-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107971
Комментариев: 6801
Написано: 116441


5 сентября родились...

Вторник, 05 Сентября 2023 г. 04:06 + в цитатник
Portraet-af-Fath-Ali-Shah-Qajar (472x700, 445Kb)
1772
Фетх Али-Шах (персидское имя — فتحعلی شاه‎; в молодости Баба-хан, بابا خان)
второй шах Ирана династии Каджаров, правил с 1797 по 1834; племянник и преемник основателя Каджарской династии — скопца Аги Мохаммеда. Фетх Али-Шах любил играть роль венценосного покровителя персидской литературы (и сам, хоть и будучи тюрком, писал стихи на фарси), любил парадность и торжественность, но от природы он был очень слабого характера, а та обстановка, в которой ему пришлось провести молодость и зрелые годы при деспоте Аге Мохаммеде, ещё более лишили его инициативы. Внутри государства скрепление власти Каджарской династии достигалось тем, что должности губернаторов поручались многочисленным членам шахского дома (у Фетх-Али-Шаха было 150 сыновей и 20 дочерей). В области внешней политики при Фетх Али-Шахе началось влияние России и Англии на Иран. Россия после присоединения Грузии присоединила к себе также ханства Бакинское, Кубинское и Дербентское, а после девятилетней войны (1804—1813), предпринятой Ираном, к России формально отошли по Гюлистанскому миру (1813) как три названных ханства, так и остальная часть Грузии, Имеретия, Мингрелия, а также Дагестан, Ширван, Шеки, Гянджа, Карабах и Талыш. Между тем Великобритания, обеспокоенная и действиями Наполеона в Египте, и его посольством (1807) в Тегеран, начала уверять Иран, который вынужден был попросить помощь Франции, посылая своего посла к Наполеону и заключая франко-персидский союз, подписав Финкенштейнский договор 4 мая 1807 года, в своей дружбе. Однако во время русско-иранской войны (1826—1828) Англия ни в чём не помогла Ирану под тем предлогом, что Иран первый начал наступательные действия. По Туркманчайскому миру (1828) к России отошли Эриванское и Нахичеванское Ханства, со столицей армянской патриархии Эчмиадзином, а Великобритания тогда же сочла нужным ценой небольшой суммы совершенно откупиться от всяких союзнических обязанностей. Фетх Али-Шах был очень рад, когда в следующем году Россия за убийство русского посольства в Тегеране во главе с А.С.Грибоедовым, произошедшем в январе 1829, удовлетворилась смиренными извинениями. Наследник престола, талантливый Аббас-Мирза, воспитался под влиянием английского посольства, которое при Фетх-Али-Шахе стало постоянно резидировать в Иране, а когда, по установившемуся отныне обычаю, получил в управление Иранский Азербайджан, то подвергся и русскому влиянию. Можно было надеяться, что он решительно двинет Иран вперед и приобщит его к европейской культуре, но он умер за год до смерти Фетх Али-Шаха, и престол достался слабоумному Мохаммед-шаху. Умер Фетх Али-Шах 23 октября 1834 года. Портреты: Художник Михр Али, около 1806, Лувр, Париж; Художник Михр Али, 1809-1810, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Художник Михр Али, 1813-1814, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Художник Михр Али, ок. 1815, Бруклинский музей; Художник Михр Али, 1816, музей исламского искусства города Дохи. Американская актриса и модель Сара Шахи является пра-пра-правнучкой Фатх Али-шаха. Источники: Фетх-Али-Шах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (542x699, 68Kb)
1774
Каспар Давид Фридрих (немецкое имя — Caspar David Friedrich)
немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге). Каспар Давид Фридрих родился в Грейфсвальде (Передняя Померания), в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф.О.Рунге; в 1810 познакомился с И.В.Гёте, а в 1821 — с В.А.Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К.Г.Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
5 сентября 1774 года родился — Каспар Давид Фридрих.post-13108-129836248414 (700x350, 149Kb)
Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее. В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии. Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности. Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 1840-х лет. Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна" (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в Дрездене в бедности 7 мая 1840 года. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма. Произведения: «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар; «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц; «Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин. «Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин; «Монастырское кладбище под снегом», «Гибель „Надежды“ во льдах», «Странник над морем тумана» (1817—1818); «Кораблекрушение во льдах» (1798); «Мужчина и женщина, созерцающие луну» (около 1824); «Гроб на могиле»(около1836); Автопортрет за столом. Публикации на русском языке: [Стихотворения]/ Перевод С.Аверинцева// Поэзия немецких романтиков. Москва: Художественная литература,1985, страница 250. Библиография: Азадовский К.М., Пейзаж в творчестве К.Д.Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, выпуск 2, Москва, 1971; Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970; Werner Busch: Caspar David Friedrich. Ästhetik und Religion. CH Beck, München 2003, ISBN 3-406-50308-X; Herbert von Einem: Bildband über Caspar David Friedrich. 2. Auflage, Rembrandt-Verlag, Berlin 1938; 3. Auflage, Verlag Konrad Lemmer, Berlin (ohne Jahresangabe); Helmut Börsch-Supan & Karl Wilhelm Jähnig: Caspar David Friedrich. Gemälde, Druckgraphik und bildmäßige Zeichnungen. Prestel Verlag, München 1973. (Werkeverzeichnis Friedrichs mit Biographie); Helmut Börsch-Supan: Caspar David Friedrich. Prestel Verlag, München 2005, ISBN 3-7913-3333-X; Sabine Rewald (Herausgeberin): Caspar David Friedrich. Gemälde und Zeichnungen aus der UdSSR. Verlag Schirmer/Mosel München-Paris-London 1991, ISBN 3-88814-420-5 (120 Seiten, 28 Farbtafeln, 41 Abbildungen, übersetzter Austellungskatalog des Metropolitan Museum of Art in New York). Литература: Азадовский К.М., Пейзаж в творчестве К.Д.Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, выпуск 2, Москва, 1971; Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970; Börsch-Supan Н., Jahnig K.W., Caspar David Friedrich, Münch., 1973.

Franz Anton Joseph Ignaz Maria von Sonnenberg (565x700, 302Kb)
1779
Франц Антон Иосиф Игнац Мария фон Зонненберг (немецкое имя — Franz Anton Joseph Ignaz Maria von Sonnenberg)
немецкий поэт. Родился в Мюнстере. Ещё будучи в гимназии, набросал, в подражание клопштокской «Мессиаде», план эпоса «Das Weltende», соединяющего в себе все недостатки дикой фантазии и напыщенной декламации. Позже жил уединённо в Йене, где написал эпос «Donatoa» — также картину гибели мира. Окончил жизнь самоубийством в Йене, выбросившись из окна 22 ноября 1805 года. «Donatoa» издана Грубером, с биографией Зонненберга (1806). Несмотря на недостатки в плане и выполнении, отдельные места отличаются силой и глубиной чувства. Изданы также его «Gedichte» (1806).

Anton_Diabelli (577x700, 223Kb)
1781
Антонио Диабелли (немецкое имя — Anton Diabelli)
австрийский композитор, редактор и издатель музыкальных произведений. При жизни более известный как издатель, сегодня его в первую очередь помнят как композитора вальса, на который Людвиг ван Бетховен написал свой набор из тридцати трёх «Вариаций Диабелли». Родился в Матзее около Зальцбурга. Способности к музыке имел с детства, пел в хоре мальчиков Зальцбурга и, возможно, брал уроки музыки у Михаэля Гайдна. К девятнадцати годам Диабелли уже был автором нескольких композиций, в том числе шести месс. Он, однако, обучался на священника и в 1800 году перешёл в монастырь в Баварии, где оставался до 1803 года, когда все монастыри в этой стране были закрыты. В 1803 году переехал в Вену и начал преподавать игру на фортепиано и гитаре, устроившись также работать корректором в музыкальное издательство. В 1809 году сочинил оперетту, в 1817 году начал своё дело по изданию музыкальных произведений, а спустя год основал издательскую фирму вместе с Пьетро Каппи, которая вскоре стала очень известна как в широких кругах, поскольку издавала музыкальные произведения, которые многие могли играть у себя дома, так и в профессиональных. В 1824 году партнёрство Диабелли и Каппи было прекращено, и Диабелли создал собственный издательский дом, который продолжал расширять до выхода в отставку в 1851 году. Умер в Вене 7 апреля 1858 года. Похоронен в Вене на кладбище Святого Марка. Творческое наследие Диабелли включает одну оперетту (Adam in der Klemme), ряд месс и песен и большое количество произведений для фортепиано и гитары. Он также известен как крупнейший издатель произведений Шуберта. Библиография: Leopold M. Kantner: Leben und Kirchenkompositionen von Anton Diabelli, mit Thematischem Katalog seiner Werke, Phil. Diss., Wien 1957; Leopold M. Kantner: Anton Diabelli, Thematisch-systematisches Werkverzeichnis (WAD), München, Strube Verlag, 2006; Willi Kahl: Diabelli, Anton. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 3. Duncker & Humblot, Berlin 1957, ISBN 3-428-00184-2, S. 631

1785
Томас Адамс (Thomas Adams)
английский органист и композитор. Служил органистом в нескольких лондонских костелях. Его композиции, в основном, для органа и клавира, служат в качестве учебных пособий. Умер в Лондоне 15 сентября 1858 года.

Antonín_Marek_HL (700x700, 148Kb)
1785
Антонин Марек (чешское имя — Antonín Marek)
чешский поэт, писатель, переводчик, богослов, философ, энтузиаст славянства. Римско-католический священник. Литературный псевдоним — Болемир Изборский. Родился в Турнове, Богемия Австрийская империя, ныне Чехия. Сын каменщика. Обучался в цистерцианском монастыре в Крешуве в Силезии. С 1801 изучал философию в Праге, в 1804—1808 — богословие в Литомержице, где познакомился и подружился со своим учителем Й.Юнгманом, под влиянием которого начал заниматься чешским языком и литературой. С 1808 сотрудничал с ним. В предисловии к своему «Чешско-немецкому словарю» Юнгман подчеркивал активное участие в его составлении своего ученика А.Марека. В 1808 был рукоположен. Служил священником в разным местах Богемии. Был каноником Кафедрального капитула у Святого Стефана в Литомержице. Патриотически настроенный священник А.Марек был энтузиастом славянства и «горячим русофилом», как характеризовал его историк Зденек Неедлы и одним из ведущих деятелей чешского просвещения и народных будителей. В 1844—1858 был школьным инспектором. Активно сотрудничал с чешской Матицей и Славянской липой (Slovanská lípa) — обществами эпохи чешского национального возрождения. Был членом словацкого Литературного сообщества, комитета чешского Национального музея и др. Умер в Праге 15 февраля 1877 года и похоронен на Вышеградском национальном кладбище. А.Марек принадлежит к поэтам новой чешской школы поэзии, которые, стремясь к совершенству стихосложения, защищали метрический размер. Оригинальные стихотворения поэта напечатаны у Ф.Л.Челаковского в его «Malý výbor z literatury česke», в журналах «Krok», «Hlasatel», «Casopis pro katolicke duchovenstvo». В его стихах выражена обеспокоенность судьбой чешского народа. Составил курс логики и метафизики. Он автор первого философского произведения на чешском языке (Základní filosofie. Logika. Metafysika. 1844). А. Марек ввел в обиход много слов, которые используются в Чехии и сегодня. Вместе с Юнгманном занимался правилами чешского правописания. Интерес к панславизму проявился среди прочего в 1833 году в статье о славянах, в которой автор видел будущее чешского народа в союзе с поляками и русскими.
Antonín Marek бюстг (525x700, 411Kb)
Бюст Антонина Марека в Гимназии города Турнова.
Переводил на чешский язык произведения Державина и Пушкина. Также им переведены многие книги с русского, в основном, по этнографии. Марек переводил также с немецкого и английского языков. Так, им осуществлен перевод стихов Шиллера и Овидия, пьес Шекспира для чешской сцены. Особо удачной обработкой «Комедии ошибок» стала изданная им в 1823 под названием «Ошибки, по Шекспиру написанная Болемиром Изборским комедия». Его «Ошибки» вызвали интерес одного из самых значительных новочешских драматургов В.К.Клицперы, который высказал пожелание, чтобы «остроумный господин переводчик доводил до нас как можно больше произведений этого великана». Поэзия: Má vlasť, 1807 — поэма; Marek Jungmannowi, 1814, 1820; Píseň k pokoji — поэма; Sebrané básně — сборник поэзии; Na Trosky — ода; U hrobu Fortunata Durycha — элегия; Na hřbitově — элегия; U hrobu mateře — элегия; Духовные гимны; Prosba k Bohu v nouzi nynější; Píseň za ourodu. Философские труды: Logika nebo umnice, 1820, 1844; Základní filosofie. Logika. Metafysika, 1844 — первое философское произведение на чешском языке. Литература: Marie Šulcová. Antonín Marek: buditel národa. 2002

Sergey_Uvarov_(1833) (570x700, 422Kb)
1786
Сергей Семёнович Уваров
русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения (1834—1849), действительный тайный советник, граф (с 1846). Почётный член (1811) и президент (1818—1855) Императорской Академии наук, действительный член Императорской Российской академии (1831). Наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности. Родился в Москве. Представитель дворянского рода Уваровых. Сын Семёна Фёдоровича Уварова (1743—1788) от брака его с Дарьей Ивановной Головиной. Рано потерял родителей, воспитывался в семье тётки Натальи Ивановны Головиной, в замужестве княгини Куракиной. Екатерина II была его крестной матерью, что обеспечивало юноше достойное будущее и продвижение по службе. Получил начальное образование в доме князя А.Б.Куракина. Службу начал в 1801 году в коллегии иностранных дел, в 1806 году был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 году назначен секретарем посольства в Париже. В 1810 году оставил дипломатическую службу. С юности интересовался классической античностью. В ранней молодости опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии, которые принесли ему европейскую известность, знакомство с Гёте и Гумбольдтами. В 1811—1822 годы — попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, затем — директор департамента мануфактур и внутренней торговли. Входил в литературное общество «Арзамас» (с прозвищем «Старушка»). 28 января 1811 избран почётным членом Императорской Академии наук. 24 января 1818 года был назначен президентом Императорской Академии наук и оставался им до самой своей смерти. 26 апреля 1828 года избран почётным членом Императорской Российской академии, а 5 февраля 1831 года — её действительным членом. 3 мая 1832 года назначен товарищем (заместителем) министра народного просвещения, с 1 апреля 1833 года по 1849 год — министр народного просвещения. Уже 21 марта 1834 года, при вступлении в должность министра, Уваров писал в своём циркуляре, разосланном попечителям учебных округов: Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности. Николай I на всю жизнь запомнил декабристов. Тайные общества и бунты виделись ему постоянно. В ответ на требования нового Николаевского порядка Уваров предложил направить просвещение по самобытному пути. Он указал, что России нужно такое просвещение, которое давало бы умных, дельных, хорошо подготовленных исполнителей. Просвещение, которое не только бы давало знания, но еще и воспитывало бы верноподданных государя-императора. По сути дела Уваров стремился лишить европейское просвещение его неотъемлемой части – аналитического подхода, критического подхода к окружающему. Триада «Православие, Самодержавие, Народность» впоследствии стала крылатым выражением и сжатым воплощением русской монархической доктрины.
5 сентября 1776 года родился Сергей Семёнович УВАРОВpost-154-131520442291 (700x386, 242Kb)
Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». Такая концепция позволяла оградить широкие слои населения от получения университетского образования, которое по замыслу Уварова было зарезервировано только для представителей дворянского сословия. Стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при Уварове было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу. «Уваров вывел на новый уровень русское просвещение, в полном противоречии с постулатами этой идеологии. Именно при нём, по крайней мере, ступени этого образования — гимназии, университеты — выходят на европейский уровень, а Московский университет, может быть, становится одним из ведущих учреждений подобного типа в Европе.» — А.Левандовский. Несмотря на некоторые заслуги на поприще народного просвещения, деятельность Уварова в целом не имела большого значения для национальной образовательной системы, ввиду того что право на получение образования имели лица лишь дворянского звания (то есть 1% населения страны), тогда как представители большей части населения Российской Империи оказались за пределами созданной им системы и не имели права на получение образования независимо от своих способностей. Именным Высочайшим указом 13 марта 1846 года министр народного просвещения, действительный тайный советник Сергей Семёнович Уваров возведён, с исходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство. Во время революций 1849 года инспирировал публикацию статьи в защиту университетов, которая крайне не понравилась Николаю I, начертавшему: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя». После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра, а его преемник Ширинский-Шихматов принялся «закручивать гайки», без возражений исполняя пожелания монарха. 18 декабря 1850 года был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. В 1851 году в журнале «Современник» (том 27) опубликовал Литературные воспоминания (под псевдонимом А.В.). Общество возмущало скандальное поведение Уварова во время тяжёлой болезни его родственника по жене Д.Н.Шереметва. Уваров приказал начать опечатывать своей личной печатью имущество ещё живого Шереметева, рассчитывая на огромное наследство. Однако Шереметев справился с недугом и выздоровел. По этому поводу Пушкин написал своё известное стихотворение «На выздоровление Лукулла». В стихотворении есть строки «…И воровать уже забуду/Казённые дрова!» Данные строки имеют вполне реальную историческую подоплёку, так как на ранней стадии своей карьеры Уваров попросту спекулировал государственным имуществом – казёнными дровами, которые выдавались для зимнего отопления помещений университета, академии наук и казённых квартир служащих по вверенному ему ведомству. Вот, что пишет современник: «Будучи президентом Академии наук, Уваров, назначил вдове шестинедельный срок для очищения казенной квартиры, прибавив свою любимую фразу: «Ни 24 часа долее» — и приказав немедленно прекратить отпуск казенного топлива, а это было в январе. Уваров, grand seigneur, большой вельможа, особенное имел внимание к дровам.»
Uvarov_the_elder (533x700, 366Kb)
Портрет Сергея Уварова работы Ореста Кипренского (1815).
В своём подмосковном имении Уваровка (Гжатский уезд Московской губернии) граф создал частный ботанический сад. В честь С.С.Уварова Александр Бунге назвал один из видов растений семейства Вербеновые (Verbenaceae) — уваровией (Uwarowia Bunge). В его честь назван также минерал уваровит. В 1857 году сын Уварова Алексей Сергеевич учредил в честь отца Уваровские премии при Академии наук. В подмосковном имении графа Уварова, селе Поречье, проходили знаменитые литературные вечера. Они так и назывались: «знаменитые литературные вечера села Поречье». Поречье находится в 20 километрах от посёлка Уваровка и 40 километрах от города Можайска. Главной достопримечательностью является дворец графа Уварова. Он представляет собой здание с двумя корпусами. Крыша главного (центрального) корпуса построена из стекла. Сейчас под стеклянным куполом находятся растения некогда большого зимнего сада. Лес, окружающий дворец, не менее знаменит, чем его хозяин. Из каждой заграничной поездки граф Уваров привозил с собой диковинные растения, которые адаптировал к российскому климату и высаживал в лесопарковой зоне. До сих пор там произрастает каштан, которому более 300 лет, и ель в виде трезубца Зевса. Зимний сад находился недалеко от центрального здания, его павильон был сделан из металлических конструкций и стекла, отапливался с помощью котельной, которая подавала горячую воду в трубы, прикреплённые к стенам. С 1811 года был женат на фрейлине графине Екатерине Алексеевне Разумовской (1783—1849), дочери графа А.К.Разумовского, предыдущего министра народного просвещения. От брака с ней имел трёх дочерей и сына: Елизавета Сергеевна (1812—?), умерла незамужней; Александра Сергеевна (1814—1865), была замужем за князем Павлом Александровичем Урусовым (1807—1886); Наталья Сергеевна (1821—1843), была замужем за Иваном Петровичем Балабиным; Алексей Сергеевич (1825—1884), любитель старины, известный русский археолог и ученый, был женат на П.С.Щербатовой; В петербургском обществе живо обсуждали и гомосексуальные привязанности Уварова. Назначение им на пост вице-президента академии своего любовника Дондукова-Корсакова высмеял в известной эпиграмме Пушкин («В Академии наук Заседает князь Дундук…». Отношения поэта с министром складывались не всегда ровно. В Можайске, что располагается неподалеку от усадьбы Уварова, существует улица Уварова. Литература: Уваров, Сергей Семенович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Дегтярёва М.И. «Лучше быть якобинцом, чем фейяном»: Жозеф де Местр и Сергей Семёнович Уваров // Вопросы философии. — Москва, 2006. — № 7. — Страницы 105—112; Парсамов В.С., Удалов С.В. Сергей Семёнович Уваров // Уваров С.С. Избранные труды. — Москва: РОССПЭН, 2010. — Страницы 5—54; Триада графа Уварова // Лекция Алексея Миллера на Полит.ру; Пайпс Р. Сергей Семенович Уваров: жизнеописание. — Москва: Посев, 2013. ISBN 978-5-9902820-5-6.

00François Sulpice Beudant (550x700, 39Kb)
1787
Франсуа Сюльпис Бёдан (французское имя — François Sulpice Beudant)
французский геолог и минералог; член Французской и Венгерской академий наук. Франсуа Сюльпис Бёдан родился в городе Париже. Посещал высшую политехническую и высшую нормальную школы французской столицы. В 1811 году был назначен профессором математики в авиньонском лицее, затем профессором физики в Марселе, и наконец помощником директора минералогической коллекции Людовика XVIII, причем он одновременно читал лекции по минералогии в Парижском университете. В 1824 году Ф.Бёдан был избран учёным сообществом в члены Французской академии наук. Франсуа Сюльпис Бёдан скончался 10 декабря 1850 года в родном городе, занимая на тот момент должность главного инспектора университета. Учёный оставил после себя труды по многим отраслям минералогических знаний, но главным (по мнению авторов «ЭСБЕ») его произведением считается «Essai d’un cours élémentaire et général des sciences physiques» (Париж, 1828), распадающееся на две части: «Traité élémentaire de physique» и «Traité élémentaire de minéralogie». Как самостоятельный исследователь Франсуа Бёдан известен по своим изысканиям над соотношением кристаллической формы к химическому составу, по исследованиям факта — могут ли морские моллюски жить в пресной воде, равно как по многочисленным определениям удельного веса и производству химических анализов минеральных тел. В честь учёного был назван минерал бёдантит. Библиография: «Voyage minéralogique et géologique en Hongrie pendant j’année 1818» (Париж, 1822); «Essai d’un cours élémentaire et général des sciences physiques» (Париж, 1828); «Traité élémentaire de physique»; «Traité élémentaire de minéralogie».

Jean-Pierre Abel-Rémusat (700x588, 345Kb)
1788
Жан-Пьер Абель-Ремюза (французское имя — Jean-Pierre Abel-Rémusat)
французский синолог, один из основоположников современного западного китаеведения. Интересовался также Японией. Родился в Париже, в молодости изучал медицину. Востоком заинтересовался, обнаружив китайский травник в библиотеке аббата Тэрсана (французское имя — Abbé Tersan), и в течение пяти лет самостоятельно изучил китайский язык. Благодаря помощи Сильвестра де Саси в 1811 году опубликовал первую свою книгу — Essai sur la langue et la littérature chinoises. В 1814 году в Коллеж де Франс была организована кафедра китайского языка, которую возглавил Абель-Ремюза. С этого времени он полностью посвящает себя востоковедению, особенно интересуясь историей тюрок и монголов в освещении китайских источников. В 1815 году стал действительным членом Академии надписей и изящной словесности. С 1818 года издавал журнал Journal des savants. В 1822 году в Париже по его инициативе было создано Азиатское общество (Жан-Пьер стал его первым учёным секретарём). В 1824 году был назначен хранителем восточных рукописей Королевской библиотеки. В 1832 году он сделался главой библиотеки, но пробыл на этом посту совсем недолго.
Iukiaoli (700x602, 539Kb)
Титульный лист «Iu-kiao-li, ou les deux cousines».
В 1826 году Абель-Ремюза впервые познакомил Европу с китайской художественной литературой. Им был переведён и издан роман XVII века Iu-kiao-li, ou les deux cousines, roman chinois (玉嬌梨). Переводом заинтересовались такие литераторы, как Гёте, Стендаль, Карлейль и Эдгар По (в самом Китае этот роман мало популярен). Умер в Париже 2 июня 1832 года. В 1830 году женился на Жанне Лекамю (Jenny Lecamus), дочери майора Жана Лекамю. В 1832 году, в самом расцвете сил, Абель-Ремюза скончался во время эпидемии холеры. Его учеником и преемником на кафедре был Станислас Жюльен. Избранные труды: Note sur quelques épithétes descriptives du Bouddha // Journ. des Sav. — 1819 — P. 625; Sur la succession des 33 premiers patriarches de la religion de Bouddha // Journ. des Sav. — 1821. — P. 4; Abel-Rémusat, Humboldt. Lettres édifiantes et curieuses sur la langue chinoise. — 1821—1831; Les élémens de la grammaire chinoise. — 1822; Aperçu d’un Mémoire sur l’origine de la Hiérarchie Lamaique // Journ. As. — 1824. — Vol. 4. — P. 257; Mélanges Asiatiques, ou Choix de morceaux de critique, et de mémoires relatifs aux religions, aux. sciences, à l’histoire, et à la géographie des nations orientales. — Paris, 1825. — Vols. 1, 2. Iu-Kiao-Li (Les Deux Cousines). — Paris, 1826; Nouveaux Mélanges Asiatiques, on Recueil de morceaux. — 1829. — Vol. 1, 2; Observations sur trois Mémoires de De Guignes insérés dans le tome XI. de la Collection de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, et relatifs à la religion samanéenne // Nouv. Journ. As. — 2e série. — 1831. — Vol. 7. — P. 265, 269, 301; Observations sur Histoire des Mongols orientaux, de Ssanang-Ssetsen. — Paris, 1832; Foé Koué Ki; ou, Relations des royaumes bouddhiques: voyage dans la Tartarie, dans l’Afghanistan et dans l’Inde, exécuté, à la fin du IVe siècle, par Chy Fa Hian / Traduit du Chinois et Commenté par M. Abel Rémusat. Ouvrage Posthume. Revu, Complété, et Augmenté d'Éclaircissements Nouveaux Par MM. Klaproth et Landresse. — Paris: l’Imprimerie Royale, 1836. (The original Chinese title is 佛國記); Mémoires sur un voyage dans l’Asie Centrale, dans le pays des Afghans, et des Beloutches, et dans l’Inde, exécuté à la fin du IVe Síècele de notre ère par plusieurs Samanéens de Chine // Mém. de l’Inst. royal de France, Acad. d. inscr. — 1838. — P. 343; Mélanges posthumes d’histoire et de littérature orientales. — Paris, 1843; Rémusat A. (éditeur). Mémoires et Anecdotes sur la Dynastie régnante des Djogouns, Souverains du Japon, avec la description des fêtes et cérémonies observées aux différentes époques de l’année à la Cour de ces Princes, et un appendice contenant des détails sur la poésie des Japonais, leur manière de diviser l’année, etc.; Ouvrage orné de Planches gravées et coloriées, tiré des Originaux Japonais par M. Isaac Titsingh; publié avec des Notes et Eclaircissemens Par M. Abel Rémusat. — Paris (Nepveu), 1820.
Clarke.abel.2 (611x700, 475Kb)
1789
Кларк Абель (Clarke Abel)
британский врач, натуралист, ботаник и зоолог, исследователь флоры и фауны Китая, Индии, Индонезии. Член Лондонского Королевского общества. Родился в Бунгей (Bungay), Саффолк, Великобритания. Абель в качестве натуралиста экспедиции сопровождал лорда Уильяма Питта Амхерста во время поездки по Китаю в Пекин в 1816 году. В результате этой поездки, в 1818 году, он написал и издал рассказ «Narrative of a Journey into the interior of China, and of a voyage to and from this country», после чего получил известность как натуралист. Абель — первый западный учёный, сообщивший о наличии орангутана на острове Суматра. В 1816 году Абель впервые собрал отдельные экземпляры и семена растения, которое теперь носит имя Абелия китайская (Abelia chinensis). Британский ботаник Роберт Броун в 1818 году назвал его именем род растений, обнаруженных Абелем в Китае: Абелия (Abelia) семейства Линнеевые (Linnaeaceae). Умер в Канпуре (Британская Индия) 24 ноября 1826 года. Публикации: Narrative of a Journey in the Interior of China and of a Voyage to and from that Country, in 1816 and 1817. — London: Printed for Longman, Hurst, Rees, Orme, and Brown, 1818. — 420 p. Литература: Абель Кларкъ // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Санкт-Петербург, 1861.

 (568x699, 133Kb)
1791
Джакомо Мейербер (немецкое имя — Giacomo Meyerbeer, урожденный Якоб Либман Беер, Jacob Liebmann Beer)
немецкий и французский композитор еврейского происхождения. Брат известного драматурга Михаэля Беера (1800—1833), автора стихотворных трагедий. Якоб Либман Бер родился 1791 в Тасдорфе, близ Берлина, в семье банкира Якоба Бера, немецкого еврея. Позже, став наследником деда по материнской линии, Мейера, присоединил его фамилию к своей. Музыкой занимался с раннего детства, с 1797 года обучался у Ф. Лауска, выступал как пианист-вундеркинд. С 1803 года игре на фортепиано учился у Муцио Клементи; теорию музыки и композицию изучал у К.Ф.Цельтера и Б.А.Вебера, а затем, с 1810 года, у аббата Г.Й.Фоглера в Дармштадте. Вместе с другими учениками Фоглера: К.М.Вебером, Я.Г.Вебером и И.Б.Генсбахером образовал так называемый «Гармонический союз» (Harmonischer Verein), видевший свою цель в борьбе за новую музыку. В 1811 году после исполнения оратории «Бог и природа» Мейербер получил в Дармштадте место придворного музыканта. В 1812 году он дебютировал как оперный композитор, однако поставленная в Мюнхене опера «Клятва Иевфая» потерпела неудачу; лишь относительный успех имела комическая опера «Хозяин и гость», поставленная в 1813 году в Штутгарте. Эта же опера в новой редакции и уже под названием «Али-мелек, или Два калифа» год спустя была представлена в Вене. В столице Австрии молодой композитор был встречен холодно: критика не обнаружила у него наличия мелодического дара, музыку его нашла банальной и тяжеловесной. Некоторое время Мейербер брал уроки у Антонио Сальери, а в 1816 году по его совету отправился в Италию. В Италии Мейербер жил до 1824 года; здесь он изучал итальянский оперный стиль, в том числе партитуры Дж.Россини, овладевал принципами вокального письма. В Италии были написаны оперы «Ромильда и Констанца», поставленная в Падуе в 1817 году, «Узнанная Семирамида» (1819, Турин), «Эмма Ресбургская» (1819, Венеция), а также для миланского театра «Ла Скала» оперы «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822). Именно здесь к композитору пришло признание; наибольший успех имела опера «Крестоносец в Египте». Написанная в 1824 году, опера уже в 1825-м была представлена в Париже и Лондоне, а через несколько лет — в США и Бразилии). В Германии же итальянские оперы Мейербера успеха не имели, а друзья по «Гармоническому союзу» восприняли перемены в его стиле как измену национальной традиции. В 1825 году Мейербер по приглашению Россини посетил Париж и с 1827 года жил преимущественно во Франции. В Париже Мейербер сблизился с драматургом Эженом Скрибом, ставшим его постоянным либреттистом. На либретто Скриба были написаны, в частности, оперы «Роберт-Дьявол» (1830) и «Гугеноты» (1835), принесшие композитору мировую славу. В 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV предложил Мейерберу пост генеральмузикдиректора театра «Королевские зрелища» в Берлине. На этом посту композитор проработал до 1846 года, написал несколько опер, в том числе «Лагерь в Силезии» (1844), в которой пытался возродить традиции немецкого зингшпиля, а также музыку к драме своего брата, М.Бера, «Струэнзе» (1846). Как руководитель театра Мейербер, помимо своих собственных, ставил оперы К.М.Вебера; оказал протекцию Р.Вагнеру — и как композитору, поставив его оперу «Летучий Голландец», и как дирижёру. В дальнейшем Вагнер не раз поминал Мейербера недобрым словом в своих антисемитских сочинениях, представляя как образец «еврейства в музыке»; в то же время был вынужден признать: «Без Мейербера я был бы ничто». В 1846 году Мейербер вернулся в Париж. Здесь в 1849 году в «Гранд-Опера» с большим успехом была поставлена его опера «Пророк» на либретто Скриба. Герои оперы «Пророк» — Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов: Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времён мюнстерского восстания анабаптистов в 1534 году. Фанатически настроенные анабаптисты захватили город Мюнстер и, следуя библейским заветам, создают в нём «Царство Сиона». Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть. По предложению театра «Опера комик» Мейербер написал оперы «Северная звезда» (1854) и «Динора» («Плоэрмельское прощение», 1859), начал, но не закончил оперу «Юность Гёте». В 1862—1864 годах композитор работал над оперой «Африканка», которая была поставлена уже после его смерти; главную роль исполнил Франческо Таманьо. Растущая популярность Вагнера привела к тому, что произведения Мейербера, некогда очень модные, во второй половине XIX века выпали из репертуаров; впоследствии интерес к нему возродился. Среди произведений Мейербера других жанров — несколько кантат, Stabat Mater, Miserere, Te Deum, песни и романсы, несколько оркестровых пьес. Мейербер является создателем жанра французской большой оперы; его творчество оказало значительное влияние на европейский музыкальный театр эпохи романтизма. Умер Мейербер в Париже 2 мая 1864 года. Мейербер оставил после себя огромное состояние, которое ещё при жизни композитора (а теперь по завещанию) использовалось для финансовой поддержки безденежных знакомых музыкантов. По завещанию каждые два года фонд Мейербера должен был выдавать молодым немецким композиторам в качестве начального капитала сумму в 10 000 райхсталеров, на которые они 6 месяцев смогли бы изучать композицию в Италии, Париже, Вене, Мюнхене и Дрездене. Подать заявку на стипендию имели право только студенты композиторского отделения Королевской Академии Музыки, Консерватории имени Ю.Штерна, Академии имени Т.Куллака в Берлине и Кёльнской консерватории. В требования для подачи заявки входило сочинение восьмичастной вокальной фуги, увертюры для симфонического оркестра и драматической кантаты с оркестром в 3-х частях. В настоящее время большая часть литературного наследия Джакомо Мейербера находится в Музыкальном отделе Берлинской государственной библиотеки. Некоторые документы с 1987 года и до сих пор находятся в Государственном институте музыкальных исследований.
Meyerbeer_d'après_P._Petit_b_1865 (532x700, 419Kb)
Наследие Мейербера в государственной библиотеке по большей части, было утеряно в процессе переезда в военное время. Почти тридцать томов литературного наследия в настоящее время хранится в Ягеллонской библиотеке в Кракове, остальное считается утерянным. Национальная библиотека Франции также имеет ряд автографов. Почётные звания и награды: Иностранный член Академии изящных искусств в Париже; Рыцарь ордена Почётного легиона (19 января 1832); Командор ордена Почётного легиона (4 мая 1849); Почётный доктор Йенского университета (14 июля 1850); Кавалер австрийского ордена Франца Иосифа (1 ноября 1850); Рыцарский крест Королевского саксонского ордена (за заслуги, 28 января 1850); ? (Бавария, 1853); Также известно, что Мейербер являлся членом масонской ложи Les Frères Unis Inséparables в Париже. Сочинения: Gott und die Natur, оратория, Королевский Национальный театр, Берлин, 1811; Кларнетовый квинтет Es-Dur, 1813; Gli Amori di Teolinda (Любови Теолинды), драматическая кантата, 1815; Фантазия для кларнета и струнного квартета, скорее всего, 1839; Pater noster для смешанного хора, 1857; Праздничный марш ко дню рождения Шиллера, 1859; Праздничная увертюра по случаю Всемирной выставки 1862 года в Лондоне; Vier Fackeltänze для королевских свадеб; Песни, среди которых. Le chant du berger (с кларнетом). Литература: Кюи, Ц.А. Избранные статьи. Ленинград: Музгиз, 1852; Римский-Корсаков, Н. Летопись моей музыкальной жизни. 9-е издание. Москва: Музыка, 1982; Рыжкова Н. Бальные танцы и оперная музыка начала XIX века // Развлекательная культура России XVIII — XIX вв.: Очерки истории и теории. СПб, 2001. С. 201—206; Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Ленинград: Музыка, 1989; Attwood, William G. (1999). The Parisian Worlds of Frédéric Chopin. New Haven:Yale University Press; Becker, Heinz (1958). Der Fall Heine-Meyerbeer: Neue Dokumente revidieren ein Geschichtsurteil. Berlin: De Gruyter; Becker, Heinz (1980). 'Meyerbeer [Meyer Beer], Giacomo [Jakob Liebmann]'. In Sadie, Stanley, The New Grove Dictionary of Music and Musicians, vol. 12, 246—256. London: Macmillan; Becker, Heinz and Gudrun, tr. Mark Violette (1989). Giacomo Meyerbeer, a Life in Letters. London: Christopher Helm. ISBN 0-7470-0230-4; Berlioz, Hector, tr. and ed. David Cairns.(1969), The Memoirs of Hector Berlioz. London: Victor Gollancz; Brzoska M. Giacomo Meyerbeer // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition. Grove Music Online /General Editor — Stanley Sadie. — Oxford University Press, 2001. — 1 эл. опт. диск (DVD-ROM); Brzoska, Matthias (1998). Concert at Bochum on Meyerbeer Fan Club website; Brzoska, Matthias (2003). 'Meyerbeer: Robert le Diable and Les Huguenots ' in Charlton (2003), pp. 189–207; Brzoska,Matthias (2004). Remarks about Meyerbeer's Le prophète on Meyerbeer Fan Club website; Carlson, Marvin (1972). The French Stage in the Nineteenth Century. Metuchen, New Jersey: The Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-0516-3; Carnegy, Patrick (2006). Wagner and the Art of the Theatre. New Haven: Yale University Press. ISBN 978-0-300-10695-4; Čerkášina, Marina (1998). 'Meyerbeer und die russischer Oper' in: Döhring, Sieghart and Arnold Jacobshagen. Meyerbeer und das europäische Musiktheater: 442—257. Laaber: Laaber-Verlag. ISBN 3-89007-410-3; Charlton, David, editor (2003). The Cambridge Companion to Grand Opera. Cambridge, UK: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-64118-0 (hardcover); ISBN 978-0-521-64683-3 (paperback); Conway, David (2012). Jewry in Music — Entry to the Profession from the Enlightenment to Richard Wagner. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 978-1-107-01538-8; Crosten, William Loran (1948). French Grand Opera: An Art and a Business. New York: King's Crown Press; Everist, Mark (1994). 'The Name of the Rose: Meyerbeer's opéra comique, Robert le Diable', in Revue de musicologie, vol.80 no.2, pp. 211–250; Fétis F-J. (1862). Biographie universelle des musiciens (in French), second edition, volume 3. Paris: Didot. View at Google Books; Heine, Heinrich, tr. C. G. Leland (1893). The Works of Heinrich Heine, vol. 4 (The Salon). London: William. Heinemann; Huebner, Steven (1992). «Meyerbeer, Giacomo». In Sadie, Stanley. The New Grove Dictionary of Opera, 4: 366—371. London: Macmillan. ISBN 978-1-56159-228-9; Huebner, Steven (2003). 'After1850 at the Paris Opera:institution and rpertory', in Charlton (2003), pp. 291–317; Kaufman, Tom (Autumn 2003). «Wagner vs. Meyerbeer». Opera Quarterly 19 (4); Kaufman, Tom, "A Few Words About Robert le Diable" on the «Meyerbeer Fan Club» website, Retrieved 26 June 2012; Kelly, Thomas Forrest (2004). First Nights at the Opera. New Haven and London: Yale University Press. ISBN 978-0-300-10044-0; Letellier, Robert (2005). Meyerbeer Studies: A Series of Lectures, Essays,and Articles on the Life and Work of Giacomo Meyerbeer. New Jersey: Rosemont Publishing; Letellier, Robert (2008). A Meyerbeer Reader. Newcastle: Cambridge Scholars; Meyerbeer, Giacomo ed. Fritz Bose (1970). Sizilianische Volkslieder. Berlin: de Gruyter; Meyerbeer, Giacomo ed. H. Becker & S. Henze-Döhring (1960—2006). Briefwechsel und Tagebücher (8 vols.). Berlin and New York: de Gruyter; Meyerbeer, Giacomo; Letellier, Robert (editor and translator) (1999—2004). The Diaries of Giacomo Meyerbeer (4 vols.). Madison and London: Farliegh Dickinson University Press; Mongrédien, Jean (1998). «Les débuts de Meyerbeer à Paris: Il Crociato in Egitto au Théâtre Royal Italien». In Döhring, Sieghart and Arnold Jacobshagen. Meyerbeer und das europäische Musiktheater: 64—72. Laaber: Laaber-Verlag. ISBN 3-89007-410-3; Moscheles, Charlotte; Coleridge, A. D. (translator) (1873). Life of Moscheles (2 vols). London: Hurst and Blackett; Newman, Ernest (1976). The Life of Richard Wagner (4 vols.). Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-29149-6; Pospíšil, Milan (1998). 'Meyerbeer und die tschechischen Oper des 19. Jarhunderts' in: Döhring, Sieghart and Arnold Jacobshagen. Meyerbeer und das europäische Musiktheater: 407–41. Laaber: Laaber-Verlag. ISBN 3-89007-410-3; Roberts, John H. (2003). 'Meyerbeer: Le Prophéte and L'Africaine'; in: Charlton (2003), pp. 208–232; Rose, Paul Lawrence (1996). Wagner: Race and Revolution. London: Faber and Faber . ISBN 978-0-571-17888-9; Rosenblum, Myron (1980). 'Viola d'amore'. In Sadie, Stanley, The New Grove Dictionary of Music and Musicians, vol. 19. London: Macmillan 40. Schumann, Robert, tr. and ed. Henry Pleasants (1965). The Musical World of Robert Schumann. London: Gollancz; Shaw, George Bernard (1981). Shaw's Music: The Complete Musical Criticism, edited by Dan H. Laurence. 3 vols. London: The Bodley Head. ISBN 0-370-30333-4; Spohr, Louis, tr. and ed. Henry Pleasants. (1961). The Musical Journeys of Louis Spohr. Norman OK: University of Oklahoma Press; Stanford, Charles Villiers (1911). Musical Composition: A Short Treatise for Students. New York: Macmillan; Thomson, Joan (1975). 'Giacomo Meyerbeer: The Jew and his Relationship with Richard Wagner', in Musica Judaica 1/1, pp. 55–86; Todd, R. Larry (2003). Mendelssohn — A Life in Music. Oxford; New York: Oxford University Press. ISBN 0-19-511043-9; Wagner, Cosima, tr. Geoffrey Skelton (1980) Diaries, 2 vols. London: Collins ISBN 978-0-15-122635-1; Wagner, Richard tr. Andrew Gray, (1992) My Life. New York: Da Capo Press. ISBN 0-306-80481-6; Wagner, Richard, tr. and ed. Stanley Spencer and Barry Millington (1987). Selected Letters of Richard Wagner. London: Dent; Wagner, Richard, tr. W. Ashton Ellis (1995a). Opera and Drama. Lincoln NE: University of Nebraska Press. ISBN 0-8032-9765-3; Wagner, Richard, tr. W. Ashton Ellis (1995b). Judaism in Music and other Writings. Lincoln NE: University of Nebraska Press. ISBN 0-8032-9766-1; Wagner, Richard, tr. and ed. Robert Jacobs and Geoffrey Skelton (1973). Wagner Writes from Paris: Stories, Essays and Articles by a Young Composer. London: Allen and Unwin; Walker, Alan (1988). Franz Liszt: The Virtuoso Years 1811—1847. London: Faber and Faber. ISBN 978-0-571-15278-0; Wolff, Stéphane (1962). L'Opéra au Palais Garnier (1875—1962). Paris: l'Entr'acte. Paris: Slatkine (1983 reprint): ISBN 978-2-05-000214-2; Zimmermann, Reiner (1998). Giacomo Meyerbeer, eine Biographie nach Dokumenten. Berlin: Parthas.

Étienne-Paschal_Taché (472x700, 164Kb)
1795
Этьен-Паскаль Таше (французское имя — Étienne-Paschal Taché)
канадский политик. Является одним из отцов канадской конфедерации — принимал участие в Квебекской конференции. С 1812 по 1841 года Таше занимался медициной, а затем начал активную политическую деятельность. Этьен-Паскаль Таше родился в Сент-Томасе (Квебек), в семье Чарльза Таше и Женевьевы Мишо, он один из десяти детей. Семья Таше была одной из самых влиятельных и богатых в Новой Франции, однако потеряла всё во время семилетней войны и осады Квебека. Его дед, Жан Таше, был лавочником в Париже и переехал в Квебек в 1730 году, став одним из крупнейших бизнесменов и судовладельцев колонии. В начале войны 1812 года Этьен-Паскаль бросил обучение в квебекской семинарии и записался добровольцем в 5 батальон милиции. Он принял участие в нескольких сражениях. Во время войны Таше начал изучать медицину. Своё образование он продолжил у квебекского доктора Пьера Фабре. Медицина в то время в Нижней Канаде регулировалась законодательством 1788 года и была очень не эффективной. Для завершения обучения Таше отправился в Филадельфию, после чего получил лицензию 18 марта 1819 года и открыл практику в своём приходе. Более 20 лет Таше занимался частной практикой в своём приходе и в соседних. Таше был ярым националистом. Во время восстания Патриотов он стал лидером движения в регионе, хотя и не поддерживал его с оружием в руках. Таше организовал большое собрание в своём приходе 29 июня 1837 года, куда пригласил лидеров восстания: Луи-Жозефа Папино, Луи-Ипполита Лафонтена и других. В 1839 году власти региона получили приказ об обыска дома Таше и рекомендации задержать его по любой зацепке. Однако, во время обыска самого Таше не было дома,кроме того, в доме не нашли оружие. В 1820 году Этьен-Паскаль Таше женился на Софи Буше, у них было 15 детей. Политическая карьера Таше началась в 1841 году, когда он стал членом первого парламента провинции Канада, которым оставался до 1846 года. В 1846 году Таше возглавил процесс реорганизации милиции Канады Востока. С 1848 по 1857 годы Таше неизменно оставался в правительстве Канады, занимая различные посты, включая комиссара по общественным работам. 27 января 1855 года он стал лидером региона и сформировал кабинет с Макнабом, а в мае 1856 года с Джоном Александером Макдональдом. В 1864 году Таше снова вернулся в политику. попытавшись создать коалиционное правительство с Джоном Александером Макдональдом, которое продержалось один месяц. 22 июня 1864 года Таше удалось сформировать коалиционное правительство, которое стало инициатором переговоров по созданию конфедерации. Сам Таше принял участие в квебекской конференции, защищая её резолюции. Умер в Сент-Томасе (Квебек) 30 июля 1865 года.

E._Frolova-Bagreeva (636x700, 284Kb)
1799
Елизавета Михайловна Сперанская (в замужестве - Фролова-Багреева)
русская писательница. Родилась в Санкт-Петербурге, единственная дочь реформатора Михаила Сперанского и англичанки Елизаветы Стивенс, умершей в начале октября 1799 года. Под руководством отца получила солидное образование, объехала всю Европу, совершила даже путешествие на Восток. В октябре 1821 году благодаря хлопотам отца была пожалована во фрейлины. Вскоре по его настоянию и против своей воли была выдана замуж за черниговского губернатора Александра Алексеевича Фролова-Багреева (1783—1845). Свадьба состоялась в Петербурге 16 августа 1822 года. По воспоминаниям А.В.Кочубея, Елизавета Михайловна была умной и милой женщиной, но не хороша собой; казалось, супруги очень любили друг друга, но впоследствии, по возвращении из Малороссии в Петербург, они жили в разладе. В своём полтавском имении Великая Буромка Елизавета Михайловна устроила несколько детских приютов. Свои сочинения, преимущественно беллетристические, Фролова-Багреева писала на французском и немецком языках. Многое осталось в рукописи. Живя за границей, привлекала в свой салон многих литературных знаменитостей. Умерла в Вене 23 марта 1857 года. В браке имела сына Михаила (1822—1844; ротмистр, погиб на Кавказе на дуэли) и дочь Марию (1826—1886), которая вышла замуж за генерал-майора князя Родиона Николаевича Кантакузена. Их сын Михаил Родионович в год столетия своего прадеда получил право именоваться графом Сперанским. Несколько повестей было помещено в «Современнике» Пушкина, в «Revue des Deux Mondes» и других иностранных изданиях. Отдельно вышли: «Чтение для малейших детей» (Санкт-Петербург, 1828); «Das Buch der Kleinen» (Берлин, 1855); «Le livre des petits» (В., 1855); «Le livre d’une femme» (собрание афоризмов, отрывков и мыслей философского и религиозного содержания; 1845—1857); «Méditations chrétiennes» (1853); «Les pèlerins russes à Jérusalem» (Брюссель и Лейпциг, 1854); «Ein Kosaken-Czar. Dramma» (Прага, 1855); «Les dernières heures de l’Empereur Nicolas» (1855); «Esquisses de mœurs russes. Le starowère et sa famille» (1856); «Esquisses de mœurs russes. Une famille toungouse» (1857); «Xenia Damianovna ou les deux rêves» (Лейпциг и Брюссель, 1857); «La vie de château en Ukraine» (роман, 1857); «Irène ou les bienfaits de l’éducation» (роман, 1857); «Les îles de la Neva à St-Pétersbourg» (посмертное издание, 1858) и др.

Епископ_Никодим_Казанцев (551x700, 307Kb)
1803
Никодим (в миру - Никита Иванович Казанцев)
епископ Русской православной церкви, епископ Енисейский и Красноярский. Родился в селе Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии, в семье причётника. Вся детская жизнь его протекала в крайней нужде. Родители его были люди робкие, забитые («униженные и умаленные»), они не могли защитить своего сына от насмешек товарищей. Поэтому он старался никогда не жаловаться им ни на кого. Он горячо любил своих родителей, и эта любовь красной нитью прошла через всю его жизнь. Уже будучи архиереем, он не стеснялся ни своего происхождения, ни своих бедных родителей, но при всякой возможности посещал их в деревне и каждый раз низко кланялся им до земли, несмотря на свой сан. В 1818 году поступил в Вифанскую духовную семинарию. В 1826 году по окончании духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 12 апреля 1829 года пострижен в монашество; 17 июля рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1830 года — во иеромонаха. 18 августа того же года окончил курс духовной академии со званием магистра. 25 августа 1830 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии и профессором богословия и еврейского языка. 26 апреля 1832 года перемещён в Новгородскую духовную семинарию инспектором и преподавателем философии. 5 ноября 1833 года возвращён в Тульскую духовную семинарию инспектором. С 23 февраля 1835 года — ректор Вятской духовной семинарии и с 31 марта — настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря; 17 апреля возведён в сан архимандрита. В период ректорства в Вятской духовной семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам духовных семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской духовной семинарии архимандрита Никодима привлёк внимание обер-прокурора Святейшего Синода графа Н.А.Протасова, и отец Никодим был вызван в Санкт-Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашёл применения. Со 2 июля 1841 года — ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. С 6 августа 1845 года — ректор Курской духовной семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря. С 15 апреля 1850 года — ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 26 февраля 1854 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 30 сентября 1861 года — епископ Енисейский и Красноярский. За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал её лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и двадцати, где бы он не служил, а побывал во всех. Все знавшие святителя отмечали необыкновенную доброту его души как выдающуюся черту характера преосвященного. Как только он получал деньги, то тут же оделял толпы нищих и бедняков. Деньги у него никогда не задерживались. Даже когда преосвященному потребовалось ехать в Москву, он вынужден был одолжить деньги на дорогу из Енисейского попечительства. За его доброе сердце он был любим бедняками, о чем сам писал: «Сверху меня не любят, а с нижними я всегда хорош. Тут меня любят». Действительно, преосвященный Никодим умел входить в положение вдов и сирот. Однажды по делу об опеке над имуществом умершего священника он писал консистории резолюцию, рекомендуя не слишком сурово и повелительно обращаться со вдовами и сиротами при случаях опеки над имуществом их. 18 апреля 1870 года уволен на покой в Перервинский монастырь. Скончался 23 июня 1874 года, переехав из монастыря в город Дмитров к сестре. Погребён в городе Дмитрове, в соборе. Сочинения: О Филарете, митрополите Московском, моя память // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — Москва, 1877, № 2; Письма преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского к профессору Платонову И.В. — Сергиев Посад. Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского монастыря. — Иркутск, 1864; Подробное жизнеописание епископа Никодима // Богословский вестник. — Сергиев Посад, 1910,1, II, III, XI, XII; Записки Никодима Казанцева, епископа Красноярского с предисловием архимандрита Григория. — 1877; Письма к родственнику, священнику московскому // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — Москва-Сергиев Посад, 1882, июнь-июль, с. 159—182, отдел 3.

Frolov_Alexandr_Filippovich (616x700, 307Kb)
1804
Александр Филиппович Фролов
декабрист, подпоручик Пензенского пехотного полка. Родился в Севастополе. Из дворян Таврической губернии, город Еникале. Получил домашнее образование. Службу начал 10 августа 1818 года в чине подпрапорщика в Пензенском пехотном полку. Портупей-прапорщик — 12 сентября 1821, прапорщик — 17 июля 1823, подпоручик — 4 июня 1825; был офицером 2-й мушкетёрской роты, которой командовал А.И.Тютчев. Член Общества соединённых славян (1825). Арестован 10 февраля 1826 года. Осуждён по второму разряду. Каторгу отбывал в Читинском остроге (1827—1830) и на Петровском заводе. В 1835—1856 годах — на поселении в с. Шушенское Енисейской губернии. В 1846 году женился на казачке Евдокии Николаевне Макаровой (17 февраля 1820 — 11 декабря 1901). Их дети: Николай (родился в 1847); полковник, его дочь Анна, замужем за генералом от инфантерии Ю.Н.Даниловым. Надежда (родилась 25 августа 1849) — в 1859 году была принята на казённый счет в Керченский девичий институт; была замужем за младшим сыном генерал-майора И.П.Манганари, Виктором; Пётр (родился 16 октября 1852) — генерал от инфантерии.
Могила_декабриста_Александра_Фролова (525x700, 446Kb)
Могила Фролова на Ваганьковском кладбище.
Автор «Записок» (опубликованы в «Русской старине» в 1882 г., том XXXIV) — воспоминания о жизни декабристов в Читинском остроге и Петровском заводе с критическими замечаниями на статьи Д.И.Завалишина. Умер в Москве 18 мая 1885 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. На его могиле — памятник из розово-красного гранита в виде небесной сферы; в 1950 году на грани постамента была укреплена беломраморная доска. Здесь же были похоронены внук, режиссёр Гавриил Николаевич Фролов (1881—1947) и внучка, Ольга Николаевна Карпова (1878—1960) и рядом, в одной ограде с Фроловыми, находится старое захоронение другого декабриста П.С.Бобрищева-Пушкина, а в отдельной железной ограде — символическая могила И.Н.Хотяинцева. Литература: Декабристы. Биографический справочник / Под редакцией М.В.Нечкиной. — Москва: Наука, 1988. — Страницы 187—188, 332. — 448 страниц — 50 000 экземпляров.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку