-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57564
Комментариев: 6350
Написано: 65362


4 октября родились...

Суббота, 04 Октября 2014 г. 00:20 + в цитатник
Victor_Knorre (464x700, 94Kb)
1840
Виктор Карлович Кнорре (Victor Knorre)
русский астроном немецкого происхождения, шахматист-любитель. Родился в Николаеве. Виктор Кнорре был пятым ребёнком в семье издавна занимающейся астрономией, всего в семье было пятнадцать детей. Чтобы Виктор Кнорре получил подобающее школьное образование, его отправляют Феллин. После окончания возвращается обратно и работает два года ассистентом своего отца в обсерватории. В 1862 году переезжает в Берлин, где поступает в вуз и начинает изучать астрономию у Вильгельма Фёрстера (немецкое имя - Wilhelm Foerster). После защиты диссертации в 1867 году начинает работать в Пулковской обсерватории, где проводит астрономические вычисления. В течение этого времени предпринимает множество поездок и инспектирует метеостанции, при этом вычисляет их точное расположения. Кроме того он проводит вычисления земного магнетизма. В 1869 году возвращается в Николаев, где вначале преподаёт своим младшим братья и сёстрам, а потом занимает рабочее место учителя в местной школе. За это он получает много признаний, но маленькую зарплату, из-за чего опять был вынужден переехать в Берлин к своему отцу, который в этому времени там обосновался. В конце концов Виктор работает Берлинской обсерватории с 1873 года. Не смотря на то, что он не занимал в Берлинском университете должности преподавателя, в 1892 году ему присваивают звание профессора астрономии. В 1906 году он уходит на заслуженный отдых и переезжает в новокупленный дом в Лихтенфельде (немецкое название - Lichterfelde), где проводит последние годы своей жизни. В берлинской обсерватории Кнорре использует рефрактор-Фраунгофа. Большую часть времени он проводит за наблюдением за малыми планетами (астероидами), кометами и двойными звёздами. 4 января 1876 года обнаруживает астероид 158 Коронида. В последующие годы ему удаётся открыть ещё три других астероида: 215 Энона, 238 Гипатия и 271 Пентезилия. Для наблюдения за астероидами и определения орбиты он конструирует прибор (микрометр), принцип работы которого описывает в специальном журнале (немецкое название - Astronomische Nachrichten). Кнорре участвует в дальнейшей разработки и улучшению других астрономических приборов и экваториальной монтировки телескопов. Даже после ухода в отставку продолжает участвовать в научной деятельности. В 1909 и 1911 годах опубликовывает работы на тему «экваториального монтирования телескопов» типа (нем. Knorre und Heele), от которого был сделан прототип. Кнорре был известным шахматистом, которого относят к элите немецких шахматистов около 1865 года. В свою очередь он побеждал А.Андерсона, Л.Паульсена, И.Цукерторта и Г.Неймана в различных турнирных партиях. Приблизительно после 1880 года он играет только любительские партии, несмотря на то, что всю свою жизнь интересуется шахматами. Умер около Берлина 25 августа 1919 года.

Charles_Lenepveu (497x700, 174Kb)
1840
Шарль Фердинан Ленепвё (французское имя - Charles Lenepveu)
Родился в Руане. Готовился к адвокатуре, но вместе с тем изучал под руководством Сервэ музыку, и, получив премию за свою кантату, сделался в 1865 учеником Парижской консерватории (Conservatoire de Paris); в 1865 получил Римскую премию, одержал в 1869 также победу на конкурсе Комической Оперы ("Le Florentin", поставлена лишь в 1874). В 1882 была поставлена большая опера "Velleda" (в Ковент-Гардене в Лондоне). Тем временем (1880) Ленепвё сделался профессором гармонии при консерватории; в 1892 - заменил Гиро в качестве профессора композиции. Ленепвё издал "100 Leзons d’harmonie" (с ответами, 1898). Умер в Париже 16 августа 1910 года. Работы: Le Florentin, опера; Vellйda, опера; Жанна Д'Арк (Jeanne d'Arc), лирическая драма, поставлена в Кафедральном соборе Руана 1 июня 1886 года; Триумфальная ода, посвященная Жанне Д'Арк (Ode triomphale а Jeanne d'Arc).

 (537x698, 159Kb)
1843
Николай Иванович Гродеков
приамурский генерал-губернатор. Родился в Елизаветграде, в обедневшей офицерской семье. Высшее военное образование получил в Николаевской академии Генерального штаба. Служил на Кавказе, в Туркестане. В 1893 г. Гродеков начал службу на Дальнем Востоке. Сначала помощником Приамурского генерал-губернатора С.М.Духовского, а спустя несколько лет сам занял генерал-губернаторский пост. Его деятельность на этом поприще заслуживает самой похвальной оценки. Одной из важнейших проблем, которые ему пришлось решать, было заселение края. В результате предпринятых им мер население края увеличилось на 82 тыс. человек. У губернатора Гродекова была программа развития образования. В соответствии с нею было открыто 37 начальных школ, 1 прогимназия, 1 реальное училище, 17 начальных училищ были преобразованы в двуклассные и др. Планировалось открытие ряда профессиональных технических училищ. Н.И.Гродеков был в числе лиц, открывших в 1899 г. Восточный институт во Владивостоке. Он был председателем Совета Приамурского отдела Русского географического общества, в работе которого принимал самое деятельное участие. По прямому указанию Гродекова были исследованы Шмаковские минеральные источники. Н.И.Гродеков, как высший администратор края, содействовал основанию Свято-Троицкого мужского монастыря вблизи железнодорожной станции Шмаковка; ходатайствовал об открытии во Владивостоке духовной семинарии, неоднократно передавал церкви свои личные сбережения. Генерал-губернатор лично покровительствовал Обществу трезвости, которое родилось в приморском селе Осиновка, помог оборудовать там школу и читальню. Последние годы своей жизни Н.И.Гродеков провел в Санкт-Петербурге. Умер 25 декабря 1913 года. В Приморье его именем была названа станица, которая в 1958 г. была переименована в посёлок Пограничный.

78698460_large_bulic (529x700, 43Kb)
1845
Фране Булич (хорватское имя - Frane Buli)
хорватский археолог. Родился в городе Враниц. С 1883 по 1920 год — директор Археологического музея в Сплите и хранитель дворца императора Диоклетиана. Крупный специалист по римским и средневековым древностям. Инициировал археологические исследования древнехорватских и античных памятников в Далмации, в том числе на развалинах древнеримского города Салоны. В 1926 году Буличу было присвоено звание почётного жителя Загреба. Умер в Загребе 29 июля 1934 года.

Louis Henri Boussenard_l_h (453x700, 125Kb)
1847
Луи Анри Буссенар (французское имя - Louis Henri Boussenard)
французский писатель, автор приключенческой литературы. Буссенар родился в городе Эскренн (Франция) в 1847 году. Учился в Париже и получил медицинское образование. Во время франко-прусской войны был призван в армию и служил полковым врачом. Был ранен под Шампиньи. После войны вернулся в Париж и занялся литературой. В 1877 Буссенар начал публиковать первые романы в издании «Журналь де Вояж».Луи Буссенар много путешествовал по французским колониям, в основном в Африке, где почерпнул местный колорит и нашёл новые идеи для творчества. Он побывал также в Австралии и в Гвиане. Умер 11 сентября 1910 года. Согласно завещанию Буссенара все личные бумаги и рукописи его произведений были сожжены. В 1911 году в России вышло собрание его сочинений в 40 томах. Также отдельные произведения переиздавались в советские времена. В 1990—2003 годах издательство «Ладомир» выпустило полное собрание романов писателя в 30-ти томах (32-х книгах). Романы: Десять миллионов Рыжего Опоссума. Через всю Австралию (французское название - A travers l'Australie. Les Dix millions de l'Opossum Rouge, 1879); Кругосветное путешествие юного парижанина (французское название - Le Tour du monde d'un gamin de Paris, 1880); Гвианские робинзоны (французское название - Les Robinsons de la Guyane, 1881); Приключения парижанина в Океании (французское название - Aventures d'un gamin de Paris а travers l'Ocйanie, 1882); Похитители бриллиантов (французское название - Les voleurs de diamants, 1883); Из Парижа в Бразилию по суше (французское название - De Paris au Brйsil par terre, а la poursuite d'un hйritage, 1884); Приключения в стране львов (французское название - Aventures d'un gamin de Paris au pays des lions, 1885); Приключения в стране тигров (французское название - Aventures d'un gamin de Paris au pays des tigres, 1885); Приключения в стране бизонов (французское название - Aventures d'un gamin de Paris au pays des bisons, 1885); Охотники за каучуком (французское название - Les chasseurs de caoutchouc, 1887); Тайны господина Синтеза (французское название - Les secrets de monsieur Synthиse, 1888); Необыкновенные приключения Синего человека (французское название - Aventures extraordinaires d'un homme bleu, 1889); Десять тысяч лет в ледяной глыбе (французское название - 10 000 ans dans un bloc de glace, 1890); Адское ущелье (французское название - Le Dйfilй d'enfer, 1891); Канадские охотники (французское название - Chasseurs canadiens, 1891); Французы на Северном полюсе (французское название - Les Francais au Pфle Nord, 1892); Борьба за жизнь (французское название - Les Combattants de la vie, 1894) (совместно с Анри Маленом); Без гроша в кармане (французское название - Sans le Sou, 1895); Секрет Жермены (французское название - Le secret de Germaine, 1896); Похождения Бамбоша (французское название - Les йxploits de Bamboche, 1896); Подвиги санитарки (французское название - Les йxploits d'une ambulanciиre, 1896); Остров в огне (французское название - L'оle en feu, 1897); Бенгальские душители (французское название - Les йtrangleurs du Bengale, 1898); Ледяной ад (французское название - L'enfer de glace, 1900); Капитан Сорви-голова (французское название - Capitaine Casse-Cou, 1901); Приключения маленького горбуна (французское название - Les Aventures de Roule-ta-Bosse, 1902); Герои Малахова кургана (французское название - Le Zouave de Malakoff, 1903); Террор в Македонии (французское название - La terreur en Macйdoine, 1904); Мексиканская невеста (французское название - La Fiancйe mexicaine, 1905); Сын парижанина (французское название - Le fils du gamin de Paris, 1906); Архипелаг чудовищ (французское название - L'Archipel des monstres, 1907); Господин… Ничто! (французское название - Monsieur… Rien!, 1907); Банда поджигателей, или бандиты из Оржера (французское название - La bande des chauffeurs ou Les brigands d'Orgиres, 1908); Приключения воздухоплавателей (французское название - Les Gratteurs de ciel, 1908); Том-укротитель (французское название - Tom le dompteur, 1909); Под барабанный бой (французское название - Tambour battant, 1910); Железная Рука (французское название - Bras-de-fer, 1911); Капитан Ртуть (французское название - Le Capitaine Vif-Argent, 1912); Новые приключения парижанина (французское название - Nouvelles Aventures d'un gamin de Paris, 1913); Бессребреник среди жёлтых дьяволов (французское название - Sans-le-sou chez les diables jaunes, 1914). Документальные произведения: Охота для всех (французское название - La сhasse а tir mise а la portйe de tous, 1886); Приключения знаменитых первопроходцев (французское название - Aventures, pйrils et dйcouvertes des voyageurs а travers le monde, 1894); Письма крестьянина (французское название - Lettres d’un paysan, 1902-1910). Рассказы: Чайник раджи (французское название - La thйiиre du Rajah, 1881); Первые эполеты (французское название - La premiиre йpaulette, 1882); Побег (французское название - Une йvasion, 1888); Барометр (французское название - Le baromиtre, 1889); Изгнанник (французское название - Un exilй, 1889); Протокол (французское название - Procиs-verbal, 1889); Театр в Экваториальной Африке (французское название - Un thйвtre dans l'Afrique йquatoriale, 1889); Индианка и кайман (французское название - L’Indienne et le caпman, 1891); Ягуар-рыболов (французское название - Jaguar pкcheur, 1891); Крещение тюркоса (французское название - Le baptкme du Turco, 1896); Как капитан Ландри испугался и был награждён (французское название - Comment le capitaine Landry eut peur et fut dйcorй, 1896); Проводник (французское название - Le guide, 1896); История поросёнка, умершего не от оспы (французское название - Histoire du cochon qui ne mourut pas de la petite vйrole, 1896); Торпедоносцы адмирала Курбе (французское название - Les torpilleurs de l'amiral Courbet, 1897); Смерть слона (французское название - Meurtre d’un йlйphant, 1897); Галльская кровь (французское название - Le sang gaulois, 1901); Наедине со змеей (французское название - Tкte-а-tкte avec un serpent, 1902). Очерки: По Гвиане (французское название - A travers la Guyane, 1881); Закон возмездия (французское название - La peine du talion, 1881); Семья тигров (французское название - Une famille de tigres, 1881); У экватора (французское название - Sous l’йquateur, 1881); От Орлеана до Танжера (французское название - D’Orlйans а Tanger, 1886); Путешествие по трансатлантическому пароходу (французское название - Voyage autour d’un transatlantique, 1890); Беглые узники гвианской каторги (французское название - Les йvasions en Guyane, 1891); Бандоль (французское название - Bandol, 1896); Виктория-регия (французское название - La victoria regia, 1901); Колония белых цапель (французское название - Une colonie d'aigrettes, 1901). Литература: Шеврие, Тьери. Путешественник из провинции Бос. //Буссенар, Л. Собрание романов: Галльская кровь; Ледяной ад; Без гроша в кармане. — Москва: Ладомир, 2001. — Страницы 5-174. ISBN 5-86218-044-3, ISBN 5-86218-022-8.

Полина Антипьевна Стрепетова  (451x700, 49Kb)
1850
Полина Антипьевна Стрепетова (Пелагея Антипьевна Стрепетова)
известная российская театральная актриса. Жена М.И.Писарева. Родители Стрепетовой неизвестны, её ребёнком подкинули на на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. Детство провела в Нижнем Новгороде. С приемными родителями девочке определенно повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая в конце концов и свела его в могилу. Приёмная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой, обладательницей неплохого сопрано, и одновременно дамой высоких моральных качеств. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д.Д.Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения). Пела в опере. Так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Стрепетова дебютировала на театральной сцене в 1865 году в Рыбинске. Не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: А.И.Шуберт, ученицы М.С.Щепкина, а также своего мужа — видного актёра М.И.Писарева и и других. Сценическую деятельность начала с водевильных ролей в труппе В.А.Смирнова (1865-1867, Рыбинск – Ярославль). В 1867-1868 гг. в труппе Н.И.Иванова и П.А.Полторацкого (Симбирск – Самара) выступала преимущественно в мелодрамах.
4 октября 1850 года родилась — Пелагея Антипьевна Стрепетова.post-13108-131057762566 (700x348, 205Kb)
Играла в небольших труппах в Муроме (летние сезоны 1868 и 1869) и Новгороде (1868-1869). В 1869-1871 гг. в Самаре в антрепризе А.А.Рассказова помимо основных ролей текущего репертуара пела в опереттах; летние сезоны работала в Саратове в театре А.Сервье. Среди ранних ролей Полины Стрепетовой: Верочка («Ребёнок» Боборыкина), Софья («Перемелется — мука будет» Самарина, 1866). В первые годы пребывания на сцене Стрепетовой приходилось играть в драме, комедии, водевиле, оперетте («Фауст наизнанку», «Фру-Фру», «Прекрасная Елена» и др.). Горячая любовь к народу, дух активного протеста против угнетения делали искусство Стрепетовой близким устремлениям революционно-демократической интеллигенции. Стрепетова первая в русском театре раскрыла духовную силу русской женщины. В Саратовском театре она встретилась с будущим мужем — актёром Михаилом Стрельским, и эта встреча стала роковым поворотом судьбы. Избалованный красавец не ограничивал себя в любовных связях и кроме того имел законную супругу, проживавшую за границей. Терпеть и молчать Стрепетова не умела, а потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием. Но Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, поскольку уже ждала ребёнка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла. Талант Стрепетовой как трагедийной актрисы проявился в период работы её в Казани (1871). Здесь она с огромным успехом играла свои лучшие роли — Лизавета («Горькая судьбина» Писемского), Катерина («Гроза» Островского), Марья Андреевна («Бедная невеста» Островского), Аннета («Семейные расчёты» Куликова). В 1872 г. триумфально дебютировала в Казани в труппе П.М.Медведева в роли Аннеты в пьесе Н.И. и Н.Н.Куликовых «Семейные расчеты», дававшей ей возможность для самостоятельной работы. Весной 1873 г. впервые играла в Москве (Общедоступный театр Ф.М.Урусова и С.В.Танеева). В 1873-1875 гг. у Медведева в Орле. Во 2-й половине 1870-х гг. играла в Москве (Общедоступный театр, Артистический кружок), в Санкт-Петербурге (в 1876 г. участвовала в бенефисе Е.М.Левкеевой в Александрийском театре; в 1877 г. выступала на сцене Собрания художников), гастролировала в провинции. В 1880-1881 гг. в московском Пушкинском театре А.А.Бренко. На 1870-е – начало 1880-х гг. пришелся высший взлет искусства Стрепетовой. В 1881-1890 гг. играла в Александрийском театре, однако очень скоро выявились резкие противоречия между нею и руководством театра. Даже успех в старых ролях и удачное выступление в некоторых новых (Степанида – «Около денег» В.А.Крылова по роману А.А.Потехина; Кручинина – «Без вины виноватые» Островского; Анна Петровна - «Иванов» А.П.Чехова) не смогли предотвратить ее отставки. В 1890-е гг. гастролировала в провинции и на частных сценах столиц. В 1895-1896 гг. – в театре А.С.Суворина. Сезон 1899/1900 гг. – в Александрийском театре, где получила роли Кручининой; Валуновой («Закат» А.И.Сумбатова), Кауровой («Завтрак у предводителя» И.С.Тургенева). Выдающееся трагедийное дарование Стрепетовой высоко ценили многие деятели искусства И.С.Тургенев, В.И.Немирович-Данченко, П.И.Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И.Е.Репин, В.М.Васнецов, Н.А.Ярошенко. "Как природный талант, это явление редкое, феноменальное..., — писал А.Н.Островский, — Ее среда — женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос — простые, сильные страсти" (Полное собрание сочинений, том 10, 1960, страница 282). Осталась в истории русского театра как одна из величайших трагических актрис. Последние годы жизни Стрепетова провела в Санкт-Петербурге. В 1895—1896 играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, правда закончить их не успела. Умерла в Санкт-Петербурге 17 октября 1903 года. Полина Стрепетова была похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 году прах перенесён в Некрополь мастеров искусств. Сочинения: Воспоминания и письма, Москва — Ленинград, 1934. Литература: П.А.Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы, Москва — Ленинград, 1909; Фельдман З., Полина Антипьевна С, Москва — Ленинград, 1947: Беньяш Р.М., Пелагея Антипьевна Стрепетова, Ленинград, 1967.

Pa lacio Valdes (565x700, 107Kb)
1853
Армандо Паласио Вальдес (Palacio Valdes)
испанский писатель и критик. Член Испанской академии с 1906. Родился в Энтральго, Астурия, Автор статей по испанской литературе: сборники "Литературные портреты" (1878), "Литература в 1881" (1882, совместно с Л.Аласом-и-Уренья) и др. В прозе продолжал традиции костумбризма. В романах "Марта и Мария" (1883) и "Сестра Сан-Сульписио" (1889, русский перевод 1913) выступил против религиозного аскетизма. В романах "Блаженство больного" (1884), "Хосе" (1885, русский перевод 1906) и др. изображена жизнь народных низов, грубость и жестокость царящих там отношений. В романах "Риверита" (1886), "Пена" (1890, русский перевод 1907) и другое критически показан мир буржуа и дворянства. В романе "Потерянная деревня" (1903) оплакивается уходящая в прошлое патриархальная сельская жизнь. Умер в Мадриде 3 февраля 1938 года. Сочинения: Obras completas, v. 1—3, Madrid, 1925—27; Obras escogidas, 3-a ed., Madrid, 1942. Литература: Шепелевич Л., Армандо Палясио Вальдес, в его книге: Историко-литературные этюды, серия , Санкт-Петербург, 1905; Дионео (Шкловский И.В.), А.Паласно Вальдес, "Русское богатство", 1911, № 8—9; Cruz Rueda A., Armando Palacio Valdes. Estudio biografico, 2 ed., Madrid, 1949; Roca Franquesa J. M., Palacio Valdes, Oviedo, 1951.

Валентин Владиславович Гориневский  (576x700, 36Kb)
1857
Валентин Владиславович Гориневский
русский советский педиатр, гигиенист, один из первых в России отечественных ученых по вопросам физического развития и воспитания, врачебного и педагогического контроля. Родился в Архангельске. Гсриневский получил высшее медицинское образование за границей и в Военно-медтцтнской академии, которую он окончил в 1887 г., работал в детской больнице и преподавал гигиену в средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. После Октябрьской революции Гориневский был первым деканом медицинского факультета Самарского университета и читал лекции по гигиене (общей и социальной), биологии и физиологии. С 1923 г. в Государственном центральном институте физкультуры НКЗдр. организует кафедру научного контроля над физическим развитием. Гориневский состоял также профессором 2 МГУ по гигиене дошкольного возраста и физкультуре на педагогическом факультете. С организацией Высшего совета физкультуры Гориневский является членом президиума Научно-технического комитета.—Важнейшие, труды Гориневского: «О закаливании как средстве воспитания» (Санкт-Петербург, 1900); «Физическое образование» (Санкт-Петербург, 1913); «Культура тела» (Москва, 1927) и ряд других. Кроме того Гориневскому принадлежит свыше 50 научных и популярных статей по вопросам физического образования и воспитания. Умер в Москве 13 февраля 1937 года. Сочинения: О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, части 1—2, в Санкт-Петербург, [1900]; Физическое образование, в Санкт-Петербург, 1913: Физические упражнения, соответствующие данному возрасту, Петроград, 1916; Физическая культура и здоровье, Москва, 1945; Избранные произведения, Москва, 1951. Литература: «Теория и практика физической культуры», 1937, №1; Паженская М.А., Валентин Владиславович Гориневский, Москва, 1957; Бункин Н.А., Выдающийся деятель советской физической культуры [В.В.Гориневский], "Теория и практика физической культуры", 1947, том 10, выпуск 10, страницы 443-450; Паженская М.А., В.В.Гориневский. Его роль и значение в развитии теории физического воспитания, Москва, 1957.

kurlbaum (496x700, 88Kb)
1857
Фердинанд Курльбаум (немецкое имя - Ferdinand Kurlbaum)
немецкий физик-экспериментатор, автор научных трудов по оптике, спектроскопии, физике теплового излучения. Родился в городке Бург близ Магдебурга в семье судьи. После смерти матери до шестилетнего возраста воспитывался тетей, пока отец вновь не женился. Курльбаум не любил школу и лишь в возрасте 23 лет поступил в университет, учился в Гейдельберге и Берлине. В 1887 году под руководством Генриха Кайзера защитил докторскую диссертацию, посвященную исследованию некоторых линий в солнечном спектре. После перехода Кайзера в Высшую техническую школу в Ганновере работал его ассистентом, в 1891 году получил должность ассистента в лаборатории Отто Люммера в берлинском Физико-техническом институте (Physikalisch-Technische Reichsanstalt). В 1901 году Курльбаум возглавил отдел электротехнического оборудования, а в 1904 году оставил институт и стал профессором Берлинского технического университета. Во время первой мировой войны много занимался военными разработками, был председателем артиллерийской экзаменационной комиссии. В 1925 году вышел на пенсию. В 1895 году Курльбаум женился на Элизабет фон Сименс, которая родила ему двух дочерей и сына. Ученый похоронен в семейном склепе Сименсов в Херцберге. В 1892 году вместе с Отто Люммером Курльбаум создал новый тип болометра, превосходивший по чувствительности существовавшие к тому времени аналоги. В последующие годы принимал участие в передовых экспериментах по исследованию спектра абсолютно чёрного тела. В 1897 году Курльбаум и Люммер проверили закон Стефана — Больцмана в широком диапазоне температур (от 290 до 1500°). В 1900 году Курльбаум совместно с Генрихом Рубенсом измерил спектр черного тела вплоть до длины волны 51.2 мкм и подтвердил несправедливость закона излучения Вина в длинноволновой области, причем интенсивность теплового излучения в этом диапазоне становилась пропорциональной температуре. Эти эксперименты создали предпосылки для вывода Максом Планком своей знаменитой формулы и создания в дальнейшем квантовой теории теплового излучения. Формула Планка была с высокой точностью проверена в последующих опытах Курльбаума и Рубенса. Курльбаум пирометрическим способом определил температуру поверхности Солнца. Умер в Берлине 29 июля 1927 года. Основные сочинения: Kurlbaum F. Bestimmung der Wellenlдnge Fraunhofer'scher Linien // Annalen der Physik. — 1887. — Band 269 (32). — S. 159—1934; Lummer O., Kurlbaum F. Bolometrische Untersuchungen // Annalen der Physik. — 1892. — Band 282 (46). — S. 204—2244; Rubens H., Kurlbaum F. Anwendung der Methode der Reststrahlen zur Prьfung des Strahlungsgesetzes // Annalen der Physik. — 1901. — Band 309 (4). — S. 649—6664; Holborn L., Kurlbaum F. Ьber ein optisches Pyrometer // Annalen der Physik. — 1903. — Band 315 (10). — S. 225—241. Литература: Ferdinand Kurlbaum Obituary // Nature. — 1928. — Vol. 121. — P. 9564; Fritz W. Ferdinand Kurlbaum // Neue Deutsche Biographie. — Berlin: Duncker & Humblot, 1982. — Band 13. — S. 3394; Фердинанд Курлбаум // Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. — Москва: Наука, 1983. — Страница 1484; Mehra J. Max Planck and the law of blackbody radiation // Mehra J. The golden age of theoretical physics. — 2001. — P. 34—374; Hoffmann D. On the Experimental Context of Planck's Foundation of Quantum Theory // Centaurus. — 2001. — Vol. 43. — P. 240—259.

Michael_Idvorsky_Pupin (550x700, 46Kb)
1858
Майкл Пупин (Pupin; настоящее имя - Михаиле Пупин)
американский физик и электротехник. Серб по происхождению. Родился в деревне Идвора вблизи Панчево в семье неграмотного крестьянина. Он учился в сельской школе, в маленьком городке Бенато и Праге. После внезапной смерти отца эмигрировал в Соединенные Штаты Америки в 1874 году. Работал разнорабочим. В 1879 году поступил в Колумбийский колледж, окончил с отличием в 1883 году. Стал гражданином США в 1883 г. В 1885-1889 продолжил образование в Кембриджском и Берлинском университетах. С 1889 Пупин - профессор теоретической физики основанного им электротехнического факультета Колумбийского университета, в 1891-1931 декан того же факультета. Он получил докторскую степень в Берлинском университете, в 1889 году он вернулся в Колумбийский университет, чтобы стать преподавателем физики на недавно созданной кафедре электротехники. В 1911 стал консулом Королевства Сербии в Нью-Йорке. Пупин рассчитал и опытным путём подтвердил возможность увеличения дальности телефонной связи по кабельным линиям. Пупину принадлежат также исследования по физике рентгеновских лучей и разработка методов их применения. Скончался в Нью-Йорке 12 марта 1935 года. Сочинения: From immigrant to inventor, N.Y., 1960. Литература: Бокшан С., М.Пупин и његово дело, Нови Сад, 1951.

Vittorio_Matteo_Corcos_Autoritratto_1913 (518x700, 290Kb)
1859
Витторио Маттео Коркос (итальянское имя - Vittorio Matteo Corcos)
итальянский художник-портретист. Родился в Ливорно. С 1870 года учился во флорентийской Академии изящных искусств в классе Энрико Полластрини (итальянское имя - Enrico Pollastrini. В 1878—1879 гг. жил в Неаполе и работал в студии Доменико Морелли, чьи произведения значительно повлияли на творчество Коркоса. В 1880 году он переехал в Париж, где подписал контракт на 15 лет с художественной галереей Гупиль (французское имя - Goupil). Коркос посвятил своё творчество женским портретам и сценам из повседневной жизни горожан. С 1881 по 1886 он выставлялся в Салоне. После возвращения в Италию Коркос поселился во Флоренции и женился на Эмме Чабатти (итальянское имя - Emma Ciabatti), вдове Ротильяно, которая ввела его в высшее флорентийское общество. Картины Коркоса были хорошо приняты в культурных и аристократических кругах. В 1904 году Коркос приобрел известность в Германии, написав портреты Вильгельма II, императрицы Августы, португальской королевы Амелии, Маргариты Савойской. Умер Коркос во Флоренции 8 ноября 1933 года. Работы художника выставлены во многих музеях, в частности, в галерее Уффици и Национальной галерее современного искусства в Риме. Галерея: Девушка в жёлтой шали; Портрет Амелии Орлеанской, 1905; Мечты; Женский портрет; Портрет девушки; Глядя в море; Весенняя красавица; У моря за чтением.

Сергей Васильевич Малютин (541x700, 94Kb)
1859
Сергей Васильевич Малютин
русский советский живописец и график, самобытный мастер русского модерна, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в Москве. Сын купца. Жил, работал в Москве. Является автором росписи первой русской матрёшки. В 1883— 1886 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). 1880-е гг. были периодом расцвета русского искусства, связанного, как и в предшествующее десятилетие, с деятельностью ТПХВ. Однокашниками Малютина по училищу были И.И.Левитан, С.А. и К.А.Коровины, А.П.Рябушкин, М.В.Нестеров, А.Е.Архипов, а среди его учителей - известные живописцы В.Е.Маковский и И.М.Прянишников. Своей же профессиональной подготовкой он был обязан прежде всего талантливому рисовальщику Е.С.Сорокину. В 1886 г. Малютин закончил училище, получив звание свободного художника. Его деятельность в ранний период (конец 1880-х - 1890-е гг.) была весьма разнообразной. Отдавая предпочтение лирическим жанровым сценам без развернутой фабулы ("Подруги", 1889; "В гостях у соседки", 1892, и др.), он писал и пейзажи, обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины ("Нашествие татар", 1890-е). В середине 1890-х гг. по приглашению С. И. Мамонтова он создает декорации для его Нижегородской оперы, а затем работает для Московской частной оперы. Но самые крупные достижения Малютина в этот период, особенно в конце 1890-х гг., связаны с книжной иллюстрацией ("Сказка о царе Салтапе", "Руслан и Людмила" и другие произведения А.С.Пушкина). Несмотря на некоторую неровность и подчас непоследовательность исканий, работы художника в этой области стали важным шагом вперед по сравнению с иллюстрацией второй половины XIX в. В 1900 г. Малютин поселился в Талашкино - имении княгини М.К.Тенишевой, которое было тогда центром возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков, ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий выполняли В.М.Васнецов, К.А.Коровин, М.А.Врубель, Н.К.Рерих, но расцвет талашкинского промысла связан прежде всего с именем Малютина, под чьим постоянным руководством велась работа кустарей. По его проектам столярная и резная мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкинских построек, из которых сохранился до наших дней домик-библиотека ("Теремок"). Не стремясь точно следовать образцам традиционного народного искусства и не заботясь особенно об утилитарной стороне, Малютин осмыслял национальное наследие прежде всего на образном уровне и стал одним из создателей своеобразного русского варианта стиля модерн. В 1900 г. журнал "Мир искусства" познакомил публику с творчеством художника, приобретавшего все большую популярность. По возвращении в Москву в 1903 г. Малютин вступает в СРХ, начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ. Самая значительная его работа того времени - оформление, совместно с архитектором Н.К.Жуковым, фасадов и интерьеров доходного дома П.Н.Перцова (1905-1907). Здание это стало интересным явлением в архитектуре начала века. Особенную известность Малютин получил как портретист. В 1909 г. он возглавил в училище портретно-жанровый класс, которым до этого руководил В.А.Серов. Вскоре у художника возник замысел продолжить создание портретной галереи "лучших людей русских", начатой по инициативе П.М.Третьякова. Открыл эту галерею портрет В.В.Переплетчикова (1912), за ним последовали портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова (оба 1913), А.М.Васнецова, К.Ф.Юона (оба 1914), В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова-Бельского (оба 1915), И.Д.Сытина и др. В 1914 г. С.В.Малютину было присвоено звание академик:: а в следующем году он стал членом ТПХВ. В советское время живописец продолжал писать портреты в русле реалистической традиции. В 1922 г. на его квартире молодые художники-реалисты приняли решение о создании нового объединения, получившего потом название Ассоциации художников революционной России (АХРР). Самое знаменитое произведение Малютина советского времени - портрет Д.А.Фурманова (1922). В нем органично слились две основные темы портретного творчества художника: человек новой эпохи, деятель революции, и человек искусства. Герой портрета - писатель, комиссар легендарной Чапаевской дивизии - прост м естествен; его живой, чуть насмешливый взгляд обращен к зрителям. Очень удачно композиционное решение картины: динамика диагональных линий, сходящихся в смысловом центре - лице изображенного, усиливает живую подвижность и одновременно монументальность образа. В сдержанной гамме полотна, решенного в сероватых, зеленоватых и охристых тонах, интенсивно звучит пятно открытого алого цвета - боевой орден на левой стороне груди комиссара. Этот цветовой акцент служит важным штрихом к образу Фурманова, который в то время, несмотря на ранение, мужественно работал над завершением своего романа. К теме героики Гражданской войны Малютин обратился и в другом портрете - "Партизан" (1936), написанном им незадолго до смерти. Умер Малютин в Москве 6 декабря 1937 года. Отменно смотрятся его иллюстрации к А.С.Пушкину: «Руслан и Людмила» (1898); «О царе Салтане» (1897); «О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910); «О золотом петушке» (1913). Хороши акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909). Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913). В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, в Москве же по его проекту возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К.Жуковым, руководил постройкой Б. Н.Шнауберт). Проекты и постройки: «Теремок» и ворота-калитка во Флеёове (1900—1901, Талашкино Смоленской области); Собственный дом (1900—1902, Талашкино), не сохранился; Оформление интерьеров театра (1902, Талашкино); Архитектурные фантазии в русском стиле (1903, ?); Доходный дом З.Г.Перцовой, совместно с архитектором Н.К.Жуковым, руководил постройкой Б.Н.Шнауберт (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35); Оформление интерьеров квартиры Перцовых в их доходном доме, включая составление проектов мебели (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35); Церковь Сошествия Святого Духа во Флёнове (1900-е, Талашкино), осуществлена частично по проекту Малютина, завершена по модели архитектора В.В.Суслова и княгини М.К.Тенишевой; Проект дачи З.А.Перцовой (1900-е), не осуществлён; Оформление интерьера художника В.М.Бакшеева, совместно с хозяином дома (1900-е, Москва, Четвёртый Ростовский переулок), не сохранились. В 1880-х годах начал выставлять свои работы — пейзажи, интерьеры и портреты на московских выставках, в том числе на выставках «Мира Искусства», «Выставка 36», «Союза русских художников» и «Салона». Также принимал участие в Париже на «Exposition de l’Art russe», устроенной С.П.Дягилевым при «Осеннем салоне» (Salon d’Automne). Галерея: «Орда»; «По этапу» (1890, Государственная Третьяковская галерея); «Подруги» (1893, Государственная Третьяковская галерея); «Иллюстрации к сказке о царе Салтане» (Государственная Третьяковская галерея); «Детский портрет» (Государственная Третьяковская галерея); «Сказка» (Государственная Третьяковская галерея); «Автопортрет в шубе» (1901, Государственная Третьяковская галерея); «Иллюстрации к „Руслану и Людмиле“» (Русский музей); «Иллюстрации к сказке „Царь Салтан“» (Русский музей); портрет Веры Малютиной, дочери художника (1909, Русский музей); портрет В.В.Переплётчикова (1912, Русский музей); портрет М.В.Нестерова (1913, пастель, Государственная Третьяковская галерея); портрет К.Ф.Юона (1914, пастель, Государственная Третьяковская галерея); портрет Г.П.Передерия (1919, пастель, Челябинская городская картинная галерея); портрет Д.А.Фурманова (1922, Государственная Третьяковская галерея); «Партизан» (1936, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва); Грабарь, Игорь Эммануилович: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок. Но настоящая стихия Малютина — живопись с натуры, пленэр. В этой области он не знал соперников, несмотря на то, что выступил на сцену одновременно с К.Коровиным и В.Серовым.» Библиография: Абрамова А.В. Жизнь художника Сергея Малютина. Москва, 1978; Бенуа Александр «История русской живописи в XIX в.»; Бенуа Александр «Русская школа живописи»; Выставка произведений С.В.Малютина. Каталог. Москва, 1936; Глаголь С., Остроухов И. «Художественная галерея П. и С.Третьяковых»; Голынец Г.В. Сергей Васильевич Малютин / Оформление серии В.Д.Гончаренко. — Ленинград: Художник РСФСР, 1974. — 68 страниц. — (Массовая библиотечка по искусству). — 20 000 экземпляров. (обложка); Дягилев С. «Несколько слов о С.В.Малютине» («Мир Искусства», 1903, № 4); Илюший И., С.В.Малютин, Москва, 1953; Маковский С. «Талашкино»; Маковский С. «Страницы художественной критики» (книга II); С.В.Малютин. [Статья Д.Сарабьянова], Москва, 1952; С.В.Малютин. Избранные произведения. «Советский художник», Москва, 1987. Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — Москва: Жираф, 2005. — Страницы 321—327. — 2 500 экземпляров. — ISBN 5-89832-043-1.

Алексей Александрович Панормов (649x700, 57Kb)
1859
Алексей Александрович Панормов
учёный в области биохимии и медицинской химии, профессор Казанского университета. Родился в Бугульминском уезде (Самарская губерния), в семье священника. Среднее образование он получил в Самарской духовной семинарии, в 1877 г. поступил в Казанский университет и в 1882 закончил курс со степенью лекаря и званием уездного врача. Далее он работал ординатором факультетской терапевтической клиники под руководством профессора Н.А.Виноградова, а исследования, как и его руководитель, проводил в лаборатории медицинской химии у профессора А.Я.Щербакова. Студенческая работа Алексея Александровича "Отношение калийных солей в мышечной ткани" была удостоена в 1882 г. золотой медали. А.А.Панормов углубил исследования Н.А.Виноградова в области сахарного диабета, занимаясь химией углеводов, разработал методику определения гликогена печени, дающую наиболее высокий выход, изучал посмертное образование продуктов распада гликогена. В 1886 г. на эту тему он завершил диссертацию. Исследования углеводов он продолжал вплоть до назначения его 1 июля 1894 г. экстраординарным профессором кафедры медицинской химии. С этого времени и до конца жизни А.А.Панормов работал в области строения и свойств белковых тел. Именно в этом направлении были устремлены в дальнейшем и основные интересы многих его учеников. Толчком к данным научным изысканиям послужила опубликованная Гофмейстером работа, в которой был описан метод кристаллизации белковых тел. Творческий поиск ученого сосредоточился на изучении свойств альбуминов (куриного, голубиного, утиного). Им был усовершенствован метод Гофмейстера для выделения альбумина, разработана методика фракционного разделения альбуминов, не поддающихся кристаллизации, и метод индивидуализации белковых тел путем получения кислотных производных. Предметом особого внимания Алексея Александровича в процессе данных исследований была глобиновая часть молекулы гемоглобина. В этой области работали его ученики А.Н.Поляков и В.Р.Дмитриев: первый из них изучал препараты из лошадиной крови, второй – из бычьей. Будучи бездетным, А.А.Панормов взял на свое попечение девочек-племянниц и племянника (из деревни, из многолюдной, бедной семьи своей сестры), дал им образование. Вообще на его долю выпал жребий воспитывать сирот; кроме своих племянников, ему также пришлось потом заботиться о судьбе племянников его жены (круглых сирот), которым он также помогал материально и духовно. Выросший сиротой, А.А.Панормов всегда сочувственно относился к нуждам сирот. Воспитанный в идеалах 1860-х годов (любимыми писателями его были Добролюбов, Белинский, Лермонтов, Тургенев, Шекспир), нетребовательный к жизни, крайне строгий к себе, безукоризненно честный, бескорыстный он сумел и всех свои воспитанников сделать полезными членам общества. Весьма много заботился он также, о своих ассистентах (трое из них вышли в профессора)… Тяжело переносил А.А.Панормов политические движения, начавшиеся в 1905 г. После того, как ему пришлось быть свидетелем уличных кровавых сцен, у него развилось даже нервное расстройство (невроз сердца, боязнь пространства и др.). Дело дошло до того, что он не мог ходить без посторонней помощи (его под руку водила жена). После этой болезни, тянувшейся годы, и в особенности после смерти жены (1920 г.) он совершенно замкнулся в лабораторную деятельность, избегая всяких собраний, заседаний и т. д. Но в интимном домашнем кружке он не переставал быть душой общества и нередко оживлял его своим добродушным, ласковым юмором. Любили его все: дети, студенты-ученики, товарищи-профессора, но особенно любили, его простые люди… «Я был свидетелем его уменья сходиться с простыми людьми, особенно с крестьянами, которые охотно, шли к нему по всякому делу - и за медицинским советом, и поговорить о своих ну-ждах, хозяйских заботах. Просто и сердечно он всегда и всем помогал, кому, чем мог. И в селе, и в городе он был известен под именем «дяди Леши». - В.В. Вормс. Умер в Казани 15 января 1927 года. Труды: "К учению о локализациях в головном мозгу" ("Врач", 1886); "Examen chimique et anatomo-pathologique de quelques organes d'un diabetique" ("Arch. Slav. de Bioligie", 1886); "О количественном определении гликогена и посмертном образовании сахара в печени" ("Труды Общ. Естеств. при Казанском Университете", том XVI, 1886); "К физиологии мышечного гликогена" ("Врач", 1890); "Находится ли у диабетиков сахар в слюне, желудочном соке и поте" ("Врач", 1890); "Доказано ли, что виноградный сахар - постоянная составная часть нормальной мочи?" (ib., 1890); "О виде сахара, образующегося в желудке из крахмала" (ib., 1890); "Характер ферментации в печени" ("Еженедельная клиническая газета Боткина", 1888); "Бензоилирование некоторых углеводов и спиртов" ("Журнал Русского Физико-Химического Общества", 1891); "О сахаре в мышцах" ("Медицинское Обозрение", 1892); "Ueber den Zucker in der Muskeln" ("Zeitschr. f. phys. Chemie", том XVII); "Определение удельного вращения по способу профессора Канонникова" ("Журнал Русского Физико-Химического Общества", том XXVI); "О составе белка куриных яиц" (ib., т. XXVIII); "О некоторых свойствах одного из альбуминов белка голубиных яиц" (ib., т. XXIX).

 (497x698, 71Kb)
1860
Владимир Иванович Дзюбинский
общественный деятель, бывший депутат Государственной думы от Тобольской губернии. Родился в Подольской губернии, в семье священника. Учился в Каменец-Подольской духовной семинарии и Киевском университете. В 1882 арестован и сослан в Степной край (Омск, Семипалатинск), с 1886 постоянно жил в Омске, затем ‪– в Мариинске. Он вёл общественную работу, изучал сельское хозяйство и переселенческое дело на территории Западной Сибири. Много помогал переселенцам, содействовал открытию школ и библиотек. Ему было запрещено жить в столичных и университетских городах. В Сибири Дзюбинский много работал над переселенческим вопросом, стал авторитетным специалистом в этой области, пользовался большим уважением крестьян-переселенцев, которые даже назвали его именем один из посёлков в Акмолинской области. Также сотрудничал в сибирских периодических изданиях ("Сибирская новь", "Сибирские вопросы" и др.), был инициатором основания в Санкт-Петербурге Сибирского общества. Во время Революции 1905 сослан в Тару Тобольской губернии, что только увеличило его популярность среди крестьян. Избирался депутатом III и IV Государственных дум от Тобольской губернии. После Февральской революции жил в Европейской России. Умер в Москве 30 июня 1930 года.

Евгений Иванович Мартынов1  (490x700, 143Kb)
1864
Евгений Иванович Мартынов
русский и советский генерал, историк. Родился в крепости Свеаборг, в семье офицера, из потомственных дворян Самарской губернии. Окончил 1-ю Московскую военную гимназию (1881), 3-е военное Александровское училище (1883). Из училища выпущен подпоручиком (24 августа 1883) в Санкт-Петербургский гренадёрский полк. В 1885 году переведён в лейб-гвардии Литовский полк, который дислоцировался в Варшаве. Поручик (15 сентября 1887). В 1889 году окончил Академию Генерального штаба по первому разряду. По окончании академии произведён в штабс-капитаны (22 апреля 1889) и 27 октября 1889 года получил назначение на службу в штаб Войска Донского, исполняющий должность старшего адъютанта войскового штаба. Переведён в Генеральный штаб, с переименованием в капитаны и назначением старшим адъютантом 7-го армейского корпуса (8 декабря 1890). Старший адъютант штаба 8-й кавалерийской дивизии (23 октября 1891). С 22 мая 1892 года — обер-офицер для особых поручений при штабе 10-го армейского корпуса. 1 октября 1893 года прикомандирован к 124-му пехотному Воронежскому полку для командования ротой. 31 октября 1893 года откомандирован от полка в штаб Киевского военного округа. 10 февраля 1894 года назначен исполняющим делами штаб-офицера для особых поручений при штабе 12-го армейского корпуса. 19 марта 1894 года отчислен от должности с прикомандированием на 1 год к Главному штабу. Назначен постоянным членом военно-исторической комиссии по описанию русско-турецкой войны 1877—1878 гг.. (24 марта 1894). Подполковник (24 марта 1894). Полковник (17 апреля 1898). Награждён орденом Святого Владимира 4-й степени (19 декабря 1902). В 1896 году окончил Петербургский археографический институт. Во время русско-японской войны командовал 140-м Зарайским полком. За боевые отличия Мартынов был произведен в генерал-майоры и награждён Золотым Георгиевским оружием и орденами святого Георгия 4 степени (за бой при Ляндясане), святого Владимира 3 степени с мечами и святого Станислава 1 степени с мечами. В 1905 году Мартынов был назначен начальником штаба III Сибирского армейского корпуса, в 1906—1908 гг. состоял при главном штабе, в апреле 1908 года назначен начальником 1-й стрелковой бригады. 20 декабря 1910 года произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником Заамурского округа пограничной стражи. Находясь в этой должности вступил в конфликт с командиром Отдельного корпуса пограничной стражи генералом Пыхачевым и министром финансов графом Коковцовым (пограничная стража тогда подчинялась министерству финансов) по поводу поднятого им вопроса о хищениях на КВЖД и в Заамурском округе окПС. В итоге 19 февраля 1913 года был переведён на должность начальника 35-й пехотной дивизии. 31 марта 1913 года подал прошение об отставке и 26 апреля 1913 был уволен из вооружённых сил «по домашним обстоятельствам». После этого Мартыновым в издательстве В.М.Саблина в Москве были опубликованы две брошюры под общим названием «Манчжурские порядки» (выпуск 1 «Снабжение войск недоброкачественными продуктами» и выпуск 2 «Работа наших железнодорожных дельцов в Маньчжурии». Одновременно с публикацией брошюр в газете «Голос Москвы» (№ 114) было помещено открытое письмо Мартынова В.Н.Коковцеву. За напечатание в брошюрах секретных служебных документов Мартынов был предан военному суду. Решением особого присутствия Московского военно-окружного суда от 18 ноября 1913 года, за публикацию в открытой печати служебных документов, не подлежащих огласке лишен пенсии. Кроме того Мартынову было запрещено в течение трёх лет занимать должности на государственной службе. Однако дальнейшие публикации Мартынова и широкий резонанс его дела (вопрос рассматривался в Государственной Думе) привели к тому, что Московский военно-окружной суд решением от 3 апреля 1914 оправдал Мартынова. В 1913 году, в качестве корреспондента газеты «Утро России», участвовал во второй Балканской войне. 2 августа 1914 года, в связи с началом мобилизации, подал прошение на Высочайшее имя, прося вернуть его в вооружённые силы, на что последовало согласие. Назначен в распоряжение начальника штаба Юго-Западного фронта. 8 августа 1914 г. определен на службу с назначением в резерв чинов штаба Петроградского военного округа. В августе этого же года вылетел из Дубно, на самолёте с лётчиком А.Васильевым с целью провести стратегическую разведку на Львов и Стрый, над Львовом аэроплан был подбит, совершил вынужденную посадку. Мартынов и лётчик попали в плен. Некоторое время Мартынов содержался в тюрьме в замке Лек в Венгрии вместе с генералом Л.Г.Корниловым. Освобождён из плена 20 февраля 1918 года. По возвращении в Россию добровольно вступил в Красную армию. Главный начальник Управления снабжений РККА (7 ноября 1918 г.), в распоряжении начальника Академии Генштаба с декабря 1918 года. Преподаватель, старший руководитель стратегии этой академии, одновременно сотрудник-составитель Военно-исторического отдела Оргуправления Всеросглавштаба. С 1924 года — для особых поручений в Военно-историческом отделе штаба РККА, с февраля 1925 года — в Управлении по исследованию и использованию опыта войн штаба РККА. С 1-го июля 1928 года в отставке. После увольнения занимался переводами военной литературы. Работал в редакции Большой советской энциклопедии.
Евгений Иванович Мартынов  (490x700, 128Kb)
Преподавал военное дело в 1-м Московском университете. В 1931 году арестован, осуждён по 58-й статье, на 5 лет, с заменой высылкой в Северный край на тот же срок. Постановлением коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 года, дело было пересмотрено, приговор отменён и Мартынову было разрешено свободное проживание по СССР. Жил в Москве по адресу: Новинский бульвар, дом № 16, квартира № 23. 23 сентября 1937 года снова арестован, помещен в Таганскую тюрьму. Обвинялся по статье 58-10 в контрреволюционной агитации. Во время двух допросов виновным себя не признал. 29 ноября 1937 года осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области, по обвинению в контрреволюционной агитации. Расстрелян на Бутовском полигоне 11 декабря 1937 года. Реабилитирован в ноябре 1956. Оставил богатое наследие по военной истории, стратегии и тактике. Награды: Орден Святого Владимира 4-й степени (19 декабря 1902); Орден Святого Георгия 4-й степени (Высочайший Приказ 26 февраля 1905); Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (18 мая 1905); Орден Святого Станислава 1-й степени с мечами (16 сентября 1905); Орден Святой Анны 1-й степени (19 декабря 1910). Был женат дважды. Первая жена — Елена Леонидовна Ухтомская. Дети от первого брака: Наталия, Борис. Вторая жена — Антонина Васильевна Демидова. Дети от второго брака: Георгий, Сергей, Кирилл и Владимир. Труды: Стратегия в эпоху Наполеона и в наше время. Санкт-Петербург, 1894; Методическая стратегия и её критика — (ответ автору статьи «Претенциозное краснобайство», Санкт-Петербург, 1894 в которой критиковалась «Стратегия в эпоху Наполеона»); Лейб-гвардии Егерский полк в войну с Турцией 1877—1878 гг.; К 20-й годовщине боя под Телишем; Обязанности политики по отношению к стратегии. Санкт-Петербург, 1899; Исторический очерк развития древне-греческой тактики (по древн. авторам). Санкт-Петербург, 1900; Как возникла Плевна" (по архивным материалам); Блокада Плевны" (по архивным материалам); Из печального опыта русско-японской войны. Санкт-Петербург, 1906; Участие зарайцев в бою при Ляндясане и в сражении при реке Шахе. Санкт-Петербург, 1908; Дневник полкового командира (1904—1905 гг.); Сербы в борьбе с царем Фердинандом. Записки очевидца. Москва. 1913; Царская армия в февральском перевороте. Ленинград. 1927; Корнилов (Попытка военного переворота). Ленинград. 1927; Мартынов Е.И. Политика и стратегия. — Москва: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003. — 448 страниц. — ISBN 5-902048-25-7 Сборник избранных трудов, а который включены следующие работы: Обязанности политики по отношению к стратегии, Из печального опыта русско-японской войны, Царская армия в февральском перевороте, Корнилов (Попытка военного переворота).

IASINSKII_Anton_Nikitich_1 (568x700, 140Kb)
1864
Антон Никитич Ясинский
русский и советский историк, один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Родился в Межириче, ныне Черкасской области. Окончил курс на историко-филологическом факультете Университета Святого Владимира. Получил степень магистра за диссертацию «Падение земского строя в чешском государстве». С 1896 года состоял профессором истории в Юрьевском университете. Степень доктора приобрёл за диссертацию: «Очерки и исследования по социальной и экономической истории Чехии в средние века». Обе диссертации Ясинского были удостоены Императорской академией наук премий имени А.А.Котляревского и Ломоносова. Основные работы посвящены истории средневековой Чехии; Я. проводил мысль о самостоятельности социально-экономического развития Чехии, об отрицательном влиянии на неё немецкой колонизации. Занимался также русским и западноевропейским средневековьем, вопросами педагогики. Умер в Москве 13 ноября 1933 года. Сочинения: «Падение земского строя в Чешском государстве» (XXIII вв.), (Киев, 1895); «Очерки и исследования по социальной и экономической истории Чехии в средние века», том 1, (Юрьев, 1901); «История Великой Хартии в XIII столетии» (Киев, 1888); «Сочинения князя Курбского, как исторический материал» (Киев, 1889); «Московский государственный архив в XVI веке» (Киев, 1889); «Донесение о Московии Марка Фоскарини» (Киев, 1889); «Об охране и заселении степной окраины Московского государства в конце XVI и начале XVII вв.» (Киев, 1900); «Об этнографических и культурных отношениях в средние века» (Юрьев, 1897); «Чешское свидетельство XIV века о русском металлическом производстве» (Юрьев, 1898); «Содействие чехов успехам германизации на берегах Балтийского моря» (Юрьев, 1898); «Причины падения древней Ливонии» (Юрьев, 1898); «Основные черты развития права в Чехии XIII—XV вв.» (Юрьев, 1902); «Феодор Яковлевич Фортинский, как ученый и профессор» (Киев, 1903); «Введение немецкого права в селах Чехии XIV века» (Киев, 1903); «Присяга крестьян по чешскому средневековому праву» (Санкт-Петербург, 1904). Ясинский написал для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона две статьи: «Феодализм в Чехии и Моравии» и «История Чехии», а для «Биографического словаря профессоров и преподавателей Императорского юрьевского, бывшего дерптского университета» (том II) — биографии своих предшественников по кафедре всеобщей истории Г.Пёшмана, Ф.Крузе, Авг.Ганзена и К.Ратлефа. Литература: Москаленко А.Е., К изучению жизни и деятельности А.Н.Ясинского, в книге: Вопросы историографии и истории СССР, Воронеж, 1969.



Аноним   обратиться по имени Суббота, 04 Октября 2014 г. 00:57 (ссылка)
Николай Иванович Гродеков - в его честь названы ещё 4 поселка.1-й -Юг у Благовещенска, осн. в 1901г, 2-й - С у Хабаровска, 3-й - Юг Приморского кр, Юг у Арсеньева, осн. в 1898г, 4-й - Юг Жамбылской обл (Казахстан), Ю-В у Тараза. Валерий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку