-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108571
Комментариев: 6801
Написано: 117042


16 марта родились...

Суббота, 16 Марта 2024 г. 07:33 + в цитатник
Reza_shahpahlavi (560x700, 162Kb)
1878
Реза-шах Пехлеви (персидское имя — رضا شاه پهلوی)
тридцать четвёртый шах Ирана с 1925 по 1941 из династии Пехлеви. Родился в деревне Алашт шахристана Савадкух остана (провинции) Мазендеран, в тюркоязычной семье военных. Его предки бежали с Кавказа из-за русского вторжения и получили феодальное владение в плодородном селе Алашт в Мазендаране. Его родственники, включая отца и деда, служили в провинциальных полках, последний погиб при осаде Герата в 1848 году. Отец Реза-хана Аббас Али-хан (1815—1878) умер через 3-6 месяцев после рождения сына. Реза-хан был многоязычным — говорил на диалекте мазандеранского алашти с соседями, на персидском с окружающим миром, на ломаном русском с царскими казачьими офицерами, на тюркском со своими солдатами.
 (579x699, 83Kb)
Он был самоучкой, согласно некоторым источникам, неграмотным. Карьеру начал как рядовой Персидской казачьей бригады (ПКБ). В 20-летнем возрасте он был произведён в офицеры. В 1903 году назначен телохранителем голландского консула генерала Фрица Кнебеля (нид.). В 1910 году Реза-хан был произведён в чин капитана ПКБ. К 1919 году дослужился до генерала. С помощью бывших сослуживцев по казачьей дивизии в 1921 году, в разгар смуты и внешней интервенции, иранский офицер Реза Пехлеви с боями занял столицу Тегеран и был назначен Ахмад-шахом Каджаром военным губернатором и главнокомандующим, а через некоторое время — военным министром. См. также: Государственный переворот в Персии (1921)
Reza_shahpahlav01 (700x290, 133Kb)
Персидские казаки
В 1923 году Пехлеви назначен премьер-министром. Используя своё положение и авторитет, он подготовил свержение династии Каджаров. Учредительная ассамблея Меджлиса 31 октября 1925 года объявила о низложении Ахмед-шаха Каджара и всей Каджарской династии. 12 декабря 1925 года Реза-хан пришел к власти и был провозглашён новым шахом Ирана, под именем Реза-шаха Пехлеви, а 15 декабря он принёс присягу правителя, возродив таким образом династию Пехлеви. В 1927 году, под давлением СССР, был подписан советско-иранский договор о гарантии и нейтралитете.
Reza_shahpahlav02 (489x700, 179Kb)
Ахмед-шах Каджар
По его почину была проведена судебная реформа (1927—1928), отменён капитуляционный режим (1928), были приняты Гражданский кодекс (1929), закон против насильственных захватов земли (1930), закон о продаже государственных земель (1934), введён автономный таможенный тариф. В 1935 году издал декрет о снятии чадры. В том же 1935 году Реза-шах потребовал, чтобы иностранные государства стали официально использовать самоназвание государства — «Иран», вместо употреблявшегося до того названия «Персия». Опираясь на реорганизованную армию, Реза-шах вёл борьбу против сепаратизма крупных феодалов. В 1941 году, в ходе Второй мировой войны, Реза-шах попытался отказать Великобритании и СССР в размещении их войск на территории Ирана, после чего 25 августа 1941 г. советские и английские войска с двух концов страны пересекли иранскую границу. Было объявлено, что на весь период Второй мировой войны они берут территорию под свой контроль, а шаху было предложено отречься от престола. Отречение состоялось 16 сентября 1941 года. Экс-шах умер в изгнании в Йоханнесбурге, в Южной Африке, 26 июля 1944 года. Награды: Орден Пехлеви; Кавалер ордена Зульфикара; Орден Льва и Солнца I степени; Кавалер ордена Серафимов; Кавалер Большого креста ордена Лепольда I; Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона; Кавалер Высшего ордена Святого Благовещения; Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря; Орден Белого орла; Кавалер ордена Слона; Орден Белого льва I степени; Кавалер Большой ленты египетского ордена Мухаммеда Али; Кавалер ордена Хашимитов.
Reza_shahpahlav03 (700x377, 250Kb)
Мавзолей Шаха Реза в городе Рей до его сноса.
Мавзолей Реза Пехлеви
Его сын Мохаммед Реза Пехлеви перенёс останки отца в Иран и воздвиг ему роскошный мавзолей, однако после исламской революции по распоряжению аятолл мавзолей был разрушен.
Исторические факты
Шах изображался на всех выпусках банкнот Ирана в период 1928—1943 гг. Также в честь него была названа чеканившаяся с 1927 года персидская золотая монета пехлеви.
Reza_shahpahlav04 (700x402, 366Kb)
5 туманов (1928)
Reza_shahpahlav05 (700x396, 343Kb)
20 риалов (1932)
Reza_shahpahlav06 (700x358, 311Kb)
10 риалов (1934)
Reza_shahpahlav07 (700x370, 319Kb)
50 риалов (1934)
Reza_shahpahlav08 (700x404, 361Kb)
500 риалов (1938)

 (628x699, 234Kb)
1878
Александр Иванович Таманян (армянское имя — Ալեքսանդր Թամանյան)
советский армянский архитектор, представитель неоклассического направления. Народный архитектор Армянской ССР (1926). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942 — посмертно). Им спроектирован и по его генеральному плану построен современный Ереван. Родился в Екатеринодаре, в семье банковского служащего. В 1896 году окончил Кубанское Александровское реальное училище, через два года поступил на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил в 1904 году. По словам сестры Таманяна и его друга Евгения Шретера, уже в годы обучения в Академии Таманян, просматривая чертежи и фотографии древних памятников, говорил о желании работать на исторической родине. Первые работы Таманяна были выполнены в духе неоклассического направления, популярного в те годы. В 1909 году он работал над реконструкцией двух усадеб графов Мусиных-Пушкиных (Мологский уезд Ярославской губернии). Так он спроектировал и построил каменный дом-особняк и службы при нем усадьбе Борисоглеб. Еще более масштабными были работы в усадьбе Иловна: проект и постройка каменной набережной, проекты устройства парка и отделки фасадов домов, реставрация каменной церкви конца XVIII века. Работы были закончены в 1913 году; в 1914 году он приступил к проектированию дальнейшей реконструкции главного дома в Иловне, оставшейся незаконченной из-за революции. В начале 1940-х гг. обе усадьбы были затоплены Рыбинским водохранилищем. Широкое профессиональное признание А.И.Таманяну принесла реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге. Примерами его ранних работ могут быть особняк В.П.Кочубея в Царском селе (1911—1912) (совместно с Н.Е.Лансере и В.И.Яковлевым), дом князя С.Щербатова на Новинском бульваре в Москве (1911—1913) удостоенный звания лучшего дома Москвы этого года, совместный с В.А.Семёновым и другими архитекторами проект Города-сада для служащих железной дороги, включая туберкулезный санаторий и железобетонный мостик на станции Прозоровская (ныне Кратово) под Москвой (1913—1923); центральное депо Казанской железной дороги в Люберцах, 1916. Интерес также представляет начатый по поручению Н.Я.Марра проект музея в Ани. Хотя он и не был осуществлён, Таманян получил возможность ознакомиться с шедеврами армянского зодчества. В 1914 году Таманян был удостоен звания академика, в 1917 году избран председателем Совета Академии художеств на правах вице-президента и Председателем Совета по делам искусств. В 1923 году он переехал в Ереван, где возглавил начавшееся в республике строительство. Таманян был главным инженером местного Совнаркома и членом ЦИК-а Армянской ССР (1925—1936). Таманян разработал генеральные планы ряда армянских городов и поселков, в том числе, Ленинакана (современный Гюмри) (1925), Нор-Баязета (современный Гавар) (1927) и Ахта-Ахпара (1927), Эчмиадзина (1927—1928) и др. Таманян создал первый генеральный план современного Еревана, который был одобрен в 1924 году.
Yerewan_architects_monument (525x700, 354Kb)
Памятник Таманяну и монумент «Каскад» в Ереване.
Стиль Таманяна способствовал преобразованию маленького провинциального города в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр. Неоклассицизм определял творчество архитектора, однако в то же время были выполнены в национальном духе (традиционная декоративная резьба по камню и др.). Среди наиболее знаменитых творений зодчего в Ереване можно выделить гидроэлектростанцию (ЕРГЭС-1, 1926),
Yerevan_Opera_House (700x525, 265Kb)
Дом оперы и балета имени А. А. Спендиарова (1926—1953),
Yerewan_Place_of_the_Republic_2 (700x525, 332Kb)
Дом правительства АрмССР (1926—1941) и др. Таманян также сыграл ведущую роль в развитии и восстановлении исторических ландшафтов, председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении. Умер в Ереване 20 февраля 1936 года. Похоронен в Ереване в Пантеоне парка имени Комитаса.
 (699x396, 109Kb)
Таманян на банкноте 500 драм Центрального банка Армении.
Литература: Яралов Ю.С., Таманян, Москва, 1950.

Henry_B._Walthall_1916 (498x700, 266Kb)
1878
Генри Брезил Уольтхолл (Henry Brazeale Walthall)
американский киноактёр. Родился в округе Шелби, штат Алабама, США. Уольтхолл начал свою карьеру как театральный актер на сцене Бродвея. Его дебютом была роль второго плана в постановке драмы Уильяма Вон Муди «The Great Divide». Карьера киноактёра началась в 1908 году с фильма «Спасённый из орлиного гнезда».
Henry_B._Waltha01 (480x700, 304Kb)
The False Faces (1919)
Личная жизнь
Уольтхолл был дважды женат. Его первый брак, с актрисой Изабель Фентон, закончился разводом после десяти лет совместной жизни в 1917 году. Через год после развода Уольтхолл женился вторично на актрисе Мэри Чарлсон, брак с которой продлился до его смерти от гриппа в 1936 году. Умер в городе Монровия, штат Калифорния, США, 17 июля 1936 года.
Henry_B._Waltha02 (517x700, 326Kb)
Modern Husbands (1919)
Избранная фильмография: 1908 — Спасённый из орлиного гнезда / Rescued from an Eagle’s Nest; 1909 — Спекуляция пшеницей / A Corner in Wheat; 1909 — / The Hessian Renegades; 1909 — / Fools of Fate; 1909 — / In Little Italy; 1909 — / The Day After; 1909 — /Choosing a Husband; 1910 — /The Two Brothers; 1910 — /The Kid; 1910 — Рамона / Ramona; 1910 — /In the Border States; 1910 — /The House with Closed Shutters; 1912 — Невидимый враг / An Unseen Enemy; 1912 — /The Inner Circle; 1912 — /A Change of Spirit; 1912 — /Two Daughters of Eve; 1912 — /So Near, Yet So Far; 1912 — /A Feud in the Kentucky Hills; 1912 — /In the Aisles of the Wild; 1912 — /The One She Loved; 1912 — Любительница румян / The Painted Lady; 1912 — Моя крошка / My Baby; 1912 — / The Informer; 1912 — / Brutality; 1912 — /My Hero; 1912 — /The Burglar’s Dilemma; 1912 — /The God Within; 1913 — /Three Friends; 1913 — /Love in an Apartment Hotel; 1913 — /Broken Ways; 1913 — /The Unwelcome Guest; 1913 — /The Sheriff’s Baby; 1913 — /If We Only Knew; 1913 — Барышня и мышка / The Lady and the Mouse; 1913 — /The Wanderer; 1913 — /The House of Darkness; 1913 — /The Tenderfoot’s Money; 1913 — /The Stolen Loaf; 1913 — /Red Hicks Defies the World; 1913 — /The Switch Tower; 1913 — /The Mothering Heart; 1913 — /The Mistake; 1913 — /A Gambler’s Honor; 1913 — /During the Round-Up; 1913 — /The Mirror; 1913 — /The Vengeance of Galora; 1913 — /Two Men of the Desert; 1913 — /A Woman in the Ultimate; 1913 — /The Battle at Elderbush Gulch; 1913 — Смертельный марафон / Death’s Marathon; 1914 — /The Green-Eyed Devil; 1914 — Юдифь из Бетулии / Judith of Bethulia; 1914 — /Home, Sweet Home; 1914 — /Lord Chumley; 1914 — /Man’s Enemy; 1914 — Совесть-мститель / The Avenging Conscience — племянник; 1915 — Рождение нации / The Birth of a Nation; 1916 — /The Strange Case of Mary Page; 1918 — /The Great Love; 1919 — /The False Faces; 1922 — /The Kickback; 1923 — /The Face on the Bar-Room Floor; 1925 — Пластмассовый век / The Plastic Age; 1925 — The Golden Bed; 1925 — Kentucky Pride; 1925 — Dollar Down; 1926 — / The Road to Mandalay; 1926 — Алая буква / The Scarlet Letter; 1926 — Барьер; 1927 — Крылья / Wings; 1927 — Лондон после полуночи / London After Midnight; 1929 — /Speakeasy; 1929 -/The Jazz Age; 1929 — Мост короля Людовика Святого/The Bridge of San Luis Rey; 1929 — /The Trespasser; 1930 — /Temple Tower; 1932 — /Police Court; 1932 — /The Cabin in the Cotton; 1932 — /Ride Him, Cowboy/; 1933 — 42-я улица /42nd Street; 1934 — Вива Вилья!; 1934 — Судья Прист / Judge Priest — его преподобие Эшби Бранд; 1935 — /A Tale of Two Cities; 1936 — Дьявольская кукла /The Devil-Doll; 1936 — /China Clipper.

Agamemnon_Schliemann (433x700, 159Kb)
1878
Агамемнон Шлиман (греческое имя — Αγαμέμνων Σλήμαν)
греческий дипломат и политик, сын известного археолога Генриха Шлимана и его второй жены Софии. Родился в Афинах, для его матери это была пятая беременность и вторая, окончившаяся благополучно. Был назван в честь мифологического персонажа — царя Микен, в которых его отец и мать вели тогда раскопки. Генрих Шлиман после рождения провёл следующую церемонию — вынес младенца на крышу, посвятив его Солнцу, а затем коснулся головы томом Гомера. Непосредственно во время крещения Шлиман попытался измерить температуру святой воды, и едва не сорвал таинство. Отец скончался, когда Агамемнону было 12 лет. Образование и докторскую степень получил в Париже, где по завещанию ему был оставлен дом, также он владел обширными поместьями в Фессалии. В 1902 году во время морского путешествия встретил 16-летнюю американку Надин де Борнеман, и женился на ней в Нью-Йорке. Тогда же он принял американское гражданство, которое имел и его отец. Сделал в Греции политическую карьеру, был депутатом парламента (представлял Лариссу), и в 1914 году был назначен послом в США. После развода с Н. де Борнеман испытывал серьёзные финансовые трудности, так что в 1926 году его мать даже продала семейную резиденцию «Илиу Мелатрон», чтобы помочь сыну. В 1935 году был губернатором Эпира. В дальнейшем жил во Франции, где небезуспешно пытался бороться против немецкой оккупации Греции. После войны был назначен посланником во Франции. Был женат во второй раз, но и этот брак был бездетным. Скончался в городе Париж, Франция, в 1954 году и был похоронен в Париже.

litvinsedoy2 (574x700, 102Kb)
1879
Литвин Зиновий Яковлевич (Литвин-Седой, Звулон Янкелев; партийный псевдоним - Седой, Виллонен, Иголкин, Быстров)
советский и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1897. Родился в Коломне, в семье рабочего. Рабочий-металлист. В революционном движении с 1893. Участник Московского рабочего союза. Вел партийную работу в Москве, Коломне, Тамбове, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Неоднократно подвергался арестам и высылкам. В 1905 член МК РСДРП; в декабре, во время Московского вооруженного восстания, начальник штаба боевых дружин на Пресне, сражался на баррикадах, был ранен. В 1906 в Финляндии секретарь военно-революционной организации РСДРП. Делегат 4-го съезда партии. В июле 1906 участник восстания моряков в Свеаборге. До 1917 в эмиграции во Канаде, США. В 1917 член Киевского горсовета. В 1918 комиссар 121-го стрелкового полка, участвовал в боях за Царицын (Волгоград). В 1919—1921 работал в Центральном управлении военных сообщений, затем в НКПС. В 1921—1939 директор хлопчатобумажного техникума в Москве. Бессменный член Московского совета. Делегат 10, 11, 13—16-го съездов партии. На 10-м съезде РКП(б) избирался членом ЦКК. С 1939 персональный пенсионер. Автор ряда воспоминаний о Московском вооруженном восстании в декабре 1905. Награжден орденом Красного Знамени. Умер в Москве 15 октября 1947 года. Литература: В рядах московских большевиков, в книге: На баррикадах, Москва, 1955.

Fritz Röll920703 (542x700, 210Kb)
1879
Фриц Рёлль (немецкое имя — Fritz Röll)
немецкий скульптор. Родился в городе Кальтеннордхайм, Тюрингия, Германия Фриц. Рёлль изучал живопись и ваяние в 1896—1900 годах в нюрнбергской Академии изящных искусств, затем был помощником скульпторов Густава Эберлейна и Иоганнеса Гётца. В 1902—1910 годы продолжил обучение в Высшей академической школе искусств в Берлине, в классах Герхарда Яненша, Эрнста Гертера и Петера Бройера. В значительной степени находился под творческим влиянием Адольфа фон Гильдебранда. В 1909 году скульптор завоёвывает «Больбшую государственную пермию» Прусской академии художеств. В 1911—1914 годах он живёт и работает в Риме, с октября 1912 — на «Вилле Массимо» (получал частную стипендию от Эдуарда Арнольда). Художник жил преимущественно в Берлине, где с 1919 года у него была своя мастерская. В 1934 он руководит как директор проводившейся тогда «Большой берлинской художественной выставкой». В 1935 Рёлль покупает рабочую мастерскую Августа Гауля. В годы правления в Германии национал-социалистов творчество скульптора оставалось недооценённым. Ф.Рёлль работал с камнем, деревом и бронзой. Особенно интересны его бюсты-портреты, а также пластика малой формы, в первую очередь скульптурки животных. Был участником многочисленных германских и международных художественных выставок — Больших берлинских (1901, 1902, 1904, и с 1906 по 1942 год), Берлинский сецессион (1920 и 1926), Берлинской академии (1924—1941), Мюнхенской академии (1904, 1907, 1908, 1911, 1912, 1925, 1930,1932, 1935, 1936, и с 1937 по 1941), выставок в Кёнигсберге (1925), Рио-де-Жанейро и Эссене (1928), в Дюссельдорфе (1928 — серебряная медаль и 1933), в Вене (1909, 1932 — почётная медаль, 1940), в Риме (1912, 1913), в Хельсинки (1936), Варшаве (1938), Загребе и Братиславе (1942). Умер в Берлине 1 августа 1956 года. Литература: Hans Vollmer: Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. Bd. 4, Seemann, Leipzig 1958, S. 88; Herrmann A. L. Degener: Wer ist’s. Degener, Berlin 1935, S. 1315.
Галерея
Fritz Röll01 (479x700, 385Kb)
Завязывающий сандалии (1909)
Fritz Röll02 (626x700, 588Kb)
Каменная девушка (1913)
Fritz Röll03 (554x700, 621Kb)
Шагающая девочка, Берлин (1932)
Fritz Röll04 (400x700, 115Kb)
Скромность и красота (1926)
Fritz Röll05 (700x466, 368Kb)
Бегун на финише, Галле (1927)

Mark_Sykes00 (532x700, 279Kb)
1879
Марк Сайкс (Mark Sykes)
британский писатель, политик и дипломат. Во время Первой мировой войны считался крупнейшим британским специалистом по Ближнему Востоку. Известен тем, что совместно с французским дипломатом Франсуа Пико́ подписал Соглашение Сайкса-Пико, по которому восточные территории Османской империи были разделены на британскую, французскую, позже российскую и итальянскую сферы влияния. По одной из версий, является автором флага Палестины. Умер в Париже от испанского гриппа 16 февраля 1919 года. Произведения: Пять провинции Турции, 1900; Darü´l İslam, 1904; Последнее наследия халифа, 1911; Kıbrıslı Zade Binbaşı Osman Bey´in Hatıra. Литература: Дэниел Ергин. Новая карта Мира. Энергетические ресурсы, меняющийся климат и столкновение наций = The New Map: Energy, Climate, and the Clash of Nations / перевод с английскогоМихаил Витебский. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 444 с. — ISBN 978-5-907394-27-8; Janet Wallach: Desert Queen. Anchor Books, New York, 1999; Karl E. Meyer und Shareen Blair Brysac: Kingmakers: the Invention of the Modern Middle East: W.W. Norton, New York, 2008; Jonathan Cape: Mark Sykes: Portrait of an Amateur. London, 1975; Christopher Simon Sykes: The Big House: The Story of a Country House and Its Family. Harper Perennial, London, 2005; Ходнев А.С. Марк Сайкс — «лучший знаток Малой Азии» // Новая и новейшая история. — 2016. — № 4. — Страницы 157—165; Шаповалов М.С. Еврейский вопрос в начале XX века глазами британских чиновников (Р.Сторрс, М.Сайкс, Т.Лоуренс)// В сборнике: Израиль, Россия и русскоязычное еврейство в контексте международной политики К 20-летнему юбилею восстановления дипломатических отношений между СССР/Россией и Израилем : Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Серия «Академическая серия» 2011. Страницы 80-91; Шаповалов М.С.Марк Сайкс и британская политика в Палестине В 1898—1919 гг. // В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В.Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Нижневартовский государственный университет. 2014. Страницы 99-101.

PAULUS_Pierre (539x700, 176Kb)
1881
Барон Пьер Полюс де Шатле (Pierre Paulus de Châtelet)
бельгийский художник-экспрессионист, валлон по национальности. Родился в Шатле, Эно. Учился живописи у своего отца (скульптора-орнаменталиста) и в Академии художеств в Брюсселе. Писал реалистические пейзажи промышленных районов Боринажа; в картинах, посвященных жизни валлонских шахтеров и металлургов, создавал монументальные образы людей труда. Произведения: "Юность" (1909, ратуша, Шарлеруа), "Шахтерский поселок" (Музей современного искусства, Брюссель), "Материнство", "Утонувший рабочий" (1950).
Барон Пьер Полюс де Шатле Flag_of_Wallonia.svg (700x466, 32Kb)
Наиболее известен как автор «смелого петуха» (французское название — Le Coq Hardi), принятого 3 июля 1913 года Ассамблеей Валлонии в качестве национального флага; среди других известных творений — пейзажи промышленных районов Брюсселя и картины, на которых изображена повседневная жизнь валлонских рабочих и шахтёров. Он получил известность во время выставки валлонского искусства в Шарлеруа в 1911 году. В годы Первой мировой войны работал фронтовым художником, в межвоенный период организовал несколько выставок в Европе и в США. Умер в Брюсселе 17 августа 1959 года. В муниципалитете Сен-Жиль, где Полюс жил долгое время, в его честь назван парк.

Алчевская_Христина_Алексеевна (454x700, 163Kb)
1882
Христина Алексеевна Алчевская (украинское имя — Христина Олексіївна Алчевська)
украинская поэтесса, прозаик, драматург, литературный критик, публицист, переводчик и педагог конца ХІХ-начала ХХ ст. Родилась в Харькове, в семье известного российского предпринимателя и мецената А.К.Алчевского и его жены — педагога-просветителя Х.Д.Алчевской. Начальное образование получила в домашней школе, затем в харьковской Мариинской женской гимназии. Продолжила учебу на высших педагогических курсах в Париже в 1900—1902 годах. Постоянной наставницей для неё всегда была мать Христина Даниловна, основавшая женскую воскресную школу в Харькове. Начиная с 1905 года, Х.А.Алчевская занималась педагогической деятельностью. В это время она написала ряд произведений, сначала на русском, потом на украинском языке, в которых отразились настроения и чаяния демократической интеллигенции, осуждались социальное неравенство и национальный гнет. Как и вся передовая молодежь того времени, Христина увлекалась произведениями украинской, русской, других славянских и западноевропейских литератур. Незабываемым для молодой Алчевского стало личное знакомство с украинскими писателями: М.Коцюбинским, Лесей Украинкой, В.Стефаником, М.Старицким. При советской власти печаталась в газетах и журналах «Комунарка Украины», «Червоний шлях», «Всесвіт», «Зоря».
Творчество
Свои первые стихотворения и рассказы на русском языке десятилетняя Христина поместила в рукописном журнале «Товарищ». С 1902 года Х.А.Алчевская начала печататься в периодических изданиях, литературно-художественных альманахах. В 1907 году в Москве был издан первый сборник её произведений «Туга за сонцем», который положительно оценил И.Франко. Стихи поэтессы публиковались почти во всех украинских периодических изданиях того времени: «Хлібороб», «Рідний край», «Громадська думка», «Літературно-науковий вісник» и др. На протяжении 1907—1917 г. в разных издательствах вышли 12 поэтических сборников Х.А.Алчевской («Туга за сонцем» (1907), «Сонце з-за хмар» (1910), «Пісня життя» (1910), «Вишневий цвіт» (1912), «Пісні серця і просторів», «Моєму краю» (1914), «Сльози», «Спомини» (1915), «Встань, сонце!», «Мандрівець», «Грезы» (1916), «Пробудження» (1917)). Последний, двенадцатый сборник вышел в 1922 году в Калише (Польша). Из двенадцати её сборников только один, десятый «Грезы», был издан на русском языке. На формирование мировоззрения юной поэтессы оказали влияние встречи и беседы с Б.Гринченко, Н.Михновским, Н.Вороным, Г.Хоткевичем, увлечение произведениями Т.Шевченко, О.Кобылянской, более поздние контакты и переписка с И.Франко, Л.Украинкой, Н.Коцюбинским, П.Грабовским, В.Стефаником, М.Павликом и другими прогрессивными украинскими писателями и общественными деятелями. Всплеск творческих сил Х.Алчевской приходится на вторую половину 1920-х годов во время дружбы с французским писателем А.Барбюсом. Под влиянием его творчества писательница создала драматические поэмы историко-революционной тематики: «Луїза Мішель» (1926) и «Загибель юнака» (1931). Х.А.Алчевская — автор ряда литературно-критических статей, посвященных творчеству Т.Г.Шевченко, В.Стефаника, украинских и российских демократов конца XIX-начала XX в. («З поля двох письменств», «Майстри слова», «Пам’яті Шевченка», «Дух велетня», «Селянська дитина- Василь Стефаник» и др.). Талантливая переводчица. Переводила с украинского на русский, французский, немецкий, польский и наоборот. Так, на украинский язык перевела стихи А.Пушкина, К.Рылеева, Беранже, произведения Вольтера, А.Толстого, Н.Огарева Гюго, Ж.Верна. Особую ценность среди переводов имеют произведений И.Франко в переводах на русский язык, на французский язык — стихов Т.Шевченко, И.Франко, П.Тычины. Активно занималась культурно-просветительской деятельностью. Была членом Украинского товарищества драматургов, композиторов и сценаристов. Умерла в Харькове 27 октября 1931 года.
AlchevskaGrave (525x700, 227Kb)
Похороненв в Харькове на городском кладбище
арСборники стихов: «Туга за сонцем» (1907); «Сонце з-за хмар» (1910); «Пісня життя» (1910); «Моєму краю» (1914); «Пробудження» (1917). В 1982 году в связи со 100 летием со дня рождения Х.А.Алчевской – в честь признания её заслуг и таланта ЮНЕСКО внесла её имя в календарь знаменательных дат. Литература: Костенко В.В. Христя Алчевська. «Радянське літературознавство», 1982, № 3; Христина Даниловна Алчевская. Полувековой юбилей (1862-1912). - Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1912.

Screenshot 2024-02-29 at 18-14-40 Olympedia – Jim Lightbody (537x700, 364Kb)
1882
Джеймс «Джим» Дэйвис Лайтбоди (James "Jim" Davies Lightbody)
американский легкоатлет, трёхкратный чемпион летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, США. На летних Олимпийских играх 1904 в Сент-Луисе Лайтбоди участвовал в четырёх гонках. Он стал чемпионом в забегах на 800 м, 1500 м и 2560 м с препятствиями. В командной гонке на 4 мили он стал вторым, и по сумме очков его команда (от Чикагской атлетической ассоциации) заняла второе место, выиграв серебряные медали. На неофициальных Олимпийских играх 1906 в Афинах Лайтбоди выиграл ещё две медали — золотую за бег на 1500 м и серебряную в гонке на 800 м, однако так как Игры проходили без разрешения Международного олимпийского комитета, то медали эти считаются неофициальными. Следующих Играх Лайтбоди снова участвовал в гонках на 800 м, 1500 м и беге с препятствиями (на этот раз дистанция была 3200 м), но нигде он не прошёл дальше полуфинала. Кроме участия в Олимпийских играх, Лайтбоди стал чемпионом США в гонках на полмили и одну милю в 1905 году. Окончил старшую школу в Манси (штат Индиана) и поступил в Чикагский университет, где его наставником был легендарный Эймос Алонсо Стэгг, в 1912 году выпустился. Умер в городе Чарлстон, штат Южная Каролина, США, 2 марта 1953 года. В 2004 году включён в Зал славы.
Увековечивание памяти
В честь Лайтбоди в 1984 году основана легкоатлетическая премия, которая является самой престижной в американском штате Делавэр.

Paul Lejeune-Jung (503x700, 135Kb)
1882
Пауль Лежен-Юнг (немецкое имя — Paul Lejeune-Jung)
немецкий экономист и политик. Участник заговора против Адольфа Гитлера. Предками Лежен-Юнга были гугеноты, эмигрировавшие в Германию из Франции. Его семье, традиционно исповедовавшей протестантизм, принадлежала аптека в Берлине. Однако мать Пауля была католичкой из Рейнской области, и её дети были крещены по католическому обряду. Отец служил капитаном в английском морском торговом флоте. Семья жила в Гамбурге и Кёльне (где родился Пауль), а затем переехала в город Ратенов в Бранденбурге, где отец скончался в 1889. Пауль Лежен-Юнг получил среднее образование первоначально в реальной гимназии в Ратенове, а затем (по желанию матери) — в гуманитарной гимназии «Теодорианум» в католическом Падерборне, которую окончил в 1901. Изучал теологию и готовился к принятию сана священника, но после нескольких семестров оставил богословское образование. Слушал лекции по философии и истории в Боннском университете, где его учителем был медиевист Алоиз Шульте, под руководством которого Лежен-Юнг защитил докторскую диссертацию на тему: «Вальтер фон Палеариа, канцлер норманно-гогенштауфенской империи». Затем изучал экономику и экономическую историю в Берлинском университете.
Экономическая деятельность
В 1907—1909 работал ассистентом в области экономики в Имперском колониальном учреждении (Reichskolonialamt) и в Немецком колониальном обществе. С 1910 начал работать в целлюлозно-бумажной промышленности (фирма Feldmühle AG), где достиг профессиональных успехов. В 1913 он женился на дочери торговца из Бреслау Хедвиге, урождённой Фольтманн; в их семье было восемь детей. Во время Первой мировой войны работал в отделе шерстяных материалов управления сырья Прусского военного министерства, а в 1921 стал коммерческим директором Союза немецких целлюлозных предприятий.
Политик
Вступив в правую Немецкую национальную народную партию (НННП), был избран в 1924 депутатом рейхстага от Бреслау (стал единственным католиком, представлявшим в рейхстаге среднюю Силезию). Являлся членом и председателем комитета рейхстага по торговой политике, принимал участие в Международных парламентских конференциях в Лондоне (1926), Рио-де-Жанейро (1927) и Берлине (1929). В этот период был представителем правых католиков, выступавших с монархических позиций и дистанцировавшихся от партии Центра, поддерживавшей Веймарскую республику и ориентированной на католических избирателей. Впрочем, и в самой Партии центра в это время шла полемика по поводу приемлемости республиканской формы правления, а Лежен-Юнг ещё с 1920 контактировал с её правым крылом. Был одним из авторов проекта создания имперского комитета католиков в рамках своей партии, являлся членом консервативного «Клуба господ». Принадлежал к умеренному крылу немецких националистов, которое несмотря на своё неприятие республиканской формы правления, достаточно лояльно относилось к Веймарской республике. После победы в партии крайне правого крыла во главе с Альфредом Гугенбергом, вместе с 11 другими депутатами рейхстага в 1929 вышел из НННП. В январе 1930 вошёл в состав Народно-консервативного объединения, которое в июле того же года, совместно с исключённой из НННП группой графа Вестарпа, образовало Консервативную народную партию. Однако на выборах в рейхстаг в сентябре 1930 эта партия получила лишь 4 депутатских мандата, причём Лежен-Юнг не был переизбран. В июне 1932 он вступил в партию Центра, в которой присоединился к правому крылу. Ещё ранее, в 1931, канцлер Генрих Брюнинг назначил Лежен-Юнга экспертом немецко-французской экономической комиссии. В этом качестве он выступал за тесное экономическое сотрудничество европейских государств, основой которого должно было стать соглашение между Германией и Францией. Полагал, что центральную роль в будущем европейском рынке должны играть химическая, тяжёлая, автомобильная и электрическая промышленность. Однако французские экономические и политические лидеры тогда придерживались протекционистских взглядов и считали, что возможен лишь таможенный союз в сфере сельскохозяйственной продукции.
Участник антинацистского движения
После прихода к власти нацистов в 1933 Лежен-Юнг отошёл от политической деятельности. Он негативно относился к режиму Гитлера, рассчитывая на то, что суды выступят против нарушений конституции, а вермахт отстранит нацистов от власти. В 1941—1942 он вблизился с консервативной оппозиционной группой, возглавлявшейся бывшим обер-бургомистром Лейпцига Карлом Фридрихом Гёрделером, по просьбе которого в 1943 подготовил экономико-политическую программу для постнацистской Германии. Предлагал жёстко дирижистские меры в экономическую области: государственную собственность на полезные ископаемые, социализацию ключевых отраслей промышленности, введение транспортной, страховой и внешнеторговой монополии. В 1943 участники Сопротивления, среди которых были Гёрделер, Юлиус Лебер, Вильгельм Лёйшнер, Фридрих-Вернер граф фон дер Шуленбург, Йозеф Вирмер и другие, как минимум, дважды обсуждали этот проект в доме Лежен-Юнга. Хотя планы столь радикального огосударствления экономики не были одобрены всеми участниками дискуссий, Гёрделер рассматривал Лежен-Юнга как кандидата на пост министра экономики в будущем правительстве страны.
Арест и казнь
Лежен-Юнг не участвовал в планировании покушения на Гитлера 20 июля 1944. После его неудачи он был арестован (11 августа 1944) и 7-8 сентября стал одним из подсудимых на процессе над гражданскими участниками заговора, проходившем в Народной судебной палате. 8 сентября был приговорён к смертной казни и через два часа казнён в тюрьме Плётцензее. Перед смертью произнёс: Мой Иисус, милосердия (Mein Jesus, Barmherzigkeit).

Луканин (512x700, 371Kb)
1882
Вячеслав Георгиевич Луканин
диакон Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 г. Среди представителей православного духовенства Пермской губернии XVIII—XX веков достойное место занимает род Луканиных. Представители этой фамилии занимали разнообразные должности церковного клира: пресвитеров, диаконов, дьячков, псаломщиков. Пермь, Екатеринбург, Ирбит, Шадринск, Красноуфимск, Кунгур, Оса, Оханск, Кизел, Александровск, Соликамск — неполный перечень городов и населённых пунктов, в храмах которых несли они своё служение. Наиболее яркими представителями этой фамилии являются священники Александр Матвеевич Луканин (1821—1889) и Стефан Александрович Луканин (1841—1904). Первый — протоиерей Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, член духовной консистории, редактор «Пермских Епархиальных ведомостей», миссионер, автор целого ряда статей и книг по истории и краеведению. Второй — протоиерей Пермского Успенского женского монастыря, миссионер, основатель Белогорского Николаевского мужского монастыря, церковный и общественный деятель. Трое представителей фамилии Луканиных прославленны в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Пермской и Екатеринбургской епархий: Стефан Василиевич Луканин — священник Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда; Вениамин Василиевич Луканин — священник Казанской церкви села Ново-Паинского Оханского уезда и Вячеслав Георгиевич Луканин — диакон Спасо-Преображенского собора Невьянского завода. Вячеслав Георгиевич Луканин родился в день памяти святого страстотерпца князя Вячеслава Чешского в городе Пермь, — в семье Георгия (Егора) Авксентиевича и Веры Павловны Луканиных. Семья Луканиных была многодетной, известны имена нескольких детей: Александр (1878), Антонин (1880), Иоанн (умер 11 августа 1883 г. в возрасте десяти дней), Максимилиан (1885), Лариса (умерла 18 марта 1888 г. в возрасте двух лет) и Вячеслав. В 1875 г. Георгий Авксентиевич окончил Пермскую Духовную семинарию с аттестатом первого разряда. А затем в течение двенадцати лет служил в Пермском губернском правлении, где дослужился до должности коллежского советника. Данный вид чиновников имел гражданский чин VI класса в Табеле о рангах и награждался личным дворянством. Одновременно находясь на службе в губернском правлении, Георгий Луканин преподавал русский и церковно-славянский языки в приготовительных классах Пермского Духовного училища. В 1887 г. в память тысячелетнего юбилея со дня блаженной кончины первоучителя славян равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского в здании духовного училища устроена домовая Кирилло-Мефодиевская церковь. К этому храму в ноябре 1887 г. Преосвященным Ефремом (Рязановым) епископом Пермским и Екатеринбургским Георгий Авксентиевич был рукоположен в сан пресвитера с оставлением в должности преподавателя духовного училища. В 1894 г. священник Георгий Луканин умер. Вячеслав Георгиевич остался на попечении своего деда — заштатного священника Рождество-Богородицкой церкви г. Перми протоиерея Авксентия Луканина, евангельски доброго и скромного пастыря. Частое присутствие на церковных службах способствовало знакомству совсем ещё юного отрока Вячеслава с обиходным пением и усвоению им начальных музыкальных навыков.
ЛуканинИкона (450x700, 387Kb)
Священномученик Вячеслав Луканин. Икона из Никольского храма города Кизел
Вячеслав Луканин — воспитанник Пермского Духовного училища и Пермской Духовной семинарии
Получив прекрасное религиозное воспитание, Вячеслав Луканин был отдан в 1895 г. в подготовительный класс Пермского Духовного училища, а в 1896 г. зачислен в первый класс. Одаренный от Бога прекрасным голосом, в училище нес послушание на клиросе, отдавая все свободное время пению. К моменту окончания училища в 1899 г., закончил краткосрочные певческо-регентские курсы при Рождество-Богородицкой церковно-приходской школе, ежегодно устраиваемые знаменитым оперным певцом, хоровым дирижёром, педагогом и общественным деятелем Александром Дмитриевичем Городцовым для подготовки регентов народных хоров. Во время экзаменов показал отличные успехи по пению, игре на фисгармонии и скрипке. В 1899 г. для получения дальнейшего образования Вячеслав Луканин поступил в Пермскую Духовную семинарию. Семинария располагалась в нескольких десятках метров от Спасо-Преображенского кафедрального собора и вместе с домовой Иоанно-Богословской церковью, архиерейским домом с Крестово-Митрофаниевской церковью, духовной консисторией и другими постройками представляла собой целый духовный квартал, расположенный вдоль левого берега Камы. В семинарии Вячеслав Луканин продолжил заниматься хоровым пением и вскоре был назначен помощником преподавателя пения — священника Василия Стрешнева, и регентом правого семинарского хора Иоанно-Богословской церкви. В то время семинаристы для прохождения богослужебной практики были разделены на несколько хоров, в составе которого в обязательном порядке был свой регент и уставщик.
Церковно-приходская, педагогическая и музыкально-общественная деятельность
Согласно «Пермским Епархиальным ведомостям» за 1901 г., после зимних каникул Вячеслав Луканин имел задолженность экзаменов по всем предметам из-за болезни. 14 марта 1901 г. по состоянию здоровья и, вероятно, ввиду недостатка средств Вячеслав Георгиевич оставляет учёбу и становится регентом ученического хора Пермского Духовного училища и любительского церковного хора Троицкой церкви Мотовилихинского завода, а также певчим архиерейского хора Преосвященного Петра (Лосева) епископа Пермского и Соликамского.
ЛуканинКлировая ведомость  (444x700, 251Kb)
Клировая ведомость Свято-Троицкой церкви Кизеловского завода Соликамского уезда. (Из фондов ГАПК).
Как известно, в архиерейский хор принимались певчие, обладающие исключительными музыкальными и вокальными данными. В то время регентом хора состоял преподаватель духовного училища священник Василий Стрешнев. Судя по назначению Вячеслава Луканина в архиерейский хор, он обладал этими качествами. Красивый и сильный голос — лирико-драматический баритон, практический опыт, прекрасное знание богослужебных текстов позволили ему в апреле 1902 г. занять место помощника регента архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора и надзирателем над певчими, живущими при архиерейском доме города Пермь. Архиерейский хор был ведущим хором в Пермской губернии, кроме своего главного предназначения — сопровождение пением архиерейских богослужений, он выполнял миссию хранителя традиций русского хорового исполнительства. В должности помощника регента Вячеслав Георгиевич получил прекрасную практику в управлении церковным хором, что стало основой для его дальнейшего развития. В конце XIX — начале XX века при содействии Пермского губернского комитета попечительства о народной трезвости во многих приходах Пермской епархии для повышения культуры населения и борьбы с пьянством активно проводилась работа по созданию народных хоров, которые участвовали в богослужениях, а также давали духовные и светские концерты. В июне 1902 г. заведующий конторой Кизеловского горного округа, ктитор Троицкой церкви Кизеловского завода Иаков Андрианович Метелкин обратился к Преосвященному Иоанну епископу Пермскому и Соликамскому с просьбой назначить в Кизел опытного регента для организации подобного хора в Кизеле, а уже 2 августа 1902 г. последовал указ Преосвященного Иоанна о назначении регентом Троицкой церкви псаломщика Вячеслава Луканина. Кизеловский чугунолитейный и железоделательный завод, основанный князем Иваном Лазаревичем Лазаревым в 1788 году, располагался в Соликамском уезде в двухсот одиннадцати верстах от губернского города Перми. Бог очень щедро наградил Кизеловские земли. В дачах, вблизи завода, были открыты богатейшие залежи железной руды и каменного угля, разработаны каменоломни, прииски золота, платины, извести, красной и белой огнеупорной глины. Завод на громадном пространстве окружали нетронутые леса, снабжая заводское производство необходимым древесным материалом. Селение Кизеловского завода было типичным для заводского Урала того времени. Кизел делился на Гору (возвышенная часть с домами купцов, мещан, торговцев, заводского персонала, мастеровых, рабочих, переселенцев и разночинцев) и Подгору (низинная часть с производственными корпусами завода, административными зданиями, владельческими усадьбами, домами управляющих завода, рудников, каменноугольных копей, бывших дворовых людей и духовенства). Главной архитектурной доминантой селения была церковь Святой Живоначальной Троицы, построенная в 1861—1871 гг. на средства Христофора Иоакимовича Лазарева и Семена Давидовича Абамелек-Лазарева.
ЛуканинХрам_Святой_Троицы (489x700, 382Kb)
Храм Святой Живоначальной Троицы Кизеловского завода Соликамского уезда. Взорван 30 апреля 1932 г.
К приходу Троицкой церкви было приписано три храма: Михайло-Архангельский в Артемьевском руднике, Симеоновский на Губахинской пристани, Стефановский на Половинских копях и девять часовен. Назначение Вячеслава Георгиевича в Кизел совпало со сменой практически всего приходского духовенства. Вероятно, это было связано с визитом Преосвященного Иоанна (Алексеева) в Кизеловский приход 20 ноября 1902 г. который остался недоволен состоянием церковных дел. 28 апреля (11 мая) 1903 г. настоятелем Троицкой церкви назначен священник Знаменской церкви села Городище Соликамского уезда Александр Петрович Коровин; 28 июля (10 августа) 1903 г. на вторую священническую вакансию — священник Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Перми Сергий Василиевич Проскуряков; на третью со второй перемещен священник Павел Петрович Сапожников. Ранее в 1902 г. назначены новые диакона — Спасо-Преображенского кафедрального собора города Пермь Андрей Михайлович Власов и Спасо-Преображенского собора города Шадринск Василий Феодорович Афанасьев; избран новый ктитор — Иаков Андрианович Метелкин. Таким образом, в течение года был сменен весь церковный клир Кизеловского прихода. Основная трудность, с которой пришлось столкнуться новому регенту, было отсутствие певчих, так как в состав старого хора входили преимущественно члены семей духовенства, которые были переведены на новое место служения. В храме остался небольшой хор под управлением псаломщика Иоанна Андреевича Мстиславского. Поэтому в первоначальный состав хора вошли преподаватели учебных заведений, имевших духовное образование — Александр Александрович Кичигин, Александр Александрович Ключихин, Николай Константинович Соловин, Николай Флегонтович Денисов, а также выпускницы Кизеловского женского начального училища, среди которых была будущая супруга Вячеслава Георгиевича — Мария Гордеевна Галкина, с сестрами: Александрой Чупиной, Анной Сажиной, Евдокией Анциферовой и Елизаветой Шилковой.
ЛуканинПасхальная открытка (700x446, 397Kb)
Пасхальная открытка.
В последующие годы хор пополнился новыми певчими, среди которых были диакона: Александр Симеонович Игошин, Иаков Стефанович Колмогоров, Николай Кесаревич Кашин, псаломщик Вениамин Флегонтович Денисов; ктитор Иаков Андрианович Метелкин с дочерями: Марией, Екатериной и Галиной; служащие конторы горного округа: Сергий Александрович Колмаков, Стефан Алексеевич Новиков, Михаил Николаевич Оглавин, Иоанн Андреевич Томский, Иаков Павлович Чукшенов, Александр Димитриевич Чураков, Алексий Николаевич Шатров, Алексий Иоаннович Шилков. Кроме того, в хоре пели жены и родственники священнослужителей: Анна Михайловна Сапожникова с сыном Евгением, Анна Николаевна Чупина, Анна Паросниевна Коровина, Валентина Семионовна Колмогорова, Евгения Самуиловна Кашина, Екатерина Михайловна Игошина, Елизавета Аркадиевна Анциферова, Зинаида Григорьевна Власова, Мария Егоровна Матвеева, Мария Николаевна Проскурякова и др. Сохранилась «Ведомость на выдачу вознаграждений церковному хору Свято-Троицкой церкви Кизеловского завода за март 1914 года», в данной ведомости в штате хора числится сорок три человека. Вероятно, в то время хор был одним из самых больших среди церковных хоров Пермской епархии.
ЛуканинХор Троицкой церкви (700x458, 375Kb)
Хор Троицкой церкви, 1916 г. Первый ряд, сидят слева направо: 1 — Александра Гордеевна Чупина (Галкина), 2 — Анна Гордеевна Сажина (Галкина), 4 — Мария Гордеевна Луканина (Галкина), 6 — Евдокия Гордеевна Анциферова (Галкина), 7 — Елизавета Аркадиевна Анциферова, 8 — Анна Николаевна Чупина. Стоят, слева направо: 1 — Томский Иван Андреевич, 2 — Иоанн Николаевич Чупин, 6 — Александр Димитриевич Чураков, 8 — Иаков Андрианович Метелкин, 10 — диакон Вячеслав Луканин, 12 — Сергий Александрович Колмаков.
6 ноября 1903 г. Вячеслав Георгиевич Луканин и Мария Гордеевна Галкина обвенчались. В то время супруге было только пятнадцать с половиной лет (родилась 21 апреля 1888 года). Таинство было совершено священником Троицкой церкви Павлом Сапожниковым в сослужении двух диаконов: Андрея Власова и Василия Афанасьева. 16 февраля 1904 г., по случаю престольного праздника Симеона Богоприимца, в честь которого освящён северный придел Троицкой церкви, Кизеловский приход во второй раз посетил Преосвященный Иоанн епископ Пермский и Соликамский. Сумев за короткое время создать из заводского церковного хора стройный певческий коллектив, Вячеслав Георгиевич встречал Владыку торжественными песнопениями с полным составом своего нового хора. О встрече и служении Преосвященного Иоанна в Троицкой церкви Кизеловского завода протоиерей Александр Коровин на страницах «Пермских Епархиальных ведомостей» писал: "Владыка прибыл в Кизеловский завод в двенадцать часов ночи… Блистая огнями, поезд медленно подошел к перрону вокзала, и все увидели: Владыка стоит на площадке вагона и благословляет народ. При виде архипастыря, местный церковный хор, под управлением псаломщика Вячеслава Луканина, дружно и с воодушевлением запел «От восток солнца до запад». Спустившись на перрон вокзала, Владыка стал благословлять духовенство и собравшийся народ… При пении певчими тропаря «Радуйся, благодатная Богородице Дево» и «Исполла эти деспота» Владыка проследовал до экипажа, и затем направился на ночлег к управляющему В.Н.Граматчикову… В половине девятого утра раздался звон на собор, а в девять часов звон к поздней Божественной литургии. К этому времени уже весь храм был наполнен народом, который массами также стоял в церковной ограде и на прилегающей площади… Как только Владыка вошел в притвор храма, с правого клироса торжественно раздалась хвалебная песнь Богу «От Восток солнца до запад». Народ с радостным умилением и восторгом взирал на своего архипастыря. Владыке сослужили шесть священников и три диакона. Стройно и с воодушевлением пел многолюдный хор певчих. С особенным чувством и выражением были исполнены «Херувимская песнь», «Милость мира» и «Отче наш». Вместо причастного стиха был прекрасно пропет псалом «Внуши, Боже, молитву мою»… По окончании богослужения Владыка в мантии и клобуке вышел на амвон и обратился к народу с речью. Поздравив всех с днём храмового праздника, архипастырь выразил искреннюю свою радость при виде столь выдающегося и редкого благолепия местного храма… В заключение Владыка призывал благословение Божие на всех присутствующих в храме… Затем долго благословлял сначала учащихся четырёх местных начальных школ, а потом и весь народ… В это время хор певчих стройно исполнил два прекрасных концерта Д.С.Бортнянского: «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему» и «Господи, силою Твоею»… После окончания богослужения Владыка удостоил хор Троицкой церкви высокой похвалы «за прекрасное исполнение церковных песнопений». 15 февраля ктитор Троицкой церкви Иаков Метелкин по этому поводу, обращаясь к прихожанам храма, произнес следующую речь: «Не могу умолчать о лестном отзыве Его Преосвященства о нашем храме. Владыка удостоил его весьма лестного названия „столичного храма“, храм наш требует сохранения установленных за последнее время благолепных богослужений. Торжественности богослужений способствует главным образом, как вам известно, хорошее духовное пение, а последнее получается только при хорошо организованном хоре. Настоящий хор и регент его Вячеслав Луканин удостоились милостивого внимания Его Преосвященства, и Владыка высказал лично мне своё архипастырское пожелание, если можно, сохранить такой хор на будущее время». В библиотеке Никольского храма города. Кизел сохранились рукописные сборники партитуры, по которым до революции пели в кизеловском храме, по ним можно судить о репертуаре хора. В сборниках большую часть занимают сочинения управляющего Придворной певческой капеллы Д.С.Бортнянского. Значительное место принадлежит концертам и композициям А.А.Архангельского, Н.И.Бахметева, А.Ф.Львова, Н.М.Потулова, П.И.Турчанинова и других авторов. Песнопения Великого Поста и Пасхальные песнопения представлены концертными произведениями композиторов итальянской школы: Б.Галуппи, Д.Сарти, А.Л.Веделя, С.А.Дегтярева — написанные для большого шестиголосного хора, данные произведения отличались своей пышностью и торжественностью. Познакомившись с методами и принципами педагогической работы в стенах духовного училища и семинарии, сформировав профессиональную базу для самостоятельной деятельности 13 (26) сентября 1904 г. Вячеслав Георгиевич начинает свою педагогическую деятельность в земских общеобразовательных учебных заведениях. Указом Пермской Духовной консистории его назначают преподавателем пения в Кизеловском железнодорожном и женском начальном училищах, а в сентябре 1908 г. преподавателем пения в четырёхклассной земской смешанной прогимназии (с 2 августа 1914 г. частная шестиклассная прогимназия). Кизеловское женское трехклассное начальное училище, мужское двухклассное училище, частная шестиклассная прогимназия смешанного типа, а ранее и церковно-приходская школа располагались по периметру Троицкой площади и церковного погоста, в центре которых располагалась церковь Святой Живоначальной Троицы. Вместе с храмом учебные заведения образовывали целый духовно-образовательный комплекс в центре селения Кизеловского завода. Такое расположение способствовало развитию религиозных чувств у подрастающего поколения: в воскресные и праздничные дни воспитанники собирались в храме для совместной молитвы и участия в Святых Таинствах. Во всех учебных заведениях ежедневно совершалось утреннее правило с чтением рядовой кафизмы, пелись тропари рядовому святому, в течение Великого поста прочитывались жития дневных святых. Таким образом, внедрялся дух церковности в образование детей земских школ.
ЛуканинСемья_Луканиных. (511x700, 256Kb)
Семья Луканиных. Вячеслав Георгиевич, Мария Гордеевна и дочь Галина. Кизел, 1904 г.
В женском начальном училище, как и в прогимназии, велось преподавание церковного и светского пения. В программу обучения входила теоретическая и практическая часть. При учебных заведении существовали прекрасные ученические хора, велось обучение игры на фортепиано и фисгармонии. Ученики изучали музыкальную грамоту, теорию музыки, церковные песнопения и светские хоровые произведения. Помимо занятий на уроках и в хоре, учащиеся устраивали сводные концерты, театральные и литературные вечера. Об одном из таких празднеств, посвящённых 50-летнему юбилею освобождения крестьян от крепостной зависимости, сохранились воспоминания в Государственном архиве Пермского края:
"В субботу, 4 марта 1911 г., в прогимназии силами преподавателей, учащихся и хора Троийкой церкви было подготовлено праздничное торжество, которое состояло из двух отделений: исторического и литературного. Открытию праздника предшествовало слово законоучителя, настоятеля Троицкой церкви протоиерея Александра Коровина, после которого учителем истории Александром Кичигиным была прочитана записка, посвящённая царю-освободителю Александру II, и зачитан манифест «об отмене крепостного состояния для крестьянского сословия в России». После чего хором Троицкой церкви под управлением псаломщика Вячеслава Луканина был исполнен гимн Д.С.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе», и кантата А.Т.Гречанинова «Памяти 3 марта 1861 года».
Затем слово взял заведующий прогимназией Антоний Гура, который рассказал о значении освобождения крестьян и историческом ходе развития крестьянской реформы в России. Хор исполнил песнопение И.И.Горбунова-Посадова «Ах ты, воля, моя воля». После чего учащимся были розданы портреты царя-освободителя и брошюры А.А.Шумахера «О жизни и деяниях Императора Александра II», а также исполнен патриотический народный гимн «Боже, Царя храни».
В шесть часов состоялось второе отделение — литературное. Отделение было открыто церковным хором, который исполнил песнопение «3 марта 1861 года». Затем учащиеся прогимназии прочитали басню И.А.Крылова «Два мужика», стихи А.Н.Плещеева «Два бедняка», «Нищие», потом была театральная постановка «Учение Митрофанушки» — по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». После этого хор исполнил песнопение «Боже наш, прими наше моление».
Ученики сыграли пьесу «Воля желанная», прочли стихи А.С.Пушкина «Деревня» и Н.А.Некрасова «Свобода», исполнили басни И.А.Крылова «Попрыгунья стрекоза» и «Любопытный». Учителем Александром Кичигиным через эпидиаскоп были показаны световые картинки «Чтение манифеста». Во время показа ученики декламировали стихи: «Император Александр II», «Царю-Освободителю», Н.А.Некрасова «Школьник» и «Эй, Иван!». Исполнялась песня «Несжатая полоса». Акт закончился пением гимна «Боже, Царя храни».
ЛуканинДиакон_Вячеслав_Луканин (573x700, 353Kb)
Диакон Вячеслав Луканин с детьми, слева направо: Ольга, Агнесса, Галина, Георгий, Вера. Кизел, 1916 г.
(7 апреля 1905 г. на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Преосвященным Павлом (Поспеловым) епископом Кунгурским, Вячеслав Луканин посвящён в стихарь. В 1906 г. Вячеслав Георгиевич становится членом Пермского епархиального братства имени святителя Стефана Великопермского. В уставе братства была сформулирована главная задача: «распространять в народе религиозное просвещение и содействовать возвышению в нём христианской нравственности». Для этого использовали беседы, чтения и духовное пение; организовывались библиотеки и читальни; издавались и распространялись книги, брошюры и листки духовно-нравственного, исторического и научного содержания. С первых дней существования братства его добровольным миссионером-сотрудником состоял учитель Кизеловского мужского училища Александр Александрович Кичигин. Советом братства ему было поручено проводить беседы с раскольниками, старообрядцами и магометанами Пермского и Соликамского уездов. В 1885 г., по инициативе Кичигина, в Кизеловском заводе на Торговой улице выстроено просторное двухэтажное здание церковно-приходского попечительства, в котором разместилось Общество ревнителей православия, приходская библиотека-читальня и любительский народно-певческий хор, созданный в 1903 г. Вячеславом Луканиным. На своих занятиях Вячеслав Георгиевич использовал сборники партитуры для церковных хоров и внецерковного пения, изданные в 1893—1894 гг. братством Стефана Великопермского, а также церковно-певческие сборники и хрестоматии церковного пения, изданные Пермским губернским комитетом попечительства о народной трезвости в 1898—1914 гг. Сборники были составлены А.Д.Городцовым, М.А.Гольтисоном, Д.В.Аллемановым, А.В.Косторским на основе нотных книг изданных Святейшим Синодом и включали в себя произведения А.А.Архангельского, Д.С.Бортнянского, П.И.Чайковского и др., а потому песнопения, представленные в них, были наиболее правильные, что облегчало труд учителей и регентов хоров в достижении стройного пения. Более тридцати таких сборников, изданных братством Стефана Великопермского и Пермским губернским комитетом попечительства о народной трезвости с подписью Вячеслава Луканина и печатью Троицкой церкви, сохранилось в библиотеке Никольского храма города Кизел. Со временем народно-певческий хор Кизеловского завода становится украшением не только церковных богослужений, но и других торжеств, которые проходили при его участии. В воскресные и праздничные дни в Введенском народном доме и церковно-приходском попечительстве организовывались музыкально-литературные и поэтические вечера, ставились пьесы и театральные представления, устраивался просмотр туманных картинок через эпидиаскоп под пение церковного и народно-певческого хоров. Такая деятельность хора привлекала большое число зрителей и молящихся, что способствовало духовно-нравственному подъёму всего населения Кизеловского горного округа. С 8 по 13 декабря 1910 г. Преосвященный Палладий (Добронравов) епископ Пермский и Соликамский совершал обозрение храмов Соликамского уезда. Владыка посетил Троицкую церковь Кизеловского завода, Спасо-Преображенскую церковь Александровского и Сретенскую Всеволодо-Вильвенского заводов, в каждом из храмов архипастырь совершил всенощное бдение, Божественную литургию и молебен, во время которых пел не архиерейский хор, а хор Троицкой церкви под управлением Вячеслава Луканина, так как он считался одним из лучших в Пермской епархии. По окончании поездки Владыка Палладий удостоил личной похвалы Вячеслава Георгиевича «за прекрасную постановку хора», а главноуправляющий Петербургской конторы князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева Петр Александрович Пепеляев наградил регента и каждого певчего денежным вознаграждением. С 7 по 10 декабря 1912 г., по приглашению духовенства и служащих, Преосвященный Палладий во второй раз посетил Кизеловский и Александровский приходы. После архиерейской встречи и молебна о здравии Владыки Преосвященный в очередной раз выразил благодарность регенту хора — псаломщику Вячеславу Луканину. 26 ноября, накануне дня памяти преподобного Палладия Александрийского, небесного покровителя Владыки Палладия, Вячеслав Георгиевич был рукоположен в сан диакона за Божественной литургией в Троицкой церкви Кизеловского завода.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку