-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109412
Комментариев: 6802
Написано: 117885


24 марта родились...

Воскресенье, 24 Марта 2024 г. 09:00 + в цитатник
Henry_Murger_in_1854 (571x700, 37Kb)
1822
Анри Мюрже (французское имя — Henry Murger)
французский писатель и поэт. Родился в Париже. Сын савойца-привратника, занимавшегося и портняжеством. Мюрже родился и детство провёл в каморке портье в доме, где жил академик Виктор де Жуи. Мать Мюрже, парижанка, и думать не хотела о том, чтобы её сын стал ремесленником и с величайшими лишениями для семьи провела мальчика через начальную школу. Через посредство Жуи Мюрже получил место частного секретаря при графе Толстом, чиновнике русской миссии в Париже, доставлявшем министру народного просвещения, С.С.Уварову, сведения о текущих литературных явлениях в Париже. Составление этих отчетов гр. Толстой передал Мюрже, за вознаграждение сначала в 40, а затем в 50 франков в месяц (до 1848 г.). Около этого времени мать Мюрже умерла, и отец выгнал из привратницкой юношу, в котором видел тунеядца, брезгавшего мастерством. Мюрже вступил в ряды «богемы», впоследствии ярко им описанной. Начиная с 1839 г., Мюрже пробует свои силы в стихах, но нищета заставляет его хвататься за всякий литературный заработок. До 1843 г. он питается чуть ли не сухим хлебом, зарабатывая гроши на сотрудничестве в модных и детских журналах и заведуя редакцией жалкого журнала «Castor», посвященного шляпному мастерству. Наконец, коротенькая изящная фантазия в прозе, написанная в духе Нодье и А. де Мюссе: «Amours d’un Grillon et d’une étincelle» обратила на Мюрже внимание Арсена Уссе, Жерара де Нерваля и других писателей. Для него открылся доступ в журнал «Corsaire», где с 1847 г. начали появляться первые главы «Scènes de la vie de Bohème». Отныне Мюрже был обеспечен каждодневный обед, а в 1855 г. он достиг такого благосостояния, что мог поселиться вне Парижа, в деревушке Марлотт, близ Фонтенбло. В 1849 г. «Scènes de la vie de Bohème», выпущенные отдельным изданием, имели крупный успех («Сцены из жизни богемы», русский перевод 1963). Успех побудил автора, в сотрудничестве с Теодором Баррьером, переделать их в драму, которая долгое время делала полные сборы в Одеоне и вновь появилась на сцене в 1873 г. В 1896 Дж. Пуччини написал по мотивам этой книги оперу «Богема», в 1930 г. Имре Кальман — оперетту «Фиалка Монмартра». Умер в Париже 28 января 1861 года. Другие произведения Мюрже: «Le pays latin» («Латинский квартал», 1851, 1856); «Scènes de jeunesse» («Сцены из жизни молодёжи», 1851, 1859); «Adeline Protat» (бытописательный роман из крестьянской жизни «Аделина Прота», 1853); «Roman de toutes les femmes» (1834); «Les buveurs d’eau» («Водопийцы», 1855—1860); «Les vacances de Camille» (1856); «Madame Olympe» (1859); «Le sabot rouge» (бытописательный роман из крестьянской жизни «Красный башмак», 1860); «Propos de ville et de théâtre» (сборник фельетонов — 1853, 1859); книги стихотворений «Ballades et fantaisies» (1854) и «Les nuits d’hiver» (1811).
Buste_d'Henry_Murger (525x700, 293Kb)
Бюст Анри Мюрже в Люксембургском саду.
Один из требовательнейших французских критиков — Теофиль Готье — признает за Мюрже изящество, отсутствие многословия и патетичность; Ж.Жанен видит в Мюрже писателя, искавшего новых путей и сумевшего в своих рассказах счастливо сочетать веселье и горе, откровенный смех и воспроизведение нищеты, доблестно перенесенной; А.Уссэ высоко ставит и стихотворения Мюрже. Надломленные нищетой силы, привычка работать по ночам, злоупотребление крепким кофе, бессонница, при обострившейся простуде, в несколько дней свели Мюрже в могилу. Правительство приняло на себя расходы по его погребению, а почитатели воздвигли над могилой Мюрже, на Монмартрском кладбище, художественный памятник, резца знаменитого Милле. Литература: Montorgueil G., Н.Murger, romancier de la Bohéme, (., 1929); Baldick R., The first bohemian. The life of Н.Murger, L., (1961); Статьи Ж.Жанена, Т.Готье, А.Уссэ и др., в посмертном издании сборника стихов Мюрже «Les nuits d’hiver»; Barbey d’Aurevilly, «Les oeuvres et les hommes» (том III); Pelloquet, «M.» (1861), «Histoire de M.» (1862); Delvau, «M. et la bohème», (1866).

1822
Николай Николаевич Назимов
российский контр-адмирал, исследователь Тихого океана, публицист. Назимов Николай родился в семье вице-адмирала Назимова Николая Николаевича (1794—1854). Братья: Павел (1829—1902) — адмирал, с 1894 член Адмиралтейств-совета, Александр (1836—1871) — капитан-лейтенант. Константин (1838—1904) — вице-адмирал, директор маяков и лоций Каспийского моря. В 1830 г. поступил кадетом в Морскую роту Александровского корпуса. В 1834 г. переведен в Морской Корпус с тем же званием. В 1839—1840 гг. крейсировал на фрегате «Паллада» и корабле «Императрица Александра» в Балтийском море. В 1841 г. окончил Морской корпус и произведен в мичмана; на фрегате «Аврора» плавал с Его Высочеством генерал-адмиралом от Кронштадта до голландского порта Гельдера. В 1842 г. на том же фрегате крейсировал в Балтийском море. В 1843 г. ходил на пароходе «Усердный» по портам Финского залива. В 1844—1845 гг. крейсировал на бриге «Улисс» (под командою Его Высочества Великого Князя Константина Николаевича) у Красной Горки и был в кампании на Кронштадтском рейде. В 1845—1846 гг. произведен в лейтенанты и награждён орденом Святой Анны III степени. В 1847 г. плавал на фрегате «Паллада» от Кронштадта до Гревзенда. 26 ноября переведён в Гвардейский экипаж. В 1848 г. на том же фрегате (под командою Его Высочества Великого Князя Константина Николаевича) плавал к берегам Швеции и Дании, до Стокгольма и Копенгагена. В 1849 г. по случаю венгерской кампании находился в сухопутном походе с Гвардией к Западным пределам империи, от Санкт-Петербурга до Белостока. В 1850 г. командирован в Николаев, затем на пароходе «Тамань» прибыл из Николаева в Одессу, а в октябре на корвете «Андромаха» перешел к абхазским Бергам. Затем крейсировал на фрегате «Кагул» и затем возвратился в Кронштадт. В 1851 г. на корабле «Бородино» крейсировал в Балтийском море, затем на корвете «Оливуца» вышел из Кронштадта в плавание к берегам Сибири. 24 декабря того же года произведен в капитан-лейтенанты. В 1853 г. — командир корвета «Оливуца», участвовал в японской экспедиции Генерал-адъютанта Путятина, за что был награждён орденом Святой Анны II степени. После чего перешел от берегов Японии в Петропавловский порт. В 1854—1855 гг. — командир корвета «Оливуца», перешел из Петропавловска в залив Де-Кастри, затем вошёл в реку Амур. 26 декабря 1855 г. назначен командиром 47-го флотского экипажа. Награждён орденом Святого Владимира IV степени «За усердие и рвение, оказанные при возведении укреплений в Петропавловске, снятия оных по случаю упразднения порта, снаряжения и вооружения судов для перевозки казенного и частного имуществ на устье р. Амура, по должности командира 47-го флотского экипажа». 9 августа 1856 г. назначен исправляющего должность капитана над Петропавловским портом. 20 октября того же года переведен в 27-й флотский экипаж. 30 марта 1857 года командир 27-го (Сибирского) флотского экипажа в Николаевске капитан-лейтенант Н.Н.Назимов получил перевод в Россию. В 1857—1860 гг. находился при Санкт-Петербургском порте. 25 сентября 1857 г. произведен в капитаны 2-го ранга. В 1857—1858 гг. Николай Николаевич был автором нескольких статей в «Морском Сборнике». В 1859 г. назначен командиром винтового фрегата «Ослябя». 29 октября 1860 г. произведен в капитаны 1-го ранга. В 1861—1862 гг. крейсировал на фрегате «Ослябя», перешёл из Керчи в Средиземное море и плавал у берегов Сирии, затем в эскадре контр-адмирала Лессовского плавал к берегам Северной Америки и возвратился в Кронштадт. В 1863 г. пожалован португальским орденом Христа. В 1864 г. награждён орденом Святой Анны II степени с императорскою короною. В 1865 г. назначен командиром броненосной батареи «Кремль». 29 января 1866 г. произведен в контр-адмиралы и уволен в отставку по болезни. 3 мая 1867 года Назимов Н.Н. скончался на 46 году жизни и был похоронен в Cанкт-Петербурге на Волковском кладбище. Награды: Орден Святой Анны III степени (1846); Орден Святой Анны II степени (1853); Орден Святого Владимира IV степени (1855); Орден Святой Анны II степени с императорской короною (1864); Португальский орден Христа (1863). Источники: «Общий Морской Список», том XI, Санкт-Петербург, 1900 г., страницы 5—7; «Морской Сборник», 1867 г., том 90, № 6, отд. Морской Хроники, страницы 36—38; «Кронштадтский Вестник» 1867 г., № 47 и 48, страница 184.

1824
Георг Генрих Бруно Керл (немецкое имя — Georg Heinrich Bruno Kerl)
германский металлург. В 1867—1897 гг. профессор в Берлине. Важнейший труд Керла «Handbuch der metallurgischen Hüttenkunde» 1855—1856; (2-е издание, 1861—1865). Другие его сочинения: «Der Oberharz, ein Wegweiser beim Besuche der Oberharzer Gruben» (1852); «Anleitung zum Studium der Harzer Hüttenprozesse» (1857); «Die Oberharzer Hüttenprozesse zur Gewinnug von Silber u. s. w.» (2-е издание, 1860); «Die Rammelsberger Hüttenprozesse» (2-е издание, там же, 1861); «Repertorium der technischen Litteratur» (1871); «Grundriss der Eisenprobierkunst» (там же, 1875); «Leitfaden bei qualitativen und quantitativen Lötrohruntersuchungen» (2 изд. 1877); «Handbuch der Thonwarenindustrie» (2-е издание, 1879); «Grundriss der allgemeinen Hüttenkunde» (2-е издание, 1879); «Grundriss der Mettallhüttenkunde» (2 изд. 1881); «Metallurgische Probierkunst» (2-е издание, 1882); «Fortschritte in der metallurgischen Probierkunst in den J. 1882—1887» (1887). Вместе с Ф. Штроманом Керл перевёл и переработал известную книгу Маспрэтта «Химия в приложении к ремёслам и производству» (немецкое название — «Chemie in Anwendung auf Künste und Gewerbe»; 4-е издание, 1886—1888). С 1859 Керл был соредактором «Berg— und Hüttenmannische Zeitung». Литература: Керл, Георг-Генрих-Бруно // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1825
Виктор Вилибальдович Бессер
тайный советник, ординарный профессор Медико-хирургической академии, сын известного профессора ботаники в Киеве Вилибальда Готлибовича Бессера (Бессер, Вилибальд Готлибович), родился в Кременце Волынской губернии. Кончив курс в Первой классической гимназии в Киеве, Бессер поступил на 1-й отдел философского факультета Киевского университета, который окончил в 1845 г. со степенью кандидата и званием домашнего наставника. Спустя, однако, год он воспользовался вновь учрежденной стипендией баронета Виллие и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1854 г. Бессер кончил курс с отличием и был отправлен за границу для усовершенствования, на три года. Здесь он работал преимущественно у Вирхова и Рокитанского, тщательно изучал заграничные минеральные воды и, вернувшись в Россию в 1855 г., получил степень доктора медицины, защитив в Москве диссертацию «De therapeutica aquarum mineralium actione». В том же году Бессер был прикомандирован в качестве наставника молодых врачей к 1-му сухопутному (ныне Николаевскому) госпиталю, а вскоре за тем начал читать лекции в военном госпитале студентам 5-го курса Медико-хирургической академии. В 1860 г. Бессер единогласно был избран профессором этой академии по кафедре общей патологии, диагностики и терапии с клиникой. Преподаванию своему он придавал по возможности характер демонстративный, и по его инициативе при кафедре общей диагностики была учреждена лаборатория, в кот. студенты и врачи знакомились с новейшими способами исследования болезней. Из молодых врачей, работавших там под его руководством, можно упомянуть пр. Манасеина, Субботина, Насилова, Стольникова, Засецкого, Тумаси, Костюрина. В 1879 г. исполнилось 25-летие учебной деятельности Бессера, и он был назначен совещательным членом Военно-медицинского комитета, которым и состоял вплоть до своей смерти, последовавшей в апреле 1890 г. Свою любовь к молодежи и науке Бессер ясно проявил, пожертвовав более 100000 руб. на учреждение стипендий при университетах и гимназиях. Из печатных трудов Бессера, кроме диссертации, имеются: несколько отчетов о заграничной командировке, «Отопление и проветривание госпиталей», отчет по Второму сухопутному военному госпиталю; трактат «о диспепсиях» и целый ряд критических статей в издававшейся доктором Ханом «Библиотеке медицинских наук». Кроме того, Бессер участвовал в редакции Военно-медицинского журнала. Сын его, Людвик Викторович Бессер, родился в 1859 г. в Дрездене, доктор медицины Дерптского унив., заведовал гигиенической лабораторией в Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. Напечатал «Микробы гнилокровия» и «Микробы гноекровия» (1888), «Ueber die Bac terien der normalen Luftwege» (1889) и разные статьи в медицинских журналах. На 10 международном съезде врачей в Берлине (1890) Бессер сделал доклад «О смертности в России за 12 лет» («Ueber die Sterblichkeit, Lebenswarscheinlichkeit, Sterbenwarscheinlichkeit und Lebenswartung f ür Russland, 1873—1884»). Умер Бессер в Санкт-Петербурге 15 апреля 1890 года.

Ignacio_Zaragoza (625x700, 161Kb)
1829
Игнасио Сарагоса Сегин (испанское имя — Ignacio Zaragoza Seguin)
мексиканский военный и государственный деятель, известный как герой битвы при Пуэбле. Игнасио Сарагоса родился в селении Ла Байя де Эспирито Санто (ныне Голиад) в штате Коауила и Техас и был вторым сыном в семье Мигеля Сарагосы Вальдеса и Марии де Хесус Сегин Мартинес. Когда техасские мятежники добились независимости Техаса от Мексики, Мигель Сарагоса, будучи солдатом мексиканской армии был вынужден с семьёй переехать в Матаморос, а затем в 1844 в Монтеррей, где Игнасио поступил в семинарию, которую оставил в 1846 убедившись, что не имеет священнического призвания. Когда США вторглись в Мексику, Игнасио попытался записаться в кадеты, но ему было отказано. Когда началась Революции Аютла против диктатуры Санта Анны, Сарагоса примкнул к ней, с этого момента сражаясь на стороне либералов. В 1853 году он примкнул к армии штата Нуэво-Леон в звании сержанта, и когда его полк был включён в состав Мексиканской Армии, был повышен в чине до капитана.
Война за реформу
В ходе Войны за реформу, между либералами и консерваторами, Игнасио Сарагоса всё так же был на стороне либералов и поддержал Конституцию 1857 года и президента Бенито Хуареса. Произведён в генералы в декабре 1860 года. Воевал под командованием Хесуса Гонсалеса Ортеги в битве при Кальпулальпан, закончившей Войну за реформу. В 1861 году президент Бенито Хуарес назначил Сарагосу военным министром.
General_de_División,_Ignacio_Zaragoza (483x700, 180Kb)
Дивизионный генерал Игнасио Сарагоса, 1862
Французская интервенция
Когда началась тройственная интервенция, Игнасио Сарагоса покинул пост военного министра и попрощавшись с женой, умиравшей от пневмонии (её он не увидит больше никогда), был отправлен в Сан Луис Потоси, чтобы организовать и встать во главе наспех собираемой армии. Армия, частью состоявшая из добровольцев, а частью укомплектованная на основе воинской повинности страдала от недостатка оружия, одежды, провианта, так что новому командующему пришлось решать не только вопросы обучения малоопытной армии, но и вопросы снабжения, особо остро стоявшие после недавно завершившейся гражданской войны. Он встретил французскую армию графа Лорансе продвигавшуюся вглубь страны в битве на высотах Акульцинго. 28 апреля 1862 года, имея целью задержать французов и нанести им максимально возможные потери, тем не менее вскоре вынужден был отступить к Пуэбле — чуть ли единственному подходящему для обороны городу на пути к Мехико. Сарагоса прибыл к Пуэбле 3 мая и приказал срочно организовать оборону, построив оборонительную линию, основанную на фортах Лорето и Гвадалупе. Сарагоса практически не имел времени на подготовку обороны против лучшей армии той эпохи, с силами и количественно и качественно уступавшими противнику. Кроме того, он столкнулся с перспективой соединения сил мексиканских консерваторов, проигравших в недавней гражданской войне, с французской армией интервентов. Часть сил и без того небольшой армии окапывающейся в Пуэбле, он послал против войск генерала Маркеса. С победой в битве при Атлишко 4 мая возможность объединения французов и сил консерваторов миновала. Поскольку Пуэбла была городом консерваторов и в ней было сильное влияние церкви, то существовал реальный риск, что горожане поднимут восстание против армии. По той же причине французы и сопровождавшие их влиятельные консерваторы считали что легко возьмут Пуэблу. На рассвете перед битвой 5 мая генерал Сарагоса обратился к своим солдатам:
«Наши враги — это лучшие солдаты в мире, но вы — лучшие сыны Мексики и у вас хотят отнять вашу родину» После трёх часов битвы французы, понеся значительные потери, вынуждены были отступить, преследуемые мексиканцами. Французская армия, признаваемая на тот момент лучшей в мире, имеющая славу побед в Алжире, во Французском Индокитае, в Крыму, укомплектованная опытными солдатами, в том числе зуавами — элитой французских войск, была разгромлена полуодетой, плохо вооружённой и недоукомплектованной армией под командованием генерала Сарагосы. Когда новость о поражении достигла Европы, во французском обществе началась настоящая истерика, интеллигенция выступила против интервенции в Мексику. В историю вошла фраза генерала Сарагосы, из его доклада военному министру Мигелю Бланко Мускису:
«Оружие нации покрылось славой. Французские войска в битве держались мужественно, а их командир повёл себя глупо»
Вскоре после битвы, в результате тягот кампании заболел брюшным тифом и умер 8 сентября.
Память
Декретом президента Хуареса его именем назван город Пуэбла-де-Сарагоса; Его имя носит штат Коауила (официально: Коауила де Сарагоса); В честь него город Гуаймас в штате Сонора стал называться Гуаймас де Сарагоса; Указом президента Плутарко Элиас Кальес город Тихуана одно время носил имя Сарагосы, но название не прижилось; В фильме «Пятое мая: Битва» (2013 г.) генерала Сарагосу сыграл Куно Бекер.

Анастасий_(Опоцкий) (560x700, 293Kb)
1830
Анастасий (в миру - Василий Александрович Опоцкий)
епископ Русской православной церкви, епископ Олонецкий и Петрозаводский. Родился в семье протоиерея Псковской епархии. С 1845 по 1851 год учился в Псковской семинарии. С 20 октября 1852 года по 16 марта 1855 года по распоряжению семинарского начальства был послан для изучения сельского хозяйства в Санкт-Петебургское земледельческое училище, где пробыл до 1855 года. 4 ноября 1855 рукоположён во священника села Сторожки Новоторжского уезда Псковской губернии. В 1857 году овдовел и поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1861 году со степенью кандидата богословия, а затем удостоен звания магистра богословия. 26 сентября 1861 года пострижен в монашество с именем Анастасий. 19 мая 1862 года назначен инспектором Виленского духовного училища. 21 октября 1865 года переведен на должность инспектора и учителя Минской духовной семинарии. Известность духовного писателя епископ Анастасий получил в бытность инспектором Минской духовной семинарии своими двадцатью тремя проповедями, изданными в Санкт-Петербурге в 1880 году, где он нередко выступал публицистом. 3 мая 1869 года возведён в сан архимандрита. В 1878 году вызван в Санкт-Петербург на чреду богослужения и проповеди. С 1 августа 1881 года исправлял должность ректора Литовской семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. 27 мая 1885 года хиротонисан во епископа Брестского, 2-го викария Литовской епархии. Служба его здесь совпадает со временем, близким к совершившемуся воссоединению униатов, когда в особенности требовалось быть деятельным защитником и искренним исповедником православия. Выступал против насильственного «обрусения» западных губерний Российской империи, противопоставляя ему нравственное влияние на местное инородческое и иноверческое население со стороны русских. 29 ноября 1891 года назначен епископом Сарапульским, первым викарием Вятской епархии. 27 мая 1893 году переведён на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В 1896 году определением Святейшего Синода утверждён в должности председателя Казанского Епархиального Училищного Совета. С 6 июля 1897 года — епископ Туркестанский и Ташкентский. В этом же году «во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке» был избран почётным членом Казанской Духовной Академии. Будучи недолго епископом Туркестанским и Ташкентским, был участником 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани. По состоянию здоровья в Туркестан не выехал и 21 ноября 1897 года ввиду крайне расстроенного здоровья был уволен от управления епархией на покой. 23 июля 1898 года был снова призван на служение и назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 1 февраля 1901 года епископ Анастасий был перемещен на кафедру епископа Олонецкого и Петрозаводского. Скончался в Петрозаводске 20 декабря 1905 года. Похоронен 24 декабря 1905 г. у южной стены Воскресенского собора Петрозаводска, заупокойную литургию и отпевание совершил его родной брат, член Святейшего Синода архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий). Сочинения: Взгляд на дело распространения и утверждения православия в Западном крае России (В память воссоединения униатов) // Минские Епарх. Вед. — 1871; Проповеди. — Санкт-Петербург, 1880; «Слова и Речи»; Жизнь Спасителя, как Высочайший образец и пример нравственной жизни. — Сергиев Посад, 1912; 23 проповеди: из них большая часть посвящена темам: «О недостатке женского воспитания»; «О русском обществе»; «О служении русскому делу в Западном крае»; «О популярности»; «О законности в гражданской деятельности»; «По случаю столетней годовщины смерти Ломоносова»; и три его выступления печатные: «Служу идее»; «Служу чести ради»; «Служу для куска хлеба». Награды: бронзовый крест в память о войне 1853—1856 годов (1860); Орден Святой Анны III степени (20 апреля 1873); Орден Святой Анны II степени (1878); Орден Святого Владимира IV степени (19 апреля 1884) — за заслуги по управлению Виленским Свято-Троицким монастырём; Орден Святого Владимира III степени (17 апреля 1887).

 (563x699, 183Kb)
1830
Роберт Гамерлинг (немецкое имя — Robert Hamerling)
австро-немецкий поэт и драматург. Родился в бедной семье. Окончил медицинский факультет Венского университета. Во время революции 1848 состоял членом объединявшего революционных студентов «Академического легиона», после революции — учитель гимназии в Триесте. На рубеже 1850-1860-х гг., в период бурного роста промышленности в Австрии Гамерлинг выступил с книгами стихов «Венера в изгнании» (немецкое название — «Venus im Exil», 1858) и «Лебединая песня романтизма» (немецкое название — Ein Schwanenlied der Romantik, 1862) против века «пара и электричества», противопоставляя ему идеализированное, отвлечённое прошлое как царство красоты. Против механизации жизни он также направил и свою известную сатиру «Гомункулус» (немецкое название — Homunculus; 1888, русский перевод, Санкт-Петербург, 1892). Гамерлинг не может примириться с духовной пустотой бюргерства, но блеск и роскошь новой жизни увлекают его. Творчество Гамерлинга — постоянная борьба между пессимизмом и жизнерадостностью, отличающая австрийскую интеллигенцию 1860-х. В поэме «Агасфер в Риме» (немецкое название — Ahasver in Rom; 1866, русский перевод Ф.Миллера, Санкт-Петербург, 1872) эта борьба показана в столкновении между Нероном и первыми христианами, в поэме «Король Сиона» (немецкое название — Der König von Sion; 1869, русский перевод Ф.Миллера, Москва, 1880) — между двумя фракциями анабаптистов, а в «Аспазии» (немецкое название — Aspasia; 1876, русский перевод, 2 тома, Санкт-Петербург, 1884) — между философами и художниками Древней Греции. Гамерлинг написал также драму «Дантон и Робеспьер» нем. «Danton und Robespierre»; 1871), комедию (немецкое название — «Lord Lucifer»; 1880) и др. Адольф Гитлер состоял с ним в родстве по прямой линии от Иоганна Непомука Гюттлера. Скончался 13 июля 1889 года. Библиография: Автобиография «Stationen meiner Lebenspilgerschaft», 1899; Чешихин В., Гамерлинг, Характеристика, Санкт-Петербург, 1904; Rosegger P., Persönliche Erinnerungen an R. Hamerling, 1890; Rabenlechner M.M., Hamerling, sein Leben und seine Werke, 1896; Его же, Hamerlings «Danton und Robespierre» und die Geschichte, 1906; Altmann, R. Hamerlings Weltanschauung, 1914.

Émile_de_Kératry1 (596x700, 187Kb)
1832
Эмиль Кератри (французское имя — Émile, comte de Kératry)
французский писатель и политический деятель, сын Огюста Кератри. Родился в Париже. Принимал участие в африканской (1835) и мексиканской 1862—67 кампаниях, был адъютантом маршала Базена. Выйдя в отставку, Кератри наделал много шума своими статьями о Мексике в «Revue contemporaine», послужившими исходным пунктом для нападок оппозиции на правительство и на Базена и создавших массу неприятностей издателю журнала Калонну. В 1869 году выбран был депутатом и занял видное место в рядах оппозиции. Он настоял на возвращении в национальные архивы документов, изъятых оттуда в силу династических соображений, и предложил изменить закон о выборах. После революции 4 сентября он был назначен префектом полиции; своё короткое пребывание в этой должности он ознаменовал уничтожением государственной полиции, преобразованием городской полиции, содействием бегству императрицы и принцев; представив затем проект уничтожения префектуры полиции, он встретил сильный отпор и оставил должность. Назначенный командиром территориальной армии в Бретани, он организовал прекрасное ополчение из местных моряков, но вследствие недоразумений с администрацией должен был отказаться от своего поста. При Тьере Кератри недолго был префектом. Как представитель «Soci été des Gens de lettres», ездил в Америку и в Россию для заключения литературной конвенции. Умер в родном городе 6 апреля 1904 года. Библиография: L'Élévation et la chute de l’empereur Maximilien, intervention française au Mexique, 1861—1867, préface de fr:Lucien-Anatole Prévost-Paradol (1867); Les Ruines de Pompéï, conférences (1867) Texte en ligne; La Contre-Guérilla française au Mexique. Souvenirs des Terres chaudes (1868); La Créance Jecker, les indemnités françaises et les emprunts mexicains (1868); Le Dernier des Napoléon (1872); Le 4 septembre et le gouvernement de la Défense nationale, déposition devant la commission d’enquête de l’Assemblée nationale, mission diplomatique à Madrid 1870 (1872); Armée de Bretagne, 1870—1871. Dépositions devant les commissions d’enquête de l’Assemblée nationale, avec carte à l’appui. Rapport de la commission d’enquête (1873); Bas-fonds et sommets, clichés de la vie réelle (1878); Mourad V. prince, sultan, prisonnier d'État (1840—1878), d’après des témoins de sa vie (1878); À travers le passé, souvenirs militaires (1887) Texte en ligne; Petits Mémoires (1898). Постановки: La Toile de Pénélope, proverbe en 1 acte et en prose, Alger, Théâtre impérial, 1855; À bon chat, bon rat, comédie en 1 acte et en prose, Alger, Théâtre impérial, 1856; La Guerre des blasons, comédie en 3 actes, 1860; La Vie de club, drame en 5 actes, en prose, Théâtre de Lille, 11 mars 1862; Le Siège de Paris, pièce en 4 actes, Marseille, Gymnase, 16 janvier 1872.

 (503x699, 45Kb)
1834
Уильям Моррис (William Morris)
английский поэт, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел. Родился в Уолтемстоу, в обеспеченной семье. Учился в Мальборском и Экзетерском колледжах (последний в составе Оксфордского университета). Там познакомился и подружился с Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес к движению трактарианцев. В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Дж.Э.Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти, которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале «Oxford and Cambridge Magazine», продолжавшем дело журнала прерафаэлитов «Росток». Моррис публиковал в нём свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго (вышло двенадцать номеров), но сотрудничество с Россетти продолжалось. Увлечение Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов — сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи», вышедший в 1858 году. В 1859 году женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса. В начале 1860-х годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома (Red House) в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Вместе с тем он отходит от станковой живописи: последняя его картина датирована 1862 годом, а единственная законченная — «Прекрасная Изольда», написана с Джейн Бёрден в 1858 году.
William MorrisThe_Red_House,_Bexleyheath (700x525, 437Kb)
Красный дом — лондонский особняк Морриса — стал вехой в истории дизайна.
Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой. Опыт совместной работы прерафаэлитов получил продолжение. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Постоянными её сотрудниками были Бёрн-Джонс, Ф.М.Браун, Филипп Вебб, Россетти. Для работы в ней привлекались также А.Хьюз и С.Соломон. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. В 1875 году в результате конфликта со своими сотрудниками Моррис остался руководить фирмой единолично. Тем не менее «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года. Вслед за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального. Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную. Моррис стоял у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф.Вебб и Д.Дирл. Ещё будучи студентом-богословом, Моррис интересовался общественными движениями. Позднее он увлёкся критическим социализмом Карлейля, но более всего на него повлияли взгляды Рёскина. Его всегда привлекали идеи социального преобразования общества, активным же политиком Моррис стал в середине 70-х годов. В 1878 и 1881 годах в Лондоне и Бирмингеме он прочёл курс лекций «Надежды и страхи искусства» — в нём содержалась критика капиталистического общества, все устремления которого направлены лишь на извлечение возможно большей прибыли. Моррис был знаком с «Капиталом» — однако, сойдясь во взглядах с автором по поводу исторической части труда, он не принял её политэкономическую составляющую. В 1879 году он вошёл в Национальную Либеральную лигу (National Liberal League), её ряды покинул в 1881 году из-за позиции лиги по ирландскому вопросу. В январе 1883 года был зарегистрирован членом первой социалистической партии Великобритании — Социалистической Демократической федерации (Social Democratic Federation). Со свойственной ему энергией он взялся за пропаганду нового учения: читал лекции, писал, издавал и распространял брошюры, участвовал в собраниях, финансировал партийный журнал «Джастис». В конце 1884 года из-за разногласий с руководителем СДФ Г.Гудманом Моррис покидает федерацию. В январе 1885 года Моррис, Э.Эвелинг и Э.Маркс создают Социалистическую лигу, в которую вошли представители левого крыла СДФ и анархисты. Моррис стал редактором печатного органа лиги — журнала «Коммуноил» и публиковал в нём свои произведения. В 1891 году, когда в лиге влияние окончательно перешло к анархистам, Моррис отходит от активного участия в её делах. В конце 1880-х годов Моррис основал издательство «Келмскотт-пресс» (Kelmscott press). Целью его было возрождение средневековых традиций книгопечатания. Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. «Суть моей работы в том, чтобы не просто производить печатную продукцию, а делать красивые книги», — так он определял задачу издателя. С Kelmscott Press сотрудничали Бёрн-Джонс и Уолтер Крейн. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896). «Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия» — одно из самых значительных произведений Морриса, наиболее полно отражающее его политические взгляды. Моррис написал книгу в ответ на утопию американца Беллами «Оглядываясь назад или 2000 год», имевшую невероятную популярность у читателей и раскритикованную Моррисом в печатном органе Социалистической лиги «Коммуноил». Беллами нарисовал будущее общество как торжество урбанизации, механизации, централизованного управления. По Беллами высокая концентрация капитала приводит к мирному объединению всех граждан в один трест в качестве акционеров под руководством единого правительства. Всем обеспечено комфортное существование, однако потребление контролируется властью, всё механизировано до предела, но в то же время существует трудовая повинность: солдаты «промышленной армии» выполняют тяжёлую и грязную работу. Страх голода исчез и, чтобы заставить человека работать, необходимо принуждение. По мнению Морриса, книга Беллами могла лишь оттолкнуть одних людей от идей социализма, а другим указать ложный путь. Моррис считал, что социализм должен представить бо́льшую степень свободы, чем капиталистическое общество. Стимулом полезного труда по Моррису должна быть радость, исходящая из самого труда. Он изложил собственное видение будущего — это был взгляд поэта и художника. В «Вестях ниоткуда» царит гармония человека и окружающей его среды. Это сон современника, весьма похожего на самого Морриса, о будущем, поэма в прозе. Автор описал идеал, к которому сам стремился всю жизнь — это человек, преобразивший мир своим трудом. Нет более голода и принуждения, стимулом к работе является жажда творчества и каждое произведение человеческих рук — произведение искусства. Города превратились в огромные сады, нет более частной собственности, классов, в любви следуют своему чувству, исчез институт брака, порождённый корыстью. Отмирает государство, так как нет необходимости в насилии, общество состоит из небольших самоуправляемых общин. А.Л.Мортон сказал о «Вестях», что «многие писали утопии, в которые можно было поверить. Но Моррису удалось изобразить такое утопическое государство, в котором хочется жить». Моррис не сбрасывал со счетов научный прогресс — новые достижения приводят к повышению производительности труда, однако, как только заканчивается «переходная эпоха» — ручной труд вытесняет механизированный. Моррис отдаёт дань своему идеалу — медиевизму. По собственному опыту Моррис знал, как непроизводителен и дорог ручной труд, но в обществе, где наступил расцвет личности, потребности человека в материальных благах будут невелики. Однако и здесь не всё гладко. Гость из прошлого застаёт «эпоху спокойствия», передышку, наступившую после «переходного периода». Моррис предсказывает грядущий конфликт между патриархальной общиной и «людьми науки», приверженцами научного прогресса. Умер в Лондоне 3 октября 1896 года. Сборники стихотворений: «The Defence of Guinevere» — художественное воспроизведение средневековой жизни; «Life and death of Jason», «Earthly paradise» — искание новой красоты в классических и христианских преданиях. Проза: «Вести ниоткуда» (1890) — социалистический роман-утопия. «The Wood Beyond the World» (1894) — роман-фэнтези. Сочинения: Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. Перевод Н.И.Соколовой. Вступительная статья Ю.Кагарлицкого — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1962; де Кар Л. Прерафаэлиты: Модернизм по-английски. — Москва: АСТ, 2002. — ISBN 5-17-008099-9; Савицкая В. Превращения шпалеры. — Москва: Галарт, 1995. — ISBN 5-269-00294-9;. Искусство и жизнь, (перевод с английского, предисловие А.А.Аникста), Москва, 1973; Collected works, v. 1-24, L. - N. Y., 1910-15; Selections, М., 1959. Литература: Мортон А.Л., Английская утопия, (перевод с английского), Москва, 1956, страницы 191—212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, (перевод с польского), Москва, 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pensée utopique de William Morris, P., 1972

 (503x699, 176Kb)
1834
Джон Уэсли Пауэлл (John Wesley Powell)
американский военный деятель, путешественник, исследователь, географ, возглавивший экспедицию по исследованию реки Колорадо и Гранд-Каньона, при этом собравший значительный этнографический материал о жизни индейцев региона. Родился в Маунт-Моррисе, штат Нью-Йорк, США. Учился в колледжах Иллинойса, Уитона и Оберлина. Уже во время обучения в школе и колледже Пауэлл участвовал в ряде экспедиций, в частности, по территории Висконсина и на реке Миссисипи. Принимал участие на стороне федеральных войск в гражданской войне в США, потеряв при этом правое предплечье, и окончил воинскую службу в звании майора. Профессор геологии Иллинойсского университета Уэсли в Блумингтоне (1865-1868), один из организаторов Геологической службы США (директор в 1881-1894).
John_Wesley_Powell_with_Native_American_at_Grand_Canyon_Arizona (500x700, 223Kb)
Пауэлл (справа) вместе с Тау-Гу из племени пайютов, около 1871—1872
Осуществив несколько путешествий в Скалистые горы, 24 мая 1869 года он предпринял одну из своих наиболее выдающихся экспедиций. Она началась на Грин-Ривер в штате Вайоминг, по которой Пауэлл и его спутники проплыли сначала до впадения её в реку Гранд (так в те времена обозначалась река Колорадо вверх по течению от слияния) близ современного города Моав в штате Юта. От слияния и далее река называлась Колорадо (по-испански - «цветная»), поскольку её мелкие притоки несли в себе красноватую взвесь из скалистых пород. Экспедиция проплыла по Колорадо через Гранд-Каньон в целом более 1500 км до устья реки Вирджин (впадает в озеро Мид). Через два года экспедиция прошла вновь по тому же пути, с тем, чтобы осуществить нанесения на карту региона и провести научные исследования. Эта новая экспедиция продлилась 18 месяцев. Её результатыми, наряду с важными научными фактами, были первые фотографии каньона.
24 марта 1834 года родился Джон Уэсли ПОУЭЛЛpost-154-130095030118 (648x700, 374Kb)
Пауэлл прославился не только как военный деятель, исследователь, картограф и писатель. Получивший самообразование, он стал профессором геологии, а с 1881 г. стал директором Федеральной геологической службы США и оставался в этой должности до 1894 года. Помимо того, Пауэлл интересовался культурой коренных обитателей Америки, изучил несколько индейских языков, благодаря чему впоследствии он был в 1879 г. назначен директором только что образованного Бюро американской этнологии — федерального исследовательского института, изучавшего культуру и языки индейцев США. Пауэлл дал названия многим местам, которые он исследовал: Грязный Дьявол (Dirty Devil), Глен-Каньон (Glen Canyon), Яркий Ангел (Bright Angel), Каньон Запустения (Desolation Canyon), Мраморный каньон (Marble Canyon), Пылающее ущелье (Flaming Gorge) и Водопады Лавы (Лава-Фолс, Lava Falls). Умер в Норт-Хейвене (штат Мэн, США) 23 сентября 1902 года. В США его имя носят многочисленные улицы, места, горы, музей в городе Грин-Ривер и крупное озеро Пауэлл. Литература: John Wesley Powell: First Through the Grand Canyon, New York, Outing Pub. Co. 1915; Charles William Maynard: John Wesley Powell: Soldier, Scientist, and Explorer, New York: The Rosen Publishing Group 2003, ISBN 0-8239-6290-3; Stegner W., Beyond the hundredth meridian, John Wesly Powell and the second opening of the West, Boston, 1954; Davis W. M., Biographical memoir of John Wesley Powell (1834-1902), Wash., 1915; Hunt Ch. B., John Wesley Powell, his influence an geology, «Geotimes», 1969, v. 14. № 5.

1835
Кристофер Бах (немецкое имя — Christopher Bach)
американский дирижёр и композитор немецкого происхождения. Родился в Нидероне, ныне в составе Эшвеге (ныне Кассель, Гессен, Германия). Начал учиться музыке в Эшвеге у Филиппа Муската, затем занимался гармонией и контрапунктом в Касселе у Отто Краусхаара, одновременно осваивая игру на многих музыкальных инструментах, от скрипки до тромбона. В 1855 г. вместе с родителями и родственниками перебрался в США и обосновался в Милуоки, где продолжил своё музыкальное образование под руководством Эдуарда Соболевского, одновременно зарабатывая на жизнь игрой на корнете в духовом оркестре. Однако уже осенью того же года Бах организовал и возглавил в качестве первой скрипки струнный секстет, быстро заслуживший признание в городе; для этого секстета Бах выполнил множество аранжировок популярной оперной музыки, в том числе почти всей оперы Джузеппе Верди «Трубадур». В сезоне 1864—1865 гг. Бах руководил оркестром в одном из театров Чикаго, однако затем вернулся в Чикаго и учредил собственный оркестр с регулярными концертами по воскресеньям, во главе которого стоял до 1907 года. Бах знакомил городскую публику с немецким романтическим репертуаром, делая акцент на сочинениях Франца Шуберта, Феликса Мендельсона и Рихарда Вагнера. Он с успехом дирижировал концертами на Всемирных выставках 1893 года в Чикаго и 1904 года в Сент-Луисе, а в 1890 г. триумфально гастролировал в Новом Орлеане с собственным оркестром из 70 музыкантов. Умер в Милуоки (штат Висконсин, США) 26 января 1927 года. Баху принадлежат три комические оперы, разнообразная оркестровая музыка, в том числе лёгкая (многочисленные марши и увертюры). Он вёл широкую преподавательскую деятельность, его учениками были и двое из четырёх его сыновей, Хуго и Густав, ставшие профессиональными музыкантами (а Хуго принял у отца руководство его оркестром). Имя Баха, как отмечала музыкальная критика спустя более 30 лет после его смерти, в течение полувека было синонимом музыки в Милуоки.

Jozef_Stefan (592x700, 182Kb)
1835
Йозеф Стефан (словенское имя — Jožef Stefan; немецкое имя — Joseph Stefan)
австрийско-словенский и математик. Член Австрийской академии наук (1865). Стефан родился в Санкт-Пёльтене, близ города Клагенфурт, в семье этнических словенцев. Окончил гимназию в Клагенфурте и подумывал о вступлении в орден бенедиктинцев, однако решил заниматься физикой и математикой и поступил в Венский университет, который окончил в 1857. Впоследствии преподавал в университете (с 1863 — профессор кафедры высшей математики и физики), являлся директором Института экспериментальной физики (с 1866), ректором университета (1876-1877), вице-президентом Австрийской Академии Наук. Умер в Вене 7 января 1893 года. Имя Стефана носит крупнейший исследовательский институт в Словении. В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя Йозефа Стефана кратеру на обратной стороне Луны. Изображен на австрийской почтовой марке 1985 года.
Научная деятельность
Известен своими работами по различным областям физики — кинетической теории газов, теории теплового излучения, оптике, акустике, электромагнетизму и др. Изучал диффузию и теплопроводность газов, получил коэффициенты теплопроводности многих из них. В 1879 году путём измерения теплоотдачи платиновой проволоки при различных температурах установил пропорциональность излучаемой ею энергии четвёртой степени абсолютной температуры. Используя эту закономерность, впервые дал достоверную оценку температуры поверхности Солнца — около 6000 градусов. Теоретическое обоснование этого закона, известного как закон Стефана — Больцмана, было дано в 1884 году учеником Стефана Людвигом Больцманом. В математике известны задача Стефана и обратная задача Стефана с движущейся границей в теории дифференциальных уравнений с частными производными. Литература: Храмов Ю.А. Стефан Йозеф (Stefan Josef) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Москва : Наука, 1983. — Страницы 38—39. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров (в переплёте); Suess E., Mit Nekrol"ogen und Portrats von: . Stefan, "Almanach der keiserlichen Akademie der Wissenschaften", 1893, 43 Jg., . 252-257.

 (498x699, 77Kb)
1837
Джордж Генри Макензи (George Henry Mackenzie)
американский, ранее шотландский, шахматист; сильнейший в США в 1870—1880-х годах. Окончил Абердинскую грамматическую школу, колледж Маришаль (позже — Абердинский университет). В 1853—1855 гг. продолжал обучение в Руане и Штеттине. В 1856 году вступил в Королевский стрелковый корпус и был отправлен в Индию. Вернулся в Англию через 2 года в звании лейтенанта. В 1861 году уволился из армии. В это же время начал активно выступать в шахматных соревнованиях. В 1862 году выиграл гандикап-турнир в Лондоне (победил в личной встрече А.Андерсена). В 1863 году уехал в США, где принял участие в Гражданской войне на стороне северян-юнионистов. Воевал в звании капитана в составе 10-го «цветного» полка. 16 июня 1864 года дезертировал. С 1865 года жил в Нью-Йорке, писал статьи на шахматные темы. Выиграл 4 чемпионата Нью-Йоркского шахматного клуба подряд (1865—1868). Трижды побеждал в Американских шахматных конгрессах (1871, 1874, 1880). Успешно выступал в ряде матчей: в том числе победил Г.Стэнли (1868; +2 −1 =0), М. Джадда (1881 +7 −5 =3), С.Липшюца (1886; +5 −3 =5), С.Гольмайо (1887; +5 −2 =1 и +5 −0 =1; 1888; +7 −4 =1), сыграл вничью с А.Берном (1886; +4 −4 =2). Проиграл В. Стейницу (1883; +1 −3 =2). Лучшие результаты в международных турнирах: Париж (1878) — 4—5-е; Вена (1882) — 4—5-е (с И. Цукертортом); Лондон (1883) — 5—7-е; Франкфурт-на-Майне (1887) — 1-е; Брэдфорд (1888) — 2-е; Манчестер (1890) — 3-4-е места. Стиль его игры был настолько красив и самая игра настолько талантлива, что его партии и доселе доставляют удовольствие тем, кто их переигрывает. Умер в Нью-Йорке в гостинице «Cooper Union» 14 апреля 1891 года. Причина смерти шахматиста вызвала вопросы. Было известно, что он давно болел туберкулезом. Однако появились данные, что туберкулез был осложнен пневмонией или лихорадкой, которой он заболел во время очередной поездки на Кубу. 29 апреля в газете «Sun» вышла статья, автор которой доктор Минден утверждал, что причиной смерти могла стать передозировка морфина. Результаты вскрытия опровергли это предположение. Коронер назвал причиной смерти туберкулез. В русской и советской литературе фамилия шахматиста обычно передавалась как Мэкензи.
Спортивные результаты
Screenshot 2024-03-08 at 19-39-40 Макензи Джордж Генри — Википедия (635x700, 240Kb)
Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — Страница 227. — 624 страницы. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3; Макензи, Джордж // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

HPtuttle-old (578x700, 160Kb)
1837
Хорас Парнелл Таттл (Horace Parnell Tuttle)
американский астроном. Родился в Ньюфилде, Йорк, штат Мэн, США. В 1857 Таттл стал ассистентом в обсерватории Гарвардского колледжа. Он обнаружил несколько комет и был сопервооткрывателем комет 109P/Свифта — Туттля (родоначальница метеорного потока Персеиды) и 55P/Темпеля — Туттля (родоначальница метеорного потока Леониды). При этом его поддерживал Асаф Холл, который рассчитывал орбиты небесных тел. Кроме того Таттл обнаружил астероиды (66) Майя и (73) Клития. В 1862 году он покинул Гарвард, чтобы 9 месяцев участвовать в гражданской войне, где он служил казначеем. Впоследствии он был занят в ВМФ США и принял участие в нескольких географических миссиях. С 1884 года он снова продолжил деятельность в качестве астронома и работал в Американской военно-морской обсерватории в Вашингтоне. Умер в Вашингтоне 1 августа 1923 года.

De_Graaf_van_Vlaanderen (488x700, 362Kb)
1837
Филипп (французское имя — Philippe; полное имя — Philippe Eugène Ferdinand Marie Clément Baudouin Léopold Georges de Saxe-Cobourg-Gotha)
принц Бельгии, граф Фландрии из Саксен-Кобург-Готской династии. С января 1869 года — наследник бельгийского престола. Родился в Лакенском дворце, Брюссель, Бельгия. Сын короля Леопольда I и Луизы Орлеанской, младший брат Леопольда II. В 1866 году рассматривался в числе претендентов на трон Румынии. Умер в родном городе 17 ноября 1905 года. В апреле 1867 года Филипп женился на Марии Гогенцоллерн-Зигмаринген (1845—1912), дочери князя Карла Антона. Дети: Бодуэн (1869—1891); Генриетта (1870—1948), замужем за Эммануэлем Орлеанским; Жозефина Мария (1870—1871), сестра-близнец Генриетты; Жозефина Каролина (1872—1958), замужем за Карлом Антоном Гогенцоллерном; Альберт (1875—1934), король Бельгии Альберт I. Младший сын Филиппа, Альберт, стал королём после смерти своего дяди Леопольда II.

Maria_Anunciata_de_Bourbon-Duas_Sicílias.1 (440x700, 202Kb)
1843
Мария Аннунциата Изабелла Филомена Сабазия, принцесса Бурбон-Сицилийская Обеих Сицилий (итальянское имя —Maria Annunziata Isabella Filomena Sabasia, Principessa di Borbone delle Due Sicilie)
дочь короля Обеих Сицилий Фердинанда II и австрийской эрцгерцогини Марии Терезы, мать эрцгерцога Франца Фердинанда, убитого в Сараево в 1914 году. Родилась в городе Казерта (ныне регион Кампания, Италия). Мария Аннунциата была четвертым ребёнком и старшей дочерью в семье Фердинанда II и его второй супруги Марии Терезы. В отличие от своих братьев и отца, которые были шумными и живыми, Мария Аннунциата была тихой, скромной и сдержанной. В этом она была похожа на свою мать, предпочитавшую уединение и воспитание детей жизни при дворе. В 1859 году скончался король Фердинанд II, и трон перешёл к Франциску II, сводному брату принцессы. В 1861 году новый король был свергнут. Вся семья уехала в Рим, где проживала в Квиринальском дворце, предоставленном папой Пием IX. Эрцгерцогиня Мария Аннунциата умерла в Вене от туберкулёза 4 мая 1871 года. Этой болезнью страдал и её старшйй сын. Эрцгерцогиня Мария Аннунциата была похоронена в Императорском склепе.
Брак и дети:
21 октября 1862 года в Венеции Мария Аннунциата вышла замуж за австрийского эрцгерцога Карла Людвига, став его второй супругой после скончавшейся в 1858 году принцессы Маргареты Саксонской. В браке родилось четверо детей: Франц Фердинанд (1863—1914); Отто Франц (1865—1906); Карл Фердинанд (1868—1915).; Маргарита София (1870—1902), замужем за Альбрехтом Вюртембергским, сыном герцога Филиппа Вюртембергского. В 1873 году эрцгерцог Карл Людвиг вступил в третий брак с принцессой Марией Терезой Португальской. Супруги имели двух дочерей.

Gabriel_von_Hackl_(1843-1926) (511x700, 182Kb)
1843
Габриэль фон Хакль (немецкое имя — Gabriel von Hackl)
немецкий художник академического направления. Родился в Мариборе, ныне Словения. Представитель жанра историзм. Учился в Вене и Мюнхене. С 1878 года — профессор Мюнхенской академии художеств. Известен, прежде всего, как педагог.
Hackl-deaux-femmes (549x700, 245Kb)
«Две рисующие женщины», 1874
У Хакля учились Франц Марк, Альберт Вайсгербер, Эрнесто де Фиори, Вильгельм Тёни, Целестин Медович, Маркос Завицианос, Вальтер Фирле и др. Умер в Мюнхене (Веймарская республика) 5 июня 1926 года.

arany_laci (509x700, 165Kb)
1844
Ласло Арань (венгерское имя — Arany László)
венгерский прозаик, поэт, переводчик, фольклорист. Член Венгерской академии наук (с 1858). Трансильванский венгр. Родился в Надьсалонте, Австрийская империя (ныне Салонта, Бихор, Румыния), в семье поэта Яноша Араня. Автор прозаических и поэтических произведений, сборников народных сказок, литературных переводов, исследований. Собирал оригинальные народные сказки и в 1862 издал их отдельным томом («Magyar népmesék»), затем опубликовал поэтическое повествование на основе венгерской легенды «Эльфрида», за что был принят в литературное общество имени братьев Кишфалуди. Вслед за своим отцом Ласло Арань активно обращался к Гуннскому наследию. Широко известен благодаря капитальной работе «Битва гуннов» (Hunok harca, 1872), в которой описывает борьбу тевтонов (немцев) и мадьяр в Венгрии и призывает своих соотечественников бороться с засильем немецкого языка и культуры. Известен также своими балладами, в том числе «Walesi Bardok», опубликованной в 1863 году и содержащей скрытую критику политики Габсбургов в Венгрии. В 1872 году анонимно опубликовал роман в стихах «A délibábok hőse», который описывает историю рода Обломовых на венгерском языке. Роман пользовался большим успехом. Переводил сочинения Шекспира и Мольера, сатирическую поэму «Герой мечты». Умер в Будапеште 1 августа 1898 года.

 (627x699, 111Kb)
1844
Камиль Лемонье (иногда Камилл Лемонье; французское имя — Camille Lemonnier)
бельгийский писатель, искусствовед и критик. Один из организаторов «Молодой Бельгии». Родился в Икселе. Происходил из фламандской семьи. Окончил Брюссельский свободный университет.
Скончался в Икселе 13 июля 1913 года. Похоронен на кладбище Икселя в пригороде Брюсселя.
Camille_LemonnieEmile_Claus_010 (514x700, 526Kb)
Портрет Лемонье работы художника Э.Клауса. 1867
Творчество
К.Лемонье — представитель франкоязычного натурализма. Свои произведения писал на французском языке. В девятнадцать лет вступил на литературный путь, опубликовав очерки о брюссельских художественных выставках. В 1868 - среди основателей Свободного общества Изящных искусств. В 1870 присутствовал при битве у Седана. Написал репортаж "Седан" (1870). Он стал настоящим подвижником литературного труда, крупнейшим писателем-реалистом 1880—1900 гг. Романист Камилл Лемонье — крупная фигура в литературе Бельгии 1880-х гг. Он превосходный мастер художественной прозы, язык его богат, метафоричен, выразителен. В творчестве Лемонье переплелись разные начала: романтизм, натуралистическое изображение быта и характеров и мистические мотивы («Тереза Моник», 1882; «Истеричка», 1885; «Жрицы любви», 1892). Но ядро его творчества составляют романы с социальной проблематикой. Его называли "бельгийский Золя".Он был широко известен при жизни. Его друзьями были А.Франс, А.Доде, Мопасан. Чтобы познакомится с ним в Бельгию приезжал Стефан Цвейг. Его цитирует в предисловии к "Легенде о Тиль Уленшпигиле" Ромен Роллан. Вступление к роману Лемонье "Как я был мужчиной" написал А.Куприн. Темы его произведений — вырождение буржуазной семьи («Конец буржуа», 1892), материальное и моральное оскудение дворянства («Аллали», 1906), одичание деревенских собственников («Мертвец», 1882), любовь, изуродованная нормативной моралью («Мадам Люпар», 1888; «Клодина Ламур», 1893). Лемонье верил в народ, «который несет в себе истину и справедливость», он разбирался в социальных противоречиях своего времени, предвидел «конец буржуа». Единственной возможностью преодоления этих противоречий он считал постепенную эволюцию общества. В своих многочисленных романах писатель выступает, прежде всего, натуралистом, изображая быт и нравы различных классов бельгийского общества: разлагающуюся буржуазию; деревенских кулаков; выродившихся помещиков; гибнущих от непосильной работы в шахтах рабочих; извращённых воспитанием молодых людей и чахнущих от скрытых болезней молодых девушек и т. п. Персонажи его романов нарисованы сочными красками.
Camille_Lemonnier_-_Graveuse_Jenny_Lorrain_(1867-1943) (700x700, 677Kb)
Медаль с изображением Камиллы Лемонье, выполненная Дженни Лоррен (1867-1943) в 1942 году .
Он является ярким представителем радикальной мелкобуржуазной интеллигенции, протестующей против разрушительной работы крупного капитала, уничтожающего прежний уклад жизни, выбрасывающего на улицу, в ряды безработных и бездомных, мелких предпринимателей, рассеивающего их по лицу земли. Неоднократно находился под судом по обвинению в создании "безнравственных" произведений. Его первые работы — искусствоведческие очерки «Брюссельская художественная выставка» (1863, вторая книга — 1866) и книга о П.П.Рубенсе «Наши фламандцы» (1869). «Фламандские и валлонские рассказы» (1873) посвящены селу. В романе «Самец» (1881) прославляются богатство природы и свобода инстинктов. Роман «Кровопийца» (1886) — о стихийное выступление бельгийских рабочих-металлургов против эксплуататоров.Ему принадлежитряд монографий о Менье, Ропсе, Эмиле Клаусе и т. д. Он первый обнаружил талант Курбе, творчеству которого посвятил блестящий очерк, сразу обративший внимание и на критика и на художника. В романе «Ветрогон» (Le vent dans le moulin) автор идеализирует мелкое производство, где ремесленный труд может создать благоденствие общества и предохранить его от распада. Однако Лемонье чрезвычайно широко развёртывает своё художественное полотно, охватывая своим вниманием все слои буржуазного общества. Можно сказать, что он мыслил социологически, художественно изображая все отрицательные стороны буржуазного общества, где «жирные поедают тощих» («Les gras et les maigres»). Выход он видел в опрощении и в возвращении к первобытной простоте жизни («Adam et Ève», «Au coeur frais de la forêt»). Произведения автора содержат также реалистичные и романтические элементы. Творческий путь Лемонье завершал произведением, в котором была воплощена мечта об идеальном естественном обществе («Адам и Ева», 1898) и посвященном идее жизни в органическом единстве с природой, как и роман «В прохладной чаще леса» (1900), который рисует идиллию полупервобытной общины.Последним произведением Л. были "Воспоминанья писателя". Изображен на бельгийской почтовой марке 1977 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку