-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 72370
Комментариев: 6676
Написано: 80556



15 апреля родились...

Среда, 15 Апреля 2015 г. 04:51 + в цитатник
Мейстер Георгий Карлович (482x700, 152Kb)
1873
Георгий Карлович Мейстер
советский ученый в области селекции и семеноводства зерновых и зернобобовых культур. Доктор биологических наук (1934), профессор, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Мейстер Георгий Карлович родился в Москве, в семье цехового мастера портняжного дела. По окончании Московского реального училища в 1893 год поступает в Ново-Александринский институт сельского хозяйства и лесоводства в Польском городе Пулавы и в 1897 году, закончив его, получает звание ученого агронома. По отбытии воинской повинности Г.К.Мейстер с 1898 по 1901 г. работал статистиком в Московской городской управе, затем во Владимирском губернском земстве, откуда в 1901 г. уволен как "политически неблагонадежный". В 1903 г. занял должность агронома Балашовского уезда Саратовской губернии. В 1904 г. участвовал в русско-японской войне, в 1905 г. эвакуирован как "неблагонадежный". В 1908 году Георгий Карлович организует Балашовское опытное поле и переходит туда на работу в качестве заведующего, где занимался селекцией озимой и яровой пшеницы и кукурузы, яровой рожью, просом, горохом, кукурузой и кормовыми культурами, а также технологией возделывания полевых культур. Были выведены такие широко известные сорта озимой пшеницы, как Гостианум 237, Лютесценс 329 (мировой стандарт по зимостойкости), Лютесценс 1060/10, кукуруза Спасовская и др. Отмеченные сорта были районированы по всему Советскому Союзу и длительный период имели большое производственное значение. Кроме этого, на многих селекционных станциях эти сорта составили основу исходного материала для дальнейшего улучшения этой культуры. В октябре 1914 г. основоположник саратовской селекции Александр Иванович Стебут обратился в Совет Саратовской областной сельскохозяйственной опытной станции с просьбой на оставляемую им должность заведующего отдела пригласить Г.К. Мейстера и с 1914 года Георгий Карлович избирается заведующим отделом селекции Саратовской опытной областной сельскохозяйственной станции, но его призывают в армию, и лишь после демобилизации в 1918 году он возвращается к научной работе. С 1918 г. Г.К.Мейстер работает на Саратовской станции, сначала в качестве заведующего селекционным отделом, а с 1919 по 1925 гг. одновременно и ее директором. В 1933 г. селекционный отдел станции реорганизован в Селекционный центр, директором которого назначен Г.К.Мейстер. Саратовская опытная станция стала одним из ведущих селекционных центров страны. Здесь трудились такие известные специалисты, как А.П.Шехурдин, Е.М.Плачек, Б.М.Арнольд, Н.В.Цицин. Под руководством Г.К.Мейстера разрабатываются вопросы селекции полевых культур, Георгий Карлович отказывается от метода чистых линий, и в основу селекционной работы кладет межвидовую, внутривидовую и межродовую гибридизацию. Он разрабатывает теоретические и практические основы метода отдаленной гибридизации. Под его руководством начались работы по скрещиванию твердой и мягкой пшеницы от которых были получены гибриды и создан ряд широко распространенных сортов яровой пшеницы (Саррубра, Сарроза, Саратовская 210, Альбидум 43 и т.д.).Значительное внимание Георгием Карловичем было уделено гибридизации озимой пшеницы с рожью. Этот период работы подробно освещен в юбилейном сборнике под его редакцией «ХХV лет Саратовской селекционной станции» (1936), в монографии «РПГ в процессе их изучения и использования для селекции» (1936). А результатом этого этапа селекции стали сорта Эритроспермум 46/131, Лютесценс 27/36, Лютесценс 434/154, Лютесценс 527/30, а также богатый исходный материал для межрасовой гибридизации. Георгий Карлович своей деятельностью оказывал положительное влияние на селекционный процесс во всех направлениях и по всем культурам. Под его руководством была построена теплица, которая позволила ускорить проработку экспериментального материала. В 1928 г. Г.К.Мейстер привез из Канады ряд сортов, устойчивых к ржавчине: Китченер, Маркиз, Тетчер и другие, это послужило импульсом для работ по устойчивости к бурой ржавчине. В конце 1929 г. он организовывает лабораторию оценки мукомольно-хлебопекарных свойств по малым пробам, которая также проводила и оценку твердой пшеницы на макаронные качества. Г.К.Мейстер придавал большое значение развитию на станции теоретических, поисковых и методических исследований, объединению усилий селекционеров с генетиками, технологами, фитопаталогами, физиологами и другими специалистами. Основным теоретиком и селекционером на Юго-востоке был академик Мейстер, который в нескольких десятках научных трудов изложил теорию и практику селекционного дела. В 1934 г. Г.К.Мейстер издал научную работу под названием "Критический очерк основных понятий генетики". В ней он рассматривал различные определения, главным образом, таких понятий, как изменчивость и наследственность, сделанные рядом ученых-генетиков. Но надо заметить, что вполне удовлетворяющую его представления генетическую теорию изменчивости и наследственности он не нашел. В выступлении по докладам на IV сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина 19-2 декабря 1936г. (Спорные вопросы генетики и селекции. Москва; Ленинград, 1937 Страницы 406-432) Г.К.Мейстер выразил то что до сих пор волнует селекционеров, а именно: "...в изучении резко контрастных морфологических признаков генетика не идет на встречу селекции". Однако его не поняли, что не дало дальнейшего развития выдвинутых им положений. Он был так же одним из организаторов семеноводства в Поволжье: им разработана схема семеноводства и поставлен вопрос об организации семенных рассадников. Впервые мысль о создании особых хозяйств по размножению сортовых семян была высказана Г.К.Мейстером еще в 1918 г. Она была претворена в жизнь Саратовскими земельными органами путем организации первого рассадника селекционных семян - семхоза N 1 под городом Саратовом. Это хозяйство стало отправным пунктом семеноводческой работы в Нижнем Поволжье. За хорошую работу по выращиванию и распространению семян высших репродукций постановлением Краевого исполкома семхозу N I было присвоено имя его организатора - Г.К. Мейстера. За этим последовала необходимость иметь и последующие звенья в размножении семян. В 1924 г. организуется Саратовская Госсемкультура, работой которой руководил Г.К.Мейстер, объединившая 4 хозяйства. Ее задача - размножение и распространение семян по Саратовской губернии. Вместе с «Заволжским семенным хозяйством» в Республике Немцев Поволжья ее деятельность распространилась далеко за пределы губернии. Под руководством Г.К.Мейстера в стране начинают работать кооперативные семеноводческие товарищества, которые перерастают в Саратовский союз семеноводов. В 1926 году Георгий Карлович организует курсы агрономов-апробаторов.Вместе с Е.М.Плачек он издает "Краткий определитель важнейших хлебных злаков и описание наиболее распространенных аборигенных и селекционных сортов", который потом переиздавался четыре раза. Уже к 1928 г. Саратовская губерния по размаху семеноводческой работы и по сохранению сортового материала в чистоте выдвинулась на первое место в стране. Одна из важнейших черт характера Г.К.Мейстера - его умение заинтересовать (заразить) коллектив той или иной идеей. Это сплачивало вокруг проблемы самых преданных и трудолюбивых. Он постоянно следил за научным ростом сотрудников, давал им темы для экспериментов, советовал анализировать свои наблюдения в виде статей. Был редактором этих статей. Сам опубликовал около 100 научных работ по селекции и генетике. С 1921 по 1933 годы Г.К.Мейстер заведует кафедрой генетики и селекции в Саратовском сельскохозяйственном институте, пишет много популярных статей, учебных пособий. Его перу принадлежат такие выдающиеся работы, как «Критический очерк основных понятий генетики», «Ржано-пшеничные гибриды», «Основы учения о наследственности», «Пособие по селекции» и многие другие работы. Георгий Карлович принимает участие в редактировании журналов «Селекция и семеноводство», «Сельское и лесное хозяйство», «Журнал опытной агрономии Юго-востока» и др. Ученый ведет большую общественную работу: на ХVI и XVII Всероссийских съездах Советов избирается членом ВЦИК, а так же членом Саратовского горсовета. В 1929 г. ему присвоено почетное звание, в 1930 г. принят в члены ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. За большие заслуги перед советской сельскохозяйственной наукой в 1934 г. Мейстеру присвоена степень доктора биологических наук, а в 1935 г. он утверждается действительным членом и вице-президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина). В 1935 г. Г.К.Мейстер был награжден орденом Ленина и орденом «Знак почета». С 1910 по 1937 гг. опубликовал около 100 трудов по проблемным вопросам генетики, селекции, семеноводства и биологии. В 1937 г. Георгий Карлович был арестован, а 21 января 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР приговорен к расстрелу. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован 26 декабря 1957 года. Г.К.Мейстер воспитал не одно поколение выдающихся селекционеров. Среди них - академик Н.В.Цицин, доктора сельскохозяйственных наук, лауреаты Государственной и Ленинской премий А.П.Шехурдин и В.Н.Мамонтова, Е.М.Плачек, Б.М.Арнольд, дочь ученого Н.Г.Мейстер и другие.

antonin-svehla-02 (481x700, 209Kb)
1873
Антонин Швегла (чешское имя - Antonнn vehla)
чехословацкий политик, трижды премьер-министр страны в 1922-1929 годах; в 1909-1933 также возглавлял Аграрную партию. Участник «Пятёрки» — неформального объединения влиятельных чехословацких политиков межвоенного периода. Родился в Гостиварже (предместье Праги), в помещичьей семье. С 1890-х участвовал в работе консервативных политических организаций; в 1902 году стал вице-президентом Ассоциации чешских фермеров. В 1906 году основал газету «Venkov» (Деревня), ставшую печатным органом Аграрной партии. В 1908 году был избран в парламент, в 1909 году стал председателем исполнительного комитета Аграрной партии. Во время Первой мировой войны выступал в поддержку идеи демонтажа Австро-Венгрии, а с 1917 года участвовал в работе подпольной «чешской мафии». 28 октября 1918 года был одним из пяти политиков, провозгласивших создание независимой Чехословакии. В 1918 году был избран в парламент; участвовал в подготовке Конституции. В 1918-20 был министром внутренних дел; в 1919 году стал председателем Аграрной партии. С 7 октября 1922 по 9 декабря 1925 и с 9 декабря 1925 по 18 марта 1926 был премьер-министром (первый и второй кабинеты Швеглы — первый был сформирован из представителей аграрной, национал-социалистической, национал-демократической, народной и социал-демократической партий, второй — из тех же партий при участии Торгово-предпринимательской партии среднего класса). В начале 1920-х был одним из инициаторов проведения земельной реформы.
Hostivař,_busta_Antonína_Švehly_(01) (525x700, 537Kb)
Памятник в Гостиварже.
В третий раз занимал должность премьер-министра с 12 октября 1926 по 1 февраля 1929 (правительство было сформировано из представителей аграрной, народной, национал-демократической, торгово-предпринимательской партий, а также двух немецких партий и Глинковой словацкой народной партии). В 1927 году Швегле было предложено выставить свою кандидатуру в президенты Чехословакии, но он отказался в пользу Томаша Масарика. Ушёл в отставку по состоянию здоровья в 1929 году. Умер в Праге 12 декабря 1933 года.

George Harrison Shull9 (464x700, 133Kb)
1874
Джордж Гаррисон Шалл (George Harrison Shull)
американский ботаник и генетик, известный созданием гибридной кукурузы. Умер в Принстоне (штат Нью-Джерси, США) 28 сентября 1954 года.

 (555x699, 60Kb)
1874
Йоханнес Штарк (Johannes Stark)
немецкий физик, удостоенный Нобелевской премии по физике 1919 за открытие эффекта Доплера в каналовых лучах и расщепления спектральных линий в электрическом поле. Родился в Шикенхофе (Бавария), в семье землевладельца. Учился в средних школах Байрейта и Регенсбурга, а в 1894 г. поступил в Мюнхенский университет, в котором в 1897 г. защитил докторскую диссертацию под названием «Исследования о саже» ("Investigation on Lampblack"). Той же осенью Штарк становится ассистентом Ойгена Ломмеля в Мюнхене. В 1900 г. Штарк переходит в Геттингенский университет ассистентом к Эдуарду Рикке и одновременно становится приват-доцентом (внештатным лектором) того же университета. В Геттингене Штарк проводит следующие шесть лет и успевает зарекомендовать себя талантливым физиком-экспериментатором и «колючей» личностью. Основной его научный интерес в то время – поведение ионов в электрических полях. В 1904 г. он основывает журнал «Ежегодник радиоактивности и электроники» ("Jahrbuch der Radioakti-vitat und Elektronik"), который редактирует на протяжении девяти лет. В 1905 г. Штарк наблюдает доплеровский сдвиг в канальных лучах. Канальные лучи представляют собой поток положительных ионов (заряженных атомов), ускоренно движущихся в вакууме к электроду и проходящих сквозь отверстия (каналы) в нем. Как обнаружил Вильгельм Вин, также ионы разгоняются до необычайно высоких скоростей; движение ионов оказывает влияние на наблюдаемые частоты испускаемого ими света. Частоты понижаются, когда ионы движутся от наблюдателя, и повышаются, когда ионы движутся к наблюдателю. Это изменение частоты, или доплеровский эффект, хорошо известно из спектров звезд (спектр представляет собой серию цветных линий, возникающих при разделении света на образующие его частоты, или длины волн). Но Штарк был первым, кому удалось наблюдать эффект Доплера в излучении от земного источника. В начале своей научной деятельности Штарк с симпатией относился к теориям, порывавшим с идеями классической физики. Когда Альберт Эйнштейн в 1905 г. предложил специальную теорию относительности, Ш. был среди ее первых сторонников, а поскольку теория относительности описывает поведение движущихся тел, он предложил свои наблюдения доплеровского эффекта в подтверждение теории относительности. В 1907 г. он обращается к Эйнштейну с просьбой предоставить для публикации в "Jahrbuch der Radioaktivitat und Electronik" статью по теории относительности и всячески отстаивает идею Эйнштейна о корпускулярной природе света (при определенных условиях свет ведет себя как поток частиц – корпускул, или порций энергии – квантов), которая отвергалась вплоть до 1920-х гг. В 1906 г. Штарк оставляет Геттинген, чтобы занять пост профессора в Техническом университете Ганновера. Однако на новом месте его трудный характер приводит к осложнениям в отношениях с его начальником, который неоднократно пытался уволить Штарк. Эти сложные отношения удалось разрешить только в 1909 г., когда с помощью физика-теоретика Арнольда Зоммерфельда Штарк становится полным (действительным) профессором Технического университета в Ахене. Однако вскоре Штарк ссорится с Зоммерфельдом по поводу природы рентгеновского излучения, испускаемого электронами при торможении. Первый утверждал. что для объяснения характерных особенностей этого явления требуется квантовая теория, тогда как второй считал, что для адекватного описания явления достаточно классического электромагнетизма. Спор сторон, который велся на страницах научной печати, закончился тяжелой размолвкой, и никогда больше они не возобновляли дружеских отношений. В 1896 г. нидерландский физик Питер Зееман обнаружил, что магнитное поле, приложенное к светящемуся газу, расщепляет каждую из его спектральных линий на три или более линии, расположенных почти вплотную друг к другу (эффект Зеемана). В 1913 г. Штарк, воспользовавшись и на этот раз канальными лучами, осуществляет аналогичное расщепление спектральных линий водорода во внешнем электрическом поле. Это явление, известное под названием эффекта Штарка, безуспешно пытались воспроизвести другие ученые. В рамках классической электромагнитной теории эффект Штарка был необъясним. Но в начале 1913 г. Нильс Бор предлагает квантовую теорию атома водорода. Согласно этой теории, электроны занимают вполне определенные орбиты, каждая из которых соответствует вполне конкретному энергетическому уровню. В теории Бора спектральные линии водорода возникают при переходах электронов с одной орбиты на другую. Каждый переход сопровождается излучением определенной длины волны. Как показали в 1916 г. Зоммерфельд и Пауль Эйнштейн, наложенное извне электрическое поле изменяет электронные орбиты в атоме. При этом возникают различные энергетические уровни и те самые кратные спектральные линии, которые наблюдал Штарк. Таким образом, открытие Штарка подтвердило модель атома Бора и квантовую теорию в целом. В 1919 г. Штарк был удостоен Нобелевской премии по физике «за открытие эффекта Доплера в канальных лучах и расщепления спектральных линий в электрических полях». Выступая на церемонии презентации лауреата, А.Г.Экстранд, член Шведской королевской академии наук, заявил: «Открытие... оказалось эффективным средством доказательства того, что частицы канальных лучей являются светящимися атомами, или атомными ионами. Дальнейшее исследование эффекта Доплера в спектрах канальных лучей, осуществленное главным образом Штарк и его учениками, привело к необычайно важным результатам не только относительно самих канальных лучей, но и относительно природы различных спектров, которые может испускать в различных обстоятельствах один и тот же химический элемент». После открытия эффекта, носящего ныне его имя, научные и политические взгляды Штарка становятся все более реакционными. Несмотря на то что его собственные работы явились важным подтверждением модели атома Бора, Штарк так и не принял выводов Бора. В Нобелевской лекции он утверждал, будто модель Бора противоречит «самому духу физики». Энтузиазм, с которым он некогда относился к теории Эйнштейна, бесследно исчез, и, хотя и квантовая теория, и теория относительности получали все большее научное обоснование, он отвергал обе теории. Штарк неприязненно относился и к политическим взглядам Эйнштейна (в годы первой мировой войны Эйнштейн придерживался пацифистских взглядов), и к его научным трудам. В 1917 г. Штарк намеревался занять пост профессора физики в Геттингенском университете, но получил отказ и принял предложение стать профессором физики Грейфевальдского университета, преподаватели которого придерживались консервативных научных и политических взглядов. С недоверием относясь к демократическому веймарскому правительству, послевоенной Германии и к берлинским физикам, игравшим главную роль в Германском физическом обществе, Штарк в 1920 г. предпринимает попытку организовать независимую физическую ассоциацию в надежде на то, что ассоциация сможет выступить в роли консультанта правительства. Из этой затеи ничего не вышло: не пользующаяся поддержкой физиков ассоциация не могла оказывать никакого влияния на веймарское правительство. В том же 1920 г. Штарк принимает кафедру физики Вюрцбургского университета, но ссора с коллегами вынуждает его через два года подать в отставку. В бытность свою в Вюрцбурге он становится владельцем фарфоровой фабрики. Этот его шаг многие физики сочли неэтичным, так как значительная часть капитала была заимствована им из Нобелевской премии. После провала затеи с фарфоровой фабрикой Штарк предпринимает попытку вернуться к академической деятельности. Он выдвигает свою кандидатуру на вакантный пост директора Государственного физико-технического института в Берлине, но не проходит по конкурсу и следующие несколько лет проводит в вынужденной отставке в семейном поместье неподалеку от Траунштейна в Баварии. Штарк рассчитывал занять еще несколько академических постов, но всякий раз его кандидатуру отвергали, по-видимому, потому, что он нажил слишком много врагов. Одним из немногих оставшихся союзников Штарка был Филипп фон Ленард, ревностный противник того, что сам Ленард назвал «еврейской догматической физикой». Штарк становится одним из ведущих апологетов арийской физики (по разъяснению самого Ленарда, под этим термином он подразумевал физику, «отвергающую высокоабстрактные теории, развиваемые еврейскими физиками»). Своим главным врагом сторонники арийской физики считали Эйнштейна. Как уроженец южной Германии, Штарк был знаком с нацистской партией и поддерживал Адольфа Гитлера с начала 1920-х гг. Когда в 1933 г. нацисты пришли к власти и пост директора Государственного физико-технического института вновь стал вакантным, партийные связи Штарка обеспечили ему этот пост. В качестве директора института он вынашивал амбициозные планы реорганизации всей немецкой науки. Штарк принял на себя и президентство в Германской исследовательской ассоциации. Однако из-за горячности, с которой он нападал на всех ученых (не обязательно евреев), осмеливавшихся выступать в защиту современной физики, в том числе на Зоммерфельда, Макса фон Лауэ и Вернера Гейзенберга, которых он называл «белыми евреями в науке», влияние его среди немецких физиков было невелико. Кроме того, Штарк нажил себе врагов в имперском министерстве образования, под эгидой которого действовала исследовательская ассоциация. Ни одному из его планов не суждено было сбыться, и в конце концов Штарк впал в немилость у нацистского идеолога Альфреда Розенберга. В 1936 г. после провала схемы добычи золота, которую он поддерживал, Штарк был вынужден подать в отставку. Однако вплоть до 1939 г. он продолжал оставаться на посту директора Государственного физико-технического института. После 1939 г. Штарк уходит на покой и живет в своем имении, где строит для себя частную лабораторию. Последняя его попытка заняться самостоятельной научной деятельностью – предполагаемое открытие изгибания луча света в неоднородном электрическом поле – окончилась провалом. Штарк был женат на Луизе Юплер. От этого брака родилось пятеро детей. На досуге Штарк любил заниматься лесоводством и садоводством. Он умер в Траунштейне (Германия) 21 июня 1957 года. Кроме Нобелевской премии, Штарк был удостоен премии Баумгартнера Венской академии наук, премии Фальбруха Геттингенской академии наук и золотой медали Маттеуччи Итальянской национальной академии наук. Он состоял членом академии наук Геттингена, Рима, Лейдена, Вены и Калькутты.

Boudier-Bakker (511x700, 218Kb)
1875
Ина Будье-Баккер (Boudier-Bakker)
голландская писательница, прозаик и драматург, мастер бытописания. Родилась в Амстердаме. Преподавала в школе. Ее первое литературное произведение — сборник рассказов «Силы» («Machten», 1902). Будье-Баккер — автор романов «Обетованная земля» («Het beloofde land», 1903), «Что должно случиться» («Wat komen zal», 1904), «Матери» («De moeders», 1925) и др. В лучшем романе Будье-Баккер «Бедность» («Armoede», 1909) реалистически изображена тяжелая жизнь бедняков. Ее первое литературное произведение — сборник рассказов «Силы» («Machten», 1902). принадлежат также пьесы «Высшее право» (1906), «Прилив» (1926), «Эсфирь» (1938); сборники рассказов «Дети» («Kinderen», 1905), «Пауль» (1936) и др. В годы гитлеровской оккупации она писала стихи, изданные в виде сборника «Внимание!» (1946). Роман «Золото из соломы» (1949) изображает жизнь голландской буржуазии 19 в. Умерла в Утрехте 26 декабря 1966 года. Сочинения: Armoede, Amst., [1955]; Altijd elders, Amst., [1956]. Литература: Leopold L., Nederlandse schrijvers en schrijfsters, Groningen, 1957.

VesmanisFridrihs-LABR-BirkertsP-58-06 (421x700, 219Kb)
1875
Фридрих Весманис (латышское имя - Frdrihs Vesmanis)
латвийский юрист и политик. Первый спикер Латвийского сейма. Родился в Рундальской волости. Работал адвокатом в Елгаве и в Санкт-Петербурге. Журналист. Один из первых членов Избирательной комиссии Латвии. Депутат 1-го Сейма Латвии. Посол Латвии в Соединенном Королевстве. Был кандидатом в президенты Латвии. Кавалер Ордена трех звезд. представлял партию «Латвийская социал-демократическая рабочая партия». Окончил Тартуский университет и Санкт-Петербургский университет. Издатель «Socildemokrts» и «Latvieu Strdnieks». Умер в Соликамской тюрьме 7 декабря 1941 года.

Georg_Kolbe (521x700, 143Kb)
1877
Георг Кольбе (немецкое имя - Georg Kolbe)
немецкий скульптор, представитель символизма и модерна. Имя Кольбе носит премия, присуждаемая Союзом художников Берлина. Родился в Вальдхайме, Саксония. Георг Кольбе был четвёртым из восьми детей художника-декоратора Теодора Эмиля Кольбе и его супруги Каролины Эрнестины Краппес. Дед Георга, Готфрид Кольбе был часовщиком и музыкантом. Старший брат Георга Рудольф Кольбе стал известным архитектором и художником в Лейпциге. С 1892 по 1893 год Кольбе учился декоративной живописи в Школе прикладного искусства Дрездене. В 1895 году продолжил обучение в Мюнхене сначала в частной школе, в затем в Художественной академии. В 1897 году учился в Академии Жюлиана в Париже, где познакомился со скульптором графом Гансом Альбрехтом Харрахом и харизматичным поэтом Людвигом Дерлетом. В 1898 году он вернулся в Мюнхен и обручился с Анной Дерлет, сестрой поэта. Однако вскоре уехал в Рим, чтобы избежать влияния Дерлетов. Там он учился литографии и под под влиянием Луи Тюайона увлёкся скульптурой. Познакомился с Рихардом Шайбе, с которым его связывала дружба на протяжении всей жизни. В 1899 году совершил путешествие в Тунис и Алжир, а в 1900 году — в Неаполь, Помпеи, на Капри и Корсику. В том же году познакомился с Зигфридом Вангером. В 1901 году в Байройте познакомился с голландкой Беньяминой ван де Меер де Вальхерен, которая брала там уроки вокала. 13 февраля 1902 года в Уккеле под Брюсселем состоялась свадьба Георга Кольбе с Беньяминой. 19 ноября 1902 года в Лейпциге родилась его дочь Элеонора. В 1904 году Кольбе переехал в берлинский район Шарлоттенбург. Галерист Пауль Кассирер стал его агентом. В 1905 году Кольбе вступил в Берлинский сецессион, в том же году был стипендиатом Виллы Романа во Флоренции. В 1906 году его избрали в правление Берлинского сецессиона. Широкой публике Георг Кольбе стал известен в 1912 году благодаря работе «Танцовщица», которую приобрела Национальная галерея Берлина. В 1913 году он предпринял путешествие в Египет. Вступил в Свободный сецессион. В 1914 году отправился добровольцем на фронт, воевал в Восточной Пруссии и в Польше. В 1915 году прошел обучение на летчика, но не был зачислен в состав люфтваффе. В 1917 году находился в Стамбуле, создал памятник павшим. В 1918 году получил звание профессора. В 1919 году стал членом Прусской академии искусств, президентом Свободного сецессиона. Работы Кольбе, в которых заметно влияние Родена и Майоля, участвовали в многочисленных выставках. В 1927 году скоропостижно скончалась Беньямина Кольбе. В 1928 году началось строительство жилого дома и ателье скульптора в Шарлоттенбурге. Кольбе был выбран в правление Союза немецких художников. В 1932 году он предпринял поездку в Советскую Россию.
15 апреля 1877 года родился — Георг Кольбеpost-13108-130283594568 (700x693, 439Kb)
После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году многие произведения Кольбе были демонтированы, в частности памятник Генриху Гейне, созданный в 1913 году по заказу города Франкфурта-на-Майне, и фонтан имени братьев Ратенау, установленный в 1930 году в народном парке Реберге в Берлине. Памятник Гейне был сброшен с цоколя членами гитлерюгенда и пережил времена диктатуры и Второй мировой войны под названием «Весенняя песня» в Штеделевском художественном институте. В 1947 году он был восстановлен на прежнем месте. Фонтан братьев Ратенау был демонтирован в 1934 и расплавлен в 1940 году. Через 50 лет он был восстановлен по фотографиям. В 1935 году Кольбе стал председателем Союза немецких художников, который в 1936 году был распущен. Город Франкфурт-на-Майне присудил ему приз имени Гёте. Многие его произведения этого периода были отмечены тягой к героической монументальности. В 1938 году Кольбе ездил в Испанию и выполнил скульптурный портрет Франко. В 1939 году ему удалили раковую опухоль. Наряду с Арно Брекером, Фрицем Климшем, Йозефом Тораком Кольбе был включен Гитлером в специальный «список наделенных божественным даром», означавший освобождение от призыва на фронт. В 1942 году по случаю 65-летия он был награжден медалью имени Гёте в области науки и искусства. В 1943 году в результате бомбардировок были уничтожены модели в литейной мастерской и повреждено ателье. Кольбе был эвакуирован в Силезию. В 1945 году он вернулся в Берлин. После войны был членом «Культурного союза демократического обновления Германии». В 1946 году Кольбе восстановил свой дом. Пережил операцию на глазах. Снова заболел раком. В 1947 году ему сделали две операции на глазах и две операции по удалению раковой опухоли. Кольбе скончался в Берлине 20 ноября 1947 года. Он был похоронен на кладбище Хеерштрассе. В 1928—1929 гг. в сотрудничестве со швейцарским архитектором Эрнстом Ренчем Кольбе построил дом-мастерскую на Зенсбургее-Аллее (немецкое название - Sensburger Allee) в берлинском районе Вестенд. Вскоре рядом был построен дом для дочери Кольбе. В завещании Кольбе просил организовать в своём доме-мастерской публичный музей с выставкой его работ. В 1949 году был учреждён фонд, открывший в 1950 году музей Георга Кольбе. До начала 1960-х годов в доме-мастерской сохранялась оригинальная атмосфера художественного ателье. Галерея: Памятник Бетховену, Франкфурт; «Гений в полёте», Людвигсхафен; В саду берлинского Музея Георга Кольбе; «Утро», Цецилиенгертен, Берлин; «Танцовщица» в Павильоне Германии, Барселона. Литература: Georg Kolbe: Bildwerke — Vom Kьnstler ausgewдhlt (Geleitwort von Richard Scheibe). Leipzig, Insel Verlag 1939 (Insel-Bьcherei 422/2); Georg-Kolbe-Museum, Berlin (Zusammenstellung): Georg Kolbe — 42 Bildtafeln mit einem Geleitwort von Richard Scheibe. Hans Schwarz Verlag Bayreuth, o. J. (ca. 1965); Georg-Kolbe-Museum, Berlin (Hrsg.): Faltblatt mit Lebensdaten sowie Text zur Entwicklung des Stils von Kolbe und zum Atelierhaus. Berlin o. J. (ca. 1980); Ursel Berger: Georg Kolbe und der Tanz (Ausstellungskatalog). Berlin, Georg-Kolbe-Museum Berlin 2003; Ursel Berger: Georg Kolbe — Leben u. Werk, Gebr. Mann Verlag, Berlin 1994; R. G. Binding: Vom Leben der Plastik. Inhalt und Schцnheit des Werkes von Georg Kolbe, H. Rauschenberg Verlag, Stollhamm-Berlin, 1933; The Dictionary of Art, Vol. 18, MacMillan Publ. Lim. Grove (1996); U. Thieme/F. Becker, Allgemeines Lexikon der Bildenden Kьnste, Verlag von E. A. Seemann, Leipzig (1927).

Бехтеев Владимир Георгиевич1 (543x700, 211Kb)
1878
Владимир Георгиевич Бехтеев
русский и советский художник, график и живописец. Владимир Бехтеев родился в городе Москве. Работал в Москве. Рисунки пером, иллюстрации, исполненные в мягкой манере пейзажные акварели. Художник Владимир Георгиевич Бехтеев прожил долгую жизнь, а в ней несколько творческих судеб, ярких, неожиданных и непредсказуемых. В той или иной степени его метаморфозы показаны на персональной выставке графических работ художника в галерее "Арт-Диваж" на Новой площади. Прежде чем стать одним из лучших русских рисовальщиков XX века он, аристократ, дворянин, офицер, окончил в Санкт-Петербурге кавалерийское училище и несколько лет прослужил в Митавском полку. Перед ним открывались блестящие служебные возможности. Но в 1901 году он в чине поручика неожиданно выходит в отставку. Родовую офицерскую карьеру меняет на странную и неопределенную, "недостойную" высшего дворянского сословия профессию художника. Посещает в Санкт-Петербурге Академию художеств, занимается в частной студии профессора Я.Ционглинского. В 1902 году Владимир Бехтеев уезжает в Мюнхен, где обучался рисунку и живописи у Книрра, затем в Париже у Кормона. Здесь в то время собралось много русских художников, которые вначале довольно сдержанно встретили "бравого гусара", но вскоре его несомненное дарование заставило круто изменить к нему отношение. Был соучредителем в 1909 году «Нового мюнхенского художественного объединения» вместе с Василием Кандинским, Алексеем Явленским, Марианной Верёвкиной. Был близок к кругу журнала «Синий всадник», участвовал в первой выставке объединения «Бубновый валет», в выставке «Нового общества художников». Его работам этого периода явно свойственны черты русского авангарда, правда, подчас с привкусом "мирискусничества". Например, эскиз панно "Золотые яблоки". Участвует в Москве в первой выставке "Бубнового валета", выступает в галерее "Штурм" в Берлине, становится участником выставки мюнхенского "Синего всадника", принципам которого Владимир Бехтеев следовал всегда, вначале восторженно и радостно, а потом, в советское время, в силу понятных обстоятельств ностальгически-затаенно. "Синий всадник" в той или иной форме прошел через всю жизнь художника. Но работ этого времени, судя по составу экспозиции, сохранилось немного. После революции Владимир Бехтеев сначала становится скромным служащим Народного комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году, - главным художником Первого государственного цирка в Москве. Занимался книжной иллюстрацией, в 1936 — 1945 создал серию иллюстраций к произведениям Лермонтова, оформил ряд книг зарубежной классики XIX века для издательства «Academia». В зале галереи представлен большой раздел его цирковых работ. Это - великолепные красочные эскизы костюмов цирковых артистов, особенно клоунов, исполненные с большой теплотой и юмором; зарисовки цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями. Здесь, несомненно, сказалась его былая кавалеристская служба. Вообще Владимир Бехтеев был отменным анималистом. Представлены композиции, исполненные в кубистском стиле, - память об авангарде, а также цирковые афиши и плакаты. Станковые графические работы Владимира Бехтеева тридцатых годов вполне в духе времени. Есть и производственные сюжеты, например, о метростроевцах, и бытовые сцены ("На базаре"), множество южных пейзажей, привезенных из командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу. Но наиболее всего графический талант художника проявился в иллюстрировании книг - "Финикийский корабль" и "Огни на курганах" В.Яна, "Роман леди Байрон" Э.Мейн, "Девица Мопен" Т.Готье, "Жан Сбогар" Ш.Нодье, "Дафнис и Хлоя" Лонга. Некоторые рисунки исполнены поистине артистично, виртуозно, безукоризненно, изящно и свободно - к японским сказкам. Владимир Георгиевич Бехтеев умер в родном городе 21 июня 1971 года и был похоронен на Донском кладбище. Литература: Бехтеев В.Г. Каталог выставки. Вступительная статья М.Алпатова. — Москва, 1970; Гладыш И.А. Бехтеев // Лермонтовская энциклопедия. — Москва, 1981; Коган Д.З. Владимир Бехтеев. — Москва, 1977.

robertwalser_ypNjb274 (700x466, 119Kb)
1878
Роберт Вальзер (немецкое имя - Robert Walser)
выдающийся швейцарский поэт и прозаик, писал на немецком языке. Роберт Вальзер родился в Биле (Швейцария), в многодетной семье. Был с юных лет одержим театром, прежде всего — драмами Фридриха Шиллера. В 14 лет бросил школу, в 17 — родительский дом. Никогда подолгу не сидел на одном месте, зарабатывал на жизнь в Берне, Базеле, Штутгарте, Цюрихе самыми разными занятиями (домашний слуга, секретарь в адвокатской конторе, служащий страховой компании, продавец в книжной лавке, банковский клерк). Дебютировал в печати в 1898 году. С 1905 года жил в Берлине у брата, известного живописца и оформителя Карла Вальзера, сблизился с художниками Сецессиона, издателем Бруно Кассирером (англ.)русск. (братом философа Эрнста Кассирера). В 1913 году Роберт вернулся в Швейцарию, жил в Билье, затем в Берне, много писал для газет и журналов, постоянно путешествовал пешком (в это время один из его братьев, Эрнст, умер в 1916 году в психиатрической клинике, другой, Герман, в 1919 году покончил с собой). В 1929 году Вальзера, у которого участились слуховые галлюцинации и приступы беспокойства, по настоянию сестры поместили в психиатрическую клинику Вальдау, где прежде находился его брат Эрнст. Роберт Вальзер и там продолжал писать стихи и прозу, перейдя на особое микрограмматическое письмо (эти его записи были расшифрованы лишь много позже). Только после насильственного перевода в клинику для душевнобольных в Херизау он с 1933 года полностью порвал с литературой. С 1936 года его начал регулярно посещать писатель и журналист Карл Зеелиг, после смерти родственников в 1943 и 1944 годах он стал его постоянным спутником в пеших прогулках, собеседником и хранителем наследия. 25 декабря 1956 года, накануне Рождества, после дня гуляний с Карлом Зеелигом, Роберта Вальзера нашли умершим от инфаркта на заснеженном поле под Херизау. Дебютировал в 1898 году на страницах бернской газеты «Der Bund» как поэт, сблизился с кругом модернистского журнала «Die Insel» (Гофмансталь, Ведекинд, Метерлинк, Рильке, Стриндберг и др.), где публиковал стихи и рассказы. В 1904 году в издательстве «Insel» вышел его первый роман «Школьные сочинения Франца Кохера». Его сочинения привлекли внимание К.Моргенштерна, К.Тухольского, Р.Музиля, Г.Гессе, Ф.Кафки, Т.Манна и других крупнейших немецкоязычных писателей эпохи. Автор автобиографических романов «Помощник» («Der Gehьlfe», 1908, экранизирован в 1976 г.), «Якоб фон Гунтен» («Jacob von Gunten», 1909, экранизирован в 1971 П.Лилиенталем, в 1995 — братьями Куай), новелл и миниатюр, высоко оцененных Ф.Кафкой, Р.Музилем, Т.Манном, В.Беньямином, Э.Канетти, но не нашедших широкого читательского признания. Произведения Вальзера неоднократно экранизировались (в том числе — средствами анимационного кино), несколько документальных и игровых фильмов сняты о нём самом, признание его во всем мире год от года растет. Произведения, переведённые на русский язык: Помощник. Якоб фон Гунтен. Миниатюры. — Москва, 1987; Ровным счетом ничего. Избранное. — Москва, Текст, 2004; Разбойник / Перевод А.Глазовой. — Тверь, 2005; Гёльдерлин, перевод В.Куприянова; Сочинения Фрица Кохера и другие этюды. — Москва, Текст, 2013.

H423325-Max_Wertheimer_Czech-born_psychologist-SPL (431x600, 82Kb)
1880
Макс Вертгеймер (немецкое имя - Max Wertheimer)
один из основателей гештальтпсихологии. Родился в Праге. После двух лет изучения права решил заняться философией. Защитил докторскую диссертацию в Вюрцбургском университете (1904). В 1910-х работал в Психологическом институте Франкфуртского университета, где заинтересовался исследованиями восприятия. Вместе с двумя ассистентами, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой провёл исследования эффекта движения изображений, предъявляемых на тахистоскопе, после чего опубликовал в 1912 свою известную статью «Экспериментальные исследования восприятия движения». С 1916 по 1925 жил и работал в Берлине, после чего вернулся во Франкфурт на должность профессора. В начале марта 1933 г. Вертгеймер покинул Германию и уже в Чехословакии получил приглашение от Элвина Джонсона стать преподавателем Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, где он в течение десяти лет возглавляет кафедру психологии, которую затем возглавит его ученик Соломон Аш. Единственное относительно полное изложение его теории — книга «Продуктивное мышление», которая была выпущена им за несколько недель до смерти в 1943 году, после приблизительно двадцати лет подготовки к печати. Умер в Нью-Йорке 12 октября 1943 года. Вертгеймер представляет продуктивное мышление, направленное на решение задач, следующим образом. Имеется начальная и конечная ситуация. Далее возможны два варианта — начальная ситуация по сравнению с конечной: а) имеет структурные нарушения или пробелы (структурную незавершённость), либо б) «слишком сложна или беспорядочна, либо обладает простой, но основанной на внешних признаках структурой». Структурные особенности начальной ситуации определяют действия по её переструктурированию (создают «векторы… направленные к улучшению ситуации»). Конечная ситуация — «это такое состояние, которое как хорошая структура поддерживается внутренними силами, в котором существует гармония взаимных требований и в котором части определяются структурой целого, а целое — структурой частей». «Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения её структуры…».
А. Начальная ситуация с незавершённостью структуры
В случае, если начальная ситуация обладает структурной незавершённостью по сравнению с конечной, решение протекает следующим образом. Сначала человек должен увидеть, осознать проблему (то есть необходимо схватывание структуры «в свете того, что требуется определить»), после чего происходит переструктурирование. То есть «улучшение структуры» в данном случае следует понимать в том смысле, что новая структура оказывается «хорошей» для решения. Вертгеймер отмечает, что человек часто постигает некоторые структурные свойства искомого целого задолго до того, как сможет найти его полную структуру, конкретные элементы. При переструктурировании происходит изменение функций элементов.
Вот пример того, как происходит переструктурирование ситуации с точки зрения задания. Задание: найти сумму 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10 простым способом. Испытуемый приходит к тому, что можно сложить первое и последнее числа (1 и 10), что то же самое, что 2 и 9, 3 и 8 и т. д., и умножить эту сумму (11) на число таких пар (5). При этом, к примеру, 9 начинает восприниматься уже не как 8+1 (следующая за 8), а как 112 (симметричная 2 относительно типичной суммы пар).
Б. Начальная ситуация с несовершенством структуры
В других случаях переструктурирование ситуации не имеет конкретной цели, только «стремление постичь внутреннюю структуру задания». «В таких случаях открытие означает не просто достижение неизвестного ранее результата, ответ на какой-то вопрос, но скорее новое и более глубокое понимание ситуации».
Вот пример. Вертгеймер попросил испытуемого найти сумму ряда «63, 26, 7, 0, +1, +2, +9, +28, +65». Заинтересовавшись исследованием ряда, он, однако, сначала игнорировал задание или забыл о нём. В конце концов он обнаружил, что ряд построен по формуле xn=nі со сдвигом на 1 вправо. После того как испытуемый таким образом получил xn=nі, ему напомнили, что нужно было найти сумму. «Сумму? — сказал он. — Сумма этого ряда, естественно, равна нулю… Ой, извините, здесь же ещё этот дурацкий сдвиг. Весь ряд сдвинут на +1. К каждому числу добавляется +1. Значит, +1, умноженное на число членов… чему это будет равно? Девяти», — сказал он не слишком довольным тоном. И продолжил исследование ряда, которое через некоторое время привело его к тому, что сумма членов ряда xn=xn-1+k равна среднему значению, умноженному на число членов, а затем вывело и к более сложным теоретическим вопросам.
Переход от начальной к конечной ситуации — лишь относительно замкнутый (изолированный) процесс. «Он — частичное поле в пределах общего процесса познания и понимания, в контексте общего исторического развития, внутри социальной ситуации, а также в личной жизни испытуемого». Начальная стадия — лишь относительно начальная, конечная — относительно конечная.
В общем виде Вертгеймер классифицирует задачи следующим образом (S1 — начальная ситуация, S2 — конечная ситуация):
а) задачи с незавершённостью структуры: S1 … S2,
б) задачи с несовершенством структуры: S1 ….
Вертгеймер замечает, что существует и третий вид продуктивных процессов, который можно изобразить так:
в) … S2.
Это, например, художественное творчество. Здесь S2 (результат) существует вначале в представлении создателя лишь в самом общем виде, даже структура целого разворачивается только в процессе творения.
Сочинения: Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Москва: Прогресс, 1987. Литература: Аллахвервдов В.М. Сознание как парадокс. Санкт-Петербург, 2000. Страницы 184—186; Теплов Б.М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальтпсихологии // Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Моска-Воронеж, 1998. Страницы 408—409.

 (436x699, 98Kb)
1881
Степан Валерианович Балмашёв
эсер, студент Казанского, а затем Киевского университетов. Родился в селе Пинега Архангельской губернии. В январе 1901 года был арестован в числе 183 студентов Киевского университета за участие в студенческой забастовке и отдан в солдаты. Вернувшись осенью 1901 года, вновь поступил в Киевский университет. Возглавил кружок «Киевский союз социалистов». Сблизился с эсерами и вступил в их боевую организацию. 15 апреля 1902 года, в час дня, Балмашёв, одетый в адъютантскую форму, приехал в Мариинский дворец, где должен был находиться в министр внутренних дел Д.С.Сипягин, и узнав, что министр ещё не прибыл туда, заявил швейцару, что, имея поручение к министру, он приедет ещё раз. Через несколько минут Балмашёв вернулся, а почти вслед за ним вошёл и министр. Балмашёв подошел к последнему и со словами, что привез пакет с бумагами от великого князя Сергея Александровича, произвел в Сипягина несколько выстрелов, причинив смертельные раны, от которых министр через час скончался. На допросе Балмашёв заявил: «Террористический способ борьбы я считаю бесчеловечным и жестоким, но он является неизбежным при современном режиме» — и от всяких других показаний отказался. Военный суд приговорил его к смертной казни через повешение. Товарищ министра внутренних дел П.Н.Дурново и директор департамента полиции С.Э.Зволянский убеждали Балмашёва подать прошение о помиловании, уверяя его, что в таком случае казни не будет, но тот отказался. Тогда с той же целью был послан к нему священник Петров. На все уговоры последнего, как это впоследствии рассказал сам Петров, осуждённый отвечал, что «должен идти на казнь, иначе подача прошения поселит раздор в партии; одни будут обвинять его, другие — защищать и много сил потратят на такое ничтожное дело, смерть же его объединит всех» («Русское Слово», 27 мая 1907 года). Повешен в Шлиссельбургской крепости 16 мая 1902 года.

Sbruce (465x700, 198Kb)
1883
Стэнли Мелборн Брюс (Stanley Melbourne Bruce)
премьер-министр Австралии. Родился в городе Мельбурн, столице австралийского штата Виктория, 15 апреля 1883 года. Отец — Джон Монро Брюс, видный коммерсант шотландского происхождения, мать — Мэри Энн. В 1891 году поступил в частную школу в Тураке (сейчас пригород Мельбурна), а в 1896 году перевёлся в среднюю классическую школу Англиканской церкви в Мельбурне (Melbourne Church of England Grammar School). После того, как фирма отца столкнулась с проблемой ликвидности средств из-за финансового кризиса 1890-х годов, семья решила переехать в Британию. Там Стэнли в течение некоторого времени подрабатывал на складе своего отца, а в 1902 году поступил в колледж Тринити-Холл Кембриджского университета. После его окончания изучал право в Лондоне, а в 1907 году поступил на работу в коллегию адвокатов, одновременно помогая в отцовском бизнесе. 12 июля 1913 году женился на Этел Данлоп (Ethel Dunlop). После начала Первой мировой войны Стэнли поступил на службу в британскую армию, где был приписан к Вустерширскому полку. Принимал участие в Дарданелльской операции, в которой получил ранение. За участие в боях был награждён Военным крестом. Вскоре вернувшись в строй, Стэнли вновь был ранен, но уже во Франции. После этого он был освобождён от военной службы и отправлен в Британию. Впоследствии был награждён французским крестом «Croix deguerre». Демобилизовавшись, Брюс вернулся в Мельбурн, где стал интересоваться политикой. Его публичные выступления привлекли внимание Националистической партии. Став вскоре её членом, он в 1918 году был избран в Палату представителей в качестве депутата от избирательного округа Флиндерс. В 1921 году Брюс был назначен казначеем (министром финансов). На выборах 1922 года Националистическая партия потеряла большинство в парламенте, поэтому действовавший премьер-министр Уильям Хьюз мог остаться на посту только в случае создания коалиции его партии с Аграрной партией Австралии. Однако последняя дала понять, что не поддержит его кандидатуру. В результате Хьюз был вынужден уйти в отставку, порекомендовав на своё место Брюса. Брюс вступил в переговоры с лидером аграриев, Эрлом Пейджом, о создании коалиционного правительства, и 9 января 1923 года он был избран премьер-министром Австралии в возрасте всего 39 лет. Создав коалицию с Аграрной партией, Стэнли Брюс был вынужден передать 5 из 11 мест в Кабинете представителям аграриев. Назначение Брюса в качестве премьер-министра стало поворотным событием в политической истории Австралии. Он стал первым премьером, который не участвовал в движении за создание федерации, не был ранее членом колониального парламента, а также первого федерального парламента 1901 года. Кроме того, в период премьерства Стэнли Брюс исполнял в течение некоторого времени обязанности министра иностранных дел (февраль 1923—октябрь 1929), министра здравоохранения (апрель 1927—февраль 1928), а также министра торговли и таможни (мая—ноябрь 1928).
Stanley_Bruce_bust (525x700, 475Kb)
Бюст премьер-министра в Ботаническом саде Балларата.
Вступив в партнёрские отношения с лидером Аграрной партии, а также используя антикоммунистические настроения в обществе, Брюс добился доминирования в австралийской политике на протяжении всех 20-х годов. В своём первом выступлении перед парламентом в марте 1923 года им были изложены основные принципы, положенные в основу политики Австралии 1920-х годов: Экономическое развитие через «людей, рынки и деньги» в рамках Британской империи. Эта стратегия предполагала использование в австралийской индустрии рабочей силы и капитала из Британии для увеличения производства австралийской продукции, которая затем реализовалась бы в Британской империи с сохранением преференциальных таможенных тарифов. Участие Австралии в формировании внешней политики Британской империи. Создание более эффективных финансовых расчётов между федеральной властью и штатами. Строительство национальной столицы. Брюс уделял большое внимание развитию Канберры, в том числе, в годы его премьерства начался процесс переноса в новую столицу федеральных правительственных учреждений, расположенных в Мельбурне, а 9 мая 1927 года в федеральном парламенте в Канберре было проведено первое рабочее заседание. Увеличение полномочий федеральной власти в производственных отношениях. На выборах 1925 года ему удалось одержать убедительную победу над Лейбористской партией. Последние годы премьерства были ознаменованы многочисленными забастовками рабочих, которые закончились восстанием 1929 года в Новом Южном Уэльсе. В качестве ответа Брюс выступил с идеей принятия закона «О морском судоходстве» (Maritime Industries Bill), который предполагал роспуск Федерального суда примирения и арбитража (Commonwealth Court of Conciliation and Arbitration) и передачу его арбитражных полномочий штатам. 10 сентября 1929 года закон был отклонён 34 из 35 голосов, после чего спикер парламента принял решение распустить правительство Брюса и назначить новые парламентские выборы. На них Брюс потерпел поражение в своём избирательном округе от лейбориста Теда Холлоуэя (Ted Holloway), став первым в истории Австралии премьер-министром, который потерял своё место в парламенте. После поражения на выборах 1929 года Брюс вернулся в Британию, где стал заниматься бизнесом, однако в 1931 году вновь принял участие в австралийских выборах от Объединённой австралийской партии. Ему удалось вернуть себе место в парламенте, став, таким образом, единственным австралийцем, которому удалось переизбраться в парламенте после ухода с поста премьер-министра. В правительстве Джозефа Лайонса он стал министром без портфеля. Однако уже в 1933 году он ушёл в отставку, чтобы занять место высокого комиссара Австралии в Соединённом Королевстве (Брюс находился на этом посту в течение 12 лет). В 1947 году Стэнли Брюс стал единственным в истории австралийским премьер-министром, которому был дарован титул наследственного пэра, а также первым выходцем из Австралии, представленным в Палате лордов Великобритании. Умер в Лондоне бездетным 25 августа 1967 года.

Troyanovskiy (468x700, 107Kb)
1883
Борис Сергеевич Трояновский
русский советский артист, виртуоз игры на балалайке, композитор, педагог, заслуженный артист Республики (1923). Родился в селе Ругодево Новоржевского уезда, ныне Псковской области, в семье железнодорожника. Концертный дебют Бориса состоялся в Старой Руссе, когда будущему артисту было 11 лет. После окончания учебы в Псковском реальном училище, с 1903 года начал заниматься артистической деятельностью как профессиональный музыкант. В 1904––1911 гг. солист Великорусского оркестра В.В.Андреева. Вскоре он переехал в Санкт-Петербург, где стал кумиром публики и прежде всего - студенчества. Затем - гастроли по городам Англии, Франции, Америки, большая поездка по России. И везде грандиозный успех - русская балалайка в руках мастера-виртуоза Б.С.Трояновского покоряла всех. В 1920-е годы Трояновский совместно с братьями Алексеевыми активно занимался организацией первого профессионального оркестра русских народных инструментов (ныне Государственный Русский народный оркестр имени Н.П.Осипова). В 1919 заведующий Музыкальной секцией при ЦИК РСФСР. Вел преподавание народной музыки и оркестров народных инструментов в военном гарнизоне Москвы. В период Великой Отечественной войны артист выезжал в составе концертных бригад в воинские части, выступал в шефских концертах в осажденном Ленинграде, пережил блокаду Ленинграда. Основоположник современной школы игры на балалайке. Автор сочинений для балалайки; сделал ряд переложений для балалайки и фортепиано, в том числе 2-й рапсодии Листа, “Испанского каприччио” Римского-Корсакова. Обрабатывал русские народные песни. Был частым гостем А.И.Куприна в Гатчине. Умер в Ленинграде 12 июня 1951 года.
Трояновскиймогила (525x700, 358Kb)
Борис Сергеевич Трояновский похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. На родине исполнителя хранят память о нем - в области регулярно проходят фестивали музыки памяти Б.С.Трояновского, собирающие большое число участников. В Новоржеве открыт барельеф в честь виртуоза-балалаечника. Сочинения: для балалайки с симфоническим оркестром — Сюита на русские народные темы (оркестровка Б.Савельева, 1943); для балалайки и фортепиано (около 100) — концертные обработки: 6 русских народных песен (1936), 20 русских народных песен (1953), 6 пьес В.Андреева (1948), Мазурка Г.Венявского (1936), Жаворонок М.Глинки, Испанское каприччио Н.Римского-Корсакова, Забытые мотивы Н.Метнера, Гавот из "Классической симфонии" С.Прокофьева, пьесы зарубежных композиторов XVI — XX веков; для пения в сопровождении балалайки и 5 домр — концертные обработки 15 русских народных песен. Литература: Илюхин А.С., Б.С.Трояновский, в его книге: Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах, выпуск 1, Москва, 1969; Костаков Н., Государственный русский народный оркестр имени Н.Осипова, Москва, 1969; Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. Том 5 / под редакцией Ю.В.Келдыша. – Москва: Советская энциклопедия, 1981. – 1056 страниц, иллюстрации – Страница 619: Трояновский Б.С; Советские композиторы и музыковеды: справ. В 3 томах. Том 3. Часть 1. С–Ф / составитель Л.Григорьев, А.Модин, Я.Платек. – Москва: Советский копмозитор, 1989. – 215 страниц – Страница 165: Трояновский Борис Сергеевич; Гатчинский хронограф : календарь знаменательных и памятных дат / ЦГБ; автор-составитель Т.М.Богуш, Н.Н.Семенихина, Н.В.Юронен – Гатчина, 2000. – 111 страниц – Страница 26: Б.С.Трояновский; Знаменитый балалаечник–композитор // Гатчинская правда. – 1978. – 21 апреля – Страница 2; Степанов А.Король балалайки / А.Степанов // Гатчинская правда. – 1973. – 30 июня. – Страница 3.

1884
Николай Николаевич Циклинский
советский специалист в области радиотехники. Родился в городе Новозыбков. После окончания Санкт-Петербургского политехнического института (1907) преподавал там же (1910-1936); профессор с 1934 г. Руководил разработкой и изготовлением радиостанций на радиотелеграфическом заводе Морского ведомства (1914-1924); директор Центральной радиолаборатории (1926-1928); один из организаторов радиопромышленности (1926-1936). В 1934-1936 гг. принимал участие в исследованиях по радиолокации. Автор работ по радиоизмерениям, проектированию радиостанций, методике исследовательской работы и преподавания радиотехники. Умер в Ленинграде 26 июля 1938 года. Сочинения: Применение сдвоенного конденсатора в мосте для измерения малых емкостей, "Радиотехник", 1919, № 7; К вопросу о выборе мощности радиостанций, "Телеграфия и телефония без проводов", 1925, № 33 (совместно с В.И.Волынкиным); Choice of power for a radio station, "Proceedings of the Institute of Radio Engineers", 1926, v. 14, № 3 (совместно с V. I. Volynkin). Литература.: Памяти H.H.Циклинского. "Известия электропромышленности слабого тока", 1939, № 7—8.

 (485x699, 64Kb)
1886
Николай Степанович Гумилев (Анатолий Грант; К-О)
русский поэт, переводчик и литературный критик, один из ведущих представителей акмеизма, автор поэм "Мик", "Дитя аллаха", "Гондла", "Дон-Жуан в Египте", переводчик вавилонского эпоса "Гильгамеш", главный персонаж романа А.Лазарчука и М.Успенского "Посмотри в глаза чудовищ". Николай Гумилев родился в Кронштадте в семье корабельного врача. Детские годы провел в Царском Селе. Здесь в 1903 году поступил в гимназию, директором которой был известный поэт И.Анненский. После окончания гимназии Гумилев уехал в Париж, в Сорбонну. К тому времени он был уже автором книги «Путь конквистадоров», замеченной одним из законодателей русского символизма В.Брюсовым. В Париже Гумилев издавал журнал «Сириус» (в котором дебютировала Анна Ахматова), посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В 1908 году вышла вторая книга поэта - «Романтические цветы» с посвящением будущей жене - Ахматовой (тогда Анне Горенко). Вернувшись в Россию, Гумилев поселился в Царском Селе, был зачислен в Санкт-Петербургский университет (учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах). Вошел в литературную жизнь столицы, печатался в различных журналах. С 1909 года становится одним из основных сотрудников журнала «Аполлон», где вел раздел «Письма о русской поэзии». В 1910 году выпустил сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом. В том же году 25 апреля Николай Гумилев и Анна Ахматова поженились.
15 апреля 1886 года родился — Николай Степанович Гумилёвpost-13108-130283600955 (700x700, 342Kb)
К 1911-1912 годам относится ряд важных событий в литературной биографии Гумилева: вместе с Городецким он организовал «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления - акмеизма; отходит от символизма, что было закреплено статьей «Наследие символизма и акмеизм». В 1914 году Гумилев, ранее навсегда освобожденный от воинской службы, в первые дни мировой войны ушел добровольцем на фронт, служил в лейб-гвардии уланском полку. К началу 1915 года Гумилев уже награжден двумя георгиевскими крестами. В годы войны не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написаны пьесы «Гондла» и «Отравленная туника», цикл очерков «Записки кавалериста». В 1918-1921 годах Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Много печатался, работал в издательстве «Всемирная литература», читал лекции; в 1921 году руководил Петроградским отделением Союза поэтов, вел занятия в литературной студии «Звучащая раковина». Стихи Гумилева этих лет собраны в сборнике «Огненный столп», вышедшем в Берлине после его смерти (1921). 3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветском заговоре. Позднее, в 1950-е годы, из материалов следствия стало известно содержание приговора поэту: «…не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался». Точная дата расстрела Гумилева не известна; по словам Анны Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом 24 августа 1921 года.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку