-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108811
Комментариев: 6801
Написано: 117283


17 февраля родились...

Суббота, 17 Февраля 2024 г. 11:06 + в цитатник
VsevolozhskiyNikita (564x700, 357Kb)
1799
Никита Всеволодович Всеволожский
водевилист, переводчик, певец-любитель, страстный театрал, основатель общества «Зелёная лампа». Из рода Всеволожских. Отец — камергер Всеволод Андреевич Всеволожский (1769—1836), мать — Елизавета Никитична Бекетова. Назван в честь деда, царицынского богача Н.А.Бекетова. В службу вступил в Коллегию иностранных дел актуариусом — 20 ноября 1816, камер-юнкер — 2 августа 1818, титулярный советник — 23 марта 1823. В его петербургском доме собирались участники общества «Зеленая лампа» на свои заседания. В 1819 году Пушкин посвятил архивному юноше послание «Всеволожскому» («Прости, счастливый сын пиров…»). Весной 1820 года поэт проиграл Всеволожскому 1000 рублей и в уплату за них отдал тетрадь своих стихов, которая в 1825 году была выкуплена. В конце 1820 года общество прекратило свое существование. В период выступления декабристов в 1825 году Всеволожский находился на Кавказе, следствием по делу было установлено, что членом тайных обществ не был, его имя упоминалось в показаниях ряда декабристов в связи с обществом «Зелёная лампа». Следственный комитет оставил это без внимания. Уволен в отпуск в Кавказскую область — 15 июня 1826, переведён в ведомство тифлисского военного губернатора — 21 марта 1828, переведен в канцелярию виленского военного губернатора — 19 марта 1831 (заведовал секретной частью), член комиссии для разбора степени вины литовских повстанцев — 1 августа 1831, чиновник особых поручений при управляющем Главным штабом — 15 ноября 1831, камергер — 19 ноября 1831, статский советник — 1 апреля 1834, церемониймейстер — 7 мая 1836, действительный статский советник — 31 декабря 1837, член Кабинета его величества — 7 февраля 1838, участвовал в комиссии по возобновлению Зимнего дворца — 22 февраля 1838, член Мануфактур-Совета (был также членом Кабинета) — 13 января 1839, в должности егермейстера — 25 марта 1839, заведующий придворной охотой — 15 апреля 1841, в должности гофмейстера — 26 октября 1847. В 1845 году у Всеволожского было свыше 1,1 млн десятин земли в Пермской губернии. Занимаясь совершенствованием производства, он заменил красное производство железа пудлингованием. В 1845 году приступил к разработке каменноугольных копей, начал постройку железной дороги от копей до реки Камы, но не смог довести это дело до конца. В 1846 году построил первый кабестанный пароход. Умер в Бонне 28 июля 1862 года. Первая жена с 1825 года княжна Варвара Петровна Хованская (1805—19 ноября 1834), дочь П.А.Хованского и Е.М.Пекен, любовницы его отца. Свой брак Всеволожский объяснял желанием «омыть пятно, нанесенное семейству» Хованских сожительством их матери, а в глазах света прикрыть это сожительство видимостью родственных отношений. По отзыву О.Павлищевой, жена Всеволожского была откровенной распутницей. Дети: Всеволод (1831—8 июля 1889), секретарь А.И.Барятинского, егермейстер; Никита (12 сентября 1834—28 февраля 1838). Вторая жена Екатерина Арсеньевна Жеребцова (1817—1868), сестра виленского губернатора Н.А.Жеребцова, построившего заново подмосковную усадьбу Алтуфьево. Дети: Андрей (1840—1893), камергер, действительный статский советник, автор книги по истории своего рода, с 1881 года таврический губернатор; женат на Наталье Павловне Соломирской (1847— ?), дочери П.Д.Соломирского; Никита (1846—1896), отставной ротмистр лейб-гвардии Конного полка, женат на актрисе М.Г.Савиной, детей не было, разведены; Елизавета, в первом браке Панютина, во втором за генерал-майором М.А.Сатиным. От петербургской танцовщицы Авдотьи Овошниковой имел внебрачного сына Ираклия Никитича Никитина (1823— ?), впоследствии премьера Венского императорского балета. Литература: Черейский Л.А. Всеволожский Н.В. // Черейский Л.А. Пушкин и его окружение / Академия Наук СССР. Отдел литературы и языка. Пушкинская комиссия. Ответственный редактор В.Э.Вацуро. — 2-е издание, дополненное и переработанное — Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1989.

Ludovico_Lipparini_by_Tranquillo_Cremona (485x700, 438Kb)
1800
Людовико Липпарини (итальянское имя — Ludovico Lipparini)
итальянский художник. Липпарини родился в городе Болонья. Здесь он получил образование. В 1820 году он жил и работал в городах Рим и Неаполь, в 1822 году и вновь в 1825 году, в городе Венеция, где учился в Академия изящных искусств в Венеции. Здесь он встретил своего учителя и в дальнейшем друга Teodoro Matteini (1754—1831).Он стал преподавателем Академии в 1833 году, и профессором живописи в 1848 году. Темой многих из его работ была Греческая революция. Его учениками были Карл фон Блаас, Cesare Dell’Acqua и Дионисиос Цокос. Липпарини умер в Венеции 10 марта 1856 года. Работы: Смерть Маркоса Боцариса ,Civico Museo Sartorio Триест; Мученичества святых Аквилеи S. Antonio Nuovo, Триест; Портрет Leopoldo Cicognara, Международная галерея современного искусства, Венеция; Портрет Меттерниха частная коллекция; Сократ и Алкивиад, частная коллекция. Источники: Bryan Michael ‘‘Dictionary of Painters and Engravers, Biographical and Critical’‘ (Volume II L-Z) / Walter Armstrong & Robert Edmund Graves. — York St. #4, Covent Garden, London; Original from Fogg Library, Digitized May 18, 2007: George Bell and Sons, 1889. — P. pages 61–62.

August_von_Voit (569x700, 231Kb)
1801
Рихард Якоб Август фон Фойт (немецкое имя — Richard Jakob August von Voit)
немецкий архитектор. Родился в Вассертрюдингене. Сын архитектора Иоганна Михаэля Фойта. Август фон Фойт учился в Мюнхенской академии художеств у Фридриха фон Гертнера и продолжил образование в Италии и Франции. В своём творчестве Фойт придерживался романского стиля в образцах северогерманской и итальянской архитектуры. В 1840 году Фойт был назначен преемником Гертнера на кафедре и занимал эту должность до 1847 года. После смерти Гертнера Фойт был назначен главой высшего строительного ведомства в государственном строительном управлении. Наиболее известные работы Фойта — Стеклянный дворец и Новая пинакотека в Мюнхене. Умер в Мюнхене 12 декабря 1870 года. Похоронен на Старом Южном кладбище в Мюнхене.

Edgar Quinet (574x700, 67Kb)
1803
Эдгар Кине (французское имя — Edgar Quinet)
французский политический деятель, историк. Родился в городе Бурк-ан-Брес. Сын строгого республиканца Жерома Кинэ, после возвышения Наполеона подавшего в отставку и удалившегося в провинцию, где он занимался научными, главным образом математическими исследованиями. На развитие Кинэ большое влияние имела его мать, женщина очень религиозная, хотя и не вполне правоверная католичка. Недолго, уступая желанию отца, он состоял в военной службе. В 1823 году вышла первая его книга «Tablettes du Juif Errant». Сильнейшее впечатление на него произвела «Philosophie der Geschichte» Гердера; он решил перевести её и издал свой труд в 1827 году, благодаря чему достиг значительной известности; в это же время он познакомился с Кузеном и Мишле. Еще до появления этой книги он посетил Германию и Англию. Кузен выхлопотал для него место в правительственной миссии в Морею, в 1829 году. По возвращении Кинэ издал «La Grèce Moderne» (1830). В 1830-х годах был сотрудником «Revue des Deux Mondes», где поместил, между прочим, замечательный этюд «Les Epop ées Françaises du XII-iéme Siè cle», в котором один из первых оценил по достоинству долго пренебрегавшиеся chansons de geste. «Ahasverus» — первое его замечательное оригинальное произведение — появилось в 1833 году; за этой странной прозаической поэмой последовали две поэмы в стихах: «Napoléon» и «Prométhée», уступающая «Агасферу», так как стихом Кинэ владел не особенно хорошо. В 1838 году Кинэ написал резкий ответ на «Жизнь Иисуса» Штраусса. В 1839 году он был назначен профессором иностранных литератур в Лион; лекции, которые он здесь читал, вошли в состав его «Génie des Religions». Два года спустя он был переведен в Collège de France, на кафедру южных литератур; но Кинэ, оставив в стороне этот предмет, занялся, в союзе с Мишле, ожесточенной полемикой с иезуитами и ультрамонтанами, вследствие чего, в 1845 году, правительство положило конец его лекциям.
Edgar_Quinet_-_gravure_sur_acier (523x700, 371Kb)
С этого времени Кинэ стал считаться республиканцем и отчасти революционером. В учредительном и законодательном собраниях времен Второй республики он заседал среди крайних радикалов, резко нападал на римскую экспедицию и с самого начала был непримиримым противником принца Луи-Наполеона. Изгнанный из Франции после декабрьского переворота, он поселился в Брюсселе, а потом в Вейто (Veytaux), на берегу Женевского озера, где и оставался до падения империи. По возвращении в Париж он вновь занял свою кафедру; во время осады написал много резких памфлетов против немцев. Избранный в 1871 году депутатом от Сенского департамента, он был одним из упорнейших противников мира с Германией. К последнему периоду его литературной деятельности относятся следующие сочинения: «Les Révolutions d’Italie» (1848); «Les Esclaves» (драматическая поэма, 1853); «Marnix de S-te Aldegonde» (1854); «Merlin l’Enchanteur» (1860); «Histoi re de la Campagne de 1815» (1862); «La Révolution» (1866); «La Création» (1870); «Le siége de Paris et la Défense Nationale» (1871); «La République» (1872); «Le Livre de l’Exilé» (1875). Обширный труд Кинэ по истории революции представляет собой научное рассуждение на вопрос о том, почему французы посредством революции не добились политической свободы. Такая постановка вопроса вполне понятна в эпоху Второй империи. Причину явления Кинэ усматривает в недостатке у французов уважения к индивидуальной свободе, а последнее обстоятельство он объясняет условиями «старого порядка». Будучи сам республиканцем, он порицал крайности революции. Умер в Версале 27 марта 1875 года.
Paris_-_Cimetière_du_Montparnasse_-_Edgar_Quinet_1 (700x463, 376Kb)
Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
После смерти Кинэ появились 3 тома его писем. Кинэ уже в 1858 году издал полубиографическую книгу «Histoire de mes Idées»; в 1870 году его вторая жена издала «Mémoires d’Exil». Характер Кинэ был в высшей степени привлекательный; особенно ярко он отразился в его письмах к матери, в рассказе о его ранней жизни. Его главным недостатком было неумение сосредоточиться; труды его очень растянуты, но в то же время богаты местами замечательной силы и красоты.
Известные цитаты:
Если мы восхваляем необходимость террора 93-го, мы можем сколько угодно добавлять, что не желаем возобновлять его. Это пустое уверение. Этим мы не сможем убедить свет, и он прав: потому что от старой привычки можно избавиться, только осудив её и в прежних проявлениях;
Слишком часто мы приписывали измене или низости то, что происходит от глупости;
Вот существенная черта всех революционеров. Они хотят свободы, или по крайней думают, что хотят её. Но идея о ней составлена у них под влиянием деспотизма старого порядка… Каждый, став царем, говорит по-царски: «Такова моя воля;
Есть только два способа сделать революцию непоправимой: первое — изменить нравственный строй, религию, второе — изменить строй материальный, собственность; Революции, употребляющие эти средства, обречены жить. Первое для них вернее второго.
Сочинения: Oeuvres complétes, v. 1-30, ., (s. a.). Литература: Кареев. И., Французские историки второй половины XIX в. и начала XX в., том 2, Ленинград, 1924, глава 7; Valés A., Edgar Quinet..., P., 1936.

Lockroy (540x700, 124Kb)
1803
Локруа (французское имя – Lockroy; настоящее имя Жозеф Филипп Симон, Joseph-Philippe Simon)
французский актер и драматург, специализировавшийся на комедиях и водевилях. Родился в Турине, в семье барона генерала Анри Симона, который запретил сыну называться его фамилией после того, как Жозеф-Филипп начал артистическую карьеру. Играя на сценах парижских театров Одеон и Комеди Франсэз, стал пользоваться псевдонимом Локрой. В 1848 году нескольких месяцев служил в качестве временного администратора в Комеди Франсез. Позже полностью посвятил себя литературному творчеству. Успешный либреттист. Умер в Париже 19 января 1891 года.
Tombe_de_Joseph-Philippe_SIMON_dit_LOCKROY_-_Cimetière_Montmartre (700x525, 458Kb)
Похоронен на кладбище Монмартр в Париже.
Локруа — автор нескольких драм, водевилей, комедий, пантомим, комических опер и оперетт, которые ставились на сценах парижского Театра-буфф (Théâtre des Bouffes-Parisiens), Театра де ла Порт Сен-Мартен (Théâtre de la Porte Saint-Martin) и других. Входили в репертуар Большого театра в Москве. Избранные произведения: La marraine («Крестная маменька», комедия-водевиль в 1-м действии; совместно с Э.Скрибом и Ж.Шабо де Буэна. Перевод с французкого Д.Т.Ленского, 1829); Catherine II («Екатерина II», 1831); Un Mariage Corse (комедия-водевиль в 1-м акте, совместно с Нарсисом Фурнье и Огюстом Арну, 1832); Périnet Leclerc, ou Paris en 1418 («Перине Леклерк, или Париж в 1418 году», драма в прозе, в 5-и актах, 1832. В соавторстве с Огюстом Анисе-Буржуа. По Историческим хроникам А. Дюма); Un duel sous le cardinal de Richelieu («Поединок при кардинале Ришелье». Драма в 3-х действиях; совместно с Э.Бадоном); La maitre d’école («Школьная учительница». Водевиль в 1-м действии; совместно с Огюстом Анисе-Буржуа. Пьеса была поставлена в России под названием «Школьный учитель, или Дураков учить, что мертвых лечить» в переводе П.А.Каратыгина; Passe minuit («Прошедшая ночь», совместно с Огюстом Анисе-Буржуа; в России пьеса шла в переводе П.И.Григорьева под названием: в Петербурге — «Покойная ночь, или Суматоха в Щербаковом переулке», в Москве — «Покойная ночь, или Суматоха в Ащеуловом переулке»; L’Impératrice et la Juive («Императрица и еврейка»), драма в 5-и актах. В соавторстве с Огюстом Анисе-Буржуа, 1834); Pourquoi? («Для чего?», комедия-водевиль в 1-м акте, В соавторстве с Огюстом Анисе-Буржуа, 1834); Les Amours де Faublas (пантомима-балет в трех действиях, 1835); Passé Minuit (комедия-водевиль в 1-м акте. В соавторстве с Огюстом Анисе-Буржуа, 1839); La premiere ride («Первая морщинка», Комедия в 1-м действии. В соавторстве с О.Анисе-Буржуа, 1841); Irène («Ирен», комедия-водевиль в 2-х актах, совместно с Эженом Скрибом, 1847); Воnsoir, monsieur Pantalon («Много шума из пустяков», Шутка-водевиль. в 1-м действии. В соавторстве с Морвана, 1854); Les dragons de Villars («Драгуны Виллара», опера комик, совместно с Эженом Кормоном, на музыку Л-Э.Майара, 1856); La reine Topaze (опера комик, совместно с Леона Батту, на музыку Виктора Массе, 1856) года; Mon ami Pierrot («Мой дорогой Пьеро», оперетта на музыку Лео Делиба,1862); Ondine (1863); Quand ont n’a rien a faire («Нечего делать»), Комедия в 2-х действиях); Un bal masque sous Louis XIV («Маскарад при Людовике XIV». Комедия в, совместно с Э.Вандербурхом и др. Литература:Некролог. Газета «Le Figaro» (Paris. 20 января 1891)

 (502x699, 66Kb)
1804
Самуэл Рид Андерсон (Samuel Read Anderson)
американский военачальник, бригадный генерал (Конфедеративная армия). Умер 2 января 1883 года.

Vicente_Vázquez_Queipo_de_Llano (579x700, 231Kb)
1804
Висенте Мариа Хулиан Васкес Кейпо де Льяно (испанское имя — Vicente María Julián Vázquez Queipo de Llano)
испанский учёный-энциклопедист и государственный деятель. Висенте Мариа Хулиан Васкес Кейпо де Льяно родился в Самосе. В 1832—1846 годах находился на государственной службе на Кубе в должности финансового инспектора и в дальнейшем написал об этой стране книгу. Затем был сенатором, занимал крупные должности в министерстве заморских территорий. После отречения королевы Изабеллы в 1868 г. отказался от продолжения политической карьеры. Был профессором университета в Вальядолиде. Умер в Мадриде 11 марта 1893 года. Среди сочинений Васкеса Кейпо — заметная книга «Опыт о системах мер и валюты древних народов от начала истории до основания Халифата» (французское название — «Essai sur les systemes métriques et monétaires des anciens peuples depuis les premiers temps historiques jusqu'a la fondu Kalifat d'Orient»; 1859), стоящая в связи с его размышлениями о преодолении денежного кризиса в Испании, вылившимися в итоге в книгу «Денежный кризис в Испании, его причины, последствия и меры преодоления» (испанское название — «La crisis monetaria española, considerada en su causa, sus efectos y sus remedios, seguida de brevísimas indicaciones sobre el Banco Nacional»; 1866). Васкесом Кейпо также составлены «Таблицы логарифмов» (исп. Tablas de Logaritmos; 1872). Висенте Мариа Хулиан Васкес Кейпо де Льяно умер 11 марта 1893 года в городе Мадриде.

Carné-Marcein,_Louis-Marie_de (580x700, 208Kb)
1804
Луи Марсьен Карне (французское имя — Louis-Martien de Carné)
французский политический деятель и историк, член Французской академии, граф. Родился в городе Кемпер. В палате депутатов при Луи Филиппе принадлежал к ультракатолической оппозиции. Умер в городе Пломлен 11 февраля 1876 года. Кроме множества исторических статей в «Journal des Débats», «Revue des Deux Mondes» и др., Карне написал: «Vues sur l’histoire contemporaine» (1833); «Des intérêts nouveaux en Europe depuis 1830» (1838); «Du gouvernement representatif en France et en Angleterre» (1841) и мн. др. Источники: Карне, Луи-Марсьен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Kanstantyn_Tyškievič._Канстантын_Тышкевіч_(A._Regulski,_1868) (570x700, 390Kb)
1806
Константин Пиевич Тышкевич
археолог, историк, этнограф, фольклорист из рода Тышкевичей. Родился в Логойске, Борисовский уезд, Минская губерния, Российская империя. Происходил из логойской ветви шляхетского рода Тышкевичей. Его родителями были граф Пий Тышкевич и Августа Плятер. Имел брата Евстафия. Учился в Полоцком иезуитском и Забельском доминиканском коллегиумах, после в Виленском университете, окончив юридической факультет которого в 1828 году, переехал в Варшаву. Здесь он до 1836 года работал в Министерстве финансов Царства Польского. Участвовал в восстании 1830—1831 годов. В 1836 году возвратился в Логойск, где основал холщовую мануфактуру (бел.), сахарные заводы, а также сберегательный банк для мещан и крестьян. В 1862 году принимал участие в работе минского губернского комитета по крестьянскому вопросу. Краеведческая деятельность Константина Тышкевича началась в 1833-1834 гг. — по примеру младшего брата Евстафия с раскопок курганов (главным образом, в Логойском графстве). Итоги раскопок К.Тышкевич подвёл в основательной монографии «Про курганы в Литве и Западной Руси». Работа сначала печаталась в журнале «Виленский вестник», а в 1865 г. вышла в Вильно отдельной книгой (один экземпляр её хранится в Фундаментальной библиотеке имени Якуба Коласа Академии наук Беларуси). В книге автор классифицировал насыпи на пять групп (курганы с захоронениями погибших в боях воинов, с захоронениями представителей местных племён и т. д.); уделил внимание методике раскопок (которую впоследствии постоянно стремился совершенствовать); первым сформулировал конкретную задачу раскопок (напластования должны быть "с точностью сложены"); ведя детальные дневники раскопок белорусских курганов, сделал много верных наблюдений о погребальном обряде. Первым в белорусской археологии обратив внимание на гончарные клейма курганных горшков и сопоставив эти знаки со знаками на товарных пломбах из Дрогичина, К.Тышкевич посчитал, что они имеют чисто символическое значение или религиозное значение. Подобные заблуждения характерны для начальных этапов археологии (современная точка зрения — знаки представляют собой фабричные клейма). Мало ещё зная о курганах, Константин предлагал избирать для раскопок те курганные группы, о которых в народе «сохранились предания, доказывающие их древность». Любопытно, что отношение К.Тышкевича к археологии было двойственным. Он понимал, что при раскопках курганов «отверзается для нас заря новых познаний»; чтобы «изучить прошедешее, мы разрываем могилы», что «главнейшее существенное условие археологии состоит в беспрестанном сравнении, посредством которого она... составляет некоторую основу для событий эпохи, не доставившей нам... письменными памятниками». Но в то же время писал в книге, что в науке археологии «всё без верных данных, создаётся на догадках более или менее вероятных, всё составляет род какой-то гипотезы». Мысль немецких учёных «определять по горшкам эпоху существования могилы» — метод, широко использующийся сегодня, — кажется ему «замысловатым средством», оправдывая сложность и гипотетичность которого автор добавляет: «Ничего нельзя быдо придумать лучше в науке столь тёмной и неопределённой, какова археология». В 1838 г. Константин Тышкевич совершил путешествие по Западной Двине — от Бешенковичей до Риги. А в 1856 г. на свои средства и на собственном судне он осуществил путешествие по Вилии — от её истоков до впадения в Неман. Цель поездки — обозначить встреченные сёла и городки на водном пути, определить глубину реки, ознакомиться с рельефом и ландшафтом, собрать фольклорный материал. На протяжении четырёх месяцев научная экспедиция исследовала всю реку Вилию: от деревни Камено до устья — 682 версты, побывала в 295 деревнях и городках. Во время путешествия Тышкевич не только проводил раскопки, описывал наиболее интересные археологические памятники, изучал ландшафт, глубину рек, сёла, но и знакомился с людьми, собирая материал устного народного творчества. Данная экспедиция легла в основу фундаментального труда «Вилия и её берега». Книга начинается словами: «Всем сердцем люблю землю, что жизнь мне дала, которая в старости кормит хлебом, которая не откажет в последнем приюте. Каждый из нас, кто хоть немного имеет силы, обязан для своей земли, для науки внести свою долю». Значительное место в книге занимает описание памятников архитектуры (замков, костёлов, церквей и т. д.) с выполненными с натуры графическими рисунками художника, участника экспедиции. Но несмотря на обилие археологических и архитектурных сведений, книга носит прежде всего этнографический характер — автор поместил множество песен населения Повилья. Константин Тышкевич всегда придавал фольклору особенное значение в жизни каждого народа; доказательством служат его слова: «Песня народная была литературой народа, как предания и легенды были его первой историей». Краеведческая монография «Вилия и её берега» была издана через три года после смерти автора в 1871 г. в Дрездене на польском языке благодаря стараниям польского писателя и историка Юзефа Игнатия Крашевского. В 1842 году совместно с братом Евстафием основал музей древностей, состоящий из древних рукописей, коллекции картин и обширной библиотеки. Константин Тышкевич также был одним из основателей Виленского музея древностей, членом Виленской археологической комиссии. Материалы, представленные Тышкевичем на археологической выставке в Москве, заинтересовали российских учёных, и Московское археологическое общество избрало его своим почётным членом. Также он состоял в этнографическом товариществе Восточной Америки и Парижском географическом обществе. Кроме того, К.Тышкевич поддерживал связи с научными товариществами в Париже, Лондоне, Праге, Кракове, Москве, Вильно. Константин Тышкевич положил начало изучению истории городов Логойска и Заславля. Он обследовал городища в Логойске, Свидно, Добриново, Боровом Млынке, Сукромно, Заславле, Чашниках, Улле, Биржах и сотавил их топографические планы. В книге «Исторические сведения о замках, городищах и курганах в Литве и Руси Литовской» исследователь сделал попытку классифицировать городища в зависимости от местонахождения и размещения на них земляных укреплений (в частности, городища с валами по периметру площадки он считал «жертвенными» и относил к таковым Паненскую гору в Логойске, на которой в дохристианские времена проводились языческие обряды). Большую часть собранной археологической коллекции, в частности материалы 1862 г. с раскопок курганов около деревни Видогоще Минского уезда, К.Тышкевич передал в Румянцевский музей, откуда она попала в Московский Исторический музей, где и хранится сейчас. Много находок оставалось в Логойском музее, позже они были переданы в Виленский музей древностей. Краеведческую и научную деятельность К.Тышкевич совмещал с общественной, в частности, в 1861 г. принимал участие в работе Минского губернского комитета по крестьянским вопросам. Отчёты о своих археологических находках публиковал в газете «Новое время», издаваемой Адамом Киркором в Петербурге в 1868—1871 годах. Умер в Минске 13 июля 1868 года.
Лагойск._Надмагілле_Тышкевічаў (525x700, 512Kb)
Похоронен в родном городе.

Ignatiy2 (584x700, 537Kb)
1807
Игнатий (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов)
епископ Русской православной церкви. Богослов и проповедник. Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года. Родился в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии (сейчас входит в Юровское муниципальное образование Грязовецкого района Вологодской области); принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. В 1822 году по настоянию отца Димитрий поступил юнкером в Военное инженерное училище (Санкт-Петербург), которое закончил в 1826 году в чине поручика. В годы учения он познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Определяющей в принятом решении была встреча с иеромонахом Леонидом, будущим оптинским старцем. Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и 18 ноября 1827 года получил отставку. В возрасте двадцати лет он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь — под духовное руководство отца Леонида. Спустя год он последовал за своим руководителем вместе с другими его учениками в Площанскую пустынь. Своё духовное состояние в это время Дмитрий Брянчанинов позже отразил в миниатюрах «Древо зимою пред окнами келлии» и «Сад во время зимы». В это время некоторые поступки его учителя стали казаться ему несогласными с учением святых отцов, не все недоумения мог разрешить отец Леонид. Когда в апреле 1829 года отец Леонид с учениками отправился в Оптину пустынь, Димитрий Брянчанинов со своим другом Михалом Чихачёвым направили свой путь через Свенский монастырь к Белобережской пустыни, где встретился с делателем умной молитвы иеросхимонахом Афанасием, учеником преподобного Паисия Величковского. Отсюда они отправились в Оптину пустынь, где пробыли недолго: в конце 1829 года Брянчанинов с другом оказался под кровом родительского дома, в Покровском. Конец 1830 — начало 1831 года Дмитрий Брянчанинов провёл в Семигородней Успенской пустыни, где написал «Плач инока», о котором его современник писал: «Едва ли кто поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей».
Vologda_Country_estates_Pokrovskoe_7 (700x466, 397Kb)
Усадьба Брянчаниновых в селе Покровском
10 июля 1831 года епископом Вологодским Стефаном Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 17 июля был рукоположён в иеродиакона, а 1 августа — в иеромонаха. В самом конце 1831 года был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря (на Вологодчине). 9 мая 1833 года был возведён в сан игумена. В ноябре 1833 года император Николай I поручил игумену Игнатию управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом (Стрельна), где тот начал страдать от болезни, зависти и клеветы. 13 января 1834 года в Казанском соборе игумен Игнатий был возведён в сан архимандрита, а 1838 году он получил звание благочинного всех монастырей Петербургской епархии. Здесь был образован хор, советы которому давал Михаил Глинка. Весной 1847 года после приступа ревматизма 40-летний архимандрит Игнатий подал прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Ему был разрешён лишь отпуск на 11 месяцев, который он и провёл в этом монастыре. Здесь он написал несколько очерков. В 1848 году он возвратился в Троице-Сергиеву пустынь. В 1847 году впервые появились в печати его литературные произведения: в журнале «Библиотека для чтения» были опубликованы статьи «Валаамский монастырь» (1847. — Том 82. — Страницы 66—90) с подписью «И.И.И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» (Том 85. — Страницы 121—122.) с подписью «И». 2 мая 1851 года архимандрит Игнатий был награждён орденом Святого Владимира III степени. В годы Крымской войны имел переписку с Николаем Муравьевым-Карским, в которой называл англичан «врагами человечества». 8 ноября 1857 года в петербургском Казанском соборе был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского; 16 января 1858 года он прибыл в Ставрополь. Обустройство епархии потребовало больших трудов, у архиерея не было своего дома, половина населения епархии (линейные казаки) была выведена из ведения епископа, Синод не выделял необходимых средств, значительное число раскольников проявляло враждебность по отношению к епископу. Активным помощником стал его брат П.А.Брянчанинов (1809—1891), занимавший должность ставропольского вице-губернатора. За четыре года управления епархией святителю удалось наладить её жизнь. В 1860 году в письмах Муравьеву-Карскому епископ Игнатий жаловался на золотуху и потерю десятка зубов. Занятия по управлению епархией не отвлекли его от иноческого делания: он продолжал внимательно изучать монашество как науку жизни, ведущую к христианскому совершенству. Здесь он написал книгу «Приношение современному монашеству», составившую 4-й том его творений, изданных в 1867 году. Здесь написаны: «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери» (написано в связи со введённым в католицизме догматом о Непорочном зачатии Богородицы). За заслуги перед Отечеством архимандрит Игнатий был награждён орденом Святой Анны I степени. Болезнь заставила просить епископа Игнатия об увольнении на покой. В 1861 году прошение было удовлетворено, и он 25 октября 1861 года приехал в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь. В это время были созданы и изданы многие известные сочинения: «Слово о смерти» (1862), «Отечник» (издан после смерти святителя — в 1870 году); как и раньше, он продолжал переписку с духовными детьми. Здесь, в усиленное занятие пересмотром, исправлением, приведением в одно целое всех статей, написанных ранее, епископа Игнатия ввёл книгопродавец и издатель Илья Глазунов. Первые два тома сочинений под названием «Аскетические опыты» были изданы в 1865 году. 28 апреля 1867 года в день Пасхи он отслужил свою последнюю литургию; 3 мая были получены только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений; 12 мая 1867 года в праздник Жён-мироносиц он скончался в Николо-Бабаевском монастыре, (Костромской уезд, Костромская губерния). Епископ Игнатий Брянчанинов причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле. Игнатий предрекал, что России «предназначено огромное значение», что она «будет преобладать над вселенной», при этом он ссылался на 38-ю главу книги Иезекииляи 20-ю главу Апокалипсиса. Игнатий разработал учение о «прелести», когда бесы, принимая образ святых, приходят к подвижникам и начинают льстить их самолюбию и очаровывают различными видениями. Иных прельщённых, по мысли Игнатия, надлежало передавать в дома умалишённых. При этом прелесть, в отличие от одержимости, опирается на согласие прельщаемого. Прелесть нередко сопровождается чувствами благоухания, света и сладости во рту, но есть и чисто умственная прелесть, именуемая «мнением». Терезу Авильскую и Франциска Ассизского он называл «западными сумасшедшими», коих «их еретическая Церковь выдает за святых». Среди грехов своего времени он особенно выделял «парадерство» (человекоугодие). В учении об ангелах Игнатий утверждает, что они — сотворенные существа, а значит, ограничены в пространстве и времени. Он полагал, что ангелы подобны людям, однако тела имеют «газообразные». Перечисляются имена семерых архангелов: Михаил («Вождь Небесного Воинства»), Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил. Вслед за Дионисием Ареопагитом Игнатий признает девять чинов ангельских. Первую иерархию составляют «шестокрылые» Серафимы, «многоочитые» Херувимы и Престолы; вторую — «Господствия, Силы и Власти»; третью — Начала, Архангелы и Ангелы. «Падшие ангелы» (они же демоны и бесы) обитают в «поднебесной» или «воздухе», «пространстве между небом и землёй», в «лазуревой бездне». Демонов он описывал в виде «муринов» или «безобразных эфиопов». Ад как место мучений грешников он помещал «во внутренности земли», отмечая тартар в качестве холодного отделения ада. Не отрицал Игнатий и мытарства: «Учение о мытарствах есть учение Церкви». Херувим «со своим вращающимся пламенным оружием» (Быт. 3:24), заграждающий людям путь в рай, — это «воздушный князь» и дьявол. Игнатий критиковал «лютеранизм» за сохранение Filioque, отказ от идеи пресуществления хлебов на престоле, отказ от епископской преемственности, добрых дел, иконопочитания, почитания Богородицы и святых, редукцию таинств к двум. В числе основных ересей Игнатий называет арианство («отречение от Христа»), несторианство («отвержение вочеловечения Бога Слова»), монофелитов («отвергают и искупление человечества страданиями и смертью Господа»), иконоборцев («косвенно отвергают пришествие Сына Божия в плоти человеческой»), папистов («Папа есть идол папистов») и протестантов («они отвергли все таинства»). Церковь Игнатий именует «кафолической», «восточно-кафолической» или «кафолической апостольской». Также он противопоставлял Церковь торжествующую Церкви воинственной, а Новозаветную Церковь Ветхозаветной.
Ignatius_Brianchaninov (603x700, 258Kb)
Портрет из 1-го тома «Аскетических опытов», 1886
Избранная библиография: Валаамский монастырь [очерк]. — Санкт-Петербург, 1847, 1856; Чаша христова. — Санкт-Петербург, 1862; Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне пребывающим на покое в Николаевском Бабаевском общежительном монастыре, Костромской епархии. — Санкт-Петербург, 1862; Слово о спасении и о христианском совершенстве, составленное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, ныне жительствующем на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — Санкт-Петербург, 1863; Поучения Игнатия епископа, бывшего Кавказского и Черноморского, ныне жительствующего на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — Санкт-Петербург, 1863; Слово о чувственном и о духовном видении духов и совещание души с умом. — Санкт-Петербург, 1863; Прибавление к Слову о смерти : взгляд на мнение западных о духах, аде и рае, и особо доп. свидетельства (цитаты) о местонахождении ада и рая. — Санкт-Петербург, 1864; Судьбы Божии: Предсмертное творение епископа Игнатия (Брянчанинова). — Санкт-Петербург, 1867; О молитве Иисусовой: Беседа между старцем и учеником его. — Санкт-Петербург, 1867; О монашестве : разговор между православ. христианами, мирянином и монахом. — Ярославль, 1869; Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием: «Предисловие» к первому тому аскетических опытов. — Санкт-Петербург, 1870; О чудесах и знамениях : из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870; Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное: Сочинено другом для друга и для брата братом, к взаимной пользе и сочинителя и читателя. — Ярославль, 1870; Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870; Отечник (Избранныя изречения святых иноков и повести из жизни их). — Ярославль, 1870; Санкт-Петербург, 1891; О кончине мира: три поучения из сочинений епоскопа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870, 1882, 1891, 1899; Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — Москва, 1875; Приготовление к таинствам исповеди и святого причастия. Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). — Санкт-Петербург, 1883, 1900; Сочинения Епископа Игнатия (Брянчанинова). — Тома 1—3. Аскетические опыты. — Санкт-Петербург, 1886: Том 1, Том 2, Том 3 (Викисклад), Том 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам, Санкт-Петербург, 1886 (Викисклад). Том 5. Приношение современному монашеству, Санкт-Петербург, 1886 (Викисклад); О волхвах и волхвованиях древних и новых. — Санкт-Петербург, 1887; Правила наружного поведения для новоначальных иноков. — Санкт-Петербург, 1894, 1903; О терпении скорбей, учение святых отцов. Собрано епископом Игнатием Брянчаниновым. — Санкт-Петербург, 1904; Поучение в неделю о самарянине. — Сергиев Посад, 1914; Собрание его писем были составлены игуменом Марком (Лозинским).
Цитаты
«Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще.»
«Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.»
«Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живёт неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении».
«Братия! Не проводите жизни вашей в пустых занятиях, не промотайте жизни земной, краткой, данной нам для приобретений вечных. Она пробежит, промчится и не возвратится; потеря её — невознаградима; проводящие её в суетах и играниях лишают сами себя блаженной вечности, уготованной нам Богом.»
«Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости. Оно заботится о том, чтоб отыскать все её ветви; отыскивая их, усматривает, что и ещё надо искать очень много.»
«Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия!»
«Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного!»
«Учёность, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему.»
«Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, невидимом телесными очами. Из просвещения, доставляемого христианством, образуется то воззрение на ученость человеческую, которое имеет на неё Бог.»
Семья: Отец — Александр Семёнович Брянчанинов (19 мая 1784 — 1 мая 1875). Мать — София Афанасьевна Брянчанинова (1786 — 6 августа 1832). До него в семье родилось двое детей, умерших на первых днях младенчества. После Дмитрия родились: Александра (1808 — 30 мая 1858), в замужестве — Жандр; Пётр (1809—7 июля 1891), самый близкий по духу старшему брату; Софья (1810 — 1 января 1834), в замужестве — Боборыкина, умерла во время родов; Михаил (9 сентября 1811 — 17 января 1887), в конце жизни — монах Оптиной пустыни, Павел; Елизавета (родилась в 1813 г.), в замужестве — Паренсова; Александр (13 мая 1814 — 7 апреля 1835), перед смертью пострижен в монахи старшим братом; Семён (15 декабря 1815 — 19 декабря 1863) и Мария (родилась в 1817 г.), в замужестве — Купреянова. Литература: Барсов Н.И. Игнатий (Брянчанинов) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Здравомыслов К.Я. Игнатий Брянчанинов // Православная богословская энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г; Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского / [Подготовка к изданию Т.Н.Семеновой и Ю.Р.Редькиной]. — Москва; Санкт-Петербург: Издательство имени Святого Игнатия Ставропольского, Российская Национальная библиотека, 2002. — 512 страницы — 4000 экземпляров — ISBN 5-88904-028-8; Хондзинский П.В. священник, Бежанидзе Г.В., Сухова Н.Ю., Яковлев А.И., Большакова С.Е. Игнатий (Брянчанинов) // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Том XXI. — Страницы 74—89. — 752 страницы — 39 000 экземпляров — ISBN 978-5-89572-038-7; Игнатий (Брянчанинов) / Чинякова Г.П. // Железное дерево — Излучение. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2008. — Страницы 676-677. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 10). — ISBN 978-5-85270-341-5.

General_Ladmirault (561x700, 268Kb)
1808
Луи Рене Поль де Ладмиро (французское имя — Louis René Paul de Ladmirault)
французский генерал и политический деятель. Луи Рене Поль де Ладмиро родился в Монморийоне. Выпускник Сен-Сира. Более 20 лет служил в Алжире, где принимал деятельное участие в кампаниях против местных племен. В 1859 году командовал корпусом в Италии, был ранен при Сольферино. В 1870 году командовал 4-м корпусом, участвовал в обороне Меца. После возвращения из плена, участвовал в подавлении Парижской Коммуны. В 1871—1878 годах был губернатором Парижа и членом Верховного военного совета. В 1876—1891 годах был членом, несколько раз вице-президентом сената Франции, принадлежал к умеренным республиканцам. Луи Рене Поль де Ладмиро умер 1 февраля 1898 года. Литература: Водовозов В.В.Ладмиро, Луи-Рене-Поль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1809
Иван Алексеевич Кусов
генерал-майор, участник русско-турецкой войны 1828—1829 годов и Венгерского похода 1849 года. В военную службу вступил в полевые инженеры, затем служил в лейб-гвардии Конно-пионерном эскадроне. Принимал участие в кампании против турок на Дунае. 30 октября 1833 года он в чине поручика был переведён в лейб-гвардии Сапёрный батальон с назначением адъютантом директора Инженерного департамента Военного министерства и инспектора инженерного корпуса генерал-лейтенанта М.Н.Клименко. 27 декабря 1837 года Кусов был переведён в Кавалергардский полк с назначением адъютантом штаба Гвардейского резервного кавалерийского корпуса и 27 марта 1838 года произведён в штабс-ротмистры.18 декабря 1845 года получил чин ротмистра. 18 июня 1847 года Кусов был назначен старшим адъютантом штаба военно-учебных заведений. Произведённый 3 мая 1848 года в полковники Кусов в следующем году принял участие в походе в Венгрию. 8 декабря 1850 года он был награждён орденом Святого Георгия IV степени (№ 8409 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова). В начале 1850-х годов Кусов вышел в отставку с производством в генерал-майоры и скончался в Санкт-Петербурге 18 августа 1865 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Источники: Волкенштейн А. История лейб-гвардии Сапёрного батальона. 1812—1852. Санкт-Петербург, 1852; История кавалергардов и Кавалергардского Её Величества полка с 1724 по 13 июля 1851 года. Санкт-Петербург, 1851; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869

Kraevskiy_Andrey (533x700, 191Kb)
1810
Андрей Александрович Краевский
русский издатель, редактор, журналист, педагог; известен как редактор-издатель журнала «Отечественные записки». Родился в Москве. Побочный сын внебрачной дочери московского обер-полицмейстера Н.П.Архарова, в доме которого получил начальное воспитание. По окончании Московского университета (1823—1828) служил в Гражданской канцелярии московского генерал-губернатора. Начал публиковать неподписанные и обычно переводные статьи и рецензии. С 1831 жил в Петербурге, совмещая службу в департаменте Министерства народного просвещения с преподавательской деятельностью.
AA_Karevsky1860 (568x700, 210Kb)
А.Краевский. 1860-е годы.
При содействии В.Ф.Одоевского вошёл в петербургские литературные круги. Сотрудничал в «Журнале Министерства народного просвещения», с 1835 — помощник редактора, в 1837 — редактор. Был привлечён П.А.Плетнёвым к изданию журнала «Современник» в качестве технического помощника. После смерти А.С.Пушкина участвовал в разборе его бумаг, стал одним из пяти соиздателей «Современника». Познакомился в 1836 с М.Ю.Лермонтовым, ввёл его в петербургские литературно-журналистские круги, принимал участие в его прижизненных публикациях. В 1837—1839 был редактором газеты «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“» А.Ф.Воейкова; после его смерти стал собственником газеты. Преобразовал её в самостоятельную «Литературную газету». Передал её редактирование в 1840 Ф.А.Кони, в 1844—1849 редактировал её сам, с 1849 передал газету В.Р.Зотову, который с 1847 вёл в «Литературной газете» отдел критики. Перевёл с французского книгу Антуана Кло-Бея «Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии» (Санкт-Петербург; 1843; часть I; часть II; в оригинале — «Aperçu général sur l’Egypte»; 1840).
KrajevskyAndrey (602x700, 308Kb)
А.А.Краевский, гравированный портрет В.Ф.Тимма из «Русского художественного листка».
В 1839 Краевский стал редактором и издателем журнала «Отечественные записки», первоначально взяв журнал в аренду у П.П.Свиньина. Привлёк к участию в журнале лучших современных писателей и критиков — В.Ф.Одоевского, Е.А.Баратынского, А.Ф.Вельтмана, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, А.В.Кольцова, Н.В.Гоголя, затем ведущего литературного критика В.Г.Белинского и, позднее, — А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского (с 1846), И.С.Тургенева, И.А.Гончарова. За читательским и коммерческим успехом в первой половине 1840-х последовал спад, связанный с изменениями общественно-политической ситуации в России, с появлением новых журналов и трансформациями прежних изданий («Маяк», «Москвитянин», «Современник», «Русский вестник»), привлекавших к участию сотрудников «Отечественных записок» и отвлекших часть читательской аудитории. В 1860—1867 вторым редактором журнала был С.С.Дудышкин, который стал его фактическим руководителем. С декабря 1867 редактором «Отечественных записок» стал Н.А.Некрасов, к которому в 1868 перешли и издательские права.
Otechestvennie_zapiski_(Iskra) (700x503, 287Kb)
«Новый год в журналистике». Шарж сатирического журнала «Искра» на переход «Отечественных записок» от Краевского к Некрасову.
«Отечественные записки».
Краевский был одним из редакторов газеты «Русский инвалид» (1843—1852), редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (1852—1862); предпринимал не осуществлённое в задуманном объёме полное издание романов Вальтера Скотта на русском языке (1845—1846). В 1863 основал общественно-политическую газету «Голос». Газета выходила по 1883, пользовалась успехом (тираж превышал 20 тысяч экземпляров) и авторитетом, в том числе в европейских странах. Умер в Павловске 20 августа 1889 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Адреса в Санкт-Петербурге: 1836 год — доходный дом А.В.Старчевского — Английская набережная, 44; 1836—1843 — дом И.Ф.Лопатина — Невский проспект, 68, квартира 47; 1857—1889 — Литейный проспект, 36, квартира 5. Семья: Жена— Анна Яковлевна (урождённая Брянская;1817—1842) — актриса, сестра А.Я.Панаевой; Дочь — Анна Андреевна (по мужу Фейгина;1842—1880); Сын — Александр Андреевич (1840—1882) —писатель, публицист; Сын — Евгений Андреевич (1841—1883),— журналист, сотрудник газеты «Голос»; Дочь — Ольга Андреевна (по мужу Бильбасова); Дочь — Лидия Андреевна (по мужу Нагель), замужем за П.А.Нагелем, журналистом газеты «Голос», их сын Андрей Платонович Нагель; Зять — Василий Алексеевич Бильбасов (1837—1904), главный редактор газеты «Голос». Анна Яковлевна с дочерью Анной Андреевной похоронены на Митрофаниевском кладбище в Санкт-Петербурге. Репутация Краевского была противоречивой и двойственной уже при его жизни и на всех этапах деятельности. С одной стороны, ему отдают должное как просветителю, немало сделавшему для развития русской литературной печати и культуры в целом, высоко оценивают его незаурядные организаторские дарования, с другой — считают циничным стяжателем, эксплуатировавшим своих сотрудников, и беспринципным дельцом, легко менявшим ориентации своих изданий в зависимости от конъюнктуры. Так, по замечанию писателя Панаева, Краевский был рожден, чтобы богатеть на винных откупах, но предпочел богатеть на российской литературе. Однако известны случаи меценатства издателя (статья об М.Д.Хмырове), когда ему приходилось выручать буквально погибающих с голода писателей. Сложные отношения Краевского и Достоевского нашли своё отражение в повести «Слабое сердце», где писатель сатирически вывел журналиста в образе начальника Юлиана Мастаковича, нещадно эксплуатирующего своего подчинённого Шумкова. Основой повести послужил реальный случай с писателем Я.П.Бутковым, выкупленным Краевским от рекрутской повинности и по этой причине вынужденным отрабатывать на кабальных условиях в журнале «Отечественные записки» своим скромным литературным трудом. Литература: Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Том 3: К — М. Москва: Большая российская энциклопедия, 1994. Страницы 125—126; Олейников Д.И. Андрей Александрович Краевский: «Нужно знать, что думает Россия о своих общественных интересах…» / Российский либерализм: идеи и люди. Москва: Новое издательство, 2007. Страницы 132—137.

1810
Леонтий Карлович Опперман
генерал-лейтенант, Радомский губернатор, сенатор. Граф Леонтий Карлович Опперман родился в Санкт-Петербурге, сын инженер-генерала Карла Ивановича Оппермана, возведённого 1 июля 1829 года в графское достоинство Российской империи. Окончив курс Михайловского артиллерийского училища в 1828 году и офицерских при нём классов в 1831 году, Опперман, в чине подпоручика, был прикомандирован к образцовой конно-артиллерийской батарее, откуда вскоре был назначен в Кавалергардский полк, с переименованием в корнеты, и в течение семи лет отправлял должность адъютанта командира гвардейского резервного кавалерийского корпуса, затем (с 1838) корпусного адъютанта, а с 1841 года адъютанта генерал-фельдмаршала князя Варшавского, причём 21 апреля 1847 года Опперман был произведён в полковники. В 1849 году Опперман принял участие в Венгерской кампании, и за выказанные отличия и храбрость был 10 сентября награждён золотым палашом с надписью «За храбрость». В 1854 году Опперман принимал участие в обороне Севастополя, которую, впрочем, не окончил, так как был тяжело контужен в голову и принужден был выйти из строя. Награждённый 26 ноября 1854 года орденом Святого Георгия IV степени (№ 9350 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова) Опперман был назначен исправляющим должность полевого генерал-провиантмейстера действующей армии и 8 сентября 1855 года произведён в генерал-майоры. 29 марта 1856 года Опперман был назначен Радомским гражданским губернатором, и в этой должности пробыл шесть лет; в 1861 году независимо от исправления должности губернатора был назначен и военным начальником Радомской губернии. В следующем году Опперман получил назначение состоять при главнокомандующем войсками Варшавского военного округа; 4 апреля 1865 года произведён в генерал-лейтенанты и назначен сенатором в Варшавские департаменты Правительствующего Сената, в каковой должности оставался до конца жизни. Опперман скончался в Варшаве 29 марта 1870 года. Его старший брат, Александр Карлович Опперман, также был генералом русской армии и с отличием воевал на Кавказе. За свою службу Опперман был награждён многими орденами, в их числе: Орден Святого Станислава II степени (1843 год); Орден Святой Анны II степени (1845 год; Императорская корона к этому ордену пожалована в 1851 году); Золотой палаш с надписью "За храбрость" (10 сентября 1849 года); Орден Святого Владимира III степени (1854 год); Орден Святого Георгия IV степени (26 ноября 1854 года); Орден Святого Станислава I степени (1857 год); Орден Святой Анны I степени (1860 год; Императорская корона к этому ордену пожалована в 1864 году); Иностранные: Австрийский орден Железной короны II степени (1850 год); Прусский орден Святого Иоанна Иерусалимского (1851 год); Австрийский орден Леопольда II степени (1851 год). Источники: Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. — Москва, 2009; Исмаилов Э.Э. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва, 2007; Формулярный список за 1827 год. Некрологи: «Русский инвалид» 1870, № 85; «Санкт-Петербургские ведомости», 1870, № 86; «Ежегодник Русской армии» на 1871 г., часть II; Опперман, Леонтий Карлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Степанов В. С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). — Санкт-Петербург, 1869; Список полковникам по старшинству. Исправлено по 15 июля 1855 года. — Санкт-Петербург, 1855. — Страница 57; Список генералам по старшинству. Исправлено по 1 февраля 1869 года. — Санкт-Петербург, 1869. — Страница 414.

Friedrich_Wilhelm_Markull_Jubilee_Card (448x700, 130Kb)
1816
Фридрих Вильгельм Маркулл (немецкое имя — Friedrich Wilhelm Markull)
органист, пианист и композитор. Родился в Рейхенбахе близ Эльбинга – городке прусской провинции Силезия. Первоначально он был учеником своего отца – органиста Карла Клосса, а в 1833—1835 также изучал композицию у Фридриха Шнейдера в Дессау. В 1836 Маркулл получил место первого органиста при Marienkirche в Данциге. Здесь он был также дирижером хоров. общества, давал уроки музыки и т.п., но под конец ограничился лишь педагогической и критической деятельностью (в "Danziger Ztg."). Маркулл был усердным композитором, причем некоторые из его крупных произведений имели значительный успех; таковы оперы: "Maja und Alpino" ("Die bezauberte Rose", Данциг 1843), "Der König von Zion" (1848), "Das Walpurgisfest" (Данциг 1855 и Кёнигсберг 1856); оратории: "Johannes der Täufer", "Das Gedächtniss der Entschlafenen" (1856, исполнена в Касселе под управлением Шпора, напечатана); затем 86-й псалом, несколько симфоний (одна из них [C-moll] премирована в Мангейме) и пр. Напечатано было много фортепианных и органных пьес, романсы, сборник хоралов (1845), переложения классич. произведений и др. Впоследствии Маркулл пользовался признанием не только как композитор и пианист, но и как музыкальный критик, чьи работы были опубликованы в немецкой газете Danziger. Маркулл является одним из тех художников, чье творчество развивалось в узком кругу музыкантов. Вероятно в силу этого обстоятельства, оно не получило в его время столь мощного резонанса. Им написано около пятидесяти сочинений. Среди них можно найти различные жанры: три оперы, две оратории, реквием, псалом, несколько симфоний, многочисленные песни и пьесы для фортепьяно, несколько работ для органа, среди которых «Книга хоралов» и соната сочинение 56. Умер в Данциге 30 апреля 1887 года.

Харитонов_Алексей_Александрович (582x700, 197Kb)
1816
Алексей Александрович Харитонов
сенатор, действительный тайный советник; певец-любитель, автор «Воспоминаний». Происходил из дворянского рода Харитоновых. По окончании курса в Императорском Царскосельском лицее, выпущенный с чином IX класса, поступил на службу, сначала, с 29 ноября 1835 года, в военное министерство; оттуда в 1844 году перешёл во временное отделение Собственной Его Величества канцелярии и в следующем году назначен помощником управляющего делами Кавказского комитета. С 1837 года обучался пению у итальянских педагогов. Позднее выступал в концертах как солист и в ансамблях с итал. артистами. Обладал полнозвучным голосом приятного тембра. В 1842 году познакомился с М.Глинкой и А.Даргомыжским, оказавшими впоследствии большое влияние на формирование исполнительской манеры певца, в частности на его отношение к слову. Занимаясь пением под руководством А. Даргомыжского, Xаритонов был исполнителем его романсов, некоторых отрывков из опер «Русалка» и «Эсмеральда». Романсы «Оделась туманами» и «Свадьба» были написаны композитором в расчёте на голос певца. Даргомыжский также посвятил ему и В.Опочинину дуэт «Рыцари». В 1847 году Харитонов был переведён на службу в Закавказский край и назначен председателем Тифлисской казённой палаты, за упразднением которой в 1849 году временно причислен к министерству финансов, с откомандированием в распоряжение наместника, после чего в 1851 году вновь назначен председателем общей для края Закавказской казённой палаты. Но независимо от исполнения прямых обязанностей по должности, он был постоянно занят, особенно при князе Воронцове, во временных комиссиях, учреждавшихся для рассмотрения проектов по разным преобразованиям и законодательным вопросам местного управления. Им были составлены два проекта, исполнение которых принесло значительную пользу казне, за что он был награждён 22 сентября 1851 года орденом Святого Владимира IV степени. В 1853 году (27 августа) за отличие по службе он был произведён в действительные статские советники. В 1857 году назначен членом совета главного управления Закавказского края, получив в своё заведование вновь учреждённое отделение по делам гражданского устройства края, и в том же году командирован в Санкт-Петербург для представления личных объяснении в министерстве финансов по делу о передаче местных доходов Закавказского края в распоряжение наместника. В 1859 году с преобразованием главного управления Кавказского наместника занял в нём должность директора финансов департамента и члена совета, переименованного в Совет наместника. В том же году вновь командирован в Санкт-Петербург для принятия участия в трудах Высочайше учреждённой при Государственном контроле комиссии по устройству кассового и ревизионного порядка в качестве депутата от Кавказского гражданского управления. В 1861 году по тому же поводу, а также с проектом и делом о Закавказской железной дороги, ещё раз командирован в Санкт-Петербург и за границу и с этой целью назначен состоять лично при генерал-фельдмаршале князе Барятинском, для особых занятий, с отчислением от должности директора финансового департамента и с оставлением членом совета наместника. Самым главным из этих занятии было возложено на него, с Высочайшего соизволения, изыскание денежных средств для постройки Закавказской железной дороги, которая по составленным английскими и бельгийскими инженерами проекту и смете, должна была обойтись в 50 миллионов металлических рублей. С этой целью он вошёл, через послов Киселёва и Бруннова, в сношения с банкирскими домами Ротшильдов в Лондоне и Париже и состоявшееся с ними предварительное соглашение представил по Высочайшему повелению, вступившему в 1862 году в управление министерство финансов статс-секретарю Рейтерну, которому оно послужило основанием для заключения 7-го внешнего 5 % займа, самого выгодного из заключённых в его управление займов, по выпускной цене 92 за сто. Герб рода Алексея Харитонова внесен в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, страница 149. В 1862 году он был произведён в тайные советники и назначен состоять при великом князе Михаиле Николаевиче, ставшим наместником Кавказским, на тех же основаниях, на каких состоял при князе Барятинском, оставаясь и членом совета наместника. Важнейшим из возложенных на него дел и поручении было командирование в сентябре 1863 года с большими полномочиями на ревизию Эриванской губернии. В декабре того же года ему было предписано, не останавливаясь в дальнейшем производством ревизии, вступить временно в отправление обязанностей начальника губернии по гражданскому управлению. О последствиях этой командировки им были представлены два отчёта. Со 2 февраля 1865 года он был назначен присутствовать в Правительствующий сенат. В 1883 году произведён в действительные тайные советники. В 1886 году назначен первоприсутствующим в межевой департамент, а как старший исполнял обязанности первоприсутствующего и во втором общем собрании Правительствующего сената. В 1892 году в Санкт-Петербурге появилась публикация «Из воспоминаний А.А.Харитонова». Умер 11 ноября 1896 года. Награды: орден Святого Владимира IV степени (1851); орден Святой Анны II степени; орден Святого Владимира III степени; орден Святого Станислава I степени; бриллиантовые знаки ордена Святого Александра Невского; персидский орден Льва и Солнца I степени. Источники: Рудаков В.Е. Харитонов, Алексей Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — Страницы 374—376; Харитонов, Алексей Александрович // Список гражданским чинам первых IV классов : На 1860 : [Состояние чинов по 1 июля]. — Страницы 106—107; Харитонов Алексей Александрович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А.М. — Издание 2-е исправленное и дополненное — Москва, 2008.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку