-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107910
Комментариев: 6801
Написано: 116380


21 марта родились...

Четверг, 21 Марта 2024 г. 05:08 + в цитатник
Ганс_Гофман (657x700, 198Kb)
1880
Ханс Хофман (немецкое имя — Hans Hofmann)
американский художник немецкого происхождения, представитель абстрактного экспрессионизма, также известный в качестве преподавателя искусства. Его карьера охватывала два поколения и два континента, и считается, что он предшествовал абстрактному экспрессионизму и оказал на него влияние. Он родился и получил образование в окрестностях Мюнхена, был активным участником европейского авангарда начала двадцатого века и привез с собой глубокое понимание и синтез символизма, неоимпрессионизма, фовизма и кубизма, когда эмигрировал в США в 1932 году. Живопись Х.Хофмана характеризуется строгой заботой о живописной структуре и единстве, пространственным иллюзионизмом и использованием смелых цветов для выразительных средств. Влиятельный критик Клемент Гринберг считал первую персональную выставку Х.Хофмана в Нью-Йорке в «Искусстве этого века» Пегги Гуггенхайм в 1944 году (наряду с выставкой Джексона Поллока в конце 1943 года) прорывом в живописи по сравнению с геометрической абстракцией, предвещавшим абстрактный экспрессионизм. В последующее десятилетие признание Х.Хофмана росло благодаря многочисленным выставкам, в частности, в галерее Кутца, кульминацией которых стали крупные ретроспективы в Музее американского искусства Уитни (1957) и Музее современного искусства (1963), которые прошли по всей территории США, Южной Америки и Европы. Его работы находятся в постоянных коллекциях крупнейших музеев мира, включая Метрополитен-музей, Современная галерея Тейт, Германский национальный музей, Национальную галерею искусства и Чикагский институт искусств.
Hans_Hofmann's_painting_'The_Gate',_1959–60 (449x700, 76Kb)
Картина «Ворота» (1959—1960), коллекция Музея Соломона Гуггенхайма
Ханс Хофман также считается одним из самых влиятельных преподавателей искусства 20-го века. Он основал художественную школу в Мюнхене в 1915 году, которая опиралась на идеи и работы Поля Сезанна,Василия Кандинского и кубистов; некоторые искусствоведы считают, что это была первая современная художественная школа в мире. После переезда в США, он вновь открыл школу в Нью-Йорке и Провинстауне, штат Массачусетс, пока в 1958 году не отошел от преподавания, чтобы заниматься живописью полный рабочий день. Его преподавание оказало значительное влияние на послевоенных американских художников-авангардистов, включая Элен Франкенталер, Нелл Блейн, Ли Краснер, Джоан Митчелл, Луизу Берлявски-Невельсон и Ларри Риверса, среди многих других, а также на теории Гринберга, в которых он делал акцент на средстве, картинной плоскости и единстве произведения. Некоторые из других ключевых постулатов Х.Хофмана включают его пространственные теории «отталкивания/притяжения», его настойчивое утверждение, что абстрактное искусство берет свое начало в природе, и его веру в духовную ценность искусства. Ханс Хофман родился в городе Вайсенбург, Бавария, Германская империя, в семье Теодора Фридриха Хофмана (1855–1903) и Франциски Мангер Хофман (1849–1921). В 1886 году его семья переехала в Мюнхен, где его отец устроился на работу в правительство. С юных лет Х.Хофман тяготел к науке и математике. В возрасте шестнадцати лет он последовал за своим отцом на государственную службу, работая в правительстве Баварии в качестве помощника директора департамента общественных работ. Там он расширил свои познания в математике, в итоге разработав и запатентовав такие устройства, как электромагнитный комптометр, радар для морских судов и портативный морозильник для военных нужд. В это время Х.Хофман также заинтересовался творчеством, начав в 1898-1899 годах занятия искусством у немецкого художника Морица Хейманна. В 1898 году начинает учиться живописи в частной художественной школе в Мюнхене. Между 1900 и 1904 годами Х.Хофман встретил свою будущую жену Марию «Миз» Вольфегг (1885-1963) в Мюнхене, а также познакомился с Филиппом Фрейденбергом, владельцем берлинского элитного универмага Kaufhaus Gerson и заядлым коллекционером произведений искусства. Фрейденберг стал покровителем Х.Хофмана в течение следующего десятилетия, что позволило ему переехать и жить в Париже вместе с Миз. С 1904 по 1914 год, вплоть до начала Первой мировой войны, Х.Хофман живёт в Париже, где посещает художественную Академию де ла Гранд Шомьер, в которой учится также Анри Матисс. Это было время зарождения и развития таких художественных направлений, как фовизм и кубизм, и молодой Хофман находился под сильным их влиянием. В это же время он знакомится в Париже с художниками Робером Делоне и Соней Делоне-Терк, завязывает с ними дружбу. Х.Хофман работал и выставлялся в Париже до начала Первой мировой войны, создавая картины под влиянием кубистов и Поля Сезанна. Вернувшись в Германию, по состоянию здоровья был признанный негодным к воинской службе из-за заболевания дыхательных путей, Х.Хофман в 1915 году он открывает в Мюнхене художественную школу, в которой среди прочих учится и будущий руководитель отделения искусств Калифорнийского университета в Беркли Уорт Райдер. По приглашению Райдера в 1930 году Х.Хофман впервые посещает США, а в 1932 году остаётся там навсегда. Х.Хофман и Миз прожили раздельно шесть лет, пока она не получила иммиграционную визу в США в 1939 году. Вначале он преподаёт на курсах Студенческой лиги искусств, а в 1933 году открывает собственную художественную школу. Среди прочих у Хофмана учились такие мастера абстрактного искусства, как Рэй Эймс, Аллан Капроу и Ли Краснер. В 1941 году Х.Хофман стал американским гражданином. В это время его работы привлекали все больше внимания и признания критиков, арт-дилеров и музеев. Ли Краснер в 1942 году познакомила учителя со своим мужем, художником Джексоном Поллоком, помогшим Хофману организовать его первую персональную выставку в 1944 году в галерее Пегги Гуггенхайм. С 1935 года в творчестве художника всё более отчетливо обозначаются абстрактные тенденции. В 1946 году Х.Хофман выставляется в Мортимер-Бранд-галерее. Художественный критик Роберт Коатс, рецензировавший выставку в журнале «Нью-Йоркер», чтобы описать увиденное, изобретает термин «абстрактный экспрессионизм». В то же время работы Х.Хофмана отличны от полотен других классиков абстрактного экспрессионизма — Адольфа Готлиба, Барнетта Ньюмена или Марка Ротко, которые Хофман находил «трагичными и вневременными». Х.Хофман же был «гедонист абстрактного экспрессионизма» — как его назвал Ирвинг Сандлер. Любопытно, что «гедонистом» Сандлер называет также А.Матисса, парижского соученика Хофмана. В 1947 году художник принимает участие — совместно с Теодоросом Стамосом, Эдом Рейнхардтом, Марком Ротко и Клиффордом Стиллом — в групповой выставке «Идеографическая картина» (The Ideographic Picture), организованной Б. Ньюменом в галерее Бетти Парсонс. В 1948 году Х.Хофман публикует свою теоретическую работу — эссе «Поиск реальности в изобразительном искусстве». В 1958 году, после более чем 40 лет преподавательской деятельности, в том числе в престижных художественных школах Нью-Йорка и Принстона (Массачусетс), художник оставляет преподавание и целиком посвящает себя живописи, чтобы сосредоточиться на живописи, что привело к позднему расцвету его творчества (в возрасте семидесяти восьми лет). В 1963 году в Музее современного искусства Нью-Йорка состоялась ретроспективная выставка работ Ханса Хофмана. В том же году, Миз Хофманн, его партнер и жена на протяжении более шестидесяти лет, скончалась после операции. Два года спустя, Х.Хофман женился на Ренате Шмиц, которая оставалась с ним до самой его смерти от сердечного приступа в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорке, США, 17 февраля 1966 года.
Работы и выставки
Искусство Х.Хофмана, в целом, отличается строгой заботой о живописной структуре и единстве, развитием пространственной иллюзии через «притяжение и отталкивание» цвета, формы и размещения, а также использованием смелого, часто одного основного цвета для выразительных средств. В первые десятилетия века он писал картины в модернистском, хотя все еще идентифицируемом изобразительном стиле, создавая пейзажи, натюрморты и портреты, в основном под влиянием кубизма и Поля Сезанна с точки зрения формы и Василия Кандинского, Анри Матисса и Винсента Ван Гога с точки зрения цвета. Х.Хофман начал длительный период, сосредоточенный исключительно на рисовании, где-то в 1920-х годах, вернувшись к живописи в 1935 году[16]. К 1940 году, однако, он начал писать полностью абстрактные работы, такие как «Весна», небольшая картина маслом на панели «капля». Искусствоведы описывают эту работу и другие, такие как «Ветер» (1942), «Фантазия» (1943) и «Шипение» (1944), с точки зрения их «живописных атак», резких контрастов, насыщенного цвета и жестикуляционной спонтанности, как «записи интенсивного опыта художника» в отношении красок, цвета и процессов, которые были произвольными, случайными и прямыми, а также намеренными. Данные работы демонстрируют ранние стилистические эксперименты Х. Хофмана с техниками, которые впоследствии будут названы «живописью действия», прославившей Поллока и других к концу десятилетия. Х.Хофман считал, что абстрактное искусство - это способ добраться до важной реальности, однажды заявив, что «способность упрощать означает устранять ненужное, чтобы необходимое могло говорить». Работы Х.Хофмана в 1940-х годах поддерживали несколько ключевых фигур, положивших начало новой эре растущего влияния арт-дилеров и галерей, включая Пегги Гуггенхайм, Бетти Парсонс и Сэмюэля М.Кутца. Его первая персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века» в 1944 году получила положительные отзывы в New York Times, ARTnews и Arts Digest[14]. В том же году Х. Хофман был представлен на персональной выставке в Чикагском клубе искусств и на двух ключевых групповых выставках абстрактного и сюрреалистического искусства в США, кураторами которых были Сидни Дженис и Парсонс. Рецензируя выставку Х. Хофмана в 1945 году, Гринберг писал: «Хофман стал силой, с которой нужно считаться как на практике, так и в интерпретации современного искусства». Не все критики были единодушны в похвалах; например, Роберт Коутс, одним из первых назвавший новые работы «абстрактным экспрессионизмом», в 1946 году в рецензии на работы Х.Хофмана выразил скептическое отношение к стилю живописи «брызги и мазки В 1947 году Х. Хофман начал ежегодно выставляться в галерее Кутц в Нью-Йорке (и делал это каждый год до 1966 года, за исключением 1948 года, когда галерея временно закрылась), и в течение следующего десятилетия продолжал получать признание. В более поздний период Х.Хофман часто работал менее жестикуляционно, создавая такие работы, как «Ворота» (1959-1960), «Помпеи» (1959) или «To Miz - Pax Vobiscum» (мемориал 1964 года после смерти Миз), которые были слабо посвящены архитектурным объёмам и иногда назывались его «картинами на плитах. В этих работах он использовал прямоугольники чувственных цветов, которые усиливали форму его последовательного формата станковой живописи и иногда предполагали модульную логику, но при этом ускользали от окончательного понимания через области модульной краски и неправильных форм. В 1957 году Музей Уитни выставил большую ретроспективу Х. Хофмана, которая в течение следующего года побывала еще в семи музеях США. В своей рецензии на ретроспективу критик Гарольд Розенберг написал: «Ни один американский художник не смог организовать выставку с большим разнообразием, чем Ханс Хофман». В 1960 году Х. Хофман был выбран представителем США на Венецианской биеннале вместе с Филиппом Густоном, Францем Клайном и Теодором Роззаком. В 1963 году Музей современного искусства представил полномасштабную ретроспективу, организованную Уильямом Сейцем, с каталогом, включавшим выдержки из работ Х.Хофмана. В течение следующих двух лет выставка побывала в пяти других местах в США, музеях в Буэнос-Айресе и Каракасе, и, наконец, в пяти музеях в Нидерландах, Италии и Германии. Посмертные ретроспективы работ Х.Хофмана включают выставки в музее Хиршхорна (1976), музее Уитни (1990) и лондонской галерее Тейт («Ханс Хофман: поздние картины», 1988), куратором которой был британский художник Джон Хойланд. Д. Хойланд впервые познакомился с работами Х.Хофмана во время своего первого визита в Нью-Йорк в 1964 году в компании Клемента Гринберга и был сразу впечатлен.
Преподавание
Х. Хофман был известен не только как художник, но и как преподаватель искусства, как в родной Германии, так и позже в США. Его ценность как преподавателя заключалась в последовательности и бескомпромиссной строгости его художественных стандартов и способности преподавать фундаментальные принципы послевоенной абстракции самым разным ученикам[23]. Он основал свою первую школу изобразительного искусства в Мюнхене в 1915 году, опираясь на идеи и работы Поля Сезанна, кубистов и Василия Кандинского. Его практические методы обучения включали постоянное обсуждение теории искусства, сеансы рисования натуры и регулярную критику самого Х. Хофмана, что было редкостью в Академии. К середине 1920-х годов он приобрел репутацию передового преподавателя и привлек международное сообщество студентов, ищущих более авангардного обучения, включая Альфа Байерле, Альфреда Дженсена, Луизу Невельсон, Вольфганга Паалена, Уорта Райдера[27], и Бистру Винарову[28]. Х. Хофман руководил школой, включая летние сессии, проводимые по всей Германии, а также в Австрии, Хорватии, Италии и Франции, пока не эмигрировал в США в 1932 году. В США он сначала преподавал летнюю сессию в Калифорнийском университете в Беркли в 1930 году по приглашению бывшего студента Уорта Райдера, который в то время был членом художественного факультета. В следующем году он снова преподавал в Беркли и в Художественном институте Чуинарда в Лос-Анджелесе, после чего снова вернулся в Германию. Переехав в Нью-Йорк, он начал преподавать в Лиге студентов искусств Нью-Йорка в 1933 году. К 1934 году Х.Хофман открыл свои собственные школы в Нью-Йорке и в Провинстауне, штат Массачусетс. У него учились многие известные художники, в том числе Ли Краснер, Хелен Франкенталер, Рэй Имз, Ларри Риверс, Аллан Капроу, Ред Грумс, Нелл Блейн, Ирен Райс Перейра, Джером Камровски, Фриц Бультман, Израэль Левитан, Роберт Де Ниро-старший, Джейн Фрайлихер, Вольф Кан, Марисоль Эскобар, Бургойн Диллер, Джеймс Гахаган, Ричард Станкевич, Линда Линдеберг, Лилиан Орловски, Луиза Маттиасдоттир и Нина Трюггвадоттир. Среди его учеников была и Бейла Стивенсон, многолетний куратор Бруклинского музея. В 1958 году Х.Хофман закрыл свои школы, чтобы посвятить себя исключительно собственному творчеству. В 1963 году Музей современного искусства Нью-Йорка организовал передвижную выставку «Ханс Хофман и его ученики», в которую вошли 58 работ 51 художника. Несмотря на то, что ему приписывают преподавание ряду наиболее одаренных женщин-художниц того периода - в то время, когда они были еще довольно редки - Х. Хофмана иногда описывают как проявляющего «прямолинейную мужскую шовинистическую позицию». Ли Краснер, которая оставалась его ученицей, сравнивала некоторые из его критических замечаний с обратной похвалой, которую часто получали художницы (например, «так хорошо, что вы никогда не узнаете, что это сделала женщина!»). Скульптор Лила Катцен рассказывала, что он говорил ей, что "«только у мужчин есть крылья для искусства.
Писательская деятельность
Влиятельные работы Х.Хофмана о современном искусстве были собраны в книге «Поиск реального и другие эссе» (1948), в которую вошли его рассуждения о пространственных теориях «отталкивания/притяжения», его благоговение перед природой как источником для искусства, его убежденность в том, что искусство имеет духовную ценность, и его философия искусства в целом. В формальном отношении он особенно примечателен как теоретик среды, утверждавший, что «каждое средство выражения имеет свой собственный порядок бытия», что «цвет - это пластическое средство создания интервалов», и его понимание рамы картины, представленное в его цитате: «Любая линия, помещенная на холст, уже пятая». Х.Хофман верил в то, что нужно оставаться верным плоскостности опоры холста, и что для создания глубины и движения в картине художник должен создать то, что он называл «отталкиванием/притяжением» в изображении - контрасты цвета, формы и текстуры. Х.Хофман был убежден в духовной и социальной ценности искусства. В 1932 году он писал: «Обеспечение руководства со стороны учителей и поддержка развивающихся художников - это национальный долг, страховка духовной солидарности. То, что мы делаем для искусства, мы делаем для себя, для наших детей и будущего».
Коллекции и продажи картин
Работы Х. Хофмана находятся в постоянных коллекциях многих крупных музеев США и всего мира, в том числе: Художественном музее Калифорнийского университета в Беркли, Метрополитен-музее, Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Музее Уитни, Музее современного искусства (Нью-Йорк), Музее современного искусства Сан-Франциско, Музее изобразительных искусств Бостона, Художественном институте Чикаго, Музее искусств Сиэтла, Музее искусств Балтимора, Музее изобразительных искусств Хьюстона, Музее искусств Кливленда, Музее искусств Филадельфии, Художественной ассоциации и музее Провинстауна, Штадтише Галери им Ленбаххаус (Мюнхен), Музее современного искусства (Барселона), Галерее Тейт и Художественной галерее Онтарио (Торонто). Х.Хофман также спроектировал общественный проект - красочную фреску, расположенную у входа в Высшую школу графических коммуникационных искусств, расположенную в районе Адской кухни на Манхэттене. В 2015 году на аукционе Кристис в Нью-Йорке картина Х.Хофмана «Осер» (1960), вдохновленная обширными витражами Катедраля Сент-Этьен во Франции, достигла мирового аукционного рекорда для художника - 6 325 000 долларов[41].
Поместье Х.Хофмана:
Когда Х.Хофман умер, его вдова, Рената Хофман, управляла его наследством. После смерти Ренаты в 1992 году газета New York Daily News опубликовала статью под названием «От икры до кошачьего корма», в которой подробно описывалась «печальная и мучительная история» вдовы Хофмана. В статье утверждалось, что назначенные судом опекуны Ренаты «доили ее имущество более десяти лет» и позволили психически неуравновешенной Ренате жить «со своими кошками и спиртным в заваленном мусором доме на берегу океана». Под угрозой судебного преследования первоначальный душеприказчик имущества Х. Хофмана, Роберт Уоршоу, добился того, что нерадивые опекуны выплатили 8,7 миллиона долларов за «чрезвычайную боль и страдания». Согласно завещанию Ренаты Хофман, был официально создан Фонд Ренаты, Ханса и Марии Хофман, главой которого стал Р.Уоршоу. Миссия фонда заключается в «содействии изучению и пониманию необыкновенной жизни и творчества Ханса Хофмана» и достижении этих целей «посредством выставок, публикаций и образовательных мероприятий и программ, посвященных Хансу Хофману», а также составления каталога картин Х.Хофмана. Представителем авторских прав в США для фонда «Рената, Ханс и Мария Хофман» является Общество прав художников. Избранные полотна: «Вакханалия», 1946, частное собрание; «Идолопоклонство I», 1944; «Экстаз», 1947; «Помпеи», 1959, Лондон, Современная галерея Тейт. Литература: «Die Welt der Kunst», Gütersloo-Amstelveen, 1997; Barbara Hess «Abstrakter Eüpressionismus», Köln 2005.

Никола́й Алекса́ндрович Макси́мов1 (555x700, 267Kb)
1880
Николай Александрович Максимов
советский ботаник, академик Академии Наук СССР (1946; член-корреспондент 1932). Родился в Москве. Окончил Санкт-Петербургский университет (1902). С 1917 г. — профессор вузов в Тбилиси, Краснодаре, Петрограде, Саратове, Москве и заведующий созданных им физиологических лабораторий, в том числе в Главном ботаническом саду (1921-1927), Всесоюзном институте зернового хозяйства (1933-1938). С 1939 г. — в Институте физиологии растений имени К.А.Тимирязева Академии Наук СССР (в 1946-1952 гг. — директор). Один из основоположников экологической физиологии растений. Работы по морозоустойчивости и засухоустойчивости растений. Гибель их от мороза объяснил механическим повреждением обезвоженных тканей кристаллами льда, в результате их накопления в межклетниках, а защиту – концентрацией в клеточном соке осмотически активных веществ (сахаров и др.). Установил, что ксерофиты отличаются не пониженной тринспирацией, как думали раньше, а способностью без снижения продуктивности переносить длительное и глубокое завядание. Премия имени В.И.Ленина (1930) за монографию «Физиологические основы засухоустойчивости растений» (1926). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 9 мая 1952 года. Жена — Татьяна Абрамовна Красносельская, ботаник и микробиолог. Сочинения: Избранные работы по засухоустойчивости и зимостойкости растений, тома 1 — 2, Москва, 1952; Краткий курс физиологии растений, 9-е издание, Москва, 1958. Литература: Туманов И.И., Основные черты научной деятельности Н.А.Максимова, в сборнике: Памяти академика Н.А.Максимова, Москва, 1957; Н.А.Максимов, Москва — Ленинград, 1949 (Академия Наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Физиология растений, выпуск 2).

Rahel_straus (446x700, 371Kb)
1880
Рахель Штраус (немецкое имя — Rahel Straus; урождённая Гойтейн)
первая женщина на медицинском факультете Гейдельбергского университета. Врач, социальный работник, активистка профсоюзного, феминистского и сионистского движений. Мать математика Эрнста Штрауса. Четвёртый ребёнок в семье ортодоксального раввина Габора Гойтейна и преподавательницы начальной школы Иды Гойтейн, урождённой Лёвенфельд. Родилась и выросла в городен Карлсруэ, Баден, Германская империя. Отец умер в 1883 году. С 1893 года училась в средней школе, затем в женской гимназии в Карлсруэ (ныне Гимназия Лессинга), где в 1899 году сдала экзамены на аттестат зрелости. Там провела своё первое выступление на торжествах по поводу окончания женской гимназии, в котором среди прочего предметно обсуждала возможности получения образования для женщин. Дядя Рафаэль Лёвенфельд поддерживал финансово её образование. Несмотря на негативное отношение некоторых профессоров, она поступила в Гейдельбергский университет как первая студентка-медик. С зимнего семестра 1901/1902, председательствовала в «Женской ассоциации студентов Гейдельберга», и принимала участие в Баденском еврейском студенческом объединении. В 1902 году, после пятого семестра получила физикум (нем.)рус. (бакалавриат) с оценкой «очень хорошо». В 1905 году успешно сдала государственный экзамен. В 1907 году получила учёную степень кандидата наук в медицинской докторантуре, защитив диссертацию о карциноме хориона (англ.)рус.. В 1905 году сочеталась браком с выходцем из Карлсруэ, кандидатом наук, юристом Элиасом (Эли) Штраусом, сыном банкира. Супруги совершили поездку в Палестину в 1907 году. В 1908 году в Мюнхене открыла гинекологическую практику, став первым практикующим врачом, дипломированным в немецком университете. В Мюнхене родила пятерых детей: Изабелла (родилась в 1909 г., в браке Эмрих), экономист; Ханна (родилась в 1912), педагог и психолог Самуэль Фридрих (1914—1958), впоследствии фермер в Израиле, американский официальный общественный деятель; Габриэль (родилась в 1915, в браке, Розенталь), детский психолог; Эрнст Габор Штраус (1922—1983, профессор математики в Лос-Анджелесе. После гибели единственного брата Эрнста Гойтейна на Первой мировой войне у неё активизировалась прочувствованная слепая верность кайзеру и поддержка лояльных еврейских кругов к немецкой политике в войне, что выражалось соответствующим образом, прежде всего, в её докладах, и являлось следствием её непреложного расположения к Германии и немецкой культуре. Как врач и феминистка боролась за отмену § 218 УК Германии, запрещающего аборты. Принимала активное участие в социальных и педагогических семинарах, была председателем Союза рабочих еврейских женщин Палестины, а также членом Женской международной сионистской организации (WIZO). В 1918 году участвовала в нескольких комитетах Баварской Советской Республики. В 1932 году по просьбе Берты Паппенгейм, взяла на себя ведущую роль в Еврейском женском союзе, собственно антисионистской организации, что может считаться признаком её политического и дипломатического умения и высокого общественного уважения. Женский союз оказывал помощь матерям, имеющим внебрачных детей и жертвам торговли людьми. В 1933 году от рака умер муж Эли Штраус. В том же году, Рахель с двумя детьми школьного возраста, эмигрировала в Палестину. Первый период их жизни в Палестине был полон лишений. Рахель Штраус продолжала работать врачом и социальным работником. Основанная в Израиле в 1952 году Международная лига женщин за мир и свободу избрала её почётным президентом, которым она оставалась до самой смерти в городе Иерусалим, Израиль, 15 мая 1963 года. Похоронена в Иерусалиме, на кладбище Сангедрия. Один из её социальных проектов, Центр содействия инвалидам Иерусалима (AKIM), функционирует по сей день. и ведёт учебное заведение, носящее её имя (Бейт Рахель Штраус). В городах Карлсруэ, Мюнхене и Ольденбурге названы улицы именем Рахель Штраус. Работы: Рахель Штраус: Мы жили в Германии. Воспоминания немецкой еврейки. ISBN 3379014230; Рахель Гойтейн Штраус: Случай хорионэпителиомы. Диссертация. Мюнхен 1907 (страница 33). Литература: Meike Baader: Nie sicher vor Fremdheit. Rahel Straus — erste Medizinstudentin in Heidelberg. In: Norbert Giovannini: Jüdisches Leben in Heidelberg. Studien zu einer unterbrochenen Geschichte. Wunderhorn, Heidelberg 1992; Wolfgang U. Eckart: «Zunächst jedoch nur versuchs- und probeweise» — Vor 100 Jahren: Die ersten Medizinstudentinnen beziehen die Universität Heidelberg. In: Heidelberg. Jahrbuch zur Geschichte der Stadt, 4. Jg. 1999, S. 77-98. (Online-Version); Marita Krauss: «Ein voll erfülltes Frauenleben.» Die Ärztin, Mutter und Zionistin R. S. In: Hiltrud Häntzschel; Hadumod Bußmann (Hgg): Bedrohlich gescheit. Ein Jahrhundert Frauen und Wissenschaft in Bayern. Beck, München 1997, ISBN 9783406418570, S. 236—242; Christiane Schmelzkopf: Rahel Straus. In: Heinz Schmitt (Hg.): Juden in Karlsruhe. Beiträge zu ihrer Geschichte bis zur nationalsozialistischen Machtergreifung. Badenia, Karlsruhe 1988, ISBN 3-7617-0268-X (Veröffentlichungen des Karlsruher Stadtarchivs, Bd. 8), S. 471—480.

1881
Анри Грегуар (французское имя — Henri Grégoire)
бельгийский византинист, один из основателей научного журнала «Byzantion: Revue internationale des études byzantines» (Брюссель, с 1924). Родился в Юи. В 1902 г. окончил университет в Льеже по специальности классическая филология. Среди учителей Грегуара были Ш.Мишель, занимавшийся греческой эпиграфикой, Л.Парментье, издатель ранневизантийских церковных историков, Ж.П.Вальцинг, исследователь позднелатинской литературы. Грегуар занимался в семинарах К.Крумбахера в Мюнхене, А. фон Гарнака и У. фон Виламовица-Мёллендорфа в Берлине. Кроме классических Грегуар овладел сирийским, армянским и церковнославянскими языками. В начале XX в. он совершил ряд научно-исследовательских поездок на Синай, на Афон, в Понт. С 1909 г. сотрудник библиотеки университета в Брюсселе. В 1918 г., во время немецкой оккупации Бельгии, Грегуар начал издавать подпольный политический журнал «Le Flambeau» (Факел), который впоследствие стал популярным изданием и выходил до 1940 г. В 1925-1928 гг. Грегуар был деканом факультета философии и литературы Каирского университета. В 1930-1931 гг. в Брюсселе совместно с Р.Вернером, A.Пиренном и А.Эком основал Институт славянской и восточной филологии и истории при Брюссельском университете, с 1935 г. стал директором этого института. С 1946 г. Грегуар - руководитель Византиноведческого и новогреческого института в Брюсселе. В 1949 г. в Брюсселе приступил к изданию научного журнала «La Nouvelle Clio». В 1940-1945 гг. работал в США и продолжал издание «Byzantion». Основной сферой интересов Грегуара был византийский фольклор. Он занимался исследованием эпоса «Дигенис Акрит», в том числе его жанровых связей с западноевропейской рыцарской литературой и славянской традицией. Другим направлением работы Грегуара была византийская агиография и ее влияние на восточноевропейскую славянскую культуру средневековья. Умер в Розьер, близ Брюсселя 28 сентября 1964 года. Сочинения: Les sauterelles de Saint Jean-Baptiste // Byz. 1930. T. 5. P. 109-128; La Vie de Saint Blaise d'Amorium // Ibid. P. 391-414; Le tombeau et la date de Digénis Akritas (Samosate, vers 940 après J. C.) // Ibid. 1931. T. 6. P. 481-508; La patrie des Nibelungen // Ibid. 1934. T. 9. P. 1-39; Un nouveau fragment du «Scriptor incertus de Leone Armenio» // Ibid. 1936. T. 11. P. 417-427; Les sources de l'histoire des Pauliciens // BullAcBelge. 1936. Vol. 22. N 4. P. 95-114; La dernière campagne de Jean Tzimiskès contre les Russes // Byz. 1937. T. 12. P. 267-276; La légende d'Oleg et l'expédition d'Igor // BullAcBelge. 1937. Vol. 23. P. 80-94; S. Théodore le Stratélate et les Russes d'Igor // Byz. 1938. T. 13. P. 291-300; About Licinius' Fiscal and Religious Policy // Ibid. P. 550-561; Eusèbe n'est pas l'auteur de la «Vita Constantini» dans sa forme actuelle, et Constantin ne s'est pas «converti» en 312 // Ibid. P. 561-583; La rotonde de S. Georges à Thessalonique est le Mausolée de Galère // Ibid. P. 323-324; La vision de Constantin «liquidée» // Ibid. P. 341-351; Le problème de la version «originale» de l'epopèe byzantine de Digénis Akritas // REB. 1948. T. 6. P. 27-35; La veritable date du martyre de S. Polycarpe (23 fevr. 177) et le «Corpus polycarpianum» / Avec la collab. de P. Orgels // AnBoll. 1951. T. 69. P. 1-38; Les invasions russes dans le Synaxaire de Constantinople / Avec la collab. de P. Orgels // Byz. 1954-1956. T. 24. P. 141-145; La chronologie des Patriarches de Constantinople et la «question romaine», à la fin du Xe siècle / Avec la collab. de P. Orgels // Ibid. P. 157-178; S. Gallicanus, consul et martyr dans la Passion des SS. Jean et Paul, et sa vision «constantinienne» du Crucifie / Avec la collab. de P. Orgels // Ibid. P. 579-605; La monastère d'Iviron et la rôle des Géorgiens du Mont Athos // ΕΕΒΣ. 1963. T. 32. Σ. 420-426. Изд.: Recueil des inscriptions grecques-chrétiennes d'Asie Mineure. P., 1922. T. 1; ῾Ο Ϫιϒενὴς ᾿Ακρίτας. N.Y., 1942. Литература: Mémorial Henri Grégoire // Byz. 1965. T. 35. P. V-XXV.

Gusev_N_N (475x700, 215Kb)
1882
Николай Николаевич Гусев
историк литературы, биограф Л.Н.Толстого. Родился в городе Рязань, Российская империя. В 20 лет он увлекся учением Толстого, в 1903 году начал переписываться с ним и тогда же впервые посетил Ясную Поляну. В 1907 году Гусев стал личным секретарем писателя, а в 1909 году арестован за распространение запрещенных сочинений Толстого и отправлен в ссылку в город Чердынь Пермской области. Возвратившись спустя два года из ссылки, принял деятельное участие в подготовке к изданию сочинений Толстого, не опубликованных при его жизни. Выпустив в 1912 году дневник «Два года с Толстым», всецело посвятил себя изучению наследия Толстого: написал несколько биографических работ, составил «Летопись жизни и творчества Л.Н.Толстого», в издании 90-томного собрания сочинений писателя участвовал как текстолог и комментатор, в 1925-1931 гг. был директором Толстовского музея в Москве. Награжден 2 орденами, а также медалями.Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 23 октября 1967 года. Сочинения: Два года с Л.Н.Толстым, 2 издание, [Москва], 1928: Жизнь Л.Н.Толстого. Молодой Толстой (1828-1862), Москва, 1927; Жизнь Л.Н.Толстого. Толстой в расцвете художественного гения (1862-1877), Москва, 1928; Л.Н.Толстой. Материалы к биографии, 1828-1855, Москва, 1954; то же, 1855-1869, Москва, 1957: то же, 1870-1881, Москва, 1963; то же, 1881-1885, Москва, 1970; Летопись жизни и творчества Л.Н.Толстого, 1828-1890, Москва, 1958; то же, 1891-1910, Москва, 1960. Литература: Опульская Л.Д., 75-летие Н.Н.Гусева, «Известия Академии Наук СССР. Отделение литературы и языка», 1957, том 16, выпуск 2; Шифман А.И., Памяти Н.Н.Гусева, «Русская литература», 1968, № 1; Миронов Г.М. Гусев Николай Николаевич // Большая советская энциклопедия.

Давидовский_Константин_ (499x700, 186Kb)
1882
Константин Алексеевич Давидовский
русский советский драматический актёр, режиссёр, педагог, драматург. Заслуженный артист РСФСР (1933). Константин Алексеевич Давидовский родился в рабочей семье. В 1905 году окончил Харьковский технологический институт. Театральное образование начал в Харькове на частных курсах E.А.Лепковского. На сцене с 1906 года (Товарищество новой драмы под руководством В.Э.Мейерхольда. В 1907—1908 годах служил в театре В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, исполнял роли пажа Лингарда в «Победе смерти» Сологуба, Ганса Рилова в «Пробуждении весны» Ф.Ведекинда, принца Белидора в «Сестре Беатрисе», Арлекина в «Балаганчике». В 1908 г. во время гастролей у Давидовского был роман с работавшей в той же труппе Л.Д.Блок, которая посвящала ему стихи и назвала в воспоминаниях «паж Дагоберт», считая встречу с ним одним из главных эпизодов своей жизни. Давидовский был отцом умершего во младенчестве сына Л.Д.Блок Дмитрия. В 1908—1924 гг. играл в провинциальных театрах в Иркутске, Херсоне, Одессе, Курске, Саратове, Вильно и других. Среди исполненных ролей — Треплев, Тузенбах, Трофимов, Протасов и другие, играл в трагедиях Гюго, Шиллера, Шекспира. С 1925 — актёр Театра имени МГСПС в Москве. Исполнял роли Гапона («Георгий Гапон» Н.Н.Шаповаленко), генерала Кондратенко («Порт-Артур» Л.В.Никулина) и др. Театральный режиссёр и критик С. Марголин писал: «Давидовский склонен к романтической приподнятости, к патетике. Это несколько нервный, экспрессивный и воодушевленный актер. Но следует признать, что характерное ему удается больше, чем героическое. <…> Везде, где есть предлог для создания своеобразного, неповторимого, резко индивидуального характера, проявляются актерские свойства Давидовского. А главное и самое дорогое в Давидовском-актере — его романтическое ощущение жизни». Автор пьесы «Золото» (1930). Инсценировал поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1938). Выступал на эстраде как мастер художественного слова. Ушел из жизни 1 марта 1939 года. В некрологе, подписанном актёрами и режиссёрами Театра им. Моссовета, Давидовский назван «одним из деятельнейших и лучших строителей советского социалистического театра». Похоронен на Новодевичьем кладбище. Фильмография: 1923 — Красные дьяволята — Будённый; 1926 — Предатель — прокурор; 1927 — Солист его величества — офицер; 1934 — Восстание рыбаков — пастор.

aleksander-keskula (644x700, 191Kb)
1882
Александр Эдуард Кескюла (эстонское имя — Aleksander Eduard Kesküla)
эстонский социалист, во время Первой мировой войны — германский агент. Родился в в городе Юрьев, Юрьевский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя, в семье солдата, 30 марта был крещён в приходе св. Девы Марии в Юрьеве. 4 июня 1903 г. окончил Юрьевскую гимназию. Изучал политические и экономические науки в Юрьевском университете, а также в Берлине, Лейпциге, Берне и Цюрихе. Участник революции 1905 года, руководитель большевистской группы в Юрьеве (партийная кличка — Киви 'камень'). В июле 1905 г. был арестован полицией и несколько месяцев провел в тюрьме. Был освобождён в ходе народных волнений и снова стал принимать участие в подпольной деятельности. Некоторое время был членом исполкома Северной Лифляндии. Имел контакты с Акаси Мотодзиро. После спада революции в 1908 году эмигрировал из России и жил сначала в Германии, где посещал Берлинский и Лейпцигский университеты, а с 1910 года — в Швейцарии, в Цюрихе и Берне. В 1911 году создал малочисленное «объединение эстонских социал-демократических эмигрантов» из нескольких человек, одним из которых был Артур Зифельдт.
Первая мировая война
К началу Первой мировой войны Кескюла придерживался националистических взглядов. Стремился к отделению Эстонии и Финляндии от России и созданию шведско-финско-эстонского союза или даже объединённого государства. С началом первой мировой войны Кескюла связался с германским послом в Берне фон Ромбергом и начал работать на немцев в качестве их агента. По утверждению самого Кескюлы, в конце сентября-начале октября 1914 года произошла его первая и единственная встреча с Лениным. По словам Кескюлы, с большевиками он был связан не напрямую, а через своего помощника, тоже эстонца, Артура Зифельдта, который получал от Кескюлы деньги и понемногу жертвовал их большевистской организации в Швейцарии. В октябре 1914 года предлагал стокгольмским большевикам деньги и оружие для поднятия восстания в России. Тем не менее исследователи отмечают, что Кескюла в тот период уже не был связан c большевиками и тем более не имел никакого влияния среди них. «Кескюла, — пишет Г.Л.Соболев, — встретился с Лениным всего один раз, но приехав в конце 1915 г. в Стокгольм и войдя там в контакт с местными большевиками, он сумел создать впечатление активного сотрудничества с русскими революционерами, а через них с Лениным». При этом, как пишет другой исследователь, Ханс Бьеркегрен, «находившиеся в Скандинавии большевики — Бухарин, Пятаков, Шляпников — давно подозревали Кескюлу в сотрудничестве с немцами, которые и финансируют его деятельность». Член Русского бюро ЦК А.Г.Шляпников, выезжавший в 1915 году Стокгольм, в своих воспоминаниях рассказывал:
«Во время встречи он разглагольствовал о своих связях и своих знакомствах с товарищами Лениным, Зиновьевым и другими членами нашего Заграничного центра. Кескюла вел себя крайне странно, он высказывался в прогерманском духе и под конец предложил свою помощь в случае, если нам понадобятся оружие, типографское оборудование и другие средства для борьбы с царизмом… Мы отказались иметь дело с Кескюлой, но это не помешало ему продолжить попытки внедриться в нашу среду при содействии других лиц…» — Цитата по: Соболев Г.Л. Тайный союзник. Страница 152
Кескюла, в частности, одолжил 1500 крон большевику Богровскому, ответственному за переправку подпольной большевистской корреспонденции и литературы из Швейцарии в Россию, и, как предполагает Г.Л.Соболев, именно с его помощью получил доступ к корреспонденции Ленина. Кескюла, считает российский историк, «в первую очередь „кормился“ Лениным, перехватывая при случае его корреспонденцию и литературу для немецкой контрразведки».
24 февраля 1915 года женился на швейцарке Луизе Штейн. Летом 1915 года Кескюла вместе с женой переехал в Швецию, где основал «Эстонское бюро», в котором секретарем был Оскар Элевант. По подсчетам самого Кескюлы за время войны он получил от немцев от 250 до 300 тысяч марок.
По свидетельству Кескюлы, в Стокгольме он напечатал некоторое количество большевистской литературы, но значительно большее количество печаталось немцами в самой Германии, и Кескюла, находясь в Стокгольме, помогал переправлять эту литературу в Россию, используя развитую транспортную сеть финских националистов.
Переезд Ленина в Россию
По имеющимся сведениям, именно Кескюла предложил германской разведке организовать переезд Ленина и его окружения в Россию в начале 1917 года. Кескюла убеждал немцев, что прибытие в Россию Ленина, известного своими пораженческими взглядами, может ускорить выход России из войны, что в свою очередь даcт Германии возможность одержать победу на Западном фронте до прибытия туда американцев. Немцы согласились, и после недельных переговоров Ленин и его соратники (всего 32 человека) были провезены в закрытом вагоне по территории Германии из Швейцарии в Швецию, откуда они проследовали в Россию.
После революции в России
После революции и гражданской войны в России и образования независимой Эстонской республики пытался представлять Эстонию за границей, но лидеры образовавшейся Эстонской республики объявили его самозванцем, заявив, что он не имеет права выступать от имени Эстонии, после чего Кескюла потерял всякое значение. В сентябре 1923 года Кескюла «возвратил» германскому МИДу сумму в 300 000 марок, полученную им от немцев во время войны (к тому моменту гиперинфляция в Германии полностью обесценила эту сумму). Он так никогда и не побывал в независимой Эстонии. На склоне лет жил в Испании. Умер в Мадриде, Испания, 17 июня 1963 года.
В массовой культуре
В 1997 году в Эстонии был снят комедийный фильм «Все мои Ленины» об Александре Кескюле (в главной роли Юллар Сааремяэ). В 2017 году в России вышел сериал Владимира Хотиненко «Демон революции», одним из персонажей которого является Александр Кескюла (актёр Юрий Уткин). Источники: Соболев Г.Л. Тайный союзник. Русская революция и Германия. Санкт-Петербург, 2009; Бьёркегрен Х. Скандинавский транзит. Российские революционеры в Скандинавии. 1906—1917; Кайдо Яансон. Эстонец Александр Кескюла и Берлин: дебют (сентябрь 1914 — май 1915); Michael Futrell. Northern Underground: Episodes of Russian Revolutionary Transport and Communications through Scandinavia and Finland, 1863—1917. Chapter VI. The ingenuous Estonian.

1882
Карлос Ловейра
кубинский писатель. Представитель так называемого первого республиканского поколения. Романы: «Безнравственные» (1919), «Генералы и доктора» (1920), «Слепцы» (1923), «Хуан Креол» (1928), содержащие элементы натурализма, проникнуты острой критикой социальной действительности Кубы на рубеже XIX-XX вв.

1882
Герберт фон Петерсдорф (немецкое имя — Herbert von Petersdorff)
немецкий ватерполист и пловец, чемпион летних Олимпийских игр 1900. Родился в городе Берлин, Германская империя. На Играх Петерсдорф входил в немецкую ватерпольную сборную. Она проиграла в четвертьфинале второй французской команде со счётом 3:2. Кроме того, он участвовал в командной гонке на 200 м по плаванию. Его команда стала лучшей на Играх, получив золотые медали. Умер в городе Дармштадт, Германская империя, 16 января 1917 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку