-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 91874
Комментариев: 6730
Написано: 100220


11 декабря родились...

Воскресенье, 11 Декабря 2016 г. 00:37 + в цитатник
Christian_Dietrich_Grabbe_by_Joseph_Wilhelm_Pero (564x700, 177Kb)
1801
Кристиан Дитрих Граббе (немецкое имя - Christian Dietrich Grabbe)
немецкий драматург-романтик. Родился в Детмольде. Учился праву в Лейпциге и Берлине, хотел стать актёром и режиссёром, дружил с Тиком и Гейне (последний назвал Граббе «подвыпившим Шекспиром»). Воспринял идеологию романтической группировки «Буря и натиск». Имел пристрастие к алкоголю (пьяницей была его мать, жена управляющего тюрьмой). Семейная жизнь Граббе не сложилась. Он перебивался на различных мелких службах во Франкфурте, Дюссельдорфе и других местах, откуда его тут же выгоняли, бедствовал и голодал.
Christian_Dietrich_Grabbe (465x700, 296Kb)
Памятник в Дюссельдорфе.
В XX веке признан (вместе с Георгом Бюхнером) обновителем немецкой драмы под влиянием Шекспира. Едва ли не все его наследие было опубликовано и нашло путь на сцену только после смерти автора. Его личность и судьба интересовали Брехта, который хотел поставить драму Граббе «Ганнибал». Комедию Граббе «Шутка, сатира, ирония…» перелицевал для французской сцены Альфред Жарри, фрагмент этой переделки включил в свою «Антологию черного юмора» Андре Бретон, комическую оперу по пьесе написал в 2001 немецкий композитор Детлев Гланерт. По его драмам сняты кино- и телефильмы, они идут на многих сценах мира в постановке крупных режиссеров (в том числе «Фауст» Яна Шванкмайера, 1994). Вместе с тем, его творчество поднимали на щит германские нацисты, толкуя в имперско-арийском духе исторические драмы Граббе и в особенности раздувая его антисемитизм. Умер в Детмольде 12 сентября 1836 города. Произведения: Herzog Theodor von Gotland/ Герцог Готландский (1822, премьера в Вене в 1892); Nannette und Maria/Нанетта и Мария (1823, мелодрама, поставлена в Кеттвиге в 1914); Scherz, Satire, Ironie und tiefere Bedeutung/ Шутка, сатира, ирония и глубокий смысл (1827, комедия; премьера в Вене в 1976); Don Juan und Faust/ Дон Жуан и Фауст (1828, пост. в Детмольде в 1829, фильм Марселя Л’Эрбье, 1922); Die Hohenstauffen/ Гогенштауфены (в 2-х частях, 1829—1830, поставлена в Шверине в 1875); Napoleon oder Die Hundert Tage/ Наполеон, или Сто дней (1831, премьера во Франкфурте в 1895); Hannibal/ Ганнибал (1835, премьера в Мюнхене в 1918); Die Hermannsschlacht/ Битва Арминия (опубликована в 1838, посмертно; поставлена в Детмольде в 1936). Публикации на русском языке: Шутка, ирония и нечто поглубже/ Перевод Алексея Ремизова// Europa Orientalis, 1994, № 1; Силены/ Перевод Сергея Дубина// Бретон А. Антология черного юмора. Москва: Carte Blanche, 1999, страницы 103-114; Шутка, сатира, ирония…/Перевод Ирины Щербаковой// Немецкая романтическая комедия. Санкт-Петербург: Гиперион, 2004. Литература: Schneider F.J. Christian Dietrich Grabbe, persönlichkeit und werk. München: Beck, 1934; Ehrlich L. Christian Dietrich Grabbe : Leben, Werk, Wirkung. Berlin: Akademie-Verlag, 1983; Kopp D. Christian Dietrich Grabbe: ein Dramatiker der Moderne. Bielefeld : Aisthesis, 1996; Grabbes Welttheater: Christian Dietrich Grabbe zum 200. Geburtstag// Detlev Kopp, Michael Vogt (Hrsg.). Bielefeld: Aisthesis, 2001.

 (565x699, 53Kb)
1803
Гектор Луи Берлиоз (французское имя - Louis-Hector Berlioz)
французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции (1856). Родился в провинциальном городе Кот-Сент-Андре (Изер) на юго-востоке Франции в семье врача. Детские годы Берлиоз провёл в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами. Там же научился играть на флейте. В 1821 Берлиоз поехал в Париж, где стал учиться медицине. Родители желали ему стать медиком, но сам Берлиоз тяготел к музыке и поэтому вскоре бросил учёбу. Он подрабатывал пением в хоре и долго бедствовал. В 1825 году в Париже состоялось Первое публичное исполнение его произведения «Торжественная месса», безо всякого успеха. Берлиоз, занимаясь самообразованием, несколько лет брал уроки у Жан-Франсуа Лесюэра и к нему же в класс полифонии подался после поступления в Парижскую консерваторию в 1826 году (также он занимался в классе Антонина Рейхи). Начиная с 1828 года, Берлиоз начал писать критические статьи о музыке и познакомился с популярными в то время писателями и музыкантами, такими как Виктор Гюго, Александр Дюма, Паганини, Жорж Санд. В 1828—1830 года вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза — увертюры «Ваверлей», «Francs-juges» и «Фантастическая симфония», после исполнения которой публика обратила внимание на молодого композитора. В 1830-м году Берлиоз окончил консерваторию. В тот же год он получил Римскую премию за академическую неноваторскую кантату «Сарданапал». До этого Берлиоз 3 года подряд пытался получить премию, но 3 раза члены жюри отказывали ему, будучи озадачены. В этом же году началась революция; Берлиоз сочувствовал революционерам и даже инструментовал «Марсельезу». После получения премии он отправился в Италию по условиям стипендиата. Там он заинтересовался итальянской музыкой, встретился с Глинкой, познакомился с произведениями Байрона.
11 декабря 1803 года родился — Берлиоз, Гекторpost-213108-132366834559 (700x486, 350Kb)
В 1833 году Берлиоз возвратился во Францию, взяв с собой написанную в Италии увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour à la vie» в жанре, названном им «мелолог» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Обосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как композитор, сочиняя программные симфонии и оперы; дирижёр (работал, в частности, в Парижской консерватории) и музыкальный критик (писал в газетах «Gazette musicale de Paris», позже и в «Journal des Débats» до 1864 года и приобрел репутацию строгого и серьёзного критика). Однако, его оперы не имели большого успеха и он всё ещё оставался беден. В 1839 году он был назначен библиотекарем консерватории. С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—1868), в частности, собрав внушительную публику на концерте в Московском манеже. В Санкт-Петербурге в 1867—1868 годах композитор жил по следующим адресам: Михайловский дворец — Инженерная улица, 4. В 1856 года Берлиоз был назначен членом Академии искусств. В 1860-х годах Берлиоз выпускает сборники статей, а также свои «Мемуары» (1870 год). Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах». Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон закончился разводом в 1843 году (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступал в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854 году. Сын композитора от первого брака умер в 1867 году. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года. Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Его искусство во многом сродни творчеству В.Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений. В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу».
11 декабря 1803 года родился Гектор БЕРЛИОЗpost-154-129207643805 (700x388, 269Kb)
В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У.Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (поставлена в 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и другие произведения. Собрание сочинений в 9 сериях (20 ттомов) издано в Лейпциге (1900—1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—1859). Берлиоз сам писал либретто к последним двум операм, к «Осуждению Фаусту», к «Детству Христа» и к другим произведениям. Скончался 8 марта 1869 года. Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдаются: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirées de l’orchestre» (Париж, 1853; 2-е издание, 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traité d’instrumentation» (Париж, 1844). Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 г. посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Берлиоз уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878). Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр.
11 декабря 1803 года родился — Берлиоз, Гекторpost-13108-132366834289 (700x352, 244Kb)
Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Симфонии: Фантастическая симфония Op.14, H 48 (Symphonie fantastique, 1830); Гарольд в Италии Op.16, H 68 (Harold en Italie) — для альта с оркестром (1834); Ромео и Джульетта — Симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 (1839); Траурно-триумфальная симфония Op.15, H 80a, b (1840). Увертюры: Тайные судьи H 23d (1826); Уэверли H 26 (1826—1828); Буря (по Шекспиру, с хором) H 52 (1830); Король Лир Op.4, H 53 (1831); Роб Рой H 54 (1831); Бенвенуто Челлини H 76b (1838); Римский карнавал Op.9, H 95 (1844); Корсар Op.21, H 101 (1846—1851); Беатриче и Бенедикт H 138 (1860—1862). Концертные произведения: Rêverie et caprice — для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841); Марш к последней сцене Гамлета H 103 (1844); Марш троянцев H 133b (1864). Вокальные произведения: Летние ночи Op.7, H 81. Кантаты: Греческая революция (2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825-1826, 1833); Смерть Орфея H 25 (1827); Эрминия H 29 (1828); Клеопатра H 36 (1829); Смерть Сарданапала H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830); 5 мая Op.6, H 74 (1831—1835); Эригона (сохранился только фрагмент) H 77 (1835—1838); Hymne à la France H 97 (1844); Chant des chemins de fer H 110 (1846); L’Impériale Op.26, H 129 (1854); Le Temple universel Op.28, H 137 (1861). Оперы: Тайные судьи H 23 (сохранились только фрагменты) (1825—1834); Бенвенуто Челлини Op.23, H 76a (1838); La nonne sanglante H 91 (не окончена) (1841—1842); Осуждение Фауста Op.24, H 111 (La Damnation de Faust, 1846); Троянцы H 133a (Les Troyens, 1863); Беатриче и Бенедикт H 138 (1863). Хоровые произведения: Торжественная месса (Messe Solennelle) H 20 1824; Реквием Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts, 1837); Te Deum Op. 22, H 118 1848—1849; Оратория Детство Христа Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, 1853—1854). Музыкальные фрагменты: Увертюра к опере Беатрис и Бенедикт. Библиография: Гектор Берлиоз. Мемуары. Перевёл А.Оссовский, Издание Ник.Финдейзена, Санкт-Петербург, 1896 год; Берлиоз Г. «Дирижер оркестра»; Хохловкина А. Берлиоз. Москва, 1966; Берлиоз Г. Мемуары. Москва, 1967; Берлиоз Г. Избранные письма, тома 1-2. Москва, 1984—1985; Берлиоз Г. «Концерты Рихарда Вагнера. Музыка будущего»; Жюльен, «Hector B.» (1882); Hippeau, «В., l’homme et l’artiste» (3 тома, Париж, 1863—85); Ernst, «De l’oeuvre dramatique de H. B.» (1884); Pohl, «H. B. Studien u. Erinnerungen»; Трифонов, «Гектор Б.» («Вестник Европы», 1885, IX—X).

Otto_Wilhelm_Hermann_von_Abich (522x700, 93Kb)
1806
Герман Вильгельмович (иногда Васильевич) Абих (немецкое имя - Otto Wilhelm Hermann von Abich, Отто Вильгельм Герман фон Абих)
немецкий геолог, естествоиспытатель и путешественник; один из основоположников геологического изучения Кавказа. Изучал ледники, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа и Ирана. Академик Санкт-Петербургской академии наук (1853). По словам С.Венгерова, Г.Абих «создал геологию Кавказа, до него почти неразработанную». Родился в Берлине. По происхождению немец. Отец был горным советником, мать — дочерью химика М.Клапрота и сестрой путешественника и востоковеда Ю.Клапрота. Окончив курс а брауншвейгской гимназии, изучал естественные науки в Берлинском университете (у А.Гумбольдта — старого друга родителей, К.Риттера, Л.Буха). Окончил университет в 1831 году со степенью доктора философии за диссертацию De Spinello, опубликованную в том же году. В 1833—1834 годах изучал вулканические области Италии. Не однажды подвергая жизнь опасности, произвёл исследования и наблюдения извержений Везувия, Стромболи и Этны. По результатам экспедиций издал два отчёта, в которых, помимо дара с необыкновенной точностью производить наблюдения, Абих проявил ещё замечательное умение графически изображать геологические явления природы. В 1842 году переехал в Россию и был назначен профессором минералогии университета в Дерпте. В 1854 году причислен к Корпусу горных инженеров и поселился на Кавказе. В 1866 году избран почётным членом Академии. В 1859 году в Тифлисе изучал метеорит Ставрополь. В 1877 году вместе с женой, дочерью академика Г.Гесса переехал в Вену, и здесь, несмотря на преклонные годы, ревностно принялся за сведение в одно целое своих тридцатилетних наблюдений. Результатом явились две части напечатанных в 1882 году в Вене «Geologische Forschungen in den Caucasischen Landern» с огромным к ним атласом карт. Третья и четвёртая части этого сочинения были закончены, но в печати престарелому автору уже не суждено было их увидеть. Он скончался 2 июля (по другим источникам, 1 июля) 1886 года в Граце (Австро-Венгрия). За три недели до смерти Абих написал завещание, в котором просил, чтобы тело его было перевезено в Готу для сожжения, а пепел развеян на могиле матери в Кобленце. Умер в Граце 2 июля 1886 года. Большую часть времени своего пребывания в России Абих провёл в постоянных научных путешествиях по странам Кавказа, в горах Армении, в Северной Персии с целью метеорологических и гипсометрических наблюдений, а также исследования строения почвы, минеральных богатств, физической географии, этнографии и истории этих областей. Абих так неутомимо действовал на поприще изучения Кавказа и прилегающих к нему стран, а исследования его настолько выделялись своими научными достоинствами, что в 1853 году он был избран ординарным академиком Санкт-Петербургской академии науке за труды по ориктогнозии и химии минералов. Одним из первых поставил химические проблемы в петрографии и указал на значение полевых шпатов для изверженных пород. Основные труды: «Erläuternde Abbildungen von geologischer Erscheinungen, beobachtet am Vesuv und Aetna 1833 und 1834» (Берлин, 1837) (переведено на французский язык); «Beschreibung zweiter Apparate zur Beschtimmung der Dampfe der Fumarolen und der in Mineralwassern enthald. Kolensshaure» (Pogg. Anal., XLII, 5); «Beitrage zur Kenntniss des Feldspats» (Pogg. Anal., L); «Ueber Anorthit, Pseudo-Albit Periklinetc» (Pogg. Anal., L, 1); «Ueber die Natur und den Zusammenhang der vulkanischen Bildungen» (Брауншвейг, 1841); «Ueber die geologische Natur des armenischen Hochlandes» (Дерпт, 1843); «Sur les ruines d'Ani» 1845; «Ueber Natronseen auf der Araxes-Ebene» (1846); «Geologische Skizzen aus Transcaucasien» (1846); «Einige Notizen uber die Orographie von Dagestan» (1847); «Auszug aus einem Briefe an I. Fritzsche» (1847); «Meteorologische Stationen in Transcaucasien und erste in denselben erhaltene Resultate» (1848); «Die Besteigung des Ararat am 29/Iuli 1845» (1849); «Meteorologische Beobachtungen im Transcaucasien» (1850); «Ueber die Soda der Araxes-Ebene in Armenien» (1850); «Ueber einen in der Nahe von Tula stattgefundenen Erdfall» (1854); «Sur les derniers tremblements de terre dans la Perse septentrionale et dans le Caucase» (1855); Ueber ein schwefelreiches Tufgestein in der Thalebene von Dyadin (1855); «Vergleichende chemische Untersuchungen der Wasser des Caspischen Meeres, Urmia und Van See's» (1856); «Tremblement du terre observe a Tebriz en septembre» (1856); «Ueber das Steinsalz und seine geologische Stellung im russischen Armenien» (1857); «Ueber die neue geologische Karte von Europa von Andre Dumont» (1857); «Vergleichende geologische Grundzuge der Kaukasischen, Armenischen und Nordpersischen Gebirge. Prodromus einer Geolgie der Kaukasischen Lander»; «Ueber die Erscheinungen brennenden Gases im Krater Vesuvs im Iuli 1857» (1858); «Ueber Manganerze in Transcaucasien» (1858); «Beitrage zur Palaontologie des asiatischen Russlands» (1859); «Bericht an die physikalisch-mathematische Classe der Kaiserlische Akademie der Wissenschaften» (1859); «Aus einem Briefe an den bestandigen Secretar» (1859); «Extrait d'une lettre a M.Baer» (1859); «Ueber einen bei Stawropol gefallenen Meteorstein» (1860); «Extrait d'une lettre a M. Fritzsche sur un voyage au Dagestan» (1860); «Sur la structure et la geologie du Daghestan» (1862); «Ueber eine im Caspischen Meere ersch enene Insel nebst Beitragen zur Kenntniss der Schlammvulkane der caspischen Region» (1863); «Einleitende Grundzuge der Geologie der Halbinseln Kertsch und Taman» (1865); «Beitrage zur geol. Kenntniss der Thermalquellen in Kaukasischen Landern» (Tiflis, 1865, 595 страниц); «Zur Geologie des Sudostlichen Kaukasus» (1866); Отчёт по исследованию месторождений нефти в Закавказском крае и на Таманском полуострове (Тифлис, 1867, 56 страниц); «Ueber das Vorkommen des brenbaren Kohlenwasserstoff in den Gasgemengen der Kaukasischen Thermen» (1867); «Geologische Beobachtungen auf Reisen in den Gebirgsländern zwischen Kur u. Araxes» (Санкт-Петербург, 1868); «Geologische-Eorschungen in den kaukas. Ländern» (I том, Вена, 1878); «Ueber krystallinischen Hagel im unteren Kaukasus» (Вена, 1879); Геология Армянского нагорья. Западная часть…, [б. м.], 1899. В его честь один из минералов, арсенохальцит — мышьяково-кислая окись меди — назван абихитом. Литература: Венгеров С.А. Абих, Герман Вильгельмович // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней) — Санкт-Петербург: Семеновская Типо-Литография (И.Ефрона), 1889. — Том I. Выпуски 1—21. Абих. — Страницы 8—11; Богачёв В.В. Герман-Вильгельм (Герман Васильевич) Абих // Труды Геологического института Азербайджанского филиала Академии Наук СССР. — 1939. — Том 12/63.

 (483x699, 81Kb)
1810
Луи Шарль Альфред Де Мюссе (французское имя - Louis Charles Alfred de Musset)
французский поэт, драматург и прозаик, представитель позднего романтизма. Мюссе родился в Париже, происходил из знатного, но обедневшего рода (в XVI веке один из его предков женился на Кассандре, музе Ронсара). С детства обнаруживал крайнюю нервность, доводившую его до припадков. В возрасте девяти лет поступил в колледж Генриха IV. Он изучал сначала юриспруденцию, потом медицину, но скоро бросил занятия и отказался от всякой профессии. Старший брат Альфреда — Поль-Эдм также занимался литературой. Первые стихотворения Мюссе написаны под влиянием романтического общества «Сенакль» («cénacle»), в котором царствовали тогда Гюго, Виньи, Сент-Бев, Шарль Нодье и братья Дешан. Но влияние романтической школы было преходящим в творчестве Мюссе. Он заплатил дань увлечению Испанией условной живописностью шёлковых лестниц и потаенных входов в «Don Paez» и «Contes d’Espagne et d’ltalie», но вскоре стал позволять себе иронические выходки против романтиков («Ballade à la lune») и окончательно порвал со своими первыми учителями в «Pensées secrètes de Raphaël». После романтического периода наступил второй, отмеченный разочарованностью и скептицизмом: к нему относятся драматические поэмы: «La Coupe et les lèvres» и «A quoi rêvent les jeunes filles», а также «Namouna». В первой из этих пьес намечена любимая идея Мюссе, что разврат бесповоротно губит душу и делает невозможным возвращение к чистоте юношеских чувств; в «Namouna» сказывается легкомысленная философия разочарованного светского жуира, очень остроумная и блестящая; «A quoi rêvent les jeunes filles» — поэтический «marivaudage», где лёгкая скептическая улыбка автора придаёт грустный оттенок наивной поэзии сюжета. Характер поэзии Мюссе совершенно меняется в третьем периоде его творчества, когда, после легкомысленного разгула первой юности, он узнает первую глубокую любовь, сделавшуюся роковой для всей его жизни. В 1833 г. он встретился впервые с Жорж Санд — и дарование его вполне окрепло под влиянием страдания и страсти. Во всех документах, относящихся к истории этой связи, рисуется неровность характера Мюссе, его капризы, припадки ревности, чередующиеся с периодами обожания; но главная причина печальной развязки любовной драмы заключается в том взвинчивании своих чувств на недосягаемую высоту, которым оба были постоянно заняты. Жорж Санд первой надоела эта метафизическая любовь, и она оставила Мюссе ради доктора Паджелло; Мюссе продолжал томиться жаждой неземных ощущений и всю жизнь не мог излечиться от своей amour-passion. Вся дальнейшая поэзия Мюссе отражает ощущения его разбитой любви: «Rolla», «Les Nuits», «Lettre a Lamartine», роман «Исповедь сына века» (Confession d’un enfant du siècle, 1836), все драмы проникнуты личными настроениями, придающими творчеству Мюссе обаяние искренности. Непосредственность передачи ощущений обусловливает другое свойство поэзии Мюссе: он рисует всегда себя, и та двойственность, которая проникала все его существо, отразилась и в его поэзии. Он был страстным обожателем чистой любви, но, раз окунувшись в волны порока, ища забвения, не мог смыть с души пятна позора, падал все ниже, поднимаясь все выше мечтами. Таковы же все его герои: власть разврата над душой человека — постоянная тема всех его драматических произведений, из которых особенного внимания заслуживают «Lorenzaccio», «Caprices de Marianne», «Fantasio», «On ne badine pas avec l’amour» и др. Действие держится в них большей частью на границе идиллического и трагического; под прикрытием легкого юмора, Мюссе затрагивает самые тонкие струны душевной жизни. Грация диалога и поэтичность отдельных женских фигур отводят этим утонченным психологическим анализам совсем особое место среди пьес нового французского театра. Отчаяние раздвоенной души выражено с необычайной силой и страстностью в «Rolla». В душе самого Мюссе жили два человека, которых он изображает или двумя (как в «Caprices de Marianne»), или в одном лице циника-самоубийцы, полного презрения к себе. Ту же двойственность своего «я» Мюссе рисует и в «Nuit de décembre».
11 декабря 1810 года родился — Альфред де Мюссеpost-13108-129203569124 (636x700, 403Kb)
Он внес в французскую поэзию струю индивидуализма, сказавшуюся в умении обнажать страдания души. В противоположность другим современным ему французским поэтам, Мюссе не отличается блеском и колоритностью стиха и богатством рифмы. Стих его в общем бледный, незвучный, но временами он поднимается на высоту истинной поэзии и выливается в вдохновенной, глубоко поэтичной форме. Таков знаменитый конец «Nuit de mai», где идет речь о самоотвержении пеликана, таковы стансы «Lucie», отдельные эпизоды в «Lettre à Lamartine», «Souvenir» и некоторые мелкие стихотворения. Внутреннее содержание поэзии Мюссе имеет ещё большее значение: он отразил сложность и противоречивость душевной жизни современного человека, отразил её глубоко и правдиво, будучи сам настоящим enfant du siecle; поэтому он нам так близок и понятен со своими переходами от высшего идеализма к воспеванию мимолетных удовольствий, со своей смесью пессимизма, цинизма и безграничной нежности души. Эта близость к душевной жизни своего века сделала Мюссе одним из тех любимых поэтов, которых не только читают, но много раз перечитывают и знают наизусть. Поэт скончался от поздних осложнений сифилисa 2 мая 1857 года. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Сочинения: Медаль (1831); A ma mère 1824; A Mademoiselle Zoé le Douairin 1826; Un rêve, L’Anglais mangeur d’opium 1828; Premières poésies 1829; Contes d’Espagne et d’Italie, La quittance du diable, Une nuit vénitienne 1830; La coupe et les lèvres, Namouna 1831; Spectacle dans un fauteuil, A quoi rêvent les jeunes filles 1832; Lorenzaccio, Les caprices de Marianne, Rolla, André del Sarto 1833; Fantasio. On ne badine pas avec l’amour, Perdican, Camille et Perdican 1834; La quenouille de Barberine, La Nuit de mai, La nuit de décembre. Le Chandelier 1835; Il ne faut jurer de rien, Lettre à M. de Lamartine, Faire sans dire, La nuit d’août. La confession d’un enfant du siècle, 2 vol. Poésies complètes 1836; Chanson de Barberine 1936; Un caprice, La nuit d’octobre, À la Malibran, Emmeline, Les deux maîtresses. Lettres à Dupuis et Cotonet 1837; Le fils du Titien, Frédéric et Bernerette, L’espoir en Dieu. Dupont et Durand. Margot 1838; Croisilles 1839; Les deux maîtresses, Tristesse, Une soirée perdue 1840; Souvenir, Nouvelles («Emmeline», «Le fils du Titien», «Croisilles», «Margot») 1841; Le voyage où il vous plaira, Sur la paresse, Histoire d’un merle blanc, Après une lecture 1842; Pierre et Camille, Le secret de Javotte, Les frères Van Bruck 1844; Il faut qu’une porte soit ouverte ou fermée, Mademoiselle Mimi Pinson 1845; Nouvelles («Pierre et Camille», «Le secret de Javotte») 1848; Louison. L’Habit vert, On ne saurait penser à tout 1849; Poésies nouvelles, Carmosine 1850; Bettine, Faustine 1851; Publication des Premières Poésies (entre 1829 et 1835) et des Poésies Nouvelles de 1836 à 1852) 1852; La mouche 1853; Contes 1854; CEuvres complètes illustrées, v. 1—10, P., 1927 — 29; CEuvres complètes, P., 1863. В русском переводе: Избранные произведения, тома 1—2, Москва, 1957; Исповедь сына века. Новеллы. Ленинград, 1970. Библиография: Ж.Леметр. «Theatre de A. de M.» (1891); Paul de Musset, «Biographie» (Париж, 1877); Em.Montegut, «Nos morts contemporains» ((Париж, 1883); Sainte-Beuve, «Portr. contemp.» (II); Taine, «Hist. de la litt. angl.»; Брандес (V том «Hauptstromungen»); Uifalvy, «A. de M.» (1870); Lindau, «A. de M.» (Б., 1876); Oliphant, «A. de M.» (Л., 1890); A. Barine, «A. de M.» ((Париж, 1893, в коллекции «Grands ecrivains francais»); Имя Мюссе фигурирует в клинике внутренних болезней. Известен такой термин, как симптом Мюссе, т.е. ритмичное покачивание головы, синхронное с пульсом. Симптом Мюссе встречается при недостаточности аортального клапана. Всё дело в том, что сам поэт страдал подобным пороком сердца, развившимся у него, как осложнение сифилитического аортита, и у него наблюдалось аналогичное покачивание головы.

1815
Алексей Алексеевич Леонов
донской поэт, писатель, публицист, лексикограф. Будущий певец Тихого Дона родился в Новочеркасске, в семье казачьего сотника Войска Донского. После окончания гимназии поступил в Харьковский университет. Однако в 1835 году строптивый донец испытал удар судьбы: его исключили «за явное ослушание против начальства и уклонение от исполнения обязанностей». Но в следующем году был восстановлен, и, как «наилучший воспитанник», являлся стипендиатом Войска Донского. Алексей Леонов явно обнаруживает дарование к поэзии. В 1839 году в Харькове выходит его первый сборник стихов. Критик В. Белинский сразу обратил на него внимание: «Стихотворения г. Леонова приятно изумили нас: вместо обыкновенной в наше время стихотворной галиматьи мы увидели в них если далеко не художественность, то местами теплое, неподдельное чувство, местами прекрасные стихи, обнаруживающие решительный в авторе талант к поэзии». По окончании университета Алексея Алексеевича направляют в станицу Нижнечирскую Войска Донского (Суровикинский район). Здесь, в окружном училище, он преподает историю и географию. Здесь его захватывает стихия литературного творчества. Леонов пропадает на хуторах, майданах, зимовниках, записывает предания и традиции казачьей старины, донских калмыков. Его простые, искренние стихи «Деды», «Калмыцкая свадьба», «Воевода» и другие несут колоритную местную тематику, юмор, народную поэзию. Стихи его насыщены щедрой красотой рек Дона и Чира, суровой историей края, подвигами казачьей вольницы, а также задушевностью, лиризмом и свежестью молодых чувств!
Здравствуй, милая казачка!
Черноглазая, постой!
Очарован, околдован
Я твоею красотой.
Что ж ты, ангел, застыдилась,
В шубку спрятала лицо.
Подожди! Взгляни умильно!
Молви нежное словцо!
Дай свою пожать мне ручку!
Дай хоть раз поцеловать!
И за то казачью душу
Я готов тебе отдать!
Но вскоре Алексей Леонов с грустью покидает полюбившейся ему этот уголок земли:
Прощайте! Мирная станица,
И степь, и вольные луга,
И Дона тихого брега...
В Новочеркасском окружном училище он дает уроки немецкого и французского языков, преподает в Мариинском Донском институте. В них Леонов «оставил по себе память прекрасного, толкового преподавателя и доброго, и гуманного человека». Алексей Алексеевич состоял членом областного Войска Донского статистического комитета и комитета для составления проекта о земских учреждениях. Сохранил много редкостных архивных актов 1719 –1778 годов. В период Крымской войны 1853 - 1856 гг. поэт выпустил сборник стихотворений о мужестве и подвигах казачества. Книгу издал «в пользу раненых нижних чинов Войска Донского». В 1869 году Леонов в чине полковника вышел в отставку. Пером его написано около 155 стихотворений, которым, по выражению Белинского, присущи «мягкий юмор и точное определение характера». Очерки Леонова о донской природе, любви и казачьем укладе, печатались наперебой в «Донской газете», «Донских войсковых ведомостях», «Донском справочном листке». Особый интерес вызвала серия его статей из истории Дона под рубрикой «Войсковой Круг». В 1882 году, в год смерти Алексея Леонова, в Москве вышел самый полный сборник его стихов. Слава пережила поэта. В 1885 году около 40 старинных песен, собранных им, вошли в популярный сборник А. Пивоварова «Донские казачьи песни», выпущенный в Новочеркасске. В тяжком 1918 году в «Донскую хрестоматию», изданную в Новочеркасске для народных школ при содействии белого атамана Всевеликого Войска Донского писателя Петра Краснова, вошли лучшие стихотворения Леонова. До сих пор является уникальным труд Леонова, содержащий более 400 самобытных слов и выражений обширного донского края Алексей Леонов опубликовал свои замечательные воспоминания, как очерки «Пушкин в Новочеркасске», «Жуковский в Харькове». Последнее время поэт проживал в Новочеркасске, где и был похоронен с почестями. Имя его знал весь казачий Дон. Задушевные стихи Леонова продолжают волновать, жить и сегодня в известных песнях, как «За курганом пики блещут», «Честь прадедов-атаманов», «В старину на Дону». Алексей Леонов, как-то предаваясь размышлениям о далеком будущем, начертал пером в рукописи:
...Может быть, потомок мой далекий
Беседуя о славной старине,
Споет мой стих и с думою глубокой
Невольно вспомнит обо мне.
Умер Алексей Алексеевич Леонов 21 мая 1882 года.

Anton Sommer (594x700, 105Kb)
1816
Антон Бернгард Карл Зоммер (Anton Sommer)
немецкий поэт, писавший на тюрингском наречии. Родился в Рудольштадте. Был пастором; опубликовал «Bilder und Klänge aus Rudolstadt in Volksmundart» (11 издание, 1886). Скончался в Рудольштадте 1 июня 1888 года.

Голицын  (529x700, 101Kb)
1823
Юрий Николаевич Голицын
известный русский хоровой дирижер, музыкальный критик, композитор, князь. Уроженец Тамбовского края. Сын Н.Б.Голицына. Хоровому пению учился в Пажеском корпусе у Г.Ломакина. Организовал (1842) из семидесяти крепостных его тамбовского имения хоровую капеллу из крепостных, которая отличалась высокой квалификацией, позднее хор в Ярославле, с которыми выступал во многих городах России. Хор существовал 15 лет, его состав доходил до 132 человек; распущен из-за материальных затруднений. Будучи за границей, Голицын подготовил концерт с хором и оркестром Дрезденской оперы, организовал концерты в Лондоне, в которую включал произведения русской музыки (Бортнянского и др.). Вернувшись на родину (1862), снова организовал хор, с которым гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге и провинции, выступал также в Праге. Это был первый концертирующий русский хор; в его репертуар кроме классики входили русские народные песни в полифонических обработках. Современники (Серов, Герцен и др.) отмечали дирижерскую одаренность Голицына, способность воодушевлять исполнителей, яркость трактовок, а также педагогическое мастерство. Голицын — автор романсов, фортепианных и оркестровых пьес, сочинений и аранжировок для хора (многие не изданы). За границей Ю.Н.Голицын переписывался с Александром Герценом и из-за этого был сослан в 1858 году в Козлов под негласный надзор полиции. Здесь он выступал с концертами, а через год снова бежал за границу.В 1862 г. вернулся в Россию. Ему принадлежат оркестровая фантазия "Освобождение" (1861, посвященная отмене крепостного права) и другие музыкальные произведения. Автор воспоминаний "Прошедшее и настоящее" (1870). Умер в 1872 году. В 1995 году в Мичуринске в доме Голицыных открылся Музыкально-литературный музей, который поистине можно считать культурным центром города. Ему посвящён биографический фильм Бориса Бинеева "Сильнее всех иных явлений", а кроме того, в России существует фестиваль хоровой музыки имени Ю.Н.Голицына.

Folie (550x700, 96Kb)
1833
Франсуа Жак Филипп Фолиа (François Jacques Philippe Folia)
бельгийский математик и астроном. Родился в Венло, в провинции Лимбург. Учился в Люттихском университете, от которого получил в 1855 г. степень доктора физических и математических наук. Сначала репетитор в Горной школе в Люттихе, впоследствии он стал профессором высшей геометрии, астрономии и геодезии в университете и в Горной школе. С 1880 г. сперва заведовал сооружением астрономической обсерватории, затем стал ее директором. В 1874 г. Фолиа избран в действительные члены Брюссельской Академии Наук. Свою учено-литературную деятельность он начал с 1865 г. помещением в "Bulletin de l'Académie Royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique" обширной статьи "Théorie nouvelle du mouvement d'un corps libre" (20-й, 1865, и 24-й, 1867). Более крупными из других его статей, появившихся в том же издании, были: "Théorie de la roue Poncelet" (26-й, 1868); "Théoremes de géométrie supérieure" (28-й, 1869, и 36-й, 1873); "Sur le calcul de la densité moyenne de la terre, d'apres les observations d'Airy" (33-й, 1872); "Histoire de l'astronomie en Belgique" (II, 1881); "Existence et grandeur de la précession et de la nutation diurne, dans l'hypothèse d'une terre solide" (III, 1882); "Determination de la constante de l'aberration, de la parallaxe de la polaire, de la vitesse, du systeme solaire et des constantes de la nutation diurne, au moyen des observations de la latitude de Gyldén et de Peters a Poulkova" (XXVI, 1893) и нек. др. В "Nouveaux Mémoires de l'Académie Royale des sc., des lettres et des beaux arts de Belgique" (Брюссель) были помещены "Fondements d'une geometne supérieures cartésienne" (XXXIX, 1872); "Mémoire sur les courbes du troisième ordre" (XLIII, 1880). Статьи Фолиа помещались еще и в других периодических изданиях. Более крупными из этих статей были: "Tables des logarithmes, précis de trigon. etc." ("Mémoires de la Société Royale de Liège", I, 1866); "Nouvelle manière de présenter la théorie de la divisibilité des nombres" (там же, III, 1873); "Eléments d'une théorie des faisceaux" (там же, VII, 1878); "Manière de résoudre les problèmes de mécanique dans les quels on tient compte du frottement" ("Ann. génie civil", VI; 1867); "Détermination des constantes de la nutation diurne et de la nutation bradléenne des aberrations annuelle et systématique au moyen des séries de la hauteur du pôle observées par Peters et par Gyldén à Poulkova" ("Annuaire de l'observatoire royal de Belgique par F. Folie", LXI, 1894), "Expression complète et signification véritable de la nutation initiale. Démonstartion qui en résulte de la fluidité intérieure du globe" (там же, LX, 1893); "Sur le cycle eulérien" (там же, 1895);"Sur les termes du second ordre provenant de la combinaison de l'aberration et de la réfraction" ("Comptes Rendus hebdomadaires des séances de l'Académie des sciences", CXVI, 1893). Из отдельных изданий назовем: "Eléments d'une théorie des faisceaux" (Брюссель, 1878); "Douze tables pour le calcul des réductions stellaires" (там же, 1883). Кроме того, Фолия издал в свет несколько переводных сочинений по математике и математической физике. Умер в Льеже 29 января 1905 года.

Adolf_Stöcker (438x700, 71Kb)
1835
Адольф Штёккер (Adolf Stöcker)
придворный священник императоров Вильгельма I и Вильгельма II, ярый антисемит, предтеча Гитлера и нацизма. Родился в Хальбертштадте в семье младшего армейского квартирмейстера. Учился на богословских факультетах Галле и Берлина, затем был пастором в нескольких мелких общинах. С началом франко-прусской войны Штёккер стал армейским капелланом. Одна из его проповедей накануне сражения привлекла внимание Вильгельма I, который позднее, став кайзером, пригласил Штёккера в Берлин в качестве придворного священника. В 1878 Штёккер основал христианско-социальную рабочую партию, целью которой была борьба с социал-демократией и иудаизмом, распространение в среде рабочего класса идей антисемитизма. В 1879-98 Штёккер был членом прусского ландтага, в 1881-93 и в 1898-1908 - депутат германского рейхстага. Будучи талантливым оратором, он пламенно защищал идеи христианства, монархизм и национализм, в то же время подвергая нападкам капитализм, социал-демократию и евреев. Частые скандальные выступления на массовых митингах, клеветнические статьи в печати и ссоры с канцлером Германии Отто фон Бисмарком привели Штёккера к отлучению от двора. Два других венценосца - Фридрих III и Вильгельм II не приняли Штёккера. Несмотря на это, он продолжал свою пропагандистскую и проповедническую деятельность, распространяя идеи христианства в рабочей среде. Он умер в Гриесе, недалеко от Бозена, 7 февраля 1909. Взгляды Штёккера во многом предвосхитили идеи Гитлера: твердый национализм, ненависть к социал-демократии, популизм и заигрывание с массами, ярый антисемитизм. Однако нацистский лидер отверг монархизм и христианство. Презрение Штёккера к иудаизму послужило образцом для гитлеровского экстремизма. Штёккер считал, что для евреев невозможно понять христианское мировоззрение (Weltanschauung) или великогерманский дух. Он рассматривал иудаизм как "чужеродную каплю крови в нашем национальном организме: это - разрушительная сила. Мы обязаны лелеять характерные свойства нашего национального духа, германского духа: трудолюбие и благочестие - наше национальное наследие". Штёккер считал, что немцы окажутся в дураках, если позволят евреям исказить свои национальные особенности: "Евреи - это нация внутри нации, государство в государстве, раса внутри другой расы. Они - прямая противоположность германскому духу". Когда в 1888 собирались воздвигнуть памятник Генриху Гейне, Штёккер воспротивился этому: "На такое мог решиться только сумасшедший. Гейне - еврей, негодяй (Lump)". Во время своих публичных выступлений Штёккер порой прибегал к таким неаргументированным обвинениям в адрес евреев: "Дамы и господа! Недавно неподалеку было найдено тело. Его освидетельствовали. Присутствовали городской врач - еврей, доктор - еврей, следователь - еврей, юрист - еврей. И только труп был немцем". Борьба с евреями, говорил он, есть подлинная расовая война, потому что "иудаизм жаждет власти, хочет присвоить нашу лучшую собственность, нашу христианскую религию, культуру и наш германский дух". Антисемитские идеи Штёккера с новой силой проявились в первые дни Веймарской республики, став отправной точкой гитлеровского движения. Еще в Вене молодой Адольф Гитлер был ненасытным читателем антисемитской литературы. Многие германские народнические клубы использовали взгляды и идеи Штёккера в своих прокламациях. Многие выпады против евреев, представленные на страницах "Майн кампф", почти слово в слово повторяют теории Штёккера. Адольф Гитлер, чтобы раз и навсегда разрешить "еврейский вопрос" в Европе, лишь перевел теорию в ранг конкретного действия, разработав и приняв т. н. "окончательное решение".

1841
Адольф Чех (настрящая фамилия - Таусик)
чешский дирижер и хормейстер. В 1876-1900 гг. главный дирижер оперной группы Национального театра в Праге (в репертуаре все оперы Б.Сметаны и др.). Руководитель т. н. Славянских концертов в Праге. Автор музыкальных произведений.

 (509x699, 101Kb)
1843
Роберт Кох (немецкое имя - Robert Koch)
немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. Роберт Кох родился в Клаусталь-Целлерфельде, в семье Германа и Матильды Генриетты Кох. Был третьим из тринадцати детей. Отец — горный инженер Герман Кох, работал в управлении местных шахт. Мать, Юлиана Матильда Генриетта Кох, урожденная Бивенд — дочь высокопоставленного чиновника Генриха Андреаса Бивенда, главного инспектора Ганноверского королевства. Именно он увидел в любознательном внуке задатки исследователя. С детских лет, поощряемый дедом (отцом матери) и дядей — натуралистами-любителями, интересовался природой. В 1848 году пошёл в местную начальную школу. В это время уже умел читать и писать. Хорошо окончив школу, Роберт Кох в 1851 году поступает в гимназию Клаусталя, где уже через четыре года становится лучшим учеником в классе. В 1862 году Кох оканчивает гимназию и затем поступает в знаменитый своими научными традициями Геттингенский университет. Там он изучает физику, ботанику, а затем и медицину. Важнейшую роль в формировании интереса будущего великого учёного к научным исследованиям сыграли многие его университетские преподаватели, в том числе анатом Якоб Генле, физиолог Георг Мейсснер и клиницист Карл Гессе. Именно их участие в дискуссиях о микробах и природе различных заболеваний зажгли у молодого Коха интерес к этой проблеме. В 1866 году Роберт заканчивает своё обучение в университете и получает медицинский диплом. С этого времени он начинает работать в различных больницах, и в то же время безуспешно пытается организовать частную практику в пяти разных городах Германии. Позже он хочет стать военным врачом или совершить кругосветное путешествие в качестве корабельного доктора, пока в конце концов не обосновывается в городе Раквице, где начал врачебную практику в должности ассистента в больнице для умалишённых. В 1867 году он женился на Эмме Адельфине Жозефине Фрац. В 1870 году начинается франко-прусская война, и работа Коха в больнице прерывается. Кох добровольно становится врачом полевого госпиталя, несмотря на сильную близорукость. На новой службе он приобретает большой практический опыт, занимаясь лечением инфекционных болезней, в частности холеры и брюшного тифа. В то же время изучает под микроскопом водоросли и крупные микробы, совершенствует своё мастерство в микрофотографии. В 1871 году Кох демобилизовался. На двадцативосьмилетие жена подарила ему микроскоп, и с тех пор Роберт целые дни проводил у него. Он теряет всякий интерес к частной врачебной практике и начинает проводить исследования и опыты, для чего заводит большое количество мышей. В 1872 году Кох назначается уездным санитарным врачом в Вольштейне (ныне Вольштын в Польше). Он обнаружил, что в окрестностях Вольштейна среди крупного рогатого скота, а также овец распространено эндемическое заболевание — сибирская язва, которая поражает лёгкие, вызывает карбункулы кожи и изменения лимфоузлов.
11 декабря 1843 года родился — Роберт Кох,post-13108-129203607123 (700x353, 262Kb)
Зная об опытах Луи Пастера над животными, больными сибирской язвой, Кох с помощью микроскопа изучает возбудителя, который, предположительно, вызывает сибирскую язву. Проведя серию тщательных, методичных экспериментов, он устанавливает, что единственной причиной заболевания является бактерия Bacillus anthracis, и изучает её биологический цикл развития. Устанавливает эпидемиологические особенности болезни, показывает, что одна палочка бактерии может образовать многомиллионную колонию. Эти исследования впервые доказали бактериальное происхождение заболевания. В 1876 и 1877 годах при содействии ботаника Фердинанда Кона и патолога Юлия Конгейма в университете Бреслау (ныне польский город Вроцлав) публикуются статьи Коха по проблемам сибирской язвы. Эти работы приносят ему широкую известность. Также Кох публикует описание своих лабораторных методов, в том числе окраски бактериальной культуры и микрофотографии её строения. Результаты работы Коха были представлены учёным лаборатории Конгейма, в том числе Паулю Эрлиху. Работы Коха приносят ему широкую известность и в 1880 году, благодаря усилиям Конгейма, Кох становится правительственным советником в Имперском отделении здравоохранения в Берлине. В 1881 году Кох публикует работу «Методы изучения патогенных организмов» («Methods for the Study of Pathogenic Organisms»), в которой описывает способ выращивания микробов на твёрдых питательных средах. Этот способ имел важное значение для изолирования и изучения чистых бактериальных культур. Вскоре после этого между Кохом и Пастером — до этого времени лидером в микробиологии — развернулась острая дискуссия. После того, как Кох опубликовал резко критические отзывы о пастеровских исследованиях сибирской язвы, лидерство последнего пошатнулось, и между двумя выдающимися учёными вспыхивает вражда, продолжающаяся несколько лет. Всё это время они ведут острые споры и дискуссии на страницах журналов и в публичных выступлениях. Позже Кох предпринимает попытки найти возбудителя туберкулёза, болезни в то время широко распространённой и являющейся основной причиной смертности. Близость клиники Шарите, заполненной туберкулёзными больными, облегчает ему задачу — он ежедневно, рано утром приходит в больницу, где получает материал для исследований: небольшое количество мокроты или несколько капель крови больных чахоткой. Однако, несмотря на обилие материала, ему всё же никак не удаётся обнаружить возбудителя болезни. Вскоре Кох понимает, что достичь цели можно только с помощью красителей. К сожалению, обычные красители оказываются слишком слабыми, но спустя несколько месяцев безуспешной работы ему всё же удается найти необходимые вещества. Растёртую туберкулёзную ткань 271-ого препарата Кох окрашивает в метиловой синьке, а затем в едкой красно-коричневой краске, используемой в отделке кожи, и обнаруживает крохотные, слегка изогнутые, ярко-сине окрашенные палочки — палочки Коха. 24 марта 1882 года, когда объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз, Кох достиг величайшего за всю свою жизнь триумфа. В то время это заболевание было одной из главных причин смертности. В своих публикациях Кох выработал принципы «получения доказательств, что тот или иной микроорганизм вызывает определённые заболевания». Эти принципы до сих пор лежат в основе медицинской микробиологии. Изучение Кохом туберкулёза было прервано, когда он по заданию германского правительства в составе научной экспедиции уехал в Египет и Индию с целью попытаться определить причину заболевания холерой. Работая в Индии, Кох объявил, что он выделил микроб, вызывающий это заболевание — холерный вибрион. В 1885 году Кох становится профессором Берлинского университета и директором только что созданного Института гигиены. В то же время он продолжает исследования туберкулеза, сосредоточившись на поисках способов лечения болезни. В 1890 году Кох объявляет, что такой способ найден. Он выделил стерильную жидкость, содержащую вещества, вырабатываемые туберкулезной палочкой в течение её жизнедеятельности — туберкулин, который вызывал аллергическую реакцию у больных туберкулезом. Однако в практике туберкулин применять для лечения туберкулеза не стали, так как он не обладал никакими особыми терапевтическими свойствами, а даже наоборот, его введение сопровождалось токсическими реакциями и вызывало отравление, что стало причиной его острейшей критики. Протесты против применения туберкулина стихли, после того как обнаружилось, что туберкулиновая проба может использоваться в диагностике туберкулеза, что сыграло большую роль в борьбе с туберкулезом у коров.
DPAG-2005-RobertKoch (700x700, 342Kb)
Почтовая марка Германии, посвящённая столетию Нобелевской премии, вручённой Роберту Коху.
Кох_берлин (525x700, 531Kb)
Памятник Роберту Коху на площади его имени в Берлине.
В 1905 г. за «исследования и открытия, касающиеся лечения туберкулеза», Роберт Кох удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. В Нобелевской лекции лауреат сказал, что если окинуть взором путь, «который пройден за последние годы в борьбе с таким широко распространенным заболеванием, как туберкулез, мы не сможем не констатировать, что здесь были сделаны первые важнейшие шаги».Кох был удостоен многих наград, в том числе прусского ордена Почета, присужденного германским правительством в 1906 году, и почетных докторских степеней университетов Гейдельберга и Болоньи. Также являлся иностранным членом Французской академии наук, Лондонского королевского научного общества, Британской медицинской ассоциации и многих других научных обществ. Роберт Кох скончался в Баден-Бадене от сердечного приступа 27 мая 1910 года. Открытия Роберта Коха внесли неоценимый вклад в развитие здравоохранения, а также в координацию исследований и практических мер в борьбе с такими инфекционными заболеваниями, как брюшной тиф, малярия, чума крупного рогатого скота, сонная болезнь (трипаносомоз) и чума человека. Сочинения: Gesammelte Werke, Bd 1-2, Lpz., 1912; в русском переводе - Борьба с инфекционными болезнями, в особенности с войсковыми эпидемиями, Санкт-Петербург, 1889; О бактериологическом исследовании, (Санкт-Петербург), 1890. Литература: Мечников И.И., Основатели современной медицины. Пастер - Листер - Кох, Москва- Ленинград, 1915; Яновская М.И., Роберт Кох (1843-1910), Москва, 1962.

key_ellen (563x700, 65Kb)
1849
Эллен Каролина София Кей (шведское имя - Ellen Karoline Sofia Key)
шведская писательница-феминистка. Эллен Кей родилась в Сундхольме, в семье крупного политического деятеля Эмиля Кей, основателя Шведской Аграрной Партии. Её мать Софи Пусси Кей была из аристократической семьи с севера Швеции. Эллен Кей получила домашнее образование, мать обучала её грамоте и арифметике, а гувернантка — иностранным языкам. Эллен с детства много читала, на неё произвели впечатление пьесы Генрика Ибсена, в частности «Пер Гюнт», «Комедия любви» и «Брандт». Когда Еллен исполнилось двадцать, её отец был избран в Риксдаг и семья переехала в Стокгольм. Эллен считала материнство тяжёлым трудом и настаивала на том, что без относительно мужей, государство должно поддерживать матерей и детей. Эти идей оказали заметное влияние на социальное законодательство многих стран. В 1874 году она отправилась в Данию, где преподавала в народных институтах для малообеспеченных деревенских жителей. Она мечтала основать свой народный институт на родине в Швеции, но вместо этого в 1880 году поступила преподавательницей в колледж Анны Уитлок для девочек в Стокгольме (Anna Whitlock’s girls school). В литературной деятельности касалась вопросов о правах и обязанностях женщины, о женском труде, о взаимных отношениях старого и молодого поколения, о материнском чувстве, о взаимодействии личности и общества. Не примыкая ни к какой определенной группе или партии, она всегда стремилась идти своим особым путем. Её главные труды — «О любви и браке» и «Век ребёнка» («Barnets århundrade», 1900, русский перевод 1905). Для распространения своих идей в европейском обществе Кей предприняла в 1903 году путешествие по Германии и Австрии, где читала публичные лекции на близкие ей темы. Умерла в Странде (Швеция) 14 апреля 1926 года. Литература: Брандес Г., Эллен Кей, Собрание сочинений, том 1, Киев, 1902: Wittrock . С.Т., Ellen Keys väg frn kristendom till livstro, (Stockh.), 1953; Leche M., Ellen Key, Stockh., 1962.

 (700x651, 129Kb)
1851
Николай Платонович Карабчевский
известный судебный оратор, писатель, поэт, общественный деятель. Из дворян, православный, родился в семье полкового командира в военном поселении под Николаевом Херсонской губернии. В 1868 окончил Николаевскую реальную гимназию. С 1869 под негласным надзором полиции (по 1905). В 1874 закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1877 — помощник присяжного поверенного в политическом деле, известном как «процесс 193-х».1879 — состоит присяжным поверенным округа Санкт-Петербургской судебной палаты. Несколько лет был членом совета присяжных поверенных. 1898 — один из учредителей газеты «Право» (1898—1917). 1904 — учредитель благотворительного фонда для молодых адвокатов. 1905 — один из создателей Всероссийского союза адвокатов. 1913 — председатель Санкт-Петербургского совета присяжных поверенных. 1915 — председатель комиссии по расследованию германских зверст во время Первой мировой войны. В 1917 выехал в скандинавские страны для сбора сведений о положении русских военнопленных. Остался в эмиграции. Жил в Италии. Стал официальным генеральным представителем великого князя Кирилла Владимировича. После дела «193-х» он стал одним из наиболее видных адвокатов-криминалистов и выступал в целом ряде сложных уголовных дел, привлекавших общественное внимание, например, в деле поручика Имшенецкого, обвинявшегося в утоплении своей жены, в известных делах Мироновича и Ольги Палем, в деле мултанских вотяков, обвинявшихся в убийстве крестьянина-нищего с целью приношения в жертву языческим богам, в загадочном деле братьев Скитских, три раза разбиравшемся судебной палатой с участием сословных представителей и окончившемся оправдательным приговором, в процессе о Кишиневском погроме (в качестве гражданского истца), в политических процессах Г. А. Гершуни и Сазонова. Во всех этих процессах Карабчевский выступал смелым боевым адвокатом, поражающим стремительностью речи и искренним воодушевлением. В 1901 Карабчевский выпустил в свет сборник своих судебных речей, в 1902 вышедший вторым изданием. Из беллетристических произведений адвоката наиболее выдающееся — роман «Господин Арсков» («Вестник Европы»; отдельное издание 1893), из публицистических — статья «О французской адвокатуре» («Северный Вестник»). В 1902 Карабчевский издал отдельно свои публицистические статьи, сообщения и судебные очерки, под общим названием «Около правосудия». В этой книге помещены небезынтересная автобиографическая статья автора «Как я стал адвокатом» и удачно сделанные характеристики некоторых известных адвокатов. В 1905 им выпущена отдельным изданием книга «Приподнятая завеса», в которой собраны его беллетристические произведения, стихи и стихотворения в прозе. Под его редакцией выходил журнал «Юрист». Сотрудничал с ежемесячником «Вестник Европы», журналом «Русское богатство». Скончался в Риме 22 ноября 1925 года.

Jakob_Wackernagel (483x700, 198Kb)
1853
Якоб Ваккернагель (немецкое имя - Jacob Wackernagel)
швейцарский лингвист. Специалист в области греческого языка и индологии. Родился в Базеле. Сын филолога Вильгельма Ваккернагеля. Изучал классическую филологию, германистику и историю в Гёттингене и Лейпциге. Cтепень кандидата наук получил в 1875 году в Базеле, получение звания доцента состоялось в 1876 там же. Преподавал в Базельском университете, с 1879 года профессор греческого языка, преемник Фридриха Ницше. В 1902 году его позвали в Гёттингенский университет, но из-за первой мировой войны, он возвратился в Базель в 1915 году. Вышел на пенсию в 1936 году и умер в Базеле 22 мая 1938 года. Главная работа Ваккернагеля — Altindische Grammatik, всесторонняя грамматика санскрита. Он также известен как открыватель закона Ваккернагеля, названного в его честь. Сочинения: Die epische Zerdehnung, «Beiträge zur Kunde der indogermanischen Spachen», 1878, Bd 4; Das Dehnungsgesetz der griechischen Komposita, Basel, 1889; Beiträge zur Lehre vorm griechischen Akzent, Basel. 1893; Vermischte Beiträge zur griechischen Sprachkunde, Basel, 1897; Sprachliche Untersuchungen zu Homer, Basel, 1916; Vorlesungen über Syntax mit besonderer Berücksichtigung von Griec hisch, Lateinisch und Deutsch, Bd I—2, Basel, 1920—1924.

 (476x698, 104Kb)
1855
Чарлз Фредерик Кросс (Charles Frederick Cross)
английский химик, член Лондонского королевского общества (с 1917 г.). Родился в Брентфорде (графство Мидлсекс). Учился до 1878 г. в Королевском колледже в Лондоне, Цюрихском политехническом институте (в течении года), Манчестерском и Лондонском университетах. До 1885 г. работал в химических лабораториях на ряде промышленных предприятий. С 1885 г. совместно с Э.Бивеном учредил в Лондоне Бюро консультаций в области химии (это бюро существует до сих пор и носит имена его учредителей). Основные работы в области химии и технологии целлюлозы. Совместно с Э.Бивеном и К.Бидлом создал метод получения вискозы и вискозного волокна. Попытки перевода целлюлозы в раствор делались многократно и до них, однако заканчивались безуспешно. В 1892 г. Кросс, Бивен и Бидл обнаружили, что при обработке целлюлозы водным раствором щелочи и затем сероуглеродом образуется вязкая оранжево-желтая жидкость, которую они назвали "вискозой". Предложил (1894) метод получения и организовал производство вискозных пленок (целлофана), а также пленок из ацетатов целлюлозы. Умер 15 апреля 1935 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку