-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107880
Комментариев: 6801
Написано: 116350


17 января родились...

Среда, 17 Января 2024 г. 05:09 + в цитатник
 (456x699, 52Kb)
Stanislavski (512x700, 191Kb)
1863
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев)
русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства. Родился в Москве. Принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной Москвой (с С.И.Мамонтовым, братьями Третьяковыми). В 1881 вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке – театральный флигель. Сценические опыты начал с 1877 в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актеров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл в опереттах: Графиня де ла Фронтьер Лекока (атаман разбойников), Нитуш Эрве (Флоридор), Микадо Сюлливана (Нанки-Пу). В 1886 Станиславского избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. Вместе с певцом и педагогом Ф.П.Комиссаржевским и художником Ф.Л.Соллогубом Станиславский разрабатывает проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. Толчком к созданию общества послужила встреча с режиссером А.Ф.Федотовым: в его спектакле Игроки Гоголя Станиславский сыграл Ихарева. Первый спектакль состоялся 20 декабря 1888. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актером, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актера-любителя: Анания Яковлева в Горькой судьбине Писемского (1888), Платона Имшина в Самоуправцах Писемского (1889); Паратова в Бесприданнице Островского (1890); Звездинцева в Плодах просвещения Толстого (1891). На сцене общества первый режиссерский опыт – Горящие письма Гнедича (1889). Сильное впечатление произвели на него гастроли «мейнингенцев» (1890), открывшие перспективы режиссерского искусства. С января 1891 Станиславский официально взял на себя в Обществе искусств руководство режиссерской частью. Поставил спектакли Уриэль Акоста Гуцкова (1895), Отелло (1896), Польский еврей Эркмана-Шатриана (1896), Много шума из ничего (1897), Двенадцатая ночь (1897), Потонувший колокол (1898) (сыграл Акосту, Отелло, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха). Ищет, по сформулированному им позже определению, «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения». По примеру мейнингенцев использует подлинные старинные или экзотические предметы, экспериментирует со светом, звуком, ритмом. Впоследствии Станиславский выделит свою постановку Села Степанчикова Достоевского (1891) и роль Фомы («рай для артиста»). Неудовлетворенность состоянием сцены в конце 19 в., желание сценических реформ, отрицание сценической рутины провоцировало поиски А.Антуана и О.Брама, Южина в московском Малом театре и Немировича-Данченко в Филармоническом училище. В 1897 последний пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре – не увидимся ли?»
17 января 1863 года родился — Константин Сергеевич Станиславскийpost-13108-129521999384 (700x350, 170Kb)
На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра». В ходе этой ставшей легендарной беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. По словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». В продолжавшемся восемнадцать часов разговоре был обсужден состав труппы, костяк которой составят молодые интеллигентные актеры, и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр. Обсудили круг авторов (Ибсен, Гауптман, Чехов) и репертуар. Без малого год спустя 26 июня 1898 в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актеров-любителей Общества искусства и литературы. В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции Царя Федора начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику премьеры, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Федора из шести претендентов своего ученика И.В.Москвина и на индивидуальных занятиях с артистом помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля. Станиславский считал, что с Царя Федора началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки «Венецианского купца» (1898), «Антигоны» (1899), «Смерти Грозного» (1899), «Власти тьмы» (1902), Юлия Цезаря (1903) и др. С Чеховым он связывал другую – важнейшую линию постановок Художественного театра: линию интуиции и чувства, – куда относил «Горе от ума» (1906), «Месяц в деревне» (1909), Братья Карамазовы (1910), Николай Ставрогин (1913), Село Степанчиково (1917) и др. Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А.П.Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В следующих постановках Чехова открытия «Чайки» были продолжены и приведены к гармонии.
Stanislavskiy_1912 (588x700, 348Kb)
К.С.Станиславский, 1912 год
Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого. Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в ее немыслимой прежде подробности. В совместной работе над пьесой Горького «На дне» (1902) обозначились противоречия двух подходов. Для Станиславского толчком было посещение ночлежек Хитрова рынка. В его режиссерском плане масса остро замеченных подробностей: грязная рубаха Медведева, башмаки, завернутые в верхнюю одежду, на которых спит Сатин. Немирович-Данченко искал на сцене «бодрую легкость» как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно Немирович-Данченко нашел «настоящую манеру играть пьесы Горького», но сам эту манеру «просто докладывать роль» – не принял. Афиша «На дне» не была подписана ни тем, ни другим режиссером. С начала театра за режиссерским столом сидели оба руководителя. С 1906 «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», – ибо, поясняет Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра». Первым спектаклем, где Станиславский работал отдельно, был Брандт. В это время Станиславский вместе с Мейерхольдом создает экспериментальную Студию на Поварской (1905). Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжит в «Жизни Человека» Л.Андреева (1907): на фоне черного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В Синей птице М.Метерлинка (1908) эффект черного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений. При создании МХТ Станиславский поверил Немировичу-Данченко, что роли трагического склада – не его репертуар. На сцене МХТ доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы (Генрих из Потонувшего колокола, Имшин). В постановках первого сезона сыграл Тригорина (Чайка) и Левборга (Эдда Габлер). По отзывам критики, его шедеврами на мхатовской сцене стали роли: Астров (Дядя Ваня), Штокман (Доктор Штокман), Вершинин (Три сестры), Сатин (На дне), Гаев (Вишневый сад), Шабельский (Иванов, 1904). Дуэт Вершинина – Станиславского и Маши – Книппер вошел в сокровищницу сценической лирики. Станиславский продолжает ставить перед собой все новые и новые задачи в актерской профессии. Он требует от себя создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения. Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенес в созданную им Первую студию (публичные показы ее спектаклей – с 1913). Вслед за циклом ролей в современной драме (Чехов, Горький, Л.Толстой, Ибсен, Гауптман, Гамсун) приходит цикл ролей в классике (Ракитин в Месяце в деревне 1909; Крутицкий На всякого мудреца довольно простоты, 1910; Арган в Мнимом больном, 1913; Фамусов в Горе от ума, 1906; граф Любин в Провинциалке; Кавалер в Хозяйке гостиницы Гольдони, 1914). На судьбе Станиславского отозвались две последние его актерские работы: Сальери в трагедии Моцарт и Сальери Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке Села Степанчикова. Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остается одной из загадок истории театра и психологии творчества. По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции 10 апреля 1917 он прекратил работу над ролью. После того как «не разродился» Ростаневым, Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил этот отказ лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922–1924 согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле Царь Федор Иоаннович). Первой постановкой Станиславского после революции стал Каин Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в МХТ тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка Ревизора (1921). На роль Хлестакова Станиславский позвал Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТ (театр уже был объявлен академическим) в 1-ю студию. В 1922 МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы. Острейшим становится вопрос смены театральных поколений во МХАТе. После долгих колебаний самостоятельными театрами в 1924 становятся 1-я и 3-я студии Художественного театра, в труппу театра вливаются студийцы 2-й студии: А.К.Тарасова, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А.П.Зуева, В.Д.Бендина, В.С.Соколова, Н.П.Баталов, Н.П.Хмелев, М.Н.Кедров, Б.Н.Ливанов, В.Я.Станицын, М.И.Прудкин, А.Н.Грибов, М.М.Яншин, В.А.Орлов, И.Я.Судаков, Н.М.Горчаков, И.М.Кудрявцев и др. Станиславский болезненно переживает «измену» учеников, дав студиям МХАТ имена шекспировских дочерей из Короля Лира: Гонерилья и Регана – 1-я и 3-я студии, Корделия – 2-я. Деятельность Станиславского в 1920–1930-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В прессе тех лет все настойчивее звучат обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже. Деятельность МХАТ протекала в атмосфере неприятия «академического и буржуазного театра» влиятельными пролеткультовцами и лефовцами, адресовавшими Художественному театру социально-политические обвинения. Постановка Горячего сердца (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр – мертв». Стремительная легкость темпа, живописная праздничность отличала Безумный день, или Женитьба Фигаро Бомарше (1927) (декорации А.Я.Головина). После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами. В числе этих работ, далеко не всегда подписанных Станиславским, – Битва жизни по Диккенсу (1924), Дни Турбиных (1926), Сестры Жерар (пьеса В.Масса по мелодраме Деннери и Кормона Две сиротки) и Бронепоезд 14-69 (1927); Растратчики Катаева и Унтиловск Леонова (1928). После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр имени К.С.Станиславского). Для постановки Отелло во МХАТе он написал режиссерскую партитуру трагедии, которую акт за актом высылал вместе с письмами из Ниццы, где надеялся закончить лечение. Опубликованная в 1945, партитура осталась неиспользованной, поскольку И.Я.Судаков успел до окончания работы Станиславского выпустить спектакль. В начале 1930-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 театру присвоено имя Горького, в 1937 он был награжден орденом Ленина, в 1938 – орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 МХАТ было передано здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ. При театре организованы музей (в 1923) и экспериментальная сценическая лаборатория (в 1942). Художественный театр был объявлен главными подмостками страны. Опасность превращения МХАТа в рядовой театр, как и опасность его захвата РАППом, была предотвращена, но театр рисковал остаться беззащитным перед другой угрозой – быть задушенным в объятиях власти. Среди работ МХАТ этих лет – Страх Афиногенова (1931), Мертвые души по Гоголю (1932), Таланты и поклонники Островского (1933), Мольер Булгакова (1936), Тартюф Мольера (1939) (экспериментальная работа, подготовленная для сцены после смерти Станиславского М.Н.Кедровым). В 1935 открылась последняя – Оперно-драматическая – студия Станиславского (среди работ – Гамлет). Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актерами у себя дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий. Продолжая разработку «системы», вслед за Моей жизнью в искусстве (американское издание – 1924, русское – 1926) Станиславский успел отправить в печать первый том Работы актера над собой (1938, посмертно). Умер в Москве 7 августа 1938 года. Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы — следствие тяжелейшего инфаркта, перенесённого в 1928 году. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу» — таково было заключение врачей.
StanislavskiПамятник_на_могиле (700x525, 284Kb)
Он был похоронен 9 августа на Новодевичьем кладбище.
Память: Информационная табличка в Ростове-на-Дону; Названы именем режиссёра улицы в Липецке, Москве, Челябинске, Уфе, Туле, Ростове-на-Дону, Иркутске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Адлере, Казани, Тосно, Химках, Киеве, Орске, Даугавпилсе, Минске, Мелитополе, Тбилиси и некоторых других населённых пунктах; 10 января 2010 года в Караганде перед входом в русский драматический театр был установлен памятник Константину Станиславскому. Памятник изготовлен из бронзы и представляет собой фигуру режиссёра, сидящего в кресле; общая высота памятника вместе с постаментом составляет 2,8 метра; В Москве установлен памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко.
Stanislavski.в_Караганде (465x700, 359Kb)
Памятник К.С.Станиславскому в Караганде (Казахстан)
Названы именем режиссёра: Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко; Электротеатр Станиславский; Ереванский русский драматический театр имени Константина Станиславского; Карагандинский областной русский драматический театр имени К.С.Станиславского; Каракалпакский государственный театр музыкальной драмы и комедии имени К.С.Станиславского; Международная премия К. Станиславского — для награждения творческих людей, внёсших значительный вклад в развитие театрального искусства, а также представителей делового мира за активную поддержку театра. Учреждена Международным фондом К.С.Станиславского в 1994 году. Вручается на Международном театральном фестивале; «Верю. Константин Станиславский» — почётный приз ММКФ; В 1998 году Банк России выпустил две серебряные монеты номиналом 2 рубля, посвящённые 135-летию со дня рождения Станиславского.
На почтовых марках
StanislavskRussia-2000-stamp-Konstantin_Stanislavski_and_Vsevolod_Meyerholi (700x499, 312Kb)
Всеволод Мейерхольд и Константин Станиславский
Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—8, Москва, 1954—1961. Литература: Эфрос Н.Е., К.С.Станиславский, Петроград, 1918; Гуревич Л., Девять ролей К.С.Станиславского, "Театр", 1938, №9; О Станиславском. Сборник воспоминаний. 1863—1938, Москва, 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К.С.Станиславского, "Театр", 1948, № 1; его же, К.С.Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, Москва, 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сборник статей, Москва, 1953; Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, Москва, 1962; Марков П., О Станиславском, "Театр", 1962, №1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра, Москва, 1963; Луначарский А.В., Собрание сочинений, том 3, Москва, 1964; Полякова Е., Станиславский — актер, Москва, 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К.С.Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863—1938, тома 1—3, Москва, 1971—1973; Строева М.Н., Режиссерские искания Станиславского. 1898—1917, Москва, 1973; Сибиряков Н.Н., Мировое значение Станиславского, Москва, 1974.

Takaishvili (584x700, 298Kb)
1863
Эквтиме Семёнович Такаишвили (грузинское имя — ექვთიმე თაყაიშვილი)
грузинский историк, археолог и общественный деятель. Родился в селе Лихаури в западной части Гурии, в семье дворянина Симона Такаишвили. Окончил Кутаисскую гимназию с серебряной медалью в 1883 году. В 1887 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет. С 1887 года по 1917 год читал лекции по истории Грузии в различных престижных школах Тбилиси, в том числе и в Тбилисской гимназии для дворянства. В эти годы принимал активное участие в научной и просветительской деятельности. С 1907 по 1921 года был главой общества истории и этнографии Грузии. Между 1907 и 1910 году организовал серию археологических экспедиций в историческую грузинскую область Тао-Кларджети (ныне часть Турция). После Февральской революции занялся политикой. Принимал активное участие в создании Национально-демократической партии Грузии и был избран на должность заместителя председателя в Учредительном собрании Грузинской Демократической Республики, занимал должность с 1919 по 1921 год. В 1918 году был одним из основателей и преподавателей Тбилисского государственного университета. Потерял свои посты и в Университете, и в парламенте после ввода частей красной армии на территорию Грузии. Уехал в эмиграцию во Францию вместе с правительством Ноя Жордания. С собой правительство Грузинской Демократической Республики забрало казну и все экспонаты грузинской материальной культуры. Матеральные ценности, хранившиеся в 39 огромных ящиках, были доставлены в Марсель и помещены в хранилище банка. В дальнейшем драгоценный груз был перевезён в один из банков в Париже. Несмотря на то, что официально владельцем казны было правительство в изгнании, фактически владел всем Эквтиме Такаишвили. В начале 1930-х годов Такаишвили выиграл иск, поданный княгиней Саломе Оболенской (1878—1961), дочерью последнего мегрельского владетельного князя Николая Дадиани, которая также претендовала на часть казны, взятую из бывшего дворца Дадиани в Зугдиди. Несмотря на многочисленные попытки различных европейских музеев приобрести части грузинских сокровищ и крайние экономические трудности, Эквтиме никогда не продавал ничего из экспонатов своей коллекции. Эквтиме Такаишвили охранял коллекцию до 1933 года, когда Лига Наций признала Советский Союз и посольство правительства Грузии в Париже было упразднено и преобразовано в «Грузинский офис». Казна перешла во владение французского государства. Печатал статьи, читал лекции по вопросам грузинской культуры и истории, издавал материалы дореволюционных археологических экспедиций.
Ekwtime_Taqaischwili_Tbilissi (500x700, 98Kb)
Памятник в Тбилиси (парк Вере).
В ноябре 1944 года, смог он привлечь внимание посла СССР в Париже, А.Богомолова. В конце 1944 обратился к директору Музея искусств Грузии Ш.Амиранашвили с просьбой спасти национальные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями, если не будет погашен долг - плата за их хранение в Версальской публичной библиотеке. Делу возвращения коллекции грузинских сокровищ на родину помогли также хорошие отношения между Иосифом Сталиным и генералом Шарлем де Голлем. В декабре 1944 И.В.Сталин на переговорах с Ш. де Голлем лично просил его о возвращении ценностей в Грузию. В апреле 1945 Такаишвили, сопровождая коллекцию, вылетел на родину. Сразу по прибытии назначен профессором Тбилисского университета. 20 декабря 1946 избран действительным членом Академии Грузинской ССР. Вскоре у его дома была установлена охрана, посещать его могли лишь академики по особым разрешениям. Приемная дочь, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована. До конца своей жизни Такаишвили оставался под домашним арестом. За 1946-1953 успел напечатать 16 научных трудов. Умер в Тбилиси 21 февраля 1953 года. Был автором многочисленных научных трудов по истории и археологии Грузии и Кавказа, которые имеют особое значение и сегодня.
Takaishvilгробi (393x700, 246Kb)
Похоронен в пантеоне на Мтацминда.
Память
Канонизирован Грузинской православной церковью. Улица в Тбилиси и вторая тбилисская гимназия названы в его честь. Музей имени Такаишвили открыт на улице Вашловани в Тбилиси. Функционирует музей и в его родном селе — Лихаури, где каждый год 16 января отмечают день Эквтиме (Эквтимеоба). Памятники Такаишвили установлены в Тбилиси и Кутаиси. В 2013 году Президент Грузии Михаил Саакашвили присвоил Такаишвили высшее государственное звание Национального героя. Был первым издателем многих древнегрузинских сочинений. «Обращение Грузии» относится к их числу (Перевёл на русский язык).
TakaishviliKuataisi (466x700, 329Kb)
Памятник в Кутаиси.
Сочинения: Еще один из источников "Истории Грузии" царевича Вахушта. Санкт-Петербург, 1893; Материалы для истории Грузии. Тифлис, 1895; Разбор армазской надписи по фотографическому снимку // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1896. Выпуск 22. Страницы 1-10; Сон Пресвятой Богородицы // Там же. 1897. Выпуск 24. Страницы 2-13; Рукописание Адама и происхождение честного древа // Там же. Страницы 14-17; Заметки о двух рукописях апокрифического характера // Там же. Страницы 18-30; Хроника Эриставского Акафиста // Там же. 1901. Выпуск 29. Страницы 1-20; Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Выпуск 1-5. Тифлис, 1905-1915; МАК. Выпуск 10: Христианские памятники. Москва, 1909; Заметка о церкви в Зарзма и ее древностях // Известия Тифлисского государственного университета. 1919. Выпуск 1. Страницы 105-124; Каталог выставки древнегрузинской архитектуры. Тифлис, 1920 (на грузинском языке); Древности Гулекарской церкви // ХВ. 1922. Том 6, Выпуск 3. Страницы 299-302; Альбом грузинской архитектуры. Тифлис, 1924; Церкви и церковные древности Мегрелии // Известия Кавказского историко-археологического института. 1927. Том 2. Страницы 69-85; Церковь в Ване, в Имерии, и ее древности // Там же. Страницы 86-110; Археологическая экспедиция в Легхуми и Сванетию в 1910 г. Париж, 1937 (на грузинском языке); Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли. 1907 г. Париж, 1938; Предалтарный крест Горис-Джвари // Труды Тбилисского государственного университета. 1948. Том 34 (А-В). Страницы 383-389; Древности Чхарской церкви // ВГМГ. 1948. 15-В. Страницы 169-179 (на грузинском языке); Еще об одной работе золотых дел мастера Мамне // Сообщения Академии Наук Грузинской ССР. 1949. Том 10. № 6. Страницы 381-384; К чтению одной надписи Давида Строителя // Там же. № 8. Страницы 505-507; Древности Чхарской церкви. Часть 2 // ВГМГ. 16-В. 1950. Страницы 203-210 (на грузинском языке); Древний храм в Перевиси // Труды Тбилисского государственного университета. 1950. Том 41. Страницы 69-70 (на грузинском языке); Археологическая экспедиция 1917 года в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Georgian Chronology and the Beginning of Bagratid Rule in Georgia // Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies. 1936. Vol. 1, N 1. Р. 9-27; The Icon of the Crucifiction in the Dsalenjikha Church in Megrelia // Ibid. N 2/3. P. 14-23; Four Basilean Churchеs of the Qvirila Valley // Ibid. P. 154-173; Antiquities of Georgia // Ibid. 1937. N 4/5 (Rustavely Volume). P. 96-116. Литература: Труды [Е.С.Такайшвили] // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914 гг.) / Под редакцией гр. П.С.Уваровой и И.Н.Бороздина. Москва, 1915. Том 2. Страницы 194-196; Кавказский историко-археологический институт за 1917 год. Петроград, 1918. Страницы 1-2, 8-9; Метревели Р.В., Бадридзе Ш.А. Е.С.Такаишвили. Тбилиси, 1962 (на грузинском языке); Библиография трудов академика Е.С.Такаишвили / Подготовка к изданию и биографический очерк Е.Л.Келенджиеридзе. Тбилиси, 1963; Академик Е.С.Такаишвили: Жизнь и деятельность: Сборник статей Тбилиси, 1966 (на грузинском языке); Архив академика Е.С.Такаишвили: Описание / Составление и подготовка к изданию Е.Л.Келенджиеридзе. Тбилиси,1972 (на грузинском языке); Сургуладзе А.Н. Е.С.Такаишвили: (Жизнь и деятельность). Тбилиси, 1977 (на грузинском языке); Из архива Ильи Зданевича / Публикации и примечания Р.Гейро // Минувшее. Выпуск 5. Страницы 124, 140; РВост. № 5. Страница 102; Мегрелидзе И.В. Еквтиме Такайшвили: (Жизнь и деятельность). Тбилиси, 1989 (на грузинском языке); Ломтатидзе Г.А. Летописец грузинской культуры: Э.Такаишвили. Тбилиси, 1990 (на грузинском языке); Переписка Н.Я.Марра и Е.С.Такаишвили / Подготовка к изданию, исследованние и комментарии Р.Я.Кавиладзе, М.Г.Мамацашвили. Тбилиси, 1991 (на грузинском языке); Благовещенский, 1992. Страницы 459-462, 469-471. Архив: ИР Академии Наук Грузии. Фонд 27.

David_Torrence,_stage_actor_(SAYRE_10355) (500x700, 254Kb)
1864
Дэвид Торренс (David Torrence)
американский актёр шотландского происхождения. Родился как Дэвид Тайсон в Эдинбурге, Шотландия. Брат актёра Эрнеста Торренса. За время своей карьеры в кино с 1913 по 1953 год снялся в 104 фильмах. Имеет звезду на Голливудской Аллее славы. Умер в Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 26 декабря 1951 года. Похоронен на кладбище Инглвуд Парк. Фильмография: 1913 — Пленник Зенды; 1913 — Тесс из д’Эбервиллей; 1922 — Тэсс из Страны бурь; 1923 — Подстриженные в багровых тонах; 1924 — / The Sawdust Trail; 1925 — Мистик; 1926 — Третья степень; 1926 — Браун Гарварда 1929 — Сильный мальчик; 1929 — Черные часы; 1929 — Дизраэли; 1930 — Город Девушка; 1930 — / Raffles; 1931 — Бакалавр Отец; 1932 — Успешный бедствие; 1932 — Маска Фу Манчу; 1934 — Джейн Эйр; 1934 — / Berkeley Square; 1934 — Что каждая женщина знает; 1934 — Чарли Чан в Лондоне; 1935 — Бонни Шотландия; 1925 — /Black Sheep; 1935 — Мятеж на «Баунти»; 1936 — Энни Лори; 1939 — Стэнли и Ливингстон; 1939 — Правители моря.

franz-mayerhoff (509x700, 273Kb)
1864
Франц Майерхоф (немецкое имя — Franz Mayerhoff)
немецкий музыкальный педагог и композитор. Родился в городе Хемниц Цвиккау, Королевство Саксония, Германский союз. Окончил Лейпцигскую консерваторию (1883). Работал дирижёром в театрах Любека, Мемеля и Тильзита, затем вернулся в Хемниц. С 1888 г. кантор в церкви Святого Петра, с 1898 г. — в хемницком кафедральном соборе Святого Иакова. С 1911 г. профессор. В 1915—1920 гг. работал в Лейпциге, возглавляя Riedel-Verein — исполняющий духовную музыку хоровой коллектив, основанный Карлом Риделем. Опубликовал учебник инструментовки (нем. Instrumentenlehre; 1909), автор симфонии, нескольких кантат, хоровых и вокальных сочинений. Наибольший резонанс имела сочинённая Майерхофом в 1915 году на стихи Эрнста Лиссауэра «Песня ненависти к Англии» (нем. Hassgesang gegen England) Op. 39 No. 1 для мужского хора, широко распространявшаяся по всей Германии на волне милитаристского угара Первой мировой войны. Умер в родном городе 7 декабря 1938 года.

Doroshevich_VM (509x700, 331Kb)
1865
Влас Михайлович Дорошевич
русский журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX — начала XX века. Родился в Москве. Отец — журналист Сергей Соколов — рано умер. Мать, писательница Александра Ивановна Соколова, происходила из дворянского рода Денисьевых, получила образование в Смольном институте и печаталась в московской периодике. Фамилию получил от приемного отца, домовладельца Михаила Ивановича Дорошевича, усыновившего 6-месячного ребенка, оставленного матерью в дешевом номере гостиницы. Спустя 10 лет А.И.Соколова через суд сумела вытребовать сына к себе, однако при этом самому Власу была нанесена тяжелая душевная травма, и впоследствии он не раз обращался к теме «О незаконных и о законных, но несчастных детях». Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался за плохое поведение и неуважение к начальству. Гимназический курс завершил экстерном. Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические заметки в «Будильнике». В начале творческой деятельности тяготел к народной жизни, сблизившись на этой почве с известным книгоиздателем И.Д.Сытиным. Настоящая известность пришла к нему со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. В 1897 году Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Издал книгу очерков о Сахалине и о Сахалинской каторге. С 1902 по 1917 годы редактировал газету И.Д.Сытина «Русское слово». В этот период издание стало самым читаемым и тиражным в Российской империи. Первая жена — актриса Клавдия Кручинина, работала в провинциальных театрах. Дочь от этого брака, Наталия Власовна Дорошевич (1905—1955) воспитывалась в Керченском девичьем институте, оставила «Воспоминания». Отец навещал дочь в Керчи. С августа 1918 по май 1921 года жил в Севастополе, отказавшись от сотрудничества в контрреволюционных газетах. По окончании Гражданской войны в Крыму уже тяжело больным сделал заявление о «полном присоединении» к советской власти. В мае 1921 года возвратился в Петроград, где умер от туберкулеза 22 февраля 1922 года.
Надгробие_В._М._Дорошевича (525x700, 503Kb)
Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Библиография: Дорошевич В.М. Рассказы и очерки. Московский рабочий, 1966.Составление, послесловие и примечание С.В.Иванова; Дорошевич В. Восточныя сказки, книгоиздательство «Литература», Берлин, 1921; Сказки и легенды, изд. «Петроград», Москва — Петроград, 1923; Дорошевич В.М. Сказки и легенды. Минск, Наука и техника, 1983. Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии С.В.Букчина; Дорошевич В. Каторга-1. Москва: «Захаров», 2001, информация об издании; Дорошевич В. Каторга-2. Москва: «Захаров», 2001, информация об издании; Дорошевич В. Каторга-3. Москва: «Захаров», 2001, информация об издании; Театральная критика Власа Дорошевича / Составление, вступительная статья и комментарии С.В.Букчина. Минск: Харвест, 2004. 863 страницы; Дорошевич В.М. Сахалин. В 2-х томах. Южно-Сахалинск, 2005. Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии С.В.Букчина; Дорошевич В.М. Воспоминания. Москва, Новое литературное обозрение, 2008. Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии С.В.Букчина; Семён Букчин.«Смейтесь, чтобы не плакать». Корней Чуковский и Влас Дорошевич: история отношений; Владиславлев И.В. Русские писатели, издание 4-е, Гиз, Москва — Ленинград, 1924; Владиславлев И.В. Литература великого десятилетия, том I, Москва, 1928; Шафир Я. От остроты к памфлету, Гиз, Москва — Ленинград, 1925; Букчин С.В. Судьба фельетониста. Жизнь и творчество В.М.Дорошевича. Минск: «Наука и техника», 1975. Экранизации: «Женщина-вампир» — не сохранившийся двухсерийный фильм 1917 года (по роману «Убийство», товарищество «И.Н.Ермольев»). Литература: Дорошевич, Власий Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Fergusson,_ca_1926 (528x700, 175Kb)
1865
Сэр Чарльз Фергюссон, 7-й баронет (Charles Fergusson, 7th Baronet)
британский государственный и политический деятель, военачальник. Генерал-губернатор Новой Зеландии (1924—1930). Родился в Итоне, Виндзор и Мейденхед, Беркшир, Юго-Восточная Англия, Англия, Великобритания. Представитель семьи, тесными узами связанной с историей Новой Зеландии. Его тесть Джордж Фергюсон Боуэн и отец Джеймс Фергюссон были губернаторами Новой Зеландии, соответственно, в 1868—1873 и 1873—1874 гг., а сын Бернард Фергюссон служил генерал-губернатором Новой Зеландии в 1964—1967 годах. Ч.Фергюсон получил образование в колледже Итона и Королевской военной академии в Сандхерсте. Военную службу начал в 1883 году в гвардейском гренадерском полку. С 1896 служил в колониальных частях в Африке. Комендант района Омдурман с 1900 г. Принимал участие в военных действиях британской армии в Судане в 1900—1903 годах. Генерал-адъютант египетской армии в 1901 году. Командовал гвардейским гренадерским подразделением. С 1907 г. бригадный генерал, верховный главнокомандующий британскими частями в Ирландии. Участник Первой мировой войны. С августа 1914 года командовал 5-й дивизией британской армии во Франции, затем с октября по декабрь 1914 — 9-й (шотландской) дивизией, с января 1915 года — командующий II-м корпусом, с мая 1916 года — XVII корпусом, которым он руководил до конца войны. После войны был назначен военным губернатором Кёльна, вышел в отставку в 1922 году. В 1907 унаследовал титул баронета Килкеррана. В 1923 безуспешно пытался занять место в парламенте Великобритании. Через год стал генерал-губернатором Новой Зеландии и занимал эту должность до февраля 1930 года. Вернувшись в Англию, в 1937 г. занял почётный пост лорда-наместника Эршира в Шотландии. Исполнял обязанности до самой смерти в Мейболе, Шотландия, 20 февраля 1951 года. Награды:Рыцарь ордена Бани; Рыцарь Великого Креста ордена Святого Михаила и Святого Георгия; Орден «За выдающиеся заслуги»; Королевский Викторианский орден 5 класса.

Premier Ghounaris [i (602x700, 115Kb)
1866
Димитриос Гунарис (греческое имя — Δημήτριος Γούναρης)
премьер-министр Греции с 10 марта 1915 по 23 августа 1915 года и с 8 апреля 1921 по 16 мая 1922 года. Лидер Народной партии, он был основным правым противником современного ему Элефтериоса Венизелоса. Родился в городе Патры, Греция. Он изучал право в Афинском университете и продолжил учёбу в Германии, Франции и Англии, прежде чем вернуться в родной город Патры. Он был избран депутатом от Ахайи в 1902 году и проявил себя как оратор и член так называемой «японской группы», которая выступала против правительства Георгиоса Феотокиса в 1906—1908 годах. Гунарис, однако, вошёл в правительство в 1908 году в качестве министра финансов в надежде реализовать реформистские программы, тем самым вызывая распад группы, но вскоре был вынужден уйти в отставку. Несмотря на свои прогрессивные взгляды (он был поклонником германских социальных законов Бисмарка), его консервативное политическое мышление превратило его в ведущего противника Элефтериоса Венизелоса. Он был назначен премьер-министром после первой отставки Венизелоса в 1915 году королём Константином I. Из-за свой роли в кампании против Венизелоса он был изгнан с другими известными «антивенизеловцами» на Корсику в 1917 году после возвращения Венизелоса к власти в Афинах. Ему удалось бежать в Италию в 1918 году, но он смог вернуться в Грецию только в 1920 году, для того чтобы принять участие в решающих ноябрьских выборах, де-факто в качестве лидера «Объединённой оппозиции» на фоне продолжающейся кампании в Малой Азии.После поражения Венизелоса он контролировал большинство депутатов в парламенте и был главной движущей силой следующей правительства роялистов, но сам вступил в должность премьер-министра только в апреле 1921 года. Несмотря на свои предвыборные обещания по выводу войск из Малой Азии, не имея возможности найти путь к «почётному» выводу, он продолжил войну против Турции. Хотя он был готов идти на компромисс с турками, как он показал на переговорах в Лондоне в начале 1921 года, чтобы усилить давление на кемалистов, он согласился на начало греческого наступления в марте 1921 года. Греческая армия не была готова, и атака была отбита в ходе Второй битвы при Инёню, в результате чего произошло первое греческое поражение в Малоазиатской кампании. После успешного продвижения греческих войск к Эскишехиру и Афьону в июле, он призвал продолжать наступление в направлении Анкары, которое, однако, остановилось в битве при Сакарье. После того как греки отступили, чтобы сформировать новый фронт, он обратился к союзникам, в особенности к Великобритании, за помощью и посредничеством. Несмотря на то, что он угрожал британцам односторонним прекращением войны, его правительство сохранило позиции греческой армии, не будучи в состоянии взять на себя политические последствия отказа от Малой Азии и многих греков, живших там под турецким гнётом. Углубление политического кризиса, вызванного падением правительства Гунариса в мае 1922 года после победившего незначительным числом голосов вотума доверия, но с преобладанием его последователей в Национальном Собрании, означало, что он только сменил пост премьер-министра на министра юстиции в правительстве Петроса Протопападакиса. После катастрофы в августе 1922 года и разгрома греков войсками Мустафы Кемалем остатки греческой армии восстали в сентябре, и правительство было свергнуто. Повстанцы-венизелосовцы под руководством полковника Николаоса Пластираса образовали военный трибунал для суда над теми, кого они считали ответственными за катастрофу. Так называемый «Процесс шести», начатый в ноябре 1922 года, признал подсудимых, Гунариса среди них, виновными в государственной измене. Он был казнён вместе с другими в Гуди (Афины, Греция) сразу в день приговора, 28 ноября. Хотя он, несомненно, нёс определённую долю ответственности за военные и дипломатические действия, которые привели к катастрофе в Малой Азии, его суд и казнь часто воспринимаются как расправа над козлом отпущения, чтобы излить гнев народа, а также являются следствием главным образом мотивированной ненависти фракции Венизелоса к нему.

 (672x699, 57Kb)
1866
Карел Тракслер (Karel Traxler; псевдонимы - Vis Maior; Karel Kaplan; Anonymus z Tabora; Karel Zbonek)
чехословацкий шахматный композитор, известный также своей контратакой в дебюте двух коней. Первую задачу опубликовал в 1883 г. В 1910 г. издал сборник задач. Его задачи отличались гармоничным сочетанием красивых матов с интересной, острой игрой, с яркой пуантой. Умер 15 мая 1936 года.

Ustymovych_nikolay (582x700, 149Kb)
1866
Николай Ильич Устимович
российский, а позже украинский военный деятель, подполковник российской императорской армии, генерал-хорунжий Украинской державы. Один из основателей Вольного казачества (1917−1918) на Украине. Выпускник Оренбургской военной гимназии. Службу проходил в Средней Азии. В 1888 эстерном окончил офицерские курсы при штабе Туркестанского военного округа. Участник русско-японской войны 1904—1905. В 1908 году подполковник Н. Устимо́вич был назначен командиром 2-го Заамурского железнодорожного батальона Заамурской пограничной железнодорожной бригады Отдельного корпуса пограничной стражи. Произведен в полковники со старшинством от 19 сентября 1914 года. Участник первой мировой войны. Воевал на Юго-Западном фронте. В 1917 году — старший адъютант штаба Киевского военного округа. В ходе революционных событий конца 1917 — начала 1918 годов Киевский военный округ был упразднен, так как находился на территории, которую большевистское правительство по Брест-Литовскому договору 3 марта 1918 года уступило Германии. После провозглашения независимости, перешел на службу Украинской Народной Республике. Участвовал в создании украинской армии. Николай Устино́вич — один из основателей в 1917—1918 годах Вольного казачества на Украине, генерал-хорунжий. С мая 1918 года — командир элитной части — Собственного Конвоя атамана Вольного казачества, гетмана Павла Скоропадского. В составе этого конвоя было две пешие и одна конно-пулемётная сотни, общей численностью 588 казаков. Погиб в 1918 году.

Ehrlich (537x700, 256Kb)
1866
Рудольф Иванович Эрлих (чешское имя — Rudolf Ehrlich)
российский виолончелист чешского происхождения. Кроме того, Рудольф Эрлих известен как композитор и музыкальный педагог. Родился в Праге. Начал учиться игре на скрипке и фортепиано в семилетнем возрасте. В 1882 году окончил Пражскую консерваторию по классу виолончели Ф. Хегенбарта. В течение полугода совершил ряд гастрольных поездок по Чехии, после чего поступил в оркестр Большого театра; в дальнейшем на протяжении многих лет был его концертмейстером. С 1896 года, после эмиграции Модеста Альтшулера, и до последнего года жизни играл в составе Московского трио — одного из наиболее значительных российских камерных ансамблей начала XX века. Выступал также вместе с Сергеем Танеевым, Александром Гольденвейзером, Марчеллой Зембрих и другими выдающимися музыкантами. Преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и в Музыкальном техникуме имени А.Г. и Н.Г.Рубинштейнов в Москве. Кроме исполнительской карьеры камерного и оркестрового музыканта, Рудольф Эрлих также был известен как композитор, произведения (в основном, камерные) которого исполнялись в академических концертах, а сочинения регулярно публиковались в нескольких московских издательствах. В частности, он был автором нескольких романсов, самый известный из которых, написанный на стихотворение А.С.Пушкина «В дверях Эдема ангел нежный...» был популярен в конце 1910-х годов в исполнении знаменитого баса Михаила Вавича. В 1908 году романс Эрлиха был выпущен на пластинке московского филиала фирмы «Патé» и разошёлся в короткий срок. Умер в Москве 14 сентября 1924 года.

laemmle-carl1 (542x700, 264Kb)
1867
Карл Лэммле (Carl Laemmle)
американский киномагнат, основатель старейшей (из существующих) американской киностудии Universal, который курировал создание более чем 400 немых фильмов. Уроженец еврейского квартала городка Лаупхайм в Вюртемберге, Леммле эмигрировал в Америку в 17-летнем возрасте. На протяжении последующих 20 лет работал в провинциальном Ошкоше курьером в аптеке, бухгалтером, управляющим магазином одежды. Женившись на дочери босса и скопив достаточное состояние, взялся в 1906 г. за скупку дешёвых кинотеатров, но довольно скоро столкнулся с неэффективностью существующей системы дистрибуции фильмов под эгидой монополиста «Motion Picture Patents Company» (MPPC). В 1907 г. Леммле основал собственную фирму «Laemmle Film Service» и вступил в жёсткую конкуренцию с MPPC за главенство в американской киноиндустрии. В этой борьбе его козырем стало именование исполнителей главных ролей в начальных титрах фильма, что в те времена анонимных киноактёров представлялось смелым маркетинговым ходом. В 1910 г. ему удалось переманить к себе первую в истории кинозвезду, Флоренс Лоуренс. На другой день американские газеты вышли с заголовками об её трагической гибели. Вскоре, правда, выяснилось, что слухи о смерти звезды были преувеличены; эффектные рекламные трюки такого рода станут «коньком» Леммле. Леммле считается основоположником «конвейера звёзд» (star system), на котором строился классический Голливуд. Он придумывал своим актёрам и актрисам новые имена и гламурные биографии, щедро приплачивая газетчикам за упоминание о каждом шаге «звезды». Одним из первых «продуктов» этого конвейера была Мэри Пикфорд.
Carl_Laemmle_Denkmal_Detailaufnahme (525x700, 386Kb)
Памятник К.Леммле в Лаупхайме
В 1912 г. Леммле зарегистрировал компанию «Universal». Через три года в долине Сан-Фернандо в присутствии 20 000 фанатов состоялось открытие «Вселенского города» (Universal City) — площадки в 235 акров, где проходили конвейерные съёмки немых фильмов. Свою студию Леммле сразу открыл для доступа всех желающих поглазеть на то, как снимаются фильмы. Несмотря на успех этой площадки (в то время крупнейшей в мире кино) и постоянный рост оборотов, Леммле продолжал рассматривать Universal как семейный бизнес. Под его руководством в студии работало не менее 70 родственников, многие из которых занимали ключевые посты. Кино не стало для «дядюшки Карла» (Uncle Carl) единственным делом жизни: он не забывал о своих истоках и не раз навещал оставшихся в Европе родственников. Он открыл в Центральной Европе филиал своей компании, а после прихода к власти в Германии нацистов финансировал эмиграцию лаупхаймских евреев в Америку. Во время пребывания Леммле в Европе делами студии занимался молодой Ирвинг Тальберг. В качестве подарка к дню совершеннолетия в 1928 г. Леммле сдал управление студией своему 21-летнему сыну Карлу-младшему. В условиях Великой депрессии младший Леммле оказался неважным руководителем. Вдохновлённый успехом «Призрака Оперы» (1925), он запустил в производство серию классических «ужастиков», но основную ставку сделал на дорогостоящие постановки вроде экранизации романа «На западном фронте без перемен» (1930) и мюзикла «Плавучий театр» (1929). Хотя отец и сын Леммле долгое время гордились полным отсутствием долгов, провал мюзикла в прокате в сложных условиях перехода Голливуда к звуку вынудил их компенсировать убыток крупным займом. Была развёрнута программа тотальной оптимизации расходов, бюджеты новых постановок сокращены в разы; наиболее высокооплачиваемые звёзды ушли к конкурентам. К середине 1930-х «Universal» перешёл в разряд производителей малобюджетных фильмов. Заложив свои права на студию, Леммле вынуждены были с ними расстаться в 1936 г. всего лишь за $5 млн. Умер в Беверли-Хиллз 24 сентября 1939 года. Вскоре после смерти киномагната Гарольд Роббинс опубликовал роман «Торговцы грёзами», основанный на собственных впечатлениях от работы у Леммле.

1867
Альфред Роулинсон (Alfred Rawlinson)
британский игрок в поло, чемпион летних Олимпийских игр 1900. Родился в Лондоне. На Играх 1900 Роулинсон входил в состав первой смешанной команды. Она сначала обыграла французскую сборную в четвертьфинале, ещё одну смешанную команду в полуфинале, и ещё одну в финале, получив золотые медали. Умер в Клапеме, Ламбет, Большой Лондон, Англия, Великобритания, 1 июня 1934 года.

Couturat (500x700, 130Kb)
1868
Луи Кутюра (французское имя — Louis Couturat)
французский философ, логик и математик. Основной областью научных интересов Кутюра была методология наук, особенно физики и математики, а также математическая логика, в филосовском истолковании которой Кутюра следовал Расселу. Филосовские взгляды Кутюра оформились под влиянием Канта, вслед за которым Кутюра считал, что философия "в сущности есть теория познания и ее истинное имя – Критика" ("De l'infini mathématique", P., 1896, p. VI). Принимая априоризм Канта, но критикуя его учение о "вещи в себе", Кутюра утверждал, что "...реальность не может быть чем-то иррациональным или интеллигибельным, так как реальным для нас является то, что мы мыслим как истинное, а истина – то, что разум познаёт и утверждает как существование" (там же, р. XIII). Математика, с точуи зрения Кутюра, – наука рациональная и априорная, физика же основана на опыте и пользуется апостериорными методами; связующим звеном между этими науками является прикладная математика; приложение математики к физике порождает математическую физику; математичнские методы применимы ко всем наукам, а язык математики – это "универсальный язык наук". Поэтому и логика должна быть математизирована. С этой точуи зрения Кутюра высоко оценивал тот подход к математике и логике, который развивали Декарт и Лейбниц. Труды Лейбница по логике Кутюра подверг тщательному изучению. Отмечая узость классической (т.е. традиционной) логики, Кутюра указывал вместе с тем на то, что и алгебра логики не обнимает всей логики; это – "... м а т е м а т и ч е с к а я логика по своей форме и по своему методу; но не следует принимать ее за логику м а т е м а т и к и" ("Алгебра логики", русский перевод, О., 1909, страница 102); подлинной логикой математики является логика отношений, которую "...предвидел Лейбниц, основание которой положили Пирс... и Шрёдер, и которую Пеано и Рэссель..., как кажется, установили окончательно на прочном основании" (там же). В сочинении "Принципы математики" ("Les principes des mathématiques", P., 1905) Кутюра изложил одноименную работу Рассела, отметив, что этот труд является "...необходимым завершением... всех критических исканий математиков за последние полвека" (указатель сочинений; русский перевод "Филосовские принципы математики", Санкт-Петербург, 1913, страница 1). В трактовке оснований математики Кутюра следует логицизму Рассела; математика, утверждает Кутюра, с точуи зрения формы совпадает с (дедуктивной) логикой, а с точуи зрения содержания является "...лишь одной специальной областью в поле приложения логики" (там же, с. 186); "...математика "абстрактная" наука... потому, что она уже ни в какой степени более не является наукой о предметах, но – формальной и ч и с т о й наукой, которая рассматривает только форму и отношения предметов" (там же, страница 177). Это не исключает определения отношения математики к миру опыта; так, из всех логически мыслимых геометрий, которые можно теоретически построить, лишь опыт, утверждает Кутюра, позволяет нам выбрать ту, которую мы будем прилагать к действительности. Кутюра – талантливый пропагандист логических знаний. Его "Алгебра логики", в которой широко освещаются результаты П.С.Порецкого, до сих пор остается хорошим популярным введением в алгебраической теории логики. Умер 3 августа 1914 года. Сочинения: La logique de Leibnitz, P., 1901; В защиту логистики, в сборнике: Новые идеи в математике, No 10, Петроград, 1915. Литература: Эренфест П., Л.Кутюра. Алгебра логики, (рецензия), "Журнал русского физико-химического общества", 1910, том 42, отдел 2, выпуск 10; Πуанкаре Α., Математика и логика, [перевод с французского], в сборнике: Новые идеи в математике, No 10, Петроград, 1915; Серрюс Ш., Опыт исследования значения логики, перевод с французского, Москва, 1948; Кутюра Л. Философские принципы математики. Санкт-Петербург, Издательство Карабасникова, 1913.

1869
Алексей Васильевич Касторский
руководитель хора, композитор, музыкальный педагог, теоретик. Родился в Костроме. Происходит из семьи священников. Двоюродный брат — известный оперный певец Владимир Иванович Касторский. Музыкальное образование А.В.Касторский получил в Петербургской придворной капелле и Петербургской консерватории (учился у Н. А. Римского-Корсакова). В Пензе дирижировал хорами разных церквей, был постоянным дирижёром хора Церкви Петра и Павла. Преподавал в различных музыкальных заведениях Пензы, организовал хоровую студию, написал несколько учебников, в частности, «Начальное пение» в двух частях, «Курс изучения музыкального счета», составил сборник «Церковные хоры». Много сочинял для церковного хора. В Абхазии, куда семья переехала в 1927 году, продолжал преподавательскую деятельность, написал теоретическое исследование «Абхазская песня». В 1936 году вместе с семьей переехал в Москву, где до самой смерти преподавал в Училище им. Октябрьской революции. Скончался в Москве 8 сентября 1944 года. Похоронен на Введенском кладбище (23 участок).

Mayer-Mahr (451x700, 165Kb)
1869
Мориц Майер-Мар (немецкое имя — Moritz Mayer-Mahr)
немецкий пианист и музыкальный педагог. Окончил Берлинскую Высшую школу музыки (1890), ученик Вольдемара Баргиля (композиция) и Эрнста Рудорфа (фортепиано). Выступал как солист и ансамблевый музыкант в составе Берлинского фортепианного трио с Генрихом Грюнфельдом и Бернхардом Дессау, которого в 1923 г. сменил Альфред Виттенберг; играл также в дуэте с Вилли Бурместером. В 1910—1930-е гг. записал ряд пьес Франца Листа, Фридерика Шопена и др. — поздние записи, впрочем, вызвали скептическую оценку журнала Gramophone. С 1892 г. преподавал в Консерватории Клиндворта-Шарвенки; среди его учеников, в частности, Манфред Гурлитт, Яша Спиваковский, Ружа Эткин. Автор сборника упражнений «Музыкальное образование пианиста» (нем. Der musikalische Klavierunterricht, два выпуска), в котором педагогическое внимание заострено на одновременном совершенствовании пианистической техники и чувства формы и стиля, и учебника «Техника фортепианной игры, от первых шагов до мастерства» (нем. Die Technik des Klavierspiels, von den ersten Anfangen bis zur Meisterschaft). Редактировал издания фортепианных пьес Иоганнеса Брамса и этюдов Карла Черни. После прихода к власти нацистов был отстранён от преподавания в силу еврейского происхождения. В 1942 г. сумел выехать вместе с женой из Германии в Норвегию, а затем в Швецию; сын их Роберт погиб в Освенциме. Умер Мориц Майер-Мар в Гётеборге 30 июля 1947 года.

Trush_Ivan (499x700, 176Kb)
1869
Иван Иванович Труш (украинское имя — Іван Іванович Труш)
украинский живописец импрессионист, мастер пейзажа и портретист, художественный критик и организатор художественной жизни в Галиции. Родился в селе Высоцко Львовской области. В 1891—1897 учился в Краковской школе искусств у Я.Матейко и Я.Станиславского, в Вене (1894) и Мюнхене (1897 у А.Ашбе); во время учебы в Кракове подружился с Василием Стефаником. С 1898 во Львове, где включился в украинское жудожественную и общественную жизнь, сблизился с Иваном Франко и начал сотрудничать с Научным обществом имени Тараса Шевченко, для которого выполнял различные художественные работы (в частности, портреты). По инициативе НТШ выезжал на Восточную Украину, где установил контакт с художниками и деятелями культуры. Труш осуществил творческие поездки в Крым в (1901—1904), Италию (1902, 1908), Египет и Палестину (1912), Труш инициировал и организовал первые творческие профессиональные общества в Галичине: «Общество по развитию русского искусства» (украинское название — «Товариство для розвою руської штуки» (1898) и «Общество сторонников украинской литературы, науки и искусства»(украинское название — «Товариство прихильників української літератури, науки і штуки» (1905). В 1905 г. принимал активное участие в организации І Всеукраинской выставки во Львове и в издании (с С.Людкевичем) первого на Украине искусствоведческого журнала «Артистический вестник», в которой приняли участие также киевские творцы. Читал публичные лекции по искусствоведению и литературе, выступал критиком и публицистом на страницах «Будущего», «Литературно-научного вестника», «Молодой Украины», «Артистического вестника», «Дела» (украинское название — «Будучности», «Літературно-наукового вісника», «Молодої України», «Артистичного вісника», «Діла», «Украинские Наблюдения» (немецкое название — «Ukrainische Rundschau» (его статьи собраны в книге «Труш про искусство и литературу», Киев. 1958).
Творчество
Ivan_Trush_monument_Lviv (525x700, 462Kb)
Памятник Ивану Трушу во Львове.
Иван Труш — один из украинских художников-импрессионистов, оригинальный колорист. Своим творчеством он положил начало возрождению галицко-украинской живописи. Труш прежде всего интимный художник-лирик. В многочисленном живописном наследии Труша к пейзажным шедеврам относятся: «Закат солнца в лесу» (1904), «Одинокая сосна», «Полукопны под лесом» (1919), «В объятиях снега» (1925), «Копны сена», «Лунная ночь над морем» (1925), циклы «Жизнь пней» (1929), «Луга и поля», «Цветы», «Сосны», «Облака», «Днепр под Киевом» (1910); пейзажи Крыма, Венеции, Египта, Палестины. Труш писал также пейзажи с архитектурными мотивами («Михайловский собор», «Андреевская церковь» в Киеве, «Могила Т.Шевченко», «Египетский храм» и т. д.). Мазок картин Труша сочный, колорит вначале живой, а в более поздних картинах — тонированный. Труш создал немало жанровых картин («Веснянки» (украинское название — «Гагілки»), «Гуцулка с ребенком», «Играющие на трембитах»( украинское название — «Трембітарі»), «Прачки», «Гуцулки у церкви», «Арабы в дороге», «Арабские женщины»), которые отличаются лаконизмом живописного языка и простотой композиции. Труш создал галерию психологических, академических по своему типу, портретов (Ариадны из Драгомановых, жены художника, кардинала С.Сембратовича, И.Франко, В.Стефаника, Леси Украинки, П.Житецкого, М.Драгоманова, Н.Лысенко, автопортрет и др.). Первая выставка И.Труша состоялась во Львове в 1899 г., и с тех пор он часто выступал с персональными выставками и принимал участие в коллективных выставках украинских и польских живописцев во Львове, Киеве, Полтаве, Кракове, Познани, Варшаве, а также в Лондоне, Вене, Софии.
Trusz1905 (700x535, 355Kb)
Иван Труш. Трембитари.1905
Большая ретроспективная выставка его произведений прошла посмертно во Львове в 1941 г. Наибольшие колекции произведений И.Труша хранятся во Львовском Национальном музее. За годы своего творчества Труш написал более шести тысяч картин. В тяжелые для него периоды рисовал по 300 работ в год. Умер во Львове 22 марта 1941 года. Работы мастера представлены в собраниях художественных музеев Киева, Закарпатья, Днепропетровска, зарубежья. Художественно-мемориальный музей выдающегося украинского художника и общественного деятеля И.Труша был открыт в 1986 году в изысканной двухэтажной вилле, построенной в 1910 году по проекту известного архитектора Александра Лушпинского в стиле модерн. В ней художник жил вместе с семьей на протяжении 1910—1941 гг. Особняк, который находится по Львове на улице, названной в честь Труша, завещали Национальному музею во Львове потомки художника для устройства в нем художественно-мемориального музея. Со времени открытия здесь действует постоянная экспозиция. Литература: Енциклопедія українознавства. В 10-ти т. / Гол. ред. В. Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989; Франко І. Малюнки І. Труша. ЛНВ. том 9. Львов, 1900; Мочульский М. Іван Труш. Артистичний Вісник, часть 3. Львов, 1905; Хмурий В. Іван Труш. X. 1931; Каталог посмертной выставки (со статьёй В.Ласовского). Львов, 1941; Горняткевич Д. Іван Труш. Краківські Вісті, ч. 59, 60. Кр. 1943; Островский Г. І. І. Труш. Нарис про життя і творчість. Киев, 1955; Нановский Я. Іван Труш. Киев, 1967; Костюк С. Іван Іванович Труш. Бібліографічний показчик. Львов, 1969.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку