-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121880
Комментариев: 6815
Написано: 130374


15 февраля родились...

Понедельник, 15 Февраля 2016 г. 00:08 + в цитатник
Нато Габуния0 (462x700, 147Kb)
1859
Нато (Наталия) Мерабовна Габуния (грузинское имя - )
грузинская актриса. Родилась в семье служащего. Жена комедиографа А.Цагарели. Сценическую деятельность начала в спектаклях любительского кружка, созданного народниками в Гори. В 1879 вступила в труппу Тифлисского грузинского драматического театра. Выступала и в др. городах и сёлах Грузии. Была одним из инициаторов и организаторов спектаклей на селе для крестьян. Принимала участие в спектаклях народного театра Авчальской аудитории и др. народных театров. Творчество Габуния имело большое значение для развития грузинского реалистического театра 2-й половины 19 века, в нём нашли претворение идеи национально-освободительного движения, передовые демократические устремления. Габуния создала образы женщин, обладающих сильной волей, твёрдым характером. Лучшие черты женщин из народа воплотила Габуния в образе матери в постановке драматической поэмы "Мать и сын" И.Чавчавадзе. В роли крестьянки Тинатин ("Путешествие литераторов на плотах" Антонова) Габуния выразила тему обличения крепостничества, защиты человеческих прав. Высоким мастерством отличалось исполнение Габуния комедийных ролей: Сваха (оперная постановка Чавчавадзе), Ханума (оперная постановка Цагарели), Кинто (оперная постановка Церетели). Габуния была блестящей исполнительницей ролей в пьесах Цагарели- Талала, Оромсе, Калия ("С чем придёшь, с тем и уйдёшь", "Иные нынче времена", "Цимбирели"), давала яркую социальную характеристику персона жам (старая вдова-дворянка - "Сцены из первых времён освобождения крестьян" Чавчавадзе, крестьянка - "Родина" Эристави). Наряду с ярким исполнением ролей в национальном репертуаре Габуния создала выразительные образы в русской и армянской драматургии: Кукушкина ("Доходное место"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Хампери, Шушан ("Хатабала", "Пэпо" Сундукяна) и др. Игра Габуния отличалась искренностью, естественностью, близостью к жизненной правде, реалистичнсеой выразительностью деталей. Габуния выступала также с исполнением грузинских народных песен. Умерла в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 28 августа 1910 года. Литература: Буртикашвили А., Нато Габуния, Тбилиси, 1949 (на грузинском языке).

Guillaume_1920 (494x700, 148Kb)
1861
Шарль Эдуард Гильом (Гийом; французское имя - Charles Йdouard Guillaume)
швейцарско-французский физик. Родился в Флерье и был сыном часового мастера Эдуарда Гильома. Отец Гильома возвратился в свой родовой дом в Швейцарии после того, как в течение нескольких лет возглавлял в Лондоне часовую мастерскую, основанную его отцом, который бежал в Англию во время Французской революции. Первые уроки юному Гильому давал отец, а затем он стал посещать школу в Невшателе. В семнадцать лет Гильом поступил в Федеральный технологический институт в Цюрихе, где изучал естественные науки, а также немецкую и французскую литературу. Впоследствии он говорил, что его интерес к естествознанию был подкреплен чтением «Похвальных речей» ("Eloges academiques") непременного секретаря Французской академии наук Франсуа Араго. В 1882 г. Гильом защитил диссертацию об электролитических конденсаторах и получил докторскую степень. После года службы в швейцарской армии в качестве артиллерийского офицера Г. поступил ассистентом в незадолго до того созданное Международное бюро мер и весов в Севре, недалеко от Парижа. В 1902 г. он стал заместителем директора, а в 1905 г. директором Бюро и оставался на этом посту вплоть до ухода в отставку (1936), после чего получил титул почетного директора. Первая работа, сделанная Гильомом в Международном бюро, была связана с точностью ртутного термометра. В этом приборе относительно большое количество ртути содержится в стеклянном баллончике, к которому присоединена длинная стеклянная цилиндрическая трубка небольшого диаметра. При повышении температуры объем ртути увеличивается, что вызывает заметное изменение положения верхнего конца столбика ртути. Для повышения точности измерений необходимо ввести поправки на изменения объема баллончика, связанные с температурным расширением или сжатием стекла, на изменения площади поперечного сечения и длины столбика ртути, а затем произвести соответствующую калибровку термометра. Скорость изменений длины и объема зависит от температуры. Результаты произведенных им вычислений всех поправок Гильом изложил в «Трактате по термометрии» ("Traite de thermometrie") в 1889 г. После окончания этих исследований Гильом занялся поиском сплава, который можно было бы использовать в местных метрологических лабораториях как доступную и надежную замену очень дорогого платино-иридиевого сплава, из которого был изготовлен эталон метра.
15 февраля 1861 года родился — Шарль Эдуар Гийомpost-13108-129774679953 (700x554, 229Kb)
Экземпляр эталона находится и в каждой из стран, принимавших участие в первой Конференции по мерам и весам 1889 г. Мерные стержни использовались в полевых условиях при различных температурах, а калибровались в местных метрологических лабораториях по хранящимся там эталонам метра при фиксированной температуре. И низкое качество местных эталонов, и различие между температурой в полевых и лабораторных условиях приводили к систематическим ошибкам в измерениях. Исследуя сплавы, Гильом заметил, что стали с высоким содержанием никеля имеют аномально низкий коэффициент теплового расширения. Это наблюдение привело к созданию стали, содержащей 36% никеля, 0,4 – марганца, 0,1 – углерода и 63,5% железа и обладающей коэффициентом расширения, который составляет менее одной десятой коэффициента расширения железа. Свой сплав Гильом назвал инваром, поскольку тот почти не изменялся (оставался инвариантным) при нагревании и других внешних воздействиях. Гильом разработал ряд методов (таких, как отжиг, протягивание и прокатка), позволяющих обрабатывать инвар при непрерывном контроле его коэффициента теплового расширения. Стандартные эталоны метра из инвара получили широкое распространение. В полевых условиях геодезисты и картографы стали пользоваться мерными лентами и проволоками из инвара для провешивания базиса триангуляционной сети. Инвар нашел применение и в маятниковых часах, которые были в те годы хранителями эталона времени. Продолжая исследования в металлургии, Гильом создал сплав, содержащий 36% никеля, 12 – хрома и 52% железа. Этот сплав, имевший намного более низкий термоупругий коэффициент, чем железо, Гильом назвал элинваром (эл – от эластичности, инвар – от инвариантности), подчеркивая практическое постоянство его модуля упругости. Применение элинвара позволило исключить расстройку стальных камертонов и балансиров в часах, вызванную изменениями их упругих свойств (жесткости) из-за флуктуаций температуры. В 1920 г. Гильом был удостоен Нобелевской премии по физике «в знак признания его заслуг перед точными измерениями в физике – открытия аномалий в никелевых стальных сплавах». Представляя лауреата, А.Г.Экстранд из Шведской королевской академии подчеркнул, что Гильом, «несомненно, является крупнейшим метрологом современности... Его открытие имеет огромное значение для сверхточных научных измерений и тем самым для развития естественных наук в целом». Кроме того, добавил Экстранд, работы Гильома по свойствам никелевой стали внесли вклад в теоретическое понимание «строения вещества в твердом состоянии». Будучи горячим поборником международного применения метрической системы, Гильом использовал свой необычайный такт и обаяние для дальнейшего ее распространения. Несмотря на долгие годы, прожитые во Франции, Гильом сохранил свое швейцарское подданство. В 1888 г. он вступил в брак с А.М.Тауффлиб. У них родилось трое детей. Гильом скончался в Севре (Франция) 13 июня 1938 года. Гильом был удостоен почетных степеней университетов Женевы, Невшателя и Парижа. Он был президентом Французского физического общества, состоял членом более десятка академий наук и научных обществ, был награжден орденом Почетного легиона. В 1979 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гийома кратеру на обратной стороне Луны.

 (521x698, 115Kb)
1861
Алфред Норт Уайтхед (Alfred North Whitehead)
английский математик и философ, родился в Рамсгите (графство Кент) в семье, члены которой традиционно становились учителями или священниками. Его отцом был достопочтенный каноник Кентерберийского собора. Поступив в 1880 в Тринити-колледж Кембриджского университета, Уайтхед посвятил себя занятиям математикой, однако в "Клубе апостолов", членом которого он состоял с 1884, предметами обсуждения часто были проблемы философии, литературы, истории, политики и религии. В 1885 Уайтхед стал членом совета Тринити-колледжа и преподавателем математики. Благодаря своему Трактату об универсальной алгебре он был избран членом Королевского общества в 1903. В результате десятилетнего сотрудничества Уайтхеда с его бывшим учеником Б. Расселом появился монументальный совместный труд Начала математики (Principia Mathematica, в 3-х томах, 1910-1913). В 1910 Уайтхед переехал из Кембриджа в Лондон, где глубоко заинтересовался проблемами образования, особенно математического и естественнонаучного. В 1911 он стал сотрудником Юниверсити-колледжа Лондонского университета. Связанный с 1914 главным образом с Имперским колледжем науки и техники Лондонского университета (в котором он был профессором прикладной математики, а затем деканом факультета естественных наук), Уайтхед принимал активное участие в деятельности многих других образовательных учреждений Англии. Его взгляды на проблемы образования изложены в статьях и выступлениях, впоследствии объединенных в сборники Цели образования и другие очерки (The Aims of Education and Other Essays, 1929) и Эссе о науке и философии (Essays in Science and Philosophy, 1947). Во время своего пребывания в Лондоне Уайтхед разработал и опубликовал теорию философских оснований физики. В 1924 ему была предложена должность профессора философии Гарвардского университета; деятельность Уайтхеда в этом качестве была чрезвычайно успешной, и он оставил Гарвард только в 1937 (оставшись членом совета университета). В 1925-1932 разработал метафизическую систему, получившую название "органической философии". Публикация грандиозной трилогии - Наука и современный мир (Science and the Modern World, 1925); Процесс и реальность: очерк космологии (Process and Reality: An Essay in Cosmology, 1929); Приключения идей (Adventures of Ideas, 1933) - сделала его наиболее видным метафизиком своего времени. Уайтхед был избран в Британскую академию в 1931 и награжден орденом "За заслуги" в 1945. Умер Уайтхед в Кеймбридже (штат Массачусетс) 30 декабря 1947 года. Трактат об универсальной алгебре (A Treatise on Universal Algebra, 1898), пионерская работа в области, ныне называемой абстрактной алгеброй, является незавершенной попыткой объединить "различные системы символизма, связанные с обычной алгеброй". Единственный вышедший в свет первый том представляет собой подробный разбор исчисления протяженности Г.Грассмана (Ausdehnungslehre, 1844) и алгебры логики Дж.Буля, которые привлекали внимание Уайтхеда смелостью в распространении алгебраических методов за традиционные пределы числовых систем. Уайтхед дал новую формулировку исчислению Грассмана и использовал его для объединения различных областей геометрии; так, теоремы проективной геометрии были представлены как следствия из дефиниций, содержавшихся в исчислении. Были предложены и некоторые добавления к общей структуре математики, однако главным результатом следует считать попытку унификации, сравнительная неортодоксальность которой ограничила ее влияние на математиков. Первая часть грандиозной Principia Mathematica представляет собой разработку формальной логики с помощью дедукции из нескольких аксиом; все остальное представляет собой тщательно выполненную дедукцию из одной лишь логики основных понятий и принципов, вначале арифметики кардинальных чисел, а затем и других математических дисциплин; сформулированные определения благодаря их широте намечали и многие новые дисциплины. На всем протяжении работы используется точный и детально разработанный символизм, частично заимствованный у Дж.Пеано. Principia остается фундаментальным трудом по основаниям математики, несмотря на то что первая его часть, написанная по большей части Расселом, связана с трудностями, до сих пор бросающими вызов экспертам в этой области, а четвертый том (о геометрии), который должен был написать Уайтхед, так и не увидел света. Уайтхед применял символический аппарат Principia к математической физике уже в 1905 в статье О математических понятиях материального мира (On Mathematical Concepts of the Material World). Эмпирическим основаниям этой науки посвящены несколько его книг: Исследование принципов естествознания (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge, 1919); Понятие природы (The Concept of Nature, 1920); Принцип относительности и его применения к физике (The Principle of Relativity, with Applications to Physical Science, 1922). Уайтхед первым изобрел логическую технику - "метод экстенсивной абстракции" - для определения идеальных сущностей, например точек и моментов времени, как сложных классов пересечений наблюдаемых явлений. Понятия движения, временных систем, событий пространства-времени и конгруэнтности также были переформулированы на основе всего нескольких отношений, которые, по мнению Уайтхеда, проявляются во всяком наблюдении природы. Полагая, что истолкование Эйнштейном этих понятий не учитывало данных отношений, он предложил отличную от эйнштейновской специальную и общую теорию относителности, из которой выводил результаты либо идентичные эйнштейновским, либо незначительно от них отличавшиеся. Эта работа не нашла признания, поскольку шла вразрез с принятой физиками операционалистической философией. Убежденный в том, что ньютоновская концепция природного факта - эта "высокая абстракция" от нашего конкретного восприятия природы, должна не заземляться сведением ее понятий к физическим операциям и конвенциям, но уступить место более широко понятой космологии, Уайтхед разработал т.н. метафизику процесса. Она должна была заменить не только ньютоновское понимание природы, но также дуализм - инертной материи и воспринимающего, оценивающего разума, - который был тем самым навязан современному мышлению. Уайтхед предложил новое понятие "опыта", обобщенное до такой степени, что из него устранены все свойства (такие, как сознание, мышление или чувственное восприятие), которые могли бы быть приписаны лишь высшим животным. Новая космология была построена на основе гипотезы, что последней реальностью являются только события опыта. Уайтхед резко критиковал распространенное мнение, идущее от Д.Юма, что опыт представляет собой ряд дискретных чувственных впечатлений и идей. Событие опыта является скорее органическим единством чувства; это - процесс, "сращение" прошлого опыта и внешних качеств и энергий, которые ассимилируются (говоря языком Уайтхеда - "схватываются") его собственным внутренним единством. Носитель опыта как физическое существо бессознательно ощущает окружающий мир как что-то причинно воздействующее на него; как ментальное существо он отвечает новой (опять-таки не обязательно сознательной) интегрирующей реакцией, так что отчасти это самопорождающийся процесс, индивидуальное эстетическое достижение. Не существует никакой неизменной субстанции, которая бы лежала в основе этого процесса становления, и не существует процессов, лишенных внутренней ценности, т.е. структуры чувства. Полупостоянные вещи, включая личности, состоят из связанных в последовательность атомов этого процесса, и различные виды вещей в мире могут быть поняты как разнообразие противоположностей, повторений, разделений и союзов среди того, что "схватывается" опытом. Атомам процесса не отводится каких-либо временных пределов, однако из примеров, которые приводит Уайтхед, можно заключить о существовании временных величин трех порядков: кванты физической энергии, длительность, представленная в "животном" опыте, и вечность божественного опыта. С помощью концепции "схватывания" Уайтхед избегал парадокса: каким образом личный опыт может давать знание об общем мире? Понимание опыта как активного интегрирующего процесса преодолевало антитезу причин и целей, а также все другие дуалистические противоположения современной философии. Эти понятия, вероятно, являются наиболее ценным вкладом Уайтхеда в метафизику. В его идеях можно заметить также сильные платонические и теологические мотивы, не принимаемые некоторыми поклонниками его философии. Определенный характер опыта-события, считал Уайтхед, есть результат выборочного присвоения чистых форм или возможностей, которые он называл "вечными объектами". (Примерами могут служить краснота и округлость.) Эти объекты, хотя и не существуют сами по себе, в других отношениях подобны "формам", или "идеям" Платона. Новые явления объясняются как схватывание форм, которые, хотя и не могут быть найдены во внешнем физическом мире, вечно присутствуют в Боге, ожидая своего осуществления. Имеется и другая сторона бытия Бога - Он получает и преобразует в своем сознательном опыте всякое конечное событие временнуго мира. Уайтхед считал, что из существования зла должно следовать отрицание всемогущества Бога. Бог - не "небесный деспот", а источник истинных идеалов и новых возможностей. Бог находится со всем существующим, но не предшествует ему. Богу нужен мир в той же мере, в какой Он нужен миру. Это лишь один из примеров настойчивого отрицания Уайтхедом того, что независимые, самодостаточные реальности могут быть где-либо обнаружены. Его метафизика - это плюрализм, согласно которому отдельный атом процесса становится имманентным другому атому, а Бог становится имманентным всему существующему. Хотя Уайтхед продолжает рассуждать в платоническо-христианской традиции, полагая существование двух миров, временное и вечное в его философии входят в тесное соприкосновение друг с другом. В центре эпистемологии Уайтхеда - тезис о том, что чувственные данные первоначально получаются от внешнего мира как импульсы ощущений-качеств, которые человеческое тело усиливает и преобразует в конкретные чувственные качества (например, цвета, звуки, запахи), определенным образом упорядоченные во внешнем пространстве; высшие животные научились их истолковывать как символы процессов, происходящих в окружающем мире. Философия Уайтхеда исходит по большей части из ощущения противоположности изменчивых, поверхностных элементов, ясно видимых в человеческом опыте, и непреходящего, смутно чувствуемого основания, которое имеет существенное значение, но которое трудно описать. По мнению Уайтхеда, позитивистские философы достигают ясности, игнорируя самое основное. Органическая философия, несмотря на свою новизну, представляет собой не радикальный разрыв с предшествующей мыслью, но грандиозное построение, в котором отдельные метафизические идеи Платона, а также более современные понятия "опыта" и "процесса" изощренным образом соединяются во всеохватывающую космологическую систему. Одной из импликаций этой космологии является идея греков о совпадении морали и красоты: благо есть вид гармонии. Хотя философия Уайтхеда в каких-то моментах сопоставима со взглядами А.Бергсона, У.Джемса и С.Александера, ее невозможно поставить в один ряд с системами других мыслителей. Уайтхед не принадлежал к какой-либо школе, не было у него и учеников. Одной из причин этого несомненно является необычайная широта его мышления. Математик, в высшей степени чувствительный к качественным аспектам опыта, он разработал космологию, опираясь на которую мыслящий человек мог вновь насладиться, подобно Вордсворту, своей органической связью с природой. Его метафизика получила выражение и в мудрых мыслях Уайтхеда о смысле человеческой истории (книга Приключения идей). Сочинения: An enquiry concerning the principles of natural knowledge, Camb., 1919; The concept of nature. Camo., 1920: Science and the modern world, N.Y., 1926; Religion in the making, Camb., 1926; Process and reality, N.Y., 1960; Modes of thought, N.Y., 1938; Essays in science and philosophy, N.Y., 1947; Ahttology, N.Y., 1953; Adventures of ideas, N. Y., 1959; в русском переводе— Введение в математику, Санкт-Петербург, 1915. Литература: Френкел Г., Злоключения идей, перевод с английского, Москва, 1959; Богомолова С., Неореализм и спекулятивная философия (А. Н. Уайтхед), в сборнике: Современный объективный идеализм, Москва,1963; его же, Английская буржуазная философия XX века, Москва,1973, главы 4,5; его же, Буржуазная философия США XX века, Москва,1974, глава 5; Хилл Т.И., Современная теория познания, перевод с английского, Москва,1965, глава 9; Philosophy of A. N. Whitehead, ed. by P. Schilpp, Evanston, 1941; Lawrence N., Whitehead's philosophical development, Berk.— Los Ang., 1956; Mays W., The philosophy of Whitehead, N. Y., 1962; Jordan М., New shapes of reality. Aspects of A. N. Whitehead's philosophy, L., [1968] (литература).

 (523x699, 67Kb)
1862
Савва Тимофеевич Морозов
знаменитый промышленник и меценат, не только ставший одним из создателей Московского художественного театра, но и вложивший свои миллионы в русскую революцию. Савва Морозов родился в очень богатой купеческой семье. Был блестяще образован: в Московском университете серьезно изучал философию, посещал лекции по истории В.Ключевского, изучал химию в Кембридже, работал над диссертацией и одновременно знакомился с текстильным делом. В 1886 году, после болезни отца, вынужден был вернуться в Россию и принять управление делами. Он возглавил Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», а также Трехгорное пивоваренное товарищества в Москве. Морозов пользовался огромным влиянием в предпринимательских кругах: возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур и Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности. Но больше Морозов известен как меценат. Он был горячим поклонником Московского художественного театра, оказывал ему большую помощь, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью. Известно также, что Морозов был связан с революционным движением. На его деньги издавалась газета «Искра», проводились партийные съезды РСДРП. Став завсегдатаем Художественного театра, Морозов сделался поклонником актрисы Марии Федоровны Андреевой. Он восхищался ее редкостной красотой, преклонялся перед талантом и выполнял любые ее желания. Мария Андреева была в то же время и активной революционеркой (партийная кличка Феномен), в 1905 году издавала большевистскую газету «Новая жизнь», учрежденную на средства Саввы Морозова. Любовь Морозова к Андреевой оказалась мучительной и невозможной. Светская жена раздражала. Друзей в своем кругу у него не было, он презрительно называл коллег «волчьей стаей». Постепенно пришло понимание истинного отношения к нему со стороны большевиков, которые беззастенчиво пользовались его деньгами. Савва Тимофеевич впал в жестокую депрессию. По Москве поползли слухи о его безумии. Он начал избегать людей, много времени проводил в полном уединении, не желая никого видеть. Его жена бдительно следила, чтобы к нему никто не приходил, и изымала поступавшую на его имя корреспонденцию. По настоянию жены и матери был созван консилиум, который поставил диагноз: тяжелое нервное расстройство, выражавшееся в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, приступах тоски. По рекомендации врачей Морозов в сопровождении жены уехал в Канн. Здесь, 26 мая 1905 года, на берегу Средиземного моря, в номере «Ройяль-отеля» 44-летний ситцевый магнат застрелился. Говорили, что накануне ничто не предвещало трагической развязки - Савва собирался в казино и был в нормальном расположении духа. Многие обстоятельства этого самоубийства до сих пор не ясны. Существует версия, что виновники гибели Морозова - революционеры, которые начали шантажировать своего «друга». Подобное объяснение имело широкое хождение в дореволюционной Москве и даже попало в мемуары Витте. В то же время незадолго до смерти Морозов застраховал свою жизнь на огромную сумму. Страховой полис «на предъявителя» он передал Марии Андреевой вместе с собственноручным письмом. Значительная часть этих средств была передана Феноменом в фонд большевистской партии. Семейная легенда Морозовых утверждала, что страховой полис, выписанный Андреевой на случай смерти Саввы Морозова, стал мотивом для убийства. Большая часть состояния Морозова отошла его жене, которая незадолго до революции продала акции мануфактуры. Савва Морозов не сразу нашел покой и после смерти. Согласно христианским канонам, самоубийцу нельзя хоронить по церковным обрядам. Морозовский клан, используя деньги и связи, начал добиваться разрешения на похороны в России. Властям были представлены путаные и довольно разноречивые свидетельства врачей о том, что смерть была результатом «внезапно наступившего аффекта», поэтому ее нельзя рассматривать как обычное самоубийство. В конце концов разрешение было получено. Тело Саввы Морозова привезли в Москву в закрытом металлическом гробу и похоронили на Рогожском кладбище. Надгробие на его могиле выполнил скульптор Н.А.Андреев, автор известного памятника Н.В.Гоголю. Литература:
Морозов С. Дед умер молодым. 2-е издание, дополненное. Москва, 1988; Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. Москва, 1998; Горький М. Савва Морозов.

1864
Луи Буво (Louis Bouveault)
французский химик-органик. Родился в Невере. Окончил Политехническую школу в Париже (1885). Работал препаратором в Парижском университете. Преподавал в университетах Лиона, Лилля (1898), Нанси (с 1899) и Парижа (с 1904; с 1905 - профессор). Основная область научных исследований - органический синтез. Разработал методы получения альдегидов действием дизамещенных формамидов на реактив Гриньяра (1904, реакция Буво). Совместно с Г.Л.Бланом открыл (1903) реакцию получения первичных спиртов восстановлением сложных эфиров действием металлического натрия в этиловом спирте (восстановление по Буво-Блану). Синтезировал (1906) изолейцин из алкилацетоуксусного эфира через оксим. Cкончался 5 сентября 1909 года.

Павел Дмитриевич Войнаровский f (519x700, 198Kb)
1866
Павел Дмитриевич Войнаровский
русский электротехник. По окончании в 1890 Технического училища почтово-телеграфного ведомства в Санкт-Петербурге Войнаровский работал механиком Управления городских телеграфов в Москве, где вскоре приобрел известность как крупный специалист по электросвязи. С 1894— преподаватель, а затем профессор Санкт-Петербургского электротехнического института; в 1906—1912 — директор института. П.Д.Войнаровский предложил решение принципиальных вопросов технического устройства линии 25 апреля 1896 года П.Д.Войнаровский представил проект телефонной линии: обосновал направление вдоль железной дороги, что подтвердил результатами опытов, привел расчеты параметров линии при условии включения двух трансляторов. Проект содержал также практические сведения, касающиеся строительства линии (расчет необходимого натяжения проводов с учетом колебаний температуры) и ее эксплуатации. Были определены схемы соединений с центральной междугородной станцией абонентов городских телефонных станций, бирж и переговорных «кабинетов», т. е. кабин, приложены чертежи их устройств, рассчитана стоимость пятиминутного разговора, исходя из окупаемости в течение 10 лет затрат на сооружение, эксплуатацию и ремонт линии, составлены технические условия для заказа и приема бронзовой проволоки. Из справки Главного управления почт и телеграфов от 19 апреля 1896 года: «VII отделение рассмотрело составленный по приказанию Вашего Превосходительства телеграфным инженером Войнаровским проект устройства телефонного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой... Проект этот в отношении службы и устройства телефонных станций разработан достаточно полно и заключает в себе полезные сведения, которыми можно будет воспользоваться, когда вопрос об устройстве сообщения будет окончательно решен». Созданная Войнаровским в Электротехническом институте первая физическая модель телефонной линии в 500 верст позволила исследовать происходящие в ней процессы, изучить влияние самоиндукции и емкости линии на фазу и амплитуду звукового сигнала на дальнем конце, определить параметры проектируемой линии и взаимовлияние двух цепей. Посетившему в феврале 1898 года лабораторию электроизмерительных приборов Электротехнического института Великому князю Михаилу Александровичу Войнаровский показал «приборы для исследования телефонии на далекие расстояния при помощи искусственной линии в 500 верст, заключенной в особый ящик» (для безопасности испытаний). Войнаровский предложил решение принципиальных вопросов технического устройства линии. Когда была составлена смета, в начале 1897 года Государственный совет согласился выделить кредит на устройство магистрали в размере 400 тысяч рублей. В 1897—1898 опубликовал работу "Теоретическое и практическое руководство по телефонии", которая была первой обобщающей работой на эту тему. Большое значение имели труды Войнаровского по вопросам передачи электрической энергии по воздушным и кабельным линиям. В 1901 он дал расчет температурного режима работы проводов и кабелей, в 1903 составил атлас чертежей и рисунков, дающих различные способы укладки кабелей, имевший большое значение для практики. В 1912 впервые изложил теорию электрического кабеля. Ему принадлежат также исследования о влиянии трамвайных линий на линии связи, по электрической тяге, расчету электрических сетей. Умер 26 июня 1913 года. Сочинения: Электрическая передача силы на расстояние переменными однофазным и многофазным токами, Санкт-Петербург, 1894; Опыты исследования распространения переменного тока по длинным проводам, "Почтово-телеграфный журнал", 1896, май, июнь; Борьба телефона с электрическим трамваем, "Электротехнический вестник", 1898, № 50—52; Подземные телефонные сети, там же, 1898, № 55, 59, 60; Теория электрического кабеля, Санкт-Петербург, 1912. Литература: Бочарова М.Д., Выдающийся деятель русского электротехнического образования П.Д.Войнаровский, в книге: Труды по истории техники. Материалы первого совещания по истории техники 1952 г., Выпуск 6, Секция истории энергетики, Москва, 1953.

Trubetskoy (447x700, 214Kb)
1866
Павел (Паоло) Петрович Трубецкой
русский художник, представитель импрессионизма в скульптуре. Родился в Интре (близ Лаго-Маджоре, Италия). Внебрачный сын русского дипломата, князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки А.Винанс. Детство провел на вилле родителей «Ада ди Гиффа» близ озера Маджоре в Пьемонте (Северная Италия). Учился лепке под руководством живописца Д.Ранцони, но систематического художественного образования не получил. Поселившись в Милане (1884), занимался в мастерских Дж.Гранди, Д.Баркальи и Э.Баццаро. Первую персональную выставку провел в США (1886). В 1890–1891 участвовал в конкурсах проектов памятников Дж.Гарибальди для Неаполя и Милана и Данте для Тренто. В 1896 исполнил монумент сенатору К.Кадорне в Палланце. Впервые посетив Россию в 1883, в 1897 сблизился в Санкт-Петербурге с художниками «Мира искусства». В 1898–1906 работал в Москве и преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Познакомившись с Л.Н.Толстым (1898), увлекся его учением (став, в частности, вегетарианцем) и исполнил несколько карандашных и скульптурных портретов писателя (известные во многих бронзовых отливках бюст и статуэтка Толстой на лошади). Став одним из основоположников импрессионизма в скульптуре, создавал композиции в динамичной и экспрессивно-грациозной манере, сохраняющей в нарочито «незавершенной» фактуре трепет жизни и ощущение руки скульптора. Ярче всего это чувство проявлялось в его анималистических мотивах, в детских и женских образах, а также в портретах коллег по искусству (И.И.Левитан, гипс, 1899, Русский музей, Санкт-Петербург). В 1899–1906 создал главный свой шедевр – памятник Александру III в Санкт-Петербурге (установлен в 1909 на Знаменской площади, в 1937 снят, ныне – перед Мраморным дворцом, отделом Русского музея). Модель вызвала бурные споры, многие восприняли ее как монументальную карикатуру, однако жюри, покоренное острым портретным сходством образа, решило вопрос в пользу Трубецкого. Чисто импульсивно, по наитию, мастеру удалось создать по сути лучший монумент русского «серебряного века», с удивительной символической глубиной и несомненным (в целом отнюдь не карикатурным) величием воплотивший в себе трагические противоречия последних десятилетий империи. В 1906–1914 мастер жил в основном в Париже, наезжая в Россию, Италию и США. Исполнил много портретов людей света, знаменитостей мира искусства (Г. д'Аннунцио, О.Родена, А.Франса, Б.Шоу и др.). В 1914, в связи с началом Первой мировой войны, задержался в США, создав там проекты памятников Данте и генералу Х.Г.Отису, установленные, соответственно, в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. С 1921 – снова в Париже; в 1932 обосновался на своей вилле «Кабианко» в Палланце (Пьемонт). Среди его поздних произведений – обелиск-мемориал павших в Первую мировую войну (Палланца), статуи Дж.Пуччини перед домом-музеем последнего (Торре-дель-Лаго в Тоскане) и в театре «Ла Скала» в Милане. Умер в Палланце 12 февраля 1938 года. Галерея работ: Портрет Исаака Левитана, 1899; Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898; Портрет Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, 1899; Дети (Н.С. и В.С.Трубецкие), 1900; Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901; Друзья, 1901; Памятник Александру III у Мраморного дворца, в 1909—1937 гг. стоявший на пл. Восстания (Знаменской). Литература: Шмидт И.М.Трубецкой: (скульптор. 1866-1938). — Москва: Искусство, 1964. — 84 страницы — 10 000 экземпляров (обложка)

1867
Александр Константинович Мордвилко
русский советский зоолог. Родился в Столбовичах ( Минской области). Окончил Варшавский университет (1893). В 1896-1898 гг. находился в научной командировке в Неаполе, Марселе и Виллафранке. В 1906-1911 гг. работал в Санкт-Петербургском университете. Состоял зоологом в зоологическом музее Императорской Академии Наук; в качестве приват-доцента читал лекции в Петроградском университете. Труды Мордвилко касаются паразитических червей и, преимущественно, морфологии, биологии и систематики тлей (Aphidodea). Напечатал: ""К биологии и морфологии тлей (семейтво Aphididea Pass.)"" (""Horae Soc. Ent. Ross."", 2 части, тома 31 и 33, 1897 - 1901); ""Происхождение явления промежуточных хозяев у животных паразитов"" (""Ежегодник Зоологического Музея Императорской Академии Наук"", том 13, 1908); ""Beitrage zur Biologie der Pflanzenlause"" (""Biolog. Centralbl."", тома 27 - 29, 1907 - 1909). В последние годы Мордвилко предпринял монографическую обработку тлей, преимущественно русской фауны, в издании Зоологического Музея Императорской Академии Наук: ""Фауна России и сопредельных стран""; первый выпуск, вышедший в 1914 году, содержит новые взгляды на морфологию и классификацию этих насекомых. Умер 12 июля 1938 года.

engelgard_na (553x700, 116Kb)
1867
Николай Александрович Энгельгардт
писатель, поэт, литературовед, публицист, видный деятель монархического движения до 1907. Сын известного сельского хозяина и публициста-народника (автора «Писем из деревни»), профессора химии С.-Петербургского земледельческого института А.Н.Энгельгардта (1828—1893) и писательницы, переводчицы, составительницы Полного немецко-русского словаря Анны Николаевны, урожд. Макаровой. После окончания Смоленской гимназии учился в Лесном институте, откуда вышел до окончания курса. Занялся творчеством: писал под псевд. Гард, в 1890 вышли его первые сборники стихотворений и сказок. Друг юности известный поэт К.Д.Бальмонт так характеризовал Энгельгардта — «очаровательный отшельник, мечтатель», «истинный поэт — хрустальной чистоты и умница». В ХХ в. опубликовал целую серию исторических романов, которые печатались главным образом в «Историческом вестнике». Он известен и как историк литературы консервативного направления, его «История русской литературы» была рекомендована в качестве учебного пособия на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Причем, Энгельгардт удостоился оскорбительного отзыва о себе со стороны либерального критика, брата известного революционера-демократа В.А.Добролюбова, который назвал его «современным Булгариным». Энгельгардт был также и видным публицистом (псевд. Мирянин), он принимал участие в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Вестнике иностранной литературы» и «Неделе», затем в 1897—1904 был деятельным сотрудником «Нового времени». С октября 1904 по декабрь 1906 Энгельгардт был ведущим отдела «Современная летопись» в журнале «Русский вестник», с октября 1906 недолгое время редактировал еженедельник «Новая Россия». В 1899 имел успех его доклад «Критический анализ русского марксизма», в котором с консервативно-народнических позиций он подверг критике основные постулаты новомодного тогда учения. Суть своих политико-экономических воззрений Энгельгардт формулировал следующим образом: «Форме землепользования должна отвечать известная форма правления. В России форма землепользования миллионов - общинная, форма правления - самодержавная, форма исповедания - православная». В своей концепции он пытался соединять консервативно-монархические воззрения с народничеством. Энгельгардт был одним из учредителей Русского собрания (РС), членом первого состава Совета РС, а в 1906 даже исполнял обязанности председателя. Был членом депутации РС на Высочайшем приеме 13 января 1905. Выступал с речью на первом митинге Союза русского народа (СРН) в Михайловском манеже. Был делегатом 3-х первых монархических съездов. Выступал на Первом Всероссийском съезде русских людей в Санкт-Петербурге 21—25 февраля 1906. На Втором Всероссийском съезде русских людей в Москве 19—25 апреля 1906 был одним из самых активных участников, делал доклады о необходимости созыва Церковного Собора, «О понятиях национальное самоопределение, самоуправление и автономия», а также «К вопросу о защите монархического принципа». Много выступал он и на Третьем Всероссийском съезде русских людей в Киеве 14—20 октября 1906. Энгельгардт представил делегатам разработанную Советом РС программу изменения выборного законодательства, которая включала 2 проекта нового закона: первый предполагал организацию выборов по церковным приходам (автор член РС А.А.Папков), второй — выборы по сословиям пропорционально каждому сословию. Он выступал также в прениях по вопросу об объединении. По его мысли, следует исходить из реального существования 3-х центров: РС, СРН и Всенародного русского союза в Москве, а значит, стоит решать вопрос именно об их объединении. Учреждением объединяющим предлагал считать Всероссийские съезды: если их хорошо организовать, то в ином способе объединения надобности не будет; не будет нужды также в сочинении нового устава для новой организации, достаточно будет выработать устав съезда. Выступая в прениях при обсуждении программы, Энгельгардт предлагал взять за основу общей платформы программу Союза русских людей ввиду ее краткости, добавив только боевую часть программой СРН по еврейскому вопросу. На Третьем съезде Энгельгардт выступал еще и с заключительным словом, наряду с рядом других деятелей патриотического движения. 2 ноября 1906 Энгельгардт председательствовал на собрании РС, которое обсуждало животрепещущий вопрос об итогах Киевского съезда и об отношении РС к учреждению Главной управы Объединенного русского народа. В РС было немало влиятельных противников объединения с др. монархическими союзами, особенно со всесословным СРН. Во вступительном слове Энгельгардт напомнил, что и Первый съезд, и Второй съезд ставили вопрос об объединении во главу угла, и вот Третий съезд этот вопрос разрешил. Он сообщил, что к решению съезда уже присоединилась Москва, в Санкт-Петербурге СРН принял решение о поддержке решений съезда и избрал в состав Главной управы «нашего русского Гарибальди, высокочтимого А.И.Дубровина». Энгельгардт энергично выступил против клеветы в адрес будущей Главной управы, которая раздается «не только в левой, жидовской и жидовствующей печати», но и в газетах умеренных, «от жида свободных», будто управа — это «государство в государстве», «революция справа», «правый беспорядок». Он также подчеркнул, что «назвать себя партией мы не можем. Мы — не партия. И это доказал Киевский съезд. На нем сошелся пробужденный, возрожденный, сознательный русский народ, поднял священный стяг Веры, Самодержавия, Народности и объединения. Мы — хранители святынь духа народного. Мы — вожди национального возрождения России!». В заключение Энгельгардт призвал членов РС довершить дело объединения, избрав своего представителя в Главную управу. И, несмотря на возражения противников, такое решение было принято. Однако с 1907 Энгельгардт отошел от монархического движения. Это стало следствием духовного надлома, который привел его к увлечению оккультизмом. По воспоминаниям сына, Энгельгардт с 1908 заболел нервной болезнью, выражавшейся в жестокой депрессии, сопровождавшейся галлюцинациями. Он по несколько месяцев практически не выходил из дома и даже лечился у знаменитого психиатра В.М.Бехтерева. Тяжелым испытанием для Энгельгардта стала серьезная болезнь любимого сына, случившаяся в 1914—1915. После революции Энгельгардт остался в России. Не последнюю роль в таком решении сыграл своеобразный народнический романтизм, свойственный Энгельгардту с молодости. Он записал в своем дневнике: «Остаться, терпеть, верить в свой народ, трудиться — значило сохранить свое человеческое достоинство, завоевать себе звание гражданина народной великой республики… И это значило заплатить долг народу и очистить себя». После октября 1917 его однажды вызвали на допрос в ЧК, но потом оставили в покое, однако Энгельгардт жил в постоянном ожидании ареста, особенно после расстрела своего любимого зятя Н.С.Гумилева. В 1918—1923 он читал лекции в Институте живого слова в Петрограде, вел курсы по теории и истории всемирной прозы, теории и истории ораторской прозы. Делал переводы для издательства «Всемирная литература», в 1920-е в Ленинграде на сцене шла его комедия «Любительница голубой мечты задумчивости». После закрытия Института живого слова, чтобы прокормиться, работал в статистическом бюро, лектором в клубах, библиографом Института опытной агрохимии, Академии сельскохозяйственных наук, отдела Гидроэлектростроя Академии Наук СССР. С января 1931 вышел на социальную пенсию, которая была настолько мизерной, что ее хватало только на оплату за коммунальные услуги и на скудный рацион питания (хлеб, картошка и кипяток). Он пытался писать пьесы, которые, однако, не принимались к постановке в театрах, а его романы нигде не печатались. Свой богатейший архив передал в РГАЛИ. В 1894 Энгельгардт женился на бывшей жене своего приятеля К.Д.Бальмонта Ларисе Михайловне, урождённой Гарелиной (1864—1942). От этого брака родились: дочь Анна (1895—1942), которая стала в 1919 второй женой поэта Н.С.Гумилева, и сын Александр (1902—1978), ставший актером, заслуженным артистом Грузинской ССР. Еще один сын, крестник известного философа, друга Энгельгардта В.С.Соловьева, умер в младенчестве. В семье Энгельгардта воспитывался также сын жены от первого брака Николай Бальмонт. Семья Энгельгардтов погибла в 1942 во время блокады. Сам Энгельгардт ослабел до такой степени, что однажды какая-то девочка отняла у него хлеб, который он нес для семьи. Его бывшая домработница рассказывала сыну Энгельгардта, который во время войны жил в Тбилиси, об обстоятельствах смерти его родителей, сестры и племянницы Елены Гумилевой: «Сначала умер отец, потом мама, потом Аня, которая страшно мучилась от голода и холода. Лена умерла последней». В феврале блокадного 1942 умер также и его племянник, известный литературовед Б.М.Энгельгардт. Сочинения: Земля и государство // Русский вестник. 1902. № 5; Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати. (1703—1903). Санкт-Петербург, 1904; Современная летопись (Обзор внутренней политики) // Русский вестник. 1904. № 10; 1906. № 12; Государство и революция // Там же. 1906. № 10; К современному моменту борьбы с пьянством на Руси. Санкт-Петербург, 1909; Из давних эпизодов (Воспоминания об Н.П.Макарове) // Исторический вестник. 1910. № 4; Император Александр Благословенный и Отечественная война. Исторический очерк. Санкт-Петербург, 1912; История русской литературы XIX столетия. (Критика, роман, поэзия и драма). С приложением синхронических таблиц, хронологического указателя писателей и полной библиографии. В 2 томах 2-е издание, исправленное и значительно дополненное. Санкт-Петербург, 1913—1915; Эпизоды моей жизни: Воспоминания. Публикация С.В.Шумихина // Минувшее. 1998. Том 24. Литература: Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. Санкт-Петербург, 1994; Тихонова А.В. Семья Энгельгардтов и ее родословная // Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872—1887. Санкт-Петербург, 1999.

knudsen (505x700, 132Kb)
1871
Мартин Ганс Христиан Кнудсен (датское имя - Martin Hans Christian Knudsen)
датский физик, преподававший и проводивший исследования в Датском техническом университете. Известен главным образом благодаря изучению молекулярного газового потока и разработке Knudsen cell, главного компонента молекулярно-лучевой эпитаксии. Родился в городе Хансмарк, остров Фюн. Окончил Копенгагенский университет (1906), профессор там же (1912—1941; в 1927—1928 — ректор). Кнудсен получил университетскую золотую медаль в 1895 и степень магистра физики в следующем году. Он начал читать лекции по физике в университете в 1901, получил пост профессора в 1912, когда Христиансен (1843—1917) вышел на пенсию. Он занимал этот пост до своего выхода на пенсию в 1941. Кнудсен стал известен благодаря своей работе по молекулярно-кинетической теории и явлениях при низких давлениях в газах. Его имя связано с Кнудсеновским потоком, числом Кнудсена, Кнудсеновским слоем и Кнудсеновскими газами. Также есть уравнение Кнудсена и два прибора — абсолютный манометр Кнудсена и Knudsen gauge. Его книга Кинетическая теория газов (Лондон, 1934) содержит основные результаты его исследований. Также Кнудсен активно занимался океанографией, разрабатывал методы определения свойств морской воды. Он был редактором Гидрологических таблиц (Копенгаген-Лондон, 1901). Был награжден медалью Александра Агассиза Американской национальной академии наук в 1935. Медаль X .Эрстеда (1916). Умер 27 мая 1949 года. Сочинения: The kinetic theory of gases, L., 1934; Hydrographische Tabellen, Kopenhagen, 1901. Литература: Matematiken i Danmark (Математика в Дании), Niels Nielsen, Gyldendalske Boghandel, Nordisk Forlag, Kшbenhavn. том I: 1801—1908, опубликован в 1910; том II: 1528—1800, опубликован в 1912. (В Дании). Замечание: эта важная работа есть собрание датских математических трудов. В дополнение к математикам, короткие биографические заметки включают многих физиков, астрономов и ранних натурфилософов, включая практикующих врачей; Kemien i Danmark (Химия в Дании), Stig E. Veibel. том I: Kemiens historie i Danmark (История химии в Дании), 1939. том II: Dansk Kemisk Bibliografi, 1800—1935 (Датская химическая библиография), 1943. том III: Danske Kemikere (Датские химики), под редакцией Bodil Jerslev, 1968 (три из шести глав написаны Stig Veibel). Все изданы в Nyt Nordisk Forlag, Копенгаген. (В Дании). Замечание: том II — собрание датских публикаций по химии и включает работы физиков, геологов, биологов и врачей вместе с биографической информацией; Словарь научных биографий (Dictionary of Scientific Biography), Charles Coulston Gillispie, редактор, Scribner’s & Sons, Нью-Йорк, 1980 год (16 томов). Дополнения 1990 года (тома 17 и 18).

KonradKrzyzanowski.Autoportret.1917 (511x700, 319Kb)
1872
Конрад Кржижановский (Конрад Кжижановский; польское имя - Konrad Krzyanowski)
российский, польский живописец. Родился в Кременчуге. Начал обучение живописи в Киеве в школе рисунка Николая Мурашко. Продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербург, но её не закончил и в 1897 году уехал в Мюнхен. В 1900 году переселился в Варшаву, где вместе с Казимежом Стабровским основал школу живописи. 1904—1909 преподавал в варшавской Школе изобразительных искусств. Следующие годы прожил в Париже и Лондоне. 1917—1918 годах преподавал живопись в польской Школе изобразительных искусств в Киеве. В 1918 году вернулся в Варшаву, где возобновил свою школу живописи. Умер в Варшаве 25 мая 1922 года. Галерея: Жена с кошкой; Янина Вильчинская; Тучи в Финляндии.

Modest_Altschuler (423x700, 245Kb)
1873
Модест Альтшулер (Modest Altschuler)
американский виолончелист и дирижер. Родился в белорусском Могилеве. Его настоящее имя – Моисей Исаакович Альтшулер (Moisei Isaacovich Altschuler), родители - Исаак Альтшулер и Берта Слуцкина. В 1984-м Альтшулер окончил Московскую консерваторию по классу виолончели; в конце 1890-х годов эмигрировал в США. В 1904 году Альтшулер стал основателем Оркестра Русского симфонического общества в Нью-Йорке (Russian Symphony Orchestra Society of New York), которое просуществовало около 15 лет и сделало очень много для пропаганды русской музыки в США и в мире. Именно оркестр под управлением Модеста Альтшулера впервые исполнил произведения великого русского композитора Александра Скрябина (Alexander Scriabin). Среди других премьер оркестра Альтшулера – произведения Сергея Прокофьева (Sergei Prokofiev), Модеста Мусоргского (Modest Mussorgsky), Петра Ильича Чайковского (Pyotr Ilyich Tchaikovsky). Так, 1-й фортепианный концерт Прокофьева (Piano Concerto No. 1 in D-flat major, Op. 10) прозвучал в знаменитом нью-йоркском Карнеги Холле (Carnegie Hall in New York) 10 декабря 1918 года, а в феврале 1905-го в том же зале оркестр исполнял Мусоргского. Примечательно, что коллектив Альтшулера стал одним из первых оркестров, записанных для граммофона. Несмотря на свое строго академическое образование, сам Альтшулер был очень разноплановым музыкантом, с удовольствием экспериментировал и пробовал модернистские музыкальные приемы. В канун Первой мировой войны оркестр был расформирован и прекратил свою деятельность, а сам Альтшулер переехал в Калифорнию (California), где вскоре стал довольно известным преподавателем и исполнителем. В качестве композитора, аранжировщика и дирижера музыкант работал и в Голливуде; среди его кинематографических работ – фильмы 'The Sea Hawk' 1924 года, 'Dawn to Dawn' 1933-го, 'It's All in Your mind' 1938-го, 'Buffalo Bill Rides Again' 1947-го и 'Song of My Heart' 1948 года. Кроме того, был Альтшулер и активным участником Южно-калифорнийского музыкального сообщества (southern California's musical community). Еще в 1926-м он стал основателем оркестра Glendale Symphony Orchestra. В 1956-м году Модест Альтшулер опубликовал свою книгу мемуаров. Кроме своих собственных достижений стал Альтшулер и основателем прекрасной музыкальной династии; среди его талантливых родственников - виолончелистка Элинор Аллер (Eleanor Aller), симфонический дирижер Леонард Слаткин (Leonard Slatkin), виолончелист Фредерик Злоткин (Frederick Zlotkin), скрипачка Джудит Аллер (Judith Aller), исполнитель и композитор Джоди Кормак (Jody Cormack) и композитор Дилан Мэттингли (Dylan Mattingly). Модест Альтшулер умер в Лос-Анджелесе (Los Angeles) 12 сентября 1963 года

 (662x699, 57Kb)
1873
Ханс Карл Август Симон фон Эйлер-Хельпин (Hans von Eulen-Chelpin)
шведский биохимик. Родился в Аугсбурге в Германии в семье фон Эйлер-Хельпина и Габриэлы Фюртнер. Его прадедом был великий Леонард Эйлер. После рождения мальчика его отца, капитана Королевского баварского полка (в будущем генерала), перевели в Мюнхен, а Ханса отправили жить к бабушке в Вассербург. Свое школьное образование он получил в Мюнхене, Вюрцбурге и Ульме, а затем в 1881 поступил в Мюнхенскую академию живописи, где юношу учили известные мастера Людвиг Шмид-Рейте (Ludwig Schmid-Reutte) и Франц фон Ленбах (Franz von Lenbach, 1836–1904), которые развили в нем глубокий интерес к цветовому спектру, что побудило его поступать в университет. В 1893 Эйлера-Хельпина приняли в Берлинский университет, где он изучал физику под руководством Макса Карла Эрнста Людвига Планка (Нобелевская премия по физике за 1918 год) и органическую химию у Э.Фишера (Нобелевская премия 1902). В 1895 там же он получил докторскую степень. Он работал с 1896 по 1897 год совместно с В.Нернстом (Нобелевская премия 1920 года) в Гёттингенском университете. В следующем году он стал ассистентом в лаборатории С.Аррениуса (Нобелевская премия 1903) в Стокгольмском университете, где в 1899 был назначен приват-доцентом. В течение того же лета он продолжил свои исследования под руководством Я.Вант-Гоффа (Нобелевская премия 1901) и Э.Бухнера (Нобелевская премия 1907) в Берлине, оставаясь здесь до 1900. В Париже он встречался с М.Склодовской-Кюри (Нобелевская премия по физике за 1903 год и по химии 1911). По возвращении в Стокгольм Эйлер-Хельпин в 1902 получил шведское гражданство. Его исследования были сосредоточены на действии катализаторов в реакциях неорганических соединений, но постепенно интересы перемещались в область органических веществ. В 1906 Эйлер-Хельпин стал профессором общей и органической химии в Стокгольмском университете, где работал на протяжении последующей деятельности. В Первую мировую войну он в 1916–1917 принимал участие в работе военной миссии, созданной с целью производства боеприпасов для Турции, которая была союзником Германии. В течение последних лет войны он командовал эскадрильей бомбардировщиков. После войны Эйлер-Хельпин развернул исследования по химии ферментов брожения, опираясь на факты, полученные Э.Бухнером и А.Гарденом. В 1896 Бухнер (Нобелевская премия 1907) доказал, что жидкость, отделенная от дрожжей, вызывает брожение. Более того, Бухнер продемонстрировал, что один из компонентов экстракта, который он назвал зимазой, расщепляет молекулы сахарозы на фрагменты. Гарден открыл, что сама зимаза состоит из двух компонентов, один из которых проходит через такой фильтр, а другой – нет. Гарден оставил название «зимаза» за одним компонентом, а другой компонент или кофермент стал называть козимазой. В дальнейшем он обнаружил, что зимаза является белком, в то время как козимаза представляет собой вещество небелковой природы. Гарден выдвинул гипотезу, что ферментация происходит, когда две молекулы фосфата взаимодействуют с двумя молекулами гексоз (это отвечает одной молекуле сахарозы) с образованием производного, которое он назвал зимо-дифосфатом. Эйлер-Хельпин установил, что фермент должен сначала связаться с молекулой, на которую должен воздействовать (субстратом). Теперь это называют фермент-субстратным взаимодействием. Эйлер-Хельпину принадлежит введение такого понятия, как биокатализ. Чтобы понять механизм ферментации, нужно идентифицировать каждый из существующих субстратов на всех этапах этого процесса. Если избирательно тормозить каждую из стадий, можно осуществить их анализ, и тем самым получить общую картину. Для регуляции скоростей таких стадий Эйлер-Хельпин нашел прием – добавление ионов металлов в растворы, в которых протекала ферментация. Эйлер-Хельпин понял, что два гексозных фрагмента сахарозы, образующиеся при ее расщеплении, различны. Один из них богаче энергией. Более того, фосфат связан со фрагментам с меньшей энергией, и именно этот фрагмент, последовательно разрушаясь, превращается в зимо-дифосфат. Кроме наблюдений за превращением фосфата Эйлер-Хельпин внес вклад в установление химической природы козимазы. Задача осложнялась его чрезвычайно малыми размерами. Используя многостадийный процесс очистки, проведенной с экспериментальным мастерством, он получил высококонцентрированный раствор козимазы и определил ее молекулярную массу. Он установил, что козимаза содержит углеводные фрагменты, фосфорную кислоту и аденин. Эйлер-Хельпин также обнаружил, что козимаза является компонентом ферментов, которые регулируют перенос водорода в клетки и таким образом оказывают влияние на процесс дыхания. Эйлер-Хельпин был удостоен в 1929 Нобелевской премии (вместе с А.Гарденом) «за исследование ферментации сахара и ферментов брожения». В речи при презентации лауреатов председатель Нобелевского комитета по химии X.Г.Сёдербаум (H.G.Söderbaum) назвал процесс познания ферментации «одной из наиболее сложных и трудных проблем химии». «Интерес специалистов к изучению механизмов сложных реакций ферментации сахара, – заключил Сёдербаум, – позволил сделать важные выводы об основных путях метаболизма углеводов растений и животных». Работы Эйлер-Хельпина и Гардена об участии фосфат-иона в процессе брожения внесли фундаментальный вклад в исследование явления, которое называют метаболизмом, в изучение соединений, образующихся в процессе химических реакций в живом организме. Фундаментальную роль фосфорилирования в процессах метаболизма, природу ключевых молекул, принимающих в них участие, и механизм их действия еще предстояло выяснить. Изучение ферментации сахарозы обеспечило моделью последующих экспериментаторов, исследовавших распад углеводов растений и мышечной ткани человека. Складывался подход к будущему анализу фермент-субстратного взаимодействия, к выяснению роли ферментов и коферментов в энзиматических процессах. Сотрудничая с Нобелевским лауреатом П.Каррером (1937), Эйлер-Хельпин изучал витамины. В 1935 он начал исследования по биохимии рака. В сотрудничестве с Г.Де Хевеши (Нобелевская премия 1943) он разработал методику радиоактивного мечения нуклеиновых кислот, находящихся в опухоли. Эйлер-Хельпин принимал активное участие в выдвижении кандидатов на Нобелевскую премию. Им было сделано 40 номинаций, и в числе его номинантов (среди прочих) были будущие лауреаты Э.Бухнер (1907), Р.Вильштеттер (1915), Ф.Прегль (1923), Р.Зигмонди (1925), И.Ленгмюр (1932), П.Каррер и У.Хоуорс (1937) и др. Все годы Эйлер-Хельпин первым приходил к себе в лабораторию, а уходил последним. Мало кто мог поверить в его преклонный возраст. Он был признанным авторитетом среди биохимиков. В 1902 Эйлер-Хельпин женился на дочери профессора химии из Упсальского университета Астрид Клеве (Astrid Cleve), которая в течение ряда лет выполняла научную работу вместе с ним. У них было пятеро детей; второй из них, Ульф фон Эйлер (Ulf von Euler, 1905–1983) (Нобелевская премия по физиологии или медицине за 1970), стал знаменитым физиологом. После того, как супруги в 1912 расстались, Эйлер-Хельпин женился на баронессе Элизабет Угглас (Elisabeth Ugglas); они имели четырех детей. Эйлер-Хельпин умер 6 ноября 1964 года в Стокгольме в возрасте 81 года. Работы: Chemie der Hefe und der Alkoholischen Gärung. Leipzig, 1915 (mit P. Lindner); Chemie der Enzyme. Munich, 1920–1927; Biokatalysatoren. Stuttgart, 1930; Biochemie der Tumoren. Stuttgart, 1942 (mit B. Skarzynski).


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку