-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 115574
Комментариев: 6805
Написано: 124054


28 мая родились...

Воскресенье, 28 Мая 2017 г. 06:15 + в цитатник
Joseph_Henry_Léveillé (476x700, 147Kb)
1796
Жозеф-Анри Левейе (французское имя - Joseph-Henri Léveillé или Joseph Henri Léveillé)
французский ботаник, миколог, врач, доктор медицины. Жозеф-Анри Левейе родился в Крю-ла-Вилль (центральная Франция). Он изучал медицину в Париже и получил степень доктора медицины в 1824 году. Левейе первым в своей статье Sur le hymenium des champignons в 1837 году представил обстоятельное описание базидий и цистид грибов и установил роль базидий в образовании спор. Он также показал важность базидий для предлагаемой таксономии и различие между аскомицетами и базидиомицетами. Жозеф-Анри Левейе умер 3 февраля 1870 года. Жозеф-Анри Левейе специализировался в микологии. Публикации: Mémoire sur l'ergot in Mém. Soc. Linn. Paris 5 (1827); Sur le hymenium des champignons in Annales des Sciences Naturelles. Botanique (Annals of Natural History. Botanical series.) 2nd series, 8 pp. 321–338 (1837); Notice sur le Genre Agari in Dictionnaire Universel d'Histoire Naturelle (1840); Observations médicinales et énumerations des plantes recueilliés en Tauride. In A. Demidoff [ed.], Voyage dans la Russie Méridionale et la Crimée, par la Hongrie, la Valachie et la Moldavie 2 : 35—245. Paris; E. Bordin (1842); Mémoire sur le genre Sclerotium (Memorandum on the genus Sclerotium) in Annales des Sciences Naturelles. Botanique (Annals of Natural History. Botanical series.) 2nd series, 20 pp. 218–248 (1843); Champignons exotiques. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 2: 167—221 (1845); Champignons exotiques. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 3: 38—71 (1845); Considérations mycologiques, suivies d'une nouvelle classification des champignons (Mycological considerations regarding a new classification of fungi) 2nd ed. (1846); Descriptions des champignons de l’herbier du Muséum de Paris. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 5: 111—167 (1846); Descriptions des champignons de l’herbier du Muséum de Paris. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 5: 249—304 (1846); Descriptions des champignons de l’herbier du Muséum de Paris (Suite). Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 5: 249—305 (1846); Sur la disposition méthodique des Urédinées Annales de Sciences Naturelles Botanique, Série 3 8: 369—376 (1847); Sur quelques nouveaux genres dans la famille des Urédinées Société Philomatique. S. 88—89 (1847); Fragments mycologique Annales de Sciences Naturelles Botanique, Série 3 9: 119-144, 245—262 (1848); Sur une maladie qui attaque actuellement les vignes des environs de Paris. Société Philomatique S. 61—64 (1850); «Taxonomy of Erysiphe» in Annales des Sciences Naturelles. Botanique (Annals of Natural History. Botanical series.) 3rd series, 15 p. 109 (1851); Note sur une nouvelle distribution des Erysiphés. Société Philomatique S. 31—35 (1851); Iconographie des Champignons de Paulet (1855); Description d'un nouveau genre de champignons (Entomosporium). Société Philomatique. S. 30—32 (1856).

 (466x699, 45Kb)
1798
Йозеф Дессауэр (немецкое имя - Josef Dessauer)
австрийский композитор, музыкант, пианист. Родился в Праге, в семье крупного еврейского негоцианта. Обучался игре на пианино в Пражской консерватории у Бедржиха Дивиша Вебера и Вацлава Яна Томашека (композиция), который познакомил его с Франтишеком Палацким, ставшим впоследствии его близким другом. После смерти отца в 1825 году, переехал в Вену, и вскоре полностью посвятил себя музыке. В 1831 отправился в Париж, где быстро завоевал большую популярность в литературных и музыкальных кругах. Среди его близких друзей были Гектор Берлиоз , Джакомо Мейербер, Джоаккино Россини и Фроманталь Галеви. Ференц Лист сочинил фортепианную транскрипцию трёх его любимых песен, Фредерик Шопен посвятил ему два свои полонеза (Deux polonaises, op. 26). Много лет Йозеф Дессауэр переписывался с Жорж Санд. Для творчества композитора характерен широкий диапазон жанров. Он автор опер, камерной и симфонической музыки, многих вокальных и инструментальных сочинений и других оркестровых произведений, но наибольшего успеха достиг как автор песен. Сочинил более двадцати песенных циклов. Его по праву считают достойным преемником Франца Шуберта в песенной области. Его сочинения основаны на фольклорных песнях народов Европы. Кроме того, им написаны оперы: «Ein Besuch in Saint-Cyr», поставленная в Дрездене в 1838 г.; «Lidwinna», поставленная в Праге в 1840 г. (либретто Карла Эгона Эберта), «Paquita» и «Dominga oder Die Schmuggler in den Pyrenäen» (другое название «Dominga oder Die Freier von Oléron», Вена, 1860). Умер в Мёдлинге (Австро-Венгрия) 8 июля 1876 года.

Frederic_Dubois_de_Montpereux_3 (637x700, 256Kb)
1798
Фредерик Дюбуа де Монпере (французское имя - Frédéric Dubois de Montpéreux)
швейцарец французского происхождения, археолог, путешественник, этнограф, натуралист. В России известен главным образом благодаря предпринятому им в 1831—1834 годах путешествию в Крым и на Кавказ, результаты которого он изложил в шеститомном труде «Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и в Крыму» с приложением атласа, содержащего множество рисунков, чертежей и схем, сделанных автором во время его исследований. Фредерик Дюбуа родился в Môtiers (Вал-де-Травер, Невшатель, Швейцария), в семье уроженцев горного региона Невшателя в Швейцарии. Происходил из обедневшего дворянского рода — его предки еще в XVI веке обосновались в поселке Монперэ, близ города Локль. Позднее это даст основание Фредерику Дюбуа присоединить к своему имени «де Монпере». Его отец — Шарль Дюбуа, занимался торговлей кружевами, мать — Мари-Анн Ларди д’Овернье. Детство будущего ученого прошло на берегу Невшательского озера. В его записях сохранились следующие строки: «Если мне и позволительно чем-то гордиться, то, конечно, мыслью о том, что я — уроженец Невшателя». Первоначальное образование Фредерик получил в Невшателе. Затем два года (1817—1819) преподавал французский язык в Санкт-Галлене. После этого он два года был гувернёром в Курляндии и еще несколько лет (1821—1829) работал управляющим. В 1829—1831 годах Фредерик Дюбуа получает образование в Берлинском университете, под руководством таких известных учёных как геолог Леопольд фон Бух, натуралист Александр фон Гумбольдт, географ Карл Риттер. По некоторым данным, именно последний из них оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу молодого ученого, порекомендовав ему совершить путешествие на Кавказ и в Крым. В 1831-1834 Фредерик Дюбуа предпринял самостоятельную экспедицию на Юг России, которую он впоследствии описал в своем шеститомном сочинении «Путешествие вокруг Кавказа…» (1839—1843). Особенный интерес представляет атлас иллюстраций, приложенный к этому произведению и содержащий большое количество рисунков и схем с описанием историко-архитектурных ценностей Крыма и Кавказа, многие из которых не дошли до наших дней. После открытия в 1838 году Академии Невшателя Фредерик Дюбуа де Монпере начинает преподавать в ней археологию. В 1843 году с появлением кафедры археологии он становится её руководителем в звании профессора. В 1848 году швейцарский учёный оставил преподавательскую деятельность и покинул академию, что бы целиком посвятить себя археологическим исследованиям Невшателя. В частности, в это время он произвел раскопки в Cressier и Colombier, где он открыл остатки римской виллы. Умер в Peseux (Невшатель, Швейцария) 7 мая 1850 года.
Frédéric_Dubois_de_Montpéreux_-_Atlas (540x700, 207Kb)
«Путешествие вокруг Кавказа…» Титульный лист Атласа иллюстраций.
Главное произведение Фредерика Дюбуа де Монпере до сих пор остается одним из самых уважаемых специалистами в области истории и археологии Причерноморья и Кавказа трудов, как первоисточник, зафиксировавший состояние ряда исчезнувших или полуразрушенных памятников в начале 1830-х годов. Финансовую помощь в издании атласа иллюстраций Фредерика Дюбуа де Монпере оказало русское правительство и лично император Николай I. На сегодняшний день атлас является библиографической редкостью. В России сохранилось всего три экземпляра этого издания: в Российской государственной библиотеке, Российском географическом обществе Санкт-Петербурга и в Геленджикском историко-краеведческом музее. Атлас состоит из 5 серий карт, планов, зарисовок, таблиц, расположенных по темам: I серия — География древняя и современная, содержит детальные карты различных частей Кавказа. Карты античной географии этого региона, планы достопримечательностей на 24 листах; II серия — Пейзажи и виды. Состоит из 75 рисунков; III серия — Архитектура. Иллюстрирует стилевое разнообразие памятников Кавказа и Крыма; IV серия — Археология. Содержит детальные зарисовки артефактов, гробниц, барельефов, подписей; V серия — Геология. Изображены карты, схемы, разрезы, виды, панорамы наиболее интересных в геологическом отношении мест, зарисовки окаменелостей. Материалы исследований Фредерика Дюбуа, относящиеся к России, были приобретены Императорской Академией наук в 1903 г. и по состоянию на 2013 год хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии Наук. Основные труды: Conchiologie fossile et aperçu géognostique des formations du plateau Wolhyni-Podotien. Schropp, Berlin 1831; Voyage autour du Caucase, chez les Tscherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée, 6 Bände, Librairie de Gide, Paris, 1839—1849, mit zusätzlichem Atlas, (Ссылка) = Reise um den Kaukasus zu den Tscherkessen und Abchasen, nach Kolchis, Georgien, Armenien und in die Krim. 3 Bände, Leske, Darmstadt 1842—1846; La bataille de Granson. Zürich 1844; Les monuments de Neuchâtel. Zürich 1852.

1799
Эрнст Кёлер (немецкое имя - Ernst Köhler)
немецкий органист и композитор. Родился в Лангенбилау. Ученик Фридриха Вильгельма Бернера. В 1827 г. сменил его на посту главного органиста церкви Святой Елизаветы в Бреслау. Наиболее известные сочинения — Вариации на тему из оперы Людвига Шпора «Фауст» (op. 33), Фантазия на тему Fantasie über «Die Himmel erzählen die Ehre Gottes» из оратории Гайдна «Сотворение мира» (op. 70), Вариации на тему русского гимна «Боже, царя храни» (нем. Variationen über die alte Russische Volkshymne). Умер в Бреслау 26 мая 1847 года.

Louis_Agassiz (560x700, 85Kb)
1807
Жан Луи Родольф Агассис (французское имя - Jean Louis Rodolphe Agassiz)
швейцарский натуралист и педагог, последователь Ж.Кювье. Один из основоположников гляциологии. Родился в городке Мотье (ныне в составе общины О-Вюйи кантона Фрибур); изучал медицину в Цюрихе, Хайдельберге и Мюнхене. В 1831 году был приглашён занять кафедру естественных наук в Невшателе, где поселился и прожил до 1846 года. Переселившись затем в США, он был профессором в Бостоне, Чарльстауне и, наконец, в Нью-Кембридже близ Бостона. Встретив здесь общий почёт и широкое материальное содействие для своих путешествий, он полностью посвятил себя науке и обогатил коллекциями великолепный нью-кембриджский музей — «Museum of Comparative Anatomy» (ныне — Музей сравнительной анатомии при Гарвардском университете). С 1835 года он был корреспондентом Парижской академии наук. С 5 декабря 1869 года — членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук. Агассис работал по нескольким отраслям естественных наук, совершил несколько путешествий по Европе, Северной Америке и Бразилии. В последние годы своей жизни он был ярым противником теории Дарвина, оставаясь верным школе Ж.Л.Кювье. Его важнейшие исследования касаются рыб, морских ежей и глетчеров.
28 мая 1807 года родился — Жан Луи Родольф Агассисpost-13108-130656192261 (700x329, 310Kb)
Капитальнейший из его трудов о рыбах: «Recherches sur les poissons fossiles» (5 томов, Невшатель, 1833—1842, с 311 литографическими таблицами in folio), и продолжение этого труда «Monographie des poissons fossiles du vieux grès rouge du système Dévonien des Iles Britanniques» (Золот., 1845; с 41 табл.). Исследование о пресноводных рыбах Средней Европы остановилось на одном выпуске таблиц, изданной К. Фохтом «Embryologie des Salmones» (1840) и обработанной тем же К. Фохтом в сотрудничестве с Агассисом «Anatomie des Salmones». Агассис совместно с Дезором написал несколько монографий о морских ежах — анатомию ежей разработал Габриэль Валентин. Агассис — один из основоположников гляциологии, результаты многочисленных и продолжительных наблюдений над ледниками (Аарскими) изложены им в его «Etudes sur les glaciers» (Невшатель, 1840, с 32 табл.) и «Sistème glaciaire» (P., 1847). Он был ревностным защитником теории Шарпантье о распространении ледников. В Америке занимался главным образом продолжением своих наблюдений над ледниками, исследованиями фауны, чтением популярных лекций и изданием популярных книг. Путешествие в Бразилию, предпринятое им в 1865 году, важных научных результатов не принесло, но зато им были привезены богатые коллекции. Такие же результаты дало и его путешествие с целью измерения глубин вокруг мыса Горн (1870). Умер Агассис в Кеймбридже (штат Массачусетс) 14 декабря 1873 года. Сын его, Александр Агассис, родился 17 декабря 1835 года в Невшателе, преемник отца в управлении музеем, один из выдающихся учёных своего времени. В 1923 году в честь Ж.Л.Агассиса названо древнее пресноводное приледниковое озеро в Северной Америке. Награды: Медаль Волластона (1836); медаль Копли (1861).

1807
Константин Александрович Бахтурин
поэт, драматург. Служил по армейской кавалерии, в уланах и в гусарах, но неудачно, был однажды разжалован, в отставку вышел поручиком и занимался литературой. Бахтурин писал драмы по заказу актеров и стихи. Ему принадлежат драмы (1835 - 1839): "Кузьма Рощин" (единственная напечатанная), "Пятнадцать лет разлуки", "Староста", "Молдаванская цыганка", "Красное покрывало", "Ибрагим и Роксана", "Замок Нейгаузен", "Батый в Рязани"; они ставились в театре и первые три выдержали по несколько представлений. Бахтурин написал также историческую повесть в стихах, "Вступление на престол князя Александра Тверского" (Москва, 1833) и в 1837 году издал в Санкт-Петербурге первую (вторая не вышла) часть своих "Стихотворений", ранее печатавшихся в разных журналах и альманахах. О них С.А.Венгеров говорит: "Внутренним содержанием его поэзия была крайне бедна, и выдержанности, цельности в каком бы то ни было отношении в ней нет никакой". Стихом Бахтурин владел легко и обладал большой способностью к импровизации; множество его экспромтов, сатир и эпиграмм осталось в рукописях и в памяти современников. Общественно-литературное значение имела остроумная сатира "Барон Брамбеус", пародия на балладу Жуковского "Смальгольмский барон". Одна это эпиграмма, на Н.Полевого ("Отродие купечества"...), приписывалась Пушкину. Бахтурин был знаком великому поэту, которому в 1833 году писал о нем П.В.Нащокин. Имя его в некоторой степени связано с именем Пушкина, так как он написал для М.И.Глинки сценариум оперы "Руслан и Людмила", написал, по словам Глинки, "в четверть часа, под пьяную руку". Пьянство, унаследованное Бахтуриным от отца, и погубило его. Умер 31 января 1841 года.

AlexandreCalame (499x700, 133Kb)
1810
Александр Калам (Alexandre Calame)
швейцарский художник, представитель романтизма, мастер пейзажа. Родился в Веве, Швейцария. Учился у живописца Ф.Диде в Женеве (с 1829). В 1837–1850 побывал в Париже, а также в Нидерландах, Германии, Италии и Англии. Испытал воздействие классического голландского пейзажа 17 в. и живописи барбизонцев. Все летние месяцы проводил в окрестностях Берна и центральной Швейцарии, создавая зарисовки и эскизы с натуры, по которым затем писал большие студийные картины. Его эпические композиции – со снежными вершинами, глухими альпийскими лесами, утесами, водопадами, горными озерами – полны величавой, несколько театрализованной патетики,. Среди типичных картин Калама – Буря на Хандеке (1839, Музей искусства и истории, Женева), Верхние Альпы в Вале, напротив хребта Монт-Роз, озаренные солнцем (1843–1844, Музей искусства и истории, Невшатель), Люцернское озеро (1857), Пейзаж с дубами (1859; оба – в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Активно работал также как офортист и литограф. Завоевав славу «лучшего альпийского художника», пользовался немалым авторитетом и в России (где его картины входили в программу обязательного копирования в Академии художеств); оказал заметное влияние на И.И.Шишкина. Умер Калам во французской Ментоне (Лазурный берег) 17 марта 1864 года. Литература: Schreiber-Favre A., A. Calame, Gen., 1934

A.D.Sviniyn1 (489x700, 246Kb)
1831
Александр Дмитриевич Свиньин
русский военный деятель, генерал от артиллерии, командир Отдельного корпуса пограничной стражи (1893—1908). По окончании в 1851 году Дворянского полка был назначен прапорщиком в 3-ю полевую артиллерийскую бригаду; с 20 октября 1855 года — поручик; с августа 1860 года — штабс-капитан. В 1863 году — старший адъютант в управлении артиллерии Виленского военного округа. В 1875 году назначен командиром 1-й батареи 29-й артиллерийской бригады; с 1877 года — командир 1-й батареи 30-й артиллерийской бригады. Участвовал в участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 (18 июля 1877 года был ранен). Командир 1-й батареи 39-й артиллерийской бригады (9 апреля 1875-1.03.1887), командир 1-й батареи 30-й артиллерийской бригады (1 марта 1877-2 сентября 1878), помощник начальника артиллерии княжества Болгарского (2 сентября 1878-25 августа 1879), командир 30-й артиллерийской бригады (11 сентября 1879-24 августа 1886), начальник артиллерии 7-го армейского корпуса (24 августа 1886-14 мая 1889), начальник артиллерии Гвардейского корпуса (14 мая 1889-15 октября 1893), зачислен в Пограничную стражу (14 февраля 1893), инспектор Пограничной стражи (14 февраля –15 октября 1893), командир Корпуса Пограничной стражи (15 октября 1893-13 апреля 1908).
28 мая 1831 года родился — Александр Дмитриевич Свиньин,post-13108-130655822649 (561x700, 300Kb)
Член Государственного Совета (с 13 апреля 1908). Умер в 1913 году. Александр Свиньин был женат на Евгении Александровне (1859-1942), дочери минского вице-губернатора А.В.Лучинского. Их сын Владимир (1881-1915), капитан 1 ранга. Служил на Балтийском флоте. Погиб на войне. Награждён всеми императорскими российскими орденами, включая звезду ордена святого Александра Невского с бриллиантами, многими иностранными орденами, в том числе — французским орденом Почетного легиона: орден Святого Станислава 3-й степени (1858); орден Святого Станислава 2-й степени (1874); орден Святого Анны 2-й степени с мечами (1877); орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (1878); орден Святого Станислава 1-й степени (1879); орден Святого Анны 1-й степени (1884); орден Святого Владимира 2-й степени (1890); орден Белого Орла (1895); ордена Святого Александра Невского (1896). Литература: Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — Страница 1199.

Nikifor_Bazhanov (549x700, 74Kb)
1832
Архимандрит Никифор (в миру — Алексей Михайлович Бажанов)
священнослужитель Православной российской церкви, настоятель Высоко-Петровского монастыря, духовный писатель. Родился в Москве в семье диакона (позднее священника) церкви Спаса Преображения на Песках. Обучался в Московской духовной семинарии и после её окончания был назначен учителем, а с 1857 года — инспектором Перервинского духовного училища. 21 февраля 1864 года принял монашеский постриг с именем Никифор и 31 марта того же года назначен смотрителем Московского Донского училища. C 1876 года смотритель Перервинского духовного училища. 27 ноября 1878 года по собственному прошению был уволен от духовно-учебной службы и определён на проживание в Перервинский монастырь. 6 апреля 1887 года был возведён в сан игумена. 7 декабря того же года назначен настоятелем московского Высоко-Петровского монастыря, а 24 декабря — возведён в сан архимандрита. Состоял во многих общественных организациях: действительный член Общества любителей духовного просвещения (с 1867 года); член-сотрудник Православного Палестинского Общества (с 1885 года); товарищ председателя Комитета грамотности при Московском Обществе сельского хозяйства (1890—1892 годы); председатель отдела распространения духовно-нравственных книг, состоящего под покровительством императрицы (с 1892 года). Скончался в Москве в ночь на 27 декабря 1895 года. Главным трудом архимандрита Никифора является Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия, написанная им в 1890—1891 годы. Согласно предисловия Никифор имел целью дать ответы «почти на большую часть вопросов библейской археологии, архитектуры, астрономии, географии, биографии библейских деятелей, ботаники, священной библиографии, военной науки, зоологии, земледелия, искусств, минералогии, метеорологии, медицины, математики, нумизматики, педагогики, физики, этнографии и др». Составленная им энциклопедия включает около 7500 объяснений различных понятий из книг Ветхого и Нового Заветов. Кроме энциклопедии архимандритом Никифором написано: «Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе» (Москва, 1894); несколько статей в «Сборнике для любителей духовного чтения» (Москва, 1888).

naumov (542x700, 71Kb)
1838
Николай Иванович Наумов
сибирский писатель, первый бытописатель сибирской деревни, со знанием дела описывавший тяготы жизни простого люда и пользовавшийся огромной популярностью в среде народнической интеллигенции. Родился в Тобольске, в семье бедного чиновника. Дед его был дьяконом, отец служил в Сибири, вращался в кругу декабристов и выдавался своей честностью. Рано лишившись матери, Наумов рос одиноким, заброшенным ребенком. Учился в томской гимназии, но нужда не дала ему возможности пойти дальше первых классов. Поступив на военную службу юнкером, он в 1860 г. был вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете и готовился к сдаче гимназического экзамена, но был замешан в студенческие беспорядки и подвергся аресту. Позднее он был комиссаром по крестьянским делам в Сибири. На литературное поприще Наумов выступил в "Военном Сборнике" 1858 г., под псевдонимом Корзунова, рассказом "Случай из солдатской жизни". В "Светоче" 1861 г. был помещен ряд его рассказов: "Мирные сцены из военного быта". Затем он сотрудничал в "Народной Беседе", "Искре" и выходивших под редакцией Г.З.Елисеева "Очерках". В 1863 г. Наумов обратил на себя внимание помещенным в "Современнике" задушевным рассказом из народной жизни: "У перевоза". Расцвет литературной деятельности и известности Наумова относится к 70-м годам, когда он поместил в "Отечественных Записках" и "Деле" рассказы (большею частью мрачные картины крестьянской жизни), вышедшие потом и отдельными сборниками, под заглавием: "Сила солому ломит" (Санкт-Петербург, 1874), "В тихом омуте" (Санкт-Петербург, 1881), "В забытом краю" (Санкт-Петербург, 1882), "Паутина" (Санкт-Петербург, 1888). В 80-х годах Наумов помещал рассказы в "Русском Богатстве", "Устоях" и "Восточном Обозрении". В 1897 г. изданы в Санкт-Петербурге "Сочинения Н.И.Наумова". Наумов - бытописатель, по преимуществу, сибирского крестьянства, значительно отличающегося от забитого русского крестьянства и относительной зажиточностью и умением постоять за себя. Тем не менее всецело примкнув к школе идеализаторов народа, Наумов видит в сибирском крестьянине только олицетворение всяческих добродетелей и величавых качеств. Если он иногда и выставляет бесшабашное пьянство приисковых рабочих, то исключительно как доказательство богатой и широкой натуры русского человека. Пьяницы Наумова никогда не совершают никаких оскорбляющих чувство безобразий, а только швыряют пригоршнями кредитки, дают себя беспрекословно обирать всякому желающему, угощают всякого встречного и широко помогают бедным товарищам. Не жалеет Наумов черных красок для изображения врагов народа - мироедов. Значительнейшая доля его произведений посвящена изображению бессердечности, наглости, подкупа, запугивания, с помощью которых хищная стая кулаков и скупщиков опутывает мужика и высасывает из него все соки. Кулаки Наумова лишены элементарнейших человеческих чувств и даже сами, нимало не смущаясь, аттестуют себя "ворами и грабителями". Несмотря, однако, на односторонность, элементарность приемов и тенденциозность, рассказы Наумова занимают видное место в русской "мужицкой беллетристике", по большому знанию народной жизни. Наумов - талантливый рассказчик; многие его рассказы, где он не стесняет тенденцией (например, "Нефедовский починок"), читаются с захватывающим интересом, хотя заключают в себе много неправдоподобного. Замечателен у Наумова, хотя по временам и вычурный, но яркий и колоритный народный говор. Умер в Томске 22 декабря 1901 года. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1-2, Санкт-Петербург, 1897; Сочинения, Москва - Ленинград, 1933; Собрание сочинений, тома 1-3, Новосибирск, 1939-1940; Избранные произведения, Новосибирск, 1951. Литература: Плеханов Г.В., Наумов, в его книге: Литература и эстетика, том 2, Москва, 1958; Кожевников С.Е., Н.И.Наумов. Очерк о жизни и творчестве, Новосибирск, 1952; Горячкина М.С., Художественная проза народничества, Москва, 1970.

 (454x699, 87Kb)
1839
Луиджи Капуана (итальянское имя - Luigi Capuana)
итальянский писатель и критик. Родился в Минео, провинция Катания (Сицилия). Вел чрезвычайно наполненную жизнь: был театральным критиком во флорентийской газете «Национе» («La Nazione»), преподавал в Римском педагогическом институте и в университете Катаньи (1902); интересовался политикой и занимал пост мэра в родном городе, находя время и для множества других занятий. Более всего известен как один из основоположников и теоретиков литературной школы веризма, автор хорошо и со знанием материала написанного романа Маркиз Роккавердина (Il Marchese di Roccaverdina, 1901), развивающего традиции натурализма, и ряда рассказов. Из критических работ Капуаны его простой стиль и здравомыслие лучше всего передают Очерки современной литературы (Studi sulla letteratura contemporanea, 1879–1882). Умер в Катании 29 ноября 1915 года. Сочинения в русском переводе; (Новеллы), в сборнике: Итальянские новеллы. 1860-1914. Вступительная статья Б.Г.Реизова, Москва - Ленинград, 1960. Литература: Madrignani С.A., Capuana е il naturalismo, Bari, 1970; Raya G., Bibliografia di L. Capuana (1839-1968), Roma, 1969.

Makart_hans_selbstportrat (547x700, 147Kb)
1840
Ганс Макарт (немецкое имя - Hans Makart)
австрийский живописец, представитель академизма, блестящий колорист и законодатель мод. Ганс Макарт родился в эпоху романтизма. Поэтому его и считали романтически направленной личностью, дарящей зрителям лирическое настроение. Эмоциональная приподнятость его работ подкупала посетителей художественных галерей. После непродолжительной учебы в Венской академии художеств он переселился в Мюнхен и с 1861 по 1865 годы учился в мастерской пишущего на исторические темы крупнейшего живописца-академиста Карла фон Пилотю. Выставленные в 1868 году в Мюнхене картины "Moderne Amoretten" ("Современные амуры") и "Die Pest in Florenz" ("Чума во Флоренции"), на которых были изображены неприкрытые женские тела, вызвали общественный скандал, сделавший его известным во всей Европе. В марте следующего года он был приглашён в качестве официального "государственного художника" в Вену, где создал свое собственное направление в искусстве, получившее название "время Макарта", поскольку диковинный, романтический интерьер его мастерской нашел немало подражателей в среде венской буржуазии.
28 мая 1840 года родился — Ганс Макартpost-13108-130655832878 (700x354, 300Kb)
Аксессуарами жилища - "в духе художественной мастерской" были: помост, тронное кресло, мольберт с драпировкой, бумажные пальмы, искусственные цветы (т. н. "букеты Макарта"), всевозможные украшения, тяжелые плюшевые занавеси, вносившие в помещение настроение "романтического полумрака", массивные, покрытые обильной резьбой предметы мебели в псевдоренессансном, восточном и других стилях, музыкальные инструменты, старинное оружие, латы и пр. Женское тело, блестящие ткани, пышные аксессуары. Вследствие непрочности красок картины Макарта, к сожалению, темнеют, многие уже погибли, например “Abundantia”, “Пять смертных грехов”, “Въезд Карла V в Антверпен”, множество женских портретов и т. д. Скончался 3 октября 1884 года.
Ганс Макарт прославился исторической картиной "Клеопатра", которую только что опубликовал один известный столичный журнал в связи с наступлением лета (на картине Клеопатра спасается от жары с помощью зонтика).
Клеопатра спасается от жары с помощью зонтикаpost-13108-130655829223 (700x317, 250Kb)
Ганс Макарт. Клеопатра спасается от жары с помощью зонтика.
Художник известен и другими полотнами на античные сюжеты, иллюстрациями к Шекспиру и многочисленными портретами великосветских дам. Такой биографией как у него, могли бы похвастаться сотни других живописцев середины девятнадцатого века. Макарт был еще и очень привлекательной личностью, и его творчество вызывало неподдельный интерес в России. Можно сказать, что этот прославленный житель Вены был одной из самых модных, можно сказать, культовых фигур в художественной жизни Санкт-Петербурга. Макарта недаром называли Санкт-Петербургским призракм: лидер венской школы живописи, словно привидение, незримо присутствовал в мастерских Санкт-Петербургских живописцев.
Дары Землиpost-13108-130655827936 (700x250, 264Kb)
Ганс Макарт. Дары Земли.
До самой смерти писал картины на исторические и мифологические сюжеты. Обилие в его мастерской музейных предметов и сами масштабы этой огромной мастерской покоряли всех, кто заходил в этот храм искусства. Скончавшись в возрасте сорока четырех лет, художник прожил короткую жизнь, в которой не было никаких внешних событий, а был только лишь напряженный творческий труд.
Жертвоприношениеpost-13108-130655828831 (388x700, 371Kb)
Ганс Макарт. Жертвоприношение.
Многие талантливые художники и критики конца девятнадцатого - начала двадцатого века ломали головы над секретами и тайнами, связанными со славой знаменитого австрийца, но прежде всего -- над фантастической популярностью Макарта в Санкт-Петербурге. Это модное поветрие было всеобъемлющим и всеохватывающим. Оно затронуло не только живопись, но и оформление жилого интерьера, костюмы и ювелирные украшения. Насмотревшись на репродукции картин Макарта (оригиналы были недоступны), петербуржцы стремились воссоздать у себя дома обстановку, увиденную на этих полотнах. А светские дамы северной столицы постоянно стремились добавить к своей внешности и интерьеру дома разные аксессуары, которые сделали бы их похожими на героинь венского виртуоза.
Спящая Белоснежкаpost-13108-130655830093 (412x700, 344Kb)
Ганс Макарт. Спящая Белоснежка.
Дело в том, что с приходом художника Макарта в русский культурный обиход женщины открыли для себя новый и загадочный жанр, который сегодня называется «Одна Дома» – жанр, который позволял женщинам задуматься о том, что значит остаться наедине с собственной красотой, увидеть саму себя в зеркале без посторонних, абстрагировавшись не только от уличного шума или от общения с мужем и детьми, но и вообще от всего мира. И тут-то из таинственного зазеркалья и проступала загадочная душа красоты, которой в этот момент никто не мешал появиться.
Ханна Клинкошpost-13108-130655830915 (475x700, 413Kb)
Ганс Макарт. Ханна Клинкош.
Ничто не предвещало возникновения в Санкт-Петербурге волны макартовской моды. В городе на Неве и без того работало немало талантливых живописцев, но культовыми фигурами они по разным причинам не стали. Странно, что в качестве кумира творцы выбрали художника, который никогда не был в России, не водил дружбу с российскими живописцами и, вообще, не интересовался нашей страной. Живописцы Санкт-Петербурга по-прежнему обращали свой взор в сторону Вены. Они мечтали попасть на экскурсию в огромную мастерскую Макарта, которая еще при жизни художника, стала доступной для обозрения. Стремились совершить такое паломничество и многие передвижники. И при этом ведь никто специально не подогревал интереса к венскому академизму, так что моде на это направление было просто неоткуда взяться. А мода тем не менее возникла и была необыкновенно сильной. В конце XIX века мода на стиль Макарта приобрела просто фантастические масштабы. Не было числа интерьерам, в которых фикусы в кадках соседствовали с роскошными коврами и целыми домашними галереями картин в золотых рамах. Принцип обилия, соседства в одном интерьере разнофактурных предметов буквально царил на макартовских полотнах. Каких только диковинных предметов быта не было на этих композициях! Раковины и музыкальные инструменты, диковинные сосуды и гипсовые рельефы, клетки с птицами и чудо модных ухищрений той эпохи – шкура белого медведя.
Шарлотта Вольтер в образе Мессалиныpost-13108-130655831332 (700x455, 320Kb)
Ганс Макарт. Шарлотта Вольтер в образе Мессалины.
После октября 1917 года началась масштабная кампания против буржуазного вкуса и стиля. К этому времени в аристократических особняках появилось несколько портретов царской семьи, написанных в стиле Макарта. Как только большевики узнали, что лучшие из царских портретов называли достойными кисти самого Макарта, ненависть к венскому волшебнику усилилась. Право портретов царской семьи быть выставленными даже в историко-революционных музеях не могло быть официально признано воинствующими большевиками. Далеко не каждый функционер от культуры мог правильно выговорить имя Макарта, но желание ниспровергать старую культуру буквально распирало большевиков. С 1918 года на улицах революционного Петрограда запылали костры из старинных книг с золотым обрезом. А интерьер с обилием растений и ковров стал одним из символов подлежащей уничтожению культуры побежденных классов. Кстати, именно макартовский интерьер с "созвездием" цветов и картин фигурировал в советских фильмах о чекистах как символ умирающей эпохи. Поговаривали, что дух "стиля Макарт" обладает чудодейственной силой, а интерьерам, оформленным в этом стиле, не грозят большевистские акции: реквизировать эти картины просто не поднимется рука. Портреты были слишком красивы, чтобы можно было уничтожать их или свалить в кучу в подвалах домов, как это часто делали большевики.
Cмерть Клеопатрыpost-13108-130655827577 (700x526, 426Kb)
Ганс Макарт. Cмерть Клеопатры.
Любители "стиля Макарт" были вынуждены подчиниться веяниям времени и не упоминать своего кумира. Они тайно хранили у себя открытки и репродукции с картин любимого художника. Петербуржцы верили, что ненависть к историческому прошлому недолговечна, что со временем призраки прошлого вернутся и что венского романтика опять признают и будут почитать. Говорили даже, что макартовские полотна способны защитить себя сами, излучая особую энергию. Но не только хорошая сохранность картин в стиле Макарта бросается в глаза исследователям этой эпохи. Специалисты по искусствоведческим тайнам не раз обращали внимание на неестественный характер и загадочное происхождение макартовской моды. Ее источники не выявлены. Так, например, в Санкт-Петербургских музеях долгое время не было ни одной картины знаменитого живописца, а были всего лишь копии и подражания (лишь в 1920 году в Эрмитаж поступил из Государственного музейного фонда малоизвестный женский портрет). При этом в 1880 – 1910-е г.г. "косяком" рождались такие подражания Макарту, которые чудодейственным образом напоминали оригиналы. Даже световые эффекты казались тщательно скопированными с полотен знаменитого австрийца. Объявленное в советское время гонение на мещанский вкус, которое в значительной степени затронуло жилой интерьер, надолго отсрочило возвращение Макарта. Полотен в буржуазном стиле старались не выставлять в крупных музеях, на выставках их нельзя было помещать на видных местах. Но и в годы пролетарской диктатуры петербуржцы не переставали удивляться той своеобразной власти, которую возымел над культурой города на Неве иностранный художник.

Джованни_Сгамбати_(1841-1914) (497x700, 47Kb)
1841
Джованни Сгамбати (итальянское имя - Giovanni Sgambati)
итальянский пианист, дирижёр и композитор. Родился в Риме. Вырос в городе Треви, где учился, в основном, церковной музыке (как певец и дирижёр хора). В 1860 г. вернулся в Рим, где год спустя познакомился с поселившимся здесь Ференцем Листом и под впечатлением от его игры стал его учеником. Сгамбати исполнял произведения Листа как пианист, дирижировал аккомпанировавшим Листу оркестром, в 1866 г. руководил как дирижёр исполнением листовской Симфонии «Данте». В 1869 г. в связи с отъездом Листа Сгамбати также покинул Италию и отправился в Германию, где познакомился с Рихардом Вагнером и его музыкой. В 1880-е гг. Сгамбати много гастролировал, в том числе и со своими собственными сочинениями. В 1893 г. Сгамбати возглавил Римскую филармонию; после его смерти в его честь был назван концертный зал филармонии. Он также оказал значительную помощь в становлении музыкальной карьеры Франческо Тости. В творческом наследии Джованни Сгамбати — две симфонии, фортепианный концерт, квартет, два фортепианных квинтета, песни и значительное количество церковной музыки, из которой выделяется Реквием (1901). Однако едва ли не самой знаменитой работой Сгамбати остались к сегодняшнему времени фортепианные переложения нескольких номеров из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», в числе которых так называемая Мелодия. Четыре альбома фортепианной музыки Сгамбати записаны итальянским пианистом Пьетро Спада. Умер в Риме 14 декабря 1914 года.

Maksheev (526x700, 105Kb)
1843
Владимир Александрович Макшеев (Мамонов)
артист Императорского московского Малого театра. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе, который окончил в 1863 году . Далее служил в 1-ой гренадерской бригаде. В 1870 году вышел в отставку и поступил в труппу Медведева в Казани. Потом переехал в Москву, где поступил в народный театр на Солянке. В 1873 году играл в Московском Общедоступном театре. В 1874 году был приглашён в Малый театр, где заменил Живокини - в Императорских театрах, в том числе Малом, было традицией наследовать роли молодыми поколениями актеров у старших, уходящих со сцены, без всяких изменений, в той же транскрипции. Талантливо играл Городничего «Ревизор», Подколесина «Женитьба», Ризположенского «Свои люди» Островского), Никона («Горькая судьбина») и многое другое. Умер 22 марта 1901 года.

Nikifor_(Astashevski) (470x700, 51Kb)
1848
Митрополит Никифор (в миру — Николай Петрович Асташевский)
епископ Русской православной церкви, с 1924 года возглавлял Новосибирскую епархию. В 1874 году окончил Казанскую духовную академию, получил степень кандидата богословия, был рукоположен во священника. С конца 1880-х годов преподавал в Томской духовной семинарии. С 1897 года — ректор Красноярской духовной семинарии, а с 1914 года — Тобольской духовной семинарии. В 1917 году будучи протоиереем принял монашеский постриг и был возведён в сан архимандрита. 15 сентября 1924 года хиротонисан во епископа новообразованной Новониколаевской епархии (переименована в Новосибирскую в 1926 году, после изменения названия города). Вёл борьбу с обновленцами. В 1927 году возведён в архиепископы. 2 апреля 1931 года награждён правом ношения креста на клобуке. С 18 апреля 1932 года — митрополит Новосибирский и Барнаульский. Управлял епархией до мая 1935 года когда ушёл на покой. Скончался в Новосибирске 17 апреля 1937 года в Великую Пятницу. Был похоронен близ Успенской церкви Новосибирска, в 1961 году после её закрытия и сноса останки владыки были перенесены на Заельцовское кладбище Новосибирска.

Maitland.FW (528x700, 66Kb)
1850
Фредерик Уильям Мейтленд (Frederick William Maitland)
английский историк. Родился в Лондоне. Получил образование в Итоне и Тринити-колледже Кембриджского университета. Под руководством П.Виноградова подготовил труд Записи Брактона (Bracton's Notebook, 1887), куда вошел также трактат Х.Брактона О законах и обычаях Англии (De legibus et consuetudinibus Angliae, 1250–1256). Стал профессором Кембриджского университета в 1888. За 20 лет опубликовал более 100 статей и 14 средневековых текстов, написал такие фундаментальные труды, как История английского права до эпохи Эдуарда I (History of English Law before the Time of Edward I, 1895, в соавторстве с Ф.Поллоком). Мейтленд был одним из основателей и председателем Селденского общества, занимавшегося исследованиями по истории права. Из первых 21 томов, опубликованных Обществом, восемь принадлежали Мейтленду. Среди важнейших трудов Мейтленда – Книга Страшного суда и то, что вне ее (Doomsday Book and Beyond, 1897); Село и город (Township and Borough, 1898); Конституционная история Англии (The Constitutional History of England, 1908). Умер Мейтленд в Лас-Пальмас на Канарских островах (Испания) 19 декабря 1906 года. Сочинения: Domesday book and beyond, Camb., 1897; Township and borough, Camb., 1898; The constitutional history of England, Camb., 1908; History of English law before the time of Edward I, v. 1—2, 2 ed., Camb., 1898 (совместно с F.Pollock); Selected historical essays..., Boston, 1962

Carl Larsson_Selfportrait (288x700, 54Kb)
1853
Карл Олоф Ларсон (шведcкое имя - Carl Larsson)
шведский художник, считается самым известным шведским живописцем. Его идиллические полотна, акварели и рисунки изображают жизнь его семьи. Вместе с женой Карин у него было восемь детей. Карл и Карина считаются основателями типично шведского стиля, основными элементами которого являются светлость, яркость и жизненно-веселая функциональность. В доме в Сундборне, в котором они жили, в настоящее время находится музей. Ларссон стал широко известен в 1909 году своей книгой «Дом под солнцем», которая была тогда бестселлером. Родился в Гамла стан (Старый город) Стокгольма. Родители Ларссона были бедняками: мать работала прачкой, а отец простым рабочим. Глава семьи был жестоким и вспыльчивым, а напившись, срывал свой гнев на сыне. Талант 13-летнего Карла заметил его школьный учитель, который дал ему рекомендацию в Королевскую академию художеств в Стокгольме. Для оплаты учебы в академии Ларссон был вынужден подрабатывать. Он работал ретушером у фотографа, а вскоре газеты стали публиковать его первые работы - карикатуры и графику. Ларссон впервые побывал во Франции в 1877 году,но не выказал интереса к царившим тогда в Париже импрессионистам, а вместе с другими шведскими художниками осел в Греце, городке в 70 км от Парижа. В это время он пишет многочисленные акварели окружающей натуры. В 1879 году он знакомился с Карин Бергее, которая вскоре стала его женой. Для проведения свадьбы они возвращаются назад в Швецию. В начале 1880-х Ларссон много работает, курсируя между Францией и Швецией, а также выступает в качестве одного из основателей ассоциации шведских художников "Оппоненты". Он популярен как иллюстратор, а на парижском Салоне 1883 года его работы даже получают один из призов. В своем творчестве он теперь использует множество техник - рисунок карандашом, уголь, перо, ксилографию и др. В 1888 семья получила в подарок от родителей супруги маленький дом в окрестностях Сундборна, к северу от Стокгольма. В 1901 году Ларссоны окончательно переселяются в него, и иддилическая жизнь в собственном поместье в окружении жены и детей становится источноком вдохновения для художника. В своих альбомах "Наш дом", "Спадарфет, наше загородное имение" Ларссон рисует жизнь своей семьи - и каждодневные будни, и именины и праздники. Эти работы становятся выражением внутреннего мира и творческой манеры художника. Вместо письма цветовыми пятнами без четких контуров приходит линейный стиль рисунка, с большим количество деталей и четким черным контуром. Альбомы Ларссона - это отраженная в рисунках концепция образа жизни. Стиль жизни, выбранный супругами, прослеживается во всем - на выборе одежды, питания, ведении домашнего хозяйства и в оформлении дома. Скончался в Сундборне, близ города Фалун, 22 января 1919 года. Литература: Nordensvan G., Carl Larsson, del. 1-2, Stockh., 1920-1921.
 (699x659, 68Kb)
1854
Иннокентий Иванович Канонников
русский химик. Родился в Иркутске. Окончил Казанский университет (1875). Работал там же, с 1884 г. – профессор Московского университета. Основные научные работы посвящены оптической активности химических соединений, а также органической химии. Получил (1887-1878) совместно с А.М.Зайцевым уксусный ангидрид действием ацетилхлорида на ледяную уксусную кислоту. Исследовал различные спирты и их производственные, жирные кислоты. Установил циклическое строение некоторых терпенов, а так же наличие двойной связи в малеиновой кислоте. На основе рефрактометрических исследований доказал (1883) бициклическую структуру молекул борнеола и камфары. Впервые доказал (1884), что удельная рефракция раствора равна сумме удельных рефракций растворенного вещества и растворителя. Нашел зависимость между углом вращения плоскости поляризации и минимальным углом отклонения преломленного луча. Показал (1890), что удельное вращение смеси есть среднее из величин удельного вращения ее компонентов. Умер в Казани 15 марта 1902 года. Литература: Сорокин В.И., Памяти Иннокентия Ивановича Канонникова, "Журнал Русского физико- общества, часть 1902, том 34, отдел 1, выпуск 5, страницы 450—457.

voyseyphoto (700x610, 38Kb)
1857
Чарлз Френсис Эксли Войси (Charles Francis Annesley Voysey)
британский архитектор и дизайнер. Его работы оказали большое влияние на европейскую архитектуру в период между 1890 и 1910 гг. и стали источником вдохновения для модернистов. В 1874 г. его отдали по контракту в обучение Дж.П.Седдону, а в 1880 г. он основал свое собственное дело в Лондоне. Вскоре добился успеха в качестве дизайнера обоев и тканей. В 1888 г., после публикации проектов маленьких домов в «Бритиш аркитект», он получил ряд заказов на проектирование зданий. Его известность быстро росла, и к 1895 г. его проекты были опубликованы во многих британских и европейских изданиях. Он стал последователем Огюста Пюгена и Джона Раскина. Он использовал их теории при проектировании простых и прочных зданий. Его проекты широко копировались, но после 1914 г. он не спроектировал ни одного крупного здания. Стал автором книг «Здравый смысл как основа искусства» (1906) и «Индивидуальность» (1915). Умер в Винчестере 12 февраля 1941 года.

 (472x698, 55Kb)
1857
Джон Линдси МакКетчон (John Lindsay McCutcheon)
американский шахматист. Умер в Питтсбурге 17 июля 1905 года.

nyberg1 (633x700, 317Kb)
1858
Карл Ричард Нюберг (Carl Richard Nyberg)
шведский изобретатель, автор многочисленных изобретений в различных областях техники. Например, он был изобретателем всем хорошо известной сейчас паяльной лампы. Нюберг совместно с немцем Максом Зивертом создал фирму с известной сейчас маркой "Sievert". Скончался в 1939 году.

00Андрей Ефимович Зарин (526x700, 43Kb)
1862
Андрей Ефимович Зарин
писатель. Родился в Санкт-Петербурге, сын Ефима Фёдоровича Зарина. Учился в 3-й Санкт-Петербургской и виленской гимназии, с 1879 в Виленском реальном училище. Самая ранняя из выявленных публикаций «Несколько экономических вопросов» в газете «Виленский вестник» (апрель 1881). С 1881 поместил ряд романов и повестей в иллюстрированных и других изданиях. С 1884 жил в Санкт-Петербурге. Был фактическим редактором «Звезды», «Живописного Обозрения» и других периодических изданий. Отдельно опубликовал (Санкт-Петербург) романы: «Жизнь и сон» (1891), «Серые герои» (1893), «Дочь пожарного» (1892), «Силуэты» (1897); сборники рассказов: «Говорящая голова» (1896), «Повести и рассказы» (1896), «Ложный след» (1896), «По призванию» (1897), «Под корень» (1895), «Тотализатор» (1891), «Сорные травы» (1890) «Верное сердце» (1897). Умер в 1929 году. Отдельно опубликовал романы: «Жизнь и сон» (1891); «Серые герои» (1893); «Дочь пожарного» (1892); «Силуэты» (1897); «Призвание», издание типографии Санкт-Петербург, 1897 г. Сборники рассказов: «Говорящая голова» (1896); «Повести и рассказы» (1896); «Ложный след» (1896); «По призванию» (1897); «Под корень» (1895); «Тотализатор» (1891); «Сорные травы» (1890); «Верное сердце» (1897). Книги: Зарин А.Е. Любимые местопребывания русских государей. — Книгоиздательство "Сельского вестника", 1913. — 127 страниц; Зарин А.Е. Ложный след: роман; Благородный спорт: разсказ. — Родина, 1896. — 216 страниц; Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: исторические очерки. — Издательство международного фонда истории науки, 1991. — 131 страницы. — ISBN 5860500041; Зарин А.Е., Полевой П., Соловьев В.С., Новиков И.В. Михаил Федорович. — Армада, 1994. — Том 1. — 604 страницы. — (Романовы, династия в романах); Зарин А.Е., Соловьев В.С., Шильдкрет К.Г., Новиков И.В. Алексей Михайлович. — Армада, 1994. — Том 2. — 747 страниц. — (Романовы, династия в романах); Зарин А.Е. Двоевластие: На изломе. — Кронос, 1994. — 541 страница. — (Библиотека русского исторического романа); Зарин А.Е., Алексеев Н., Москвин П. Игра судьбы. — СКС, 1993. — 364 страницы. — (Романтические хроники); Зарин А.Е., Сергиевский Н. Семибоярщина. — Армада, 1995. — 554 страницы. — (Смутное время); Зарин А.Е. В поисках убийцы. — Современник, 1995. — 461 страница. — (Старый уголовный роман); Зарин А.Е., Мордовцев Д.Л. Кровавый пир. — Современник, 1994. — 414 страницы. — (Золотая летопись России); Зарин А.Е., Мордовцев Д.Л. Северный богатырь: исторический роман. — Издательство Каспари А.А.. — 176 страниц; Зарин А.Е. Живой мертвец. — Терра, 1997. — 270 страниц. — (Тайны истории). — ISBN 5300010464.

Иван_Липаев (529x700, 29Kb)
1865
Иван Васильевич Липаев
российский тромбонист, музыкальный критик, музыкальный писатель, музыковед и общественный деятель. Родился в селе Спиридоновка, Самарская губерния. Сын сельского учителя. С 1882 года учился в Московской консерватории, затем в училище Московского Филармонического общества, которое окончил в 1887 году по классам тромбона и композиции (по классу П.И.Бларамберга). С 1880 года работал в различных оркестрах скрипачом, позднее тромбонистом. В начале 1890x годов организовал первый в России квартет медных духовых, в составе И.В.Липаев, А.Марквардт и Ф. Путкамер (трубы), (позже В.Брандт и М.Табаков (трубы)), Г.Кунст (альтгорн). Артисты часто выступали с концертами, современные композиторы написали ряд интересных камерных произведений для этого ансамбля. С 1903 по 1912 и с 1924 по 1931 – артист оркестра Большого театра (тромбон), с 1922 по 1926 гг. также Персимфанса. Выступал также как дирижер, драматический актер, лектор-музыковед, режиссер. В 1903 организовал и возглавил "Общество взаимопомощи оркестровых музыкантов". В 1912—1921 вел класс тромбона и истории музыки в Саратовской консерватории (с 1917 профессор). В 1923—1934 преподавал историю музыки в московских музыкальных техникумах имени А.Г. и Н.Г.Рубинштейнов и Музыкальном училище имени M.M.Ипполитова-Иванова. На литературном поприще выступил впервые в 1885 году, с тех пор (иногда под псевдонимами Самарова и Волгарева) регулярно выступал в газетах и журналах "Новости дня" (1885—1901), "Театр и жизнь" (1888—1890), Русский листок (1893—1904), "Театр, известия" (1893—1900), "Театрал" (1895—1897), "РМГ" (1896—1917), "Театр и искусство" (1897—1898), "Музыка и жизнь" (1908—1912), "Саратовский листок" (1913—1917), "Рабнс" (1927—1930) и других с историческими и публицистическими статьями, биографическими очерками. Издатель и редактор журнала "Музыкальный труженик" (1906—1910), "Оркестр" (1910—1912). Являлся постоянным московским корреспондентом «Русской Музыкальной Газеты». Заслуженный артист РСФСР (1925). Умер в Ташкенте 25 сентября 1942 года. И.В.Липаев – автор ряда исторических книг и очерков о музыке, в частности: Очерки быта оркестровых музыкантов (Москва, 1891, 2–е издание 1903); Артур Никиш, дирижер оркестра (Москва, 1903, 2-е издание, 1907); Музыка на Нижегородской Всемирной выставке (Санкт–Петербург, 1896); Вагнериана. Спутник опер и музыкальных драм. Рихарда Вагнера (Москва, 1904); Петр Ильич Чайковский. Биографический очерк. (Москва, 1905); Финская музыка (Санкт–Петербург, 1906); Чешская музыка (Санкт–Петербург, 1907); Музыкальная литература. Указатель книг, брошюр и статей по музыке (Москва, 1908, 2-е издание, 1915); Ф.И.Шаляпин. Певец. Художник (Москва, 1910); А.Н.Скрябин. (Саратов, 1913); С.В.Рахманинов. (Саратов, 1913); По Финляндии. Путевые очерки. (Москва, 1914); С.И.Танеев. (Саратов, 1915); История музыки. Курс лекций. (Саратов, 1915). Литература: Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е издание, дополненное и переработанное. — Москва: Радуница, 1995. — Страница 157. — 4 000 экземпляров. — ISBN 5-88123-007-8; И.В.Липаев. ГЦЦМК имени Глинки, фонд 13; И.В.Липаев. РГАЛИ, фонд 795; Грановский Б. Об еврейской музыке в музыкально-литературном наследии И.В.Липаева (Вестник Еврейского Университета в Москве. Главный редактор М.Гринберг. № 2. Москва - Иерусалим, 1993. Страницы 80 - 88).

Константин Адрианович Пуриевич  (590x700, 145Kb)
1866
Константин Адрианович Пуриевич
русский физиолог растений. Родился в Житомире. По окончании курса в Киевском университете (1889) оставлен для приготовления к профессорскому званию. Работал там же до конца жизни (с 1900 г. – профессор и заведующий кафедрой анатомии и физиологии растений). В 1893 г. за сочинение "Образование и распадение органических кислот у высших растений" получил степень магистра ботаники. С 1897 года, по возвращении из заграничной ученой командировки, читал курсы по физиологии растений, как приват-доцент, в университете святого Владимира. В 1898 г. за сочинение "Физиологические исследования над опорожнением вместилищ запасных веществ при прорастании" удостоен степени доктора ботаники. С 1900 г. состоит профессором ботаники в университете святого Владимира. Основные научные работы посвящены обмену веществ при дыхании и фотосинтезе растений. Из его ранних работ представляют интерес исследования физиологической роли органических кислот у высших растений (1893) и изучение баланса запасных питательных веществ, а процессе прорастания семян (1898). Исследуя процессы дыхания растений, установил (1900), что у плесневого гриба Aspergillus niger изменение дыхательного коэффициента зависит от питания и что грибы в качестве дыхательного материала могут использовать не только сахара, но и др. вещества; установил (1905) зависимость между изменением температуры и величиной дыхательного коэффициента. В работе "Исследования над фотосинтезом" (1913) показал (методом определения теплоты сгорания), что на процесс фотосинтеза приходится от 0,6% до 7,7% всей солнечной энергии, поглощаемой листом. Его работы внесли ясность в вопрос о первичных продуктах фотосинтеза. Автор «Краткого учебника ботаники» (1923-1924) и «Краткого руководства к практическим занятиям по анатомии растений» (1919). Умер в деревне Изабеловка Подольской губернии 31 августа 1916 года. Пуриевич напечатал, кроме упомянутых, следующие работы: "Ueber die Stickstoffassimilation bei den Schimmelpilzen" ("Berichte d. Deutsch. botan. Gesellschaft", 1895); "Ueber die Wabenstruktur der pflanzlichen organisierten Korper" (там же, 1897); "К вопросу о накоплении и растворении крахмала в растительной клетке" ("Записки Киевск. Общ-ва Естеств.", 1898); "Ueber die Spaltung der Gliycoside durch Schimmelpilze" ("Ber. d. Deutsch. botan. Ges.", 1898); "Physiologische Untersuchungen ueber aie Athmung der Pflanzen" ("Jahrb. f. wissensch. Botanik", 1900); "Influence de la temperature sur la respiration des vegetaux" ("Annales des sciences naturelles", 1905); "О зависимости между процессами испарения воды и разложения углекислоты у растений" ("Записки Киевского Общества Естествоиспытателей", 1906). Литература: Палладин В.И., Константин Адрианович Пуриевич, "Журнал Русского ботанического общества", 1916, том 1, № 1—2 (некролог); Левшин А., [К.А.Пуриевич], "Журнал микробиологии", 1916, том 3, выпуски 3—4, страницы 426—427.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку