-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109412
Комментариев: 6802
Написано: 117885


26 ноября родились...

Воскресенье, 26 Ноября 2023 г. 08:21 + в цитатник
Тареев_М.М (525x700, 174Kb)
1867
Михаил Михайлович Тареев
русский религиозный философ, богослов, писатель, преподаватель Московской духовной академии. Отец знаменитого советского врача Тареева Евгения Михайловича. Дед видного советского и российского врача Тареевой Ирины Евгеньевны. Профессор Московской духовной академии (1902—1917). Выступал за активное участие мирян в приходской жизни. Родился в семье священника села Козловские Выселки Михайловского уезда Рязанской губернии. Окончил Рязанское духовное училище (1881), Рязанскую духовную семинарию (1887) и Московскую духовную академию (1891), где был оставлен профессорским стипендиатом. В 1892 году (по другим сведениям — в 1902) защитил магистерскую диссертацию «Искушение Богочеловека как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа в связи с историей дохристианских религий и христианской Церкви» и с октября стал преподавать в Псковской духовной семинарии гомилетику, литургику и практическое богословие, а в 1893—1895 годах и французский язык. С января 1899 года был преподавателем латинского языка в Рижской духовной семинарии. Представив диссертацию к защите, он 10 лет ждал её утверждения. Получив в 1902 году степень магистра богословия и звание экстраординарного профессора он стал преподавать на кафедре нравственного богословия Московской духовной академии. В 1903 году написал докторскую диссертацию «Философия евангельской истории. Жизнь Иисуса Христа — слава Божия». После утверждения в степени доктора богословия, в 1905 году он был возведён в звание ординарного профессора. В 1915 году был избран членом Правления Московской духовной академии. В 1910—1915 годах был членом Библиотечной комиссии, в 1917—1918 — редактировал журнал «Богословский вестник», где до него эту должность занимал Павел Флоренский. В 1919—1923 годах преподавал педагогику в военно-электротехнической академии в Сергиевом Посаде и в Педагогическом техникуме. С 1927 года, после смерти супруги жил главным образом в Москве у сыновей. Все трое его сыновей стали докторами наук, профессорами. Старший, Владимир, заведовал кафедрой теплотехники Московского электромеханического института инженеров транспорта; младший, Борис, работал в различных НИИ и вузах — тоже по электротехнической части. Средний, Евгений, стал знаменитым врачом. Умер М.М.Тареев в Москве 4 июня 1934 года. Воспоминания митрополита Питирима (Нечаева) о периоде работы М.М.Тареева в Московской духовной академии:
«Был тогда у нас в Академии замечательный профессор Тареев. Очень интересный человек, глубоко православный, но смелых взглядов, а потому всегда вызывавший чувство настороженности и критику со стороны как коллег, так и студентов. Преподаватель он был великолепный, а лекции читал ужасно: приносил тетрадочку и дудел по ней, так что студенты разбегались. Как-то раз после очередной его лекции прогрессивного характера о возрождении самодеятельности приходов, инициативы верующих (у него были очень интересные материалы на этот счёт), выходит он из аудитории, за ним — студенты, вдруг опережает его иеромонах строгой жизни, и бросает ему: „Суда Божия не избежишь!“ Студент — профессору! Мне это рассказывали как факт.»
Богословские взгляды
На философские взгляды Тареева значительное влияние оказали Генрих Риккерт, Вильгельм Дильтей и Николай Лосский. Основой философских построений Тареева является богословский дуализм благодатного и тварного бытия, расхождения тварного мира и благодатной сферы. Богословский дуализм определил и антропологические взгляды Тареева.
«Видя в каждом человеке «естественное богосынство», Тареев считал, что только через евангельский опыт, через приобщение к Христу осуществляется духовная жизнь. Поэтому центральное значение в «тайне бытия» у Тареева усваивалось не человеку как таковому, а христианину — «Бог действует не через природу на человека, а через христианина на природу» («Основы христианства». — Том 3. — Страница 143).
Трагизм человеческой жизни Тареев признавал «лежащим в самом существе человеческой жизни», усматривал в «двойстве течений: естественно необходимого и свободно разумного». Абсолютные идеальные устремления человека к «царству сыновьей любви к Богу» в земном бытии вынуждены существовать в мире природном, в обществе, которые не совершенны. В своем «естестве» человек подвержен «искушению» — стремлению обойтись без Бога. Но естество человека — это и божественное начало. Благодаря божественной природе в себе человек способен преображать реальность — «царство природное», — но не может в нём полностью раствориться. Естественная природа человека — «плоть» (сфера которой — семья, государство, искусство — в общем культура, которая создавалась и развивалась в течение истории человечества, и в период христианской истории и вне его) — иноприродна духу. Каждая жизнь — и мирская (социальная, политическая, культурная) и духовная (внутренняя) — обладает собственной свободой, протекает по своим законам, идет параллельными путями, не пересекаясь. Мирская — по своим, внутренняя — по своим, не связанная с внешними событиями; духовная жизнь внеисторична.
«Духовная благодатная жизнь отнюдь не упраздняет тварное бытие. Свобода духа невозможна без свободы плоти пока длится земное существование человека. Свобода «плоти» выражается через личное начало, осуществляемое в полноте естественной жизни в самых разнообразных её проявлениях: семейном, социальном, национальном, государственном, художественном. Символическое освящение церковью жизни должно «переродиться в свободное сочетание свободного духа и земной жизни с её радостями и горестями». («Основы христианства». — Том 4. — Страница 123).
Исходя из противопоставления духовной жизни и естества, Тареев построил теорию христианского познания. Используя учение Г.Риккерта о методах познания, он пытался провести научное разделение богословских дисциплин, выделяя два уровня: низший — догматическое богословие и высший — христианскую философию, которая обладает подлинным методом познания — «субъективным» или «нравственно-субъективным» методом. Сами догмы — лишь верования, источником которых является мистический опыт. Разум, согласно М.М.Тарееву, способен лишь «внешне описать» догмы, которые играют значительную роль в церковной жизни, но «не самое важное в христианстве». Сами религиозные истины недоступны разуму. Высшей формой познания Тареев считал интуицию, а подлинной основой христианства — индивидуальный духовный опыт. Учение о субъективном методе складывалось у Тареева под влиянием А.Бергсона и Н.О.Лосского. Основой христианской философии должно быть Слово Божие, из которого с помощью субъективного метода извлекается мистическое содержание.
«Христианская философия, нравственно-субъективная по своему методу и духовно-мистическая по типу религиозной мысли, - духовная философия, философия сердца, - это наша русская религиозная мысль, наш национальный вклад в сокровищницу религиозной идеологии. Мы здесь природно отталкиваемся и от византийского гностицизма и от западного рационализма. Это – наша стихия, в которой раскроется своеобразный русский гений, проявится наше духовное лицо.»
Он считал, что «патриотизм можно примирить с Евангелием только при помощи лицемерия и софистики», что домострой точно также невозможен, как и любая попытка приспособить Евангелие к потребностям обыденной жизни, что нельзя проповедовать Евангелие детям, т. к. они заведомо Его не поймут, что социальная проблематика вообще лежит по ту сторону Евангелия, что вопросы религиозно-общественных преобразований в принципе чужды Евангелию. Несмотря на незавершенность философских построений, идеи Тареева предвосхитили богословие раннего Карла Барта и также ряд тенденций сторонников экзистенциалистского толкования Библии.
Отношение к Святоотеческому наследию
М.М.Тареев с недоверием относился к метафизике в различных её формах и даже к догматическому богословию. Отсюда его сдержанная оценка святоотеческого наследия, несмотря на то, что в своих трудах он зачастую опирался на отцов Церкви и по словам знавших его людей был глубоко церковным человеком. Его сдержанность в этом вопросе обусловлена тем, что по его мнению «единого святоотеческого учения нет, а есть святоотеческие системы и мнения, которые выбираются богословом по своему произволу». По словам Тареева «святоотеческий принцип скрывает разгул произвола толкователей».
Работы М.М.Тареева
Работы М.М.Тареева были отмечены премией митрополита Макария, однако против них велась острая полемика. Среди его критиков были архиепископ Антоний (Храповицкий), протоиереи Александр Клитин и Павел Светлов. Тареева обвиняли в склонности к идеям либерально-протестантской школы экзегезы, сравнивали с Гарнаком и Толстым. Главные труды: «Искушения Богочеловека». — Москва, 1892, (магистерская диссертация) (Во 2-м издании книга, по требованию Синода, была названа «Искушение Господа нашего Иисуса Христа». — Москва, 1900); «Вероучение Святого Иустина Мученика в его отношении к языческой философии». — «Вера и разум», 1893; «О переписке апостола Павла с философом Сенекой». — Москва, 1894; «Предание о переписке философа Сенеки с апостолом Павлом.» — «Вера и разум», 1895; «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа». — Москва, 1901; «Цель и смысл жизни». — Москва, 1901; «Истина и символы в области духа». — Сергиев Посад, 1905; «Нравственная трагедия социализма». — Сергиев Посад, 1907; «По вопросам гомилетики». — Сергиев Посад, 1908; «Основы христианства» в 5-ти томах. — Сергиев Посад, 1908—1910; Том 1. Уничижение Христа. Философия евангельской истории; Том 2. Евангелие; Том 3. Христианское мировоззрение. Основы христианства; Том 4. Христианская свобода.; Том 5. Религиозная жизнь; «Из истории этики. Социализм. (Нравственность и хозяйство)». — Сергиев Посад, 1913; «Философия жизни (1891—1916)». — Сергиев Посад, 1916; «Христианская философия». — Москва, 1917; «Жизнь и учение Христа, часть I. Философия Евангельской истории». — Сергиев Посад, 1903; «Предел коллектива.» — Санкт-Петербург, 1912. Критические публикации: Архимандрит Феодор Бухарев; Христианство и религия В.В.Розанова в сборнике: «Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей». Книга II. — Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1995. Литература: А.И.Резниченко. Тареев // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Тареев, Михаил Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных.). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Аверьянов В. В. Проблема времени в «Христианской философии» М. М. Тареева // Историко-философский ежегодник. — М.осква, 2002. — Страницы 293—306; Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая: Рассказы митрополита. — Москва, 2004. — 464 страницы; Бродский А.И. Михаил Тареев. — Санкт-Петербург, 1994. — 80 страниц. — ISBN 5-288-01161-3; Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — Москва: Янус-К, 2006. — Страница 237. — 2000 экземпляров. — ISBN 5—8037—0318—4; Гальковская И.В. Православная академическая антропология: В.И.Несмелов и М.М.Тареев. — Екатеринбург, 1995; Гальковская И.В. Тареев М.М.: от христологии к антропологии // Русская философия конца XIX-начала XX века. — Екатеринбург, 1992. — Страницы 145—155; Коростелев Н.Б. Тареевы // Московский журнал. — 2009. — № 4. — Страницы 2—13. — ISSN 086-7110; Протоиерей Георгий Флоровский Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев // Пути русского богословия. Часть II: На пути к катастрофе. (Кризис церковной культуры); Сильвестр (Стойчев), игумен. Из истории богословских дискуссий : профессора М.М.Тареев и Д.И.Богдашевский // Труды Київської Духовної Академії № 16. 2012. — Страницы 74-80; Шапошников Л.Е. Социально-философские взгляды М.М.Тареева и современное православное богословие // Философские науки. — 1982. — № 3. — Страницы 114—123.

1868
Николай Михайлович Нагорнюк
советский валторнист, педагог. Родился в Москве. В 1924-1942 руководитель самодеятельного духового оркестра Кировского завода. Умер в Ленинграде в 1943 году.

1868
Филипп Ханлоук (Philip Hunloke)
британский яхтсмен, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Лондоне. На Играх 1908 в Лондоне Ханлоук соревновался в классе 8 м. Его команда дважды приходила к финишу второй и один раз третьей, заняв в итоге третье место. Умер в родном городе 1 апреля 1947 года.

Гашев (497x700, 108Kb)
1869
Николай Михайлович Гашев
новомученик пермский, протоиерей Ильинского собора Пермской епархии, причислен к лику святых Архиерейским Юбилейным Собором, проходившим в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2000 году. Родился в деревне Успенка, Пермский уезд, Пермская губерния, Российская империя. Дед писателя, журналиста Б.В.Гашева и летчицы Руфины Гашевой. Родился в семье крестьянина Михаила Гашева. В 1880 году окончил начальное училище, в 1885—1890 годы состоял церковником при Чусовской Успенской церкви Пермского уезда. В 1890 году окончил курсы псаломщиков при Братстве святого Стефана Пермского и был назначен исполняющим обязанности псаломщика в Ильинский храм села Ильинское. 30 августа 1902 года был рукоположен во диакона к этой же церкви.
ГашевЦерковь Святого Пророка (584x700, 263Kb)
Церковь Святого Пророка Ильи. Построена в 1775 году на средства Строгановых. Разрушена в 1939 году.
В 1905—1917 годы исполнял послушание законоучителя в земских училищах.
В декабре 1918 года в Ильинском вспыхнул мятеж расквартированного там 10-го красноармейского кавалерийского полка. Когда большевики в 1919 году вошли в пределы Пермской губернии, некоторые, опасаясь расправы за расстрел 800 сторонников советской власти, ушли с войсками Колчака в Сибирь.
Многие советовали отцу Николаю уйти с белыми (так сделал, например, священник Ильинской церкви отец Евграф), так как красные не пощадят священника, но он остался, и, когда части северного экспедиционного корпуса особой бригады третьей ударной армии с боем ворвались в село, отец Николай даже не стал прятаться, а так же, как и раньше, свободно и открыто ходил по селу в рясе, чем приводил в немалое изумление красноармейцев, смотревших на каждого священнослужителя как на контрреволюционера. В 1919 году рукоположен во священника к Ильинскому храму, который строился архитектором А.Н.Воронихиным (им же строился Казанский собор в Санкт-Петербурге).
Гашевс воспитанницами (700x515, 378Kb)
Николай Михайлович Гашев с воспитанницами женского училища
Прослужил в селе ещё десять лет. 6 января 1930 года был арестован по обвинению в антисоветской агитации (статья 58, пункт 10). Был этапирован из Ильинского в село Шабуничи и далее поездом — в пермскую тюрьму «Разгуляй». На допросах свидетели показали, что священник Гашев:
«… вел яростную агитацию среди верующих, говорил, что надо во что бы то ни стало отстоять церковь, призывал биться за неё с советской властью до последней капли крови, указывая при этом на пример первых христиан, принявших смерть за веру…»
«… ходил по приходу с иконой Богородицы, говорил родителям, чтобы они не пускали детей в комсомол, потому что ничему хорошему их там не научат…»
На следствии Н.М.Гашев не согласился с предъявленными обвинениями:
«Я, Гашев Николай Михайлович, привлекаюсь в качестве обвиняемого, показываю следующее: по поводу предъявленных мне обвинений в антисоветской агитации заявляю, что я, как и всякий гражданин, отношусь к Советской власти лояльно, но не отрицаю, что как священнослужитель должен был ревностно защищать веру Христову и показывать пример в этом своим прихожанам. Поэтому я действительно в церкви призывал прихожан укреплять веру Божию, молиться чаще, указывая на пример первых христиан, страдавших и подвергавшихся гонениям за свою великую преданность вере. Каких-либо высказываний против Советской власти в проповедях не допускал, церковную службу проводил по уставу, избегал вообще каких-либо конфликтов с властями, поэтому виновным себя в агитации против советской власти не признаю. Никаких бесед против советской власти не проводил и не устраивал никаких нелегальных собраний». — Из показаний отца Николая на следствии
Владимир Гашев, посетив отца в пермской тюрьме, нашёл его тяжело больным, передвигавшимся с трудом. Отец Николай, напротив, утешал его и велел всем передать, что он чувствует себя хорошо, ему никто ничего плохого не сделал и сделать не может. 16 февраля 1930 года тройкой Уральского Особого Совещания ОГПУ осуждён к высылке на север Урала сроком на 3 года, считая с января 1930 года. В ссылке находился в бараке в условиях, близких к лагерным. Через некоторое время жена Николая, Капитолина Андреевна, навестившая мужа, была предупреждена начальством о его плохом состоянии и возможной кончине в ближайшее время; в соответствии с данной ей рекомендацией она сняла с мужа мерку для гроба, заказала гроб и могилу. Через некоторое время Н.М.Гашев скончался. Дата смерти и место погребения остаются неизвестными.
ГашевВ первом ряду (591x700, 506Kb)
В первом ряду (слева направо): отец Николай, Зоя, её муж Сергей, у его ног пятилетняя дочь Руфина, Капитолина Андреевна, на коленях у неё Николай, брат Руфины. Во втором ряду стоят (слева направо) дети отца Николая — Алексей, Юлия, Владимир
Семья
Жена — Капитолина Андреевна Гашева; дети: Николай (умер) — участник гражданской (красный командир) и Отечественной (фронтовой врач) войн, заслуженный врач РСФСР, кавалер ордена Ленина; внуки: Борис, кандидат экономических наук, работал в посольстве в Сирии, участник войны; Лев, штурман дальнего плавания; Александр (умер) — народный учитель СССР; Анатолий (умер) — бухгалтер целлюлозно-бумажного комбината; две внучки; Владимир (умер) — старший лесничий; внуки: Николай (родился в 1933, посёлок Верещагино Пермской области) — журналист; окончил историко-филологический факультет Пермского университета (1957), член Союза журналистов; автор книги «Просека на болоте» (2001); Екатерина — медсестра; Борис (3 февраля 1939, посёлок Верещагино Пермской области — 1 мая 2000, Пермь) — поэт, прозаик, журналист; окончил филологический факультет Пермского университета (1961), работал корреспондентом газет, редактором в Пермском книжном издательстве; печатался в альманахах «Молодой человек», в журналах «Урал», «Юность», «Очарованный странник» (Ярославль); лауреат премии имени В.Катаева журнала «Юность»; Сергей (умер в Чкаловске) — матрос на барже; внуки: Руфина (1921—2012) — штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка («Ночные ведьмы»), Герой Советского Союза (1945); Николай (1 июля 1924, село Катунки Нижегородской обл. — 2 ноября 1991), участник Великой Отечественной войны; работал директором заповедника «Денежкин Камень», Салехардского стационара УФАН; териолог, кандидат биологических наук; Борис; Алексей (застрелился в возрасте 16 лет); Мария (умерла.) — провизор; внучка: Людмила; Валентина (умерла) — бухгалтер; Юлия (умерла) — медсестра; внук.
ГашевСвященномученик (525x700, 345Kb)
Священномученик Николай Михайлович Гашев. Икона написана Ильинско-Строгановской мастерской
Память
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года (по 1930 году репрессий) реабилитирован прокуратурой Пермской области 12 сентября 1989 года.
ГашевСправка о реабилитации (700x499, 179Kb)
Справка о реабилитации
20 августа 2000 года по представлению Пермской епархии канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви с причислением к лику священноисповедников. На иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских» изображён в третьем ряду левой стороны, вторым справа. День памяти — воскресенье 25 января (7 февраля) (либо ближайшее за этой датой воскресенье при несовпадении).
Молитва священномученику Николаю Михайловичу (Гашеву), ильинскому чудотворцу

* Тропарь, глас № 3:
Ратниче за истинное веры исповедание,
Ангельских чинов непреложное ликование,
Поборниче демонских ополчений,
Дивный воине царя небеснаго,
Дивная цевнице земли пермския и ильинския,
Святе священномучениче отче наш Николае,
Моли милостиваго бога спастися душам нашим.

* Кондак, глас № 8:
Днесь ликует град святый пермский,
Яко обретен бысть источниче благ вечных,
Рукописаний евангельских хранителю пречудне,
Священномучениче отче наш николае,
Моли милосерднаго владыку господа даровати нам оставление прегрешений и велию милость.

* Икос, глас № 5:
Пророку Даниилу в премудрости подражая,
Дивный пастырю овец христовых показался еси,
Якоже иову многострадальному многия скорби претерпевый,
И мученическою кровию,
Христа изнодавца без остатка в сердце своем запечатлевый.
Того моли, священномучениче Николае,
Долгов разрешение нам даровати и струпы душ грешных венцем своим мученическим очисти,
И душам нашим даруй,
Восприяти трапезы благ вечных.

Величание:
Величаем тя, священномучениче отче наш николае,
И чтим честная страдания твоя,
Яже за христа претерпел еси.

ГашевЦерковь Пророка Ильи (700x447, 276Kb)
Церковь Пророка Ильи в посёлке Ильинский в настоящее время
Воспоминания
«…Деда своего Николая Михайловича я никогда не видел, потому что родился через три года после его гибели. До 1953 года, когда умер Сталин, имя деда, насколько мне помнится, вообще не упоминалось в нашей семье. Будто его никогда и не было на земле. Родители, как я понял позже, сознательно ограждали нас, своих детей, от всяких воспоминаний о деде-священнике. Они хлебнули немало горя. Отец, Владимир Николаевич, например, был потрясен, когда в Ильинском застрелился шестнадцатилетний Алеша, младший сын в большой семье деда Николая Михайловича и бабушки Капитолины Андреевны, — у них было шестеро сыновей и три дочери. Говорят, девушка, которую любил Алеша, посмеялась над ним при людях, бросила в лицо, что не желает иметь ничего общего с поповским выкормышем. Поповское происхождение больно ударило в юности и по моему отцу. Он мечтал стать врачом. Вместе со старшим братом Николаем успешно сдал вступительные экзамены и уже начал учиться на первом курсе медицинского факультета нашего Пермского университета... окончить университет [ему] не дали. Его, сына священника, исключили в 1922 году с клеймом: « Социально чуждый элемент». Только во времена хрущевской «оттепели», когда социальное происхождение родителей уже не могло повлиять на будущее их детей, отец показал нам, старшей сестре Кате, мне и младшему Боре, единственную сохранившуюся у него фотографию нашего деда Николая Михайловича…
…Какое же преступление для советской власти совершил отец Николай? В чем его вина? За что этот старый, больной человек принял мучительную смерть за колючкой?..» — Николай Владимирович Гашев, внук Н.М.Гашева
ГашевМемориальная доска (700x576, 345Kb)
Мемориальная доска на стене Храма Святого Пророка Ильи
Литература: Священноисповедник Николай (Гашев) // Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. — Тверь, 2005. — Страницы 475—478. (Дата обращения: 23 марта 2015); «Мне никто ничего плохого не сделал и сделать не может» : Память священномученика Николая Гашева // Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ XX столетия : Жизнеописания и материалы к ним. — Тверь: Булат, 1996. — Книга 2. — Страницы 121—125. Архивировано 2 апреля 2015 года.
Гашев Н.М..

Maud (577x700, 242Kb)
1869
Мод Шарлотта Мари Виктория (Maud Charlotte Mary Victoria)
младшая дочь короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской; первая за 600 лет королева Норвегии как самостоятельного государства, супруга норвежского короля Хокона VII и мать Улафа V.
Ранняя жизнь
Мод Шарлотта Мария Виктория родилась в Мальборо-хаусе — лондонской резиденции её родителей, принца и принцессы Уэльских, будущих короля Великобритании Эдуарда VII и королевы Александры. Она стала пятым ребёнком и третьей дочерью в семье после Альберта, Георга, Луизы и Виктории. У Мод был младший брат Александр Джон, умерший через день после рождения в 1871 году. По отцу Мод приходилась внучкой королеве Виктории и принцу-консорту Альберту Саксен-Кобург-Готскому, по матери — королю Дании
Кристиану IX и Луизе Гессен-Кассельской. Её мать состояла в родстве со многими королевскими семьями Европы: сестра Александры Мария стала императрицей России, брат Георг — королём Греции, другой брат, Фредерик, унаследовал датский престол.
Maud01 (451x700, 237Kb) Александра Датская с маленькой принцессой Мод
С рождения, как внучка британского монарха, имела титул «Её Королевское Высочество принцесса Мод Уэльская». Мод была крещена 24 декабря 1869 года в Мальборо-хаусе Джоном Джексоном, епископом Лондона. Восприемниками принцессы стали король Швеции и Норвегии Карл XV (его представлял шведский дипломат барон Хохшильд); принц Леопольд, герцог Олбани (дядя Мод по отцу, его представлял герцог Кембриджский Георг); ландграф Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский (представлен Францем, герцогом Текским); принц Виктор Гогенлоэ-Лангенбургский; герцогиня Нассауская Адельгейда Мария (её представляла Мария Аделаида Кембриджская); княгиня Лейнингенская Мария Баденская (представляла принцесса Клодина Текская); цесаревна Мария Фёдоровна (тётя по матери, её представляла супруга посла России в Великобритании барона Филиппа Бруннова); кронпринцесса Дании Ловиса Шведская (её представляла мадам де Бюлов, супруга датского министра); Сесилия Андервуд, 1-я герцогиня Инвернесс. Принцесса Мод получала образование дома вместе с сёстрами. Девочка имела музыкальный слух, ей хорошо давались иностранные языки. Среди увлечений принцессы были шахматы и чтение книг. Росла принцесса в Мальборо-хаусе и Сандрингемском дворце в Норфолке под присмотром наставников. Мод считалась любимым ребёнком принца Уэльского. Принцесса всегда имела хорошую физическую форму. Известно, что будучи взрослой, она имела талию, измеренную вместе с корсетом, 18 дюймов (46 см) в окружности. С детства девочка была резвой, любила парусный спорт, велосипед, рыбалку. Мод была хорошей наездницей и даже участвовала в охоте. Хорошо каталась на коньках. В королевской семье принцессу называли Гарри. Это прозвище она получила в честь адмирала Генри Кеппела, участника Крымской войны и друга её отца. Троицу сестёр Мод, Луизу и Викторию в доме называли «Их Королевские застенчивости» («Their Royal Shynesses») и «Ведьмы» («The Hags») из-за внешности девочек. Королева Виктория как-то сказала о детях Александры, что они избалованы и недоучены и она видит в них мало проку. Александра считала же, что они просто в силу возраста «дикие», но и она сама была такой же. Принцесса сопровождала мать и сестёр во время путешествий по Средиземному морю, по Норвегии и каждое лето бывала на традиционном семейном сборе в Дании на родине матери (дворец Фреденсборг), где в эту пору года собирались родственники со всей Европы, включая Российский императорский дом. Там же жил её двоюродный брат и будущий муж Карл. На 18-летие принцессы в 1887 году королева Виктория подарила внучке бриллиантовую тиару Вифте, которая сейчас используется королевой Норвегии Соней. В 1885 году Мод вместе с сёстрами была подружкой невесты на свадьбе своей тёти принцессы Беатрисы, выходившей замуж за принца Генриха Баттенберга, а также подружкой невесты на свадьбе своего брата Георга, герцога Йоркского и Виктории Марии Текской, будущих короля и королевы Великобритании.
Maud02 (700x520, 487Kb)
«Их королевские застенчивости»: сёстры Виктория, Мод и Луиза, 1883 год
Maud03 (700x696, 337Kb)
Пятнадцатилетняя принцесса Мод (слева с собакой) с отцом, матерью, братьями и сёстрами (1885 г.)
Maud04 (499x700, 363Kb)
Мод с сёстрами и братом Георгом
Maud05 (700x438, 396Kb)
Родственники во Фреденсборге: Мод справа, второй слева Николай Александрович (1889 г.)
Брак
Принцесса Уэльская Александра, сама вышедшая замуж в восемнадцать лет, противилась желанию своих дочерей создавать семью. Она хотела, чтобы те всегда находились рядом с ней. Во многом благодаря её стараниям Мод довольно долго по тем временам не выходила замуж, а её старшая сестра Виктория несмотря на выдающиеся внешние данные и многочисленных царственных поклонников в брак вообще не вступала. В 1888 году к Мод сватался прусский принц Фридрих Леопольд. Против этого союза выступила принцесса Уэльская, которая была известна своими антинемецкими взглядами. Мод была влюблена в принца Франца Текского, друга детства и младшего брата Марии Текской, ставшей женой её брата Георга, но он не ответил на письма принцессы, хотя считается, что они были близки. После помолвки Мод и принца Карла её родственники сочли нужным извиниться перед матерью Франца, которая всё ещё надеялась на свадьбу её сына и Мод. Впрочем эти партии могли быть для принцессы неудачными, поскольку в Германии после войны и Ноябрьской революции монархия была свергнута и с тех пор наследники императорского дома сменяются чисто номинально, а Франциск Текский, ведя успешную полевую военную карьеру, в обычной жизни был мотом, неудачливым игроком и просто несерьёзным человеком; родственники ссылали его подальше от проблем на службу в Индию. Так же Римский двор пытался договориться о браке наследника Виктора Эммануила с принцессой, но его же собственная мать королева Маргарита пресекла эту попытку. В 1895 году принцесса Мод приняла предложение выйти замуж за своего двоюродного брата принца Кристиана Фредерика Карла Георга Вальдемара Акселя Датского. Он был вторым сыном наследника датской короны Фредерика (с 1906 года король Дании) и Ловисы Шведской. Их свадьба состоялась 22 июля 1896 года в частной часовне Букингемского дворца в присутствии королевы Виктории. От отца принцесса Мод получила в качестве резиденции Эпплтон-хаус близ Сандрингемского дворца. После брака Мод получила титул «Её Королевское Высочество принцесса Мод Датская». После заключения брака принцесса Датская Мод отказалась покидать Великобританию, которую очень любила. Из-за этого она была непопулярна в Дании, где никогда не жила подолгу. Принц и принцесса Датские поселились в Эпплтон-хаусе. В первые годы брака Мод жаловалась на постоянную простуду, ревматические боли, заболевания носа и ушей, невралгию. Единственный ребёнок супругов, принц Александр Эдвард Кристиан Фредерик, родился в 1903 году в Эпплтон-хаусе. Увлечение модным тогда корсетом и рекордная среди монарших особ «осиная» талия не прошли для принцессы даром. Беременность была сложной, а роды тяжёлыми и длились 44 часа. Больше детей принцесса не заводила. На этом история семьи могла и закончиться, но появились обстоятельства, на которые бабушка королева Виктория не рассчитывала, в принцессе появился прок. В Европе появилось новое государство, захотевшее стать монархией.
Maud06 (700x575, 572Kb)
Свадьба принцессы Мод и датского принца Карла в 1896 году на полотне Лаурица Туксена
Maud07 (525x700, 333Kb)
Принц и принцесса Датские Карл и Мод
Maud08 (560x700, 229Kb)
Принцесса с матерью и сёстрами
Коронация
В конце девятнадцатого века некогда сильная Швеция начала терять контроль над подвластной Норвегией. В развернувшихся событиях большую роль сыграл знаменитый полярный путешественник и первопроходец, а теперь начинающий политик и дипломат Фритьоф Нансен, ставший сторонником независимости Норвегии. Очередное обострение шведско-норвежских отношений произошло в феврале 1905 года, когда переговоры об урегулировании ситуации с консульской службой зашли в тупик. Кабинет Ф. Хагерупа, занявший умеренную позицию, сменился кабинетом К.Миккельсена (бывшего мэра Бергена), который главным пунктом своей программы объявил выход Норвегии из унии со Швецией. Шведская сторона сочла разрыв унии незаконным и отказалась его принять. Норвегия в ответ объявила мобилизацию. Становящаяся всё более пацифистской Швеция была не готова к гражданской войне и потребовала провести в стране плебисцит о разрыве унии. Голосование прошло 13 августа 1905 года, его результаты были весьма показательны: 368 892 голоса против унии и только 184 — за её сохранение. 23 сентября правительство Швеции согласилось на мирное расторжение унии (Карлстадские соглашения). После разрыва унии в Норвегии были сильны позиции радикальных либералов, призывавших к установлению республики. Нансен считал, что агитация либералов ослабляет авторитет Норвегии за рубежом, и стремился как можно быстрее провести выборы норвежского короля. В июле 1905 года Миккельсен направил Нансена в Копенгаген с секретным поручением — убедить принца Карла Датского занять норвежский престол. Нансен телеграфировал правительству условия принца Карла — не навязывать народу монархию силой, а провести плебисцит, отметив либерализм будущего монарха. Сам Нансен принял активное участие в его организации. Референдум был проведён 12 и 13 ноября: за монархию проголосовали 259 563 избирателя, за республику — 69 254. 18 ноября стортинг утвердил результаты плебисцита и избрал принца Карла королём Норвегии, его двухлетнего сына Александра — кронпринцем. Новая королевская семья Норвегии покинула Данию на датской королевской яхте «Даннеброг» и прибыла в Осло-фьорд. В крепости Оскарборг они пересели на датский бронепалубный крейсер «Хеимдал», переведенный незадолго до этого в кадетский корабль «Хемдал». После трёх дней пути от Дании рано утром 25 ноября 1905 года они прибыли в Кристианию (старое название Осло), где короля и его семью встречали премьер-министр Норвегии Кристиан Микельсен, а также Фритьоф и Ева Нансены. Карл принял тронное имя Хокона VII, принцесса Мод стала королевой-консортом, а их сын стал норвежским кронпринцем Улафом. Семья осела в Норвегии. Коронация новых короля и королевы состоялась в Нидаросском соборе 22 июня 1906 года. Это была последняя коронация скандинавского монарха. Все последующие короли проходили процедуру инвеституры.
Maud09 (700x447, 283Kb)
Коронационный экипаж
Maud10 (700x456, 195Kb)
Коронация в Нидаросском соборе
Maud11 (700x576, 437Kb)
Фотография коронованной четы с автографами
Королева Норвегии
Обретение независимости и собственного королевского дома способствовали национальному подъёму норвежцев и быстрому экономическому росту некогда бедной и отсталой рыбацкой окраины большой Швеции. При Хоконе VII и Мод Норвегия стала играть заметную роль в мировой политике. В организованной в 1920-е годы Лиге Наций от Норвегии представлял страну всё тот же энергичный Фритьоф Нансен, много сделавший для спасения голодающих и беженцев после Первой Мировой войны и Гражданской войны в России. В самой Норвегии Мод быстро завоевала популярность своей простотой и чувством юмора; её болезни прошли; она играла видную роль в общественности, однако часто посещала родную Великобританию. Королева как-то сказала: «Это такое счастье, что я королева этой страны, в которой каждый любит простоту!».
Maud12 (441x700, 210Kb)
Мод Великобританская после коронации
Супруги часто фотографировались в норвежских народных костюмах, любили спорт, например, катание на лыжах и на лошадях. Чета принимала участие в лыжных гонках. Королева активно занималась благотворительной деятельностью, особенно связанной с детьми и животными, оказывала поддержку артистам и художникам. Мод организовала Комитет Королевы во время Первой мировой войны; собирала продукты, одежду и лекарства для тех, кто наиболее пострадал в военные годы. В период войны Мод не посещала Британию и чувствовала себя одинокой. Она сократила свои расходы в годы войны до минимума. После завершения военных действий она возобновила посещение родины. Королева поддерживала норвежскую феминистку Катти Анкер Мёллер. Занималась усовершенствованием мебели для детей, разбила английский сад в Осло. В 1921 году она продала несколько своих фотографий, направив вырученные деньги на благотворительность. 21 марта 1929 года наследный принц Улаф женился на шведской принцессе Марте Софии Ловисе Дагмар Тюре (1901—1954), дочери Карла, герцога Вестергётландского и принцессы Ингеборги Датской и сестре королевы Бельгии Астрид. От этого брака родилось трое детей: принцесса Рангхильда (1930—2012), принцесса Астрид (родилась в 1932) и будущий король Харальд V (родился в 1937). Королевой Марта не стала. Она умерла в 1954 году от рака ещё в правление короля Хокона VII. После Мод титул королевы-консорта Норвегии стала носить нынешняя королева Соня (королева с 1991 года). На период царствования королевы Мод пришлись одни из последних больших географических открытий, совершённых экспедициями по руководством норвежского исследователя Руаля Амундсена. В честь королевы он назвал ряд новооткрытых географических объектов: в Антарктиде горный хребет Куин-Мод, в Канаде залив Куин-Мод. Имя Мод также носят обширная область на побережье Антарктиды Земля Королевы Мод, улица в Осло (Норвегия) и средняя школа в Гонконге. Судно Мод, спущенное на воду в 1916 году, получило своё название от королевы Норвегии. Один из видов норвежского пудинга называется Королева Мод. Правнучка Мод, Марта Луиза, принцесса Норвежская, назвала свою старшую дочь, рождённую в 2003 году, в честь неё.
Maud13 (700x438, 283Kb)
На норвежских лыжах
Maud14 (700x500, 175Kb)
Королева Мод с мужем и сыном
Maud15 (700x472, 188Kb)
На конной прогулке
Последние годы и смерть
В 1931 году скончалась старшая сестра Мод Королевская принцесса Луиза, в 1935 году ушла из жизни вторая сестра Виктория, а через месяц она потеряла своего брата короля Георга V, оставшись, таким образом последним ребёнком короля Эдуарда VII и королевы Александры. У королевы началась депрессия. Ежедневно она писала письма своей невестке Марии Текской, с которой дружила всю жизнь. В Норвегии ей оказывали поддержку супруг, сын и внуки. Здоровье норвежской королевы постепенно ухудшалось. Под конец жизни она стала практически глухой, как и мать, королева Александра; страдала от невралгии и бронхита. Последним публичным появлением Мод была коронация её племянника короля Георга VI и королевы Елизаветы в 1937 году. В октябре 1938 года она вернулась в Англию. Сначала она остановилась в Сандрингеме, но затем переехала в Лондон. Королева заболела, ей была проведена операция в брюшной полости. 16 ноября из Норвегии прибыл король Хокон.
Maud16 (443x700, 296Kb)
Мод с сыном Улафом
Королева Мод умерла 20 ноября 1938 года от сердечной недостаточности в Сандрингемском дворце, Сандрингем, Кингс-Линн-энд-Уэст-Норфолк, Норфолк, Англия, Великобритания, за шесть дней до своего 69-летия и в 13-ю годовщину смерти матери, не дожив полтора года до повторной потери независимости Норвегией в результате её оккупации Третьим Рейхом во время Второй Мировой войны. Норвежским газетам, которым запрещалось оглашать новости по воскресеньям, было разрешено уведомить норвежский народ о смерти их королевы. Тело королевы было перевезено в Норвегию на британском линкоре «HMS Royal Oak» и помещено для прощания в небольшой церкви в Осло. Похоронили Мод в крепости Акерсхус, 8 декабря. Король Хокон VII после окончания оккупации вернулся на трон в Норвегию. Пережив королеву Мод на девятнадцать лет, он ушёл из жизни в 1957 году и похоронен рядом с супругой. Сын Хокона VII и Мод Улаф V находился на троне с 1957 по 1991 год.
Maud17 (553x700, 332Kb)
Линкор «HMS Royal Oak» везёт тело королевы в Норвегию (24 ноября 1938 г.)
Maud18 (700x501, 233Kb)
Встреча линкора в Осло 26 ноября 1938 г.
Maud20 (700x464, 230Kb)
Траурная процессия в крепости Акерсхус
Maud19 (483x700, 186Kb)
Прощальная церемония под охраной норвежской Королевской гвардии
Литература: Aronson, Theo. Grandmama of Europe: The Crowned Descendants of Queen Victoria : London : Thistle Publishing, 1973. — P. 305. — 680 p; Eilers, A.Marlene. Queen Victoria's Descendants : Baltimore, Maryland : Genealogical Publishing Co, 1987. — P. 176. — 191 p. — ISBN 9163059649; Hibbert, Christopher. Edward VII: The Last Victorian King : London : UL: Palgrave Macmillan, 2007. — P. 182. — 368 p. — ISBN 1403983771; King, Greg. Twilight of Splendor: The Court of Queen Victora During her Diamond Jubilee : NJ, USA : ohn Wiley & Sons, Inc, 2007. — P. 144. — 352 p. — ISBN 047004439X; Weir, Alison. Britain's Royal Families, The Complete Genealogy : London : Random House, 2008. — P. 320. — 400 p. — ISBN 9780099539735.

Stanisław-Estreicher1 (549x700, 106Kb)
1869
Станислав Эстрейхер (польское имя — Stanisław Estreicher)
историк права, публицист, библиограф, профессор Ягеллонского университета в Кракове (1902), его декан и ректор. Родился в Кракове. Сын Ежи Эстрейхера. 20 лет помогал отцу в составлении "Польской библиографии" и на основе его и собственных материалов составил 11 томов продолжения 3-й части (тома 23-33, почти до конца алфавита); последний том был подписан к печати 25 августа 1939. Погиб в концлагере Заксенхаузен 28 декабря 1939 года. Сын Станислава Эстрейхера - Кароль Эстрейхер младший (родился 4 марта 1906, Краков), профессор истории искусств, директор музея Ягеллонского университета, библиограф. Продолжил 3-ю часть "Польской библиографии", составив том 34 (выпуск 1, 1951); подготовил также 2-е издание 1-й части, которое выходило в Кракове с 1959. Литература: Симон К.Р. История иностр. библиографии. Москва, 1963; Swierkowski K. К.Estreicher. Bibliografia prac jego i literatury о nim. [Warsz.], 1928; Przeglad biblioteczny, 1958. Z. 4; Ksiega pamiatkowa ku czci Karola Estrei-chera (1827-1908). Studia i rozprawy. Krakuw, 1964; BirkenmaJerA. K.Estreicher i jego znaczenie. 1827-1908; Biernacki A. Portrety uczonych polskich. Krak6w, 1974.

Николай Дмитриевич Веков) (462x700, 170Kb)
1870
Николай Дмитриевич Веков
артист оперы и оперетты (баритон); режиссёр. Один из популярных артистов своего времени. Родился в городе Рязань, Российская империя, в семье священника — учителя городского училища. В 1892 году окончил Оренбургский учительский институт. В 1894—1897 пел в московском Синодальном хоре. В 1895—1901 обучался пению в Московской консерватории (педагоги — Камилло Эверарди и Елизавета Лавровская). Ещё учась в консерватории, с 1900 года выступал в труппе Товарищества Московской частной русской оперы. В 1901 году, окончив Московскую консерваторию с малой серебряной медалью, сначала продолжил работу там же, — до 1904 года, одновременно с 1903 года выступая в концертах Кружка любителей русской музыки с исполнением романсов, а потом (с 1904 до 1911) — поступил в московскую частную оперу С.Зимина. Работал на провинциальных сценах: в 1912—1913 и 1915—1917 — в Одессе, в 1914—1915 — в Киеве. Современники так оценивают его творчество: «Обладал голосом, который не отличался силой или особым тембром, только верхний регистр имел блестящую звучность. Получил признание как актёр яркого сценического дарования, „высокого художественного интеллекта“». «Непривычное в опере обилие актерских приемов резко выделяло его сценическое поведение по сравнению с окружающими его в массе актерски беспомощными оперными певцами… Он прекрасно владел своим телом, отлично танцевал, фехтовал в ролях Меркуцио и Валентина, играл плащом в роли Тореадора» — писал С.Левик. Создал огромное количество оперных образов, среди его партий: Клушин («Скоморох», первый исполнитель), Петр («Страшная месть», первый исполнитель); Князь («Горюша»), Якуб («Сарацин»); Бес («Черевички»), Онегин («Евгений Онегин»), Томский, Елецкий («Пиковая дама»), Эскамильо («Кармен»), Каленик («Майская ночь»), Рангони («Борис Годунов»), Владимир Галицкий («Князь Игорь»), Грязной («Царская невеста»), Веденецкий гость («Садко»), Алеко («Алеко» С. Рахманинова), Курлятев, Кочубей, Мазепа («Мазепа»); Дон Жуан («Дон Жуан»), Тонио («Паяцы»), Жермон («Травиата»), Амонасро («Аида»), Гамлет, Невер, Верховный жрец Дагона («Самсон и Далила»), Пизаро, Лотарио, Вольфрам («Тангейзер») и ещё очень многое другое. Выступал также в оперетте: Менелай («Прекрасная Елена»). Записал на грампластинки 19 произведений, все записи в Москве (студия «Граммофон», 1907; «Метрополь» (Корона), 1911). Архив записей — Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки (ГЦММК), Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина (ГЦТМ) и Центральный государственный архив звукозаписей (ЦГАЗ — РГАФД). В 1930-х гг. работал режиссёром в Софийской народной опере, где поставил «Бориса Годунова». Позднее перешёл на педагогическую деятельность. Умер в конце 1930-х годов. Фильмография: 1910 – Поединок; 1910 - Марфа-посадница - Мирослав, сирота; 1910 – Мара; 1910 - Лейтенант Ергунов - лейтенант Ергунов; 1910 - Княжна Тараканова – Орлов; 1909 - Смерть Иоанна Грозного - Боярин Нагой. Литература: Левик С.Ю. Записки оперного певца. — 2-е издание — Москва, 1962. Страницы 345—346.

Федір_Штейнгель (626x700, 474Kb)
1870
Фёдор (Теодор) Рудольфович Штейнгель (неменцкое имя — Theodor von Steinheil; украинское имя — Федір Рудольфович Штайнгайль)
член I Государственной думы Российской империи от города Киева, посол Украинской державы в Берлине. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Из обрусевшего немецкого дворянского рода. Отец — Рудольф Васильевич Штейнгель (1841—1892), инженер, строитель Владикавказской железной дороги. В детстве переехал с родителями на Юг России. Окончил гимназию, учился на физико-математическом факультете Киевского и Варшавского университетов, но курса по болезни не окончил. Жил (до 1918) в Киеве и в своем имении Городок близ Ровно. Занимался естественными науками, имел несколько научных трудов по зоологии. Член Императорского Русского энтомологического общества, Киевского общества естествоиспытателей, Киевского кружка естествознания и других ученых обществ. Сторонник национально-территориальной автономии Украины. Устроил в своем имении Городок музей археологических и этнографических находок на Волыни (в 1915 году перевезён на Кавказ, после 1917 включен в состав музея в Армавире). Почётный мировой судья Ровенского уезда, член учётного, ссудного комитета Ровенского отделения Государственного банка, почётный смотритель Ровенского 2-классного городского училища. Предпринял по собственной инициативе продажу крестьянам земли на выгодных для них условиях. Устроил в своём имении библиотеку, общедоступную образцовую школу, больницу.
Политическая детальность
В январе 1906 году вступил в Киевскую областную организацию Конституционно-демократической партии, член «брошюрной» комиссии; входил в её Киевский областной комитет, председатель Ровенского уездного комитета; делегат 2-го и 3-го съездов партии. В 1900 владелец изразцовой фабрики в городе Холм Люблинской губернии. Землевладелец. Сын Штейнгеля — Владимир (1898—1935), председатель Верховного совета Русского народного объединения в Польше. 17 апреля 1906 году избран в 1-ю Государственную думу от съезда городских избирателей. Входил в Конституционно-демократическую фракцию. Вошёл в Украинскую громаду. Член распорядительной комиссии и комиссии «33-х» по выработке аграрного закона. Один из инициаторов законопроекта о гражданском равенстве. Подписал законопроекты: «42-х» по аграрному вопросу, «О гражданском равенстве», «О собраниях», «Об изменении статей 55—57 Учреждения Государственной Думы». Докладчик 4-го отдела по проверке прав членов Государственной Думы. Выступал в прениях о Белостокском погроме. Поддержал многочисленные протесты против административного произвола. Подписал Выборгское воззвание, за что был приговорён по стктье 129, часть 1, паункты 51 и 3 Уголовного Уложения к 3-месячному тюремному заключению и лишению избирательных прав. В 1909 году (при основании) стал руководителем масонской ложи «Киевская заря», работавшей еще в Великом востоке Франции. В 1910 году, уже во время раскола в российском масонстве и создания Великого востока народов России стал руководителем киевской ложи «Правда». В 1912 году был выбран председателем Верховного совета Великого востока народов России. Во время отсутствия Штейнгеля в Петербурге его заменял С.Д.Урусов. Входил в Товарищество украинских прогрессистов (ТУП). Вместе с другими деятелями ТУП и конституционными-демократами-украинцами подписал заявление в адрес трудовой и конституционно-демократической фракций 4-й ГД с выражением протеста против подавления национального украинского движения и с требованием национализации просвещения в интересах культурного развития украинского народа и предоставления автономии Украине, как и другим народам. На его квартире в Киеве в феврале 1914 года состоялось совещание П.Н.Милюкова с лидерами ТУП и киевских конституционных-демократов. Принят в члены Украинского научного общества в Киеве (7 февраля 1914), некоторое время являлся товарищем (заместителем) председателя этого общества. В годы 1-й мировой войны вошёл в Раду ТУП, но в декабре 1916 заявил о своём выходе из организации, возражая против принятой Радой декларации «Наша позиция» о переходе от нейтралитета к протесту против войны. В 1915—1917 годы возглавил Юго-Западный комитет Всероссийского союза городов (ВСГ); старался привлечь к работе комитета больше украинских общественных деятелей. «Украинский курс» Юго-Западного комитета оказывал влияние на Центральный комитет ВСГ в Москве. Примыкал к левому крылу Конституционно-демократической партии. На 6-м съезде партии (февраль 1916) избран в состав её ЦК.
Федір_ШтейнгельУкраїнський посол (700x458, 168Kb)
Посол Украины барон Штейнгель и турецкий посол Рифат Паша на похоронах убитого генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхорна
После Февральской революции 1917 года член Исполкома Совета объединённых общественных организаций Киева, член президиума Всеукраинского национального конгресса. Кандидат от Украинской партии социалистов-федералистов на муниципальных выборах в Киеве. В августе 1917 года отклонил предложение Д.И.Дорошенко о вхождении в Генеральный секретариат Центральной Рады. В 1918 году при гетмане П.П.Скоропадском — посол Украинской державы в Берлине (до декабря 1918). В 1919 году его библиотека поступила в Государственную публичную библиотеку Академии Наук Украинской ССР, созданный им музей погиб во время Гражданской войны. После занятия Украины большевиками остался в Германии, в 1922 году жил в Берлине. В 1924—1940 гг. жил в своём имении Городок, находившемся в то время на территории Польши. В начале 1940 года вывезен с семьёй в Германию. В последние годы жизни писал мемуары.Умер близ города Дрезден 11 февраля 1946 года. Литература: Чмырь С.Г. Штейнгель Федор Рудольфович //. Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX века : Энциклопедия / Редкол.: Шелохаев В.В. (ответственный редактор) и другие. — Москва: РОССПЭН, 1996. — Страница 707. — 872 страницы — ISBN 5-86004-037-7; Миронець Н.Р. Книжково-рукописне зібрання барона Ф.Р.Штейнгеля: формування, зміст, доля [Текст] : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических. наук: 07.00.08 / Миронець Ніна Ростиславівна ; НАН України, Національна бібліотека України ім. В.І.Вернадського. — Киев, 2004. — 18 страниц; Воронкова Том І. Штейнгель Федір Рудольфович // Особові архівні Фонди Інституту рукопису: Путівник / Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського. — Киев, 2003. — Страницы 602—605.

Belevskiy-Zhukovskiy (505x700, 84Kb)
1871
Алексей Алексеевич Белёвский-Жуковский (Белевской-Жуковский, Жуковский-Белёвский, в 1875—1884 годах носил фамилию Седжиано)
сын Великого князя Алексея Александровича и Александры Васильевны Жуковской, внук Александра II и поэта Василия Андреевича Жуковского. Родился в городе Зальцбург, Австро-Венгрия. Детство и юность провёл в Германии, в Бадене. 24 марта 1875 года вместе с матерью получил в Республике Сан-Марино баронский титул и фамилию Седжиано. 2 апреля 1884 году указом императора Александра III барон Алексей Седжиано возведён, с нисходящим потомством, в графское Российской империи достоинство, с присвоением ему отчества Алексеевич и фамилии Белёвской (Белёвский уезд Тульской губернии был родиной его деда — В.А.Жуковского). 27 января 1913 года ему разрешено присоединить фамилию Жуковских. Служил вольноопределяющимся в Сумском драгунском полку. После производства в офицеры — ординарец великого князя Сергея Александровича. Накануне Первой мировой войны был удостоен придворного звания «в должности шталмейстера». В 1905—1914 годах — проживал на собственной вилле в Баден-Бадене. После Октябрьской революции остался в России, в то время как дети эмигрировали. Был учёным-биологом. Расстрелян в городе Тифлис, ЗСФСР, СССР, ныне Тбилиси, Грузия, в 1932 году.
Семья
27 августа 1894 года в усадьбе Ильинское (ныне Красногорский район Московской области) женился на княжне Марии Петровне Трубецкой (1872—1954), фрейлине великой княгини Елизаветы Федоровны, дочери князя Петра Никитича Трубецкого и Елизаветы Эсперовны, урождённой княжны Белосельской-Белозерской. В браке родились: Елизавета (1896—1975), Александра (1899—1995), Мария (1901—1996), Сергей (1904—1956). В 1904 году развёлся. Женился на баронессе Наталье Владимировне Шёппинг (1888—1965).
Потомство.: Жуковская, Александра Васильевна#Потомки Чины: Эстандарт-юнкер, корнет со старшинством 7 августа 1893 (Высочайший приказ 21 августа 1894); Поручик «на вакансию» со старшинством 19 августа 1897 (Высочайший приказ 27 марта 1898); Штабс-ротмистр «на вакансию» (Высочайший приказ 27 марта 1899).

PatMNeff (617x700, 221Kb)
1871
Пэт Моррис Нефф (Pat Morris Neff)
американский политик, 28-й губернатор штата Техас, член демократической партии. Пэт Моррис Нефф родился на семейном ранчо в округе Корьел, около Мак-Грегора, Техас. Нефф учился в Средней школе Мак-Грегора, далее он получил степень бакалавра в Бейлорском университете, чтобы потом провести два года в Юго-западной Академии в Магнолии, Арканзас, преподавая там. В то время у него учился Харви Куч, который позже станет успешным предпринимателем в Арканзасе. После возвращения в Техас он получил степень в области юриспруденции в Техасском университете в Остине. Учась в университете Юридической школы Техаса, Нефф был близким другом будущих американских сенаторов Тома Конналли и Морриса Шеппарда. С 1899 по 1905 год, включая срок полномочий Спикера, Нефф работал в Палате представителей Техаса. После возвращения к его юридической практике в Уэйко он служил окружным прокурором округа Мак-Леннан в течение шести лет.
Служба в Техасе
Прогрессивный демократ, Нефф способствовал развитию Совета по Национальным паркам Техаса. Пэт Нефф и его мать, Изабелла Нефф, пожертвовали землю, которая станет первым национальным парком в Техасе, Национальным парком Матери Нефф. Во время всплеска Ку-клукс-клана Нефф был раскритикован за то, что не предпринял более решительных действий по борьбе с ним. Также Нефф известен благодаря исполнению песен Ледбелли как в прошлом, так и на посту губернатора. Нефф не баллотировался на второй срок, и на губернаторских выборах 1924 года победила Мириам Фергюсон. В период с 1929 по 1932 Нефф работал в Железнодорожной комиссии Техаса. В 1932 он ушёл в отставку, чтобы стать президентом Университета Бэйлора. Умер в городе Уэйко, штат Техас, США, 20 января 1952 года, Похоронен на кладбище Оквуд в Уэйко, штат Техас.
Память
Начальная школа в Средней школе Хьюстона и независимый школьный округ Сан-Антонио названы в честь Неффа. Его бумаги, включая тех времён, когда он был губернатором, размещены в Коллекции Техаса в Университете Бэйлора. Зал в Университете Бэйлора назван его именем.

Luigi_Sturzo (464x700, 288Kb)
1871
Луиджи Стурцо (итальянское имя — Luigi Sturzo)
итальянский священник и политик, видный деятель христианско-демократического движения. Луиджи Стурцо родился в Кальтаджироне,, Катания, на Сицилии, сын Феличе Стурцо из рода баронов д’Альтобрандо, и Катерины Боскарелли (Caterina Boscarelli). В их семье родились шестеро детей: Маргерита, Марио (впоследствии — епископ Пьяцца-Армерины), Ремиджия (в монашестве приняла имя Джузеппина), Микела (умерла в детстве). Последними родились близнецы Луиджи и Нелина. В 1883 году Луиджи начал обучение в семинарии Ачиреале, в 1886 году по состоянию здоровья перевёлся в семинарию Ното, с 1888 года обучался экстерном в семинарии Кальтаджироне. В 1894 году Стурцо был рукоположён в священника, в 1898 году получил высшее богословское образование в Папском Григорианском университете и вскоре примкнул к христианско-демократическим кругам. После университета вернулся в Кальтаджироне, где ещё в 1897 году основал газету La Croce di Costantino. Занимался учреждением сельских кооперативов и касс, а также рабочих обществ, будучи сторонником идей преобразования Юга Италии на основе мелкого и среднего предпринимательства, расширения местного самоуправления и отказа от государственного протекционизма. Стурцо являлся сторонником включения католиков в политическую жизнь Италии, но подчинялся запрету Святого Престола (Non expedit) и ограничивался участием в управлении на низовом уровне — являлся заместителем мэра Кальтаджироне (1905—1920). В 1915—1924 годах Стурцо состоял заместителем председателя Ассоциации итальянских коммун, а в 1915—1917 годах являлся секретарём правления Католического действия. После отмены правила Non expedit стал в 1919 году одним из основателей Итальянской народной партии (ИНП) и занял должность её секретаря. В апреле 1923 года на съезде в Турине Стурцо добился решения об уходе ИНП в оппозицию правительству Муссолини. В июле 1923 года вынужденно ушёл из партийного руководства, затем поддержал Авентинский блок и сотрудничество с социалистами. В 1924 году эмигрировал из фашистской Италии в Лондон, в 1940 году переехал в Нью-Йорк. Вернулся на родину в 1946 году и возобновил политическую деятельность. Стурцо не вступил в Христианско-демократическую партию (по его мнению, ХДП была тесно связана с католической церковью, в отличие от ИНП, которая строилась как внеконфессиональная партия католиков[5]), но по-прежнему твёрдо отстаивал либеральные идеи в дискуссиях с левыми политическими силами, был противником государственного вмешательства в экономику. В 1952 году назначен пожизненным сенатором, в 1954 году стал вице-президентом Института Итальянской энциклопедии. Критически относился к большевизму, называя его левым фашизмом, и к фашизму, который определял как правый большевизм. В 1935 году опубликовал в эмиграции книгу «Тоталитарное государство», в которой рассматривал заявленную тему на примере нацистской Германии, фашистской Италии и сталинского СССР. 17 июня 1951 года группа сторонников Луиджи Стурцо выступила с идеей создания научного института его имени, и указом президента Италии Луиджи Эйнауди № 1408 от 25 ноября 1951 года Институт Луиджи Стурцо был учреждён с задачей проведения исследований в области социологии, истории, права и экономики. В 1956 году институт занял предоставленный ему палаццо Бальдассини, работал под руководством Стурцо и продолжил свою деятельность после его смерти, наступившей в городе Рим, Италия, 8 августа 1959 года. Сочинения: Opera omnia, ser. - 2, Bologna, 1954-1968. Литература: Millesoli S. Don Sturzo: la carità politica. — Paoline, 2002. — 208 p. — ISBN 978-88-3152-334-9; Fruci A. Diritto e Stato nel pensiero di Luigi Sturzo. — Edizioni Nuova Cultura, 2012. — 269 p. — ISBN 978-88-6134-912-4; Luigi Sturzo e i Rosselli tra Londra, Parigi e New York: carteggio, 1929-1945 / Giovanni Grasso. — Rubbettino Editore, 2003. — 97 p. — ISBN 978-88-4980-806-3; Universalità e cultura nel pensiero di Luigi Sturzo: atti del convegno internazionale di studio, Roma, Istituto Luigi Sturzo, 28, 29, 30 ottobre 1999. — Rubbettino Editore, 2001. — 641 p. — ISBN 978-88-4980-093-7; Luigi Sturzo nella storia d'Italia / Francesco Malgeri. — Storia e Letteratura, 1973. — 1296 p.; Chiaramonte U. Luigi Sturzo nell'Anci. — Rubbettino Editore, 2004. — 362 p. — ISBN 978-88-4981-069-1; Chiaramonte U. Luigi Sturzo e il governo locale. — Rubbettino Editore, 2001. — 263 p. — ISBN 978-88-4980-099-9.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку