-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


26 марта родились...

Вторник, 26 Марта 2024 г. 04:43 + в цитатник
Fuad_I_of_Egypt,_colored (700x659, 222Kb)
1868
Фуад I (имя при рождении — Ахмед Фуад; арабское имя — فؤاد الأول‎.)
султан и первый король независимого Египта, родился в Гизе (Египет), младший из 12 детей хедива Исмаила. Детство и юность провел преимущественно в Италии, некоторое время учился в военном училище в Турине. В 1890-е годы вернулся в Египет и стал советником своего племянника, хедива Аббаса II Хильми (1874–1944). Он заботился об образовательных и благотворительных институтах, основал в 1908 университет в Гизе, названный в его честь (ныне Каирский университет), и учредил в 1932 в Каире Арабскую академию. Вступление Турции, номинального сюзерена Египта, в Первую мировую войну на стороне Германии и ее союзников привело к смещению Аббаса II британцами в декабре 1914. Ему наследовал старший из оставшихся в живых сыновей Исмаила – Хусейн Камиль (около 1850–1917), получивший титул султана. Египет официально стал тем, чем он фактически был с 1881 – британским протекторатом. В октябре 1917 Фуад наследовал своему старшему брату – Хусейну Камилю. Во время правления сначала султана, а потом короля Фуада Египет и Великобритания находились в постоянном конфликте по вопросу о независимости Египта. Фуад поддерживал движение за независимость, поскольку оно могло усилить его власть, однако выступал против массовой национально-патриотической партии Вафд, созданной в 1918 Саадом Заглюлем. Поэтому победа партии Вафд на выборах 1924 обеспокоила Фуада не меньше, чем англичан. После убийства 19 ноября 1924 британского главнокомандующего египетской армией Ли Стэка Великобритания предъявила ультиматум, и партия Вафд была отстранена от власти. Тупик в англо-египетских отношениях казался безнадежным, пока Фуад и премьер-министр Сарват-паша в июле 1927 не нанесли визит в Англию, где им был оказан сердечный прием, что позволило возобновить переговоры. Смерть Заглюля в августе свела на нет итоги этого визита. Его преемник на посту руководителя Вафда Мустафа ан-Наххас-паша выступил против нового договора и в 1928 добился смещения Сарвата. Однако три месяца спустя Фуад, воспользовавшись сфабрикованным письмом о причастности премьер-министра ан-Наххаса к публичному скандалу, отправил в отставку его и других членов кабинета. Контроль над новым правительством перешел к коалиции партии либералов-конституционалистов и умеренного крыла Вафда. 19 июля 1928 Фуад совершил государственный переворот, и премьер-министр Мухаммед Махмуд-паша распустил парламент на три года. Переговоры с Великобританией привели к заключению нового договора, одним из условий ратификации которого было разрешение Фуада на проведение новых выборов. После победы на них Вафда ан-Наххас в 1930 вновь стал премьер-министром. Его неуступчивость по вопросу об англо-египетском Судане сделала невозможными дальнейшие переговоры с Великобританией. Вскоре Фуад сместил ан-Наххаса и назначил новым премьер-министром Исмаила Сидки. Так, несмотря на оппозицию Вафда и партии либералов-конституционалистов, Фуад установил режим личной власти. Однако в 1934 пошатнувшееся здоровье и требования восстановить конституцию 1923 вынудили Фуада заменить нового премьер-министра Яхья-пашу на Насим-пашу. 12 декабря 1935 конституция была восстановлена. Умер в Каире 28 апреля 1936 года. Королевский трон унаследовал его единственный сын Фарук I. Награды: Кавалер египетского ордена Исмаила; Кавалер Высшего ордена Святого Благовещения; Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря; Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Рыцарь Большого креста ордена Бани; Кавалер Королевской Викторианской цепи; Кавалер Большого креста ордена Леопольда I; Кавалер Большого креста ордена Спасителя; Кавалер Высшего ордена Хризантемы; Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Кароля I; Кавалер ордена Белого орла (Польша, 1921—1939); Кавалер ордена Омейядов; Кавалер ордена Соломона; Кавалер ордена Солнца (Афганистан); Кавалер ордена Слона; Кавалер Большой звезды специального класса иорданского ордена Возрождения; Кавалер Большого креста ордена Белой розы Финляндии; Кавалер Большого креста ордена Нидерландского льва; Кавалер Большого креста португальского ордена Бенедикта Ависского; Командор Большого креста ордена Вазы; Кавалер ордена Серафимов; Кавалеры ордена Золотой шпоры; Кавалер ордена Королевского дома Чакри. Семья и дети: Был дважды женат. В мае 1895 года в Каире женился на принцессе Швакиар Ханум Эфенди (1876—1947). В мае 1898 года супруги развелись. 25 мая 1919 года вторично женился на Назли Сабри (1894—1978), дочери Абдель Рахим Сабри-паши, бывшего губернатора Каира. Дети от первого брака: Принц Исмаил Фуад (1896—1897); Принцесса Фавкия (1897—1974). Дети от второго брака: Принц Мухаммед Фарук, принц Саид (Фарук I) (1920—1965), король Египта и Судана (1936—1952); Принцесса Фавзия (1921—2013); Принцесса Фаиза (1923—1994); Принцесса Фаика (1926—1983); Принцесса Фатия (1930—1976). Источники: Рыжов К.В. Все монархи мира. Мусульманский восток XV—XX вв. Москва, «Вече», 2004 ISBN 5-9533-0384-X

Aizman_DYa (549x700, 174Kb)
1869
Давид Яковлевич Айзман
русско-еврейский прозаик и драматург. Родился в Николаеве, в еврейской семье. Отец его, торговец по роду занятия, был любителем и хорошим знатоком книг, автором нескольких статей в еврейских газетах. В доме часто говорили о Бокле, Бюхнере, цитировали Писарева. Один из братьев — еврейский писатель Моисей Айзман, владевший в Николаеве книжной лавкой и читальней и одно время редактировавший местную либеральную газету «Южанин». Окончил Николаевское реальное училище (1886), учился в Одесской рисовальной школе, с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Санкт-Петербурге использовал фиктивный патент приказчика. В 1907 году уехал в Италию, два года спустя вернулся в Россию. Умер в Детском Селе 26 сентября 1922 года. Похоронен на Казанском кладбище в Детском Селе.
Творчество
С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», Санкт-Петербург). В период 1905—1907 годов примыкал к писателям-реалистам, связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Чёрные дни» (1904), «Кровавый разлив» (1908), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в либерально-народническом духе.
Aizman01 (486x700, 373Kb)
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка к книге Айзман Д.Л. Собрание сочинений. Том 1, 1911
Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину. Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С.Юшкевич), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым». Автор трагедии «Терновый куст» (1905), пьесы «Жёны» (1906), пьесы-сказки «Светлый бог» (1914), комедии «Консул Гранат» (1923). Сочинения: Айзман Д.Я. Собрание сочинений. Тома 1 — 8. — Санкт-Петербург — Москва 1911—1919; Айзман Д.Я. Редактор Солнцев. Сборник рассказов. — Ленинград 1926; Собрание сочинений Д.Я.Айзман, в 7 томах (издательство «Просвещение», продолжено издательством «Жизнь и знание», Санкт-Петербург, 1911—1916); Литература: Айзман, Давид Яковлевич // Литературная энциклопедия : в 11 томах. — [Москва], 1929—1939; Максимович А., М.Горький и Д.Я.Айзман, в книге: М.Горький. Материалы и исследования, том 2, Москва — Ленинград, 1936; История русской литературы конца XIX — начала XX веков; Библиографический указатель. — Москва — Ленинград. 1963; Клейнборт Л. Без иллюзий. «Образование». XI. 1904; Кранихфельд Вл., Давид Яковлевич Айзман. «Современный мир». IX. 1913; Горнфельд Айзман, статья в «Еврейской энциклопедии». I.; Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Главный редактор П.А.Николаев. Том 1: А—Г. Москва: 1992. Страницы 26—27; Hetényi, Zsuzsa, David Aizman. In: In a Maelstrom. The History of Russian-Jewish Prose 1860 — 1940. New York—Budapest, 2008, 139—149.

Luigi Sincero0 (531x700, 168Kb)
1870
Луиджи Синчеро (итальянское имя — Luigi Sincero)
итальянский куриальный кардинал. Родился в коммуне Трино Верчеллезе, королевство Италия. Секретарь Папской Комиссии по аутентичной интрепретации Кодекса канонического права с 18 октября 1917 по 23 мая 1923. Секретарь Священной Коллегии кардиналов с 1919 по 23 мая 1923. Секретарь Конклава 1922 года. Про-секретарь Священной Конгрегации по делам Восточной Церкви с 6 февраля 1926 по 3 февраля 1927. Секретарь Священной Конгрегации по делам Восточной Церкви с 3 февраля 1927 по 7 февраля 1936. Титулярный архиепископ Петры Палестинской с 11 января 1929. Камерленго Священной Коллегии Кардиналов с 30 июня 1930 по 18 марта 1933. Председатель Папской Комиссии по аутентичному толкованию Кодекса канонического права с 12 декабря 1934 по 7 февраля 1936. Кардинал-дьякон с 23 мая 1923, с титулярной диаконией Сан-Джорджо-ин-Велабро с 25 мая 1923 по 17 декабря 1928. Кардинал-священник с титулом церкви pro illa vice Сан-Джорджо-ин-Велабро с 17 декабря 1928 по 13 марта 1933. Кардинал-епископ Палестрины с 13 марта 1933. Умер в Риме 7 февраля 1936 года.

Joaquín_Álvarez_Quintero-_027582-D_006570 (544x700, 344Kb)
1871
Серафин Альварес Кинтеро (испанское имя — Serafín Alvarez Quintero)
испанский драматург, брат драматурга Хоакина Альвареса Кинтеро (20 января 1873 — 14 июня 1944 года). Родились в Утрере, Севилья. В 1888 впервые выступили с комедией «Фехтование и любовь» (в том же году пост. в театре Сервантеса в Севилье). В дальнейшем Альварес Кинтеро создали совместно около 200 пьес, пользовавшихся большой популярностью у буржуазного зрителя и широко ставившихся в театрах Мадрида, Севильи и других испанских городов. В пьесах «Мальчишка» (1899), «Солнечным утром» (1905), «Любовь в потёмках» (1906), «Живая вода» (1908), «Четверть часика» (1922) и др. Альварес Кинтеро разрабатывали преимущественно жанр сайнете (муз. комедия), черпая сюжеты главным образом из патриархального быта Андалузии. В комедиях «Каторжники» (1900), «Дворик» (1900), «Дух веселья» (1906), «Мальвалока» (1912), «Волк всегда в лес смотрит» (1916), «Как бы убить время» (1928), «Донья Нормига» (1930) и др. воспроизводятся незначительные явления быта, рисуются картины благополучно завершающихся семейных неурядиц и т. п., юмор нередко сочетается в этих пьесах с мелодраматизмом. Сатирическое изображение быта мадридских чиновников получило отражение в комедии «Безумная муза» (1905). В комедии «Суета» (1921) высмеиваются нравы великосветского мадридского общества, честолюбивым политиканам противопоставляются люди, ведущие сельскую жизнь. Пьесы Альварес Кинтеро лишённые значительного общественного содержания, утверждающие буржуазную мораль, торжество абстрактного добра над злом, дают неглубокие психологические характеристики, но содержат колоритные картины быта, яркие типы, отличаются мастерством сценической композиции. Они также известны тем, что пытались записать андалузский диалект в письменной форме. Серафин Альварес Кинтеро умер 12 апреля 1938 года. Сочинения: Obras completas, v. 1-4, Madrid, 1947-1949.

Sinitsyn (506x700, 124Kb)
1871
Алексей Михеевич Синицын
член IV Государственной думы от Тульской губернии, крестьянин. Православный, крестьянин села Троицкого на Филиной Зуше Чернского уезда. Окончил начальную школу. Занимался сельским хозяйством (40 десятин), первым из крестьян Чернского уезда выделился на хутор, где завел образцовое хозяйство. До избрания в Думу 7 лет был волостным старшиной, членом уездной землеустроительной комиссии и гласным уездного земского собрания. Кроме того, состоял попечителем двух школ и председателем церковно-приходского попечительства. В 1912 году был избран в члены Государственной думы от Тульской губернии съездом уполномоченных от волостей. Входил во фракцию правых, после её раскола в ноябре 1916 года — в группу сторонников Н.Е.Маркова. Состоял членом комиссий: финансовой, продовольственной, по народному образованию, по местному самоуправлению, по исполнению государственной росписи доходов и расходов, а также о торговле и промышленности. Во время Первой мировой войны работал в санитарном отряде В.М.Пуришкевича. Судьба после 1917 года неизвестна. Был женат. Источники: 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанского, 1913; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва : РОССПЭН, 2008.

emile-armand (561x700, 276Kb)
1872
Эмиль Арманд (французское имя — Émile Armand)
французский общественный деятель, анархо-индивидуалист, писатель-философ. Известен как пропагандист нудизма. Арман был сыном активного участника Парижской коммуны и вырос в резко антиклерикальной среде. Родился в Париже. В детстве не посещал школы и все знания получил от своего старшего брата. Уже в юном возрасте был знаком с самыми важными произведениями классической литературы и был способен читать на нескольких европейских языках. Во время пребывания в 16-летнем возрасте в Лондоне изучал Новый Завет, что впоследствии привело к кризису в его мировоззрении. После возвращения на родину стал членом парижской Армии спасения, находясь в её рядах с 1889 по 1897 год. На основе полученного в ней большого практического опыта общения с людьми и своего непоколебимого скептического духа от своего христианского гуманизма он постепенно пришёл к вдохновлённому Толстым христианскому анархизму. Первоначально под влиянием Les Temps Nouveaux Жана Грава он стал коммунистическим анархистом, однако вскоре после прочтения трудов Ницше и Макса Штирнера, а также Бенджамина Такера, Уолта Уитмана и Ральфа Уолдо Эмерсона обратился к индивидуальному анархизму. В своей публикации «Наши требования как анархистов-индивидуалистов» (1945) он подробно рассматривал этот вопрос. В 1911 году он издал «Le petit manuel anarchiste individualiste» («Краткое руководство индивидуального анархиста»). В 1912 году начал выступать в печати против насилия как средства политической борьбы. Во многих из своих работ он призывал анархистов не надеяться на лучшее будущее, а жить в сегодняшнем мире и быть активными. В 1922 году он основал журнал «L’En-Dehors», выходивший до 1939 года. Арман был соучредителем Антивоенной лиги. За более чем полвека Арман опубликовал большое количество книг, брошюр и статей. Его самые известные произведения — L’Initiation individualiste anarchiste (1923) и «La révolution sexuelle et la camaraderie amoureuse» (1934). Принимал участие в работе над «Анархической энциклопедией» Себастьена Фора.
Скончался в городе Руан, Франция, 19 февраля 1962 года.

Шумов (672x700, 212Kb)
1872
Пётр Иванович Шумов (французское имя — Pierre Choumoff; польское имя — Piotr Szumow)
русско-французский фотохудожник, личный фотограф Огюста Родена. Родился в городе Гродно, Российская империя (ныне Белоруссия), в семье надворного советника. В гимназические годы увлёкся революционными веяниями, участвовал в нелегальном кружке, в издании подпольной газеты. В 1891 году поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. В 1890-е годы примкнул к гродненскому революционному кружку Сергея Галюна, поддерживающему связи с польским Вторым Пролетариатом, нелегальными организациями Петербурга, Киева и других городов Российской империи. Первый арест Шумова произошёл на студенческих каникулах, летом 1894 года, когда конспиративное собрание кружковцев выследили жандармы. Петру Ивановичу было предъявлено обвинение в хранении нелегальной литературы, на три года запрещён выезд из Гродно. Однако подпольная деятельность продолжалась — Шумов сотрудничал с Российской социал-демократической партией, руководил гродненской организацией Польской социалистической партии. Впоследствии он ещё семь раз был арестован, в общей сложности пришлось провести в тюрьме четыре года. В борьбе за свержение самодержавия, права национальных меньшинств (белорусов, поляков, евреев) участвовала и жена Шумова Екатерина. После очередного ареста в 1906 году возникла перспектива каторги, и в 1907-м тридцатипятилетний Шумов с женой и трёхлетней дочерью Марией покинул Россию.
Франция
Освоение профессии
Семья эмигрантов обосновалась в Париже. Шумов отыскал бывшего соратника по революционной деятельности Яна Строжецкого, приехавшего в город несколькими годами ранее. Бывший активный революционер работал в ателье французского фотографа Феликса Боннэ на авеню дё Клиши, 34 и предложил Шумову стать напарником. В отличие от Строжецкого, пристрастившегося к фотографии ещё в ссылке в Якутии в 1903—1904 годах, для Шумова фотоискусство было областью неизведанной — он признался, что никогда не держал в руках фотоаппарата.
ШумовLa Closerie des Lilas (700x438, 316Kb)
La Closerie des Lilas. Париж. 1909
Благодаря полученным в университете знаниям и поддержке коллеги механические и химические принципы фотографии удалось освоить довольно быстро, — но художественного образования не хватало. Для постижения искусства создания образов, композиции, сочетания света и тени Шумов отправился на левый берег Сены, в кофейни «Дом», «Ротонда», «Клозри де Лила», «Селект», «Куполь» — излюбленные места встреч живописцев, поэтов, писателей и своего рода центр культурной жизни Парижа начала XX века.
Ателье
Общение не прошло даром — в 1911-м Шумов открыл уже собственное фотоателье на Монпарнасе, рю дю Фобур Сен-Жак, 5 (XIV округ) и вскоре сделался популярным в Париже фотографом-портретистом. Сын фотографа оставил описание творческой лаборатории:
ШумовРеклама ателье  (700x377, 192Kb)
Реклама ателье П.Шумова в журнале «Бич» (Париж, 1920. № 1)
Ателье Шумова, с высокими потолками, располагалось на самом верху здания, фасад которого был оснащён огромным застеклённым фонарём, пропускавшим максимальное количество света. В одном из углов находилась винтовая лестница, ведущая в мезонин, оборудованный под лабораторию. Именно здесь, среди нагромождения реактивов, Шумов занимался проявлением и ретушью негативов, в основном стеклянных пластинок большого формата (18х24).
ШумовО.Роден в мастерской (527x700, 256Kb)
О.Роден в мастерской
Известности ателье немало способствовало состоявшееся в том же году знакомство Шумова с Огюстом Роденом, быстро перешедшее в тесное сотрудничество, длившееся до смерти скульптора. В 1912—1917 годах Шумов создал фотолетопись последних лет жизни и творчества Родена (портреты мэтра, его работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, Роден на смертном одре и др.). После смерти скульптора Шумов стал первым фотографом Музея Родена, открывшегося в августе 1919 года в Париже.
Искусство художественной фотографии
Работам Шумова свойственна игра на контрасте света и тени. Главным в своём искусстве мастер считал «интуитивное усилие», направленное на проникновение в психологию личности модели. Фотограф работал с моделью по несколько часов, вникая в характер и подбирая наиболее выгодный ракурс — профиль или поворот на три четверти, обыгрывая свет и тень, в зависимости от психотипа личности предлагая устремить взгляд на зрителя или в отдалённую закадровую точку. Важную роль в создаваемых им фотопортретах нередко играла рука, служащая своего рода «цоколем» и вносящая пластический элемент в композицию.
ШумовМ.Шагал (538x700, 189Kb)
М.Шагал
Порой оригинальность образа подчёркивали очки, игра отражения на стёклах использовалась художником для создания интриги. Большое значение придавалось и технической стороне работы. Исследовательница фонда Шумова в Музее Родена В.Глютрон выделяет два типа ретуши. Первый, применявшийся чаще, выполнялся простым карандашом на стеклянных пластинках — Шумов без нажима наносил мельчайшие штрихи на участки негатива, которые хотел очистить от лишних, на взгляд мастера, деталей — при печати на месте карандашных штрихов получались высветленные участки, свободные от изъянов. Во втором случае на негатив наносилось особое вещество, затем фрагментарно соскабливаемое острым инструментом — на фотографии образовывались затемнённые участки. Для получения особых художественных эффектов использовался бромойлевый процесс печатания.
ШумовЖ.Питоев (500x700, 213Kb)
Ж.Питоев
Ретушь служила не созданию идеализированного образа модели, а акцентированию черт, составляющих её характер и оригинальность. В докладе о художественной фотографии в мае 1923 года Шумов отмечал:
«При фокусировке мы отдаляемся от натуры, потому что глаз приближается при этом вплотную к объекту, тогда как реально мы наблюдаем его с некоторой дистанции. Помещая глаз так близко, мы обычно замечаем гораздо больше деталей <…>. Поэтому нужно добиться устранения некоторых несущественных, поскольку они невидимы для глаза, деталей. Это достигается либо с помощью ретуши, либо путём получения размытого изображения. Отсюда необходимость ретуши в случае [слишком] чёткого изображения.» — «Русский парижанин»..., 2000, страница 23.
Творческая деятельность и признание
В 1918 году Музеем Родена в Базеле и Берне были организованы посвящённые творчеству Родена выставки, представлявшие скульптуры, акварели и рисунки мэтра, а также 40 фотографий Шумова. В 1921-м выставки фотопортретов Шумова прошли в помещениях «Русского книгоиздательства „Я. Поволоцкий и Ко“» и фабрики «Lumier». В 1922—1923 годах художник сотрудничал с Обществом «L’Art et science», Обществом русских инженеров, выступал с докладами и лекциями о художественной фотографии.
ШумовПортрет Графини Х (517x700, 185Kb)
Портрет Графини Х
Европейскую известность фотографу принесли Гран-при Лондонского салона фотографии за «Портрет Графини Х» и ежегодный приз лондонского журнала «Photograms of the year» (1922), сопроводившего публикацию комментарием:
«…переходим к изумительному «Портрету Графини Х» Пьера Шумова — французскому до мозга костей. Восхищает мастерство, превращающее шелковистую собаку в средоточие света, в лёгкой дымке серебристо-серых тонов. Фон замечательным образом сочетается с сюжетом, и абрис кресла эпохи Людовика XVI придаёт всей композиции законченный характер.» — «Русский парижанин»..., 2000, страница 24.
Шумов участвовал в Осенних салонах (1927, 1930), Салоне Тюильри (1932) и других выставках. За портреты был удостоен бронзовой медали Французского общества фотографии, золотой медали Всемирной выставки в Париже (1925). В 1920-х годах Шумовым создана галерея фотопортретов известных русских деятелей культуры — М.Алданов, Л.С.Бакст, К.Д.Бальмонт, М.Волошин, Н.С.Гончарова, Б.К.Зайцев, А.И.Куприн, М.Ф.Ларионов, В.В.Маяковский,С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, С.Н.Судьбинин, А.Н.Толстой, Н.Тэффи, М.И.Цветаева, В.Ф.Ходасевич, Саша Чёрный, М.З.Шагал, Л.Шестов, И.С.Шмелёв, В.И.Шухаев, И.Г.Эренбург и другие, серия портретов танцовщиков и балерин Русского балета С.П.Дягилева; портреты митрополита Евлогия, генерала А.И.Деникина, политиков А.Ф.Керенского, П.Н.Милюкова, П.Б.Струве, премьер-министра Великобритании Дж.-Р.Макдональда, А.Барбюса, Э.Верхарна, Айседоры Дункан, Ж.Кокто, Ф.Леже, К.Моне, А.Франса, А.Эйнштейна и многих других.
ШумовВ.Ходасевич (521x700, 182Kb)
В.Ходасевич
ШумовН.Тэффи (539x700, 200Kb)
Н.Тэффи
ШумовСаша Чёрный (528x700, 171Kb)
Саша Чёрный
ШумовМ.Цветаева (477x700, 201Kb)
М.Цветаева
«…Шумов — больше, чем просто фотограф, пусть даже искусный: это очень тонкий психолог, высокообразованный человек, которого любят и посещают поэты, художники, он сам — художник, мыслящая личность…» — писала критика. «Русский парижанин»..., 2000, страница 20.
А.И.Куприн, направляя на рю дю Фобур Сен-Жак знакомых музыкантов, писал: «Дорогой Пётр Иванович, к Вам обратится квартет Кедровых, чтоб и Вы увековечили их своим художественным объективом. Будьте к ним так же любезны, как и ко мне, Вашему другу и покорному слуге. Ваш Александр Куприн».
ШумовФрагмент открытки (700x592, 267Kb)
Фрагмент открытки М.Цветаевой П.Шумову. Лондон. 24 марта 1926
«Дорогой Петр Иванович. Карточки восхитительны, — писала М.И.Цветаева, приглашая фотографа на свой вечер в начале марта 1926 года. — Сделайте мне, пожалуйста, для начала по две». В открытке, посланной из Лондона 24 марта того же года, она сообщала: «Весь Лондон полон Вашей славой. Трублю её повсеместно, — не словом, а делом, то есть показывая Ваши (свои) карточки, которые здесь со мной. Лондонцы (особенно дамы!) наперебой берут Ваш адрес». «Я не забуду конечно Вас благодарить за Ваши присланные фотопортреты с меня, полные жизни и экспрессии! Спасибо», — писал М.Шагал в 1927-м. Эти и многие другие письма благодарных посетителей ателье сохранились в архиве Шумова. В 1929-м году художник пожертвовал свои фотоработы для благотворительной лотереи в пользу Комитета помощи русским писателям и учёным во Франции.
«Буашумов»
ШумовПортрет Р.Макдональда (469x700, 184Kb)
Портрет Р.Макдональда работы П.Шумова. Буашумов, инкрустация
Шумову принадлежит изобретение оригинального метода художественного изображения, получившего название «Буашумов» (французское название — Les Boischoumoff) — инкрустация на дереве, выполняемая на основе фотографии. Используя фотопортрет как основу, мастер переносил на деревянную поверхность главные контуры и линии лица. Затем вырезал тончайшие лепестки из разных пород дерева и укладывал их вплотную друг к другу — так, чтобы тона и оттенки перетекали друг в друга, образуя инкрустированный портрет. Для этой работы художник заказывал экзотические породы дерева разных тонов. В 1931 году французский поэт, критик и переводчик А.Мерсеро писал: «После долгих экспериментов Шумов изготавливает теперь портреты с деревянными инкрустациями под названием «Буашумов». При этом разнообразие тонов, получаемое за счёт использования различных видов натурального дерева — белого дерева всех оттенков, тёмного дерева, жёлто-серого, носит бесконечный характер. Ему нужно для этого подобрать зернистость, цвет, породу дерева, и тогда уже в дело вступают одновременно надёжность его интуиции и его искусство.» — «Русский парижанин»..., 2000, страницы 36-38.
Польша
Оценка роли в революционной борьбе
Мировой экономический кризис 1929 года затронул и ателье на рю дю Фобур Сен-Жак, в июле 1933-го его пришлось закрыть. Шумов с женой и сыном переезжает в Польшу, работает консультантом на крупном химическом заводе в Лодзи. В июле 1934 года польское правительство награждает его Крестом Независимости — за заслуги в революционной борьбе. 25 июня 1936 года П.И.Шумов скончался от сердечной недостаточности. На его похоронах присутствовали видные польские деятели.
Шумовгроб (700x525, 409Kb)
Похоронен на кладбище Евангелической реформистской церкви в Лодзи.
Семья
После смерти П.И.Шумова его жена Екатерина (урождённая Кейла Лапина; 1880—1941/42) вернулась в Гродно, в дом, доставшийся по наследству от родителей. В начале Второй мировой войны погибла в немецком концлагере. Дочь Мария (1904—1917) умерла в Париже в детском возрасте. Дочь Татьяна (в браке Гуревич; 1914/1915—1998) после войны жила в Ленинграде, работала в Музее А.С.Пушкина на Мойке, 12, сотрудничала в издательстве «Аврора», преподавала французский язык; в 1970-м вернулась в Париж.
Шумов.Серж Шумов с отцомjpg (587x700, 216Kb)
Серж Шумов с отцом. Париж. Конец 1920-х годов (?)
Сын Сергей (1921—2012) в 1936 году, после смерти отца, вернулся в Париж, учился в лицеях Монтень и Луи-ле-Гран, на факультете наук Парижского университета, в Национальном институте науки и техники ядерных исследований. Получил диплом лиценциата математических наук. Во время войны участвовал в движении Сопротивления, арестован в 1942 году, отправлен в концентрационный лагерь Маутхаузен. После освобождения работал инженером в Центре исследований в области физики (1954), с 1956-го руководител отделом ядерных исследований Французского отделения компании «Thompson-Hauston». С 1962-го — начальник лаборатории и главный инженер, член и президент административного совета Французского общества по изучению вакуума (1964—1965); в 1968—1990 годах — член исполнительного совета Международного Союза по науке и технике и использованию вакуума (UISTAV). Автор большого количества публикаций по физике вакуума и его применению, ряда работ о Маутхаузене. Вице-президент Международного комитета узников Маутхаузена. Кавалер ордена Почётного легиона и Военного креста. Награждён Воинской медалью, Крестом Добровольцев Сопротивления, Крестом Добровольцев, Медалью Интернированных за участие в Сопротивлении, почётным знаком «За заслуги перед Австрийской республикой».
Наследие
Работы Петра Шумова хранятся в Музее Родена, агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet») (Париж), Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва). Значимой единицей фонда Шумова в Музее Родена является собственноручно составленная фотографом полная опись его работ, посвящённых Родену и его произведениям, — 149 оригинальных фотографий произведений мэтра и 58 портретов и снимков, иллюстрирующих творческую жизнь и быт скульптора, — фотодокументальное свидетельство последних лет жизни Родена. В СССР фотографии Шумова часто использовались для иллюстрирования литературно-художественных изданий — без указания авторства, по сложившейся традиции или незнанию издателей, авторство не всегда указывается и изданиях постсоветской России XXI столетия. Выставки: «Огюст Роден. 1840/1917» («Auguste Rodin. 1840/1917»). Базель, Берн, 1918; Персональная выставка фотопортретов в помещении «Русского книгоиздательства „Я. Поволоцкий и Ко“». Париж, март 1921; Персональная выставка фотопортретов в помещении фабрики «Люмьер» (l’usine «Lumière»). Париж, декабрь 1921; Гран-при Лондонского салона фотографии (International Exhibition of The London Salon of Photography). Лондон, 1922; Бронзовая медаль Французского общества фотографии (Société française de photographie). Париж, до 1925; Золотая медаль Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition internationale des Arts décoratifs et industriels modernes). Париж, 28 апреля — 25 октября 1925; Осенний салон (Salon d’automne). Париж, октябрь—ноябрь 1927; октябрь—ноябрь 1930; Салон Тюильри (Salon des Tuileries). Париж, июль 1932; Персональная выставка в Библиотеке-Фонде «Русское зарубежье». Москва, май 2000; «Русский парижанин»: Персональная выставка в Музее-квартире А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 8 июня — 8 июля 2000; «Русский фотограф в Париже. Пьер Шумов»: Персональная выставка в Музее Родена (Musée Rodin). Париж, 25 января — 3 апреля 2005; «Роден и фотография» («Rodin et la photographie»). Музей Родена. Париж, 14 ноября 2007 — 2 марта 2008; Национальный исторический музей Республики Беларусь. Минск, март 2012.
Литература
На русском языке: Шумов Пётр Иванович // Российское зарубежье во Франции, 1919—2000 : биогр. слов. : в 3 томах / под общей редакцией Л.Мнухина, М.Авриль, В.Лосской. — Москва : Наука : Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. — Том 3 : С—Я. Дополнения. — Страница 584. — 752 страницы. — 1000 экземпляров — ISBN 978-5-02-036267-3. — ISBN 978-5-02-037382-2 ; ISBN 978-5-93015-117-6 (том 3); Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920—1940. Франция / под общей редакцией Л.А.Мнухина. — Тома 1—4. — Москва; Paris: Эксмо ; YMCA-Press, 1995—1997. — Том 1: 1920—1929. — С. по указателю. — 630 страниц; Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова: фотоальбом = Un parisien russe: Photographies de Pierre Choumoff / [на русском и французском языках; составители С.Шумов, П.Гуревич, С.Некрасов и другие]. — Москва: Русский путь, 2000. — 96 страниц — 2000 экземпляров — ISBN 5-85887-082-1; Урес А. В объективе русского художника // Невское время : газета. — 2000. — 10 июня. — № 104 (2227); Леонидов В. Великий и почти забытый Пётр Шумов // Наше наследие : журнал. — 2000. — № 55; Волкова Г.В. Фотография в общественно-политической и культурной жизни Российского зарубежья (1920—1930-е гг.) // Новый исторический вестник : журнал. — Москва, 2007. — Выпуск 16. — Страницы 251—264; Антонова А. Возвращение имён: Пётр Иванович Шумов // Гродзенская праўда : газета. — 2013. — 15 августа. На белорусском языке: Вашкевіч А. Любмы фатограф Радэна // Мастацтва: журнал. — 2018. — № 11 (428); Вашкевіч А. Пётр Шумаў і гродзенскія рэвалюцыянеры пачатку ХХ стагоддзя // Гарадзенскі палімсест. — 2014. На французском языке: Glutron V. Le fonds Choumoff / dir. de publ., réd. en chef H. Pinet. — 4 vol. — P., 1997. — 40+[14+58+74] p;. Carette C. P. Choumoff : le dialogue de la photographie et de la sculpture : un moment d'équité / dir. de la recherche M. Poivert. — P.: Université Panthéon-Sorbonne, 2007. — 117 p.; Viéville D. (préf., etc.), Pinet, H., Garet, M. et al. Rodin et la photographie : [Exposition : Paris, Musée Rodin, 14 novembre 2007 — 2 mars 2008]. — Paris: Musée Rodin, 2007. — 223 p. — ISBN 978-2-07-011909-7.

Dorothea_Bleek (455x700, 146Kb)
1873
Доротея Блик (немецкое имя — Dorothea Bleek)
немецкая лингвистка. Родилась в городе Кейптаун, ЮАР. Пятая дочь видного лингвиста Вильгельма Блика, она унаследовала от своего отца и от продолжившей его исследования своей тёти Люси Ллойд интерес к языкам и культурам Южной Африки. Большую часть жизни Доротея Блик посвятила исследованию языка и культуры бушменов. В 1956 г. был издан подготовленный ею на основе работ Вильгельма Блика, Люси Ллойд и её собственных Словарь бушменского языка. Среди многих экспедиций по Южной Африке, предпринятых Блик, выделяется экспедиция 1925 г., предпринятая совместно с ботаником Мэри Агард Покок. Фонд рукописей и фотографий Бликов и Ллойд, хранящийся в университете Кейптауна, включён ЮНЕСКО в программу «Память мира», объединяющую наиболее ценные архивные источники по истории человечества. Умерла в пригороде Пламстед, Кейптаун, Западно-Капская провинция, ЮАР 27 июня 1948 года.

Condé_Montrose_Nas (523x700, 126Kb)
1873
Конде Монтроз Наст (Condé Montrose Nast)
основатель ведущего американского издательского дома «Condé Nast Publications», известного такими журналами, как «Vanity Fair», «Vogue» и «The New Yorker». Названный в честь своего дяди Конде Бенуа, Конде Монтроз Наст, родился в Нью-Йорке, в семье, происходившей со Среднего Запада. Его отец, Уильям Фредерик Наст, был предпринимателем и изобретателем, а также состоял некоторое время на американской дипломатической службе в Германии; в свою очередь, его отец Уильям Наст был заметным религиозным деятелем немецкого происхождения. Его мать, урождённая Эстер Бенуа, была дочерью банкира из Сент-Луиса Луи Огюста Бенуа, происходившего из французской семьи, эмигрировавшей в Канаду, а оттуда в штат Миссури. У Уильяма и Эстер Настов было ещё трое детей: Луис, Этель и Эстель. Тётя Наста оплатила ему учёбу в Джорджтаунском университете, который он окончил в 1894 году. В 1897 году он получил диплом юриста в Университете Вашингтона в Сент-Луисе.
Condé_MontroseПервая женаjpg (420x700, 186Kb)
Первая жена Кларисса Кудер
Карьера
После выпуска Наст в 1898 году устроился работать на бывшего одноклассника менеджером по рекламе в еженедельнике Collier’s Weekly, где проработал до 1907 года. За десять лет он увеличил доходы издания от рекламы в 100 раз. Он публиковал книги и ежемесячный журнал «Lippincott’s Monthly Magazine» с Робертом Макбрайдом (McBride, Nast & Co.). После ухода из «Collier’s» Наст купил «Vogue», бывший тогда небольшим нью-йоркским журналом об обществе, и превратил его в главный американский журнал о моде. Затем вместе с другом Фрэнком Крауниншилдом он превратил «Vanity Fair» в утончённое издание об общих темах. В нём публиковались много новых и качественных писателей, а также репродукции современного искусства. Наст в конечном итоге стал владельцем целого ряда журналов, включая House & Garden, британскую, французскую и аргентинскую версии «Vogue», «Jardins des Modes» и «Glamour» (последний приобретённый журнал при жизни Наста). Тогда как другие издатели просто концентрировались на увеличении тиража журналов, Наст нацеливался на группы читателей по их уровню доходов или общим интересам. Практически разорённый в годы Великой депрессии, как и многие другие, Наст провёл последние годы жизни, пытаясь вернуть былое состояние.
Личная жизнь
Наст был дважды женат. Его жёнами были: (Жанна) Кларисса Кудер, унаследовавшая юридическую фирму «Coudert Brothers» и ставшая декоратором и дизайнером костюмов. Женившись в 1902 году, разойдясь в 1919 году и разведясь в 1925 году, они имели двух детей, Чарльза Кудера Наста и Натику Наст. Лесли Фостер, внучка губернатора Теннесси Джорджа Уайта Бакстера, на которой он женился в 1928 году, когда ей было 20 лет, а ему 55. Произведя на свет дочь Лесли, они развелись около 1932 года. С 1932 по 1936 год спутницей Наста была редактор «Vanity Fair» Хелен Браун Норден Лоуренсон.
Смерть
Конде Наст умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 19 сентября 1942 года.
Condé_Montrose_Nasгроб (700x523, 535Kb)
Похоронен на кладбище Врата небес в местечке Хоуторн штата Нью-Йорк. Его могила расположена в 25 секторе рядом с могилами Бейба Рута и Билли Мартина.

Oskar_Nedbal (560x700, 178Kb)
1874
Оскар Недбал (чешское имя — Oskar Nedbal)
чешский альтист, дирижёр и композитор. Дядя дирижёра Карела Недбала. Родился в Таборе, ныне Чехия. Окончил Пражскую консерваторию по классам скрипки и композиции (1891), в течение последнего года занимался под руководством Антонина Дворжака. В 1892 г. был одним из основателей Чешского квартета, в котором играл на альте. С 1896 г. Недбал начал активно выступать как дирижёр, главным образом, с оркестром Национального театра. В 1902 г. он сам дирижировал премьерой своего первого балета «Сказка о Гонзе» (чешское название — Pohádka o Honzovi), вскоре поставленного также и в Вене под названием «Глупый Ганс» (немецкое название — Der faule Hans). В 1906 г. из-за возникшего романа с женой своего товарища по Чешскому квартету Карела Хофмана Недбал был вынужден уйти из квартета и переселиться из Праги в Вену. Здесь он оставил практически исполнительскую деятельность, основал и до 1919 г. возглавлял Тонкюнстлер-оркестр, с которым, в частности, пропагандировал в Австрии и других странах чешскую музыку. Оркестр Недбала давал еженедельные воскресные концерты в знаменитом театре «Ан дер Вин» — одном из главных центров развития венской оперетты, и, возможно, это подтолкнуло Недбала обратиться к этому жанру музыкального театра: в 1910 г. увидела свет (правда, в Праге) его первая оперетта «Непорочная Барбара» (чешское название — Cudná Barbora), за которой последовали «Польская кровь» (немецкое название — Polenblut; 1913), «Невеста виноградаря» (немецкое название — Die Winzerbraut; 1916), «Прекрасная Саския» (немецкое название — Die schöne Saskia; 1917), «Эривань» (1918); «Польская кровь» на либретто Лео Штайна, основанное на мотивах повести Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка», пользовалась особой популярностью. В 1919 г. после распада Австро-Венгрии Недбал вернулся в Прагу, но не нашёл там постоянной работы и в конце концов в 1923 г. перебрался в Братиславу, где занял пост художественного руководителя Словацкого национального театра. Здесь он успешно работал до 1930 г., когда разразившийся экономический кризис поставил театр на грань банкротства. Газеты обвиняли Недбала в критическом положении театра и требовали, чтобы он выплатил долг театра из собственных средств. В смятенном состоянии духа он отправился в Загреб, чтобы дирижировать тамошней постановкой своего балета «Сказка о Гонзе», и вечером накануне Рождества 24 декабря 1930 года выбросился из окна Загребского театра. Именем Недбала назван театр в его родном городе Таборе. В 2006 г. прах Недбала перезахоронен в Праге.

 (536x699, 34Kb)
1874
Роберт Ли Фрост (Robert Frost)
американский педагог, один из крупнейших поэтов в истории США, четырежды лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). Роберт Фрост родился в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, США, в семье журналиста Уильяма Прескотта Фроста-младшего и шотландской иммигрантки Изабель Муди. Своё имя получил в честь Роберта Ли, главнокомандующего армией Конфедерации во время Гражданской войны. Его отец был потомком Николаса Фроста из Тивертона (Англия), который отплыл в Нью-Гэмпшир в 1634 году на Вольфране. Фрост был также потомком Сэмюэля Эпплтона, одного из первых поселенцев Ипсвича (штат Массачусетс), и преподобного Джорджа Филлипса, одного из первых поселенцев Уотертауна (штат Массачусетс). Отец Фроста был учителем, а затем редактором «Вечернего бюллетеня» (San Francisco Evening Bulletin) в Сан-Франциско (который позднее объединился с «The San Francisco Examiner») и безуспешно пытался стать городским сборщиком налогов. После того, как отец умер от туберкулёза (5 мая 1885 года), оставив семье всего восемь долларов, семья переехала в Лоуренс (штат Массачусетс), где жила под патронажем дедушки Роберта, Уильяма Фроста-старшего, который был надзирателем на фабрике в Новой Англии. Фрост окончил среднюю школу Лоуренса в 1892 году. Мать Фроста присоединилась к сведенборгианской церкви и крестила его в ней, но, повзрослев, он оставил её. Фрост вырос в городе, хотя и известен своей связью с сельской жизнью. Своё первое стихотворение он опубликовал в журнале своей средней школы. Он посещал Дартмутский колледж в течение двух месяцев, где был принят в братство Тета Дельта Хи (Theta Delta Chi).
Robert_Frost,_1910s (494x700, 150Kb)
Роберт Фрост в молодости
Фрост вернулся домой, чтобы преподавать и работать, а также помогать матери преподавать в классе непослушных мальчиков, доставлять газеты и работать на фабрике по обслуживанию угольных дуговых ламп. Такая работа не нравилась Фросту, он чувствовал, что его истинное призвание — поэзия. В 1895 г. женился на однокласснице Элинор Уайт, годом раньше напечатал первую подборку стихов. Некоторое время работал школьным учителем и фермером. В 1897-1899 гг. посещал Гарвардский университет. Из шестерых детей Роберта и Элинор двое умерли в младенчестве. Многочисленные потери, с которыми ему пришлось столкнуться в молодости, предопределили стоический пессимизм фростовского мироощущения. В 1900 году умерла от рака мать Фроста. В 1920 году ему пришлось отправить свою младшую сестру Джини в психиатрическую больницу, где она умерла спустя девять лет. Психическое заболевание, очевидно, возникло в семье Фроста, так как он и его мать страдали от депрессии, а его дочь Ирма была помещена в психиатрическую больницу в 1947 году. У жены Фроста, Элинор, также случались приступы депрессии. У Элинор и Роберта Фроста было шестеро детей: сын Эллиот (1896—1900, умер от холеры); дочь Лесли Фрост Баллантайн (1899—1983); сын Кэрол (1902—1940, покончил жизнь самоубийством); дочь Ирма (1903—1967); дочь Марджори (1905—1934, умерла после родов в результате послеродовой лихорадки); и дочь Элинор Беттина (умерла через три дня после её рождения в 1907 году). Только Лесли и Ирма пережили своего отца. У жены Фроста, у которой были проблемы с сердцем на протяжении всей её жизни, развился рак молочной железы в 1937 году, и она умерла от сердечной недостаточности в 1938 году.
Творчество
Первое десятилетие XX века семья Фроста провела в весьма стеснённом материальном положении на ферме в Нью-Гэмпшире. В США его стихи не находили издателя, поэтому на пороге сорокалетия Фрост принял непростое решение — продать ферму и начать литературную карьеру заново в Лондоне, куда он отбыл в августе 1912 г. Там при содействии Эзры Паунда ему удалось опубликовать (в 1913 г.) свой первый стихотворный сборник «A Boy’s Will», в котором ощущается влияние Вордсворта и Роберта Браунинга. Внешней канвой стихов Фроста на протяжении всего творческого пути оставались сельские реалии Новой Англии. Поэт рисует жителей сельской местности за повседневными занятиями, которые в его трактовке приобретают глубокое философское содержание («Mowing»). Его излюбленный лирический герой — фермер из Нью-Гэмпшира. Все эти черты в полной мере проявились во втором сборнике «North of Boston» (1914), многие стихотворения которого стали хрестоматийными и подлежат обязательному изучению в американских школах (например, «Mending Wall»). После начала Первой мировой войны Фрост вернулся в Нью-Гэмпшир, где приобрёл новую ферму, которая, впрочем, не приносила ему прибыли. Его слава на родине постепенно росла, и в 1923 году его четвёртая книга «New Hampshire» (Нью-Гэмпшир) была удостоена Пулитцеровской премии. В неё входят пространные сюжетные стихотворения «Жены Пола», «Ведьмы с Коса» и более лапидарная и изящная медитативная лирика. Направленность на философичность и утончённый психологизм отличают «Местами голубое», «Огонь и лёд», «Всё золотое зыбко». В стихах тех лет косвенно отразилось изучение Фростом древнегреческих трагиков, особенно Еврипида. Остаток своей жизни национальный поэт США провёл, проживая в кампусах различных университетов Новой Англии, зачастую в качестве приглашенного лектора.
Robert_Frost_NYWTS_4 (536x700, 203Kb)
Роберт Фрост
В зрелые годы Фрост часто обращается к форме сонета, на первый план выступают мотивы безысходного одиночества и отчужденности («Acquainted with the Night»). Стихи позднего Фроста насыщены метафизическим подтекстом («Directive») и прямыми библейскими аллюзиями («Never Again Would Birds' Song Be The Same»). «В массовом культурном сознании Фрост быстро превратился в доброго мудрого дедушку, чуть ли не певца фермерского труда»]. Он был отмечен многими знаками отличия, а в 1961 году поэт получил приглашение прочесть своё стихотворение «Дар навсегда» (The Gift Outright, 1942) на церемонии инаугурации президента Джона Кеннеди. Последний сборник стихов поэта — «In the Clearing» — появился в 1962 году. В том же, 1962, году по просьбе президента США Дж.Кеннеди Фрост посетил СССР в качестве «посла доброй воли» и был тепло принят в Союзе писателей СССР. На вопрос журналиста, не находит ли он затруднительным общаться с советскими людьми, не зная русского языка, ответил: «Но ведь мы смеёмся на одном языке». В ходе беседы с Н.С.Хрущёвым призвал к «благородному соперничеству» между СССР и США, которое должно прийти на смену конфликтам. Также состоялась встреча Фроста с Анной Ахматовой, она прочла ему своё новое стихотворение «Последняя роза» с эпиграфом из И.Бродского. Фрост говорил об «определяющем воздействии» И.С.Тургенева на становление своего творчества.
26 марта 1874 года родился Роберт Ли ФРОСТpost-154-130113046131 (700x408, 243Kb)
Особенностью поэтической манеры Фроста является то, что эпизоды повседневной человеческой деятельности неизменно получают у него многослойное философско-метафизическое осмысление («After Apple-Picking», «Birches»). Продолжая браунинговскую традицию драматического монолога, Фрост вводит в оборот стихотворные диалоги, наполненные разговорными интонациями и тонким психологизмом («The Black Cottage», «Home Burial» — предмет эссе Бродского). Основная часть стихотворного наследия поэта обыгрывает тему отношений человека с вечной природой, которая предстает у Фроста принципиально непостижимой и чуждой человеку, а нередко таит в себе имманентную угрозу («Stopping By Woods On A Snowy Evening» — самое хрестоматийное стихотворение американской поэзии XX в.). Результаты человеческой деятельности теряются в беспредельности и бессмысленности окружающего мира («The Wood-Pile», «The Most of It»). Среди почитателей его таланта — Владимир Набоков, Хорхе Луис Борхес, Иосиф Бродский. Последний в своей нобелевской лекции назвал Фроста одним из пяти поэтов, наиболее повлиявших на его творчество. Умер Фрост в Бостоне 29 января 1963 года.
Награды и признание
Фрост был номинирован на Нобелевскую премию по литературе 31 раз. В июне 1922 года Лига женских клубов штата Вермонт избрала Фроста поэтом-лауреатом штата Вермонт[16]. Когда редакционная статья «New York Times» подвергла резкой критике решение женских клубов, Сара Клегхорн и другие женщины написали в газету в защиту Фроста. 22 июля 1961 года Фрост был назван законодательным собранием штата поэтом-лауреатом Вермонта на основании Совместной резолюции R-59 Законов 1961 года, которая также создала эту должность. Роберт Фрост получил Боллингенскую премию в 1963 году. Публикации на русском языке: Из девяти книг. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1963; Избранная лирика / Перевод М.Зенкевича и А.Я.Сергеева. Вступительное слово Э.Межелайтис. — Москва : Молодая гвардия, 1968. — 48 страниц; — 100 000 экземпляров. (Избранная зарубежная лирика); Стихи. Сборник. — Составление и общая редакция перевода Ю.А.Здоровова. Предисловие А.М.Зверева. — На английском языке с параллельным русским текстом. — Москва: Радуга, 1986. — 432 страницы. — 35 000 экземпляров; Другая дорога: Стихотворения. / Составление, перевод, предисловие Г.Кружкова. — Москва: АРГО-РИСК; Прогресс, 1999. — На английском языке с параллельным русским текстом; Неизбранная дорога / Составление, предисловме и примечания. В.Л.Топорова; перевод с английского Н.М.Голя, М.А.Зенкевича, В.Л.Топорова и другие. — Санкт-Петербург: ООО «Издательский Дом „Кристалл“», 2000. — 416 страниц. — (Библиотека мировой литературы. Малая серия). — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-8191-0094-8. Литература: Ма И.С. Критическое прочтение философских поэм Роберта Фроста // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. № 147. Страницы 198—200; Pritchard, William H. Frost's Life and Career (http) (2000); Taylor, Welford Dunaway. Robert Frost and J.J. Lankes: Riders on Pegasus (неопр.). — Hanover, New Hampshire: Dartmouth College Library, 1996; Burlington Free Press, January 8, 2008. Article: Vandalized Frost house drew a crowd; Collected Poems, Prose, & Plays. 10/1995 Library of America. Robert Frost. Edited by Richard Poirier and Mark Richardson. Trade ISBN 1-883011-06-X. Robert Frost Biographical Information

Abraham_Max_2 (614x700, 146Kb)
1875
Макс Абрагам (немецкое имя — Max Abraham)
немецкий физик-теоретик. Родился в Данциге, в еврейской семье. В 1897 году окончил Берлинский университет, где впоследствии работал у Макса Планка в качестве ассистента. В 1902-1909 гг. был приват-доцентом в Геттингене, в 1909-14 гг. работал в США и Италии (в Милане). Когда началась Первая мировая война, был вынужден вернуться в Германию, где работал над теорией передачи радиосигнала в технологическом институте Штутгарта. После войны — снова в Милане, затем в Штутгарте и Ахене. Умер в Мюнхене от опухоли головного мозга 16 ноября 1922 года. Основные труды и исследования Макса Абрагама посвящены математической физике, электродинамике, электронной теории и теории гравитации. В частности, он придал завершённую форму классической электродинамике Максвелла, используемую по сей день. В 1902—1903 Абрагам сформулировал первую гипотезу о структуре электрона, согласно которой его можно представить как твёрдый шарик с равномерно распределённым зарядом. Ввёл в теоретической физике понятие электронного импульса, предложил формулу зависимости электромагнитной массы электрона от скорости. В 1912 году предложил теорию гравитации, обобщающую ньютоновскую, но не учитывающую принцип эквивалентности Эйнштейна. Его гипотеза о силовом действии света, проходящего через прозрачную среду, была опровергнута в пользу гипотезы Германа Минковского. Недавно были проведены эксперименты на основании которых некоторые физики делают выводы о правильности гипотезы Абрагама. Однако большинство в физическом сообществе так не считает. Литература: Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера.. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. — Страница 6. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров (в переплёте)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку