-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


19 марта родились...

Вторник, 19 Марта 2024 г. 04:25 + в цитатник
Vasyl_Lypkivskiy (482x700, 153Kb)
1864
Василий Константинович Липковский (иногда Липкивский; украинское имя — Васи́ль Костянти́нович Липкі́вський)
украинский религиозный деятель, основатель, идеолог и первый предстоятель неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины» (1921—1927), церковный реформатор, проповедник, педагог, публицист, писатель и переводчик. За время митрополичьего служения приложил большие усилия к развитию УАПЦ. Посетил с личными визитами более 400 приходов, где встречался с верными УАПЦ и проповедовал. Совершил многочисленные переводы на украинский язык богослужебной и религиозной литературы. Является автором «Истории Украинской церкви». В возрасте 73 лет расстрелян по приговору тройки НКВД. Точное место захоронения неизвестно (на Лукьяновском кладбище в Киеве установлен символический памятный крест). В 1989 году реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Решением III Поместного собора УАПЦ канонизирован 27 ноября 1997 года как священномученик. Будущий митрополит Василий Липковский родился в селе Попудня (ныне Монастырищенский район, Черкасская область, Украина, тогда Уманский уезд, Киевская губерния, Российская империя), в семье сельского священника. Начальное образование Василий Липковский получил в Уманском духовном училище, где учился в 1873—1879 годах. В 1879—1884 годах учился в Киевской духовной семинарии, по окончании которой его как лучшего ученика направили в Киевскую духовную академию, которую он закончил в 1889 году с учёной степенью кандидата богословия, защитив диссертацию о борьбе Маккавеев с сирийскими царями, её причины и значение в истории иудеев. В 1890 году 25-летнего Василия Липковского назначен законоучителем Черкасской гимназии, а через год — 20 октября 1891 года — он был рукоположен в сан священника. В 1892 году назначен настоятелем собора в городе Липовцы Киевской губернии и уездным наблюдателем церковно-приходских школ Липовецкого уезда — организатором школьной сети. В 1903 году Василий Липковский был возведён в сан протоиерея. В том же году школьный совет при Священном Синоде назначила молодого богослова на должность директора новооткрытой Киевской церковно-учительской школы — учебного заведения, готовившего кадры для церковно-приходских школ. Уже в молодые годы Липковский расценивал Русскую православную церковь, бывшую тогда государственной, как один из инструментов в руках высших чиновников Российской империи, задачей которого было воспитывать лояльное отношение народов империи. Также Василий Липковский выступал против бесправия церковных общин и произвола высшего духовенства и монастырей, по мнению молодого священника «образовало огромную пропасть между внешним величием и внутренним ничтожеством Церкви, которая держалась государственно—полицейской поддержкой». Критически относился к церковно-славянскому языку богослужения на территории Украины. В 1905 году после начала первой русской революции уволен с работы за украинские национальные убеждения. 19 сентября 1905 года определён на священническое место к Киево-Покровской Соломенской церкви (впоследствии её настоятель), преподавал в школах. В начале 1917 года, вместе с протоиереем С. Потехиным, священником Н. Мариничем и поселившимся в Киеве архиепископом Алексием (Дородницыным), бывшим Владимирским, возглавил украинское религиозно-общественное движение за автокефалию Украинской Православной Церкви. Весна и лето 1917 года прошли под знаком съездов, различных сборов уполномоченных от духовенства, церковного актива, мирян, епархий, уездов, приходов, на которых главное место заняли вопросы о возобновлении соборных и выборных начал в церкви, о переводе богослужения на украинский язык, о возведении храмов в национальном украинском стиле. Наиболее радикальные активисты выступали с идеей созыва Всеукраинского церковного собора, который бы решил дальнейшую судьбу православной церкви в Украине. Результатом таких поисков стало образование «Братства воскресения Христа» и Всеукраинской Православной Церковной Рады, куда вошёл и Василий Липковский. При активном участии «Братства» в ноябре 1917 года сторонники автокефалии сформировали Оргкомитет по созыву Всеукраинского Церковного Собора. Уже вскоре он был реорганизован во временную Всеукраинскую православную церковную раду (ВПЦР), которая и возглавила церковное движение к созыву cобора и организацию самого cобора. По решению ВПЦР Собор должен был состояться 7 января 1918 года, на Рождество, однако этому помешала война. Впоследствии дату созыва cобора ещё несколько раз переносили. В апреле 1919 года при активном участии Василия Липковского ВПЦР провела 2-й сбор, где было принято начать образование украинских приходов. 22 мая 1919 в Николаевском соборе на Печерских холмах в Киеве в сопровождении хора под управлением Николая Леонтович Василий Липковский лично отслужил первую литургию на украинском языке. В июле 1919 года стал настоятелем Софийского собора и развернул активную деятельность по созданию украинских приходов, а также активно занимался переводом богословских и литургических текстов на родной язык, поскольку считал богослужение на украинском языке одной из основ новой украинской церкви. Очевидцы отмечали образный язык страстных проповедей Липковского: в них он сравнивал течение жизни Церкви с течением Днепра, а дух служения — с куполом храма и призвал верующих к единению с чистым воздухом неба.
Во главе УАПЦ
5 мая 1920 ВПЦР обратилась с письмом к украинской православной общественности, в котором провозгласила автокефальную православную церковь на Украине. Ситуация, правда, осложнялась отсутствием собственного епископата. Лихорадочные поиски ВПЦР епископов — сторонников автокефалии — при отсутствии материальных средств, без государственной поддержки, при неопределённости самой рады, были нелегкими. Усилиями Липковского и его единомышленников 11—27 октября 1921 года в Софии Киевской наконец прошёл «Всеукраинский собор духовенства и мирян», который утвердил провозглашённую 1 января 1919 года автокефалию Украинской православной церкви и избрал Липковского митрополитом. Ни один из канонических епископов Украины и мира не признал автокефалии Липковского и не согласился совершить каноническое рукоположение. В ответ на это участники Собора под влиянием Липковского подчеркнули, что благодать Святого Духа присуща не отдельным епископам, а Церкви в целом, то есть общине верных, и именно поэтому, по их мнению, украинская церковь также имела полное право положить на избранника свои руки и свести на него благодать Святого Духа. Таким образом, 23 октября 1921 года в нарушение целого ряда канонов Православной церкви Липковского «рукоположили» священники и миряне, отчего всех клириков УАПЦ стали именовать самосвятами[6]. «Хиротония» проходила следующим образом: каждый из присутствовавших в соборе встал на колени и положил руку на левое плечо соседа, стоящего впереди. У стен стояли миряне, ближе к середине — диаконы, в центре — священники, возложившие руки на Евангелие, лежавшее на голове у Липковского. Очевидцы вспоминали необычайный душевный подъём, охвативший всех присутствовавших при рукоположении. Несколькими днями позже аналогичным образом был рукоположён во архиепископа Киевского Нестор Шараевский. После этого Липковский и Шараевский, будучи уже «законными» иерархами, «рукоположили» протоиерея Михновского во епископа Черниговского, протоиерея Иоанна Теодоровича — во епископа Винницкого, протоиерея Орлика — во епископа Нежинского, Ярещенко — во епископа Полтавского и Лубенского. Хиротония последнего проходила по чину Православной церкви. Ни одна из поместных церквей, в том числе Грузинская, не признала УАПЦ и самосвятских хиротоний. В одном из своих обращений к православному духовенству ВПЦР таким Липковский так отстаивал правильность принятых решений: «Вас волнует страх перед нарушением старых канонов. Раскройте же глаза и поймите, что в общем разрушения всего старого неизбежно должны разрушаться её старые тесные здания прошлой церковной жизни и строиться новые, просторные… <…> Вы боитесь, что этой нашего деяния не признает Всемирная Церковь? Но Всемирная Церковь, которая строится на основе православной веры <…> Церковь жива, Церковь будущего безусловно это событие, как следствие новой жизни, признает. А Всемирная Церковь прошлого, Церковь — руина, где она? Пусть не страшат вас анафемы, которыми осыпают нас руководители и представители старой церкви-гроба. Не нас, а самих себя они отлучают от жизни к смерти».
Vasyl_LypkivskiyМогила (466x700, 358Kb)
Крест на символической могиле Василия (Липковского) на Лукьяновском кладбище
C началом активных процессов развития УАПЦ, её основатель сразу же столкнулся с проблемами как теоретического, так и практического характера. Главной для Василия Липковского, очевидно, оставалась проблема церковного устройства. Собор 1921 года, во-первых вопреки канонам рукоположил первоиерарха без присутствия епископов. Было принято решение впредь придерживаться принципа рукоположения епископов с участием двух и более иерархов. Во-вторых, Собор выходил из демократической идеи равноправия в правах церковного управления мирян и клира, что на практике понижало положение духовенства. Это касалось и самого Липковского, который в соответствии с решениями «Собора» не обладал значительной властью и мыслился как «первый среди равных в составе Епископата УАПЦ». Хотя «Собор» (или по его поручению ВПЦР) избирал его «для управления и упорядочения церковной жизни», эти функции были сильно ограничены. «Митрополит» был почётным главой, первым советчиком и представителем ВПЦР, мог руководить в ней отделом или комиссией, но при голосовании имел равный голос с другими её членами. Его контакты с местными организациями УАПЦ ограничивались. Липковский защищая такую модель управления, утверждал, что священники приобретают авторитет, духовную власть собственными усилиями, нравственными поступками, а не выполнением административных функций. Тем не менее нехватка священников привела к поспешному рукоположению во епископов и священников неподготовленных лиц, что негативно влияло на жизнедеятельность УАПЦ, отталкивало от неё большое количество верующих. Василий Липковский с грустью писал, что в церкви «во время наибольшей народной метели залетело немало лёгкого, просто авантюристского пороха». Распространение влияния УАПЦ среди населения тормозилось еще и вследствие частой переориентации верующих с патриаршей церкви в автокефальную и наоборот и захвата храмов. Между церковными группировками нередко возникали конфликты, а то и настоящие драки, что также осложняло положение новой церкви на местах. Василий Липковский активно продвигал идею создания украинской национальной церкви. Несмотря на сопротивление большей части православного духовенства, проводил украинизацию церковной жизни, способствовал переводу церковных книг на украинский язык. Лично посетил около 500 приходов, отстаивая авторитет УАПЦ на Украине. 17 октября 1927 года делегаты Всеукраинского церковного собора под давлением части епископата УАПЦ во главе с епископом П.Ромадановым, проголосовали за снятие с Василия Липковского «бремени митрополичьего служения». 22 октября 1937 года был в очередной раз арестован, 20 ноября осуждён тройкой при Киевском управлении НКВД СССР к смертной казни и вскоре расстрелян. Похоронен на Лукьяновском кладбище Киева.
Труды
Василий Липковский — проповедник и переводчик богословских текстов на украинский язык, автор ряда теологических трудов: Православная Христова Церковь Украинского Народа (1951); Возрождение Церкви на Украине 1917—1930 (1957); Возрождение Украинской Церкви (1961); Проповеди на воскресенье и в праздники (1969) и др.
Vasyl_LypkivskiyМемориальная доска  (420x700, 440Kb)
Мемориальная доска в честь митрополита Василия (Липковского) в Киеве
Память
В Саут-Баунд-Бруке, США митрополиту Василию (Липковскому) в 1983 установлен памятник. Ему же в 2000 году на средства общины УАПЦ по инициативе митрополита Мефодия сооружён памятник в Тернополе (Украина). В Киеве в 2012 улица Урицкого переименована в улицу. Митрополита Василия Липковского. На Покровском храме в его честь установлена мемориальная табличка. 18 января 2019 года в Черкассах был открыт памятник.

Russell (700x700, 291Kb)
1864
Чарльз Марион Рассел (Charles Marion Russell; известный также как Чарли Рассел и Кид Рассел)
американский художник, скульптор, писатель и ковбой, воспевший в своих произведениях романтику освоения первопроходцами Дикого Запада или Американского Старого Запада. Чарльз Рассел родился и вырос городе Сент-Луис, штат Миссури, США. Ещё будучи подростком, направился на запад в Монтану, чтобы стать ковбоем. В 1888 г. он жил среди индейцев провинции Альберта в Канаде. После нескольких лет работы в 1880-х годах, в течение которых он зарабатывал себе на жизнь как траппер и ковбой, Ч. Рассел заинтересовался иллюстрациями и картинами, реалистично изображавшими сцены покорения Американского Запада, и стал для собственного развлечения писать картины и создавать скульптуры на темы приключений на фоне дикой американской природы. Умер в городе Грейт-Фолс, штат Монтана, США, 24 октября 1926 года.
Russellключ (700x700, 214Kb)
«Клич»
Творчество
В отличие от своих современников, творивших на тему Дикого Запада, но проживших в этих края недолгий период времени, таких как Ф. Ремингтон, Чарли Рассел, поселившись в штате Монтана, надолго остался на Западе. Начало его успешной карьеры, началось после смерти Ремингтона в 1909 году. Неполучивший специального образования, Чарльз Рассел стал одним из самых популярных художников в США. Им было создано более 4000 работ, включая картины маслом и акварелью, рисунки и скульптуры из воска, глины, штукатурки и других материалов, а его бронзовые статуи стали стандартом для последователей талантливого скульптора. Творил Рассел в студии, прилегающей к его дому в Грейт-Фолсе, штат Монтана, который стал своего рода музеем коллекции индейской и ковбойской одежды, предметов их быта, оружия и украшений, конской сбруи и других предметов, необходимых для точного изображения сцен из жизни Дикого Запада, который он так любил. Именно здесь, Рассел создал все свои главные произведения. В 1916 году у Чарли Рассела и его жены Нэнси родился сын — Джек. Основной темой работ Рассела, отличавшихся уникальным стилем и динамикой сцен, были полотна, изображавшие жизнь и быт ковбоев и охотников за пушниной, стычки с индейцами (среди которых он жил некоторое время), дикую природу, скачущих лошадей. Его фрески «Lewis and Clark Meeting the Flathead Indians», выполненные в 1912 году, украшают сейчас здание Законодательного собрания Монтаны в столице штата — городе Хелена. Чарльз Рассел был прекрасным рассказчиком. После его смерти была выпущена книга коротких историй Кида Рассела «Trails Plowed Under» и сборник избранных писем «Good Medicine».
Галерея работ
Russell01 (700x488, 389Kb)
«Разведчики»
Russell02 (700x465, 399Kb)
«За господство в прериях»
Russell03 (700x540, 478Kb)
«В вигваме» (1893)
Russell04 (700x530, 422Kb)
«Ни шанса у китайца!» (1894)
Russell05 (700x527, 542Kb)
«Открытие индейцев» (1896)
Russell06 (700x521, 357Kb)
«До прихода бледнолицых» (1897)
Russell07 (700x439, 404Kb)
«Загон скота» (1897)
Russell08 (700x534, 399Kb)
«Бычок, пойманный лассо» (1897)
Russell09 (700x469, 467Kb)
«Муки ожидания» (1899)
Russell10 (700x427, 382Kb)
«Битва генерала Кастера» (1903)
Russell11 (700x545, 416Kb)
11«Льюис и Кларк в низовьях Колумбии» (1905)
Russell12 (700x460, 452Kb)
12«Тихий день в Ютике» (1906)
Russell13 (700x393, 271Kb)
13«Дымок из ствола сорок пятого калибра» (1908)
Russell14 (546x700, 331Kb)
14«Нападение индейцев» (1910)
Russell15 (700x332, 314Kb)
15«Встреча Льюиса и Кларка с салишами» (1912)
Russell16 (700x475, 622Kb)
16«Повара-неудачники» (1912)
Russell17 (700x624, 642Kb)
17«В одиночку» (1912)
Russell18 (530x700, 582Kb)
18«Шаман» (1916)
Russell19 (700x393, 303Kb)
19«Лассо и быстрые кони надёжней свинца» (1916)
Russell20 (700x468, 389Kb)
20«Загон скота на Масселшелле» (1919)
Russell21 (700x430, 333Kb)
21«Сражающееся мясо» (1919)
Russell22 (700x466, 419Kb)
22«Во вражеской стране» (1921)
Russell23 (477x700, 348Kb)
23«Вождь сиу» (1922)
Russell24 (700x525, 363Kb)
24«Стычка сиу с черноногими»
Память
В Грейт-Фолсе, штат Монтана в настоящее время создан музей, носящий его имя — «C.M. Russell Museum». У входа в музей поставлен памятник Чарльзу Расселу.
Russelскульптурв (343x700, 117Kb)
Скульптура в Национальном скульптурном зале
Литература: Rick Stewart. Charles M. Russell, sculptor. — New York: Abrams, 1994. — ISBN 0-8109-3772-7; John Taliaferro. Charles M. Russell: The Life and Legend of America’s Cowboy Artist. — Boston: Little, Brown, 1996. — ISBN 0-316-83190-5.

1865
Сергей Иосифович Тришатный
российский черносотенный политик, старший брат Константина и Александра. Член организации Союз русского народа. В 1905 — 1908 годах секретарь СРН. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Имел контакт с агентом Охранного отделения Рачковским Петром Ивановичем, который был по убеждению антисемитом. В ноябре 1902 года Рачковский вернулся из Парижа с «Протоколом сионских мудрецов». Когда началась революция 1905 года, Тришатный работал адвокатом. В октябре того же года он вместе со своим младшим братом принял участие в создании «Союза русского народа». 8 ноября лидер организации Александр Дубровин назначил Сергея Тришатного секретарём. Сергей Тришатный являлся одним из инициаторов создания боевых дружин, которые боролись с политическими оппонентами, в основном левыми, а также с евреями. В 1907 — 1908 годах в рядах организации разразились конфликты и борьба за власть, после чего Тришатный больше не принимал активного участия в делах СРН. С 1908 года работал советником по правовым вопросам Центрального почтового отделения в Петербурге. После Октябрьского переворота Тришатный не покинул страну, устроился на работу в советские органы. В декабре 1918 года он устроился на работу в качестве аудитора Продовольственной комиссии Николаевской железной дороги. Год спустя, 20 декабря 1919 года он был задержан сотрудниками ВЧК Петрограда, которые расследовали дело о причастности Тришатного к преступлениям как члена Союза русского народа. Через три недели, 12 января 1920 года следователь не нашёл состава преступления в показаниях Тришатного и освободил его из-под ареста. Пять дней спустя, 17 января 1920 года ВЧК Петрограда решила задержать Тришатного как члена СРН. 1 апреля он бежал из лагеря. 21 апреля 1920 года ВЧК объявило Тришатного в розыск, но его следы так и не были найдены. О его дальнейшей судьбе больше ничего не известно.

William_Morton_Wheeler (532x700, 146Kb)
1865
Уильям Мортон Уилер (William Morton Wheeler)
крупнейший американский мирмеколог, энтомолог, профессор Гарвардского университета, академик Национальной академии наук США. Родился в городе Бирмингем (Алабама), США. В 1887 - 1890 — директор музея Milwaukee Public Museum. В 1892 - 1899 — профессор зоологии в Чикагском университете. В 1903 - 1908 — куратор зоологии беспозвоночных в Американском музее естественной истории, Нью-Йорк. В 1908 - 1937 — профессор в Гарвардском университете. В 1912 — академик Национальной академии наук США. Умер 19 апреля 1937 года в городе Кембридж (штат Массачусетс, США).
Мирмекология и муравьи
Уилер стал основоположников американской науки о муравьях (и сам термин мирмекология был им и предложен) и крупнейшим её представителем начала XX века. Он специализировался не только на описании новых видов (и был одним из выдающихся таксономистов, описавшим более 600 новых видов муравьев), но также работал в области эмбриологии и этологии насекомых. Для этого он обучался у Антона Дорна (1840-1909), Georg Baur (1859-1898) и Charles Otis Whitman (1842-1910). Его исследования поведения муравьев и других общественных насекомых стали классическими. Говоря о "сообществе" муравьев, он предложил считать муравейники живыми организмами в полной мере, которые он называет суперорганизмами. Уилеру принадлежит авторство термина этология в современном его понимании и который он популяризировал в своей статье, опубликованной в английском журнале Science в 1902 года.
Новые таксоны муравьёв
Уилер описал более 600 новых для науки видов муравьев и около 30 новых родов этих общественных насекомых. Среди них: Blepharidatta Wheeler, 1915; Cladomyrma Wheeler, 1920; Electromyrmex Wheeler, 1910; Zacryptocerus Wheeler, 1911; 72 новых вида рода Pheidole; 55 новых вида рода Camponotus; 39 новых видов рода Formica.
Память
В честь Уилера названо более 30 видов муравьев, в том числе: Camponotus wheeleri Mann, 1916; Cephalotes wheeleri Forel, 1901; Pheidole wheelerorum MacKay, 1988; Stenamma wheelerorum Snelling, 1973; Technomyrmex wheeleri Emery, 1912. Главные труды: Полный список его трудов включает 467 названий: Wheeler, W. M. Ants: their structure, development and behavior. New York, 1910, xxv + 663 pp; Wheeler, W. M. The ants of the Baltic Amber. // "Schr. Phys.-Okon. Ges. Konigsb." - 1915. t.55: 1-142; Wheeler, W. M. Ants of the American Museum Congo expedition. A contribution to the myrmecology of Africa. // "Bull. Am. Mus. Nat. Hist.", 1922, vol.45: 1-1055; Wheeler, W. M. Social life among the insects. New York, 1923. vii + 375 p; Wheeler, W. M. The social insects: their origin and evolution. New York, 1928. xviii + 378 p. Литература: Carpenter, Frank M. William Morton Wheeler (англ.) // Isis : journal. — 1938. — Vol. 28, no. 2. — P. 421—423. — doi:10.1086/347342; Parker, George Howard (1938): Biographical Memoir of William Morton Wheeler. National Academy of Sciences Biographical Memoirs 19: 201—241. PDF (с полной библиографией); Evans, Mary A. and Howard E. William Morton Wheeler, Biologist (англ.). — New York: iUniverse, 1999. — ISBN 1583483128; Sleigh, Charlotte. Six Legs Better: A Cultural History of Myrmecology — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2007. — ISBN 9780801884450.

Vilhelm Herold - BOHEME (458x700, 292Kb)
1865
Вильгельм Кристофер Герольд (Херольд; Vilhelm Christoffer Herold)
датский артист оперы (драматический тенор). Пению обучался у П.Йерндорфа и А.Розенфельда в Копенгагене и у Девилье и Д.Сбрилья в Париже. Впервые выступил на оперной сцене «Kongelige Teatre» в 1893 в Копенгагене. В 1893-1903 Герольд - солист Королевского театра в Копенгагене. Партии: Фауст, Хозе, Канио, Лоэнгрин; Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Туриду ("Сельская честь" Маска-ньи), Педро ("Долина" д'Альбера) и др. Пел в Стокгольмской Опере в 1901—1903 гг. В 1904 г. дебютировал на сцене Лондонского Ковент-Гардена. Затем выступал в Дании. В 1907 г. выступал в Лондоне, в Берлине, Дрездене и других немецких городах, предпочитая петь в Копенгагене. В 1915 оставил сцену. Выступал в концертах. В 1910-1911 Герольд был директором "Дагмартеатра" в Копенгагене, в 1922- 1924 - Королевского театра, там же. Умер 15 декабря 1937 года.

De_Bono (453x700, 264Kb)
1866
Эмилио Де Боно (итальянское имя — Emilio De Bono)
итальянский военный деятель, маршал Италии (1936). Родился в коммуне Кассано-д’Адда, близ Милана, Италия. Участник военных действий в Эритрее (1887) и в Ливии (1911). В Первую мировую войну с 1915 командовал 15-м полком берсальеров, затем возглавлял штаб II корпуса, командовал бригадами «Трапани» и «Савона», 38-й дивизией (1916), IX корпусом (1918). В 1919 году примкнул к сформированному Б.Муссолини «Союзу ветеранов» и быстро занял в нём руководящие позиции. В октябре 1922 года избран квадрумвиром, членом «комитета четырёх», которому поручено военное руководство фашистскими сквадрами. Один из главных инициаторов и руководителей «Похода на Рим». 11 ноября 1922 — 11 ноября 1923 — Генеральный директор общественной безопасности. С 1 марта 1923 — сенатор. 11 ноября 1923 — 20 декабря 1923 — Генерал-интендант полиции. 20 декабря 1923 — 18 июня 1924 — Глава Полиции. В 1923 зачислен в фашистскую милицию, 1-й командующий. С 3 июля 1925 по 18 декабря 1928 — генерал-губернатор Триполитании. 3 июля 1925 — 18 декабря 1928 — Командующий колониальными войсками в Триполитании. 18 декабря 1928 — 12 сентября 1929 — заместитель Министра колоний. С 22 июля 1928 года — государственный министр. 12 сентября 1929 — 17 января 1935 — Министр колоний. С 18 января 1935 по 27 ноября 1935 — Верховный комиссар Итальянской Восточной Африки С 3 апреля 1935 по 27 ноября 1935 — Командующий войсками в Восточной Африке. Руководил военными операциями итальянской армии в Эфиопии, в его подчинении находились главные силы итальянской армии — 4 армейских корпуса. Несмотря на полное превосходство в живой силе и технике, потерпел поражение и был заменён П.Бадольо. 1939—1940 — Инспектор Заморских войск. В 1940—1941 командовал группой армий «Юг», в состав которой вошли 3-я армия генерала К.Джелозоruen, 2 армейских корпуса и Албанская группа. После этого остался только членом Большого фашистского совета. С 1943 года — инспектор иностранных формирований. На заседании Большого фашистского совета 25 июля 1943 года проголосовал за отставку Муссолини. Был арестован немцами и на процессе в Вероне приговорён к смертной казни. Расстрелян в Веронеиз пулемёта 11 января 1944 года, последними словами были: «Да здравствует Италия!» (Viva l'Italia!). Награды: 3 октября 1937 года — Кавалер Высшего ордена Благовещения; 19 июня 1936 года — Кавалер Большого креста Савойского военного ордена; 14 сентября 1920 года — Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Кавалер Большого креста Колониального ордена Звезды Италии; 10 августа 1928 года — Великий офицер Савойского военного ордена; 8 апреля 1923 года — Великий офицер ордена Святых Маврикия и Лазаря; 1 июня 1919 года — Великий офицер ордена Короны Италии; 19 сентября 1918 года — Командор Савойского военного ордена; 30 декабря 1919 года — Командор ордена Святых Маврикия и Лазаря; 13 сентября 1918 года — Командор ордена Короны Италии; 12 января 1919 года — Офицер ордена Святых Маврикия и Лазаря; 13 сентября 1917 года — Офицер ордена Короны Италии; 28 декабря 1913 года — Кавалер Савойского военного ордена; 3 апреля 1913 года — Кавалер ордена Святых Маврикия и Лазаря; 7 ноября 1907 года — Кавалер ордена Короны Италии. Литература: Галеаццо Чиано. Дневник фашиста. 1939—1943. — Москва: Плацъ, 2010. — (Первоисточники новейшей истории) — 676 страниц. — ISBN 978-5-903514-02-1.

Веселовский (510x700, 167Kb)
1866
Антоний Андреевич Веселовский
русский военный деятель, генерал-лейтенант (1915). Родился в Российской империи. Отец — Андрей Иванович Веселовский, военный инженер, генерал-лейтенант; мать — итальянка Николетта Пандольфи. В семье было 5 братьев и 2 сестры. Один из братьев — Георгиевский кавалер, генерал-майор Андрей Андреевич Веселовский. Окончил Псковский кадетский корпус. Чины: вступил в службу (25 сентября 1885), подпоручик (старшинство 23 августа 1886), поручик (старшинство 23 августа 1890), штабс-капитан (старшинство 19 декабря 1896), капитан (старшинство 19 декабря 1898), подполковник (старшинство 19 декабря 1901), полковник за отличие со старшинством 2 декабря 1906 (1906), генерал-майор за отличие со старшинством 22 сентября 1913 (1913), генерал-лейтенант (старшинство 8 июля 1915). После окончания в 1887 году Николаевского инженерного училища, выпущен подпоручиком и направлен в 3-й железнодорожный батальон. Преподавал в Тифлисском кадетском корпусе, также в Закавказском девичьем институте (математику). С 1904 года в чине подполковника командовал батальоном, расквартированном в Тегеране. В декабре 1907 командующий 253-м Грозненским резервным батальоном.
 (490x699, 67Kb)
Антоний Андреевич Веселовский

Солдатская песня
И вспомнив бой Кунерсдорфский,
Идемте в далекий поход,
У нас командир — Веселовский -
С вечным девизом — ВПЕРЕД!

С июля 1910 года — командующий 81-м Апшеронским великого князя Георгия Михайловича полком. Полк входил в 21-ю пехотную дивизию III Кавказского армейского корпуса. В 1913 году ему был присвоен чин генерал-майора. Воевал на Австро-Венгерском фронте; в 1915 году награждён орденом Святого Георгия" IV степени. С февраля 1915 года — командующий 46-й пехотной дивизией, в августе 1915 переведён на должность начальника 44-й пехотной дивизии.
Веселовский 1915 (495x700, 301Kb)
Веселовский, Антоний Андреевич — русский военный деятель, генерал-лейтенант (1915).
В июне 1915 г. ударный отряд Веселовского добился впечатляющей победы в ходе контрудара под Красником. В июле 1915 г. действовал в ходе Люблин-Холмского сражения. В ноябре 1915 года он получил под командование 19-й армейский корпус входивший в 8-ю армию под командованием А.А.Брусилова. Участвовал в Брусиловском прорыве. После революции в феврале 1917 года командовал с 21 апреля по 25 июля 1917 года 2-й армией. После Октябрьской революции 1917 переехал во Владикавказ. В политической деятельности не участвовал, публично, в печати, отказавшись от участия в военных действиях. В 1939 году написал письмо в Ставку Верховного главнокомандования с предложением своих услуг в качестве военного эксперта в начавшейся советско-финской войне. Ответ пришел быстро, но к тому моменту Весловский уже скончался в городе Владикавказ. Его жена — полька Александра Алексеевна Корвин-Кучинская и дочь Надежда во время 1-й мировой войны были сестрами милосердия. Сын Мстислав погиб на Перекопе 10 июня 1919 года. Награды: Орден Святого Станислава II степени (1892); Орден Святой Анны II степени (1909); Орден Святого Владимира IV степени (1912), пожалованы мечи и бант в 1915 г.; Орден Святого Владимира III степени с мечами (1914); Орден Святого Георгия IV степени (1915); Георгиевское оружие (1915); Орден Святого Георгия III степени (1915); Орден Святого Станислава I степени с мечами (1915); Орден Святой Анны I степени с мечами (1915); Орден Святого Владимира II степени с мечами (1916); Орден Белого Орла с мечами (1917). Литература: Варшавско-Ивангородская операция. Сборник документов мировой империалистической войны на русском фронте (1914—1917). Москва, 1938; «Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия. Биобиблиографический справочник» РГВИА, Москва, 2004; Волков С.В. Генералитет Российской империи: Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II, в 2-х томах. Центрполиграф: Москва, 2009; Список старшим войсковым начальникам, начальникам штабов: округов, корпусов и дивизий и командирам отдельных строевых частей. Санкт-Петербург. Военная Типография. 1913; Список генералам по старшинству. Составлен по 28 апреля 1914. Петроград, 1914; Список генералам по старшинству. Составлен по 23 июля 1916. Петроград, 1916; Сухарева О.В. Кто был кто в России. — Москва, АСТ., 2005. — ISBN 5-17023261-6.

Бейвель (568x700, 128Kb)
1867
Александр Францевич Бейвель
общественный деятель, доктор медицины, городской голова Челябинска в 1903—1911 годах, коллежский асессор. Александр Францевич Бейвель родился в дворянской семье работавшего в России преподавателем подданного Франции, в городе Житомире Житомирского уезда Волынской губернии, ныне город — административный центр Житомирской области Украины. В 1877 году его отец, женившись в 4-й раз, переведён в Оренбургскую губернию. После окончания Оренбургской гимназии поступил на медицинский факультет Императорского Казанского университета. 27 мая 1889 года ученый совет этого университета утвердил Бейвеля в звании уездного лекаря. В этом же году он был определен на должность врача в селе Воскресенском Воскресенской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне село Кирово Мишкинского района Курганской области), здесь он принял российское подданство. С 1892 года работал врачом Челябинской городской больницы. В этот период была эпидемия тифа, Бейвель также лечил широко распространённые глазные болезни и трахому. На звание доктора медицины Бейвель подготовил диссертацию на тему «Болезнь глаз и слепота у казачьего населения Челябинской станицы Оренбургского казачьего войска по данным поголовного осмотра». С августа 1894 года Бейвель находился в командировке с целью научного усовершенствования, а 26 апреля 1897 года был удостоен степени доктора медицины. В Челябинске Бейвель сочетал работу врача с общественной деятельностью. В 1898 году был избран гласным городской Думы, стал одним из инициаторов открытия в Челябинске Обязательства взаимного кредита. С 1898 по 1903 годы состоял членом комиссии по постройке здания Народного дома. В 1899 году произведен в чин коллежского асессора. Общественная деятельность отнимала много сил и времени, поэтому 8 августа 1900 года он ушел с должности врача.
Бейвель01 (700x469, 213Kb)
Члены городской управы (Бейвель в центре 1-го ряда), 1903
В феврале 1902 года вновь был избран гласным городской Думы, а с 25 ноября 1903 года — городским головой Челябинска. Во время русско-японской войны работал председателем комитета по оказанию помощи воинам, пострадавшим в войне, и их семьям. В 1904 году был избран председателем правления городского взаимного Общества от огня страхования. У Бейвеля был свой строительный бизнес, среди построенных домов было здание в котором ныне находится кинотеатр «Знамя», здание реального училища (1904—1905). В 1911 году подал прошение оренбургскому губернатору об увольнении от должности городского головы и 9 мая 1911 года вышел в отставку.
Бейвель02 (700x525, 313Kb)
Мемориальная доска на здании ГКБ №1 города Челябинск
После отставки совмещал частную медицинскую практику и строительную подрядную деятельность. Вновь гласным городской Думы был выбран в 1914 году, одновременно с этим работал в санитарно-медицинской комиссии городской управы. В 1915 году его мобилизовали и отправили заведовать лазаретом в имении купца Архипова. Сохранились сведения о том, что во время гражданской войны французский консул уговаривал Александра Бейвеля вернуться с семьей на историческую родину, но он отказался. До 1931 года жил в Челябинске, продолжал заниматься частной практикой. С конца 1920-х годов был обложен огромным налогом с запретом на занятия частной практикой, это вынудило его в 1932 году вместе с семьёй переехать в Копейск, где он состоял консультантом при поликлинике и преподавал в техникуме сестёр милосердия. За время его деятельности главой города доходы бюджета Челябинска возросли вдвое, были замощены улицы и площади центральной части города, устроены электрическое освещение и телефонная связь, построены здания реального училища и женской гимназии, несколько школ и училищ, корпуса для городских лавок, новый приют, две пожарные части, осуществлена большая часть работ по строительству водопровода. Позже в реальном училище в его честь назвали стипендию.
Александр Францевич Бейвель умер 9 февраля 1939 года (по другим данным 7 февраля) в городе Копейске Копейского района Челябинской области. Похоронен в Копейске. В 1942 году на месте кладбища ударными темпами стали возводить авторемонтный завод (ныне АО "Завод «Пластмасс»). Копейчанам разрешили перезахоронить только прах шахтеров, а остальные могилы сравняли с землей. Скорее всего, эта участь постигла и последний приют Александра Францевича. Среди сотни имен перезахороненных табличку с именем Александра Бейвеля обнаружить не удалось. Семья: Отец Франц Кловис Амабль Бейвель (1828, Париж — ?);Жена Анна Васильевна Караваева (околро 1879 — после 1924); дети: Георгий (1899—?), врач; Евгения (1900—?), в замужестве Котельникова; Герман (9 декабря 1911—31 мая 1989), морской офицер; Кирилл; Савва.
Бейвель03 (525x700, 273Kb)
Мемориальная доска. Челябинск, улица Кирова, 112
Память
Улица Бейвеля в Курчатовском районе города Челябинска. Мемориальная доска на здании Городской Клинической больницы № 1, г. Челябинск, улица Воровского, дом 16. Мемориальная доска на здании кинотеатра «Знамя», улица Кирова, дом 112, скульптор Воробьёв, архитектор Екатерина Ощепкова.
Интересные факты
Наряду с Вячеславом Тарасовым три срока подряд был главой города, однако в отличие от первого трижды выбирался на этот пост, в то время как в 1991 году В.М. Тарасов был назначен Главой администрации Челябинска (в 1996 и 2000 годах - избирался).
Награды: Императорский и Царский Орден Святого Станислава III степени, 1899 год.

iveronov (462x700, 92Kb)
1867
Иван Александрович Иверонов
русский геодезист. Родился в Москве. Окончил Московский межевой институт (1887). В 1891-1915 гг. - преподаватель астрономии и геодезии там же (профессор с 1909), с 1909 г. - директор Московского сельскохозяйственного института. В 1892 г. определил широты Москвы и 6 уездных городов способом наблюдений зенитных звёзд пассажным инструментом, в 1893 г. производил наблюдения над качанием поворотных маятников в Пулкове, Москве и Московской губернии для исследования Московской гравитационной аномалии, с этой целью определил уклонение отвеса по долготе в нескольких пунктах Московской губернии. Умер в Москве 11 августа 1916 года. Литература: "Землемерное дело", 1916, № 6, № 9-10 (посвящен памяти И.А.Иверонова, имеется библиография трудов Иверонова).

Philipp Johann Heinrich Fauth (527x700, 181Kb)
1867
Филипп Фаут (немецкое имя — Philipp Johann Heinrich Fauth)
немецкий астроном, сотрудник Аненербе. Родился в городе Бад-Дюркхайм, Королевство Бавария. Работал школьным учителем. Был астрономом-любителем, работал в обсерватории в Ландштуле. В начале XX века познакомился с Гансом Гёрбигером, который при наблюдении луны «интуитивно» понял, что вся поверхность луны покрыта километровым слоем льда. Из этого ложного представления Гёрбигер развил доктрину вечного льда. Свою главную работу, «Ледовую космогонию», он написал совместно с Фаутом. Доктрина вечного льда, давно отвергнутая как псевдонаучная, в 1920-1930-е гг. была достаточно популярна. Её приверженцами были некоторые лидеры национал-социализма, в том числе Генрих Гиммлер. В 1938 г. Фаут был назначен Гиммлером на профессорскую должность и получил обсерваторию в Грюнвальде. При поддержке нацистов Фаут впоследствии смог создать свою собственную обсерваторию. С января 1939 г. возглавлял исследовательский отдел астрономии Аненербе. Умер в коммуне Грюнвальд, Мюнхен, Верхняя Бавария, Бавария, Германия, 4 января 1941 года. Именем Фаута назван кратер на Луне. Сочинения: Hörbigers Glacial-Kosmogonie, 1913; Mondesschicksal. Wie er ward und untergeht. Leipzig, R. Voigtländer, 1925; Der Mond und Hörbigers Welteislehre, Leipzig, Koehler & Amelang, 1925; Unser Mond, neues Handbuch für Forscher, Breslau, 1936. Литература: Ernst Klee: Das Personenlexikon zum Dritten Reich. Wer war was vor und nach 1945. Frankfurt am Main 2005.

Senda_Berenson (552x700, 129Kb)
1868
Сенда Беренсон (урождённая Вальвроженская, по мужу Эбботт; Senda Berenson Abbott)
американская спортсменка, спортивный педагог, «мать женского баскетбола»: создательница и пропагандист правил игры, действовавших в США на протяжении семидесяти лет — с 1910-х по 1980-е годы. Родилась в местечке Бутрыманцы, Трокский уезд, Виленская губерния, Российская империя, на территории современного Алитусского района Литвы, в семье евреев-литваков Алтера (впоследствии Альберта) Вальвроженского и Юдифи (впоследствии Джулии) Вальвроженской, урождённой Миклешанской. В 1875 году семья Вальвроженских эмигрировала в США, приняла фамилию Беренсон и поселилась в Бостоне. Сенда была болезненным ребёнком, из-за чего часто пропускала школьные занятия. По окончании школы она успешно сдала вступительные экзамены в Бостонскую консерваторию (надеясь стать концертирующей пианисткой), но была вынуждена оставить учёбу из-за болезни позвоночника. В 1890 году поступила в Бостонскую нормальную школу гимнастики (Boston Normal School of Gymnastics), вскоре после чего её физическое состояние заметно улучшилось. Проучившись в школе гимнастики два года, устроилась в гуманитарный колледж Смит в Нортгемптоне (Массачусетс) преподавателем физкультуры. В своей педагогической практике делала акцент на шведской гимнастике (освоенной ею, в числе прочих спортивных предметов, в Бостонской нормальной школе), а также — с 1895 года — на фехтовании (в 1897 году прошла углублённый курс фехтования в Королевском центральном институте гимнастики в Стокгольме). С 1901 года по инициативе Сенды Беренсон в число игр — предметов физкультурного курса в колледже был включён хоккей на траве. В 1911 году Сенда оставила колледж, выйдя замуж за преподавателя английского языка Герберта Вона Эбботта (Herbert Vaughan Abbott). Впоследствии (до 1921 года) работала преподавателем физкультуры в частной женской школе. В 1905—1917 годах возглавляла Женский баскетбольный комитет США. Умерла в городе Санта-Барбара, штат Калифорния, США) 16 февраля 1954 года.
Senda_BerensonSmith-College (700x401, 182Kb)
Смит-колледж. Выпуск 1902 года
Женский баскетбол
Главный вкладом Сенды Беренсон в женское физическое воспитание стала разработка правил женского баскетбола, впервые включённого ею в физкультурный курс Смит-колледжа в 1892 году. Версия Беренсон — модификация мужского варианта игры, изобретённой в 1891 году Джеймсом Нейсмитом — придавала меньшее значение борьбе за обладание мячом и активному перемещению по площадке, регламентируя, в основном, порядок передач и расстановку игроков. Число ударов при дриблинге и секунд обладания мячом ограничивалось тремя. Отбирать мяч у игрока команды-соперника запрещалось.
Senda_Berensonправила женского баскетбола (519x700, 194Kb)
Официальные правила женского баскетбола. 1915
Несмотря на известную инерцию общественного мнения (спортивная женская игра командного типа в конце XIX века многими воспринималась как коллективное дамское чудачество, намеренный эпатаж и даже «извращение»), женский баскетбол в редакции Сенды Беренсон быстро приобрёл популярность в американских школах. Первое издание стандартизованных правил женского баскетбола вышло в 1901 году. С 1899 по 1917 годы Сенда неоднократно дополняла и видоизменяла правила игры — пока они, наконец, не были приняты в качестве официальных. В 1985 году Сенда Беренсон была включена в американский Зал славы баскетбола; в 1987 году — в Международный еврейский спортивный зал славы; в 1999 году — в Зал славы женского баскетбола.
Факты
В период занятий в гимнастической школе Сенда Беренсон исправила врождённое искривление позвоночника, регулярно лёжа по нескольку часов на трёх составленных рядом стульях. На первое в истории состязание по женскому баскетболу, устроенное по инициативе Сенды Беренсон в марте 1892 года в Нортгемптоне (Массачусетс), зрители-мужчины не допускались. Команды различались не по цвету формы, как сейчас, а по цвету косынок, повязанных вокруг предплечий баскетболисток. Баскетбольными корзинами, как и у Нейсмита, служили корзины для персиков. Старший брат Сенды Беренсон, Бернард, — выдающийся художественный критик, один из крупнейших американских специалистов в области живописи итальянского Ренессанса. Правнучатые племянницы Сенды Беренсон — известные американские актрисы и фотомодели Мариса и Берри Беренсон. Литература: Basketball : A Biographical Dictionary / David L. Porter (ed.). — Greenwood Press, 2005. — P. 1. — ISBN 978-0-313-30952-6; Grundy, Pamela. Shattering the Glass. — New Press, 2005. — ISBN 978-1-56584-822-1; Melnick, Ralph. Senda Berenson: The Unlikely Founder of Women’s Basketball. — University of Massachusetts Press, 2007. — ISBN 1558495681.

József Marek  (516x700, 283Kb)
1868
Йожеф Марек (венгерское имя — József Marek)
венгерский ученый в области ветеринарии, член-корреспондент Венгерской Академии Наук (с 1918). Родился в городе Вогсердахей. В 1892 окончил Высшую ветеринарную школу в Будапеште, в 1898 - философский факультет Бернского университета (Швейцария). С 1892 - ассистент Ф.Гутиры, с 1898 - профессор частной патологии и терапии с диагностикой, затем-директор Высшей ветеринарной школы в Будапеште. Скончался Йожеф Марек в Будапеште 7 сентября 1952 года.
Научные работы
Основные научные работы относятся к патологии инфекционных болезней животных и ветеринарной микробиологии. Впервые описал ряд инфекционных болезней животных. Подтвердил наличие в Венгрии случной болезни лошадей и установил (1900) ее возбудителя, изучил изменения спинальных нервных стволов и перерождение нервных волокон в спинном мозгу при этом заболевании. Дал (1907) характеристику инфекционного бульварного паралича свиней и энзоотического паралича кур, названного болезнью Марека. Вместе с О.Вельманем изучал патогенез рахита и остеомаляции. Выяснил роль кальция, фосфора и витаминов в рационе животных разных видов. Изучал вирусные болезни животных с признаками септицемии и дегенерации мускулатуры. Один из авторов руководства "Частная патология и терапия домашних животных" (тома 1-4, 1961-1963), переведенного на многие языки мира. Автор классического учебника "Клиническая диагностика болезней домашних животных" (1-е издание, 1911). Основатель венгерской ветеринарной школы. Почетный доктор Будапештского, Лейпцигского и ряда других университетов. Премия имени Л.Кошута ВНР (1949). Умер в Будапеште 7 сентября 1952 года. Сочинения в русском переводе: Частная патология и терапия домашних животных, тома 1—4, Москва, 1961—1963 (совместно с другими). Избранные научные труды: 1911 — Учебник Клиническая диагностика болезней домашних животных; 1961-1963 — Частная патология и терапия домашних животных (один из авторов); Совместно с О.Вельманем изучал патогенез рахита и остеомаляции. Членство в обществах: Основатель и член венгерской ветеринарной школы; Почётный доктор ряда венгерских университетов. Награды и премии: 1949 — Премия имени Кошута (ВНР); Премия «Наследие Венгрии». Литература: Ветеринарная энциклопедия, том 3, Москва, 1972.

Рейснер (546x700, 196Kb)
1868
Михаил Андреевич Рейснер (немецкое имя — Michael von Reusner)
русский и советский учёный-юрист, публицист, социопсихолог и историк. Участник революционного движения. Отец Ларисы и Игоря Рейснеров. Происходил из российского дворянского рода померанского происхождения (Рейснер) и родился в семье чиновника, в городе Вилейка Виленская губерния, Российская империя (ныне Минская область, Белоруссия). В 1888 году окончил 6-ю петербургскую гимназию и в 1892 году со степенью кандидата права юридический факультет Варшавского университета. В 1893—1896 годах преподавал в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства. В 1896 году командирован в Гейдельберг, где проработал два года. Получил степень доктора философии за работу «Трактат о Божественном происхождении царской власти». В 1898—1903 годах был профессором юридического факультета Томского университета. В 1901 году находился в годичной заграничной научной командировке. В результате студенческих беспорядков 1903 года ему пришлось подать в отставку, он был вынужден эмигрировать в Германию и Францию. В конце 1905 года Рейснер возвратился в Россию.
Рейснер_с_женой_и_дочерью (700x534, 142Kb)
М.А.Рейснер с женой Екатериной Александровной и дочерью Ларисой
Участвовал в работе Первой конференции РСДРП в Таммерфорсе. После разгрома революции 1905 года вновь уехал за границу, читал лекции в Русской высшей школе общественных наук в Париже. В 1907 году Рейснер вернулся в Россию и стал приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, был профессором Психоневрологического института. В.Л.Бурцев обвинял его в сотрудничестве с царской охранкой. Во время Первой мировой войны выпускал, совместно с дочерью Ларисой, журнал «Рудин». После Октябрьской революции 1917 года был заведующим отделом законодательных предположений Народного комиссариата юстиции, профессором в Петроградском университете, участвовал в разработке первой советской конституции. Рейснер был одним из основателей Коммунистической академии как центра марксистской социальной науки. Также он является автором декрета об отделении церкви от государства. Он был также одним из основателей Русского психоаналитического общества и работал в Наркомпросе. Профессор кафедры общей истории и теории права факультета общественных наук (1921—1925), профессор кафедры государственного права СССР и государственного права буржуазных стран факультета советского права (1925—1928) Московского университета. Действительный член Института теории и истории права факультета общественных наук (1921—1925?). Умер в Москве 3 августа 1928 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Донском кладбище. Семья: Жена — Екатерина Александровна, урождённая Хитрово — из известного дворянского рода. Дежурила в Кремлёвской больнице, где умирала её дочь, покончила жизнь самоубийством сразу же после смерти Ларисы; Дочь — Лариса Рейснер (1895—1926) — революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, советская писательница; Сын — Игорь Рейснер (1899—1958) — советский востоковед, доктор исторических наук (1953), специалист по Индии и Афганистану; Сын (приёмный) — Лев Рейснер (1902—1941) — советский подводник, репрессирован в 1937 году, умер в лагере. Основные труды и статьи: Право свободного исповедания. // Вестник права . — 1899. — № 9, Ноябрь. — Страницы 85-102; Христианское государство. (К вопросу об отношении государства и церкви). Идея христианского государства в прусской церковной политике и учении некоторых немецких канонистов. — 1899; Мораль, право и религия по действующему русскому закону: Юридико-догматические очерки. // Вестник права. — 1900. — N 3. Март. — Страницы 1-18; Мораль, право и религия по действующему русскому закону: Веротерпимость и национальный принцип по действующему праву. Юридико-догматические очерки.// Вестник права. — 1900. — N 4 и 5. Апрель и май. — Страницы 1-49; Общественное благо и абсолютное государство. // Вестник права. — 1902. — № 9-10, Ноябрь-Декабрь. — Страницы 1-128; Что такое правовое государство. // Вестник права. — 1903. — Книга четвёртая. Апрель. — Страницы 71-99; Нравственная личность в правовом государстве. // Вестник права . — 1903. — Книга пятая и шестая. Май-Июнь. — Страницы 37-48; Новое право. // Вестник права. — 1904. — Книга пятая. Май. — Страницы 28-90; Рейснер М.А., бывш. проф. Томского Ун-та. Государство и верующая личность: Сборник статей. — Санкт-Петербург: Типография товарищества «Общественная Польза», 1905. − 423 страницы. — (Библиотека «Общественной пользы»); Русский абсолютизм и европейская реакция. — [Санкт-Петербург]: Дело, 1906. — 102 страницы; Теория Л.И.Петражицкого, марксизм и социальная идеология. — Санкт-Петербург: Типография товарищества «Общественная Польза», 1908. — 239 страниц; Л.Андреев и его социальная идеология. Опыт социологической критики. — 1909; Государство: Пособие к лекциям по общему учению о государстве. Часть 1, Культурно-исторические основы. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1911. — 223 страницы; Государство. Часть 2, Часть 3, Государство и общество; Государственные формы. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1912. — 291 страница; Общественная борьба и политические партии. — 1917; Пролетариат и мещанство. — Петроград, издательство Белопольского, 1917 г.- 132 страниц; Государство. Часть 1, Идеология и метод. — 2-е издание. — Москва: Издание Социалистической Академии Общественных наук, 1918. — 222 страницы; Государство буржуазии и Р.С.Ф.С.Р.: В трех частях. — Москва; Петроград: Государственное изд-во, 1923. — 419 страниц; Проблемы социальной психологии. — Ростов-Дон, 1925; Право: Наше право; Чужое право; Общее право. — Ленинград; Москва; Госиздат, 1925. — 276 страниц; История политических учений. Том первый. — Москва; Ленинград: Госиздат, 1929. — 456 страниц. Рецензии: [Рецензия на работы] Е.Темниковского «Государственное положение религий во Франции», В.Соколова «Государственное положение религий в Германии» / М.А.Рейснер. // Вестник права. — 1899. — №4. Апрель. — Страницы 193—205. Литература: Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — Москва : Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — Страница 204. — 300 страниц. — 2000 экземпляров. — ISBN 5—8037—0164—5; Вышкварцев В.В. М.А.Рейснер: религиозный нигилизм как апологетика современной «цифровой религии» // Российское право онлайн. 2021. — № 2. — Страницы 80-88; Вышкварцев В.В. Государственно-правовые и религиозные взгляды М.А.Рейснера на нравственность (конец XIX в.) // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 5 (102) — Страницы 34—43; Вышкварцев В.В. К вопросу о нравственности в государственно-правовых и религиозных взглядах М.А.Рейснера (конец XIX века) / Нравственность и право. Реальность и перспективы взаимодействия: сборник научных трудов. — Москва: «РГ-Пресс». — 2019. — Страницы 185—192; Вышкварцев В.В. Юридико-психологические особенности концепции «социальной символики» М.А.Рейснера // История российской психологии в лицах: Дайджест. № 3 — 2018. — Страницы 42-48; Вышкварцев В.В. Идеология и культура правового государства (к 150-летию со дня рождения Михаила Андреевича Рейснера (1868—1928 гг.)). // Культура: управление, экономика, право. № 1 — 2018. — Страницы 18-23; Вышкварцев В.В. Формирование психологического подхода к пониманию гражданского общества в России (на основе учений М.А.Рейснера)// Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В 2-х томах. Том 2. Санкт-Петрбург.: Скифия-принт, 2017; Вышкварцев В.В. М.А.Рейснер и его ранние философские рассуждения о правовом государстве // Гражданское общество и правовое государство. Материалы международной научно-практической конференции. Том. 2. — Барнаул: Издательство ААЭП. — 2013. — Страницы 3-4; Вышкварцев В.В. Общее благо и либеральный критицизм М.А.Рейснера // Мыслящие миры российского либерализма: графиня Софья Владимировна Панина (1861—1956). Материалы Международного научного коллоквиума. Москва, 29-31 мая 2011 г. — Москва: «Белый Ветер». — 2012. — Страницы 212—221; Лозина-Лозинский М.А. [Рецензии на работы] профессора М.А.Рейснера Христианское государство (к вопросу об отношении государства и церкви)", «Право свободы религиозного исповедания. Свобода совести в императорском Риме». // Вестник права . — 1899. — N 4. Апрель. — Страницы 318—323; Ивановский В.В. Приемы психологического изучения государства: по поводу книги М.А.Рейснера «Государство». Часть 1. Культурно-исторические очерки. 1911 г. // Журнал Министерства юстиции. — 1911. — № 10. Декабрь. — Страницы 261—276; Бачинин В.А. Авангардистское правоведение М.А.Рейснера. // Правоведение. — 2006. — № 5. — Страницы 169—183; Дамте Д.С. Психологическая теория религии М.А.Рейснера // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. — 2020. — № 1. — Страницы 146—157; Хочоян А.Г. Развитие идей психологической школы права в трудах М.А.Рейснера и Я.М.Магазинер. // Право и государство. — 2008. — № 9. — Страницы 132—135; Пржиборовская Г.А. Лариса Рейснер. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 486 страниц. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03073-2; Профессора Томского университета: Биографический словарь. Выпуск 1. 1888—1917 . — Бумага меловая. — Томск, 1996. Страницы 204—207; Скибина О.А. Государство и право как идеологические формы в учении М.А.Рейснера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (25): в 2-х частях. Часть II. Страницы 170—174; Скибина О.А. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого и марксизм в учении М.А.Рейснера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х частях. Часть I. Страницы 163—167.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку