-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109208
Комментариев: 6801
Написано: 117680


20 января родились...

Суббота, 20 Января 2024 г. 06:46 + в цитатник
Carl_Hans_Lody (466x700, 207Kb)
1877
Густав Карл Готлиб Ганс Лоди (немецкое имя — Gustav Carl Gottlieb Hans Lody, псевдоним — Чарльз Инглис, Charles A. Inglis)
офицер запаса Императорского германского флота, немецкий шпион в Великобритании в начале Первой мировой войны. Родился в Берлине, рос в Нордхаузене в Центральной Германии; осиротел в раннем возрасте. В 16 лет поступил на службу во флот. Однако, из-за проблем со здоровьем ему пришлось отказаться от военно-морской карьеры и выйти в запас. Некоторое время проработал в гамбургской компании «HAPAG», где сопровождая группу туристов, познакомился с будущей женой. Однако, брак распался спустя несколько месяцев, и к началу войны Карл вернулся в Берлин. В мае 1914 года, за два месяца до начала Первой мировой войны, с Лоди встретился представитель немецкой военно-морской разведки. Карл согласился шпионить на юге Франции, однако, война внесла свои коррективы, и в конце августа Лоди был отправлен в Великобританию. Объектом работы стал Королевский военно-морской флот Великобритании. Карл успешно выдавал себя за американца, так как свободно говорил по-английски с американским акцентом и имел подлинный американский паспорт одного из американцев, пребывавшего в Германии. В течение месяца Карл путешествовал в районе Эдинбурга и залива Ферт-оф-Форт, наблюдая за военными манёврами флота и изучая береговую оборону. К концу сентября 1914 года его начала беспокоить собственная безопасность, так как в это время значительно возросла подозрительность англичан к иностранцам. Лоди перебрался в Ирландию, откуда намеревался незамеченным покинуть Великобританию. К началу своей шпионской деятельности Карл Лоди не имел соответствующей подготовки, поэтому в течение нескольких дней после прибытия был раскрыт британскими спецслужбами. Первые же его незашифрованные сообщения, отправленные на почтовый адрес в Стокгольме, были перехвачены, так как адрес был известен, как способ выхода на связь немецких агентов. Британская контрразведка позволила ему продолжить шпионить в надежде раскрыть всю немецкую шпионскую сеть. Однако, в Германию дошли только первые два сообщения, остальные содержали секретную военную информацию и были перехвачены. В начале октября 1914 года сообщения Лоди, по мнению контрразведки, стали содержать слишком секретные данные, поэтому был отдан приказ о его аресте. Менее чем за сутки полиции удалось обнаружить и арестовать неопытного шпиона в небольшом городке Килларни на юго-западе Ирландии. В конце октября военный трибунал в Лондоне устроил открытое судебное разбирательство по делу Лоди — единственное за время обеих мировых войн публичное разбирательство по делу немецкого шпиона, задержанного на территории Великобритании. Карл не пытался отрицать свою вину. Его поведение в суде было высоко оценено, как прямолинейное и смелое, британской прессой и даже контрразведкой. Он был признан виновным и приговорён к смертной казни после трёхдневного заседания. Четыре дня спустя, 6 ноября 1914 года, Лоди был расстрелян в лондонском Тауэре.
Carl_Hans_Lodyгроб (466x700, 583Kb)
Его тело погребено на кладбище Восточного Лондона, Плейстоу, Лондон
Когда в 1933 году в Германии к власти пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, Лоди был объявлен национальным героем. В память о нём было сооружено несколько памятников, произнесено множество панегириков и проведён ряд памятных мероприятий до и во время Второй мировой войны. Карл Ганс Лоди родился в Берлине. Его отец был юристом, госслужащим. В 1881 году он занимал пост мэра небольшого городка Одерберг. Тогда же семья Лоди переезжает в Нордхаузен. С 1882 года отец Карла служил заместителем мэра, однако, в июне 1883 года после непродолжительной болезни умер. Спустя три года, в 1885 году, умерла и его мать. Некоторое время Лоди воспитывала семейная пара из Лейпцига, после чего он был отдан в детский дом фонда Франке в соседнем городе Галле. В 1891 году Карл начал подрабатывать в магазине в Галле; а уже через два года переезжает в Гамбург, чтобы стать юнгой на паруснике «Сириус». Лоди заканчивает морскую академию в Бремерхафене, освоив специальность кормчего, и сразу же поступает на службу в военно-морские силы Германии. Служил в течение года, с 1900 по 1901 год. После службы работает на немецких торговых судах. В 1904 году Лоди вернулся в Бремерхафен, где успешно получил лицензию капитана. В это же время он тяжело заболел, по его мнению, из-за «плохо вылеченного брюшного тифа, которым страдал в Италии из-за плохой воды в Генуе». Проведённая операция оказала побочное воздействие на зрение и левую руку. После чего Лоди сделал вывод, что его карьера моряка подошла к концу. Карл устраивается на работу в компанию HAPAG, занимающуюся организацией экскурсионных туров для состоятельных путешественников от Европы до Америки. Став одним из экскурсоводов, Лоди за посетил множество европейских стран, в том числе и Великобританию. Во время одного из таких туров он встретил американку немецкого происхождения Луизу Шторц, 23-летнюю приёмную дочь состоятельного пивовара Готлиба Шторца из Омахи, штат Небраска. Луиза собиралась посетить несколько европейских стран, в том числе Германию. По окончании тура она обручилась с Лоди, вместе с которым и вернулась в Соединенные Штаты. Они поженились 29 октября 1912 года. Пара прожила вместе всего два месяца. Лоди хотел работать в пивоваренной компании Шторца, но у него не было опыта в пивоварении. Он устроился на работу в железнодорожную компанию «Union Pacific Railroad» за $100 в месяц. Через два месяца после свадьбы Луиза подала на развод, заявив, что Карл «избил её, нанеся серьёзные повреждения». Вскоре после этого Лоди вернулся в Берлин, а шесть месяцев спустя неожиданно вернулся с немецким адвокатом, чтобы оспорить иск в суде округа Дуглас. Через несколько дней иск был отозван без объяснения причин, и Лоди снова уехал в Берлин. В феврале 1914 года снова начался бракоразводный процесс, и на этот раз Карл не оспаривал его. На следующий месяц развод был завершён.
Начало шпионской деятельности
Вернувшись на родину, Лодий остановился в Адлоне, одном из самых знаменитых отелей Германии, расположенном в самом центре Берлина. По мере всеобщего роста напряженности в Европе в первой половине 1914 года, немецкая военно-морская разведка — Nachrichten-Abteilung или просто «N» — усилила работу по вербовке потенциальных агентов. Лоди уже был в какой-то мере связан с разведкой. В годы службы в Императорских военно-морских силах Лоди пребывал под командованием Артура Тапкена, ставшего впоследствии первым директором «N». Штаб немецкого имперского адмиралтейства рассматривал кандидатуру Лоди ещё до начала войны. Военно-морские силы считали сотрудников компании HAPAG идеальными рекрутами в силу их опыта в морском деле и пребывания в различных портах по всему миру. С 1890 года HAPAG сотрудничала с госструктурами. Отношения стали настолько тесными, что в июле 1914 года, перед началом войны, директор компании Альберт Баллин заявил, что готов «предоставить себя и свою организацию в полное подчинение». 8 мая 1914 года Фриц Пригер, директор «N», связался с Лоди, предложив ему стать агентом военно-морской разведки. Лоди согласился. В течение трёх недель он подписал официальное соглашение на работу на юге Франции в качестве «путешественника напряжённости» — агента, задачей которого было сообщать в Берлин о повышении международной напряжённости. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня и последующий Июльский кризис ускорили начало Первой мировой войны. Когда Великобритания объявила войну Германии, поддержав Францию и Бельгию, Пригер отправил туда Лоди. Ему было приказано находиться между Эдинбургом и Литом, контролируя передвижения британских военно-морских сил. Он должен был проехать вдоль побережья Шотландии и предоставить сведения о дислоцированных там кораблях. В случае, если он узнает о произошедшем морском бое, Лоди должен узнать как можно больше об убытках и ущербе британской стороны. Эти приказы отражали веру немецкой стороны в то, что исход войны будет зависеть от результатов одного крупного морского сражения. Для выхода на связь Лоди было поручено писать на определенные адреса в Осло, Стокгольме, Нью-Йорке и Риме. Он получил американский паспорт на имя Чарльза Инглиса, подлинный документ из посольства США в Берлине. Когда 1 августа Германия объявила войну России, введённые ограничения не позволяли иностранцам покинуть страну без проездных документов. Посольства и консульства по всей стране испытали прилив посетителей иностранцев, стремившихся покинуть страну. Для выезда в соседние нейтральные страны требовалось получить специальное разрешение в Министерстве иностранных дел Германии. Одним из обратившихся и был реальный Чарльз Инглис Ему сообщили, что его паспорт был утерян, хотя на самом деле его получил Лоди. В 1914 году в паспортах не было специальных средств защиты, таких как фотография или отпечатки пальцев владельца. Представляя собой всего лишь одностраничный документ, паспорт мог быть использован шпионом. Также Лоди получил £250 в британских банкнотах, 1000 датских крон и 1000 норвежских крон. Густав Штайнхауэр, глава британского отдела разведки, позднее писал, что несколько раз встречался и разговаривал с Лоди незадолго перед отъездом. Штайнхауэр работал в Великобритании до начала войны, поэтому стремился дать Карлу информацию о трудностях, с которыми тот столкнется: «Англия — это не Германия или Франция неподалёку от границы, где вам всегда смогут помочь. Вам придётся пройти досмотр в порту, и это будет нелегко… Если вы хоть в малейшей степени проявите беспечность, это будет означать для вас смерть. Вы должны помнить, что за каждым иностранцем будут следить. Ваша переписка будет прочитана, а ваш багаж досмотрен. Ваш паспорт будет досконально проверен, чтобы убедиться, что он настоящий. Вас вынудят сообщать о каждом переезде внутри страны». К удивлению Штайнхауэра, Лоди не беспокоился об опасности. На все предупреждения он ответил: «Ну, в конце концов, все мы когда-либо умрём. Я смогу оказать услугу своему Отечеству. Ничто не может быть важнее этого». Во время последней встречи, состоявшейся на Анхальтском вокзале в Берлине, Штайнхауэр ещё раз напомнил об опасности, на что Лоди «только рассмеялся и сказал, что эти страхи беспочвенны». Штайнхауэр считал, что шансы Лоди на успех «практически равны нулю», о чём и предупредил начальника военно-морской разведки. Однако, его призыв не отправлять Карла в Великобританию не был услышан. В своей автобиографии Штайнхауэр отмечал, что Великобритания была опасна для иностранного агента. Ещё пять лет назад страна даже не имела контрразведки. Однако, в октябре 1909 года, следуя рекомендации Комитета имперской безопасности, в которой указывалось на опасность немецкого шпионажа, было создано Бюро Секретных служб. Возглавить новую службу было поручено капитану Южно-стаффордширского полка Вернону Келлу и капитану королевского флота Мэнсфилду Смит-Каммингу. Вскоре они разделили обязанности: Келл стал отвечать за контрразведку (будущую «MI5»), а Камминг за шпионаж (будущую «MI6»). Бюро быстро составило список потенциальных немецких агентов на территории Великобритании. Незадолго до начала войны, 4 августа 1914 года, начальникам полиции по всей Великобритании и Ирландии было поручено арестовать подозреваемых. В результате, ряд немецких агентов оказались задержаны, что парализовало деятельность немецкой разведки в Великобритании в ключевой момент. Штайнхауэр избежал ареста, было известно только его имя, так как он шпионил за Королевским флотом в Шотландии совсем недавно, с конца июня 1914 года.
Шотландия
Штайнхауэр пишет, что Лоди приступил к выполнению задания «столь поспешно, что даже не выучил шифр, необходимый для получения сообщений». Выдавая себя за американского туриста, 14 августа Лоди покинул Берлин и пересёк Данию в направлении норвежского порта в Бергене. Там он сел на корабль, который к вечеру 27 августа доставил его в Ньюкасл, город на северо-восточном побережье Великобритании. После чего Лоди на поезде добрался до Эдинбурга, где остановился в пятизвёздочном отеле «The Balmoral», построенном специально для богатых путников, приезжающих или уезжающих с вокзала Уэверли. 30 августа из главпочтамта Эдинбурга он отправил телеграмму Адольфу Бурхарду в Стокгольм на Дротнингатан 4 — адрес немецкого агента в Швеции. В послании сообщалось: «Must cancel Johnson very ill last four days shall leave shortly», и стояла подпись «Чарльз Инглис». Так как Лоди находился за рубежом, то должен был подписать телеграмму своим полным именем (псевдонимом). К этому времени отдел контрразведки Бюро секретных служб стал частью Управления военного ведомства в военных операциях, и был известен под аббревиатурой «MO5(g)». С начала войны все письма и телеграммы, отправляемые за границу, подвергались цензуре. С 4 августа все сообщения в Норвегию и Швецию доставлялись в Лондон на экспертизу для выявления любых подозрительных адресов. К несчастью для Лоди, «MO5(g)» уже было известно про немецкого агента в Стокгольме, а также про используемую в телеграмме формулу «Джонсон». Бурхард был позже идентифицирован, как Лейпцигер. После того, как Лоди послал телеграмму Бурхарду, контрразведка стала искать другие сообщения, отправленные по этому же адресу. Один из цензоров того времени позже описал рабочий процесс: «Несколько имён были написаны на большой доске, которая висела на стене на виду у всех. Нашей задачей было не пропустить любое их упоминание в письмах, которые мы читали. За именами стояли лица, подозреваемые в передаче информации в Германию через нейтральные страны. Кроме того, на этой доске было написано короткое предложение: „Джонсон болен“. Адмиралтейство знало, что немецкий офицер на территории Великобритании намерен использовать эту формулу, чтобы передать информацию о передвижениях британского флота». Власти показалось, что в телеграмме указывалось на присутствие четырёх британских линкоров, хотя цензура считала, что в сообщении Лоди говорит, что «за ним следят, он в опасности и должен покинуть Эдинбург, что он и сделал позже». После случайного разоблачения «Чарльза Инглиса», все его последующие сообщения попали под пристальное внимание «MO5(g)». 1 сентября Лоди покинул отель и переехал в один из пансионатов города, где представился Чарльзом А. Инглисом из Нью-Йорка и оплатил недельное проживание. Три дня спустя он отправил письмо на английском языке на тот же стокгольмский адрес, вложив туда второе на немецком, адресованное в Берлин. Письмо было перехвачено британскими властями, вскрыто, сфотографировано, запечатано и отправлено по указанному адресу в Швецию. Позже «MI5», преемница «MO5(g)», объясняла, что это было сделано «в надежде узнать больше». В данном случае пропустить письмо было в интересах самой контрразведки, так как в нём содержалась недостоверная информация, способная вызвать серьёзные волнения верховного немецкого командования. До Лоди дошли слухи о перемещении тысяч русских солдат через Шотландию на Западный фронт, которые он и поспешил передать в Берлин: «Сразу же свяжитесь с Берлином (любым доступным вам способом) и сообщите о том, что 3 сентября множество русских солдат пересекло Эдинбург, направляясь в Лондон и Францию. Хотя в Берлине, наверняка, знают об этих передвижениях, вероятно, берущих начало в Архангельске, может быть полезным доставить им эту информацию. По предварительным оценкам, стоит говорить о 60000 человек, хотя число кажется сильно преувеличенным. Я был на станции и заметил множество поездов, проходящих на высокой скорости. Посадка в Шотландии состоялась в Абердине. Искренне ваш, Чарльз». Информация Лоди оказалась абсолютно неверной, и была почерпнута им, как он признался позже в ходе судебного разбирательства, исключительно из городских слухов: «Я слышал это в пансионе и в парикмахерской». Его второе письмо было адресовано Штаммеру в немецкую военно-морскую разведку и содержало информацию о британских потерях и судах, находящихся в Лите и Гренджмуте. Эти достаточно подробные данные он смог собрать, всего лишь поднявшись на холм Калтон-Хилл в Эдинбурге и наблюдая панораму с вершины, а также совершая прогулки вдоль набережной Гренджмута. Он опасался разоблачения, поэтому заявил в своём письме, что не будет изучать места, посещение которых может кому-либо показаться подозрительным, или к которым перекрыт доступ. Отсутствие специальной подготовки привело к тому, что оба эти письма, как и все остальные, были написаны открытым текстом без малейшей попытки использовать какой-либо шифр или невидимые чернила. 7 сентября Лоди взял напрокат велосипед. В магазине он представился американцем из Нью-Йорка, временно пребывающим в Эдинбурге с начала войны, вынудившей его покинуть континентальную Европу. Рассказав, что уже несколько дней ждёт возможности купить билет на трансатлантический рейс, Лоди добавил, что хотел бы осмотреть местность вокруг Эдинбурга, для чего он и придумал взять напрокат велосипед. Его предупредили, что некоторые дороги стали охраняться, и он должен слушать часового, если встретит. На это Карл ответил, что «собирается ездить на велосипеде только для удовольствия». В течение следующей недели Лоди оставался в своей комнате до полудня, выходил во второй половине дня и возвращался между 5 и 7 вечера. Иногда он ездил на велосипеде в вечернее время. Всё время Карл старался добыть важную информацию и 14 сентября отправил второе письмо в Стокгольм. Внутри лежал второй конверт с письмом на имя редактора берлинской газеты Уллстейна Ферлага, в котором Лоди сообщал: «Enclosed cutting from the Edinburgh The News of the World. Typical for the English way of causing ill-feeling and at the same time characteristic of the perfect ignorance of journalists in this country regarding the difference between military weapons and military tools. But this does not make any difference, the population here believe everything. Yours truly Nazi.» Это письмо также было перехвачено и сфотографировано. Его содержание было сравнительно безвредным, поэтому письмо пропустили, а спецслужбы продолжили следить за почтой Лоди в надежде узнать больше о немецкой шпионской сети. На следующий день после отправки, 15 сентября, Лоди направился в Лондон, чтобы разузнать о военных приготовлениях в городе. Остановившись в отеле в Блумсбери, Карл приступил к поиску информации о принятых мерах охраны общественных зданий. Позже Лоди рассказал, что на самом деле он не изучал объекты, а собирал информацию из газет, что и намеревался отправить в Берлин. 16 сентября он написал очередной отчёт, но утверждал, что так и не отправил его (отчёт не был найден англичанами), так как посчитал негодным. 17 сентября Лоди сел на поезд с вокзала Кингс-Кросс обратно в Эдинбург. В поезде он познакомился с шотландской девушкой, Идой МакКлимент, оставил ей свою визитную карточку и после разговора с ней отправился в другой вагон курить. Там Лоди услышал разговор двух мужчин, один из которых, по-видимому, был подводником и направлялся на военно-морскую базу в Росайт, а другой матросом. Матрос рассказывал про Харидж. Лоди позже признавался, что его поразило то, что военные «говорили достаточно свободно с учётом текущей обстановки». Подводник рассказывал о трудностях служения на подводной лодке, другой спросил Лоди, откуда он. На что Карл в очередной раз ответил, что он американец. Они обсуждали войну, в частности говорили о недавней потере крейсера «HMS Pathfinder», ставшего первым кораблём, уничтоженным торпедой, выпущенной с подводной лодки. Литература: Rupert Allason. The Branch: A History of the Metropolitan Police Special Branch. — L.: Secker & Warburg, 1983. — ISBN 9780436011658; Christopher Andrew. The Defence of the Realm: The Authorized History of MI5. — L.: Penguin, 2010. — ISBN 9780141023304; Thomas Boghardt. Spies of the Kaiser: German covert operations in Great Britain during the First World War. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1997. — ISBN 9781403932488; Jane Doulman, David Lee. Every Assistance & Protection: A History of the Australian Passport. — Leichhardt, NSW: Federation Press, 2008. — ISBN 9781862876873; Reinhold Grimm. Brecht's Beginnings // TDR. — 1967. — Vol. 12, no. 1; Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz. Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. — Herford, North Rhine-Westphalia: Koehlers Verlagsgesellschaft, 1980. — Т. 3. — ISBN 9783782202114; Hugh Cleland Hoy. 40 O.B.; or, How the war was won. — L.: Hutchinson and Co. Ltd., 1932; Robert Jackson. Case for the Prosecution: A Biography of Sir Archibald Bodkin, Director of Public Prosecutions 1920–1930. — L.: Arthur Barker Limited, 1962; Anson Rabinbach, Sander L. Gilman. The Third Reich Sourcebook. — University of California Press, 2013. — ISBN 9780520955141; Leonard Sellers. Shot in the Tower: the story of the spies executed in the Tower of London during the First World War. — L.: Leo Cooper, 1997. — ISBN 9780850525533; A.W. Brian Simpson. The Trial in History: Domestic and international trials, 1700-2000. — Manchester University Press, 2003. — ISBN 9780719064869; Gustav Steinhauer, Sidney Theodore Felstead. Steinhauer, the Kaiser's Master Spy. — L.: John Lane, 1930; Basil Thomson. The Scene Changes. — Garden City, NY: Doubleday, Doran & Co., 1937; H.G. Thursfield. Brassey's Naval Annual. — L.: Praeger Publishers, 1938; Samuel Weber. First as Tragedy, Second as Farce: Executing German Spies at the Tower of London During World War One // Voces Novae: Chapman University Historical Review. — 2013. — Vol. 5; German Spies in Britain // After The Battle. — 1978.

Raymond_roussel (556x700, 341Kb)
1877
Реймон Руссель (французское имя — Raymond Roussel)
французский писатель. «До 60-х годов его имя было почти неизвестно, затем последовал бум „русселеведения“, но даже сейчас и даже во Франции он остается писателем, которого скорее „знают“, нежели „читают“ — в отличие, например, от того же Жарри» (с которым у Русселя немало общего). Родился в Париже, в обеспеченной семье и был одним из троих детей, наряду с сестрой Жерменой и братом Жоржем. В 1893 году поступил в Парижскую консерваторию по классу фортепиано. Сочинял музыку и писал к ней стихи. В семнадцатилетнем возрасте написал поэму Mon Âme, опубликованную позднее в газете «Le Gaulois». В 1894 получил после смерти отца огромное наследство. Посещал светские салоны, познакомился там с Марселем Прустом. В 1920—1921 много путешествовал, побывал в Китае и на Таити, но всюду занимался только писательством, не выходя из гостиничного номера, практически не предаваясь обычным туристическим развлечениям. Ни одно из его опубликованных и поставленных на сцене произведений не имело успеха, все книги изданы на собственные средства автора. В возрасте 19 лет, работая над стихотворным романом «Подставное лицо» (опубл. 1897), Руссель начал страдать психическим расстройством. Его случай (под вымышленным именем Марсьяль) описан известным психиатром Пьером Жане в книге «От тоски к экстазу» (1926). Руссель растратил состояние на публикации своих произведений, путешествия и консультации психотерапевта. Покончил с собой в гостинице в Палермо 14 июля 1933 года, приняв большую дозу барбитуратов (за несколько дней до этого он пытался вскрыть себе вены).
Raymond_rousselгроб (700x466, 404Kb)
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Творчество
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011 года. По рассказу самого Русселя («Как я написал некоторые из моих книг», изд. в 1935), он строил прозу на подборе близко звучащих слов, которые превращали написанное в подобие своего рода смысловых уравнений и последовательно упраздняли какую бы то ни было связь этой гигантской словесной машины с реальностью — буквально уничтожали реальность письмом. Символами подобной работы в его романах выступали гигантские, изощренные и совершенно бесполезные аппараты, бесконечно изобретавшиеся героями (Руссель был изобретателем, почитателем Жюля Верна и, кроме того, блестящим стрелком).
Роман «Locus Solus»
Наиболее известным сочинением Русселя является впервые опубликованный отдельным изданием в 1914 году (первая редакция под названием «Несколько часов в Буживале» печаталась в 1913 году) роман Locus Solus (буквально: особенное место или одинокое место). Роман строится как своеобразная экскурсия, которую проводит по своему имению для группы друзей гениальный изобретатель Марсьяль Кантрель. Всё действие романа охватывает половину одного апрельского дня. Экскурсанты лицезреют поразительные, чрезвычайно пространно описанные диковины: выложенная на лужайке при помощи трамбовочной бабы картина из множества зубов, изображающая рейтара; стеклянный резервуар с насыщенной кислородом водой в виде гигантского алмаза, где плавают бесшёрстный сиамский кот, ожившая голова Дантона и прелестная ундина; стеклянная клетка с воскрешёнными трупами и т. п. Траурный налет экскурсии, без сомнения, связан с тяжелыми переживаниями Русселя в связи с кончиной его матери в 1911 году.
Наследие и признание
Многие произведения Русселя остались в рукописях и были опубликованы лишь после его смерти. Он был открыт сюрреалистами, им восхищались Бретон, назвавший его «величайшим гипнотизером современности» и включивший его стихи, прозу и драматургию в свою «Антологию черного юмора», Арагон, Элюар, Кокто, Дюшан, Перек, Кортасар. Руссель стал одним из символических покровителей нового романа во Франции. Ему посвящены книги Мишеля Фуко (1963) и Мишель Лейриса (1987), повесть Леонардо Шаши «Бумаги, относящиеся к смерти Реймона Русселя» (1971), значительное место творчество Русселя занимает в фантастическом романе Йена Уотсона "Внедрение". Выдающийся шахматист Тартаковер высоко оценивал разработанную Русселем стратегию игры (писатель увлекся шахматами в последние годы своей жизни) и сравнивал её с некоторыми особенностями стиля Русселя. Избранные произведения: Mon âme (1897, поэма);La doublure (1897, роман в стихах); La Seine (ок. 1900, роман в стихах); Les noces (ок. 1904, роман в стихах); Африканские впечатления (1910, роман); Locus Solus (1914, роман); Pages choisies d’Impressions d’Afrique et de Locus Solus (1918); L'étoile au front (1925, драма); La poussière de soleils (1927, драма); Nouvelles impressions d’Afrique (1932); Comment j’ai écrit certains de mes livres (1935, посмертно). Публикации на русском языке: [Проза. Драма. Стихи] // Бретон А. Антология черного юмора. Москва: Carte Blanche, 1999. Страницы 308—322; Locus Solus / Перевод с французского Е.Т.Маричева. Киев: Ника-Центр, 2000. 384 страницы. ISBN 966-521-043-2; Locus Solus (фрагменты) / Перевод В.Лапицкого // Комментарии. 1995. № 5; Locus Solus (фрагменты) / Перевод В.Лапицкого // Locus Solus: Антология литературного авангарда XX века. Санкт-Петербург.: Амфора, 2000. Страницы 7—73. ISBN 5-94278-019-6. Литература: Foucault M. Raymond Roussel. Paris: Gallimard, 1963 (англ. изд.: Death and the labyrinth: the world of Raymond Roussel. Garden City: Doubleday, 1986); Matthews J.H. Le théâtre de Raymond Roussel: une énigme. Paris: Lettres modernes, 1977; Houppermans S. Raymond Roussel: écriture et désir. Paris: Libr. J. Corti, 1985; Leiris M. Roussel l’ingénu. Saint-Clément-la-Rivière: Fata Morgana, 1987; Kerbellec P.G. Comment lire Raymond Roussel : cryptanalyse. Paris: J.-J. Pauvert, 1988; Le Brun A. Vingt mille lieues sous les mots, Raymond Roussel. Paris: J.J. Pauvert chez Pauvert, 1994; Caradec F. Raymond Roussel. Paris: Fayard, 1997 (английское издание : London: Atlas Press, 2001); Ford M. Raymond Roussel and the republic of dreams. Ithaca: Cornell UP, 2001; Kokubu T. Le jeu du je chez Raymond Roussel. Lille: Atelier national de reproduction des thèses, 2004.

Анастасия_Греческая (508x700, 361Kb)
1878
Анастасия Греческая и Датская (греческое имя — Αναστασία από την Ελλάδα και τη Δανία; имя при рождении — Нони Мэй Стюарт, Nonie May Stewart; в первом браке — Уортингтон, Worthington; во втором — Лидс, Leeds)
американская наследница, в третьем браке супруга принца Христофора Греческого и Датского, младшего сына короля Георга I и Ольги Константиновны, член датской и греческой королевских семей. Нони Мэй Стюарт родилась в городе Зейнсвиль, штат Огайо, США, в семье богатого предпринимателя Уильяма Чарльза Стюарта и его супруги Мэри Холден, женатых с 11 декабря 1874 года. К 1880 году семья переехала в Кливленд. Вскоре после переезда мать Нони скончалась и отец женился повторно. Нони Мэй получала домашнее образование, пока она не была отправлена в школу миссис Портер в Фармингтон, штат Коннектикут. После её окончания она стала часто бывать в высшем обществе. 1 октября 1894 года в Кливленде Нони вышла замуж за Джорджа Эли Уортингтона (1872—1950), сына Ральфа Уортингтона, который был сыном самого крупного промышленника Кливленда. В свидетельстве о браке было записано, что Нони родилась в 1876 году по той причине, что закон штата Огайо требовал, чтобы женщины вступали в брак только по достижении 18-летнего возраста, а невесте тогда исполнилось лишь 16 лет. Пара прожила вместе четыре года, детей в браке не было. 23 марта 1899 года они развелись. Нони вернулась в дом отца и мачехи. 3 августа 1900 года вступила во второй брак с Уильямом Лидсом (1861—1908), стальным магнатом. Для обоих супругов это был второй брак. Состояние мужа оценивалось в 35 миллионов долларов. В браке имела одного сына: Уильям Бейтман Лидс (1902—1971) — был женат на княжне императорской крови Ксении Георгиевне Романовой, имел дочь Нэнси, в 1930 году супруги развелись. Уильям Лидс умер в 1908 года в Париже, оставив всё своё наследство супруге. Нона стала вдовой в возрасте 30 лет. После смерти супруга она переехала в Европу, поселившись в Лондоне, где в тот период была известна под именем Нэнси Лидс. Молодая вдова вращалась вокруг высшей аристократии. Она была постоянным клиентом ювелирного дома Cartier, стала собирать дорогую мебель и произведения искусства.
Анастасия_Греческая01 (526x700, 246Kb)
Анастасия Греческая вместе с супругом принцем Христофором и королевой Ольгой Греческой, матерью Христофора, в день свадьбы 1 февраля 1920 года
В Лондоне около 1914 года она встретила своего будущего третьего мужа — принца Христиана Греческого и Датского (1888—1940), младшего сына короля Греции Георга I, который был на десять лет её младше. Принц в своих мемуарах писал, что встретил миссис Лидс, на четыре года старшую его самого, в Биаррице в 1914 году, решив тотчас на ней жениться без каких-либо колебаний. В том же 1914 году их связь стала известна общественности. Свадьба была отложена ввиду несогласия греческой королевской семьи на брак принца с американской простолюдинкой, которая была уже дважды замужем. После Первой мировой войны, когда королевская семья отправилась в изгнание, деньги миссис Лидс помогли августейшим родственникам принца Христофора. После этого родственники дали своё согласие на брак. Православная свадьба состоялась 1 февраля 1920 года в Веве, Швейцария, через шесть лет после первой встречи. Через четыре дня после свадьбы Нэнси официально перешла в греческое православие, приняв имя Анастасия. От короля Александра I ей был дан титул «Её Королевское Высочество принцесса Анастасия Греческая и Датская». Она продолжала мелькать в американской жёлтой прессе, где её называли «Долларовая принцесса». Супруги проживали в Лондоне, где активно участвовали в жизни столичного света. Вскоре после брака с Христофором у Анастасии был обнаружен рак. Она умерла три года спустя в Спенсер-хаусе 29 августа 1923 года. По её воле тело было возвращено в США и похоронено на кладбище Вудлон, Нью-Йорк, рядом с родителями. Всё наследство умершей принцессы было разделено между сыном и мужем. В 1929 году Христофор вступил во второй брак с французской принцессой Франсуазой Орлеанской (1902—1953), от брака с которой имел одного сына, принца Михаила. Умер Христофор в 1940 году в возрасте 51 года в Афинах. Литература: Папи, Стефано. Сокровища Дома Романовых — Москва : Астрель, 2011. — P. 192—195. — 304 p. — ISBN 978-5-17-073228-9; Huberty, Michel. L' Allemagne dynastique: Oldenbourg. Familles alliées H - L : Giraud, 1994. — P. 287, 295, 303—305, 318. — 767 p. — ISBN 2-901138-07-1.

Билановский_Иван_Дмитриевич (559x700, 132Kb)
1878
Иван Дмитриевич Белановский
украинский, советский энтомолог.Родился в городе Лохвица на территории нынешней Полтавской области. В 1900 году окончил Санкт-Петербургский лесной институт. Участник войны с Японией и Первой мировой войны. До 1924 года работал лесничим и инспектором лесов на территории нынешних Херсонской и Киевской областей, после этого энтомологом в различных учреждениях. Начиная с 1936 года до конца жизни работал в Институте зоологии АН УССР (с 1946 года занимал должность заведующего отделом фауны беспозвоночных). Умер в Киеве 15 апреля 1958 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище (участок № 31, ряд 3а, место 6-1). На могиле прямоугольная стела из чёрного гранита.
Труды
Билановский является автором около 50 научных трудов, преимущественно о насекомых-вредителях сельскохозяйственных культур и лесного хозяйства, а также о биологических методах борьбы с насекомыми. Наиболее известные монографии: «Тахины УССР», части 1-2 (1951—1953); «Конопиды (Conopidae) УССР» (1954). Литература: Українська радянська енциклопедія. В 12-ти томах / За ред. М. Бажана. — 2-ге вид. — К.: Гол. редакція УРЕ, 1974—1985.

1878
Хосе Хоакин Гамбоа (испанское имя — José Joaquín Gamboa)
мексиканский драматург. Начал с сочинения сарсуэл и интермедий (писал на испанском языке). Ранние произведения Гамбоа - "Одиночество", "Тело, или Тереса", "Смерть" (1904), "Семья" и психологич. драма "День страшного суда" (1908) - характеризуются аллегоричностью, символизмом. Но, начиная с комедии "Дьявол мёрзнет" (1923), Гамбоа обращается к жизни соврнменного ему общества, показывает ханжество, продажность, гнилую мораль мелкой буржуазии. К этому периоду его творчества относятся пьесы: "Лос-Ревильяхихедос" (1925), "Тяжёлый путь" (1925), "Если бы молодёжь знала..." (1927), "Избитая тема" (1930), "Кавалер, смерть и дьявол" (1931). К концу своей жизни Гамбоа совместно с В.М.Диес Eappoco возглавил передовое новаторское течение в мексиканском театре, которое создало предпосылки к зарождению прогрессивных экспериментальных театров "Улисес", "Орьентасьон", "Эсколарес дель театро", "Театро де Аора" и др. Умер 29 января 1931 года. Литература: Usigli R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; M a-gana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico, 1940; Martinez J. L., Literatura mexicana siglo XX, Mexico, 1954; Jimenez Rueda J., Historia de la literatura mexicana, Mexico, 1953.

Finlay-Currie1 (372x700, 193Kb)
1878
Финлей Карри (Finlay Currie)
английский и шотландский актёр театра, кино и телевидения.Родился в Эдинбурге, в Шотландии. Сыграл в 119 фильмах и сериалах. Дебютировал в фильме «The Old Man» в 1931 году. Финлей Керри был женат на Мод Кортни. У них один сын, Джордж Фрэнсис Кортни Карри, родился в Мельбурне, в Австралии 26 сентября 1906 года. Умер Финлэй Карри в Англии 9 мая 1968 года. Роли в кино: 1965 Исчезнувшая Банни Лейк | Bunny Lake Is Missing (Великобритания); 1964 Падение Римской Империи | Fall of the Roman Empire, The (США), сенатор; 1963 После похорон | Murder at the Gallop (Великобритания) :: старик Эндерби; 1963 Клеопатра | Cleopatra (США, Великобритания) : Тит, ростовщик, (нет в титрах); 1963 Билли-лжец | Billy Liar (Великобритания); 1962-1969 Святой | Saint, The (Великобритания); 1961 Франциск Ассизский | Francis of Assisi (США); 1960 Приключения Гекльберри Финна | Adventures of Huckleberry Finn, The (США); 1960 Похищенный | Kidnapped (США); 1960 Ангел в красном | The Angel Wore Red (США);1959 Соломон и царица Савская | Solomon and Sheba (США); 1959 Бен-Гур | Ben-Hur (США) : Балтазар;1958 Коридоры крови | Corridors of Blood (Великобритания); 1958 Буря | Tempest | Tempesta, La (Италия, Франция, Югославия) :: Гринев-старший; 1957 Святая Иоанна | Saint Joan (Великобритания, США) : архиепископ Реймсский; 1957 Королевство Кэмпбелла | Campbell's Kingdom (Великобритания) : старик; 1956 Царек Хан | Zarak (Великобритания); 1956 Вокруг света за 80 дней | Around the World in Eighty Days (США) : эпизод; 1954-1990 Диснейленд | Disneyland (США); 1954 Бо Браммелл | Beau Brummell (США, Великобритания) : эпизод (нет в титрах); 1952 Курс на восточный маяк! | Walk East on Beacon (США) : профессор Альберт Кафер; 1952 Айвенго | Ivanhoe (Великобритания, США) : Седрик; 1951 Повод для сплетен | People Will Talk (США) : Шандерсон; 1951 Камо грядеши? | Quo Vadis? (США) : Петр; 1950 Черная роза | Black Rose, The (Великобритания); 1950 Трио | Trio (Великобритания) : мистер Маклауд. Новелла "Санаторий"; 1950 Остров сокровищ | Treasure Island (США); 1950 Жаворонок в грязи | The Mudlark (Великобритания); 1950 BBC воскресенье - Ночной театр | BBC Sunday Night Theatre (Великобритания) : сенатор Лэнгдон; 1950 Глубоки корни... | Deep Are the Roots | 19-я серия; 1949 Мой сын Эдуард | Edward, My Son (США) (нет в титрах); 1947 Братья | Brothers, The (Великобритания); 1946 Большие ожидания | Great Expectations (Великобритания) : Абель Магвич; 1945 Я знаю, куда я иду! | I Know Where I'm Going! (Великобритания); 1945 Дон Чикаго | Don Chicago (Великобритания); 1941 49-я параллель | 49th Parallel (Великобритания); 1934 Веселая любовь | Gay Love (Великобритания).

Douglas (412x700, 104Kb)
1879
Клиффорд Хью Дуглас (Clifford Hugh «C.H.» Douglas)
британский инженер и пионер теории социального кредита. Клиффорд Дуглас родился в Эджли (жилой район в городе Стокпорт, Большой Манчестер, Англия), в семье Хью Дугласа и Луизы Хордерн. Немного известно и о его молодости и профессиональном обучении. Вероятнее всего, Клиффорд Дуглас получил инженерное профессиональное образование перед тем, как начать свою инженерную карьеру, которая приводила его в различные части Британской империи. За свою карьеру инженера он проработал в электроэнергетических компаниях, железнодорожной компании и других учреждениях. Также он успел поработать преподавателем в Стокпортской Гимназии (Stockport Grammar School). После периода в промышленности, когда Клиффорду Дугласу был 31 год, он пошёл учиться в Кембриджский университет, но, отучившись всего 4 года, оставил обучение и остался без высшего образования. Он работал в «Westinghouse Electric» в Америке и утверждал, что был инженером реконструкции британского отделения компании Вестингауз в Индии (что не подверждается данными самой компании). Известно, что он работал заместителем главного инженера в «Buenos Aires and Pacific Railway Company», железнодорожным инженером на Лондонской почтовой железной дороге и помощником суперинтенданта Королевского авиастроительного завода (Royal Aircraft Factory) на аэродроме Фарнборо во время Первой мировой войны.
Социальный кредит
Идея о социальном кредите пришла к Клиффорду Дугласу, когда происходила реорганизация Королевского авиастроительного завода во время Первой мировой войны. Клиффорд Дуглас заметил, что еженедельная общая стоимость произведённых товаров была больше, чем сумма выплачиваемых работникам заработных плат, премий и дивидендов. Данный факт противоречил на тот момент основной экономической теории Д.Рикардо, что все расходы распределяются равномерно покупательной способности. Встревоженный кажущимся несоответствием между тем, куда утекали деньги и целями промышленности (с точки зрения Клиффорда Дугласа цель промышленности — это поставка товаров и услуг), Дуглас намеревался применить инженерные методы в создании новой экономической системы. Дуглас собрал данные из более ста крупных британских компаний и обнаружил, что в каждом случае, кроме того, когда компания становилась банкротом, суммы, выплаченные в виде заработных плат и дивидендов, были всегда меньше, чем общая стоимость товаров и услуг, произведённых в неделю. Это означало, что у работников была недостаточная покупательная способность. Он опубликовал свои статьи в ежемесячном политическом и историческом журнале «Английское обозрение», где он предложил: «Мы живём в соответствии с системой бухгалтерского учёта, которая делает снабжение национальными товарами и услугами технически невозможными для самой себя». Причиной, по которой Клиффорд Дуглас пришёл к этому выводу, было то, что экономическая система была организована с целью максимизации прибыли для тех, кто благодаря экономической мощи создавал ненужный дефицит. В 1916—1920 годах он развивает свою экономическую идею и в 1920 году издаёт две книги «Экономическая демократия» (англ. «Economic Democracy») и «Кредитная власть и демократия» («Credit-Power and Democracy»). Позже в 1924 году Клиффорд Дуглас публикует книгу «Социальный кредит» («Social Credit»). Основной идеей реформы Клиффорда Дугласа стало освобождение работников от существующей системы путём привлечения покупательной способности в соответствии с производительностью компаний, которая стала известна как социальный кредит. Существовало два основных элемента программы реформы Дугласа: национальные дивиденды должны равномерно распределяться между всеми гражданами в виде беспроцентного кредита, чтобы помочь преодолеть разрыв между покупательной способностью и ценами; новый механизм корректировки цен, названный Дугласом «Точная цена» («Just Price»). «Точная цена» рассчитана на предотвращение любой возможности инфляции и эффективное снижение розничной цены на определённый процент, который физически отражает эффективность производственной системы. Клиффорд Дуглас отмечал, что себестоимость продукции является расходами, показывающими точную физическую себестоимость продукции от объёма ресурсов, потребляемых в процессе производства. Увеличивая физическую эффективность производства, механизм «Точная цена» позволяет снизить цены на продукцию для потребителей. Потребители смогут приобрести больше из того, что производится на предприятиях, и автоматически контролировать то, что будет производиться. Свобода личности и основные экономические свободы являлись главной целью реформы Клиффорда Дугласа. В конце Первой мировой войны Клиффорд Дуглас перестал заниматься инженерией и всё своё время стал уделять продвижению своей реформы. Его идеи вдохновили Канадское движение социального кредита (Canadian social credit movement), которое получило контроль над правительством провинции Альберта в 1935 году. Также его идею поддержали в Австралии недолго просуществовавшая Партия кредита Дугласа (Douglas Credit Party) и в Новой Зеландии просуществовавшая более долгое время Политическая лига социального кредита (Social Credit Political League). Клиффорд Дуглас продвигая свою реформу читал лекции по теории социального кредита в Канаде, Японии, Новой Зеландии и Норвегии. В 1923 году он выступил в качестве заверителя в Канадском банковском исследовательском центре, а в 1930 году перед Комитетом финансов и промышленности (англ. Committee on Finance and Industry). В 1929 году Клиффорд Дуглас осуществил тур с лекциями по Японии, где его идеи были с энтузиазмом восприняты в промышленности и правительстве. Дуглас в книге «Социальный кредит», изданной в 1933 году, упомянул о «Протоколах сионских мудрецов», отмечая своё сомнение в подлинности. Клиффорд Дуглас умер в своём доме в деревне Фернан, Шотландия, 29 сентября 1952 года. О Дугласе и его теории с сочувствием упоминалось несколько раз в трилогии Луиса Грассига Гиббона (Lewis Grassic Gibbon) «Книга шотландца» (A Scots Quair). Он также упомянут наряду с Карлом Марксом и Йоханом Сильвио Гезеллем в книге Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», изданной в 1936 году. Публикации: Economic Democracy (1920) новая редакция: декабрь 1974 год; Credit-Power and Democracy (1920); Socia Credit (1924, переиздана 1933) новая редакция: 1979 год; The Monopoly of Credit (1931) новая редакция: 1979 год; The Use of Money (1935); The Alberta Experiment: An Interim Survey (1937); Whose Service is Perfect Freedom? (июнь 1986); The Brief for the Prosecution (декабрь 1986); The Big Idea (июнь 1986); The Grip of Death (май 1998).

Zhuravlev (491x700, 133Kb)
1881
Василий Васильевич Журавлёв
русский художник, искусствовед и педагог. Автор книг и статей по изобразительному искусству. Родился в городе Кунгур, Пермская губерния, Российская империя. После окончания кунгурского городского училища, на полученную от города стипендию уехал в Москву и поступил в Строгановское училище, окончив в котором в 1904 году 5 классов по живописно-декоративному отделению, получил звание «Учёный рисовальщик». В 1908 году закончил полный курс Строгановского училища по живописно-декоративному отделению и получил звание «Художник по прикладному искусству». После Строгановского училища поступил в Московское училище живописи, где работал в мастерской С.В.Иванова. Участник революционного движения в России начала XX века. Революционная работа, участие в боевых дружинах во время восстания 1905 года и трехлетний арест прерывали занятия в Училище живописи. 17 декабря 1908 года Журавлёв за подпольную работу был арестован в Москве, затем переведён в Пермскую губернскую тюрьму и находился в заключении до 1 июля 1911 года. Освободившись из заключения, он два года жил в родном Кунгуре, работал в фотографии Долгушева, занимался раскраской портретов. В то время из-под его кисти вышло большое панно — панорамный вид Кунгура. Эта картина находится ныне в городском Краеведческом музее. После возвращения в 1913 году в Москву, многие годы занимался художественно-педагогической, а также научной и литературной работой. Жил в Москве. С 1922 года Журавлёв — участник выставок. Член АХРР в 1922—1930 годах, вел кроме этого в Ассоциации большую общественную работу. Был участником выставок к пятилетию, десятилетию и пятнадцатилетию РККА.
В рецензии на VII выставку АХРР работу Журавлева отметил А.В.Луначарский: «Возьмем картину Журавлева «Баррикады». Ночь, но на отстреливающихся и как бы рвущихся вперед баррикадных бойцов и на весь их пьедестал–баррикаду яркий пожар льет свой кровавый отблеск, в котором все краски стираются, так что во всей картине противопоставлены два тона. Это придает картине характер, эстампа. Ее легко воспроизвести в виде цветной литографии, и это будет красиво на стене любого клуба.
Художника обвиняют в некоторой романтике. Даже говорят что–то о том, что нужно–де изображать революцию в ее простом, сером, будничном виде. В этом видят какую–то демократическую добродетель. Ни на одну минуту не отрицая всей важности трезвого наблюдения революции и всей внутренней торжественности ее простоты, никак не могу согласиться с тем, чтобы в революции не было огромного пафоса, подъема, никак не могу согласиться с тем, чтобы эти стороны революции нельзя было изображать, так сказать, живописной музыкой. Ведь не требуют же от революционного марша, чтобы он был правдиво сер и ненаряден; наоборот, он зажигает тем больше, чем больше в нем праздничной звучности и контрастов. Того же мы вправе требовать и от картины. По правде сказать, только в картине Журавлева имеется намек на такую трактовку революции; именно этим картина и выделяется, именно за это она заслуживает похвалы.»
Картины В.В.Журавлёва были представлены на многих Всесоюзных выставках: «Великая Отечественная война» (1942), «Героический фронт и тыл» (1943), выставке пейзажа (1944), на заграничных выставках советского искусства в Японии (1927), США (1928), Праге (1928), Кёльне (1929), Цюрихе (1931), на Международной выставке в Венеции (1930). Работы В.В.Журавлева имеются в Музее революции СССР, Государственной Третьяковской галерее, Музее Красной армии, Кунгурском музее-заповеднике и многих других собраниях. Наряду с педагогической деятельностью В.Журавлёв занимался и литературной. В соавторстве с женой Е.А.Атрыганьевой им были написаны монографии о художниках: С.В.Иванове, Н.А.Касаткине, А.А.Иванове, М.А.Врубеле, И.К.Айвазовском и других. Умер 12 декабря 1967 года. Похоронен на Старом кладбище в Тарусе.
Награды: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956); За творческие успехи и активную общественную работу удостоен ряда правительственных наград, среди них медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Москвы», «В память 800-летия Москвы».

garcamongeft2 (582x700, 340Kb)
1881
Хоакин Гарсиа Монхе (испанское имя — Joaquín García Monge)
костариканский писатель, публицист, общественный деятель. Родился в Сан-Хосе. Был министром просвещения, директором Национальной библиотеки. Редактор и издатель старейшего в Латинской Америке литературного журнала «Repertorio Americano» («Американский сборник», 1919—1958), оказавшего влияние на развитие всей латино-американской литературы. В нём Гарсиа Монхе выступал в защиту республиканской Испании, против империализма, колониализма и реакционных режимов Латинской Америки. Автор романов «Сиротка» («El moto», 1900), «Дочери полей» («Las hijas del campo», 1900), «Самопожертвование» («Abnegación», 1902), сб. «Злой призрак и другие рассказы» («La mala sombra», 1917) и др. Бытописатель-реалист, основатель костумбризма в костариканской литературе, Гарсиа Монхе изображал в своих сочинениях тяжелую жизнь сельской и городской бедноты. В 1905 перевёл на испанский языке "Красный смех" Л.Андреева. Один из организаторов Конгресса в защиту мира и культуры (1953). Умер в Сан-Хосе 31 октября 1958 года. Сочинения: Escritores y poetas de Costa Rica, San José, 1923; Antología de cuentos mexicanos y hispanoamericanos, Méx., 1923. Библиография: El moto (новела, 1900); Hijas del campo (новела, 1900); Abnegación (новела, 1902); Ariel (сборник рассказов, 1905–1916); “La mala sombra y otros sucesos” (короткие рассказоы, 1917). Литература: Garnier J. F., Literatura patria, San José, 1913; Galloway R., Don Joaquín García Monge, «Pan American Magazine», 1931, febr.; Valle M. A., Hombres de América, «Nosotros», 1932, febr.; Abreu Gómez E., Escritores de Costa Rica, Wash., 1950.

Cardeal_Leme (462x700, 179Kb)
1882
Себастьян Леме да Сильвейра Синтра (португальское имя — Sebastião Leme da Silveira Cintra)
бразильский кардинал. Родился в городе Эспириту-Санту-ду-Пиньял, штат Сан-Паулу, Бразилия. Титулярный епископ Ортозии Финикийской и вспомогательный епископ Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро с 24 марта 1911 по 29 апреля 1916. Архиепископ Олинды с 29 апреля 1916 по 29 апреля 1918. Архиепископ Олинды-и-Ресифи с 29 апреля 1918 по 15 марта 1921. Титулярный архиепископ Фарсалы и коадъютор Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро, с правом наследования, с 15 марта 1921 по 18 апреля 1930. Архиепископ Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро с 18 апреля 1930 по 17 октября 1942. Кардинал-священник с 30 июня 1930, с титулом церкви Святых Вонифатия и Алексия с 3 июля 1930. Цмер в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия, 17 октября 1942 года. Награды: Большой крест Военного ордена Христа

Johnny_Torrio_-_1939 (490x700, 192Kb)
1882
Джон Донато Торрио (John Donato Torrio; итальянское имя при рождении — Донато Торрио, Donato Torrio; также известный как «Папа Джонни» и «Лис»)
итало-американский гангстер. Участвовал в создании криминальной империи, известной как Чикагская организация (Chicago Outfit) в 1920-х годах, которую позже возглавил его протеже Аль Капоне. Выдвинул идею создания Национального преступного синдиката в 1930 году, а затем стал неофициальным советником «Лаки» Лучано и его мафиозной «семьи». Место рождения Торрио является предметом дискуссий. Он родился где-то в Южной Италии, список мест, в которых он мог появиться на свет, включает в себя Неаполь, Амальфи (Кампания), Орсара-ди-Пулья (Апулия) и Ирсину (Базиликата). Его отец умер, когда ему было два года и его овдовевшая мать эмигрировала с ним в Нью-Йорк. Молодой Джон сначала работал швейцаром и вышибалой на Манхэттене. В тот же период он присоединился к уличной банде, и, благодаря своему уму, вскоре стал её лидером. Через некоторое время ему удалось накопить достаточно денег и открыть бильярдный салон для своей банды, под крышей которого он организовывал различные азартные игры и занимался ростовщичеством. Своей проницательностью и деловой хваткой Торрио заметно выделялся среди нью-йоркской преступности, в результате чего попался на глаза Полу Келли (итальянское имя — Paolo Antonio Vaccarelli), лидеру известной банды «Пять углов». Аль Капоне и другие работники клуба Келли восхищались хитроумностью Торрио (за это качество ему впоследствии и дали прозвище «Лис»). Сам Торрио высоко ценил Келли за его взгляды и знание культуры организованной преступности — Келли утверждал, что молодой человек должен одеваться консервативно, не хамить, создать какой-нибудь легальный бизнес для прикрытия своей преступной деятельности. Уроки, извлечённые Торрио, остались с ним на протяжении всей его криминальной карьеры. Банда Торрио занималась законным бизнесом, однако, его главными источниками доходов являлись игорный бизнес, тотализатор, ростовщичество, организация автоугонов, проституции и продажа наркотиков. Капоне был членом «Джуниорс» («Juniors») и вскоре присоединился к банде «Пять углов». Торрио в конечном счете нанял Аль Капоне барменом в «Гарвард Инн» («Harvard Inn») — бар на Кони-Айленде в Бруклине, принадлежавший деловому партнеру Торрио Фрэнки Йелю.
Убийство Колозимо
В 1909 году «Большой Джим» Колозимо пригласил Торрио перебраться в Чикаго, чтобы тот помог разобраться с рэкетирами Чёрной Руки. Уничтожив вымогателей, Торрио получил статус управляющего делами в империи Колозимо. В 1919 году Торрио пригласил в Чикаго Капоне, и тот принял предложение. Там Капоне стал работать вышибалой в одном из борделей Торрио (тогда он и подхватил сифилис, который полноценно не лечил и который стал, в конце концов, причиной его смерти) и вскоре стал менеджером одного из главных заведений — «Четырёх Двоек». Через год вступил в силу «сухой закон», сделавший незаконным всё производство, покупку или продажу спиртных напитков. Торрио сразу понял, какую огромную прибыль может принести подпольная торговля запрещёнными напитками, и убеждал босса войти в бизнес. Колозимо отказался, опасаясь, что расширение сфер деятельности только привлечёт больше внимания со стороны полиции и соперничающих банд. В то же самое время «Большой Джим» развелся с Викторией Мореско – тёткой Торрио, которая их и познакомила, – и женился на Дейл Винтер, молодой актрисе и певице. Винтер убеждала Колозимо остепениться, одеваться более консервативно и держаться подальше от новостей. К этому моменту Торрио понял, что его шеф — серьёзное препятствие для потенциального богатства банды. С согласия союзников Колозимо, – братьев Дженна и Джо Айелло – Торрио пригласил Йеля приехать в Чикаго и убить Колозимо. Убийство произошло 11 мая 1920 года в главном фойе кафе Колозимо. Никто так и не преследовался по закону за это убийство. В результате, Торрио захватил огромное криминальное королевство умершего Колозимо и начал заниматься бутлегерством.
Соперничество с Бандой Норт-Сайда
В 1920-е годы группировка Торрио и Капоне прогрессировала и расширяла своё влияние в Чикаго, зарабатывая миллионы на азартных играх, проституции, а теперь и бутлегерстве. Группировка вскоре стала контролировать Чикаго-Луп (исторический деловой центр города Чикаго), а также большую часть южной части города. Тем не менее, Торрио также намеревался захватить выгодные территории Голд-Кост, чем обратил на себя гнев мощной Банды Норт-Сайда – ирландцев во главе с Дином О'Беннионом. Группировка Торрио и Банда Норт-Сайда заключили хрупкий союз, но напряжённость в отношениях между ними росла. Братья Дженна стали продавать виски на территории О'Бэнниона и тот обратился к Торрио, чтобы последний их приструнил, но Торрио отказал, поскольку попытка надавить на Дженна могла привести к кровопролитию. Тогда О’Беннион ограбил несколько грузовиков Дженна с алкоголем. Дженна решили убить О'Бенниона, но их остановили не желавший начала гангстерской войны Торрио и Майк Мерло – глава Сицилийского союза (итальянское название — Unione Siciliana), не одобрявший убийств и пользовавшийся непререкаемым авторитетом. Мир соблюдался, пока всё ещё злившийся О'Бэннион ни решил подставить Торрио в сделке с приобретением его доли в одной из крупнейших пивоварен за 500 000 долларов, что вызвало арест Торрио. Тот сумел выйти под залог и терпению пришел конец: Торрио согласился с убийством О’Бенниона. Единственным защитником ирландца оставался Мерло, но вскоре он умер от рака и Союз возглавил Анджело Дженна. 10 ноября 1924 года О’Беннион был убит в своем цветочном магазине Фрэнки Йелем, Джоном Скализе и Альбертом Ансельми. Убийство О’Бенниона спровоцировало кровавую войну с Бандой Норт-Сайда, члены которой начали преследовать Торрио по всему Чикаго.
Попытка убийства
В субботу 24 января 1925 года члены Банды Норт-Сайда Хайми Вэйсс, Винсент «Схемщик» Друччи и Багс Моран напали на Торрио, который возвращался в свою квартиру на 7106 Южной Клайд Авеню после похода по магазинам с его женой Анной. Вэйсс и Моран обстреляли автомобиль Торрио, ранив шофёра, а затем расстреляли и его самого (он вышел из машины ещё до начала стрельбы). Торрио был ранен в челюсть, легкие, пах, ноги и живот. Моран попытался сделать смертельный выстрел в голову Торрио, но у него заклинил пистолет. Друччи дал понять, что пора идти, и трое из Банды Норт-Сайда покинули место бойни. Несмотря на тяжелые ранения, Торрио удалось выжить.
Передача полномочий Капоне
Торрио, пройдя срочную операцию, медленно восстанавливался после покушения. Капоне дал Торрио круглосуточную охрану, чтобы убедиться, что его любимый наставник будет в безопасности. На протяжении всего испытания Торрио, соблюдая принцип преступного «омерта» (закон молчания), ни разу не упомянул имена нападавших. После освобождения из больницы Торрио отбыл год в тюрьме за нарушения антиалкогольных законов. На протяжении своего правления в качестве босса чикагской мафии Торрио стал свидетелем значительного роста уровня насилия в организованной преступности. Покушение сильно испугало его, а в сочетании с тюремным заключением и увеличением количества трудностей в работе убедило Торрио уйти в отставку, пока он ещё жив. Торрио уехал в Италию со своей женой (мать он туда перевёз ещё до покушения), где больше не вёл дел с преступным миром. Он отдал полный контроль над Группировкой Капоне со словами: «Это всё твоё, Аль. Я? Я ухожу. Теперь моё место в Европе».
Война между Бандой Норт-Сайда и Чикагской организацией продолжалась в течение нескольких лет. Банда Норт-Сайда уничтожила банду братьев Дженна: трое из братьев погибли, а выжившие бежали. Банда Норт-Сайда также продолжила жестокую войну с Капоне — войну, которая стоила обеим сторонам друзей, зданий и заставила Капоне постоянно оглядываться через плечо. Она продолжалась до Бойни в День святого Валентина – последней попытки Капоне избавиться от возглавлявшего северян к тому моменту Морана (сменивший О'Бэнниона Вэйсс был ранее убит людьми Капоне, а сменивший Вэйсса Друччи – полицейским). Моран выжил (опоздал на встречу, а увидев на месте полицию, — на самом деле, это были переодетые люди Капоне, которые и перебили его помощников, — развернулся и уехал), однако Банда Норт-Сайда серьёзно ослабла, лишившись значительной части своей «верхушки». Вскоре между бандами был заключён мир, который уже не нарушался. Правительство США обратило внимание на деятельность Капоне после событий в День Святого Валентина, что в итоге привело к аресту Капоне за уклонение от уплаты налогов.
Johnny_Torrio01 (700x398, 249Kb)
Фотография Джонни "Папа Джонни" Торрио сразу после его ареста в 1936 году за уклонение от уплаты налогов.
Последние годы
В 1930 году Торрио вернулся в США для дачи показаний в суде над Капоне. В то время у него появилась идея создать один огромный преступный синдикат, охватывающий все банды, которые постоянно рвут друг другу глотки. Он представил её в Нью-Йорке Капоне, «Лаки» Лучано, а также «Лепке» Бухальтеру, «Лонги» Цвиллману, Джо Адонису, Фрэнку Костелло, Мееру Лански, Голландцу Шульцу, Багси Сигелу, Винсенту Мангано, Альберту Анастазия, Фрэнку Эриксону и другим в четырёхзвездочном отеле Парк Авеню (Park Avenue). Его идея была хорошо принята, он пользовался большим уважением в мире организованной преступности. Лучано реализовал концепцию, так родился Национальный преступный синдикат. 16 апреля 1957 года в Бруклине, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, у Торрио случился сердечный приступ, когда он сидел в кресле парикмахера в ожидании стрижки. Джонни Торрио через несколько часов умер в больнице. Средства массовой информации не знали о его смерти в течение трех недель после его погребения.
В популярной культуре
Образ Джона Торрио использовали в нескольких теле- и кинокартинах: Нехемия Персофф в 1959 году в фильме «Аль Капоне»; Чарльз МакГроу в 1959 году в телевизионном сериале «Неприкасаемые»; Гарри Гуардино в 1975 году в фильме «Капоне» (Capone); Гай Барил в 1992 году в фильме «Бэйб»; Фрэнк Винсент в 1993 году в сериале «Хроники молодого Индианы Джонса», эпизод Young Indiana Jones and the Mystery of the Blues; Бёрн Пивен в пилотной серии телевизионного сериала 1993 года «Неприкасаемые»; Кейрон Джеккинис в 1994 году в телевизионном сериале In Suspicious Circumstances; Грег Антоначчи в 2010 году в сериале сети HBO «Подпольная империя»; Паоло Ротондо в 2016 году в мини-сериале «Рождение мафии: Чикаго»; Ал Сапиенца в фильме "Страна гангстеров" (2017). Литература McPhaul, Jack. Johnny Torrio: First of the Gang Lords. — New Rochelle, NY: Arlington House, 1970; Gus Russo. The Outfit: The Role of Chicago’s Underworld In the Shaping of Modern America. — Bloomsbury: VSA, 2002. — ISBN 1-58234-279-2.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку