-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107910
Комментариев: 6801
Написано: 116380


8 декабря родились...

Пятница, 08 Декабря 2023 г. 08:36 + в цитатник
Omulevskii_Innokentii_Vasilevich (539x700, 72Kb)
1836
Иннокентий Васильевич Омулевский (псевдоним; настоящая фамилия - Федоров)
руссский прозаик и поэт. Родился в семье местного исправника Петропавловского порта на Камчатке. Первоначальное образование получил дома. В 1842 поступил в Иркутскую гимназию. Становление общественных воз­зрений будущего писателя происходило под воздействием идей сосланных в Сибирь декабристов и участников польского восстания 1830. В 1857 не окончив гимназии, Иннокентий Васильевич переехал в столицу и в течение двух лет был вольнослушателем на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В это время он сближается с демократи­чески настроенной молодежью, группировавшейся вокруг сибиряка Н.М.Ядринцева, знакомится с произведениями Чернышевского, Добролюбова, Писарева. К началу 1860-х гг. относятся первые поэтические опыты Омулевского— стихи на гражданские темы. Они печатались в «Современнике», «Искре», «Русском слове» и других. Покинув Санкт-Петербург, Иннокентий Васильевич поступил на службу — чиновником особых поручений при витебском губернаторе. Служба духовно не удовлетворяла, но помогала глубже узнать жизнь народа. После отмены крепостного права Омулевский оставляет службу и уезжает в Иркутск, где сотрудничает в местной газете «Амур». В 1865 возвращается в Санкт-Петербург и деятельно включается в литературную жизнь столицы. В своих стихах он бичевал общественные пороки дворянско-буржуазного общества: взяточничество, казно­крадство, карьеризм, чинопочитание. Эти критические мотивы особенно явственно прозвучали в таких стихотворениях, как «Самодур», «Канцелярская философия». Поэт-демократ с большим сочувствием и теплотой изображал тяжелую долю бедняков-разночинцев, самоотверженных интеллигентов-тружеников, посвятивших себя борьбе с царизмом. В 1870 в журнале «Дело» был напечатан роман Омулевского «Светлов, его взгляды, характер и деятельность» («Шаг за шагом»), быстро завоевавший популярность среди демократической интеллигенции. В 1873 опубликовал три главы из второго своего романа — «Попытка — не шутка» («Дело», № 1), посвященного труду и борьбе демократической интеллигенции 1870-х гг., но оставшегося незаконченным. В том же году Иннокентий Васильевич был арестован и почти на год заключен в Петропавловскую крепость. Поводом к репрессии послужили «недозволенные отзывы» о правительстве. В 1879 Омулевский Иннокентий Васильевич выехал в Иркутск, но через несколько лет трудной жизни в провинции снова вернулся в Санкт-Петербург. К концу жизни писатель был разорён, так как литературное поприще не давало ему значительных средств к существованию. После продолжительной и тяжелой болезни умер в нищете и одиночестве от разрыва сердца 7 января 1884 года и был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Перед смертью Омулевского все его произведения были собраны в один том под названием «Песни жизни» (Санкт-Петербург, 1883). В Иркутске именем писателя названа улица, на жилом доме установлена информационная доска. Омулевский И.В вошел в историю русской литературы как автор романа «Светлов, его взгляды, характер и деятельность» («Шаг за шагом»). В романе, вызвавшем оживленную журнальную полемику, писатель поставил самые злободневные проблемы современности: пути революционной борьбы и способы пробуждения народа, моральный облик нового человека, роль женщины в общественной борьбе. Герой романа Светлов устраивает воскресную школу и объединяет вокруг себя свободо­мыслящих людей, мечтающих посвятить свою жизнь служению народу. Однако идеалы Светлова во многом расплывчаты и абстрактны. Он сторонник постепенных преобразований, убежден в бесполез­ности открытого выступления рабочих. Выведены в романе и революционеры, сторонники быстрых и решительных действий (например, старый революционер Варгунин). Заслугой автора является глу­бокая вера в будущее Светловых («Светловых еще много будет впереди»). Роман Иннокентия Васильевича тесно связан с традициями демократической литературы 1860-х гг. М.Е.Салтыков-Щедрин назвал его в числе произведений, «с полной добросовестностью относящихся к насущным вопросам современности» (Полное собрание сочинений, том VIII, страница 442). В стихах Омулевского, вышедших в 1883 отдельным сборником под общим названием «Песни жизни», повторялись мотивы демократической поэзии 1860—1870-х гг. Омулевский И.В. переводил стихи польского поэта Людвига Кондратовича (Владислава Сырокомли). Сочинения: Полное собрание сочинений (Вступительная статья П.В.Быкова), тома 1—2, Санкт-Петербург, (1906); Шаг за шагом. (Вступительная статья Т.А.Войтик), Москва, 1957; (Стихи), в книге: Поэты-демократы 1870—1880-х годов, Ленинград, 1968. Литература: Оскоцкий В. Творческий путь И.В.Омулевского // Послесловие в книге Омулевкий И.В. Шаг за шагом: Роман, рассказы. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. — тираж 100 000 экземпляров. — («Литературные памятники Сибири»). — Страницы 540—568; Рубанович А. И.В.Федоров-Омулевский // Литературная Сибирь: Критико-биобиблиографический словарь / Составители Трушкин В.П., Волкова В.Г. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986. — Страницы 116—120; Щуров И.Я. Омулевский // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978. Том 5: Мурари — Припев. — 1968. — Столбец 438; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, Москва — Ленинград, 1962.

00Бунаков  (544x700, 28Kb)
1837
Николай Федорович Бунаков
русский педагог, последователь К.Д.Ушинского, теоретик и практик начального обучения, методист и автор учебников и учебных пособий по русскому языку. Родился в Вологде. После домашнего воспитания окончил курс Вологодской классической гимназии. Преподавал русский язык в Вологодском уездном училище, в Воронежской военной гимназии, сотрудничал с воронежским научным журналом «Филологические записки». Одновременно организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения, разрабатывал методику преподавания в ней. Был руководителем учительских съездов и курсов. Руководил 11-ю учительскими съездами. В 1872 г. читает лекции по методике обучения родному языку на съезде учителей. Ведёт большую работу среди народных учителей: читает лекции, руководит летними курсами и съездами, проводит показательные занятия. Из-за политической неблагонадёжности его отстраняют от организационно-педагогической деятельности, и он переезжает в Воронеж в село Петино, где на свои средства открывает начальное народное училище. Училище было трёхлетним, с пришкольным интернатом. Из выпускников училища создал самодеятельный крестьянский театр. Умер в Санкт-Петербурге 20 декабря 1904 года.
БунаковНадгробие_Н._Ф._Бунакова (525x700, 491Kb)
Н.Ф.Бунаков похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
Трудовое воспитание
Н.Ф.Бунаков отмечал, что основное начало разумной жизни для человека есть труд. «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью». В работах Бунакова показанно что школа должна развивать в своих учениках любовь и уважение к труду как в интересах обучения, которое само по себе есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще. Бунаков считал что учащийся может полюбить труд посильный и интересный. Чтобы ученик полюбил учение - этот труд , на котором школа может развивать в детях любовь к труду вообще, необходимо чтобы учение соответствовало силам и возрасту учащихся. Поэтому ученики должны с первого раза почувствовать и постоянно сознавать, что они собираются в школу трудиться, заниматься серьёзным и важным делом. По мнению Бунакова если с первого раза школьное дело представится, во - первых, серьёзным, во - вторых, интересным, занимательным, если затем учитель сумеет как можно чаще повторять такое впечатление - в душе маленького ученика накопится массу таких ощущений, которые в результате дают представления об учении как деле важном и занимательном.
Народность в воспитании
Бунаков считал что важным мотивом в жизни человека является сознание себя гражданином страны и стремление к пользе своего отечества как к личной выгоде. Он отмечал что школа имеет довольно случаев и должна поддерживать в учениках чувство народности. К этому ведёт изучение родной природы, отечественной географии и истории, изучение родного языка и поэтического материала, носящего на себе яркую, живую печать народного духа, представляющего идеальное изображение русской природы и русской жизни. При этом Бунаков не противоставлял идею народности в воспитании, общечеловеческому воспитанию. По его мнению не нужно искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и представлять им всё отечественное преувеличенно прекрасным. По его мнению разумные педагоги просвещая умы воспитанников европейской наукой, на сколько это возможно, рядом с любовью к отечеству должны развивать и вообще любовь человека в обширном смысле слова.
Вклад в развитие российской педагогики
Развивал идеи К.Д.Ушинского. Он подробно разработал методику объяснительного чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского он усовершенствовал ее. Был сторонником демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. Считал, что неграмотность является величайшей бедой и несчастьем народа. Успех борьбы с этой бедой зависит от расширения сети народных школ и организации обучения в них. Разработал методику и содержание начального образования; кроме счёта, письма и чтения учебный план его училища включал сведения о природе, географии, истории и литературе, светское пение, огородничество и садоводство. Важнейшим делом считал подготовку народных учителей и увеличения их числа в школах вдвое. Считал, что общественная и частная инициатива должны иметь полную свободу в устройстве народных школ.
Труды: «Первое научно-литературное движение у Руссинов в Галиции со времени австрийского господства в этой стране» («Славянский вестник», Воронеж, 1867); «Азбука и уроки чтения и письма» (1871); «Книжка-первинка» (1881); «В школе и дома: хрестоматия» (1876); «Обучение грамоте по звуковому способу» (1871); Бунаков Н.Ф. Записки Н.Ф.Бунакова. Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, премущественно провинциальной. 1837-1905 [Текст] / Н.Ф.Бунаков. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1909. - XXIV, 364 страницы; Бунаков Н.Ф. Как я стал и как перестал быть "учителем учителей" [Текст] / Н.Ф.Бунаков. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1905. - 159 страниц; Бунаков Н.Ф.Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за 30 лет. (1872-1902 г.) [Текст] / Н.Ф.Бунаков. - Издание 3-е, значительно переработанное. - Санкт-Петербург: Гутзац, 1906. - 231 страница; Бунаков Н.Ф. Очерк народного образования Вологодской губернии. Литература: Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — Москва, 2003. — Страница 129; Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы.- Москва, 2003; Педагогический энциклопедический словарь/Под редакцией Б.М.Бим-Бада.- Москва, 2003.

Dubrovin_N_F (588x700, 44Kb)
1837
Николай Фёдорович Дубровин
военный историк, генерал-лейтенант, академик Санкт-Петербургской Академии Наук (1890), ее непременный секретарь, редактор журнала «Русская старина». Родился в селе Корытово (ныне Великолукского района Псковской области). Образование он получил в Полоцком кадетском корпусе (1853) и Константиновском кадетском корпусе (1856). Окончив Михайловскую артиллерийскую академию, служил в лейб-гвардии, 1-й артиллерийской бригаде, затем в штабе артиллерии гвардейского корпуса и в Санкт-Петербургском окружном артиллерийском управлении. 29 марта 1869 года был прикомандирован к Главному штабу для военно-исторических работ. 11 сентября 1878 года произведён был в генерал-майоры. В 1882 году назначен членом военно-учебного комитета при Главном штабе. 11 сентября 1888 года произведён в генерал-лейтенанты. С 1886 года — член Академии Наук, с 1893 года — непременный ее секретарь. Научно-литературная деятельность Дубровина началась статьями в «Артиллерийском Журнале» и повестью «Ум для света» (в «Рассвете»). Позже он посвятил себя изучению, главным образом, русской военной истории, впервые дав, на основании архивных материалов, описание войны 1812 года, Кавказской и Крымской войн. Согласно известному военному историку Л.Г.Бескровному: «Н.Ф.Дубровин занимает особое место среди военных историков второй половины XIX века. По существу, он не примыкает ни к одному из течений, определившихся в военно-исторической науке того времени. Круг интересов Н.Ф.Дубровина обширен. Он занимается не только вопросами военной истории, но также истории дипломатии и внутренней политики России». Умер Дубровин в Санкт-Петербурге 25 июня 1904 года. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1864); Орден Святой Анны III степени (1864); Бриллиантовый перстень (1866); Орден Святого Станислава II степени (1868); Орден Святого Владимира IV степени (1871); Монаршее благоволение (1873); Орден Святой Анны II степени (1875); Орден Святого Владимира III степени (1883); Орден Святого Станислава I степени (1887); Орден Святой Анны 1-й степени (1891); Орден Святого Владимира II степени (1895); Орден Белого орла (1900). Чинопроизводство: вступил в службу (23 августа1853); прапорщик (23 июня 1855); подпоручик (5 июля 1857); прапорщик гвардейской артиллерии (15 июня 1859); подпоручик (11 сентября 1861); поручик (29 апреля 1862); штабс-капитан (11 сентября 1866) — награждён; капитан (28 апреля 1866); полковник (11 сентября 1868) — награждён; генерал-майор (11 сентября 1878) — награждён; генерал-лейтенант (11 сентября 1888) — награждён. Главные труды по военной истории: Закавказье от 1803-1806 года: [историческое исследование] / [Сочинение.] Н.Дубровина. — Санкт-Петербург : Типография департамента уделов, 1866. — IV, 542 cтраницы, лист карт; Георгий XII, последний царь Грузии и присоединение ее к России / Сочинение.] Н.Дубровина. — Санкт-Петербург : Типография департамента уделов, 1867. — VI, 245 страниц; История войны и владычества русских на Кавказе, 1871; Присоединение Крыма к России, 1885; А.B.Суворов среди преобразователей екатерининской армии, 1886; Отечественная война в письмах современников. (1812—1815 гг.) / Н.Дубровин. — Санкт-Петербург : [Типография Императорской Академии Наук], 1882. — XXIV, 691 страница. — Приложение к 43-му тому. Записок императорской Академии Наук; №1; История крымской войны и обороны Севастополя, 1900. Труды о России XVIII—XIX веков: Много данных собрал Дубровин и для характеристики русского общества в конце XVIII и начале XIX веков, в работах: Пугачёв и его сообщники; Наши мистики-сектанты; Русская жизнь в начале XIX столетия. Биографии и статьи: В «Военном Сборнике», «Русском Вестнике», «Отечественных Записках» и особенно в журнале «Русская старина», в редактировании и хозяйственных делах которого Дубровин с 1896 г. принимал близкое участие, им помещен ряд блестящих характеристик русских государственных и общественных деятелей: Суворова, князя А.А.Прозоровского, князя П.М.Волконского, князя П.И.Шаликова и других. Им же написана Биография Н.М.Пржевальского. Дубровин также издал: Доклады и приговоры Правительства Сената при Петре Великом; Протоколы, журналы и указы Верхнего Тайного Совета в Сборнике Русского Императорского Общества; Сборник исторических материалов, извлеченных из архива Собственной Его Императорского Величества канцелярии" и много другое. Литература: Бескровный Л.Г. Очерки военной историографии России. Москва, 1962; Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Дубровин, Николай Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Куник А. Записка об ученых трудах Н.Ф.Дубровина. — Санкт-Петербург, 1890; Рудаков В.Е. Учёно-литературная деятельность Н.Ф.Дубровина // Исторический вестник, 1904, № 9; Строев В.Н. Воспоминания // Русская старина, 1904; Перечень некрологов — в № 7 «Исторического Вестника» за 1904 г; Список генералам по старшинству. — Составлен по 14 мая 1903 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1903. — Страница 163; Дубровин Николай Фёдорович // Энциклопедия Санкт-Петербурга.

Louis_Arthur_Ducos_du_Hauron (509x700, 281Kb)
1837
Луи Артюр Дюко дю Орон (французское имя — Louis Arthur Ducos du Hauron; настоящее имя — Луи-Артюр-Монталамбер Дюко, Louis-Arthur-Montalembert Ducos)
французский изобретатель, один из пионеров цветной фотографии во Франции. Создатель способа печати цветных гравюр, применяемого до настоящего времени. Родился в городе Лангон, департамент Жиронда, Франция, в семье акцизного чиновника. Значительную часть жизни прожил рядом с братом Альсидом (французское имя — Alcide) и родными; остался бездетным, умер холостяком. В юности увлекался живописью, подавал надежды как пианист (позднее состоял в регулярной переписке с Камилем Сен-Сансом). К двадцати годам, несмотря на отсутствие научного образования, посвятил себя занятиям фотографией. В двадцать два года представил аженскому Обществу искусств и наук «Очерк световых ощущений» (французское название — Etude des sensations lumineuses), после чего был прозван французской прессой «молодым учёным с Юга» (французское название — le jeune savant du Midi). С начала 1860-х годов разрабатывал практические способы получения цветных изображений по методам аддитивного и субтрактивного цветового синтеза. 1 марта 1864 года, за семь месяцев до рождения изобретателя кинематографа Луи Жана Люмьера, получил патент на аппарат для съёмки и проецирования движущихся картин — прототип-гибрид кинокамеры и кинопроектора. 23 ноября 1868 года запатентовал «трихромию» (французское название — trichromie, от древне-греческого τρί — три и χρῶμα — цвет) — цветной фотографический процесс полного цикла, включавший съёмку негативов через зелёный, оранжевый и фиолетовый светофильтры, позитивную печать на тонких пластинах желатины, сенсибилизированной раствором калиевого хромпика с добавлением углеродных красителей аддитивных цветов (красного, синего, жёлтого), и наложение трёх пластин для получения полноцветного изображения. В 1869 году издал трактат «Цвета в фотографии: решение проблемы» (французское название — Les Couleurs en Photographie, solution du problème). В 1877 году получил один из самых известных снимков в истории фотографии — цветную панораму Ажена, выполненную субтрактивным методом цветового синтеза. В 1878 году представил на Всемирной выставке в Париже коллекцию среднеформатных желатиновых «фотохромий» (цветных фотографий). Несмотря на успех коллекции, отклонил предложение немецкого предпринимателя перевести трихромный процесс на промышленную основу. В 1884—1896 годах жил в доме своего брата — советника французского апелляционного суда в Алжире; затем переехал в Париж. В 1891 году запатентовал принцип анаглифических очков. В 1900 году, после успешной демонстрации своих работ на выставке в Турине, был награждён орденом Почётного легиона с назначением ежегодной правительственной субсидии в 1200 франков. В 1902 году вышел на пенсию и снова поселился в одном доме с братом в городе Савиньи-сюр-Орж. Умер в городе Ажен, департамент Ло и Гаронна, Франция, 31 августа 1920 года. В 1914 году, после смерти Альсида (1909) и его сына (1912) — любимого племянника дю Орона, — переехал со вдовой брата в Ажен, где провёл последние годы жизни. 28 января 1951 года по инициативе туристического объединения Савиньи-сюр-Оржа и в присутствии членов муниципалитета на доме № 14 по улице дез Россай (французское название — des Rossays), где жил Дюко дю Орон, была установлена мемориальная доска в его честь.
Louis_Arthur_Ducos_du_Hauron01 (700x611, 564Kb)
Листья. Трихромия, 1869
Louis_Arthur_Ducos_du_Hauron02 (507x700, 269Kb)
Композиция с георгинами. Трихромия, после 1869
Louis_Arthur_Ducos_du_Hauron03 (700x479, 367Kb)
Вид Ажена. Гелиохромия (бихроматный процесс), 1877
Louis_Arthur_Ducos_du_Hauron04 (700x580, 261Kb)
Птицы. Трихромия, 1879
Литература: Coe, Brian. Colour Photography : The First Hundred Years: 1840—1940 : [англ.]. — Ash Grant, 1978. — ISBN 0-904069-24-9.

Меллер_Валериан_Иванович (523x700, 196Kb)
1840
Валериан Иванович Меллер (Мёллер)
горный инженер, геолог, палеонтолог, член-корреспондент Императорской академии наук (1881), профессор, директор Горного института (1893—1900). Родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье из Олонецкой губернии. Образование получил в Институте корпуса горных инженеров, окончив курс в 1860 году с чином поручика. Первоначально был назначен на службу в распоряжение главного начальника Уральских горных заводов. В конце 1860 года зачислен по главному управлению корпуса горных инженеров, с прикомандированием к музею Горного института. В 1861 году командирован для исследования коменноугольной системы Урала, а в 1862 году для исследования геологического строения Самарской Луки. В 1863—1867 годах занимался геологическими исследованиями на Урале в Нижегородской губернии. В 1867 году избран адъютантом Горного института на кафедре палеонтологии. В 1870 году командирован на Урал, для изучения находящейся в средней части этого хребта месторождении каменного угля, с целью определить значение их для проектировавшейся в то время Уральской горнозаводской железной дороги и вместе с тем был назначен членом комиссии для решения вопроса о выгоднейших направлении этой дороги. В 1873 году избран и утвержден профессором Горного института. На первом географическом конгрессе в Париже в 1875 году удостоен за научные труды медали первого класса. В 1878 году в Париже избран вице-президентом Международного геологического конгресса и членом международной комиссии по объединению геологических карт и составлению общей геологической карты Европы. В 1880 году командирован на Урал для заведования, производившимися там геологическими изысканиями. В 1881 году командирован в Италию, для участия во втором геологическом конгрессе в Болонье, на котором он был вторично избран одним из вице-президентов конгресса. В 1881 году Императорская академия наук присудила ему премию академика Брандта. В том же году избран членом корреспондентом Императорской академии наук. В 1885 году назначен управляющим горной частью Кавказского края, на него было возложено наблюдение за геологическими и быровыми работами, производившимися для определения направления железнодорожного тоннеля на Сурамском перевале. В 1887 году председательствование в особом совещании горных инженеров при кавказских минеральных водах, по вопросам сохранения источников, о необходимых горных и гидротехнических работах и наблюдение за исполнением технических работ по устройству Ессентукских минеральных источников. В 1890 году председательствование на шестом экстренном съезде нефтепромышленников в Баку. В 1890 году назначен членом Горного совета и Горного учёного комитета. В 1893—1900 годах — директор Горного института. Скончался в родном городе 17 июля 1910 года. Семья: Семья состояла в родстве с семьями горных инженеров Иосса и Карпинских; Отец — Меллер, Иван Карлович (1795—1856) — окончил Горный кадетский корпус (1813), работал на Александровском пушечном заводе Олонецкого округа, был надзирателем железных рудников, работал на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге, подполковник (1833); Жена — Варвара Николаевна; Сын — Григорий (родился в 1871); Сын — Николай (родился в 1869), служил в Первом Департаменте Министерства юстиции (1914—1917), секретарь Горного института (1923—1930); Внучка — Варвара Николаевна (1906—1942); Правнучка — Надежда Иосифовна (родилась в 1932), после смерти матери в блокадном Ленинграде жила в детском доме. Членство в организациях: 1881 — член-корреспондент, Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук; 1884 — почётный член, Императорское Санкт-Петербургское Минералогическое общество. Библиография: Автор более 90 научных трудов, среди них: О трилобитах каменноугольной формации Урала, с образом и некоторыми дополнениями предшествующих наблюдений над каменноугольными трилобитами вообще: Рассуждение, представл. в Совет Горн. ин-та для получения звания адъюнкта по Кафедре палеонтологии. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1867; Volborthia, новый род ископаемых плеченогих моллюсков. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1873; О горючем сланце близ деревни Абдулиной, на реке Юрезани, Уфимской губернии. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1873; Геологическое описание Илимской и Уткинской казенных дач на Урале и результаты произведенных в них разведочных на каменный уголь работ: (С 2 геологическими картами и 4 таблицыми геологических разрезов). Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1875; Очерк геологического строения южной части Нижегородской губернии. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1875; Геологический очерк окрестностей Александровского завода на Урале. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1876; К геологическому очерку южной части Нижегородской губернии. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1876; Несколько слов о фосфоритах Нижегородской губернии. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1876; Палеонтологические дополнения и пояснения к письму Н.Я.Данилевского о результатах поездки его на Маныч. Санкт-Петербург: типография В.Безобразова и К°, 1878; Спирально-свернутые фораминиферы каменноугольного известняка России. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1878; О некоторых, содержащих фораминиферы, породах Персии. Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1881; Атлас к Курсу палеонтологии, читанному в Горном институте профессором В. Меллером и адъюнктом И.Лагузеном. Санкт-Петербург: издание студентов В.Максимова и И.Крыжановского, 1882; Полезные ископаемые и минеральные воды Кавказского края Тифлис: Управление горной частью Кавказского края, 1889; Общая геологическая карта России / Лист 139. Описание центральной части Урала и западного его склона, на основании наблюдений В. Меллера, А. Краснопольского и Ф.Чернышева / Составитель Ф.Чернышев, Санкт-Петербург: Геологическая комиссия, 1889; Полезные ископаемые и минеральные воды Кавказского края: Доп. и исправил по новейшим сведениям М.Денисов, Санкт-Петербург: Горный департамент, 1900. Литература: Меллер, Валериан Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Тип. Исидора Гольдберга, 1897. — Страницы 1163—1164; Краснопольский А. Памяти Валериана Ивановича Меллера / [Некролог] // «Известия Геологического комитета». — 1910. — Том 29. — № 8; Крымгольц Г.Я., Крымгольц Н.Г. Имена отечественных геологов. — Санкт-Петербург, 2000.

1840
Георгий Иванович Перетяткович
русский буржуазный историк, преподавал русскую историю в Новороссийском (Одесском) университете (с 1877), профессор. Перетяткович. - ученик С.М.Соловьева. Окончил Московский университет, где им была написана магистерская диссертация "Поволжье в XV и XVI вв. Очерки из истории края и его колонизации" (Москва, 1877). Этой же теме Перетяткович посвятил докторскую диссертацию. Ряд статей Перетятковича посвящен проблемам истории господствующего класса 15-17 вв. Исследуя процессы развития экономики на юго-восточной окраине России, Перетяткович игнорировал при этом классовую сущность колонизации феодальным государством этой территории. Он сводил проблему взаимовлияния и контактов различных народов Нижнего и Среднего Поволжья к политике русификации и их насильственной христианизации. Умер в Одессе 20 августа 1908 года. Сочинения: Поволжье в XVII и в начале XVIII вв. Очерки из истории колонизации края, Одесса,1882; Малороссияне в Оренбургском крае при начале его заселения, Труды VI Археологического съезда, том 2, Одесса, 1888.

borrelly (524x700, 149Kb)
1842
Альфонс Луис Николас Борелли (французское имя — Alphonse Louis Nicolas Borrelly)
французский астроном, первооткрыватель комет и астероидов, который работал в Марсельской обсерватории, Франция. Родился в коммуне Рокмор, департамент Тарн, Франция. В период с 1868 по 1894 год им было обнаружено в общей сложности 18 астероидов, а также одна короткопериодическая комета 19P/Борелли. Умер 28 февраля 1926 года. В знак признания его заслуг одному из астероидов было присвоено его имя (1539) Боррелли. Открытые астероиды: (99) Дике, 28 мая 1868; (110) Лидия, 19 апреля 1870; (117) Ломия, 12 сентября 1871; (120) Лахесис, 10 апреля 1872; (146) Луцина, 8 июня 1875; (157) Деянира, 1 декабря 1875; (171) Офелия, 13 января 1877; (172) Бавкида, 5 февраля 1877; (173) Ино, 1 августа 1877; (198) Ампелия, 13 июня 1879; (233) Астеропа, 11 мая 1883; (240) Ванадида, 27 августа 1884; (246) Аспорина, 6 марта 1885; (268) Адорея, 8 июня 1887; (308) Поликсо, 31 марта 1891; (322) Фео, 27 ноября 1891; (369) Аэрия, 4 июня 1893; (394) Ардуина, 19 ноября 1894. Источники: Bosler, J. Alphonse Borrelly (article nécrologique) (англ.) // Astronomy and Astrophysics : journal. — 1926. — Vol. 9, no. 169.

Doinel,_Jules (525x700, 189Kb)
1842
Жюль Бенуа Станислас Дюанель Дю Вал-Мишель (французское имя — Jules-Benoît Stanislas Doinel du Val-Michel)
французский оккультист, видный деятель французского неогностического движения, основатель первой гностической церкви в новое время. Жюль (Юлиус) Дюанель родился в городе Мулен (департамент Алье, Франция), в католической семье. В 1853 году он поступил на учебу в иезуитское духовное училище в Изере, близ Мулена, однако к концу 1860 года в связи с переменами в мировоззрении он оставил учебу в духовной семинарии, которую он начал в 1859 году. Затем он учился в Коллеже Станислас в Париже и впоследствии был принят в Национальную Школу Хартий, которую он окончил в 1866 году, написав Очерк о жизни и произведениях Пьера де ла Палю, Патриарха Иерусалимского (1275 или 1280—1342). Работая архивариусом в 1860−1870 годах, он публикует различные труды о средневековой истории, в частности о Жанне д’Арк, Бланке Кастильской, Гуго ле Бутилье и Крестовых Походах. Он также работал архивариусом в департаментах Канталя (1871), Луаре (1875) и Ода (1900).
Пребывание в Масонстве и уход в Мартинизм
В конце 1884 года Дюанель был посвящён в степень ученика вольного каменщика в одной из лож Великого востока Франции, в апреле 1886 года он был посвящён в степень мастера-масона. Однако к 1890 году он отходит от масонства, принимая в том же году посвящение в Орден Мартинистов от Папюса.
Гностическая церковь
Запрос «Гностическая церковь» перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья. Дюанель прежде всего известен тем, что он основал Гностическую Апостольскую Церковь (фр.)русск., в деятельности которой принимали участие многие европейские оккультисты того времени. Работая архивариусом в Библиотеке Орлеана, в 1888 году, Дюанель обнаружил подлинник документа, датированный 1022 годом, автором которого был каноник Стефан Орлеанский, учитель и предшественник катаров, обучавший гностическим доктринам. В конце того же 1022 года Стефан был обвинен в ереси и сожжен, будучи осужден в ходе известного Орлеанского процесса. История героического сопротивления и мученичества катаров настолько очаровала Дуанеля, что он взялся за изучение их доктрин, равно как доктрин их предшественников — богомилов, павликиан, манихеев и гностиков начала христианской эры. По мере своей работы он пришел к убеждению, что гностицизм, наряду с масонством, является истинной религией. В 1888 году Дюанеля посетило видение, в котором «Эон Иисус» предстал перед ним и вдохновил его на работу по созданию новой церкви. Он духовно посвятил Дюанеля в сан «Епископа Монсегюра и Примаса Альбигойцев». После видения Эона Иисуса, Дуанель попытался установить контакт с духами катаров и гностиков во время сеансов, проходивших в салоне леди Кейтнесс, которая была видной фигурой во французских спиритических кругах того времени, ученицей Анны Кингсфорд и лидером французского отделения Теософического Общества. Во время этих сеансов были получены различные послания от катарских священнослужителей и указания по дальнейшей организации Гностической Церкви. На одном из сеансов Дюанель получил следующее сообщение: «Я обращаюсь к Вам, потому что Вы — мой друг, мой слуга и прелат моей альбигойской церкви. Я выслана из Плеромы, я — та, кого Валентин называл София-Ахамот. Я — та кого Симон Маг называл Елена-Энойя; поскольку я — Вечный Гермафродит. Иисус — Слово Бога; я — Мысль о Боге. Однажды я вновь вернусь к моему Отцу, но я нуждаюсь в помощи; в мольбе моего Брата Иисуса, чтобы ходатайствовать за меня. Только Бесконечный способен искупить Бесконечность, и только Бог способен искупить Бога. Слушайте внимательно: Один родил Одного, и это есть Один. И эти Три — Одно: Отец, Слово и Мысль. Укрепите мою Гностическую церковь. Демиург не сможет воспрепятствовать этому. Обретите Параклета» На других сеансах удалось установить контакт с упомянутым каноником Стефаном, а также с катарским епископом из Тулузы XII века, Жильбером Кастре, который был убит в битве у Монсегюра. На сеансе в сентябре 1889 года появился весь «Высочайший Синод Епископов Параклета», состоящий из сорока катарских епископов. Епископы назвали свои имена, которые были позже проверены по отчетам в Национальной Библиотеке и оказались вполне точными. Жильбер Кастре, который оказался главой Синода, обратился к Дуанелю и поручил ему воссоздать доктрины гностиков и возвестить об этом миру, учредив «Собрание Параклета», которое следовало назвать Гностической Церковью. Далее, согласно посланию Жильбера Кастре, основателю Церкви должна помогать Елена-Эннойя, с которой они должны были стать духовными супругами. Церковь должна была состоять из Parfaits и Parfaites («совершенных» — на французском), а её священным писанием было объявлено Евангелие от Иоанна. Церковь должна была управляться мужчинами-епископами и женщинами-«софиями», которых следовало избирать и посвящать по гностическому обряду. Дюанель объявил 1890 год началом «Эры Восстановленного Гнозиса». Он принял сан Патриарха Гностической Церкви под мистическим именем Валентина II, в знак уважения к Валентину, основателю гностической школы валентиниан, жившему во II веке н. э. Он посвятил множество епископов, все они выбирали мистические имена, которые предварялись греческой буквой Тау, представлявшей греческий тау-крест или египетский знак Анкх. Дюанелем и посвящёнными им епископами, на основании посланий, были разработаны соответствующие гностические обряды. Doinel,_Jules10 (512x700, 122Kb)
Жуль Дюанель
В литургическую практику Церкви также входили два таинства, практиковавшиеся катарской общиной. По сути, деятельность Гностической Церкви Дуанеля представляла собой разновидность мистического масонства и привлекла многих членов масонских и околомасонских братств, среди которых можно упомянуть Папюса, Поля Седира, Луи Софрона Фугерона, Рене Генона и других. К концу XIX века представительства Гностической Церкви были основаны в шестнадцати городах Франции, в Бельгии, в Богемии, в Италии (Милан, Конкореццо).
Реакция Ватикана
Являясь в принципе одним из многочисленных и безобидных религиозных движений, известных в Париже в конце века, церковь, основанная Дюанелем, тем не менее, вызвала живое волнение в официальных кругах, провоцируя даже отправку в Ватикан специального досье на «возникновение катарских тенденций», за которым последовал недвусмысленный приговор Папы, обличающий учреждение Дуанеля как новое проявление древней альбигойской ереси.
Антимасонский период и отречение
Однако в 1895 году Жуль Дюанель отказывается от сана Патриарха Гностической Церкви, обратившись к римскому католицизму. Причиной тому послужило влияние Лео Таксиля, известного авантюриста, автора ряда антимасонских памфлетов. Дюанель, под псевдонимом Жан Костка, возможно в соавторстве с Таксилем, нападает на Гностическую Церковь, масонство и мартинизм — организации, которые до недавнего времени были частью его жизни. Апофеозом этой деятельности стала книга «Люцифер разоблаченный», в которой говорится о сатанинском характере масонских ритуалов и символов, а также о сатанинских корнях деятельности всех оккультных братств и организаций, работавших в то время в Европе. О причинах приведших к резкой перемене мировоззрения Дюанеля неизвестно практически ничего. Вся информация, которая имеется на сегодняшний день — это свидетельства его современников, которые тем не менее, весьма скудны. Жерар Анкосс впоследствии написал о нем следующее: «Ему (Дюанелю) не хватило необходимого научного образования, чтобы с легкостью объяснить те чудеса, которые невидимый мир растрачивал на него. Поэтому, Дюанель стоял перед выбором — измениться самому или лишиться разума. Давайте будем благодарны, что Патриарх Гнозиса выбрал первый путь».
Возвращение к Гностицизму и конец жизни
В 1899 году Дюанель вновь раскаялся в своем отступничестве и начал общаться с Леонсом Фабр дез Эссаром, своим преемником в качестве патриарха Вселенской Гностической Церкви. В 1900 году он попросил примирения с Гностической Церковью и нового признания его епископом. В качестве первого акта посвящения, как Патриарха Гностической церкви, Фабр дез Эссар повторно посвятил его под именем Тау Юлиуса, Епископа Але и Мирпуа. Жуль Дюанель умер в Каркассоне, в ночь с 16 на 17 марта 1902 года. К Церкви, основанной Дюанелем, возводят своё происхождение многие неогностические церкви, существующие и по сей день. Литература: «Un aventurier de la gnose occidental : Jules Doinel» Jean Pierre Bonnerot in Le monde Inconnu décembre 1979; «L'Église Gnostique — histoire, doctrine, rites» Robert Amadou, In L’Autre Monde mai 1982; «L’occultisme en France au XIXème et XXème siècle : l’Eglise Gnostique, René Le Forestier», 1990 — Archè Milano.

Emile_Reynaud_RA (444x700, 159Kb)
1844
Эмиль Рейно (французское имя — Charles-Émile Reynaud)
французский изобретатель, художник и популяризатор науки, предтеча мультипликации. Родился в Монтрё, Швейцария. Сын медальера и часовщика, Рейно с детства работал у отца в мастерской. С 1858 года он начал осваивать ремонт и отладку оптических инструментов, а затем стал одновременно работать ассистентом парижского фотографа—портретиста Адама Саломона, занимаясь ретушью фотографий. В 1864 году он стал помощником известного лектора и популяризатора науки аббата Муаньо, путешествуя с ним по Франции и учась у своего патрона мастерству популярной лекции. Взяв за основу зоотроп, который позволял рассматривать движущиеся картинки через видоискатель, в 1876 году Рейно усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарём, что позволяло насладиться зрелищем уже не одному-единственному зрителю, а многим одновременно. Рейно придумал заменить цилиндр аппарата мягкой лентой, на которой были укреплены желатиновые пластинки размером 4x5 см; эти картинки через помещённое в центре зеркало отображались на экране. Кроме того, Рейно первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя её отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Он был и первым, кто синхронизировал изображение и звук, причём музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам. С 1877 года Рейно обосновался в Париже и стал читать собственные популярные лекции.
 (700x518, 306Kb)
В это же время он сконструировал праксиноскоп — оптический прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение. На протяжении последующих полутора десятилетий Рейно совершенствовал свой аппарат, так что в 1892 году он смог приступить к публичной демонстрации такой последовательности картин на экране в парижском музее Гревен. В 1892 состоялся первый показ мультипликационного фильма, когда Рейно представил изумлённой публике, собравшейся в парижском музее Гревен, свои «светящиеся пантомимы». Он показывал им программы из нескольких сюжетов, сеанс продолжался пятнадцать—двадцать минут. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображение на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок. Рейно впервые применил некоторые приёмы, ставшие основой технологии мультипликации. В их числе — раздельное рисование персонажей и декораций.
Emile_Reynaud_y_el_Teatro_óptico. (700x409, 212Kb)
Э.Рейно со своим оптическим театром
В 1893—1894 он создал свой шедевр «Вокруг кабины» (фр. Autour d'une cabine), но уже в 1895 рождение кинематографа нанесло ему сокрушительный удар: рукотворные ленты Рейно не могли соперничать с более быстрыми в производстве и более дешёвыми кинофильмами. Отчаявшийся изобретатель разбил свой аппарат и утопил его в Сене вместе с лентами, уцелели всего две из них, «Бедный Пьеро» (французское название — Pauvre Pierrot) и «Вокруг кабинки». Заслуги Рейно перед анимацией переоценить трудно, но его нельзя назвать создателем первого в истории мультфильма, поскольку в производстве его фильмов не использовалась киноплёнка как носитель изображения. Умер в Иври-сюр-Сен 9 января 1918 года. В честь первого показа "светящихся пантомим" Рено в 1892 году 28 октября отмечается как Международный день анимации. Праздник был утверждён АСИФА в 2002-м году.

 (600x500, 92Kb)
1845
Томас Эдуард Торп (Thomas Edward Thorpe)
английский химик и историк химии, член Лондонского королевского общества (1876), иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1913). Родился в Барнс-Грин, близ Манчестера. Окончил Гейдельбергский университет. Профессор университетов в Глазго (с 1870), Лидсе (с 1874); профессор Королевского колледжа в Лондоне в 1885-1912 гг. Президент Химического общества Великобритании (1899-1901). Получил соединения фосфора: РFs (1877), Р2О4 (1886), Р2О3 (1890-1891). Одним из первых определил атомную массу радия (1908). Редактор Словаря прикладной химии (тома 1-3, 1890-1893). Умер в Солкоме, Девоншир, 23 февраля 1925 года.

Carl_Weitbrecht (513x700, 209Kb)
1847
Карл Вейтбрехт (немецкое имя — Carl Weitbrecht)
немецкий писатель, историк, ректор Штутгартского университета, номинант Нобелевской премии по литературе 1902 года. Родился в Альтенгстетте. После изучения богословия и германистики в Тюбингенском университете Вейтбрехт в 1874 году впервые поступил на работу в качестве дьакона в немецком городе Швайгерн под Хайльбронном. В 1886 году он переезжает в Цюрих, чтобы занять позицию директора школы для девочек, сегодняшней «Kantonsschule Hohe Promenade[de]». В 1894 Вейтбрехт переходит в Штутгартский политехнический институт, где он был принят в качестве профессора немецкой литературы. С 1902 году до своей смерти работает в качестве ректора этого университета. Умер в Штутгарте 10 июня 1904 года. Работы: Lieder von Einem, der nicht mitdarf; Военные песни, Штутгарт, 1870; Was der Mond bescheint. Стихи, Штутгарт, 1873; Gedichte; Штутгарт. 1875—1880; Verirrte Leute; шесть новелл, Штутгарт, 1882; Nohmôl Schwôbagschichta; Штутгарт, 1882, соавтор: Ричард Вейтбрехт; Gschichta’n aus’m Schwôbaland; Штутгарт, 1877, 2 Издание 1883 г., соавтор Ричард Вейтбрехт; Schwäbische Dichterbuch; Штутгарт, 1883; соавтор Ричард Вейтбрехт; Geschichtenbuch; Штутгарт, 1884; Kalenderstreit in Sindringen; Штутгарт, 1885; Heimkehr; две новеллы, Штутгарт, 1886; Sonnenwende; Штутгарт, 1890; Sigrun; Штутгарт, 1891; Phaläna, das Leiden eines Buches; Цюрих, 1892, 2 издание, Штутгарт, 1895; Diesseits von Weimar. Штутгарт, 1895; Doktor Schmidt, Штутгарт, 1896; Schiller in seinen Dramen; Штутгарт, 1897; Württemberg wie es war und ist. Серия патриотических историй из Вюртемберга от старейших дней до нашего времени. С оригинальным рисункам А. Федерера и других. 4-х томах. 11 издание, Штутгарт; 1898; Geschichten eines Verstorbenen; Штутгарт, 1898; Schwarmgeister; Штутгарт, 1900; Das deutsche Drama, Берлин, 1900; Schiller und die deutsche Gegenwart; Штутгарт, 1901; Deutsche Literaturgeschichte des 19. Jahrhunderts; Лейпциг 1901; Deutsche Literaturgeschichte der Klassikerzeit; Лейпциг, 1901; Gesammelte Gedichte; Штутгарт, 1903.
Источники: Walter Killy, Rudolf Vierhaus: Dictionary of German Biography, Bd. 10, K. G. Saur, München, 2006; S. 435 (engl.)

Takanen (599x700, 296Kb)
1849
Йоханнес Таканен (финское имя — Johannes Takanen)
известный финский скульптор. Родился в деревне Юля-Урпала, в семье батраков. C 1865 по 1866 года учился скульптуре в Хельсинки у Вальтера Рунеберга. С 1867 года обучался в Копенгагене в Академии изящных искусств в мастерской Германа Вильгельма Биссена, а позднее стажировался у Бертеля Торвальдсена. После 1872 г. уехал в Рим, где и прожил до конца жизни. Умер в Риме 30 сентября 1885 года.
TakanenCimitero_acattolico_Rome (463x700, 395Kb)
Похоронен на некатолическом кладбище в Риме.
Творчество
Наиболее известные работы Таканена — статуи «Ревекка у колодца», «Андромеда», а также статуи Вяйнямёйнена в выборгском парке Монрепо и Александра II в Хельсинки.
«Вяйнемёйнен, играющий на кантеле» (Монрепо, 1873)
Была выполнена скульптором в 1873 году в цинке. Её перевезли в Монрепо и установили на прежнем месте взамен разрушенной в 1871 году вандалами гипсовой скульптуры. В годы Второй Мировой войны статуя вновь была утрачена. Идея о необходимости воссоздания «первого в Европе памятника литературному герою» была высказана в 1988 году Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в документальном фильме «Монрепо». Воссозданная скульптура была торжественно открыта 2 июня 2007 года.
«Памятник Александру II» (Хельсинки, 1894)
Выполнен Йоханнесом Таканеном совместно со скульптором Вальтером Рунебергом и находится перед Кафедральным собором Хельсинки. Был открыт в 1894 году и является главной доминантой Сенатской площади (фин. Senaatintori) в самом центре финской столицы. Александр II изображен в форме финского гвардейского офицера на сейме, созванном в 1863 году. Под ногами императора расположились аллегорические фигуры, олицетворяющие Закон, Труд, Мир и Просвещение.
Галерея
TakanenВяйнямёйнен, играющий на кантеле (480x700, 393Kb)
«Вяйнямёйнен, играющий на кантеле» (Монрепо 1873)
TakanenСтатуя «Ревекка (468x700, 523Kb)
Статуя «Ревекка» (1877)
TakanenПамятник Александру II (525x700, 308Kb)
«Памятник Александру II» (1894)
Литература: Рясанен М. Йоханнес Таканен // Сто замечательных финнов : Калейдоскоп биографий / редактор Т.Вихавайнен; перевод с финского И.М.Соломеща. — Хельсинки : Общество финской литературы, 2004. — 814 страниц. — ISBN 951-746-522X. (Сто замечательных финнов)

1851
Эрнст Шмайцнер (немецкое имя — Ernst Schmeitzner)
немецкий издатель и общественный деятель, пропагандист антисемитизма. Родился в Эрльбахе, Маркнойкирхен, Фогтланд, Германия. С 1857 г. вместе с семьёй жил в Хемнице. В 1874 году получил от родителей деньги на открытие своего издательского дела и обратился к своему знакомому и ровеснику Паулю Видеману за рекомендацией — какие книги следует в первую очередь издать. Видеман порекомендовал привлечь в качестве авторов Фридриха Ницше и Франца Овербека, Шмайцнер написал обоим и получил согласие; уже в октябре 1874 года в издательстве Шмайцнера вышла книга Ницше «Шопенгауэр как воспитатель» (третья часть «Несвоевременных размышлений»). За ней последовали «Рихард Вагнер в Байрейте» (1876), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Смешанные мнения и изречения» (1879), «Странник и его тень» (1880), «Утренняя заря, или Мысли о моральных предрассудках» (1881), «Весёлая наука» (1882), «О будущности наших образовательных учреждений» (1883) и первые три части «Так говорил Заратустра» (1883—1884). При посредничестве Ницше Шмайцнер выступил также издателем журнала «Байройтские страницы» (нем. Bayreuther Blätter) под редакцией Ганса фон Вольцогена, ближайшего сподвижника Рихарда Вагнера.
Menschliches_Allzumenschliches_1878 (500x700, 75Kb)
Титульный лист книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» в издании Шмайцнера
Начиная с 1879 года, на фоне переживаемых издательством экономических трудностей (книги Ницше продавались плохо), Шмайцнер начинает активно участвовать в становлении антисемитского движения. Он издаёт недолго просуществовавшую газету Вильгельма Марра Die neue deutsche Wacht и его же сочинение «Антисемитские тетради» (нем. Antisemitische Hefte, в трёх выпусках), принёсшее значительный коммерческий успех (продано по 5000 экземпляров каждого выпуска). В 1882 г. Шмайцнер был среди организаторов европейского антисемитского конгресса в Дрездене, закончившегося расколом; попытка Шмайцнера годом позже провести свой конгресс в Хемнице потерпела неудачу. В это же время Шмайцнер начал издавать собственный журнал «Международный ежемесячник Шмайцнера» (нем. Schmeitzners Internazionale Monatsschrift), первоначально под редакцией Видемана; к изданию были привлечены некоторые известные авторы, в том числе Е. Дюринг. Однако и этот проект закончился финансовым фиаско, а в 1884 г. Фридрих Ницше, раздражённый антисемитским активизмом Шмайцнера, отказался от сотрудничества с ним. В 1886 году Шмайцнер продал издательство. Дальнейшая его судьба и сама дата смерти неизвестны. Литература: Malcolm B. Brown. Friedrich Nietzsche und sein Verleger Ernst Schmeitzner: eine Darstellung ihrer Beziehung. // Archiv für Geschichte des Buchwesens, Bd. 28 (1987). — S. 215—291.

James_Mavor_(1854_-_1925) (551x700, 157Kb)
1854
Джеймс Мейвор (Джемс Мэвор; James Mavor)
профессор политической экономии Университета Торонто, влияние школы которого в Канаде было заметно до 1970-х гг. Также известен участием в переселении духоборов из Российской империи в Канаду. Родился в Странраре, Дамфрис и Галлоуэй, Шотландия, в семье Джеймса Мейвора, священника и преподавателя Свободной Церкви, и Мэри Энн Тейлор Бёрди (англ. Mary Ann Taylor Birdie) Учился в Университете Глазго. После этого некоторое время преподавал в колледже в Глазго, вёл дополнительные лекционные курсы в Университетах Глазго и Эдинбурга, был редактором Scottish Art Review. В 1892 в результате рекомендации Уильяма Эшли был утверждён профессором политической экономии в университете Торонто (Канада), сменив Уильяма Эшли на этом посту. Его выводы о современной экономике Канады резко расходились с общепринятыми: он считал, что Канада не может служить «житницей Британской империи». Поэтому он вынужденно выбрал как область основной специализации экономическую историю России (продолжив таким образом одно из направлений, заложенных Эшли). Также изучал экономику Канады, Китая, Кореи и Японии. В 1898—1899 Мейвор стал одной из ключевых фигур в деле переселения духоборов в Канаду. С подачи Петра Кропоткина он договорился с правительством Канады о принятии этой партии русских эмигрантов и предоставлении им особых благоприятных условий. Все последующие годы принимал деятельное участие на стороне духоборов в конфликтах и разногласиях между ними и канадской администрацией. Дж.Мейвор активно участвовал в организации учреждений культуры, среди них Художественная галерея Онтарио (Art Gallery of Ontario) и Королевский музей Онтарио (Royal Ontario Museum) Также писал статьи и официальные отчёты для правительства Канады по иммиграции, производству пшеницы, компенсации ущерба здоровью рабочих. В 1914 году издал свой самый значительный труд — Экономическую Историю России в двух томах — и был избран членом Королевского общества Канады. Джеймс Мейвор проработал профессором политической экономии более 30 лет, уйдя на пенсию с титулом почётного профессора в 1923. После его ухода с поста в университете пресеклась школа изучения России. Умер в Шотландии, в Глазго, во время поездки к родственникам 31 октября 1925 года.
Семья
Брат и племянник Джеймса Мейвора также получили энциклопедическую значимость в Великобритании. 16 января 1883 в Глазго Дж.Мейвор женился на Кристине Уотт (англ. Christina Jame Gordon Watt). У супругов было четверо детей, среди их потомков получили известность: Дочь Дора Мейвор Мур (en:Dora Mavor Moore) (1888—1979) — основательница профессионального театра Канады, заслужившая право называться «первой леди канадского театра» и «матерью канадского театра». Внук Дж. Мейвора, сын Доры, Джеймс Мейвор Мур (en:Mavor Moore) (1919—2006) был крупнейшим телевизионным сценаристом, режиссёром, актером, деятелем образования Канады. Труды: An Economic History of Russia («Экономическая история России», Лондон, 1914; в 2-х томах). Russell & Russell, 1914, переиздана 1925, 1965; My Windows on the Street of the World («Мои окна выходят на улицу мира», Лондон, 1923; автобиография в 2-х томах). 2 volumes, Toronto and London: J. M. Dent & Sons, New York: E. P. Dutton, 1923. Включает главы об общении и взаимодействии с Уильямом Моррисом, Львом Толстым, Петром Кропоткиным и духоборами; Niagara in Politics: A Critical Account of the Ontario Hydroelectric Commission («Ниагара в политике», Нью-Йорк, 1925). E. P. Dutton & Company, 1925. 255 страниц; The Russian Revolution. George Allen & Unwin, 1928. 470 страниц; Applied Economics a Practical Exposition of the Science of Business. Original issued in series: Modern business. Canadian edition; v. 1. Alexander Hamilton Institute 1914 ISBN 0665771770; Hand-book of Canada. Publication Committee of the Local Executive of the British Association for the Advancement of Science, 1980. (Canada Description and travel 1868—1900) ISBN 0665028334; Government Telephones: The Experience of Manitoba, Canada. Moffat, Yard & Co., 1916. 176 страниц. Литература: Dictionary of Canadian Biography: Volume XV, 1921—1930. Ed. by Réal Bélanger, Ramsay Cook. University of Toronto Press, Canada, 2005. 1266 страниц. ISBN 0802090877 (эта книга в books.google.com) — Страницы 723—725. Архив Мейвора: Коллекция Mavor (James) Papers (Ms Coll 119. Papers, 1862—1925) в количестве 78 боксов и др. единиц хранения, поступила в Университет Торонто в 1960 и хранится в Fisher Library. Она содержит черновики изданных и неизданных книг автора, диссертации студентов, рецензии, статьи, подборки газетных вырезок, материалы по экономике и истории Канады, Шотландии, России, а также обширную переписку, в том числе с Петром Кропоткиным, Львом Толстым и Петром Веригиным. Описание архива содержит также краткое описание посреднической деятельности Джеймса Мейвора в отношениях между духоборами и канадским правительством. В художественной литературе: В честь Джеймса Мейвора Бернард Шоу назвал одного из персонажей своей пьесы Кандида (1898) именем Джеймс Мейвор Морель (James Mavor Morell).

Baron_Harden-Hickey (499x700, 134Kb)
1854
Джеймс Харден-Хикки (James Harden-Hickey)
американский литератор, дуэлянт, путешественник и авантюрист франко-американского происхождения. В 1893-1895 годах — самопровозглашённый монарх Княжества Тринидад, князь Джеймс I (James I). Джеймс Алоизиус Харден родился в Сан-Франциско, в разгар Калифорнийской золотой лихорадки, что повлияло на решение матери Джеймса уехать с ним в Париж, где детство Хардена пришлось на период Французской империи. Император Наполеон III, а именно его ораторское искусство и реформаторская деятельность, оказали значительное влияние на Джеймса. В детстве он учился в Бельгии у иезуитов, а затем изучал право в Лейпцигском университете. В возрасте 19 лет он поступил в военную академию Сен-Сир, которую окончил в 1875 году с высокими оценками. Вскоре после окончания Джеймосм академии умер его отец. Три года спустя Харден-Хикки женился на графине де Сен-Пери и стал отцом двоих детей. К тому времени он овладел французским языком, научился владеть шпагой и начал писать романы.
Литературная карьера
10 ноября 1878 года Харден-Хикки был впервые напечатан в газете Трибуле, названной в честь шута короля Людовика XII. Это произошло спустя восемь лет после низложения монархии во Франции. Харден-Хикки, будучи убеждённым роялистом, пытался бороться с республиканским строем вплоть до 1887 года. По состоянию на 1880 год Харден-Хикки, пользовавшийся литературным псевдонимом «Сент-Патрис», опубликовал 11 романов. Сюжеты двух из них были заимствованы у Жюля Верна (роман «Михаил Строгов: курьер царя»), а ещё один создавался на основе «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса. Романы Хардена имели явный антидемократический характер и пользовались успехом у монархистов. За решительную защиту церкви, проявлявшуюся как в литературной, так и в общественной деятельности писателя, он получил титул барона Священной Римской империи. В конце 1880-х годов Джеймс Харден-Хикки развёлся со своей первой женой и отказался от католицизма, приобретя интерес к буддизму и теософии. После этого он отправился в путешествие по Азии, где в течение года жил в Индии, изучая санскрит и буддийскую философию. Он вернулся в Париж и встретился с Анни Харпер Флаглер, дочерью Джона Холдена Флаглера, успешного предпринимателя и одного из партнёра Эндрю Карнеги. 17 марта 1891 года они венчались в пресвитерианской церкви на Пятой авеню в Нью-Йорке, где Харден-Хикки жил на протяжении двух последующих лет. Ещё до вступления во второй брак, во время путешествия в Тибет, судно Хардена-Хикки остановилось на острове Триндади в южной части Атлантики. Здесь он провозгласил себя правителем Тринидада, или, вернее, Джеймсом I, князем Тринидада. Однако вскоре Харден покинул архипелаг Триндади-э-Мартин-Вас, куда вернулся только в 1893 году.
Князь Тринидада
Княжество Тринидад было основано Харденом-Хикки, вновь прибывшим на Тринидади, в 1893 году. Согласно его планам, в государстве предполагалось установить военную диктатуру во главе с самим князем в роли диктатора.
Stamp_of_Principate_de_Trinidad (700x586, 542Kb)
Почтовая марка княжества Тринидад
Харден-Хикки лично спроектировал флаг и герб княжества, почтовые марки, создал рыцарский орден «Креста Тринидада». Кроме того, он приобрёл шхуну для транспортировки колонистов, назначил графа М. де ла Буасьера на должность государственного секретаря, а также открыл консульство в Нью-Йорке. С целью привлечения средств для финансирования улучшения инфраструктуры на островах князь издал государственные облигации. В июле 1895 года британцы захватили власть на островах, который имел стратегически важное положение в Атлантическом океане. Джеймс Харден-Хикки был вынужден покинуть Триндади-э-Мартин-Вас. После этого он тщетно пытался добиться возврата власти, в том числе, привлекая к посредничеству США.
Последние годы
В последние годы жизни Харден-Хикки находился в глубокой депрессии на почве невозможности возврата власти на островах Триндади-э-Мартин-Вас в силу необоснованности его претензий и отсутствия поддержки со стороны других государств. Единственным, кто оказал бывшему князю общественную поддержку, стала газета The New York Times, за что Харден-Хикки присвоил главному редактору печатного органа «Орден Тринидад». Джеймс Харден-Хикки написал книгу под названием «Эвтаназия: Эстетика самоубийства», в которой подчёркивал, что самоубийство является особым, «привилегированным» видом смерти. Он писал, что жизнь не так важна, или что даже стоит жить для того, чтобы страдать. 9 февраля 1898 года он покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу морфия в отеле в Эль-Пасо, штат Техас, США. Перед тем, как совершить суицид, он оставил жене предсмертную записку и ряд дорогих ему вещей, в том числе, сделанную им вручную княжескую корону.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку