1774
Мериуэзер Льюис (Meriwether Lewis)
американский первопроходец, офицер и государственный служащий. Мериуэзер Льюис являлся одним из лидеров экспедиции Льюиса и Кларка, целью которой было исследование Луизианы, приобретённой у Франции в 1803 году, установление торговых отношений с коренным североамериканским населением на реке Миссури и заявление прав на владение США северо-западными территориями и Орегонскими землями до того, как это сделали бы европейские державы. В 1806 году президент Томас Джефферсон назначил Мериуэзера Льюиса губернатором территории Луизиана, вторым по счёту. Мериуэзер Льюис был рождён в округе Албермарл, штат Виргиния, в месте, ныне известном как Иви. Он был сыном лейтенанта Вильяма Льюиса оф Лакуст-Хилл (Lewis of Locust Hill, 1733 – 1779), этнического валлийца. Личным именем Мериуэзера Льюиса стала фамилия матери. Люси Мериуэзер (Lucy Meriwether, 1752 – 1837) была смешанного англо-итальянского происхождения. В 1793 году Мериуэзер Льюис окончил колледж Либерти-Холл (ныне Университет Вашингтона и Ли), вступил в ряды ополчения Виргинии и в 1794 году в составе отряда был послан на подавление спиртного бунта. В 1795 году Мериуэзер Льюис в ранге лейтенанта вступил в армию США, в которой прослужил до 1801 года, в том числе в одно время под командованием своего будущего партнёра по экспедиции Вильяма Кларка. 1 апреля 1801 года Льюис был назначен личным секретарём президента Томаса Джефферсона. Проживая в президентском особняке, Льюис часто пересекался со значимыми политиками и деятелями искусств. Основной задачей Льюиса было снабжение президента информацией о политической обстановке в рядах армии США, в связи с наплывом офицеров-федералистов после принятия Джоном Адамсом в 1801 году акта о полуночных судьях. При планировании трансконтинентальной экспедиции Джефферсон остановился на кандидатуре Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка. Целью экспедиции было исследование Луизианы, приобретённой у Франции в 1803 году, установление торговых отношений с коренным североамериканским населением на реке Миссури, а далее - заявление прав на владение США северо-западными территориями и Орегонскими землями до того, как это сделали бы европейские державы. Предполагалось также отыскать непрерывный водный путь на Запад. «Прежде многие думали, что через Северную Америку от побережья Атлантики до Тихого океана проходит водный путь, и первый, кто откроет и освоит его, наладит торговлю с Востоком!»— пишет американский историк Дэйтон Дункан. Таково было расхожее старинное заблуждение. «И лишь в 1803 - 1805 г.г. посланные президентом Джефферсоном на Дикий Запад госчиновник Мериуэзер Льюис и капитан Вильям Кларк доказали обратное. Поднявшись вверх по реке Миссури и перевалив через хребет Биттеррут, они убедились в водораздельном характере горной системы Кордильер (в которую входит вышеупомянутый хребет).» — пишет К.Э.Козубский. После возвращения из экспедиции Льюис получил в награду 1600 акров земли (около 6,5 км²). Мериуэзер Льюис планировал опубликовать экспедиционные журналы, однако в 1809 году неожиданно ушёл из жизни. Также в 1807 году президент Джефферсон назначил Льюиса губернатором территории Луизиана. Об эффективности губернаторства Льюиса существуют разные мнения. Несмотря на активное строительство дорог и продвижение торговли пушниной, он пытался оградить от заселения западные земли, чтобы удержать поселенцев на своей территории, а также конфликтовал с местными политическими лидерами, выдавал спорные разрешения на торговлю, попустительствовал поборам индейцев и в целом не развивал почтовую систему. Стоит также отметить, что Льюис не в достаточной степени контактировал и со своим руководством. Помимо прочего Льюис с 1796 по 1797 годы состоял в масонской ложе округа Албермарл. 2 августа 1808 Льюис сотоварищи подали прошение в главную ложу Пенсильвании о разрешении создания ложи в Сент-Луисе. Первым мастером ложи предлагалось назначить Льюиса. 16 сентября 1808 года ложа была учреждена. 11 октября 1809 года Льюис скончался от выстрела в голову. До сих пор достоверно не установлено, было ли это самоубийство или убийство. Вклад Льюиса в исследование запада США порой признаётся неоценимым. Через четыре года после смерти Льюиса Томас Джефферсон писал о нём: «Храбрый духом, сохраняющий стойкость и верность цели, достижение которой непреклонно ни перед чем, кроме непреодолимых препятствий… честный, бескорыстный, свободомыслящий, исключительно отзывчивый, верный истине настолько, что любое сделанное им описание будет настолько верным, как если бы мы видели это своими глазами, с такими высокими навыками, что если бы природой для некой цели лишь одним его навыком был бы выбран и одарён другой человек, я бы без сомнений утвердил этого человека в предприятии [экспедиции]» Горный цветок Lewisia (семейство Портулаковые) и дятел краснолицый меланерпес (Melanerpes lewis) названы в честь Льюиса. В честь него также получили названия множество объектов: округа Льюис в Айдахо, Льюис в Кентукки, Льюис в Теннесси, Льюис в Вашингтоне, округ Льюис-энд-Кларк в Монтане, город Льюистон (Айдахо), форт Льюис, пещера Льюиса и Кларка и даже подводная лодка USS Lewis and Clark (SSBN-644). Литература: Fisher Vardis. Suicide or Murder?: The Strange Death of Governor Meriwether Lewis. — The Swallow Press, Inc., 1962. — ISBN 0-8040-0616-4: Danisi Thomas C. Meriwether Lewis. — New York: Prometheus Books, 2009. — ISBN 978-1-59102-702-7.
1774
Иван Алексеевич Хрущов (Хрущев)
генерал-майор Русской императорской армии эпохи наполеоновских войн. Иван Алексеевич Хрущов происходил из дворянского рода Хрущовых. 1 января 1778 года был принят в Измайловский лейб-гвардии полк, где в 1793 году получил погоны прапорщика. Женился на Прасковье Дмитриевне Чертковой, сестре известного библиофила Александра Черткова. Добровольцем принимал участие в Русско-польской войне (1792) и подавлении восстания Костюшко (1794), за что получил чин майора и был направлен в Елизаветградский 3-й гусарский полк. В 1796 году сражался в Персидском походе, в 1799—1800 годах воевал в Швейцарии. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии и 13 марта 1814 года был награждён орденом Святого Георгия 4-го класса «за отличие в деле 13-го марта 1814 года при Фер-Шампенуазе.» После войны служил в 1-й конно-егерской дивизии. 20 марта 1818 года отправлен в почетную отставку по состоянию здоровья с мундиром и полной пенсией. Иван Алексеевич Хрущов умер 9 декабря 1824 года и был похоронен в Донском монастыре города Москвы.

Надгробие в Донском монастыре Найдено В.С.Ашихминым.
Награды и премии: орден Святой Анны 1-й степени, Владимира 3-й степени, Георгия 4-го класса; прусский Красного Орла 2-й степени; золотая сабля «за храбрость» с алмазами. Литература: Отечественная война 1812 г.: Энциклопедия / Ответственный редактор В.М.Безотосный — Москва, 2004. ISBN 5-8243-0324-X; Лобанов Д.В. Захоронения героев Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. в некрополе Донского монастыря; Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сборник — Москва, студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996. — Том VII. — Страница 601.

1776
Агустин Аргуэльес Альварес (Agustín Argüelles Álvarez)
испанский юрист, дипломат, политик, один из лидеров либерального дворянства. Родился в Ривадеселья, Астурия. Изучал право в Университете Овьедо. Во время революции 1808—1814 годов в Испании — депутат кадисских кортесов. Один из наиболее активных составителей Кадисской конституции 1812 года, аболиционист. После реставрации абсолютизма в 1814 году Аргуэльес был сослан на каторгу, где пробыл до 1820 года. Освобождён восстанием Риего. Во время революции 1820—1823 годов был одним из лидеров партии модерадос. В 1820—1821 Аргуэльес был министром внутренних дел и фактически возглавлял конституционное правительство. Затем он подал в отставку и в 1822—1823 был депутатом кортесов. В 1823 году из-за развернувшейся абсолютистской реакции Аргуэльес вынужден был эмигрировать в Англию. В 1834 году он вернулся в Испанию. Участвовал в написании конституции 1837 года. В 1840 году возник вопрос о назначении регентов Изабеллы II, и Аргуэльес был одним из кандидатов на эту должность. В итоге единственным регентом стал Бальдомеро Эспартеро, однако Аргульес был назначен опекуном Изабеллы II и председателем парламента. Аргуэльес отличался недюжинными ораторскими способностями, за что получил прозвище «Божественный». Умер в Мадриде 26 марта 1844 года.
1778
Федор Христофорович Эрдман
профессор Казанского и Дерптского (Юрьевского) университетов. Родился в Виттенберге; среднее образование получил в местной гимназии; в 1795 г. он поступил на богословский факультет Виттенбергского университета, но уже через год перешел на медицинский факультет, который и окончил в 1802 г. со степенью доктора медицины, полученной им за диссертацию «Utrum aqua per electricitatem columnae а Volta inventae in elementa sua dissolvatur?» (Wittenb., 1802); в 1804 г. Эрдман получил в том же университете звание экстраординарного профессора естественной истории, а затем в 1808 г. и ординарного по кафедре патологии и терапии и был назначен окружным врачом. По рекомендации доктора Пелица Эрдман в 1810 г. был приглашен на одну из самых важных кафедр — кафедру патологии, терапии и клиники в недавно перед тем открывшийся Казанский университет. Первым его делом были заботы по устройству клиники и организации клинического преподавания; в 1811 г. им был представлен подробный план устройства клиник из трех отделений (терапевтического, хирургического и повивального), который получил одобрение со стороны светской комиссии и за который автор его удостоился благодарности от попечителя учебного округа; однако когда дело дошло до материальной стороны (нужно было 60 тысяч рублей единовременно и 5 тысяч ежегодно), осуществление проекта было отложено на неопределенное время. Целых семь лет хлопотал и ходатайствовал Эрдман об ассигновании необходимых средств, но не имел никакого успеха. Пришлось ему ограничиться тем клиническим материалом, который могли дать гимназическая и университетская больницы, поступившие в заведование Эрдмана. Деятельность его во время пребывания в Казанском университете не ограничивалась исключительно исполнением преподавательских обязанностей; страстный путешественник, объездивший еще до переезда в Казань Францию, Италию и Швейцарию, он и здесь предпринимал многократно поездки в различные места, попутно исследуя те явления, которые интересовали его как специалиста, и в то же время внимательно наблюдая разнообразные стороны русской жизни. В 1811 г. он сделал описание Сергиевских минеральных вод, основанное на проделанном им тщательном и обстоятельном химическом анализе; в 1812 г. обследовал серные ключи в окрестностях гор. Тетюши; в 1813 г. вместе с профессором Френом посетил руины древнего города Болгар, составив замечательное описание их, долгое время считавшееся лучшим; наконец, в качестве фактического ревизора училищ Казанского учебного округа он ездил в Астрахань, среднее и нижнее Поволжье, в Верхнекамский край, в Западную Сибирь и проч. и во время этих поездок имел случай сделать обширные наблюдения самого разнообразного характера. Результаты всех этих путешествий, экскурсий и наблюдений были сведены в замечательном, до сих пор еще окончательно не утратившем интереса труде: «Beiträge zur Kenntniss des Innern von Russland» (Рига, Дерпт, и Лейпциг, 1822—1826 гг.), первый из трех томов которого посвящён исключительно описанию медико-топографических условий Казанской губ. и имеет самостоятельное значение. Работал Эрдман также в качестве практического врача во время так называемой «горячечной» эпидемии 1813 г. Эрдман был первым деканом отделения врачебных наук Казанского университета. В последнем он пробыл до 1817 г., когда принял приглашение занять освободившуюся кафедру патологии, терапии и клиники в Дерптском университете. В Дерпте, где он заведовал также поликлиникой, Эрдман читал лекции до 1823 г.; в этом же году выехал в Германию и занял в Дрездене должность лейб-медика саксонского короля. Однако в 1827 г. он вновь возвратился к профессорской деятельности в Дерптском университете, приняв кафедру физической патологии, фармакологии, диететики и истории медицины. В 1818, 1829, 1833 и 1839 гг. он был деканом медицинского факультета, с 1828 по 1842 г. состоял членом, а последние пять лет председателем дерптского цензурного комитета; наконец, в 1842 г. он вторично вышел в отставку и переехал в Висбаден, где и скончался 28 января 1846 года. Эрдману принадлежит целый ряд статей и трудов по клинической медицине, разработке некоторых вопросов в области приложения электричества к практической медицине и даже по вопросам публицистического характера; наиболее важные из них: «Aufzählung der giftigen Pflanzen, welche um Wittenberg wild wachsen» («Wittenberger Wochenblatt», 1792); «Vorsuche über die Wasserzersetzung durch Volta’s Säule» («Gilbert’s Annalen der Physik», 1802, Bd. XI, № 6); «Beschreibung zweier von Dr. Bremser in Wien erfundenen Voltaisch-elektrischen Apparate zur Entdeckung des Scheintodts und zur Wiederbelebung der Scheintodten» (ibid., 1802, Bd. XII, № 7); «Beschreibung einiger neuen Voltaisch-elektrischen Apparate» (ibid., 1802, Bd. XII); «Beobachtungen über die irdische Strahlenbrechung in den Steppen der Saratow’schen und Asrtachanschen Gouvernements» (ibid., Bd. 57); «Galvanische Versuche, angestellt im Wiener Irrenhause» («Horn’s Archiv für medicinische Erfahrung», 1804, Bd. VI, Heft 1); «Beschreibung einer verbesserten Bandage» (ibid., Heft 2); «Bemerkungen über das Wechselfieber und dessen Heilung» (ibid., Bd. I, H. 2); «Beiträge zur gerichtlichen Heilkunde» (ibid., Bd. III, Heft 1); «Beiträge zur praktischen Heilkunde» (ibid., Bd. III, H. 1); «Elementa organonomiae ex notione motus derivata» (Witt., 1804); «Neue Bemerkungen über die Natur und Behandlung des Wechselfiebers» («Horn’s Neues Archiv», 1807); «De hidropis natura et curatione», ч. I—IV (Witt., 1804—1810); «Извлечение из описания Сергиевских минеральных вод, составленное для Санкт-Петербургской медицинской академии» («Казанские Известия», 1811 г., № 19 и 20); «Серный источник близ города Тетюши» (ibid., 1812 г., № 18); «De fructibus ex literarum studio in rempublicam redundantibus», актовая речь (Казань, 1815 г.); «Einige Nachrichten über die Roskolniken» («Stäudlins Archiv für alte und neue Kierchengeschichte», 1813, Bd. 1); «Chemische Untersuchung des Salzwassers im Elton- und Bogda-See» («Scherers Annalen der Chemie», 1819, Bd. I); «Chemische Untersuchung des Sergiewskischen Mineralwassers» («Scherers Nord. Bll.», 1819, Bd. I); «Kurze Schilderung der Landwirtschaft im Kasanschen Gouvernement» («Neue ökonom. Repert. für Livland», Bd. VII, Th. 39); «Die Ruinen Bulgars» («Neue allgem. geographische Ephemeriden», Bd. VII); «Beiträge zu der von I. E. Hecker herausgegebenen Literarischen Anzeige der gesammten Heilkunde» (Berlin, 1825) и «Der Russiche Nationalecharakter» («Politisch Journal», 1828, December). Литература: Эрдман, Иоганн-Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Эрдман, Федор Христофорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Эрдман, Фёдор Христофорович в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital (нем.)

1780
Христиан Вильгельм фон Фабер дю Фор (немецкое имя - Christian Wilhelm von Faber du Faur)
немецкий батальный художник. В звании лейтенанта прошёл с Великой армией Наполеона всю Русскую кампанию в составе корпуса маршала М.Нея. Отец Отто Фабера дю Фора. Известен своими литографиями событий войны 1812 года. Христиан Вильгельм Фабер дю Фор родился в Штутгарте. Его предками были гугеноты, выходцы из Лангедока. Отец Христиана, Альбрехт Ахилл фон Фабер дю Фор, служил в армии Вюртемберга, достигнув чина полковника кавалерии. Мать умерла, когда мальчику исполнилось три года. Его отдали в грамматическую школу, затем отправили учиться на юриста. Изучал право в Тюбингене, с 1802 г. государственный адвокат в Штутгарте. В 1809 году добровольно поступил в армию Вюртембергского королевства (лёгкая пехота), 22 мая он был принят, а 12 июня дал присягу. 16 июня получил звание кадета, а 16 июля — младшего лейтенанта. С 19 августа — в составе Ландшарфского стрелкового батальона (немецкое название - Landscharfschützenbattaillon). 23 апреля 1810 переведен в артиллерию. В мае 1810 г. — старший лейтенант (1 мая 1811 по другому источнику). Во время Наполеоновской кампании 1812 года Королевство Вюртемберг выставило свой контингент войск в Великую армию. В его составе Фабер дю Фор прошёл всю военную кампанию. Служил в резервном парке во 2-й батарее пешей артиллерии 25-й Вюртембергской дивизии в 3-м корпусе маршала Нея (в конной артиллерии согласно другому источнику). На Бородинское поле прибыл 17 сентября уже после сражения, был очевидцем действий отряда И.С.Дорохова на Можайском тракте. Фабер дю Фор был одним из всего лишь 100 вюртембержцев, которые вернулись в Польшу в декабре 1812, из общего числа 15 тысяч, которые приняли участие в кампании. Весной 1813 года Фабер дю Фор в чине капитана в составе наполеоновской армии сражался при Бауцене, где его тяжело ранило. 30 октября 1813 Фабер дю Фор, уже капитан второго класса, был в группе сопровождения Наполеона на приёме в доме Бетмана. Конец 1813 года и большую часть 1814 года он лечился на родине, где и приступил к работе с акварелью над своими эскизами. Тогда же Фабер женился на Марии Маргарете Бонавенуте фон Хирлингер. 25 мая 1814 Фабер — штабс-капитан. В 1815 году оказался в составе Вюртембергского контингента, мобилизованного воевать за Наполеона. После Ватерлоо продолжил военную карьеру в армии Вюртемберга. В 1817 — капитан первого класса, в 1829 — майор, в 1836 — подполковник. С декабря 1839 — полномочный посланник при союзной военной комиссии во Франкфурте, в 1840 — полковник артиллерии. С 1849 — генерал-майор. В 1851 ушёл в отставку по выслуге лет. Умер в Штутгарте 6 февраля 1857 года. Похоронен на Главном кладбище во Франкфурте-на-Майне, недалеко от портала «Altens Portal». Описание на надгробных крестах дано с символом орла, что означает, что могила Фабера дю Фора имеет статус «почётной могилы» (немецкое название - Ehrengrab) города Франкфурта-на-Майне. Христиан Вильгельм занимался рисованием с юных лет. Был ли у него профессиональный преподаватель по рисованию, неизвестно. Ещё в молодости проявился художественный талант Христиана Вильгельма: в 1807 им была иллюстрирована и опубликована серия игральных карт со сценами из пьесы Ф. Шиллера «Валленштейн». Рисунки Фабера дю Фора отличались тщательностью исполнения. Во время военной кампании 1812 Фабер дю Фор носил с собой книгу для записей, в которую он заносил свои наброски и заметки, выполненные карандашом, чернилами и акварелью. Художник использовал каждый свободный от службы момент, чтобы зафиксировать карандашом, или тем, что было под рукой, свои впечатления. В основном это были зарисовки русских пейзажей, солдат на привалах, переправы и марши войск, батальные сцены. Позже он дорабатывал их акварелью. Рисунки Фабера дю Фора о походе в Россию публика впервые увидела в 1816 году, а в 1827-м штутгартский издатель Христиан Аутенрит предложил их опубликовать. За 1827—1830 гг. серия рисунков Фабера дю Фора была приведена в порядок, разукрашена (общим числом около 100 акварелей), и гравирована. Кроме того, по своим эскизам Фабер дю Фор написал две картины маслом: «Переход через Березину» и «Кофейня в Вильно». В 1831 году художники Э.Эммингер, А.Гнаут, Г.Кюстнер, Баумайстер и другие приступили к литографированию рисунков, исполнив всю серию к 1843 году (1 литография, предположительно, была литографирована самим Фабером дю Фором собственноручно). В 1840-х гг. серия была издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России». Подробные пояснения к гравюрам составил Фридрих фон Кауслер (его сослуживец) и Р.Лобауер. Позже этот альбом неоднократно переиздавался в разных странах: в Германии, Франции, США, и России. Один экземпляр этого альбома находится в фондах Музея-панорамы «Бородинская битва». Исполненные Фабером дю Фором акварели с военными сценами находились в коллекции вюртембергского короля. Ныне вся серия акварельных рисунков, посвященных походу в Россию, хранится в собрании Баварского музея армии (г. Ингольштадт, Германия). Сам альбом с оригинальными эскизами находится в коллекции Anne S K Brown Military Collection в Библиотеке Джона Хея в здании Брауновского университета в городе Провиденс, штат Род-Айленд, США. Некоторые эскизы хранятся в Государственном графическом собрании города Мюнхена. В 2001 в Лондоне была издана серия рисунков Фабера дю Фора с комментариями в альбоме под названием «С Наполеоном в Россию. Иллюстрированные мемуары Фабера дю Фора. 1812» (With Napoleon in Russia : the Illustrated Memoirs of Faber Du Faur, 1812), отредактированная и переведенная Джонатаном Нортом. Книга содержит мемуары автора и 93 цветных рисунка Фабера дю Фора. Это позволило широкой публике ознакомиться с произведениями художника-любителя и его впечатлениями о войне. Книга получила немало положительных отзывов от историков, интересующихся Наполеоновским периодом. Кевин Ф.Кайли (отставной офицер морской пехоты США, выпускник Военной академии США, также получивший степень магистра военной истории в Норвичском Университете, преподаватель истории в средней школе и автор нескольких книг на военно-историческую тематику) в первом предложении своего обзора книги написал: «Есть только одно слово, которым можно описать эту монументальную работу, и это — „великолепно“» («англ. There is only one word to describe this monumental work, and that is, 'Magnificent'»). Анекдоты и рассказы Фабера историк называет захватывающими, а всю работу — «настоящим проявлением таланта». Историк замечает, что во всех 4-х случаях, где изображён Наполеон, он не показан тучным. Также, рецензент обнаруживает некоторые отличия в обмундировании французской армии, отображенном Фабером, от той формы, которую традиционно приписывают ей. Кайли утверждает, что ни рисунки, ни рассказы Фабера не проявляют сдержанности, подчеркивая реалистичность авторского материала. Пол Чемберлейн (известный американский критик Наполеоновской тематики, активно печатаемый в журналах «First Empire», «The Waterloo Journal» и т. п.) назвал это издание «одной из самых информативных книг, изданных в последние годы». По словам критика, материал отражает все аспекты кампании и жизнь солдата с точки зрения Вюртембергской Армии: «изображённые сцены показывают нам лагерную жизнь, реквизицию продовольствия у местного населения, проблемы, вызванные погодой, и вид Вюртембергской Армии и других союзных армий в действии на протяжении всей кампании» (англ. «Scenes depicted show us camp life, the requisitioning of supplies from the local populace, problems posed by the weather, and scenes of the Wurttemburg Army (and their allies) in action throughout the campaign.»). Дигби Смит (британский военный историк, признанный автор в области Наполеоновской тематики, написавший множество книг) назвал книгу «шоу-стоппером» (show-stopper — представление, спектакль, вызывающие восторг публики и прерываемые аплодисментами). В своей рецензии Смит вспоминает, как он однажды видел черно-белые гравюры Фабера дю Фора и «был поражён великим драматическим стилем, художественностью исполнения и точностью изображённых объектов» (was at once struck by the great dramatic style, artistry and accuracy of the subjects portrayed). Критик сравнивает художника с современным военным корреспондентом: «Автор зафиксировал масштаб, драму и пафос исторической кампании в необычайно эффективной и непосредственной манере, почти в стиле камеры современного военного корреспондента» Себастьян Пэлмер (британский художник-иллюстратор, музыкант и писатель) назвал издание «книжным драгоценным камнем» и считает книгу «одним из реальных сокровищ, которые дала кампания». По словам критика, это издание Фабера дю Фора имеет явное преимущество перед аналогичным изданием Альбрехта Адама («Napoleon’s Army in Russia: The Illustrated Memoirs of Albrecht Adam, 1812», автор Jonathan North). Рецензируя издание уже через десяток лет после его выпуска, на 200-летие Наполеоновской кампании, Ли Б. Крофт (профессор Университета штата Аризона, США, специалист по славянской лингвистике) соглашается с другими рецензентами, что оно представляет собой «драгоценное историческое сокровище, наполненное деталями и сохраненное для потомства». Ссылаясь на рецензию Кевина Ф.Кайли, профессор ставит под сомнение его утверждение «paintings pull no punches» (означает примерно «рисунки бьют изо всех сил», «рисунки абсолютно откровенны»). Фабер не отобразил эпидемию тифа, погубившую, согласно консенсусу учёных, больше французских и русских солдат, чем боевые действия. Также, Фабер не отобразил гниющие трупы солдат на обратном пути, которые по большей части не были убраны с полей битв, и каннибализм, о котором свидетельствуют мемуары участников войны. В своей рецензии профессор подводит итог, что «не все ужасы там изображены». В.Е.Анфилатов, искусствовед и главный специалист Бородинского военно-исторического музея-заповедника, в своей статье назвал листы альбома «непревзойденными», а художника — «совершившим своеобразный подвиг».Исследователи творчества Фабера дю Фора признают, что его работы имеют не только художественное, но и историческое значение. Дигби Смит сравнивает его с военным корреспондентом. Исследователь Г.Холланд, противопоставляя Фабера дю Фора Альбрехту Адаму, пишет о нём: «Если А.Адам превосходил в остроте передачи увиденного, в передаче формы, а также в колорите, создавая одновременно правдивые художественные образы, то рисунки и картины Фабера дю Фора более достойны внимания и благодарности, потому что имеют значение буквально документального, источникового материала для каждого историка. Рисунки Фабера дю Фора, кроме отражения войны 1812 года, содержат сравнительно ранние изображения белорусских городов и местечек, что немаловажно для истории Белоруссии.» Перед выставкой, проходившей в Национальном художественном музея Республики Беларусь в 2012 году, его сотрудниками была сделана попытка локализовать рисунки художника, то есть привязать их к местности. В ходе исследовательских работ было выяснено, что переводы некоторых названий местностей на русский язык были не верны, указывая на местности, в которых не мог оказаться Фабер дю Фор в указанное время. Большинство таких ошибок удалось устранить, и в подписи к рисункам были внесены исправления. Сын и внук Фабера дю Фора, Отто и Ганс, соответственно, пошли по стопам отца и также стали военными и батальными художниками. Галерея; На берегу Немана 25 июня 1812; Пригороды Бешенковичей, на правом берегу реки Двины, 29 июля 1812; На дороге между Бешенковичами и Островно, 31 июля 1812; У стен Смоленска, 18 августа 1812; На Бородинском поле у Семеновского, 7 сентября 1812 (Бой за Багратионовы флеши. В центре Иоахим Мюрат). Издания автора: В 1827—1830 гг. серия рисунков Фабера дю Фора была гравирована, а в 1831-1843 гг. литографирована и затем издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России». Подробные пояснения к гравюрам составил Ф.Кауслер (его сослуживец) и Р.Лобауер. Позже рисунки Фабера дю Фора неоднократно переиздавались. Издания при жизни автора: 1831-1843 — Ch.W. v. Faber du Faur. Blatter aus meinen Portefeuille, im Laufe des Feldzugs 1812. In Russland, an Ort und Stelle gezeichnet von C.W. v Faber du Faur, und mit erlaeuternden Andeutungen begleitet von F. v. Kausler.. — Stuttgart, 1831-1843. — 104 страницы. Издания после смерти: 1895 — C. G. de Faber du Faur, Armand Dayot. Campagne de Russie 1812 d'apres le Journal Illustre d'un temoin oculaire. — Paris: E. Flammarion, 1895. — 319 с. — на Google Books, на сайте РГБ; 1897 — G. de Faber du Faur. Napoleons Feldzug in Russland 1812 : mit 106 Vollbildertafeln und 52 Textillustrationen. — Leipzig: Schmidt & Gunther, 1897. — 227 страниц; 2001 — Christian Wilhelm Von Faber Du Faur, Jonathan North. With Napoleon in Russia : the Illustrated Memoirs of Faber Du Faur, 1812. — 1st Edition. — London: Greenhill Books, 2001. — P. 208. — ISBN 1-85367-454-0; 2011 — Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. Война 1812 года. Иллюстрированный дневник участника = Campagne de Russe 1812: Le journal illustre d'un temoin oculaire / Переводчик: В.Климанов. — Москва: Кучково поле, 2011. — 144 страницы — 2000 экземпляров — ISBN 978-5-9950-0163-8. Некоторые рисунки Фабера дю Фора печатались в качестве иллюстраций и фотокопий во многих российских изданиях. Так, в сборнике А. В. Мезьер «Отечественная война в художественных произведениях, записках, письмах и воспоминаниях современников», изданном к столетию Отечественной войны 1812 года, был напечатан рисунок «Пожар Смоленска», а в издании «К столетию Отечественной войны 1812—1912. Выпуск 3» (сборник фотокопий с выставки, устроенной в 1909 г. в Москве в Историческом музее) были напечатаны фотокопии рисунков «У местечка Бобер, 23 ноября 1812 г.», «Влево от большой дороги в 8 верстах от Москвы, 23 сентября 1812 г.», «В окрестностях Ошмян, 4 декабря 1812 г.». В альбоме под названием «Александр I и двенадцатый год», также выпущенном к столетию Отечественной войны 1812 г., были напечатаны фото-тинто-гравюры с некоторых рисунков Фабера дю Фора. Также, серия рисунков Фабера дю Фора была напечатана Издательством Евгеньевской общины на почтовых открытках в 1911 году, а в 1975 г. рисунки Фабера дю Фора были напечатаны также на открытках издательством Советский художник. Рисунки Фабера дю Фора часто применяются в качестве иллюстраций во многих современных изданиях Наполеоновской тематики. Литература: А.И.Попов. Христиан Вильгельм Фабер дю Фор // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. — Москва «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 880 страниц.

1785
Иоганн Готлоб Фридрих Вик (Johann Gottlob Friedrich Wieck)
немецкий музыкальный педагог. Родился в Претче. Происходил из купеческой семьи. По желанию родителей окончил богословский факультет Виттенбергского университета, работал домашним учителем. Тем не менее вся жизнь Вика была связана с музыкой. Частным образом он учился музыке у Иоганна Алоиза Микша и, видимо, у Иоганна Петера Мильхмайера. С 1818 г. открыл торговлю фортепиано. Первой женой Вика стала певица Марианна Тромлиц, внучка известного флейтиста Иоганна Георга Тромлица (в дальнейшем жена другого музыканта, скрипача Адольфа Баргиля). Дочь Вика и Тромлиц Клара Вик училась музыке у своего отца, на протяжении многих лет дававшего частные уроки вокала и фортепиано. У Вика занимался Роберт Шуман, посватавшийся к его дочери; после отказа отца Шуман увёз Клару из дома и через суд получил разрешение на брак без отцовского согласия. Учениками Вика были также его дочь от первого брака Карл Фильч, Ганс фон Бюлов и Роберт Шуман. Умер в Лошвице (пригород Берлина) 6 октября 1873 года.
1792
Джон Рассел (John Russell)
английский государственный деятель, лидер вигов. С 1813 член парламента. Родился в Лондоне. Занимал важные государственные посты: министра внутренних дел (1835—1839), министра по делам колоний (1839—1841), премьер-министра (1846—1852 и 1865—1866), министра иностранных дел (1852—1853 и 1859—1865). В 1861 получил титул графа. Выразитель интересов аристократической олигархии, Рассел в своей практической деятельности придерживался гибкой политической линии, предусматривавшей определенные уступки промышленной буржуазии и проведение умеренных реформ. Способствовал сговору английского правительства с буржуазной верхушкой ирландского национального движения (Личфилдхаусское соглашение 1835), применяя в то же время репрессии по отношению к его революционному крылу (Исключительный закон для Ирландии 1847, подавление ирландского восстания 1848); был вдохновителем полицейских мер против чартистов в 1848. Рассел стремился к усилению колониальной экспансии. Отстаивал агрессивные цели в восточном конфликте, приведшем к Крымской войне 1853—1856. Во время Гражданской войны в США 1861—1865 оказывал под флагом нейтралитета всемерную поддержку рабовладельцам Юга. Рассел — автор нескольких исторических и биографических работ. Умер в Пемброк-Лодже, Суррей, 28 мая 1878 года. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, тома 8—15, 21 (Указатель имен); Tilby A. ., Lord J. Russel, L., 1930.

1793
Амалия Августа Ангальт-Дессауская (немецкое имя - Amalie Auguste von Anhalt-Dessau)
княгиня Шварцбург-Рудольштадтская. Августа была старшим ребёнком наследного принца Фридриха Ангальт-Дессауского (1769—1814) и его супруги принцессы Амалии Гессен-Гомбургской (1774—1846). По линии отца — внучка Леопольда III Ангальт-Дессауского и Луизы Бранденбург-Шведтской, по матери — ландграфа Фридриха V Гессен-Гомбургского и Каролины Гессен-Дармштадтской. Принцесса Августа вышла замуж 15 апреля 1816 года в Дессау за своего двоюродного брата — князя Фридриха Гюнтера Шварцбург-Рудольштадтского (1793—1867), сына князя Людвига Фридриха II и Каролины Гессен-Гомбургской. Нежная и дружелюбная принцесса была популярна среди населения и считалась покровительницей науки и искусства. Она скончалась в Рудольштадте 12 июня 1854 года и была похоронена в королевском склепе на кладбище в Рудольштадте. После её смерти Фридрих Гюнтер женился на графине Елене фон Рейна (нем. Helene von Reina; (1835—1860), дочери младшего брата Августы, принца Георга, и его морганатической супруги Терезы Эммы Эрдмансдорф. В браке родилось трое сыновей: Гюнтер (1818—1821); Гюнтер (1821—1845); Густав Адольф (1828—1837). Литература: L. Renovanz: Chronik der fürstl. Schwarzburgischen Residenzstadt Rudolstadt, S. 49, L. Renovanz, 1860; S. Obbarius: Rudolstadt u. seine romantischen Umgebungen, L. Renovanz, 1853.
1800
Матвей Андреевич Байков
основатель удельного земледельческого училища в Санкт-Петербурге. В 1819 г. он окончил курс харьковского университета со степенью кандидата по физико-математическому факультету, в 1820 г. был определен преподавателем математических наук в Харьковском институте благородных девиц, в 1822 г. получил степень магистра и назначен адъюнктом по кафедре чистой математики, в 1826 г. — экстраординарным, а с 19-го сентября 1829 г. — ординарным профессором сельского хозяйстве в Харьковском университете. В 1832 г. был вызван в Санкт-Петербург для устройства по выборгской дороге образцовой фермы сельского хозяйства для удельных крестьян; при этой ферме было основано Удельное земледельческое училище, директором коего и состоял Байков до самого конца своей жизни. Училище это, благодаря энергии и трудам его основателя, славилось образцовым порядком и обращало внимание даже иностранцев. Описание этого училища и его ферм за время управления Байкова помещено в "Preussische Illustrirte Zeitung", 1848 г. Умер 20 января 1849 года. Литература: "Ведомости Санкт-Петербургской Городской Полиции", 1849 г., № 43. — Некролог, написанный Баймаковым. — "Северная Пчела", 1849 г., № 42. — Словари: Геннади, Березина, Клюшникова, Венгерова, Андреевского.
1800
Иосиф (в миру - Иван Иванович Богословский, при рождении Кобыльский)
епископ Русской православной церкви, архиепископ Воронежский и Задонский (1853—1864), епископ Оренбургский и Уфимский (1849—1853). Родился в селе Кобыльское, Зарайский уезд, Рязанская губерния. Сын причётника. Учился в Зарайском духовном училище, с 1824 года — в Рязанской духовной семинарии, затем, по рекомендации ректора духовной семинарии, уже с фамилией Богословский, поступил в Московскую духовную академию. В 1828 году окончил курс Московской духовной академии со степенью старшего кандидата и был назначен смотрителем Переяславского духовного училища. 20 августа 1828 года пострижен в монашество; 5 сентября рукоположен во иеродиакона, а 8 сентября — во иеромонаха. 19 марта 1829 года назначен инспектором Московской духовной семинарии. 19 марта 1833 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря. 13 ноября 1834 года назначен ректором Московской духовной семинарии. 27 декабря 1842 году он был рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, и был сотрудником и помощником митрополита Филарета. 20 ноября 1849 года стал епископом Оренбургским и Уфимским, где много приложил труда по обращению язычников в христианство и старообрядцев в единоверие и православие. С 27 августа 1853 года епископ Воронежский. При нём в августе 1861 года состоялось открытие мощей святителя Тихона Задонского. 3 апреля 1860 года возведён в сан архиепископа. 14 ноября 1864 года уволен на покой из-за болезни глаз и потере зрения в Воронежский Митрофаниевский монастырь, где он и прожил до своей кончины 2 марта 1892 года. Погребён в склепе под полом соборного Благовещенского храма Митрофаниева монастыря. Сочинения: «О праздниках первенствующей церкви»; «Слово по случаю открытия дворянских выборов в Московской губернии» (1844 г.); «Слово при перенесении мощей преподобного Саввы» («Московские губернские ведомости», 1847 г., № 31); «Семь поучений о силе и значении троеперстного и именославного перстосложений» (1860 г.). «Душеполезное чтение», 1892 г., № 4. Здр.; «Письма» // «Воронежские епархиальные ведомости». — 1892, 1893.

1805
Йозеф Данхаузер (немецкое имя – Josef Danhauser)
австрийский живописец. Родился в Вене. Учился в Венской Академии изящных искусств. (с 1824 г., у П.Крафта). С 1840 г. - профессор Венской Академии изящных искусств (1840-1842 гг). Совершил поездку в Нидерланды (1842 г.). Писал жанровые сцены и портреты. Умер в Вене в 1845 году.

1810
Жюль Жозеф Перро (Jules Joseph Реrrot)
французский артист балета, балетмейстер. Родился в Лионе. Выступал в 1820-х годах в парижских театрах «Гетé» и «Порт Сен-Мартен», брал уроки танца у знаменитого танцовщика Огюста Вестриса. Обладал поразительной легкостью и воздушностью, одновременно проявил себя как выдающийся актер. В эпоху, когда в романтическом балете безраздельно царствовала женщина, Перро был одним из редких исключений как танцовщик-мужчина. Ставил спектакли для балерин, в частности, участвовал (вместе с Ж.Коралли) в работе над балетом Жизель (музыка А.Адана, 1841) в Парижской опере, где заглавную роль исполняла его ученица и жена Карлотта Гризи (Перро поставил все ее танцы). Первые значительные постановки Перро осуществил в Вене во второй половине 1830-х годов, но наибольшую славу ему принесли балеты, созданные на сцене Лондонского Королевского театра: Ундина, или Наяда (музыка Ц.Пуни, 1843), Эсмеральда (музыка его же, 1844) и Па де катр (музыка его же, 1845), где участвовали одновременно четыре великие романтические балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран; балет Катарина, дочь разбойника (музыка Пуни, 1846); а также поставленный впервые в Милане балет Фауст (музыка Дж.Паниццы, М.Косты и Дж.Байети, 1849). В 1848–1859 Перро был танцовщиком и главным балетмейстером в Большом театре в Санкт-Петербурге. Сюда он перенес многие ранее поставленные им балеты, иногда создавая новые их редакции, в их числе – Наяда и рыбак (по Ундине, музыка Пуни, 1851), балет Газельда, или Цыгане (музыка его же, 1853), его собственный вариант Корсара, поставленного в 1856 Ж.Мазилье в Парижской опере (музыка Адана, 1858) и др. Во многих балетах он исполнял значительные роли: Гренгуар в Эсмеральде, Дьяволино в Катарине, Маттео в балете Наяда и рыбак и др. Обосновавшись в 1861 в Париже, Перро практически прекратил сценическую деятельность. Попытка возобновить в 1864 балет Газельда в Милане не принесла успеха. В 1870-х годах Перро вел классы в Парижской опере. Перро считается крупнейшим балетмейстером эпохи романтизма. Сильный его стороной были спектакли в жанре социально-любовной драмы. Перро нередко обращался к сюжетам известных литературных произведений (Эсмеральда, Фауст и др.). Артист был мастером сольного классического танца, который всегда служил у него выражением внутреннего состояния персонажа, одновременно преуспел и в постановке массовых сцен и ансамблей. Многие балеты Перро продолжают сохраняться в репертуаре современного театра, но, как правило, в позднейших переделках. Умер Перро в Парамэ 24 августа 1892 года. Литература: Слонимский Ю., Мастера балета, (Москва— Ленинград), 1937; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Ленинград— Москва, 1958; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954; его же, The romantic ballet in Paris, L., 1966.

1814
Иван Мажуранич (хорватское имя - Ivan Mažuranić)
знаменитый в своё время хорватский поэт, один из активных сторонников иллиризма, брат Антона Мажуранича. Был адвокатом, принимал участие в выработке славянской юридической терминологии, был в Вене начальником придворной канцелярии по делам хорватов. После торжества дуализма отказался от службы. С 1873 до 1880 был хорватским баном. Литературную деятельность Мажуранич начал в «Danica», где поместил ряд статей под заглавием «Misli», в которых отстаивал идеи иллиризма, и несколько стихотворений, среди которых и «Ilir», в котором сопоставлял мирные наклонности «иллира» и его юнацкое мужество при защите своих прав. В этих стихотворениях заметно влияние латинских классических поэтов. Позже характер стиха Мажуранича изменяется, что стало результатом изучения народной поэзии и классических дубровницких писателей. Таковым является в своё время весьма популярное стихотворение «Vékovi Ilirije» («Danica», 1838, № 1), в котором поэт делит историю Иллирии на три периода: первый — золотой век мира, равенства и всеобщей любви; второй — эпоха борьбы с врагами, век героев (Людевит, Кралевич Марко, бан Зрини и др.), которые, однако, не спасли иллиров от тяжелого рабства; третий век ещё только наступает и его задачей является восстановление единства (sloga), необходимость которого воспевали все поэты эпохи иллиризма. В 1842 Мажуранич вместе с Ужаревичем издал «немецко-иллирский» словарь. Тогда же была основана «Иллирская Матица», которая, приступая к изданию дубровницких классиков, поручила Мажураничу пополнить недостающие 14 и 15 песни знаменитой поэмы Гундулича «Осман». Мажуранич блестяще выполнил эту трудную задачу: по общему признанию хорватских критиков, его стихи удивительно воспроизводят старого дубровницкого поэта и вполне соответствуют духу целого произведения. Лучшим перлом поэтического творчества Мажуранича считается поэма «Smrt Smail-age Čengića», впервые появившаяся в альманахе «Iskra» (1846), неоднократно переиздававшаяся как на латинице, так и кириллице и переведённая на многие языки (среди которых на польский язык Кондратовичем-Сырокомлем, и на чешский — И.Коларом; русские переводы принадлежат В.Г.Бенедиктову, М.П.Петровскому, в сборнике Гербеля «Поэзия славян», Санкт-Петербургург, 1881, и Лукьяновскому, под заглавием «Черногорцы или смерть Смаил-аги Ченгича», Псков, 1877; лучшим считается перевод Петровского). Несмотря на некоторые недостатки, например, излишняя погоня за эффектами и не соответствующие черногорскому быту сцены, поэма Мажуранича представляет художественную и цельную картину из истории геройской борьбы черногорцев с турками в 1840. Воспевая в своей поэме реальное событие и называя действующих лиц, Мажуранич лишь несколько изменил обстановку: героя события, убившего Измаил-агу — Новицу Церовича — Мажуранич сделал потурченцем, покаявшимся и перешедшим на сторону черногорцев, чтобы отомстить аге за гибель своего отца. В 1848 Мажуранич издал брошюру «Hrvati Magjarom», в которой сочувствовал революции во Франции, требовал для хорватов равенства вероисповеданий и полной внутренней самостоятельности с правом свободного избрания бана, указывал на Швейцарию, как на образец для политического устройства Австро-Венгрии, и предсказывал восстановление Польши. С 1858 до 1872 Мажуранич был председателем «Иллирской Матицы». В конце 1870-х сербские критики стали сомневаться в принадлежности Мажураничу его знаменитой поэмы и предполагали, что она написана черногорским правителем Петром II Негошем. В наше время нет сомнений, что именно Мажуранич написал эту поэму, хотя возможно, что он воспользовался народной песнью о гибели Измаил-аги, сложенной в Черногории и напечатанной в «Србско-далматинском Магазине за лето 1845», Николаевича. Умер 4 августа 1890 года. Литература: Кулаковский, «Иллиризм» (Варшава, 1894; там же указана и литература о Мажураниче). Сочинения: Djela, Zagreb, 1958; в русском переводе - Смерть Измаила-аги Ченгиича, в книге: Поэты Югославии XIX-ХХ вв., Москва, 1963. Литература: Кулаковский П.А., Иллиризм, Варшава, 1894; История Югославии, том 1, Москва, 1963, страницы 537-540: Barac А., Hrvatska književnost od preporoda do stvaranja Jugoslavije, knj. 1, Zagreb, 1954.

1815
Александр Федорович (Александр Теодор) Миддендорф (немецкое имя - Alexander Theodor von Middendorff)
основоположник мерзлотоведения, российский путешественник, географ, ботаник и натуралист. Родился в Эстляндской губернии Российской империи (по другим данным, в Санкт-Петербурге). Образование получил на медицинском факультете Дерптского университета (1832—1837), который окончил в звании врача. Два года работал в Австрии и Германии, где специализировался в области зоологии, этнографии, антропологии. В 1839 был назначен адъюнктом при кафедре зоологии в университете Святого Владимира (Киев). В 1840 году Миддендорф участвовал в Лапландской экспедиции К.М.Бэра, собирал материалы по орнитологии, малакологии и геологии Лапландии. В 1842 году Академия наук по рекомендации К.М.Бэра поручила Миддендорфу организовать экспедицию в Северную и Восточную Сибирь. В период подготовки экспедиции Миддендорф составил карту Таймыра, используя работы С.И.Челюскина и X.П.Лаптева. В период своей экспедиции в Северную Сибирь и на Дальний Восток в 1842—1845 открыл плато Путорана, стал первым исследователем полуострова Таймыр, Северо-Сибирской низменности, Амурско-Зейской равнины, Станового хребта, нижней части бассейна Амура, южного побережья Охотского моря, Удско-Тугурского Приохотья, Шантарских островов. Отчёт Миддендорфа об экспедиции был для своего времени наиболее полным естественно-историческим описанием Сибири. В числе научных достижений Александра Миддендорфа первое этнографическое описание ряда сибирских народов и первая научная характеристика климата Сибири, определение южной границы распространения многолетней («вечной») мерзлоты, определение зональности растительности, формулировка т. н. «закона Миддендорфа», объясняющего причины извилистости северной границы лесов. В 1852 году Александр Миддендорф избирается ординарным академиком Санкт-Петербургской академии наук, а в 1855 году — непременным секретарем академии. В 1867 году Миддендорф сопровождал в путешествии по России великого князя Алексея Александровича, в 1869 — великого князя Владимира Александровича. В 1870, сопровождая Алексея Александровича в путешествии по Белому морю и на Новую Землю, произвел важные наблюдения относительно Гольфстрима к востоку от Нордкапа, открыл Нордкапское течение в Баренцевом море. В 1870 исследовал Барабинскую степь, в 1878 — Ферганскую долину. Миддендорф принимал деятельное участие в «Трудах Императорского вольного экономического общества» и состоял президентом ВЭО с 1859 по 1860, когда по болезни был вынужден отказаться от этого звания. Миддендорф был вице-президентом Русского географического общества. Миддендорф занимался сельским хозяйством, принимал большое участие в устройстве сельскохозяйственных выставок; преимущественно же он интересовался заменой в Прибалтийском крае местного мало молочного скота более выгодной породой. Из многих изученных им практически пород европейского скота Миддендорф остановился на породе голштинской и на скрещивании её с местным скотом. Министерство государственных имуществ поставило Миддендорфа во главе особой экспедиции (1883), задачей которой было исследовать современное состояние скотоводства в России. Миддендорф на второй год экспедиции тяжко заболел и не мог более продолжать своей полезной деятельности. Из практической деятельности Миддендорфа в сельском хозяйстве можно указать ещё на то, что он, кроме благоустройства двух своих обширных имений близ Юрьева (современный Тарту) и Пернова (современный Пярну), много лет состоял во главе обширного хозяйства в известной Карловке Полтавской губернии, принадлежавшего великой княгине Елене Павловне. Не менее известен Миддендорф как ипполог, почему ещё в 1850-х гг. ему было поручено ближе познакомить с коневодством как кавалеристов, так и артиллеристов. Он принимал участие в устройстве русских государственных конных заводов. В «Журнале коннозаводства» Миддендорфу принадлежат статьи по коневодству: «По вопросу об определении чистопородности орловской лошади» (1865), «О подборе производителей» (1866) и многие другие. В 1869 он пытался привлечь внимание российского правительства к возможным выгодам от одомашнивания и разведения лосей. Расстроенное во время сибирской экспедиции здоровье заставило Миддендорфа последние десять лет жизни провести в Эстонии в своем имении Хелленурме (ныне уезд Валгамаа). Умер 24 января 1894 года. Печатные труды: Bericht über die ornithologischen Ergebnisse der naturhist. Reisen in Lappland während d. Sommers 1840 (Baer und Helmersen. Beiträge z. Kenntniss des Russischen Reiches, Bd. VIII); Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири: Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук. — Часть 1, отдел 1: География и гидрография. — 1860; Часть 1, отдел 2: Орография и геогнозия. — 1861; Часть 1, отдел 3: Климат Сибири. — 1862; Часть 1, отдел 4: Растительность Сибири. — 1867; Часть 2, отдел 5: Сибирская фауна. — 1869; Часть 2, отдел 5: Сибирская фауна (окончание). Домашние и упряжные животные, повозки, суда, рыболовство и охота. — 1877; Чпсть 2. отдел 6: Коренные жители Сибири. (Окончание всего сочинения). — 1878; Beiträge zu einer Malacozoologia Rossica, 1848—1849; Die Isepiptesen Russlands. — 1855; Миддендорф А. Ф. Разбор сочинения г. Северцова под заглавием: «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии», составленный академиком А. Миддендорфом // 25-е присуждение учрежденных П.Н.Демидовым наград. — Санкт-Петербургург, 1856. — Страницы 191—212; Миддендорф А.Ф. О сибирских мамонтах // Вестник естественных наук. — 1860. — № 26-27. — Страницы 1-28; Миддендорф А.Ф. Гольфстрим на востоке от Нордкапа // Записки Императорской Академии наук. 1871. — Том 19, книга 1. — Страницы 1-29; Die Baraba // «Mémoires de l’Academie Imperiale des Sciences de St.-Petersbourge», 1870; Einblicke in das Ferghana Thal // «Mémoires de l’Academie Imperiale des Sciences de St.-Petersbourge», VII série, том XXIX, № 1, 1881. Награды: 1888 — Высшая награда зоологов в России — золотая медаль К.М.Бэра. Названы в честь Миддендорфа: Мыс Миддендорфа на Новой Земле; Залив Миддендорфа на Таймыре; Locustella ochotensis — Сверчки Миддендорф; Ursus arctos middendorffi; Живокость Миддендорфа (Delphinium middendorffii) Trautv. Литература: Ячевский Л. Миддендорф А. (некролог) // Записки Императорского Санкт-Петербургургского минералогического общества. — 1894. — Том 31. — Страницы 356—358; Волокитин Н.И. О растительности Сибири (по Миддендорфу и Гмелину). — Москва : Типография В.Готье, 1857; Леонов Н.И. Александр Фёдорович Миддендорф (1815—1894). — Москва: Наука, 1967; Barbara and Richard Mearns. Audubon to Xantus, The Lives of Those Commemorated in North American Bird Names. — ISBN 0-12-487423-1; Кублицкий Г.И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — Москва: Детгиз, 1957. — 326 страниц.

1817
Пётр Васильевич Шумахер
русский поэт-сатирик. Пётр Васильевич Шумахер по происхождению датчанин. Его предки поселились в России во времена Алексея Михайловича. Прадед владел аптекой в Москве. Отец, участник войны 1812 года, в качестве адъютанта графа Канкрина дошёл до Парижа. Возвращаясь из Европы, женился на матери поэта, полячке Хлобысевич. Родился в Нарве в семье датчанина и белоруски. Сперва учился в Орше в иезуитском конквите, затем в Санкт-Петербургском коммерческом училище. По окончании курса поступил на мелкую должность в Военное министерство, потом перешёл в финансовое ведомство «чиновником для письма» к Якобсону. В 1835 году по делам службы переселяется в Сибирь. В 1840-хх годах ненадолго возвращается в Санкт-Петербург, но выходит в отставку и поступает на частную службу управляющим золотыми приисками Базилевских, Рюминых и Бенардаки. Во время поездок по приискам, кстати, встречается с декабристами. Через десять лет, в начале 1850-х, уйдя со службы богатым человеком, вместе с супругой Александрой Петровной Прен отправляется в длинное путешествие по Европе. После возвращения на родину в 1855 году селится в Нижнем Новгороде в доме деда жены. Здесь проявляет себя как актер, чтец и поэт-сатирик, но быстро спускает нажитое в Сибири состояние. Снова возвращается в Санкт-Петербург и расходится с женой. В начале 1860-хх годов служит чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири графе Муравьёве-Амурском. Объездил генерал-губернаторство, занимаясь описанием берегов Амура. По поручению Муравьева-Амурского и пользуясь предоставляемыми им документами, занимается составлением истории края. Результатом работы стали несколько исторических очерков, вышедших в конце 1870-хх годов в «Русском Архиве»: «Оборона Камчатки и восточной Сибири против англо-французов в 1854 и 1855 гг.», «К истории приобретения Амура: наши сношения с Китаем 1848—1860 гг. по неизданным источникам», «Первые русские поселения на Сибирском востоке», «Наши сношения с Китаем 1567—1805 гг.».
У Цепного моста
Видел я потеху:
Черт, держась за пузо,
Помирал со смеху.
«Батюшки! нет мочи! —
Говорил лукавый. —
В Третьем отделеньи
Изучают право!
Право на бесправье!..
Этак скоро, братцы,
Мне за богословье
Надо приниматься».
1870-е годы
В сороковых годах начинает писать стихи, однако успехи и известность приходят в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов. На протяжении десяти лет сотрудничает с сатирическим журналом В.С.Курочкина «Искра», руководимом революционно-демократической группой разночинцев. В 1872 году очередной раз возвращается в столицу и становится профессиональным литератором. Его стихи печатаются в журналах и газетах, звучат со сцены, в том числе в авторском исполнении. В начале года пытается опубликовать сборник стихов «Для всякого употребления», однако издание было запрещено цензурой, весь тираж (кроме единственного уцелевшего экземпляра, присланного автору для корректуры) уничтожен. Против Шумахера было возбуждено уголовное дело по статьям 1001 (цинизм) и 1045 (политические выпады против существующего строя). Поэт выезжает за границу. В 1873 году благодаря Тургеневу издает в Берлине сборник «Моим землякам. Сатирические шутки в стихах.». Второй сборник с тем же названием при помощи Тургенева вышел в 1880 году. Окончательное расстройство материальных дел заставляет Петра Васильевича в 1878 году переехать в Москву. Здесь его выступления на вечерах Московского Артистического кружка пользуются большой популярностью, но все более ухудшающееся здоровье мешает театральной деятельности. В 1879 выходит небольшой сборник стихотворений «Шутки последних лет» — единственный прижизненный сборник на родине. Последние годы Шумахер прожил в бедности, переселившись в 1887 году в богадельный дом графа С.Д.Шереметева для бездомных бедняков на Сухаревской площади. Умер в Москве, в странноприимном доме графа Шереметева 23 мая 1891 года, и по завещанию был похоронен в Кусковском парке под рябиной со скворечником. В благодарность Шереметеву Шумахер оставил ему все свои рукописи, архив и переписку. Последний подготовленный автором сборник «Стихи и песни» был издан Шереметевым только спустя много лет после смерти поэта, в 1902 году.
Какой я, Машенька, поэт?
Я нечто вроде певчей птицы.
Поэта мир - весь божий свет;
А русской музе тракту нет,
Везде заставы да границы.
И птице волю дал творец
Свободно петь на каждой ветке;
Я ж, верноподданный певец,
Свищу, как твой ручной скворец,
Народный гимн в цензурной клетке.
1880
Поэзию Шумахера отличают искусная рифмовка и непринужденность. Многие его стихотворения представляют собой своеобразные сценки, монологи персонажей, имеют форму куплетов с рефреном. Долго сотрудничавший с Шумахером в качестве редактора Курочкин называл его «замечательным поэтом-сатириком». «Стихотворения его, всегда оригинальные по форме, иногда исполнены глубокого юмора, многие из них имеют в высшей степени серьезное общественное значение как резкие сатиры». Сатирические стихотворения Шумахера направлены против самодержавия, полицейского произвола, крепостничества. За способностью мгновенно и остро откликаться на события общественно-политической жизни современники сравнивали его с Беранже. Стихотворение «Сказка про белого царя» (1859) обличавшее Николая I широко распространялось в списках. Однако цензура и Третье отделение ценили творчество поэта значительно меньше. Тираж первой книги автора был уничтожен, многие стихи были опубликованы в урезанном и искаженном виде, ввиду цензурных запретов, часть произведений увидела свет только после Октябрьской революции. Во ходе судебного процесса, связанного с запретом сборника «Для всякого употребления» критик-прокурор вменял в вину Шумахеру «неприличное осмеяние великих реформ Петра», «осмеяние награды орденами, исходящей от высочайшей власти», а в стихотворении «Пруссофобы» «осмеяние национальности, многие представители которой стояли и стоят в высших сферах». К концу жизни поэт устает от борьбы с цензурой, в годы усиления реакции политическая сатира в его произведениях становится менее «зубастой», его взгляды становятся умереннее. Однако и в это время популярность поэта росла, а Третье отделение не упускало из виду его оппозиционные произведения. Слава поэта оказалась недолговечна, спустя 19 лет после его смерти статья напечатанная о нём, в журнале «Исторический вестник», уже носила название «Забытый поэт-сатирик». Издания произведений: Для всякого употребления. Санкт-Петербург, 1872 (издание запрещено цензурой и уничтожено); Моим землякам. Сатирические шутки в стихах. Книга 1. Берлин, 1873; Моим землякам. Сатирические шутки в стихах. Книга 2. Берлин, 1880; Моим землякам. Сатирические шутки в стихах. Книга 1-2. Женева, 1898; Шутки последних лет. Москва, 1879; Стихи и песни. Москва, 1902; Стихотворения и сатиры. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград, 1937; Поэты-демократы 1870-1880-х годов. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград, 1968 (сборник разных авторов).