-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 57519
 омментариев: 6349
Ќаписано: 65316


18 ма€ родились...

—реда, 18 ћа€ 2016 г. 04:21 + в цитатник
Frank_Lentini (683x700, 323Kb)
1889
‘ранческо Ћентини (италь€нское им€ - Francesco Lentini)
человек, родившийс€ с трем€ ногами. –одилс€ в –озолини (—ицили€, »тали€). ‘ранческо был двенадцатым ребЄнком в семье. ќднако он родилс€ не таким как все. ≈го брат-близнец недосформировалс€ и оказалс€ св€занным с его позвоночником. ¬ результате у Ћентини было три полноценных ноги разной длины, два набора половых органов, одна рудиментарна€ нога, отход€ща€ от колена третьей ноги, и шестнадцать пальцев на ногах. ¬рачи отказались проводить операцию по разделению близнецов, опаса€сь, что из-за вмешательства в позвоночник Ћентини окажетс€ парализованным. –одители отказались от мальчика-уродца. Ќекоторое врем€ он жил у тЄтки, котора€, впрочем, вскоре отдала его в приют дл€ детей-инвалидов. ƒо этого времени ‘ранческо ненавидел свои лишние органы, однако в приюте он увидел детей, у многих из которых некоторых органов недоставало. ”виденное позволило ему иначе взгл€нуть на своЄ тело. ќн научилс€ играть в футбол, прыгать со скакалкой, ездить на велосипеде и даже кататьс€ на коньках.
Frank_Lentini_Zusatzfuß1908 (490x700, 286Kb)
‘ранческо примерно в 1900 году.
¬ возрасте 8 лет вместе с многими другими сицилийцами эмигрировал в —Ўј. “ам он вырос и устроилс€ в цирк. ¬скоре он стал знаменит. ќсобой попул€рностью пользовалс€ номер с набиванием футбольного м€ча третьей ногой.  огда ‘ранческо шЄл на двух ногах, а третьей одновременно бил по м€чу, публика приходила в восторг. ¬прочем, с возрастом факт физической аномалии отошЄл на второй план. ѕублика приходила смотреть на Ђуродцаї, а видела весьма проворного молодого человека с прекрасным чувством юмора, преисполненного благородства и мудрости. ќн был прекрасным собеседником, хорошо шутил. ќба€тельный юноша не осталс€ одинок, он женилс€ на “ерезе ћюррей, с которой они вырастили четырЄх здоровых детей. ¬ возрасте 30 лет он получил американское гражданство. ‘рэнк Ћентини продолжал выступлени€ в цирках до самой смерти. ¬ том числе таких знаменитых, как ЂЅарнум и Ѕейлиї, Ђ они-јйлендї и ЂЎоу Ѕуффало Ѕиллаї. ќн пользовалс€ огромным уважением среди коллег, которые за глаза называли его не иначе как Ђкорольї. Ћентини продолжал гастролировать вплоть до самой смерти. ”мер в ƒжэксонвилле (штат ‘лорида, —Ўј) 22 сент€бр€ 1966 года.

Jacob_L._Moreno (561x700, 169Kb)
1889
ƒжекоб Ћеви ћорено (Jacob Levy Moreno)
американский психиатр, социальный психолог, автор теории социометрии и психодраматической терапии. ѕсиходрама Ц вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в роли актеров и зрителей, а их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл дл€ участников, Ц с целью устранени€ неадекватных эмоциональных реакций и самопознани€. ћорено трактовал этот метод как средство решени€ социальных проблем. «а рубежом использовалс€ также термин Ђсоциодрамаї, который означал способ устранени€ конфликтов в группах здоровых людей. ƒл€ психодрамы очень важны спонтанность, активность, импровизационность поведени€. ѕсиходрама примен€етс€ при неврозах, в том числе детского возраста, при психосоматических заболевани€х и алкоголизме, при обострении психопатий и отклон€ющемс€ поведении подростков. ¬озможна семейна€ психодрама. ћорено, известный склонностью к мифотворчеству, в своей Ђјвтобиографииї так описывал историю своего рождени€: Ђя родилс€ в бурную ночь на корабле, плывущем по „Єрному морю от Ѕосфора к румынскому порту  онстанте. Ёто произошло на рассвете —убботы, роды закончились как раз перед началом молитвыЕ Ќикто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. — этой неопределЄнности берЄт начало неопределЄнность моей жизни и моего гражданстваЕ я родилс€ гражданином вселенной, как мор€к, скитающийс€ из страны в страну по разным мор€м.ї Ѕольшинство последователей якоба Ћеви ћорено предпочитают именно эту версию его рождени€. ќднако, если строго следовать фактам, то ћорено родилс€ 1 в Ѕухаресте ( оролевство –умыни€), в семье сефардских евреев из ќттоманской империи. ќтец ћорено, ћорено Ќиссим Ћеви из ѕлевны (также ћорену Ќисим Ћеви, 1856Ч1925), был купцом, чьи родители в свою очередь перебрались в ѕлевну из  онстантинопол€. ¬ 1925 году, вскоре после смерти отца и по прибытии в —Ўј, якоб ћорено Ћеви возьмЄт им€ отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем якоба Ћеви ћорено (Ђћоренуї по-еврейски означает Ђ”чительї). ћать ћорено, ѕаулина янку ¬ольф (1873Ч1933), происходила из  алараша. ћорено был старшим из шести братьев и сестер. –азговорным €зыком в семье был ладино.  ак и рождение ћорено, его детство окутано легендами, из которых примечательна одна, имеюща€ непосредственное отношение к психодраме. ќднажды якоб вместе с соседскими детьми забрались в подвал дома. якоб предложил играть в Ѕога: Ђя буду Ѕогом, а вы Ч моими ангеламиї. ƒети согласились, и общими усили€ми соорудили из столов и стульев Ђнебої. якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изобража€ ангелов. ќдин из них спросил якоба, почему он не летает. ћальчик попыталс€ лететь, упал и сломал себе руку. ћорено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определ€л свой метод как Ђпсихотерапию павших боговї. ¬ 1895 году семь€ переезжает в ¬ену (јвстри€). ѕосле того, как родители в 1905 году переезжают в Ѕерлин, 14-летний якоб Ћеви остаЄтс€ в ¬ене, и больше никогда не живЄт вместе с родител€ми. ѕримерно в это врем€ ћорено переживает некий мистический опыт, во многом определивший его судьбу. ћорено описывает, как он стоит перед статуей ’риста в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен прин€ть решение: Ђ—то€ перед статуей, € начал понимать, что мне предстоит прин€ть решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. » тогда наступил мой момент. ѕередо мной сто€л вопрос, что € должен выбрать как моЄ: всю вселенную или мою семью, род, из которого € произошЄл? » € выбрал вселенную Ч не потому, что мо€ семь€ была хуже других семей, но потому, что € хотел жить дл€ чего-то большего, дл€ того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда € желал бы их вернуть. ћоЄ решение означало, что все люди Ч это мои брать€ и сестры, что все матери и отцы Ч это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, Ч это мои дети, а все женщины Ч мои жЄны, что всЄ имущество этого мира Ч моЄ имущество, и, напротив, всЄ что есть у мен€, принадлежит всему миру.ї —ледствием этого озарени€ стало стойкое убеждение ћорено, что Ђистинна€ психотерапи€ может быть только психотерапией всего человечестваї. Ёто высказывание ћорено часто воспринимают как броскую фразу. ¬ действительности же это Ч фундамент философии, методологии, теории и практики групповой психотерапии, социометрии и психодрамы. ¬ 1909 году ћорено поступает в ¬енский университет, где изучает философию и медицину. Ќа первых курсах ћорено готовил себ€ к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относитс€ примерно к 1913-14 году. —о студенческими годами св€зана ещЄ одна легенда, касающа€с€ встречи ћорено и ‘рейда. ѕосле одной из лекций ‘рейда студенты столпились вокруг мэтра, и ‘рейд спросил ћорено, чем он занимаетс€. ќтвет был таким: Ђƒоктор ‘рейд, Ч ответил €, Ч € начал там, где вы закончили. ¬ы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, € встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. ¬ы анализируете их сновидени€ и мечты, € пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. я учу людей играть ЅогаїЕ ‘рейд посмотрел на мен€ озадаченно и улыбнулс€Еї ¬ ответе самоуверенного молодого человека можно увидеть зачатки философии ¬стречи, лежащей в основе психодрамы. ќдносторонней полемикой с теорией ‘рейда пропитано большинство работ ћорено. ѕсиходрама как метод психотерапии формировалась долгие годы. ≈Є созданию в немалой степени способствовал растущий интерес ћорено к театру. ¬ студенческие годы ћорено проводит несколько Ђстихийных психодрамї, он организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке. ¬ажным эпизодом в развитии групповой психотерапии стала работа ћорено с венскими проститутками (1913 год). —овместно с врачом ¬.√рюеном и журналистом  . альбертом он создал группы по 8-10 девушек в каждой, которые встречались 2-3 раза в неделю дл€ обсуждени€ сложностей, возникающих в их жизни. ¬от выводы, которые сделал ћорено в итоге этой работы: Ђ”же тогда мен€ поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономи€ группы; 2)у группы есть сво€ структура, и стоит о ней узнать как можно больше;) групповой диагноз €вл€етс€ предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представл€ли собой какой-то общий социальный пор€док со своими паттернами поведени€, рол€ми и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4)проблема автономности и безым€нностиЕ ¬ групповой терапии существует тенденци€ к безым€нности еЄ членов, границы между отдельными Ёго ослабл€ютс€, важность приобретает сама группа как единое целое.ї ¬ 1915-1916 годах ћорено работает в ћиттендорфе, в австрийском лагере дл€ беженцев. ќн приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгл€ды и проч., то можно сделать их жизнь более счастливой. ќн даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией. ѕараллельно с теоретическими взгл€дами ћорено оформл€ютс€ и его философские взгл€ды. ¬ 1914-1915 годах трем€ книжками издаЄтс€ сборник Ђѕриглашение к встречеї, в общих чертах отражающий философию ћорено. ¬ 1917 окончил ¬енский университет, получил диплом врача. — 1918 года начинает выходить журнал ЂDaimonї, редактором, а затем и совладельцем которого стал ћорено. ¬ журнале публиковались самые известные люди ≈вропы. —ам ћорено в 1920 году обнародовал в этом журнале свою работу Ђ—лова ќтцаї, €вл€ющуюс€, по мнению биографов ћорено, итогом его развити€, манифестом его ранней философии встречи и философии творчества. ¬ 1921 году ћорено начинает систематически использовать психодраму, ещЄ не называ€ так свой метод и не счита€ себ€ психотерапевтом. ѕервый опыт св€зан, по-видимому, со случаем мужчины, решившего покончить с жизнью. ћорено со своей подругой, ћарианной Ћорницо, предотвратил самоубийство, разыграв фантазии пациента. Ќо окончательное оформление психодрамы как метода психотерапии св€зывают со Ђслучаем Ѕарбарыї (1922 год).   ћорено обратилс€ √еорг, муж молодой актрисы по имени Ѕарбара, игравшей в театре невинных девушек и прекрасных женщин. ѕо его словам, дома, наедине с ним, она становилась насто€щей фурией: гр€зно ругалась и бросалась на него с кулаками. ћорено предложил Ѕарбаре на публике, в экспериментальном театре, сымпровизировать роль проститутки, разговаривающей со своим сутенЄром. Ѕарбара ругалась как матрос, потом убегала от разъ€рЄнного сутенера, пока не была им Ђубитаї. ѕублика была шокирована, но Ѕарбара чувствовала себ€ счастливой. ѕосле этого она стала играть роли проституток, преданных жЄн, озлобленных любовниц. ѕостепенно мен€лось еЄ поведение и в быту: скандалы теперь если и происходили, то были кратковременными и не были столь страстными, как раньше. „ерез некоторое врем€ они начали играть на сцене вместе с √еоргом, сначала отыгрыва€ то, что происходило у них дома, а затем проигрыва€ воспоминани€ детства, фантазии и планы на будущее. „ерез некоторое врем€ мы с Ѕарбарой и √еоргом сидели втроЄм в театре. ќни снова открыли самих себ€ и друг друга или, точнее, они открыли себ€ и друг друга впервые. я анализировал ход их психодрамы, сессию за сессией, и объ€сн€л им, как произошло их исцеление. ¬ этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные я; самопрезентаци€, обмен рол€ми; инсайт-в-действии. ¬ том же, 1921 году, в венском “еатре  омедии, состо€лась перва€ социодрама. Ёто произошло 1 апрел€, в ƒень ƒураков. ћорено попыталс€ вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в јвстрии. ѕредставление с треском провалилось, но этот день празднуетс€ всеми психодраматистами мира как день рождени€ психодрамы. ћорено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие. ¬ 1924 году выходит книга ћорено, названна€ автором Ђ“еатр спонтанностиї. ¬ ней ћорено выдел€ет 4 типа театра: театр конфликта (аксиодрама); непосредственный театр (театр импровизации), раскрывающий творческие способности с помощью воображени€; терапевтический театр, в котором люди играют самих себ€; театр творени€, основанный на самоактуализации каждого человека. –азнообразие интересов ћорено подчЄркивает тот факт, что в это же врем€ он, совместно с братом своей возлюбленной, работает над проектом звукозаписывающего устройства, названного ими Ђ–адиофильмї. Ёто устройство €вилось прообразом магнитофона Ч принцип магнитной записи позвол€л стирать и вновь записывать голос. ѕатент на Ђ–адиофильмї был получен в јвстрии и позже продан в Ўтатах. ¬ 1925 году, под давлением обсто€тельств, перед ћорено встаЄт вопрос об эмиграции из јвстрии. ћорено рассматривал два варианта: —Ўј, где к тому времени уже жил его брат, и —оветский —оюз. ћорено выбрал первый вариант. ѕервые п€ть лет в јмерике не ознаменовались заметными свершени€ми ћорено, он обустраиваетс€ в новой дл€ него стране. «аключив в 1928 году фиктивный брак с Ѕетрис Ѕичер, ћорено получает американское гражданство. 1931 год Ч очень насыщенный год в жизни ћорено. 5 апрел€ в театре Ђ√ильди€ї состо€лось официальное открытие Ђ“еатра импровизацииї. ¬ это же врем€ ему поручают провести исследование в тюрьме —инг-—инг. »спользовав в качестве основного метода социометрию, ћорено на заседании јмериканской психиатрической ассоциации представл€ет результаты исследовани€ и предложени€ по классификации заключЄнных, с помощью которой в тюрьме можно было бы создать более здоровое сообщество. Ќа этом заседании впервые в истории психиатрии ћорено употребл€ет термин Ђгруппова€ психотерапи€ї. ѕосле доклада ћорено приглашЄн провести исследование в Ќью-…оркской государственной школе дл€ девушек, располагающейс€ в городе ’адсон. ¬ 1932 году ћорено приступает к работе. ’адсоновский (его иногда ошибочно называют Ђгудзоновскимї)проект ћорено длилс€ два года и позволил осуществить основные идеи ћорено: в ’адсоне использовалась социометри€, психодрама, социодрама и группова€ психотерапи€. ¬ 1934 ћорено публикует основополагающую монографию Ђ то выживет?ї, ставшую ЂЅиблиейї социометрии (на русский €зык ещЄ не переведена). ћорено был не только творцом, но и попул€ризатором своих идей. ≈щЄ в 1931 году он основывает журнал ЂImpromptuї, посв€щЄнный спонтанному театру, однако вышло всего 2 номера журнала. — 1937 года ћорено начинает издавать журнал Ђ—оциометри€: журнал межличностных отношенийї, в котором публиковались такие известные учЄные, как ћаргарет ћид и √ордон ќлпорт. ¬ 1936 году в г. Ѕиконе ћорено открывает собственную психиатрическую лечебницу ЂЅикон-’иллї, котора€ становитс€ одновременно лабораторией и учебным центром. «десь собирались друзь€ и единомышленники, отсюда психодрама начала распростран€тьс€ по всему миру. ¬ 1941 году в государственном учреждении Ч госпитале Ђ—ент-Ёлизабетї официально открываетс€ психодраматический театр и по€вл€етс€ официальна€ должность специалиста по психодраме. —о временем психодраматическа€ сцена становитс€ частью психиатрических отделений многих госпиталей и психологических факультетов факультета. “ак, в 1949 году, усили€ми √енри ћюрре€, театр психодрамы по€вл€етс€ при √арвардском ”ниверситете. ¬ 1942 году ћорено создаЄт в Ќью-…орке »нститут социометрии и “еатр психодрамы. ¬ том же году ћорено вместе со своей будущей женой «еркой основывает ќбщество психодрамы и групповой психотерапии, которое издаЄт журнал Ђ—оциатри€ї, а с 1947 года Ч Ђ—оциатри€, журнал групповой и межгрупповой терапииї (ныне Ч Ђ∆урнал групповой психотерапии, психодрамы и социометрииї).  роме того, с 1943 года ќбщество проводит ежегодные конференции и разрабатывает стандарты обучени€ психодраме. ‘ормальное обучение проводилось на базе психодраматических институтов. ¬ 1946 году ћорено выпускает книгу Ђѕсиходрама. “ом 1ї. — 1950 года ћорено начинает путешествовать по всему миру. ќн посещает ‘ранцию, ¬еликобританию, √ерманию, јвстрию, »спанию, »талию; также ћорено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. ¬ течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году ћорено становитс€ первым президентом ћеждународного совета по групповой психотерапии, а затем Ч ћеждународной ассоциации групповой психотерапии. ¬ 1961 году ћорено создаЄт ¬семирную академию психодрамы и групповой психотерапии. ѕервый международный конгресс по психодраме состо€лс€ в ѕариже в 1964 году.
Moreno_Pleven_TB (700x324, 361Kb)
ћемориальна€ доска в городе ѕлевна, Ѕолгари€.
¬ 1959 году ћорено приезжает в ———–, где посещает »нститут психологии и јкадемию ћедицинских наук в ћоскве, и »нститут имени Ѕехтерева и »нститут имени ѕавлова в Ћенинграде.   этому времени его книга Ђ—оциометри€: экспериментальный метод и наука об обществеї была переведена на русский €зык (в 2001 заново переведена). ќднако посещение —оветского —оюза в то врем€ не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране. ѕоследним монументальным трудом ћорено стала его автобиографи€, над которой он начал работать в 1971 году. ¬ 1974 году ћорено перенЄс серию инсультов. ѕон€в, что он не сможет вернутьс€ к творчеству, ћорено отказалс€ от приЄма пищи и пил только воду. якоб Ћеви ћорено умер в Ќью-…орке (—Ўј) 14 ма€ 1974 года. Ёпитафи€ на его могиле, придуманна€ самим ћорено, гласит: Ђ«десь лежит человек, который принЄс в психотерапию шутку и смехї. ѕсиходрама как психотерапевтический метод неразрывно св€зана с философскими воззрени€ми ћорено. —ам ћорено видел конечной задачей психодрамы ¬стречу с Ѕогом и называл еЄ Ђэкспериментальной теологиейї. ћорено считал, что божественный акт “ворени€ не закончен, что сила (Ѕог), котора€ когда-то создала вселенную, космос, продолжает действовать и сейчас. „еловек Ч носитель »скры Ѕожьей, энергии, котора€ не может быть накоплена и она про€вл€етс€ только Ђздесь и сейчасї, в действии. Ёту энергию ћорено называл спонтанностью. ¬ процессе со-творени€, и только в нем, может осуществитьс€ ¬стреча человека с Ѕогом. ¬ сборнике Ђприглашение к ¬стречеї есть текст Ђ–ечь о ¬стречеї, отрывок из которого приведен в книге √.Ћейтц. ќн представл€ет собой диалог человека и Ѕога. „еловек спрашивает, почему √осподь все еще не пришел к нему. Ѕог отвечает, что он знает всех людей на земле и спешит к ним, ќн Ч в пути. Ќо на этом пути от одного человека к другому существуют разломы, трещины, из-за которых ќн вынужден останавливатьс€ и вникать в положение вещей. » какова бы ни была причина задержки (перечисл€ютс€ Ђтемыї: Ђ¬озникновение св€тостиї, Ђ ак исцелить любимогої, ЂЅеспор€док в деревнеї, Ђ¬озникновение нищетыї), человек не готов идти навстречу ≈му. „тобы ¬стреча с Ѕогом состо€лась, сначала человек должен встретитьс€ с собой, затем Ч с теми, кто живет с ним под одной крышей, затем Ч с теми, кто живет с ним в одной общине, в одной стране. “олько тогда возможна ¬стреча с Ѕогом: Ђ„тобы со мною встретитьс€, ты должен пройти свой путь с самого начала, начать его там, откуда ты вышел, с себ€; и если ты соответствовал себе Ч с тех, с кем ты живешь; и если ты соответствовал им Ч с соседей по дому; а если ты соответствовал им, то можешь продолжить своЄ странствие, от места к месту, не слишком быстро, не слишком медленно, так, как получитс€. ѕод впечатлением этой встречи человек приходит к выводу: "≈сли € довольствуюсь тем, чтобы соответствовать люд€м, с которыми живу в одной квартире, и если возникает конфликт, € вступаю в борьбу, не отступаю в борьбе, выстаиваю в борьбе до конца, значит, € себе соответствовал. ” мен€ была встреча с собою, а после того, как стал полностью себе соответствовать, покинул себ€ и встретилс€ с сосед€ми по дому. ј после того, как стал полностью им соответствоватъ, € покинул их и встретилс€ с жител€ми моей деревни, ј после того, как стал полностью им соответствовать, € покинул их, и странствовал с места на место, и соответствовал всем, кто встречалс€ на пути ко всемЕ ≈сли же € соответствовал всем положени€м и тем, кого встречал €, и тем, кого встречали они, и так до бесконечности, тогда во встрече с тобою нет больше трещины, нет разлома, нет зла, нет досады, нет неловкости, нет несовершенства. “огда встреча €вл€етс€ завершенного тогда встреча не задерживает мен€, как задерживают течение то рифы, то изгибы, то песчаные отмели на реке. “огда € быстро следую вперед. “огда € без остановок, быстрее всех следую до места, где вы живете, и к себе; который только во встрече с вами ощущает своЄ совершенствоЕ Ќет ничего, что помешало бы мне встретитьс€, мое чувство исцелено, узел разв€зан, встреча завершенаї ¬от как √рета Ћейтц по€сн€ет поэтический текст ћорено: ѕрактический психотерапевтический подход в психодраме основываетс€ на заключенной в методе возможности многоуровнего общени€: Ќа возможности встречи с самим собой; Ќа возможности встречи с Ђ“ыї в рамках реального жизненного сообщества, то есть in situ или, как мы еще увидим, в Ђполуреальностиї психодрамы; Ќа возможности встречи членами малой группы или иных, возможно, более крупных групп, например этнических, в их социометрическом переплетении с естественными жизненными группами in situ или изображенных на сцене; а также на возможности встречи с членами психодраматической группы в ситуации Ђздесь и теперьї; Ќа возможности встречи с миром как в социальном, так и в космическом значении. ќтсюда становитс€ пон€тным и естественным шокирующее, если оно вз€то в отрыве от контекста, утверждение ћорено о том, что Ђподлинно терапевтический метод не может иметь своим объектом меньшее, чем человечествої. ѕсиходрама в этом случае становитс€ средством прийти к самому себе, а группова€ психотерапи€ и социометри€ Ч способом встретитьс€ с ƒругими: Ђ Емодель Ѕожественной вселенной стала планом, онтологическим руководством, по которому € разрабатывал социометрию Ч представление об обществе, в котором реализуетс€ наша глубинна€ —амостьЕї ‘илософские концепции спонтанности как со-творчества и ¬стречи реализуютс€ у ћорено в социометрии, а также в теории спонтанности и теории ролей. —огласно ћорено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. ƒл€ того чтобы описать развитие человека необходимо учитывать спонтанность (s-фактор). ќперациональное определение спонтанности, данное ћорено, звучит так: спонтанность Ч это адекватна€ реакци€ на новые услови€ или нова€ реакци€ на старые услови€. ѕро€влени€ спонтанности могут быть как конструктивными, так и деструктивными. —понтанность Ч это энерги€, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное про€вление Ч к психозу. Ђ‘ормирующую субстанциюї дл€ конструктивного про€влени€ спонтанности ћорено назвал креативностью. ≈сли спонтанность дает толчок к действию, а креативность придает ему конструктивную форму, то результатом этого процесса €вл€ютс€ культурные консервы.  ультурным консервом €вл€етс€, например, опубликованна€ книга, записанное нотами музыкальное произведение и проч. ¬ случае психотерапии культурным консервом €вл€етс€ полученный в результате психотерапевтического процесса новый способ поведени€, мышлени€ и чувствовани€. ћорено относилс€ к культурным консервам отрицательно, вид€ в них преп€тствие к творчеству, однако признавал их необходимость: Ђ¬ состо€щей из одной только спонтанности и креативности вселенной —оздатель так бы и осталс€ навсегда только —оздателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. ≈сли бы Ѕог Ч —оздатель, “ао, Ѕрахман, высша€ ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины, Ч решил не создавать Ђконсервовї, то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира.ї —понтанность Ч креативность Ч культурные консервы представл€ют собой цикл творчества.  онсервы можно Ђрасконсервироватьї, приложив к ним новый творческий импульс, и тогда цикл повтор€етс€, привод€ к по€влению новых консервов. ћорено описал три типа про€влени€ спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпати€) и теле. ѕод переносом ћорено, вслед за ‘рейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. ¬ результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности. ¬чувствование Ч это способ общени€, предполагающий способность на врем€ отказатьс€ от своего видени€ партнера, объективно воспринимать исход€щую от него информацию и проникнутьс€ его эмоциональным состо€нием. Ёмпати€ представл€ет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействи€ с людьми, однако и тут партнер по общению остаетс€ пассивным объектом воспри€ти€. Ёмпати€ не способна дать удовлетворительного объ€снени€ процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживани€м в психодраматической ситуации. »стинна€ ¬стреча между двум€ и более людьми, встреча, объедин€юща€ Ђяї и Ђ“ыї в Ђћыї, возможна только в том случае, если все партнеры €вл€ютс€ активными субъектами общени€. “акой способ общени€ ћорено назвал теле. “еле Ч это соотнесенное с реальностью воспри€тие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. ќбщение, основанное на теле, характеризуетс€ креативностью. ¬ его основе лежит взаимное прин€тие роли:
ѕрогулка вдвоем: глаза в глаза,
уста в уста,
и если ты р€дом, хочетс€ мне
вырвать глаза твои из впадин
и вставить их вместо моих,
а ты вырвешь мои
и вставишь их вместо своих,
тогда буду € гл€деть на теб€ твоими,
а ты взгл€нешь на мен€ моими
глазами
“еле-отношени€ Ч это не об€зательно Ђотношени€ в любвиї, как часто их понимают. ”читывающа€ реальность конкуренци€ с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле. »менно теле-отношени€ €вл€ютс€ истинным предметом изучени€ социометрии и предметом взаимодействи€ в групповой психотерапии»де€ групповой психотерапии естественно вытекает из философии ¬стречи. ≈сли встретитьс€ с Ѕогом (обрести свою спонтанность) человек может, только встретившись с другими людьми, то очевидно, что психотерапи€ (как способ ¬стречи) в группе более эффективна, чем психотерапи€ один на один. Ёта форма работы, широко распространенна€ сегодн€, в начале прошлого века была революционной. «адачей групповой психотерапии €вл€етс€ создание психотерапевтического сообщества, или преобразование существующего сообщества с его формальной иерархией, в психотерапевтическое, основанное на теле-отношени€х. Ёту задачу можно решить, использу€ психодраму, основанную на социометрии. ѕсиходрама, с которой традиционно св€зывают им€ ћорено, не существует сама по себе, как набор техник. Ћюба€ техника €вл€етс€ психодраматической тогда и только тогда, если еЄ исполнитель мыслит в рамках философии и психотерапевтической триады ћорено. ¬ психотерапевтическую триаду, помимо психодрамы, вход€т социометри€ и группова€ психотерапи€. ¬не этих рамок даже обмен рол€ми перестает быть психодраматической техникой, а непсиходраматические техники, внесенные в этот контекст, напротив, станов€тс€ драматическими. ќснову Ђпсиходраматического мышлени€ї составл€ет социометри€. —оциометри€ Ч это способ измерени€ межличностных отношений, призванный обнаружить глубинную, основанную на теле-отношени€х структуру группы, в отличие от формальной еЄ структуры. ≈сли в комнату вход€т, скажем, дес€ть незнакомых между собой человек, то каждый из них, осознанно или неосознанно, формирует своЄ впечатление об окружающих, делает свои выборы. Ёти выборы основываютс€ на силах прит€жени€ Ч отталкивани€: ћаша с ¬асей в разведку бы не пошла, но с удовольствием провела бы вечер, а вот с ѕетей будет скучно в ресторане, но дл€ разведки он вполне годен. ¬ данном случае Ђразведкаї и Ђпоход в ресторанї Ч это критерии выбора.  ритерии прит€жени€ или отталкивани€ завис€т от индивидуального опыта человека, их количество у каждого человека огромно, если не бесконечно. ¬ классической социометрии мы сначала в действии разогреваем группу, чтобы вы€вить наиболее значимые дл€ неЄ критерии in situ, а уж потом просим участников группы сделать свой выбор. ¬ результате мы получаем социометрическую картинку Ђприт€женийї и Ђотталкиванийї по данному критерию дл€ данной группы Ч социограмму. ¬ психотерапевтической группе, где каждый участник обозначает свой выбор, клад€ руку на плечо тому человеку, кого он выбрал, социограмма становитс€ очень нагл€дной и €вл€етс€ психотерапевтическим инструментом сама по себе. “о, какие именно критерии задаютс€ или вы€вл€ютс€ в группе, зависит от задач, сто€щих перед социометристом. Ќапример, в начале группы, когда у участников повышен уровень тревоги, вполне уместно задать такие критерии как Ђкто в этой группе больше других похож на теб€ї или Ђкому бы ты доверил поливать цветы в твоей квартире в своЄ отсутствиеї. “аким образом, в зависимости от своих целей, социометрист структурирует океан выборов, уже существующих у каждого участника. —ледует помнить, что мотиваци€ и семантика у каждого сво€, и понимать критерии люди могут по-разному. ѕредположим, мы в группе подростков задали критерий Ђс кем бы вы хотели сидеть за одной партойї, и получили взаимный положительный выбор ћаши и ¬ани.  азалось бы, можно смело сажать их за одну парту, но можно и уточнить, чем они привлекают друг друга. » тогда может оказатьс€, что ¬ане ћаша нравитс€ как девушка, ему при€тно сидеть с ней вместе, а ћаша выбрала ¬аню потому, что он сдержанный, и не будет мешать ей прилежно заниматьс€. ¬ приведенном примере выбор ћаши и ¬ани основан не на теле-отношени€х, а на переносе, ¬стречи не происходит. ¬ книге Ђ то выживетї ћорено приводит несколько правил, необходимых дл€ того, чтобы социометри€ состо€лась. ѕравило разогрева или активной продуктивности. ƒл€ того чтобы социометри€ состо€лась, участники группы должны быть активны, то есть любой социометрии должен предшествовать разогрев. Ќаправление разогрева, вы€вл€ющего социометрический критерий, значимый дл€ группы, должно соответствовать внутренней склонности участников группы. »наче они потер€ют спонтанность, ¬стреча не состоитс€. ѕравило Ђсовместного действи€ї исследовател€ с группой ƒл€ того, чтобы результаты социометрии обнаруживали глубинную, а не формальную структуру группы, экспериментатор должен быть частью группы. ѕравило общего участи€ в действии  аждый участник вовлечен в действие таким образом, что он проводит свой собственный эксперимент, и в равной степени с исследователем отвечает за координацию всех экспериментов, происход€щих в группе. —оциограмма, полученна€ в результате грамотно проведенной социометрии, становитс€ материалом дл€ психодрамы. –езультаты психодрамы, в свою очередь, оцениваютс€ социометрически. ¬ буквальном переводе с греческого это слово означает Ђдействие душиї, и ключевое слово здесь Ч Ђдействиеї. ¬ отличие от существовавших к началу 20-х годов методов психотерапии, психодрама не была Ђразговорнымї жанром. ѕроблема пациента, который в психодраме называетс€ протагонистом, то есть актером, играющим главную роль, решалась с помощью разыгрывани€ еЄ на психодраматической сцене. ¬ажно подчеркнуть, что в рамках психотерапевтической триады ћорено психодрама €вл€етс€ способом сн€ть блоки спонтанности, преп€тствующие осуществлению ¬стречи.  ниги я.Ћ.ћорено: ћорено, ƒж. “еатр спонтанности / ѕеревод с английского, автор вступительной статьи Ѕ.».’асан. Ч  расно€рск: ‘онд ментального здоровь€, 1993; ћорено, я.Ћ. —оциометри€: Ёкспериментальный метод и наука об обществе / ѕеревод с английского ј.Ѕоковикова, под научной редакцией «олотовицкого –омана јлександровича (инициатора издани€), Ч ћосква: јкадемический ѕроект, 2001, ISBN 5-8291-0110-6; ћорено, я.Ћ. ѕсиходрама / ѕеревод с английского √.ѕимочкиной, ≈.–ачковой. Ч ћосква: јпрель ѕресс: Ё —ћќ-ѕресс, 2001. Ћитература о я.Ћ.ћорено: √ессманн, ’.-¬.: Megalomania normalis oder der Versuch einer Biographie J. L. Morenos. In: Bausteine zur Gruppenpsychotherapie, Band 3 Verlag des PIB, Duisburg, 1994, S. 23 - 57, ISBN 3-928524-23-2; √риншпун, ».Ѕ. »деи ƒжекоба Ћеви ћорено в контексте развити€ западноевропейской и североамериканской психологии XX столети€ : ƒиссертаци€ на соискание кандидата психологических наук : 19.00.01. Ч ћосква: ћосковский педагогический государственный университет, 2002; ћарино, –.‘. »стори€ ƒоктора : ƒ.Ћ.ћорено Ч создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии ѕеревод с английского ћ.».«авалова. Ч ћосква:  ласс, 2001; ћонографи€ Ђ то выживет?ї; —акс, ƒж.ћ. √олос я.Ћ.ћорено: »нтервью с создателем психодрамы // ѕсиходрама и современна€ психотерапи€. Ч 2003. Ч є 1. Ч —траницы 5-21. Ћитература по психодраме: јйхингер ј., ’олл ¬. ѕсиходрама в детской групповой терапии. ѕеревод с немецкого Ч ћосква: √енезис, 2003. Ч 256 страниц; јйхингер ј., ’олл ¬. ƒетска€ психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии в детском саду и школе: ѕеревод с немецкого Ч ћосква: √енезис, 2005. Ч 336 страниц; Ѕарц Ё. »гра в глубокое: ¬ведение в юнгианскую психодраму / ѕеревод с немецкого Ч ћосква:  ласс, 1997. Ч 144 страницы; Ѕлатнер √.ј. ѕсиходрама, ролева€ игра, методы действи€: в 2-х част€х Ч ѕермь, 1993. Ч „асть 1. Ч 88 страниц; „асть 2. Ч 107 страниц; √ессманн ’.¬. √уманистическа€ психологи€ и гуманистическа€ психодрама. ћосква 2012;  еллерман ѕ.‘. ѕсиходрама крупным планом: јнализ терапевтических механизмов / ѕеревод с английского Ч ћосква:  ласс, 1998. Ч 240 страниц;  иппер ƒ.  линические ролевые игры и психодрама: ѕеревод с английского Ч ћосква:  ласс, 1993. Ч 222 страницы; Ђ»грать по-русскиї. ѕсиходрама в –оссии: истории, смыслы, символы / —оставители ≈.¬.Ћопухина, ≈.Ћ.ћихайлова. Ч ћосква:  ласс, 2003. Ч 320 страниц; Ћейтц √. ѕсиходрама: теори€ и практика.  лассическа€ психодрама я.Ћ.ћорено: ѕереводс немецкого Ч ћосква: ѕрогресс; ”ниверс, 1994. Ч 352 страницы (2-е издание: ћосква: Ђ огито-÷ентрї, 2007. Ч 380 страниц); Ћейтц √. —ыграть свою жизнь на сцене: перевод с французского Ч ћосква: јкадемический проект, 2008. Ч 132 страниц; ћихайлова ≈.Ћ. Ђя у себ€ однаї, или ¬еретено ¬асилисы. Ч ћосква:  ласс, 2003. Ч 320 страниц; ћонодрама: »сцел€юща€ встреча. ќт психодрамы к индивидуальной терапии / ѕод редакцией Ѕ.Ёрлахер-‘аркас,  . …орда. Ч  иев: Ќика-÷ентр, Ёльга, 2004. Ч 292 страницы; ѕсиходрама: вдохновение и техника / ѕод редакцией ѕ.’олмса, ћ. арп. ѕеревод с английского Ч ћосква:  ласс, 1997. Ч 288 страниц; –уководство по психодраме / ѕод редакцией ћ. арп, ѕ.’олмса,  . Ѕ.“аувон. ѕеревод с английского Ч  иев: »зданительство ѕ.√орностай, 2013. Ч 344 страницы; ’олмс ѕ. ¬нутренний мир снаружи. “еори€ объектных отношений и психодрама / ѕеревод с английского Ч ћосква:  ласс, 1999. Ч 288 страниц; Ўутценбергер ј.ј. ѕсиходрама / ѕеревод с французского Ч ћосква: ѕсихотерапи€, 2007. Ч 448 страниц.

¬ладимир јндреевич ќболенский  (386x700, 118Kb)
1890
¬ладимир јндреевич ќболенский
педагог, искусствовед, график, занималс€ живописью. –одилс€ в селе ¬ильва „ердынского уезда ѕермской губернии. ”чилс€ в ћ”∆¬« (1910-1913). —близилс€ с ћ.‘абром, Ће ƒантю, позднее вошел в художественную группу, сплотившуюс€ около ћ.Ћарионова и Ќ.√ончаровой. — этого времени началась работа над проблемами художественной формы и композиции, что привело впоследствии к изучению особенностей детского рисунка. ѕреподавал рисование в ¬ысшем начальном училище „ердыни, „ердынской женской гимназии и учительской семинарии (1916-1919). Ќаписал ЂЁволюци€ детского изобразительного творчестваї, Ђјнализ детского рисункаї (не изданы). ¬ 1921-1922 гг. работал инструктором изобразительных искусств в ѕермском губполитпросвете. ¬ 1922-1926 гг. преподавал живопись и рисунок в ѕерм. художественном техникуме, одновременно был зав. учебной частью, с 1924 Ц директором. ”частвовал в 1-ой выставке творчества художников местного кра€ (1925, город ѕермь). ¬ 1927-1931 гг. работал научным сотрудником јзербайджанского √осударственного музе€ и преподавал в Ѕакинском художественном техникуме (1929-1930). ¬ 1931 г. приглашен в должности профессора на кафедру монументальной живописи в Ћенинградский институт пролетарского искусства (позднее Ц институт живописи, скульптуры и архитектуры имени ».≈.–епина јкадемии ’удожеств ———–). ¬ 1944 г. присуждена учена€ степень кандидата искусствоведени€ и звание доцента. ѕо сокращению нагрузки в 1948 г. уволен, перешел работать в ¬ысшее художественно-промышленное училище имени ¬.».ћухиной. ¬ 1941-1943 гг. был в эвакуации в городе ѕерми. –аботал в агитмастерской по изготовлению плакатов и агитокон. —оздал серию графических портретов де€телей литературы и искусства, работавших в годы ¬еликой ќтечественной войны в городе ѕерми. ”частвовал в выставках: Ђ”рал - кузница оружи€ї (город —вердловск, 1944), Ђ”рал в изобразительном искусствеї (город ћолотов, 1943), выставке художественных произведений к конференции јкадемии Ќаук ———– по изучению производственных сил ћолотовской области (город ћолотов, 1945). Ќаписал большое исследование Ђ омпозици€ плафонов —икстинской капеллыї - не издано. ѕерсональные выставки: Ђѕортреты де€телей искусствї (1984, город ѕермь), к 100-летию со дн€ рождени€ (1990, ѕ√’√). ѕроизведени€ хран€тс€ в ѕ√’√. ”мер в Ћенинграде 8 ма€ 1954 года. »сточники: јрхив јкадемии ’удожест ———– (—анкт-ѕетербург), фонд 7. опись 4. дело 183; фонд ј-7, опись 56 Ц 1944; Ћитература: —еребренников Ќ.Ќ. ”рал в изобразительном искусстве. ѕермь, 1959. —траница. 134.; Ѕудрина ј.√. ѕедагог, график, теоретик // ¬ечерн€€ ѕермь. 1984. 2 €нвар€.;  азаринова Ќ.¬. ’удожники ѕерми. Ћенинград, 1987. —траницы 23, 27. (автор статьи:  азаринова Ќ.¬. Ёнциклопеди€ пермского кра€)

 (544x699, 150Kb)
1891
–удольф  арнап (Rudolf Carnap)
американский философ немецкого происхождени€, видный представитель логического позитивизма, внесший значительный вклад в развитие логики и философии науки. –одилс€ в ¬уппертале. ѕолучил образование в …енском и ‘райбургском университетах. ¬ …ене слушал лекции √.‘реге, там же в 1921 защитил докторскую диссертацию.  арнап преподавал вначале в ¬енском университете (1926Ц1931), а затем в √ерманском университете в ѕраге (1931Ц1935). ¬ эти годы он был одним из наиболее активных членов группы философов и математиков, известной как ¬енский кружок, и интересовалс€ логикой и проблемами научного метода. —овместно с –ейхенбахом основал журнал ЂЁркентнисї (ЂErkenntnisї, 1930Ц1940). ќн также один из основателей известной серии Ђћеждународна€ энциклопеди€ унифицированной наукиї (ЂInternational Encyclopedia of Unified Scienceї). ¬ 1936 эмигрировал в —Ўј. Ѕыл профессором „икагского университета (1936Ц1952) и  алифорнийского университета в Ћос-јнджелесе (1954Ц1970). ¬ 1952Ц1954 работал в ѕринстонском университете. ”мер  арнап в —анта-ћонике (штат  алифорни€) 14 сент€бр€ 1970 года. Ћогический позитивизм (или логический эмпиризм), отвергающий метафизику и стрем€щийс€ найти истину о мире исключительно с помощью естественных наук, об€зан своим названием двум главным тезисам: 1) решение философской проблемы требует логического анализа €зыка, на котором формулируетс€ проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии; 2) люба€ значима€ теори€, не €вл€юща€с€ чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке. Ўироко известна работа  арнапа ѕреодоление метафизики посредством логического анализа €зыка (Die Überwindung der Methaphysik durch logische Analyse der Sprache, 1932). “руды философа содержат тщательную разработку этих тезисов и образуют широкий теоретический базис дл€ их применени€; в них также разрабатываютс€ инструменты логического анализа в философии. —реди работ  арнапа, посв€щенных логике и семантике, Ц Ћогическа€ конструкци€ мира (Der logische Aufbau der Welt, 1928); ќчерк логистики (Abriss der Logistik, 1929); Ћогический синтаксис €зыка (Der logische Syntax der Sprache, 1934; английское авторизованное издание Ц The Logical Syntax of Language, 1937), ќсновани€ логики и математики (Foundations of Logic and Mathematics, 1939), »сследовани€ по семантике (Studies in Semantics, v. 1Ц2, 1942Ц1943), «начение и необходимость (Meaning and Necessity, 1947), ¬ведение в символическую логику и ее приложени€ (Introduction to Symbolic Logic and Its Applications, 1958), а также другие книги и множество статей. јнализ  арнапом философских проблем, включа€ обсуждение принципа проверки, содержитс€ в его сочинени€х, посв€щенных теории познани€ и философии науки.  арнап доказывает, что в различных област€х естественных и социальных наук используетс€ один общий метод проверки гипотез и теорий, а пон€ти€, используемые в этих област€х, могут быть сведены, с помощью особых Ђпредложений сведени€ї (операциональных определений и постулатов значени€), к одному общему базису Ц пон€ти€м, которые мы употребл€ем дл€ описани€ знакомого всем физического мира, нас окружающего (т.н. физикализм). ¬ажным результатом  арнапа в анализе соотношени€ теории и опыта €вл€етс€ строго формализованна€ количественна€ теори€ логической веро€тности, т.е. степени индуктивного, или веро€тностного, подтверждени€ теории. √лавные его работы в этой области: Ћогические основани€ веро€тности (Logical Foundations of Probability, 1950) и  онтинуум индуктивных методов (The Continuum of Inductive Methods, 1951). ѕоследние годы жизни  арнап посв€тил разработке различных аспектов и приложений индуктивной логики. —очинени€: Der logische Aufbau der Welt, ¬. - Schlachtensee, 1928; Scheinprobleme in der Philosophic, . - Schlachtensee, 1928; Abrib der Logistik, ., 1929; Der logische Syntax der Sprache, ., 1934: Studies in semantics, v. 1-2, Camb., 1942-43; Testability and meaning, 2 ed., New Haven, 1954; The continuum of inductive methods, Chi., 1952; Logical foundations of probability, 2 ed., Chi., 1962; в русском переводе - «начение и необходимость, ћосква, 1959; ‘илософские основани€ физики. ¬ведение в философию науки, ћосква, 1971 (библиографи€). Ћитература: Ќарский ».—., —овременный позитивизм, ћосква, 1961; —мирнов ¬.ј., ќ достоинствах и ошибках одной логико-философской концепции, в книге: ‘илософи€ марксизма и неопозитивизм, ћосква, 1963; ’илл “., —овременные теории познани€, перевод с английского, ћосква, 1965; The philosophy of R. Carnap, ed. by . A. Schilpp, Salle (.) - L., 1963 (библиографи€).

1891
 онстантин јрчилович „ичинадзе
грузинский советский поэт и переводчик. –одилс€ в селе ’имши, ныне јмбролаурский район √рузии. ”чилс€ в “билисском университете. ѕервые стихи опубликованы в 1908. ѕеревел на грузинский €зык "—лово о полку »гореве", "ƒавида —асунского", "ѕеснь о Ќибелунгах", "Ѕожественную комедию" ƒанте, русских и западноевропейских поэтов 19 в. »звестны его руставелологические исследовани€. ¬ 1934 под редакцией „. осуществлено критическое издание текста поэмы "¬ит€зь в барсовой шкуре". ”мер в “билиси 21 июн€ 1960 года. Ћитература: Ѕарамидзе ј., –адиани Ў., ∆генти Ѕ., »стори€ грузинской литературы, “билиси, 1958.

1892
якоб ћорено (Jacob Levy Moreno)
американский психиатр и психолог. ќснователь таких методов, как психодрама и социометри€, один из пионеров групповой психотерапии. –одилс€ в еврейской семье в Ѕухаресте. ¬ырос в ¬ене. »зучал медицину, математику и философию в ¬енском университете, в 1917 году получил степень доктора медицины. ќтверг фрейдовский психоанализ, однако заинтересовалс€ другим вариантом этой теории, который развивал  .√.ёнг. «аинтересовалс€ применением групповых методов в психотерапии, что определило специфику его дальнейших исследований. Ќе только разработал методы психодрама, психометрии и групповой психотерапии, но и провЄл значительную экспериментальную работу по их исследованию и проверке их валидности. ¬ 1925 году переехал в —Ўј, работал в Ќью-…орке, в основном с детьми. ”мер 14 ма€ 1974 года.

 (547x699, 64Kb)
1892
Ёцио ѕинца (италь€нское им€ - Ezio Pinza)
италь€нский певец (бас). ¬ 1926-1948 гг. Ц солист Ђћетрополитен-операї в Ќью-…орке. ѕинца - один из знаменитейших басов в истории италь€нской оперы. ќн легко справл€лс€ со всеми техническими трудност€ми, владел премудрост€ми бельканто. —ын римского плотника, ставший певцом, благодар€ желанию отца. ¬ыступал в театрах италь€нских городов, отработал не одно дес€тилетие в ћетрополитен-опера. ¬ыступал на сценах „икаго и —ан-‘ранциско, гастролировал в јнглии, Ўвеции, „ехословакии. ѕобывал и в јвстралии (1936). ќперно-сценическую карьеру закончил в сезоне 1947/1948. ¬ыступал с концертами на телевидении и по радио. —нималс€ в кино. ¬ 1957 завершил и публичные выступлени€. ”мер 9 ма€ 1957 года. "Ќаконец мы нашли певца, который может петь!" (ј.“осканини)

1894
Ёдмунд јдам (немецкое им€ - Edmund Adam)
немецкий шахматист. ѕоследний победитель открытого чемпионата √ермании по шахматной переписке. ќн провел годы ¬торой мировой войны в немецком концлагере. ќн играл в чемпионате мира 1950 по шахматной переписке. ¬ испанской партии есть вариант, названный в его честь (1.e4 e5 2. f3  c6 3.—b5 a6 4.—a4  f6 5.OO  xe4 6.d4 b5 7.—b3 d5 8.dxe5 —е6 9.‘e2 —е7 10. с4). ќн играл этот вариант по переписке в 1939 году. — 1946 по 1956 г. он был президентом немецкой јссоциации по шахматной переписке. ѕо профессии был врачом. ”мер во ‘ранкфурте на ћайне 19 €нвар€ 1958 года.

1894
“эцуро ≈сида
€понский архитектор. Ѕлагодар€ ему €понска€ архитектура стала известной на «ападе, и в то же врем€ он использовал западные мотивы в своих собственных работах. ¬о врем€ путешестви€ в ≈вропу в 1931-1932 гг. познакомилс€ с немецкими архитекторами √уго ’эрингом и Ћюдвигом √ильберзеймером. ѕо их насто€нию он написал книгу Ђяпонский домї (1935), в которой объ€сн€л «ападу €понскую архитектуру. ƒве другие книги, одна о €понской архитектуре и втора€ - о €понском саде, были опубликованы в 1952-1957 гг. »нтерес к западной архитектуре нашел отражение в его работах, таких, как здание почтового офиса в  иото (1922), здание муниципалитета в Ѕеппу (1928), главные почтамты в “окио (1931) и ќсаке (1939), а также банк в Ќиигате

1894
‘илип Ћазар (точнее Ћазэр)
румынский композитор.

1895
јндрей ¬асильевич ¬инницкий
российский режиссер. — 1928 г. работал в научно-попул€рной кинематографии. ¬ 1935 г. создал фундаментальную кинематографию о научных исследовани€х академика ». ѕавлова в области высшей нервной де€тельности. ¬ дальнейшем специализировалс€ в области энтомологии, сн€л серию фильмов о жизни насекомых: Ђ∆изнь бабочкиї (1929), Ђћуравей-амазонкаї, Ђѕаукиї (оба в 1936), Ђјммофилаї (1938), Ђ»нстинкт насекомыхї (1939), Ђѕолезные насекомыеї (1940), Ђƒействи€ 45-мм оруди€ в зимних услови€хї (1943), Ђ—олнечное плем€ї (1944), Ђ»з жизни насекомыхї (1947), Ђ олхоз на ќкеї (1957), Ђ¬ стране нектараї (1959) и др.

Medvedev Anisim foto (526x700, 256Kb)
1895
јнисим ћатвеевич ћедведев
председатель колхоза Ђѕобедаї јндреевского района “алды- урганской области  азахской ——–. –одилс€ в селе ќсиновка, ныне јндреевского района “алды- урганска€ области  азахстана. ƒо 1916 года батрачил. — 1917 по 1920 год участвовал в √ражданской войне, в составе отр€да красных партизан участвовал в „еркасской обороне в —емиреченской области. C 1925 по 1929 год был председателем ќсиновского сельского совета и принимал активное участие в организации первых коммун. „лен ¬ ѕ(б)- ѕ—— с 1926 года. — 1930 года по 1933 год возглавл€л сельскохоз€йственную артель Ђ¬есЄлый трудї —аркандского района. C 1938 по 1954 год был председателем колхоза Ђѕобедаї јндреевского района. «а период 15 лет управлени€ ј.ћ.ћедведева колхоз стал передовым, экономически мощным хоз€йством, в котором из года в год повышались производственные показатели. ѕо итогам работы 1947 года с площади 53 гектара тружениками колхоза Ђѕобедаї был собран урожай пшеницы по 31,39 центнеров с гектара. ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 28 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом об€зательных поставок и натуроплаты за работу ћ“— в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур дл€ весеннего сева 1948 года ћедведев јнисим ћатвеевич удостоен звание √еро€ —оциалистического “руда с вручением ордена Ћенина и золотой медали Ђ—ерп и ћолотї. ¬ 1955 году он вышел на пенсию и проживал в родном селе ќсиновка. ЌаграждЄн 2 орденами Ћенина (28 марта 1948, 6 июн€ 1949), 2 орденами “рудового  расного «намени (16 но€бр€ 1945, 9 апрел€ 1947), медал€ми.

 (519x698, 213Kb)
1895
југусто —есар —андино (Augusto Sandino)
национальный герой никарагуанского народа, генерал (1926). –одилс€ в кресть€нской семье. ѕеременив много профессий, в поисках работы покинул родину. –аботал на рудниках в √ондурасе, √ватемале и на нефтепромыслах в ћексике. ¬ 1926, вернувшись на родину, включилс€ в национально-освободительную борьбу против американских империалистов и местной реакции. ¬озглавленна€ им в середине 1927 партизанска€ борьба против войск —Ўј, оккупировавших Ќикарагуа, переросла в гражданскую войну и привела к освобождению страны от оккупантов (€нварь 1933). ¬ феврале 1934 —андино, вызванный в ћанагуа дл€ официальных переговоров с правительством о прекращении гражданской войны, был вероломно убит (21 феврал€ 1934 года.). Ћитература: √онионский —.ј., —андино, ћосква, 1965.

1897
√урген ƒжанибекович ƒжанибек€н (псевдоним; насто€ща€ фамили€ “ер-’ачатр€н)
арм€нский советский актер, народный артист ———– (1967). „лен  ѕ—— с 1944. –одилс€ в Ёриване (ныне ≈реван, јрмени€). —ценическую де€тельность начал в 1918 в ≈реване. –аботал в арм€нских театрах Ћенинакана, “билиси. — 1924 актер јрм€нского театра имени √.—ундук€на (≈реван). »гра ƒжанибек€на отличаетс€ национальной самобытностью, внутренним драматизмом, доход€щим порой до трагедийных высот. — успехом выступает также в комедийных рол€х. Ћучшие роли: —ейран ("Ќамус" Ўирванзаде), ѕепел ("Ќа дне" √орького), ‘игаро ("∆енитьба ‘игаро" Ѕомарше), ќтелло ("ќтелло" Ўекспира), ѕротасов ("∆ивой труп" Ћ.Ќ.“олстого), √аев ("¬ишневый сад" „ехова), ¬арравин ("ƒело" —ухово- обылина), Ѕарегам ѕахлавуни ("Ќаполеон  оркот€н" ƒемирч€на), ћаркар ("ƒа, мир перевернулс€!" ѕапа€на), √ригор-ага ("”тес" ѕапаз€на), —оломон ("÷ена" ћиллера). —нималс€ в кино, занималс€ режиссурой. јвтор пьес. √осударственна€ преми€ ———– (1952). Ќагражден орденом Ћенина, орденом “рудового  расного «намени и медал€ми.

1897
‘ранк  апра (Capra)
американский кинорежиссЄр. –одилс€ в ѕалермо. ќкончил  алифорнийский политехнический институт. ¬ 1921 начал работать в кино, в 1926-27 обратилс€ к режиссЄрской де€тельности. ¬ 1930-е гг. стал одним из ведущих де€телей американского кино, поставив фильмы: "Ћеди на день" (1933),"Ёто случилось однажды ночью" (1934), "ћистер ƒидс переезжает в город" (1936), "¬ам этого с собой никогда не унести" (1938), "ћистер —мит едет в ¬ашингтон" (1939) и др. ¬ них затрагивались острые социальные проблемы американской действительности - т€жЄлое положение фермеров, продажность и коррупци€ прав€щих кругов - однако не раскрывались причины их возникновени€. Ўирокую попул€рность этих фильмов определили реалистическа€ атмосфера действи€, высокий уровень литературной основы (сценарист большинства кинокартин –.–искин), оба€ние, меткие характеристики героев. ¬ годы войны создал р€д документальных фильмов под названием Ђѕочему мы воюемї. ѕоследний фильм Ч Ђ арман, полный чудесї Ч режиссер сн€л в 1961 году, а в 1982 году на ¬енецианском кинофестивале был удостоен приза за вклад в мировое киноискусство. —кончалс€ 3 сент€бр€ 1991 года. Ћитература:  олод€жна€ ¬., “рутко »., »стори€ зарубежного кино, том 2, ћосква, 1970, страницы 94Ч125.

 (489x699, 42Kb)
1897
Ёдгар  олле (нидерландское им€ - Edgar Colle)
бельгийский шахматный гроссмейстер, теоретик, автор дебюта, нос€щего его им€: 1. f3 с пешечной структурой d4,c3,e3. Ўесть раз становилс€ чемпионом своей страны. –одилс€ в √енте. Ћучшие результаты в международных турнирах: —хевенинген (1923) Ч 3-5-е; ѕариж (1924) Ч 3-е (впереди ћ.Ёйве); √астингс (1923/1924) Ч 3-4-е; јмстердам и ћерано (1926) Ч 1-е; √астингс (1926/1927) Ч 2-е; —карборо (1926 и 1927) Ч 1-2-е и 1-е; Ќиндорф (1927) Ч 3-е; √астингс (1928/1929) Ч 1-3-е (вместе с ‘.ћаршаллом и Ў.“акачем); Ѕарселона (1929) Ч 3-е; —карборо (1930) Ч 1-е; –оттердам (1930) Ч 2-е места. ”частник р€да матчей: с ћ.Ёйве (1924, 3 : 5, и 1928, 5љ : љ); ƒж. олтановским (1925; +4 0 =3); ј.“акельсом (1927; +4 0 =2) и других. ¬нЄс вклад в шахматную теорию, в том числе в ферзевых пешек дебют и в защиту „игорина. Ўахматист острокомбинационного стил€. ”мер в √енте 19 сент€бр€ 1932 года.

1898
ћари€ ќсиповна  небель
российский режиссЄр, педагог, народна€ артистка ———– (1958). –одилась в ћоскве. ”чилась с 1918 г. в студии „ехова, затем в школе при 2-й студии ћ’ј“а. — 1924 г. - в труппе ћ’ј“а. »грала в основном острохарактерные роли: Ўарлотта - "¬ишнЄвый сад" „ехова,  арпухина - "ƒ€дюшкин сон" по ƒостоевскому и др. –ежиссЄрскую де€тельность начала в 1935 г. в ћосковском театре имени ≈рмоловой. ќсуществила постановки: "ƒальн€€ дорога" јрбузова (1936), "ѕоследние" √орького (1937), совместно с Ќ.ѕ.’мелЄвым - "ƒети солнца" √орького (1937) и " ак вам это понравитс€" Ўекспира (1940), во ћ’ј“е - " ремлЄвские куранты" ѕогодина (1942, совместно с ¬.».Ќемировичем-ƒанченко и Ћ.ћ.Ћеонидовым), "»ван √розный" ("“рудные годы") ј.Ќ.“олстого (1946, совместно с ј.ƒ.ѕоповым) и др. — 1950 г. - режиссЄр, а в 1955-1960 гг. - главный режиссЄр ÷ентрального детского театра (спектакли: "—траница жизни" –озова, 1952, и др.). ќсобенно близка ей драматурги€ „ехова. ќна ставила спектакли: "»ванов" (1955, ћосковский театр имени ѕушкина) и "¬ишнЄвый сад" (1965, ÷ентральный театр –усской јрмии; "Ёбби тиэтр", ƒублин). ¬ 1969 г. поставила "“аланты и поклонники" ќстровского (ћосковский театр имени ћа€ковского). — 1932 г. вела педагогическую работу, с 1948 г. - преподавала на режиссЄрском факультете √»“»—а (с 1960 г. - профессор). —кончалась 1 июн€ 1985 года. —очинени€: —лово в творчестве актера, ћосква, 1954; ќ действенном анализе пьесы и роли, ћосква, 1961: ¬с€ жизнь. (¬оспоминани€ актрисы). ћосква, 1967.

1899
“омас ‘редрик ¬ейбей Ѕарт
норвежский петрограф и геохимик. ѕрофессор минералогии и геохимии р€да университетов «ападной ≈вропы и —Ўј. „лен геофизической лаборатории института  арнеги (—Ўј). ƒиректор минералогического института университета (1936) и геологического музе€ (1949) ќсло. ќсновные работы посв€щены петрологии, вопросам происхождени€ горных пород, классификации метаморфических пород, вулканологии, геохимическим циклам, термальным источникам.

1899
Ёдуард ’ейстингс „емберлин (Edward Hastings Chamberlin)
американский экономист. –одилс€ в городе Ћа- оннер, штат ¬ашингтон. ¬ысшее образование получил в университете штата јйова, ћичиганском и √арвардском университетах. — 1920 занимал различные преподавательские должности в ћичиганском, √арвардском, ѕарижском и  опенгагенском университетах. явл€лс€ почетным доктором многих университетов, член јмериканской экономической ассоциации (вице-президент в 1944),  оролевского экономического общества,  атолической экономической ассоциации (вице-президент в 1943). ќсновное направление научных исследований - анализ соотношени€ монополии и конкуренции на капиталистическом рынке. ¬ конце 1920-х - начале 1930-х гг. разработал главные положени€ монополистической конкуренции теории, служащей откровенной апологией монополий, де€тельность которых изображаетс€ „. как благотворна€ дл€ всего капиталистического общества. ќтрицательно относилс€ к вмешательству государства в экономическую жизнь, отстаивал "свободу конкуренции". ¬ыступал с клеветническими нападками на профсоюзное движение и рабочий класс. ”мер 16 июл€ 1967 года. —очинени€: Towards a more general theory of value, . ., 1957; The economic analysis of labor union power, 3 ed.. Wash., 1963; в русском переводе-“еори€ монополистической конкуренции, ћосква, 1959. Ћитература: ∆амс Ё., »стори€ экономической мысли XX в., перевод с французского, ћосква, 1959; Ѕлюмин ».√.,  ритика буржуазной политической экономии, том 3, ћосква, 1962;  озлова  .Ѕ., ћонополии и их буржуазные критики, ћосква, 1966; —елигмен Ѕ., ќсновные течени€ современной экономической мысли, перевод с английского, ћосква, 1968; јльтер Ћ.Ѕ., Ѕуржуазна€ политическа€ экономи€ —Ўј, ћосква, 1971;  озлова  . Ѕ., Ёнтов –.ћ., “еори€ цены, ћосква, 1972.

YakimenkoIvanSemionovich (483x700, 136Kb)
1899
»ван —емЄнович якименко
командир пулемЄтного расчЄта 261-го гвардейского стрелкового полка (87-€ гвардейска€ стрелкова€ дивизи€, 43-€ арми€, 3-й Ѕелорусский фронт), гвардии сержант. –одилс€ в селе “роицкое (ныне -  арла ћаркса Ѕерд€нского района «апорожской области, ”краина) в семье кресть€нина. ”краинец. ќкончил 4 класса. ¬ 1922-1923 годах служил в  расной јрмии. ѕосле демобилизации переехал в станицу ¬ыселки  раснодарского кра€. –аботал механиком на элеваторе, заведующим складом в конторе "–айзаготзерно". ¬новь призван в армию в феврале 1943 года, с этого же времени - на фронте. ¬ составе 261-го гвардейского стрелкового полка 87-й гвардейской стрелковой дивизии воевал на ёжном, 4-м ”краинском, 1-м ѕрибалтийском и 3-м Ѕелорусском фронтах. ”частвовал в бо€х на реке ћиус, ƒонбасской и ћелитопольской операци€х, бо€х на ѕерекопском перешейке, освобождении  рыма, ѕрибалтики, уничтожении группировки противника в ¬осточной ѕруссии.  омандир пулемЄтного расчЄта гвардии сержант якименко особо отличилс€ при штурме  Єнигсберга (ныне -  алининград). 6 апрел€ 1945 года при прорыве обороны противника северо-западнее  Єнигсберга в районе населЄнного пункта ¬альдгартен (ныне в черте  алининграда, район переулка Ћомоносова) он вплотную подполз к вражескому дзоту и гранатами и несколькими очеред€ми в амбразуру уничтожил его гарнизон. «атем под обстрелом врага первым переправилс€ через канал Ћанд-√рабен (река √олуба€) и шквальным огнЄм по непри€телю обеспечил переправу батальона через водную преграду. ¬ уличных бо€х ».—.якименко, действу€ впереди стрелкового подразделени€, устанавливал пулемЄт на чердаках домов и уничтожал вражеских снайперов и пулемЄтчиков, мешавших продвижению пехоты. «а три дн€ боЄв он истребил свыше 60 немецких солдат и офицеров, подавил огонь двух дзотов и свыше дес€ти пулемЄтных точек. ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 19 апрел€ 1945 года за мужество, отвагу и героизм, про€вленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии сержанту якименко »вану —емЄновичу присвоено звание √еро€ —оветского —оюза с вручением ордена Ћенина и медали Ђ«олота€ «вездаї (є 4216). ¬ 1945 году демобилизован. ∆ил в станице ¬ыселки. ЌаграждЄн орденом Ћенина, медал€ми. ”мер 17 июл€ 1962 года.
YakimenkoIvanSemen_PZ_Marxa (700x452, 46Kb)
»м€ √еро€ увековечена на ѕам€тном знаке односельчанам в селе  арла ћаркса Ѕерд€нского района «апорожской области (”краина).

1900
¬ольфганг ’ейнц (¬ольфганг ’айнц; немецкое им€ - Heinz)
немецкий актер и режиссер (√ƒ–). „лен  ѕ√ с 1930, —≈ѕ√ - с 1956. „лен јкадемии искусств √ƒ–. –одилс€ в городе ѕильзен, ныне ѕльзень, „ехи€. Ќа сцене с 1917. ¬ 1920-1933 играл в театрах Ѕерлина (Ќемецкий театр) и √амбурга (" аммершииле"). ѕосле захвата власти нацистами эмигрировал за границу. ¬ 1934-1946 работал в цюрихском театре "Ўаушпильхауз", в 1948 один из основателей, в 1951-1956 художественный руководитель венского театра "—кала". — 1956 в труппе (в 1963-1970 художественный руководитель) берлинского Ќемецкого театра, в 1962-1963 берлинского театра "‘ольксбюне". —оздатель выдающихс€ трагических образов - Ўейлок, яго ("¬енецианский купец", "ќтелло" Ўекспира), Ќатан ("Ќатан ћудрый" Ћессинга) и характерных ролей - пастор ћандерс (" укольный дом" »бсена), “етерев ("ћещане" √орького), ѕовар ("ћамаша  ураж и ее дети" Ѕрехта) и др. »грал роль профессора ћамлока в пьесе ‘.¬ольфа "ѕрофессор ћамлок" (1967) в одноименном фильме (1961), поставленном режиссером  .¬ольфом. —тавил пьесы ћ.√орького, Ќ.‘.ѕогодина и др. советских драматургов, а также Ѕрехта, Ўекспира, ј.Ќ.ќстровского. — 1966 президент —оюза театральных работников √ƒ–. Ќациональна€ преми€ √ƒ– (1954, 1959).



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку