-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57519
Комментариев: 6349
Написано: 65316


11 мая родились...

Понедельник, 11 Мая 2015 г. 04:45 + в цитатник
Сергей Александрович Романов (497x700, 74Kb)
1857
Сергей Александрович Романов
русский великий князь, четвёртый сын императора Александра II; Московский градоначальник, генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы террориста Каляева. Участник русско-турецкой войны 1877—1878. С февраля 1887 года — командир лейб-гвардейского Преображенского полка. С 10 марта 1891 года московский военный генерал-губернатор; с 1896 командующий Московским ВО (генерал-лейтенант). С 1892 года почётный член находящегося под покровительством великого князя Владимира Александровича берлинского православного Свято-Князь-Владимирского братства. В 1892 году состоялись торжественное открытие и освящение здания Московской городской думы на Воскресенской площади; в конце того же года проведены выборы гласных по новому «Городовому положению». В его генерал-губернаторство состоялось Высочайшее повеление от 27 октября 1892 года: «евреям отставным нижним чинам, служившим по прежнему рекрутскому набору, и членам их семейств, приписанным к городам внутренних губерний, а также тем, кои по выходе в отставку, не приписались ещё ни к какому обществу» воспрещалась приписка к податным обществам и причисление к ремесленным цехам Москвы и Московской губернии; вышеозначенным лицам, а также «тем, которые приписаны к обществам в черте еврейской оседлости», воспрещалось как временное, так и постоянное жительство в Москве и Московской губернии — в соответствии с общими правилами, установленными для временного пребывания евреев вне черты еврейской оседлости (то есть в соответствии со статьёй 157-й «Устава о паспортах и беглых»); повеление предписывало все перечисленные категории евреев, «которые окажутся на жительстве в Москве и Московской губернии ко времени издания настоящих правил, удалить, с членами их семейств, из названных местностей, в сроки, определяемые в каждом отдельном случае, по взаимному соглашению Московского Генерал-Губернатора и Министра Внутренних Дел»; указанные ограничения не распространялись на евреев из отставных нижних чинов, уже приписанных к мещанским обществам Москвы и губернии, а также вступивших в вечные ремесленные цехи. Для создания нормальных условий жизни студентов, приезжавших в Москву, Сергей Александрович возбудил вопрос об организации общежитий при Московском университете. Первый корпус общежития открыт в 1899, второй — в 1903. В 1893 завершилось сооружение новой очереди Мытищинского водопровода. В 1899 городской транспортный парк пополнили трамваи. В 1896 открыт Музей московского городского хозяйства, в 1898 — Художественно-общедоступный театр. По инициативе Сергея Александровича в 1892 началось создание портретной галереи бывших московских генерал-губернаторов. Мрачным эпизодом правления Сергея Александровича стала катастрофа на Ходынском поле. В катастрофической давке, по официальным данным, погибли 1389 человек и 1300 получили тяжёлые увечья. Преступная халатность царских властей вызвала общественное возмущение в России. Правительство произвело следствие, московский оберполицмейстер и ряд второстепенных чиновников были смещены. Главный виновник «Ходынки» — московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (прозванный «князем Ходынским») в том же 1896 был назначен командующим войсками Московского военного округа. Поддерживал правительственные профсоюзы (зубатовщину) и монархические организации, был оппонентом революционного движения. Большое влияние на ситуацию в Москве после 1896 года оказывал обер-полицмейстер Д.Ф.Трепов. Великий князь был решительным противником конституционных преобразований. Противодействовал попыткам министра внутренних дел П.Д.Святополк-Мирского ввести в России народное представительство. В декабре 1904 года убедил Николая II вычеркнуть из высочайшего указа пункт о «выборных представителях населения». После Событий 22 января 1905 года оппозиция объявила Сергея Александровича и его брата Владимира Александровича главными виновниками применения военной силы. Во дворце Сергея Александровича в Санкт-Петербурге были выбиты окна. Боевая организация партии эсеров вынесла ему «смертный приговор». 14 января 1905 покинул пост Московского генерал-губернатора, но остался во главе войск округа, став Главнокомандующим войсками МВО. Был одним из инициаторов создания и с 21 мая 1882 года членом-учредителем, а с 6 мая 1889 года и до своей гибели — Председателем Православного Палестинского общества; с 1881 года, по смерти императора Александра III, почётным председателем правления Императорского Российского Исторического музея. Сообразно своему положению (как одного из старших членов Императорской фамилии), состоял президентом, председателем, членом или благотворителем многих научных обществ и организаций: Московского архитектурного общества, Дамского попечительства о бедных в Москве, Московской духовной академии, Московского филармонического общества, Комитета по устройству при Московском университете Музея изящных искусств имени императора Александра III, Московского археологического общества, а также состоял почётным членом Академии наук, Академии художеств, Общества художников исторической живописи, Московского и Санкт-Петербургского университетов, Московского археологического общества, Общества сельского хозяйства, Общества любителей естествознания, Русского музыкального общества, Археологического музея в Константинополе и Исторического музея в Москве, а также Московской Духовной Академии, Православного миссионерского общества, Отдела распространения духовно-нравственных книг. 17 февраля 1905 года, около 3 часов пополудни, великий князь отъехал в карете от Николаевского дворца в Кремле; при подъезде к Никольской башне был разорван «адской машиной», брошенной членом «Боевой организации партии социалистов-революционеров» Иваном Каляевым; погиб сразу, смертельно ранило кучера, карету разнесло. Тело великого князя было расчленено взрывом на части; после бальзамирования и заморозки останки были положены во гроб, который был поставлен в соборе кремлёвского кафедрального Чудова монастыря. Из телеграмм из Москвы 8 февраля: «Кремль весь день переполнен народом. У гроба Великого Князя непрерывно служатся панихиды. Церковь святителя Алексия, в которой поставлен гроб с останками Великого Князя далеко не может вместить всех желающих поклониться праху <…>». Раненый кучер Андрей Рудинкин был доставлен в Яузскую больницу, где вскоре умер; его имя также поминалось на Высочайшей панихиде вечером 8 февраля, которую возглавлял митрополит Московский Владимир (Богоявленский) при всеобщем рыдании богомольцев. Отпевание, по высочайше утверждённому церемониалу, было совершено 23 февраля 1905 года в Алексеевской церкви Чудова монастыря в Кремле митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении викариев; император и императрица не присутствовали. Последние присутствовали утром того же дня за заупокойным богослужением в соборе Большого Царскосельского дворца. Газетные сообщения из Москвы в день отпевания гласили: «Несмотря на будний день, тысячные толпы стремятся в Кремль отдать последний долг и поклониться праху мученически погибшего Великого Князя. В знак траура некоторые магазины закрыты, на генерал-губернаторском доме развеваются траурные флаги с белыми плерезами. Перед воротами Кремля благоговейно настроенная толпа образовала живые шпалеры <…>». В своём слове утешения Елисавете Феодоровне пред богослужением митрополит Владимир назвал великого князя «мучеником». В отличие от всех прочих великих князей, скончавшихся в царствование Николая II, не был похоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга (или Новой усыпальнице при нём); его останки вскоре были преданы земле в храме-усыпальнице, устроенном под Алексеевским собором Чудова монастыря, снесённом в 1930 году (в 1995 году обнаружены при раскопках в Кремле и перенесены в Новоспасский монастырь). Известно, что великая княгиня Елизавета 7 февраля навестила в тюрьме убийцу своего мужа, террориста Ивана Каляева, и простила его от имени мужа. Много лет сотрудничавший с князем В.Ф.Джунковский писал по этому поводу: «Она, по своему характеру всепрощающая, чувствовала потребность сказать слово утешения и Каляеву, столь бесчеловечно отнявшему у неё мужа и друга». Узнав, что Каляев — человек верующий, она подарила ему Евангелие и маленькую иконку, призвав его к покаянию. Она же просила Императора о помиловании убийцы. Убийство Великого князя Сергея потрясло консервативно-монархические круги общества. Его осудил вождь ирландских террористов Микаэль Девильт, незадолго до трагедии встречавшийся с Великим князем в Москве. Он заявил представителям печати, что покойный генерал-губернатор был «гуманным человеком и постоянно проявлял интерес к улучшению жизни рабочих». В леворадикальной и еврейской среде, напротив, новость была встречена с удовлетворением, о чём может свидетельствовать циничная шутка того времени: «Наконец Великому князю пришлось пораскинуть мозгами!». 15 апреля 1908 года на месте гибели Сергея Александровича в Кремле был освящён и открыт памятник-крест, выполненный по проекту В.М.Васнецова; памятник был снесён 1 мая 1918 года, причём в сносе креста лично участвовал В.И.Ленин. После перенесения останков великого князя в Новоспасский монастырь в нём в 1998 году по эскизам В.М.Васнецова был воссоздан крест-памятник (автор проекта Д.Гришин, скульптор Н.Орлов). 27 июня 1884 года в Придворной церкви Зимнего дворца венчался браком с принцессой Гессен-Дармштадтской Елизаветой Александрой Луизой Алисой, в православии получившей имя Елисаветы Феодоровны. Последняя была второй дочерью великого герцога Гессенского Людвига IV, внучкой английской королевы Виктории и старшей сестрой императрицы Александры Фёдоровны — супруги Николая II. В семье Сергея и Елизаветы воспитывались великая княжна Мария Павловна и её брат, великий князь Дмитрий Павлович, мать которых умерла при преждевременных родах. После убийства мужа, оставив светскую жизнь, Елизавета Федоровна приняла монашество, впоследствии канонизирована как преподобномученица, убитая большевиками. Согласно составленному в 1992 году (после её канонизации) житию преподобномученицы Елизаветы, супруги независимо друг от друга, ещё до знакомства, дали Богу обет девства. Поэтому брак их был бездетным, они жили как брат с сестрой. Шарлотта Зеепват, представительница западноевропейской промонархистской историографии, пишет: «Элизабет Гессенская размышляляла больше года, прежде чем принять предложение великого князя Сергея Александровича, с детства ей знакомого. Князь тоже вёл себя нерешительно, и всё же в сентябре 1883 Элизабет и Сергей Александрович, наконец обручились. Отец невесты сказал Александру III: „Я дал своё согласие не колеблясь. Я знаю Сергея с детского возраста; вижу его милые, приятные манеры и уверен, что он сделает мою дочь счастливой“». Исследовательница считает, что недавно опубликованные приватные письма опровергают бытовавшее ранее мнение о том, что брак Элизабет был несчастливым. Такое мнение сложилось благодаря придворным сплетням и письменным воспоминаниям великого князя Александра Михайловича, который ненавидел Сергея. Великий князь Сергей был очень религиозным человеком, не скрывавшим неприязни к роскошному обществу, и, естественно, что у него было много врагов. Брат Элизабет, Эрнест Людвиг вспоминал: '„Он часто бывал самоуверенным. В такие моменты он напрягался, взгляд его становился жёстким… Поэтому у людей складывалось неверное впечатление. В то время как его считали холодным гордецом, он помогал очень многим людям, но делал это в строгой тайне“. Элизабет так сказала своему отцу: „Сергей — это человек, которого чем больше узнаёшь, тем больше любишь…“. Социолог, психолог и сексолог Игорь Кон утверждал (1997), что Сергей Александрович вёл открыто гомосексуальный образ жизни, приведя в качестве примера историю из воспоминаний министра иностранных дел графа Владимира Ламсдорфа. Историк В.Балязин отмечал: «Их семейная жизнь не задалась, хотя Елизавета Фёдоровна тщательно скрывала это, не признаваясь даже своим дармштадтским родственникам. Причиной этого, в частности, было пристрастие Сергея Александровича к особам другого пола». Содержательница столичного великосветского салона супруга генерала Е.Богдановича А.В.Богданович передавала в своём дневнике слова царскосельской подруги о том, что «Сергей Александрович живёт со своим адъютантом Мартыновым, что жене предлагал не раз выбрать себе мужа из окружающих её людей. Она видела газету иностранную, где было напечатано, что приехал в Париж le grand duc Serge avec sa maitresse m-r un tel. Вот, подумаешь, какие скандалы!» Нина Берберова в биографии современника князя композитора П.И.Чайковского, известного своей нетрадиционной ориентацией, упоминала такой эпизод: «Известен один случай с человеком, знакомым довольно многим, преподавателем латыни и греческого, любовником московского губернатора, великого князя Сергея Александровича (брата Александра Третьего), которого судили и которому дали три года „изгнания“ в Саратов, а затем вернули в Москву». Мнения ряда современников и некоторых исследователей о характере личной жизни великого князя дополняют их оценки его политической деятельности. Так, американский автор Вирджиния Коулз, говоря о том, что она считает антисемитами императора Александра III и великого князя Сергея, называла последнего «садистом и гомосексуалистом». Член Государственной думы первого созыва кадет В.П.Обнинский писал о нём в анонимно изданном немецким издательством труде «Последний Самодержец» (1912): «Этот сухой, неприятный человек, уже тогда влиявший на молодого племянника, носил на лице резкие знаки снедавшего его порока, который сделал семейную жизнь жены его, Елисаветы Фёдоровны, невыносимой и привел её, через ряд увлечений, естественных в её положении, к монашеству». Обнинский, рисуя панораму разложения правящей элиты и вооружённых сил России, утверждал также: «Позорному пороку предавались и многие известные люди Санкт-Петербурга, актёры, писатели, музыканты, великие князья. Имена их были у всех на устах, многие афишировали свой образ жизни. <…> Курьёзно было и то, что пороком страдали не все полки гвардии. В то время, например, когда преображенцы предавались ему, вместе со своим командиром, чуть ли не поголовно, лейб-гусары отличались естественностию в своих привязанностях». В течение всей жизни Сергей Александрович был весьма близок и дружен со своим двоюродным братом великим князем Константином Константиновичем, дневниковые записи которого содержат упоминания о гомосексуальных контактах. Сведения о сексуальных предпочтениях Сергея Александровича не всеми считаются достоверными, а среди ряда монархически настроенных православных имеется течение за канонизацию князя и даже пишутся его «иконы». Придворный чиновник генерал А.А.Мосолов в мемуарах на русском языке ничего не говорит о личной жизни великого князя: «Очень высокого роста, весьма породистой красоты и чрезвычайно элегантный, он производил впечатление исключительно холодного человека. <…> Офицеры Преображенского полка, которым он много лет командовал, очень любили Его Высочество. Государь относился к нему с явным уважением, но, по-видимому, особенной интимности между дядей и племянником не было, хотя они были женаты на двух сёстрах, к тому же очень дружных. Симпатии вел. князя клонились к крайне реакционным течениям, но влияние его на императора не сказывалось». Отзыв о нём великого князя Александра Михайловича в эмигрантских воспоминаниях: «Великий Князь Сергей Александрович сыграл роковую роль в падении Империи и был отчасти ответствен за катастрофу во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, в 1896 году. При всём желании отыскать хотя бы одну положительную черту в его характере, я не могу её найти. Будучи очень посредственным офицером, он, тем не менее, командовал Лейб Гвардии Преображенским полком — самым блестящим полком гвардейской пехоты. Совершенно невежественный в вопросах внутреннего управления, Великий Князь Сергей был тем не менее Московским генерал-губернатором, пост, который мог бы быть вверен лишь государственному деятелю очень большого опыта. Упрямый, дерзкий, неприятный, он бравировал своими недостатками, точно бросая в лицо всем вызов и давая, таким образом, врагам богатую пищу для клеветы и злословия. <…> Император Николай II не должен был допускать, чтобы Великий Князь Сергей сохранил бы свой пост генерал-губернатора после катастрофы на Ходынском поле. Как бы для того, чтобы ещё более подчеркнуть свою неприятную личность, он женился на старшей сестре Государыни Великой Княгине Елисавете Фёдоровне. Трудно было придумать больший контраст, чем между этими, двумя супругами!» В литературе: Выведен в романах Б.Акунина «Статский советник» и «Коронация, или Последний из Романов» под именем Симеона Александровича. В кинематографе: Исторические хроники. 13-я серия. «1913 год — Илья Репин». Библиография: Гришин Д.Б. Трагическая судьба великого князя. — Москва: Вече, 2006. ISBN 5-9533-1471-X.

Carl-Hauptmann (569x700, 307Kb)
1858
Карл Гауптман (Carl Hauptmann)
немецкий писатель, драматург, брат Гергарта Гауптмана. Много работал в области естествознания и философии. Ему принадлежит работа «Metaphysik in der modernen Physiologie» (Метафизика в современной физиологии, 1893). Его первые драмы («Marianne», 1894; «Wanderleute» — «Странники», 1895; «Ephraims Breite», 1898) отмечены еще влиянием Гергарта Гауптмана. Основными произведениями Гауптмана, в которых намечается творческое развитие этого глубокого, своеобразного, но лишь с значительным опозданием понятого художника, являются: «Собрание стихов и наблюдений» — «Из моего дневника» (Aus meinem Tagebuch, 1900); драмы — «Горная кузница» (Die Bergschmiede, 1902), «Заклинание» (Die Austreibung, 1905), «Игры Пана» (Panspiele, 1909); романы — «Матильда» (1902), «Эйнгарт насмешник» (Einhart der Lachler, 1907) и наконец заключающие творческую деятельность Г. произведения: «Война» (Krieg, 1913) и «Царь-отступник» (Der abtrunnige Zar, 1914). В его раннем, но многозначительном «Дневнике» убедительно раскрывается характерное противоречие, которое было противоречием и всего стиля мещанского искусства этой эпохи, от натурализма перемещавшегося к импрессионизму и далее — к символизму. С одной стороны, художник устремляется к точнейшей натуралистической интерпретации действительности — это основная струя «Дневника», и автор недаром неоднократно обращается к творческому опыту и художественным теориям Золя. Но рядом с этим проявляется стремление к символизации, построению отвлеченных образов — так намечается переход от натуралистического мировосприятия к чему-то существенно иному. От перегрузки деталей он зовет к широким основным линиям, к монументальному синтетическому искусству. Но под этим стремлением кроется лишь желание мещанского писателя уйти внутрь себя, замкнуться в своих изолированных чувствованиях. То, к чему звал Гауптман, было связано с отказом от действительности, с гиперболизацией личного. «Книга стихов и наблюдений» оказывается переломным пунктом в искусстве расслаивающейся мелкой буржуазии. Замечательный роман «Матильда» посвящен изображению рабочего быта. В этом произведении до некоторой степени воплощены представления Гауптмана о монументальном искусстве. Основное движущее роман положение сводится не к тому, чтобы возможно более полно конкретизировать картину рабочего быта, а чтобы раскрыть трагедию большой, независимой, преодолевающей косную среду индивидуальности. Матильда — работница. Но она является образом мещанского искусства: художник, тяготеющий к рабочей среде, не случайно — здесь сказывается несомненно «социальное сострадание» — создает образ, обращенный не к реальной действительности, а к системе мещанских представлений. От «Матильды» — прямой путь к «Эйнгарту насмешнику», только художник стал здесь более последовательным и откровенным. Перед нами тщетный искатель, сжигающий жизнь свою в трудной, бесплодной борьбе. Гауптман хочет монументализировать этот образ, он стремится превратить Эйнгарта в фигуру больших масштабов, и здесь становится вполне ясным, что именно означали ранние призывы Гауптмана к искусству синтетическому. От частного Гауптман звал к общему. И в его романе «частным» оказывается конкретная бытовая правда, от нее художник мещанства, переживающего кризис, отворачивается с брезгливостью, а «общее» — это трагический образ, гиперболизированный до того, что он становится символом, образ непонятого и обреченного искателя. В «Играх Пана» и в «Моисее» (Moses, 1906) мы встречаемся с образами, близко напоминающими Эйнгарта. Мы подходим здесь к основному узлу творческого развития нашего художника. Очень интересно дополняется образ непонятого мечтателя, данный в крупнейших вещах Гауптмана, его мелкими рассказами, в к-рых монументальное обобщение распадается на множество мелких и необычайно ярких черт, так что неудачливый искатель — образ падающего мещанства — оказывается здесь фигурой необычайно конкретной, насыщенной, ощутимой. В «Миниатюрах» (Miniaturen, 1904) Гауптман с тончайшим проникновением изображены люди усталые, утратившие смысл существования, одинокие и обреченные. В «Ночах» (Nachte, 1912) Гауптман дает новую россыпь миниатюр, посвященных темному, загадочному, щемящим человеческим трагедиям — несомненно, что все эти изображения тяготеют к основному образу Гауптмана, так полно раскрывшемуся в «Матильде» и «Эйнгарте». «Неверный царь» был новым и, может быть, самым последовательным возвращением к образу мятущегося искателя. Путь от величия, спокойствия, мощи — к отшельничеству, богоискательству, самоочищению — вот путь «царя неверного». Это произведение уже явно двойническое: глубочайшая противоречивость сознания обнажена здесь настолько, что необходимо двуплановое построение. Эта «легенда» Гауптмана была своеобразным предвосхищением «Человека из зеркала» Верфеля, типичнейшего произведения немецкого экспрессионизма. Именно экспрессионисты реабилитировали Гауптмана, все время остававшегося вне основного литературного потока. Это объясняется тем, что из всех художников предвоенной эпохи Гауптман был наиболее радикальным и последовательным выразителем драмы мещанского кризиса. Умер 4 февраля 1921 года. Библиография: Muschner-Niedenfuhr Georg, C. Hauptmann’s «Bergschmiede», 1905; Berger H., v., C. Hauptmann, 1907; Spiero H., C. Hauptmann, 1910; Borcherdt H. H., C.Hauptmann, 1911; Meridies Wilhelm, C. Hauptmann’s Lebenswerk (Preussische Jahrbucher, 183 B.), 1921; Lemke Ernst, C. Hauptmann, 1922.

Panov (621x700, 74Kb)
1861
Николай Андреевич Панов
русский поэт. Родился в селе Софьине Самарской губернии, ныне Радищевского района Ульяновской области, в крестьянской семье. Рано лишился отца. В 1869 году мать отвезла его в Сызрань и поместила в приходскую школу, откуда он вскоре перешёл в уездное, а затем в реальное училище. В Сызрани Панов начал сочинять. Самые ранние из опубликованных стихотворений Панова помечены 1877 годом, в печати же они появились в 1881 году (в «Игрушечке» и «Ниве»). В 1882 году вышел в свет его поэтический сборник «Песни и думы» (Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина, 1882), из которого широкое распространение получила «Травушка-муравушка». В 1891 году Панов работал корреспондентом в газете «Сызранский листок объявлений»; с 1 октября 1892 года, когда открылась Лермонтовская библиотека в Пензе был в ней несколько месяцев библиотекарем, с 1893 года — в Санкт-Петербурге: в должности секретаря редакции журнала «Колосья» и в редакции журнала «Семьянин». В 1896 году вышло наиболее полное прижизненное собрание его произведений — «Гусли звончаты» (Санкт-Петербург: типография инженера Г.А.Бернштейна, 1896). Кроме стихотворений он писал рассказы, статьи, фельетоны, выпустил роман в стихах «Владимир Волгин» (Санкт-Петербург: типография К.Л.Пентковского, 1900), комедию «Их торжество». Всего он выпустил шесть поэтических сборников, пьесу и роман в стихах. Некоторые стихи Панова положены на музыку малоизвестными композиторами. В своём творчестве Н. А. Панов ориентировался на фольклор. На основе бурлацких припевов им было написано «стихотворение» — аналог известной Дубинушки. Скончался в Санкт-Петербурге в Александровской больнице для чернорабочих в 1906 году.
Надгробие_Н._А._Панова (525x700, 507Kb)
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. После смерти Н.А.Панова, в 1907 году, вышел сборник: «Вперёд!: Стихотворения последних лет» — с портретом и факсимиле автора. Ныне в Пензе присуждаются три премии его имени библиотекам за заслуги в продвижении книги и чтения. Литература: Гусев В. Е. Вступительная статья о Н.А.Панове // Стихотворения. — Москва-Ленинград: «Советский писатель», 1965; Литература: Волик А. Забытая лира / А.Волик // Мономах. – № 3. - 1996. – Страницы 43–44; Николаев В. Живёт песня / В.Николаев // Ульяновская правда. – 1991. – 24 октября; Оловянникова И.П. Панов Николай Андреевич / И.П.Оловянникова // Русские писатели. 1800-1917 : биографический словарь : Том 4. – Москва, 1999. – Страницы 525–527; Селиванов К.А. Н.А.Панов / К.А.Селиванов // Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии / К.А.Селиванов. – Куйбышев, 1953. – Страницы 138–140.

 (509x699, 69Kb)
1864
Этель Лилиан Войнич (Ethel Lilian Voynich)
ирландская и английская писательница, композитор. Родилась в Корке, Ирландия, в семье видного английского учёного и профессора математики Джорджа Буля, супруга Михаила-Вильфреда Войнича. Своего отца она фактически не знала, так как он умер вскоре после её рождения. Ее мать, Мери Эверест (Mary Everest), была дочерью профессора греческого языка. Мери была талантливым математиком и преподавателем математики. Их фамилия довольно известна в мире, потому что так называется самая высокая горная вершина в Гималаях, названная в честь дяди Мери Эверест — Джорджа Эвереста (Sir George Everest). Мать в нужде воспитывала своих пятерых дочерей, поэтому, когда самая младшая, Этель, достигла восьмилетнего возраста, она отвезла ее к брату своего мужа, работавшему интендантом на шахте. Он был очень религиозным и суровым человеком. В 1882 г. Этель получила небольшое наследство и начала изучать музыку в берлинской консерватории как пианистка. В Берлине она также посещала лекции славистов в университете. Приехав в Лондон, она присутствовала на собраниях политических иммигрантов, среди которых был русский писатель Сергей Кравчинский (псевдоним — Степняк). Он много рассказывал ей о своей родине — России. У Этель возникло желание посетить эту загадочную страну, которое она осуществила в 1887 г. Она проработала в России два года как гувернантка и преподавательница музыки и английского языка в семье Веневитиновых в Воронежской губернии. Вышла в 1890 г. замуж за М.В.Войнича, белорусского литератора и библиофила, переселившегося в Англию после побега из сибирской ссылки (он известен как первооткрыватель «Рукописи Войнича»). Этель Войнич была членом «Общества друзей русской свободы» и «Фонда вольной русской прессы», которые критиковали царский режим России. Под впечатлением разговоров с русским писателем Кравчинским, а также прочитанных биографий великих итальянских патриотов Джузеппе Гарибальди и Джузеппе Мадзини Войнич создала образ и характер героя своей книги — Артура Бертона, который зовется в книге также Оводом (The Gadfly). Такой же псевдоним имел знаменитый древнегреческий философ Сократ. В 1897 г. книга «Овод» была издана в США и Англии. В следующем году появился её русский перевод в России, где он имел грандиозный успех. Позже книга была неоднократно переиздана на многих языках. Трижды, в 1928, 1955 и 1980 годах вышли фильмы «Овод» по мотивам романа Этель Войнич. Несколько драматургов и режиссёров представили спектакли и оперы в театрах. В 1895 г. она написала книгу «Юмор России» (The Humour of Russia). Одновременно она перевела много книг известных русских писателей и поэтов: Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Михаила Салтыкова-Щедрина, Глеба Успенского, Всеволода Гаршина на английский язык. В 1901 г. писательница закончила свой новый роман «Джек Реймонд» (Jack Raymond). В героине другого её романа (1904 г.) «Оливия Летем» (Olive Latham) заметны черты характера самой Этель Войнич. В 1910 г. появилась её книга «Прерванная дружба» (An Interrupted Friendship). Её перевод на русский был озаглавлен «Овод в изгнании». Шесть лирических поэм великого украинского поэта Тараса Шевченко (Six Lyrics from Ruthenian of Taras Shevchenko) она также успешно перевела на английский в 1911 году. Позже она долгое время ничего не сочиняла и не переводила, предпочитая музицировать. Она создала несколько музыкальных произведений, из которых считала лучшей ораторию «Вавилон». В 1931 году в США, где она поселилась, был издан её перевод коллекции писем великого польского композитора Фредерика Шопена с польского и французского языков на английский. Весной 1945 года (ей тогда был 81 год) она закончила писать своё последнее произведение «Сними обувь твою» (Put off Thy Shoes). О своей невероятной популярности в СССР, огромных тиражах и экранизациях «Овода» забытая в США Войнич узнала только в этом возрасте: её разыскала в США литературовед Евгения Таратута («Наш друг Этель Лилиан Войнич» Библиотека "Огонёк", № 42, 1957 год). Ей стали приходить письма от советских читателей, её навещали в Нью-Йорке делегации пионеров, артистов Большого театра, моряков и разных других советских граждан, оказывавшихся по работе в США. Этель Лилиан Войнич умерла в Нью-Йорке 28 июля 1960 года. Согласно завещанию, её тело было кремировано, а прах развеян над Центральным парком Нью-Йорка. Произведения: Овод; Прерванная дружба; Сними обувь твою; Джек Реймонд; Оливия Лэтам. В Липецке в честь Войнич назван переулок. Писатель Робин Брюс Локхарт (сын Брюса Локхарта) в своей авантюрной книге «Король шпионов» утверждал, что любовником Войнич якобы был Сидней Рейли, которого позже назвали «асом шпионов», и что они вместе путешествовали по Италии, где Рейли рассказал Войнич свою историю и стал одним из прототипов героя книги Артура Бертона. Однако Эндрю Кук — биограф Рейли и историк спецслужб — оспорил эту романтическую, но бездоказательную легенду. По его словам, куда вероятнее, что шпион Рейли путешествовал по пятам вольнодумствующей англичанки, чтобы докладывать о ее передвижениях и встречах. Библиография: Войнич Э.Л. Собрание сочинений: В 3 томах — Москва: Правда, 1975.

1870
Макс Игнац Вайсс (Max Ignaz Weiss; псевдонимы - Antom Ph; Ernest Bisani; Problematicus)
немецкий шахматист и писатель. Умер в Бамберге 18 декабря 1943 года.

kadner (548x700, 66Kb)
1870
Отокар Каднер (Otakar Kadner)
чешский педагог-демократ. С 1907 доцент, а с 1911 профессор педагогики Карлова университета в Праге. Вел исследования преимущественно в области истории педагогики, общей педагогики и организации школьного дела. Основные работы: "История педагогики" (том 1-3, 1909-1923); "Основы общей педагогики" (том 1-3, 1925-1926); "Развитие и современная система школы" (том 1-4, 1929-1938). Общую педагогику Каднер понимал как философию воспитания, как свод теоретических положений о содержании, цели и методе воспитания. Чрезмерное увлечение К. экспериментальным методом и фактографией отражает влияние на него позитивистской философии. Подчеркивая общественную роль воспитания и зависимость воспитательных учреждений от развития общества, цель воспитания Каднер видел в гармоническом развитии всех физических и духовных способностей личности. Каднер требовал демократизации образования: каждый должен получать образование в зависимости от его естественных способностей, а поэтому в школьной системе должны быть уничтожены классовые и социальные преграды, школа должна быть национальной по своему содержанию и организации. Каднер активно выступал против клерикализма и бюрократизма в школах. Большое значение Каднер придавал подготовке учителей, он содействовал открытию высших педагогических школ (в Праге и Брно, 1921), которые были организованы самими учителями; со дня основания до конца жизни Каднер руководил такой школой в Праге. Умер в городе Подебради 6 мая 1936 года. Литература: Otakar Kadner, jeho osobnost a dilo. Sbornik vzpominek a stati, red. J. . Klimy, Praha, 1920; Chiup О., эvoj i pedagogickэch idei v novern vcu, Brno, 1925.

Emiliano_Chamorro_Vargas (561x700, 186Kb)
1871
Эмилиано Чаморро Варгас (Emiliano Chamorro)
политический деятель Никарагуа, генерал, один из лидеров Консервативной партии. В 1909—1910 вместе с генералом Х.Эстрадой развязал гражданскую войну против правительств Х.Селайи и Х.Мадриса. В 1910—1916 — посол Никарагуа в США, 5 августа 1914 подписал неравноправный договор с США о предоставлении США права строить ВМБ на о. Грей-Корн, Литл-Корн, в заливе Фонсека, а также строить и эксплуатировать межокеанский канал на территории Никарагуа. В 1917—1920 — президент Никарагуа, в 1921—1925 — снова посол в США. В октябре 1925 поднял мятеж против правительства К.Солорсано, в результате чего был назначен в ноябре главнокомандующим вооруженными силами Никарагуа. 14 марта 1926 совершил военный переворот и занял пост президента. В результате восстания либералов, под руководством Х.Монкады был вынужден уйти в отставку (11 ноября 1926). С 1927 возглавлял Консервативную партию, в 1936 после переворота А.Сомосы был вынужден бежать из страны, вернулся после объявленной амнистии. В 1950 между Консервативной партией Э.Чаморро и Либеральной партией А.Сомосы были подписаны т. н. «пакты 50-го», которые установили, что в президенты Никарагуа могут избираться только члены семейства Сомосы Гарсиа. Умер 26 февраля 1966 года.

 (354x699, 34Kb)
1871
Эмиль Палкоска (Emil Palkoska)
чешский шахматный композитор. Умер 14 мая 1955 года.

Mariano Fortuny y Madrazo (700x525, 178Kb)
1871
Мариано Фортуни-и-Мадрасо (испанское имя - Mariano Fortuny y Madrazo)
итальянский художник, изобретатель, фотограф и модельер. Родился в Гранаде, в творческой семье: его отец, Мариано Фортуни-и-Марсель (Mariano Fortuny y Marsal) был известным жанровым живописцем, а мать – дочерью другого известного испанского художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета (Raimundo de Madrazo y Garreta). После смерти отца, Мариано не исполнилось тогда еще и четырех лет, семья переезжает из Испании во Францию, в Париж. С раннего детства становится ясно, что юный Мариано унаследовал талант своего отца. Во Франции он проводит время, обучаясь живописи. Однако в 1889 году семейство снова меняет место жительства: на этот раз они переезжают в Венецию. Обладая недюжинными способностями в области живописи, фотографии, скульптуры и архитектуры, молодой человек начинает путешествовать по Европе в поиске выдающихся творцов искусства. Так в 1982 году в Париже он впервые знакомится с Рихардом Вагнером (Richard Wagner). Вдохновившись его работами, Мариано едет в Германию, в город Байройт, где немецкий композитор построил особый театр специально для постановок своих опер. Его творчество настолько заворожило Фортуни младшего, что по возвращении в Венецию, тот решает нарисовать несколько сцен специально для Вагнера. Особенность вагнеровской драматургии состояла в том, что абсолютно все составляющие, включая декорации, архитектуру, песни, танцы и поэзию, были тесно взаимосвязаны между собой и шли к общей цели. Это новшество, позволяющее театральной постановке создать особую атмосферу, было совершенно в духе Фортуни. Он буквально загорелся идеей поучаствовать в жизни театра нового типа, где дизайнерские и технические решения шли бы рука об руку, начиная с самого рождения идеи и заканчивая ее реализацией. Фортуни справедливо полагал, что качество абсолютно любой продукции, как материальной, так и не материальной, можно в значительной степени улучшить, если иметь доскональное представление о процессе в целом, грубо говоря, если знать, что мы имеем в начале и что и как мы можем получить из этого в конце. Следуя данной концепции, в театре Вагнера Фортуни постарался вникнуть в наибольшее количество деталей: он побывал и осветителем, и архитектором, и изобретателем, и художником декораций, и даже директором. Одними из самых выдающихся изобретений Фортуни для театра явились его эксперименты со светом. Как дизайнер, он мечтал о простом способе, позволяющем сменять декорации, не прибегая к физической перестановке заднего плана. Проведя несколько опытов, Фортуни выяснил, что, отражаясь от разных поверхностей, свет может изменять оттенок, интенсивность и некоторые другие свои свойства. Взяв все эти особенности на заметку, он изобрел специальное устройство, позволяющее при помощи света создать в постановке абсолютно любое «небо» – от заката до рассвета. Несмотря на то, что это и некоторые другие его «театральные» изобретения позволили мировой драматургии сделать большой шаг вперед, имя Мариано Фортуни-и-Мадрасо осталось в памяти потомков, прежде всего, благодаря его дизайнерским изысканиям. Жена Мариано, Генриетта имела большой опыт в портняжном деле, и именно она на первых порах помогала своему возлюбленному воплощать в жизнь многие его задумки. Семейная чета жила в собственном палаццо в Венеции. Практически все помещение было заполнено картинами: здесь были работы отца Мариано, а также работы других художников, которые его отец коллекционировал. Позже к ним прибавились работы, собранные уже самим Мариано Фортуни. Живопись вдохновляла Фортуни, именно она помогла ему научиться тонко чувствовать цвет, что не могло не найти отражения уже в другом его увлечении – моделировании одежды и создании ткани. Надо сказать, что Фортуни, как дизайнер, испытывал на себе два серьезных влияния – одно внутреннее, другое внешнее. К внешнему влиянию можно отнести модернизм, главенствующий в начале 20-го века абсолютно во всех областях искусства, а также столь обожаемые Фортуни древнегреческий и венецианский стили. К внутреннему же влиянию относится унаследованная им от отца любовь ко всему арабскому и азиатскому. Одной из особенностей характера Фортуни являлось то, что его совершенно не интересовала мода. Он шил платья ради искусства, а не на продажу. Несмотря на то, что он имел прекрасную возможность основать собственный Дом моды, он отклонил эту затею. Следуя своей эксцентричной натуре, Фортуни и в моде пытался изобрести что-то новое. Одним из его первых экспериментов в этой области явились так называемые «Кносские шарфы», представляющие собой большой кусок материи с геометрическим узором, навеянным Фортуни искусством Киклад. По существу это были даже не шарфы, а полноценный наряд, так как прямоугольное полотно можно было связать, обвернуть вокруг тела и использовать в самых различных комбинациях, создавая одеяния, совершенно не стесняющие движений. При желании простой шарф мог превратиться и в жакет, и в юбку, и в тунику. При создании вещей Фортуни стремился подчеркнуть исключительную красоту женского тела, его изгибы и формы, поэтому он был ярым противником излишних украшательств, которые могли бы все это скрыть. Несмотря на то, что «Кносские шарфы» выпускались вплоть до 1930-го года, главным открытием Фортуни в области женской моды явились вовсе не они. В 1907 году дизайнер представляет на суд публики платье «Дельфос», ставшее настоящим революционным событием для затянутых в корсет женщин того времени. Платье простого покроя из плиссированного шелка, свободно спадало с плеч, облегая фигуру, подчеркивая естественные линии женского тела. В 1909 году Фортуни получает на свое изобретение патент. Платье отличалось значительной оригинальностью и прекрасно соответствовало духу эпохи модерн. Появляется множество вариаций: с короткими рукавами, с длинными рукавами, с широкими рукавами, собранными к запястью, или вовсе без рукавов. Оригинальные платья «Дельфос» имели рукава, напоминающие крылья летучей мыши, широкий вырез «лодочкой» и всегда, независимо от формы, шнурок, позволяющий регулировать плечи. Кроме того, подол платьев неизменно украшался мелким венецианским стеклярусом, что преследовало двойную цель: во-первых, это было великолепным украшением, а во-вторых, бусинки прижимали платье к полу, позволяя запатентованному плиссированному шелку мягко струиться вдоль изгибов тела, а не лежать, как попало. Однако в своем дизайнерском решении Фортуни намного опередил свое время, и женщины просто не отваживались носить его платья в качестве повседневного наряда. Долгое время платье «Дельфос» считалось домашним платьем или так называемым «чайным» платьем, в котором можно было принимать гостей, и лишь спустя несколько лет, в 1920 году женщины осмелились носить его вне дома. Изобретенный Фортуни метод плиссировки шелка оказался очень эффективным. До сих пор платья, созданные по этой технологии, обладают первозданной свежестью, как будто их только что сшили. Кроме того, платья можно хранить в скатанном виде, что делает их необычайно удобными в транспортировке, к тому же они не нуждаются в глажении. Кроме экспериментов с шелком Фортуни увлекался набивкой рисунка на бархатных тканях, из которых он также шил платья, жакеты или накидки, которые он предлагал носить поверх платьев «Дельфос». Для всех своих моделей Мариано Фортуни лично изготавливал особые краски по старинному рецепту. При помощи этих красок и изобретенного им самим устройства, Фортуни набивал нужный ему рисунок на шелковых и бархатных тканях. К сожалению, на протяжении всей своей жизни Фортуни воздерживался от радикальных перемен в дизайне своих моделей, поэтому практически невозможно проследить точную хронологию его творений. Для Мариано Фортуни мода являлась тем же искусством, его неизменной частью, не подвластной законам коммерческого рынка. Несмотря на то, что многие современники Фортуни предлагали миру моды не менее инновационные проекты, все они были рассчитаны на специфику самого времени, и это автоматически обрекало их на постепенное устаревание. Одежда Фортуни отличается своей «вневременностью», и именно поэтому она не стареет. Элегантная простота, совершенный крой и необычный чувственный цвет – вот основа их неизбывной красоты. Все эти элементы делают платье от Фортуни не просто предметом одежды, но предметом искусства. Вот почему до сих пор различные музеи мира и частные коллекционеры стремятся заполучить в свое распоряжение хоть одно такое платье и готовы отдать за него практические любые деньги – на аукционах сумма может доходить до 40 тысяч долларов. Сегодня в доме этого выдающегося человека, в Венеции, где он прожил большую часть своей жизни, располагается музей. Фортуни приобрел этот дом в начале 20-го века. Именно здесь он сделал большую часть своих открытий, именно это место он называл своим «мозговым центром». Теперь здесь часто проходят всевозможные выставки. Умер в Венеции 3 мая 1949 года.

Frank_Schlesinger (521x700, 156Kb)
1871
Фрэнк Шлезингер (Frank Schlesinger)
американский астроном, член национальной Академии Наук. Родился в Нью-Йорке, в 1890 году окончил Сити-колледж в Нью-Йорке, продолжил образование в Колумбийском университете. В 1899—1903 — возглавлял международную широтную станцию в Юкайе. В 1903—1905 работал в Йеркской обсерватории, в 1905—1920 — директор обсерватории Аллегени, в 1920—1941 — директор Йельской обсерватории. Основные работы — в области астрометрии, в частности, по вопросам точных измерений звездных параллаксов и практической астрономии. В 1899 предложил фотографический метод для определения звездных параллаксов, который применил, работая в Йеркской обсерватории. В 1924 опубликовал «Общий каталог параллаксов», содержащий параллаксы 1870 объектов, а второе издание этого каталога (1935) содержало данные о параллаксах 7534 объектов. Случайные ошибки величины параллаксов в этом каталоге не превышали 0,01". По его идее были спроектированы и изготовлены первые широкоугольные астрографы, с помощью которых Шлезингер в 1914 в обсерваториях Аллегени и Йельского университета проводил фотографирование участков звездного неба. Руководил работами по строительству 26-дюймового рефрактора, который был установлен в 1925 в Йоханнесбургской обсерватории. Разработал в 1926 метод определения положения объекта на фотопластинке при помощи особых весовых коэффициентов («зависимостей»), связывающих координаты определяемого объекта с координатами опорных звезд, названный его именем. Спроектировал и построил зенит-телескоп с автоматической перекладкой инструмента. В 1940 опубликовал Каталог ярких звёзд, известный также как «Йельский каталог ярких звёзд», который содержит сведения о звездах с блеском не ниже 6,5 звездной величины (то есть которые могут быть видны невооружённым глазом). Член Национальной Академии Наук США, член-корреспондент Парижской Академии Наук, Шведской королевской Академии Наук, Бюро долгот в Париже, вице-президент (1925—1932) и президент (1932—1935) Международного астрономического союза. Умер в Нью-Йорке 10 июля 1943 года. В его честь названы кратер на Луне и астероид № 1770. Награды: Медаль имени Б. Вальза Парижской Академии Наук — 1926; Золотая медаль Королевского астрономического общества — 1927; Медаль Кэтрин Брюс — 1929. Опубликованные работы: Barney, Ida; Schlesinger, Frank (1938). "An effect of a star's color upon its apparent photographic position". Astronomical Journal 47; Barney, Ida; Schlesinger, Frank (1939). "On the accuracy of the proper motions in the General Catalogue Albany". Astronomical Journal 48; Barney, Ida; Schlesinger, Frank (1940). "New reductions of astrographic plates with the help of the Yale photographic Catalogues". Astronomical Journal 49. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1977.

Einar_Jónsson,_myndhöggvari_á_vinnustofu_sinni_í_Hnitbjörgum_á_Skólavörðuholti,_1923_-_1930 (461x700, 158Kb)
1874
Эйнар Йоунссон (исландское имя - Einar Jуnsson)
первый исландский скульптор, добившийся международного признания. Родился в местечке Галтафель, Исландия, в крестьянской семье. Его родным братом был известный художник Асгримур Йонссон. В 1893 году Йонссон уезжает в Данию. В Копенгагене он получает художественное образование у Стефана Абеля Синдинга. Первая персональная выставка состоялась в 1901 году, в королевском дворце Шарлоттенбург (Копенгаген), после которой молодой скульптор получает государственную стипендию исландского Альтинга. С помощью полученной стипендии Э.Йонссон много путешествует с учебной целью, живёт в Германии и Италии. В 1915—1919 годах работает в США и в Канаде. В Филадельфии он создаёт памятник первому викингу (или первому европейцу), ступившему на землю Америки — Торфинну Карлсефни. В Виннипеге ему принадлежит Памятник Героям (Первой мировой войны).



Скульптор Эйнар Йоунссон. Исландия.
Вернувшись в Исландию, скульптор много работает. Он создаёт находящиеся в Рейкъявике памятники королю Христиану IX, религиозному поэту Хальгримуру Петурссону, исландскому первопоселенцу Ингольфу Арнарсону и другим. Некоторые скульптуры Э.Йонссона близки по манере исполнения работам Огюста Родена. Скульптор также создавал произведения на мифологические мотивы. В Рейкъявике создан музей работ Эйнара Йонссона, с прилегающим к нему Садом скульптур. Умер в Рейкьявике18 августа 1954 года. Литература: (Grцndal В., Behrens С.), Einar Jуnsson, Stockh., 1954.

Меннинг Карл1906  (447x700, 171Kb)
1874
Карл Меннинг (Karl Menning)
эстонский режиссер, основоположник профессиональной национальной театральной режиссуры. Родился в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Получив высшее образование в 1901 на теологическом факультете в Университете Тарту, он работал как пастор в течение нескольких лет.В 1904—1906 изучал художественную практику театров Парижа, Вены, Берлина, режиссуру М.Рейнхардта. С 1906 возглавлял театр "Ванемуйне" (Тарту). Меннинг — основоположник профессиональной режиссуры в эстонской театре; его деятельность характеризовалась последовательной борьбой за реализм. Среди лучших постановок: "Столпы общества" (1907), "Враг народа" (1908) Ибсена, "Возчик Геншель" Гауптмана (1907), "На дне" Горького (1909), "Оборотень" (1911), "Бог мошны" (1912) Китцберга.
skulptura_karla_menninga (525x700, 313Kb)
Скульптура Карл Меннинг в Тарту. Автором скульптуры является Маре Микофф. Особенность скульптуры заключается в неожиданной возможности ее повращать.
Под руководством Меннинга сформировалось творчество видных эстонских актёров (А.Альтлейс-Хейслер, А.Маркус, А.Сунне, А.Теэтсов и др.). В 1914 Меннинг был вынужден оставить театр из-за конфликта с влиятельными буржуазными кругами, не принимавшими его художественных принципов. До 1918 работал театральным рецензентом, затем (до 1937) занимался дипломатической деятельностью, посол Эстонии в Берлине с 1921 до 1933. Умер в Тарту 5 марта 1941 года. Литература: Teatritegijad alustajad, Tallinn, 1970.

Jan Pieter Hendrik van Gilse (497x700, 158Kb)
1881
Ян Питер Хендрик ван Гилсе, ван Гильзе (нидерландское имя - Jan Pieter Hendrik van Gilse)
нидерландский композитор и дирижёр. В 1897—1902 гг. учился в Кёльнской консерватории у Франца Вюльнера и Макса ван де Зандта, уже в 1901 г. получив премию Боннского Дома Бетховена за свою «Первую симфонию». После смерти Вюльнера ван Гилсе в 1902—1903 гг. брал уроки в Берлине у Энгельберта Хумпердинка. В 1905—1908 гг. он был дирижёром оперного театра в Бремене, в 1908—1909 гг. в Амстердаме, затем на протяжении трёх лет жил в Риме, после чего вернулся в Нидерланды. В 1911 г. ван Гилсе стал одним из основателей «Общества нидерландских композиторов» (нидерландское название – «Genootschap van Nederlandse Componisten», GENECO). В 1917—1922 гг. ван Гилсе возглавлял Утрехтский муниципальный оркестр, однако вынужден был уйти в отставку в результате затяжного конфликта с композитором и музыкальным критиком Виллемом Пейпером, систематически выступавшим против него в газете «Utrechts Dagblad» (ван Гилсе ориентировался на немецкую музыкальную традицию, а Пейпер на французскую). Историю этого конфликта ван Гилсе описал в пространном мемуаре (1930), который, однако, не стал публиковать, и этот текст был издан только в 2003 г. Позднее ван Гилсе, однако, вновь занял административную должность в Утрехте, возглавив в 1933—1937 гг. Утрехтскую консерваторию. Во время Второй мировой войны ван Гилсе был близок к движению Сопротивления, в борьбе с гитлеровской оккупацией погибли оба его сына. В творческом наследии ван Гилсе две оперы, «Хельга из Ставерна» (немецкое название - Frau Helga von Stavern; 1913) и «Тиль» (нидерландское название - Thijl; 1940, по легендам о Тиле Уленшпигеле), из которых вторая считается вершиной творчества композитора и центральным событием в истории нидерландской оперы. Четыре симфонии ван Гилсе (1901, 1903, 1907, 1915) носят следы влияния Густава Малера и Рихарда Штрауса. Композитору принадлежат также музыка к пьесе Роберта Демеля «Месса жизни» (нидерландское название - Eine Lebensmesse; 1904), кантата «Круг жизни» на стихи Рильке (нидерландское название - Der Kreis des Lebens; 1929), два небольших цикла для сопрано с оркестром на стихи Рабиндраната Тагора, другая хоровая музыка. Умер в Эгстгеесте 8 сентября 1944 года. Литературные сочинения: Das Problem einer nationalen hollandischen Oper, 1s. L, s. а.].

 (554x699, 76Kb)
1881
Теодор фон Карман (немецкое имя - Theodore von Kбrmбn; венгерское имя - Kбrmбn Tуdor)
американский инженер и физик венгерского происхождения, специалист в области воздухоплавания. Карман родился и вырос в Будапеште, в еврейской семье в Венгрии, одним из его предков был раввин Иегуда Лива бен Бецалель. Окончил в 1902 году Королевский технический университет в Будапеште, занимался конструированием двигателей внутреннего сгорания. В 1902 году переехал в Германию, где в Гёттингенском университете в 1908 году защитил докторскую диссертацию под руководством Людвига Прандтля. Работал в Университете последующие четыре года. В 1912—1930 гг. возглавлял Институт воздухоплавания при Аахенском университете, работая, в частности, над ранними моделями вертолёта. Проходил службу в австро-венгерской армии 1915—1918 годах. В 1930 году принял приглашение Калифорнийского технологического института и стал директором его лаборатории воздухоплавания. В 1936 году он стоял у истоков компании «Аэроджет» (Aerojet), производившей ракетные двигатели. Начиная с середины 1940-х гг., занимался преимущественно проблемами астронавтики, принял участие в создании ряда исследовательских сообществ. По его инициативе в 1960 году основана Международная академия астронавтики — организация, объединяющая ведущих ученых и инженеров работающих в области космических исследований и Фон Кармановский институт гидродинамики в Синт-Генезиус-Роде (Бельгия) в 1956 году. В 1912 году Карман провёл теоретический анализ несжимаемой жидкости, обтекающей протяжённую ось, перпендикулярную направлению движения сплошной среды. Получающиеся при этом цепочки вихрей названы дорожкой Кармана в его честь. Основные труды Кармана связаны с аэродинамическими проблемами авиации и космонавтики.
Theodore_von_Karman_-_GPN-2000-001500 (700x550, 206Kb)
Им была рассчитана, а затем его именем названа линия Кармана — принятая Международной федерацией аэронавтики условная граница между земной атмосферой и космическим пространством. Исследование Кармана о двигателях самолетов будущего, сделанное в 1944 году, считается классическим в области технологического прогнозирования. Особенность прогнозов фон Кармана состояла в том, что он не пытался предсказывать характер отдельных устройств, но изучал основные перспективные и ограничительные факторы, функциональные возможности и ключевые параметры систем, сосредоточивал внимание на оценке альтернативных комбинаций предполагаемых достижении науки и техники и старался вмещать свои прогнозы в чёткие 15—20-летние временные рамки. Карман, как и его учитель, Людвиг Прандтль работал во многих областях механики жидкости, и считается одним из отцов аэродинамики. В июне 1944 года перенес операцию по поводу рака кишечника в одной из клиник Нью-Йорка. Умер во время поездки в Аахен (Германия) 6 мая 1963 года. Похоронен в Пасадене, Калифорния. Никогда не был женат. Удостоен Национальной медали науки (1963), медаль вручена во время торжественной церемонии в Белом доме президентом США Джоном Ф.Кеннеди. В его честь Американское общество инженеров-строителей учредило медаль Кармана (с 1960 года) и премию Теодора фон Кармана, которыми ежегодно награждаются выдающиеся инженеры и техники. В честь Кармана названы лунный кратер и кратер на Марсе. . Сочинения: Collected works, . 1—4, L., 1956; The wind and beyond. Autobiography, Boston, 1967.

Joseph_Marx_1903 (603x700, 151Kb)
1882
Йозеф Руперт Рудольф Маркс (немецкое имя - Joseph Rupert Rudolf Marx)
австрийский композитор, педагог, музыкальный критик. Родился в Граце. Музыкальное образование получил в Граце. В 1914-1952 профессор теории музыки и композиции Венской академии музыки и сценического искусства, в 1922—1925 её директор, а в 1924-1927 ректор. В 1927-1930 одновременно преподавал композицию в Анкаре. Среди многочисленных учеников Маркса — Иоганн Непомук Давид и Енё Такач. В 1930–1938 и 1947–1964 был председателем Австрийского союза композиторов. Почётный член Австрийской академии наук. Под влиянием музыки Хуго Вольфа начал писать романсы и песни, которые принесли ему известность (вокальный цикл «Просветлённый год», 1932 и другие). В оркестровых произведениях Маркса очевидны связи с поздним романтизмом, с музыкой Н.А.Римского-Корсакова и А.Н.Скрябина. Постоянно выступал в венской прессе (в 1931-1938 музыкальный критик в «Neues Wiener Journal»). Умер в Вене 3 сентября 1964 года. Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. - Москва: Советская энциклопедия, 1990. - страницы 326-327.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку