-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57564
Комментариев: 6350
Написано: 65362


7 декабря родились...

Понедельник, 07 Декабря 2015 г. 04:43 + в цитатник
ShopinBV1 (462x699, 32 Kb)
1923
Борис Васильевич Шопин
командир отделения автоматчиков 1127-го стрелкового полка 337-й Лубненской стрелковой дивизии 27-й армии 2-го Украинского фронта, рядовой. Родился в городе Шахты ныне Ростовской области в семье рабочего. Русский. Окончил школу-семилетку и курсы счетных работников при Ростовском областном учебном комбинате. Работал счетоводом на шахте с 1940 года. В начале Великой Отечественной войны пришел в военкомат с заявлением о зачислении в Красную Армию, но в силу молодости призван не был. Продолжал работать на шахте. В июне 1942 года, с приближением в городу немецких войск, Борис Шопин примкнул к одной из воинских частей и участвовал в боях. После этого он был зачислен в Красную Армию и отправлен в одну из запасных частей для обучения. В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с октября 1942 года. Сражался на Северо-Кавказском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участник обороны Кавказа, Курской битвы и битвы за Днепр, зимнего наступления на Правобережной Украине. Командир отделения автоматчиков 1127-го стрелкового полка 337-й стрелковой дивизии 27-й армии 2-го Украинского фронта рядовой Борис Шопин проявил отвагу и мужество при освобождении Правобережной Украины, во время Уманско-Ботошанской наступательной операции. Наступая в условиях весенней распутицы и преследуя разбитые немецкие части полк, в котором он служил, за 8 дней прошел на запад свыше 100 километров и вышел к реке Южный Буг. Чтобы не дать противнику закрепиться за рубеже реки, командующий фронтом Маршал Советского Союза И.С.Конев приказал форсировать её с ходу. Рядовой Борис Шопин с группой автоматчиков на подручных средствах 13 марта 1944 года переправился через реку в районе села Завидовка Бершадского района Винницкой области Украинской ССР и принял участие в бою по захвату плацдарма. Враг был отброшен от берега, главные силы полка быстро переправились на плацдарм. Советское наступление неудержимо продолжалось. Через пять дней, 18 марта 1944 года, продвинувшись ещё свыше 100 километров, полк вышел к реке Днестр южнее города Могилев-Подольский, в районе села Субботовка. И там Борис Шопин вызвался идти в бой по захвату плацдарма с передовой группой. Бойцы успешно выполнили поставленную задачу, но этот успех дался с гораздо большим трудом, чем на Южном Буге. За Днестром уже накапливались резервные части врага, которые сразу обрушились на передовой отряд. Жестокий бой продолжался свыше суток. Выбыл из строя командир взвода и рядовой Шопин принял командование своим взводом автоматчиков. Было отбито 6 вражеских атак с большими потерями для атакующих, плацдарм был удержан. И вновь без малейшей передышки полк продолжал наступление: противник так и не смог создать прочную оборону и этот успех надо было максимально использовать. Уже сверх всяких сил, с безнадежно отставшими тылами, сутками без горячей пищи, бойцы продолжали стремительное наступление. 26 марта 1944 года полк вышел к очередной крупной водной преграде - реке Прут, прошагав с боями с 6 марта (первого дня наступления) почти 300 километров! И опять Борис Шопин шёл в передовом отряде. В этот день его группа форсировала Прут в районе села Кетраш (севернее города Яссы) Молдавской ССР и захватила плацдарм на его западном, уже румынском берегу. Вновь бойцы выдержали жестокий бой, удержав занятый рубеж. В ночь на 27 марта на захваченный ими плацдарм были переправлены стрелковый батальон и полковая артиллерия, прочно закрепив захваченные позиции. За выдающуюся храбрость при стремительном наступлении и форсировании с ходу трёх крупных водных преград, командир полка представил рядового Шопина к присвоению высшей награды Родины - званию Героя Советского Союза. А пока документы проходили штабные инстанции, он своими правами присвоил отважному воину воинское звание «сержант» и назначил его заместителем командира взвода. Вот только воевать молодому сержанту оставалось уже недолго... 30 мая 1944 года при налёте вражеской авиации сержант Борис Шопин погиб недалеко от того места, где он форсировал реку Прут, севернее румынского города Яссы. Похоронен на месте гибели. После войны перезахоронен в братской могиле у памятника советским воинам в Яссах. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1944 года рядовому Шопину Борису Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза. В указе он был назван рядовым, на момент представления к званию Героя, и слово "посмертно" отсутствовало. Именем Героя названа средняя школа № 11 города Шахты Ростовской области, в которой он учился до войны. На здании школы установлена мемориальная доска. Награждён орденом Ленина, медалью «За отвагу».

1924
Евгений Дмитриевич Буренков
актёр. Заслуженный артист РСФСР (1977). Родился в деревне Малое Полозово Смоленской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1946-1950 гг. – чтец и ведущий ансамбля Балтийского флота. В 1949 г. Буренков поступил в Театральное училище имени Щепкина, которое окончил в 1954 г. и сразу был принят в труппу Малого театра, в котором работал до конца жизни. В кино актёр дебютировал в 1955 г ролью Медведева в музыкальной комедии Андрея Фролова "Гость с Кубани". Буренкова заметили, и он стал часто сниматься. Первой значительной работой стала роль Фёдора Авдеева в драме Михаила Швейцера по повести Тендрякова "Тугой узел". Затем последовала драматическая роль Скворцова в фильме Константина Воинова "Трое вышли из леса".

1924
Виктор Васильевич Мигулько
украинский художник. В 1953 г. окончил ВГИК. С 1953 г. – художник-постановщик Киевской киностудии имени Довженко, где оформлял фильмы: «Команда с нашей улицы» (1953), «Иван Франко» (1956), «Рожденные бурей» (1957, совместно с М.Гантианом), «Олекса Довбуш» (1959), «Среди добрых людей» (1962, совместно с А.Мамонтовым), «Ключи от неба» (1964), «Цыган» (1967), «Беглец из Янтарного» (1968) и др.

1924
Михаил Яковлевич Найдич
российский поэт. Родился в городе Кременчуге Полтавской области, в семье служащего. Ушел на войну в первые дни Великой Отечественной, в неполные 17 лет. Служил в воздушно-десантных войсках, потом в артиллерийской разведке. К тому времени, когда по возрасту подлежал призыву в армию, уже успел принять участие в боях на Украине, на Дону, в Сталинграде и после нескольких тяжелых ранений лечился почти год в госпиталях Челябинска, Троицка, Уральска (Западный Казахстан). Затем был демобилизован и в послевоенные годы окончил отделение журналистики Уральского госуниверситета. Михаил Найдич — автор 25 поэтических сборников и четырех книг прозы.. Одна из них — “Шинель на вырост” — выходила тремя изданиями (1959, 1964 и 1975 гг.). Считал, что состояние литературы всецело зависит от состояния нашего общества. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Славы III степени, Знак Почета, медалями. Лауреат премии имени П.П.Бажова (1995), премии Губернатора Свердловской области (2003). Жил в Екатеринбурге. Умер в 2005 году.

1924
Мариу Алберту Нобре Лопеш Соареш (португальское имя - Mбrio Alberto Nobre Lopes Soares)
государственный и политический деятель Португалии, президент Португальской Республики в 1986-1996 гг. Родился в Лисабоне. Окончил филологический и юридический факультеты Лисабонского университета. Участвовал в организации в 1964 социалистической группы "Португальское социалистическое действие", в 1973 преобразованной в Португальскую социалистическую партию (ПСП). С 1973 генеральный секретарь ПСП. В 1965 и 1969 выдвигался кандидатом в депутаты Национального собрания от легальной оппозиции. За политическую деятельность неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С 1970 до победы революции 25 апреля 1974 находился в эмиграции во В мае 1974 - июле 1975 министр иностранных дел и министр без портфеля временного правительств Португалии. В июле 1976 - июле 1978 возглавлял первое конституционное правительство страны.

1925
Екатерина Ивановна Вермишева
российский режиссер-кинодокументалист, заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка РСФСР. Сняла фильмы "Медвежий цирк" (1957, приз МКФ в Венеции), "Наши современники", "И выросли сыновья" (1970, приз МКФ в Лейпциге), "Мир дому твоему", "Кто сеет ветер", "Пентагон", "Повесть о первой весне" (1973; главный приз МКФ в Лейпциге, 1981). Удостоена ордена "Знак Почета" (1985). Умерла в 1998 году.

Bezmenov_NG (445x700, 80Kb)
1926
Николай Григорьевич Безменов
оператор комплекса по производству свинины колхоза «Россия» Шебекинского района Белгородской области. Родился в селе Репное ныне Шебекинского района Белгородской области. Участвовал в строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава. С 1944 года служил в Красной Армии. После демобилизации из Вооруженных Сил вернулся в родное село. Работал шофером, рабочим кирпичного завода, в колхозе. С 1966 года – свинарь-механизатор, а затем оператор комплекса по производству свинины колхоза «Россия» Шебекинского района Белгородской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1983 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении планов и принятых обязательств по увеличению производства мяса и других продуктов животноводства в зимний период 1982-1983 годов Безменову Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1986 года – на пенсии. Умер 2 мая 2007 года. Награжден орденами Ленина (21 декабря 1983), Октябрьской Революции (23 декабря 1976), Трудового Красного Знамени (6 сентября 1973), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (8 апреля 1971).

 (700x555, 107Kb)
1926
Пётр Сергеевич Вельяминов
советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1970), народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР. Родился в Москве в семье потомственного военного из древнего дворянского рода. Отец - Вельяминов Сергей Петрович (1898— 1976), потомственный военный. Мать - Вельяминова Татьяна Ермиловна (1893-1972). Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришел служить Ярославу Мудрому. В 1943—1952 был незаконно репрессирован (официально реабилитирован только в 1983 г.). Как отбывавший заключение не имел права жить в крупных городах. С 1952 года — актёр драматического театра в Абакане, с 1955 года — Тюменского областного драматического театра. В 1950-1960-е гг. - в провинциальных театрах России. С 1974 г. - в Театре-студии киноактера. В кино дебютировал в телефильме «Тени исчезают в полдень» (1971). Снимался в фильмах: «Иванов катер» (1972, выпуск 1987), «Пираты ХХ века» (1979), «Серые волки» (1993), в телефильме «Вечный зов» и др. За свою трудовую биографию работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. В 1972 году, после успеха фильма «Тени исчезают в полдень», Пётр переезжает в Москву и приходит в труппу театра «Современник», а в 1974 году переходит в Театр-студию киноактёра. С 1995 года Вельяминов жил и работал в Санкт-Петербурге, играет в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н.П.Акимова. Умер в Санкт-Петербурге от пневмонии 14 июня 2009 года. 17 июня 2009 года в Санкт-Петербургском театре комедии состоялось прощание с актёром, в тот же день он был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Головачёва (482x700, 96Kb)
1926
Анастасия Дмитриевна Головачёва
телятница совхоза «Маршанский» Каргатского района Новосибирской области. Родилась в селе Маршанка Каргатского района Новосибирской области. После окончания семилетки пошла работать на ферму – приходилось быть учетчицей, бухгалтером, дояркой. В годы Великой Отечественной войны, когда большинство мужчин, в том числе и хлеборобов, ушли на фронт, на селе некому было сесть за рычаги тракторов. Женщины, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда, должны были выстоять сами и помочь фронту. Вот так и появились первые маршанские девушки-трактористки. В 1943 году Анастасия Дмитриевна окончила курсы трактористов на станции Ояш. Проработала на тракторе восемь лет в Маршанской МТС. В 1951 году стала работать телятницей Маршанского совхоза. Разработала собственные методы ухода за телятами, которые позволили добиться при стопроцентной сохранности телят суточного привеса более чем в 1 кг. За большие успехи, достигнутые во Всесоюзном соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства в зимний период 1972/73 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1973 года присвоено телятнице совхоза «Маршанский» Каргатского района Анастасии Дмитриевне Головачевой звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот". Награждена двумя орденами Ленина (1971,1973), многими медалями. Удостоена золотой медали ВДНХ, присвоено звание «Мастер золотые руки». Анастасия Дмитриевна избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР в 1975-1980 годах. 31 июля 1998 года жительнице села Маршанка Анастасии Дмитриевне Головачевой было присвоено звание «Почетный житель Каргатского района». До 2006 года проживала в селе Маршанское. Дом Анастасии Дмитриевны был ветхий, неблагоустроенный и находился в отдалённом уголке населённого пункта. Поэтому она обратилась к губернатору Новосибирской области В.А.Толоконскому с просьбой о выделении жилья в Новосибирске, и ей была выделена квартира. Проживала в Новосибирске. Скончалась 29 декабря 2010 года. Похоронена на 48 новом участке Заельцовского кладбища.

1927
Лениан Петрович Кица
экономист, государственный деятель. Работал председателем Госплана Карельской АССР, заместителем Председателя Совета Министров Карельской АССР, советником Главы Республики Карелия. Избирался депутатом Верховного Совета Карельской АССР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени (дважды). Заслуженный экономист Республики Карелия.

1927
Властимир Перичич
сербский композитор. Среди сочинений: симфониетта для струнного оркестра (1957); струнный квартет; сонаты для фортепьяно, скрипки и фортепьяно; вокальные произведения, песни, музыка для театра.

1927
Николай Николаевич Тиходеев
российский ученый в области электроэнергетики и техники высоких напряжений (Санкт-Петербургский НЦ Российской Академии Наук), академик Российской Академии Наук (1992). Лауреат Государственной премии СССР (1980)

1927
Хелен (Джозефин) Уоттс
валлийская певица (контральто)

1928
Татьяна Ивановна Алексеева
российский ученый-антрополог и этнограф, академик Российской Академии Наук, профессор. Несколько лет возглавляла Музей антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова, была председателем Музейного совета Российской Академии Наук. Автор многих работ по этнической антропологии и экологии человека, в частности по палеоантропологии славянского населения Восточной Европы, изучению влияния среды на адаптивный, физиологический статус организма. Умерла в 2007 году.

1928
Радим Гаврилович Гарецкий
белорусский геолог, академик Академии Наук Белорусской ССР (с 1977). Окончил Московский нефтяной институт (1952). До 1971 г. работал в Геологическом институте Академии Наук СССР, с 1971 г. – в Институте геохимии и геофизики Академии Наук Белорусской ССР (с 1977 г. – директор). Научные исследования посвящены тектонике молодых и древних платформ. Изучал тектонику Казахстана, Средней Азии, Туранской плиты. Наиболее полно описал своеобразные геологические тела – кластические дайки. Разработал (совместно с В.И.Шрайбманом) комплексную методику интерпретации геофизических данных для установления внутреннего строения фундамента молодых платформ и выяснения структуры его поверхности. Совместно с А.Л.Яншиным внес существенный вклад в тектонический анализ мощностей, обосновал широкое развитие глубоководных осадков в разных складчатых областях, выделил типы молодых платформ. В монографии «Тектоника молодых платформ Евразии» (1972) дал наиболее полное описание особенностей строения и развития молодых платформ как особой категории основных структур земной коры. Принимал участие в составлении тектонической карты Евразии и Международной тектонической карты Европы. Под его руководством составлена тектоническая карта Белоруссии и сопредельных территорий. Соавтор монографии «Тектоника Белоруссии» (1976). Государственная премия СССР (1969).

1928
Никола Корабов
болгарский режиссер. Заслуженный артист Болгарии (1974). В 1952 г. окончил ВГИК. Дебютировал фильмом о современности «Димитровградцы» (1956, совместно с Д.Мундровым). Позднее раскрылся как мастер экранизаций на историческом материале, отмеченных эпическим размахом: «Табак» (1962, по Д.Димову), «Иван Кандарев» (1973, по Е.Станеву), «Юлия Вревская» (1978). Среди других фильмов: «Разрешение на брак» (1965; премия Международного кинофестиваля в Москве), «Гневная поездка» (1971), документальный полнометражный фильм о певце Н.Гяурове «Живу я жизнью не одной» (1980). В 1983 г. поставил фильм «Рок».

 (502x698, 46Kb)
1928
Аврам Ноам Хомский (Noam Avram Chomsky; или Ноэм Чомски)
американский лингвист и общественный деятель. Родился в Филадельфии. Его отец, Уильям Хомский, эмигрировал из России в 1913 и к моменту рождения сына был уже авторитетным ученым-гебраистом; впоследствии автор ряда известных монографий по изучению, преподаванию и истории иврита. С 1945 Хомский изучал в Пенсильванском университете лингвистику, математику и философию, находясь при этом под сильным влиянием (не только научным, но и политическим) своего учителя Зелига Хэрриса; как и Хэррис, Хомский считал и считает свои политические взгляды близкими к анархизму. Первая крупная научная работа Хомского, магистерская диссертация Морфонология современного иврита (1951), осталась неопубликованной. Докторскую степень Хомский получил в Пенсильванском университете в 1955, однако большая часть исследований, положенных в основу диссертации (полностью опубликованной только в 1975 под названием Логическая структура лингвистической теории) и его первой монографии Синтаксические структуры (Syntactic Structures, 1957, русский перевод 1962), была выполнена в Гарвардском университете в 1951–1955. В том же 1955 ученый перешел в Массачусетский технологический институт, профессором которого он стал в 1962. Неоднократно читал лекции в крупнейших университетах США и других стран. Член Национальной академии наук США, Академии гуманитарных и точных наук, других научных ассоциаций, почетный доктор Чикагского, Пенсильванского и ряда других университетов, лауреат многих престижных научных премий. Хомский – создатель системы грамматического описания, известной как генеративная (порождающая) грамматика; соответствующее течение лингвистической мысли часто называется генеративизмом. Основы его были сформулированы Хомским в середине 1950-х годов; в настоящее время генеративизм прошел уже более чем сорокалетний путь развития, успев приобрести всемирную популярность, в значительной мере утратить эту популярность на рубеже 1960-х и 1970-х годов под влиянием критики со стороны представителей «порождающей семантики» и восстановить свои позиции в 1980-х и 1990-х годах. За время своего существования генеративизм прошел несколько этапов. Наиболее крупные из них следующие: 1. Стандартная теория, подэтапами развития которой являются: Модель «Синтактических структур», называемая так по имени первой монографии Хомского, в которой было реализовано представление о языке как механизме порождения бесконечного множества предложений с помощью конечного набора грамматических средств, для чего он предложил понятия глубинной (скрытой от непосредственного восприятия и порождаемой системой рекурсивных, т.е. могущих применяться многократно, правил) и поверхностной (непосредственно воспринимаемой) грамматических структур, а также трансформаций, описывающих переход от глубинных структур к поверхностным. Считается, что одной глубинной структуре могут соответствовать более одной поверхностных структур (например, пассивная конструкция Указ подписывается президентом выводится с помощью трансформации пассивизации из той же глубинной структуры, что и активная конструкция Президент подписывает указ) и наоборот (так, неоднозначность Посещение родственников может быть утомительным описывается как результат совпадения поверхностных структур, восходящих к двум различным глубинным, в одной из которых родственники являются тем, кто посещает кого-то, а в другой – теми, кого кто-то посещает). Модель «Аспектов», или стандартная теория, изложенная в книге Хомского Аспекты теории синтаксиса (Aspects of the Theory of Syntax, 1965, русский перевод 1972) и представляющая собой прежде всего попытку введения в формальную модель семантического компонента – так называемых правил семантической интерпретации, приписывающих значение глубинным структурам. В «Аспектах» было введено противопоставление языковой компетенции (системы процессов порождения языковых высказываний) и употребления языка (performance), принята так называемая гипотеза Катца – Постала о сохранении смысла при трансформации, в связи с чем исключено понятие факультативной трансформации, а также введен аппарат синтаксических признаков, описывающих лексическую сочетаемость. Расширенная стандартная теория, или «лексикализм», в которую был введен лексический компонент и многочисленные правила семантической интерпретации. Основные положения теории были изложены Хомским в статье Заметки о номинализации (Remarks on Nominalization, 1970). 2. Теория управления и связывания, формировавшаяся в течение 1970-х годов и в суммарном виде представленная в книге Хомского Лекции об управлении и связывании (Lectures on Government and Binding, 1981); по первым буквам английских слов она часто называется GB-теорией. Основным изменением при переходе к этой теории стал отказ от специфических правил, описывающих синтаксические структуры конкретных языков, и замена их некоторыми универсальными ограничениями. Все трансформации были заменены одной универсальной трансформацией перемещения. В рамках GB-теории были выделены частные модули (Х-штрих-теория, теория ограничивания, теория связывания, теория управления, теория падежа, Тета-теория), каждый из которых отвечает за свою часть грамматики, действует в соответствии со своими принципами и имеет ряд настраиваемых параметров, определяющих конкретно-языковую специфику. Поскольку понятия принципов и параметров сохранились и на следующем этапе развития генеративизма, иногда говорят о теории принципов и параметров как особой стадии, охватывающей второй и третий этапы генеративизма. 3. Минималистская программа, основные положения которой были изложены Хомским в нескольких статьях, собранных впоследствии в одноименной книге (The Minimalist Program, 1995). Эта программа (не модель и не теория) предполагает минимизацию языковых представлений и описание их взаимодействия с другими когнитивными системами, постулируя в языковом аппарате человека две главных подсистемы: лексикон и вычислительную систему, а также два интерфейса – фонетический и логический. Аппарат и многие теоретические постулаты генеративизма за четыре десятилетия изменились почти до неузнаваемости; достаточно указать на то, что теория, в 1960-е годы называвшаяся чаще всего трансформационной и формулировавшаяся как система правил, в настоящее время ни понятия трансформации, ни даже понятия правила не использует. Из новейшей версии генеративизма были исключены и понятия глубинной и поверхностной структур, когда-то занимавшие центральное место в порождающей теории. Принято считать, что неизменными в генеративизме остались лишь постулаты о врожденности языковой способности человека, о единстве базовых принципов устройства различных языков, различающихся лишь установкой некоторых частных параметров, и об автономности грамматики. Это верно, но, во-первых, эти постулаты, в особенности первые два, отнюдь не являются отличительными чертами генеративизма; они, порой неявно, принимались во многих лингвистических теориях и раньше, а главное – есть основания полагать, что эти постулаты могут быть выведены из некоторых более общих соображений. Реальным инвариантным ядром генеративизма Хомского является прежде всего так называемый методологический монизм, т.е. требование, в соответствии с которым объяснение во всех науках должно быть построено одинаково – по образцу естественных наук и прежде всего физики как их эталона. В качестве же законов природы выступают грамматические правила и принципы – автономный и невыводимый синтаксис (в широком понимании), задающий формальные структуры, которые, также по некоторым правилам, переводятся в звуковую форму и которым по определенным правилам приписывается значение. Из методологического монизма вытекают и автономность синтаксиса (его ничем не надо объяснять), и постулат о врожденной языковой способности (она дана человеку в готовом виде так же, как ему даны законы природы), а из тезиса о врожденности естественным образом выводится тезис о глубинном единстве всех языков. Генеративная теория Хомского, несомненно, представляет собой выдающееся интеллектуальное достижение. На первом (до своего кризиса рубежа 1960–1970-х годов) этапе она оказала огромное влияние на развитие формальных грамматик и вычислительной лингвистики, предоставив исследователям экономный и более мощный по сравнению с грамматиками непосредственных составляющих аппарат описания формальных языковых структур. Синтаксические структуры Хомского считается одним из трудов, заложивших основы современной когнитивной науки. В теоретическом плане генеративная теория ознаменовала собой радикальный разрыв с бихевиоризмом (Хомского, после его знаменитой полемики начала 1960-х годов с психологом-бихевиористом Б.Скиннером, признали «могильщиком бихевиоризма»). Хомский, говоря в эти годы об интеллектуальных корнях своих идей, всячески дистанцировался от дескриптивистского этапа в развитии лингвистики и апеллировал к далеким предшественникам – В. фон Гумбольдту, французским грамматистам Пор-Рояля и особенно Р.Декарту. Хомский уже около двух десятилетий является самым знаменитым лингвистом мира; ему и его теории посвящено множество статей, ряд монографий и даже полнометражный документальный фильм, а развитие науки о языке в последней трети 20 в. многими авторами описывается как «хомскианская революция». Следует заметить, что Хомский одним из первых объявил лингвистику частью когнитивной психологии – однако на практике как раз максимально автономизировал изучение языка, введя для этого представление о модульности человеческих когнитивных способностей и относительной независимости «модулей». Попытка соотнести языковую способность с другими когнитивными способностями человека появилась лишь в минималистской программе, а также в работах Р.Джэкендоффа (родился в 1945), небезуспешно пытающегося на практике выстроить «мост» между генеративизмом и когнитивной лингвистикой. Хомский пользуется в США широчайшей известностью как общественный деятель – критик внешней и внутренней политики США и мировой политики в целом, а также манипулятивной практики средств массовой информации. В годы Вьетнамской войны за участие в массовой манифестации Хомский был арестован (сидел в одной камере с Н.Мейлером). Социально-критические публикации Хомского столь же многочисленны, как и его лингвистические работы; среди них – Американская мощь и новые мандарины (American Power and the New Mandarins, 1969), Права человека и американская внешняя политика (Human Rights and American Foreign Policy, 1978), Политэкономия прав человека, в 2-х томах (с Э.Херманом, The Political Economy of Human Rights, 1979), Пираты и императоры: международный терроризм в реальном мире (Pirates and Emperors: International Terrorism in the Real World, 1986), Язык и политика (Language and Politics, 1989), Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах (Necessary Illusions: Thought Control in a Democratic Society, 1989), Сдерживающая демократия (Deterring Democracy, 1992), Год 501: Конкиста продолжается (Year 501: The Conquest Continues, 1993), Новый военный гуманизм: уроки Косово (The New Military Humanism: Lessons From Kosovo, 1999) и др. В последние годы Хомского часто называют в числе духовных лидеров антиглобализма. Литература: Karrer ., Palasak E., A Chomskv Bibliography, "Language Sciences", 1976, № 40, April.

1929
Евгений Федорович Степанов
конструктор, организатор оборонной промышленности.»
Кандидат технических наук (1983). Профессор (1990). Работал на предприятиях: Центральное, артиллерийское конструкторское бюро народного комиссариата вооружения (1952 - 1957); Государственное специальное конструкторское бюро Государственного комитета по оборонной технике (1957 - 1966); Конструкторское бюро "Мотор" (КБ "Мотор") министерства общего машиностроения (1966 - 1990). Под его непосредственным техническим руководством разработаны большегрузные транспортные специальные агрегаты, разработан комплекс наземного технологического оборудования для подготовки РКК "Буран". Лауреат Государственной премии СССР (1982). Умер в 1991 году.

 (507x698, 48Kb)
1929
Борис Павлович Степанцев
советский режиссер, художник мультипликационного кино, заслуженный деятель искусств России. Родился в Москве. С режиссером Е.Н.Райковским поставил рисованные фильмы «Приключения Мурзилки», «Опять двойка», «Петя и Красная Шапочка», «Мурзилка на спутнике», «Вовка в тридевятом царстве», «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся», «Щелкунчик», «Похождения Чичикова», «Муха-Цокотуха», ставших классикой советской и мировой анимации. Поставил художественный т/ф «Ассоль» (по «Алым парусам» А.Грина). В 1946 окончил Московскую художественную школу и курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». По окончании курсов начал работать на студии мультипликатором, художником-постановщиком, а с 1956 режиссёром. Борис Степанцев известен во всём мире как признанный мастер детского кино. Однако, будучи исключительно талантливым, он сильно «разбрасывался». Его увлекали комбинированные съемки, нестандартные операторские приемы, кукольная анимация… Из-за этого, в частности, не получила продолжения дилогия о Малыше и Карлсоне, которая могла стать замечательным мультипликационным сериалом. Скончался в Москве 21 мая 1983 года.

1929
Юрий Петрович Шпаков
русский прозаик, автор повестей "Это было в Атлантиде", "Кратер Циолковский", "Здравствуйте, братья!", многих рассказов.

1930
Ричард (Джеймс) Фелсиано
американский композитор

1932
Эллен Бёрстин (Эдна Рей Гиллули)
американская актриса. Была манекенщицей, танцовщицей, училась в нью-йоркской Актерской студии. Выступала на телевидении и в театрах Бродвея. В кино с 1964 г. Стала популярной в начале 1970-х гг. в драматических ролях женщин, безнадежно стремящихся сочетать независимость поведения и взглядов с благополучием в личной жизни. Наиболее известны ее роли в фильмах «Последний киносеанс» (1971), «Изгоняющий дьявола» (1973), «Гарри и Тонто» (1974), «Алиса здесь больше не живет» (1974; премия «Оскар»), «Провидение» (1977, Франция), «Как-нибудь на следующий год» (1978), «Воскрешение» (1980).

1932
Поликарпо Х. Пас Гарсия
гондурасский государственный и политический деятель, президент Гондураса (1978-1982).

1932
Лютфия Рашиджановна Кабирова
таджикская певица (сопрано), народная артистка СССР (1977). Родилась в Самарканде. В 1954 г. окончила Московскую консерваторию по классу пения у Д.Б.Белявской. С того же года солистка Таджикского театра оперы и балета. Партии: Татьяна, Мария, Лиза («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского), Малохат («Возвращение» Сабзанова), Сурма («Знатный жених» Урбаха), Ниссо («Бахтиор и Ниссо» Баласаняна), Гульру («Пулат и Гульру» Сайфиддинова) и др. Выступает также в классических и советских опереттах. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

1933
Крсто Папич
югославский режиссер и сценарист.

1933
Асанбек (Арсен) Умуралиев
киргизский актер. Родился в городе Рыбачий Киргизской ССР. Окончил музыкально-хореографическое училище имени М.Куренкеева (1954), ускоренный полный курс актерского факультета ГИТИСа (1957). С 1957 г., по окончании ГИТИСа, в Киргизском драматическом театре во Фрунзе. В кино с 1956 г. (фильм «Сорок первый»). Снялся в кино в фильмах: «Легенда о ледяном сердце» (Мээркан), «Далеко в горах» (Назаркул) – оба в 1958 г., «Перевал» (1961, Садык), «ЗА нами Москва» (1968, Бауржан Момуш-улу), «Улан» (1977, Нуртай) и др. Народный артист Киргизской ССР (1977). Асанбек Умуралиев скончался 9 февраля 2003 года. Основаный им театр после его смерти возглавляет его супруга Айгуль Умуралиева.

1934
Иосиф Григорьевич Атабеков
российский микробиолог, заведующий лабораторией вирусологии Института микробиологии Российской Академии Наук, доктор биологических наук, академик Российской Академии Наук (1992). Автор исследований по молекулярной генетике вирусов растений. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994, 2008).

1934
Гордон Паркс-младший
американский режиссер.

1934
Юрий Анатольевич Розанов
российский математик, доктор физико-математических наук (1963), профессор. Окончил Московский университет. С 1957 г. работал в Математическом институте Академии Наук СССР. Его труды относятся к теории вероятностей, в частности к теории случайных процессов. Занимался вопросами экстраполяции и интерполяции векторных случайных процессов, вопросами абсолютной непрерывности мер, статистики случайных процессов и др. Ему принадлежат монографии: «Стационарные случайные процессы» (1963), «Гауссовские случайные процессы» (1970, совместно с И.А.Ибрагимовым) и др. За цикл работ по предельным теоремам теории вероятностей удостоен Ленинской премии (1970, совместно с И.А.Ибрагимовым, Ю.В.Линником, Ю.В.Прохоровым).

1934
Bадим C. Хрилев
российский поэт-лирик "есенинского склада", прозаик, автор сборников стихов, в том числе "Рябиновая Русь", повестей, романа, сказок, комедий, драм

1935
Галина Ивановна Артамонова
директор Смоленской областной универсальной библиотеки, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Родилась в городе Смоленске.

1936
Александр Александрович Иванов
российский поэт, публицист. Известен стихотворными пародиями. Автор сборников: «Любовь и горчица» (1968), «Смеясь и плача» (1970), «Не своим голосом» (1972), «Откуда что...» (1975) и др.

1936
Анна Цепелевская
польская актриса. В 1956 г. окончила Государственную высшую школу театрального искусства (Варшава). Работала в театрах городов Кельце, Познань, Катовице, с 1963 г. – в Варшаве. В 1955 г. дебютировала в кино (эпизодическая роль в фильме «Часы надежды», 1955). В ролях монахини Малгожаты («Мать Иоанна от ангелов», 1960) и Марты («Пассажирка», 1963) наиболее полно раскрылся драматический темперамент актрисы. Снималась также в фильмах: «Новогоднее приключение» (1963, Жена шофера), «Трое и лес» (1963, Ромчакова), «Пятеро» (1964, Марийка), «Беата» (1965, Карская), «Рядом с правдой» (1965, Мися), «Три шага по земле» (1965, Высоцкая), «Марыся и Наполеон» (1966, Горничная) и др.

1938
Алексей Вельяминович Григорьев
генеральный директор ОАО "Импульс" с 1992 по 2003 год. Более 30 лет он работал в ОАО "Импульс", г.Москва. Был начальником лаборатории, возглавлял отдел, работал заместителем директора по коммерческим вопросам и капитальному строительству. С 1992 года до июня 2003 - генеральный директор ОАО "Импульс".

1938
Василий Федорович – Учайкин
российский ученый, ведущий специалист в области детской инфекционной патологии, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской Академии Медицинских Наук, главный педиатр ГМУ Управления делами Президента Российской Федерации, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней РГМУ

1940
Юрий Александрович Елхов
режиссер игрового кино, оператор. Родился в Москве. В 1970 окончил операторский факультет ВГИКа. Живет и работает в Минске.

1940
Валентин Михайлович Ховенко
российский режиссер и сценарист. Родился в Харькове, Украина. В 1964 окончил Донецкий медицинский институт, в 1974 — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская научно-популярного кино Б.Альтшулера). Режиссер ряда научно-популярных фильмов и нескольких выпусков киножурнала «Ералаш». Автор сценария фильма «Срочный вызов» (режиссёр Геральд Бежанов)

1941
Виталий Ефимович Клейнот
российский тенор-саксофонист. Один из участников первых отечественных фестивалей 1960-х гг. В 1962-1965 гг. учился в Московском институте инженеров транспорта. Саксофон освоил самостоятельно. В начале 1960-х гг. начал выступать с Андреем Товмасяном, Вадимом Сакуном, Валерием Булановым, играл на всех московских фестивалях. С 1965 г. руководил несколькими коллективами в объединении музыкальных ансамблей, в 1968-1972 гг. постоянно работал в джазовых кафе «Молодежное» и «Синяя птица». В 1973-1978 гг. создал одну из первых в стране джаз-роковых групп. Выступал на многих отечественных фестивалях. Автор джазовых композиций «Это было недавно», «Сказка для Аленушки».

 (700x537, 84Kb)
1941
Роман Шаевич Кунсман
российский альт-саксофонист, флейтист, один из выдающихся солистов 1960-х гг. В конце 1940-х гг. семья переехала в Ленинград, после чего учился играть на кларнете в музыкальной школе. Увлекся джазом, освоил альт-саксофон и дебютировал в разных танцевальных оркестрах города. В 1962-1963 гг. был ведущим саксофонистом в тульском биг-бэнде Анатолия Кролла, затем вернулся в Ленинград и собрал квартет для работы в клубах. В 1966 г. его коллектив (Юрий Вихарев - фортепиано, Эдуард Москалев - контрабас, Валерий Мысовский - ударные) стал лучшим ансамблем городского фестиваля, а композиция «Одиночество» получила специальный приз Союза композиторов. В 1967-1968 гг. стал солистом и лидером группы саксофонов в оркестре Олега Лундстрема, выступал на фестивале «Таллинн-67». В последующие годы в Ленинграде собрал новый квартет для работы в кафе «Белые ночи». В 1971 г. эмигрировал в Израиль, где через некоторое время организовал ансамбль «Platinum». В дальнейшем играл в симфоническом оркестр (на флейте) и с разными партнерам выступал на джазовых фестивалях. Самые известные композиции - «Одиночество» «Луч тьмы», «Небесные узоры».

1942
Джонатан Д.Крамер
американский композитор и музыковед

1942
Гарри Чэпин (Harry Chapin)
исполнитель фолк-рок-баллад (1974 UK №34 сингл 'W.O.L.D. и 1974 US №1 сингл 'Cat's In The Cradle'). Погиб в автомобильной аварии 16 июля 1981 года.

1944
Владимир Иванович Беляев
волейболист, заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион 1968 года. Чемпион Европы и СССР (1967).

1944
Александр Эммануилович Фишер
российский джазовый трубач, флюгельгорнист, один из ведущих солистов оркестра Олега Лундстрема и ансамбля «Аллегро». Трубу освоил в школьном духовом оркестре. Как джазовый музыкант дебютировал в хабаровском квинтете с саксофонистом Вячеславом Захаровым, выступал на фестивале в Таллине (1967) и Москве (1968). В 1973 г. окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу трубы (у Тимофея Докшицера). Поработав в 1975-1976 гг. заведующим музыкальной частью Хабаровского ТЮЗа и недолгое время солистом Государственного эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана, переехал в Москву и выдвинулся как солист оркестра Олега Лундстрема (1976-1982). В 1978-1987 гг. работал в ансамбле «Аллегро». Выступал на многих отечественных и зарубежных фестивалях. После распада «Аллегро», в 1988 г. организовал дуэт с пианистом Даниилом Крамером. В начале 1990-х гг. переехал в Вену, играл со многими европейскими музыкантами (в том числе с Душко Гойковичем) и участвовал в фестивалях с российскими музыкантами.

1944
Дэниэл (Уолтер) Хорземпа (Хожемпа)
американский органист

1945
Уильям Рихтер
американский сценарист и режиссер

1946
Людмила Петровна Коршик
режиссер документального кино.

1946
Билли Леон и Бенни Лойд Маккрейри (псевдоним - МакГуайры)
До 6 лет они были абсолютно нормальными детьми, а потом переболели краснухой и начали стремительно набирать вес. К ноябрю 1978 года Билли стал весить 337 кг, а Бенни - 328 кг. Самые тяжелые близнецы в мире были внесены в Книгу рекордов Гиннесса. 13 января 1979 года после сердечного приступа, вызванного падением с мотоцикла, ушел из жизни Билли, а 26 марта 2001 года перестало биться сердце и Бенни Ллойда.

1947
Олег Константинович Бабашкин
режиссер научно-популярного кино.

1947
Владимир Дмитриевич Гаврилов
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Карельского государственного педагогического университета. Почётный работник высшего образования Российской Федерации.

1947
Александр Сергеевич Гизгизов
актер, каскадер. Специализация: конные трюки, авто, высотные трюки, горение.

1947
Джеймс Кич
американский актер, сценарист, режиссер и продюсер.

1947
Владимир Анатольевич Кульбачинский
доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики низких температур и сверхпроводимости физического факультета МГУ (1996).

1947
Георгий Александрович Негашев
режиссер документального кино. В 1971 г. окончил факультет культурно-просветительской работы Ленинградского института культуры по специальности «режиссер самодеятельного театрального коллектива». Учился в аспирантуре Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Работал постановщиком массовых мероприятий Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». С1973 г. - режиссер, затем главный режиссер Свердловского телерадиокомитета. С 1989 - режиссер киностудии «Сибирь-кино», с 1992 по 1994 - директор Западно-Сибирской студии кинохроники. С 1994 по 2003 г. - директор Свердловской киностудии. С 1997 г. — генеральный директор Открытого фестиваля неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге. Более тридцати работ в кино. С 1997 г. генеральный директор Открытого фестиваля неигрового кино "Россия" в Екатеринбурге. Постановщик фильмов "Тепло тревоги нашей", "Дорога", "Первое лето, первая зима", "Основа", "За белой дверью", "Эскалатор", "Последний король симеизского пляжа"

1949
Юрий Георгиевич Порошин
генеральный директор ФГУП "Уфимское агрегатное производственное объединение". Родился в городе Мелеуз Башкирской Автономной ССР.Закончил Уфимский авиационный институт, инженер-механик. 1973-1996 - мастер, заместитель генерального директора УМПО; с 1996 – генеральный директор ФГУП "Уфимское агрегатное производственное объединение".



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку