-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 58187
Комментариев: 6384
Написано: 66019


2 января родились...

Пятница, 02 Января 2015 г. 00:18 + в цитатник
lucia1 (456x700, 275Kb)
1863
Люсия Сарате (Luсia Zarate)
карлица ростом 67 см из Сан-Карлоса (Мексика). Она была зафиксирована, как первый человек, страдающий премордиальным нанизмом второго типа (т.е. первичной или внутриматочной карликовостью). Люсия Сарате попала в 'Книгу рекордов Гиннесса' (Guinness World Records) как самый легкий в мире взрослый человек, поскольку ее вес составлял 2,1 кг (4,7 фунта) в возрасте 17 лет. Согласно статье в 'Strand Magazine', опубликованной в 1894 году, Люсия достигла своих взрослых размеров в возрасте одного года. Люсия Ксарате родилась в Сан-Карлосе, Мексика (San Carlos, Mexico). Другие источники утверждают, что местом ее рождения был Вера-Крус (Vera Cruz), спорен и год рождения – возможно, она была младше на 5-6 лет. В возрасте 12 лет Сарате переехала из родной Мексики в Соединенные Штаты (United States), где благодаря своим уникальным размерам стала частью модного в то время развлечения – шоу уродов (freak show). Несмотря на то, что демонстрации людей с различными физическими отклонениями (карлики, гиганты, бородатые женщины и т.п.) нельзя было назвать хоть сколько-нибудь гуманными цирковыми представлениями, они больше века были чрезвычайно популярны как в США, так и за его пределами. С другой стороны, часто такие шоу были единственной возможностью для этих несчастных заработать себе на жизнь. Опубликованный в 1876 году Оксфордским Университетом (Oxford University) сборник любопытных фактов обсуждал оплаченный несколькими медиками визит к Люсии Ксарате, который не позволил проверить, действительно ли ей 12 лет, но помог установить по состоянию ее зубов, что девочке исполнилось, по меньшей мере, 6 лет. К этому времени ее рост составлял 55 см, а обхват голени - 10 см, что всего на 2,5 см больше, чем обхват большого пальца взрослого человека. Она жила вместе со своими родителями, и ученые посетители обнаружили, что Люсия выглядит здоровой и умной, и владеет английским языком наряду с родным испанским. У Люсии были братья и сестры, абсолютно здоровые дети. Сначала она выступала в рамках шоу, известного как 'Fairy Sisters', позже работала в партнерстве с Френсисом Джозефом Флинном (Francis Joseph Flynn), карликом, выступавшим под сценическим псевдонимом Маленький Генерал (General Mite), что позволило Люсии гастролировать за пределами США (USA). В 1889 году рекламные объявление в 'Washington Post' писали о Люсии как о чудесной мексиканской карлице, маленьком, но мощном магните для привлечения широкой публики.
lucia2 (431x700, 221Kb)
Она очень неплохо зарабатывала, возила с собой горничную, переводчика, ее платья шили дорогие портные, еду готовили по особому заказу, к тому же, с годами Люсия приобрела страсть к дорогим драгоценностям. Чаще всего она гастролировала в восточной части Соединенных Штатов, поскольку это была наиболее густонаселенная часть страны, но быстрое развитие Калифорнии (California) и завершение строительства трансконтинентальной железной дороги привели к тому, что в 1889 году семья Сарате подписала контракт на выступления в Сан-Франциско (San Francisco). Скорейшим способом добраться туда было сесть на поезд, который доставил бы их на побережье через горы Сьерра-Невада (Sierra Nevada mountains). К сожалению, это было ее последнее путешествие. Люсия погибла зимой 1890 года, когда ее поезд застрял в горах из-за небывалого снегопада. Пострадал весь тихоокеанский Северо-запад – все пути сообщения были завалены снегом, телеграфные линии оборвались под тяжестью осадков. В результате Великой снежной блокады 1890 года поезда один за другим вставали в тупиках. Возле Траки (Truckee), где 15 января оказалась и семья Сарате, скопилась дюжина составов и около 700 пассажиров. Поначалу никто особенно не беспокоился, потому что считалось, что железная дорога готова к таким неожиданностям, и все что нужно – это вывести снегоуборочную технику, и путь в мгновение ока будет расчищен. Но железная дорога оказалась не готова. Техника оказалась неэффективной, и было нанято около 5 тысяч мужчин, чтобы расчищать пути самым безотказным способом – при помощи лопат. Негодующие пассажиры все это время оставались в своих вагонах – их не отправили назад и не предоставили им места в гостиницах и достаточное питание. Среди людей быстро распространялся вирус гриппа, но семье Люсии удалось уберечь ее от болезни. Роковую роль сыграло скверное отопление. Температура на улице упала до минус 20 градусов, и хотя родители Люсии обеспечивали ее едой и старались согреть, как только могли, она все равно умерла от переохлаждения. 28 января 1890 года ее не стало. Два дня спустя дорога, наконец, была расчищена, и поезда отправились дальше. Для семьи Сарате их беды не кончились. Добравшись до Сан-Франциско, они направились в Мексику, чтобы похоронить дочь на родной земле, но таможенники, узнав о том, что семья была довольно обеспеченной, стали вымогать немыслимую сумму (около 13 тысяч долларов по сегодняшним меркам) за провоз тела Люсии через границу. Таких денег у родителей Сарате не было, однако благодаря некоторым высокопоставленным знакомым дело удалось уладить, и Люсия Сарате обрела покой в Вера-Крус, где находился дом ее родителей.

паасонен (529x700, 187Kb)
1865
Хайкки Паасонен (финское имя - Heikki Paasonen)
финский языковед, фольклорист и этнолог, доктор философии (1893). Доцент (1893), профессор (1904) финно-угорского языкознания Хельсинкого университета, действительный член Финской академии наук (1908). Родился в городе Миккели, Финляндия. В 1893–1898 преподавал в различных учебных заведениях Финляндии, второй, затем первый секретарь, вице-председатель Финно-угорского общества. Избирался почётным членом и действительным членом финских, венгерских и российских национальных обществ. В 1889–1890 собирал полевой материал среди мордвы в Пензенской, Тамбовской, Симбирской губерниях, издал двухтомное собрание «Образцов мордовской (эрзянской) народной словесности» (1891, 1894). Во время экспедиции 1898–1902 продолжил изучение мордовских эрзя и мокша языков, восточного марийского диалекта, диалектов хантыйского языка, низового диалекта чувашского языка, мишарского диалекта татарского языка, вёл сбор сведений об обычаях, материальной и духовной культуре народов. Большой материал накоплен Паасоненом в ходе экспедиции к некрещёным чувашам Бугурусланского уезда Самарской губернии (село Новое Якушкино) и Спасского уезда Казанской губернии (деревня Еряпкино), опубликованный частично в 1949 («Gebrдuche und Volks­dic­htung der Tschuwassen», MSFOu, 94). Посмертно изданы также «К вопросу о прародине финно-угорских народов» (1923), «Словарь языка ханты» (1926), «Мордовская народная поэзия» (1937–1948), «Восточно-марийский словарь» (1948) и др. В 1908 вышел в свет «Чувашско-венгерско-немецкий словарь» (Csuvas Szojegyzek), в 1974 издан репринт в Венгрии. Cловарь содержит около 8 тысяч слов с точной фонетической фиксацией, в ряде случаев приводятся этимологии. Паасонен по-новому раскрыл сложные взаимодействия финно-угорского и тюркских языков Поволжья и Сибири, показал основные направления их исторического развития, исследовал языковое родство и сродство в условиях длительных контактов, проблемы булгаро-чувашской языковой истории. («Die tьrkischen Lehnwцrter im Mordwi­ni­schen», 1897; «Ьber der Turkischen Lehnwцrter im Ostiakischen», 1902 и др.) Богат и разнообразен не только языковой, но и фольклор. и этнологический материал, собранный им во время экспедиций. Умер в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) 24 августа 1919 года. Литература: Федотов М. Р. «Исследователи чувашского языка». Чебоксары, 1987.

Gilbert_Murray (522x700, 54Kb)
1866
Джордж Джилберт Мюррей (George Gilbert Aimй Murray)
английский филолог-классик, писатель, переводчик, публицист, авторитетный публичный интеллектуал. Родился в Сиднее. Отец, по происхождению ирландец, – член парламента Нового Южного Уэльса. Мать, по вероисповеданию протестантка, руководила школой для девочек, в 1877 вместе с сыном переехала в Англию, где в 1891 умерла. Гилберт закончил Сент-Джонс колледж в Оксфорде. В 1889-1899 – профессор в Университете Глазго. Затем несколько лет занимался литературой, театром и политикой, в 1905 вернулся в Оксфорд. С 1908 – королевский профессор Оксфордского университета. В 1925-1926 открыл лекции Чарльза Элиота Нортона в Гарвардском университете. Жена – леди Мэри Генриетта Говард, дочь девятого графа Карлайла. У супругов было пятеро детей. Сын Бэзил дружил с Ивлином Во и стал прообразом Бэзила Сила в романах «Черная напасть» и «Не жалейте флагов», дочь Розалинда вышла замуж за историк Арнольда Тойнби, второй сын Стивен стал известным адвокатом и общественным деятелем. В исследованиях греческого театра и греческой религии был близок к Джейн Харрисон, с которой познакомился в 1900, и в целом к ритуальной школе (кембриджским ритуалистам). В поэзии – последователь Суинбёрна. Переводил пьесы Эсхила, Софокла (перевод Царя Эдипа был заказан ему Йейтсом), Еврипида, Аристофана, Менандра, в его переводах ряд из них был тогда же поставлен в лондонском Ройал-Корт, в театрах США. На протяжении всей жизни поддерживал либеральную партию. В 1901-1902 сблизился с Независимой рабочей партией. После окончания Англо-бурской войны 1899—1902 отошел от активной политической деятельности, вернувшись к прерванной академической карьере. Вместе с тем, выступал как активный политический журналист и памфлетист. Участвовал в работе Лиги Наций, сблизился на этой почве с Уэллсом. Умер в Оксфорде 20 мая 1957 года. Труды о классической литературе: История древнегреческой литературы/ A History of Ancient Greek Literature (1897); The Rise of the Greek Epic (1907); Greek Historical Writing, and Apollo: Two Lectures (1908, вместе с Ульрихом фон Вилламовиц-Мёллендорфом); Ancient Greek Literature (1911); Four Stages of Greek Religion (1913); Еврипид и его эпоха/ Euripides and his Age (1913); Гамлет и Орест/ Hamlet and Orestes: A Study in Traditional Types (1914); Философия стоиков/ The Stoic Philosophy (1915); Aristophanes and the War Party, A Study in the Contemporary Criticism of the Peloponnesian War (1919); Greek Historical Thought: from Homer to the Age of Heraclius (1924, вместе с А.Дж.Тойнби); Five Stages of Greek Religion (1925); Классическая традиция в поэзии/ The Classical Tradition in Poetry (1927, Нортоновские лекции); Aristophanes: A Study (1933); Aeschylus: The Creator of Tragedy (1940); The Wife of Heracles (1947); Greek Studies (1947); Hellenism and the Modern World (1953, радиобеседы). Литературные труды: Gobi or Shamo, роман (1889); Carlyon Sahib, драма (1899). Эссе, статьи, памфлеты: Либерализм и империя/ Liberalism and the Empire: Three Essays (1900, в соавторстве); Thoughts on the War (1914); The Foreign Policy of Sir Edward Grey, 1906–1915 (1915); Ethical Problems of the War (1915); Herd Instinct and the War (1915); How can war ever be right?' (1915); Impressions of Scandinavia in War Time (1916); The United States and the War (1916); The Way Forward: Three Articles on Liberal Policy (1917); Great Britain's Sea Policy - A Reply to an American Critic (1917); Faith, War and Policy (1917); The League of Nations and the Democratic Idea (1918); Religio Grammatici: The Religion Of A Man Of Letters (1918); Satanism and the World Order (1920); The League of Nations and its Guarantees (1920); Essays and Addresses (1921); The Problem of Foreign Policy: A Consideration of Present Dangers and the Best Methods for Meeting Them (1921); Tradition and Progress (1922); The Ordeal of This Generation: The War, the League and the Future Halley Stewart Lectures 1928 (1930); The Intelligent Man's Way To Prevent War (1933, в соавторстве); Problems of Peace (1933, в соавторстве); Then and Now (1935); Liberality and Civilisation (1938); Stoic, Christian and Humanist (1940); The Deeper Causes of the War and its Issues (1940, в соавторстве); Anchor of Civilisation (1942); Myths and Ethics, or Humanism and the World's Need (1944); Humanism: Three B.B.C. talks (1944, в соавторстве); Victory and After (1945); From the League to the U.N. (1948); Spires of Liberty (1948, в соавторстве); Andrew Lang: The Poet (1948); The Meaning of Freedom (1956, в соавторстве); Humanist Essays (1964). Публикации на русском языке: Из книги «Пять стадий греческой религии». Литература: Greek Poetry and Life/ Essays presented to Gilbert Murray on his Seventieth Birthday, 2 January 1936. London: G. Allen & Unwin, 1936 (переиздание, 1967); Gilbert Murray, an unfinished autobiography. With contributions by his friends/ Ed. by Jean Smith and Arnold Toynbee. London: Allen and Unwin, 1960; West F. Gilbert Murray, a life. London: Croom Helm; New York: St. Martin's Press, 1984; Wilson D. Gilbert Murray, OM, 1866-1957. Oxford: Clarendon Press; Oxford; New York: Oxford UP, 1987; Gilbert Murray reassessed: Hellenism, theatre, and international politics/ Ed. by Christopher Stray. Oxford: Oxford UP, 2007. В 1912 отказался от рыцарского звания. Получил Орден Заслуг в 1941. Член Британской Академии. Стал прототипом Адольфуса Казинса в драме Бернарда Шоу Майор Барбара.

acevedo (446x700, 220Kb)
1867
Исидоро Асеведо (Isidoro Acevedo)
испанский писатель. Родился в Луанко (Астурия), в рабочей семье. С 1885 член Мадридского социалистического объединения; в 1921 один из основателей компартии Испании. Подвергался репрессиям. С 1937 жил в СССР. Асеведо начал литературную деятельность как публицист в 1886. Написал социальные романы "Разум и сердце" (1925), "Кроты" (1930) о жизни и борьбе астурийских горняков, книгу "Впечатления о поездке в Россию" (1923). Умер в Москве 9 ноября 1952 года. Сочинения в русском переводе: Кроты, Ленинград, 1939. Литература: Кельин Ф., Исидоро Асеведо, «Интернациональная литература», 1941, № 2.

Fedor_Golovin (448x700, 234Kb)
1868
Федор Александрович Головин
председатель Государственной Думы Российской империи второго созыва, земский деятель, один из основателей партии кадетов и член её ЦК. Головин родился в старинной дворянской семье Александра Павловича Головина (1808—-1874) ведущего свой род от владетелей княжества Феодоро. Окончил Катковский лицей (1887) и юридический факультет Московского университета (1891). После учёбы начал выступать на поприще общественной деятельности. С 1899 года состоял членом кружка «Беседа», с 1903 года — членом «Союза Освобождения», с 1904 года — «Союза земцев-конституционалистов». Осенью 1905 года выступил в качестве одного из основателей Конституционно-демократической партии. Постоянно участвовал в съездах земских и городских деятелей. 20 февраля 1907 года на первом заседании Государственной Думы второго созыва большинством голосов (356 из 518 возможных) был избран председателем Думы. В процессе работы Думы безуспешно пытался достичь согласия между различными политическими силами и делового контакта с правительством. Недостаточно чёткое проведение им линии кадетской партии привело к тому, что в III Думе он остался рядовым депутатом, работал в Крестьянской комиссии. После Февральской революции — комиссар всех учреждений бывшего Министерства Императорского двора. После Октябрьской революции служил в советских учреждениях. По обвинению в принадлежности к антисоветской организации, решением «тройки» УНКВД Московской области от 21 ноября 1937 года, в возрасте семидесяти лет был арестован и расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1989 году.

Покровский_Михаил_Михайлович (473x700, 100Kb)
1869
Михаил Михайлович Покровский
русский филолог-классик, лингвист. Профессор Московского университета (с 1899), академик АН СССР (с 1929), создатель (совместно с С.И.Соболевским) и первый заведующий кафедры классической филологии в МИФЛИ. Покровский родился в Туле и учился в Тульской классической гимназии, окончил её с золотой медалью. Поступил на историко-филологический факультет Московского университета. С 1888 года получал стипендию В. А. Жуковского. Занимался классической филологией и сравнительным языкознанием у Ф.Ф.Фортунатова, В.Ф.Миллера и Г.К.Ульянова. Изучал римских писателей и устанавливал связи между античной и новой европейской литературой. За сочинение «Склонение имен в ла­тинском языке сравнительно со склонением их в языках древнеиндийском, греческом и староцерковнославянском» награждён в 1889 году золотой медалью. По окончании университета в 1891 году Покровский был оставлен при нём для подготовки к профессорскому званию. В ходатайстве об оставлении при университете, подписанном четырьмя профессорами: И.В.Цветаевым, Ф.Ф.Фортунатовым, И.И.Луньяком и В.Ф.Миллером, отмечалось, что М.М.Покровский «приобрёл в свою бытность в университете такое количество знаний по классической филологии и сравнительному языковедению, какое редко встречается у наших студентов». В 1892 году командирован с учёной целью за границу (Бонн, Париж, Рим). Сдав магистерский экзамен, в декабре 1894 года получил звание приват-доцента и стал читать систематические курсы; преподавал в Московском университете по 1930 год. В 1895 году Покровский защитил магистерскую диссертацию на тему «Семасиологические исследования в области древних языков». В конце 1898 года вышла в Москве его докторская диссертация «Материалы для исторической грамматики латинского языка», после защиты которой в апреле 1899 года, М.М.Покровский был назначен экстраординарным, а в 1901 году — ординарным профессором Московского университета. Кроме работы в Московском университете, Покровский в течение 13 лет читал лекции на Московских Высших женских курсах — 1900—1904 и 1910—1919 годы, а также преподавал латынь в Поливановской гимназии. В 1917 году избран членом-корреспондентом, а в 1929 году — действительным членом Академии Наук. С упразднением историко-филологического факультета М.М.Покровский оставался профессором Московского университета на этнолого-лингвистическом факультете. В течение шести лет (1923—1930) он руководил работами античной секции РАНИОН в качестве её председателя. В 1934 году Покровский принял участие в организации в МИФЛИ классического отделения; до 1939 года он заведовал в нём кафедрой классической филологии. С началом Великой Отечественной войны Покровский был эвакуирован в Казань, где скончался 10 августа 1942 года. Некоторые работы: Лингвистические заметки по латинской грамматике (Филологический вестник, 1891); Звательная форма в латинском языке (Филологический вестник, 1891); Этюды по «Афинской политии» Аристотеля (1893); Значение сравнительного языковедения для классической филологии (Филологическое обозрение, 1895, том VIII); Семасиологические исследования в области древних языков (1896); Дидона Вергилия и Дездемона Шекспира (1902); Лекции по Цицерону, читанные в Императорском Московском университете в 1904/1905 академическом году. (Москва, 1905); Очерки по сравнительной истории литературы. Роман Дидоны и Энея и его римские подражатели» (Москва, 1905); Пушкин и римские историки (1909); Гомер и русский фольклор, драматические и ораторские элементы в поэмах Гомера (1929); Петроний и русский фольклор (1930); Менандр и его римские подражатели (1934); Пушкин и античность (1939); История римской литературы (учебник, 1942); Записки Юлия Цезаря и его продолжателей (1948); Избранные работы по языкознанию, 1959 г. Под редакцией и с примечаниями Покровского вышли первые полные стихотворения переводы на русский язык комедий Плавта и Теренция: Плавт. Избранные комедии. В 3 томах. Перевод А.В.Артюшкова. — Москва—Ленинград: Academia, 1933—1936; Теренций. Комедии. Перевод А.В.Артюшкова. — Москва—Ленинград: Academia, 1934. Литература: Покровский, Михаил Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Покровский М.М. — статья из Большой советской энциклопедии

 (525x700, 42Kb)
1870
Эрнст Генрих Барлах (немецкое имя - Ernst Heinrich Barlach)
выдающийся немецкий скульптор, художник и писатель. Реалист и экспрессионист. Родился в Веделе (Хольштайн). Учился в Гамбурге, Дрездене, Париже. Свою художественную деятельность начал как скульптор, и именно эта сторона его творчества получила наибольшую известность. В ранних скульптурах, керамике, графике был близок к югендстилю. Он написал несколько драматических произведений мистико-философского характера, опубликованных с авторскими иллюстрациями. Одна из иллюстраций – гравюра Потоп (1924) – была отмечена премией Клейста. Барлах создавал свои скульптурные произведения преимущественно из дерева. В 1906 он побывал в России, где на него произвела сильное впечатление крестьянская резьба по дереву. По возвращении он стал делать в основном фигурки крестьян в экспрессивных позах. Обратился к немецкой готике, оказавшей решающее воздействие на стиль его зрелых работ. В 1910 году поселился в Гюстрове, где прожил всю оставшуюся жизнь. Из патриотических чувств поддержал мировую войну, в 1915—1916 годах воевал в пехоте, вернулся с фронта убеждённым пацифистом. Приобрел широкую известность, был принят в члены Прусской академии художеств (1919), Мюнхенской художественной академии (1925), получил премию Клейста (1924). Иллюстрировал «Фауст» Гёте (1923). После прихода нацистов к власти антивоенный пафос работ Барлаха пришел в столкновение с милитаристским духом «новой Германии». Скульптор использовал особый прием: он изображал своих персонажей облаченными в длинные одежды, которые придавали их фигурам монолитность и напоминали драпировки готической скульптуры. Однако сильно упрощенная обработка поверхностей и геометрически стилизованные складки выдают их современное происхождение. Среди работ Барлаха значительное место занимают небольшие статуэтки, в том числе фарфоровые. Скульптор создавал и монументальные памятники и композиции, из которых наиболее известен состоящий из нескольких деревянных фигур Памятник павшим в Магдебургском соборе (1930). После прихода к власти фашистов Барлах подвергался преследованиям. В 1937 году работы скульптора были изъяты из музеев, церквей и других общественных мест и осуждены как «дегенеративное искусство». В 1938 году Барлах был вынужден выйти из Прусской Академии Искусств. Последнее время он тяжело болел. Умер Барлах в Ростоке 24 октября 1938 года.
2 января 1880 года родился — Эрнст Барлахpost-13108-129394120918 (700x350, 189Kb)
Скульптурные произведения: Эрнст Барлах «Духоборец», Киль; Нищенка с чашкой (1906); Русская нищая (1907); Русская любовная пара (1908); Сидящая (1908); Мститель (1914); Моисей (1919); Измученное человечество (1919); Сводня (1920); Парящий Бог-Отец (1922); Аскет (1925); Встреча (1926); Памятник павшим (1927, Гюстров). «Парящий ангел» — скульптора Эрнста Барлаха (1870—1938). Черты лица ангела повторяют облик художницы Кете Кольвиц. Скульптура была создана в 1927 году в память о погибших в годы Первой мировой войны для собора в Гюстрове. В 1937 году она была изъята и переплавлена для производства оружия. Сам автор был объявлен представителем «дегенеративного искусства». Позже по сохранившемуся гипсовому оригиналу были воспроизведены две скульптуры: для Кельна и для Гюстрова. Скульптура находится в Кёльне в Антонитеркирхе (Antoniterkirche), которая была построена в 1384 году. После того как в городе было разрешено селиться протестантам, церковь была передана их общине. Скульптуры русского цикла. Посещение России произвело на мастера чрезвычайно сильное впечатление. «Россия открыла мне своё лицо», — писал Барлах в своей биографии, опубликованной в 1928 году. Его персонажи относятся к низшим слоям общества — крестьянам, беднякам, нищим и вообще угнетённым. Темами его скульптур являлись разнообразные виды несчастий: голод, нищета, смерть и траур. После Первой мировой войны в его тематику вошли и лишения, связанные с военными невзгодами. При этом Барлах нашел в них много общего с переживаниями населения Северных областей Германии. Изделия из фарфора производства фабрики в Тюрингии. В настоящее время находятся в Международном музее фарфора в городе Вайдене (Weiden), ФРГ. Бертольт Брехт причислил Барлаха к числу величайших скульпторов, которые когда-либо работали в Германии. Брехт так расценивал работы Барлаха: «Красота без приукрашивания. Величие без морализирования. Гармония без лоска. Жизненная сила без жестокости». Генрих Манн в своём письме обращался к нему, как мастеру, честному как в своих сочинениях, так и произведениях, человеку с Большой Буквы, который зорко видит, глубоко мыслит и, наконец, учит думать. Барлах оставил также ряд литературных сочинений. Его драма «Мертвый день» получила высокую оценку Томаса Манна. В 1998 году к югу от Гюстрова сооружено музейное здание, где хранится около 2000 набросков, рукописей и около 400 скульптур Барлаха. Литературные произведения: Русский дневник (1906); Мертвый день (1912, драма); Гюстровский дневник (1917); Бедный кузен (1918, драма); Настоящие Седемунды (1920, драма); Подкидыш (1922, драма); Всемирный потоп (1924, драма); Жизнь ее собственными словами (1928, автобиография); Славное времечко (1929, драма); Украденная луна (1948, роман, посмертно); Граф фон Ратцебург (1951, драма, посмертно). Литература: Fechter P. Ernst Barlach. Gьtersloh: C. Bertelsmann, 1957; Falkenstein H. Ernst Barlach. Berlin: Colloquium-Verlag, 1978; Hjerter K.G. Doubly gifted: the author as visual artist. New York: H.N. Abrams, 1986; Paret P. An artist against the Third Reich: Ernst Barlach, 1933—1938. New York: Cambridge UP, 2003; Barlach: «es ist so still, aber nicht totstill--» Ernst Barlach in Thьringen. Plastik, Zeichnungen, Druckgraphik und Skizzenbьcher. Jena: Stadtmuseum Jena, 2006; Брехт Б. Заметки о выставке Барлаха// Брехт Б. Театр. Том 5/1. Москва: Искусство, 1965, с.248-253; Фюман Ф. Барлах в Гюстрове (документальная повесть)//Иностранная литература, 1967, № 11; Маркин Ю.П. Эрнст Барлах: Пластические произведения. Москва: Искусство, 1976; Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. Москва: Республика, 2003, страницы 44-45, 158—159.

herve-gustav (537x700, 158Kb)
1871
Гюстав Эрве (Gustave Hervй)
французский политический деятель. Родился в городе Брест, Франция. Во Французской социалистической партии (основана в 1902), затем в СФИО (с 1905) возглавлял "ультралевое" антимилитаристское направление. С 1906 издавал газету "Ла гер сосиаль" ("La Guerre sociale"), на страницах которой отстаивал программу антимилитаристской борьбы. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала (1907) пропагандировал идеи отказа от мобилизации и восстания в ответ на любую войну (независимо от её характера). В.И.Ленин резко критиковал "полуанархические нелепости" эрвеизма (Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 16, страницы 72, 86—87). Начавшаяся накануне 1-й мировой войны эволюция Эрве вправо завершилась в 1914 открытым переходом на позиции буржуазного шовинизма, пропаганду которого он вёл в своей газете, переименованной в 1916 в "Виктуар" ("La Victoire"). Был исключен в 1916 из СФИО. В 1930-х гг. выступал сторонником национал-социализма, призывая к сближению Франции с фашистской Германией. В 1940 вёл кампанию за передачу власти Ф.Петену. Умер в Париже 25 октября 1944 года.

Albert_C._Barnes (596x700, 207Kb)
1872
Альберт Кумс Барнс (Albert Coombs Barnes)
американский врач, изобретатель и коллекционер. В начале врачебной карьеры Барнс разработал рецептуру антисептика на основе серебра, Аргирола, который стал широко применяться для лечения гонореи и детской слепоты от гонореи. Он сумел сделать крупный капитал на производстве и продаже препарата. Собрал исключительно большую художественную коллекцию импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов, которая стала основой созданной им образовательной художественной галереи Фонда Барнса. Отличался большой эксцентричностью в поведении и страстью к образованию малообеспеченного населения. Барнс родился в Кенгсингтоне, рабочем районе Филадельфии, в малообеспеченной семье мясника. Он чувствовал себя отверженным филадельфийским обществом. В 1889 году закончил Центральную высшую школу в Филадельфии, где учился с будущим американским художником-реалистом Уильямом Глэкенсом (William Glackens) и будущим импрессионистом Джоном Слоаном. В 1892 году окончил Медицинскую школу Пенсильванского университета. После этого два года работал в этом же университете преподавателем химии, а затем учился в Берлинском университете (1894—1895). В 1900 году Барнс изучал фармакологию в Гейдельбергском университете, где сделал докторскую диссертацию. Здесь же вместе со студентом Германом Хиллем (нем. Hermann Hille) разработал антисептический препарат — смесь серебра и белка, названного Аргирол. В 1902 году они образовали фармацевтическую компанию «Barnes and Hille» по производству медикаментов, в том числе Аргирола, а в 1907 году Барнс выкупил у партнёра его долю. В 1908 году наладил производство в Филадельфии, Лондоне и Австралии (A.C. Barnes Company), которое оказалось исключительно прибыльным. В 1928 году выгодно продал компанию как раз незадолго до открытия антибиотиков, которые впоследствии успешно заменили антисептики. После этого он стал заниматься своей коллекцией. Барнс погиб в Фёниксвилле (штат Пенсильвания) 24 июля 1951 года в результате автокатастрофы, когда его «Кадиллак» не остановился на стоп-сигнале и в него врезался грузовик. С 1912 года под руководством своего друга со школьной скамьи Уильяма Глэкенса Барнс начал собирать свою коллекцию живописи. Первыми картинами стали «Почтальон» Ван Гога и «Женщина с сигаретой» Пикассо, которые были куплены Глэкенсом и Альфредом Морером в Париже. Впоследствии Барнс «пачками» скупал полотна импрессионистов. Так, однажды он скупил 60 полотен тогда малоизвестного Хаима Сутина всего за $50 за картину. Именно Барнс «открыл» Амедео Модильяни. Со временем Барнс собрал крупнейшую в мире коллекцию картин Матисса, вторую по величине после Лувра коллекцию Сезанна, а также большие собрания полотен Пикассо, Брака, Ренуара, Тулуз-Лотрека, Джона Мэрина, Джорджии О’Киф и Бен Шана. В 1922 году основал образовательный Фонд Барнса, а в 1923—1924 годах был построен первый корпус будущей галереи. Однако, на протяжении длительного времени галерея была предлогом для избежания налогообложения, в то время как лишь мизерная часть коллекции была доступна публике при личном разрешении Барнса. В галерее проводятся уроки по искусству и эстетике, традициям в искусстве и др., поскольку основной целью фонда Барнса было «содействие образованию и развитию понимания искусства». Барнс разработал собственную концепцию преподавания, в его галерее продумана каждая деталь, включая расположение картин на стенах и их сочетание по цвету, форме, линиям движений. Все предметы, находящиеся в комнате галереи, включая мебель и другие предметы интерьера, имеют определенное значение для преподавания. Именно с целью продолжать уроки по собственной методике, Барнс в своем завещании отметил, что его коллекция никогда не может быть арендована, перемещена или продана. Тем не менее, уже в ближайшее время планируется перенос коллекции в новое, специально построенное здание недалеко от центра Филадельфии, что является прямым нарушением завещания Бранса и, по одной из версий, частью тщательно спланированного плана захвата контроля над бесценной коллекцией (фильм «The Art of the Steal»).

Anton Pannekoek (517x700, 208Kb)
1873
Антон Паннекук (нидерландское имя - Anton Pannekoek; псевдоним — К.Хорнер)
нидерландский астроном, член Нидерландской Академии Наук (1925), деятель рабочего движения Нидерландов и теоретик марксизма. Родился в Вассене. Паннекук изучал астрономию и математику в Лейдене с 1891. Даже до поступления в колледж он интересовался астрономией и изучал изменчивость Полярной звезды. Он опубликовал свою первую работу, «О необходимости дальнейших исследований Млечного пути», будучи студентом. Несколько лет спустя, он закончил учёбу и начал работу в Лейденской обсерватории. После прочтения «Равенства» Эдварда Беллами, Паннекук стал убежденным социалистом и начал изучать теории Карла Маркса. Вскоре Паннекук становится хорошо известным марксистским автором, пишущим для голландских и немецких журналов. Неудовлетворенность работой в обсерватории привела его в Берлин, где он работает преподавателем в школе, основанной Социал-демократической партией Германии. Он был на праздниках в Нидерландах, когда началась Первая мировая война. Не имея возможности вернуться в Германию, Паннекук начал работать преподавателем химии. Городской совет Амстердама утвердил его в должности профессора Амстердамского университета по совместительству в 1925 г. и на полную ставку — в 1932 г. Паннекук заложил основы изучения распределения звезд в Млечном Пути и определения структуры нашей галактики. Позднее он заинтересовался природой и развитием звёзд. Поэтому в Нидерландах Паннекук считается основателем космофизики как отдельной дисциплины. В 1920 г. он разработал метод определения расстояний до тёмных туманностей по подсчётам звёзд. С 1921 г. занимался изучением яркости Млечного Пути. Также Паннекук одним из первых исследовал ионизацию в звёздных атмосферах (1922, 1926) и теоретические интенсивности спектральных линий (1931, 1935). Помимо теоретической работы, он также участвовал в нескольких экспедициях с целью наблюдения солнечных затмений и изучения спектров звёзд. В 1926 он предпринял экспедицию на остров Ява для составления карты созвездий Южного полушария. Он также занимался историей астрономии, его книга по истории астрономии опубликована на нидерландском и английском языках. Осуществлен перевод на русский язык. Его работы по изучению структуры Галактики, космофизике и истории астрономии принесли ему международное признание, Паннекук был удостоен почётной степени Гарвардского университета в 1936, а также золотой медали Британского Королевского астрономического общества в 1951. В честь Паннекука назван кратер на Луне и астероид 2378 Паннекук. Именем Паннекука назван Астрономический институт Амстердамского университета. В 1901 г. Антон Паннекук вступил в Социал-демократическую рабочую партию Нидерландов (СДРПН). В 1907 г. он участвовал в основании левосоциалистической газеты «Трибуна». В 1909 г. «трибунисты», в том числе и Паннекук, были исключены из СДПРН за выступления против руководства партии. Паннекук выступил одним основателей Социал-демократической партии Нидерландов (СДПН). В этом же году Паннекук был выслан из Нидерландов. Он проживал в Германии, где присоединился к левому крылу Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Паннекук быстро стал известен как теоретик левой социал-демократии. В 1918 г. Паннекук принимал участие в создании Коммунистической партии Нидерландов (КПН). В 1919—1920 гг. был членом Амстердамского бюро Коминтерна. С 1920 г. — один из лидеров Коммунистической рабочей партии Голландии (КРПГ). Антон Паннекук как «левый уклонист» был объектом острой критики со стороны Ленина в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Паннекук ответил Ленину брошюрой «Мировая революция и коммунистическая тактика» (1920). В 1921 г. он был исключён из КПН за «левый уклон». В 1922 г. Паннекук был одним из основателей и руководителей Коммунистического рабочего Интернационала. В 1927 г. был одним из основателей Международных коммунистических групп (GIC), но формально в организацию не вступил, предпочтя теоретическую работу. Как признанный теоретик марксизма, Паннекук был одним из основоположников «коммунизма рабочих советов» (рэтекоммунизм) и ведущей фигурой леворадикального движения 1920-х — 1930-х гг. в Нидерландах и Германии. Паннекук резко критиковал Ленина и ленинизм. Его объяснение неудач Русской революции заключалось в том, что после прихода большевиков к власти они заменили власть Советов властью партии, что, по мнению Паннекука, вело к превращению большевиков в новый господствующий класс. Свои взгляды на большевизм он изложил в книге «Ленин как философ» (1938). Умер в Амстердаме 28 апреля 1960 года. Сочинения (на русском языке): Антон Паннекук. Новый средний класс, 1909; Антон Паннекук. Партия и класс, 1936; Общие заметки по вопросу организации, 1938; История астрономии. Москва: Наука, 1966. Библиография: Antagonism. Бордига против Паннекука: партия, класс и коммунизм; Пауль Маттик. «Антон Паннекук»; Жиль Дове. «Заметки о Бордиге и Паннекуке»; Оливейра. «Критика Панекука».

Sainte_therese_de_lisieux (522x700, 203Kb)
1873
Тереза из Лизье (французское имя - Thйrиse de Lisieux, в католической традиции также Святая Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, Sainte Thйrиse de l’Enfant Jйsus et de la Sainte Face, Святая Тереза Малая, в миру Мария-Франсуаза-Тереза Мартен, Marie-Franзoise-Thйrиse Martin)
кармелитская монахиня, католическая святая, одна из четырёх женщин, удостоенных титула Учитель Церкви. День памяти в Католической церкви — 1 октября. Тереза родилась в Алансоне, в семье часовщика Луи Мартена и его жены Мари-Зели Мартен. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и её четыре сестры (которые также стали монахинями) впитали в себя искреннюю веру родителей. Когда Терезе было четыре года, её мать умерла от рака. Семья переехала в Лизьё. В возрасте девяти лет Тереза тяжело заболела и находилась на грани смерти. После неожиданного выздоровления девочка окончательно решила посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви в кармелитском монастыре. В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза сделала первую попытку поступить в монастырь, однако епископ отказался дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Не помогла и поездка в Рим, на аудиенцию к папе Льву XIII. Вскоре, однако, епископ, убедившись, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту — стать кармелиткой. Через 7 лет после поступления в монастырь у Терезы начал развиваться туберкулёз. 30 сентября 1897 года Тереза скончалась, оставаясь никому не известной монахиней из удалённого монастыря. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами. Через год после смерти Терезы настоятельница монастыря выпускает автобиографический труд Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров. Однако, неожиданно для всех, книга имела потрясающий успех — тиражи следовали один за другим, епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями. В начале XX века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки. В 1907 года Папа Пий Х впервые выразил желание, чтобы Тереза была прославлена. На одной частной аудиенции он, предвосхищая будущее, называет её «величайшей святой нашего времени». Святая Тереза из Лизьё была беатифицирована 29 апреля 1923 года и канонизирована 17 мая 1925 года папой Пием XI. В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизьё была построена великолепная базилика святой Терезы. Автором книги о Терезе из Лизьё («Маленькая Тереза») был русский писатель и христианский мистик Дмитрий Мережковский; он и его жена Зинаида Гиппиус относились к её личности и сочинениям с большим почтением. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Малую Учителем Церкви. Главное понятие в размышлениях святой Терезы — «Малый путь». Так она называет путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры. Она писала: «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь — это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви». Часто «Малый путь» Терезы упрекают в излишней сентиментальности и ребяческой духовности, на что сторонники Терезы указывают, что она стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования. Источники: Сикари А. Портреты святых. Милан, 1987; Гоше Г. История одной жизни. — Москва, Истина и жизнь, 1998.

Aleksander_Prystor (404x700, 130Kb)
1874
Александр Пристор или Прыстор (польское имя - Aleksander Prystor)
польский политический и государственный деятель Второй Речи Посполитой, премьер-министр Польской Республики (с 27 мая 1931 по 9 мая 1933 гг.). Псевдонимы и партийные клички — «Катаяма», «Богдан», «Рафал». Родился в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Сын машиниста-железнодорожника. После окончания гимназии в Вильно в 1894, учился на физико-математическом факультете Московского университета. Затем с 1900 изучал медицину в Москве, а позже в университете Тарту. В 1902 вынужден был оставить учёбу, после чего вернулся в Вильно, где устроился на работу в банк. С ноября 1903 до сентября 1904 проходил воинскую службу в саперном батальоне в Вильно. В конце 1890-х годов включился в подпольное социалистическое движение на территории Литвы. В 1904 Пристор был одним первых организаторов протестов против призыва поляков на царскую воинскую службу в ходе русско-японской войны. Сконструировал бомбы, которыми был разрушен памятник императору Александру в Лодзи. В 1905 — один из организаторов и активный член Боевой организации Польской социалистической партии (БО ППС) и ППС — революционная фракция. Принимал участие в Союзе активной борьбы и военной организации — Стрелецкий союз. Руководил Боевым отделом и первыми «десятками» боевиков. В дальнейшем командовал подготовкой ко многим громким акциям БО ППС — нападениям на кассы и почты, террористическим атакам на солдат, офицеров и полицейских Российской империи, актам диверсий и саботажа, а также защитой социалистических демонстраций и манифестаций. В 1908 в числе боевиков Польской социалистической партии под руководством будущего польского национального героя и главы государства Юзефа Пилсудского участвовал в экспроприации средств из почтового поезда на станции Безданы. В марте 1912 арестован Охранным отделением. С 1912 находился в заключении в X павильоне Варшавской цитадели, затем выслан вглубь Российской империи, с марта 1914 находился в Орловской тюрьме. Освобожденный февральской революцией в России с 1917 действовал в подпольной Польской военной организации. Участник советско-польской войны в 1919—1921 годах. С 1922 служил на командных постах в рядах Войска Польского. Полковник. Был близким другом и соратником Ю.Пилсудского, входил в, так называемую, группу полковников. В 1929—1930 — министр труда и социальной опеки, a в 1930—1931 — министр промышленности и торговли Польской Республики. С 27 мая 1931 по 9 мая 1933 гг. — премьер-министр Польши. В 1930—1935 — депутат сейма от беспартийного блока сотрудничества с правительством, в 1935—1939 — член Сената, в 1935—1938 маршалок польского Сейма. После польского похода РККА и падения Польши с сентября 1939 года скрывался на территории нейтральной Литвы. После вступления Красной Армии в страны Балтии в июне 1940 был арестован НКВД. Его задержание органы НКВД считали большим успехом, так как А. Пристор считался почти синонимом контрреволюционера и был широко известен как ярый враг СССР. Из Ковно перевезен в Москву, где был приговорен к смертной казни. В конце июля 1941 смертный приговор был заменен на 10 лет тюрьмы. Находился в заключении в Бутырской тюрьме, вскоре тяжело заболел и умер в августе или октябре 1941 года. Место захоронения Пристора — неизвестно. Символическая могила Александра Пристора находится сейчас на варшавском кладбище Повонзки. Награды: Серебряный крест ордена Virtuti Militari; Орден Возрождения Польши; Командорский крест ордена Возрождения Польши; Крест Независимости с мечами; Крест Храбрых; Большой крест Ордена Христа (Португалия, 1931).

Владимир Владимирович Сладкопевцев (700x535, 153Kb)
1876
Владимир Владимирович Сладкопевцев
литератор, артист, рассказчик, чтец-импровизатор, театральный педагог. В 1903 окончил юридический факультет Московского университета. В 1904 в Одессе начал выступать на эстраде со своими рассказами, отчасти продолжая традицию И.Горбунова. Концертная деятельность Сладкопевцева продолжалась около полутора десятков лет. Сочинял юмористические рассказы на бытовые, семейные, купеческие темы. Его искусство ценили М.Савина, К.Станиславский. Выступал неизменно во фраке, без аксессуаров. Лишь однажды разрешил читать свой рассказ другой актрисе: Е.Корчагина-Александровская исполняла его миниатюру «Рассказ старухи о том, как она трамвай видела». А.Закушняк писал о Сладкопевцеве «Замечательный артист с даром особой буффонной импровизации» (Закушняк А. Вечера рассказа. Москва, 1984. Страница 36). Импровизация всегда лежала в основе искусства Сладкопевцева и рождалась от общения с конкретным зрительным залом. С 1907 работал актером театра Литературно-художественного общества (театр А.С.Суворина).в Санкт-Петербурге. Начал преподавать в Студии выразительного чтения при Школе сценического искусства. Разрабатывал теорию зависимости музыки, слова и пластики. Его книга «Искусство декламации» (Санкт-Петербург, 1910) издана как учебное пособие (3-й том пятитомной «Энциклопедии сценического самообразования»). В 1918 после ареста и расстрела брата (эсера Кирилла Вл.Сладкопевцева) вынужден уехать из Петрограда. Профессор Киевского музыкально-драматического института имени Н.В.Лысенко (1918-1923), тюркского театрального техникума в Баку (1923-1927) и Ленинградского театрального техникума сценических искусств (с 1927, позднее с 1939 - института). Преподавал художественное слово и технику речи. Снимался в кино. Автор книг «Мои воспоминания» (т. 1—2, 1912—1914), «Выразительное слово». Среди многочисленных учеников Сладкопевцева — М.Чехов, Г.Ярон, В.Чабукиани, Халима Насырова, чтец Г.Артоболевский. Умер в Ленинграде 29 ноября 1957 года. Фильмография: 1932 - Встречный; 1934 - Юность Максима; 1935 - Горячие денечки; 1935 - Подруги; 1936 - Депутат Балтики; 1936 - На отдыхе; 1936 - Путешествие в Арзрум; 1938 - Амангельды; 1942 - Оборона Царицына (1-я серия). Сочинения: Искусство декламации. Санкт-Петербург, 1910; 1918; Мои рассказы. Тома 1-2. Санкт-Петербург, 1912-1914. Литература: Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. Москва, 1950. Страницы 62-63; Князь Сергей Волконский // Мои воспоминания. Москва, 1992. Страницы 239, 287.

Slava_raskaj_photo (612x700, 217Kb)
1877
Слава Рашкай (хорватское имя - Slava Rakaj, полное имя - Фридерика Славомира Олга Рашкай, Friderika Slavomira Olga Rakaj)
хорватская акварелистка, считающаяся первой из хорватских импрессионистов. Слава родилась в хорватском городе Озале, в семье, принадлежавшей к среднему классу (её мать управляла местным отделением почты, в то время это была престижная профессия). Мать Славы, Олга, любила рисование и передала любовь к нему обеим своим дочерям — Славе и Пауле (Паула стала школьной учительницей в Ораховице и занималась рисованием в свободное время). Слава была глухой от рождения. В восемь лет Рашкай отправили в Вену для обучения в школе для глухих детей. Её рисунки в то время изображают классические скульптуры, они выполнены карандашом или тушью. Две из её ранних работ уцелели и выставлены в хорватском Школьном музее на площади маршала Тито в Загребе.
2 января 1877 года родилась — Слава Рашкаpost-13108-129394194567 (700x330, 106Kb)
В это же время Слава изучает немецкий и французский языки, а спустя некоторое время в рисовании переходит на акварель и гуашь. После возвращения Славы домой местный школьный учитель заметил её талант к искусству и попросил её родителей отправить дочь в Загреб в ателье к знаменитому художнику Влахо Буковацу. Однако тот отказался учить Славу, и она в 1896 году стала ученицей Белы Чикош-Сесии. Следующие несколько лет Слава работала с Белой, проживая в Государственном институте для глухонемых детей (хорватское название - Zemaljski zavod za odgoj gluhonijeme djece) на Илице, в котором её бывший учитель Иван Муха-Отоич получил должность директора. Вместо студии она рисовала в местном морге, где позже Отоич помог организовать собственное ателье. В этот период Слава изображала мрачные натюрморты с необычными предметами (морскими звёздами, серебряными шкатулками, розами и совами, омаром и веером. В конце 1890-х Слава начала работать на пленэре, изображая Загребский ботанический сад и городские парки, включая Максимир. Цветовая гамма стала светлее и легче. В 1890-х годах её работы выставлялись в Европе, включая Всемирную выставку 1900 года. В 1899 году она вернулась в Озаль и продолжила рисовать на природе.
Slava_Raškaj_autoportret (496x700, 276Kb)
Лучшие её работы были созданы в 1890-х годах, включая «Автопортрет», «Весну в Озале», «Старую мельницу» и другие. Первая выставка шести работ Славы прошла в 1898 году в недавно открывшемся Павильоне искусств, где также выставили картины известных Влахо Буковаца и Менци Клемента Црнчича. Её работы выставлялись в Санкт-Петербурге и Москве.
RaškajGrabstelle190 (700x525, 573Kb)
Могила Славы в Озале
В 1900 году у Славы начали проявляться симптомы депрессии, предметом изображения стали старые покинутые водяные мельницы, глубины каньона реки Купы, руины. Её госпитализировали, но вскоре отправили на домашнее лечение. Тем не менее, её состояние ухудшалось, и в 1903 году Славу госпитализировали в Стеневецкую психиатрическую больницу. В последние годы она перестала рисовать и скончалась от туберкулёза 29 марта 1906 года. Наиболее ценные работы: «Stablo u snijegu» (Дерево в снегу); «Rano proljee» (Ранняя весна); «Proljee u Ozlju» (Весна в Озале); «Zimski pejsa» (Зимний пейзаж); «Lopoi» (Кувшинки).
Slava_Raskajbust (525x700, 469Kb)
Бюст Славы в Загребе.
До 1990-х годов её работы оставались почти незамеченными, однако в последние годы интерес к ним возрастает. В 2004 году вышел фильм Далибора Матанича об отношениях Славы Рашкай с Белой Чикош-Сесией, названный «100 минут Славы». В 2008 году в галерее Кловичевы дворы открылась большая выставка, где можно было увидеть 185 работы Славы. Выставка работала с мая по август. В декабре 2000 года Хорватский народный банк выпустил серебряную памятную монету с изображением Славы в серии «Знаменитые хорватки». В Загребе действует Образовательный центр для детей с нарушениями слуха имени Славы Рашкай (хорватское название - Centar za odgoj i obrazovanje «Slava Rakaj» Zagreb).

Hristo_Kabakchiev (470x700, 142Kb)
1878
Христо Стефанов Кабакчиев
деятель болгарского и международного рабочего движения, публицист. Родился в городе Галац, Румыния, семье учителя. В 1894 - один из организаторов студенческих социалистических кружков в Габрово. В 1897 вступил в Болгарскую рабочую социал-демократическую партию (БРСДП). Учился на медицинском факультете университета в Монпелье (Франция, 1897), юридическом факультете Женевского университета (1898-99, 1901), юридическом факультете Софийского университета (окончил в 1904). В 1905-28 сначала член ЦК БРСДП (тесных социалистов; т. с.), затем (с 1919) член ЦК компартии Болгарии (БКП). В 1910-23 главный редактор ЦО партии газеты "Работнически вестник". Был делегатом от БРСДП (т. с.) на Штутгартском (1907), Копенгагенском (1910) и Базельском (1912) конгрессах 2-го Интернационала. В 1914-23 депутат Народного собрания. Участвовал в работе 2-го (1920), 3-го (1921), 4-го (1922) и 6-го (1928) конгрессов Коминтерна. Перевёл ряд работ В.И.Ленина на болгарский язык. В 1920 лично познакомился с В.И.Лениным. В 1923 стал политическим секретарём БКП. Активно участвовал в подготовке Сентябрьского антифашистского восстания 1923. С сентября 1923 до февраля 1926 находился в тюремном заключении. В конце 1926 эмигрировал в Вену, а в мае 1927 - в СССР. Работал в болгарском представительстве Коминтерна и в Интернациональной контрольной комиссии, членом которой был заочно избран на 5-м конгрессе (1924). Преподавал в Международной Ленинской школе и Коммунистическом университете. С 1928 член ВКП (б), являлся научным сотрудником института Маркса - Энгельса - Ленина, а с 1935 - института истории Академии Наук СССР. Разрабатывал проблемы истории БКП, истории Болгарии и др. балканских стран и международного рабочего движения. Доктор исторических наук (1935). Скончался в Москве 6 октября 1940 года. Сочинения: Избрани произведения, София, 1953; Спомени, София, 1955. Литература: Колева Т., Христо Кабакчиев. Биобиблиография, София, 1958.

ricciotto-canudo-sinemaya-yedinci-sanat-demisti (511x700, 242Kb)
1879
Риччото Канудо (итальянское имя - Ricciotto Canudo)
итальянский и французский писатель, эссеист, музыковед, критик и теоретик киноискусства. Писал на французском языке. Родился в Джойя дель Колле, провинция Бари. С 1902 жил в Париже (французские друзья в шутку звали его - по месту рождения - "барижанином"). Входил в круги художественного авангарда, вел раздел итальянской литературы в журнале Меркюр де Франс. В 1911 опубликовал статью-манифест Рождение седьмого искусства, где назвал кино «пластикой в движении» и «ребенком машины и чувства» (позднее, в 1919, он назвал шестым искусством танец, а кино присвоил имя седьмого искусства — этот термин вошел в широкое употребление). Примыкал к футуризму, издавал в Париже литературно-художественный журнал Монжуа (французское название - Montjoie — средневековый боевой клич и девиз французских королей), учредил Понедельники журнала, когда в редакции собирался весь цвет парижского авангарда, — на них бывали Аполлинер, Сандрар, Фарг, Д'Аннунцио, Маринетти, Жорж Брак, Леже, Делоне, Равель, Сати, Онеггер, Мийо, Стравинский и др. Организовал в редакции в 1913 небольшую выставку работ Шагала. В посвященной этой выставке статье называл художника «самым блестящим колористом» среди живописцев авангарда. «Снимался фильм, где действовали художники. Одного из них изображал я. Все мы были учениками в школе маститого живописца. Не помню уж, он ли сам или один из учеников влюбился не то в натурщицу, не то в заказчицу». Участник Первой мировой войны, был ранен. За воинскую доблесть награжден французским Военным крестом и орденом Почётного легиона. В статье Защитим искусство кино! (1920) отстаивал независимость киноискусства от давления рынка и коммерческих интересов кинопромышленников. Выпускал «Газету семи искусств» (1920), основал «Клуб любителей кино» (1921, распался в 1924). Клуб, который посещали Кокто, Кавальканти, Эпштейн и Л’Эрбье, считается первым киноклубом в истории. Существует портрет Канудо работы Пикассо (1923). Выпустил несколько романов, книг стихов, сборников эссеистики. Умер в Париже 10 ноября 1923 года. В настоящее время Канудо рассматривается как один из первых теоретиков кино, основателей киноэстетики. В 1977 в Италии прошла международная конференция, посвященная его столетию. Действует Фонд Риччото Канудо, среди прочего издающий его сочинения и книги о нем. Опубликована его переписка с Аполлинером, монография о творческих взаимоотношениях сo Стравинским. Издания: La ville sans chef. Paris, 1910; Music as a religion of the future. London, 1913; L’usine aux images. Paris, 1926 (cборник эссе о киноискусстве, переизд. Paris: Sйguier, 1995); Manifeste des sept arts. Paris: Sйguier, 1995. Публикации на русском языке: Манифест семи искусств [1911]// Из истории французской киномысли. Москва: Искусство, 1988, страницы 20-24. Литература: Sorrenti P. Ricciotto Canudo (Le Barisien): fondatore dell’estetica cinematografica. Bari: Laterza & Polo, 1967; Dotoli G. Bibliografia critica di Ricciotto Canudo. Fasano: Schena, 1983; Dotoli G. Lo scrittore totale: saggi su Ricciotto Canudo. Fasano: Schena, 1986; Rodriguez P. L’affaire Montjoie!: Canudo et Stravinsky. Fasano: Schena; Paris: Didier Erudition, 2000.

1879
Пётр Фёдорович (прозвище - Галашка) Ткаченко
украинский кобзарь. Родился в селе Синявка, ныне Черниговской области, в семье бывшего крепостного, в 9 лет ослеп. С 16 лет учился игре на кобзе у местного кобзаря Андрея Гайденко (Гойденко), ученика знаменитого А.Шута, затем у кобзаря Теребтия Пархоменко. В репертуаре Ткаченко были песни исторические, социально-бытовые, бурлацкие, чумацкие, шуточные, на слова Т.Г.Шевченко; несколько песен Ткаченко создал сам. В результате общения Ткаченко с передовой интеллигенцией и революционно-демократическими кругами рабочих центров (Екатеринослав, Херсон, Киев, Конотоп, Нежин и др.) стал исполнять и революционные песни, в том числе "Смело, товарищи, в ногу", "Замучен тяжёлой неволей". Репертуар Ткаченко состоял в основном из песен. Опанас Сластион писал в 1906 году, что кобзарь знал три думы: «Брат и сестра» (украинское название - «Брат і сестра»); «Вдова» (украинское название - «Удова»); «Плач невольников» (украинское название - «Плач невольників»). Пётр Ткаченко много путешествовал, работал в городах Чернигов, Нежин, Конотоп, Харьков, Полтава, Лохвица, Прилуки, Пирятин, Кременчуг, Николаев и др. В 1905 году, в течение двух месяцев, он проживал в доме директора Екатернославского исторического музея — академика Дмитрия Яворницкого, играя для посетителей музея. В 1905-1907 перевозил нелегальную литературу, неоднократно подвергался арестам. После Oктябрьской революции 1917 был активным участником комитета бедноты, выступал на митингах, собраниях, в концертах. Исполнение им песен отличалось выразительностью, эмоциональной насыщенностью. Умер от сыпного тифа 3 января 1919 года. В 1978 в селе Синявка отмечалось 100-летие со дня рождения Ткаченко. За свои достижения он был включен в список известных международных деятелей культуры ЮНЕСКО в 1977-1978 годах. Литература: Pолотай М., Кобзар Петро Ткаченко з Синявки, "Народна творчiсть та етнографiя", 1967, № 4; его же, Песни правды и свободы, "Правда Украины", 22 декабря 1978, № 291.

 (602x699, 52Kb)
1880
Луи-Шарль Бреге (Бреже; Louis-Charles Brйguet)
пионер авиастроения. Родился в Париже; учился в лицеях Кондорсе и Карно, окончил Высшую электротехническую школу. Работал на конструкторской фирме, принадлежавшей его семье. В 1905 совместно с Шарлем Рише и своим братом Жаком приступил к созданию гироплана (предшественника вертолета), на котором совершил полет в 1907. В 1909 построил свой первый самолет и в 1911 установил на нем рекорд скорости. Одним из первых создал металлический самолет. Первая его модель (1910) имела крыло с одним лонжероном в виде стальной трубы большого диаметра. «Бреге-14» – дневной бомбардировщик и самолет-разведчик – был изготовлен из алюминия, за исключением деревянных нервюр и зализов крыла, а также тканевой обшивки. Этот бомбардировщик был основным самолетом французской армии во время Первой мировой войны и вплоть до 1920-х годов; в американском экспедиционном корпусе было 16 эскадрилий «Бреге-14». В 1919 Бреге основал авиакомпанию «Мессажери эрьен», будущую «Эйр Франс». В 1927 совершил первый беспосадочный полет через Южную Атлантику, а в 1933 – самый протяженный на то время трансатлантический перелет. В 1935 Бреге вернулся к созданию вертолета и разработал конструкцию с лопастями, совершавшими сложное вращательно-машущее движение. Во время Второй мировой войны занимался созданием военных самолетов, после войны построил несколько больших четырехмоторных транспортных самолетов. Умер в Париже 4 мая 1955 года.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку