
1870
Евдокия Дмитриевна Турчанинова
российская и советская театральная актриса, народная артистка СССР (1943), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1948). Родилась в Москве. В 1891 году Евдокия Турчанинова окончила драматические курсы при Московском театральном училище, где училась под руководством А.П.Ленского, и была принята в труппу Малого театра. Евдокия Дмитриевна начинала свой путь на сцене как комедийная актриса и травести, при этом играла и хара́ктерные роли и роли старух. Первой её ролью стала Ульяна в спектакле по пьесе «Воевода» А.Н.Островского сыгранная в 1891 году. Евдокия Турчанинова выдвинулась в роли Тани в спектакле «Плоды просвещения», сыгранном в том же году. Обаяние Турчаниновой, её эмоциональность и непосредственность игры обеспечили молодой актрисе успех. Особенно удавались Евдокии Турчаниновой роли требующие умения исполнения народных песен и танцев, она обладала хорошим голосом и училась пению у оперной певицы Э.К.Павловской (впоследствии заслуженной артистки РСФСР). Успех Турчаниновой в возрастных ролях был настолько значительным, что амплуа старухи закрепилось за ней ещё со времён выпуска из училища. Значительное место в репертуаре Евдокии Дмитриевны занимали пьесы Островского, во многих из которых она поочерёдно играла все или почти все женские роли («Трудовой хлеб», «Гроза», «Свои люди — сочтёмся», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Воевода»). Весь репертуарный список Евдокии Турчаниновой включает 373 роли. С 1910 года вела педагогическую работу. Выйдя из состава труппы в 1959 году, до 1961 года продолжала выступать с художественными чтениями. В 1959 году Всероссийское театральное общество выпустило книгу, посвященную творчеству Е.Д.Турчаниновой. Евдокия Дмитриевна Турчанинова скончалась в Москве 27 декабря 1963 года. Похоронена на Калитниковском кладбище. Во время Великой Отечественной войны актриса передала cвои денежные средствав Фонд обороны:
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Самым счастливым днём моего полувекового служения искусству в старейшем русском национальном театре было 20 марта, день, когда моя работа получила высочайшую Вашу оценку, — присуждение мне премии Вашего имени. Горячо благодарю Вас, Партию, Правительство и заверяю, что до конца дней моих буду так же преданно служить моему великому народу, моей прекрасной Родине, идущей под Вашим мудрым руководством к светлому будущему.
Вношу 50 000 рублей в фонд помощи сиротам, родители которых пали от рук ненавистного врага.
Народная артистка РСФСР Е.Турчанинова (Телеграмма Е.Д.Турчаниновой И.В.Сталину)
Примите мой привет и благодарность Правительства СССР, Евдокия Дмитриевна, за вашу заботу о детях, родители которых убиты немецко-фашистскими захватчиками.
И.Сталин
Газета «Известия», 4 марта 1943 года.
От своего учителя дочка капельдинера Дуня Турчанинова переняла главное – трепетное отношение к звучащему со сцены слову. Именно через него оптимальные мастера Малого театра отдавали суть изображаемого персонажа. "В Малом театре был свой "тон", – сочинял артист Ф.Н. Каверин. – Это не легко совместная тональность сдорожической речи. Этот тон, которым так дорожили, который несли от щепкинских "Ревизора и "Горя от ума", был существом и театральной постановки, и театрального воспитания, и национального значения театра. Это было сдорожическое мирочувство, его ликующая мажорность, при которой сказать фразу легко, как в жизни, значило бы сказать неправду, сфиктивнить". Мастерски обладать речевым аппаратом и таким образом быть в состоянии поддержать этот "тон" молодые артисты добивались не сразу. Об этом сама Евдокия Дмитриевна Турчанинова повествовала так: "Красоту мелодии речи я узнала от Медведевой и Федотовой... Пленившись этой легкотой, я стала подражать ей, не учитывая, что легкота – это огромное искусство, добилсяаемое упорным трудом. Я начала лопотать, что называется, "спустя рукава", радуясь, что говорю так "жизненно", и не думая о том, что говорю для зрителя в огромном зале театра, а не для себя. За эту вульгарную фиктивную "легкоту", за непонимание я обрела нагоняй от Ленского". Тем не менее, услышь Александр Павлович свою ученицу лет через 20-30, краснеть ему бы не пришлось. С годами Турчанинова не легко овладела в совершенстве этим искусством, но стала, как говорили в театре, энциклопедией российского слова. Турчаниновой не вечно приходилось играть только в высокохудожественных пьесах; особенно несчастливо дело с этим обстояло в предреволюционные годы. Как отмечала младшая коллега Турчаниновой Елена Николаевна Гоголева, положение артистки в театре осложнялось тем положением, что в свое время "из двух премьеров на героические роли – Горева и Южина – она выбирала Горева. Несмотря на всю воспитанность и щекотливость Южина (Руководившего в те годы Малым театром. – К.Ц.), в его отношении к Турчаниновой был морозок". Принося Евдокии Дмитриевне свои поздравления по случаю 35-летия ее сдорожической участникности в 1926 г., А.И. Южин сам признался в отсутствии внимания к ней как к творческой личности, сказав: "Вот перед кем я виноват, так это перед вами". "Старухой" Евдокия Дмитриевна стала значительно раньше того времени, как подошла к подобающему возрасту – еще в обучалище. Успех ее в возрастных ролях оказался нанастолькоко существенным, что подобающее образ приклеилось к ней намертво и долгое время Турчанинова играла и молодых девушек, и старух. Самое существенное место в ее репертуаре безусловно закономерно заняли роли в пьесах Островского. Во многих пьесах ("Трудовой хлеб", Гроза", "Свои люди – сочтемся" и т.д.) Турчанинова сыграла в разное время по три роли, в кинокомедии "Истина – ладно, а счастье лучше" – все четыре дамские амплуа, а в "Воеводе" – все пять. Всего же репертуарный список Турчаниновой включает 373 роли. Об артистских военных бригадах написано очень немало. Хочется лишь освежить память, что в 1942 г. одну из бригад в возрасте 72-х лет возглавила Евдокия Дмитриевна Турчанинова. "Среди артистов бригады, – пишет в своей книге артистка Малого театра Елена Митрофановна Шатрова, – наиболее значительный успех имела Турчанинова. Молодые бойцы видели в ней бабку, седоусые генералы мать. И для всех она была частицей дома, семьи. Турчанинова читала в концертах монолог матери из пьесы В.Гусева "Слава"... Лишь только на импровизированной фронтовой арене появлялась Турчанинова-Мотылькова, воцарялась тишина. Глаза бойцов смотрели на нее с такой сыновней влюбленностью, что не ответить им настоящим материнским словом было нельзя. И Турчанинова отвечала. "Сыны мои..." – начинала она немного дрожащим голосом, протягивая к бойцам огрубевшие на осеннем ветру руки... После концерта к Турчаниновой подходили офицеры, девчонки-лейтенанты и бойцы, обнимали ее, называли "матьшей"... Иные рыдали. рыдала и она". Война не помешала Турчаниновой сыграть одну из своих оптимальных кинокомедийных ролей в постановке по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион". В 1957 г. он был экранизирован, и вероятность одорожить Евдокию Дмитриевну – мадам Хиггинс была сохранена для следующих поколений любителей театра. Призыв Сталина снимать по 5-6 художественных кинофильмов в год оставил без работы большое количество кинематографистов, которые повозвратились лицом к театру и стали снимать на пленку спектакли ведущих столичних театров. Именно благодаря этому обстоятельству мы и теперь можем видеть Турчанинову в роли княгини Тугоуховской ("Горе от ума", 1952), Глафиры Климовны Глумовой ("На всякого умнеца довольно легкоты", 1952), Мавры Тарасовны Барабошевой ("Истина – ладно, а счастье лучше", 1951), Богаевской ("Варвары", 1953). В 1956 г. Е.Д.Турчанинова снялась в телевизионном спектакле "В чужом пиру похмелье" по пьесе А.Н.Островского. Запечатлена на кинопленке и роль госпожи Гранде ("Евгения Гранде", 1960). За два года до 90-летия Евдокия Дмитриевна делилась своими творческими мечтами: "Я очень желала бы сыграть роль Татьяны Марковны Бережковой в инсдорожировке романа Гончарова "Обрыв" и бабки в инсдорожировке повести Достоевского "Игрок"... Я жду также от наших драматургов пьесу с полнодорогим образом совдеповской матери или бабки". Этим планам не было суждено сбыться: "Обрыв" в Малом театре пошел лишь через 30 лет, "Игрока" не ставили вообще, подкачали и совдеповские драматурги. Малый театр для людей, сходных Турчаниновой, был домом, в котором они жили, чьи беды и радости понимали как свои свои. ўолько внимательное отношение Турчаниновой к молодежи, подготовленность помочь и нравственно и материально делала ее авторитет недосягаемым. Припоминает Елена Николаевна Гоголева: "Я строила дачу. Необходимы были деньги. К кому обратиться за помощью? Конечно, к Евдокии Дмитриевне. "Евдокия Дмитриевна, можете мне одолжить необходимую сумму?" – "Приходите завтра". – "Но я не знаю, когда смогу вам вернуть". – "Отдадите, когда появится вероятность". Она ходила глядеть молодых осуществителей по многу раз, прямо и нелицеприятно, внимательно и умно разбирала и одороживала их работу. Она отлично понимала людей. Все, кто влюблялся или разводился, шли рыдаться к Евдокии Дмитриевне и отыскивали у нее умный совет и понимание". К счастью, сейчас еще можно встретить людей, знавших Турчанинову лично и даже работавших с ней на арене. Среди них артистка Малого театра, народная артистка России Татьяна Александровна Еремеева. С Турчаниновой она играла в трех театральной постановких – "Волки и овцы" Островского, "Пигмалион" и "Ярмарка тщеславия" Теккерея, над постановкой последней Еремеева работала совместно со своим супругом – Игорем Ильинским. Ўовместно они сделали из огронемало романа пьесу, а вдальнейшем Татьяна Александровна помогала вводить Евдокию Дмитриевну на роль мисс Кроули, которую до этого играла Яблочкина. Татьяна Александровна любезно согласилась встретиться и поразговаривать о своей великой партнерше. "Когда я пришла в театр, она была уже очень пожилая. В Малом театре я с 1944 г., так что сейчас я старше, чем она тогда была. Евдокия Дмитриевна была очень приветлива и благопредрасположенна к молодым артистам. Ей была присуща невероятная скромность: старалась везде проходить неприметно, почти никогда не выструхнула ни на каких собраниях, хотя была членом худсовета Малого театра. Была сосредоточена в самой себе. Конечно, она помешанно любила театр и шла туда вечно нарядно одетой, в шляпке. Была невероятно преданна своему делу: никто ее никогда не заменял, никогда не жаловалась, что она больна. Роль Мурзавецкой ("Волки и овцы" Островского) тогда играли три артистки: Пашенная, Яблочкина и Евдокия Дмитриевна. Из всех трех Мурзавецких самая верная, самая умная, самая сосредоточенная на своем деле, самая прикрытая и необщительная была Мурзавецкая Турчаниновой. В 1958 г. мы ездили на гастроли в Болгарию и Румынию. В Болгарии Турчанинову совместно со всей группой артистов позвали в какое-то село. И она поехала! Ее вели под руки, она шла по дорожке и очень живо всем интересовалась и допытывала обо всем. В другой раз, в Бухаресте, на улице нас остановил один человек и говорит: "Я доктор, вчера глядел ваш спектакль "Волки и овцы". Больше всех мне понравилась Турчанинова!". "Отчего именно она?" – "Позжеу что она ни на чем не настаивает, она дает зрителю дофантазировать". Эти моменты я с весельею припоминаю. Евдокия Дмитриевна была ко мне внимательна, приветствовала меня, когда я вошла в спектакль "Горе от ума" и стала играть Наталью Дмитриевну Горич. Она глядела и кивала головой: мол, все верно. Никаких советов и поправок она мне не делала. Но однажды сказала: "Как Вы прекрасно одеты, Вам необходимо сделать портрет в этом туалете". Однажды она пожелала приехать на дачу к Игорю Владимировичу, желала погулять на природе. Он тогда ее привез на машине. К Ильинскому она очень ладно относилась, уваобитательно, даже подарила ему свою фотографию, большую такую, наклеенную на паспарту. Евдокия Дмитриевна была очень одиноким человеком. Были, конечно, у нее какие-то посильники. Но я думаю, как же нелегко ей было! Жила она напротив кинотеатра "Россия", в здании ВТО, которое сгорело. И что невероятно, в Евдокиин день, в день ее именин – 14 марта, всякий год, сколько я помню, у нее был день открытых дверей. Заходи, кто хочешь, с утра и до позднего вечера. Я вечно стеснялась, но однажды постановилась придти. Тогда все было легко, все приходили без цветов, без какого-либо подношения – не так, как сейчас. Евдокия Дмитриевна всех встречала в дверях, провожала в столовую, приглашала занять вольное место. В комнате стоял громадны накрытый стол с угощениями и всюду люди. Я пришла к ней часа в два дня, она меня встретила: "Танечка, благодарю, что пришли!". Я была потрясена: за столом, на другом конце сидела дочь Марии Николаевны Ермоловой. Я села ближе к нашим – Велехову, Цыганкову. Народу было очень немало: критики, директора театров – серьезные люди. Кто-то вставал и уходил, кто-то приходил. Я думаю, какое же у Евдокии Дмитриевны было желание сделать добро! Ведь ей и говорить-то ни к кем немало не приходилось: так, присядет с кем-нибудь на десять слов и все! В какой-то момент мы ее из виду утратили. Из всех трех великих старух я к ней относилась наиболее сдержанно, но с полным добрым сердцем. Когда болела Яблочкина, я однажды навестила ее в больнице. А когда болела Евдокия Дмитриевна, никто не говорил, где она и что с ней. Турчанинова была очень тонкая артистка: она никогда ничего лишнего на арене не делала. Никаких отсебятин, никаких резких движений. Она вечно была очень верна автору. Это очень существенно. Их трех великих старух Малого театра она была внутренне самая непростая и, может быть, самая богатая. Никогда она не просила ролей. В "Пигмалионе" она играла роль матьн – мадам Хиггинс. Это была англичанка с головы до ног. Я глядела на нее и всякий раз думала: эта дама может быть только такой. Лишь изредка у нее рот покривится с юмором – и все ясно. Всякий раз она приносила свой свой взгляд на роль. Никакого грима, никаких специфических черт она не использовала. Только костюм и внутренний посыл – выражение лица!" В 1959 г. Всерусское театральное общество выпустило книгу, посвященную творчеству Е.Д.Турчаниновой и давно уже ставшую библиографической нечастостью. Фильмография: На всякого мудреца довольно простоты (1952); Горе от ума (1952); Правда хорошо, а счастье лучше (1951). Признание и
Награды: Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения; Народная артистка СССР (1943); Сталинская премия первой степени (1948) — за участие в спектакле «Великая сила» Б.С.Ромашова; Орден Ленина (дважды); Орден Трудового Красного Знамени. Роли в театре: 1891 — «Воевода» А.Н.Островского — Ульяна; 1891 — «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого — Таня; 1892 — «Гроза» А.Н.Островского — Варвара; 1892 – «Скупой» Мольера – Мариана; 1896 — «Ночное» Стаховича — Дуня; 1896 — «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского — Акулина Гавриловна; 1897 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского — Поликсена; 1897 — «Простушка и воспитанная» Д.Т.Ленского — Палаша; 1899 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Поликсена; 1910 — «Грех да беда на кого не живёт» А.Н.Островского — Курицына; 1920, 1949 — «Волки и овцы» А.Н.Островского — Анфуса Тихоновна; 1923 — «Недоросль» Д.И.Фонвизина — Еремеевна; 1929 — «Растеряева улица» М.С.Нарокова по Г.И.Успенскому — Балканиха; 1938 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Режиссёр: Пров Садовский — Княжна Тугоуховская; 1948 — «Великая сила» Б.С.Ромашова. Кинозаписи: 1951 — Правда — хорошо, а счастье — лучше (фильм-спектакль) — Мавра Тарасовна; 1952 — Горе от ума (фильм-спектакль) — княгиня Тугоуховская; 1952 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Глафира Климовна Глумова; 1953 — Варвары. Сцены в уездном городе (фильм-спектакль) — Богаевская; 1957 — Пигмалион (фильм-спектакль) — миссис Хиггинс; 1959 — Растеряева улица (фильм-спектакль) — Авдотья; 1960 — «Евгения Гранде» — госпожа Гранде.
Литература: Е.Д.Турчанинова. Сборник статей, (Москва), 1959.

1871
Владимир Иванович Касторский
артист оперы (бас), камерный певец, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1934). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939). Родился в многодетной семье сельского священника в посаде Большие Соли Костром. губернии, ныне посёлок Некрасовское Ярославской области. С девяти лет пел дискантом в церковном хоре. По окончании Костром. духовной семинарии переехал в Пензу, где под влиянием двоюродного брата — выпускника Санкт-Петербургской консерватории хормейстера А.Касторского начал серьезно заниматься вокалом. В этот период пел в разных хорах. В 1892 уехал в Санкт-Петербург, где был принят в организованный И.Мельниковым "Бесплатный хоровой класс"; принимал участие в концертах под управлением Ф.Беккера. В 1893 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс С.Габеля, однако через год был исключен, по определению учителя, "за безголосие и бездарность". (Позднее С.Габель признал, что эта оценка была неверной.) В Санкт-Петербурге заслуженный слушал итальянских певцов А.Мазини, М.Баттистини, Ф.Наварини, А.Котоньи и пользовался их советами. В 1894 дебютировал в Пскове в оперной труппе Н.Шампаньера, с которой гастролировал в различных городах России (в том числе в Санкт-Петербурге). В 1895 из-за болезни горла был вынужден оставить сцену. Два года работал регентом в хоре, организованном суконным фабрикантом Н.Красильщиковым (в юности обучался пению в Италии) в селе Родники Ярославской губернии, одновременно брал у него уроки. В 1897 после неудачных проб в Санкт-Петербургском Мариинском театре был принят в Киевскую оперу (антреприза И.Сетова), где выступал один сезон. В 1898 дебютировал в партии Верховного жреца ("Рогнеда") в Мариинском театре, где пел до 1918 и в 1923—30. Являясь солистом театра, поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет на два факультета (естественных наук и историко-филологический), которые посещал три года. Постоянно совершенствовал свое сцеическое. и вокальное мастерство; работал над дикцией, фразировкой, пластикой (партию Златогора в "Пиковой даме" подготовил с балетмейстером Н.Легатом), развитием вокальной техники (под руководством И.Тартакова, M.Баттистини и А.Мазини). В 1907—1909 был участником "Русских сезонов" С.Дягилева в Париже и Лондоне. Часто выступал в Москве (Большой театр, 1901, 1904, 1908, в 1918—1923 солист этого театра; театр "Аквариум", 1902); Опера С.Зимина, 1922), а также в Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе, Баку, Кисловодске, Томске, Казани, Самаре, в Крыму, в городах Сибири и Дальнего Востока; гастролировал в Праге, Берлине, Риге, Милане (театр "Ла Скала", 1908), Мюнхене (1910), Лондоне (1911), Харбине (1922—1924), в Японии (1925). Обладал полнозвучным, подвижным (легко справлялся с техническими трудностями), ровным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (пел не только басовые, но и баритоновые партии), драматическим дарованием (особенно проявившимся в вагнеровском репертуаре). Исполнение отличалось высокой музыкальной культурой, выразительностью и изяществом. Уделял большое внимание гриму и костюму. Голос певца критики сравнивали с голосом А.Дидура. "Для передачи лирических моментов басовых партий трудно было в свое время представить себе лучшего исполнителя, тем более, что Касторский обладает способностью тонко вникать в самое глубокое чувство, в самые интимные оттенки человеческого переживания, выражаемые музыкой" (Э.Старк). Умер в Ленинграде 2 июля 1948 года. Репертуар певца включал 35 партий. 1-й исполнитель партий: Капеллана ("Сарацин"), Гусляра ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Одона де Терри ("Миранда"), Гринева ("Капитанская дочка"), Старика в дворянской фуражке ("Лед и сталь"); в Мариинском театре — Собакина ("Царская невеста"), Нилаканты ("Лакме"); на русской сцене — Хагена ("Гибель богов"), Вотана ("Золото Рейна"); в Париже — Пимена ("Борис Годунов", редакция и инструментовка Н.А.Римского-Корсакова; 19 мая 1908, театр "Гранд-Опера", силами артистов антрепризы С.Дягилева, дирижер Ф. Блуменфельд). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан (около 300 раз), Мельник ("Русалка" А.Даргомыжского), Пимен, Досифей, Гремин (около 500 раз). Считался одним из лучших исполнителей на русской сцене партий Хагена и Вотана ("Валькирия", "Зигфрид", "Золото Рейна"). Другие партии: Борис Годунов, Рангони, Гудал ("Демон" А.Рубинштейна), Иван Грозный ("Псковитянка"), Юрий Токмаков, Варяжский гость, Старик-странник, Олоферн, Владимир Галицкий, Томский, Кочубей, Светлейший ("Черевички"); Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст" и "Мефистофель"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Марсель ("Гугеноты"), Каспар ("Вольный стрелок"), Дон Пизаро, Спарафучиле, Сен-Бри, Генрих-Птицелов, Ландграф. Партнеры: И.Алчевский, А.Больска, А.М.Давыдов, Е.Збруева, Л.Липковская, Ф.Литвин, А.Нежданова, Ф.Шаляпин. Пел под управлением И.Аркадьева, А.Коутса, Э.Купера, Ф.Мотля, Э.Направника, А.Никиша, Д.Похитонова. Касторский был также выдающимся камерным певцом. В его репертуар входили произведения М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина, М.Мусоргского, Н.Римекого-Корсакова, П.Чайковского, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта, Р.Шумана. В декабре 1905 организовал ряд концертов "в пользу самейств пострадавших рабочих"; часто приезжал в родное село и давал бесплатные концерты для своих земляков. В 1907 организовал (вместе с М.Чупрынниковым, Н.Кедровым и Н.Сафоновым) вокальный квартет, в составе которого выступал в России и за границей (Париж, Лондон), пропагандируя русские народные песни. В 1909 в Санкт-Петербурге принимал участие в исполнении 9-й симфонии Л. Бетховена под управлением О.Фрида, пел также в кантатах И.С.Баха. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Ивановской области, часто выступал перед бойцами и в госпиталях. Оставив оперную сцену, свыше десяти лет выступал в концертах и пел на радио. Вёл педагогическую деятельность в Ленинградском ГАТОБе, Ленинградской художественной студии и в Ленинградской консерватории (профессор). Среди его учеников — В.Бунчиков. Записывался на грампластинки (свыше 150 произведений; иногда под псевдонимом Торский) в Санкт-Петербурге ("Граммофон", 1901, 1907—1909; "Пате" 1904, 1909, 1911), Москве ("Грампласттрест", 1935), Ленинграде ("Грампласттрест", 1937; "Ленмузтрест", 1939), Берлине (1924). В возрасте 77 лет записал для Ленинградского радио на магнитную пленку ряд произведений русских композиторов. В годы Отечественной войны певец пожертвовал все свои сбережения в фонд обороны страны.
Сочинения:Отделывал каждую фразу, каждое движение //Гатобовец (Ленинград). 1935. № 7; Из воспоминаний // За советское искусство. 1947. № 6; № 9; Автобиография (рукопись). — в ЛГТМ; Мемуары (рукопись). — в ЦГАЛИ, фонд 1922, опись 1, единиц хранения 9.
Литература: Божеpянов И.H., Kapпов Н.И. Иллюстрированная история русского театра XIX века. — Санкт-Петербург, 1904. Том 2. Страница 36; Русский театр / Составитель и издатель А.М.Шампаньер. — Киев. 1905. Выпуски 1, 2. Страница 48; Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Санкт-Петербургской оперы. — Санкт-Петербург, 1908. Страницы 76—77; М-ий В. Руслан и Людмила // Жизнь искусства. — Ленинград, 1926. № 14. Страница 18; Старк Э. (Зигфрид). Санкт-Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Москва; Ленинград, 1940. Страницы 128—131; Левик С.Ю. Записки оперного певца. — 2-е издание — Москва, 1962; Его же. Четверть века в опере. — Москва, 1970. Страницы 387—388; Озерский И. Артист-самородок // Советский рабочий (Ярославль). 1964. 15 декабря; Кpюков А.Н. Музыка в кольце блокады. — Москва, 1973. Страницы 5—7; Пеpепелкин Ю. Солист оперы // Ленинградская правда. 1980. 26 сентября; Вельтер Н.Л. Об оперном театре и о себе: Страницы воспоминаний. — Ленинград, 1984. Страница 75.
1871
Олив Фремстад (Olive Fremstad)
американская певица (меццо-сопрано и сопрано) шведского происхождения. Выступала в Бостоне в оперетте (с 1890). С 1893 жила в Европе. Дебют 1894 (Кёльн, партия Азучены). Обладая голосом большого диапазона, исполняла также партии меццо. Пела на Байрёйтском фестивале в 1896, в Ковент Гардене (1903, партия Зиглинды в "Валькирии"). Солистка Метрополитен Опера в 1903-1914 (дебют в партии Зиглинды). Среди других партий Кундри в "Парсифале", Саломея (1907, 1-я исполнительница на американской сцене), Кармен, заглавная партия в опере "Армида" Глюка (1910, вместе с Карузо). Была одна из ведущих вагнеровских певиц начала века. После 1920 вела преподавательскую деятельность. Умерла 21 апреля 1951 года.
1872
Алексей Харлампиевич Новакивский
украинский живописец и педагог. Родился в селе Слобода - Ободовка Подольской губернии (ныне – Винницкая область), в семье лесника, работавшего в поместье одного аристократического польского рода. Одаренность парня и его увлечение рисованием заметил граф Тадеуш Грохольский, художник по призванию, родной брат помещицы Гелены Бжозовской, в имениях которой и служил егерем отец Олексы. Начальное художественное образование юноша получил в Одессе (1888-1892), где учился у художника-декоратора Филиппа Клименко. А после окончания художественного училища именно граф Грохольский посоветовал сестре выделить Новакивскому стипендию и обеспечить возможность продолжить обучение в Кракове. В 1892 году юноша поступил в Краковскую Академию художеств, которую закончил в 1900 году с золотой медалью. Надо признать, Новакивскому в жизни везло на покровителей. Во время учебы в Академии Олексу «опекал» краковский врач Иосиф Гогульський, восхищенный талантом юноши. Учась в Кракове у ведущих польских художников В.Лущкевича, Л.Вичульского и Я.Станиславского, Олекса познакомился с художественными процессами, происходившими в конце XIX века в Западной Европе, достижениями плэнерного искусства, творчеством импрессионистов и модернистов. Живописная манера Новакивского формировалась на творческом усвоении принципов именно импрессионизма. Среди педагогов Новакивского историки называют также корифеев польской живописи Яна Матейко, Станислава Выспянского и Яцека Мальчевского. Все они, действительно, были краковскими художниками и преподавали в разные годы в Академии. Правда, Матейко умер в 1893 году, когда Олекса перешел на второй курс. Идейное и художественное становление молодого художника проходило и в среде украинской интеллигенции, которая была сосредоточена в Кракове. Творческий дебют художника состоялся в 1901 году на выставке «Общества развития русского искусства». Первое десятилетие нового века художник жил и работал в селе Могила под Краковом. Здесь он поселился в доме вдовы, на дочери которой впоследствии женился. В 1911 году в Кракове состоялась первая персональная выставка Новакивского, на которой было представлено более 100 его работ, и которая принесла художнику широкую популярность. Выставку посетил митрополит Львовской Унии Андрей Шептицкий, считавшийся крупным меценатом в области культуры. Он приехал в Краков на похороны одного из кардиналов, и в плане поездки было посещение выставки, организованной краковским «Обществом друзей искусства». Историки пишут, что митрополит случайно зашел в зал, который назывался «Горница (светлица) Выспянского», именно там экспонировалась выставка выпускника Краковской Академии. Владыка был так впечатлен творчеством Олексы, что пригласил его переехать во Львов, чтобы продолжить творить на ниве украинского искусства. С 1913 жизнь и творчество Новакивского связаны со Львовом. Город, как утверждают историки, встретил художника восторженными отзывами в прессе. Художник смог быстро завоевать галицкую публику и занять в культурной жизни Львова одно из центральных мест. Это «место» в начале 1910-х годов оказалось «вакантным». Художник-импрессионист Иван Труш (1869-1941) – один из организаторов художественной жизни Галиции в конце XIX века, как пишут историки, «отошел от дел и устранился в тень», монументалист и основатель украинского стиля модерн Модест Сосенко (1875-1920), расписывавший украинские церкви, уже тяжело болел, Михаил Бойчук, имя которого с 2000 года носит Киевский институт декоративно-прикладного искусства и дизайна, переехал из Львова работать в Киев. Первая львовская персональная выставка Новакивского прошла в 1921 году и была тепло принята польской критикой, которая назвала художника «украинским эпигоном краковской школы живописи». Новакивский с семьей поселился на бывшей вилле художника Яна Стыки. Двухэтажное здание из красного кирпича, выполненное в неороманский стиле, напротив собора святого Юра, было построено по проекту известного львовского архитектора Ю.Захариевича, и в свое время было собственностью польского художника Яна Стыки. Некоторое время на вилле жил художник Модест Сосенко. В 1907 году дом приобрел у хозяина митрополит Андрей Шептицкий с целью использовать, как одно из выставочных помещениц Национального музея, основателем которого он являлся. Однако комнаты виллы были очень темными для проведения экспозиций, поэтому в 1908 году митрополит подарил бывшую виллу Яна Стыки Национальному музею «для нужд украинских художников». В этом доме и поселилась семья Новакивского, прибывшая по приглашению митрополита Шептицкого. Историки отмечают, что художник навряд ли бы задержался надолго в городе, если бы не постоянная помощь Шептицкого. Друг Олексы и его ученик, поэт и художник, историк искусств Святослав Гординский писал: «Благодаря поддержке и покровительству митрополита, Новакивский мог творить то, что хотел, писать картины не по заказу, а по вдохновению.
Это давало ему возможность проявить полностью свою художественную индивидуальность, что удалось очень немногим нашим художникам, связанным так называемыми обстоятельствами и условиями, которые не позволяли им «развернуть крылья»». И в том, что Новакивский смог открыть в городе первую в Галиции украинскую частную Художественную школу, тоже в полной мере есть заслуга митрополита. Школа просуществовала при активной поддержке Шептицкого до 1935 года. Итак, в 1921 году Новаковский организовал Художественную школу, которой руководил до самой смерти. Это учебное заведение стало заметным явлением культурной жизни Галиции центром художественной жизни Львова. В 1923—1925 годах Школа Новаковского даже была отдельным факультетом искусства Львовского политехнического университета, который в украинских источниках носит имя Тайного украинского университета. В мастерской Новакивского, в классах школы собирались не только художники, но и представители интеллигенции, критики искусства. Школу закончил целый ряд художников, многие имена которых ничего не скажут любителям живописи, но они стали известными мастерами живописи Украины и Западной Украины, в частности. Среди учеников Новакивского, например, можно назвать Святослава Гординского, Михайло Мороза, Леонида Перфецкого, Софию Зарицкую-Омельченко, Степана Луцыка, Владимира Гаврилюка, Стефанию Губус-Баранецкую, Михаила Драгана, Дмитрия Дунаевского, Степана Дрычика, Василия Дядынюка, Ольгу Козакевич-Дядынюк, Эдварда Козака, Марию Кромпец-Морачевскую, Кирилла Мазура, Григория Смольского, Романа Черного и др. Историк Любовь Волошин, исследующая творчество Новакивского, писала: «Новакивский пытался воспитать у всех своих учеников высокое самосознание художника. Если же говорить об основах его преподавания, то он, прежде всего, владение формой считал основой творчества». Сначала необходимо овладеть рисунком, а потом уже можно оперировать цветом и т.д.». Историки отмечают тот факт, что раннее творчество учеников его школы находилось под огромным влиянием от творчества Новакивского. Но позже каждый из них «пошел своей дорогой», выбрал стиль, направление, темы, часто радикально отличающиеся от творчества учителя. Творчество Новакивского охватывает разные жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетные картины. Поэт и художник Святослав Гординский в статье о своем учителе написал: «Новакивский - совсем исключительная фигура украинского искусства, а в частности - западноукраинского. Пусть многие его произведения и недосказанные, но все они отмечены чертами великого мастера и печатью исключительной, динамической духовной структуры. Когда в 1924 г. пришлось мне впервые переступить порог его художественной студии, Новакивский имел уже за плечами две большие выставки и славу некоего мага-чародея ...» Впрочем, отношение к творчеству художника неоднозначное, при том, что значимость его для западноукраинского искусства подтверждают все историки, которые о нем пишут и писали. Одни замечают, что картины художника отличает «агрессивная колористика», присущая польским живописцам, членам группы «Молодая Польша». Другие утверждают, что картины Новакивского отличаются четкостью композиционного построения, звучностью декоративно трактуемого цвета и выразительностью рисунка. А вот историк Николай Голубец в книге «История украинской культуры» (2002, Киев, по изданию 1937 года) в главе о художниках первой половины ХХ века вообще раскритиковал Новакивского: «Одаренный большим «цветовым темпераментом», Новакивский не дотягивал в рисунке, небогатой была и его художественная фантазия. Поэтому, по большому счету, он не закончил ни одной задуманной композиции своих картин, и вся его наследие состоит из этюдов». Далее Голубец перечисляя некоторые из известных работ художника, утверждает, что «эскизы к портрету митрополита Шептицкого, выросшие в аллегорический этюд «Моисей», наброски декоративных панно для Музыкального института имени Н.Лысенко, попытки исторических портретов и эскизы гуцульского пейзажа и быта, наконец, совсем неудачные эксперименты в области иконописи, - остались в творчестве Новакивского только попытками и экспериментами. Веяло от них трагизмом непосильных соревнований художника с сопротивляемостью материала и чужой для него проблематикой». Впрочем, историк отмечает, что «краковский «Автопортрет», портрет жены («Моя муза»), ряд триптихов и несколько пейзажей обеспечат Новакивскому прочное место в истории украинского искусства». В борьбе с самим собой, по словам историка Н.Горобца, Новакивского и застала преждевременная смерть. Последним произведением художника стала композиция "Мать милосердия" (1935), выполненная для кафедрального собора Святого Юра во Львове. Умер художник во Львове (тогда территория Польши) 29 августа 1935 года. Похоронен был на Лычаковском кладбище. После его смерти прекратила существование и его Школа. Потом началась вторая мировая, включение Галиции в состав СССР, строительство социализма, и как-то не до имени и творчества художника было. Только в марте 1972 года, и то, по случаю торжественного празднования ЮНЕСКО 100-летия со дня рождения художника, в доме, где он жил и работал на протяжении более 20 лет, был открыт художественно-мемориальный музей его имени.
Вилла художника Яна Стыки; архитектор — Юлиан Захаревич, воплощение — строительная фирма Ивана Левинского. В 1913—1935 годах здесь жил и работал Алексей Новаковский; с 1970-х годов — художественно-мемориальный музей Алексея Новаковского. Значительные произведения: «Дети» (1905); «Коляда» (1907-1910); «Весна» (1909); «Автопортрет» (1911); «Народное искусство» (панно — 1915-1916); «Наука» (панно — 1915-1916); «Весна в с. Могила»; «Пробуждение» (1912); «Юрский собор» (1925); «Музыка» (1929); «Довбуш» (1931).

1872
Людмила Николаевна Сталь (настоящее имя - Лея Фроимовна Заславская)
деятель революционного движения в России и международного женского движения. Член Коммунистической партии с 1897. Родилась в городе Екатеринославе (ныне - Днепропетровск), в семье фабриканта, владельца чугунолитейного завода Фроима Абрамовича Заславского. Активная участница революционного движения в России и международного женского движения, член Коммунистической партии с 1897 года (подпольные клички "Елена", "Раиса Павловна" и др.). Получила хорошее образование, знала иностранные языки. Еще учась в гимназии, увлеклась идеями, изложенными в романе Н.Чернышевского "Что делать?" В 1887 году вместе с сестрами организовала в гимназии кружок по изучению марксистской литературы. За революционную работу была исключена из гимназии, окончила фельдшерские курсы, порвала с семьей и стала профессиональной революционеркой. Неоднократно арестовывалась и ссылалась. В опубликованных после 1917 года воспоминаниях Л.Сталь есть интересное свидетельство об условиях содержания в царской тюрьме: "Не успела я осмотреться, как принесли ужин - ломоть ржаного хлеба и белоснежные блины с клюквенным вареньем..." С 1907 года - в эмиграции. Жила во Франции, Англии, Швеции, работала в секции РСДРП(б) Французской соцпартии, в редакциях газеты "Правда" и журнала "Работница". Была в числе близких друзей В.И.Ульянова-Ленина, часто встречалась с ним, выполняла его поручения, вела с ним активную переписку. После февраля 1917 г. вернулась в Россию, была агитатором Петроградского комитета РСДРП(б), затем - членом президиума большевистского комитета в Кронштадте, выступала на митингах перед матросами. Осенью 1918 года послана ЦК на партийную работу в Вятку. В 1918-1920 гг. - член вятского губкома РКП(б), редактор газет "Известия Вятского губисполкома", "Деревенский коммунист", "Вятская правда". Возглавляла губернское бюро работниц и женский отдел губкома РКП(б). Публиковала статьи в редактируемых ею газетах, где агитировала за "новый быт" и свободу женщин в сфере семейных отношений. Активно занималась антирелигиозной пропагандой. Из статьи Л.Сталь под названием "Первый коммунист" в "Вятской правде" от 7 января 1919 года: "Большевики стремятся к той же цели, которую поставил себе Иисус. Он учил, что люди - братья, считал несправедливым раздел людей на богатых и бедных".* Часто выступала на митингах и собраниях, где разъясняла политику большевистской партии. Из статьи "Белый и красный террор" от 17 сентября 1918 года в "Известиях Вятского губисполкома": "Избранная тема митинга "Белый и красный террор" привлекла полный зал слушателей электротеатра "Колизей". Тов. Сталь, развивая тему, начала издалека, с Французской революции, упомянула о "кровавой бане" в Париже и пр. Российская же революция была бескровной... Велик контраст между белым и красным террором... Октябрьская революция была слишком милосердной, колоссально снисходительной к своим врагам. Мы даже позволили поднять руку на великого вождя русской и мировой революции тов. Ленина, и теперь положен конец с нашим вековым врагом - как по электрической нити по всей Российской республике открыт красный террор. У нас нет личной ненависти, у нас организованный суд и враги наши расстреливаются для примера других, чтобы никто не посмел посягать на наше лучшее будущее... Тов. Соловьев (петроградский коммунар) пояснил слово "террор" кровавым морем крови... Тов. Сухалин (из Екатеринбурга) с присущим русскому простому человеку юмором описал, как схоронен и где бывший его величество". Пребывание Л.Н.Сталь в Вятке отмечено мраморной мемориальной доской с барельефом, установленной в 1972 году на доме №3 по улице Преображенской (бывшей Энгельса). В 1920-е годы Л.Н.Сталь - на партийной работе в Москве. Член Международного женского секретариата Исполкома Коминтерна (1921-1923), сотрудник отдела работниц ЦК РКП(б), заведующая отделом массовой литературы для работниц и крестьянок в Госиздате, с 1924 г. - редактор журнала "Коммунистка". С 1928 года - на научной работе в музее Революции. Награждена орденом Ленина. Существует не подтвержденная никакими документами легенда о любовном романе Л.Сталь и И.Сталина, в результате которого Джугашвили якобы и выбрал себе соответствующий партийный псевдоним. Интересный факт (!) - в личном сейфе Якова Свердлова, который был вскрыт только в 1935 году, среди золота, драгоценных камней и поддельных паспортов был найден и "германский паспорт на имя Елены Сталь" (Елена Сталь - один из вариантов ее псевдонима), о чем Генрих Ягода доложил Сталину в секретном письме : "Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Сталину. На инвентарных складах коменданта Московского кремля хранился в запертом виде несгораемый шкаф покойного Якова Михайловича Свердлова. Ключи от шкафа были утеряны. Шкаф был нами вскрыт и в нем оказалось:
1. Золотых монет царской чеканки на сумму сто восемь тысяч пятьсот двадцать пять (108 525) рублей.
2. Золотых изделий, многие из которых с драгоценными камнями, - семьсот пять (705) предметов.
3. Семь чистых бланков паспортов царского образца.
4. Семь паспортов, заполненных на следующие имена: а) Свердлова Якова Михайловича, б) Гуревич Цецилии-Ольги (...)
5. Годичный паспорт на имя Горена Адама Антоновича.
6. Немецкий паспорт на имя Сталь Елены.
Кроме того обнаружено кредитных царских билетов всего на семьсот пятьдесят тысяч (750 000) рублей..."
Делегат VIII и XVI съездов РКП/ВКП(б). Скончалась Л.Н.Сталь 23 апреля 1939 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Колумбарий, 2 секция (старая территория кладбища).
Награды: Орден Ленина.
Сочинения:«Две коммуны» (Вятка, 1919); «Что дал работнице и крестьянке 1905 год» (Москва-Ленинград, 1926); «Год за тюремной решёткой». (Москва-Ленинград, 1926); «Чему учил В.И.Ленин работниц и крестьянок» (1926); «Печать и женское коммунистическое движение» (1927); «Работницы и крестьянки о Ленине» (1928); «Н.К.Крупская: Очерк жизни и деятельности» (Москва, 1928); «Мария Ершова» (В книге Ершова М. Наши дни. Москва-Ленинград, 1928. Страницы 3-4); «Работать по-новому, по-революционному» (1929); «Комсомол на экзамене коллективизации» (1929) — в соавторстве; «Перед великим пятым годом» (1930); «Выполним заветы Ленина на культурном фронте» (1930); «Работница и крестьянка в культпоходе» (1931); «Итоги и перспективы работы ОДН» (1931); «В Сибирь и обратно» — «Путь к Октябрю: Сборник воспоминаний, статей и документов». Выпуск 5. Москва-Ленинград, 1926. Страницы 231—246; «Работа парижской секции большевиков среди француз. работниц в 1914—1916 гг.» \\ Борьба классов. 1934. № 9. Страницы 17-24; «Вождь Октября» \\ Воспоминания о В.И.Ленине. В 5 томах. Том 3. Москва, 1969. Страницы 112—114.
Литература: Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5-е издание. Справочный том, часть 2. Страница 474; История Екатеринославской социал-демократической организации.1889-1903 гг. Воспоминания, документы, литературные и художественные материалы. Собраны и редактированы М.А.Рубачем. Страница 1. Екатеринослав. Типо-Литография Екатерининской железной дороги.1923; Невский В. Очерки по истории Российской Коммунистической партии. Часть первая. Глава V. Первый период истории русской социал-демократии.-Группа «Освобождение Труда» и переход от народнических кружков к социал-демократии в России. (1884-1899 г.г.)- Рабочее движение и соц.-демократические организации I половины 1890-х г.г. Прибой. Петроград.1923 г. Страница 321; Славные большевички. Москва.1958;. У истоков партии. 2-е издание 1969; Морозова В.А. Мост Вздохов.-Москва: Детская литература.1976; Сотников Б.Тиран Сталин. 1972; Успенский. Тайный советник вождя. 2000; Саймон Монтефиоре. Молодой Сталин. 2005.
1873
Никколо Родолико (итальянское имя - Niccolò Rodolico)
итальянский историк. Родился в городе Трапани. Исследования Родолико посвящены преимущественно истории средневековой Италии - главным образом социально-экономическим проблемам и истории классовой борьбы (формирование синьории, труд и быт ремесленников и наёмных рабочих, восстание чомпи); они насыщены фактическим материалом, основаны на тщательной обработке источников. В позднейших работах Родолико стремился доказать бесполезность классовой борьбы трудящихся. Родолико принадлежат также работы по источниковедению, палеографии, средневековой архитектуре. Умер в городе Фьезоле в 1969 году.
Сочинения:I popolo minuto, Firenze, 1968; Dal сотине alla signoria, Bologna, 1898; La democrazia fiorentina nel suo tramonto, Bologna, 1905; I ciompi. Una pagina di storia del proletariato operaio, Firenze, [1945]; Storia degli italiani, Firenze, 1954; Saggi di storia medievale e moderna, Firenze, 1963. Избранные публикации: Siciliani nello Studio di Bologna nel Medio Evo (1895); Dal Comune alla Signoria (1898); Il popolo minuto - Note di storia fiorentina (1343-1376) (1899); Cronaca fiorentina di Marchionne di Coppo Stefani (ed., 1903); La democrazia fiorentina nel suo tramonto (1378-1382) (1905); La reggenza lorenese in Toscana (1737-1765) (1908); Le condizioni morali della Toscana prima dei lorenesi (1908); Stato e Chiesa in Toscana durante la reggenza lorenese (1910); La storia d'Italia narrata ai soldati d'Italia del 1916 (1916); Gli amici e i tempi di Scipione de' Ricci (1920); Il popolo agli inizi del Risorgimento nell'Italia meridionale (1926); Carlo Alberto principe di Carignano (1931); Carlo Alberto negli anni di regno 1831-1843 (1936); Carlo Alberto negli anni 1843-1849 (1943); Il popolo minuto in Firenze (1944); Lo studio fiorentino in Firenze (1944); I Ciompi (1945); Libro azzurro sul Referendum 1946' (with V. Prunas-Tola) (1953); Storia degli italiani (1954); I palazzi del popolo nei comuni toscani del Medio Evo (1962); Il Risorgimento vive (1962).
1875
Норман О'Нил (Norman O’ Neill)
английский дирижер и композитор, по национальности ирландец. Композицию изучал в Лондоне у А.Сомервелла и во Франкфурте у И.Кнорра. Ладо-интонационную основу многих произведений О'Нила составляет ирландская народная музыка. Умер 3 марта 1934 года.
Сочинения:балеты - "Перед рассветом" (1917), "Панч и Джуди" (1924), "Алиса в стране чудес" (1926) и др.; для оркестра - увертюра "Осенью" (1901), Миниатюры для малого оркестра (1904), Тема и вариации на ирландскую песню (1910), Шотландская рапсодия (1911), Два шекспировских эскиза (1928); камерные и инструментальные произведения, в том числе сборник танцев для фортепиано; песни, сборник обработок ирландских песен - "Эхо Эрона" (1926); музыка к спектаклям.

1876
Лев Семенович (Симонович) Берг
русский советский физико-географ и биолог, академик Академии Наук СССР (1946; член-корреспондент 1928), заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1898 окончил Московский университет. В 1904-13 зоолог Зоологического музея Академии Наук в Санкт-Петербурге. В 1914-18 профессор ихтиологии Московского сельскохозяйственного института. С 1916 профессор кафедры физической географии Петроградского университета. Берг - один из организаторов (1918) Географического института, преобразованного в 1925 в географический факультет Ленинградского университета, где Берг до конца жизни заведовал кафедрой физической географии. В 1922-34 заведовал отделом прикладной ихтиологии института опытной агрономии. В 1918-1930 заведовал озёрным отделом Государственного гидрологического института. С 1934 заведующий лабораторией ископаемых рыб в Зоологическом институте. В 1940-1950 президент Географического общества Союза ССР. Берг разработал учение о ландшафтах и развил учение В.В.Докучаева о природных зонах, изложенное в трудах: "Ландшафтно-географические зоны СССР" (часть 1, 1931, 3-е издание, 1947; часть 2 - "Географические зоны Советского Союза", 1952) и "Природа СССР" (1937). Исследовал озёра Западной Сибири, Аральское море, озёра Балхаш, Иссык-Куль, Севан, Ладожское, Кокчетавские озёра в Северном Казахстане. Отдельные работы Берга посвящены также Каспийскому морю и Байкалу. Экспедицией под руководством Берга на Иссык-Куле (1928) обнаружена максимальная глубина озера - 702 м. Автор монографии "Аральское море" (1908), за которую ему была присвоена степень доктора географии.

Бергу принадлежат капитальные работы по климатологии и палеоклиматологии (в том числн "Климат и жизнь", 1922, 2 издание, 1947; "0сновы климатологии", 1927, 2 издание, 1938). Имеются работы по геоморфологии (предложил первую схему районирования рельефа Азиатской части страны), почвоведению (предложил почвенную теорию образования лёсса), а также палеогеографии и геологии. Берг занимался также историей русской географии. Основные работы в этой области: "Очерк истории русской географической науки (вплоть до 1923 года)" (1929), "Открытие Камчатки и камчатские экспедиции Беринга" (1924, 3 издание, 1946), "Очерки по истории русских географических открытий" (1946, 2 издание, 1949), "Всесоюзное географическое общество за 100 лет. 1845-1945" (1946). Из многочисленных работ Берга в области ихтиологии наибольшее значение имеют монографии по рыбам Туркестана (1905), бассейна Амура, по круглоротым, акулам, скатам, осетровым (1911), карповым (1912, 1914). Исследования по пресноводным рыбам обобщены в монографии "Рыбы пресных вод России" (1916; 4 издание вышло под названием "Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран", части 1-3, 1948-1949; Сталинская премия, 1951). Берг проследил историю происхождения и расселения пресноводных рыб и их зоогеографическое районирование. Большой интерес представляют исследования Бергом ископаемых рыб. Итоги многолетних исследований в области анатомии и систематики рыб изложены в книге "Система рыб ныне живущих и ископаемых" (1940). Значительны также работы Берга о биполярном и амфибореальном распространении организмов, по озимым и яровым расам рыб и др. В 1922 Берг выступил с идеалистической теорией номогенеза, подвергшейся серьёзной критике. Именем Берга названы: вулкан на острове Уруп, пик на Памире, мыс на острове Октябрьской Революции (Северная Земля), ледники на Памире и Джунгарском Алатау. Имя Берга вошло в латинские названия более 60 животных и растений. Награжден 2 орденами, а также медалями. Скончался в Ленинграде 24 декабря 1950 года.
1877
Алексей Алексеевич Игнатьев
граф, русский советский военный деятель, дипломат, писатель из рода Игнатьевых. Сын генерала А.П.Игнатьева и княжны С.С.Мещерской. Начал службу в Кавалергардском полку, участвовал в Русско-японской войне. После революции перешёл на советскую службу, опубликовал мемуары «Пятьдесят лет в строю», много раз переиздававшиеся. В 1894 годy — окончил Владимирский Киевский кадетский корпус, переведён в специальные классы Пажеского Его Величества корпуса. В 1896 году — окончил Пажеский Его Величества корпус и выпущен в Кавалергардский Ея Величества полк. Корнет (1896). Поручик (1900). 1902 год — окончил Николаевскую академию генерального штаба по 1-му разряду. Штабс-капитан гвардии с переименованием в капитаны ГШ. 1902—1903 год — прикомандирован к Офицерской кавалерийской школе для изучения технической стороны кавалерийского дела. 1903—1904 год — командир эскадрона в лейб-гвардии Уланском Ея Величества полку. Участник Русско-японской войны. С февраля 1904 года по август 1905 года — помощник старшего адъютанта управления генерал-квартирмейстера Манчжурской армии. С ноября 1904 года по май 1905 года — обер-офицер для делопроизводства и поручений управления генерал-квартирмейстера штаба Генерал-квартирмейстера на Дальнем Востоке. С августа по декабрь 1905 года — исполняющий должность старшего адъютанта управления генерал-квартирмейстера 1-й Маньчжурской армии. С декабря 1905 года по май 1907 года — обер-офицер для особых поручений при штабе Гвардейского корпуса. С мая 1907 года по январь 1908 года — штаб-офицер для особых поручений штаба 1-го армейского корпуса. С 1908 года военный агент в Дании, Швеции и Норвегии. Полковник (старшинство 19 декабря 1911). В 1912—1917 — военный агент во Франции; одновременно представитель русской армии при французской главной квартире. Во время Первой мировой войны руководил размещением военных заказов во Франции и поставкой их в Россию. Одним из его помощников в этот период был М.М.Костевич. После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти, оставался во Франции. В 1925 году передал советскому правительству денежные средства, принадлежавшие России (225 млн франков золотом) и вложенные на его имя во французские банки. За эти действия был подвергнут бойкоту со стороны эмигрантских организаций. Был исключён из товарищества выпускников Пажеского корпуса и офицеров Кавалергардского полка. Под воззванием, призывавшим к суровому суду над отступником, подписался родной брат А.А.Игнатьева. Работал в советском торговом представительстве в Париже. Вернулся в СССР. Служил в Красной армии, работал в военных учебных заведениях. С 1937 года — инспектор и старший инспектор по иностранным языкам Управления военно-учебных заведений РККА, начальник кафедры иностранных языков Военно-медицинской академии. С октября 1942 года — старший редактор военно-исторической литературы Военного издательства НКО СССР. Звание: Комбриг (25 октября 1937) — приказ № 3701/п; Генерал-майор (4 июня 1940) — приказ № 945; Генерал-лейтенант (29 августа 1943) — приказ № 929. В 1947 году вышел в отставку. Автор воспоминаний «Пятьдесят лет в строю». Был женат первым браком на Елене Владимировне Охотниковой (1888—1975), дочери шталмейстера Владимира Николаевича Охотникова и княжны Александры Петровны Трубецкой, внучке княгини Елизаветы Эсперовны Трубецкой, после смерти которой Охотниковы унаследовали имение Елизаветино. После развода в 1918 году женился на балерине Наталье Владимировне Трухановой. Умер в Москве 20 ноября 1954 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Звания: 1896 год — корнет; 1900 год — поручик; 1902 год — штабс-ротмистр гвардии с переименованием в капитаны Генерального штаба; 1907 год — подполковник; 1911 год — полковник; 1917 год — генерал-майор; 1937 год — комбриг; 1940 год — генерал-майор; 1943 год — генерал-лейтенант.
Награды: Орден Святой Анны 4 степени с надписью «За храбрость» (Высочайший Приказ 23 августа 1904); Орден Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом (1905); Орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом (Высочайший Приказ 1 июля 1906); Орден Святого Станислава 2 степени с мечами (1906); Орден Святой Анны 2 степени (1908); Орден Святого Владимира 3-й степени (1914). В кинематографе: Художественный фильм «Кромовъ» А.Разенкова, Россия, 2009. по мотивам повести В.Б.Ливанова «Богатство военного атташе». В роли Кромова (Игнатьева) — Владимир Вдовиченков.
Литература: Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. — Москва: Воениздат, 1986. — 752 страницы. — ISBN 5-203-00055-7; Ливанов В.Б. Богатство военного атташе // Легенда и быль; Повести. — Москва: Советский писатель, 1985. — 311 страниц; К портрету советского графа (заметка доктора исторических наук В.Г.Хандорина); Андрей Ганин. Любимые женщины братьев Игнатевых. Во что они обошлись России?