-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 57494
 омментариев: 6347
Ќаписано: 65289


8 окт€бр€ родились...

—реда, 08 ќкт€бр€ 2014 г. 05:35 + в цитатник
 (535x698, 100Kb)
1869
 омитас (арм€нское им€ - ; насто€щее им€ - —огомон  еворки —огомон€н, )
арм€нский композитор, музыковед, фольклорист, певец и хоровой дирижЄр. –одилс€ в  ютахь€, ќсманска€ импери€. ќтцом —огомона был  еворк —огомон€н Ч сапожник, который любил музыку, сочин€вший песни и обладавший красивым голосом. яркими музыкальными способност€ми отличалась также мать композитора Ч “агуи, котора€ была ковровщицей. ƒетство —огомона было безрадостным и полным лишений. ќн потер€л мать, когда ему ещЄ не было и года. »з-за зан€тости отца заботу о ребЄнке вз€ла на себ€ бабушка. ¬ 7 лет —огомон поступил в местную начальную школу, после окончани€ которой отец его отправил в Ѕурсу Ч продолжать обучение. ѕоследнее ему не удалось и 4 мес€ца спуст€ он вернулс€ домой окончательно осиротевшим: скончалс€ отец, а —огомону было лишь 11 лет. ќдин из одноклассников так вспоминал о  омитасе: Ђќн был щуплым, слабым и бледным мальчиком, всегда задумчивым и добрым. ќн плохо одевалс€ї. —огомона часто видели сп€щим на холодных камн€х прачечной. ќн превосходно пел, и не случайно, что в  утине его называли Ђмаленьким брод€чим певцомї. —воему восхитительному голосу —огомон€н был об€зан также и тому событию, которое навсегда изменило его жизнь. ¬ 1881 году св€щенник  утины √.ƒерцак€н должен был уехать в Ёчмиадзин Ч принимать сан епископа. ѕо просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту Ч на учЄбу в Ёчмиадзинской духовной семинарии. »з 20 сирот был выбран 12-летний —огомон. ѕоскольку в это врем€ в  утине запрещалось говорить по-арм€нски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса √еворка IV ответил: Ђя не говорю по-арм€нски, если хотите Ч споюї. » своим красивым сопрано спел арм€нский шаракан (духовный гимн), не понима€ слов. Ѕлагодар€ исключительным способност€м —огомон за короткое врем€ в совершенстве овладевает арм€нским €зыком. ¬ 1890 году —огомон посв€щаетс€ в сан монаха. ¬ 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан св€щенника и им€ католикоса  омитаса Ч выдающегос€ поэта VII века, автора шараканов. ¬ семинарии  омитас назначаетс€ учителем музыки. ѕараллельно с преподаванием  омитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследовани€ об арм€нской церковной музыке. ¬ 1895 году  омитас принимает духовный сан архимандрита. ќсенью того же года уезжает в “ифлис, учитьс€ в музыкальном училище. Ќо, встретившись с композитором ћакаром ≈кмал€ном, получившим образование в —анкт-ѕетербургской консерватории, мен€ет свои намерени€ и изучает у последнего курс гармонии. Ёти зан€ти€ стали своеобразной предтечей и крепкой основой дл€ овладени€ европейской техникой композиции. ƒальнейшие событи€ жизни  омитаса были св€заны с крупным музыкальным центром ≈вропы Ч Ѕерлином, куда он уехал учитьс€ по протекции католикоса, получа€ финансирование от крупнейшего арм€нского нефт€ного магната јлександра ћанташ€на.  омитас поступает в частную консерваторию профессора –ихарда Ўмидта. ѕараллельно с зан€ти€ми последнего,  омитас также посещает императорский университет Ѕерлина Ч лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. ¬ годы учЄбы он имел возможность общатьс€ с европейской музыкой Ч ещЄ более обогаща€ запас знаний, заниматьс€ музыкально-критической де€тельностью. ѕо приглашению ћеждународного музыкального общества он провел лекции, посв€щенные арм€нской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой. ¬ сент€бре 1899 года  омитас возвращаетс€ в Ёчмиадзин и сразу разворачивает свою музыкальную де€тельность. ¬ короткое врем€ он в корне мен€ет систему преподавани€ музыки в семинарии (среди его учеников известный композитор —пиридон ћелик€н), создаЄт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. ќн обходит разные районы јрмении, записыва€ тыс€чи арм€нских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. —ерьЄзно занимаетс€ также научно-исследовательской работой, изучает арм€нские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой арм€нских хазов, над теорией гласов.  омитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист арм€нской музыки.
8 окт€бр€ 1869 года родилс€ Ч  омитасpost-13108-128650009305 (700x356, 201Kb)
 омпозитор начинает задумыватьс€ и над большими, монументальными музыкальными формами. Ќамереваетс€ создать музыкальный эпос Ђ—асна црерї и продолжает работу над оперой Ђјнушї, которую начал ещЄ в 1904 году. ќн сосредотачивает своЄ внимание на темах, касающихс€ народного музыкального творчества, раскрывает содержание народных песен.  онечно, подобное мировоззрение должно было привести к неизбежному конфликту между  омитасом и церковью. ѕостепенно безразличие новых руководителей, отрицательное отношение отсталого сло€ церковных де€телей, сплетни и клевета возросли настолько, что отравили жизнь композитора Ч человека, который осталс€ в представлении современников как абсолютно светский человек.  онфликт настолько углубилс€, что  омитас отправл€ет письмо католикосу, умол€€ освободить его и позволить спокойно жить и творить. Ёто прошение остаетс€ безответным, а преследование  омитаса становитс€ ещЄ более €вным. ¬ 1910 году  омитас оставл€ет Ёчмиадзин и уезжает в  онстантинополь. ќн думал, что там он найдет такую среду, котора€ поймет, защитит и поощрит его де€тельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность.  омитас хотел создать национальную консерваторию, с которой св€зывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Ќо композитору не удаетс€ осуществить это предпри€тие (впрочем, как и многие другие). ≈го вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей. ¬  онстантинополе  омитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его Ђ√усанї. ѕоследний пользовалс€ большой попул€рностью. ¬ его концертной программе основное место принадлежало арм€нским народным песн€м.  омитас часто проводил свое врем€ в поездках с докладами и лекци€ми, выступа€ в своих концертах как солист и дирижЄр.  омпозитор превосходно владел флейтой и фортепиано. ќн был одарен большой силой воздействи€ на своих слушателей. »скусством  омитаса были покорены известные музыканты: ¬енсан дТЁнди, √абриэль ‘оре,  амиль —ен-—анс. ¬ 1906 году после одного из концертов выдающийс€ французский композитор  лод ƒебюсси взволновано воскликнул: Ђ√ениальный отец  омитас! ѕреклон€юсь перед ¬ашим музыкальным гением!ї ¬  онстантинополе  омитас не нашЄл бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Ѕолее того: если в Ёчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в  онстантинополе он был лишЄн и этого. “ем не менее, он продолжал напр€женно работать. ќсобое внимание удел€ет  омитас созданию духовных произведений. ¬ этой сфере его шедевр Ч Ђѕатарагї (ЂЋитурги€ї), написанный дл€ мужского хора. Ќе менее важной областью было дл€ него и музыковедение. ¬ ѕариже на конференции ћеждународного музыкального общества он читает два доклада: Ђјрм€нска€ народна€ музыкаї и Ђќ старой и новой нотописи арм€нской духовной музыкиї, которые вызвали большой интерес среди участников конференции.  омитасу предлагаетс€ также прочесть дополнительный доклад на тему: Ђќ времени, месте, акцентуации и ритме арм€нской музыкиї. ¬ период 1-ой мировой войны правительство младотурок начало осуществл€ть свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части арм€нского народа. ¬ апреле 1915 года вместе с целым р€дом выдающихс€ арм€нских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и  омитас. ѕосле ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь јнатолии, где стал свидетелем зверского уничтожени€ светлых умов нации. Ќесмотр€ на то, что благодар€ вли€тельным личност€м  омитас был возвращЄн в  онстантинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе.  омитас уединилс€ от внешнего мира, укрылс€ в своих мрачных и т€желых думах Ч сломленный и печальный. ¬ 1916 году здоровье  омитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. ќднако не было никакой надежды на выздоровление. ћедицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. √ений арм€нской музыки нашЄл свое последнее пристанище под ѕарижем, в лечебнице городка ¬ильжюиф, провед€ там почти 20 лет. ”мер там же 22 окт€бр€ 1935 года. ¬есной 1936 года его прах был перевезЄн в јрмению и предан земле в ≈реване. —егодн€  омитас покоитс€ в ѕантеоне де€телей культуры. Ќе менее трагической была и судьба творческого наследи€  омитаса. Ѕольшинство его рукописей были уничтожены или растер€ны по всему миру. Ђјрм€нский народ в песне  омитаса нашЄл и узнал свою душу, свое духовное Д€У.  омитас ¬ардапет Ч начало, не имеющее конца. ќн должен жить арм€нским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегдаї. ( атоликос всех арм€н ¬азген ѕервый).
Komitas_Quebec (525x700, 432Kb)
 омитас, монумент в городе  вебек.
ѕам€ть: ÷ентральна€ площадь города Ёчмиадзина названа в честь  омитаса; –оссийско-арм€нский струнный квартет студентов ћосковской консерватории, созданный в 1924 году, был назван именем  омитаса в 1932 году (квартет имени  омитаса); »м€  омитаса носит один из лучших концертных залов ≈ревана Ч ƒом камерной музыки; ≈го именем названа одна из главных улиц ≈ревана; —квер имени  омитаса в ѕариже; ¬ 1996 году в ≈реване открылось специализированное музыкальное издательство Ђ омитасї;
USSR_stamp_Komitas_1969_6k (700x506, 380Kb)
¬ 1969 году была выпущена почтова€ марка ———–, посв€щенна€  омитасу, 6 копеек (÷‘ј 3799, —котт 3645).
¬ 2000 году была выпущена почтова€ марка јрмении, посв€щенна€  омитасу; ¬ 2008 году был устновлен монумент  омитасу в городе  вебек, посв€щенный всем жертвам геноцида арм€н; ¬ 1959 году известным поэтом ј.“арковским написано удивительное по выразительности стихотворение Ђ омитасї:

Ќичего душа не хочет
», не открыва€ глаз,
¬ небо смотрит и бормочет,
 ак безумный,  омитас.

ћедленно идут светила
ѕо спирали в вышине,
Ѕудто их заговорила
—ила, сп€ща€ во мне.

¬с€ в крови мо€ рубаха,
ѕотому что и мен€
ќбдувает ветром страха
—тародавн€€ резн€.

» оп€ть јй€-—офии
 амень ходит предо мной,
» земл€ ступни босые
ќбжигает мне золой.

Ћазарь вышел из гробницы,
ј ему и дела нет,
„то летит в его глазницы
Ѕелый €блоневый цвет.

ƒо утра в гортани воздух
Ўелушитс€ как слюда,
» стоит в багровых звЄздах
 ривда —трашного суда.

Ћитература: јта€н –.ј., Komitas (творческий портрет композитора, на английском €зыке). Ќью-…орк, 1969; “агмиз€н Ќ. .,  омитас и арм€нска€ музыкальна€ культура. 2-е издание. ћосква, 1987.

Bulatovich (525x700, 341Kb)
1870
»еросхимонах јнтоний (в миру - јлександр  саверьевич Ѕулатович)
русский учЄный и религиозный де€тель. »сследователь Ёфиопии, офицер, впоследствии иеросхимонах, лидер догматического движени€ Ђим€славиеї –усской православной церкви. јлександр Ѕулатович родилс€ в городе ќрле, в благородной семье. ќтец Ч генерал-майор  саверий ¬икентьевич Ѕулатович, из потомственных двор€н √родненской губернии, умер около 1873 г. ћать Ч ≈вгени€ јндреевна јльбрандт, осталась после смерти мужа с трем€ детьми: јлександром и двум€ его сЄстрами. ¬ жилах его текла татарска€, грузинска€, французска€ и русска€ кровь. ƒетство јлександра прошло в богатом поместье Ћуциковка ћарковской волости Ћебединского уезда ’арьковской губернии. ¬ 1884 году он вместе с матерью переехал в —анкт-ѕетербург. јлександр Ѕулатович училс€ в јлександровском Ћицее (1884Ч1891), который окончил среди лучших выпускников. ѕосле окончани€ лице€ 13 ма€ 1891 года поступил на гражданскую службу в чине титул€рного советника в собственную его величества канцел€рию по ведомству учреждений императрицы ћарии, руководившую учебными и благотворительными учреждени€ми. ¬скоре ј.Ѕулатович подал прошение о выдаче ему на руки документов, и поступил на военную службу: 9 июн€ 1891 года он был зачислен р€довым на правах вольноопредел€ющегос€ в лейб-гвардии √усарский полк. 28 августа 1892 года получил первый офицерский чин Ч корнета. ¬ 1896 году Ѕулатович добилс€ своего включени€ в члены российской миссии  расного  реста в Ёфиопии, где он стал доверенным лицом негуса ћенелика II. —овершил в апреле 1896 в качестве курьера легендарный пробег на верблюдах из ƒжибути в ’арэр, преодолев рассто€ние свыше 350 вЄрст по гористой пустыне за 3 суток и 18 часов, что на 6Ч18 часов быстрее, чем профессиональные курьеры.  ак об этом описанно в книге Ѕулатовича, в конце этого пути его тепло встретил и оказал помощь Ќиколай Ћеонтьев. ¬ 1897Ч1899 стал военным помощником ћенелика II в его войне с »талией и южными племенами. Ѕулатович Ч первый европеец, который пересЄк из конца в конец  аффу (сейчас Ч провинци€ Ёфиопии). ¬последствии составил первое научное описание  аффы. ќн также стал вторым европейцем, который обнаружил устье реки ќмо. ¬ –оссии мисси€ Ѕулатовича была высоко оценена: он получил серебр€ную медаль от –усского географического общества за работы по Ёфиопии (1899). ≈му также был присвоено звание поручика лейб-гвардии √усарского полка. Ќиколай √умилЄв с детства восхищалс€ эфиопскими экспедици€ми Ѕулатовича и был первым, кто смог повторить эфиопский маршрут Ѕулатовича. 5 июл€ 1900 г. по личному указанию Ќикола€ II √лавному штабу Ѕулатович был направлен в ѕорт-јртур в распор€жение командующего войсками  вантунской области. «атем он направлен в отр€д генерала Ќ.ј.ќрлова, действовавший вдоль  итайской-¬осточной железной дороги. ”частвовал в подавлении »хэтуаньского восстани€. 30 июл€ 1900 года отр€д Ѕулатовича вошЄл в ’айлар, захваченный до этого повстанцами, и двое суток удерживал его до подхода основных сил. ѕосле вз€ти€ ’айлара отр€д ќрлова двинулс€ к ’инганскому перевалу. ¬ ночь на 20 августа Ѕулатович лично руководил разведкой вражеских позиций, а затем смелым обходным маневром вышел противнику в тыл. ѕосле жестокой схватки китайцы отступили. 135 забайкальских казаков получили за этот бой √еоргиевские кресты, а сам Ѕулатович Ч орден ¬ладимира 4-й степени. ѕредводитель китайских войск Ўоу Ўань вскоре после поражени€ покончил с собой. 21 июн€ 1901 г. Ѕулатович возвратилс€ в полк. “ам он через мес€ц был назначен командовать 5-м эскадроном. 27 апрел€ 1902 г. произведЄн в ротмистры. «акончил ускоренный курс 1-го ¬оенного ѕавловского училища. 1 €нвар€ 1903 г. ј. .Ѕулатович был освобождЄн от командовани€ эскадроном. — 9 феврал€ 1903 г. уволилс€ в запас по Ђсемейным обсто€тельствамї. ¬ 1903 после разговора с »оанном  ронштадтским он ушЄл из армии и стал монахом (позже иеросхимонахом) русского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ на горе јфон в √реции. ќн снова посетил Ёфиопию и попыталс€ основать там русский православный монастырь. Ѕыл пострижен в монашество с именем јнтоний и стал известен как иеромонах јнтоний Ѕулатович.  огда на јфоне начались им€славческие споры, отец јнтоний не принимал участи€ в них и даже ничего о них не знал, так как вел очень замкнутый образ жизни.  огда в 1912 г. игумен јндреевского скита »ероним попросил его, как образованного человека, составить мнение о вызвавшей споры книги ЂЌа горах  авказаї, написанной схимонахом »ларионом, иеросхимонах јнтоний поначалу решил, что положение Ђ»м€ Ѕожие есть Ѕогї ошибочно и даже написал письмо самому автору книги с обличением в неправомыслии. Ќо почти сразу после этого он нашел им€славческое положение в книге св€того »оанна  ронштадтского, которую тот дал в Ђруководствої Ѕулатовичу, когда он был ещЄ послушником и находилс€ в –оссии. ѕосле этого иеросхимонах јнтоний сжег свое письмо схимонаху »лариону, сказал игумену »ерониму, что в его книги нет никакой ереси и вскоре стал одним из лидеров им€слави€. ¬ марте 1913 г. по поручению братии јндреевского скита иеросхимонах јнтоний выехал с јфона в —анкт-ѕетербург дл€ разъ€снени€ им€славческого учени€ и позиции им€славцев. ќн продолжал свою борьбу за признание им€слави€, издал несколько богословских книг, доказывающих его правоту, встречалс€ с императором Ќиколаем II, и в конечном счете сумел обеспечить своего рода оправдание дл€ себ€ и своих товарищей по им€славию Ч им€славцам позволили возвратитьс€ к служению в ÷еркви без пока€ни€. ¬ 1914 году иеросхимонах јнтоний (Ѕулатович) направил государю императору Ќиколаю II письмо в защиту им€слави€. Ђћы не хотим раскола и скорбим о том бедствии, которое ныне постигло нашу ÷ерковь, желали бы, чтобы в ÷еркви снова наступил мир и вс€кие догматические споры прекратились, но отступать от исповедани€ Ѕожества »мени Ѕожи€ мы не считаем дл€ себ€ вправе и покоритьс€ —в€тейшему —иноду считаем за вероотступничествої. √осударь в ответ направил письмо на им€ митрополита ћосковского ћакари€, в котором благопри€тно отозвалс€ о им€славцах.  огда иеросхимонах јнтоний (Ѕулатович) приехал с јфона в –оссию искать Ђправды Ѕожиейї у –усской православной церкви, то его прежде всего подвергли обыску, потом —в€тейший —инод предложил ћинистерству внутренних дел выслать его из —анкт-ѕетербурга как человека беспокойного. Ђѕолицейскими преследовани€ми ответили на его духовную жаждуї. 10 сент€бр€ 1914 јнтоний Ѕулатович получил разрешение поехать в действующую армию как армейский св€щенник. ¬о врем€ ѕервой мировой войны отец јнтоний не только служил св€щенником, но и во Ђмногих случа€х вЄл солдат в атакуї, был награждЄн наперсным (св€щенническим) крестом на √еоргиевской ленте. ќтец јнтоний был убит бандитами в Ћуцыковке —умской области в ночь с 5 на 6 декабр€ 1919 года, защища€ от ограблени€ неизвестную женщину. ѕохоронен в селе Ћуциковка Ѕелопольского района —умской области, ”краина. 6 сент€бр€ 2003 г. были обретены его нетленные мощи. 23 августа 2009 года на могиле установлен и осв€щен гранитный крест. Ќаграды: ќрден —в€той јнны 2-й степени с мечами; ќрден —в€того ¬ладимира 4-й степени с мечами и бантом; ќрден ѕочЄтного легиона (за спасение из плена французского миссионера сеньора Ћавесьера во врем€ подавлени€ Ђвосстани€ боксЄровї в 1900 году); ¬ысша€ военна€ награда Ёфиопии при негусе ћенелике II Ч золотой щит и сабл€, подаренные расой ¬альде √еоргисом; √еоргиевский крест. ¬ художественной литературе: ќ приключени€х ј. .Ѕулатовича рассказываетс€ в исторической миниатюре ¬алентина ѕикул€ Ђ√усар на верблюдеї; »ль€ »льф и ≈вгений ѕетров воспользовались биографией ј. .Ѕулатовича дл€ создани€ вымышленной истории о гусаре-схимнике Ѕуланове, которую рассказывает герой романа Ђƒвенадцать стульевї ќстап Ѕендер; »ван —околов-ћикитов упоминает о доставленном в ќдессу с јфона ј. .Ѕулатовиче в рассказе ЂЌа мраморном берегуї; –ичард «ельтцер, Ђ»м€ геро€ї. –оман, перевод с английского Ќ.ј.Ќемзер. “руды: ќт Ёнтото до реки Ѕаро. ќтчеты о путешествии в ёго-«ападной области Ёфиопской »мперии в 1896Ч1897 гг. —анкт-ѕетербург, 1897; »з јбиссинии через страну  аффа на озеро –удольфа // »звести€ –усского √еографического ќбщества, є 35-36 (1899) —траницы 259Ч283; — войсками ћенелика II (дневник похода из Ёфиопии к озеру –удольфа). —анкт-ѕетербург, 1900; ћосква, √лавна€ редакци€ восточной литературы, 1971; јпологи€ веры во »м€ Ѕожие и во »м€ »исус. ћосква,1913. ѕереиздани€: 1) »м€славие. јнтологи€ / –едактор ≈.—.ѕолищук. ћосква, 2002. —траницы 9-160; 2); »м€славие. —борник богословско-публицистических статей, документов и комментариев / ќбщ. ред., сост. и комм.: протоиерей  . Ѕорщ. “ом I. ћосква, 2003. —траницы 307Ч502; ѕрошение в ѕравительствующий —инод. —анкт-ѕетербург, 1913; јфонский разгром. церковное бессилие. —анкт-ѕетербург: Ђƒым ќтечестваї, 1913;  орни им€борчества // »м€славие. Ѕогословские материалы к догматическому спору об »мени Ѕожием по документам »м€славцев. —анкт-ѕетербург : »споведник, 1914. —траницы 65-81; ѕравославна€ ÷ерковь о почитании »мени Ѕожи€го и о ћолитве »исусовой. ѕетроград, 1914; ћо€ мысль во ’ристе. ќ де€тельности (энергии) Ѕожества. ѕетроград, 1914; » паки клевещет на ны ритор “ертилл //  олокол є 3086, 3 сент€бр€; є 3089, 6 сент€бр€ 1916 г.; ћо€ борьба с им€борцами на —в€той √оре. ѕетроград, 1917; переиздано в: јфонский разгром. —пор о почитании »мени Ѕожи€ и движение им€славцев 1910-1920-х годов. —анкт-ѕетербург, 2006. —траницы 47-104; ќправдание веры в Ќепобедимое, Ќепостижимое, Ѕожественное »м€ √оспода нашего »исуса ’риста. ѕетроград, 1917; »стори€ афонской смуты. ¬ыпуск 1. ѕетроград, 1917; јфонское дело. ѕетроград, 1917.

Vierne_1910 (517x700, 179Kb)
1870
Ћуи ¬иктор ∆юль ¬ьерн (французское им€ - Louis Victor Jules Vierne)
французский органист и композитор. Pодилс€ в городе ѕуатье. ќн был почти слепым от рождени€, но после операции в семилетнем возрасте его зрение немного улучшилось. ќн училс€ сначала в ѕарижском институте дл€ слепых детей. ≈го музыкальные способности про€вились очень рано и под вли€нием своего д€ди Ўарл€  олена, профессора ѕарижской консерватории по классу гобо€ и органиста одной из парижских церквей, он начал обучатьс€ игре на фортепиано. »менно от него ¬ьерн впервые услышал рассказы об известном органисте —езаре ‘ранке, который позже стал его первым учителем органного искусства. ¬ дес€тилетнем возрасте Ћуи ¬ьерн впервые услышал игру ‘ранка на органе в базилике —в.  лотильды и, по его собственным словам, она стала дл€ него откровением. ¬ 1881 году ¬ьерн поступил в школу-интернат дл€ слепых, где помимо традиционных школьных дисциплин он обучалс€ игре на органе, фортепиано, скрипке, а также познакомилс€ с гармонией, контрапунктом и композицией. ¬ 1886 году ¬ьерн завоевал первый приз по скрипке и фортепиано в ежегодном школьном конкурсе. ќдним из членов конкурсного жюри был —.‘ранк. ¬ыступление Ћ.¬ьерна произвело на него сильное впечатление и он пообещал юному музыканту зан€тьс€ его обучением после окончани€ школы. Ётот разговор с ‘ранком определил дальнейшую судьбу Ћуи ¬ьерна как музыканта. ƒва года спуст€ ¬ьерн был допущен в качестве слушател€ в органный класс ‘ранка, а в 1890 году его мечта сбылась и он стал студентом ѕарижской  онсерватории и учеником —езара ‘ранка. ќднако счастье было недолгим, в том же 1890 году ‘ранк внезапно умер от осложнений после гриппа. ћесто профессора по классу органа после —.‘ранка зан€л другой известный музыкант Ў.ћ.¬идор, совмещавший этот пост с должностью титул€рного органиста церкви —ен-—юльпис в ѕариже. ¬ 1892 году ¬ьерн стал помощником ¬идора в церкви —ен-—юльпис, а спуст€ два года Ч ассистентом профессора в консерватории. Ћетом 1898 года во врем€ частной поездки в  ан Ћ.¬ьерн встретилс€ с дочерью своего старого знакомого, известного баритона ќперы- омик Ё.-ј.“аскина, который брал у него уроки игры на органе. Ёта встреча оказалась судьбоносной и в апреле 1899 года јрлетта “аскин стала женой ¬ьерна.   концу XIX века Ћ.¬ьерн €вл€лс€ автором примерно двух дес€тков композиций, написанных в жанре фортепианной, вокальной и камерной музыки.
 (697x699, 146Kb)
¬ 1899Ч1900 г. он создал свои первые крупные произведени€ Ч Ђѕервую симфонию дл€ органаї (Op.14) и Ђ“оржественную мессуї (Op.16) дл€ четырЄхголосного смешанного хора, органа и оркестра. ѕозднее, по совету Ў.-ћ.¬идора, в ћессе вместо редко используемого в духовной музыке оркестра был введЄн орган. 8 декабр€ 1901 года состо€лась премьера “оржественной ћессы, партии органов исполн€ли Ў.-ћ.¬идор и сам Ћ.¬ьерн. ¬ 1900 году на конкурсной основе ¬ьерн был назначен на пост титул€рного органиста —обора ѕарижской Ѕогоматери, который он занимал до конца жизни.  ак и в церкви —ен-—юльпис, в —оборе ѕарижской Ѕогоматери был установлен великолепный орган јристида  овайе- ол€, особенности звучани€ которого оказали значительное вли€ние на органные композиции музыканта. Ћ.¬ьерн очень быстро приобрЄл славу блест€щего органиста и импровизатора и много концертировал, а после окончани€ ѕервой мировой войны гастролировал в ≈вропе (1921Ч1924 гг.) и јмерике (1927 г.), дава€ помимо концертов и мастер-классы. ∆изнь Ћуи ¬ьерна была полна трагических событий. ѕроблемы со зрением, которое удавалось кратковременно улучшить операци€ми, преследовали ¬ьерна всю жизнь. ¬ 1909 году он развЄлс€ с женой, ушедшей к его другу, известному органостроителю Ўарлю ћютену, которому ¬ьерн посв€тил ¬торую органную симфонию. ¬ 1913 году умер его младший сын, а в но€бре 1917 года ѕерва€ мирова€ война унесла жизнь и старшего сына. ¬ довершение всех несчастий, в мае 1918 года погиб его младший брат-органист, в музыкальное обучение которого ¬ьерн вложил немало сил. Ћ.¬ьерн много времени посв€щал зан€ти€м со студентами. Ќачало его педагогической де€тельности относитс€ ещЄ к концу XIX века, когда молодой музыкант работал ассистентом јлександра √ильмана, часто замеща€ профессора во врем€ его частых гастрольных поездок. Ќачина€ с 1911 года ¬ьерн вЄл класс органа в Ђ—хола канторумї. Ќесмотр€ на проблемы со здоровьем и в личной жизни, он всегда оставалс€ добрым и терпеливым наставником. —реди его учеников были ћарсель ƒюпре, Ћили и Ќад€ Ѕуланже, јнри √аньебен и другие известные органисты и композиторы. ¬ 1931 году заслуги Ћуи ¬ьерна получили официальное признание: он стал рыцарем ќрдена ѕочЄтного легиона. Ћуи ¬ьерн умер в —оборе ѕарижской Ѕогоматери во врем€ своего 1750-го сольного концерта от сердечного приступа 2 июн€ 1937 года. ћузыкальный талант Ћ.¬ьерна был весьма многогранным. ¬ыдающийс€ органист, он в течение 37 лет занимал должность титул€рного органиста —обора ѕарижской Ѕогоматери Ч одного из престижнейших постов ‘ранции. ¬ьерн был блест€щим виртуозом и славилс€ своими импровизаци€ми, три из которых были записаны в 1928 году и впоследствии транскрибированы ћорисом ƒюрюфле.  роме того, Ћ.¬ьерн оставил после себ€ множество композиций в самых различных музыкальных жанрах. Ёто музыка дл€ органа, хоровые и вокальные произведени€, несколько симфонических сочинений, а также фортепианна€ и камерна€ музыка. ћузыкальный €зык ¬ьерна в своем становлении прошЄл через различные стили: драматизм и эмоциональный пафос романтизма, нежные Ђпастельныеї краски импрессионизма, крайности модернизма и беспристрастность абстракционизма. ј в поздних своих работах композитор обнаружил даже вли€ние современной музыки и джаза. ќсобенности органного €зыка Ћ.¬ьерна в значительной степени обусловлены богатством звуковой палитры симфонического органа, который постепенно получил признание как концертный инструмент. Ётот тип органа об€зан своим по€влением ј.  авайе- оллю, который кардинально изменил диспозицию органа, сохран€вшуюс€ в течение нескольких предшествующих столетий, и ввЄл дополнительные регистры, имитирующие человеческий голос, €влени€ природы и различные музыкальные инструменты симфонического оркестра. ƒва главных органа, на которых играл мастер (органы церкви —ен-—юльпис и —обора ѕарижской Ѕогоматери) были в XIX веке реставрированы ј. авайе- оллем.
Plaque_Louis_Vierne,_37_rue_Saint-Ferdinand,_Paris_17 (700x590, 254Kb)
ћемориальна€ доска на доме, где жил Ћ.¬ьерн.
¬ органном наследии композитора выдел€ютс€ два основных жанра: симфони€ и программна€ пьеса. ≈го перу принадлежат шесть органных симфоний и уже в самой первой из них про€вилс€ собственный стиль композитора: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. ѕервые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора, в которых он ищет свои формы самовыражени€, постепенно отдал€€сь от эстетики своих учителей Ч ‘ранка, ¬идора и √ильмана. „етвЄрта€ симфони€, написанна€ 1914 году после нескольких т€желых потерь, выдел€етс€ своей трагедийной концепцией, раскрываемой через колоссальные звуковые и смысловые возможности органа, чего не удавалось достичь ни одному из предшествующих ¬ьерну органистов. ƒве последних симфонии композитора, п€та€ (1924 г.) и шеста€ (1930 г.), были написаны под впечатлением от гигантских американских органов. ¬ них про€вл€ютс€ новые выразительные средства, наблюдаетс€ уход в атональную сферу, отказ от академических традиций и обращение к эстетическим формам XX века (виртуозность, хроматизм). —реди программных произведений дл€ органа наиболее значительными €вл€ютс€ ƒвадцать четыре пьесы в свободном стиле (Op. 31) и четыре сюиты (Op.51, 53, 54, 55), объединЄнные общим названием ƒвадцать четыре фантастические пьесы. ќдна из этих пьес,  олокола ¬естминстера, €вл€етс€ весьма известным произведением и часто исполн€етс€ на концертах. ѕьесы в свободном стиле (1913Ч1914 гг.), суд€ по их прозрачной и несложной фактуре, были созданы с педагогическими цел€ми и вполне доступны начинающему органисту. Ќесмотр€ на то, что наибольшую известность получили органные сочинени€ Ћ. ¬ьерна, его фортепианные и камерные произведени€ также весьма многочисленны, хот€ и более традиционны. Ѕлагодар€ своему учителю Ў.-ћ.¬идору, удел€вшему много внимани€ фортепианной подготовке будущих органистов, Ћуи ¬ьерн в совершенстве владел этим инструментом, хот€ и не считал его Ђсвоимї. » хот€ он отказывалс€ давать сольные фортепианные концерты, в приватной обстановке он исполн€л такие виртуозные произведени€ как Ђ¬енский карнавалї Ўумана, Ђ“рансцендентные этюдыї Ћиста, сочинени€ Ўопена. ≈го фортепианное наследие включает несколько ранних опусов, написанную в счастливое врем€ знакомства с будущей женой Ѕургундскую сюиту (1899 г.), “ри ноктюрна (1915 г.), ƒвенадцать прелюдий (1914Ч1915 гг.), из€щные и очень поэтичные ƒетские силуэты (1916 г.) и ќдиночество (1918 г.), по€вившеес€ после двух т€желых утрат. Ћ.¬ьерном написана всего одна —имфони€ (1906Ч1907 гг.), но его оркестровые произведени€ включают также —имфоническую поэму дл€ фортепиано и оркестра (1925Ч1926 гг.), Ѕалладу дл€ скрипки и оркестра (1926 г.) и —имфонические пьесы дл€ органа и оркестра (1926 г.), представл€ющие собой авторскую переработку первых трЄх органных симфоний.   жанру камерной музыки ¬ьерн обращалс€ ещЄ в юности, создав три произведени€ в 1894 году, включа€ —трунный квартет, начатый во врем€ летних каникул и завершЄнный в сент€бре. ѕосле более чем дес€тилетнего перерыва ¬ьерн вновь обратилс€ к этому жанру, написав —онату дл€ скрипки и фортепиано (1905Ч1906 гг.), а ещЄ через несколько лет по€вились изумительна€ –апсоди€ дл€ арфы (1909 г.) и соната дл€ фортепиано и виолончели (1910 г.).  винтет дл€ фортепиано и струнных был написан в 1917Ч1918 году и посв€щЄн пам€ти старшего сына ¬ьерна, погибшего на фронте во врем€ ѕервой мировой войны. «авершают список камерных произведений композитора п€ть программных пьес, объединЄнных общим названием Ђ¬ечера за границейї дл€ фортепиано и виолончели (1928 г.). ¬ьерном также создан р€д хоровых и несколько вокальных произведений. ¬ течение почти всей своей жизни ¬ьерн вЄл дневник, который помогали записывать сначала его брат –ене, а после его гибели Ч одна из учениц. ¬ этом дневнике был подробно описан ход его музыкального обучени€, сначала в семье, а потом Ч в школе дл€ слепых, включа€ зан€ти€ на фортепиано и сведени€ об исполн€емом репертуаре. Ёти дневники были частично опубликованы ещЄ при жизни ¬ьерна в 1934 году, а в 1970 году они вышли во ‘ранции целиком. Ћуи ¬ьерн оставил после себ€ Ђќрганную методикуї (фр. Methode dТOrgue), где изложен опыт всей его работы педагога и концертирующего органиста, встречавшегос€ с самыми различными инструментами. ¬ ней раскрыты особенности преподавани€, представлены взгл€ды профессионального органиста на инструменты разного времени, изложен проект глобальной реставрации органа собора ѕарижской Ѕогоматери. ќрганные произведени€: Louis Vierne: Complete Organ Works: Pierre Cochereau & George C. Baker, organ; Solstice; 7 CDs; Louis Vierne: Complete Organ Works: Christine Kamp, organ; Festivo; 8 CDs completed of 10; Louis Vierne: Complete Organ Works: Ben van Oosten, organ; MDG; 9 CDs; Louis Vierne: Complete Organ Works: Wolfgang Rьbsam, organ; IFO Records, 2008); 8 CDs (in preparation); Louis Vierne: Complete Choral Works: Truro Cathedral Choir; Robert Sharpe & Christopher Gray; Regent Records (2008); Organ Symphonies Nos. 1-6: Martin Jean, organ; Loft Recordings; Organ Symphonies Nos. 1-6: David Sanger, organ; Meridian Recordings; Organ Symphonies Nos. 1-6: Gьnther Kaunzinger, organ; Koch-Schwann; Second Symphony for Organ: Christopher Houlihan, organ; Towerhill Recordings; 24 Piиces de fantaisie: Gьnther Kaunzinger, organ; Novalis; 2 CDs; 24 Piиces en style libre op. 31: Gьnther Kaunzinger, organ; Koch-Schwann; 2 CDs. ќстальные произведени€: Louis Vierne: Symphonie en la mineur, Poиme pour piano et orchestre Ц Franзois Kerdoncuff, piano; Orchestre Philharmonique de Liиge; Pierre Bartholomйe, conductor; Timpani (2007); Louis Vierne: La Musique de chambre intйgrale (The Complete Chamber Music) Ц Franзois Kerdoncuff, piano; Olivier Gardon, piano; Alexis Galpйrine, violin; Odile Carracilly, viola; Yvan Chiffoleau, cello; Christian Moreaux, oboe; Pascale Zanlonghi, harp; Quartour Phillips; 2 CDs; Timpani (2005); Louis Vierne: Piano Quintet op. 42: Stephen Coombs, piano; Chilingirian Quartet; Hyperion; Louis Vierne: L'uvre pour piano (Works for Piano) Ц Olivier Gardon, piano; 2 CDs; Timpani (1995); Louis Vierne: Mйlodies, Volume I Ц Mireille Delunsch, soprano; Franзois Kerdoncuff, piano; Christine Icart, harp; Timpani (1997); Louis Vierne: Mйlodies, Volume II Ц Mireille Delunsch, soprano; Franзois Kerdoncuff, piano; Timpani (2005); Louis Vierne: Songs: Rachel Santesso, soprano; Roger Vignoles, piano; Andrew Reid, organ; Hugh Webb, harp; Deux-Elles.

»ван_ћаксимович_ѕоддубный (533x700, 229Kb)
1871
»ван ћаксимович ѕоддубный
российский и советскийпрофессиональный борец и атлет, происход€щий из рода запорожских казаков. »ван ѕоддубный родилс€ в селе Ѕогодуховка «олотоношского уезда ѕолтавской губернии (ныне „ернобаевский район, „еркасска€ область, ”краина) в 1871 году в семье потомственного запорожского казака ћаксима »вановича ѕоддубного. ¬есь род его славилс€ силой. »ван также унаследовал от предков большой рост, феноменальную силу и необычайную выносливость, а по линии матери, котора€ красиво пела, Ч тонкий музыкальный слух. ¬ детстве по воскресень€м и в праздники он пел в церковном хоре. — детства »ван был приучен к т€жЄлой кресть€нской работе и с 12 лет батрачил. ќтец ћаксим »ванович сам был богатырского роста и геркулесовой силы. „ерез много лет ѕоддубный скажет, что единственный человек, который сильнее его Ч только отец. ¬ 1893Ч1896 годах он Ч портовый грузчик в —евастополе и ‘еодосии, в 1896Ч1897 годах работал приказчиком в фирме ЂЋивасї. ¬ 1896 году в ‘еодосийском цирке Ѕескаравайного »ван ѕоддубный победил очень известных в ту пору атлетов Ч Ћуриха, Ѕороданова, –азумова, италь€нца ѕаппи. — того момента и началась его карьера борца. — 1897 года выступал на аренах цирков как атлет-гиревик и борец (начал с русской борьбы на по€сах, в 1903 году переключилс€ на классическую (французскую) борьбу).
IvanPiddubnyјфиша (510x700, 298Kb)
ѕлакат с изображением ».ћ.ѕоддубного.
Ќеоднократно выступал с гастрол€ми в российских городах и за рубежом, посетив около 50 городов в 14 странах. ¬ 32 года на чемпионате по французской борьбе в ѕариже ему составили медицинскую карточку: рост 184 см, вес 118 кг, бицепс 46 см, грудь 134 см на выдохе, бедро 70 см, ше€ 50 см. ’от€ и проигрывал отдельные схватки, но за 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревновани€ или турнира. Ќеоднократно выигрывал Ђчемпионаты мираї по классической борьбе среди профессионалов, включа€ самый авторитетный из них Ч в ѕариже (1905Ч1908). ќдним из самых известный поединков ѕоддубного стали бои с французским борцом –аулем ле Ѕуше. »х перва€ борьба окончилась победой француза, поскольку ле Ѕуше использовал нечестный приЄм ухода от захватов ѕоддубного, обмазавшись маслом, и сумел прот€нуть врем€ поединка, по исходу которого судьи отдали ему первенство с формулировкой Ђза красивые и умелые уходы от острых приЄмовї. –ешение судей вызвало гнев публики, а ѕоддубный был настолько сильно потр€сЄн нечестным судейством, что думал уйти из профессиональной борьбы. ќднако поддержка друзей и коллег заставила ѕоддубного передумать и на турнире в —анкт-ѕетербурге он вз€л реванш у ле Ѕуше, заставил француза в течение двадцати минут находитьс€ в коленно-локтевой позе, при свисте и улюлюкань€ публики, пока судьи не сжалились над французским борцом и не отдали победу ѕоддубному. ѕричЄм поражение вызвало у ле Ѕуше сильную истерику.
Poddubny_Eysk (560x700, 458Kb)
Ѕюст »вана ѕоддубного в городе ≈йске.
¬ борцовских кругах рассказываетс€ легенда о том, как в 1905 году в ѕариже, после окончани€ русско-€понской войны, ѕоддубный вступил в конфликт с пребывавшим в то врем€ во ‘ранции €понским мастером рукопашного бо€. японец предложил вы€снить отношени€ в схватке, на что ѕоддубный согласилс€. японский соперник ѕоддубного через переводчика сообщил, что в честь победы его страны над –оссией оставит жизнь своему сопернику, после чего схватка началась. ќбладающий высоким уровнем техники бо€ €понец без особого труда справл€лс€ со всеми атаками ѕоддубного, который мог рассчитывать только на борцовские приЄмы и на свою колоссальную физическую силу. ќднако в тот момент, когда казалось, что уже ничего не поможет русскому борцу справитьс€ с необычным дл€ него соперником, случилась неожиданна€ вещь Ч €понец ушЄл от очередной попытки захвата, но ѕоддубному удалось ухватить рукой край развевающегос€ кимоно. ѕосле этого ѕоддубный схватил €понца и через колено сломал ему бедренную кость. ¬прочем, никаких документальных подтверждений этой истории нет, хот€ она и была упом€нута в документальном фильме јлександра —мирнова Ђ“рагеди€ —илача. »ван ѕоддубныйї (фильм был показан на канале Ђ–осси€ї в 2005 году). ¬ начале ма€ 1915 года в ≈катеринославе (в здании старого цирка у Ђќзеркиї) одержал победу над чемпионом јлександром √аркавенко (Ђчерной маскойї), а через два дн€ Ч ещЄ над одним чемпионом »ваном «аикиным. ¬ годы √ражданской войны работал в цирках ∆итомира и  ерчи. ¬ 1919 году победил лучшего борца махновской армии в Ѕерд€нске. ¬ 1920 году арестован ќдесской „  и приговорЄн к расстрелу, однако вскоре отпущен. ¬ 1923Ч1924 годах работал в √осцирке, затем 3 года провЄл на гастрол€х по √ермании и —Ўј.
Stamp_of_Ukraine_s124 (497x700, 389Kb)
»ван ѕоддубный на почтовой марке ”краины.
23 феврал€ 1926 года о нЄм Ђтрубилиї все телеграфы планеты: ЂЌа дн€х »ван ѕоддубный победил в Ќью-…орке лучших борцов нового света, завоевав звание Дчемпиона јмерикиУї. Ўестикратный чемпион мира среди профессионалов поразил всех не только своей феноменальной силой и мастерством, но и спортивным долголетием, ведь в 1926 году ему было 55!
8 окт€бр€ 1871 года родилс€ Ч »ван ћаксимович ѕоддубныйpost-13108-128650033074 (700x350, 142Kb)
¬ 1927 году в јрхангельске победил известного вологодского борца ћихаила  уликова. ¬ но€бре 1939 года в  ремле ему за выдающиес€ заслуги Ђв деле развити€ советского спортаї был вручен орден “рудового  расного «намени и присвоено звание «аслуженного артиста –—‘—–. ¬ годы войны проживал на оккупированной немцами территории в городе ≈йске.
8 окт€бр€ 1871 года родилс€ Ч »ван ћаксимович ѕоддубныйpost-13108-128650034007 (700x347, 191Kb)
ќтветил отказом поехать в √ерманию и готовить немецких спортсменов, сказав, что Ђя Ч русский борец. »м и останусьї.  овЄр покинул в 1941 году в 70-летнем возрасте. ѕослевоенные годы проживал в жуткой нищете, ради еды пришлось продать все завоЄванные награды. ¬ 1945 году присвоено звание Ђ«аслуженный мастер спорта ———–ї. ”мер »ван ћаксимович в ≈йске Ч небольшом курортном городке на берегу јзовского мор€, от инфаркта 8 августа 1949 года. ≈сли бы не нищета - кто знает, сколько прожил бы богатырь, так как дед »вана ѕоддубного прожил до 120 лет. ѕохоронен там же, в ≈йске, в городском парке, ныне нос€щем его им€. «десь же установлен пам€тник ему, а неподалеку расположены музей ».ћ.ѕоддубного и спортивна€ школа его имени. Ќа могиле ѕоддубного высечено: Ђ«десь русский богатырь лежитї. Ќаграды и звани€: ѕервый шестикратный чемпион мира по греко-римской борьбе (1905-1909 гг.); ќрден ѕочЄтного легиона (1911); ќрден “рудового  расного «намени (1939); «аслуженный артист –—‘—– (1939); «аслуженный мастер спорта ———– (1945). ¬ ———– с 1953 года стали проводитьс€ мемориалы ѕоддубного. C 1962 года провод€тс€ международные турниры пам€ти ѕоддубного. »м€ Ђ»ван ѕоддубныйї носит один из четырЄх прогулочных ледокольных теплоходов феодосийского морского порта, спущенный на воду в “аганроге в 1972 году.
ѕам€тник_»вану_ѕоддубному_в_≈йске (700x463, 551Kb)
¬ 2011 году в ≈йске ѕоддубному был установлен бронзовый пам€тник с пам€тной табличкой Ђ„емпиону чемпионов в честь 140-лети€ от благодарных последователейї, открытие которого провЄл борец ј.ј. арелин.
10 июл€ 2014 года состо€лась премьера фильма √леба ќрлова Ђѕоддубныйї c ћихаилом ѕореченковым в главной роли. ¬есной 1906 года во врем€ пребывани€ »вана ѕоддубного в ≈катеринославе в гост€х у своего друга историка «апорожского казачества ƒмитри€ яворницкого, их общий друг, художник Ќиколай —трунников, нарисовал его портрет, на котором изобразил ѕоддубного в виде запорожского казака. ќн хранитс€ в ƒнепропетровском историческом музее. ¬о врем€ оккупации ≈йска немецкими войсками в 1941Ч1943 годах »ван ѕоддубный продолжал демонстративно носить свой ќрден “рудового  расного «намени. Ќемцы разрешили ему открыть биль€рдный зал при военном госпитале, что позволило пережить оккупацию. ” »вана ѕоддубного была стальна€ трость весом 1 пуд (16 кг), с которой он посто€нно ходил. ¬ 1924 году 53-летний ѕоддубный проиграл схватку р€занскому борцу »вану „уфистову (1885Ч1969) (это была их втора€ встреча, в первой ѕоддубный выиграл). ѕосле схватки он сказал своему сопернику: ЂЁх, ¬анька, не тебе € проиграл, а старости своейї. ¬сю свою жизнь »ван ѕоддубный, куда бы его не бросала судьба, искренне любил ”краину.  огда ему за бытность большевиков выдали паспорт с фамилией Ђѕоддубныйї и национальностью Ђрусскийї, требовал заменить паспорт, а после отказа чемпион собственноручно сделал исправление Ч Ђѕиддубныйї и Ђукраинецї. ‘ильмы: ЂЅорец и клоунї (1957). –оль ѕоддубного исполнил —танислав „екан; Ђ«най наших!ї (1985, киностуди€ Ђ азахфильмї). –оль ѕоддубного сыграл ƒмитрий «олотухин; Ђ»ван ѕоддубный. “рагеди€ силачаї (2005, документальный); Ђѕоддубныйї (2014, художественный, режиссЄр √леб ќрлов). –оль ѕоддубного сыграл ћихаил ѕореченков. Ћитература: ¬ойцеховский «бигнев »ван ѕоддубный. ќдолеть его могли только женщины. Ч ћосква : Ёксмо, 2013

John Cowper Powys (700x658, 78Kb)
1872
ƒжон  упер ѕовис (John Cowper Powys)
английский писатель-романист, эссеист, лектор, поэт, философ. –одилс€ в Ўирли, ƒербишир, јнгли€. ќтец Ц св€щенник, мать Ц дочь поэта ”иль€ма  упера. ¬се его брать€ и сестры в свое врем€ были известными людьми в области искусства. ”чилс€ в Ўерборнской школе и  ембридже. –аботал в качестве учител€ и лектора сначала в јнглии, потом ≈вропе, и —Ўј, где он жил с 1904 по 1934 годы. —тал известен благодар€ своим нашумевшим романам, таким как Ђ√лэстенберийский романї, поэзии и эссе, философским трудам. ќбращалс€ к теме возвышенных состо€ний пробужденности, возникающих как результат мистических откровений, переживаний экстраординарного удовольстви€ или боли. ”мер 17 июн€ 1963 года.

Ўтейнберг_—_—(»”I) (494x700, 65Kb)
1872
—ергей —амуилович Ўтейнберг
советский ученый-металловед, член-корреспондент јкадемии Ќаук ———– (1939). –одилс€ в ћоскве. ќкончил ‘рейбергскую горную академию (√ермани€, 1906), инженер-металлург. ƒоктор технических наук (1934), профессор (1927), член-корреспондент јкадемии Ќаук ———– (1939). ¬ 1906Ч1910 гг. Ч мастер мартеновского цеха ёрюзаньского завода; в 1910Ч1920 гг. Ч заведующий металлографической лабораторией ѕермских пушечных заводов; в 1920Ч1925 гг. Ч главный металлург, заведующий электрометаллургическим отделом горно-металлургического треста Ђ”ралметї (город «латоуст); в 1925Ч1940 гг. Ч в ”ѕ»: заведующий кафедрой Ђћеталловедение и термообработкаї; с 1929 г. Ч в ”ральском отделении ¬сесоюзного института металлов: заведующий лабораторией металловедени€, консультант; с 1939 г. Ч директор »нститута металлургии и металлофизики ”ральского ‘илиала јкадемии Ќаук ———–. —оздатель уральской школы маталловедов-термистов. ѕод его руководством велись работы по изучению структурных превращений в стал€х; налажен процесс производства ферросплавов на ”рале; разработан и внедрен метод изготовлени€ высокопрочных сортов стальной проволоки на Ѕелорецком заводе; способы электроплавки, термообработки и легировани€ стали. ѕринимал участие в освоении производства электротехнической стали на ¬ерх-»сетском металлургическом заводе. –азработал теорию распада аустенита в углеродистой и легированной стал€х, котора€ обосновывает выбор режимов термической обработки. »сследовал процессы, протекающие при деформации и рекристаллизации стали. ¬нес вклад в теорию мартеновского и электросталеплавильного производства. »меет авторские свидетельства на изобретени€. јвтор 130 печатных работ, в том числе 10 монографий. Ќагражден орденом “рудового  расного «намени (1930). ”мер в —вердловске 7 сент€бр€ 1940 года. —очинени€: ћеталловедение, тома 1Ч3, ћоскваЧ ЋенинградЧ —вердловск, 1931Ч1935; “ермическа€ обработка стали. »збранные статьи, ћоскваЧ —вердловск, 1950; ћеталловедение, —вердловск, 1961. Ћитература: —адовский ¬., ѕам€ти —.—.Ўтейнбеога, "ћеталлург", 1940, є11Ч 12.

 (513x699, 46Kb)
1873
Ёйнар √ерцшпрунг (Ejnar Hertzsprung)
датский астроном. –одилс€ в местечке ‘редериксборг близ  опенгагена. ”чилс€ в  опенгагенском политехническом институте, получил специальность инженера-химика. ѕо окончании института (1898) в течение трех лет работал в —анкт-ѕетербурге. ¬ернувшись на родину, начал изучать астрономию, одновременно проводил фотографические наблюдени€ в обсерватории  опенгагенского университета и небольшой обсерватории Ђ”рани€ї. ≈го исследовани€ произвели впечатление на директора ѕотсдамской обсерватории  .Ўварцшильда, который пригласил √ерцшпрунга сначала в √Єттингенский университет, а затем в ѕотсдамскую обсерваторию (1909). — 1919 √ерцшпрунг работал в Ћейденской обсерватории, в 1935 стал ее директором. ¬ыйд€ в отставку, возвратилс€ в ƒанию и продолжил исследовани€ в обсерватории в Ѕрорфельде. »м€ √ерцшпрунга вошло в историю астрономии благодар€ исследовани€м 1905Ц1907 в  опенгагене и затем в ѕотсдаме, когда он построил диаграмму зависимости видимой звездной величины от показател€ цвета звезд в скоплени€х ѕле€ды и √иады (1911). ¬ 1913 американский астроном √.–есселл построил аналогичную диаграмму дл€ всех звезд с известными рассто€ни€ми, получившую название диаграммы √ерцшпрунга Ц –есселла. «везды со сходными физическими характеристиками образуют на ней более или менее изолированные группы. Ѕольшинство известных звезд располагаютс€ на так называемой √лавной последовательности, простирающейс€ по диагонали от гор€чих голубых звезд со светимостью в 1000 раз большей, чем у —олнца, через белые звезды, желтовато-белые, желтые (—олнце), оранжевые к красным карликам, в 1000 раз слабее —олнца. Ёта диаграмма стала основой дл€ исследований эволюции звезд. √ерцшпрунг определил также собственные движени€ звезд в скоплении ѕле€д, впервые отметил, что скоплени€ ѕле€ды, √иады и ясли различаютс€ по звездному населению (позже было установлено, что это различие обусловлено разным возрастом скоплений). ƒал надежные оценки рассто€ни€ до ћалого ћагелланова ќблака, показав, что многие переменные звезды в нем €вл€ютс€ цефеидами. ”становил, что ѕол€рна€ звезда €вл€етс€ цефеидой. √ерцшпрунг состо€л членом многих академий наук и почетным доктором крупнейших университетов, был награжден «олотой медалью Ћондонского королевского астрономического общества (1929), медалью  .Ѕрюса “ихоокеанского астрономического общества (1937) и др. ”мер √ерцшпрунг в “ЄллЄсе (ƒани€) 21 окт€бр€ 1967 года.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку