-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108599
Комментариев: 6801
Написано: 117070


3 октября родились...

Вторник, 03 Октября 2023 г. 03:45 + в цитатник
komissarov_gurij_ivanovisch (509x700, 196Kb)
1883
Гурий Иванович Комиссаров-Вантер
основоположник научной чувашской фольклористики, автор трудов по чувашской этнологии, истории и краеведению, писатель, публицист, переводчик, литературовед, языковед, педагог, философ, историк, просветитель. Владел чувашским, русским, старославянским, башкирским, татарским, латинским и французским языками. Учителями и соратниками Г.И.Комиссарова были И.Я.Яковлев, Н.В.Никольский, П.М.Миронов, Н.И.Ашмарин, Ф.П.Павлов, И.Е.Ефимов-Тахти, А.И.Матвеева-Нухрат, С.В.Сухарев, К.Ф.Тарасов-Ухик, П.А.Петров-Туринге, И.Н.Антипов-Каратаев. Родился в селе Богатырёво, Ядринский уезд, Казанская губерния, Российская империя (ныне Цивильский район, Чувашии), в крестьянской семье. В 1896 г. окончил сельское начальное училище, в 1899 г. — Аликовское двуклассное училище. С 1903 г., по окончании Симбирской чувашской учительской школы, работал учителем в Персирланской начальной школе (Ядринский уезд). В 1905—1906 гг. являлся одним из основателей и руководителей нелегального Союза учителей Ядринского уезда. В 1906-1908 гг. учился в Уфимской духовной семинарии, одновременно преподавал в воскресной школе. В 1908-1913 гг. — студент арабско-татарского подотделения Казанской духовной академии и вольнослушатель Казанского императорского университета. В этот период исследовал историю и этнографию чувашей, занимался фотосъёмкой и составлением карт. С 1913 г., после защиты диссертации на соискание учёной степени кандидата богословия, работал помощником инспектора Уфимской духовной семинарии и учителем словесности во 2-й Уфимской (частной) гимназии. Обосновал необходимость создания в Уфе учительской семинарии по образцу Симбирской чувашской учительской школы. В апреле 1917 г. инициировал и организовал создание Уфимского чувашского национального общества. В 1917—1918 годах член Всероссийского Поместного Собора как мирянин от Казанской епархии, участвовал в 1–2-й сессиях, секретарь IX и член III, V, XIII, XX отделов. С 1918 года работал учителем Цивильской женской гимназии, инспектором чувашского отдела при Наркомате по делам национальностей и заведующим Цивильским подотделом переводческо-издательской комиссии. С 1919 года — председатель переводческо-издательской комиссии, а также заведующий учебной частью и секретарь педагогического совета Уфимских 3-годичных педагогических курсов (Приуральского чувашского педагогического техникума); преподавал чувашский язык и литературу, психологию и педагогику. В 1921—1923 годы заведовал Уфимскими трёхгодичными педагогическими курсами; кроме того, преподавал в Башкирском педагогическом техникуме (1921—1925), преподавал психологию и педагогику на двухгодичных татаро-башкирских педагогических курсах и русский язык и литературу в Политехникуме и землеустроительном техникуме. Одновременно работал в губернской музейной комиссии (1920—1923); был нештатным сотрудником Музея Южного Урала (Краеведческого музея), где собрал этнографическую коллекцию по чувашам, включающую многочисленные предметы с вышивкой; был председателем Программно-методической комиссии по школам национальных меньшинств Башкирской АССР (1922—1923). В 1923—1926 гг. — завуч и преподаватель Приуральского чувашского педагогического техникума в Уфе; организовывал этнографические экспедиции учащихся по сельским населенным пунктам и культурное шефство, руководил хором и литературным кружком имени К.В.Иванова, издавал с учащимися рукописный журнал, ставил спектакли по произведениям К.Иванова, Ф.Павлова, Н.Ефремова и М.Акимова, проводил литературно-вокальные и музыкально-танцевальные вечера. Одновременно в 1924—1926 годы преподавал в Башсовпартшколе, заведовал секцией краеведения Башнаркомпроса, преподавал курс «История и этнография Башкирии» в Уфимском институте народного образования; с 1925 г. заведовал курсами по подготовке ликвидаторов безграмотности среди чувашей, а также возглавлял Программно-методическую комиссию по политпросвету; в 1925—1926 гг. был председателем секции школьного краеведения Академического центра Наркомпроса Башкирской АССР и членом Программно-методической комиссии по педагогическим учебным заведениям. В 1926—1931 годы — преподаватель чувашского отделения Восточного педагогического института. Одновременно преподавал в Чувашском педагогическом техникуме в Казани и руководил в нём же литературным кружком и научным кружком чувашеведения; входил в состав чувашской секции Татарской ассоциации пролетарских писателей, а также возглавлял Казанское отделение Московского Общества по изучению чувашской культуры; сотрудничал с чувашским сектором Татарского радиокомитета. В 1931—1936 гг. преподавал чувашский язык и литературу в Казанском университете, медицинском институте, Институте советского права, Институте советского строительства, чувашский и русский языки — в Казанском финансово-экономическом институте (1933—1936); заведовал межвузовской кафедрой чувашского языка и литературы. В 1936—1941 годы — преподаватель русского языка и литературы Бауманской районной школы для взрослых; одновременно преподавал в Казанском педагогическом институте, Институте повышения квалификации инженерно-технических работников Наркомата местной промышленности ТАССР, в школах фабрично-заводского ученичества, медицинском институте, химико-технологическом институте, техникуме водного транспорта. В 1939 г. — методист кабинета чувашского языка и литературы Института усовершенствования учителей ТАССР. В 1941—1942 годы — учитель средней школы № 80 города Казани; преподаватель медицинского училища. В 1942 года переехал в посёлок городского типа Санчурск, Кировская область, РСФСР, СССР (на родину жены); преподавал русский язык и литературу, латинский язык в Санчурской фармацевтической школе, в 1946—1957 гг. — в фельдшерско-акушерской школе. В 1957 году вышел на пенсию. Умер в Санчурске 25 февраля 1969 года. Похоронен в городе Санчурск.
Память
В музее Чувашской воскресной школы имени П.М.Миронова Кировского района города Уфа работает экспозиция, посвященная деятельности Г.И.Комиссарова. Сочинения: Автобиография; История чувашской письменности и литературы // НА ЧГИГН. Отдел 1. Единицы хранения 490, 496; Отел 2. Единица хранения 62; Чуваши Казанского Заволжья. — Казань: типолитография университета, 1911. — 112+14 страниц. — (Отдельный оттиск из: Известия Общества археологии, истории и этнографии. — 1911. — Том 27); К этнографической карте Козьмодемьянского, Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов: объяснительная записка — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1912. — Страницы 448—455. (Казанский университет / Известия общества археологии, истории и этнографии. — Том 28, Выпуски 4-5); Религиозное состояние чуваш в XIX в. // Православный благовестник. 1913. № 19–21; Чувашский «Саламальник» // Вестник Оренбургского учебного округа. 1914. № 3; Программа для собирания сведений о чувашах // Уфимские епархиальные ведомости. 1916. № 20–21; Смысл мировой истории (Богословско-философск. трактат). — Уфа: электрическая губернская типография, 1916. — 51 страница; К чувашам Уфимской губ. // Уфимская жизнь. 1917. 8 апреля; От Уфимского чувашского национального общества // Уфимская жизнь. 1917. 2 мая; Чăваш халăхĕ малалла кайĕ-ши, каймĕ-ши? (Может ли чувашский народ иметь будущее?) Уфа, 1917; Чăваш халăхĕн историйĕ (История чувашского народа). Казань, 1921; Наша родина. — Казань, 1921 (на чувашском языке; переиздана в 1929); Как поставить краеведение в школах и учительских организациях Башкирии?. — Уфа: Башнаркомпрос, 1925. — 31 страница; Чуваши // Башкирский край. Уфа, 1928. Страницы 8–9, 134–136; К вопросу о построении курса истории чувашской литературы (по поводу книжки Н. Васильева «Краткий очерк истории чувашской литературы»). — Казань: Татполиграф, 1931. — 8 страниц; Сельское хозяйство Татарской АССР. — Казань, 1932; Татарская АССР. — Казань, 1932; Гурий Комиссаров — краевед и просветитель. Уфа, 1999; О чувашах. Исследования, воспоминания, дневники, письма. Чебоксары, 2003; Собрание сочинений. Труды по истории чувашского народа. Книга первая.- Чебоксары: «Новое время», 2013.-246 страниц: иллюстрации; Перевёл на чувашский язык книги Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», Н.К.Лебедева «Один среди дикарей», «Жизнь и путешествия Миклухо-Маклая» (1935). Литература: Артемьев Ю. ХХ ĕмĕр пусламашĕнчи чăваш литратури. — Шупашкар, 1992. — Страницы 135—150; Их имена останутся в истории / Составитель А.В.Изоркин. — Чебоксары, 1994. — Выпуск 2; Кондратьев А. Свет из Симбирска. — Уфа, 1998; Революцичченхи чăваш литератури / Пухса хатĕрлекенĕсем А.В.Васильев па Г. Ф. Юмарт. Шупашкар, 1988. — Том 2, Книга 1; Салмин А. Гурий Комиссаров: Чтобы наши останки были перевезены на родину мою… : Из личного архива: фрагменты из дневника // Республика. — 2002, 15 мая. — № 39-40 (372—373); Сердцу близкие имена / Составитель А.А.Кондратьев. — Уфа, 1996; Чăваш сăмахлăхĕ, 2 пайĕ, 10 класс. — Шупашкар, 1996; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Том 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / ответственный редактор С.В.Чертков. — Москва: Издательство Новоспасского монастыря, 2020. — 664 страницы. — ISBN 978-5-87389-097-2.

Dmitry_Manuilsky (691x700, 431Kb)
1883
Дмитрий Захарович Мануильский (украинское имя — Дмитро Захарович Мануїльський; партийные псевдонимы — «Мефодий», «Фома», «Иван Безработный»)
советский государственный и партийный деятель, действительный член Академии Наук Украинской ССР (12 февраля 1945). Член Коммунистической партии с 1903. Родился в селе Святец, ныне Мануильское Хмельницкой области, в семье православного священника. Старший брат М.З.Мануильского. Окончил Острожскую гимназию. С 1903 года учился в Санкт-Петербургском университете. В том же году стал членом РСДРП. В 1905 году член коллегии агитаторов при Санкт-Петербургском комитете РСДРП. В 1906 году — один из организаторов Кронштадтского, затем Свеаборгского вооружённого восстания; арестован и приговорён к ссылке; бежал из тюрьмы в Киев, где вошёл в комитет РСДРП. В 1910—1912 в эмиграции во Франции, отзовист, входил в группу «Вперёд». В 1911 году окончил юридический факультет Сорбонны. В этом же году стал членом РСДРП. В 1912—1913 годах нелегально вёл партийную работу в Санкт-Петербурге и Москве, затем вновь эмигрировал во Францию. В мае 1917 года вернулся в Россию, состоял в организации «межрайонцев», на 6-м съезде РСДРП(б) вошёл в партию большевиков. В октябре 1917 года член Петроградского ВРК; во время мятежа Керенского — Краснова был комиссаром Красного Села. С декабря 1917 член коллегии Наркомата продовольствия РСФСР. 11 февраля 1918 года назначен заместителем народного комиссара по продовольствию с предоставлением ему решающего голоса в Совете Народных Комиссаров в случае отсутствия наркома. В апреле 1918 года был направлен вместе с Х.Г.Раковским на Украину для переговоров с гетманским правительством Украины (заместитель председателя большевистской делегации), в результате которых 12 июня были подписаны условия прелиминарного мира. Некоторое время был близок к фракции так называемых федералистов КП(б)У. В январе 1919 года был направлен с Арманд и Давтяном в качестве членов миссии Красного Креста во Францию, где был интернирован в Дюнкерке. После обмена был направлен на Украину: член Всеукраинского ревкома — в начале 1920 года; народный комиссар земледелия Украинской ССР — в 1920—1921 годах, участник польско-советских мирных переговоров в Риге; секретарь ЦК КП(б)У — в 1921 году; редактор газеты «Коммунист»; член ЦК КП(б)У — с 1920 года. С 1922 года работал в Коминтерне; с 1924 года член Президиума Исполкома Коминтерна (ИККИ), в 1928-1943 годах секретарь ИККИ, возглавлял делегацию ВКП(б) в ИККИ; на XVII и XVIII съездах партии выступал с отчётными докладами делегации ВКП(б) в ИККИ. В 1942-1944 годах работал в ЦК ВКП(б) и в Главном политическом управлении РККА. С июля 1944 года заместитель председателя СНК УССР и народный комиссар иностранных дел УССР. В 1946‒1953 заместитель председателя Совета Министров Украинской ССР. В апреле 1945 года возглавлял делегацию Украинской ССР на международной конференции в Сан-Франциско, которая оформила создание ООН, в 1946 — на Парижской мирной конференции. Возглавлял комитет по подготовке текста преамбулы и первого раздела Устава ООН — «Цели и принципы». Участвовал в работе первых четырёх сессий Генеральной Ассамблеи ООН. В отчете о работе возглавляемой им делегации на учредительную конференцию ООН в Сан-Франциско, который Мануильский направил Хрущёву, отмечалось: «Свою роль украинская делегация видела в том, чтобы по основным вопросам, в которых кровно заинтересовано наше советское государство, всемерно поддерживать линию Союзной делегации. Но по второстепенным вопросам, как в обсуждении, так и при голосовании, занимать самостоятельную позицию. И эту линию поведения делегация проводила от начала конференции и до конца». С определенным удовлетворением Мануильский отмечал, что некоторые расхождения в позициях с союзной делегацией вызвали заинтересованность и недоумение участников конференции. А украинская поддержка предложений американцев назвать организацию «Организация Объединенных Наций» привела к тому, что американская делегация публично выразила благодарность украинской делегации «за это исключительное понимание психологии американского народа». Автор многих работ по вопросам стратегии и тактики международного рабочего и коммунистического движения, воспоминаний о В.И.Ленине. Делегат X—XIX съездов партии. Кандидат в члены ЦК РКП(б) (1922—1923), член ЦК ВКП(б) (1923—1952). Делегат 2—7-го конгрессов Коминтерна; член ИККИ с 3-го конгресса (1921). Член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го созывов. С 1953 персональный пенсионер. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. Награжден 3 орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. Умер в Киеве 22 февраля 1959 года. 1 ноября 1966 года в Киеве, на пересечении улиц Липской и Институтской, был открыт памятник Мануильскому. Авторы монумента народные художники Украинской ССР Макар Вронский и Алексей Олейник, архитекторы Моисей Катерног и Яков Ковбаса. Памятник исполнен в виде бронзовой полуфигуры на постаменте из гранита, высота — 5,1 м. Табличка на постаменте памятника гласит: «Выдающийся деятель Коммунистической партии советского государства и международного коммунистического движения Дмитрий Захарович Мануильский».22 февраля 2014 года памятник был сброшен с постамента и облит краской. Его имя в 1959-1991 г носило село Святец, сейчас - снова Святец. Литература: Завьялов Б.М., Д.З.Мануильский, Киев, 1967.

Ida_Rubinstein_1922 (487x700, 220Kb)
1883
Ида Львовна Рубинштейн
российская танцовщица и актриса. Существует ряд её портретов, выполненных известными художниками. Ида Львовна Рубинштейн родилась в Харькове (согласно записи в метрической книге Харьковской хоральной синагоги, попечителями которой являлись отец и дед Иды), в семье потомственного почетного гражданина Харькова Льва Рувимовича (Леона Романовича) Рубинштейна и его супруги Эрнестины Исааковны. Принадлежала к одной из богатейших семей южной России. Дед Иды, Рувим (Роман) Осипович Рубинштейн — основатель банкирского дома «Роман Рубинштейн и сыновья». Отец Иды, Лев (Леон) и его брат Адольф занимались крупнооптовой торговлей, в основном сахаром, владели четырьмя банками, тремя сахарными заводами, им принадлежал также пивоваренный завод «Новая Бавария». Семья Рубинштейнов тратила большие суммы на благотворительность, на поддержку религиозной общины, и на культурное развитие Харькова. Леон и Адольф Рубинштейны были прекрасно образованными людьми, стояли у истоков харьковского отделения «Русского музыкального общества», в их домах регулярно собиралась интеллигенция Харькова. Были дружны с московской купеческой семьёй Алексеевых, в частности, с К.С.Станиславским (наст. фамилия Алексеев). Дядя Иды, Адольф Рувимович, был награждён четырьмя орденами за создание детского приюта и крупнейшей в Харькове больницы. Двоюродный брат Иды, Иосиф Адольфович Рубинштейн, был владельцем нескольких частных домов в Харькове. В 1888 г. в возрасте пяти лет потеряла мать, в 1892 г. — отца; унаследовала после его смерти его колоссальное состояние, определившее её дальнейшую жизнь.
 (546x698, 180Kb)
После смерти осталась на попечении дяди, Адольфа Рувимовича, после его смерти в 1894 г. переехала в Санкт-Петербург, где находилась на попечении старшей (двоюродной) сестры, Софьи Адольфовны Горовиц. Училась в Санкт-Петербургской гимназии Л.С.Таганцевой, закончив её в 1901 г. Брала уроки истории русской литературы у профессора А.Л.Погодина. Сценическую деятельность начала 16 апреля 1904 года, выступив под псевдонимом Лидия Львовская в спектакле «Антигонa» (частный спектакль Иды Рубинштейн. Новый театр Л.Б.Яворской. Постановка Ю.Э.Озаровского) оформленном Л.Бакстом. Спектакль прошёл единственный раз, ознаменовав начало долгой совместной работы с Л.Бакстом, и был поставлен И.Л.Рубинштейн на собственные средства. Критики отметили «ученическую» игру актрисы, её «плохую дикцию, невыразительный резкий голос». Осенью 1904 г. поступила на драматические курсы при Императорском Малом театре, закончила их в 1907 г. В 1907—1908 гг. брала частные уроки танца у М.Фокина. В 1909 г. вышла замуж за банкира Владимира Исааковича Горовица.
Коржев И. «Танец семи покрывал».320px-thumbnail (250x700, 136Kb)
Коржев И. Танец семи покрывал. Ида Рубинштейн, 2010, литьевой камень раскрашенный, ткань, 140х18х25см.
В 1908 г. на собственные средства И.Л.Рубинштейн подготовила постановку драмы Оскара Уайльда «Саломея» (1909) на музыку Александра Глазунова, в художественном оформлении Л.Бакста. Спектакль был заявлен (как частный спектакль И.Рубинштейн) в Михайловском театре, 3 ноября 1908 г., но не состоялся. Частично был позднее осуществлен на Вечере художественных танцев в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории, 20 декабря 1908 г., в постановке В.Э.Мейерхольда, и в хореографии Михаила Фокина. М.Фокин заинтересованно отнёсся к этой постановке Рубинштейн: «.. она представляла интересный материал, из которого я надеялся слепить особенный сценический образ». На вечере Ида Рубинштейн исполнила «Танец семи покрывал», разворачивая в пластическом танце одно за другим тяжёлые парчовые покрывала. Для танцовщицы по эскизу Л.Бакста было сшито платье, украшенное рядами цветных бус.
Bakst_-_Ida_Rubinstein_(1885-1960)_comme_Helene_de_Sparte,_1912 (483x700, 283Kb)
Леон Бакст. Костюм для Иды Рубинштейн в роли Елены Спартанской, 1912.
В 1909—1911 выступала в Русском балете Сергея Дягилева. 2 июня 1909 г впервые выступила в составе антрепризы С.Дягилева, наряду с А.Павловой, В.Нижинским и Т.Карсавиной, в балете «Клеопатра» (музыка — А.С.Аренский, А.Танеев, Н.Римский-Корсаков, М.Глинка, А.Глазунов, М.Мусоргский, Н.Черепнин, хореография М.Фокина) в Париже, в театре Шатле. Выступала также в балете «Шахерезада» (музыка Н.Римского-Корсакова, 4 июня 1910 г., хореография М.Фокина). Роли Клеопатры и Зобеиды были лучшими во всей сценической карьере артистки, её непревзойдённым успехом. Артистка обладала необычно высоким ростом, но её угловатая пластика и продуманно скупая жестикуляция имели успех у публики и критики, писавшей о «гибкости змеи и пластичности женщины», о «сладострастно окаменелой грации» Рубинштейн. Уникальный образ, созданный артисткой, сохранялся и в её дальнейших работах. В 1911 г. расставшись с Дягилевым, создала собственную труппу. Её первая постановка — драма «Мученичество Святого Себастьяна» д'Аннунцио и Дебюсси, 1911), премьера которой 22 мая 1911 г. состоялась в Париже, в театре Шатле. Архиепископ Парижа был возмущён, что роль Святого Себастьяна, католического святого, написанную д’Аннунцио специально для Рубинштейн, — играла женщина, к тому же — ортодоксальная еврейка. Спектакль, и особенно игра и декламация Рубинштейн, прежде выступавшей в качестве танцовщицы, не имели успеха у публики и критики. Критика отмечала, что г-жа Рубинштейн, в отличие от Дягилева и других успешных антрепренёров, «тратит деньги не на искусство, но лишь на саму себя». 10 июня 1912 г. в театре Шатле состоялась новая премьера труппы — драма «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда на музыку А.Глазунова, постановка А.Санина. Рубинштейн в спектакле снова исполняла танец Саломеи, поставленный для неё М.Фокиным. В 1912 г. А.Саниным была поставлена драма «Елена Спартанская» (Helene de Sparte, Э.Верхарн / Деодат де Северак), в оформлении Л.Бакста. Ида Рубинштейн исполняла главную роль. На восьмом из Русских сезонов, в 1913, в театре Шатле в Париже Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Пизанелла, или Душистая смерть» д'Аннунцио, где она исполняла главную роль, роль куртизанки Пизанеллы. Спектакль, оформленный Бакстом, считался "самым стильным зрелищем, созданным труппой. «Безумная роскошь» …этого спектакля, стоившего 450 тысяч франков, могла показаться раздражающей и чрезмерной, но в целом пышная и пряная «Пизанелла» от начала до конца была выдержана в эстетике модерна. Д’Аннунцио исправил «ошибки» «Себастьяна» и приспособил пьесу о святой блуднице к индивидуальности Рубинштейн. Пизанелла мало говорила и часто застывала в скорбных позах, зато другие персонажи в длинных монологах бесконечно восхваляли её красоту". Русская критика увидела в спектакле "как во всем, что делает Рубинштейн, «постановочный разврат», разложение театра, в котором все покупается и продается, торжество «бездарной, въедчивой, ядовитой кляксы дилетантского кривлянья». В 1910-х гг. переехала жить в Париж, где приобрела особняк, оформленный также Л.Бакстом. Дружила с Сарой Бернар, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Андре Жидом, Вацлавом Нижинским. В 1928 году Бронислава Нижинская собрала для постановки И.Рубинштейн (в партнёрстве с А.Вильзаком) интернациональную балетную труппу. В неё входили балетмейстеры Л.Мясин, М.Фокин, К.Йосс, художник А.Бенуа. В числе поставленных труппой сочинённые по специальному заказу произведения Онеггера («Жанна д’Арк на костре», по П.Клоделю, «Амфион», 1929; «Семирамида», 1934), М.Равеля («Болеро» 1928 , «Вальс»), Стравинским («Поцелуй феи» 1928, «Персефона») 1934, Ибером («Странствующий рыцарь»). В составе этой труппы Ида Рубинштейн участвовала в балетных постановках. В 1933 году в труппу был приглашен М. Фокин, поставивший «Семирамиду» Онеггера, рассчитанную на декламацию Рубинштейн. Труппа существовала до сезона 1938 года и закрылась из-за надвигающейся войны. В последний раз Рубинштейн вышла на сцену в 1938 г. в оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре». Стильный образ «декадентской дивы» Иды Рубинштейн вдохновлял многих художников — Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Леона Бакста. Несколько портретов Рубинштейн были написаны в 1911 — 1914 гг. американской художницей Ромейн Брукс, жившей в Париже.
Valentin_Serov_-_Ida_Rubenstein_-_Google_Art_Project (700x432, 259Kb)
Более других известен портрет, написанный Валентином Серовым в 1910 г. в Париже. Портрет, считающийся одними выдающимся произведением, был отрицательно воспринят рядом художников, в частности, Ильёй Репиным. Портрет был выставлен на выставке «Мира искусства» в Москве в 1911 г. и был назван Репиным «базар декадентщины». Сам художник считал, что его модель «смотрит в Египет». Портрет вскоре после того, как был написан, приобретён в собрание Русского музея. Дочь художника, Ольга Валентиновна Серова, писала в своих воспоминаниях: «Она была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал». Ида Рубинштейн единственный раз снялась в кино — это был фильм «Корабль» (1921), поставленный по драме д’Аннунцио его сыном Габриэллино и Марио Ронкарони. В 1934 г. французское правительство наградило И.Рубинштейн орденом Почетного легиона. В 1935 г. И.Рубинштейн получила французское гражданство. В 1938 г, опасаясь прихода немцев, Ида Рубинштейн, как еврейка, вынужденно покинула Францию. После оккупации Франции Ида Рубинштейн жила в Лондоне, где организовала госпиталь для французских и английских солдат. В 1945 г. вернулась во Францию. В 1946 г. перешла из иудаизма в католицизм. Последние десять лет прожила в городе Вансе, на юге Франции, в обществе своей секретарши госпожи Ренье, и в полном одиночестве. Умерла в городе Ванс (Франция) 20 сентября 1960 года. В коллекции исторического костюма историка моды Александра Васильева находятся два платья 1930-х годов из гардероба Иды Рубинштейн. Образ в искусстве: Антонио де ла Гандара. Портрет Иды Рубинштейн, 1913; Ромейн Брукс. Печальная Венера; Ромейн Брукс. Портрет Иды Рубинштейн, 1917. Литература: De Cossart M. Ida Rubinstein (1885—1960): a theatrical life. Liverpool: Liverpool UP, 1987; Depaulis J. Ida Rubinstein: une inconnue jadis célèbre. Paris: H. Champion, 1995; Woolf V. Dancing in the vortex: the story of Ida Rubinstein. Amsterdam: Harwood Academic; Abingdon: Marston, 2000; Bentley T. Sisters of Salome. New Haven: Yale UP, 2002, p. 129—165.

1883
Джеймс Фрэнк Стимсон (James Frank Stimson; настоящее имя – Джон Фрэнсис Стимсон, John Francis Stimson ; псевдоним – Уа Тейн. Ua Tane.)
американский шахматный композитор. Умер в Папиите (Таити, Франция) 19 октября 1958 года.

Paul Pinna (439x700, 285Kb)
1884
Пауль Отто Герман Пинна (эстонское имя — Paul-Otto-Hermann Pinna)
эстонский советский актёр и театральный режиссёр. Народный артист эстонской ССР (1942). Пауль Пинна родился в Таллине, в семье чиновника городского самоуправления. Актерскую карьеру начал в труппе музыкально-певческого общества «Эстония». В 1905 году совместно с Теодором Альтерманом и Артуром Норман был инициатором создания национального театра «Эстония». С 1909 по 1910 годы издавал первый эстонский театральный журнал «Сцена». В 1914 году из-за конфликтов в театре переехал в Россию. После начала первой мировой войны приехал в Эстонию. В связи с тем, что театр «Эстония» был преобразован в госпиталь и часть актеров была призвана в армию, уехал в Москву, но через год вновь вернулся в Эстонию для восстановления театра. Во время освободительной войны становится актером, режиссером и художественным руководителем эстонского драматического театра. В 1923 году основал «Народный театр», в котором играли актеры самодеятельности. В 1927 году театр обанкротился. После этого, по приглашению Карла Юнгхольца вернулся в театр «Эстония». Во время второй мировой войны служил в трудовом батальоне. После войны жил и работал в Эстонии. Автор книг о театре. Умер в Таллине 29 марта 1949 года.
Paul_Pinna_haud_2010-08-25 (700x525, 578Kb)
Захоронен на Лесном кладбище.
Награды: Кавалер ордена Орлиного креста III класса (Эстония); Кавалер ордена Эстонского Красного Креста II класса. Пауль Пинна был дважды женат. Его первой женой была певица Нетти Пинна, второй — Милли Альтерман. От обоих браков есть дети. В Таллине есть улица Пауля Пинна. С 1949 по 1989 годы в Таллине существовал тетатр имени Пауля Пинна. Сочинения: Minu eluteater ja teatrielu, Tallinn, 1934; Mälestused, Tallinn, 1947. Литература: Panso ., Pinna ja Lauter, в сборнике: Eesti Noukogude. Teater. Almanach, t. 6, Tallinn, 1963.

БакалейниковBez názvu (484x700, 147Kb)
1885
Владимир Романович Бакалейников
русско-американский альтист, дирижёр и композитор. Второй по старшинству среди братьев Бакалейниковых (известны также Николай, Константин и Михаил). Родился в городе Москва, Российская империя. Сын кларнетиста, жившего очень бедно, большой семьёй: по собственным воспоминаниям Бакалейникова, «Мой отец зарабатывал очень мало. Мы, дети, помогали ему зарабатывать игрой на свадьбах, в ресторанах, давая уроки, впоследствии концертируя. Никакими видами труда мы, дети, не гнушались. Стыдно было не работать, видя, как наша мать на всех стирала, на всех готовила, всех обшивала и всем прислуживала.»
Творческий путь
В девятилетнем возрасте поступил в Московскую консерваторию, учился у Ивана Гржимали. Успешно выступал как концертирующий солист и дирижёр, а в 1911 году вошел в состав Квартета герцога Г.Г.Мекленбург-Стрелицкого. В 1914—1916 гг. дирижёр Театра музыкальной драмы в Петрограде, в 1920—1927 гг. — Музыкальной студии Московского художественного театра; одновременно преподавал в 1918—1920 гг. в Петроградской, в 1920—1924 гг. в Московской консерваториях, среди его учеников был, в частности, Вадим Борисовский. Заслуженный артист РСФСР (1924). В 1927 г. вместе с женой, певицей Юлией Фатовой, эмигрировал в США и по приглашению дирижёра Фрица Райнера занял пост его ассистента (и первого альта) в Симфоническом оркестре Цинциннати. В 1937 г. перебрался в Голливуд для работы в кинематографе, последовав примеру двух своих младших братьев, Константина и Михаила, однако уже через два года вновь принял приглашение Райнера и стал его ассистентом, теперь уже в Питсбургском симфоническом оркестре; в 1948—1952 гг. возглавлял этот оркестр — и, в частности, дирижировал питсбургским гастрольным выступлением Марио Ланца (1951). С Питсбургским оркестром под управлением Райнера и вместе с виолончелистом Григорием Пятигорским Бакалейников записал как альтист симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Дон Кихот». В американский период жизни Бакалейникова среди его учеников был Лорин Маазель, последовавший за ним в Питсбург. Бакалейников написал пособие «Основные правила дирижирования оркестром, духовым оркестром и хором» (Elementary rules of conducting for orchestra, band and chorus; 1938), мемуары «Записки музыканта» (Нью-Йорк, 1943), концерт для альта с оркестром (1937), ряд камерных пьес, в числе которых «Брамсиана», записанная Тошей Зайделем. Приписываемый Владимиру Бакалейникову во многих источниках знаменитый романс «Бубенцы» написан всё же, по-видимому, его старшим братом Николаем. В некоторых источниках Владимиру Бакалейникову приписывают и «Темно-вишневую шаль». Умер в городе Питсбург, штат Пенсильвания, США, 5 ноября 1953 года.

1885
Лучано Саворини (итальянское имя — Luciano Savorini)
итальянский гимнаст. Родился в коммуне Арджента, провинция Феррара, область Эмилии-Романье, Италия. Чемпион летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве. Умер в городне Болонья, Италия, 30 октября 1984 года.

1885
Александр Наумович Голубь
советский дипломат, консул, затем председатель Комиссии по чистке партии, старый большевик. Родился в городе Киев, Киевская губерния, Российская империя, в семье бедного кустаря-сапожника. Член РСДРП(б) с 1905. В народнических кружках с 1899, в социал-демократических кружках с 1900. С 13 лет работал учеником маляра, затем рабочий-маляр. В 1901, 1902 и 1905 неоднократно, кратковременно, арестовывался за прокламации. Нелегально работал в Полесских железнодорожных мастерских Киева с 1902. В 1905 арестован в Киеве, освобождён, с июля 1905 нелегально работал в Василеостровском райкоме Петроградского комитета, агитатор в войсках, сотрудник Военной организации РСДРП(б). В августе 1905 снова арестован в Петрограде, до октябрьской амнистии 1905 заключённый в «Крестах». С декабря 1905 создавал боевые дружины, командир одной из них в Василеостровском районе. В 1906 член Выборгской военной организации РСДРП(б). С 1906 вновь в Петрограде, агитатор в Царскосельских военных лагерях. В июне 1906 арестован и приговорён к 5 годам «крепости», в заключении до 1911. В 1911 отдан в солдаты, служил до 1912, затем дезертировал. В 1912 эмигрировал в Париж, знаком с В.И.Лениным, сотрудник Парижской секции РСДРП(б). В мае 1917 вернулся в Россию, работал в Василеостровском райкоме партии Петрограда и ЦК Союза рабочих-металлистов. Активный участник июньских-июльских выступлений большевиков в Петрограде. Занимался доставкой оружия для отрядов Красной гвардии. Участник Октябрьской революции в Петрограде. В 1917—1918 на ответственной работе в Наркомате труда РСФСР. С сентября 1918 в аппарате НКИД РСФСР. В декабре 1918 командирован в Туркестан, комиссар иностранных дел Туркестана. С марта 1919 руководитель «чрезвычайной миссии» ТАССР в Хиве, вёл переговоры и заключил мирный договор с Джунаид-ханом. Член коллегии, заместитель народного комиссара иностранных дел Туркестана, одновременно, преподаватель истории партии в Туркестанской краевой партшколе в 1919. В октябре 1919 отозван ЦК ВКП(б) из Туркестана, был на фронте Гражданской войны, воевал против генерала Юденича. В 1920 вновь командирован в Туркестан, член коллегии внешних сношений до апреля 1921. На дипломатической работе: полпред СССР в Турции (1921—1923); консул СССР в Латвии, Эстонии (1923—1924); консул СССР в Урмии (Персия) (с июня 1924 по март 1925); консул СССР в Норвегии, Париже (Франция) (1925—1929); Затем на руководящей работе в отделе печати НКИД СССР, работал уполномоченным «на коллективизации» в 1929—1930. Ответственный инструктор, заведующий сектором проверки исполнения «Союзнефтеэкспорта» в 1930—1931. Член, ответственный секретарь советского бюро Интернационала моряков и портовых рабочих в 1931. С 1932 персональный пенсионер. Член Всероссийского Общества старых большевиков с 1927. Председатель Комиссии по чистке партии в 1933—1934. В годы Великой Отечественной войны работал на Урале. Умер 23 апреля 1969 года.

Iwanow_Wladimir_(1) (558x700, 170Kb)
1886
Владимир Алексеевич Иванов
русский историк, иранист, один из основоположников научного исмаилитоведения, первый русский, ставший сотрудником Бенгальского Азиатского общества. Родился в Санкт-Петербурге. Отец — врач. Мать — учительница. Окончил Царскосельскую гимназию и Факультет восточных языков СПбУ (1911). Специальность — иранистика. В 1910 — первая поездка в Иран. С 1911 по 1914 работал в Бирджендском отделении Учетно-ссудного банка Персии (Южный Хорасан) и параллельно собирал коллекцию рукописей для Азиатского музея. Во время войны работал переводчиком при Генштабе в Петрограде. После войны по линии Музея был отправлен в Бухару. По причине невозможности продолжения работы в результате начавшегося басмаческого движения получил дипломатический паспорт от Советского Представительства в Бухаре и выехал 3 июня 1918 г. в Персию. До 1920 года находился в затруднительном материальном положении.
Iwanow_Wladimir_(2) (475x700, 402Kb)
Иванов в Индии.
В 1920 году короткое время работал в военном ведомстве Британского правительства Индии и получил возможность трудоустройства в Индии. С 1920 по 1930 год работал каталогизатором в Бенгальском Азиатском обществе (Калькутта). С 1931 года переехал в Бомбей. При спонсорской поддержке Ага-хана основал «Исмаилитское общество» и приступил к систематическому исследованию исмаилитской литературы.
Iwanow_Wladimir_(3) (602x700, 205Kb)
Исмаилитское общество стало прообразом лондонского Института исмаилитоведения. Умер в Тегеране 1 июня 1970 года. Библиография: Concise descriptive catalogue of the Persian manuscripts in the Curzon collection; Asiatic Society (Calcutta, India)Library. Printed at the Baptist mission press, Pub. by the Asiatic society of Bengal, (1926); Ismaili literature: a bibliographical survey; second amplified edition of «A guide to Ismail literature», London, 1933, Tehran University Press, (1963); Catalogue of the Arabic manuscripts in the collection of the Royal Asiatic Society of Bengal, Asiatic Society (Calcutta, India) Library, Wladimir Ivanow, revised by M. Hidayat Hosain. Royal Asiatic Society of Bengal, (1939); The Gabri Dialect Spoken by the Zoroastrians of Persia (1940); Ismaili tradition concerning the rise of the Fatimids (1942). Volume 10 of the Islamic Research Association Series, Oxford Univ. Pr. in Komm; Ibn-al-Qaddah: (The Alleged Founder of Ismailism) (1946). The Ismaili Foundation, 2nd. edition, (1957); On the Recognition of the Imam: Or Fasl Dar Bayan-i Shinakht-i Imam (1947); Nāṣir-i Khusraw and Ismailism (1948); Studies in early Persian Ismailism. E.J. Brill, (1948); Naṣīr al-Dīn Muḥammad ibn Muḥammad Ṭūsī (перевод); Catalogue of the Arabic Manuscripts in the Collection of the Asiatic Society of Bengal (1951), with M. Hidayat Hosain, M. Mahfuz-ul-Haq, M. Ishaque; Studies in early Pesian Ismailism, (1955); Problems in Nasir-i Khusraw’s Biography (1956).

nowak (516x700, 300Kb)
1886
Вилли Новак (Вилем Новак; чешское имя — Willi Nowak; также Vilém Nowák)
известный чешский живописец и график немецкого происхождения. Родился в городе Мнишек-под-Брди. Вилли Новак изучал рисование в пражской Академии художеств в мастерской Франтишека Тиле (в 1903—1906 годах). Участник выставок художественной группы «Восемь» в 1907 и в 1908 годах. Член Общества художников Манеса. В начальный свой период творчества В.Новак писал полотна в экспрессионистском стиле, позднее перешёл к неоклассицизму.
В 1929—1939 годах он — профессор Академии Художеств в Праге. Был одним из основателей Высшей школы художественного мастерства в Братиславе.
Vilém Nowákaa (633x700, 372Kb)
Неоднократно совершал рабочие поездки в Вену, Мюнхен и Берлин. Награждён Орденом Республики. Умер 20 октября 1977 года.
Vyšehradský_hřbitov_-_Vilém_Nowak_(malíř) (525x700, 345Kb)
Похоронен в Праге на Вышеградском кладбище.
Заслуженный художник ЧССР (1957), народный художник ЧССР (1967).

Alain_fournier (499x700, 307Kb)
1886
Ален-Фурнье (французское имя — Alain-Fournier; псевдоним; настоящее имя – Анри Альбан Фурнье; Henri Alban Fournier)
французский писатель. Родился в городе Ла-Шапель-д’Анжийон. Получил мировую известность благодаря единственному завершённому роману «Большой Мольн» (французское название — Le Grand Meaulnes), написанному в 1913 году. Роман написан в лирической манере, как воспоминания автора о детских годах, о школе, об играх и думах подростков, роман сочетает динамичный сюжет и романтическую интригу с реалистическим изображением французской провинциальной жизни. Получив известность после издания романа, Ален-Фурнье устроился секретарём состоятельного бизнесмена Клода Казимир-Перье, в соавторстве с которым работал над книгой «Брест, трансатлантический порт» (французское название — Brest, port transatlantique). Написанный в лирической манере, как воспоминания о детских годах, о школе, об играх и думах подростков, роман «Большой Мольн» сочетает напряжённый динамичный сюжет и романтическую интригу с реалистическим изображением французской провинциальной жизни. Традиционная "история молодого человека" в буржуазном обществе раскрывается Ален-Фурнье в демократическом духе. «Я знаю, что война неизбежна, и что я с неё не вернусь», — так сказал однажды юный Анри Фурнье, ненароком угадав свою судьбу. Всё случилось, как он и предполагал. Он погиб под Верденом, в память о себе оставив единственный роман «Большой Мольн». Всякий, кто принимается писать об этой загадочной книге, своеобразном «рыцарском романе» начала XX века, невольно настраивается на поэтический лад: «“Большой Мольн” — вещь одновременно и простая, и сложная, — утверждает исследователь. — Достоверная и точная во всех подробностях деревенской и школьной жизни, книга всё же таит в себе какое-то ускользающее волшебство. К ней хочется возвращаться снова и снова, чтобы вместе с Мольном пройти по еловой аллее к замку с серой башенкой, надеть плащ с плиссированным воротником и отправиться на бал, где хозяева — дети; чтобы глотнуть ледяной воды из колодца Гранфона, прохладного в самый жаркий день; чтобы стереть пыль со старой могильной плиты в часовне Затерянного поместья и прочесть: “Здесь покоится рыцарь Галуа, сохранивший верность своему Господу, своему королю и своей даме”. Автор стихов, эссе и новелл, собранных в книге "Миракли" (1924). Погиб писатель на фронте в начале Первой мировой войны, 22 сентября 1914 года, в лесу Сен-Реми под Верденом, во время первой битвы на Марне.
00Saint-Remy-la-Calonne_(Meuse)_croix_commémorative_Alain_Fournier_en_forêt_de_Calonne (524x700, 156Kb)
На месте гибели лейтенанта Фурнье и его солдат — простой деревянный крест, но славные паладины могли бы назвать их своими друзьями…» После смерти были изданы его ранние стихи и прозаические миниатюры, составившие книгу «Чудеса» (французское название — Miracles, 1924 год), а также несколько томов писем. Фрагменты его незаконченного романа «Коломб Бланше» (французское название — Colombe Blanchet) были опубликованы в декабре 1922 года в журнале «Нувель ревю франсез» (французское название — Nouvelle Revue française).

Yashin_Afanasy_Fyodorovich (617x700, 184Kb)
1887
Афанасий Фёдорович Яшин
заведующий коневодческой фермой колхоза «Сердце пятилетки» Карсунского района Ульяновской области. Родился в селе Малое Станичное Карсунского уезда Симбирской губернии, ныне – Карсунского района Ульяновской области, в семье крестьянина. Русский. После окончания 4 классов церковно-приходской школы занимался крестьянством, с началом коллективизации в конце 1920-х годов вступил в местную сельскохозяйственную артель, занимался разведением лошадей. В период Великой Отечественной войны А.Ф.Яшин заведовал коневодческой фермой в местном колхозе «Сердце пятилетки», поставлявшей коней для нужд Красной Армии и обеспечивавшей конной силой ближайшие колхозы. В послевоенное время Афанасий Фёдорович продолжал заниматься коневодством, выращивал и обучал, в том числе и породистых рысаков, которые занимали призовые места на скачках в Карсуне. В 1949 году на колхозной ферме было выращено при конюшенном содержании 36 жеребят от 36 кобыл, имевшихся на начало года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1950 года за достижение высоких показателей в коневодстве в 1949 году Яшину Афанасию Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания был удостоен и председатель колхоза «Сердце пятилетки» Н.Ф.Гаранин. Проживал в родном селе Малое Станичное. Скончался 9 апреля 1960 года, похоронен на сельском кладбище. Награждён орденом Ленина (11 июля 1950), медалями.

Вахтенный_начальник_посыльного_судна_«Китобой»_лейтенант_П.А._Туржанский (482x700, 229Kb)
1888
Павел Александрович Туржанский
морской летчик, кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Павел Александрович Туржанский родился в городе Радом (Польское царство, Российская империя), в семье статского советника. Отец — Туржанский Александр Александрович (1851—1912) участник Русско-турецкой войны. Мать — Туржанская Евгения Павловна — детская писательница под псевдонимом Евгения де Турже-Туржанская. Он старший брат среди своих братьев Туржанских Александра (1898—1982) и Бориса 1900-1948 Туржанский Павел Александрович закончил Смоленское реальное училище. Осенью 1907 года поступил в Морской корпус в старший общий класс. На службе с 1908 года. В 1911 г. окончил Морской корпус. 28 ноября 1911 г. зачислен в 1й Балтийский флотский экипаж. 13 декабря 1911 г. списан в расположение Главного морского штаба. 19 декабря 1911 г. вновь зачислен в 1й Балтийский экипаж. 28 августа 1913 г. командирован на теоретические курсы авиации имени Захарова В.В при Санкт-Петербургском политехническом институте. 16 июля 1914 г. направлен в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота для обучения полетам. 18 июля 1914 г. зачислен обучающимся общего курса. 21 июля 1914 г. совершил свой первый самостоятельный полёт на самолете типа «Фарман». 1 августа 1914 г. командирован в город Ревель, в 3-ю авиационную станцию. 30 сентября 1914-18 декабря 1914 г. начальник наблюдательного поста «Люзерорт». 18 декабря 1914 г. дежурный при центральной станции Южного района службы связи Балтийского моря. 6 апреля 1915 г. во время учебного полета над бумажным озером упал вместе с аппаратом с высоты 35 метров, получив удар шеи спереди и сзади об аппарат. 24 апреля 1916 г. переведён в состав 2-й авиационной станции. 1 января 1917 г. начальник воздушного отряда «Г». 13 января 1917 г. утверждён в этой должности. 18 декабря 1918 г. после перехода к белым командовал пулеметным взводом в Ревельском отряде Русской Самообороны Эстляндского края. Затем сражался с большевиками в составе бригады бронепоездов ОКСА. 1 октября 1919 г. назначен командиром тяжелого танка «Бурый медведь» в танковом батальоне СЗА. 1919-1920 г.командует танком в Северо-Западная армии генерала Юденича. 15. февраля 1920 г.на тральщике «Китобой» с группой офицеров совершает поход из города Ревеля в город Безерта Тунис. 1 мая 1920 г. после длительной стоянки с группой офицеров покинул судно. В 1920-1940 г. проживал во Франции. Погиб в Бресте (Францич) 9 сентября 1944 года. Чины и звания: 23 апреля 1911 г. корабельный гардемарин. 19 декабря 1911 г. мичман. 24 сентября 1915 г. морской лётчик. 19 декабря 1915 г. лейтенант. Награды: 23 апреля 1911 г. Золотой знак за окончание Морского корпуса. Ордена: 24 января 1916 г. Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом. 24 января 1916 г. Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом. 10 апреля 1916 г. Орден Святой Анны 4й степени. 13 ноября 1916 г. Орден Святого Владимира IV степени. 16 декабря 1916 г. Орден Святого Георгия IV степени. Архивные Источники: РГА Военно-морского флота.Фонд 406. опись 9 дело 4265 листы 1-5об; Фонд 417. опись 5. дело 3863. листы 10-10об. Фонд 873. опись 18. дело 208. Бюллетень общества ОИФ № 41 за 1945 год; Авиаторы кавалеры ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 гг.; Мартитолог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920—2000 гг. Москва, 2001 страница 137.

Manizer_GG1 (569x700, 414Kb)
1889
Генрих Генрихович Манизер
российский этнограф и языковед. Основные его труды — по этнографии и языкам индейцев Южной Америки, собрал богатые этнографические коллекции. Родился в Санкт-Петербурге. Старший брат знаменитого скульптора Матвея Генриховича Манизера. Окончил Санкт-Петербургский университет (1912).
Группа_сотрудников_МАЭ (700x424, 166Kb)
Группа сотрудников МАЭ, 1914 год. Слева направо: К.В.Щенников, Г.Г.Манизер, Я.В.Чекановский, С.М.Дудин, В.М.Лемешевский, Э.К.Пекарский.
В 1914 —1915 участвовал в экспедиции в Южную Америку, где собирал этнографические и лингвистические материалы среди индейских племен (ботокуды и других) и городского населения Бразилии, а также коллекции для этнографических музеев. Большую ценность представляют составленные Манизером словари четырех индейских языков, описание жизни ботокудов, насильственно поселенных в резервации, и другие этнографические работы. По возвращении в Петроград Манизер подготовил монографию об экспедиции Г.И.Лангсдорфа в Бразилию. В 1916 году поступил добровольцем в армию и участвовал в Первой мировой войне. Умер на фронте от тифа 4 июля 1917 года. Сочинения: Экспедиция академика Г.И.Лангсдорфа в Бразилию (1821 — 1828), Москва, 1948 (имеются биографические сведения и перечень работ Манизера). Литература: Танасийчук В.Н., Пятеро на Рио Парагвай, Товарищество научных изданий КМК, Москва, 2003.

Carl von Ossietzky (493x700, 236Kb)
1889
Карл фон Осецкий (немецкое имя — Carl von Ossietzky)
немецкий публицист-антифашист, пацифист, лауреат Нобелевской премии мира 1935. Родился в Гамбурге, в семье поляка немецкого происхождения. Большую роль в формировании мировоззрения юного Осецкого сыграл его отчим – известный социал-демократ Густав Вальтер. В возрасте 17 лет он закончил учебу в школе и стал чиновником в своем городе. Вскоре, однако, увлекся журналистикой, опубликовав свою первую статью в газете Демократического Союза «Свободный народ» (Das Freie Volk). Несмотря на слабое здоровье, был призван на военную службу в июне 1916 и участвовал в Первой мировой войне в составе Баварской саперной части. Став за годы войны убежденным пацифистом, вернулся в Гамбург и возглавил местное отделение Германского общества мира. Он стал издавать газету «Проводник» (Der Wegweiser), которую вскоре пришлось закрыть из-за отсутствия финансирования. В 1920 принял предложение стать секретарем Берлинской организации Германского общества мира. Под его эгидой стал издавать «Информационный бюллетень» (Mitteilungsblatt) и одновременно публиковаться в ежемесячнике «Монистен монатшефтен» Monisten Monatsheften под псевдонимом «Томас Мюрнер». Политически активная натура заставила его вскоре сменить административную работу в Германском обществе мира на должность международного редактора в штате «Берлинер Фолксцайтунг» (Berliner Volkszeitung) – газеты с антивоенной, демократической и непартийной ориентацией. В 1923–1924 принял непосредственное участие в политической жизни страны, когда вся редакция «Берлинер Фолксцайтунг» приняла участие в организации новой Республиканской партии. Однако после провала на выборах в Рейхстаг в мае 1924 он перешел в политический еженедельный журнал «Тагебух» (Tagebuch). В 1926 Зигфрид Якобсон – основатель и редактор «Ди Вельтбюне» предложил Осецкому возглавить журналистское расследование тайной милитаризации германского рейхсвера. После внезапной смерти Якобсона в декабре 1926, Осецкий занял пост главного редактора. В марте 1927 «Вельтбюне» опубликовало статью Бертольда Якоба, который обвинял Веймарское правительство и военных в поддержке полувоенных формирований. По обвинению в клевете Осецкий, как главный редактор, был приговорен к тюремному заключению сроком на месяц. Не сломленный тюрьмой, он продолжил кампанию против перевооружения Германии и опубликовал в марте 1929 статью немецкого летчика Вальтера Крейзера, в которой разоблачались нарушения Версальского договора в военной авиации. За это он и автор были арестованы по обвинению в нарушении военной тайны. В 1931, после победы национал-социалистов на выборах в рейхстаге, их приговорили к 18 месячному сроку в тюрьме Шпандау. Однако после 7 месяцев оба попали под рождественскую амнистию 1932 и вышли на свободу. 1933 стал переломным годом в судьбе послевоенной Германии.
3 октября 1889 года родился Карл фон ОСЕЦКИЙ post-154-128603437348 (700x380, 186Kb)
Назначение Гитлера рейхсканцлером и поджог Рейхстага привели к гонениям на демократов и коммунистов. Понимая всю опасность создавшегося положения, Осецкий отказался покинуть страну. На утро после пожара Рейхстага он был арестован секретной полицией и помещен сперва в Берлинскую тюрьму, затем – в концентрационные лагеря Зонненбург и Эстервеген-Папенбург.
 (507x699, 43Kb)
Карл фон Осецкий в концлагере (1933 г.)
Тяжелые физические работы и условия содержания осужденных подорвали его здоровье. Лига борьбы за права человека и международная организация писателей Пен-клуб собрали более 43 тысяч подписей под требованием освободить Осецкого. В 1934 он впервые был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира различными организациями и такими получившими мировую известность вынужденными эмигрантами из Германии, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, а также английский философ Бертран Рассел и др. Однако письменная заявка оказалась подана слишком поздно – кандидатура на 1935 была уже определена. Поэтому лауреатом Осецкий был избран лишь в 1936. Эта премия явилась выражением мирового осуждения политики нацистов. Разгневанное фашистское правительство заявило, что ни один ученый не примет какую-либо Нобелевскую премию, и все немецкие ученые по указанию Гитлера были вынуждены отказываться от всех Нобелевских премий. Они смогли получить их только в конце войны. Немецкой прессе запретили комментировать это награждение. Германия потребовала от Норвегии отменить это решение, но та отказалась, сославшись на неправительственный статус Нобелевского комитета. В 1940, когда фашисты захватили Норвегию, они в отместку репрессировали всех, кто принимал решение об этом награждении.
Ossietzky (506x700, 469Kb)
Памятник Карлу Осецкому на Осецкиштрассе (немецкое название — Ossietzkystraße), Берлин.
Сам Осецкий в момент присуждения находился в тюремной больнице из-за ухудшения состояния здоровья. От него требовали самостоятельно отказаться от Нобелевской премии, но он не поддался на давление. Тогда германская пропаганда заявила, что он якобы свободен и может ехать в Осло, когда захочет. Однако в реальности ему не выдавали заграничный паспорт и, хотя его и перевели в гражданскую больницу, секретная полиция держала его под постоянным наблюдением вплоть до самой смерти. Скончался в берлинской больнице 4 мая 1938 года. После Второй мировой войны одна из улиц Берлина была названа его именем. Труды: Shriften. Vols I, II. Berlin. Aufbau, 1966. Сочинения: Schriften, Bd 1—2, В. — Weimar, 1966; Rechenschaft. Publizistik aus den Jahren 1913—1933, В.— Weimar, 1970; The stolen republic, ., (1971). Литература: Кривуля Б., Он ненавидел войну (о К.Осецком), Москва, 1966; Carl von Ossietzky, В., 1949; Frei В., С. von Ossietzky. Ritter ohne Furcht und Tadel, B. — Weimar, 1966; Maud von Ossietzky erzählt. Ein Lebensbild, B., 1966.

Vincas_Grybas (587x700, 262Kb)
1890
Винцас Грибас (литовское имя — Vincas Grybas; 1890—1941)
литовский скульптор, главным образом монументалист, общественный и политический деятель. Один из самых известных литовских скульпторов-монументалистов первой половины XX века. Родился в селе Пелянай (ныне Шакяйский район Литвы). В 1896—1898 годах учился в начальной школе в посёлке Лукшяй. В 1904—1910 годах посещал частную художественную школу в Варшаве. В 1910—1914 годах (с перерывом) учился в Рисовальном классе Варшавской школы изобразительных искусств. В 1914—1917 годах принимал участие в Первой мировой войне в рядах Русской армии. Принимал участие в революционном движении 1917 года, участвовал в формировании литовских частей Красной армии. В 1918 году вернулся в Литву. В 1919 году вступил в Социал-демократическую партию Литвы. В 1923—1925 годах учился в Каунасской художественной школе у К.Склериса. В 1925—1927 годах учился в Париже в студии Э.А.Бурделя. С 1925 года участвовал в выставках. В 1927—1928 годах побывал в Италии, Германии, Австрии, Чехословакии. В 1928 году вернулся в Литву. С 1929 года жил в Юрбаркасе.
Kudirkos_paminklas (525x700, 413Kb)
Памятник Винцасу Кудирке, Кудиркос-Науместис.
Raseiniu_savivaldybe_2009 (700x466, 430Kb)
Скульптура «Жемайтис», Расейняй.
Petras_Vileišis_Pasvalyje (525x700, 340Kb)
Памятник Пятрасу Вилейшису, Пасвалис.
В этом городе в своей мастерской Грибас создал свои самые известные памятники: писателю-просветителю С.Даукантасу, великому князю литовскому Витовту, композитору В.Кудирке, инженеру П.Вилейшису, монумент «Жемайтис» в честь литовского крестьянства. После присоединения Литвы к СССР выполнил бюсты К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, И.В.Сталина. Принимал активное участие в общественно-политической жизни. В своих произведениях, окрашенных пафосом национального самосознания (бюст писателя-просветителя С.Даукантаса, Каунасский художественный музей, и памятник ему же в пос. Папиле, Акмянский район – оба бронза, 1930; статуя «Жемайтис» в Расейняе, бетон, мраморная крошка, 1933-1934 гг. – символический монумент в честь литовского крестьянства; памятник В.Кудирке в Кудиркос-Науместисе, Шакяйский район, бетон, мраморная крошка, 1934), он стремился сочетать обобщенность, весомость пластичного объема с тщательной, детальной проработкой поверхности. Был расстрелян немцами 3 июля 1941 года как автор памятников коммунистическим деятелям. В 1947 году в мастерской Винцаса Грибаса в городе Юрбаркасе был создан краеведческий музей. В 1960 году гимназии посёлка Лукшяй было присвоено имя Винцаса Грибаса. Многие работы скульптора хранятся в Каунасском художественном музее. Литература: Adomonis Т., V.Grybas, [Vilnius], 1959.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку