-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107880
Комментариев: 6801
Написано: 116350


20 февраля родились...

Вторник, 20 Февраля 2024 г. 05:10 + в цитатник
Meir_Balaban (700x700, 195Kb)
1877
Майер Балабан (польское имя — Majer Bałaban — Ма́йер Балаба́н, во всех прижизненных авторских изданиях на русском языке Майер Балабан, в прижизненных авторских изданиях на идише и иврите — מאיר באלאבאן‎, в прижизненной Еврейской энциклопедии Брокгазуа и Ефрона (статья об историке за авторством его самого) — Мейер Балабан)
польский историк, специалист по истории евреев в Польше и Галиции, основатель польской еврейской историографии. Во время Второй мировой войны для спасения жизни караимов высказал мнение об их нееврейском происхождении[ Писал главным образом на польском языке, отдельные работы также на русском языке, идише и иврите. Майер Балабан родился в Лемберге, Австро-Венгрия (ныне Львов, Украина). Получил традиционное еврейское образование в хедере, потом под руководством Шимона Ашкенази изучал право, философию и историю во Львовском университете. В 1904 году получил научную степень доктора наук. В 1912 году издал в Кракове первый том исторического сочинения о польских евреях «Historja Żydów w Krakowie i na Kazimierzu: 1304—1868». Этот труд привлёк внимание историков Львовского университета, после чего он получил стипендию для работы над вторым томом и отправился в длительную научную экспедицию для изучения жизни евреев. Во время этой экспедиции он побывал в Познани, Берлине и Гданьске. Одновременно в это же время он начал издавать на русском языке журнала «Еврейская старина». В 1903 году в польском историческом журнале «Kwartalnik historyczny» привёл обзор библиографии польских евреев. В первые годы Первой мировой войны Майер Балабан занимался преподавательской деятельностью среди галицийских беженцев, потом служил военным капелланом в австрийской армии. После войны поселился в Варшаве, где вместе с Самуэлем Познанским создал духовную школу для раввинов Тахкемони и стал её первым ректором. На посту ректора этой школы пробыл до 1930 года, когда из-за конфликта с Мойшей Соловейчиком он был вынужден оставить свою работу. Вместе с Осией Тхоном и Мойше Шором Балабан занимался созданием Института иудейских исследований в Варшаве, в котором преподавал с 1928 года. Он также преподавал в Свободном польском университете. С 1936 года Майер Балабан был профессором в Варшавском университете и работал в Министерстве духовных дел и народного просвещения. После начала Второй Мировой войны Майер Балабан был переселён в Варшавское гетто, где возглавлял архивный отдел юденрата. C 1941 года стал главным раввином в синагоге имени супругов Ножиков на улице Твардой. Майер Балабан умер 26 декабря 1942 года после вывоза большинства населения Варшавского гетто в Треблинку (по одной из версий, совершил самоубийство).
Meir_Balabanгроб (700x525, 457Kb)
Был похоронен на варшавском еврейском кладбище (квартал 9, ряд 10).
Научная деятельность
Майер Балабан считается основателем историографии польских евреев. Самыми важными его научными сочинениями считаются «Żydzi lwowscy na przełomie XVI i XVII wieku», «Dzielnica żydowska we Lwowie» (2 тома) и «Die Judenstadt von Lublin». Опубликовал в польской исторической периодике множество статей, посвящённых исследованиям деятельности раввинов, еврейских учёных, польских караимов. Основные сочинения: Przegląd literatury historii Żydów w Polsce; Izak Nachmanowicz żyd lwowski XVI wieku. Studyum historyczne; Żydzi lwowscy na przełomie XVI i XVII wieku. (II wydanie w 1909); Dzielnica żydowska we Lwowie. (фрагмент); Sprawy i rzeczy ukraińskie. Materyały do dziejów kozaczyzny i hajdamaczyzny; Dzieje Żydów w Galicyji i w Rzeczypospolitej Krakowskiej 1772—1868; Die Judenstadt von Lublin; Z historii Żydów w Polsce. Szkice i studja; Rabin dr. Samuel Abraham Poznański (1864—1921). Szkic biograficzny; Historia i literatura żydowska, ze szczególnym uwzględnieniem historii Żydów w Polsce; Bóżnice obronne na wschodnich kresach Rzeczypospolite; Studja historyczne; Kiedy i skąd przybyli Żydzi do Polsk; Zabytki historyczne Żydów w Polsce; Żydzi w Polsce; Historia Żydów w Krakowie i na Kazimierzu 1304—1655. Tом 1, Tом 2 (II wydanie w 1936); Z zagadnień ustrojowych żydostwa polskiego; Żydzi w powstaniu 1863 r.
Meir_Balabanулица (700x525, 431Kb)
Улица Меира Балабана в городе Холон, Израиль
Память
Именем Меира Балабана названа улица в городе Холон, Израиль; Именем Майера Балабана названа улица во Львове.
Литература: Raphael Mahler: Balaban, Meir/ Encyclopaedia Judaica. Macmillan Reference USA, Detroit 2007, том3, страница 81; Jüdisches Lexikon, Berlin 1927, том I;. Julius H. Schoeps (Hrsg.), Neues Lexikon des Judentums, Gütersloh/München 1992; Andrzej Żbikowski, Żydzi, Wrocław 2005, ISBN 83-73-84193-8; Jan Jagielski: Przewodnik po cmentarzu żydowskim w Warszawie przy ul. Okopowej 49/51. Z. 1, Kwatery przy Alei Głównej. Warszawa: Towarzystwo Opieki nad Zabytkami. Społeczny Komitet Opieki nad Cmentarzami i Zabytkami Kultury Żydowskiej w Polsce, 1996, s. 12-13. ISBN 83-90-66296-5.

wiwulski_2_800 (525x700, 374Kb)
1877
Антоний Вивульский (польское имя — Antoni Wiwulski; литовское имя — Antanas Vivulskis)
архитектор и скульптор. Родился в городе Тотьма Архангельской губернии, ныне Вологодская область, Россия. После смерти отца в 1883 году мать с детьми переехала в Митаву. Учился в немецкой школе, затем в гимназии, потом определился в гимназию в Хирове (Австрия), которую окончил в 1897 году. Окончив Высшую техническую школу в Вене (1901), учился в Высшей школе изящных искусств в Париже (1902—1909). Портрет улыбающегося мужчины. Париж (1911). Ныне в Национальной художественной галерее (Вильнюс). В Париже познакомился с сыном поэта Адама Мицкевича Владиславом Мицкевичем и польским пианистом, композитором, политическим деятелем Игнацы Падеревским. Падеревский вынашивал идею величественного памятника, посвящённого 500-летию Грюнвальдской битвы, и привлёк к работе над ним Вивульского.
Pomnik_grunwaldzki-Krakow_01 (466x700, 301Kb)
Памятник Грюнвальдской битве. Этот памятник, установленный в Кракове в 1910 году, принёс широкую известность Вивульскому. Три другие крупные работы осуществлены в Литве: часовня в Шилуве, памятник Трёх крестов (1916) в Вильне и начатый в 1913 году, но незавершённый костёл Сердца Иисуса в Вильне — первое в Литве сакральное здание из железобетона. Три креста были взорваны по приказу советских властей в 1951 году и восстановлены в 1989 году. Кроме того, по его проекту был изготовлен деревянный крест, водружённый на Замковой горе в Вильне, неподалёку от башни Гедимина, на месте, где в 1916 году были обнаружены захоронения останков казнённых по приказу М.Н.Муравьёва участников восстания 1863 года. Кроме этих работ, создал немало скульптурных портретов, фигурных композиций символического и религиозного характера, студий и эскизов к памятникам, памятных таблиц. Одна из них — памяти Тадеуша Костюшко вмурованная в северную стену костёла Святых Иоаннов в 1917 году, в связи со столетием смерти национального героя. Гипсовая таблица выполнена в форме широкого креста и изображает вождя восстания 1794 года. Оборванный нижний край плиты символизирует поражение повстанцев и крушение не исполнившихся надежд. На плите написаны лозунг восстания и даты столетия смерти Костюшко, изображён щит с гербами Белоруссии, Литвы и Польши. В декабре 1918 года вступил в отряд виленской самообороны. Во время патрулирования на Заречье (ныне район Ужупис) 3 января 1919 года заболел воспалением лёгких и умер в Вильнюсе 10 января 1919 года.
Tomb_of_Antanas_Vivulskis_in_Vilnius_Rasos_cemetery (525x700, 500Kb)
Был похоронен в подземелье начатого по его проекту костёла Сердца Иисуса. В июне 1964 года, когда была начата перестройка так и не завершённого (но действовавшего) костёла в Дворец строителей, прах Вивульского был перенесён на кладбище Росса (Расу).
Память
Одна из улиц в Вильнюсе (на которой и стоял костёл Сердца Иисуса) носит его имя. 10 января 2019 года в связи со столетием Антония Вивульского в Ужуписе на доме по ул. Ужупё 5 (Užupio g. 5) был торжественно открыт памятный знак в виде бронзового барельефа «Шинель Вивульского» (автор скульптор Витаутас Наливайка). Литература: Nijolė Lukšionytė-Tolvaišienė. Antanas Vivulskis (1877—1919), tradicijų ir modernumo dermė. Vilnius: Vilniaus dailės akademijos leidykla, 2002. (литература)

1877
Карл Рудольф Пук (Carl Rudolph «Fritz» Poock)
американский художник-импрессионист немецкого происхождения. Был известным практиком пленэрной живописи, участником «Artists of the Arroyo Seco» и членом «California Plein-Air Painting». Родился в городе Хальберштадт, Германия. Живописи учился в Испании у Francisco del Marmol. В 1905 году переехал в Лос-Анджелес, где в конце концов поселился в районе Highland Park. Здесь совмещал работу строителя и живописца. Некоторое время трудился в городе Мансанильо в Мексике. В 50 лет вышел на пенсию и полностью посвятил себя живописи. Карл Пук работал преимущественно в технике акварели и был членом Калифорнийского художественного клуба (California Art Club). Занимался также написанием фресок. Участвовал во многих выставках в США. Умер 2 января 1945 года. После его смерти жена Дорис (Doris Poock) подарила часть его работ Лос-Анджелесу и музею Southwest Museum of the American Indian.

Федор Васильевич Костяев  (490x700, 160Kb)
1878
Федор Васильевич Костяев
русский и советский военачальник. Родился в Елгаве, Курляндская губерния, Российская империя. Православный, из дворян. Образование получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. В 1899 окончил Николаевское инженерное училище. В службу вступил 13 сентября 1896, служил во 2-м Кавказском сапёрном и 4-м железнодорожном батальонах. С 21 августа 1899 — подпоручик, с 26 августа 1901 — поручик. Участник русско-японской войны 1904—1905. В 1905 окончил Николаевскую академию генерального штаба по первому разряду, штабс-капитан с 10 июня 1905. Цензовое командование ротой отбывал с 21 ноября 1905 по 27 декабря 1906 в лейб-гвардии Санкт-Петербургском полку. С 23 января 1907 — помощник старшего адъютанта штаба Иркутского военного округа. Капитан с 5 мая 1907. С 9 апреля 1911 — помощник старшего адъютанта штаба Виленского военного округа. С 29 ноября 1911 — помощник делопроизводителя ГУГШ, подполковник с 19 декабря 1911. В 1914 в течение 5 месяцев — штаб-офицер для делопроизводства и поручений при управлении генерал-квартирмейстера штаба Верховного Главнокомандующего. 19 декабря 1914 произведён в полковники. С 13 января 1915 исполнял должность начальника штаба 30-й пехотной дивизии. С 14 февраля 1916 — командир 32-го Сибирского стрелкового полка. С января 1917 — начальник штаба 17-й Сибирской стрелковой дивизии. С 20 августа 1917 по ноябрь 1917 — начальник штаба 1-го Сибирского армейского корпуса. В 1917 в течение одного месяца в чине генерал-майора командовал 132-й пехотной дивизией. С 29 декабря 1917 и до демобилизации — в распоряжении начальника штаба армий Западного фронта. C 1918 — в Красной Армии. Был начальником штаба Псковского района. В мае-июне 1918 — начальник Петроградской дивизии, затем — инспектор по формированию и помощник военрука Петроградского района. В сентябре-октябре 1918 — начальник штаба Северного фронта. С октября 1918 по июнь 1919 — начальник Полевого штаба РВСР. Летом 1919 был арестован вместе с главкомом И.И.Вацетисом. С сентября 1919 — на преподавательской работе в Военной академии. В 1921—1923 был членом и военным представителем в комиссии по установлению государственной границы с Польшей, в 1924—1925 — председатель комиссии СССР по установлению государственной границы с Финляндией. С 22 мая 1920 — штатный преподаватель статистики и географии Военной Академии РККА. Заведовал кафедрой военной географии и службы Генерального штаба. Умер в Москве 27 сентября 1925 года. Награды: Орден Святой Анны IV степени (1905); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1907); Орден Святой Анны III степени (1908).

1879Юрьев (525x700, 139Kb)
1879
Василий Яковлевич Юрьев
советский украинский селекционер-растениевод, директор Украинского научно-исследовательского института растениеводства, селекции и генетики. Родился в селе Вирга Нижнеломовского уезда, ныне Нижнеломовского района Пензенской области, в небогатой дворянской семье. Русский. В 1892 году окончил Нижнеломовское четырехклассное училище. Затем был принят Марининское земледельческое училище в Николаевском городке Саратовского уезда. Во время летних каникул подрабатывал учеником землемера. После окончания в 1899 году с похвальной грамотой, как отличник учебы был направлен в для продолжения учебы в институт. Поступил в Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (города Новоалександрию , ныне город Пулавы, Польша), одно из старейших в Европе высших сельскохозяйственных учебных заведений. За участие в студенческих выступлениях был временно отчислен, только в 1905 году все же закончил полный курс обучения и получил звание ученого-агронома. Трудовую деятельность по специальности начал уездным агрономом на родине, в Пензенской губернии. В 1909 году Южно-Русское общество сельского хозяйства открыло близ города Харькова новую селекционную станцию. Потребовались специалисты с высшим образованием и практическими навыками, и В.Я. Юрьев стал работать селекционером. Поиски харьковских селекционеров были долгими и упорными и уже к началу 1914 года коллекция пшеницы насчитывала 9 тысяч образцов. Они-то и послужили исходным материалом для создания новых, высокоурожайных сортов. Планы у селекционеров были заманчивые, но работу прервала война. В 1914 году Юрьев был мобилизован в армию, четыре военных года провел в окопах. В 1918 году, вернувшись на родную станцию, с новой энергией принялся за любимое дело. Основным в работе Юрьева и его коллег стал мичуринский метод. Селекционная станция с каждым годом расширяла свои владения, пополнялась новыми способными исследователями. В 1920-е годы на станции при непосредственном участии Юрьева были созданы первые высокоурожайные сорта озимой и яровой пшеницы, ячменя, проса. Многие из них быстро получили признание хлеборобов и заняли большие площади. Трудовая деятельность селекционера была высоко оценена. В 1935 году ему без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора сельскохозяйственных наук. В 1937 году стал профессором Харьковского сельскохозяйственного института. После возвращения из эвакуации в 1944 года был назначен директором станции, с 1946 года - директор института генетики и селекции Академии наука Украинской ССР, был избран действительным членом Академии Наук Украинской ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1954 года за заслуги в области селекции и семеноводства зерновых культур Юрьеву Василию Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Многие учились у Юрьева и ставили свои эксперименты на научной основе. Масштабы исследовательской работы станции возрастали. В 1956 году на базе Государственной селекционной станции и Института генетики и селекции Академии Наук Украинской ССР был создан Украинский научно-исследовательский институт растениеводства, селекции и генетики (ныне - Институт растениеводства имени В.Я.Юрьева Украинской Академии Аграрных Наук). Директором института стал В.Я.Юрьев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1959 года за заслуги в развитии сельскохозяйственной науки Юрьев Василий Яковлевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». Юрьев В.Я. — один из основоположников селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в СССР. Автор многих сортов пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, кукурузы. Он создал 19 новых сортов пшеницы, проса, кукурузы, которые теперь занимают многие миллионы гектаров на Украине, в Поволжье, на целинных землях Казахстана. Основные труды по вопросам методики селекции и сортоиспытания сельскохозяйственных культур. Автор нескольких книг, и в их числе — «Сортоиспытание яровой пшеницы за 1911 - 1925 гг.», «Методика селекции пшеницы на Харьковской станции». Был почетным академиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина, академиком Академии наук Украины и Украинской академии сельскохозяйственных наук, заслуженным деятелем науки Украинской ССР, доктором сельскохозяйственных наук, почетным членом Шведского общества семеноводов. Вёл большую общественную работу, избирался депутатом Верховного Совета СССР и Украинской ССР (3—5-го созывов). Член КПСС с 1956 года. Жил и работал в городе Харьков. Сталинская премия (1947). Скончался 8 февраля 1962 года. Награды и звания: дважды Герой Социалистического Труда (15 мая 1954 — за заслуги в области селекции и семеноводства зерновых культур; 29 июня 1959 — за заслуги в развитии сельскохозяйственной науки и в связи с 80-летием со дня рождения и 50-летием научной и общественной деятельности); пять орденов Ленина (7 февраля 1939; 23 января 1948; 19 марта 1949; 15 мая 1954; 26 февраля 1958); два ордена Трудового Красного Знамени (10 сентября 1945; 27 октября 1949); орден «Знак Почёта» (28 августа 1944); медаль «За трудовую доблесть» (25 декабря 1959); другие медали; Сталинская премия второй степени (1947) — за создание высокоурожайных сортов пшеницы «Народный», «Лютесценс 266» и ячменя «Юбилейный»; Заслуженный деятель науки Украинской ССР (1949)
Память
Именем выдающегося ученого назван совхоз «Юрьевский» в его родном селе Вирга, там же установлен и памятник знаменитому земляку. Имя ученого носит Институт растениеводства Украинской Академии Аграрных Наук, в институте создана мемориальная комната-музей. Во Фрунзенском районе города Харькова есть бульвар Академика Юрьева.

Jacques_d'Adelswärd-Fersen_accoudé_à_une_table (700x506, 168Kb)
1880
Жак д’Адельсверд-Ферзен (французское имя — Jacques d'Adelswärd-Fersen)
французский аристократ шведского происхождения, денди, писатель-символист прекрасной эпохи. Родился в Париже. Барон, потомок знаменитого дипломата и военачальника Ханса Акселя фон Ферзена. В 22 года получил огромное наследство. Служил в армии, путешествовал, начал писать стихи и прозу, сборник его стихов Лёгкие песни (1900) вышел с предисловием Эдмона Ростана. За организацию в своём парижском особняке чёрных месс — гомосексуальных вечеринок с участием подростков был арестован, осуждён на 6 месяцев тюремного заключения, крупный денежный штраф и лишён гражданских прав на 5 лет. После этого удалился на Капри, где неподалёку от прежней виллы императора Тиберия Юпитер построил себе в 1905 году виллу Лисий (по имени героя платоновского диалога о дружбе), на которой жил со своим постоянным юным спутником Нино Чезарини, известным по портрету работы Пауля Хёккера и фотографиям Вильгельма фон Плюшова. На фронтоне виллы была выбита латинская надпись AMORI ET DOLORI SACRVM (Святыня любви и скорби). Ферзен стал центром гомосексуального кружка писателей, художников, музыкантов и просто любопытствующих богатых туристов, эксцентрической достопримечательностью острова.
Jacques_d'Adelswärd-FersenPaul_Hoecker-Nino-1904-Jugen (423x700, 474Kb)
Пауль Хёкер. Портрет Нино Чезарини
Издавал ежемесячный журнал свободных искусств и критики Akademos (1909, вышли 12 номеров), где печатались Максим Горький, Анри Барбюс, Эмиль Верхарн, Колетт, Жан Мореас, Лоран Тайяд, Жозеф Пеладан, Анатоль Франс, Филиппо Томмазо Маринетти, Клод Фаррер и др.
Jacques_d'Adelswärd-Fersenkademose (471x700, 178Kb)
Обложка журнала «Akademos»
Опубликовал несколько книг стихов, два романа. Постоянно употреблял наркотики. Покончил с собой на острове Капри, Неаполь, Кампания, Италия, 5 ноября 1923 года, выпив шампанского с избыточной дозой кокаина. Книги: Conte d’amour, стихи (1898); Chansons légères, стихи (1900); Musique sur tes lèvres (Ebauches et Débauches) (1901); L’Hymnaire d’Adonis: à la façon de M. le marquis de Sade (1902); Notre-Dame des mers mortes (Venise) (1902); Les cortèges qui sont passés, стихи (1903); L’Amour enseveli: poèmes (1904); Lord Lyllian, роман (1905, переизд. 2011); Ainsi chantait Marsyas…, стихи (1907); Une jeunesse (1907); Le baiser de Narcisse, роман (1907, переизд. 1912); Et le feu s’éteignit sur la mer (1909); Hei Hsiang (Le parfum noir) (1921).;
Известность и посмертная судьба
На стихи барона писал музыку Отторино Респиги. В качестве героя он фигурирует в произведениях Эдвина Черио («Маркиз Поммери», 1927), Комптона Маккензи («Огонь Весты», 1927), Альфреда Жарри («Зелёная свеча», опубл. 1969), Роже Пейрефитта («Сосланный на Капри», 1959), мемуарах Нормана Дугласа. Проза Ферзена в недавнее время переиздана, переведена на несколько европейских языков. Его вилла до нынешнего дня привлекает многочисленных туристов. Литература: Dossier Jacques d’Adelswärd-Fersen/ Patrick Cardon, ed. Lille: Cahiers Gay-Kitsch-Camp, 1993; Jacques d’Adelswärd-Fersen — Dandy und Poet/ Wolfram Setz (Hrsg.). Hamburg: Männerschwarmskript-Verlag, 2005; Marcos P. Renaître païen à la Belle Époque: la vie et l’oeuvre de Jacques d’Adelswärd-Fersen. Paris: Université Paris-Sorbonne, 2008 (диссертация)

Marko_Daković0 (700x453, 121Kb)
1880
Марко Дакович (сербское имя — Марко Даковић)
одна из самых ярких фигур в черногорской политической жизни, народный трибун и адвокат. Родился в Грахово в Черногории. Даковичи представляли ответление Вуячичей. Он посещал начальную школу и среднюю школу в своем родном городе, а школу права в Белграде. Неофициально его называли лидером Младе Црне Горе. Один из основателей клуба черногорских студентов в Университете Белграда. Он был первым президентом Клуба црногорске универзитетске омладине, которые критиковали режим короля Николы. Он выпустил воззвание Ријеч црногорске универзитетске омладине, которое стало поводом к принятию первой Конституции Черногории. Один из подписавших её был Марко Дакович. В 1906 черногорские студенты издают второе воззвание, которое было разочаровывающим для князя и владыки. В результате произошло обвинение студентов, среди которых был Марко. В суде, из всех студентов отметили Петра Ражнотовича, Радое Чобельича и Марко Даковича, которые говорили в течение четырех часов. Совет окружного суда в Цетинье, под председательством судьи Митар Вукчевича и членов судебного вече: Янко Дрльевича и Душана Филиповича, решили вынести оправдательный приговор. В деле о Бомбашской афере (1907 - 1908), Марко был приговорен к смертной казни, но помилован королём Николой. Во время Первой мировой войны, Марко попал в лагерь для военнопленных Карлштайн, где он оставался вплоть до распада Австро-Венгерской империи. На выборах в Великую народную скупщину сербского народа в Черногории 1918-го был избран её депутатом, был членом её Исполнительного совет. После принятия ею 13 (26) ноября 1918 года решения о низложении династии Петровичей-Негошей и объединении Черногории с Сербией в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевство СХС) 15 (28) ноября 1918 года возглавил сформированный в качестве временного правительства провинции Исполнительный национальный комитет (сербское название — Извршни народни одбор, Izvrišni narodni odbor), до назначения в апреле 1919 года королевского комиссара Иво Павичевича. В Королевстве СХС не был членом политической партии, а в 1923-м году сформировал группу независимых посланников. Кроме политики, Дакович работал адвокатом в Подгорице. После мартовского переворота, он вошел в правительство генерала Симовича в качестве министра без портфеля. После апрельского слома во время эмиграции самолет, в котором находился Дакович, 16 апреля 1941 года сбили, и он рухнул над Афинами, а Дакович разбился вместе с самолетом. Литература: Др Вукич Илинчич: Свестрано маркантна личност, часопис Свевиђе, број 41,


Balodis_Janis (557x700, 179Kb)
1881
Янис Балодис (Иван Петрович Балодис; латышское имя — Jānis Balodis)
генерал, главнокомандующий армией Латвии (1919—1921), затем с 1931 года до 1940 года — Военный министр Латвии. Поступил на военную службу в 1898 году. В 1902 окончил Виленское пехотное юнкерское училище в Вильне. Принимал участие в русско-японской и Первой мировой войне в качестве младшего офицера. Последние звание и должность в РИА: капитан, командир роты в 106-м пехотном Уфимском полку. Будучи раненым, во время катастрофы 20-го армейского корпуса 20 февраля 1915 года попал в немецкий плен, где находился до ноября 1918 года. В Латвийской армии с декабря 1918 года, офицер резерва в чине капитана. В 1919 году после гибели Оскара Калпакса назначен командиром Курземской бригады (батальона), руководил им в битвах при Вента и Салдус. Продолжил деятельность О.Калпакса по созданию основ вооружённых сил независимой Латвии. С увеличением числа военнослужащих, Балодис был назначен командующим южной группой войск. После реорганизации армии Латвии в 1919 году занял пост Главнокомандующиего. Руководил действиями латвийской армии против Западной добровольческой армии во главе с П.Бермондт-Аваловым и против войск немецкого генерала Рюдигера фон дер Гольца. Подполковник – 28 февраля 1919, полковник - 14 марта 1919, генерал – январь 1920. С 1 июля 1921 в отставке по собственной просьбе. В 1923 году стал почётным председателем организации айзсаргов. В 1925 году Балодис был избран во 2-й Сейм Латвии (позднее также в 3-й и 4-й). Был председателем военной комиссии, членом Думы военного ордена Лачплесиса (с 1925 года), работал во многих общественных и хозяйственных организациях. Начиная с декабря 1931 года до 1940 года занимал пост военного министра Латвии. Поддерживал деятельность Карлиса Ульманиса, являясь его коллегой по партийной деятельности и государственному перевороту 15 мая 1934, стал де-факто вторым человеком в государстве в предвоенные годы (в соответствии с законом от 12 марта 1936 в определённых случаях мог стать и.о. президента), но после конфликта с лидером 5 апреля 1940 - освобождён от должности.
Судьба после присоединения Латвии к СССР
Сразу после ввода войск Красной Армии в Латвию, 31 июля 1940, был депортирован в Сызрань. В декабре 1941 года стал «интернированным в военное время». Приговорён к 25 годам лагерей, но в 1946 году переведён в тюрьму Иваново, а с 1952 года содержался в специальной тюрьме во Владимире. Жена Балодиса — Эльвира Юльевна Балодис (урождённая Блума) — сидела в той же тюрьме. Оба были известны только по номерам — заключённые номер 9 и 10. После смерти Сталина они были освобождены из тюрьмы и в 1956 году им было разрешено вернуться в Латвию. Последние годы жизни Янис Балодис провёл вместе с семьёй по адресу: Латвия, Саулкрасты, улица Краста 10. Умер 8 августа 1965 года. Похоронен в Риге на 1-м Лесном кладбище. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами (1915); Орден Святой Анны II степени с мечами; Орден Святого Станислава II степени с мечами (1914); Издание Latvijas armijas augstākie virsnieki (1918—1940)... указывает ещё одну награду - Георгиевский крест IV степени, но подобную награду по ряду объективных причин в РИА он получить не мог, а от СЗА или балтийского ландесвера - весьма сомнительно); латвийский Военный орден Лачплесиса I (LKOK nr.1/7, 1927), II (LKOK nr.2/44, 1927) и III степени (LKOK nr.3/8, 23 января 1920, а награждён – 11 ноября 1920); Орден Трёх звёзд I степени; Орден Виестура I степени; Крест Заслуг айзсаргов; бронзовая медаль Латвийского общества айзсаргов (Latvijas Aizsardzības biedrības bronzas medaļa), знак признания «Свастика» латвийских скаутов (Latvijas skautu pateicības zīme «Svastika»), знак заслуг общества «Латышских ястребов» (biedrības «Latvijas vanagi» Nopelnu zīme); французский Орден Почётного легиона и золотой меч командора ордена Почётного Легиона; британский Орден Святого Михаила и Святого Георгия; финский орден Белой розы Финляндии I степени; эстонский Крест Свободы I класса I степени (19 августа 1921); эстонский орден Орлиного креста I класса (4 августа 1932); польский Серебряный крест ордена воинской доблести 5 класса; литовский орден Витаутаса Великого; итальянский Орден Святых Маврикия и Лазаря I степени. Мемуары: Я.Балодис Тетради памяти генерала Яниса Балодиса.
Память
27 января 2020 года состоялось открытие памятной доски в городе Даугавпилс, Даугавпилсская крепость, ул.1 Офицерская, 2 в 14.00. Здесь проживал в 1902—1904 годах. Начальная табличка была открыта в 1936 году. Церемония открытия памятной доски состоялась в присутствии горожан и официальных лиц города. Литература: Valdis Bērziņš «Latviešu strēlnieki — drāma un traģēdija». Rīga. 1995;. Latvijas valsts apbalvojumi un Lāčplēši. Rīga. 1996; Latvijas armijas augstākie virsnieki (1918—1940), biogrāfiska vārdnīca (sast. Ēriks Jēkabsons, Valters Ščerbinskis); Latvijas Valsts vēstures arhīvs. Rīga. 1998. ISBN 9984-510-17-4; Vārpa, Igors. Latviešu karavīrs zem Krievijas impērijas, Padomju Krievijas un PSRS karogiem: latviešu strēlnieki triju vēstures laikmetu griežos. Rīga. Nordik. 2006. ISBN 9984-792-11-0

1882
Евгений Максимович (Моисеевич) Браудо
российский музыковед, публицист, переводчик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Евгений Браудо родился в городе Рига, Российская империя. В 1891—1897 годах учился в Рижском музыкальном училище; затем у Б.Меллерстена брал уроки игры на фортепиано; публиковаться в печати начал ещё в 1890-е годы. C 1900 года активно участвовал в революционном движении, несколько раз был арестован, находился в тюрьме и ссылке. С 1903 года вёл лекторскую работу. В 1911 году Браудо окончил филологический факультет Санкт-Петербургского университета; в 1913-м изучал историю музыки в Германии — у X.Римана и Г.Кречмара; с 1914 года преподавал в музыкальных учебных заведениях Петрограда. Печатался в журнале «Аполлон», в котором руководил музыкальным отделом, в «Ежегоднике императорских театров», «Новой студии», «Северных записках», «Аргусе», «Ниве», «Речи» и других изданиях. После революции Браудо участвовал в деятельности Наркомпроса, преподавал в Петрограде, с 1922 года был профессором Петроградского института истории искусств — на кафедре истории западноевропейской музыки, работал в издательстве «Всемирная литература» (под его редакцией в 1923 году вышел сборник статей «Экспрессионизм»). С 1924 года жил в Москве, читал лекции в Московском университете. С 1926 года был членом редакции БСЭ. Как учёный Браудо специализировался главным образом на истории западноевропейской музыкальной культуры. Умер в Москве 17 октября 1939 года.
Могила_музыковеда_Евгения_Браудо (525x700, 480Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (3 участок, 3 ряд). Рядом с ним похоронена жена.
strong> Письма Вагнера. Санкт-Петербург, 1912; Всеобщая история музыки. Тома 1-3, Москва, 1922-1927; Э.Т.А.Гоффман: Очерк. Петроград, 1922; Александр Порфирьевич Бородин, его жизнь и творчество. Петроград, 1922; Ницше — философ-музыкант. Петроград, 1922; Иоганн Себастиан Бах. Опыт характеристики. Петроград, 1922; Рихард Вагнер. Опыт характеристики. Петроград, 1922; Вагнер в России (Новые материалы к его биографии). Петроград, 1923; Основы материальной культуры в музыке. Москва, 1924; «Свадьба Фигаро»: опыт разбора текста и музыки. Ленинград, 1926; Бетховен и его время. Опыт музыкально-социологического исследования. Москва, 1927; «Борис Годунов» Мусоргского. Москва — Ленинград, 1927; История музыки (Сжатый очерк). Москва, 1928 (2-е исправленное и дополненное издание, 1935); Франц Шуберт. Москва, 1929; «Мейстерзингеры» [опера Р.Вагнера]. Разбор текста и музыки. Краткое либретто. Москва, 1929; Основные вопросы оперной политики. Москва — Ленинград, 1929. Архив Браудо находится в РГАЛИ (фонд 2024, 107 единиц хранения, 1907—1941). Материалы о Браудо есть также в архиве Луначарского, дневниках Чуковского, записных книжках Блока, записях П.Лукницкого и др.

Nicolaigartman (482x700, 127Kb)
1882
Николай Гартман (Хартман Николай; немецкое имя — Nicolai Hartmann, латвийское имя — Niklāvs Hartmanis)
немецкий философ, основоположник критической (новой) онтологии. Родился в Риге, в семье инженера Карла Августа Гартмана (1848—1890) и дочери пастора Хелены, урождённой Хакман (1854—1938). Рано потерял отца. Учился в санкт-петербургской гимназии. Затем изучал медицину в Тарту (Эстония) и классические языки в Санкт-Петербургском университете. В 1901 году получил степень бакалавра филологии. После революционных событий 1905 года переехал в Марбург, где занимался философией в Марбургском университете под руководством лидеров Марбургской школы неокантианства Германа Когена и Пауля Наторпа. С 1907 года — доктор философии. В 1909 году вышла его первая крупная работа «Платоновская логика бытия». С этого же года Гартман вёл курс философии в Марбургском университете. Участвовал в Первой мировой войне. В 1920—1950 — профессор философии в университетах Марбурга (1920—1925), Кёльна (1925—1931), Берлина (1931—1945) и Гёттингена (~1945—1950). Испытав влияние работ Эдмунда Гуссерля, Гартман отходит от неокантианства, неудовлетворённый его субъективизмом («методологизмом»), что выразилось в работе «Основные черты метафизики познания» (1921), которая явилась как бы введением в онтологию Гартмана. В 1926 году выходит его «Этика», в которой Гартман развивает идеи Макса Шелера. В 1933 году публикуется книга «Проблема духовного бытия. Исследования к основоположению философии истории и исторических наук». В последующие годы выходят четыре тома онтологии Гартмана: «К основоположению онтологии» (1935), «Возможность и действительность» (1938), «Строение реального мира. Очерк всеобщего учения о категориях» (1940), «Философия природы. Абрис специального учения о категориях» (1950). В 1945 году гибнет рукопись его «Логики». В течение 30 лет вёл дискуссионный семинар по философии, которому придавал большое значение. Являлся членом Германской академиии наук. Был активным участником общества имени Канта. Умер в Гёттингене (ФРГ) 9 октября 1950 года. Посмертно были опубликованы работы «Телеологическое мышление» (1951) и «Эстетика» (1953). Студентами Гартмана были поэт Борис Леонидович Пастернак и философ Ганс-Георг Гадамер.
Влияние
Философия Николая Гартмана оказала влияние на ряд учёных. Её последователем был биолог Макс Гартман. На критическую онтологию Николая Гартмана опирались психиатры Курт Шнайдер, Ганс Йорг Вайтбрехт, Э.Грюнталь, невролог Рихард Юнг. Российский психиатр Ю.С.Савенко писал: «Мой собственный опыт, со времени прочтения в 1969 г. книги Татьяны Николаевны Горенштейн «Философия Николая Гартмана», состоит в сильном переживании инсайта, благодаря критической онтологии, которая дает принципиально большую ясность понимания, принципиально больший уровень терпимости к другим позициям, и реально помогает в головоломных проблемах и противоречиях, которыми так богата наша профессия.» Сторонником критической онтологии был философ Г.Якоби. Сочинения: Hartmann N. Platos Logik des Seins. — Gießen: Töpelmann, 1909; Hartmann N. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. — Berlin — Leipzig: De Gruyter, 1921; Hartmann N. Grundzüge der Metaphysik der Erkenntnis. — 4. Aufl. — Berlin, 1949; Hartmann N. Die Philosophie des deutschen Idealismus. I: Fichte, Schelling und die Romantik, II: Hegel. — Berlin — Leipzig: De Gruyter, 1923—1929; Hartmann N. Ethik. — Berlin: De Gruyter, 1926. — Тома 1—3; Hartmann N. Systematische Philosophie in eigener Darstellung // H. Schwarz (ed.) Deutsche systematische Philosophie nach ihren Gestaltern. — Berlin: Junker und Dünnhaupt, 1931. — Том I. — Страницы 283—340; Hartmann N. Das Problem des geistigen Seins. Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften. — Berlin: De Gruyter, 1933; Hartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. — Berlin: De Gruyter, 1935;. Hartmann N. Möglichkeit und Wircklichkeit. — Berlin: De Gruyter, 1938; Hartmann N. Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategorienlehre. — Berlin: De Gruyter; Hartmann N. Neue Wege der Ontologie // Hartmann N. Systematische Philosophie. — Stuttgart: Kohlhammer, 1943. — Страницы 199—311; Hartmann N. German Philosophy in the Last Ten Years // Mind. — 1949. — Том 58. — Страницы 413—433; Hartmann N. Philosophie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre. — Berlin: De Gruyter, 1950; Hartmann N. Ästhetik. — Berlin: De Gruyter, 1953; Hartmann N. Wie ist kritische Ontologie überhaupt möglich? [1923] // Kleinere Schriften. — Berlin: De Gruyter, 1958. — Том 3. — Страницы 268—313. В переводе на русский язык: Гартман Н. Эстетика = Ästhetik. — Москва, 1958; Гартман Н. Эстетика = Ästhetik. — 2-е. — Киев: Ника-Центр, 2004. — 640 страниц — ISBN 966-521-264-8; Гартман Н. Старая и новая онтология. (Перевод Д.Мироновой) // Историко-философский ежегодник 1988. — Москва: Наука, 1988. — Страницы 320—324. — ISBN 5-02-008028-4; Гартман Н. Философско-историческое введение / Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. (Перевод А.Н.Малинкина) // Культурология. XX век: антология / Составитель С.Я.Левит. — Москва, 1995. — Страницы 608—648. — 703 страниц — (Лики культуры). — 11 000 экземпляров — ISBN 5-7357-0044-8; Гартман Н. Познание в свете онтологии (Пер. с нем. А. Лаптева) // Западная философия: итоги тысячелетия. — Екатеринбург; Бишкек: Деловая книга; Одиссей, 1997. — Сстраницы 461—540. — ISBN 5-88687-027-Х, ISBN 5-86745-025-2; Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении. (Перевод с немецкого Ф.Вяккерева, В.Волжского) // Фауст и Заратустра. — Санкт-Петербург: Азбука, 2001. — Сстраницы 207—274. — ISBN 5-267-00485-5; Гартман Н. Этика = Ethik / Перевод с немецкого А.Б.Глаголева под редакцией Ю.С.Медведева, Д.В.Скляднева. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2002. — 707 страниц — ISBN 5-93615-016-X; Гартман Н. К основоположению онтологии / Перевод с немецкого. Ю. В. Медведева под редакцией Д.В.Скляднева. — Санкт-Петербург: Наука, 2003. — 639 страниц — (Слово о сущем). — ISBN 5-02-026827-5. Литература: Акиндинова Т.А. Эстетический феномен в философской систематике Николая Гартмана. / Глава 23. Феноменологический анализ искусства // История эстетики: Учебное пособие / Ответственные редакторы: доктор философских наук В.В Прозерский, доктор философских наук Н.В.Голик. — Санкт-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — Страницы 617—623. — 1000 экземпляров — ISBN 978-5-88812-442-0; Богомолов А.С. § 2. Критическая онтология (Н. Гартман) / Глава VIII. «Реалистические» направления // Современная буржуазная философия. — Издательство Московского университета, 1972. — Страницы 323—331; Бохенский И.М. Современная европейская философия = Europäische Philosophie der Gegenwart / Сокращённый перевод с английского В.В.Мшвениерадзе и М.К.Мамардашвили. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. — 288 страниц; Гартман // Философский энциклопедический словарь / Главная редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. — 1983; Гартман (Hartmann) Николай // Словарь по этике / Под редакцией И.Кона. — 1981; Горнштейн Т.Н. Философия Николая Гартмана. (Критический анализ основных проблем онтологии). — Ленинград: Наука, 1969. — 278 страниц; Киссель M.A.Гартман [Н.] // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин, заместители председателя: А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин, учёный секретарь А.П.Огурцов. — 2-е издание, исправленное и дополенное — Москваа: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9; Малинкин А.Н.Николай Гартман: «забытый» философ // Культурология. XX век: антология. — Москва: Юрист, 1995. — Страницы 648—653. — 11 000 экземпляров — ISBN 5-7357-0044-8; Перов Ю.В., Перов В.Ю. Философия ценностей и ценностная этика // Гартман Н. Этика / Перевод с немецкого А.Б.Глаголева под редакцией Ю.С.Медведева, Д.В.Скляднева. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2002. — Страницы 5—82. — ISBN 5-93615-016-X; Рыскельдиева Л.Т. Аксиологический эстетизм Николая Гартмана // Вопросы философии : журнал. — 2005. — № 6. — Страницы 162—168; Савенко Ю.С. Николай Гартман. 1882—1950 // Независимый психиатрический журнал. — 2003. — № 1; Слинин Я.А. Онтология Николая Гартмана в перспективе феноменологического движения // Гартман Н. К основоположению онтологии. — Санкт-Петербург: Наука, 2003. — ISBN 5-02-026827-5; Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения. — Москва: Гнозис, 1994. — ISBN 5-7333-0447-2;. «Э́тика» // Этика: Энциклопедический словарь / Под редакцией Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001. — Страница 583. — 671 страница — 5000 экземпляров — ISBN 5-8297-0049-2; Barone, F. N. Hartmann nella filosofia del novecento. — Torino, 1957; Feuerstein R. Die Modallehre N. Hartmanns. — Köln, 1957; Gamba Alessandro In principio era il fine. Ontologia e teleologia in Nicolai Hartmann. — Vita e Pensiero, 2004. — ISBN 88-343-1970-2; Harich, Wolfgang. Nicolai Hartmann: Leben, Werk, Wirkung. — 2000. — 138 страниц; Mohantly J. N. N. Hartmann und A. N. Whitehead. A Study Recent Platonism. — Calcutta, 1957; Nicolai Hartmann // Dictionary of World Biography. — 2014. — Vol. 8. — P. 1571—1573; Nicolai Hartmann 1882—1982 / Buch A. (Hg.). — Bonn, 1982; Nicolai Hartmann. Der Denker und sein Werk / Hrsg. von H. Heimsoeth, R. Heiss. — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1952. — 312 страницы; Tymienecka A.T. Essence et Existence Etude à propos de la philosophie de R. Ingarden et N. Hartmann. — P., 1957.

Geyrot_AA (535x700, 87Kb)
1882
Александр Александрович Гейрот
русский советский художник, а также актёр театра и кино. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Мать — Александра Фёдоровна Гейрот, урождённая Руднева, сестра В.Ф.Руднева. Внук А.Ф.Гейрота. Окончил Николаевский кадетский корпус (1903), учился в школе живописи. В 1904 году, после смерти матери уехал в Париж, где продолжил художественное образование. Был членом общества «Независимых» в Париже. После Парижа переехал во Флоренцию, где жил на средства от продажи своих картин. Вернувшись в Россию, Гейрот по приглашению Николая Евреинова поступил актёром в «Старинный театр» (1911—1912). В 1913 году Константин Станиславский пригласил его в МХТ и в 1-ю Студию. Дебютировал Гейрот на сцене Художественного театра во второстепенной роли рассказчика Антона Лаврентьевича в спектакле «Николай Ставрогин» по Ф.М.Достоевскому (1913). В 1-й Студии сыграл Бира в «Потопе» (Г.Бергера). Помимо работы в Художественном театре, Гейрот организовал собственную студию, играл в Камерном театре, в Армянской студии, в Шаляпинской студии. Донос на его антисоветские высказывания при учениках послужил причиной ухода Гейрота из театра в 1935 году. В 1914—1936 годах снимался в кино. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 8 февраля 1947 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (14 участок.).
Личная жизнь
Был женат 5 раз: 1-м браком на Марии Владимировне Дьяковской; сын — Алгар Рюрик Александр фон Хейрот; 2-м — на Евгении Владимировне Марк; дочь — Наталья Александровна Гейрот (в браке Володина); 3-м — на Лидии Дмитриевне Дьяковой; 4-м — на Екатерине Петровне Чабровой; 5-м — на Любови Федоровне Шпрингер. strong> Заслуженный артист РСФСР (1933).
Роли в театре
В МХТ: 1913 — «Николай Ставрогин» (по Ф.М.Достоевскому) — Антон Лаврентьевич; 1913 — «Хозяйка гостиницы» (К.Гольдони) — Фабрицио, позже — граф д’Альбафьорит; 1915 — «Моцарт и Сальери» (А.С.Пушкин) — Моцарт; 1916 — «На дне» (М.Горький) — Барон. В Первой студии и МХАТе Втором: 1929 — «Человек, который смеётся» по В.Гюго — Урсус; 1930 — «Пётр I» А.Н.Толстого — Брюс; 1932 — «Униженные и оскорблённые» по Ф.М.Достоевскому — князь Валконский; 1932 — «Неблагодарная роль» А.М.Файко — Антоша Пустой; 1932 — «Земля и небо» Братья Тур — астроном фон Дризен; 1933 — «Суд» В.М.Киршона — Зольдтке; 1934 — «Часовщик и курица» И.А.Кочергина — граф Лундышев. В МХАТ СССР имени М.Горького: 1937 — «Анна Каренина» по роману Л.Н.Толстого — Дипломат; 1938 — «Горе от ума» А.С.Грибоедов — Господин D, Репетилов; 1939 — «Тартюф» Мольера — Клеант; «Воскресение» по Л.Н.Толстому — председатель суда; «Таланты и поклонники А.Н.Островский — князь Дулебов; 1942 — «Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина — скептик. Фильмография: 1914 — Симфония любви и смерти; 1916 — Дикая сила — Гуго Валевский; 1916 — Цветы запоздалые — Егорушка; 1917 — Рокамболь — Рокамболь; 1925 — Его призыв — кандидат на престол; 1925 — Медвежья свадьба — пастор Виттенбах; 1926 — Последний выстрел — ротмистр Власов; 1927 — Солистка его величества — Сергей Михайлович, великий князь; 1932 — Дела и люди — Петров, инженер; 1936 — Борцы (немецкое название — Kämpfer)— дирижёр Клеберсбух (нет в титрах); 1936 — Юность поэта — эпизод (нет в титрах).

 (431x699, 56Kb)
1883
Фредерик Лазар (французское имя — Frédéric Lazard)
французский шахматист и шахматный композитор. Основная профессия: журналист. Родился и жил в Париже, участвовал во многих французских турнирах и чемпионатах. Лазар — автор более 100 этюдов, многие из которых заняли высокие места на конкурсах. Составлял также и задачи. В 1928 году опубликовал сборник своих этюдов и задач «Mes problèmes et études d'échecs» с предисловием тогдашнего чемпиона мира Александра Алехина. Умер в коммуне Ле-Везине, департамент Ивелин, Франция, 18 ноября 1948 года.
Спортивные результаты
Frederic Lazardрезультаты (540x233, 115Kb)
1920: чемпионат Парижа, 1-е место.
1922: чемпионат Парижа, 2-е место.
1927: чемпионат Парижа, 13-е место.
1928: чемпионат Парижа, 10—11-е места.
1929: чемпионат Парижа, 7-е место.
1930: чемпионат Парижа, 3—5-е места.
1933: чемпионат Парижа, 10-е место.
Примечательные партии
В историю шахматных курьёзов вошла самая короткая турнирная партия А.Жибо — Ф.Лазар (Париж, 1924): 1. d4 Кf6 2. Кd2 e5 3. de Кg4 4. h3?? Кe3! Белые сдались.
Frederic Lazard01 (273x278, 80Kb)
Избранные этюды
Фредерик Лазар

«L’Italia Scacchistica», 1923
II-III призы
Frederic Lazard02 (243x285, 53Kb)
Решение.
1. Сf1! Сf3!
2. Сg2!! Л:g2
3. Л:g3! Л:g3+
4. Крh4
с патом после отхода ладьи.
Фредерик Лазар
«Шахматное обозрение», 1910
I почётный отзыв
Frederic Lazard03 (246x292, 49Kb)
Решение.
1. Кf4+ Крh6
2. Кe6
(угрожая 3. Кd8) Лe8
Не помогает чёрным 2…Крh7 3. Кd8 Лb1+ 4. Крf2 Лb2+ 5. Крf3, и король скрывается на f7.
3. g8Ф! Л:g8
4. Кf8 Лg5!
(ловушка)
5. Кg6!! с выигрышем. После 5. e8Ф? Лe5+! 6. Ф:e5 чёрные спасались патом.
Литература: Лазар (Lazard), Фредерик // Словарь шахматиста / составители: М.С.Коган [и другие.]; под общей редакцией профессора А.А.Смирнова. — Ленинград: Шахматный листок, 1929. — Страница 248. — 518 страниц; Лазар (Lazard) Фредерик // Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Строаница 192. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3; Бондаренко Ф.С. Развитие шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1982, страницы 138—140.

Лемберг0 (497x700, 96Kb)
1883
Раиса Григорьевна Лемберг (Лемберк) (урождённая Лифшиц)
русская писательница, публицистка, педагог, научный работник, переводчица (печаталась под псевдонимами Р.Григорьев, Рафаил Григорьев, Р.Верова, Г.Раф, а также совместно с мужем — Р.М.Изетеа). Жена переводчика Михаила Лемберка. Родилась в Санкт-Петербурге, в семье русско-еврейского писателя Григория Григорьевича Лифшица (псевдоним: «Гершон-бэн-Гершон», 1854—1921), сотрудника журнала «Рассвет», автора книги «Исповедь преступника» («Юмористический рассказ из жизни Петербургских евреев». — Санкт-Петербург: Типография А.Г.Сыркина, 1881). Брат — театральный режиссёр Алексей Алексеев. Окончила Одесскую гимназию О. Г. Шольп. В 1904 году окончила медицинский факультет Берлинского университета. Печаталась в «Одесских новостях», «Книге» (1907), «Запросах жизни» (с 1909). Автор переводов, в том числе книг по социал-демократии с немецкого и французского языков. В 1913 году опубликовала под псевдонимом Р. Григорьев роман «На ущербе», вызвавший критическую полемику; согласно «Литературной энциклопедии» (1930), в нём «изображено начало распада мелкобуржуазной интеллигенции после неудачной революции, отход революционеров-попутчиков от пролетарских масс. Не характеризуя социальных взаимоотношений эпохи (пролетариат служит лишь фоном для драматических переживаний героев), этот роман отображает исторические судьбы русской интеллигенции в революции». Её жизнь и научно-педагогическая деятельность совпали с бурными событиями русских революций и периодами становления и зрелости советской школы. Уже с 1917 года она много пишет на педагогические темы, сотрудничает с педагогическими журналами: «На путях к новой школе», «Просвещение», «Трудовая школа», «Рабочая школа». С 1918 года она заведовала секцией школ подростков и преподавала в ряде вузов. Рано начав революционную деятельность, сблизившись с социал-демократами, разделяя марксистские взгляды, в 1925 году в анкете она пишет, что является беспартийной. Занимая после революции значительные партийные должности, она становится профессором педагогики в Ленинградском Педагогическом Институте. Став до революции автором двух романов-хроник, после революции она пишет в основном учебно-методические и научно-педагогические работы. И большая часть её жизни — почти полвека — посвящена педагогике. В 1924 году она начинает работу в ЛГПИ имени А.И.Герцена, читает студентам курс педагогики «Трудовая школа», в 1925 году её утверждают профессором института. "С 1928 года заведовала кафедрой «Методики начального обучения», затем кафедрой «Школьной педагогики», — пишет она в автобиографии. Она, без сомнения, в числе основателей Герценовской научно-педагогической школы, обогатив дидактику новым подходом к обучению, обнаружив необходимость развивающего обучения и особенностей учения школьников разного возраста в характере их восприятия и осмысления учебного процесса. Её труды (особенно «Очерки дидактики») и по сей день служат внедрению новых научных идей в практику работы учителей. Добрая, терпимая к людям, идеалистка и оптимистка — такой предстает она из воспоминаний близких людей. Период 1924—1931 г.г. — самый плодотворный. Ею созданы самые разнообразные по литературному жанру произведения: научно-педагогические статьи и монографии, публицистика, художественная проза, учебные пособия. Наиболее интересной работой этого периода для её биографов и историков образования представляется книга «Очерки школьной жизни. Дневник учительницы» (1928). Книга имела успех, была переведена на английский и испанский языки. С 1938 года её научно-педагогическая деятельность связана с Казахским педагогическим институтом им. Абая. Р.Г.Лемберг — первая женщина-профессор, преподающая в Казахстане. С 1944 года она возглавляла кафедру педагогики в Казахском педагогическом институте имени Абая. Скончалась в городе Алма-Ата 15 июня 1975 года, похоронена на Центральном кладбище Алма-Аты. Книги: «На ущербе» (роман, Санкт-Петербург, 1913); Псевдоним: Григорьев , Р.: Григорьев Р. На ущербе: Роман. — Санкт-Петербург, 1913; 1915; Москва; Ленинград, 1927; Григорьев Р. Недавнее: Роман. — Петроград, [1916]; Григорьев Р. Очерки школьной жизни: Дневник учительницы . — [Ленинград]., 1928. Переводы: Петцольд Ю. Проблемы мира. — Санкт-Петербург, 1909; Клейнпетер Г. Теория познания в естествознании. — Санкт-Петербург, 1910. Литература: Блинкина О.Е. Григорьев Р. // Русские писатели, 1800—1917. — Москва, 1992. — Том 2. — Страницы 39—40. — ISBN 5-85270-064-9.

Shiga_Naoya_1938 (525x700, 503Kb)
1883
Наоя Сига (японское имя — 志賀 直哉)
японский автор рассказов, романист, драматург. Представитель литературной группы «Сиракаба». Наоя Сига происходил из потомственной семьи самураев. В 6 лет был отдан в Школу пэров, где учился небрежно, дважды оставался на второй год. В 1907 году Наоя влюбился в одну из служанок семейства Сига и решил на ней жениться. Однако родственники воспротивились этому, и девушка была выслана в родную деревню. Данная ситуация привела к разрыву его дружеских отношений с Утимурой Кандзо, осуждавшем связь с точки зрения христианской морали. Год спустя, когда отношения в семье обострились ещё больше, Наоя бросил учёбу в Токийском университете с намерением посвятить свою жизнь литературе. Тогда же был опубликован первый его значительный рассказ — «До Абасири» («Абасири мадэ»), в котором герой сталкивается в поезде с молодой женщиной и двумя её детьми, едущими на Хоккайдо к главе семейства. В 1912 году в журнале «Тюо корон» был издан автобиографический рассказ «Оцу Дзюнкити», в котором Наоя Сига описывал членов своей семьи, занятия философией с Утимурой Кандзо и историю со служанкой. После последовавших за этим обвинений со стороны отца в неподобающем поведении и плохом влиянии на сестёр и брата, Наоя переехал сначала в другой район Токио, затем в маленький городок Ономити, а следом в Киото. Там он в декабре 1914 года, даже не спрашивая мнения отца, женился на вдовствующей кузине Санэацу Мусянокодзи. Новая ссора с родителем приводит к тому, что Наоя Сига отказался от наследства. В 1916 году Наоя Сига переехал в город Абико недалеко от Токио. Тогда же у него умерла двухмесячная дочь; через год с небольшим родилась вторая. Родные старались примерить отца с сыном, последним толчком к этому стала болезнь бабушки. Впоследствии, в 1917 году, Наоя Сига в своём рассказе «Примирение» («Вакай») описал перипетии, связанные с данным вопросом. Как отмечают японские литературоведы, «Оцу Дзюнкити», «Примирение» и написанный в 1920 году рассказ «Смерть старшей сестры» («Ару отоко соно анэ-но си») составляют трилогию, рассказывающую о конфликте отца и сына. Вершиной творчества писателя стал его единственный роман «Путь во тьме ночи» («Анъя коро»), задуманный в 1912 году, но первая часть которого увидела свет только в 1921 году. В 1922—1928 годах роман выходил отрывками, после чего Сига на девять лет забросил над ним работу. В 1937 году произведение было закончено. Роман содержит элементы биографии своего автора. Главный герой «Пути во тьме ночи» — мечтающий стать писателем Кэнсаку Токита — женится девушке, с которой он познакомился в Киото — Наоко. У пары рождается сын, но вскоре он умирает; Наоко же изменяет мужу с его двоюродным братом. Кэнсаку прощает Наоко, но оставляя вновь беременную жену, уезжает в монастырь на горе Дайсэн, где простужается. Наоко сообщают о болезни, и она приезжает его проведать. Очнувшийся после сна Токита видит как она сжимает его руку. По словам японоведа Нины Чегодарь, «Кэнсаку смотрит на неё таким нежным, полным любви взглядом, которого она до того не видела ни у одного человека. Эта немая сцена красноречивей любых объяснений». Среди рассказов писателя неавтобиографического характера Нина Чегодарь называет одним из лучших «Старика» («Родзин», 1911 год), читая который, по её словам, «остаётся только удивляться, как он мог в этом возрасте [28 лет] так хорошо понять и прочувствовать общечеловеческую драму старения и смерти». Главный герой рассказа — овдовевший в 54 года — женится на молодой женщине. Спустя два года он уходит со своей должности в отставку, оставаясь в роли консультанта, но в 65 лет отказывается и от этого. Вскоре его вторая жена умирает от туберкулёза, и он находит любовницу, чей возраст близок к возрасту его старшей внучки. Та начинает с ним жить, и старика не беспокоит даже наличие у неё любовника. Женщина вместе с его детьми и внуками продолжает о нём заботится, пока тот не умирает на старости. Умер 21 октября 1971 года. Награды: Кавалер ордена Культуры. Также Наоя Сига является автором нескольких пьес. Литература: Алексеев В.П. Сига Наоя: библиографический указатель / Редактор Л.Л.Громковская. — Москва: ВГБИЛ, 1980. — 119 страниц; Забережная О.А. Наоя Сига и Санэацу Мусянокодзи: Общее в идейных представлениях писателей литературного объединения «Сиракаба» // Ответственный редактор А.Н.Мещеряков. История и культура традиционной Японии 7. — Москва, 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014; Чегодарь Н.И. Сига Наоя // Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами / Ответственный редактор Э.В.Молодякова. — Москва: Восточная литература, 2004. — Страницы 18—29. — 222 страницы — 400 экземпляров. — ISBN 5-02-018375-X; Mortimer M. Meeting the Sensei: The Role of the Master in Shirakaba Writers. — Brill Academic Publishers, 2000. — 289 p. — (Brill's Japanese Studies Library). — ISBN 978-90-04-11655-9; Starrs R. An Artless Art — The Zen Aesthetic of Shiga Naoya: A Critical Study with Selected Translations. — Routledge, 1998. — 240 p. — (Japan Library). — ISBN 978-1-873410-64-6.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку