-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 58187
Комментариев: 6384
Написано: 66019


10 февраля родились...

Пятница, 10 Февраля 2017 г. 05:23 + в цитатник
Pranas Vaičaitis (497x700, 125Kb)
1876
Пранас Вайчайтис (литовское имя - Pranas Vaičaitis)
литовский поэт. Родился в Сантакай, ныне Шакяйского района Литвы, в крестьянской семье. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Печатался с 1896. В своих стихах В. отразил протест крестьянства против национального и социального гнёта, красоту родной природы, жизнь людей труда ("Есть страна", "Ребёнок в лохмотьях глядел сквозь ограду", "Ели", "Песня экслитовцев", "Воитель отважно боролся" и др.). Перевёл на литовский язык "Русалку" и "Скупого рыцаря" А.С.Пушкина.Умер в Сантакай, ныне Шакяйского района Литвы, 21 сентября 1901 года. Сочинения: Raštai, Kaunas-Vilnius, 1921; Lyrika ir satyra, Vilnius, 1951: Rinktiné, Vilnius, 1956; Jra šalis, Vilnius, 1964. Литература: Pranskus Žalionis B., Pranas Vaičaitis, Vilnius, 1956: Lietuviu. literatüros istorija, t. 2, Vilnius, 1958.

Рдултовский_ВИ (484x700, 276Kb)
1876
Владимир Иосифович Рдултовский
советский конструктор взрывных устройств, артиллерийских боеприпасов. Создатель осколочных и фугасных снарядов, взрывателей различных типов. Заслуженный деятель науки и техники России (1928). Родился в городе Владикавказ, Терская область (ныне Республика Северная Осетия, Российская Федерация). Окончил Воронежский кадетский корпус (1893), Михайловское артиллерийское училище (1896) и с отличием Михайловскую артиллерийскую академию (1902). Cлужил в Главном артиллерийском управлении. Дивизионный инженер. Назначен в Главное артиллерийское управление на должность инженера-испытателя. Конструктор боеприпасов и взрывателей для артиллерийских систем. Работал в Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления и в комиссии Артиллерийского комитета по применению взрывчатых веществ в снаряжении снарядов (1904-1917). Создал и организовал массовое производство 76-мм фугасной мелинитовой гранаты, что значительно расширило возможности полевой артиллерии (1905). Им разработана бризантная граната (1904), которая была принята на вооружение, а затем большая партия (400 тысяч) была отправлена на театр боевых действий в Манчжурию.
rdultovskiy2 (530x700, 300Kb)
Руководил и принимал личное участие в разработке технологии изготовления тротила и в снаряжении боеприпасов (1906-1907). Предложил формулу для определения глубины проникновения снарядов в различные среды. Разработал и внедрил в производство фугасные тротиловые снаряды для 76-мм, 107-мм и 122-мм пушек. Ученый секретарь Комиссии особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП); вел исследования и разработку новых боеприпасов, в частности взрывателей (с 1917 г.). Разработал конструкцию первой авиационной фугасной бомбы «ФАБ-250» и снаряда жезлообразной формы для зенитной артиллерии. Разработал и внедрил в промышленность серию оригинальных по конструкции малогабаритных головных и донных взрывателей типа РГ и МР для широкого диапазона артиллерийских систем и морской артиллерии. Основоположник теории проектирования взрывателей.
rdultovskiy3 (373x700, 268Kb)
Медаль имени Рдултовского. Учреждена Михайловской артиллерийской академией «За заслуги в области научно-технической деятельности».
Автор работ, посвященных вопросам выбора величины замедления взрывателей, их чувствительности и быстроты действия и т. п. Один из авторов Березанской формулы по внешней баллистике снарядов. Первым разработал систему допусков, контроля взрывателей, их испытаний и оценки эффективности. Внес большой вклад в создание отечественной взрывательной промышленности и реогранизацию старых трубочных заводов. Создал опытную мастерскую при заводе имени М.И.Калинина и Бюро по подготовке инженеров трубочного дела, что послужило основой для создания в 1930 г. первой в России конструкторской организации по проектированию взрывателей - ЦКБ-22 (ныне РНИИ "Поиск"), где он работал научным консультантом до конца своей жизни. В организованном им КБ были спроектированы и приняты на вооружение взрыватели «РГ-4», «РГ-6», «РГМ», «РГМ-2» (расшифровываются как "Рдултовский головной мембранный"). Последние два находятся на вооружении и в настоящее время (1996). Значительный вклад внес в подготовку инженерно-технических кадров для армии и оборонной промышленности. Читал курсы по проектированию снарядов и взрывателей в Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского, в Военно-морской академии имени А.Н.Крылова и Ленинградском военно-механическом институте (с 1926 г.). Человек высокой эрудиции и культуры, знал несколько иностранных языков, прекрасно знал историю войн и военной техники, отличался необыкновенной скромностью, бескорыстием и огромной работоспособностью. Издал первый в мировой практике "Курс по основанию проектирования трубок и взрывателей" (1926). Член правительственной Комиссии особых артиллерийских опытов, в которой занимался созданием артиллерийских боеприпасов и разработкой научных методов испытаний. В 1928 году получил звание «Заслуженный деятель науки». Арестован Коллегией ОГПУ 4 октября 1929 г. по делу «о контр-революционной организации в военной промышленности». Вину и ошибки признал. Освобождён 6 ноября 1929 г. Продолжил конструкторскую и преподавательскую деятельность. В 1933 году награждён орденом Красной Звезды. Является основоположником теории проектирования взрывателей. Умер в Ленинграде 13 мая 1939 года. Сочинения: Исторический очерк развития трубок и взрывателей от начала их применения до конца мировой войны 1914—1918 гг., Москва, 1940. Литераьура: Демидов В.И. Снаряды для фронта. Ленинград: Лениздат, 1985; Третьяков Г.М. Трубки взрывателей. Фонды: Архив ГНИАПА. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Zdeněk Nejedlý (525x700, 141Kb)
1878
Зденек Неедлы (чешское имя - Zdeněk Nejedlý)
чехословацкий историк, музыковед, литературный критик, государственный деятель. Член-корреспондент Академии Наук. СССР (с 1947 года). Родился в городе Литомишль, ныне Чехия. Окончил философский факультет Карлова университета. В 1900 г. впервые посетил Россию, изучал русский язык и литературу. В 1899—1909 гг. работал в Национальном музее. В 1909—1939 гг. — профессор Карлова университета; читал курсы общей и чешской истории музыки, в 1918 г. прочитал лекции по истории русской музыки. В 1910-е — 1920-е гг. издавал журнал «Smetana», был его главным редактором. Инициировал создание «Музыкального клуба», где устраивались концерты чешской и зарубежной музыки. В 1922—1930 издавал журнал «Var» («Кипение»). В 1925 г. инициировал создание «Общества культурного и экономического сближения с Новой Россией», был его председателем. Один из руководителей Союза друзей СССР, неоднократно приезжал в СССР: на двухсотлетний юбилей Академии наук СССР (1925), на празднование десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции (1927), на спектакли «Проданная невеста» (Киев), оперу И. Дзержинского «Тихий Дон» (Ленинград; 1936). В 1935 г. участвовал в создании Чехословацкого комитета действия по укреплению мира. Был председателем Комитета друзей республиканской Испании, в 1936 г. посетил Испанию в составе делегации деятелей чехословацкой культуры. После 15 марта 1939 г. скрывался в здании советского генконсульства в Праге. В начале апреля тайно выехал с советским паспортом через Польшу в СССР. 13 апреля 1939 г. впервые выступил в передаче Московского радио для Чехословакии. В 1941—1945 гг. являлся вице-председателем Всеславянского комитета, выступал на радио и в качестве публициста. Работал в Институте истории Академии Наук СССР, преподавал в Московском университете (профессор). Член Союза композиторов СССР. С созданием в Кошице временного чехословацкого правительства вошёл в его состав. В 1945—1946 гг. — министр школ и народного просвещения Чехословакии, в 1946—1948 — министр труда и социального обеспечения, с февраля 1948 по январь 1953 г. — министр школ, наук и искусств, в январе — сентябре 1953 — заместитель премьер-министра, с сентября 1953 — министр без портфеля. Одновременно в 1945—1962 гг. — профессор Карлова университета. С 1945 г. — депутат Национального собрания Чехословакии. С 1946 г. — член ЦК и Президиума ЦК КПЧ. С 1945 г. был председателем Союза чехословацко-советской дружбы, председателем Славянского комитета, членом Чехословацкого комитета защиты мира. Отец — Р.Неедлы, композитор, педагог. Сын — Вит Неедлы (1912—1945), композитор, член Союза композиторов СССР. В 1900 г. защитил диссертацию на степень доктора философии. С 1907 г. — член Чешской академии наук и искусств. C 1952 г. — первый президент Чехословацкой Академии Наук.
10 февраля 1878 года родился — Неедлы, Зденекpost-13108-12973027058 (700x354, 133Kb)
Основные направления исследований — проблемы истории культуры, древней, средневековой, новейшей истории Чехословакии. Исследовал гуситское революционное движение XV в. («От Гуса к Табору» — «Od Husa к Táboru», 1921; «Ян Гус и его социальное значение» — «Jan Hus a jeho význam sociálni», 1925; «Гус и наше время» — «Hus a naše doba», 1936), в котором он видел не только религиозное и национальное движение, но, прежде всего, грандиозную социальную битву. Труд «История чешского народа» (том 1) удостоен Государственной премии ЧССР. Автор книг «Ленин» («Lenin», тома 1—2, 1937—1938) и «История Советского Союза» («Dějiny Sovětského Svazu», 1948). Один из основоположников чехословацкой демократической музыковедческой школы. Первые музыковедческие работы («История до-гуситской песни в Чехии», 1904; «Возникновение гуситской песни», 1907; «История гуситской песни в эпоху гуситских войн» — «Dějiny husitského zpěvu», 1913) исследовали самобытность музыкального языка и характера гуситских песен и хоралов, их значение для творческой традиции чешской музыки. В многочисленных работах, посвящённых творчеству Б.Сметаны («Сметана и политика», 1907; «Оперы Сметаны», 1908; «Бедржих Сметана», тома 1—4, 1924—1933, и др.), подчёркивал народность и значение наследия Сметаны для современности. Участвовал в создании музея Бедржиха Сметаны в Праге инициировал сооружение памятника Сметане в Литомышле. Книга «Советская музыкальная культура» (1936) была первым исследованием в Чехословакии на эту тему; написана в том числе и на основе личных впечатлений. Написал очерки по вопросам истории чешской музыки, об отдельных крупных произведениях, о Витезславе Поваке, Зденеке Фибихе, Отакаре Острчиле, монографию о Йозефе Ферстере (1910), а также двухтомник «История оперы Национального театра» (1935). В литературоведческих работах («Коммунисты — наследники великих традиций чешского народа», 1936, «О реализме истинном и псевдореализме», 1948, «О задачах нашей литературы», 1949) исследовал демократические и реалистические традиции чешской литературы. Показал в ряде работ общественное значение творчества А.Йирасека («Четыре исследования об Ал.Йирасеке» — «Čtyři studie o Al. Jiráskovi», 1949, статьи 1902, 1911, 1921, 1926), написал монографию о Б.Немцовой (1927). Публиковал в Чехословакии статьи о русских классиках (А.С.Пушкине, А.П.Чехове, Н.В.Гоголе, М.Горьком), а в СССР — о чешской литературе («Из истории отношений чехословацкой и советской литературы» // Новый мир. — 1945. — № 2—3, и др.). Избранные издания на русском языке: Неедлы З. Избранные труды / Перевод с чешского. — Москва: Музгиз, 1960. — 519 страниц. — 1200 экземпляров; Неедлы З. Алоис Ирасек : [биографический очерк] / Перевод с чешского. — Прага: Орбис, 1952. — 97 страниц; Неедлы З. История чешского народа / Перевод с чешского С. Н. Дзюбинского и Т.А.Егоровой. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1951. — Том 1: Чехия в древнейшие времена. — 252 страницы; Неедлы З. Бедржих Сметана / [Перевод с чешского]. — Прага: Орбис, 1924. — 79 страниц; Неедлы З. Статьи об искусстве / Перевод с чешского. — Ленинград; Москва: Искусство, 1960. — 631 страница. — 2000 экземпляров. Награды: три ордена Клемента Готвальда; орден Республики; Государственная премия ЧССР — за труд «История чешского народа»; два ордена Ленина (СССР); орден Георгия Димитрова (НРБ). Умер в Праге 9 марта 1962 года. Именем З.Неедлы названа площадь в Москве. Литература: Зденек Неедлы — выдающийся общественный деятель и ученый. — Москва: Наука, 1964. — 272 страницы. — 1500 экземпляров; Кишкин Л.С. Неедлы (Nejedlý), Зденек // Карткая литературная энциклопедия. — 1968. — Том 5; Марченко А.И. Педагогические взгляды Зденека Неедлы : Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Москва, 1982. — 23 страницы; Штолл Л. Коммунизм — ведущая идея будущего (З.Неедлы, ученый и борец) // Иностранная литература. — 1965. — № 11.

jefferyfarnols (700x470, 173Kb)
1878
Джеффри Фарнол (John Jeffery Farnol)
английский писатель, художник (пейзажист), скульптор и профессиональный спортсмен (фехтование и бокс). Родился в Астоне (Бирмингем, Великобритания). Окончил «Derwent House Prep. School» в Кенте, где особенно преуспевал по литературе, истории и латыни. Впоследствие закончил «Westminster Art School» (Вестминстерскую школу искусств). В 1900 году женился на Бланш Hawley, дочери известного в Нью-Йорке актера Hughson Hawley. Супруги переехали в США, где Джеффри Фарнол работал художником. В 1910 он вернулся в Англию и поселился на южном побережье. Вскоре печатает свои первые книги в жанре исторических любовных романов. Успех его романов позволил Фарнолу стать профессиональным писателем. Всего написал около 40 романов и сборников рассказов (в том числе и в жанре детектива), несколько научно-популярных и детских книг. Автор сборника "Тень и другие рассказы", романа "Голоса из тучи пыли". Умер от рака 9 августа 1952.

 (527x699, 79Kb)
1881
Борис Константинович Зайцев
русский прозаик, драматург. Эмигрировал в 1922. Родился в Орле. Детство прошло в Калуге, где в 1898 Зайцев окончил реальное училище. За участие в студенческих беспорядках был отчислен из Московского технического училища, куда его определил отец, директор завода Ю.П.Гужона. Учился в Горном институте в Санкт-Петербурге и на юридическом факультете Московского университета (не окончил). Дебютировал в 1901 рассказом В дороге, в 1906 вышли Рассказы. Книга 1-я, принесшие автору известность. О своем творческом развитии Зайцев писал в 1916: «Начал с повестей натуралистических; ко времени выступления в печати – увлечение т.н. «импрессионизмом», затем выступает элемент лирический и романтический. За последнее время чувствуется растущее тяготение к реализму». Специфика литературной позиции Зайцева определялась его промежуточным положением между участниками литературного объединения «Среда», твердо приверженного заветам русской реалистической классики, и явным тяготением к символизму, которым во многом определялась и проблематика его первых произведений, и их построение в форме, называемой автором «бессюжетным рассказом-поэмой». В ранних сборниках Зайцева (Рассказы. Книга 2-я, 1909) заметно влияние К.Гамсуна. Вместе с тем уже на начальном этапе творчества ощутимо сильное воздействие Чехова, предопределяющее выбор героя: это интеллигент, который всегда находится в разладе с окружающим прозаичным миром, не расстался с мечтами об иной, истинно одухотворенной форме существования и способен, вопреки своим тягостным будням, устремляться к недостижимому высокому идеалу. Присутствие Чехова особенно заметно в драматургии Зайцева, где выделяется пьеса Усадьба Ланиных (1914), ставшая режиссерским дебютом Е.Б.Вахтангова. В 1904 Зайцев впервые посетил Италию, подолгу жил там в годы перед Первой мировой войной и считал эту страну своей второй духовной родиной. Итальянские впечатления подсказали сюжеты нескольких его рассказов (сборник Рафаэль, 1922, к которому примыкает цикл очерков Италия, печатавшихся с 1907) и до конца жизни писателя продолжали питать его творчество. Своим главным произведением русского периода Зайцев не раз называл повесть Голубая звезда (1918), расцененную им как «прощание с прошлым». Повесть воссоздает историю любви героя, мечтателя и искателя высшей духовной правды, к девушке, которая напоминает тургеневских героинь. Фоном этой любви становится интеллектуальная и художественная жизнь московской среды, которая в предчувствии приближающихся грозных исторических событий пытается обрести для себя прочные нравственные опоры и духовные ориентиры, однако уже чувствует, что уходит весь ее устоявшийся быт и впереди полоса тяжелых потрясений. Этот мотив присутствует и в сборнике рассказов, порою сближающихся со стихотворениями в прозе, Улица святого Николая (1923), первой книге Зайцева, увидевшей свет после его исхода из России. В годы Первой мировой войны Зайцев окончил Александровское военное училище и сразу после Февральской революции был произведен в офицеры, однако не попал на фронт и с августа 1917 по 1921 жил в своем калужском поместье Притыкино. По возвращении в Москву был избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей, работал в Кооперативной лавке писателей и в «Studio Italiano». Получив разрешение ввиду болезни уехать за границу, Зайцев обосновался в Берлине, откуда переехал в Париж. К этому времени он уже пережил сильное влияние религиозной философии В.Соловьева и Н.Бердяева, которые, по его позднейшим свидетельствам, пробили «пантеистическое одеяние юности» и дали сильный «толчок к вере». О новом мироощущении Зайцева свидетельствуют написанные им в 1920-е годы «житийные портреты» (Алексей Божий человек, Препродобный Сергий Радонежский, оба 1925) и очерки о странствиях к святым местам (Афон, 1928, Валаам, 1936). Такие же настроения преобладают и в романах, относящихся к периоду эмиграции. Среди них выделяется Золотой узор (1926), где герои, испытавшие на себе все ужасы недавнего лихолетья, приходят к мысли, что «Россия несет кару искупления... Не надо жалеть о прошедшем. Столько грешного и недостойного в нем». Автобиографическая тетралогия Путешествие Глеба (1937–1953) воссоздает детские и юношеские годы героя, совпавшие со временем надвигающегося перелома в судьбах России. Проведя героя знакомыми путями, которые ведут от земного к вечному, Зайцев обрывает повествование, когда оно достигло 1930-х годов, а герой ощутил провиденциальный смысл, заключенный в совпадении его имени с именем великомученика, особенно чтимого русской церковью. Часто сопоставляемая в критике с Жизнью Арсеньева тетралогия Зайцева действительно имеет общие черты с произведением И.А.Бунина, хотя в ней приглушено чувственное начало, которое почти отсутствует даже в третьем томе – Юность (1950), где рассказана история трудной любви Глеба и Элли (под этим именем изображена жена Зайцева В.А.Орешникова; ей и В.Н.Буниной посвящены его Повесть о Вере, 1968, и Другая Вера, 1969). Обобщая опыт русской эмиграции в статье, приуроченной к 25-летию своего отъезда из Москвы, Зайцев выразил основную тему всего созданного им после того, как он покинул родину: «Мы – капля России... как бы нищи и бесправны ни были, никогда никому не уступим высших ценностей, которые суть ценности духа». Этот мотив главенствует и в его публицистике (особенно примечателен цикл статей в газете «Возрождение» осенью 1939 – весной 1940, впоследствии изданный под общим заглавием Дни), и особенно в мемуарной прозе, занимающей основное место в последний период творчества писателя. Книги воспоминаний Зайцева Москва (1939) и Далекое (1965) содержат целостный и яркий портрет предреволюционной эпохи, запечатленной в ее идейном брожении и в богатстве ее духовной жизни. Зайцев проявил себя как истинный мастер литературного портрета, нередко, как в главах о Бунине или о З.Гиппиус, подводящего объективный итог сложным отношениям, которые связывали мемуариста с этими людьми на протяжении десятков лет. В эмиграции Зайцевым созданы также романизированные биографии трех русских классиков: Жизнь Тургенева (1932), Жуковский (1951), Чехов (1954), в которых предпринят опыт реконструкции духовного мира и творческого процесса каждого из этих писателей. Зайцеву принадлежат переводы Ватека У.Бекфорда (1912), Ада Данте (ритмической прозой, 1913–1918, опубликован в 1961), Искушения святого Антония и Простого сердца Г.Флобера. Умер в Париже 22 января 1972 года. Сочинения: (Собрание сочинений), тома 1-3, 5-7, Берлин - Петроград - Москва, 1922-1923. Литература: Русская литература XX века. 1893-1910, Под редакцией С.А.Венгерова, том 3, книга 8, Москва, 1916. страницы 65-80 (Автобиография Зайцева: Статья Е.А.Колтоновской); История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель, Москва - Ленинград, 1963.

strukov_2 (542x700, 24Kb)
1883
Михаил Струков (Mihail Strukov)
инженер-конструктор планеров и самолетов и совладелец американской компании "Chase Aircraft" (транспортные самолеты для военной авиации). Родился в Екатеринославе, Россия. В 1908 г. Струков окончил Киевский политехнический институт. В годы первой мировой войны обучался в Военном кавалерийском училище, затем служил в армии в чине капитана. За храбрость в действиях против неприятеля был награжден орденом Святого Георгия. В 1923 г. Струков эмигрировал в США, где какое-то время занимался строительством мостов, железных дорог и общественных зданий. В 1941 г., когда в США была разработана программа использования в военных действиях транспортных планеров, появились фирмы, специализировавшиеся на разработке и производстве таких летательных аппаратов. Одной из них была корпорация "Chase Aircraft", основанная в 1943 г. в Нью-Йорке, инициатором создания которой, ее совладельцем, вице-президентом и главным инженером являлся Струков. 30 октября 1943 г. был заключен контракт с ВВС США на проектирование 16-местного десантного планера «XСG-14», а 4 января 1945 г. состоялся его первый полет. В отличие от других американских военно-транспортных планеров «XCG-14» был рассчитан на большую скорость полета и должен был буксироваться скоростными самолетами типа «С-47» и «Р-38». Это потребовало усиления конструкции аппарата, в первую очередь, более толстой обшивкой. Однако отличные аэродинамические характеристики крыла большого удлинения, спроектированного Струковым, обеспечили планеру, несмотря на его большой вес, хорошие летные свойства. При испытании «XCG-14» выдерживал скорость до 440 км/ч, а минимальная скорость (скорость срыва) была менее 100 км/ч. В конце 1944 г. руководство ВВС США заявило о необходимости создания транспортных планеров нового поколения, которые имели бы более совершенную конструкцию и при необходимости могли быть преобразованы в самолет. В соответствии с поставленной задачей С. сконструировал на основе «XСG-14» транспортный планер «CG-18», основным отличием которого было то, что он имел цельнометаллическую конструкцию. Шасси осталось неубирающимся, но на земле (для облегчения погрузки и разгрузки) колеса посредством электропривода могли подтягиваться так, что пол грузовой кабины становился почти вровень с землей. В грузовом отсеке размером 7,4 х 2 х 2,3 м могли быть размещены 35 солдат-десантников или 24 раненных на носилках. В начале 1946 г. Струков получил заказ на производство 7 планеров «СG-18». К этому времени он уже располагал контрольным пакетом акций фирмы "Chase" и являлся по существу ее президентом. В том же году фирма переехала из Нью-Йорка в новые корпуса в Трентоне (штат Нью-Джерси). При установке на «CG-18» 2-х двигателей воздушного охлаждения (Пратт-Уиттни R-2000-11 по 1250 л.с. каждый), планер был преобразован в военно-транспортный самолет «С-122». Таким образом, Струков возродил принцип "от проекта - к планеру, от планера - к самолету", которым руководствовались на заре развития авиации. Этот принцип потом использовался во всех конструкциях фирмы"Chase". Чтобы летательный аппарат был хорошим самолетом, он прежде всего должен быть хорошим планером, утверждал Струков. Самолет «С-122» совершил первый полет 18 ноября 1948 г. Он оказался вполне удачной машиной, мог перевозить 32 человека на расстояние 1360 км, имел недорогую и надежную конструкцию. «С-122» строился для ВВС США и применялся как военно-транспортный самолет до 1958 г. Вскоре после начала работ по строительству самолета «С-122» Струков получил от военных заказ на аппарат с вдвое большей грузоподъемностью. Как и прежде, было решено проектировать машину в 2-х вариантах - планера и самолета. Планер получил обозначение «CG-20», а его моторизованная версия – «С-123». Их испытания начались на рубеже 40-х и 50-х гг. По сравнению с «CG-18» и «С-122», эти летательные аппараты имели большие размеры и вес. Грузовая кабина размером 11,2 х 2,8 х 2,5 м была рассчитана на перевозку 60 десантников с полным вооружением (или 155-мм гаубицы и грузового автомобиля-тягача). Загрузка могла осуществляться как через заднюю грузовую рампу, так и через боковую дверь в фюзеляже. Для улучшения аэродинамических качеств самолета шасси было сделано убирающимся, фюзеляж приобрел более обтекаемые, округлые очертания. «С-123» был снабжен 2-мя звездообразными поршневыми двигателями (Пратт-Уиттни R-2800 мощностью по 2300 л.с.) и имел максимальную скорость 392 км/ч, дальность полета была более 2000 км. Прямое крыло большого удлинения, посадочные закрылки и усиленное шасси с пневматиками низкого давления обеспечивали хорошие взлетно-посадочные характеристики и возможность эксплуатации самолета со сравнительно небольших не бетонированных аэродромов, а использование быстроразъемных соединений позволяло заменить двигатель в течение всего 45 минут. Расположенные в крыле баки были сконструированы таким образом, что при необходимости (например, при аварийной посадке) могли быть сброшены в полете. Первый полет самолета состоялся в октябре 1949 г. Отличные летные и эксплуатационные свойства машины обеспечили большой заказ от ВВС. Серийный самолет получил обозначение «С-123В» "Provider". В 1951 г. прошли испытания реактивного варианта – «ХС-123А». Это был первый реактивный военно-транспортный самолет в США. Вместо двигателей внутреннего сгорания под крылом на пилонах установили гондолы, в каждой из которых было расположено по 2 «ТРД J-47» тягой 2360 кг каждый. «ХС-123А» развивал скорость более 800 км/ч, но из-за повышенного расхода топлива и ухудшения взлетно-посадочных характеристик заказов на этот самолет не последовало. В силу того, что производственные возможности завода в Трентоне были невелики, С. решил объединиться с Г.Кайзером, владельцем бывшего авиационного завода Форда в Мичигане. Президентом совместного предприятия стал сын Г.Кайзера - Эдгар; С. получил должность вице-президента. Основной выпуск С-123В должен был производиться на заводе в Мичигане, в Трентоне были построены только 5 самолетов. То, что Кайзеры были выбраны в качестве деловых партнеров, явилось роковой ошибкой в судьбе С. Как вскоре стало известно, Э.Кайзер продавал правительству военно-транспортные самолеты С-119, также производившиеся на заводе в Мичигане, значительно дороже их реальной стоимости. Когда в 1953 г. выяснилась эта попытка нажиться на государственном заказе, контракт с Кайзером на производство «С-119» был немедленно аннулирован, а заодно аннулировали и заказ на выпуск самолета фирмы " Chase" на этом предприятии. По решению Конгресса США производство «С-123» было передано фирме "Fairchild". Конструктор самолета - Струков - остался без заказов и без денег. В 1954-1958 гг. "Fairchild" выпустила более 300 военно-транспортных самолетов «С-123» "Provider". Они состояли на вооружении США, широко применялись в войне во Вьетнаме, поступали на экспорт и принесли фирме немалые доходы и известность. О Струкове же никто не вспоминал. Между тем, Струков в конце концов все же удалось добиться от своих "нечистых на руку" партнеров компенсации в размере около 2-х миллионов долларов. Это позволило ему продолжить конструкторскую деятельность, на этот раз в качестве президента и главного конструктора фирмы "Chase". Стремясь к получению новых заказов, Струков неустанно работал над повышением эксплуатационных качеств самолета «С-123». Основные усилия были направлены на улучшение взлетно-посадочных характеристик и расширение возможностей базирования самолета. В 1954 г. на модификации «ХС-123D» была применена система управления пограничным слоем крыла. Год спустя, начались испытания варианта «YC-123Е». Этот самолет обладал уникально широкими возможностями эксплуатации: он мог взлетать с неровной грунтовой поверхности, со снега, льда и воды. Эти качества были достигнуты герметизацией фюзеляжа, установкой подкрыльевых поплавков, применением убираемого в полете колесно-лыжного шасси. В 1956 г. Струков построил самолет «УС-134», представлявший собой развитие серийного «С-123», с увеличенной длиной фюзеляжа и, соответственно, с более вместительной грузовой кабиной. Это был самый большой самолет фирмы "Chase" - его взлетный вес достигал 41 т. Также как и предыдущие машины Струкова, «С-134» был оборудован системой управления пограничным слоем и приспособлениями для взлета со снега и воды. Струков скончался в Принстоне (штат Нью-Джерси) 5 января 1974 года, незаслуженно всеми забытый. Архив: D.Winas. Glider to transports. Manuscript. Личный архив Д.А.Соболева.

Игнат_Громов (525x700, 185Kb)
1884
Игнатий Владимирович Громов (настоящая фамилия — Мамонов)
революционер, большевик, борец за Советскую власть в Сибири, один из руководителей красных партизан в годы Гражданской войны на Алтае. Родился в селе Красное Коротоянского уезда Воронежской губернии, в крестьянской семье. Работал на свечном, мыловаренном, воскобойном и салотопенном заводе. Распространяет большевистскую литературу. В марте 1906 г. в связи с революционными событиями попал под наблюдение властей, решил сменить место жительства. Переезжает к родственнику на Алтай, в село Корнилово. Устроился на маслобойный завод «Сибирской компании датчан», но вскоре был задержан за организацию «антирождественского маскарада». Уехал в Хабаровск, где нанялся на строительство Амуро-Забайкальской железной дороги. Ненадолго был арестован за организацию забастовки в знак протеста против расстрела рабочих на Ленских приисках. В начале мировой войны призван в армию, в запасную часть. В 1917 г. дезертирует и возвращается в Каменский уезд. Здесь он объединяет демобилизованных фронтовиков и деревенскую бедноту на борьбу за установление Советской власти. В декабре 1917 г. избран председателем Уездного совета. Делегат 3-го Всероссийского съезда Советов (1918). После белочешского переворота уходит в подполье. Зимой 1918/1919 разрабатывает план восстания, к осуществлению которого перешёл летом 1919 г. Создаёт партизанский отряд, который в августе 1919 г. на несколько часов занимает Камень-на-Оби. После этого символического штурма, отряд Громова разрастается, вскоре становится корпусом партизанской армии Е.М.Мамонтова. Мамонтов лично участвовал в акциях красного террора. Так, согласно его воспоминаниям, в конце октября 1918 г. по его приказу были расстреляны две кулацкие семьи вместе с детьми. Данная акция была ответом на проходившие ранее в Каменском уезде массовые репрессии сторонников советской власти. В сёлах зажиточная часть крестьянства и священники составляли списки советских активистов, и лиц, симпатизировавших большевикам. По этим спискам колчаковская милиция осуществляла массовые аресты, обычным делом стали массовые экзекуции и расстрелы. Несколько сотен человек летом-осенью 1918 г. белые вывезли из Каменской тюрьмы в Крутиху и Дурной Лог и расстреляли. После расстрела кулацких семей практика составления списков сочувствующих Советской власти прекратилась. Громов не останавливался и перед собственноручными расстрелами партизан своего отряда, уличённых в мародёрстве. После изгнания белых из Камня, возглавив Каменский уездный Совет. Позже — заместитель председателя Новониколаевского (Новосибирского) губернского исполкома. В 1920 году Громов возглавлял алтайскую губмилицию, а в следующем году стал заведующим отделом управления Новониколаевского губисполкома, отвечал за работу милиции, тюрьмы, лагерей заключения. Громов входил также в коллегию губернского ЧК. Был заместителем председателя в Новониколаевском исполкоме, позднее — председателем. Контролировал строительство кирпичных заводов, жилых домов, предприятий для переработки сырья, строительство моста через Каменку. Избирался на пост председателя Барабинского, а также Бийского окружных исполкомов. Закончил двухгодичные курсы Института марксизма-ленинизма в Москве. После возвращения из Москвы работал в группе партийного контроля Западной Сибири. В 1937 году по утрате доверия был снят с работы, в конце июля 1938 года арестован и обвинен в организации антисоветского заговора. Под пытками дал признательные показания. 14 ноября 1938 года осужден к высшей мере наказания. Написал прошение о помиловании, после чего его дело было пересмотрено, и 9 декабря 1939 г. он был полностью оправдан за недоказанностью вины. В начале Великой Отечественной войны был заброшен в тыл к немцам для организационной и методической помощи советским партизанам. С 1946 персональный пенсионер. Автор воспоминаний. После заброски в тыл к немцам, Громов встретил в партизанском отряде выбивавшего из него пытками в 1938 году показания следователя НКВД. Первой мыслью Громова было схватить автомат и на месте убить обидчика очередью в упор. В воспоминаниях партизана далее следует потрясающая фраза: «Я подошел к нему, мы обнялись и расцеловались, но не как враги». Был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалью «Партизан Великой Отечественной войны I степени». Умер в Новосибирске 15 февраля 1971 года. Звание «Почетного гражданина города Камень-на-Оби» было присвоено Громову в 1969 году, и почти в то же время его признали «Почетным гражданином Новосибирска». В Камне-на-Оби в честь Громова названа улица. На перекрестке улиц Громова и Барнаульской установлен памятник. В честь Громова названа одна из улиц Новосибирска. Литература: История гражданской войны в СССР, том 4, Москва, 1959, страницы 135, 142, 349; Партизанское движение в Западной Сибири. Документы и материалы. Новосибирск, 1959. страница 731; Омбыш-Куянецов С.О., Повесть о партизане Громове. Новосибирск, 1958; Маздрин И.П., В грозовые годы. Воспоминания партизана, Барнаул. 1959.

Василий Николаевич Масютин (479x700, 141Kb)
1884
Василий Николаевич Масютин
русский художник и писатель, мастер гравюры, представитель символизма. Родился в Риге в семье генерала Н.К.Масютина. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Выйдя в запас в звании подпоручика (1907), В.Н.Масютин в 1908–1914 занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где главным его наставником был С.В.Иванов, под чьим руководством он изучил технику офорта. Был членом «Союза русских художников» (с 1914). Два года (1914–1916) провел на фронтах Первой мировой войны. В канун революции завоевал репутацию «русского Гойи». Развивая традицию символизма, – в обход элегической историчности и самодовлеющего эстетизма «Мира искусства», – тяготел к мрачным и пугающим темам. В масютинских циклах рисунков и офортов (Семь смертных грехов, 1907–1908; альбомы Грех (1909) и 12 офортов (1910–1911); серия, посвященная дну большого города – офорты Сумерки, Боль и др., 1913–1914) доминируют образы экзистенциального тупика, из которого нарождаются кошмары (подобные змеевидному чудищу с женским телом, олицетворяющему Жизнь в одноименном офорте, 1909). При этом мастер всегда сохранял натурную четкость форм, не переходя к авангардным деструкциям. Откликнулся на войну и революцию гравюрами «В Буковине», «1917-й год», «Манифестация» и др. (1917–1918). В 1920 вышел полный каталог его офортов 1908–1918-х годов. В том же году, приняв латвийское гражданство, эмигрировал и с 1921 обосновался в Берлине. Активно работал как иллюстратор, оформляя немецкие переводы А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.А.Блока, Б.А.Пильняка, А.М.Ремизова и других авторов. Переиздал серию «Семь смертных грехов» (1923). Опубликовал в этот период две теоретических работы (Гравюра и литография, Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор), популярные книжки о выдающихся художниках-графиках (А.Тулуз-Лотреке, Ф.Брэнгвине, П.Дюпоне и Т.Бьюике), целый ряд художественно-критических очерков в журнале «Gebrauchsgraphik» («Прикладная графика»). Выпустил в свет несколько беллетристических произведений (романы Царица Нефрет и Дни творений (написанные еще в 1919–1920), повесть «Двое» и рассказ «Опасности зеленого острова»).
Василий Николаевич Масютин1 (485x700, 265Kb)
Литературные тексты Масютина, вышедшие в первой половине 1920-х годов на немецком, представляют собой симбиоз символистской поэтики с чертами сюрреальной сказки в жанре «фэнтэзи»; по-русски они до сих пор не издавались. Живя в Германии, часто выступал в сфере прикладной графики (помимо книжного дизайна рисовал торговые марки, этикетки, театральные и рекламные плакаты). Оформил спектакль труппы М.А.Чехова Дворец пробуждается по мотивам русских сказок (Париж, 1931). Начал заниматься скульптурой. Летом 1945 был арестован советскими оккупационными властями по подозрению в связях с украинскими националистами и провел более года в лагере Заксенхаузен. После подобной «проверки на лояльность» получил крупные официальные заказы, исполнив к концу 1940-х годов памятник М.И.Глинке на берлинском Русском кладбище и скульптурный декор нового здания советского посольства. Эти произведения вполне вписались в программу соцреализма. Умер в Берлине 25 ноября 1955 года.

Finne-Samtiden-1893 (514x700, 166Kb)
1886
Эдвард Габриэль Финнэ (норвежское имя - Edvard Gabriel Finne)
норвежский писатель, один из представителей натуралистической школы, был под сильнейшим влиянием Стриндберга. Родился в Бергене. Основной тон всего литературного творчества Финнэ — беспросветный пессимизм, выросший из ненависти к современному буржуазному обществу — угнетателю талантливой индивидуальности, из ненависти к женщине и бунта против авторитета «старших». Мелкобуржуазный «бунтарь» Финнэ едко высмеивал современную полуромантическую литературу с её «наивно-ханжеским пониманием действительности» и обнаруживал особое тяготение к изображению самых грубых и темных сторон человеческой природы и жизни. Форма его произведений мало художественна. Финнэ дебютировал сборником рассказов «Filosofen» (Философ, 1889), пронизанных глубоким пессимизмом. Второй сборник «Unge Syndere» (Юные грешники, 1891) — гимн любви в её примитивной форме полового влечения — был конфискован «за безнравственность». Вышедший в 1890 году роман «Doktor Wangs Born» (Дети доктора Ванге) — самое сильное из произведений Финнэ, рисовал безрадостное детство и исковерканную юность сыновей и дочерей провинциального доктора, выросших в настоящем семейном аду. Сила романа в драматической интенсивности ситуаций, в реалистической обрисовке персонажей. Второй роман «To Damer» (Две дамы, 1891) слабее; его тема — история двух супружеств — разработана в духе Стриндберга: супружеская жизнь изображена здесь как ожесточенная борьба между мужчиной и женщиной. Основная тема двух вышедших в 1893 году одноактных пьес: «Uglen» (Сова) и «För Afskäden» (Перед разлукой) — супружеская измена. Первая в художественном отношении значительно выше второй. Ещё слабее повесть «Rachel» (Рашель, 1895). Выпущенная в том же году новелла «Emanuel Daah» (Эмануэль До) представляет собой мастерской психологический этюд. Повесть «I Afrgrunden» (В пропасти, 1898), похожая на исповедь писателя, проникнута чувством глубокой усталости и пессимизма. Умер в Осло 3 июля 1899 года. Работы: Filosofen (1889); Doktor Wangs Børn (1890); To damer (1891);Uglen (1893);Før afskeden (1894); I afgrunden (1898). Литература: Эдвард Габриэль Финнэ — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939.

Jerzy_Szaniawski (483x700, 179Kb)
1886
Ежи Шанявский (польское имя - Jerzy Szaniawski)
польский драматург, писатель, эссеист и фельетонист, член Польской академии литературы. Лауреат Государственной премии Польши (1930). Родился в селе Зегжинек у реки Нарев (ныне Мазовецкого воеводства Польши), в семье землевладельца. В доме Шанявского поддерживались культурные традиции, часто бывали многие писатели, в том числе Мария Конопницкая, Клеменс Юно́ша и другие. Окончил варшавскую гимназию и отправился в Лозанну изучать естественные науки в Сельскохозяйственном институте. Через некоторое время вернулся в родительское имение, где жил уединенно, избегая контактов с людьми. С 1912 года занимался драматургией и литературным творчеством. Во время Второй мировой войны Е.Шанявский переехал в Варшаву и принял участие в движении Сопротивления. В 1944 году был арестован, после освобождения переехал в Краков, затем в родные края. Умер Ежи Шанявский в Варшаве 16 марта 1970 года. Ежи Шанявский дебютировал в 1912 году на страницах «Варшавского курьера» (польское название - «Kurjer Warszawski»). Через пять лет его пьеса «Негр» («Murzyn», 1917) была поставлена на сцене столичного Польского театра. Спектакль имел успех и принес автору популярность. В течение следующих лет Шанявский написал еще ряд пьес — «Бумажный любовник» («Papierowy kochanek», 1920), «Сорвиголова» («Lekkoduch», 1923), «Птица» (Ptak, 1923), а в 1924 году написал свой единственный роман — «Любовь и важные вещи» («Miłość i rzeczy poważne»). Пьесы автора ставились на сценах разных польских театров, в том числе театра-лаборатории «Редут» («Reduta») Ю.Остервы. В 1930-х гг. творчество драматурга пользовалось большой популярностью. Он был отмечен рядом литературных премий, благодаря чему в 1933 году был избран в члены Польской академии литературы. Кроме театральных сцен, его произведения были поставлены как радиоспектакли и послужили сценариями кинофильмов. Проживая в Кракове, в 1946 году написал пьесу «Два театра»" («Dwa teatry»), а также цикл рассказов о профессоре Тутке. Однако, после того как Шанявский отказался писать в русле соцреализма, который был официально признан основным художественным направлением, в 1949 году подвергся нападкам со стороны коммунистических властей ПНР, в результате чего до 1955 года произведения писателя не печатались. В 1950 году Ежи Шанявский вернулся в родительское поместье и занялся его восстановлением. В начале оттепели, в 1955 году, Союз польских писателей организовал масштабное празднование юбилея Шанявского. В том же году писатель получил Командорский крест Ордена возрождения Польши. Однако основные произведения Шанявского на тот момент уже были написаны, и новые его пьесы — «Лучники» («Łuczniczki», 1959), «Девять лет» (Dziewięc lat, 1960) — хотя и имели определенный успех, однако были значительно слабее прежних произведений драматурга. В 1977 году имение писателя в Зегжинеке сгорело, при пожаре погиб архив писателя, в котором хранилось, по воспоминаниям современников, 77 драматургических произведений, из которых изданы были только около тридцати. Избранные пьесы: Murzyn (1917); Papierowy kochanek (1920); Ewa (1921); Lekkoduch (1923); Ptak (1923); Żeglarz (1925); Мореход. — Москва : ВААП, 1975; Adwokat i róże (1929);Fortepian (1932); Most (1933); Dwa teatry (1946); Два театра // Современные польские пьесы. — Москва, 1965; Kowal, pieniądze i gwiazdy (1948); Кузнец, деньги и звёзды. — Москва: ВААП, 1976; Chłopiec latający (1949); Łuczniczka (1959); Dziewięć lat (1960). Радиоспектакли: Zegarek (1935); W lesie (1937); Służbista (1938); Srebrne lichtarze (1938); Dziewczyna z lasu (1939). Сценарии кинофильмов: Клуб профессора Тутки (комедийный сериал 1966—1968). Награды: Офицерский крест Ордена возрождения Польши (1955); Крест Заслуги (Польша); Государственная премия Польши (1930); Литературная премия города Варшавы (1958); Премия Варшавского воеводского народного совета (1959); Премия молодых имени Влодзимежа Петржака (1962).

Аргеев Павел Владимирович (499x700, 177Kb)
1887
Павел Владимирович Аргеев
русский лётчик-ас Первой мировой войны. Родился в Ялте, в семье пароходного механика Владимира Акимовича Аргеева (по другим сведениям — из дворян Херсонской губернии. Окончил Одесское техническое железнодорожное училище в 1904 году, после его окончания поступил в Одесское пехотное юнкерское училище. По окончании в 1907 году выпущен в армию подпоручиком в 184-й пехотный резервный Варшавский полк. Командовал взводом, с 1908 года — адъютант батальона, с 1909 года — младший офицер стрелковой роты. В 1910 году произведён в поручики. С апреля 1911 года служил в 29-м пехотном Черниговском полку, младший офицер роты и командующий ротой, с января 1912 года — исполняющий должность обер-офицера для поручений при управлении дивизионного интенданта 8-й пехотной дивизии. По не вполне ясным причинам в июне того же оставил службу в полку: не явился в часть по приказу, за неисполнение приказа приговорен военным судом к месячному содержанию на гауптвахте. После освобождения отчислен в запас и уехал во Францию (жил там под фамилией d’Argueeff). Когда началась Первая мировая война, подал прошение о зачислении во французскую армию. 30 августа 1914 года ему было присвоено звание лейтенанта французской армии. Служил в 131-м пехотном полку. Участвовал в битве на Марне. 23 сентября 1914 года Аргеев был ранен, но в конце октября вернулся на фронт. В сентябре 1914 года произведён в капитаны. В мае 1915 был награждён Кавалерским крестом ордена Почётного легиона. За первый год войны был ранен пять раз. После пятого ранения был признан негодным к строевой службе в пехоте. Подал прошение о переводе в авиацию, окончил авиационную школу в городе Авор. 22 октября 1915 получил диплом пилота, зачислен в 48-ю разведывательную эскадрилью. В октябре 1916 года вернулся в Россию вновь зачислен в российскую армию в чине штабс-капитана. Служил в 12-м авиационном отряде истребителей, в 19-м корпусном авиационном отряде, с марта 1917 года — его командир. С июля того же года — командир 2-й боевой авиагруппы, с октября того же года — командир 3-й боевой авиагруппы. На русско-германском фронте Аргеев сбил 6 вражеских самолётов. После Октябрьской революции не пожелал служить новой власти и в декабре 1917 года подал рапорт о предоставлении трехмесячного отпуска «для лечения». За это время через Архангельск уехал во Францию и вновь вернулся на французскую службу. С мая 1918 воевал в 124-й истребительной эскадрилье, укомплектованной иностранными добровольцами и осуществлявшей прикрытие Реймса. На франко-германском фронте с мая по октябрь 1918 года Аргеев сбил 9 вражеских самолётов. Таким образом, его общий боевой счёт составляет 15 сбитых неприятельских самолетов и он является вторым по результативности русским асом-истребителем Первой мировой войны после Александра Казакова. Однако в СССР имя Аргеева практически не было известно. После войны работал пилотом во французско-румынской авиакомпании. 30 октября 1922 года, летя с грузом почты из Праги в Варшаву, погиб в авиакатастрофе в Чешских Татрах, в районе Трутнова (Трантенау), врезавшись в густом тумане в скалу. Похоронен в Париже. Награды: Орден Святого Георгия 4-й степени (31 октября 1917, за победы в воздушных боях 23 апреля 1917 и 4 мая 1917); Орден Святого Владимира 4-й степени (18 декабря 1915, «за отличия в войне с германцами на французском фронте»); Георгиевское оружие (21 ноября 1917, за сбитый вражеский самолет 26 мая 1917); Кавалерский крест ордена Почётного легиона (Франция, 1915); Офицерский крест ордена Почётного легиона (Франция, 1918); Военный крест 1914—1918 (Франция, 1915). Литература: Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 годов. Биографический справочник. / Составители М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. — Москва: РОССПЭН. 2006. — Страницы 25—26.

1887
Юрий Георгиевич Бильстин (собственно Бильдштейн; в некоторых случаях подписывался как Юрий Ван-Орен, Yuri Bilstin)
российский, французский и американский виолончелист и педагог. Родился в Одессе. Окончил Тифлисскую консерваторию (1904), затем стажировался в Брюссельской и Санкт-Петербургской консерваториях. В 1908—1909 гг. преподавал в Тифлисе, затем в 1909—1917 гг. в Санкт-Петербурге, в петербургский период много концертировал. В первые послереволюционные годы жил и работал в Самаре, выступал с концертами. В 1922 году эмигрировал во Францию. Здесь открыл Психофизиологический институт музыкального образования, опубликовал методическое пособие «Психофизиологический метод музыкального обучения» (французское название - Méthode psycho-physiologique d'enseignement musical; 1927), использовавший педагогические идеи Жака-Далькроза и вызвавший определённый резонанс. Сообщается, что педагогические идеи Бильстина повлияли на крупного французского музыкального педагога Пьера Санкана, а практикуемая Бильстином методика активного расслабления оказала большое влияние на Мориса Мартено. В 1932 г. перебрался в США. Играл в составе фортепианного трио Карла Толлефсена, по разным поводам выступал также как солист (известно, например, о его сольной программе, состоявшей из собственных обработок кавказских и иранских песен). Выступал с лекциями о старинной музыке и старинных музыкальных инструментах. Открыл в Нью-Йорке собственную музыкальную школу. Ученицей Бильстина была, в частности, известная авангардная танцовщица Сибил Ширер. Композиторское наследие Бильстина включает, в частности, «Орфические гимны» для трёх голосов с оркестром (1931), трио для виолы да гамба, флейты и фортепиано «Воззвание к Свету» (Invocation to the Light; 1932) и др. Умер в Нью-Йорке 15 декабря 1947 года.

Bogrov1910 (400x700, 178Kb)
1887
Дмитрий Григорьевич (Мордехай Гершкович) Богров
российский анархист еврейского происхождения, секретный осведомитель охранного отделения (агентурная кличка Аленский), в 1911 году лично осуществивший покушение на жизнь П.А.Столыпина. Родился в состоятельной еврейской семье. Его отец был присяжным поверенным и крупным домовладельцем, состояние которого оценивалось в полмиллиона рублей. Дед Г.И.Богров — известный еврейский писатель. Брат — медик Ю. Богров, удостоен Анненского оружия с надписью «За храбрость», награждён орденами Святого Станислава II и III степени и Святой Анны III степени. Учился в первой киевской гимназии. В ноябре 1905 года поступил на юридический факультет Мюнхенского университета. Увлекся трудами теоретиков анархизма — Петра Кропоткина, Макса Штирнера. В 1906 году вернулся в Киев, возобновил занятия в Киевском университете, который закончил в 1910 году. С конца 1906 года вступил в киевскую группу анархистов-коммунистов. Через несколько месяцев, разочаровавшись в анархистах, добровольно предложил свои услуги Киевскому охранному отделению. В качестве платного агента (агентурный псевдоним Аленский /Капустянский — для внутреннего употребления среди сыщиков) сотрудничал с охранным отделением до 1910 года, выдал ряд анархистов и эсеров, получая в месяц до 150 рублей. В частности, по его доносам в конце 1907 — начале 1908 года было арестовано большинство членов анархо-коммунистической группы Сандомирского-Тыша. С февраля по ноябрь 1910 года служил помощником присяжного поверенного в Петербурге. Проживал в Киеве, во флигеле отцовского дома на Бибиковском бульваре (сейчас бульвар Шевченко, дом и флигель сохранились). В 1910 году в связи с тем, что в подпольных кругах распространились подозрения в провокаторстве Богрова, он временно прервал отношения с полицией. В 1911 году, в конце августа, перед приездом в Киев императора Николая II со свитой на торжества, посвящённые открытию памятника Александру II, явился в Киевское охранное отделение с сообщением о якобы готовящемся эсерами покушении на одного из сановников. 1 сентября 1911 года по пропуску, выданному начальником Киевского охранного отделения Н.Н.Кулябко с согласия П.Г.Курлова, А.И.Спиридовича и М.Н.Веригина, прошёл в городской оперный театр и во время второго антракта спектакля «Сказание о царе Салтане» из браунинга смертельно ранил председателя Совета министров П.А.Столыпина. Был схвачен на месте. Мотивом для покушения возможно было то, что Богров видел в Столыпине вдохновителя политической реакции. По приговору военно-окружного суда приговорён к смертной казни и повешен в ночь на 12 сентября в Лысогорском форте. Из рассказа очевидца казни: «Когда к Богрову подошел палач, тот обратился к присутствующим с просьбой передать его последний привет родителям. После этого палач связал его руки назад, подвел к виселице и надел на него колпак. Последние слова Богрова (удивительно безразличного ко всему происходящему) были обращены к палачу: «Голову поднять выше, что ли?» Спокойствие приговорённого смутило даже палача, и он поспешно выбил табурет из-под ног Богрова…» 1 сентября Богров написал прощальное письмо родителям со словами: «… я всё равно бы кончил тем, чем сейчас кончаю». В своих показаниях и последующей книге брат Д.Г.Богрова, Владимир, доказывает, что причиной сотрудничества брата-анархиста с полицией являлись не материальная заинтересованность или идеологические шатания, а замысел продемонстрировать несостоятельность системы политического сыска и тем самым дискредитировать её в глазах правительства. В отличие от крайне быстрых, по тогдашним меркам, судопроизводства и казни Богрова, расследование в отношении замешанных должностных лиц велось медленно и окончилось практически ничем. В январе 1913 года сенаторская ревизия (комиссия) под руководством М.И.Трусевича подготовила обвинительный акт, однако дело в отношении Курлова, Веригина и Спиридовича было прекращено по указанию Николая II, а срок заключения подполковника Кулябко был сокращен царем с 16 месяцев до четырёх. Письмо Д.Г.Богрова от 1 декабря 1910 года: «Я стал отчаянным неврастеником… В общем же все мне порядочно надоело и хочется выкинуть что-нибудь экстравагантное, хотя и не цыганское это дело.» Анархист И.С.Гроссман-Рощин: «Богров жил протестом против нудной обыденщины и никогда не был просто весёлым, радостным, упоённым борьбой и риском. В душе была осень, мгла… Был ли Дмитрий Богров романтиком? Нет. В нем жило что-то трезвенное, деляческое, запыленно-будничное, как вывеска бакалейной лавочки… Я очень легко представляю Богрова подрядчиком по починке больничных крыш, неплохим коммивояжером шпагатной фабрики… И он бы серо и нудно делал нудное дело. Но точно так же представляю себе и такой финал: в местной газете, в отделе происшествий появляется петитом набранная заметка: «В гостинице „Мадрид“ покончил самоубийством коммивояжер шпагатной фабрики Д. Богров. Причины самоубийства не выяснены». — Былое. — 1924. — № 26. — Страница 154. Цитата по: Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы...

1887
Отто Георг Эдгар Дехлер (Otto Georg Edgar Dehler)
немецкий шахматный композитор. Умер в Бад Бланкербурге 20 мая 1948 года.

Лаврин (635x700, 506Kb)
1887
Янко Лаврин (Янко Иванович Лаврин; псевдоним Лев Савин, словенское имя - Janko Lavrin)
российский журналист, редактор, издатель словенского происхождения; английский славист, переводчик. В начале своей деятельности и на излёте движения — неославянофил. Во время Первой мировой войны — корреспондент газеты «Новое время» (1915—1917). Участник литературно-художественной группы русских футуристов «Бескровное убийство» и основной персонаж одноимённого журнала. Прототип главного персонажа заумной пьесы Ильи Зданевича «Янко крУль албАнскай» (1916). Профессор русского языка и литературы Ноттингемского университета (1921—1953). Долгожитель, не доживший полгода до своего столетия. Янко Лаврин родился в Крупе (область Бела-Краина, Словения). В 1907 году был членом словенского студенческого революционного кружка «Препород». С 1908 года жил в России и примыкал к движению неославянофилов. В 1908—1911 годах — соредактор журнала «Славянский мир», в котором публиковал собственные статьи о славянских литературах и переводы на русский язык западно- и южнославянских писателей (Ивана Цанкара и других). Был редактором (совместно с Сергеем Городецким) альманаха «Велес» (1912—1913). В 1912 году Янко Лаврин вместе с Морисом Фаббри присоединился к Михаилу Ле-Дантю и Илье Зданевичу, путешествующим по Грузии и Осетии. Входил в литературно-художественную группу «Бескровное убийство», участвовал в издании её одноимённого журнала и был основным персонажем этого журнала. Рисунки Михаила Ле-Дантю для «Албанского выпуска» (1916) журнала «Бескровное убийство»: «Янко Лаврин, король Албании», «Пророчество о судьбе Албанского короля», «Собственность Янки Лаврина», «Собственность Янки Лаврина». В 1915—1917 годах, во время Первой мировой войны, — корреспондент газеты «Новое время» на балканском и западном фронтах. В 1916 году Лаврин опубликовал антимилитаристскую книгу «В стране вечной войны. Албанские эскизы», запрещённую российской цензурой. Книга Лаврина об Албании была высмеяна в «Албанском выпуске» (1916) журнала «Бескровное убийство» за предрассудки, панславизм и мегаломанию автора. Вернувшийся осенью 1916 года с фронта в Петроград Илья Зданевич включился в эксперименты группы «Бескровное убийство» и на основе «Албанского выпуска» написал заумную пьесу «Янко крУль албАнскай» (впервые была издана в Тифлисе в 1918 году). 3 декабря 1916 года пьеса была поставлена в мастерской одного из участников группы Михаила Бернштейна. В конце 1917 года, после Октябрьского переворота, Лаврин переселился в Англию, где с 1918 года стал преподавателем русского языка и литературы Ноттингемского колледжа. С 1921 года — профессор русского языка и литературы Ноттингемского колледжа (с 1948 года — Ноттингемский университет), в котором работал до 1953 года. Умер в Лондоне 13 августа 1986 года. Михаил Ле-Дантю. «Янко Лаврин и Николай Белоцветов». Рисунок для одного из выпусков журнала «Бескровное убийство». Янко Лаврин — автор монографий о Фёдоре Достоевском (1920), Льве Толстом (1924), Николае Гоголе (1926), Александре Пушкине (1947), Иване Гончарове (1954), Михаиле Лермонтове (1959), книг и статей по русской и советской литературам (о Максиме Горьком, Владимире Маяковском, Александре Блоке). В основу научных работ Янко Лаврина положены психоаналитический и социологический методы (в авторской терминологии — «психокритический») исследования художественного творчества. Ряд исследований Лаврина посвящён европейским писателям-модернистам. Многие работы Лаврина были изданы в Югославии, США, ФРГ, Японии. Янко Лаврин перевёл на английский язык многих словенских писателей и антологии словенской (1957) и современной Лаврину югославской (1962) поэзии. Член-корреспондент Словенской академии наук и искусств (1957). Библиография: Михаил Ле-Дантю. Сотрудники и читатели журнала «Бескровное убийство» (1915). В числе изображённых: Роза Левинсонд (читатель), Николай Лапшин, Михаил Ле-Дантю, Екатерина Турова, Янко Лаврин. Книги: Лаврин Янко. В стране вечной войны. Албанские эскизы. — Петроград, 1916; Lavrin J. Dostoevsky and His Creation: a psycho-critical study. — L., 1920; Lavrin J. Tolstoy: a psycho-critical study. — L., 1922; Lavrin J. Studies in European literature. — L., 1929; Lavrin J. Aspects of modernism: from Wilde to Pirandello. — L., 1935; Lavrin J. An introduction to the Russian novel. — N. Y., L., 1943; Lavrin J. Dostoevsky: a study. — N. Y., 1943;Lavrin J. Pushkin and Russian literature. — L., 1947; Lavrin J. Tolstoy: an approach. — L., 1948; Lavrin J. From Pushkin to Mayakovsky: a study in the evolution of literature. — L., 1948; Lavrin J. Ibsen: an approach. — L., 1950; Lavrin J. Nikolai Gogol, 1809-1852: a centenary survey. — L., 1951; Lavrin J. Goncharov. — New Haven, 1953; Lavrin J. Russian writers: their lives and literature. — 1954; Lavrin J. Lermontov. — L., 1959; Lavrin J. Aspects of modernism. — N. Y., 1968; Lavrin J. Russia, Slavdom and the Western World. — L., 1969; Lavrin J. Nietzsche: a biographical introduction. — L., 1971; Lavrin J. From Pushkin to Mayakovsky. — Westport (Conn.), 1971; Lavrin J. A panorama of Russian literature. — L., 1973; Лаврин Я. Лев Толстой: Сам рассказывающий о себе и своей жизни / Перевод с немецкого О.Мичковского. — Челябинск, 1998. — 463 страницы — (Биографические ландшафты). Статьи: Лаврин Янко. [О Хлебникове / Подготовка текста А. Парниса] // Литературное обозрение. — 1985. — № 12. — Страницы 97—98. Фильм о Янко Лаврине: 2006/2007 — «Янко Лаврин: весь словенский, весь русский, весь английский, весь космополит». ТВ Словении, режиссёр А.Н.Драган. Литература: Григорьев А. Русская литература в зарубежном литературоведении. — Ленинград, 1977; Парнис А.Е. Лаврин, Янко // Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1978. — Том 9; Янко Лаврин и Россия / Ответственный редактор Ю.А.Созина. — Москва: Институт славяноведения Российской Академии Наук, 2011. — 356 страниц. — (Slavica et Rossica). — ISBN 978-5-7576-0227-1.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку