-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107937
Комментариев: 6801
Написано: 116407


15 января родились...

Понедельник, 15 Января 2024 г. 04:49 + в цитатник
Вениамин_(Воскресенский) (434x700, 331Kb)
1871
Вениамин (в миру — Василий Константинович Воскресенский)
епископ Православной российской церкви с титулом «Романовский» (с 1921 года), викарий Ярославской епархии. Прославлен Русскою православной церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. Родился в многодетной семье священника села Переславцево Ярославской губернии. В их семье все пятеро сыновей обладали превосходными музыкальными способностями. В 1892 году окончил Ярославскую духовную семинарию, после чего продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1896 году со степенью кандидата богословия.
Священник и преподаватель
Был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. С 1898 года — инспектор Кутаисской духовной семинарии. В 1901 году переведён в Тифлисскую духовную семинарию. С 1908 года — преподаватель Вятской духовной семинарии. С 1909 года — преподаватель Вологодской духовной семинарии. С 1911 года — преподаватель Ярославской духовной семинарии. Был активным популяризатором церковного пения в Ярославской епархии, организовал хор в Ярославской семинарии, а также в родном селе Переславцево. Выступал за максимальный учёт местных традиций в церковном пении. С 1916 года преподавал в Ярославской железнодорожной школе. С 1918 года работал учителем в общеобразовательной школе Ярославля русскую литературу и пение. Параллельно с учительством, он активно участвовал в жизни епархии, входил в проповеднический кружок архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), в епархиальное братство святителя Димитрия; в 1919 году был избран членом Ярославского епархиального совета. 4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал иеромонаха Василия кандидатом на кафедру викарного епископа Тутаевского. Митрополит Агафангел (Преображенский) одобрил и святейший Патриарх Тихон утвердил это решение. Вскоре пострижен в мантию с именем Вениамин.
Архиерей
9 октября 1921 года хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии (иногда его именовали епископом Романовским — по старому названию города Тутаева — Романов-Борисоглебск). Как и митрополит Агафангел (Преображенский), резко выступил против обновленчества, и автоматически попал в поле зрения ОГПУ. В 1922 году был арестован и приговорён к 7 годам лишения свободы по обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти». Освобождён в 1926 году. В среде верующих и его многочисленных почитателей считался великим молитвенником, старцем, подвижником, слыл прозорливцем. 12 июня 1927 года вновь арестован. в селе Пошехонье и этапирован во Владимирскую тюрьму через Тутаев. По свидетельству очевидцев, «летом 1927 года по городу Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали». На допросе заявил: «Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти… моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти». Был приговорён к трём годам ссылки в Казахстан, отбывал её в Уральской области. Резко негативно отнёсся к Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В одном из писем из ссылки писал:
«Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному государству, какого (отношения) она принять не может, оставаясь Церковью. Наше государство открыто перед всем миром начертало на своём знамени — безбожие и борьба с религией, с Православием в особенности. Борьба до победного конца, до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому правительству: «Я с нашим правительством», безбожному народу: «Я с нашим народом». Церковь никогда не может сказать «радости и успехи нашей гражданской родины — наши радости и успехи, неудачи ея — наши неудачи». Христианская наша родина под руководством богоборческого правительства систематически и быстро перестраивается. Она уже новая, строение ея во всех отраслях жизни — безбожное, антихристианское, образуется безбожная родина. Радости и успехи ея безбожного строения не могут быть радостями Церкви.»
Тем не менее, отделяться от митрополита Сергия не стал, считая, что предстоятель может быть осуждён только церковным собором или консенсусом православных иерархов: «Я хочу быть послушным Церкви и её канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви». 3 ноября 1928 года в письме священнику Николаю Розову владыка призывал священство епархии сохранять верность митрополиту Сергию вплоть до законного церковного суда:
«В большинстве взглядов Декларация составляет грех не в области догмата, а в области морали. Декларация не ересь, а скорее духовно-нравственное преступление. Но совершенства нет на земле, нет власти, которая бы не грешила. Грешит и человек власти, один более, другой менее. Но этот грех не уничтожает власти и не составляет фактора, лишающего её носителя права быть членом Церкви. Поэтому и митрополита Сергия терпеть можно, в особенности по обстоятельствам времени, в особенности при отсутствии ясного общего голоса Церкви о подлинной духовной природе его акта. <...> Будь Собор – несомненно, митрополит Сергий, лишенный доверия, был бы заменён другим, но, можно с уверенностью думать, не лишён бы был церковного общения. Нет оснований исключать его из церковного общения и теперь, а значит, нет основания совершать отделение.»
Первоначально жил в cеле Джамбейты Уральской губернии. В конце 1928 года его перевели в село Каратюбе. Здоровье епископа Вениамина в заключении и ссылке окончательно было подорвано, он перенёс инсульт.
Последний арест и кончина
1 апреля 1930 года был арестован по обвинению в «антисоветской» переписке со своими прихожанами. Виновным себя не признал, был тяжело болен: у него была парализована вся правая сторона тела. 10 сентября 1931 года был приговорён к 10 годам лишения свободы, но приговор не был исполнен, так как владыка скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице Уральска.
Канонизация: Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года. Библиография: Новомученики и исповедники Ярославской епархии / под ред. протоиерея Николая Лихоманова. — Тутаев : Православное Братство святых правоверных князей Бориса и Глеба. Часть 2 : Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) ; Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский). Часть 3 : Священнослужители и миряне. — 2000. — 136 cтраниц. — ISBN 5-901094-29-8; Менькова И.Г.Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. — Москва, 2002. — Страницы 257—263; Дамаскин (Орловский), игумен Вениамин (Воскресенский) // Православная энциклопедия. — Москва, 2004. — Том VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — Страницы 615—617. — 752 страницы — 39 000 экземпляров. — ISBN 5-89572-010-2; Благовестник. Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский): жизнеописание, письма / [составитель: Е.И.Большакова]. — [Б. м.]: Берег Правый, [2009?]. — 393 страницы;. Страж Церкви Христовой. Священномученик Вениамин (Воскресенский). Жизненный путь, письма, документы [составители: епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), И.Г.Менькова]. — Рыбинск : Рыбинская епархия, 2018. — 432 страницы. — ISBN 978-5-905293-12-2 — 1000 экземпляров.

Agatangel_Krymskyi (487x700, 144Kb)
1871
Агафангел Ефимович Крымский
украинский советский историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог, один из организаторов (1918) и академик Академии Наук Украины, в течение ряда лет занимавший должность Непременного секретаря Академии Наук. Филателист. Литературный псевдоним — А.Хванько. Владел по меньшей мере 16 живыми и классическими языками, по некоторым источникам, почти 60 языками. Агафангел Крымский родился во Владимире-Волынском, в семье украинского литератора, педагога и издателя Ефима Степановича Крымского, который был потомком татарского муллы бежавшего на Украину из Крымского ханства во время гонений. В 1892 году окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве, а ещё через четыре года стал выпускником историко-филологического факультета Московского университета. Более двух лет он совершенствовал знание арабского языка в Ливане. Затем почти двадцать лет работал в Лазаревском институте восточных языков профессором кафедры словесности и истории мусульман. А.Крымский участвовал в украинской национальной жизни конца XIX столетия, вёл переписку с известными деятелями украинской культуры — О.Огоновским, Б.Гринченко, И.Франко и др. В этот период своей деятельности Крымский полемизировал с А.Соболевским, который пропагандировал гипотезу М.Погодина о том, что древние киевляне были русскими, которые только в период монголо-татарского нашествия отошли на север. В 1896—1898 годах находился в научной командировке в Сирии и Ливане. После октябрьского переворота и установления в 1917 году украинской государственности Крымский решил вернуться на родину. Участвовал в политической и научной жизни Украины (и при Центральной Раде, и при гетмане Скоропадском), поддерживал идею государственной независимости Украины. С 1918 года является действительным членом Украинской Академии наук. С этого времени вплоть до 1941 года (с перерывами) он заведовал кафедрой Киевского госуниверситета. В исторических исследованиях был непримиримым оппонентом М.С.Грушевского, считал его работы тенденциозными, основанными на недостоверных источниках. Среди его заслуг следует упомянуть значительный вклад в изучение языка и культуры крымских татар. В 1920—1930-е годы подвергался гонениям как «буржуазный националист», однако после присоединения Западной Украины в 1939 году был восстановлен во всех должностях, совершил ряд поездок на Западную Украину. В 1941 году без предъявления обвинения арестован и сослан в Казахстан. Скончался в Кустанае 25 января 1942 года. В течение более чем полувека его семья не имела никакой информации о его судьбе. Удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Будучи филателистом, получил известность как крупнейший специалист в области знаков почтовой оплаты, выпущенных Русским обществом пароходства и торговли (РОПиТ). Общество базировалось в Одессе и занималось до революции перевозкой грузов и почты между портами Чёрного и Средиземного морей. Коллекция А.Е.Крымского пропала в годы Великой Отечественной войны, во время немецкой оккупации Крыма. Имя А.Е.Крымского носит Львовское филателистическое общество (Львівське філателістичне товариство), созданное в 1990 году; полное название — Львовская краевая организация Украинского филателистического общества имени Агафангела Крымского (Львівська Крайова Організація Українського Філателістичного Товариства імени Агатангела Кримського, сокращённо — ЛКО УФіТАК). Эта организация не имеет подчинённости и не входит в Ассоциацию филателистов Украины (Асоціяція Філателістів України — АсФУ).
Stamp_of_Ukraine_s104 (503x700, 321Kb)
По случаю 125-летия со дня рождения А.Е.Крымского в 1996 году выпущена почтовая марка Украины.
В Владимир-Волынском есть педагогический колледж имени Агатангела Крымского. В Киеве есть институт востоковедения имени Агатангела Крымского. Сочинения: Вибранi твори. (Вступительная статья С.М.Шаховского), Київ, 1965; Твори, том 1, Київ, 1972. Библиография: Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конца III в. Хиджры. — Санкт-Петербург, 1895. (Труды Восточной Комиссии Императорского Московского Археолоического Общества. — Москва, 1895. — Том 2.); Крымский А.Е. Лекции по Корану. — Москва, 1902; Крымский А.Е. История мусульманства: В 3 частях. — Москва, 1903—1904. Переиздание : Москва, 2003.); Крымский А.Е. История Турции и её литературы: В 2 томах — Москва, 1910—1916; Крымский А.Е.. История арабов и арабской литературы светской и духовной: В 3 частях. — Москва, 1911—1913; В 2 томах — 1918; Крымский А.Е. История Персии, её литературы и дервишской теософии: В 3 томах — Издание, переработанное совместно с Н.Фрейтагом. — Москва, 1909—1917; Крымский А.Е. История новой арабской литературы (XIX-начало XX века). — Москва.: Главная редакция восточной литературы, 1971; Крымский А.Е. Низами и его современники: [К 840-летию Низами Гянджеви] / Крымский А.Е; [Вступительная статья Г.Алиева, страницы 5—20]. — Баку: Элм, 1981. — 487 страниц; А.Ю.Кримський, Бiблioграфiчний покажчик (1889—1971), Киiв, 1972. Литература: Гринченко Б. Крымский как украинский писатель // Киевская старина. — Киев, 1903. — Страницы 115—136; Гурницкий К.И. Агафангел Ефимович Крымский. — Москва: Наука (ГРВЛ), 1980. — 192 страницы — (Русские путешественники и востоковеды); Кищенко И. Последний аргумент академика Крымского. Документальный рассказ // Зеркало недели. — 1995. — № 15 (28). — 15—21 апреля; Львівське філателістичне товариство імени Агатангела Кримського // Галфілвісник. — 2003. — Інтернет-випуск ч. Е3 (37); Сюндюков И. Посвятил себя Украине. Жизнь академика Агатангела Крымского: подвиг ученого и гражданина // День. — 2007. — № 194. — 9 ноября; Крачковский И., Академик Академии Наук Украинской ССР А.Е.Крымский (К 70-летию со дня рождения), "Известия Академии Наук СССР. Отделение литературы и языка", 1941, № 3; Смилянская И.М., А.Е.Крымский, "Народы Азии и Африки", 1971, № 4; Килимник О., А.Ю.Кримський. (До 90-piччя з дня народження), "Вiтчизна", 1961, № 1.

Ahmed_Lutfi_El-Sayed (439x700, 158Kb)
1872
Ахмад Лутфи ас-Саййид (арабское имя — أحمد لطفي السيد‎)
египетский интеллектуал, деятель антиколониального движения, первый ректор Каирского университета. Он также является одним из построителей современного египетского секуляризма и либерализма. Ахмад Лутфи ас-Саййид известен под нарицательным именем «учитель поколения». Он также был одним из ярых оппонентов теории панарабизма, настаивая на том, что египтяне являются уникальным народом, а не только арабами.
Ahmed_Lutfi_El-Sayed01 (700x553, 121Kb)
Ахмад Лутфи ас-Саййид и Мустафа Абд ар-Разик (слева).
Лютфи родился в семье феллахов (египетских крестьян), в селе Беркин (Berqin) неподалеку городка Эс-Симбиллавейн в мухафазе Дакахлия. Он учился в Университете Аль-Азхар, где посещал лекции известного египетского мыслителя и общественного деятеля Мухаммеда Абдо. Именно Абдо имел значительное влияние на формирование личности Лютфи, подействовал на его реформистские настроения. Также Ахмад Лутфи поступил в Школу права, которую окончил в 1894 году. В 1907 году Ахмад Лутфи ас-Саййид основал первую египетскую политическую партию эль-Умма («Нация»), что было ответом молодого деятеля и его окружения на актуальные политические события (т. н. дело Деншавай 1906 года — конфликт британских солдат и египетских крестьян, переросший в затяжную дискуссию о настоящем и будущем Египта) и подъём национальных чувств у египтян.
Ахмад Лутфи ас-Саййид  (700x477, 215Kb)
Лютфи также начал печать партийную газету «Эль-Гарида», на страницах которой в частности можно было прочитать: Эль-Гарида является сугубо египетской партией, целью которой является защита всеми возможностями исключительно египетских интересов ... Ахмад Лутфи ас-Саййид был членом египетской делегации на Парижской мирной конференции, которая проводилась в Версале в 1919 году, где открыто заявил о необходимости независимости Египта от Великобритании. Ахмад Лутфи ас-Саййид стал первым ректором Каирского университета (тогда Египетского), инаугурированным 11 мая 1925 года. Он был близким другом и коллегой Тахи Хуссейна, даже отказался от своего ректорства в университете в знак протеста против решения египетского правительства сместить Хуссейна с его университетской должности в 1932 году. Опять Лютфи отказался от поста директора университета в 1937 году, когда египетская полиция ворвалась в заведение. Во время пребывания Лютфи в должности директора Каирского университета впервые высшее образование в египетском вузе группа получила женщин-египтянок. Ахмад Лутфи ас-Саййид также в разное время занимал различные государственные должности — министра образования, министра внутренних дел, директора Академии арабского языка в Каире, и директора Дома книг. Умер Лютфи в Каире, Египет, в 1963 году.

Arsen_KOCOJEV (516x700, 162Kb)
1872
Арсен Борисович Коцоев (осетинское имя — Коцойты Арсен)
осетинский советский писатель. Один из зачинателей осетинской художественной прозы. Арсен Коцоев родился в селе Гизель, ныне Пригородного района Северной Осетии, в бедной крестьянской семье, в девять лет пошёл в сельскую школу, затем учился в Ардонской семинарии. Учась в семинарии, увлёкся литературой. Известен эпизод из семинаристской жизни Коцоева, когда он с девятью товарищами ходил из Ардона во Владикавказ пешком, чтобы увидеть знаменитого поэта и просветителя Коста́ Хетагурова. Коцоев не смог окончить семинарию по причине болезни; вернувшись в родное село, занялся литературной деятельностью, посылал свои рассказы в газеты «Терские ведомости» и «Казбек», печатался под псевдонимами «Хабош», «Боташ» и просто «А.К.». Работал учителем в школах Кадгарона, Даргавса и Унала, в 1899 году во второй раз встретился с Коста́ на съезде учителей; отстранён от должности за пропаганду атеизма среди учащихся. В 1902 году за участие в крестьянском восстании Коцоев был лишён права жить в Терской области и был вынужден переехать за Кавказский хребет, в Южную Осетию. На юге он снова стал работать в осетинских школах, писал публицистические статьи для периодических изданий Закавказья. В 1905—1908 годах жил в Санкт-Петербурге, служил в архиве государственного банка. В начале 1910 года Арсен Коцоев переехал в Тифлис и стал издавать там еженедельный журнал «Æфсир» (Колос). В журнале впервые были опубликованы осетинские рассказы самого Коцоева и многих других авторов. Издание сыграло огромную роль в развитии осетинской литературы и публицистики, однако на 14-м номере, в мае того же года, журнал был закрыт. В 1912 году Коцоев снова в Санкт-Петербурге, он работал в большевистской газете «Правда» корректором, в этом году в газете были опубликованы в авторском переводе его рассказы «Помечтали», «Охотники» и «Товарищ». Писатель печатался в Санкт-Петербургских газетах «Петербургские ведомости», «Биржевые ведомости», «Новь».После Октябрьской революции 1917 года Коцоев принимал участие в становлении новой осетинской печати, с 1923 по 1929 годы жил в Цхинвале, работал редактором юго-осетинской газеты «Хурзæрин» (Солнце) и журнала «Фидиуæг» (Глашатай). В 1929 году возвратился во Владикавказ и занимался литературной деятельностью. В 1939 году Коцоев за выдающиеся заслуги в общественно-просветительной работе был награждён орденом «Знак Почёта». Вместе с тем, новая власть с подозрением относилась к уже немолодому писателю, который немало печатался при прежнем режиме. Умер писатель во Владикавказе, в бедности и одиночестве 4 февраля 1944 года.. Скромный дом по улице Гибизова, в котором доживал свои годы Коцоев, не сохранился, на его месте построен другой, на котором висит памятная доска.
КоцоевМогила (525x700, 477Kb)
А.Б.Коцоев похоронен во Владикавказе, во дворе музея К.Л.Хетагурова.
Именем писателя названы улицы во Владикавказе и Беслане. В начале 2000-х годов перед Национальной научной библиотекой РСО-А на улице Коцоева во Владикавказе установлен памятник писателю.
Творчество
Большинство рассказов А.Б.Коцоева исполнено трагизма. События многих из них связаны с суровыми обычаями горцев: в частности, с кровной местью («Сæумæрайсом» (Рано утром), «Фынддæс азы» (Пятнадцать лет) и др.). Ряд рассказов описывают страдания горцев-бедняков, верящих в колдовство и тратящих последние деньги на магические «расспросы» (заговоры). В нескольких произведениях Коцоев художественными приёмами критикует обычай выплаты калыма (осет. ирæд): герой рассказа «Афтæ дæр вæййы» (Вот как бывает) ворует овец из отары своего будущего тестя, чтобы выплатить частями калым, но однажды ночью его убивают при попытке украсть лошадей; последними словами героя были: «Да не простит Бог моему тестю Хосдзау: из-за него пристрастился я к воровству». «Арсен был художником трагизма жизни… Сложными, как сам мир, делает пути своих героев Арсен…» — пишет о нём осетинский литературовед Шамиль Джигкаев в очерке, опубликованном в издании произведений Коцоева (Уацмыстæ. Орджоникидзе, 1971). В рассказе «Пятнадцать лет» Коцоев описывает жестокую историю кровной мести. Пятнадцать лет главный герой рассказа Кавдын ждал, когда сын Годаха, его кровного врага, повзрослеет. Люди смеялись над Кавдыном, говоря, что он не отомстил за нанесённое оскорбление, но только спустя 15 лет выяснился коварный замысел Кавдына Долойти. Обращаясь к своей жертве, он говорит: «Ничтожного человека к чему убивать?.. Этим свою месть не освободил бы. Пятнадцать лет я ждал, пока ты вырастешь…» Коста Хетагуров в этнографическом очерке «Особа» писал о кровной мести у горцев: «Отомстить за кровь или, как говорят осетины, взять свою кровь, вовсе не значит убить самого убийцу, который мог быть хромым, косым, горбатым, старым; нужна жертва, если не больше, то, по крайней мере, равная её потере. Вот почему вся семья и фамилия такого убийцы попадали в осадное положение и если противники были сильнее, то без вины виноватые никуда не показывались, пашни и сенокосы их оставались не вспаханными и не вскошенными. Хлеб, если он еще был на корню, выкашивался или вытаптывался, скотина их падала под выстрелами и ударами шашки». Борьба с обычаем кровной мести была особой темой в творчестве многих осетинских писателей рубежа XIX—XX веков. В повести «Джанаспи» (1940) Коцоев показывает классовую борьбу в осетинской деревне. Действие начинается до Октябрьской революции и заканчивается в эпоху коллективизации. Основным действующим лицом повести является кулак по имени Джана́спи, разбогатевший на Первой мировой войне. Перу Коцоева принадлежит только один роман — «Кæфхъуындар» (Дракон). Роман повествует о жизни горцев в большом городе. Произведение известно лишь по отрывкам, публиковавшимся в газете «Растдзинад» (1923 год, номера 11-17); первый отрывок сопровождался введением от редакции: «Роман скоро выйдет отдельной книгой, а мы пока печатаем лишь несколько отрывков». Отдельной книгой роман издан не был. В последующие годы советской власти творчество Коцоева оценивалось как недостаточно современное, непролетарское и т. д. Вот что пишет о писателе Литературная энциклопедия (том V, издан в 1931 году): «Коцоев Арсен — осетинский писатель, один из основоположников осетинской прозы. Рассказы его «Пятнадцать лет», «Бывает и так» и др. переведены и на русский яз. К. — попутчик, он принадлежит к тем одиночкам из старых осетинских писателей, к-рые восприняли Октябрьскую революцию «постольку, поскольку». Низвержение царизма они встретили с восторгом, но к классовой борьбе отнеслись отрицательно, не признавая за пролетариатом руководящей роли. Для них характерна тяга к «единой Осетии». В творчестве К. особенно ярко сказалось это попутническое колебание: то он приближается к современности, нанося удары окружающему невежеству, религиозным и бытовым предрассудкам («Черное облако», «Бывает и так» и некоторые другие), то выступает против нового быта, клевеща на комсомольскую молодежь. Коцоев — один из лучших стилистов в осетинской литературе. Его рассказы вышли отдельными сборниками. Под клеветой на комсомольскую молодёжь имеется в виду, по всей видимости, рассказ «Что произошло ночью в Фазикау», главный герой которого — комсомолка Тамара — распутная женщина, возвратившаяся из Тифлиса и шокирующая всё село своими поступками и высказываниями, а в конце истории убивающая детей своего мужа только за то, что те мешали ей жить. Как справедливо отмечал уже в 1970-х годах литературовед Шамиль Джикаев, в этом рассказе Коцоев критикует скорее не комсомол вообще, а особый тип приспособленцев, пытавшихся прикрыть новыми порядками (в случае Тамары — «освобождением женщины») своё желание жить, как им хочется. «В 1920-е годы газеты часто писали, что подобные люди во множестве вступают к молодёжные организации, чтобы прикрыть свои бесчинства именем комсомола. У Тамары нет связи с районной или иной организацией, никто не проверяет её работу», — разбирает произведение Джикаев в предисловии к изданию рассказов Коцоева 1971 года. В переводе Коцоева изданы повести А.С.Пушкина. Рукописи произведений Коцоева не сохранились, что затрудняет их текстологическое исследование. К примеру, ряд рассказов — «Ханиффæ» (Ханиффа) и др. — издавались в разных вариантах, причём непонятно, какая правка вносилась самим Коцоевым, а что нужно отнести к редакторским правкам. Память: Во Владикавказе в память об Арсене Коцоеве названа улица. Сочинения на осетинском языке: Радзырдтæ. Цхинвал, 1924; Радзырдтæ. Мæскуы, 1927. Радзырдтæ. Цхинвал, 1929; Радзырдты æмбырдгонд. 1-аг чиныг, Орджоникидзе, 1934. «Фыдбылыз», «Цæукъа æмæ фыркъа», «Ханиффæйы мæлæт», «Джанаспи». Орджоникидзе, 1940. Уацмыстæ, фыццаг том. Дзæуджыхъæу, 1949. Уацмыстæ. Орджоникидзе, 1971. Сочинения в русском переводе: Избранные рассказы, Москва, 1952; Саломи. Избранные рассказы, Москва, 1959. Литература о нём: Салагаева З. Арсен Коцоев, в книге: Очерк истории осетинской советской литературы, Орджоникидзе, 1967, страницы 118—130; Епхиты Т. Коцойты Арсен. Орджоникидзе, 1955 (монография, на осетинском языке); Джусойты Н. Коцойты Арсен. Цхинвал, 1964 (на осетинском языке). Литература: Бибоева И.Г., Казиты М.Р. Коцоев Арсен Борисович // Писатели Осетии: библиографический справочник. — Владикавказ: Ир, 2015. — Страницы 52—56. — ISBN 978-5-7534-1499-1; Ларина В.И. Мастер слова (Коцоев А. Б.) // Их именами названы улицы. — Орджоникидзе: Ир, 1979. — Страницы 238—240; Арсен Коцоев (З.Салагаева) // Очерк истории осетинской советской литературы. — Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1967. — Страницы 118—130; Епхиты Т. Коцойты Арсен — Орджоникидзе, 1955; Джусойты Н. Коцойты Арсен — Цхинвал, 1964.

Ludvig_Mylius-Erichsen_by_Marius_Christensen_02_cropped (499x700, 294Kb)
1872
Людвиг Мюлиус-Эриксен (датское имя — Ludvig Mylius-Erichsen)
датский полярный исследователь, этнограф, журналист. Руководитель двух экспедиций в Гренландию (1902—1904, 1906—1908), внёсший значительный вклад в изучение, преимущественно, её северо-восточных областей. Родился в городе Виборг, Дания.
Экспедиция 1902—1904
В течение многих лет, чтобы оградить местные племена от негативного влияния европейской цивилизации, посещение Гренландии было запрещено для всех, за исключением датских государственных служащих и миссионеров. Анонсируя свою первую экспедицию на остров, Мюлиус-Эрисксен заявил о своём намерении описать быт, культуру и фольклор гренландских эскимосов, особенно в контрасте с жизнью в датских поселениях в западной части острова. Экспедиция получила название «литературной». Себе в компаньоны Мюлиус-Эрисксен взял художника Харальда Мольтке, орнитолога и медика Альфреда Бертельсена (дат. Alfred Bertelsen) и журналиста и переводчика Кнуда Расмуссена (со временем ставшим самым известным из датских полярных исследователей). Позже к датчанам в качестве переводчика присоединился гренландский священник Йорген Брёнлунн.
Ludvig_Mylius-Erichsen01 (491x700, 260Kb)
Х.Мольтке, К.Расмуссен, А.Бертельсен, Л.Мюлиус-Эриксен (сидит)
В середине июля 1902 года путешественники высадились в Готхобе, откуда на лодках и собачьих упряжках отправились на север и провели зиму в Якобсхавне. В марте 1903 года они добрались до Упернавика и продолжили путь на север через залив Мелвилл (за исключением Бертельсена, который предпочёл остаться). В пути Мольтке сильно заболел, но они смогли достичь земли эскимосов племени Эта (Etah) (как назвал её Расмуссен — «Королевства северного ветра») и провели среди них почти год. В результате работы Харальд Мольтке составил прекрасный альбом из портретов и пейзажей, Милиус-Эриксен сформулировал свои взгляды о датском влиянии на жизнь инуитов, Расмуссен со своим совершенным знанием инуктитута провёл детальное изучение быта, обычаев и культуры этого малоизвестного народа. Результаты экспедиции в Дании посчитали столь значительными, что экспедиция, начинавшаяся как частная инициатива, получила официальное признание, датское правительство взяло на себя оплату всех её долгов, а также инициировало проведение ряда реформ.
Ludvig_Mylius-Erichsen02 (700x456, 322Kb)
Члены датской экспедиции на борту корабля «Дания», Людвиг Мюлиус-Эриксен в первом ряду справа
Экспедиция 1906—1908
Целью второй экспедиции Мюлиус-Эриксена было исследование северо-восточной области Гренландии между мысами Бисмарк (Cape Bismarck) и Викоф (Cape Wyckoff). Экспедиция финансировалась датским правительством, Карлсберг-фондом и частными пожертвованиями. В состав экспедиции вошли 28 человек, в их числе Йохан Кох, картограф Нильс Хёг-Хаген, метеоролог и физик Альфред Вегенер, Петер Фрейхен, художники Оге Бертельсен и Актон Фрис, помощники Хеннинг Биструп и Густав Тоструп (Gustav Thostrup), а также погонщики собак — священник Йорген Брёнлунн и Тобиас Габриэльсен (Tobias Gabrielsen). 24 июня 1906 года корабль экспедиции «Danmark» (Дания) отплыл из Копенгагена и в середине августа благополучно достиг Гренландии и бросил якорь на южном берегу полуострова Джемани-лэнд в бухте Денмарксхавн, где была организована экспедиционная база, с которой в течение последующих двух лет различные партии проводили предусмотренные программой исследования (в общей сложности участники экспедиции преодолели в санных поездках более 4000 миль). Основное путешествие было предпринято Мюлиус-Эриксоном в сопровождении девяти человек в конце марта 1907 года. 28 марта партия отправилась на север. На 80-м градусе северной широты Биструп, Вегенер, Тоструп и Карл Ринг повернули назад, а шестеро продолжили путь до Земли кронпринца Кристиана, попутно открыв Землю Ламберта и остров Ховгард. На 81°30' северной широты 18° западной долготы партии разделились — Кох, Габриэльсен и Бертельсен отправились дальше на север, а Мюлиус-Эриксен, Хёг-Хаген и Брёнлунн пошли на запад к Индепенденс-фьорду. 7 мая партия Коха достигла Земли Пири у мыса Эйлор-Расмуссен (Cape Eilor Rasmussen), а пять дней спустя добралась до гурия на мысе Викоф — самой восточной точки, достигнутой Робертом Пири в 1900 году, тем самым окончательно доказав, что Гренландия остров.
Ludvig_Mylius-Erichsen03 (588x700, 459Kb)
Карта Северо-восточной части Гренландии
27 мая партии Коха и Эриксона случайно встретились у устья вновь открытого Датского фьорда (Danmark Fjord), картографирование которого задержало Мюлиус-Эриксена. Пополнив запасы продовольствия за счёт припасов партии Коха, Мюлиус-Эриксен отправился на запад, чтобы завершить исследование Индепенденс-фьорда и «пролива Пири», якобы соединяющего фьорд и пролив Нэрса. Партия Коха, в свою очередь, отправилась обратно, и 23 июня благополучно вернулась на базу. Партия Людвига Мюлиус-Эриксена до наступления зимы на базу так и не вернулась. Первая попытка поиска пропавших была предпринята 23 сентября. Поисковая партия Тострупа смогла достичь лишь Маллемук-фьорда (Mallemuk Fjord) к северу от острова Ховгард, дальнейшему продвижению помешала открытая вода. Вторую попытку удалось предпринять лишь на следующий год. 10 марта 1908 года на поиски отправилась поисковая партия, возглавляемая Йоханом Кохом. Менее чем в 200 милях от корабля он нашёл вскрытое депо, а в сотне метров от него небольшую снежную пещеру, внутри которой находилось тело Йоргена Брёнлунна. При нём был его дневник и карты Хёг-Хагена. Как следовало из дневника Брёнлунна, который он вёл на инуктитуте, а также из позднее найденных записей Эриксена, партия дошла до изголовья «пролива Индепенденс» (доказав, что это фьорд), попутно открыв и картографировав Хаген-фьорд (Hagen Fjord), а также ледник Академии (Academy Glacier) и Нэви-клифф (Navy Cliff). 4 июня партия повернула обратно, но из-за таяния льда не смогла пересечь Датский фьорд, и была вынуждена разбить лагерь на его западном берегу в ожидании, пока лёд вновь не станет. Всё это время путешественники были крайне ограничены в питании и топливе, к концу августа питаясь практически лишь мясом собственных собак и редкой добычей от охоты. К 19 октября, пополнив запасы из двух ранее заложенных депо, партия достигла северного побережья Маллемук-фьорда (примерно в это же время на южном берегу находилась партия Тострупа, но их разделяла открытая вода), но уже не смогла преодолеть эту преграду. 15 ноября умер Хёг-Хаген, а спустя 10 дней Мюлиус-Эриксен. Брёнланд смог, в итоге, дойти до склада, оставленного Тострупом несколькими неделями ранее, но сил идти дальше у него уже также не было. Последняя запись в дневнике Брёнлунна: «… не могу идти дальше из-за обмороженных ног и полной тьмы… Тела остальных … примерно в двух с половиной лигах отсюда. Хаген умер 15 ноября, Мюлиус примерно десять дней спустя. Йорген Брёнлунн». Тела Мюлиуса-Эриксена и Хёг-Хагена так и не были найдены, несмотря на неоднократные поиски, в том числе экспедицией Эйнара Миккельсена. Тем не менее, Миккельсен нашёл отчёты Эриксена за август - сентябрь 1907 года, которые тот оставлял в гуриях по пути к югу.
Память
В честь Людвига Мюлиус-Эриксена названы пять географических объектов: Земля Мюлиус-Эриксена (область северо-восточной Гренландии между Землёй Пири и Индепенденс-фьордом), Mylius-Erichsen Sommerlejr (дословно «летний лагерь»), Mylius-Erichsen Varde (пирамида в Индепенденс-фьорде), Mylius-Erichsen Monument (горный пик в леднике Сведрупа, залив Мелвилл), мыс на Земле Пири. В родном городе Л.Мюлиус-Эриксена Рингкёбинге перед входом в музей установлен памятник. Литература: Achton Friis, Danmark Expeditionen til Grönlands Nordostkyst (1909); Greely, True Tales of Arctic Heroism (New York, 1912); Rasmussen, People of the Polar North (Philadelphia, 1908).

Попов (516x700, 114Kb)
1872
Павел Ильич Попов
советский государственный деятель. Родился в Иркутске. В 1892 году окончил Иркутскую учительскую семинарию. С 1904 по 1906 год прослушал три курса Агрономической академии в Берлине. 1892 по 1895 год — работал учителем в Усть-Уде, познакомился с политическими ссыльными. 1895 по 1896 год — переехал в Санкт-Петербург для продолжения образования.
1896 по 1898 год — арестован за революционную деятельность и после заключения был выслан в Уфимскую губернию, начал заниматься статистикой. 1898 по 1900 год — статистик статистического бюро Уфимского губернского земства. 1900 по 1901 год — заведующий разработкой материалов по народному образованию статистического бюро Самарского губернского земства. 1901 по 1902 год — руководитель разработки статистических материалов по частновладельческому хозяйству Смоленского губернского статистического бюро. 1902 по 1904 год — руководил статистическими отрядами Вологодского губернского статистического бюро. 1904 по 1906 год — обучался в Агрономической академии в Берлине. 1906 по 1909 год — помощник заведующего статистическим бюро Харьковского губернского земства. 1909 по 1909 год — помощник заведующего статистическим отделом переселенческого управления Министерства земледелия 1909 по 1917 год — заведующий статистическим бюро Тульского губернского земства. 1917 по 1917 год — заведующий отделом сельскохозяйственной переписи 1916 года Министерства продовольствия (с июля 1917 г. — Министерство земледелия). 1917 по 1918 год — заведующий отделом статистики Наркомата земледелия. 1918 по 1918 год — заведующий отделом статистики ВСНХ РСФСР. 1918 по 1926 год — статистик, управляющий Центральным Статистическим Управлением (ЦСУ) РСФСР и СССР в ранге народного комиссара.. Совместно с Л.Н.Литошенко возглавлял работу по составлению первого в мире межотраслевого баланса (баланс народного хозяйства СССР на 1923/24 хозяйственный год). 1924 — вступил в Коммунистическую партию.
1922 по 1928 год — член Президиума Госплана СССР. 1926 по 1928 год — заведующий сводно-плановым отделом Госплана РСФСР. 1928 по 1929 год — директор Конъюнктурного института ЦСУ СССР, член Коллегии ЦСУ СССР. 1929 по 1931 год — член президиума ВАСХНИЛ. 1931 по 1948 год — начальник отдела сельского хозяйства Госплана РСФСР. 1948 год — персональный пенсионер союзного значения. Умер в Москве 26 мая 1950 года.
Могила_государственного_деятеля_Павла_Попова (525x700, 457Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Жена — Хрящева Анна Ивановна (1868—1934), статистик, член коллегии ЦСУ РСФСР и ЦСУ СССР (1919—1929), заместитель управляющего ЦСУ СССР, заведующий отделом динамики сельского хозяйства ЦСУ РСФСР, СССР.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени; Орден Отечественной войны II степени. Научные работы и статьи: ???? — Общий очерк распределения поземельной собственности в европейской России; ???? — Организация государственной статистики в РСФСР; ???? — Динамика цен; ???? — Сельское хозяйство республики; ???? — Кооперация; ???? — Государственная статистика и Владимир Ильич; ???? — К вопросу о балансе народного хозяйства; ???? — О замене сельхозналога изъятием земельной ренты; ???? — Экономический подъём деревни; ???? — К истории первых лет советской государственной статистики; ???? — Задачи всесоюзной переписи; 1890 — Горнопромышленники и земство; 1918 — Крестьянство в войне и революции; 1918 — Аграрная реформа или социализация земли; 1921 — Сельское хозяйство РСФСР; 1923 — К вопросу о методах исследования крестьянских хозяйств; 1924 — Роль сельского хозяйства вообще и отдельных групп крестьянства в образовании рынка; 1924 — Группы и классы в крестьянстве; 1924 — Аренда в крестьянском хозяйстве; 1925 — К вопросу о принципах группировки массовых статистических материалов в целях изучения классов в крестьянстве; 1926 — О состоянии сельского хозяйства в 1925 г.; 1926 — О дифференциации крестьянства; 1927 — Динамика сельского хозяйства; 1931 — В.И.Ленин и государственная статистика; 1936 — О переписи населения в январе 1937 г.; 1950 — Производство хлеба в царской России. Кроме того, принимал непосредственное участие в подготовке инструкций и программы статистических обследований крестьянских хозяйств, подготавливал разработочные таблицы по итогам сельскохозяйственных переписей 1917, 1919, 1920 годов. Баланс народного хозяйства Союза ССР 1923-24 года. / Под редакцией П.И.Попова. Москва: Республиканский информационно-издательский центр, 1993. (Репринтное воспроизведение издания 1926 г.)

Hugo•Rüster (694x700, 266Kb)
1872
Хуго Рюстер (немецкое имя — Hugo Rüster; полное имя — Карл Вильгельм Хуго Рюстер, Carl Wilhelm Hugo•Rüster)
немецкий гребец, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1900. Родился в Берлине. Рюстер входил на Играх в состав третьей немецкой команды четвёрок, которая не смогла пройти в финал по основной квалификации, однако его команда, и ещё две сборные устроили свой финальный заплыв, который признаётся МОКом. Рюстер в том финале занял третье место. Дата смерти неизвестна.

 (446x698, 48Kb)
1872
Юрий Михайлович Юрьев
русский драматический актер. Народный артист СССР (1939), лауреат Сталинской премии (1943). Родился в Москве, вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева, переводчика и театрального критика. В 1889 Юрьев поступает в Филармоническое училище (класс А.Южина), где участвует в публичных спектаклях по пьесам В.Крылова, Н.Хмельницкого, И.Шпажинского, В.Билибина. Затем переходит на драматические курсы Московского театрального училища (класс А.Ленского). Будучи воспитанником курсов, дебютирует в 1892 в спектакле Малого театра Северные богатыри Х.Ибсена (Торольф) и обращает на себя внимание публики, коллег, критики. Сбывшаяся мечта о подмостках Малого театра внезапно перечеркивается: по соображениям ведомственного характера и в интересах укрепления Санкт-Петербургской сцены талантливой молодежью Юрьев переводится на службу в Александринский театр, где без перерывов прослужит до 1917. Первые годы сценической работы Юрьева в Александринском театре протекали по обычному в те времена шаблону: частые премьеры, узкое амплуа, отсутствие режиссера, самостоятельность в работе. В 1893 им было сыграно десять ролей, в 1894 – пять, в 1895 – четырнадцать, в 1896 – одиннадцать и т.д. Среди них – Милон в Недоросле Д.Фонвизина (1893), Лаэрт в Гамлете Шекспира (1893), Молчалин (1895) и Чацкий (1899) в Горе от ума А.Грибоедова, Люченцио в Укрощении строптивой Шекспира (1895), Герцог в Скупом рыцаре А.Пушкина (1896), Аппиани в Эмилии Галотти Г.Лессинга (1896), Ромео в Ромео и Джульетте Шекспира (1901), Фауст в одноименной трагедии Гёте (1904) и др. Однако критика долгое время превозносила выступления Юрьева исключительно в Борцах М.Чайковского (1898, кн. Ветлужский), Накипи П.Боборыкина (1899, Переверзев), пьесах А.Сумбатова-Южина и В.Крылова, противопоставляя эти роли первым пробам актера в классической трагедии (Ипполит в одноименной пьесе Еврипида, 1902, или Полиник в Эдипе в Колоне Софокла, 1904). К 1907 Юрьев – зрелый мастер. Поворотом в творческой судьбе актера стало появление под сводами Александринки Вс.Мейерхольда, чей приход Юрьев искренне приветствовал. Увлеченно и с необыкновенным рвением осваивает признанный мастер азы новой исполнительской техники. Сам склонный к стилизации, Юрьев обретает в Мейерхольде союзника, гениального режиссера-стилизатора, талантливо раскрывающего дотоле скрытые возможности актерских дарований. Будучи истинным театральным традиционалистом, Юрьев занимает центральное место в постановках Мейерхольда в Александринском театре (наряду с Е.Рощиной-Инсаровой, Н.Коваленской, Е.Тиме, Н.Ходотовым), играет Марка (Шут Тантрис Э.Хардта, 1910), Дон Жуана (Дон Жуан Мольера, 1910), Смолякова (Красный кабачок Ю.Беляева, 1911), Каренина (Живой труп Л.Толстого, 1912), Леонарда Ферриса (На полпути А.Пинеро, 1914), Бориса (Гроза А.Островского, 1916), Михаила Кубанина (Романтики Д.Мережковского, 1916), Кречинского (Свадьба Кречинского А.Сухово-Кобылина, 1917), Арбенина (Маскарад М.Лермонтова, 1917). В то же время Юрьев играет значительные роли и в других спектаклях Александринки: Принц Карл-Генрих в Старом Гейдельберге В.Мейер-Ферстера (1908), Фердинанд в Коварстве и любви Ф.Шиллера (1909), Глумов в На всякого мудреца довольно простоты А.Островского (1909), Акоста в Уриэле Акосте К.Гуцкова (1910), Карл Моор в Разбойниках Ф.Шиллера (1910), Дон Карлос в Эрнани (1913) и Рюи Блаз в одноименной пьесе В.Гюго (1915), Ракитин в Месяце в деревне И.Тургенева (1916) и др. В 1918 Юрьев создает в Петрограде «Театр трагедии», который вырос из спектакля Царь Эдип Софокла, осуществленного актером в помещении цирка Чинизелли по слегка измененному режиссерскому плану М.Рейнхардта (в роли Эдипа – Юрьев). По замыслу Юрьева, трагедийное начало должно было выйти за пределы обычного театра и приблизиться к формам массового, общенародного зрелища, каковым оно было в античности. Первой и единственной постановкой «Театра трагедии» стал шекспировский Макбет (1918), тяготевший к подчеркнутому примитиву, переносивший зрителей в эпоху раннего средневековья. В 1919 Юрьев вместе с Горьким, Луначарским, Блоком и М.Андреевой принимал деятельное участие в создании Большого драматического театра, программа которого привлекла его своей ориентацией на высокий репертуар. В первые годы существования театра Юрьевым были сыграны несколько крупных ролей: Маркиз Поза (Дон Карлос Ф.Шиллера, 1919), шекспировские Макбет (1919), Отелло (1920), Король Лир (1920). В 1922 Юрьев возвращается в стены бывшего Александринского театра – Академического театра драмы имени А.С.Пушкина и становится его художественным руководителем. С 1922 по 1928 играет меньше, чем ранее – две-три премьеры в год. Среди ролей: Роберт Чильтерн (Идеальный муж О.Уайльда, 1923), Борис Годунов (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, 1923), Сарданапал (одноименная пьеса Дж.Г.Байрона, 1924), Дантес (Пушкин и Дантес А.Каменский, 1926), Беркутов (Волки и овцы А.Островского, 1927), Граф Пален (Павел I Д.Мережковского, 1928) и др. Самым значительным созданием тех лет стал образ Марка Антония в Антонии и Клеопатре Шекспира. Сезоны 1929–1932 Юрьев проводит в московском Малом театре (исполнил всего три роли), выступает на эстраде с концертными программами, в том числе в «Вечерах классического монолога». В 1933, покинув Малый, уходит в Театр имени Мейерхольда для создания нового варианта (более жесткого) образа Кречинского. В 1935 возвращается в Ленинград, в Театр имени Пушкина, где играет до 1945 (последнее выступление в роли Отелло 12 января 1945); среди прочего создает выдающийся образ Несчастливцева в спектакле Лес (1936). Сотрудничает на радио, выступая в трагическом репертуаре (Скованный Прометей Эсхила, Царь Эдип Софокла); снимается в кино (среди них – Капитан Грант в Детях капитана Гранта, 1935); публикует статьи по театральной тематике в центральной печати; ведет работу над Записками – воспоминаниями об актерах, спектаклях, ролях. В течение всей своей творческой жизни Юрьев много гастролировал, принимал участие в частных спектаклях и антрепризах. В том числе – поездки с М.Ермоловой и Е.Турчаниновой, антрепризами В.Давыдова и П.Ленского, Н.Сазонова и М.Савиной, Л.Яворской, А.Кугеля и др. С 1898 Юрьев преподавал на драматических курсах, в школе русской драмы, в Ленинградском театральном институте имени Островского. За книги Беседы актера, Записки и педагогическую деятельность Юрьеву была присвоена степень доктора искусствоведческих наук (1947). Неутомимый труженик, он любил повторять слова, которые написал Т.Сальвини на своем портрете, подаренном молодому Юрьеву: «Труд – это наполовину гений». Умер в Ленинграде 13 марта 1948 года. Признание и награды: заслуженный артист Императорских театров; народный артист Республики (1927); народный артист СССР (1939); Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся многолетние достижения в области театрально-драматического искусства; орден Ленина (1947); орден Трудового Красного Знамени (1939); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; доктор искусствоведения (1947). Роли в Александринском театре: 1893 — «Недоросль» Д.И.Фонвизина — Милон; 1893 — «Гамлет» У.Шекспира — Лаэрт; 1895 — «Горе от ума» А.Грибоедова — Алексей Степанович Молчалин; 1895 — «Укрощении строптивой» Шекспира — Люченцио; 1896 — «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина — Герцог; 1896 — «Эмилия Галотти» Г.Лессинга — Аппиани; 1898 — «Борцы» М.И.Чайковского — князь Ветлужский; 1899 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий; 1899 — «Накипь» П.Д.Боборыкина — Переверзев; 1901 — «Ромео и Джульетта» У.Шекспира — Ромео; 1902 — «Ипполит» Еврипида — Ипполит; 1904 — Фауст И.Гёте — Фауст; «Эдип в Колоне» Софокла — Полиник; 1909 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Фердинанд; 1909 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Егор Дмитриевич Глумов; 1910 — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова — Акоста; 1910 — «Разбойники» Ф. Шиллера — Карл Моор; 1910 — «Дон Жуан» Мольера; постановка Вс. Мейерхольда — Дон Жуан; 1910 — «Шут Тантрис» Э.Хардта; постановка Вс. Мейерхольда — Марк; 1911 — «Красный кабачок» Ю.Беляева; постановка Вс. Мейерхольда — Смоляков; 1912 — «Живой труп» Л.Толстого; постановка Вс.Мейерхольда — Виктор Михайлович Каренин; 1913 — «Эрнани» В.Гюго — Дон Карлос; 1913 — «На полпути» А.Пинеро; постановка Вс.Мейерхольда — Леонард Феррис; 1913 — «Борис Годунов» А. Пушкина — Самозванец; 1915 — «Рюи Блаз» В.Гюго — Рюи Блаз; 1916 — «Месяц в деревне» И.С.Тургенева — Михайла Александрович Ракитин; 1916 — «Гроза» А.Островского; постановка Вс.Мейерхольда — Борис; 1916 — «Романтики» Д.Мережковского; постановка Вс. Мейерхольда — Михаил Кубанин; 1917 — «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина; постановка Вс.Мейерхольда — Михаил Васильевич Кречинский; 1917 — «Маскарад» М. Лермонтова; постановка Вс.Мейерхольда — Евгений Александрович Арбенин; 1923 — «Идеальный муж» О.Уайльда — Роберт Чильтерн; 1923 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого — Борис Годунов; 1924 — «Сарданапал» Дж. Байрона — Сарданапал; 1926 — «Пушкин и Дантес» А.Каменского — Дантес; 1927 — «Волки и овцы» А.Н.Островского — Василий Иванович Беркутов; 1928 — «Павел I» Д.С.Мережковского — Граф Пален; «Антоний и Клеопатра» Шекспира — Марк Антоний; 1936 — «Лес» А.Н.Островского — Геннадий Демьянович Несчастливцев и др. Роли в Театре трагедии: «Царь Эдип» Софокла — Эдип (1918). Роли в БДТ имени М.Горького: 1919 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера; постановка А.Н.Лаврентьева — маркиз Поза; 1919 — «Макбет» У.Шекспира; постановка Ю.М.Юрьева — Макбет; 1920 — «Отелло» У.Шекспира; постановка А.Н.Лаврентьева — Отелло; 1920 — «Король Лир» У.Шекспира; постановка А.Н.Лаврентьева — король Лир. Роли в Театре имени Вс.Мейерхольда: 1933 — «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина; постановка Вс.Мейерхольда — Михаил Васильевич Кречинский. Фильмография: 1913 — Глаза Баядерки — художник Ганс; 1913 — Душегубец — Роберт де Роэ; 1936 — Строгий юноша — Юлиан Николаевич Степанов; 1936 — Дети капитана Гранта — капитан Том Грант. Книги: Беседы актёра; Записки (1948); Юрьев Ю.М. Записки: В 2 томах / Редакция и вступительная статья Е.М.Кузнецова, подготовка текста Л.И.Гительмана, примечания Л.И.Гительман и А.А.Штейнман. Ленинград; Москва: Искусство, 1963. Том 1. 659 страниц; Юрьев Ю.М. Записки: В 2 томах / Редакция и вступительная статья Е.М.Кузнецова, подготовка текста Л.И.Гительмана, примечания Л.И.Гительман и А.А.Штейнман. Ленинград; Москва: Искусство, 1963. Том 2. 510 страниц; Литература: Малютин Я.О., Актеры моего поколения, Ленинград - Москва, 1959; Гительман Л., Рабинянц Н., Высокое искусство. К столетию со дня рождения Ю.М.Юрьева, "Театр", 1972, № 2.

Max_Adler (641x700, 188Kb)
1873
Макс Адлер (немецкое имя — Max Adler)
австрийский юрист, политический деятель, философ и социолог. Его теории имеют основополагающее значение для австромарксизма. Он был старшим братом Оскара Адлера (Oskar Adler), австрийского скрипача, врача и приверженца эзотеризма. Родился в Вене (Vienna). В 1896 году Макс Адлер получил докторскую степень по праву и стал профессиональным юристом. Кроме того, он рано заинтересовался философией и социологией. В начале лета 1919 года он начал преподавать в так называемом 'Круге Шенбрунн' (Schönbrunn Circle). Макс Винтер (Max Winter), вице-мэр Вены, добился того, чтобы несколько комнат в главном здании замка Шенбрунн предоставили в распоряжение 'Kinderfreunde Österreich' (австрийской ассоциации по вопросам детей и семьи). В этой своеобразной школе, где молодые люди проходили подготовку к профессии педагога, Макс Адлер и его коллеги смогли реализовать ряд практических образовательных реформ. Среди коллег Адлера были историк и психолог Вильгельм Иерузалем (Wilhelm Jerusalem), психиатр и психолог Альфред Адлер (Alfred Adler), преподаватель английского и французского языков Марианна Поллак (Marianne Pollak), поэт Йозеф Луитпольд Стерн (Josef Luitpold Stern) и Отто Феликс Каниц (Otto Felix Kanitz), журналист и педагог, погибший в 1940 году в Бухенвальде (Buchenwald). В 1920 году он прошел квалификацию в Венском Университете (Vienna University) и стал профессором социологии и социальной философии. С 1919 по 1921 год Адлер в качестве члена социал-демократической партии входил в региональный парламент земли Нижняя Австрия (Niederösterreich).
Max_AdlerSozialistische_Idee_der_Befreiung_bei_Karl_Marx (450x700, 227Kb)
Sozialistische Idee der Befreiung bei Karl Marx, 1918
Макс Адлер принимал активное участие в образовательных программах для взрослых, и с 1904 по 1925 год работал вместе с другом и соратником Рудольфом Гильфердингом (Rudolf Hilferding) над критикой теории марксизма, результатом чего стала серия работ под названием 'Marx-Studien', т.е. 'Исследование Маркса'. Первой теоретической работой Макса Адлера, привлекшей к нему внимание, было опубликованное в 1894 году исследование трудов Макса Штирнера (Max Stirner) под названием 'Макс Штирнер. Вклад в установление отношений между социализмом и индивидуализмом' (Max Stirner. Ein Beitrag zur Feststellung des Verhältnisses von Socialismus und Individualismus). Название работы определило поле теоретической деятельности Адлера на многие годы вперед. Макс Штирнер отличился тем, что раскритиковал в пух и прах в одной из своих работ теории основоположника социализма Карла Маркса (Karl Marx) и, в свою очередь, подвергся ожесточенным нападкам из стана марксистов. Хотя это исследование трудов забытого философа так и не было напечатано, Штирнер оказал влияние на мировоззрение Адлера, которое тот сохранял на протяжении всей его жизни. Биограф Макса Адлера, имевший доступ к его неопубликованным документам, был удивлен тем духовным родством и высокой степенью преемственности, которая образовалась у его 'подопечного' и представителя анархо-индивидуализма, умершего в нищете за 17 лет до рождения Адлера. Поскольку Адлер хотел работать в рамках восходящего социал-демократического движения, он был очень осмотрительным в своих последующих ссылках на Штирнера, и, продолжая уделять ему большое значение как 'психологическому эквиваленту Маркса', принял большинство аспектов доктрины исторического материализма: сущность истории составляет классовая борьба, а ее реализация предполагает объединение теории с революционной практикой. В отличие от ортодоксальных марксистов, в концепции Адлера диалектика сводится к простой методологии социальных наук, а не выражает какую-либо конкретную диалектику реального исторического процесса. Кроме того, Адлер отвергает связь между научным социализмом и материализмом. Несмотря на принадлежность к социалистическому движению, Адлер выступал с резкой критикой большевизма и отнесся отрицательно к Октябрьской революции в России (Russia). Умер в Вене 28 июня 1937 года. Сочинения: Маркс как мыслитель Ленинград- Москва, 1924; Марксизм как пролетарское мировоззрение. — Петроград, 1923. Библиография: Георг Лукач Доктор Макс Адлер. «Учение марксизма о государстве» (Очерк различий между социологическим и юридическим методом). Вестник Социалистической Академии, 1923, № 3

 (517x699, 128Kb)
1873
Иван Васильевич Бабушкин
профессиональный революционер, большевик-искровец. Известен под партийными псевдонимами Николай Николаевич, Богдан, Новицкая и другими. Иван Васильевич Бабушкин родился в селе Леденгское , Тотемский уезд, Вологодская губерния, в крестьянской семье. С детских лет Иван работал: сперва был «мальчиком» в лавке, затем (с 1887 по 1891 год) — учеником слесаря в торпедной мастерской Кронштадта. Летом 1891 года поступил слесарем в паровозо-механическую мастерскую на Семянниковский завод в Санкт-Петербурге, где проработал до 1896 года. Путь Бабушкина в революцию начался в 1894 году, когда он начал заниматься в руководимом В.И.Лениным рабочем марксистском кружке. На следующий год Бабушкин уже активно работает в Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». Он стал организатором новых рабочих кружков и библиотек, проводил работу не только с рабочими своего предприятия, но и на Александровском и Стеклянном заводах. В январе 1896 года арестован полицией, в феврале 1897 года — сослан в Екатеринослав (проходил по делу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»).
15 января (3 января по ст. ст.) 1873 года родился Иван Васильевич БАБУШКИН post-154-129511991522 (700x393, 246Kb)
В Екатеринославе продолжал революционную деятельность, помогая организовать местное отделение «Союза» (декабрь 1897 года), Екатеринославский комитет РСДРП (октябрь 1898 года) и в 1900 году — нелегальную газету «Южный рабочий». Активно сотрудничал с ленинской «Искрой»: был корреспондентом и агентом газеты. В 1900—1901 годы в качестве агента «Искры» действовал в различных городах Российской империи (Москва, Смоленск, Полоцк, Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск). Под его руководством в октябре 1901 года была создана Орехово-Богородская организация РСДРП, первая в стране признавшая «Искру» своим центральным печатным органом. В декабре 1901 года Бабушкин был арестован на заседании Орехово-Богородского комитета РСДРП, в 1902 году сумел бежать из екатеринославской тюрьмы и переправиться в Лондон. В октябре того же года вернулся в Россию, участвовал в дискуссиях с «экономистами» и зубатовцами. В 1903 году Бабушкина снова арестовали и сослали в Верхоянск (Якутия). Был амнистирован в 1905 году. Во время революции 1905 года был членом Иркутского и Читинского комитетов РСДРП, работал в газете большевиков «Забайкальский рабочий». Был одним из руководителей Читинского вооружённого восстания (с Виктором Курнатовским, Антоном Костюшко-Валюжаничем). 13 января 1906 года покинул Читу. Вместе с пятью товарищами сопровождал состав с оружием для рабочих Иркутска. Они были захвачены экспедицией генерала Александра Меллер-Закомельского, направленной для восстановления порядка, на станции Слюдянка. 18 января 1906 года Бабушкин и его товарищи, телеграфисты Клюшников, Савин, Ермолаев и Бялых были расстреляны по приговору военно-полевого суда на станции Мысовая (ныне город Бабушкин, Бурятия).
Babushkin The_Sovietstamp) (502x700, 364Kb)
Почтовая марка СССР, 1973 год
Память
В 1941 году именем И.В.Бабушкина названы его родное село и район в Вологодской области, город Мысовск в Бурятии, ранее — посёлок в составе города Челябинска (до 1926 года Васильевский выселок). На родине Бабушкина открыт дом-музей Ивана Бабушкина, с экспозицией, рассказывающем о народном быте крестьян XIX века. На станции Мысовая, расположенной в этом городе и где погиб революционер, создан музей И.В.Бабушкина. Именем И.В.Бабушкина названы: В Санкт-Петербурге: улица (до августа 1940 года Кладбищенская) и парк культуры; В Вологде: площадь (с 1973), Вологодская областная универсальная научная библиотека (с 1964); Улицы в Москве, Бабушкине, Киеве, Екатеринбурге, Краснодаре, Иркутске, Оренбурге, Орехово-Зуеве, Ногинске, Рязани, Симферополе, Смоленске, Стерлитамаке, Сыктывкаре, Сызрани, Таганроге, Улан-Удэ, Уфе, Череповце, Чите, Ярославле, Ижевске, Минске, Гомеле, Полоцке, Владимире, Караганде; Улица Взвоз имени Бабушкина в Саратове в 1965—1990 гг. Позднее ей вернули историческую привязку к купцу Степану Бабушкину, в честь которого улица называлась ранее; Переулки в Ростове-на-Дону, Тюмени и Чебоксарах, 3 переулка в Иванове; Днепропетровский завод металлоконструкций имени И.В.Бабушкина (мостовой цех Брянского завода, в котором работал И.В.Бабушкин) до 28 апреля 2017 г.; Рудовоз «Иван Бабушкин», спущенный на воду в январе 1987 года на Николаевском судостроительном заводе «Океан»; Алмаз «Революционер Иван Бабушкин» (171 кар.), найденный в 1973 году в Якутии, и хранящийся в Алмазном фонде Московского Кремля.
Babushkin в Улан-Удэ (700x525, 392Kb)
Бюст И.В.Бабушкина в Улан-Удэ
Памятники И.В.Бабушкину: В Санкт-Петербурге: бюст Бабушкина в парке имени И. В. Бабушкина (1956 г., не сохранился); бюст Бабушкина работы скульптора А.М.Игнатьева на Ново-Александровской улице у дома № 23 (1974 г.);. Бюст революционеру установлен в Улан-Удэ у гимназии № 29 на улице Бабушкина; Бюст революционеру установлен в селе имени Бабушкина в 1956 г.; Памятник И.В.Бабушкину установлен в Вологде; В Кронштадте на бывшей торпедной мастерской, в которой работал Бабушкин, установлена мемориальная доска (Макаровская улица, 2); В 2012 году в Санкт-Петербурге на стене здания заводоуправления Невского (бывш. Семянниковского) завода, где работал И.В.Бабушкин, была установлена мемориальная доска.
Babushkin в Бабушкине (442x700, 365Kb)
Бюст И.В.Бабушкина в Бабушкине
Литература: Бабушкин И.В. Воспоминания (1893—1900 гг.).— Москва, 1955; Ленин В.И. Иван Васильевич Бабушкин (некролог). Полное собрание сочинений. 5 издание. том 20. страницы 79—83; Безбожный В.Т. Страницы истории города Бабушкин. — Москва: ПП «Вымпел», 2011, 424 страницы, иллюстрации. — 2000 экземпляров. ISBN 978-5-905254-04-8; Борщаговский А.М. Сечень: Повесть об Иване Бабушкине. — Москва: Политиздат, 1978. (Пламенные революционеры). — 367 с, ил. То же. — 2-е издание — 1980. — 367 страниц, иллюстрации; Данилкин Л.А. Ленин. Пантократор солнечных пылинок, 2017; 3еликсон-Бобровская Ц.С. И.В.Бабушкин. (2 издание). — Ленинград, 1939; Ленинская «Искра». — Москва, 1950; Лукьянов М.А. Край наш Кабанский у Байкала //М.А.Лукьянов; рецензент А.В Тиваненко. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1986. — страницы 58-89; Мишкевич Г.И. И.В.Бабушкин. Документальная повесть. — Ленинград, 1963; Нечай М.П. «Восточный бастион» (роман, 1974); Новосёлов М.А. И.В.Бабушкин, 1873—1906. — Москва, 1954; Раевский Б.М. Товарищ Богдан: рассказы о Бабушкине. — Ленинград : Детская литература, 1975. В кинематографе: «Иван Бабушкин» (художественный, реж.Кузнецов Г.М., 1985 г., 4 серии).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку