ему поработать с ним в гидрометеорологическом центре в Феодосии, куда он собирался в командировку. Летом Игорь отправился в Феодосию, где вместе со своим другом Мстиславом Луценко работал под руководством профессора Калитина . О спартанских условиях в которых жили в Феодосии молодые ученые и 40-летний профессор Калитин рассказывется в книге Асташенкова: "Жили друзья в одной комнате с профессором Калитиным, у сторожа маяка в Карантине – на окраине города. Дома здесь стоят далеко друг от друга, а за ними – степь. В дверях, окнах и даже в стенах комнаты зияли широкие щели. Внутри стол, несколько стульев, три койки и какой-то несуразный сундук. Керосинка, лампа, ручной умывальник – вот и все... Через щели в комнату лезла всякая живность – тарантулы, черные сколопендры толщиной с мизинец и длиной в два десятка сантиметров (жильцы собственноручно измеряли их «габариты»)." В работе Феодосийского метеоцентра в то время принимал участие одноклассник Калитина по Царскосельской гимназии, участник экспедиции Седова к Северному полюсу профессор Владимира Юльевича Визе. Здесь по его инициативе Курчатов выполнил работы по определению мутности воды и математическому анализу приливов и отливов Черного моря. В 1925 году Н.Н.Калитин организовал при Главной геофизической обсерватории Постоянную актинометрическую комиссию, в круг задач которой входили: разработка методов дозировки радиации при гелиоаэротерапии на советских курортах; разработка методов и приборов для лечения больных с помощью солнечной радиации; разработка различного вида фотариев; изучение ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной радиации как лечебных факторов; работы по изучению радиационных свойств листьев растений; исследование радиационных условий парников и теплиц для создания их рациональных конструкций; радиационные проблемы заводской актинометрии — разработка методики и аппаратуры радиационных измерений в горячих цехах, борьба с мощными потоками радиации, вредно действующими на рабочих, и т. п. По инициативе Калитина и под его редакцией с 1926 г. начал издаваться специальный журнал. «Бюллетень постоянной актинометрической комиссии ГГО», являвшийся единственным в мире печатным изданием по актинометрии. Тесная связь с практикой позволила успешно развиваться актинометрии и в 1930-х годах советская актинометрия заняла ведущее место в мировой актинометрической науке. На Международном съезде актинометристов в Копенгагене в 1929 г., по докладу Н.Н.Калитина, было принято предложение строить актинометрическую работу по примеру СССР. Обладая изумительной трудоспособностью, Н.Н.Калитин опубликовал свыше 250 научных работ и сделал 32 изобретения. Его книга—«Актинометрия», вышедшая в 1938 г., подытоживает многочисленные его собственные исследования и состояние актинометрии как науки. Эта книга на долгие годы стала настольной книгой каждого геофизика. Велики заслуги Калитина и в области приборостроения и разработки методики измерения радиации. Им было предложено и построено несколько десятков оригинальных приборов, превосходивших зарубежные аналоги : вакуумный пиранометр для регистрации рассеянной радиации, фотометры для наблюдений дневной рассеянной освещённости, прибор для измерения околосолнечной радиации различных длин волн; прибор для измерения поляризации света неба в различных участках спектра; прибор для измерения яркости небесного свода и радиации от различных зон неба. Впервые в мире Н.Н.Калитиным был построен прибор для определения прозрачности естественных вод. В 2005 году вышли в свет воспоминания дочки Н.Н.Калитина, доктора искусствоведения Санкт-Петербургского университета Нины Николаевны Калитиной. Говоря о феноменальной трудоспособности отца, она отмечает, что только благодаря заложенным еще в гимназические годы привычкам к самодисциплине и упорному ежедневному труду, он смог успешно совмещать столь многочисленные нагрузки. «Как утверждал папа, самыми благоприятными для научной работы часами были для него утренние часы. Он вставал в 5-6 утра и отправлялся в Институт. Около 9 возвращался домой, завтракал и снова уходил во Дворец солнца. <…> Спать ложился тоже рано, в 9-10 часов, причем не нарушал свой режим даже тогда, когда в доме были гости в дни семейных торжеств». Николай Николаевич придерживался здорового образа жизни: «предпочитал вегетарианскую еду, не курил, не выносил алкоголя». Быть «в форме» помогали Калитину спорт и прогулки. Он хорошо играл в теннис, был отличным лыжником и велосипедистом. «Велосипед был в довоенные годы основным средством передвижения для обсерваторцев. Мама рассказывала, что даже на собственное венчание, которое происходило в Знаменской церкви в Царском селе, отец приехал на велосипеде. Букет невесте был спрятан в прикрепленный к раме портфель». Любимое дело отнимало у Калитина основные силы и время, но «односторонней личностью он не был». Нина Николаевна вспоминает, что ее отец любил музыку, с удовольствием читал мемуары и книги о путешествиях. Помимо работы его главным увлечением была живопись, которую он «любил не только смотреть, но и писать». Стены павловской квартиры Калитиных были увешаны картинами Николая Николаевича: оригинальными работами, созданными по мотивам полярных экспедиций и копиями с произведений русских художников. Кроме научной деятельности, профессор Н.Н.Калитин вёл педагогическую работу, читая лекции и доклады в области метеорологических и актинометрических знаний в Агрометеорологическом и Политехническом институтах, Институте усовершенствования врачей и ряде других научно-исследовательских медицинских институтов. До самых последних дней своей жизни Николай Николаевич, несмотря на свою болезнь, работал много и с увлечением. Проектирование и постройка нового здания актинометрического павильона в Сельцах, вместо разрушенного здания Актинометрического института в Павловске, было повседневной его заботой. Накануне своей смерти, Н.Н.Калитин был на стройке павильона и на месте со строителями уточнял вопросы, касающиеся быстрого завершения работ. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 21 августа 1949 года.
Калитингроб (700x466, 561Kb)
Похоронен на кладбище в посёлке Воейково (Ленинградская область)
Награды
За заслуги перед отечеством доктор физико-математических наук, профессор Н.Н.Калитин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено звание "Заслуженный деятель науки РСФСР". Сочинения: Актинометрия, Ленинград - Москва, 1938. Литература: Соловьев В А., Николай Николаевич "Метеорология и гидрология", 1949, № 3; его же. Памяти Н.Н.Калитина, "Природа", 1950, № 2.

Arendsee (520x700, 158Kb)
1885
Марта Арендзее (немецкое имя — Martha Arendsee)
немецкий левый политик и деятельница феминизма. Марта Арендзее родилась в городе Берлин, Германская империя, в семье печатника. Окончив школу и коммерческое училище, Марта, с 18 лет имевшая увечья, работала более десяти лет в берлинском потребительском обществе. Рано заинтересовавшись политикой, Арендзее в 1906 году вступила в Социал-демократическую партию и отвечала в 1907—1916 годах за работу с женщинами в Берлине. В 1915 году Арендзее сопровождала Клару Цеткин на Международную женскую конференцию в Берне. В 1917 году перешла в Независимую социал-демократическую партию Германии и в 1920 году выступала за объединение с Коммунистической партией. В 1921—1924 годах опытная в социально-политической работе Марта Арендзее состояла депутатом учредительного собрания Пруссии, в 1921—1924 годах избиралась в прусский ландтаг, в 1924—1930 годах была депутатом рейхстага. В 1922—1923 годах Арендзее работала секретарём по вопросам женщин в берлинском отделении КПГ и редактором журнала «Коммунистка» (немецкое название — Die Kommunistin). Позднее работала в профсоюзной комиссии, в редакции журнала «Пролетарская социальная политика» (немецкое название — Proletarische Sozialpolitik) и с 1925 года — в Международной рабочей помощи. В 1930 году кандидатура Марты Арендзее, симпатизировавшей «правому» крылу в партии, сложившемуся вокруг исключённых из партии бывших председателей Августа Тальгеймера и Генриха Брандлера, на выборах в рейхстаг не рассматривалась. После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году Марта Арендзее была приговорена к шести месяцам заключения за свою политическую деятельность. В 1934 году Арендзее эмигрировала через Прагу и Париж в СССР. В Москве Марта Арендзее работала в социально-экономическом отделе Красного интернационала профсоюзов, заведовала Клубом иностранных рабочих. С 1941 года работала на Московском радио. Муж Марты Арендзее Пауль Швенк, с которым она проживала в СССР, был арестован в годы сталинских репрессий и долгие годы находился в заключении. Марта Арендзее стала единственной женщиной среди основателей Немецкого комитета «Свободная Германия». После войны Арендзее вернулась в Германию в апреле 1945 года вместе с группой политэмигрантов с Вильгельмом Пиком во главе. Как член ЦК КПГ и руководства СЕПГ, Арендзее вновь занялась работой с женщинами. С августа 1945 года Арендзее состояла в женском комитете Берлинского магистрата и руководила в 1948—1950 годах отделом социальной политики в Объединении свободных немецких профсоюзов. В 1949—1950 годах являлась председателем берлинского управления социального страхования. Умерла в Восточном Берлине 22 мая 1953 года. Похоронена в Мемориале социалистов на Центральном кладбище Фридрихсфельде.
Память
В честь Марты Арендзее назван траулер проекта "Атлантик-333", построенный по заказу СССР в 1985 году на верфи в Штральзунде (ГДР). Порт приписки траулера - Мурманск, бортовой номер МК-0369. Литература: Pieggatzki, St. Weber: Arendsee, Martha. In: Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. Biographisches Lexikon. Dietz Verlag 1970, S. 12-14; Hermann Weber: Die Wandlung des deutschen Kommunismus. Die Stalinisierung der KPD in der Weimarer Republik. Band 2, Europäische Verlags-Anstalt, Frankfurt am Main 1969, S. 63 f; Hermann Weber, Andreas Herbst: Deutsche Kommunisten. Biographisches Handbuch 1918 bis 1945. Zweite, überarbeitete und stark erweiterte Auflage. Karl Dietz Verlag, Berlin 2008, ISBN 978-3-320-02130-6.

Kosztolányi_Dezső (496x700, 170Kb)
1885
Дежё Костоланьи (венгерское имя — Kosztolányi Dezső)
венгерский писатель и журналист. Родился в городе Сабадка, провинциальном австро-венгерском городе (сейчас город Суботица, Сербия). Этот город стал прототипом для написания его романов, в том числе и романа «Жаворонок». Дворяне Костоланьи владели тремя замками и землями на юге страны и были единственными представителями аристократии в этом регионе. Именно семейные традиции стали ключевыми в формировании личности писателя. Отец Костоланьи был директором местной гимназии, в которой учился и сам Дежё, пока его не выгнали за плохое поведение. Но первые знания мальчик получил от своего деда, бывшего военного офицера, который учил его чтению, письму и даже английскому языку. В то же время дед не разделял творческих порывов, которые Дежё проявлял уже в детстве, и внушал внуку, чтобы тот нашёл работу, приносящую заработок.
Kosztolányi_DezsőЛайош Тихань (606x700, 395Kb)
Лайош Тихань. Портрет Дежё Костоланьи, 1914
Костоланьи учился в Будапештском университете с 1903 по 1904 год, изучал венгерский и немецкий язык, затем перевелся на факультет журналистики (в 1906 году). Космополитический город рубежа веков очень повлиял на писателя. Костоланьи сблизился с литераторами Михаем Бабичем, Ференцем Юхасом, Фридьешем Каринти, Миланом Фюштом. Через некоторое время, недовольный царившим на факультете консервативным духом, Дежё перевёлся в Вену. Впоследствии Костоланьи занялся журналистикой, начал писать стихи и рассказы для газет. Активно сотрудничал с органом венгерских модернистов журналом Нюгат (Запад). Когда началась Первая мировая война, брат Костоланьи попал в плен и оказался в лагере в Сибири, где умер; смерть брата стала тяжёлым ударом для Дежё. После окончания Первой мировой войны по Трианонскому мирному договору значительная часть бывших венгерских земель оказалась за пределами страны. Костоланьи оказался оторван от родителей, брата и сестры, так как Суботица теперь находилась на территории другого государства. В 1931 году писатель стал президентом Венгерского ПЕН-клуба. Был женат на актрисе Илоне Хармош, с которой у них родился сын. В последние годы жизни Костоланьи считался одним из лучших писателей Венгрии. Умер городе Будапешт, Королевство Венгрия, от рака гортани, 3 ноября 1936 года.
Kosztolányi_Dezső_sír (525x700, 477Kb)
Похоронен на кладбище Керепеши в Будапеште
Раннее творчество и переводы
Искусство Костоланьи сильно связано с его детскими впечатлениями и воспоминаниями, а также с древностью рода, толерантностью и прагматизмом, связанным с развитием буржуазного общества. Писать Костоланьи начал рано. Ещё в 1901 году газета Budapesti Napló напечатала один из его стихов, а в 1906 году ему предложили постоянное сотрудничество. Принадлежал к так называемому первому поколению журнала Нюгат, которой своей целью поставил не только реформировать венгерскую литературу, но и сделать доступной западную литературу для венгерского читателя. Таким образом, Костоланьи выступал как переводчик (Шекспир, Гёте, Г.Бюхнер, Рильке, Бодлер, Верлен, Мопассан, Кэрролл, Киплинг, О.Уайльд и др.).В 1909 году автор опубликовал сборник переводной поэзии под названием «Современные поэты». Костоланьи стал очень полезным для издательства, так как знал шесть языков: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и латинский. Костоланьи также очень хорошо чувствовал индивидуальный стиль таких авторов, как Шекспир, Мольер, Расин, Кальдерон, Чехов и Чапек. Первая книга собственных стихов Костоланьи была опубликована в 1910 под названием «Жалобы бедного ребёнка». Эта книга вызвала сенсацию. В этой книге особенно чувствуется влияние Рильке. Сборник переиздавался семь раз до 1923 года и за это время очень изменился. В сборнике представлено красочное видение мира ребёнком, которое противопоставляется отчуждению и материализму взрослой жизни. Ребёнок кажется более гуманным, так как он ещё не научился прятать свою беззащитность, а значит, он больше знает о смерти. Сам поэт обращается к читателю устами ребёнка. В более поздних изданиях сборник тяготеет к экспрессионизму. Дежё Костоланьи выступал за чистоту языка и против излишнего использования иностранных слов. В его раннем творчестве практически ничего не говорится открыто, а скорее звучат намеки на те или иные явления и стороны жизни. Вещи могут ощущаться как реальность, но реальность может оказаться иллюзией, как например в «Чешском сурмаче» (1907).
Зрелое творчество
В 1920-х Костоланьи перешёл от поэзии к прозе, когда он опубликовал романы «Нерон, кровавый поэт», «Жаворонок» и «Анна Эдеш». Политические события в стране повлияли на творчество писателя. В его стихах, рассказах и статьях появилась неуверенность. В рассказе «Каин» (1916), пародии на библейскую историю, чувствуется влияние Ницше, с его критикой христианской морали. В одном с наилучших романов Костоланьи «Золотой змей» (1925) действие происходит в городе, прототипом которого стал родной город писателя. Этот его роман — реакция на позитивизм 19 века. Суицид учителя, которого побили собственные ученики после экзамена, а дочка сбежала с дома, становится логическим завершением его жизни. В романе существует не одно понятие времени, а несколько. Разные люди имеют разное понятие о времени и часто не понимают других людей. Предполагается, что если даже настоящее время и существует, то его нельзя измерить, только надежды и память могут тянуться во времени. Причина, по которой произошла трагедия, это неспособность героя различать знание и страсть. В сборнике рассказов «Kornél Esti» (1936) он попробовал понять отношение между языком и мыслью. Психологизм заменяется сосредоточием на текстуальном творчестве, а не значении. В первых главах мы узнаем о герое, которым представляется другом повествователя. Вместе они хотят написать роман, который будет не похож на традиционные романы и будет основываться на мысли, что язык сам говорит за нас. Главы свободно связаны между собой, а отношения между повествователями усложняются, когда герой становится повествователем в половине глав произведения. Если анархизм друга повествователя и традиционность повествователя была понятна вначале книги, то эта ясность исчезает в конце книги. Идеальность сюжета книги разрушается.
29 марта 1885 года родился — Дёжё Костолани.post-13108-130135411622 (700x352, 136Kb)
Признание
Европейскую известность Костоланьи принес исторический роман «Нерон, кровавый поэт» (1922), к его немецкому изданию написал предисловие Томас Манн, к новейшему переизданию — Петер Эстерхази. Роман о Нероне правильнее было бы назвать псевдоисторическим. Перед написанием романа Костоланьи консультировался с историками, перечитал Тацита и Сенеку. Уверенный, что история — это интерпретация прошлого через призму настоящего, Костоланьи попробовал дать своё собственное видение Венгерской Социалистической республики в главе «Революция». В своей книге он показал, что именно обстоятельства сделали Нерона монстром. В первой главе показано, как Нерон стал свидетелем убийства своего отца его матерью. Когда жадная и амбициозная мать посадила его на трон, он ощутил одиночество, так как политика чужда ему. Хаос в его душе представлен как анархия, которая окружает его. В некоторых главах рассказывается о творчестве при дворе Нерона и самого Нерона. Критики считают, что это своего рода ответ Костоланьи миру, который принял идеи Ницше, и, на самом деле, автор пытается выяснить, может ли человек жить без веры в Бога. Подобный вопрос задается и в романе «Жаворонок» (1924). Это более короткий по объёму роман и с более спокойным сюжетом. Название романа — это прозвище, которое дали своей незамужней дочери её родители, а действие происходит в городке, где вырос Костоланьи. В один день, в конце 19 века Жаворонок уезжает поездом к родичам, оставляя родителей. Ей там не нравится и через неделю она возвращается. Поезд задерживается и в душе отец надеется, что произошел несчастный случай. Но Жаворонок благополучно возвращается к родителям. С одной стороны, это психологический роман, сфокусированный на отце Жаворонка, чья неспособность к общению загоняет его в себя. Когда дочь отсутствовала, он посещал места, где умели общаться, но при этом напускали на себя важность. Таким образом, в романе противопоставляется внешнее глубине внутреннего мира героя. У героев нет надежды, их мечты не стали реальностью. Они потеряли веру, что в существовании человечества есть какая-то цель. Действие повести «Анна Эдеш» (1926, экранизирована Золтаном Фабри в 1958 году) — история из недавнего прошлого, которая начинается 31 июля 1919 года. Диктатура пролетариата закончилась, и герой романа, консьерж, пытается сделать все, чтобы хозяева забыл о его поведении во время Социалистической республики. Пытаясь выслужиться, консьерж находит и приводит в дом новую служанку Анну. Однако Анна, само смирение, в конце повести неожиданно убивает своих хозяев. На суде один из свидетелей говорит в её защиту: «Они обращались с ней как с механизмом». Для произведения характерно не только отражение социальных противоречий, но и тонкий психологизм, выверенность и жизненность характеров и ситуаций. Публикации на русском языке: Жаворонок. Анна Эдеш: Повести. Москва : Художественная литература, 1972; Нерон, кровавый поэт. Москва : Художественная литература, 1977; Стихи /Перевод Д.Самойлова// Венгерская поэзия. XX век. Москва : Художественная литература, 1982. Страницы 94-111; Избранное (проза) /Составитель: Е.Малыхина. Москва : Художественная литература, 1986; Стихи, статьи и биография Костоланьи в альманахе «Те: Страницы одного журнала. In memoriam Nyugat, 1908—1919». Москва: Водолей, 2009. Экранизации: 1958 — Анна Эйдеш / Édes Anna (режиссёр Злотан Фабри, Вергрия) — по одноимённому роману; 1966 — Золотой дракон / Aranysárkány (режиссёр Ласло Раноди, Вергрия) — по одноимённому роману; 1995 — Удивительное путешествие Корнела Эшти / Esti Kornél csodálatos utazása (режиссёр Йожеф Пачковски, Венрия) — по одноимённому роману. Литература: Regards sur Kosztolányi: actes du colloque. Paris: A.D.E.F.O.; Budapest: Akadémiai Kiadó, 1988; Dezso Kosztolányi New York Review Books; Dezsö Kosztolányi’s «Kornel Esti: A Novel» reviewed by Jean Harris; Szegedy-Maszák. Dezsô Kosztolányi; Renaud P. Relire Kosztolányi: journée d'étude sur l'œuvre d’un écrivain hongrois. Paris: Harmattan, 2006; Balassa P. Magatartások találkozója: Babits, Kosztolányi, Móricz. Budapest: Balassi Kiadó, 2007.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку