-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


1 октября родились...

Воскресенье, 01 Октября 2023 г. 08:32 + в цитатник
Мария Алексеевна Оленина-Д'Альгейм  (444x700, 176Kb)
1869
Мария Алексеевна Оленина-Д'Альгейм (урождённая - Оленина; по мужу Д’Альгейм)
русская концертная певица (меццо-сопрано). Родилась в селе Истомино Рязанской губернии (ныне поселок Крутоярский Касимовского района Рязанской области), в семье А.П.Оленина, директора Строгановского художественного училища. Мать певицы — Варвара Александровна была дочерью А.П.Бакунина, лицейского друга А.С.Пушкина. Сестра композитора и пианиста А. Оленина, писателя, режиссёра и актера П.Оленина-Волгаря, художницы В.Олениной, двоюродная сестра певца П.С.Оленина. В 1881—1886 вместе с родителями жила в Москве, затем переехала в Санкт-Петербург, где в течение трех месяцев обучалась пению у Ю. Ф.Платоновой, затем у А.Н.Молас, позднее совершенствовалась в Париже у М.Бланшете. В февралн 1887 в доме М.Балакирева исполнила романсы М.Мусоргского, М.Балакирева и П.Чайковского (в сопровождении своего брата Александра и самого хозяина дома). В этот же вечер познакомилась с Ц.Кюи, Н.Римским-Корсаковым, П.Чайковским, А.Лядовым, А.К.Глазуновым. Позднее на музыкальных вечерах исполняла их вокальные произв., а также романсы А.Бородина и М.Мусоргского. Композиторы высоко оценили талант молодой певицы. С 1887, по совету В.Стасова и М.Балакирева, в течение года брала уроки пения у А.Молас. С 1891 совершенствовалась в пении в Париже у М.Бланшете. Услышав певицу, Ж.Массне предсказал ей блестяшее будущее. В 1896 дебютировала как концертная певица в Париже и Брюсселе, здесь же вместе с мужем, французским писателем и критиком Пьером Д’Альгеймом, организовала цикл лекций-концертов, посвященных М.Мусоргскому (ей аккомпанировал Й.Ферстер, ученик Ф.Листа); супруги стали главными пропагандистами его творчества за рубежом Мастерство артистки отметил бывший на одном из её концертов в Париже К.Дебюсси (1901). С 1901 принимала активное участие в концертах московского Кружка любителей русской музыки, исполняла романсы русских композиторов, с особенной проникновенностью — вокальные произведения Мусоргского (циклы "Детская", "Без солнца" и ряд романсов). В 1908 в Париже была опубликована ее работа «Заветы М.П.Мусоргского» (Le Legs de Moussorgski; русский перевод, 1910). В 1908 вместе с мужем и певицей А.В.Тарасевич (урождённой Стенбок-Фермор) основала в Москве "Дом песни" (существовал до 1918; на открытии Оленина-д'Альгейм исполнила цикл "Прекрасная Мельничиха" Ф.Шуберта; за эти годы певица исполнила около 600 романсов и песен различных эпох) для пропаганды камерной вокальной музыки (концерты, музыкальные лектории для широких масс, издание газеты и бюллетеня, 1910—1911).
Olenina (507x700, 180Kb)
Мария Алексеевна Оленина ДАльгейм
С большим успехом гастролировала с концертами: в Париже (1910), Бельгии и Англии (1912), Швейцарии (1913) и в 1915 — Санкт-Петербурге, Киеве, Саратове, Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе. Её партнерами в концертах бывали И.Грызунов, М.А.Дейша-Сионицкая, П.С.Оленин, А.В.Секар-Рожанский, Л.Собинов. В 1914 выступила в московской Опере С.Зимина в "Хованщине" и "Кармен" Ж.Бизе вместе с В.П.Дамаевым и В.В.Осиповым (сообщение об этом: Театр. 1914. № 1478. Страница 6). В 1918 из-за болезни мужа была вынуждена уехать из России и поселиться в Париже. Здесь также организовала "Дом песни" (концерты рус. классич. и нар. музыки, издание газеты, вечера с участием писателей В. Брюсова и А. Белого). Вела концертную деятельность: гастролировала по городам Франции, Норвегии, пропагандируя творчество М.Мусоргского и других русских композиторов (Глинки, Даргомыжского), в 1926 — выступала в СССР (Москва, Ленинград). Последний концерт певицы состоялся в 1942 в Париже в возрасте 73 лет (исполняла произведения Р.Шумана, Ф.Шопена, М.Мусоргского). Оленина-Д'Альгейм была одной из выдающихся камерных певиц первой половины ХХ в. создательницей русской школы камерного исполнительства. Певица стала участницей движения Сопротивления, в 1946 вступила во Французскую коммунистическую партию, стала членом общества «Франция – СССР». В 1959 вернулась в СССР. Умерла Оленина-д'Альгейм в Москве 26 августа 1970 года. Оленин, Александр Алексеевич (1865–1944), брат певицы, – композитор. Оленин, Петр Сергеевич (1870 или 1874–1922), двоюродный брат певицы, – известный певец (баритон) и оперный режиссер. Обладала гибким, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, певческой культурой, артистичностью. Безупречная вокальная техника, игра тембров (от мягкого, "ласкающего" до "металлического"), тонкая фразировка позволяли певице создавать незабываемые вокальные миниатюры. "Она вскрикивала, шептала, изгибалась, жестикулировала; её оригинальное русалочье лицо как зеркало отражало основные тоны передаваемого настроения... Оттого тот, кто только слышал, но не видел госпожу д’Альгейм, не мог получить полного, настоящего представления о передаче артистки" (Ю.Энгель). Ведущее место в огромном и разнообразном репертуаре певицы занимала русская вокальная музыка; с большим мастерством она исполняла также произведения И.С.Баха, Й.Гайдна, К.В.Глюка, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Шопена, Й.Брамса (в том числе "Vergeblisches Ständchen" op. 84/4, 21 января 1909, Москва, Малый зал Консерватории, аккомпанировал Н. Метнер), Р. Вагнера (в том числе "Träume" aus den Wesendonk-Liedern, 21 января 1909), Г.Берлиоза, Ф.Листа, Х.Вольфа, Э.Грига, Ж.Бизе, М. Регера, романсы своих современников (с которыми была дружна — К.Дебюсси, М.Равеля, Г.Форе, Д.Мийо, А.Онеггера, Ф.Пуленка), русские, немецкие, австрийские, итальянские, французские, шотландские и еврейские народные песни (вокальные произведения исполняла на языке оригинала), а также цыганские романсы. Певице в разное время аккомпанировали Е.Богословский, Н.Буланже, А.Гольденвейзер, П.Ламм, А.Оленин, А.Корто, Н.Метнер. 1-я исполнительница ряда романсов Н.Метнера — "Ангел" ("По небу полуночи ангел летел") op. 1/1а (21 января 1909, Москва), "Aus „Lila“: "So tanzet"/Из "Лилы": "И танцы и игры" op. 15 № 5, "Vor Gericht/Перед судом" op. 15 № 6, "Meersstille/Тишь на море" op. 15 № 7, "Glückliche Fahrt/Счастливое плавание" op. 15 № 8, "Nähe des Geliebten/Близость милого" op. 15 № 9, "Der untreue Knabe/Неверный юноша" op. 15 № 10, "Geistesgruss/Привет духа" op. 15 № 12, "Die Spröde/Недоступная" op. 18 № 1, "Die Bekehrte/Обращенная" op. 18 № 2 (21 января 1909, Москва, Малый зал Консерватории, аккомпанировал композитор); "Нежданный дождь" op. 28 № 1 (5 марта 1914, Москва, Малый зал Рус. Благородного собрания) "Не могу я слышать этой птички" op. 28 № 2, "Бабочка" op. 28 № 3, "Пошли, господь, свою отраду op. 28 № 7, "Муза" op. 29 № 1, "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы" op. 29 № 3, "Конь" op. 29 № 4, "Роза" op. 29 № 6, "Заклинание" op. 29 № 7 (1 февраля 1914, Москва, Малый зал Русского Благородного собрания). 18 марта 1914 исполнила также его романсы "Mailied/Майская песнь" op. 6 № 2, "Elfenliedchen/Песенка эльфов" op. 6 № 3, "Im Vorübergehn/Мимоходом" op. 6 № 4, "Эпитафия" op. 13 № 2 (21 января 1909), "Selbstbetrug/Самообман" op. 15 № 3, "Einsamkeit/Одиночество" op. 18 № 3, "Gruß/Привет родине" op. 19 № 1, "Heimweh/Тоска по отчизне" op. 19 № 3, "Heimkehr/Возвращение на родину" op. 19а № 1, "Verzweiflung/Отчаяние" op. 19а № 2. Певице посвящали романсы М.Балакирев ("Из-под таинственной холодной полумаски", 1904, "Шепот, робкое дыханье", 1904), А.Оленин ("Снилось мне небо лазурное", "Трагедия"), С.Ляпунов ("Забелела сирень" op. 30 № 3, 1909). Искусство Олениной-Д'Альгейм высоко ценили также Л.Толстой (она пела в Ясной Поляне зимой 1903), А.Блок (посвятил ей стихотворение "Темная, бледно-зеленая..."; его Собрание сочинений в 8 томах. Том I. Страница 301), Э.Золя, К.Дебюсси, Ж.Массне и К.Сен-Санс. Оленина-Д'Альгейм давала уроки пения (среди её учениц — А.Владимирова, Н.Л.Суходольская). Вела активную общественную деятельностьть, являясь участницей движения Сопротивления, членом Франц. коммунистической партии (с 1946), членом Совета мира Франции, членом общества "Франция — СССР" и Союза французских женщин. Архивные материалы певицы хранятся в ГЦММК, фонд 256, 3570 единиц хранения, 1892—1963; РГАЛИ, фонд 818, 118 единиц хранения, 1884—1947. Сочинения: Le Leges de Moussorgski. — Paris, 1908 (русский перевод — Заветы Мусоргского. — Москва, 1910); Цель моей жизни была — знакомство людей с русской музыкой. [Интервью с М.Олениной д’Альгейм] // Литературная Россия. 1969. № 38. Литература: Липаев Ив. Из Москвы... По поводу вечера госпожи Олениной // Русская Музыкальная Газета. 1901. № 47. Столбец 1199; Его же. Московские письма // Там же. 1902. № 5; Стасов В.В. Кто одолеет: Москва или Санкт-Петербург? // Новости и Биржевая газета. 1902. 17 января; Его же. Избранные сочинения. Том 3. — Москва, 1952; Белый А. Певица // Мир искусства. 1902. № 12; Его же. Окно в будущее // Музыка. 1911. № 53. Страницы 1186—1190; Вольфинг Э. Дом песни // Золотое руно. 1909. № 11—12; Концерты М. Олениной д’Альгейм. Справочное бюро "Дома песни". 1912; Каратыгин В.Г. Концерт М.А.Олениной д’Альгейм // Музыкальный современник. 1916. Выпуск 15; Кохманский Н.В. Мария Алексеевна Оленина Д’Альгейм. (Биографический очерк). 1948 (рукопись). — в ЦГАЛИ, фонд 818, опись 2, едениц хранения 68; Кюи Ц.А. Избранные статьи / Составитель, автор вступительной статьи и примечания И.Л.Гусин. — Ленинград 1952. Страницы 525—526; Гаврилов Ю. Время не властно. // Литературная газета. 1959. 17 октября; Самойло К. Возвращение на Родину // Вечерняя Москва. 1959. 11 июля; Его же. Песенный век. Там же. 1969. 1 октября; Елкин А., Золотов А. Снова на Родине // Комсомольская правда. 1959. 18 октября; Алексеева Е.М. Оленина Д’Альгейм // Советская музыка. 1960. № 1. Страницы 105—111; Её же. Признание большого художника // Там же. 1969. № 10; Лесс Ал. Она пела Толстому // Музыкальная жизнь. 1960. № 20; Шульгин С. М.А.Оленина Д’Альгейм // Приокская правда (Рязань). 1960. 19 февраля; Из музыкального прошлого: Сборник очерков / Редактор-составитель Б.С.Штейнпресс. — [Москва], 1960. Том 1. Страница 170; Грудцова О. Большая жизнь // Театр. 1961. № 4; Левик С.Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — Москва, 1962. Страницы 126—127; Туманов А. У современницы Стасова // Советская музыка. 1964. № 7; Шитникова Г. 95 лет молодой жизни // Енисей. 1965. № 1. Страницы 92—94; Костецкий Е. Пение, граничащее с чудом // Московский комсомолец. 1969. 1 октября; Шуб М. Легенда о русской певице // Советская эстрада и цирк. 1969. № 12; Леонидова М. Живая история // Советская культура. 1969. № 118; Витол Я. Воспоминания. Статьи. Письма. — Ленинград, 1969. Страницы 158—159; Степанов К. Родины верная дочь. [К 100-летию М.А.Олениной д’Альгейм] // Театр. жизнь. 1970. № 1; Памяти ушедших: М.А.Оленина д’Альгейм // Музыкальная жизнь. 1971. № 2; Энгель Ю.Д. Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — Москва, 1971. Страницы 95, 99, 120; Кунин И. Из забытых статей. (К изучению наследия В.В.Стасова) // Советская музыка. 1974. № 7; Россихина В. Советское камерно-вокальное исполнительство. — Москва, 1976. Страницы 13—16; Туманов А.Н. "Она и музыка, и слово...": Жизнь и творчество М.А.Олениной-д’Альгейм. — Москва: "Музыка", 1995.

1869
Огюст Констан Тилькенс (французское имя — Auguste Constant Tilkens)
бельгийский государственный служащий, генерал-губернатор Бельгийского Конго с 27 декабря 1927 по 14 сентября 1934 года. Родился в городе Остенде, Бельгия. Получил военное образование и начал карьеру в 1889 году в звании второго лейтенанта, с 1895 года лейтенант в пятом полку конной артиллерии. В дальнейшем служил адъютантом у нескольких бельгийских генералов. С началом Первой мировой войны принял участие в военных действиях, за отличие в боях 19-21 октября 1914 года был произведён в офицеры Ордена Леопольда I, 21 ноября того же года получил звание майора. В 1915 году откликнулся на призыв добровольцев для участия в военных действиях на африканском фронте и в феврале 1916 года высадился в Момбасе. Африканская кампания складывалась для Тилькенса удачно, он получил ряд наград и повышений по службе и в мае 1917 года отплыл обратно в Европу, а по возвращении в июне 1917 года принял командование Второй артиллерийской бригадой, в декабре получил звание полковника. Одновременно с этим, завоевав личное расположение короля Альберта I, Тилькенс был назначен его адъютантом. В 1922 году он был произведён в генерал-майоры, а в 1923—1927 годах, сохраняя за собой обязанности адъютанта, занимал в 4-м армейском корпусе должности командующего бригадой и одновременно главного артиллериста. В 1927—1934 годах Тилькенс был генерал-губернатором Бельгийского Конго. В этом качестве он, в частности, занимался выполнением решения короля Альберта о создании первого в Африке национального парка, в 1928 году принимал в Конго короля и королеву, прибывших на церемонию открытия железной дороги между Порт-Франки и Букама. Разработал административную реформу Бельгийского Конго, направленную на централизацию управленческих решений в руках генерал-губернатора, — эта реформа была утверджена королём в 1933 году и начала проводиться в жизнь. По истечении срока полномочий Тилькенс вернулся в Бельгию. В 1935—1946 годах он занимал должность президента Национального института агрономического исследования Конго (Ineac), а в 1936—1946 годах также возглавлял Специальный комитет по Катанге. Умер в Брюсселе 1 декабря 1949 года.

Тихон Федорович Макарьев  (560x700, 121Kb)
1870
Тихон Федорович Макарьев
советский ученый в области теплотехники. Родился в селе Волово, ныне Воловский район Липецкой области. В 1896 окончил Санкт-Петербургский технологический институт. С 1899 работал на одной из электростанций в Санкт-Петербурге, а позже — в системе Ленэнерго. С 1926 — профессор. Изобрел шахтно-цепную топку для сжигания кускового торфа. Первые такие топки были установлены на Петроградской трамвайной станции (1921) и на временной Шатурской станции (1922). С появлением топки был разрешен вопрос о высокоэффективном сжигании торфа крупными котельными установками, что дало возможность строить мощные электростанции на торфе. Автор работ по торфодобыче и конструкции различных топочных устройств для торфа и горючего сланца. Активно участвовал в осуществлении плана ГОЭЛРО. Награжден орденом Ленина. Умер в Ленинграде 29 апреля 1945 года. Литература: Памяти профессора Т.Ф.Макарьева, "Электрические станции", 1945, № 6.

josiahedwardspurr (521x700, 153Kb)
1870
Джозайя Эдуард Сперр (Josiah Edward Spurr)
американский геолог. Родился в городе Глостер, штат Массачусетс. Окончил Гарвардский университет (1893). Работал в Геологическом комитете США (1902-1906) и в различных горнорудных компаниях (1906-1917). Основные труды посвящены теории рудообразования. Предложил гипотезу формирования эндогенных рудных месторождений вследствие внедрения т. н. рудной магмы; описал зональные ряды месторождений, связанные с магмами основного и кислого состава; определил условия формирования рудных месторождений в береговых хребтах притоком магматического вещества под континент со стороны океана. Занимался также вопросами рельефа Луны. Его именем названа гора на юго-западе Аляски, а также минерал из класса силикатов - спёррит Gаs. Член Американских геологических и географических обществ. Умер в Орландо (штат Флорида) 12 января 1950 года. Сочинения: The ore magmas, a series of essays on ore deposition, v. 1-2, . ., 1923: Geology applied to selenology, (v. 1)-4, Lancaster (Pennsylvania), 1945-1949.

Цюрупа (473x700, 247Kb)
1870
Александр Дмитриевич Цюрупа
советский государственный и партийный деятель. Член ЦИК СССР 1—4 созывов, член ЦК ВКП(б) (1923—1928). Инициатор введения в стране продовольственной диктатуры (введена декретом ВЦИК от 13 мая 1918), один из организаторов продотрядов. Член Коммунистической партии с 1898. Родился в городе Алешки (ныне Цюрупинск), в семье чиновника. С 1887 учился в Херсонском сельскохозяйственном училище; в 1891 участвовал в создании марксистского кружка учащихся. В 1893 и 1895 был арестован. Работал статистиком в Симбирске, Уфе, где в феврале 1900 познакомился с В.И.Лениным. Агент "Искры". В 1901 вёл партийную работу в Харькове (член комитета РСДРП), Туле, Тамбовской губернии. В 1902 арестован, в 1903 выслан в Олонецкую губернию. Участник Революции 1905-1907 в Уфе. С 1908 работал агрономом, с 1915 в Уфимской губернской продовольственной управе; выполнял задания ЦК РСДРП по изысканию денежных средств для партии. После Февральской революции 1917 член президиума Уфимского комитета РСДРП (объединённого), Совета, председатель губернского продовольственного комитета и городской думы; в октябре 1917 член ВРК. С ноября 1917 заместитель наркома, с февраля 1918 наркомпрод РСФСР. В годы Гражданской войны 1918-1920 ведал снабжением Красной Армии, руководил деятельностью Продармии, один из инициаторов создания комбедов. С декабря 1921 заместитель председателя СНК и CTO РСФСР (с 1922 - СССР) и одновременно нарком РКИ (1922-1923). В 1923-1925 председатель Госплана СССР, с 1925 нарком внешней и внутренней торговли СССР. Делегат 10, 12-15-го съездов ВКП (б), с 1923 член ЦК партии. В 1922-1928 член Президиума ВЦИК и ЦИК СССР. Умер от паралича сердца во время лечения в посёлке Мухалатка (Крымская АССР, ныне в составе поселка Олива Крымской области) 8 мая 1928 года. Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. В 1924 г. написал статью «О В.И.Ленине», автор работы «Ленин и продовольственная работа» (в книге: Воспоминания о В.И.Ленине, том 5, Москва 1990).
Семья
Жена — Резанцева Мария Петровна (1873—1933). Сестра — Анна Дмитриевна (1883—1968), 2-я жена (с 1910) революционера, князя Вячеслава Александровича Кугушева. Сын — Дмитрий Александрович Цюрупа (1900—1941) — сотрудник НКИД, дипломат, полковник РККА, погиб во время Великой Отечественной войны. Сын — Пётр Александрович Цюрупа (1902—1942) — участник Гражданской войны, затем на хозяйственной работе, делегат X съезда РКП(б), участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, погиб во время Великой Отечественной войны. Сын — Всеволод Александрович Цюрупа (1912—1982), журналист, муж детской писательницы Эсфири Яковлевны Цюрупы.
Увековечивание памяти
Его именем названы: город Цюрупинск; посёлок в Воскресенском районе Московской области; улица в Астрахани; улица в Бирске; улица в Брянске; улица в Воронеже и санаторий в Лискинском районе Воронежской области; улица в Вытегре; улица в Донецке; улица в Заречанах, Украина; улица в Ишимбае; улица в Курске; улица в Мелеузе; улица в Москве; улица в Туймазах; улица в Стерлитамаке; улица в Сибае; улица в Уфе; улица в Харькове; улица в Таврийске (Херсонская область); улица в Херсоне; улица в Кременчуге; переулок в Липецке; санаторий и улица в Сочи; санаторий в Лискинском районе Воронежской области; колледж в Новочеркасске; сахарный завод на Украине; дом культуры в Санкт-Петербурге; сокольнический мелькомбинат в Москве. В кинофильме «Ленин в 1918 году» (режиссёр М.Ромм, 1939 г.) народный комиссар продовольствия РСФСР А.Д.Цюрупа падает в голодный обморок во время доклада в кабинете председателя Совнаркома Владимира Ильича Ленина. Этот эпизод — единственное упоминание о Цюрупе как наркоме продовольствия в советском кинематографе. Сочинения: Владимир Ильич и продовольственная политика, в книге: Воспоминания о В.И.Ленине, том 3, Москва, 1969; Задачи Госплана по методологии перспективного планирования на пятилетие, "Плановое хозяйство", 1971, № 1. Литература: Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5-е издание. (Справочный том, часть 2, страница 483); Кржижановский Г.М., А.Д.Цюрупа, в книге: Избранное, Москва, 1957; Писаренко Э.Е., Заместитель председателя Совнаркома, "Вопросы истории", 1971, № 7Стрижков Ю.К., Цюрупа В.И., А.Д.Цюрупа, "История СССР", 1971, № 3; Давыдов М.И. — А.Д.Цюрупа, Москва, 1981; Красильщиков В.М. Интендант революции: Повесть об Александре Цюрупе. — Москва: Политиздат, 1968. (Пламенные революционеры). — 335 страниц, иллюстации; Днепровский А.А. — Эшелоны жизни, Москва,1981; Цюрупа В.А. — Колокола памяти — Москва: Политиздат, 1986. — 256 страниц; Писаренко Э.Е. — Александр Дмитриевич Цюрупа // Вопросы истории. 1989. № 5.

Francesco_Marchetti_Selvaggiani (573x700, 396Kb)
1871
Франческо Маркетти Сельваджани (итальянское имя — Francesco Marchetti Selvaggiani)
итальянский куриальный кардинал. Родился в Риме. Титулярный архиепископ Селевкии Исаврийской с 16 февраля 1918 по 3 июля 1930. Апостольский интернунций в Венесуэле с 16 февраля 1918 по 21 мая 1920. Апостольский нунций в Венесуэле с 21 мая по 4 декабря 1920. Апостольский нунций в Австрии с 4 декабря 1920 по 15 декабря 1922. Секретарь Священной Конгрегации Пропаганды Веры с 15 декабря 1922 по 30 июня 1930. Генеральный викарий Рима с 9 мая 1931 по 13 января 1951. Секретарь Верховной Священной Конгрегации Священной Канцелярии с 30 апреля 1939 по 13 января 1951. Декан Священной коллегии кардиналов с 16 февраля 1948 по 13 января 1951. Префект Священной Конгрегации Церемониала с 16 февраля 1948 по 13 января 1951. Кардинал-священник с 30 июня 1930, с титулом церкви Санта-Мария-Нуово с 3 июля 1930 по 15 июня 1936. Кардинал-епископ Фраскати с 15 июня 1936. Кардинал-епископ Остии с 16 февраля 1948. Умер в родном городе 13 января 1951 года. Похоронен в
Кампо Верано.

Zvorykin (489x700, 121Kb)
1872
Борис Васильевич Зворыкин
русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик. Родился в Москве. (Выписка из копии метрического свидетельства, которое хранится в личном деле студента Училища живописи, ваяния и зодчества Зворыкина Бориса Васильевича, РГАЛИ, Фонд 680 опись 2 дело 1165) «Родители его: отец потомственный почетный гражданин, временно-московский 1-й гильдии купец Василий Васильевич Зворыкин, православный и законная жена его Елизавета Оттовна, лютеранского вероисповедания». После окончания 3-й московской гимназии в сентябре 1892 года, учился в течение года Московском училище живописи, ваяния и зодчествах, а уже в 1898 году выходят первые книги с его иллюстрациями. Художник много работает для издательств И.Д.Сытина, А.И.Мамонтова, И.Н.Кнебеля, А.Ф.Маркса, А.А.Левинсона.
ZvorykinНечестивый тевтон и богатырь святорусский (700x452, 568Kb)
«Нечестивый тевтон и богатырь святорусский», почтовая открытка, 1916
Первым удачным опытом в области иллюстрации детской книги стала «Сказка о золотом петушке», изданная в 1903 году Товариществом скоропечатни А.А.Левенсона. Иллюстрировал детскую книгу Зворыкин и в последующем: «Про Марью Моревну» (Москва, Б.Аванцо, 1904), «Комар и ласточка» (Типография А.И.Мамонтова, 1904), «Приключения зайчика» (Руммель Н.С. — Товарищество И.Д.Сытина, 1912), «Из детства Литы» (Щепкина-Куперник Т.Л. — Товарищество И.Д.Сытина, 1913), «За родину!» (Шредер Е.И. — Товарищество И.Д.Сытина, 1915), «Горькая луковка» (Сухотин П.С. — Товарищество И.Д.Сытина, 1915), «Яга и земляничка» (Смирнов А.В. — Товарищество И.Д.Сытина, 1916), «Рождественский дед» (Смирнов А.В. — Товарищество И.Д.Сытина, 1917).
ZvorykinПопадается Веселому навстречу волк (700x474, 543Kb)
«Попадается Веселому навстречу волк». Иллюстрация к сказке А.М.Ремизова «Товарищи» (1917 г.)
Зворыкин оформлял юбилейные и подарочные книги: «Альбом в память семидесятилетнего юбилея Императорского Московского общества поощрения рысистого коннозаводства» (Товарищество скоропечатня А.А.Левенсон, 1911), «Календарь на 1912 год. В память столетнего юбилея Отечественной войны» (Товарищество скоропечатня А.А.Левенсон, 1912). Б.В.Зворыкин стал одним из самых известных авторов рисунков к рождественским, новогодним, масленичным и пасхальным открыткам. Его привлекали к оформлению театральных программок, меню торжественных обедов, поздравительных адресов. Получил известность Зворыкин и как автор художественных открыток, выполнив акварелью серии на темы «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Пословицы», «Русские храмы», «Русские былины», «Охота» и др. В 1909—1912 гг. художник участвует в крупном монументальном проекте —оформлении Феодоровского Государева собора в Царском Селе (1902—1912). Зворыкиным исполнен и титульный лист к выпущенному в 1915 г. роскошному альбому «Фёдоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1: Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровского Чудотворца». Последовательный приверженец и творец «русского стиля», Зворыкин был высоко оценён членами императорской фамилии. После окончания работ в Царском Селе он получает благодарность императора Николая II и продолжает работать в области монументальной живописи в Симферополе, где расписывает кафедральный собор Святого равноапостольного Александра Невского. В 1913 году работал над «Изборником дома Романовых». В 1915 г. Зворыкин, наряду с другими известными художниками (И.Билибиным, В.Васнецовым, К.Маковским, М.Нестеровым, Н.Рерихом), а также архитекторами, искусствоведами, литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями, стал учредителем «Общества возрождения художественной Руси» — организации, которая ставила целью «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях».
В конце 1917 — начале 1918 г. художник сотрудничал (одновременно с С.Чехониным и А.Бенуа) с детским альманахом «Творчество» (иллюстрации к сказке А. Ремизова «Товарищи», книге В. Волжанина «Древняя Русь в пословицах и поговорках»). Тогда же проиллюстрировал для издательства И.Д.Сытина и две книжки «сказочек» В. Смирнова — «Рождественский дед» и «Яга и Земляничка». В 1919 г. он занимался оформлением обложек журнала «Красноармеец» и создал политические плакаты «Бой красного рыцаря с тёмной силой», «Красный пахарь». Эти работы стали последними, вышедшими на родине. В 1921 г. из Крыма через Константинополь, Александрию, Каир Зворыкин уезжает в Париж, где продолжает плодотворно работать. В 1922 г. он исполнил красочные видовые иллюстрации и графические рисунки к книге «История Советов» («Histoire des Soviets») А. де Винделя, выпущенной Ж.Маковским. Несколько ранее началось долговременное сотрудничество Зворыкина с издательством «Пиацца», имеющим итальянские корни. Для «Пиаццы», специализировавшейся на библиофильской продукции, он оформил книги «Роман о Жане из Парижа» («Le roman de Jean de Paris», 1924), «Песнь о Гайавате» («Le chant de Hiawatha») Г. Лонгфелло (1927), а также изящные подарочные издания небольшого формата в серии «Ex oriente lux». В 1925 г. в оформлении Зворыкина вышла книга "«Золотой петушок и другие сказки» («Le Coq d’or et d’autres contes») А.С.Пушкина; в отличие от московского издания 1903 г., парижское было выполнено в манере орнаментальной эстетики средневековой книжной миниатюры. Наивысшим достижением Зворыкина в его работе с «Пиаццой» стал «Борис Годунов» («Boris Godounov») А.С.Пушкина (1927). В этом роскошном библиофильском издании он достиг необычайного искусства в создании цельного ансамбля книги и разработке сложных орнаментальных композиций. Кроме объёмных работ, художник выполнял и обложки: для партитуры оперы М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка», для литературно-художественного альманаха «Москва» (выпущен в Берлине О.Дьяковой в 1926 г.) и др. В 1928 г. Зворыкин участвовал в выставке «Роскошная книга 1923—1927» («Exposition du Livre de Luxe 1923—1927») в Музее книги в Брюсселе. В 1930-е гг. он продолжает развивать в своём творчестве русскую тему, участвуя в различных эмигрантских проектах. В 1935 г. выставляет в книжном магазине «Librairie Generale» («Общая библиотека») в Париже акварельные рисунки с изображением дореволюционной формы полков 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии; в том же году вместе с членами общества «Икона», основанного В.П.Рябушинским, участвует в выставке икон в храме Христа Спасителя в Аньер-сюр-Сен, для которого написал икону храмового праздника — икону Божьей Матери Калужской. В конце 1930-х гг. Зворыкин перевёл на французский язык русские сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и «Жар-Птица», и выполнил уникальный рукописный иллюстрированный альбом, который преподнёс в дар своему основному работодателю Л. Фрикателли. Этот альбом не был опубликован при жизни автора, только в 1978 г. его издали на английском языке при содействии вдовы президента США Жаклин Кеннеди-Онасис. Умер Борис Зворыкин в оккупированном немцами Париже в начале 1942 г., оставив после себя обширное наследие, богатое и разнообразное, охватывающее стилистический диапазон от модерна до арт-деко.
Открытки Зворыкина на сюжет Наполеоновских войн
Серия открыток была, вероятно, выполнена Зворыкиным, к юбилею Отечественной войны 1812 года, который широко отмечался в 1912 году. Открытки выполнены в художественном стиле, характерном для того времени. В них присутствуют и очевидные неточности, так, в сцене нападения казаков на французский обоз, французские кавалеристы (Конные егеря Императорской гвардии) вместо узких лосин одеты в широкие красные шаровары, которые французская армия носила полвека спустя, во времена Наполеона III.
Zvorykin01 (700x454, 402Kb)
Кутузов молится перед Казанской иконой Богородицы накануне Бородинской битвы.
Zvorykin02 (700x455, 351Kb)
Наполеон со штабом.
Zvorykin03 (700x464, 347Kb)
Нападение казаков на французский обоз.
Zvorykin04 (700x466, 368Kb)
Французы в Москве. Арест поджигателей.
Zvorykin05 (458x700, 336Kb)
Французские мародеры грабят Москву.
Zvorykin06 (471x700, 341Kb)
Наполеон в дни пожара покидает Кремль.
Zvorykin07 (700x471, 273Kb)
Французская армия. Отступление из Москвы.
Zvorykin08 (700x461, 337Kb)
Крестьяне приводят пленных французов в штаб русской армии.
Книги, оформленные Борисом Зворыкиным во Франции: Histoire des Soviets / publiée sous la direction de m. Henri de Weindel. — Paris: Jacques Makowsky, éditeur, 1922; Marchand, J. Le roman de Jean de Paris / décoration et illustrations de B. Zworykine d’après les éditions illustrées du XVIe siècle du roman de Jean de Paris. — 5 me ed. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1924]; La rose de Bakawali / ce conte a été traduit de l’Hindoustani par Garcin de Tassy; la miniature servant de frontispice à cet ouvrage est de B. Zworykine. — 6 me ed. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1924]; Pouchkine, A. S. Le Coq d’or et d’autres contes / illustrés par B. Zworykine. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1925]; Guyot, Ch. La légende de la ville d’Ys, d’après les anciens textes / [l’ornementation de l’ouvrage a été spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1926. Pouchkine, A. Boris Godounov / l’illustration et la décoration de l’ouvrage ont été exécutées par Boris Zworykine; traduction française de A. Baranoff . — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1927]; Le Cantique des Cantiques. [Traduction nouvelle par Franz Toussaint] / miniature et ornamentation de B. Zworykine. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1927; Longfellow, H. W. Le chant de Hiawatha: D’après les légendes peaux-rouges / [l’ornementation de cet ouvrage a été spécialement dessinée par H. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1927; Ehrhard, A. La Légende des Nibelungen. [L’ornementation de cet ouvrage à été spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929; Steinilber-Oberlin, E., Kuni, M. Le Livre des Nô: Drames légendaires du vieux Japon / [ornementation spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929; Segonzac, R. La légende de Florinda la Byzantine [seul grand papier avec une ornementation spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929; Lucien, S. Scènes de courtisanes / [le texte a été traduit par H. Piazza et Ch. Chabaud; le frontispice et les en-têtes sont de Mario Laboccetta; la décoration a été exécutée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1930. Источники: Аксёнова Г.В. «Приверженец и творец русского стиля» // Московский журнал. — 2012. — № 8. — Страницы 76—86. — ISSN 0868—7110; Российское зарубежье во Франции 1919-2000. Л.Мнухин, М.Авриль, В.Лосская. Москва. Наука; Дом-музей Марины Цветаевой. 2008

1874
Лерой Абрамс (LeRoy Abrams)
американский ботаник-флорист и систематик. Лерой Абрамс родился в городе Шеффилд, штат Айова, США. В детстве Лероя семья переехала в Вашингтон, затем — в Калифорнию, где Лерой получал среднее образование. В 1895 году он поступил в Университет Южной Калифорнии. Через год Абрамс перешёл в Стэнфордский университет, который окончил со степенью бакалавра по ботанике в 1899 году. В 1899—1900 Абрамс преподавал в Университете Айдахо, последующие два года работал в Стэнфорде, в 1902 году получил степень магистра. В 1904—1905 он работал в Нью-Йоркском ботаническом саду и Колумбийском университете вместе с Дж.К.Смоллом, П.А.Ридбергом и Н. Л. Бриттоном. В 1905—1906 Абрамс был ассистентом в Национальном музее Вашингтона. С 1906 года он работал доцентом Стэнфордского университета, в 1920 году стал полным профессором. В 1909 году Абрамс женился на студентке Стэнфордского университета Летише Паттерсон. В 1933—1934 Лерой Абрамс возглавлял ботаническое отделение Стэнфордского университета. С 1934 по 1940 он был директором Музея естественной истории. В 1940 году Абрамс получил статус почётного профессора. В 1948 году Абрамс из-за болезни сердца был вынужден оставить изучение флоры северо-запада США, над монографией которой он работал. Лерой Абрамс скончался в Пало-Алто, Санта-Клара, штат Калифорния, США, 15 августа 1956 года. Основная часть гербария Л. Абрамса хранится в Гербарии Дадли (DS) Калифорнийской академии наук (CAS). Член Американской академии искусств и наук (1930). Некоторые научные работы: Abrams, L. A phytogeographic and taxonomic study of the Southern California trees and shrubs (англ.) // Bulletin of the New York Botanical Garden : journal. — 1910. — Vol. 6, no. 21. — P. 299—485. Род и некоторые виды растений, названные в честь Л.Абрамса: Arceuthobium abietinum (Engelm.)Abrams; Abramsia Gillespie, 1932 [= Airosperma Lauterb. & K.Schum., 1900]; Cryptantha abramsii I.M.Johnst., 1923; Dudleya abramsii Rose, 1903; Euphorbia abramsiana L.C.Wheeler, 1934; Heuchera abramsii Rydb., 1905; Lupinus abramsii C.P.Sm., 1924; Oenothera abramsii J.F.Macbr., 1922; Navarretia abramsii Elmer, 1906 [≡ Eriastrum abramsii (Elmer) H.Mason, 1945]; Pogogyne abramsii J.T.Howell, 1931. Литература: Wiggins, I.L. Leroy Abrams, 1874—1956 // taxon. — 1957. — Том 6, № 3. — Страницы 61—63; Stafleu F. A., Mennega E. A. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Königstein, 1992. — Suppl. I: A—Ba. — P. 10—12. — 453 p. — ISBN 3-87429-341-6. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

Saltykov_Sergei_Nikol2 (546x700, 293Kb)
1874
Сергей Николаевич Салтыков
член Государственной Думы 2-го созыва от Вятской губернии, литератор, редактор экономического журнала, книгоиздатель. Родился 1 октября 1874 года в г. Вятка. Родители: мать — Надежда Ивановна Шулятикова (по мужу Салтыкова), Отец — Салтыков Николай Петрович, член Вятской и Глазовской земских управ (с 1864 по 1904 гг). Салтыков Сергей Николаевич — двоюродный брат Шулятикова, Владимира Михайловича и Распутина, Анна Михайловна (Шулятикова), то есть родители были родственниками. Семья: Отец — Николай Петрович Салтыков ( умер в 1905 г.); Мать — Надежда Ивановна Салтыкова (девичья — Шулятикова). Дети: Сын — Салтыков, Евгений Сергеевич, (16 сентября 1899—11 марта 1993) С.Петербург, Заслуженный мастер спорта (1947г), гребля. Заведующий кафедрой лыжного и гребного спорта Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени Петра Францевича Лесгафта Выступал в соревнованиях по академической гребле за клуб «Энергия». 1924—1929 — Заведующий гребным клубом «Энергия». 1924—1974 — Тренер клуба «Энергия». 1931—1964 — Преподаватель ГДОИФК имени П.Ф.Лесгафта, заведующий кафедрой лыжного спорта. Подготовил более 30 чемпионов и призёров Олимпиад, чемпионатов Европы, страны (В.Лебедеву, Н.Макарову, А.Гришенкову, Н.Агафонову и др.). Председатель секции (федерации) академической гребли Ленинграда. Организатор лыжных кроссов и гребного марафона в Ленинграде. В его честь проводится ежегодный гребной марафон в Петербурге. Дочь — Салтыкова Тамара Сергеевна, (1904 г., Ленинград)- 1976 г. Ленинград), пианист, аккомпанировала Зои Лодия, литератор; Дочь — Салтыкова Вероника Сергеевна, (1905 г.- 1988 г., Москва), лауреат Сталинской премии 1948 г.; Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (1948). Литература: Знаменитые люди Санкт-Петербурга [текст] : Биографический словарь / В.Д.Доценко, Г.М.Гетманец, В.М.Йолтуховский. — Санкт-Петербург : «Аврора-Дизайн», 2005. — Том 1. — Страницы 324—325. Государственные награды: Орден Красной Звезды; Орден «Знак Почёта»; Медали.
Saltykov_SergeiДепутаты II Государственной Думы  (700x509, 285Kb)
Депутаты II Государственной Думы от Вятской губернии.
Стоят: И.А.Наумов, А.В.Бодров, М.Г.Зайцев, В.А.Вахрушев, Н.В.Алашеев, В.И.Шешин;
Сидят: С.Н.Салтыков, Л.А.Ефремов, Я.С.Шабалин, Ф.В.Тихвинский, Д.И.Деларов, Х.А.Масагутов, И.Л.Финеев
Фрагменты биографии:
Образование незаконченное высшее (окончил 4 курса Петербургского университета, физико-математический факультет). Работал журналистом, литератором. Был избран членом Государственной Думы 2-го созыва от Вятской губернии. В Думе работал товарищем секретаря Государственной Думы, секретарём финансового комитета Государственной Думы. С 1903 по 1919 года был членом РСДРП (меньшевик). По делу о революционной организации был приговорён к 5 годам каторги. 5 июля 1917 был назначен комиссаром Временного Правительства по Иркутскому генерал-губернаторству. Впоследствии Салтыков был назначен товарищем министра внутренних дел Временного правительства. С 24 августа 1917 года — временно управляющий Министерством. В ночь на 8 ноября 1917 года был арестован вместе с другими членами Временного Правительства. 8 февраля 1918 года освобождён. В середине 1920-х гг был членом правления кооперативов книгоиздательства в Москве. После работал заместителем заведующего сектором подготовки кадров в тресте ВСНХ СССР «Цветметзолото». Участник заседания «Союзного бюро». 12 декабря 1930 года арестован, как активный член организации меньшевиков. Осуждён на 3 года тюремного заключения. После освобождения работал литературным сотрудником отдела техпропаганды «Главзолота». Проживал в Москве в Ермолаевском переулок, дом 27, квартира 8. Вновь арестован 9 августа 1937 года по обвинению в антисоветской агитации. 9 декабря 1937 года приговорён тройкой Московской области к расстрелу. Расстрелян на Бутовском полигоне 11 декабря 1937 года. Был реабилитирован 30 июня 1989 года. Литература: «Члены Государственной думы: портреты и биографии. Второй созыв, 1907—1912 г.» / составитель М.М.Боиович. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1907; Личный архив А.Н.Яковлева: Альманах «Россия. XX век»; Под редакцией Е.М.Жукова. Социал-демократические фракции в государственных думах // Советская историческая энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия. — 1973—1982; Закирова Н. «Знакомьтесь: Ляпуновы-Шулятиковы-Салтыковы» // «Глазов православный»: совместный проект газеты «Красное знамя» и Глазовского благочиния Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ (МП). Глазов-Ижевск, 2012. № 7 (25). Июль. С.10. Рубрика «Из прошлого в настоящее»; Социал-демократические фракции I и II Государственных дум: протоколы фракционных заседаний и материалы. 1906—1907 гг. Автор(ы): Савельев П.Ю. Год издания: 2020 ISBN 978-5-8243-2373-3

 (660x699, 124Kb)
1874
Ганс Фарни (Hans Fahrni)
швейцарский шахматист и шахматный теоретик. Шахматный литератор. Родился в Праге. Он известен, благодаря первому рекордному сеансу одновременной игры на 100 досках в Мюнхене в 1911 году. Сеанс продолжался семь с половиной часов и закончился с результатом +55-6=39. Первый крупный успех (1-2-е место) — в чемпионате Швейцарии (1892). Лучшие результаты в международных турнирах: Гамбург (1905) — 2-3-е; Бармен (1905; «Б» турнир) — 4-6-е; Мюнхен (1909; четверной турнир) и Сан-Ремо (1911) — 1-е место. Выиграл матчи у Г.Сальве — 3½ : 1½ (1908; +3 −1 =1) и К. фон Барделебен — 3½ : ½ (1912), сыграл вничью с П.Леонгартом — 1½ : 1½ (1914; +1 −1 =1) и А.Селезнёвым — 3 : 3 (1916; +2 −2 =2). Автор ряда работ по теории шахмат. Умер в Берне 28 мая 1939 года. . Книги: Das Endspiel im Schach. Lehrreiche Beispiele, Lpz., 1917; В русском переводе: Концы игр в шахматах, Москва, 1926; Die Aljechin-Verteidigung, Bern 1922. Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 363. — 120 000 экземпляров; Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 420. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

1875
Семён Абрамович Беляцкин
российский юрист, публицист, беллетрист. Родился в городе Могилёв-на-Днепре, Могилевская губерния, Российская империя. Работал присяжным поверенным в округе Санкт-Петербургокой судебной палаты. Автор ряда работ на юридические темы. Печатался в журналах «Восход», «Будущность», «Вестнике гражданского права». В межвоенные годы жил в Литве, преподавал в Литовском университете в Каунасе. Помимо работ по праву, издал несколько беллетристических сочинений на русском и литовском языках. Погиб в концентрационном лагере Освенцим, Польша, в 1944 году. Избранные труды: Новое авторское право в его основных принципах: [С приложением закона об авторском праве] / С.А.Беляцкин. — Санкт-Петербург: Издательство юридического книжного склада «Право», 1912. — 151 страница Возмещение морального (не-имущественного) вреда: [Доклад, читанный в Санкт-Петербургском Юридическом обществе 7 декабря 1910 г. (с незначительными изменениями)] / С.А.Беляцкин. — Санкт-Петербург: Издательство юридического книжного склада «Право», 1913. — 59 страниц; Возмещение морального (неимущественного) вреда / С.А.Беляцкин; Вступительная статья Борисовой Е.А.; Юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. — Москва: Юридическое бюро «Городец»: LIBE, 1997. — 75 страниц. — (Классика русской юридической литературы). ISBN 5-89391-004-4 страниц; Война и правосудие: (К вопросу о правовом положении на суде подданных воюющих держав): [Сообщение в Петроградской адвокатском художественном кружке 17 октября 1914 г.] / С.А.Беляцкин. — Москва: Журнал «Вестник права», [1914]. — 28 страниц; Гражданский оборот и война / С.А.Беляцкин. — Петроград: типография товарищества «Общественная польза», 1915. — 80 страниц; Война и государственное вознаграждение: К вопросу о возмещении населению убытков от воен. действий / С. А. Беляцкин. — Петроград: типография товарищества «Общественная польза», 1915. — 78 страниц; Беляцкин С. А. Душеприказчик и суд // Памяти профессора Габриеля Феликсовича Шершеневича: Сборник статей по гражданскому и торговому праву М.М.Агаркова, С.А.Беляцкина, профессра Е.В.Васьковского, А.Э.Вормса, доцента Д.М.Ченкина, профессора Д.Д.Гримма, приват-доцент В.П.Доманжо, приват-доцента А.В.Завадского, профессора А.И.Каминки, профессора М.Я.Пергамента [и друних.]. — Москва: Братья Башмаковы, 1915. — Страницы 93—104. — XVIII, 486 страниц. Некоторые статьи: Авторское право и несостоятельность [Текст] /С.А.Беляцкин. // Вестник Гражданского права. — 1913. — Выпуск 5. Май. — Страницы 54-72; Ложь, правда и профессиональная тайна адвоката [Текст] / С.А.Беляцкин. // Вестник права и нотариата. — 1913. — [N 27. Июль — N 52. Декабрь]. — Страницы 3187-3190; Иск об утверждении духовного завещания [Текст] / С.А.Беляцкин. // Вестник Гражданского права. −1913. — Выпуск 7. Ноябрь. — Страницы 76-101; Война, непреодолимая сила и гражданский оборот [Текст] / С.А.Беляцкин. // Вестник гражданского права. −1915. — N 3. Март. — Страницы 47-86. Литература: Лапицкий Б.А. [Рецензия] С.А.Беляцкин. Война и правосудие. Москва, 1915; С.А.Беляцкин. Гражданский оборот и война. Петроград, 1915 [Текст] / Б.А.Лапицкий. // Юридический вестник. — 1915. — Книга XII (IV). — Страницы 177—180; Рязановский В. [Рецензия] С.А.Беляцкин. Война и государственное вознаграждение. К вопросу о возмещении населению убытков от военных действий. Петроград, 1915 [Текст] / В. Рязановский. // Юридический вестник. — 1915. — Книга XII (IV). — Страницы 181—183; Томсинов В.А. Семен Абрамович Беляцкин (1874 - 1944) // Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах (Том 2). — Москва, 2007. — Страницы 422—431. — 672 страницы. — ("Русское юридическое наследие"). — 1000 экзенмпляров — ISBN 978-5-8078-0145-6.

1876
Рудольф Оскар Макс Канблай (немецкое имя — Rudolf Oskar Max Cahnbley)
немецкий дирижёр, композитор и скрипач. Родился в городе Гамбург, Германская империя. Сын композитора и дирижёра Августа Канблая, брат Эрнста Канблая. Учился в Гамбурге и Берлине. В возрасте 21 года занял место первого концертмейстера в Гамбурге, затем играл в оркестрах Дрездена, Риги, Дерпта. В 1907 г. сменил Трауготта Окса на посту главного дирижёра Билефельдской оперы и, с перерывом в годы Первой мировой войны, возглавлял театр вплоть до 1933 г., с 1921 года также в качестве интенданта. В 1930 г. дирижировал городским оркестром на торжественном инаугурационном концерте по случаю открытия Концертного зала имени Рудольфа Эткера, исполнив Первую симфонию Иоганнеса Брамса. С приходом к власти нацистов был уволен. Среди сочинений Канблая — комическая опера «Счастливый случай» (немецкое название — Ein Schlump), поставленная в 1903 г. в Дерпте. Умер в городже Билефельд, Детмольд, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 16 января 1959 года. Имя Канблая носит улица в Билефельде (немецкое название — Max-Cahnbley-Straße).

1877
Клемент Пембертон Дейкен (Clement Pemberton Deykin)
британский регбист, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900. Родился в деревне Лэпли, графство Стаффордшир, Великобритания. На Играх Дейкен входил в сборную Великобритании, которая в единственном матче проиграла Франции со счётом 21:8, получив серебряные медали. Умер в городе Виктория, провинция Британская Колумбия, Канада, 14 марта 1969 года.

Ivan_Konevskoy (474x700, 204Kb)
1877
Иван Иванович Коневской (настоящая фамилия — Ореус)
русский поэт, один из основоположников и идейных вдохновителей русского символизма, литературный критик. Настоящая фамилия поэта и переводчика — Ореус, происходил он из знатного шведского рода. Был сыном генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Ореуса, который занимался писательской деятельностью. Старший Ореус был членом Военно-учёного кабинета Главного Штаба, а также являлся сотрудником Военно-исторической комиссии при штабе. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1901 году. Уже в детские годы зафиксированы первые поэтические опыты Коневского, а первые опубликованные стихотворения начинающего модерниста относятся к периоду студенческой жизни. В то время, как другие авторы, его современники, сравнительно скоро снискали громкую поэтическую славу, имя Коневского оставалось неизвестным широкой читательской аудитории, однако он был очень почитаем в узком кругу собратьев по цеху, которыми его поэтические заслуги признавались по достоинству. Будучи студентом, он начал профессионально заниматься переводческой деятельностью, в частности, им были переведены на русский язык многие произведения известного английского поэта Элджернона Чарльза Суинбёрна. Помимо этого, Коневской переводил таких маститых зарубежных литераторов, как Гёте, Ибсен, зачитывался сочинениями Гегеля и Спинозы. Им были переведены произведения его бельгийских современников — поэта Эмиля Верхарна, воспевавшего сельскую Фландрию и драматурга Мориса Метерлинка, автора драмы «Синяя птица», которая стала программной для развития западноевропейского символизма. Как переводчик находясь в постоянном контакте с произведениями вышеуказанных авторов, Коневской попал под влияние высказанных ими философских идей и литературных концепций. Его профессиональное увлечение переводческой деятельностью не могло не сказаться на формировании его самостоятельных литературных идей. В то же время Коневского увлекали новые мировоззренческие идеи, выраженные в философских трудах Фридриха Ницше, переводами которых он также активно занимался.
Темы лирики
Лирику Коневского отличает особая душевная музыкальность, которая была свойственна Ф.И.Тютчеву и А.А.Фету. Таким образом, это говорит о несовременности лирического настроения, присущего стилю Коневского. Также его лирика характеризуется печальными, спокойными настроениями, которые выражали внутреннее стремление автора к духовной цельности и единству. В то же время поэт не отказывается от идеи оптимистического приятия мира, которая, пожалуй, оказывается доминирующей в его творчестве. Его лирический субъект изначально устремлён к высокой самобытности. Одним из первых Коневской обратился к теме символистского искания идеального мира (концепция символистского двоемирия), найдя который, можно было обрести внутреннее целомудрие. Для того, чтобы поэтическая личность могла утвердиться, ей необходимо было обладать (ницшеанский философский замысел) мощной и несокрушимой волей. Эта внутренняя личностная воля не знает преград, обладает неограниченной потенцией, способна сама властвовать на собой и преодолевает границы пространственно-временного континуума. Концепт сознания как компонент мощной внутренней воли в лирике Коневского наделён «чутким пылом». Особое, как и у большинства ранних символистов, отношение Коневского к природе. Автор исповедует концепцию «всеобъемлющего» пантеизма, — в этом он придерживается традиции натурфилософической лирики. Природу он понимает как совокупность абсолютных зиждительных начал — «горячая нетленность творящих сил». В то же время его поэзию отличает тютчевско-фетовская тональность: камерная интимность, отсутствие ощущения надрыва, напряжённости. Что касается формальной составляющей стиха, то здесь ему тоже нельзя было отказать в искусстве обращения с фонетическими созвучиями. Его стихотворения буквально пронизаны аллитерационными и ассонансными повторами, что придаёт стихотворениям безупречную звуковую гармонию, подчёркивает её устремлённость к совершенству в смысловом плане. Язык Коневского нередко определяется как архаизованный и усложнённый, что было характерно для большей части ранних поэтов, стоявших у истоков символизма. Несмотря на свой юный возраст, Коневской отличался отточенным поэтическим мастерством, именно ему удалось предвосхитить те идеи, которые будут выполнять стержнеобразующую функцию в становлении символистского направления в России. Собственно, Коневской определил принципиальное направление русского символизма, по которому уже несколько позже последовали его главные деятели. Можно сказать, что поэзия Коневского явилась неотъемлемым закономерным звеном между поколением поэтов второй половины XIX века (из которых, кроме вышеупомянутых Тютчева и Фета, можно отметить А. К. Толстого, а также поэта первой половины XIX века Е. А. Баратынского) и поэтами, принадлежавшими к направлению символизма. Исследователи отзываются о его творчестве так: оно «с почти хрестоматийной ясностью предсказывало дальнейшее развитие русского символизма», они же отмечают то, что он фактически первым начал серьёзно относится к проблеме углубленных философско-религиозных поисков в контексте эпохи, первым посмотрел на историю и фольклор своего народа в новом ракурсе. Эти новые устремления были присущи всему символистскому цеху. Отголоски поэтических опытов Коневского, его архаизирующей поэтики и богатой, насыщенной звукописи можно обнаружить у поэтов-акмеистов Н.С.Гумилёва, у раннего Пастернака, у Заболоцкого, у футуриста Хлебникова. Его товарищи по литературному цеху, такие как А.А.Блок, В.Я.Брюсов,О.Э.Мандельштам всегда хвалебно отзывались о его творчестве, выражая высокую оценку его поэтической зрелости и оформленности его таланта. Идеи Коневского развились по причине кризиса и упадка буржуазной потребительской культуры, а его жизнеутверждающие устремления во всемирной пантеистической гармонии были направлены на преодоление культурной стагнации.
Смерть
21 июля 1901 года выпускник Санкт-Петербургского университета Иван Коневской отправился на Рижское взморье, однако, не доехав до Риги, он предпочёл остановиться в Зегевольде (ныне Сигулда), курортном городке недалеко от столицы Лифляндской губернии. Там он увлёкся прогулкой, удаляясь все дальше «от цивилизации» в лесные заросли и остановился на берегу реки Аа (ныне Гауя), в которой решил искупаться. Однако река, известная своими коварными омутами и порогами, сделала своё роковое дело. Коневский утонул в её водах. Тело молодого поэта было обнаружено позже зегевольдскими крестьянами. Похоронен он был в Сигулде. Его могила стала местом паломничества поэтов-символистов, своего рода поэтическим урочищем для ищущих идеальный мир.
Поэтические сочинения
Все лирические сборники Коневского были изданы на его же средства. Первым его полновесным поэтическим трудом стали «Мечты и думы Ивана Коневского 1896—1899» — Санкт-Петербург, 1900. В ней органичным образом переплетаются прозаические и поэтические произведения, что соответствует концепции автора. Кстати, эта книга — единственная, увидевшая свет при жизни поэта. После его смерти был издан другой поэтический сборник, который редактировал тесный идейный сподвижник Коневского В.Я.Брюсов: «Стихи и проза» (Москва, 1904). Помимо поэтической деятельности, Коневской заявил о себе как о проницательном критике-публицисте. Из его наиболее важных критических трудов, оказавших существенное влияние на развитие отечественной поэтической мысли рубежа веков (на переломе эпох), следует отметить статьи о литературе и живописи «Стихи Лафорга» (1897—1898), «Живопись Бёклина» (1897—1898), «Мистическое чувство в русской лирике» (1900). Он же автор статей «Об отпевании новой русской поэзии» (1901) и «Мировоззрение Н.Ф.Щербины» (1902). Они были опубликованы в альманахе «Северные Цветы», рупоре идей русского символизма. Библиография: Иван Коневской Мечты и думы. [Сочинение] Ивана Коневского [псевдоним]. 1896-1899. — Санкт-Петербург: типография Санкт-Петербургского. акционерного общества печатного дела в России Е.Евдокимов, 1900. — 208 страниц; Иван Коневской (Ореус) Мечты и думы: Стихотворения и проза. — Томск: Водолей, 2000. — 640 страниц; 1000 экземпляров. ISBN 5-7137-0133-6. Литература: Коневской И. Стихи и проза // Посмертное собрание сочинений (1894—1901 г.) / предисловие и примечания В.Брюсова. — Москва: «Скорпион», 1904; Брюсов В.Я. Иван Коневской // Русская литература XX века. 1890—1910. — Москва, 1918. — Том 3. — Книга VIII; Поярков Н. Иван Коневской // Поярков Н. Поэты наших дней. Критические этюды. — Москва, 1907; Лернер Н. Иван Коневской // Книга о русских поэтах последнего десятилетия. — Санкт-Петербург, 1909; Перцов П. Литературные воспоминания. 1890—1902 гг. — Москва; Ленинград, 1933. — Страницы 243—248; Степанов Н.Л. Иван Коневской. Поэт мысли // Александр Блок: Новые материалы и исследования / Академия Наук СССР. Институт мировой литературы имени А.М.Горького. — Москва : Наука, 1987. — Том 92, книга 4. — Страницы 180—202. — 781 страница. — (Литературное наследство / редактор: В.Р.Щербина (главный редактор.), Г.П.Бердников … [и др.] ; том 92, книга 4). — 30 000 экземпляров. — ISSN 0130-3627; Мордерер В.Я. Блок и Иван Коневской // Александр Блок: Новые материалы и исследования / Академия Наук СССР. Институт мировой литературы имени А.М.Горького. — Москва : Наука, 1987. — Том 92, книга 4. — Страницы 180—202. — 781 страница. — (Литературное наследство / редактор: В.Р.Щербина (главный редактор), Г.П.Бердников … [и другие] ; том 92, книга 4). — 30 000 экземпляров. — ISSN 0130-3627; Лавров А.В. Коневской Иван // Русские писатели, 1800—1917. Том 3. — Москва, 1994. — Страницы 51-52; Гроссман Дж.Д. Иван Коневской, „мудрое дитя“ русского символизма = Ivan Konevskoi : "Wise Child" of Russian Symbolism. — Санкт-Петербург: Издательство Пушкинского Дома : Нестор-История, 2014. — 305 страниц. — (Современная русистика). — ISBN 978-5-4469-0244-6.
Коркмасов (496x700, 281Kb)
1877
Джелал-Эд-Дин Асельдерович Коркмасов (варианты написания имени — Джелал, Джелаледдин, вариант написания фамилии — Коркмас)
государственный и общественный деятель, дипломат и публицист. Фактический основатель Республики Дагестан. Родилдся в селе Кумторкала, Темир-Хан-Шуринский округ, Дагестанская область, Российская империя. По национальности — кумык, потомок древнего рода (ХV в.), выходец из очень знатной и состоятельной семьи потомственных дворян (корни которых восходят к влиятельному эмиру Дамасскому Фахрет-Дину Коркмасу-II) . Фамилия, образованная от кумыкского слова «qorq/kork» — «страх» и отрицательного аффикса «maz/mez», означает «бесстрашный, смелый», " неустрашимый". «Род Коркмасовых, — пишет П.И.Ковалев, — известен в горах Кавказа своими подвигами и общественными заслугами.». Учился на классическом отделении Ставропольской гимназии,которое окончил с отличием. Уже в стенах гимназии он объединяет группу талантливых воспитанников и впервые пробует себя на литературном поприще. Они выпускают студенческий журнал и с трепетом в душе шлют его на суд кумиру тогдашней молодежи — писателю Н.К.Михайловскому — «властителю дум» широких кругов народнической интеллигенции. В 1897 году поступил на естественный факультет Императорского Московского университета. После первого года обучения выехал во Францию, где продолжил образование на естественном факультете Сорбоннского университета, а также в Парижской высшей школе социологии и антропологии. С 1903 по 1906 годы Коркмасов живёт в Дагестане, где в областной столице, городе Темир-Хан-Шура ведет адвокатскую практику. Он также состоит действительным членом «Общества просвещения туземцев мусульман Дагестанской области», в работе которого принимает самое деятельное участие. Он решительно ставит на повестку дня вопрос о школах и преподавании для малоимущих детей, чем вызывает в кругах колониальной администрации реакцию крайнего недовольства. В обостряющихся общественно-политических условиях, вызвавших волнения и ширящееся по всей стране аграрное движение, Коркмасов, на фоне изданного царского Октябрьского Манифеста, «даровавшего свободы» с известными сословными ограничениями, выступает решительным оппонентом этой явной несправедливости. Его позиция отражает тенденцию смешения дополняющих друг друга интересов национального и социального характера. По сути, это выступление против деспотической системы власти, имитирующей конституционные стремления, но на деле отказывавшей народу в основных гражданских и политических правах, и явно ущемляющей гражданские свободы. В противовес царскому «Манифесту», Коркмасов выдвигает требования о «всеобщем избирательном праве». В этих условиях быстро растёт влияние организующей силы, оформившейся под его руководством в политическую организацию — Дагестанский «Крестьянский центр» — прообраз будущей «Дагестанской Социалистической группы». Избирательная кампания 1906 г. проходит в очень сложных условиях. Коркмасов с подавляющим перевесом одерживает верх над весьма достойными и авторитетными кандидатами Е.Козубским и З.Темир-Хановым и от Дагестанской области проходит депутатом в Государственную думу Российской империи I созыва. «„Крестьянский Центр“, возглавляемый Коркмасовым, — писал об этом периоде П.И.Ковалев, — выступил против специально придуманной для Дагестанской области „кургузной“ системы земства и на I-ом Губернском съезде объявил бойкот Государственной думе, отказавшись от посылки своих депутатов.»
«Сказать свободное, сильное слово в защиту угнетенных дагестанцев — пишет о нём П.И.Ковалев, — значит, было обнаружить не только ум, доброту, справедливость, но и неукротимое геройство.»
В июне-июле 1906 года Коркмасов трижды арестовывался и 20 августа по постановлению Особого Совещания при Министерстве Внутренних дел ( председатель Премьер Министр Российскойимперии-он же Министр Внутренних дел- П.А.Столыпина) был выслан «под гласный административный надзор» в Олонецкую губернию (город Лодейное Поле, ныне в Ленинградской области). В первых числах февраля 1907 года, получив согласие на замену ссылки эмиграцией, и загран. паспорт он уезжает в Париж, где продолжает учёбу в Сорбонне на факультете права. В Париже Коркмасов сблизился с турецкими политэмигрантами-младотурками из партии Единение и прогресс.
После успешного для младотурок переворота в июле 1908 года, целью которого было свержение режима «zulum» (деспотизм, тирания) и восстановление действия конституции, исключившей неравенства на почве расовых, политических, социальных и религиозных ограничений, Коркмасов переезжает в Стамбул, где с октября 1909 года по июнь 1910 год, издавал на свои средства впервые на турецкой земле иллюстрированный русско-язычный еженедельник, газету «Стамбульские новости» тиражом 1 000 экземпляров — первую, в истории всеобщей ( мировой) прессы, русскоязычную газету в Османской империи. Всего было издано 33 номера. В Российской империи инициатива Коркмасова была встречена положительно. Российский чрезвычайный и полномочный посол в Османской империи гофмейстер Двора Его Императорского Величества Н.В.Чарыков писал министру иностранных дел А.П.Извольскому:
«По-видимому, Коркмасов умеренных взглядов и человек больших дарований. (…) Я считаю его частную инициативу в журнальном деле предпочтительной казенному почину, и в данном случае думаю, что „Стамбульские новости“ будут способствовать осуществлению нашей общей программе дружественного сближения с Турцией на почве культурных и экономических интересов.»

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку