-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107971
Комментариев: 6801
Написано: 116441


23 марта родились...

Суббота, 23 Марта 2024 г. 09:00 + в цитатник
Hipolit_Gliwic (483x700, 328Kb)
1878
Гиполит Гливиц (польское имя — Hipolit Gliwic)
польский политик, министр, дипломат, предприниматель, экономист и сенатор. Министр промышленности и торговли, посол в США. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. Окончил с золотой медалью среднюю школу в Варшаве. В 1901 году закончил физико-математический факультет Новороссийского университета со степенью кандидата в Одессе. Затем учился в Горном институте в Санкт-Петербурге, который окончил в 1906 году с дипломом горного инженера. В период учёбы член ППС. Во время революции 1905 года был задержан во время перевозки груза оружия и некоторое время содержался в Крестах. После окончания института остался в нём ассистентом, а с 1909 года доцентом. Также входил в руководство фирм горно-сталелитейного профиля. В 1917 году член Польского демократического комитета в Петрограде[1]. В 1918 представитель Государственного совета по торговле в Советской России. После получения Польшей независимости, крупный предприниматель, управляющий и директор в нескольких фирмах. С 1920 года делегат Министерства финансов и торговый представитель Польши в Париже. С 1922 года первый советник, генеральный советник, а затем посол Польши в Вашингтоне. В 1925—1926 годах директор департамента в Министерстве промышленности и торговли. После майского переворота в качестве жеста поддержки Пилсудского, вошёл на короткое время в правительство Казимежа Бартеля в качестве министра промышленности и торговли. В 1928—1930 годах сенатор Польши по списку BBWR и вице-маршал Сената. Экономический представитель Польши в Лиге наций и на крупных международных конференциях. Один из организаторов концерна «Объединение горно-рудных интересов» в Катовицах. Член контрольного совета Торгового банка. С 1931 года преподавал экономику в Университете Яна Казимира во Львове на дипломатическом факультете. Во время II мировой войны сотрудник Делегатуры. Занимался вопросами организации экономической жизни и ликвидации экономических последствий оккупации. Арестован гестапо в городе Варшава 9 апреля 1943 года. На следующий день покончил с собой приняв яд на Павяке. Похоронен на Старых Повонзках в Варшаве. Литература: Hipolit Gliwic, Ewolucja syndykatów t. 1-2 Warszawa 1916, Hipolit Gliwic, Podstawy ekonomiki światowej t. 1-3 Warszawa 1926—1938. Kto był kim w II Rzeczypospolitej, pod red. prof. Jacka. M. Majchrowskiego, Warszawa 1994, wyd I

Мозжухин (500x700, 109Kb)
1878
Александр Ильич Мозжухин
русский оперный певец (бас-кантанте). Старший брат известного актёра немого кино Ивана Мозжухина. Родился в селе Сергиевка, Петровский уезд, Саратовская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. Окончил в Пензе духовное училище и духовную семинарию. В 1900 году поступил в московское Музыкально-драматическое филармоническое училище, где учился игре на скрипке до 1903 года, педагоги проф. М.И.Пресс и В.Безекирский. Последние полтора года учёбы там одновременно брал уроки пения у певицы профессора Ю.Вишневецкой. Тогда же начал артистическую деятельность, выступив в 1903 году в благотворительном спектакле на сцене московского Большого театра в партии Ивана Сусанина — «Жизнь за царя» М.Глинки. В 1904 году выступал в Пензе на сцене Летнего театра. С этого же времени, с 1904 года, принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки. Поступил на вокальное отделение в Московскую консерваторию (педагог М.Медведев). Однако, так и не завершив учёбы, с 1905 года начал выступать в частных оперных театрах. 1906—1907 — антреприза М.К.Максакова, на сцене московского театра Солодовникова. В 1908-1909 годах — работал в Казани.
МозжухинМефистофель (450x700, 319Kb)
Мозжухин А.И. в образе Мефистофеля, 1914—1917.
Зимой 1909—1910 — в Саратове и в Самаре (в партии Бориса Годунова); позднее приезжал на гастроли в составе антрепризы Южина. 1909 — дебютировал в партии Мельника — «Русалка» А.Даргомыжского в Большом театре. 1910? — в Тифлисе. 1911—1914 или до 1921 — в Петербурге (Театр музыкальной драмы). С 1914 года выступал преимущественно как камерный певец. 1915—1920 — много гастролировал, пел в труппе постоянного оперного театра под руководством Д.Х.Южина.
В 1921 организовал Общество любителей камерной музыки, где вел преподавательскую работу. 1922—1923 — в Москве, Опера С. Зимина. 1923 — в Петрограде (Народный дом), Екатеринбурге. Совершил ряд концертов за рубежом вместе с аккомпаниатором-женой К.Карини: май — сентябрь 1923—1924 — гастрольное турне по Европе: Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Бельгия, Франция, Англия, Италия. октябрь 1923 — май 1924 — в Америке. 1924—1925 — в Китае (Шанхай) и Японии (Токио, Осака, Киото). В 1925 году — в Тифлисе и Баку. С 1926 года жил за границей, в эмиграции, где продолжал музыкальную деятельность, выступая как в оперных спектаклях, так и в концертах. Его портреты писали художники Кованцева, М.Рундальцева, Г.Костетти, М. Вербова, М.Данькевича. Умер в городе Аньер-сюр-Сен, близ Парижа, Франция, 1 июля 1952 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его вдова К.Карини, вернувшись в Россию из Парижа, привезла архивные материалы (свыше 5 тысяч документов) и вещи певца, которые ныне хранятся в РГАЛИ (фонд 2625), в Бахрушинском музее (Москва) и Пензенском областном краеведческом музее.
Семья
Младший брат — известный актёр немого кино Иван Мозжухин. Жена — оперная артистка Клео Карини (по сценическому псевдониму), урожденная Клеопатра Андреевна Карассарини (по первому браку — Харито, по второму — Синкевич). Брак заключен в Старо-Киевской Георгиевской церкви 30 июня 1919 года.
Увековечение памяти
В 1989 году в селе Кондоль, ныне — административном центре Пензенского района Пензенской области, был открыт Музей братьев Мозжухиных.
Артистическая деятельность
Творчество певца включало камерные концерты и оперные постановки. Критик К.И.Арабажин отозвался о певце: «Звезда светозарная, звезда прекрасная, блистательная на русском небе мирового искусства». Пружанский А.М. пишет о певце: «Обладал звучным, ровным во всех регистрах голосом мягкого, теплого тембра, первоклассной вокальной техникой, высокой музыкальной культурой (искусство тонкой фразировки, владение тембровыми красками, имел яркую сценическую внешность. Исполнение отличалось темпераментной драматической игрой». Там же приведены цитаты из современной певцу критики: «Мозжухин живет на сцене, он играет словно пиршествует на сцене, увлекаясь ролью, переживает с задуманным им образом все его положения, драматические и комические. Всюду во всех ролях тонкая вдумчивость, игра, задуманный образ вырастает и создает художественное впечатление благодаря счастливому сочетанию природных средств с тонкостью интуиции и образцовой техникой».
Концертная деятельность
Начав концертную деятельность ещё во времена учёбы, артист до конца творческого пути был верен ей, и по оценке критиков и музыковедов, именно ей он уделял большее внимание. Камерный репертуар его был разнообразен и включал произведения Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана, Р.Вагнера, Х.Вольфа, Й.Брамса, М.Равеля, М.Глинки, А.Даргомыжского, М.Балакирева, А.Бородина, Ц.Кюи, А. Рубинштейна, П.Чайковского, С.Рахманинова, Н.Римского-Корсакова, А.С.Аренского, Р.М.Глиэра, А.К.Глазунова, М.Ф.Гнесина, С.Н.Василенко. А.Мозжухин является первым исполнителем нескольких романсов С. Танеева (в том числе выступал под аккомпанемент композитора), А.Спендиарова (баллада «Рыбак и фея», 1912, Павловский вокзал), А.Гречанинова («Смерть»), Ю. Конюса («Крокодил»), М.Левина («Детские песни»), А.Гольденвейзера и др. Особое место в репертуаре певца занимало творчество М.Мусоргского, страстным пропагандистом которого он был и исполнял многие произведения («Блоха» на слова Гёте, «Баллада», «Виденье», «Колыбельная Еремушки», «Классик», «Раёк», «Пирушка»). В концертах певцу аккомпанировала его жена К. Карини. Записывался на грампластинки в Петербурге («Граммофон», 1914), в Японии («Ниппонофон», 1925). Оперные партии: 1914 — «Сестра Беатриса» А.Давидова — Принц Белидор; «Борис Годунов» М.Мусоргского — Борис Годунов; «Мазепа» П. Чайковского — Василий Леонтьевич Кочубей и Орлик; «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р.Вагнера — Ганс Закс; «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Дон Базилио; «Фауст» Ш. Гуно — Мефистофель; «Жизнь за царя» М.Глинки — Иван Сусанин; «Руслан и Людмила» М.Глинки — Руслан; «Русалка» А.Даргомыжского — Мельник; «Борис Годунов» М.Мусоргского — Варлаам; «Хованщина» М.Мусоргского — Досифей; «Маккавеи» А.Рубинштейна — Иуда; «Демон» А.Рубинштейна — Демон; «Юдифь» А.Серова — Олоферн; «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова — Василий Собакин; «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова — Додон; «Моцарт и Сальери» Н.Римского-Корсакова — Сальери; «Пиковая дама» П.Чайковского — Граф Томский; «Евгений Онегин» П.Чайковского — Гремин; «Черевички» П.Чайковского — Светлейший; «Алеко» С.В.Рахманинова — Алеко; «Тайный брак» Д.Чимарозы — Граф Робинзон; «Жидовка» Ж.Ф.Галеви — Кардинал де Броньи; «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха — Миракль; «Лакме» Л.Делиба — Нилаканта; «Кармен» Ж.Бизе — Цунига; «Дон Кихот» Ж.Массне — Дон Кихот (эта партия постоянно была в репертуаре певца; в 1936 в эмиграции с большим успехом исполнял на сцене парижского театра «Опера комик»); «Фальстаф» Дж.Верди — Сэр Джон Фальстаф; «Мефистофель» А.Бойто — Мефистофель; «Богема» Дж. Пуччини — Шонар; «Валькирия» Р.Вагнера — Вотан; 1914 — «Парсифаль» Р. Вагнера — Амфортас; «Корневильские колокола» Р. Планкета — Гаспар. Партнёры: М.И.Бриан, Е.А.Бронская, М.В.Веселовская, М.С.Давыдова, Ефимцева, П.М.Журавленко, А.М. Каншин, С.Ю.Левик, Л.Я.Липковская. Сочинения: Лапицкий как режиссёр // Театр. — 1923. — № 9. — Страница 3; Моя жизнь от рождения. Моя автобиография. Мое детство. Как я сделался артистом (рукоппись, 1940—1950-е гг.); Статьи: «Творчество артиста»; «Что нового в советской музыке?» (рукопись, 1938); стихотворения (рукопись) — в НИО ЛГИТМиК, фонд 86; Архив певца — в РГАЛИ, фонд 2625, 268 дело, 1863—1966.

Henry-Weed-Fowler (510x700, 295Kb)
1878
Генри Уид Фаулер (Henry Weed Fowler)
американский зоолог, автор монографий. Родился в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США. Он учился в Стэнфордском университете под руководством Дэвида Старра Джордана. В начале XX-го века он поступил в Академию естественных наук в Филадельфии, где работал в качестве ассистента с 1903 по 1922 годы. С 1922 по 1934 год он курировал секцию позвоночных животных, с 1934 по 1940 год он был куратором отделения рыб и рептилий, а с 1940 года и до своей смерти в 1965-м году — куратором отделения рыб. В 1927 году он был одним из основателей Американского общества ихтиологов и герпетологов (American Society of Ichthyologists and Herpetologists), где служил в качестве казначея и кассира до конца 1927 года. В 1936—1937 годах он принимал участие в экспедиции в Боливию. В своей работе он описывал различные предметы и животных, в том числе ракообразных, птиц, рептилий и амфибий. Но основной акцент он делал на рыб. Умер в посёлке Ньютаун, округ Бакс, штат Пенсильвания, США, 21 июня 1965 года. Публикации: Further Knowledge of some heterognathus fishes, Proc. Acad. Nat. Sci, Philadelphia, 1906; Fishes from the Madeira River, Brazil Proc. Acad. Nat. Sci, Philadelphia, 1913; Fishes from Nicaragua, Proc. Acad. Nat. Sci, Philadelphia, 1923; Some New taxonomic names of fishlike vertebrates, Not. Nat. Philadelphia, 1958.

Schreker_1912 (544x700, 135Kb)
1878
Франц Шрекер (немецкое имя — Franz Schreker)
австрийский и немецкий композитор. Ф.Шрекер родился в Монако, в зажиточной семье. Его отец был придворным фотографом еврейского происхождения, родом из Чехии. Мать принадлежала к старинной аристократической семье из Штирии. Изучал в Вене композиторское искусство у Роберта Фукса. В 1911 году Ф.Шрекер становится руководителем им же основанного Филармонического хора. С 1912 года он руководит классом композиции при венской Музыкальной академии. В 1920—1931 годы Ф.Шрекер — директор берлинской Высшей академической музыкальной школы. В конце 1920-х годов Ф.Шрекер становится постоянной мишенью для нападок национал-социалистской прессы — несмотря на то, что сюжеты его музыкальных произведений не давали для этого ни малейшего повода. В 1932 году, вследствие угроз со стороны нацистов, композитор вынужден был отменить запланированную во Фрайбурге премьеру своей оперы Христофор (Christophorus) и уйти с поста директора Высшей академической музыкальной школы. В 1932—1933 годы он занимает должность руководителя магистерского класса в Прусской академии искусств. После того, как Ф.Шрекер был уволен нацистами со всех занимаемых постов, он скончался в Берлине от инфаркта, последовавшего за инсультом 24 марта 1934 года. В 1920-е годы Ф.Шрекер считался одним из крупнейших немецких оперных композиторов — после Р.Вагнера; его оперы ставились на сцене чаще, нежели произведения Р. Штрауса. Композитор следовал романтическому музыкальному стилю, сочетаемому с эскпрессионистскими включениями. Характерны постоянные отклонения от общего гармонического течения мелодии введением в неё резких, путающих восприятие аккордов. За исключением двух опер, Ф.Шрекер является автором либретто всех своих больших работ. В его музыкальных сочинениях, обрисовке характеров его героев чувствуется влияние психоанализа З.Фрейда, поклонником которого был композитор. После прихода к власти в Германии национал-социалистов композиции Ф.Шрекера были ими отнесены к проявлениям т. н. дегенеративной музыки. Новое возрождение его творчества начинается с конца 1970-х годов. Оперы Ф.Шрекера проходят на оперных сценах Берлина, Вены, Зальцбурга, Киля, Хемница и др.
Сочинения
Оперы и театрализованные представления: 1901—1902: Пламя (Flammen) — 1 Akt. либретто: Dora Leen (?-1942; настоящее имя — Dora Pollock). Впервые. Вена 1902 (konzertant), Киль 2001 (szenisch); в 1903—1910: Далёкий звон (Der ferne Klang) — опера в 3-х частях, либретто Франца Шрекера, впервые 18 августа 1912, Франкфурт-на-Майне; 1908—1912: Игрушка и принцесса (Das Spielwerk und die Prinzessin) — 2 Akte, Prolog, либретто Франца Шрекера, впервые 15 марта 1913, Франкфурт-на-Майне/Вена; 1911—1915: Меченые (Die Gezeichneten) — Oпера в 3-х частях, либретто Франца Шрекера, впервые 18 апреля 1918, Франкфурт-на-Майне; 1915: Игрушка (Das Spielwerk) (переработка Das Spielwerk und die Prinzessin) — 1 Akt, вперв. 30 октября 1920, Мюнхен; 1915—1918: Кладоискатели (Der Schatzgräber) — опера с прелюдией, 4 Akten, эпилог, либретто Франца Шрекера, вперв. 21 января 1920, Франкфурт-на-Майне; 1919—1922: Иррелоэ (Irrelohe) — опера в 3-х частях, либретто Франца Шрекера, вперв. 27 марта 1924, Кёльн; 1924—1928: Поющий дьявол (Der singende Teufel) — опера в 4-х частях, либретто Франца Шрекера, впервые 10 декабря 1928, Берлин; 1924—1928: Христофор, или видение оперы (Christophorus oder Die Vision einer Oper) — пролог, 2 акта в 3-х картинах, эпилог, либретто Франца Шрекера, вперв. 1 октября 1978, Фрейбург; 1929—1932: Гентский кузнец (Der Schmied von Gent) — опера в 3-х частях, по тексту Шарля де Костера, впервые 29 октября 1932, Берлин; 1933—1934: Мемнон (Memnon) (в набросках). Произведения для оркестра: 1896: Песнь любви, для струнного оркестра и арфы (утеряно); 1899: Scherzo; 1899: Symphonie a-moll op.1 (окончание утеряно); 1900: Scherzo для трунного оркестра; 1900: Intermezzo op.8, для струнного оркестра (позднее — часть Romantischen Suite); 1902—1903: Ekkehard, симфоническая увертюра для большого оркестра и органа, op.12; 1903: Romantische Suite op.14; 1904: Phantastische Ouvertüre op.15; 1905: День рождения инфанты (Der Geburtstag der Infantin), сюита по одноимённой сказке О.Уайльда для каммерного оркестра; 1908: Праздничный вальс и вальс-интермеццо; 1908: Вальс; 1908—1909: Танцевальная пьеса для большого оркестра; 1909: Пьеса из оперы Далёкий звон (Der ferne Klang); 1913: Прелюдия к драме (из партий к опере Меченые (Die Gezeichneten)); 1916: Kамерная симфония (также под названием Sinfonietta); 1918: Симфоническое интермеццо из оперы Кладоискатели; 1928: Малая сюита для камерного оркестра; 1929—1930: 4 малых пьесы для большого оркестра; 1933: Прелюдия к опере (из незаконченной оперы Мемнон (Memnon)). Прочие музыкальные сочинения (избранное): 1898: Соната для скрипки и фортепиано; 1899: Погребение короля Тейя (Феликс Дан) для мужского хора с оркестром; 1900: 116. псалом op.6 для женского хора с оркестром; 1902: Лебединая песня op.11 (Dora Leen) для хора с оркестром; 1909: Пять песен (инструментация 1922); 1909: Ветер — пантомима для скрипки, виолончели, кларнета, рожка и фортепиано; 1916: Оркестровка 2-х песен Хуго Вольфа; 1923: Две ирландские песни (Уолт Уитмен, инструментация 1929 под названием О вечной жизни); 1932—1933: Жена Интаферна — мелодекламация (текст Эдуарда Штукена); 1933: оркестровка Ungarischer Rhapsodie Nr. 2 Ференца Листа; около 40 песен. Утерянные сочинения: 1896: Песнь любви, для струнного оркестра и арфы; 1899: Симфония a-moll op.1. Литература: Haidy Schreker-Bures, H.H. Stuckenschmidt, Werner Oehlmann: Franz Schreker (Österreichische Komponisten des XX. Jahrhunderts, Bd. 17). Verlag Lafite, Wien 1970, ISBN 978-3-85151-054-6; Paul Bekker: Franz Schreker. Studie zur Kritik der modernen Oper (1918). Rimbaud Verlag, Aachen 1983, ISBN 3-89086-930-0; Haidy Schreker-Bures: hören — denken — fühlen. Eine kleine Studie über Schrekers Operntexte. Rimbaud Verlag, Aachen 1983, ISBN 3-89086-931-9; Reinhard Ermen (изд.): Franz Schreker (1878—1934) zum 50. Todestag. Vorwort von Haidy Schreker-Bures und Reinhard Ermen. Beiträge von Sieghart Döhring, Frank Reinisch, Hans Joachim von Kondratowitz, Jens Malte Fischer, Reinhard Ermen, Rudolf Stephan, Peter P. Pachl, Eckhardt van der Hoogen, Michael Struck-Schloen, Manfred Haedler. Rimbaud Verlag, Aachen 1984, ISBN 3-89086-999-8; Franz Schreker, Paul Bekker, Christopher Hailey (издание): Briefwechsel. Mit sämtlichen Kritiken Bekkers über Schreker u. 16 Abb.. Rimbaud Verlag, Aachen 1994, ISBN 3-89086-921-1; Markus Böggemann und Dietmar Schenk (изд.): «Wohin geht der Flug? Zur Jugend». Franz Schreker und seine Schüler in Berlin, Olms-Verlag, Hildesheim/Zürich/New York 2009, ISBN 978-3-487-14214-2].

Дульский (660x700, 389Kb)
1879
Петр Максимилианович Дульский
художник, искусствовед. Петр Максимилианович Дульский по праву считается основоположником казанского искусствознания, внесшим большой вклад в развитие культуры Республики Татарстан. Он был выдающимся искусствоведом, крупным исследователем культурно-исторического наследия Волжско-Камского края, замечательным организатором художественной жизни, музейного строительства и издательского дела нашей республики, общественным деятелем, художником, педагогом. Родился в Бессарабии (ныне Республика Молдова), в городе Оргееве. В 1889 году поступает в Кишиневскую первую гимназию, затем свое образование продолжает в Одесской рисовальной школе. В 1899 году П.Дульский переезжает в Казань и поступает в Казанскую художественную школу. После окончания школы в 1904 году П.М.Дульский назначается преподавателем рисования в город Слободской Вятской губернии. В 1911 году П.М.Дульского переводят в Казань на должность преподавателя первого реального училища.
ДульскийОбложка (491x700, 247Kb)
Обложка монографии «Иллюстрация в детской книге» Петра Дульского и Якова Мексина. Казань, 1925
Первоначальный период его работы преимущественно связан с изучением архитектурно-художественного облика Казани и исследованием наиболее значительных памятников архитектуры, живописи, графики. П.М.Дульский возвращает народу имена многих забытых художников и архитекторов путём изучения их творчества и сбора материала о них. В дальнейшем Дульский неоднократно обращается к углубленному изучению казанской архитектуры, вводя в научный оборот целые пласты истории художественной культуры Казани. Окончил историко-филологический факультет Казанского университета в 1919. В 1917-1920 годы он принимает активное участие в музейном строительстве, организации учета, регистрации и охране памятников и особенно в издательской работе; избирается хранителем художественного отдела Казанского музея, где работает до 1930 года, является инициатором создания и редактором журнала `Казанский музейный вестник`. Выходят в свет статьи и книги П.М.Дульского, посвященные различным проблемам истории искусства и творчеству отдельных мастеров живописи. С середины 1920-х годов Дульский уделяет большое внимание изучению татарского народного искусства. В экспедициях по районам республики он собирает материалы по татарскому орнаменту, национальной деревянной архитектуре, художественным ремеслам и промыслам. С 1930 года П.М.Дульский преподает в разных институтах Казани. Основоположник искусствоведения в Татарской АССР, один из организаторов Союза художников республики, в 1936-1938 годы является первым его председателем. Кандидат искусствоведения (1938), доцент, заслуженный деятель искусств (1940). Умер 8 марта 1956 года, похоронен на Арском кладбище Казани. Главная его заслуга, по словам крупнейшего советского казанского искусствоведа П.Е.Корнилова: «Приучал молодёжь любить искусство и служить ему». Библиография: Дульский П.М. Графика сатирических журналов 1905-1906 г.г.. — Казань, 1922. — 104 страницы. — 2000 экземпляров; Дульский П.М., Мексин Я.П. Иллюстрация в детской книге. — Казань, 1925.

Kowalewski (525x700, 238Kb)
1879
Александр Ковалевский (польское имя — Aleksander Kowalewski)
бригадный генерал Войска Польского. Родился в городе Москва, Российская империя. Служил офицером в русской армии, последний чин — полковник. Затем проходил службу в Войске Польском, командовал артиллерией в Лодзинском военном округе, был командиром 11-й пехотной дивизии. Награждён орденом «За воинскую доблесть» V степени. К 1939 находился в отставке. В начале Второй мировой войны, после ввода советских войск на восточные территории Польши в сентябре 1939, был арестован и отправлен в Старобельский лагерь. В 1940 расстрелян в городе Харьков, Украинская ССР, СССР, в здании УНКВД. Награды и премии: Серебряный крест ордена Virtuti Militari; Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши.
 (532x698, 163Kb)
1881
Роже Мартен дю Гар (французское имя — Roger Martin du Gard)
французский романист и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1937 г. Родился в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, в зажиточной семье судейских чиновников. Старший из двух детей. Биографы рассказывают, что в школе, где учился Мартен, он дружил с мальчиком, который писал пьесы, и, увлекшись благодаря ему литературой, сам стал заниматься сочинительством. Когда Мартену исполнилось 11 лет, его отдали в католическую школу Эколь Фенелон, где он попал под влияние аббата Марселя Эбера, одного из лидеров французского неотомизма (движения в лоне католической церкви, сторонники которого пытались пересмотреть церковные догматы в свете данных современной науки и философии). Повзрослев, Мартен дю Гар отошел от католицизма, но с Марселем Эбером поддерживал дружеские отношения вплоть до смерти того в 1916. Учился не очень успешно, поэтому был отправлен родителями для домашнего обучения к профессору Луи Меллерио. В его семье он попал в среду интеллектуалов, где было принято много читать и до всего доходить своим умом, что стало для молодого человека хорошей школой воспитания. Он привык трудиться самостоятельно и приобрел то, что сам называл «исследовательской жилкой». В 17 лет по совету наставника-аббата прочитал «Войну и мир» Л.Толстого. Роман произвел на него неизгладимое впечатление и навел на осознанную мысль стать писателем. В скором времени поступает в Сорбонну, но, не сдав очередного экзамена, отчисляется из университета. Поступает в Эколь де Шарт, высшее историко-архивное заведение Франции. Обучение в архивном историческом заведении сказалось на его будущей писательской технике – скрупулезной, тщательной, основанной на добросовестно выверенных фактах. В 1905 заканчивает Школу и получает диплом палеографа-архивиста. Через год женится на дочери парижского юриста. Полтора года упорно работает над длинным, в духе Л.Толстого, романом о сельском священнике, но по прошествии времени понимает, что подобная затея ему не под силу. Неожиданно для самого себя, уже готовый поставить крест на своем писательском ремесле, пишет роман «Становление» – явно имеющую автобиографические черты историю человека, мечтающего стать писателем, попытки которого обрести счастье в творчестве и в личной жизни заканчиваются крахом. Издает роман на собственные средства и с тех пор воспринимает себя как профессионального литератора. Следующее свое произведение он собирался назвать «Мариз», но, проработав некоторое время, опять отступился от замысла. Как писатель, Мартен дю Гар вообще отличался особенной взыскательностью к своему творчеству, часто рвал или сжигал казавшиеся слабыми рукописи. После очередной неудачной попытки работает над романом «Жан Баруа» (1913, русский перевод 1958), который принес ему первый успех. В нем он применил новаторскую по тем временам технику совмещения диалога и исторического документа, за счет чего создает яркий портрет молодого человека, мятущегося между верой и рационализмом, пытающегося примирить веру в Бога с данными науки. Действие происходит на фоне печально известного политического скандала вокруг дела Дрейфуса, что придает ему остроту и полемическое звучание. Писатель работал над романом с 1910 по 1913 – годы разочарования интеллигенции в общественной деятельности, пессимизма и чувства поражения в борьбе против политиканов всех мастей, против антисемитизма, власти военщины и клерикализма. Недаром Жан Баруа восклицает: «К чему были все наши усилия? Повсюду ложь, корысть, социальная несправедливость! Где же прогресс?…» Роман был издан благодаря рекомендации Андре Жида, ставшего близким другом Мартена, человеком, которому он доверял и с которым вел долгую переписку. Во время Первой мировой войны служил на Западном фронте. В 1919 мобилизовался и некоторое время работал в Парижском театре. В 1920 переезжает в имение родителей в Центральной Франции и принимается за эпохальный литературный труд – главный итог своей жизни – роман «Семья Тибо», восемь томов которого выходили постепенно с 1922 по 1940.
23 марта 1881 года родился — Роже Мартен Дю Гарpost-13108-130084039834 (700x350, 105Kb)
Действие этого значительного произведения происходит в первое двадцатипятилетие 20 в., и в центре повествования – две буржуазные семьи, католическая и протестантская. Начинаясь как семейная хроника, роман перерастает в историю становления личности на фоне враждебного хода истории. По словам Е.Гальпериной, «композиция романа идет как бы расширяющимися кругами. В первых шести книгах, кончая «Смертью отца» (1929), основная тема еще развернута в рамках семьи. И все же это не семейная хроника, но уже начало «хроники века». Семья для Мартен дю Гара – это микрокосм, клеточка социального организма. Полюсы его – «Отец и Жак», «Власть и Бунтарь». Образ второго брата – Антуана Тибо, более противоречивый, сложный, современный, в котором переплелись многие проблемы нынешнего общества и человека – талант и эгоизм, творчество и жажда успеха, противоречия созерцания и действия. В России роман был переведен еще в 1936, когда был опубликован в журнале «Иностранная литература» и вызывал жаркие споры, а также в 1959 и 1972. Как и другие произведения дю Гара, «Семья Тибо» создана в жанре roman fleuve (многотомный роман), и написана детально, тщательно, с учетом исторических документов, характиризующих эпоху смены двух миров, эпоху революций и войн. Английский критик Мартин Сеймур-Смит писал: «Семья Тиб»о «впечатляет подробностями, рельефностью главных персонажей, своей честностью; из крупных романов нашего века «Семья Тибо» – самый трагический». В 1937 получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и правду в изображении человека, а также наиболее существенных сторон современной жизни». Говоря о романе «Семья Тибо», член Шведской академии, представлявший лауреата, отметил, что «подвергнув человеческую душу скрупулезному и скептическому анализу, Мартен дю Гар в конце концов превозносит идеализм человеческого духа». В ответной речи писатель высказался против догматизма мышления человека 20 в., говоря о необходимости «независимости личности, которая избегает соблазна фанатичных идеологий и сосредоточена на самопознании». Это звучало особенно актуально в годы, когда над миром нависла опасность фашистской экспансии. Среди сочинений дю Гара – «Африканское признание» (1931), «Молчаливый» (1932) – пьеса на тему гомосексуализма, «Старая Франция» (1933, русский перевод 1934) – циничное и неожиданно язвительное описание жизни французского крестьянства. После 1940 около 17 лет работал над романом-эпопеей «Дневник полковника Момора», оставшийся незавершенным. Впрочем, неопределенный финал, видимо, предполагался самим автором. Благодаря свободной форме роман мог продолжаться долго и быть прерван лишь смертью писателя. В 1982 «Дневник полковника Момора» был опубликован полностью. Умер в своем норманском особняке в Беллеме от сердечного приступа 23 августа 1958 года. Вел огромную переписку и дневник (с 1919 по 1949), которые по его распоряжению были переданы в Национальную библиотеку в Париже. Как пишет биограф Катрин Саваж, он «пользовался огромным уважением у своих современников». По ее мнению, «исследуя современные социальные проблемы в реалистическом ключе, Мартен оставался верен традиции 19 в. и в то же время указал пути дальнейшего развития романа». Издания: Recollection of Andre Gide, 1953; Семья Тибо. Москва, 1987, тома 1–3. Перевод М.Ваксмахера, Г.Худаловой, Н.Рыковой, Н.Жарковой, Инн.Оксенова, Н.Лифшиц; Воспоминания. «Иностранная литература», 1956, № 12. Сочинения: CEuvres completes, v. 1—2, ., 1955; Les Thibault, Moscou, 1960; R. Martin du Card et J.-R. Bloch. Correspondance (1909—1946), "Europe", 1963, 1964, 1965, № 413—419/420; A. Gide et R. Martin du Card. Correspondance, v. 1—2, ., 1968; Copeau J. et Martin du Gard R. Correspondance, v. 1—2, ., 1972; в русском переводе — Воспоминания, "Иностранная литература", 1956, № 12. Литература: Мотылева Т., Иностранная литература и современность, Москва, 1961; История французской литературы, том 4, Москва, 1963; Наркирьер Ф., Роже Мартен дю Гар, Москва,1963; Роже Мартен дю Гар. Биобиблиографический указатель. (Составитель А.В.Паевская, Москва), 1958; Lalou R., R. Martin du Gard, ., 1937; Borgal С., R. Martin du Gard, ., 1957; Boak D., R. Martin du Gard, Oxf., 1963; Robidoux R., R. Martin du Gard et la religion, ., (1964); Schalk D. L., R. Martin du Gard. The novelist and history, lthaca (. .), 1967.

Egon Petri (574x700, 297Kb)
1881
Эгон Петри (нидерландское имя — Egon Petri)
выдающийся пианист, исполнитель классической музыки, педагог. Друг, последователь и единомышленник Ферруччо Бузони. Непревзойдённый исполнитель произведений Ференца Листа. Учитель Джона Огдона. В 1923 году стал первым зарубежным пианистом, гастролировавшим в Советском Союзе. Семья Петри имела голландское происхождение, но родился он в городе Ганновер, Германская империя, а воспитывался в Дрездене. Отец Эгона, Генри Вильгельм Петри, был известным скрипачом и большим любителем квартетной музыки. У него часто собирались друзья и вместе музицировали, причем руководил ими он сам, так как был отличным знатоком квартетного искусства. Весь строй жизни в доме Петри побуждал ребёнка заниматься музыкой. С пяти лет Эгон уже начал играть на скрипке, а с семи лет — на фортепиано. Под руководством отца он начал играть в квартете, одновременно поражая близких и родных своими феноменальными успехами в игре на фортепиано. Важнейшим событием в жизни Эгона явилось его знакомство со знаменитым пианистом Ферруччо Бузони, у которого он и стал учиться, когда приехал в Германию. Вскоре ученик удостоился чести выступать с учителем в фортепианных дуэтах, а затем и участвовать совместно с ним в редактировании 25-томного издания клавирных произведений И.С.Баха; редакции Петри до сих пор не потеряли своего значения. Благодаря Бузони, Петри целиком сосредоточился на работах Баха и Листа — композиторов, которые, наряду с самим Бузони, оставались до конца дней в центре его репертуара. Также зарекомендовал себя превосходным исполнителем произведений Бетховена и Брамса. С началом Первой мировой войны Петри переехал с Бузони в Швейцарию, где помогал ему в редактировании произведений Баха. В 1920-х Петри преподавал в Берлинской Высшей школе музыки. В 1927 году много времени провел в Закопане (Польша), где занимался с одаренными студентами. С 1929 года начал записываться (в студии «Колумбия»). Незадолго до начала Второй мировой войны Петри переехал в Соединенные Штаты, где начал работать в Корнуэльском Университете. Концертировал в различных странах Европы и Америки. Его выступления повсеместно вызывали восторженные отклики прессы. Преподавал в различных учебных заведениях Англии, Германии, Польши, Швейцарии, США, продолжая вместе с тем концертную деятельность. Умер в городе Беркли, штат Калифорния, США, 27 мая 1962 года.
Значение
Петри обладал мощной фортепианной техникой, особенно пальцевой, и плотным полнозвучным туше. Игра его отличалась отсутствием внешней эффектности, тонким воспроизведением всех голосов полифонической ткани.

Lacey Earnest Hearn (266x700, 83Kb)
1881
Лейси Эрнест Херн (Lacey Earnest Hearn)
американский легкоатлет, серебряный и бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Портленд, штат Индиана, США. На Играх 1904 в Сент-Луисе Херн участвовал в нескольких дисциплинах. Он стал четвёртым в командной гонке на 4 мили и в итоге его команда стала второй, выиграв серебряные медали. В беге на 1500 м он занял третью позицию, получив бронзовую награду. В гонке на 800 м он занял место между 7-м и 13-м. Умер в городе Форт-Уэйн, штат Индиана, США, 18 октября 1969 года.

 (546x698, 164Kb)
1881
Герман Штаудингер (немецкое имя — Hermann Staudinger)
немецкий химик, удостоенный в 1953 Нобелевской премии по химии. Герман Штаудингер родился в Вормсе, в семье профессора философии Франца Штаудингера и Августы (Венк) Штаудингер. Штаудингер решил стать ботаником, но отец посоветовал ему прежде изучить химию, считая, что знание этого предмета пригодится Штаудингеру в выбранной профессии. Штаудингер приступил к изучению химии в Галльском университете, в Германии, в 1899 г., сразу после окончания гимназии в Вормсе. Однако вскоре, когда его отец получил преподавательскую должность в Техническом университете в Дармштадте, перешел учиться туда. Потом на короткий период времени был Мюнхенский университет, затем – возвращение в Галльский. В Галльском университете под руководством Даниэля Форландера Штаудингер написал диссертацию о малоновых эфирах ненасыщенных соединений и в 1903 г. получил докторскую степень по органической химии. После получения докторской степени Штаудингер занял должность ассистента Иоганнеса Тиле, ведущего ученого в области химии ненасыщенных органических соединений в Страсбургском университете. В этот период Штаудингер открыл кетен, обладающий высокой химической активностью ненасыщенный вид кетона, и широко изучил этот новый класс соединений. За это исследование он в 1907 г. получил право работать преподавателем. Затем Штаудингер стал ассистент-профессором в Техническом университете в Карлсруэ, где работал с известным химиком Карлом Энглером, специалистом по химической технологии. Энглер был также консультантом «Баденской анилиновой и содовой фабрики» (БАСФ), крупной германской химической компании. БАСФ интересовалась синтезом каучука, поскольку цены на натуральный каучук в то время постоянно повышались. Так, стимулируемый интересом со стороны БАСФ, Штаудингер в 1910 г. открыл новый, более простой способ синтеза изопрена, основного компонента натурального каучука. Тем не менее главным направлением научно-исследовательской деятельности ученого оставалось изучение кетенов, которое он проводил с помощью своего студента Леопольда Ружички. В 1912 г. Штаудингер стал преемником Рихарда Вильштеттера в престижном Федеральном технологическом институте Цюриха. Во время первой мировой войны Штаудингер и Ружичка занимались изучением состава природного инсектицида пиретрина и получением искусственного перца. Одновременно Штаудингер искал искусственный заменитель встречающегося в природе лекарственного средства атропина. Вместе со своим студентом Тадеушем Рейхштейном он провел исследование химической основы ароматических и вкусовых свойств кофе и получил искусственную эссенцию кофе, которая использовалась в Германии в военное время, когда страна была отрезана от своих обычных поставщиков из-за британской морской блокады. После войны Штаудингер вернулся к изучению натурального каучука. Благодаря своей, хотя и недолгой, работе над синтезом изопрена в 1910 г. и пронесенной с детства любви к ботанике он с большим вниманием относился к появляющимся работам, которые так или иначе касались структуры натурального каучука. Сегодня мы знаем, что натуральный каучук представляет собой очень большую молекулу с молекулярной массой около 1 млн. Во времена же Штаудингера преобладала точка зрения, в основе которой лежала теория, выдвинутая немецким химиком Карлом Харриесом. Она заключалась в том, что каучук представлялся не единой молекулой, а совокупностью отдельных колец, каждое из которых состоит из двух или более изопреновых звеньев. Существование таких очевидно больших молекул, как молекулы каучука и целлюлозы, объясняли с помощью мицелларной теории, согласно которой маленькие молекулы удерживались вместе благодаря слабым связям и образовывали совокупность, называемую мицеллой. В 1917 г. Штаудингер пришел к заключению, что концепция структуры каучука, предложенная Харриесом, неверна. Штаудингер утверждал, что молекула натурального каучука – это настоящая, устойчивая молекула, которая состоит из цепи изопреновых звеньев, удерживаемых вместе с помощью простых связей, и содержит тысячи атомов. Назвав эти большие молекулы макромолекулами, Штаудингер 3 года спустя обобщил свои идеи, создав целостную макромолекулярную теорию строения полимеров – длинноцепочечных молекул, состоящих из небольшого числа повторяющихся десятки или сотни раз соединений. Отвергнуть популярную мицелларную теорию, поставив себя под огонь критики, было актом большого мужества. А ведь Штаудингеру было тогда почти 40 лет, и авторитет его как химика-органика был очень высок. К тому же опубликованные результаты ряда экспериментальных работ, проведенных другими учеными в последующие 4 года, казалось, говорили в пользу мицелларной теории. Штаудингер был честолюбив и поэтому, намечая программу исследований с целью подтверждения своей макромолекулярной теории, принял во внимание силу научной оппозиции. В период между 1920-ми и началом 1930-х гг. Штаудингер и его сотрудники провели множество опытов с целью проверки существования гигантских молекул. Сначала они «повели наступление» на структуру, предложенную Харриесом. Поскольку сторонники мицелларной теории утверждали, что молекулярные агрегаты удерживаются вместе благодаря притяжению между двойными связями в каждом кольце, устранение этих двойных связей восстановлением (т.е. присоединением атомов водорода) вызвало бы разрушение мицелл и появление жидких углеводородов. Однако в XIX в. французский химик Марселен Бертло восстановил каучук и получил твердый материал, и в 1922 г. Штаудингер подтвердил его результаты. Штаудингер восстановил также макромолекулы полистирола и снова не получил жидких углеводородов, как это предсказывалось мицелларной теорией. Стремясь обойти трудности, связанные с экспериментальным изучением высокосложных природных полимеров, Штаудингер решил исследовать синтетическую «модель» соединений. В качестве модели для целлюлозы он выбрал полиоксиметилен (параформальдегид), твердую форму антикоагулянтного средства – формалина. Моделью для каучука стал полистирол. К 1930 г. Штаудингер собрал значительный объем экспериментальных данных, подтверждающих существование макромолекул и очень длинных полимерных цепей. Он также подтвердил, что полимерные цепи оканчиваются не свободной химической связью, а обычными химическими группами, которые берутся из окружающего раствора или из самого полимера. Этот важный этап исследований суммирован ученым в его ставшей классической монографии «Высокомолекулярные органические соединения, каучук и целлюлоза», опубликованной в 1932 г. Точка зрения Штаудингер у многих химиков продолжала вызывать возражение, а уж у сторонников мицелларной теории – просто яростное неприятие. Однако столь широко распространенное прохладное отношение к его идеям не помешало Штаудингеру в 1926 г. стать директором химической лаборатории и профессором Фрейбургского университета. В том же году Герман Марк представил тщательно отобранные Штаудингером экспериментальные свидетельства и объяснение анализа рентгеновской кристаллографии на ежегодной конференции Ассоциации германских ученых-естественников и врачей в Дюссельдорфе. Выступление Марка убедило многих химиков, включая Вильштеттера, председательствовавшего на конференции, в вероятности существования чрезвычайно больших молекул. Теории Штаудингера нашли поддержку, и уже 9 лет спустя, когда британское Фарадеевское общество созвало симпозиум по полимерам, выступавшие на нем считали существование макромолекул не требующим доказательств. И все же даже Штаудингер неправильно понял некоторые аспекты структуры макромолекул. Поскольку ученый не соглашался с мыслью о том, что полимеры представляют собой совокупность агрегатов из маленьких молекул, он решил, что макромолекулы никоим образом не могут напоминать мицеллы. Придерживаясь того мнения, что макромолекулы – это жесткие стержни, Штаудингер раскритиковал экспериментальные свидетельства, собранные Германом Марком и Фридрихом Эйрихом, которые указывали на то, что полимеры могут существовать как в виде гибких цепей, так и в виде мицеллоподобных связок. Ошибка Штаудингера привела его к конфликту с другими сторонниками макромолекулярной теории. Этот раскол в рядах защитников новой теории в то время, когда она еще находилась под огнем критики со стороны ученых, направлял нужные для ее защиты и подтверждения силы в крайне неудачное русло. В конце 1920-х гг. Штаудингер ознакомился с использованием Теодором Сведбергом ультрацентрифуги, нового мощного инструмента для определения молекулярной массы белков. Открытие Сведбергом того, что небольшая макромолекула, например молекула гемоглобина, могла обладать точно определяемой молекулярной массой, послужило важной поддержкой для теории Штаудингера, поскольку мицелларная теория предсказывала изменяемость молекулярной массы. Штаудингер понял, что метод Сведберга может оказать важную поддержку его теории, однако на обращение Штаудингера к официальным властям с просьбой о покупке центрифуги был дан отрицательный ответ, что свидетельствовало о сохраняющемся в научных кругах скептицизме в отношении макромолекул. Получив отказ, Штаудингер обратился к исследованию вязкости полимеров в растворах. Несмотря на прочно установившийся метод определения молекулярной массы небольших молекул, этот метод редко применялся к полимерам. Работая с растворами полистирола, Штаудингер доказал, что вязкость полимера прямо пропорциональна его молекулярной массе, найдя, таким образом, еще одно опровержение мицелларной теории. В течение 1930-х гг. Штаудингер сохранял интерес к проблеме вязкости полимерных растворов. В то же время он взялся за новую тему исследований – изучение сложных биологических макромолекул и непосредственное наблюдение макромолекул в микроскоп. В 1940-е гг. для Штаудингера был создан научно-исследовательский институт макромолекулярной химии при Фрейбургском университете. После второй мировой войны Штаудингер изучал взаимосвязь между структурой и функционированием в биологических макромолекулах, т.е. занимался той областью исследований, которая в настоящее время известна как молекулярная биология. В 1947 г. он основал журнал «Макромолекулярная химия» и опубликовал книгу «Макромолекулярная химия и биология», в которой излагал свои взгляды на перспективы развития молекулярной биологии. Однако по сегодняшним меркам его взгляды представляются довольно упрощенными, а работа ученого в послевоенный период не внесла значительного вклада в развитие молекулярной биологии. В 1953 г., спустя четверть века после осуществленной ученым большой работы, Штаудингеру была присуждена Нобелевская премия по химии «за исследования в области химии высокомолекулярных веществ». Возможно, тот факт, что Штаудингер так поздно был удостоен звания Нобелевского лауреата, является показателем противоречий, вызванных выдвинутой им теорией. В своей Нобелевской лекции «Макромолекулярная химия» Штаудингер сказал: «В свете новых знаний в области макромолекулярной химии чудо жизни в ее химическом аспекте открывается в удивительном богатстве и совершенной макромолекулярной архитектуре живой материи». Жаль, что для Штаудингера совершенно незамеченным прошло событие, случившееся восемью месяцами ранее и как бы явившееся зримым подтверждением произнесенных им слов: Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик опубликовали отчет о структуре двойной спирали молекулы ДНК. В 1927 г. Штаудингер женился на Магде Войт. Специалист по физиологии растений, она стала ему надежным товарищем в работе. Детей у супругов не было. Человек высокого роста с тихим голосом, Штаудингер привлекал к себе студентов со всего мира благодаря редкому сочетанию чуткости, восприимчивости и интуиции в области химии, а также своими бойцовскими качествами там, где речь шла о поддержке его теории. В 1951 г. он вышел в отставку из Фрейбургского университета, став во главе Научно-исследовательского института макромолекулярной химии. Эту должность Штаудингер занимал до 1956 г. Умер ученый во Фрейбурге от болезни сердца 8 сентября 1965 года. Помимо Нобелевской премии, Штаудингер был удостоен многих наград. В их числе медаль Эмиля Фишера Германского химического общества (1930), медаль Леблана Французского химического общества (1931) и премия Станислав Канниццаро Итальянской национальной академии наук (1933). Он был почетным доктором Технического университета в Карлсруэ (в области инженерного дела) и университета в Майнце (области естественных наук). Сочинения: Arbeitserinnerungen, Hdlb., 1961. Источник: Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. Перевод с английского – Москва: Прогресс, 1992; Электронная версия: N-T.org - электронная библиотека. Нобелевские лауреаты.

Max Walter Gülstorff (700x462, 167Kb)
1882
Макс Вальтер Гюльшторф (немецкое имя — Max Walter Gülstorff)
немецкий киноактёр комического жанра. За свою жизнь снялся в 153 картинах. Родился в городе Тильзит, Восточная Пруссия, Пруссия, Германский рейх, ныне Советск, Калининградская область, Российская Федерация). Макс Гюльшторф обучался актёрскому мастерству у придворного актера Георга Линка. С 1900 года играл в различных провинциальных театрах. После непродолжительного выступления на сцене в Рудольштадте Макс перешел в 1908 году в Котбусский театр в Бранденбурге, где выступал до 1911 года. В 1911 году Гюльшторф переехал в Берлин в театр имени Шиллера. В 1915 году он перешел к Максу Рейнхардту в Немецкий театр. Главным его амплуа было исполнение комических ролей. В 1923 году он отправился в Вену в театр в Иозефштадте, где работал в качестве не только актера, но и режиссёра. В 1916 году Макс Гюльшторф начал свою карьеру в немецком немом кино в фильме Рихарда Освальда «Зловещий дом». Карьера продлилась три десятилетия и насчитывала участие в 153 кинофильма, хотя и участвовал Гюльшторф в основном в эпизодах. Он играл, прежде всего, простых обывателей, мелких служащих всех видов, в частности, должностных лиц. В экранизации литературной пьесы Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин» (1937) он был партнером Эмиля Яннингса, в «Пунше со жжёным сахаром» (1944) играл начальника инспекции школы. Одним из его величайших киновоплощений явилась роль школьного учителя Гольвица, опасающегося за свою репутацию в фарсе «Похищение сабинянок» (1936). В июле 1947 года немецкий журнал «Шпигель» дал краткую характеристику его творчества. Макс Гюльшторф умер в городе Берлин, Германия, от пневмонии 6 февраля 1947 года и был похоронен в специальной могиле на Лихтенрадском протестантском кладбище. Фильмография: 1916: Das unheimliche Haus; 1918: Opfer um Opfer; 1919: Die Reise um die Erde in 80 Tagen; 1919: Veritas vincit; 1919: Die Nackten — Ein sozialpolitischer Film; 1919: Prinz Kuckuck — Die Höllenfahrt eines Wollüstlings; 1920: Präsident Barrada; 1920: Der Henker von Sankt Marien; 1920: Der König von Paris (2 Teile); 1921: Das Haus zum Mond; 1921: Lady Hamilton; 1921: Die Verschwörung zu Genua; 1922: Lola Montez, die Tänzerin des Königs; 1922: Das Liebesnest; 1923: Стакан воды / Ein Glas Wasser; 1923: Der verlorene Schuh; 1923: Die Liebe einer Königin; 1923: Schatten — Eine nächtliche Halluzination; 1923: Wilhelm Tell; 1924: Der Sprung ins Leben; 1924: Der geheime Agent; 1926: Fiaker Nr. 13; 1926: Das Panzergewölbe; 1926: Zopf und Schwert — Eine tolle Prinzessin; 1927: Kopf hoch, Charly!; 1927: Der Meister von Nürnberg; 1927: Die selige Exzellenz; 1927: Der Kampf des Donald Westhof; 1927: Prinz Louis Ferdinand; 1928: Ehre deine Mutter; 1928: Looping the Loop; 1928: Die Sandgräfin; 1928: Hurrah! Ich lebe!; 1928: Don Juan in der Mädchenschule; 1928: Die Dame mit der Maske; 1929: Mascottchen; 1929: Der Mann, der nicht liebt; 1930: Liebling der Götter; 1930: Zwei Krawatten; 1931: Капитан из Кёпеника — Der Hauptmann von Köpenick; 1931: Конгресс танцует / Der Kongreß tanzt; 1931: Der Raub der Mona Lisa; 1931: Jeder fragt nach Erika; 1931: Ich geh' aus und Du bleibst da; 1931: Dann schon lieber Lebertran; 1932: Графиня Монте-Кристо; 1932: Der Sieger; 1932: So ein Mädel vergißt man nicht; 1932: Ich will nicht wissen, wer du bist; 1932: Der Diamant des Zaren; 1932: Mensch ohne Namen; 1932: Zwei glückliche Tage; 1933: Heut kommt’s drauf an; 1933: Die Nacht der großen Liebe; 1933: Der Zarewitsch; 1933: Hochzeit am Wolfgangsee; 1933: Das Schloß im Süden; 1933: Liebe muß verstanden sein; 1933: Die schönen Tage von Aranjuez; 1933: Ihre Durchlaucht, die Verkäuferin; 1933: Flucht nach Nizza; 1933: Das verliebte Hotel; 1934: Annette im Paradies; 1934: Du bist entzückend, Rosmarie!; 1934: Frasquita; 1934: Ich sing' mich in dein Herz hinein; 1934: Eine Siebzehnjährige; 1934: Die Liebe und die erste Eisenbahn; 1934: Der letzte Walzer; 1934: Ich kenn' dich nicht und liebe dich; 1934: Schön ist jeder Tag den Du mir schenkst, Marie Luise; 1934: Der schwarze Walfisch; 1934: Der Herr der Welt; 1934: Ihr größter Erfolg; 1934: Charleys Tante; 1935: Ich war Jack Mortimer; 1935: Der Vogelhändler; 1935: Ein falscher Fuffziger; 1935: Kirschen in Nachbars Garten; 1935: Buchhalter Schnabel; 1935: Nacht der Verwandlung; 1935: Frischer Wind aus Kanada; 1935: Lärm um Weidemann; 1935: Der Gefangene des Königs; 1936: Die Leuchter des Kaisers; 1936: Susanne im Bade; 1936: Skandal um die Fledermaus; 1936: Schabernack; 1936: Raub der Sabinerinnen; 1936: Die un-erhörte Frau; 1936: Heißes Blut; 1937: Der Herrscher; 1937: Kapriolen; 1937: Der zerbrochene Krug; 1938: Napoleon ist an allem schuld; 1938: Scheidungsreise; 1938: Gastspiel im Paradies; 1938: Schüsse in Kabine 7; 1938: Kleiner Mann — ganz groß!; 1938: Das Mädchen mit dem guten Ruf; 1939: Eine kleine Nachtmusik; 1939: Kongo-Express; 1939: Der Schritt vom Wege; 1939: Kitty und die Weltkonferenz; 1940: Stern von Rio; 1940: Der Weg zu Isabel; 1940: Alles Schwindel; 1940: Falschmünzer; 1940: Das leichte Mädchen; 1941: Kleine Mädchen — große Sorgen; 1941: Unser kleiner Junge; 1941: Дядюшка Крюгер — Ohm Krüger; 1941: Sein Sohn; 1941: Blutsbrüderschaft; 1941: Hauptsache glücklich; 1942: Andreas Schlüter; 1942: Dr. Crippen an Bord; 1942: Der Seniorchef; 1943: Himmel, wir erben ein Schloß; 1943: Wenn die Sonne wieder scheint; 1943: Die Jungfern vom Bischofsberg; 1943: Altes Herz wird wieder jung; 1943: Immensee]; 1943: Der kleine Grenzverkehr; 1943: Ein glücklicher Mensch; 1944: Es fing so harmlos an; 1944: Пунш со жжёным сахаром / Die Feuerzangenbowle; 1944: Die heimlichen Bräute; 1944: Glück unterwegs; 1944: Junge Herzen;
1944: Die schwarze Robe; 1945: Ein Mann wie Maximilian; 1945: Wir beide liebten Katharina; 1945: Der Puppenspieler; 1946: Sag' die Wahrheit; 1947: Spuk im Schloß; 1949: Wiener Mädeln; 1949: Schuß um Mitternacht.

Noether (459x700, 172Kb)
1882
Амалия Эмми Нётер (немецкое имя — Amalie Emmy Noether)
немецкий математик, «самая крупная женщина-математик, когда-либо существовавшая». Отметим, что Эмми — не сокращение от «Амалии», как часто полагают, а второе имя Нётер. Родилась в Эрлангене, старшей из четверых детей в еврейской семье. Её родители, математик Макс Нётер и Ида Амалия Кауфман, происходили из состоятельных купеческих семейств. Брат, Фриц Нётер (Фриц Максимилианович Нетер), немецкий и советский математик, отец статистика Готфрида Нётера. Первоначально изучала языки, планируя стать преподавателем английского и французского. С этой целью добилась разрешения посещать лекции в Эрлангенском университете, где работал её отец, вначале вольнослушательницей (1900), а с 1904 года, когда разрешили женское обучение, она была зачислена официально. Однако в университете лекции по математике привлекали Эмми больше, чем любые другие. Она стала ученицей математика Пауля Гордана, под руководством которого защитила в 1907 году диссертацию по теории инвариантов. Уже в 1915 году Нётер внесла вклад в разработку Общей теории относительности; Эйнштейн в письме к мировому лидеру математиков Давиду Гильберту выразил восхищение «проницательным математическим мышлением» Нётер. В 1916 году Нётер переехала в Гёттинген, где знаменитые математики Давид Гильберт и Феликс Клейн продолжали работы по теории относительности, и знания Нётер в области теории инвариантов были им нужны. Гильберт оказал на Нётер огромное влияние, сделав её сторонницей аксиоматического метода. Он пытался сделать Нётер приват-доцентом Гёттингенского университета, но все его попытки провалились из-за предрассудков профессуры, в основном в области гуманитарных наук. Стала известна фраза Гильберта: «Не понимаю, почему пол кандидата служит доводом против избрания её приват-доцентом. Ведь здесь университет, а не мужская баня!» Нётер тем не менее, не занимая никакой должности, часто читала лекции за Гильберта. Лишь по окончании Первой мировой войны она смогла стать приват-доцентом в 1919 году, затем сверхштатным профессором (1922). Самый плодотворный период научной деятельности Нётер начинается около 1920 года, когда она создаёт целое новое направление в абстрактной алгебре. С 1922 года она работает профессором Гёттингенского университета, возглавляет авторитетную и быстро растущую научную школу. Современники описывают Нётер как на редкость умную, обаятельную и приветливую женщину. Её женственность проявлялась не внешне, а в трогательной заботе об учениках, всегдашней готовности помочь им и коллегам. В числе ее преданных друзей были ученые с мировым именем: Гильберт, Герман Вейль, Эдмунд Ландау, нидерландский математик Л.Брауэр, советские математики П.С.Александров, П.С.Урысон и многие другие. Нётер придерживалась социал-демократических взглядов. На протяжении 10 лет жизни она сотрудничала с математиками СССР; в 1928—1929 учебном году она приезжала в СССР и читала лекции в Московском университете, где она оказала влияние на Л.С.Понтрягина и особенно на П.С.Александрова, до этого часто бывавшего в Гёттингене. П.С.Александров вспоминал: «Вершиной всего услышанного мною в это лето в Гёттингене были лекции Эмми Нётер по общей теории идеалов… Конечно, самое начало теории заложил Дедекинд, но только самое начало: теория идеалов во всём богатстве её идей и фактов, теория, оказавшая такое огромное влияние на современную математику, есть создание Эмми Нётер. Я могу об этом судить, потому что я знаю и работу Дедекинда, и основные работы Нётер по теории идеалов.» Лекции Нётер увлекли и меня, и Урысона. Блестящими по форме они не были, но богатством своего содержания они покоряли нас. С Эмми Нётер мы постоянно виделись в непринуждённой обстановке и очень много с ней говорили, как на темы теории идеалов, так и на темы наших работ, сразу же её заинтересовавших. Наше знакомство, живо завязавшееся этим летом, очень углубилось следующим летом, а затем, после смерти Урысона, перешло в ту глубокую математическую и личную дружбу, которая существовала между Эмми Нётер и мною до конца её жизни. Последним проявлением этой дружбы с моей стороны была речь памяти Эмми Нётер на собрании Московской международной топологической конференции в августе 1935 года. В 1932 году Нётер, совместно со своим учеником Эмилем Артином, получает премию Аккермана-Тёбнера за достижения в математике. После прихода нацистов к власти в 1933 году Нётер, как еврейке, пришлось эмигрировать в США, где она стала преподавателем женского колледжа в Брин-Море (Пенсильвания) и приглашённым преподавателем Института перспективных исследований в Принстоне. Младший брат Эмми, одарённый математик Фриц Нётер, уехал в СССР, где был расстрелян в сентябре 1941 года за «антисоветские настроения». Несмотря на блестящие математические достижения, личная жизнь Нётер не сложилась. Непризнание, изгнание, одиночество на чужбине, казалось бы, должны были испортить её характер. Тем не менее, она почти всегда выглядела спокойной и доброжелательной. Герман Вейль писал, что даже счастливой. Эмми Нётер умерла Брин-Мор (штат Пенсильвания, США) после неудачной операции по удалению раковой опухоли 14 апреля 1935 года. Академик П.С.Александров писал: «Если развитие математики сегодняшнего дня несомненно протекает под знаком алгебраизации, проникновения алгебраических понятий и алгебраических методов в самые различные математические теории, то это стало возможным лишь после работ Эмми Нётер.» А.Эйнштейн в заметке на её смерть отнёс Нётер к величайшим творческим гениям математики. В основном труды Нётер относятся к алгебре, где они способствовали созданию нового направления, известного под названием общей алгебры. В эту область Нётер внесла решающий вклад (наряду с Эмилем Артином и её учеником Б.Л. ван дер Варденом). Герман Вейль писал: «Значительная часть того, что составляет содержание второго тома «Современной алгебры» (Теперь просто «Алгебры») ван дер Вардена, должно принадлежать Эмми Нётер.» Термины «нётерово кольцо», «нётеров модуль», теоремы о нормализации и теорема Ласкера-Нётер о разложении идеала теперь являются основополагающими. Большое влияние оказала Нётер на алгебризацию топологии, показав, что т. н. «числа Бетти» являются всего лишь рангами групп гомологий. Большой вклад внесла Нётер в математическую физику, где её именем называется фундаментальная теорема теоретической физики (опубликована в 1918 году), связывающая законы сохранения с симметриями системы (например, однородность времени влечет закон сохранения энергии). На этом плодотворном подходе основана знаменитая серия книг «Теоретической физики» Ландау-Лифшица. Особенно важное значение имеет теорема Нётер в квантовой теории поля, где законы сохранения, вытекающие из существования определенной группы симметрии, обычно являются главным источником информации о свойствах исследуемых объектов. Идеи и научные взгляды Нётер оказали огромное влияние на многих учёных, математиков и физиков. Она воспитала ряд учеников, которые стали учёными мирового класса и продолжили открытые Нётер новые направления. Литература: Александров П.С., Памяти Эмми Нетер, "Успехи математических наук", 1936, выпуск 2; Van der Waerden В. L., Nachruf auf Emmy Noether, "Mathematische Annalen", 1935, Bd 111 (имеется список трудов).

Alberto Braglia (461x700, 194Kb)
1883
Альберто Бралья (итальянское имя — Alberto Braglia)
итальянский гимнаст, трёхкратный чемпион летних Олимпийских игр. Родился в коммуне Кампогаллиано, Модена, Эмилия-Романья, Королевство Италия. Сначала Бралья участвовал в неофициальных Олимпийских играх 1906 в Афинах, на которых он дважды занял второе место в первенствах на 5 и 6 снарядах. Однако эти медали официально не зарегистрированы Международным олимпийским комитетом, так как соревнования прошли без его разрешения. На Играх 1908 в Лондоне Бралья участвовал в личном первенстве. С результатом 317,00 он занял первое место. На следующей Олимпиаде 1912 в Стокгольме он защитил свой титул, набрав 135,00 очков.
Alberto_Braglia (700x466, 152Kb)
На этих же соревнованиях Бралья вошёл в состав итальянской сборной, которая победила в командном первенстве. На летних Олимпийских играх 1932 в Лос-Анджелесе Бралья уже выступал в роли тренера национальной сборной, которая победила в четырёх дисциплинах, включая личное и командное первенство. Умер в городе Модена Эмилия-Романья, Италия, 5 февраля 1954 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку