
480 до нашей эры
Еврипид (также Эврипид, древне-греческое имя - ; латинское имя - Euripides)
древнегреческий драматург. Большую часть жизни прожил на Саламине. Происходит из зажиточной семьи и впервые выступил в афинском театре в 455 г. до нашей эры, первую победу в состязаниях трагических поэтов одержал в 441 г. до нашей эры. В течение всей жизни одержал четыре таких победы, пятая ему была присуждена посмертно. После 408 г. до нашей эры по приглашению македонского царя Архелая он переехал в Пеллу, где и умер в 406 году до нашей эры. Написал 92 драмы, из которых до нас дошли полностью 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп». Часть остальных произведений известна во фрагментах. Почти все сохранившиеся трагедии написаны во время Пелопоннесской войны 431-404 гг. до нашей эры, что нашло отражение в их содержании. В первое десятилетие войны в трагедиях «Гераклиды» (около 430 г. до нашей эры), «Андромаха» (около 425-423 гг. до нашей эры), «Гекуба» (около 424 г. до нашей эры), «Просительницы» (около 422-420 гг. до нашей эры) драматург на мифологическом материале рисует Афины защитницей слабых и гонимых, а Спарту коварным захватчиком. Позднее, в трагедии «Троянки» (415 г. до нашей эры) прозвучал протест против войны вообще. Интерес к общественной мысли создал ему репутацию «философа на сцене». В 431 г. до нашей эры – «Медея». Трагедии «Электра» – около 413 г. до нашей эры, «Орест» – 408 г. до нашей эры. Язык пьес близок к разговорному (особенно в «Киклопе»), трагедии отличают богатые словесные оттенки. Еще больше по сравнению с предшественниками он сокращает значение хора, песни которого почти не участвуют в развитии сюжета. Композиция пьес достаточно разнообразна. Трагедии могут состоять из двух отдельных частей, объединенных судьбой одного героя («Гекуба»; «Геракл», около 420 г. до нашей эры), иметь эпизодическую структуру («Троянки»; «Финикинянки», около 411-409 гг. до нашей эры). Драмы последнего периода – «Ифигения в Тавриде»; «Елена»; «Ион», около 412-408 гг. до нашей эры.

63 до нашей эры
Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (латинское имя - Gaius Iulius Caesar Octavianus, имя при рождении — Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus)
римский политический деятель, основатель принципата (с именем Imperator Caesar Augustus, с 16 января 27 года до нашей эры), Великий понтифик с 12 года, Отец отечества со 2 года до нашей эры. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию. Также многократный консул (43 год до нашей эры, 33 до нашей эры, 31 до нашей эры — 23 до нашей эры, 5 до нашей эры, 2 до нашей эры, трибун (латинское название - Tribuniciae potestatis , с 23 до нашей эры), цензор (с 29 года до нашей эры). Полный титул к моменту смерти: Imperator Caesar Divi filius Augustus, Pontifex Maximus, Consul XIII, Imperator XXI, Tribuniciae potestatis XXXVII, Pater Patriae (Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества). При рождении имел имя Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus. После того, как Юлий Цезарь в своем завещании усыновил своего внучатого племянника, он должен был именоваться Гай Юлий Цезарь Октавиан (суффикс -ан указывал на то, что он перешел по усыновлению из рода Октавиев), однако так наследник Цезаря никогда не именовался, так как хотел затушевать свое происхождение из сравнительно незнатного рода Октавиев и подчеркнуть принадлежность к знатным Юлиям. В итоге в период с 44 по 27 гг. до нашей эры официально именовался Гай Юлий Цезарь — так же, как и его приемный отец. В 27 году (считающимся годом основания Империи), после победы в гражданских войнах, сенат преподнес ему почетный титул «Август» (лат. Augustus, от глагола лат. augere — увеличивать, то есть «возвеличенный богами» или «тот, кто возвеличил государство»). Этот титул принцепс включил в свое имя, так же как и старый республиканский титул «император», став официально именоваться как Император Цезарь Август. Однако так как все последующие правители Римской империи носили такие же имена, то в историю он вошел под именем, которое он все время пытался предать забвению — Октавиан, или Октавиан Август. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего к всадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из рода Юлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина — родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана — Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению. Октавиан родился на рассвете в квартале Бычьих голов, в доме у подножия Палатина. Большую часть времени Октавиан проводил в доме своей бабушки Юлии. После смерти отца воспитание сына полностью легло на вдову — Атию. Она была племянницей Юлия Цезаря, и именно Цезарь побудил будущего императора задуматься о политической карьере в Риме. Из людей, окружавших Октавиана в детстве, известны раб-педагог Сфэр и александрийский философ Арий. Сразу после смерти Атии Октавиан устроил роскошные публичные похороны, а Ария назначил префектом новой провинции Римский Египет. Латинской риторике Октавиана учил Марк Эпидий. Особенно Октавиан дружил с Марком Випсанием Агриппой. Больше всего времени обучения Октавиан уделял ораторскому искусству — уже в 12 лет он произнёс речь на похоронах Юлии, но до конца жизни всегда писал подготовительные тексты, став первым, кто читал речь с листа, а не по памяти. Октавиан рос в обстановке постоянной борьбы за власть. Когда началась гражданская война между Цезарем и Помпеем, родители прятали его на одной из своих вилл, так как опасались, что ребёнка могут убить как будущего наследника Цезаря. Хотя Октавиан отличался слабым здоровьем, он стремился к политике и, став цезарианцем, уже в 15 лет выполнял государственные поручения и некоторое время даже был префектом Рима. Когда Цезарь отправился в Испанию за сыновьями Помпея, Октавиан последовал за ним, но из-за кораблекрушения не смог принять участия в военных действиях.

После похода Цезарь отправил его в иллирийский город Аполлонию, где Октавиан продолжил образование, и вместе с Агриппой должен был заняться подготовкой к войне против Парфии. Вскоре Октавиан получил от матери письмо об убийстве Цезаря. Мать и отчим, Луций Марций Филипп, советовали ему не появляться в Риме. Тайно перебравшись в Италию, Октавиан собрал сведения о событиях, произошедших в столице. Оказалось, что сенат не поддержал убийц, отказавшись объявить Цезаря тираном и бросить его тело в Тибр. После вскрытия завещания выяснилось, что Цезарь усыновил Октавиана, оставив ему большую часть своего имущества. Узнав об этом, после долгих колебаний и вопреки советам матери и отчима, Октавиан решил принять наследство. Он приехал в Рим, объявив что сделает всё для выполнения посмертной воли Цезаря и отомстит его убийцам. Однако власть уже успел захватить другой цезарианец, Марк Антоний, получивший деньги от жены Цезаря Кальпурнии и поддерживаемый войсками. Явившись в 44 году до нашей эры к Антонию, Октавиан потребовал вернуть себе деньги как законному наследнику. Антоний насмешливо ответил, что их пришлось истратить на взятки сенаторам для того, чтобы они поддержали цезарианцев. Тогда Октавиан стал продавать своё имущество, а затем своей матери и отчима, и из вырученных средств раздавать обещанные Цезарем 300 сестерциев каждому римскому гражданину. При этом Октавиан рассказал всем, что вынужден был разориться и обвинил Антония в том, что тот позволил получившим в управление богатые провинции и войска убийцам Цезаря бежать. Популярность Октавиана, сумевшего войти в доверие к Цицерону, стала расти. Цицерон считал Октавиана своим послушным орудием и на какое-то время стал представлять его интересы в сенате. Став мастером внутриполитической борьбы, Октавиан помог Антонию провести закон, по которому последнему перешла в управление Галлия, что напугало сенаторов. Из-за этого Октавиан разослал в легионы Антония своих людей, обещав каждому перешедшему на его сторону большое вознаграждение. Когда часть войска перешла к Октавиану, он заявил, что предоставляет его сенату на борьбу с Антонием. Когда Антоний выступил против Децима Брута, Октавиан добился решения сената поддержать Брута. Под давлением цезарианцев из лагеря Октавиана и благодаря энергичным призывам Цицерона сенат, нарушая обычный порядок прохождения магистратур, предоставил Октавиану военную власть и пропретуру. Когда Антоний был объявлен врагом отечества, Октавиан вместе с обоими консулами и своими легионами отправился на помощь Бруту. В решающей битве при Мутине Октавиан не стал преследовать разбитого Антония, хотя оба консула погибли в бою. Ходили слухи, что их убили люди, подосланные Октавианом. После победы Октавиан вернулся в Рим и потребовал триумфа. Когда сенат отказал ввиду молодости Октавиана, Октавиан вступил в переговоры с Антонием и Марком Лепидом для организации антисенатского союза — второго триумвирата. Домогательство Октавиана стать консулом сенат тоже отклонил и тогда Октавиан, видимо, последовав примеру Цезаря, произнёс речь перед войсками и, перейдя Рубикон, двинул легионы в Италию. Парламентёр Корнелий попросил сенаторов объявить Октавиана консулом и они стали колебаться. Наконец Корнелий показал им рукоять своего меча, заявив: «Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы». Добившись консульства, Октавиан возбудил судебный процесс против убийц Цезаря, которых заочно приговорили к смертной казни. Сформировавшийся второй триумвират взял власть на 5 лет якобы для наведения порядка. После трёхдневных переговоров триумвират решил уничтожить около 300 сенаторов и 2000 всадников; в число проскриптов, по требованию Марка Антония, был включён и Цицерон; Октавиан истреблял приговорённых безжалостнее прочих триумвиров, не поддаваясь ни уговорам, ни подкупу, но обрывая молящих о пощаде словами: «Ты должен умереть!». Когда денег с проданного имущества казнённых стало не хватать, триумвиры наложили на состоятельных граждан пятидесятипроцентный налог с их имущества. Перебив врагов, триумвиры в 42 году до нашей эры послали собранные войска против Брута и Кассия. Октавиан был болен, и его войска не устояли перед силами Брута в первой битве при Филиппах, и он сам чуть было не попал в плен. Но на помощь ему пришёл Антоний, и во второй, решающей, битве Кассий и Брут были побеждены и покончили с собой. Голову Брута Октавиан потом отправил в Рим. После победы Октавиану достались Испания и Галлия. Когда пиратский флот Секста Помпея блокировал подвоз хлеба в Италию, Октавиан вступил с ним в переговоры, надеясь использовать его в запланированной борьбе с Антонием, для чего женился на его родственнице Скрибонии (этот брак продлился год). Затем Марк Агриппа разгромил, со второй попытки, флот Секста Помпея, применив абордажные мостики с крюками. Антоний вместе с женой Фульвией и братом Луцием подняли против Октавиана всех недовольных. Когда Луций попал в плен, Октавиан помиловал его. Встретившись с Антонием в Брундизии, Октавиан опять сумел договориться с ним о разделе власти. После этого Октавиан стал укреплять свою позицию в Риме. Вернувшийся из Африки Лепид попробовал выступить против Октавиана, опираясь на свои 20 легионов, но они перешли на сторону молодого Октавиана. Когда Антоний в это время женился на египетской царице Клеопатре без разрыва брака с Октавией Младшей, Октавиан, чтобы настроить римлян против Антония, приказал вскрыть и прочесть его завещание, хранившееся у весталок: в нём не только египетские, но и римские и союзные Риму земли делились между детьми Клеопатры. Сенат объявил войну Клеопатре. Решающее сражение произошло на море у мыса Акций, где флотом Октавиана командовал Агриппа: внезапное отступление корабля Клеопатры, а за ним египетского флота привело к поражению Антония. Сам Октавиан повёл войска на Египет. Когда он подошёл к Александрии, легионы Антония опять перешли на его сторону, и Антоний совершил самоубийство. Октавиан в переговорах с Клеопатрой сделал вид, что сохранит её царство, но она, поняв что нужна лишь для триумфа, также покончила жизнь самоубийством. Октавиан разрешил похоронить обоих согласно их просьбе — в одной гробнице. Старшего сына Антония от Фульвии, Антулла, Октавиан приказал оттащить от статуи Цезаря, где тот искал убежища, и убить. После размышлений, со словами «Нехорошо многоцезарство», он велел казнить и бежавшего, но настигнутого, Цезариона, сына Клеопатры и Цезаря. Вернувшись из Египта, Октавиан устроил триумф. 13 января 27 года до нашей эры он сложил с себя чрезвычайные полномочия перед сенатом и объявил о реставрации Республики, но оставил за собой командование 75 легионами и титул императора. Образ правления, установленный Августом и в основных чертах сохранившийся до реформ Диоклетиана, а по другому мнению, до воцарения первого «солдатского императора» Септимия Севера (193 год н. э.), принято называть «принципатом» (латинское название - principtus, от princeps < prmocaps от prmus «первый» и capere «брать» — председатель сената). Суть принципата заключается в том, что самодержавная власть императоров, фактически основанная на контроле над армией и преторианской гвардией, которые набирались императором, оплачивались им и присягали его дому, юридически была оформлена, как сочетание республиканских магистратур и почестей, причём Август и его разумные преемники старательно избегали одиозных должностей царя, диктатора и не прибегали слишком часто к цензорской власти. После 27 года до нашей эры Августу и последующим императорам принадлежали следующие магистратуры и почести:
трибунская власть, potestas tribunnica (но не само звание народного трибуна, недоступное патрицию), важнейшая из прерогатив принцепса, по обладанию которой и считали годы правления, дававшая право интерцесии и делавшие особу императора неприкосновенной,
проконсульская власть, imperium proconsulare (с 19 года до н. э.), над императорскими провинциями, бывшая одновременно и гражданской и военной, то есть дававшая командование над большинством римских легионов,
верховная власть, imperium maius, следовавшая из факта многократного провозглашения принцепса войсками императором,
должность верховного понтифика, pontifex maximus (после смерти М.Эмилия Лепида в 12 году до нашей эры), обеспечивающая контроль над отправлением культа,
многократно — консульство, что было необходимо для придания почёта этому утратившему реальную власть посту,
в 29 году до нашей эры, совместно с Агриппой, должность цензора, censor, позволившая Августу вычистить сенат,
звание принцепса сената, princeps senatus, то есть первого в списке сенаторов, позволявшее первым высказывать своё мнение на заседаниях сената, использовавшееся для обозначения императора в юридической литературе и давшее позднейшее название всему политическому строю,
звание Отца Отечества, Pater Patriae, теоретически делавшее всякого убийцу императора отцеубийцей, слово Imperator в качесте личного имени, что не давало новых полномочий, но было почестью настолько высокой, что некоторые императоры от неё отказывались,
Cognomen «Цезарь» на месте бывшего родового имени «Юлий» (впрочем, последнее по-прежнему носили женщины императорского дома, как и проведённые лично императором законы), сделавшееся одним из главных титулов императора, а впоследствии — наследника престола, Новое слово «Август» (Augustus — возвеличенный, увеличивающий блага, священный, по-гречески ), ставшее cognomen императора и главным императорским титулом, кроме того, римлянами приносилась клятва на верность делам Августа. При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции, то есть народные собрания (до упразднения Тиберием), магистратуры. Но эти институты постепенно теряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность контролировались принцепсом. Реальная центральная власть была сосредоточена в руках императорского бюрократического аппарата (консистории), штат которого непрерывно рос, и сфера деятельности расширялась. Как «сын божественного Юлия», Divi Iulii Filius, Август обожествлялся в народе, что впоследствии привело к возникновению культа императора. На востоке империи уже при его жизни строили храмы, посвящённые Августу и Риму. Внешнеполитическая деятельность Августа, направленная на укрепление могущества Рима, была отмечена как удачами, так и поражениями. При нём было завершено покорение Испании (27—19 гг. до нашей эры). Пиренейский полуостров и Галлия прочно вошли в систему римских провинций. Тиберий, старший сын Ливии, покорил Паннонию и Далмацию. У подножия Альп Октавиан Август воздвиг памятники своих побед над горными племенами; остатки этих величественных сооружений ещё и теперь можно видеть в Сузе и Аосте. Друз (Германик), младший сын Ливии, достигнув берегов Эльбы, подчинил западных германцев. Была укреплена граница по Рейну. Величайшую свою неудачу Август потерпел в 9 году нашей эры, когда три римских легиона под командованием Публия Квинтилия Вара были разбиты в Тевтобургском Лесу в результате внезапного нападения германцев под предводительством Арминия. Мощнейшее восстание в Паннонии (6—9 нашей эры) и поражение римлян в Тевтобургском лесу вынудили Августа отказаться от дальнейших походов. Там, где римляне не основывали новых провинций, их влияние гарантировалось союзными государствами (Фракия, Каппадокия, Коммагена и др.). Часть специалистов склоняется к мнению, что под прикрытием миротворческих лозунгов Августом в действительности предпринималась грандиозная и продуманная программа по полному завоеванию Ойкумены. Численность и организация реформированной римской армии позволяла в сжатые сроки мобилизовать значительные силы для ведения наступательных операций. После покорения Испании войска, приобретшие ценный опыт боевых действий в горной местности, перебрасываются в Северные Альпы, где, под предлогом необходимости предотвращения набегов на Италию варваров, к Римской державе присоединяются новообразованные провинции Норик и Реция. Это вывело римлян к границе Германии с юга и дало возможность нанести концентрированный удар по сходящимся направлениям в центр её территории. На востоке римляне установили свое господство в Боспорском царстве (Крым) и, пользуясь ослабленностью Парфии вследствие династической распри, заключили с ней новый договор на более выгодных для себя условиях: парфяне вернули знамёна и пленных, захваченных при разгроме Красса (данный договор сам Август, тем не менее, видимо, считал паллиативным решением). Не последнюю роль в военной активности Августа играла и необходимость громких военных успехов, способных упрочить его положение на внутренней арене. Так, в его правление трижды закрывался храм Януса и провозглашалось, что «все народы теперь почтительно внимают римскому закону» — подразумевалось, что такое положение вещей достигнуто не в последнюю очередь силой оружия, направляемой рукой принцепса. Те же мотивы побудили его объявить о победоносном окончании похода в Британию (твердо известно, что в Британии Август не воевал) и демонстрировать якобы взятые там трофеи (захваченные на самом деле Гаем Юлием Цезарем). Будучи крайне осторожным политиком и отличным дипломатом, Август понимал, что римляне устали от гражданских войн; поэтому все мероприятия проводились им под лозунгом восстановления старых порядков и мира (Pax Romana). Для его политики характерно лавирование между различными социальными группами. Сохранив престиж сената, он в то же время обновил его состав и уменьшил его политическую роль. Высшие чиновники стали вербоваться из сословия всадников, число которых возросло за счёт италийской муниципальной знати и выслужившихся из солдат командиров. Потерявшим реальное значение магистратурам Август противопоставил бюрократический аппарат. В отношении плебса Август придерживался политики «хлеба и зрелищ». Опорой императорской власти была армия, подвергшаяся масштабной реформе. Количество легионов (большей частью, недоукомплектованных) было существенно сокращено (после реформы, по мнению разных историков, их стало насчитываться от 24 до 27 штук; ещё до 3 легионов, возможно, пришлось набрать для подавления Паннонского восстания, хотя в целом меры по воинскому набору были предельно непопулярными). Срок службы рядового легионера ограничивался 16 годами, преторианца — 12 (позднее увеличен до 20 и 16 лет соответственно), уволенным в отставку солдатам предоставлялись земельные наделы (впоследствии заменены единовременной выплатой денежной суммы). Для содержания армии была основана императорская казна (fiscus), куда поступали сборы от пятипроцентного налога с продаж, взимаемого в Италии, и налога на наследование имущества. Ряд законов, принятых при Августе, был направлен на укрепление устоев рабовладения. Для решения демографических проблем, был принят закон Паппия-Поппея о браке, а для восстановления добрых нравов — о роскоши. Политика, проводившаяся Августом в провинциях, способствовала созданию прослойки населения, заинтересованной в сохранении римского господства. Август разделил Рим на 14 округов, украсил город многочисленными новыми строениями (императорский дворец и форум, алтарь Мира, мавзолей на Марсовом поле и др.) и по справедливости мог гордиться, что «принял его кирпичным, а оставляет мраморным». В его правление построены первые большие общественные бани и библиотека. Улучшившееся финансовое положение империи позволило создать постоянное оплачиваемое войско, создать в Риме пожарную службу и полицию, улучшить снабжение зерном, вести строительство дорог, водопроводов, храмов, библиотек, школ, народных собраний. Путешествуя по своей обширной империи, Август основывал новые города и колонии. В знак благодарности римский сенат особым декретом переименовал месяц Sextilis в Augustus. Август окружил себя умными помощниками и советниками, среди которых выделялись Агриппа и Меценат. Их влиянием объясняется расцвет римской литературы и искусства (её «золотой век» — творчество Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция, Тита Ливия и др.). В семейной своей жизни, однако, Октавиан Август не мог похвалиться счастьем: много огорчений причинил ему распутный образ жизни его дочери Юлии (от Скрибонии). В Ливии Август нашёл вполне достойную себя супругу, но её обвиняют в том, что она не останавливалась перед дурными средствами для того, чтобы обеспечить за своим старшим сыном право наследования Августу. Сам Август не имел сыновей, а смерть лишила его не только племянника Марцелла и внуков Гая и Луция (в их гибели уже в древности принято было усматривать руку Ливии), но даже и любимого пасынка Друза, умершего в 9 до нашей эры в Германии. Оставался только его старший брат, Тиберий Клавдий Нерон — сын Ливии от её первого брака. Одна из самых сложных проблем — выбор преемника — была решена ещё за 10 лет до кончины Августа. Август усыновил Тиберия — против воли и под давлением обстоятельств, намёк на что усматривают в завещании, — и тот, сменив Августа на престоле, получил имя императора Тиберия (Тиберий Цезарь Август). Позднее термин «август» (augustus, «возвеличенный богами») приобрёл значение императорского титула. Октавиан Август умер так, как всегда мечтал — «доброй смертью», то есть быстро и без телесных страданий. Произошло это в местечке Нола, в Кампании 19 августа, где император остановился в старом доме своего отца. До самой кончины Август находился в сознании. Сначала он долго беседовал один на один со своим наследником Тиберием, которого срочно вызвали к умирающему Октавиану. Потом простился с друзьями и спросил. хорошо ли, по их мнению, он сыграл комедию жизни. Эту беседу он закончил греческим стихом, которым обычно актёр завершал свое выступление на сцене: «А коль мы прекрасно сыграли, овацией нас наградите и проводите с весельем». Затем спросил о здоровье своей внучки, дочери Друза, которая была больна. И вот при нём осталась только жена. Собрав последние силы, он сказал со слезами целовавшей его жене: «Ливия, живи и помни, как жили мы вместе. Здоровья тебе…прощай». Октавиан Август умер 19 августа 14 года нашей эры в Ноле.

Знаменитая статуя Октавиана из Прима Порто, ныне установленная в Ватикане.
Август мудро и умеренно пользовался своей неограниченной властью и осчастливил страну всеми благами мира, после того, как провёл её через все ужасы междоусобной войны. Не обладая гением Юлия Цезаря, он, однако, всегда ясно намечал себе цель и искусно пользовался всеми представлявшимися ему средствами. Он уважал науки, сам даже был стихотворцем и дал своё имя целой эпохе, замечательной расцветом наук и искусств. Август оставил после себя статистический очерк Римской империи и перечень его деяний под названием «Res Gestae Divi Augusti». Биография Августа, опирающаяся на ценные источники, включавшие его переписку, была написана Светонием. Самое известное скульптурное изображение Августа хранится в Ватикане, в музее Кьярамонти (см. «Август из Прима-Порта»).Наиболее заметное отражение Августа в повседневной культуре — это название 8-го месяца года, августа. Этот месяц был назван римским сенатом в честь императора в 8 г. до нашей эры. Согласно senatus consultum, на который ссылался Макробий, в этом месяце произошли наиболее важные события в жизни Октавиана Августа на его пути к власти. Литература: Роман Алана Масси (Allan Massie) 1986 года «Август» (Augustus) является биографией Римского императора; Август был главным персонажем в 30-м выпуске серии комиксов «The Sandman» под названием «August»; Бюст Августа играл важную роль в серии «Тайна Огненного Глаза» сериала «Альфред Хичкок и Три Сыщика»; Август служил примером для произнесения речи в книге Курта Воннегута «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер»; Джонн Эдвард Вильямс (John Edward Williams) написал роман под названием «Augustus», который выиграл премию «National Book Award» в 1973 г.; Август является одним из действующих лиц пьесы Уильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра» (под именем Октавий). Кинематограф: Клеопатра, историческая драма 1934 года — Ян Кейт (Ian Keith); Клеопатра, пеплум 1963 года — Родди МакДауэлл (Roddy McDowall); Цезари (англ. The Caesars), британская серия фильмов 1968 года — Роланд Калвер (. Roland Culver); Римская империя: Август, историческая драма 2003 года, часть серии фильмов «Империя» — Бенджамин Сэдлер (Benjamin Sadler), Питер О’Тул. В этом трехчасовом фильме раскрываются самые яркие, сложные и решающие события жизни Октавиана, приведшие его к власти, и события последних лет жизни, когда нужно было определить наследника престола после смерти Августа. Хотя в фильме немало исторических несоответствий, в целом жизненный путь Октавиана показан достоверно; Рим, английско-итальянский телесериал, историческая драма 2005 года — Макс Пиркис (Max Pirkis), Саймон Вудс (Simon Woods); Империя (Empire), 6-серийный американский фильм, историческая драма 2005 г. — Сантьяго Кабрера; Ночь в музее, американский семейный фильм 2006 года — Стив Куган. Видео-игры: Август является одним из лидеров Римской цивилизации в пошаговой стратегии Civilization IV (отсутствовал в первом выпуске, но был добавлен в пакете расширения к игре) и в её обновленной версии Civilization IV: Warlords; Также Август является лидером Римской цивилизации в продолжении серии, в игре Civilization V. Сочинения: «Деяния»: Деяния божественного Августа. / Перевод И.Ш.Шифмана. // Шифман И.Ш. Цезарь Август. Ленинград, 1990. Страницы 189—199; Деяния божественного Августа. / Перевод А.Л.Смышляева. // История древнего Рима. Тексты и документы. Москва, 2004. Страницы 204—209; В серии «Loeb classical library» «Деяния» изданы под № 152 (вместе с Веллеем Патеркулом); В серии «Collection Budй»: Res gestae divi Augusti. Hauts faits du divin Auguste. 2007. CCXXXIV, 166 p. Сочинения: Фрагменты: Peter H. Historicorum Romanorum reliquiae. Leipzig, 1906—1914. Vol. 2. P. 54-64; Сочинения Октавиана Августа. Литература: Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. — Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1949. — 688 стр; Шифман И.Ш.Цезарь Август. — Ленинград: «Наука». 1990 — ISBN 5-02-027288-4; Шаховская Л. Д. Молодость Цезаря Октавиана Августа. — Москва.: Кром, 1994 — ISBN 5-7119-0076-5; Парфенов В.Н. Император Цезарь Август. Армия. Война. Политика. — Москва: Алетейя. 2001 — ISBN 5-89329-396-7; Кравчук Александр. Император Август. — Москва.: Радуга, 1994. — 288 страниц. — (Серия «Исторический роман»); Неродо Жан-Пьер. Август. — Москва.: Молодая гвардия, 2003. — 352 страницы. — ISBN 5-235-02564-4 — (Серия «Жизнь замечательных людей»); Холланд Ричард. Октавиан Август. Крестный отец Европы. — Москва, Санкт-Петербург: АСТ, Астрель, 2010. — 352 страниц. — ISBN 978-5-17-068217-1, 978-5-271-30472-9 — (Серия «Историческая библиотека»); Петряков А. Великие Цезари. Творцы Римской Империи. — Москва, Санкт-Петербург: Яуза, Эксмо, 2011. — 576 страниц. — 3000 экземпляров — ISBN 978-5-699-48038-8 — Серия: Гении власти. Bleicken, Jochen (1998). Augustus. Eine Biographie. Berlin; Galinsky, Karl. Augustan Culture. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998 (paperback, ISBN 0-691-05890-3); Lewis, P. R. and G. D. B. Jones, Roman gold-mining in north-west Spain, Journal of Roman Studies 60 (1970): 169-185; Jones, R. F. J. and Bird, D. G., Roman gold-mining in north-west Spain, II: Workings on the Rio Duerna, Journal of Roman Studies 62 (1972): 59-74; Jones, A.H.M. «The Imperium of Augustus», The Journal of Roman Studies, Vol. 41, Parts 1 and 2. (1951), pp. 112-119; Jones, A.H.M. Augustus. London: Chatto & Windus, 1970 (paperback, ISBN 0-7011-1626-9); Osgood, Josiah. Caesar’s Legacy: Civil War and the Emergence of the Roman Empire. New York: Cambridge University Press (USA), 2006 (hardback, ISBN 0-521-85582-9; paperback, ISBN 0-521-67177-9); Raaflaub, Kurt A. & Toher, Mark (eds.). Between Republic and Empire: Interpretations of Augustus and His Principate. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1993 (paperback, ISBN 0-520-08447-0); Reinhold, Meyer. The Golden Age of Augustus (Aspects of Antiquity). Toronto, ON: Univ. of Toronto Press, 1978 (hardcover, ISBN 0-89522-007-5; paperback, ISBN 0-89522-008-3); Roebuck, C. (1966). The World of Ancient Times. New York: Charles Scribner’s Sons; Southern, Pat. Augustus (Roman Imperial Biographies). New York: Routledge, 1998 (hardcover, ISBN 0-415-16631-4); 2001 (paperback, ISBN 0-415-25855-3); Zanker, Paul. The Power of Images in the Age of Augustus (Thomas Spencer Jerome Lectures). Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1989 (hardcover, ISBN 0-472-10101-3); 1990 (paperback, ISBN 0-472-08124-1).

1215
Хубилай (монгольский посмертный титул - Сэчэн-хан, китайское храмовое имя - Ши-цзу)
монгольский хан, основатель династии Юань в Китае. Чингизид, внук Чингисхана, сын Толуя и Соркуктани-бэги. В 1260 году перенес столицу Монгольской империи из Каракорума в Пекин, который был переименован в Ханбалык. В 1279 завоевал южный Китай. Оказывал покровительство буддизму. Главною его целью по вступлению на престол сделалось ниспровержение Сунской династии в Китае. После упорной и продолжительной борьбы Хубилай к 1271 г. овладел большею частью Китая, где решил основать новую династию, дав ей имя Юань. В 1279 г. погиб последний сунский император, и Хубилай окончательно упрочил свою власть над всем Китаем, учредив свою столицу в Пекине. Хубилай подчинил своей власти и соседние с Китаем страны: Бирму, Камбоджу, Корею, но его два похода против Японии окончились полнейшей неудачей. В делах внутреннего управления Хубилай отличался мудростью; им был введен целый ряд полезных реформ и улучшений; между прочим, в 1291 г. он разделил всю империю на 12 провинций. Он оказывал покровительство буддизму, который сделал в Китае громадные успехи, а равно буддийским проповедникам и ученым, которые пользовались большим почетом и значительными льготами. Хубилай не забывал своего монгольского происхождения, ввел монгольский язык в делопроизводство Китая, поручил буддийскому ученому Пагба-ламе изобрести особый алфавит, получивший название, по форме букв, квадратного письма и служивший государственным письмом для языков империи, в первую очелредь для монгольского, во время царствования в Китае династии Юань. В китайской истории Хубилай известен под династийным именем Ши-цзу. Умер 18 февраля 1294 года.

1439
Мартини (Франческо Маурицио ди Джорджио Мартини ди Мартино) (Francesco di Giorgio Martini)
итальянский инженер, механик, архитектор, скульптор, живописец раннего Возрождения. Сочетал смелые исследования ученого гуманистической школы с консервативным лиризмом Сиенской школы. Ранние работы представлены в иллюминировании манускриптов, мебельных панелей и образах «Коронация святой Девы» (1471) и «Рождество Христово» (1475). Известен не только как архитектор, но и как теоретик архитектуры. Перевел Витрувия и написал труд по архитектуре, «Trattato di architettura civile e militare», в котором рассматриваются городское строительство и военная архитектура высокого Возрождения. В 1477-1479, 1481-1482, 1486-1490, 1499-1501 гг. состоял на службе у герцога Федерико да Монтефельтро в Урбино, где участвовал в проектировании и отделке комнат дворца. В 1479-1481 гг. – военный инженер неаполитанского короля, в 1485-1486 гг. – городской инженер Сиены, в 1490-1499 гг. – военный инженер в Милане. Изобрел и построил ряд гидравлических машин и технологических мельниц. Шедевром архитектуры является Санта-Мария-дель-Кальчинайо (Кортона, 1484). Как скульптор он прославился четырьмя бронзовыми фигурами для высокого престола в сиенском соборе (1489-1497) и серией бронзовых рельефов, отмеченных влиянием Верроккио. Оказал влияние на творчество военных инженеров Я.де Страда, В.Цонки и А.Рамелли в области построения машин; в ХVIII в. его сочинения использовал Я.Лейпольд, в ХIХ в. – Дж.А.Борньи. Франческо ди Джорджо, сиенец, который был превосходным скульптором и архитектором, сделал двух бронзовых ангелов на главном алтаре собора родного города, вылитых поистине прекрасно и затем отчищенных им самим с наивозможнейшей тщательностью, какую только можно вообразить. И он мог делать это вольготно, ибо богатства у него было не меньше, чем редкостного таланта, и потому работал он не для стяжания, а для своего удовольствия, только ему заблагорассудится, а также для того, чтобы оставить почетную память. Он занимался также живописью и написал кое-что, на его скульптуры. архитектуре он обладал очень большим вкусом и обнаружил отличное понимание этого дела, о чем с избытком может свидетельствовать построенный им в Урбино для герцога Федериго Фельтро дворец, план которого составлен с учетом красоты и пользы, а необычные лестницы лучше задуманы и более приятны, чем любые иные, выстроенные до него. Залы обширны и великолепны, апартаменты же жилых помещений исключительно удобны и достойны своего назначения, короче говоря, весь дворец этот так прекрасен и так хорошо построен, как никакой другой когда-либо выстроенный. Франче был величайшим инженером, главным образом по военным машинам, что он и доказал фризом, расписанным им собственноручно в названном урбинском дворце и целиком заполненным подобными редкостными вещами, относящимися к войне. Он разрисовал также несколько книг, переполненных подобными орудиями, лучшая из которых хранится синьором герцогом Козимо деи Медичи вместе с самыми дорогими для него вещами. Он старался понять военные машины и орудия древних с такой любознательностью и исследовал способы, применявшиеся древними в амфитеатрах и тому подобных вещах, с таким рвением, что из-за этого меньше занимался скульптурой, хотя это приносило и принесло ему не меньше чести, чем могла принести скульптура. За всё это он стал столь приятен названному герцогу Федериго, портреты которого он сделал и на медалях и в живописи, что, когда возвратился в Сиену на свою родину, то был осыпан в равной степени и почестями и благодеяниями. Для папы Пия II он сделал все проекты и модели дворца и епископства в Пиенце, на родине названного папы, и в городе, им созданном и названном по его имени Пиенцей вместо прежнего его названия: Корсиньяно. Постройки эти были для такого местечка, настолько это было возможно, великолепны и достойны своего назначения. Франческо сделал также план и укрепления названного города и вместе с тем и дворец и лоджию того же первосвященника. И с тех пор он все время жил в почете, а в родном городе пользовался почетом синьоров, его верховных правителей. Скончался в 1502 году. Работы его относятся приблизительно к 1480 году. После него остался его товарищ и любимейший друг Якопо Коццарелло, занимавшийся скульптурой и архитектурой и выполнивший несколько деревянных фигур в Сиене, а в области архитектуры — церковь Санта Мариа Маддалена, что за воротами, ведущими в Туфи, оставшуюся незавершенной из-за его смерти. Мы же обязаны ему и тем, что от него получен нами портрет вышеназванного Франческо, написанный им собственноручно. Франческо этот заслуживает великой благодарности за то, что он облегчил архитектурное дело и принес в нем пользы больше кого бы то ни было – от Филиппо ди сер Брунеллеско и до его времени.
1623
Стефано Анджели (Stephano degli Angeli; настоящее имя - Francesco degli Angeli)
итальянский математик. Родился в Венеции. Ученик Б.Кавальери. Был профессором математики в Падуе. Рассматривал различные примеры квадратур еще до открытия интегрального исчисления, поэтому его можно считать одним из предшественников творцов интегрального исчисления. Умер в Венеции 11 октября 1697 года.

1713
Фердинанд VI (Fernando VI)
король Испании с 1746, второй сын Филиппа V и Марии Луизы Савойской. Родился в Мадриде. Менее чем через год его мать умерла. Отец вторично женился на Елизавете Фарнезе, которая крайне неприязненно относилась к его детям от первого брака. В 1729, уже объявленный наследником престола, Фердинанд женился на Марии Барбаре Магдалене Португальской. Фердинанд VI был коронован в 1746. Как правитель он отличался благочестием и мягкостью, проводил миролюбивую политику и заботился о благополучии подданных. Ахенский мир (1748) завершил войну за Австрийское наследство (1740–1748), в которой участвовала Испания, а два года спустя Фердинанд VI уладил разногласия с Португалией по поводу границ колониальных владений. С началом в 1756 Семилетней войны Франция и Великобритания стремились заполучить Испанию в союзники, однако Фердинанд VI в течение всего периода своего правления твердо придерживался политики нейтралитета. Мирная политика Фердинанда VI способствовала упрочению испанской империи. Главный королевский советник маркиз де ла Энсенада вынашивал планы усиления испанских сухопутных и военно-морских сил, развития сельского хозяйства и промышленности путем внедрения передовых иностранных технологий. Осуществление этих проектов было приостановлено после того, как Энсенада впал в немилость в 1754. После смерти жены в 1758 король удалился во дворец Вильявисьоса-де-Одон под Мадридом, где скончался 10 августа 1759 года. Поскольку прямых наследников трона он не оставил, на престол взошел его брат Карл III.

1762
Иван Семенович Дорохов
русский государственный деятель, генерал-лейтенант (1812). Из дворянского рода. Сын секунд-майора. Образование получил в Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе. Службу начал 15 октября 1787 поручиком Смоленского пехотного полка. Участник русско-турецкой войны 1787—1791. В 1789 переведен капитаном в Фанагорийский гренадерский полк, а 13 октября 1792 в Черниговский пехотный полк. При начале восстания в Варшаве 6 апреля 1794 был окружен мятежниками и во главе роты с трудом пробился к своим. Отличился в подавлении Польского восстания 1794. 21 апреля 1795 переведен в Воронежский, 9 апреля 1797 в Сумский гусарский полк. 12сентября 1797 произведен в полковники с переводом в лейб-гвардии Гусарский полк, но вскоре уволен в отставку. 13 марта 1802 Дорохов вновь вернулся на службу в Сумский гусарский полк. 17 августа 1803 произведен в генерал-майоры и назначен шефом Изюмского гусарского полка. Прославился в кампанию 1806—1807 как лихой кавалерийский командир. Отличился в сражениях при Гофе, Прейсиш-Эйлау, Фридланде. За Пултуск награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. В начале Отечественной войны 1812 командовал арьергардом 4-го корпуса. Был окружен превосходящими силами противника, но сумел выйти из окружения и присоединиться к частям 2-й Западной армии. Отличился в боях при Молевом Болоте, Смоленске и Лубине. В Бородинском сражении командовал 4 кавалерийскими полками. После отступления из Москвы поставлен во главе армейского кавалерийского отряда, предназначенного для действия в тылу противника на .Московской дороге. 6 сент. разбил под Знаменским 4 кавалерийских полка противника. 15 сент. разгромил отряд полковника Мортье. 29 сентября Дорохов неожиданно атаковал французский гарнизон города Верея, захватил его врасплох и принудил к сдаче. В плен попали полковник, 15 офицеров и 177 солдат. После этого прикрывал левое крыло армии и наблюдал за движением французов по Калужской и Смоленской дорогам. Был тяжело ранен пулей в ногу навылет в сражении при Малоярославце. Долго болел и умер в Туле от последствий ранения 25 апреля 1815,. По собственному завещанию погребен в Верее (в 1917—1918 его могила была разорена).

1765
Паоло Руффини (Paolo Ruffini)
итальянский математик, доктор медицины. Родился в Валентано, близ Витербо. В 1788-1796 гг. преподавал высшую математику в местной гимназии, а в 1796-1814 гг. – в военной школе. В 1804 опубликовал метод приближённого вычисления действительных корней алгебраических уравнений, вновь найденный английским математиком У.Хорнером в 1819. В 1799 дал первое (содержащее пробелы) доказательство неразрешимости в радикалах общего алгебраического уравнения пятой степени. Разработал ряд идей теории групп конечных подстановок. Руффини первый доказал невозможность решения в радикалах всех уравнений высших степеней, начиная с 5-й. Это составляющее эпоху в истории алгебры доказательство изложено автором в сочинении "Teoria generale delle equazioni, in cui si dimostra impossibile la soluzione algebraica delle equazioni generali di grado superiore al quarto" (Болонья, 1798). Доказательство Руффини значительно проще данного позднее Абелем. Ошибочность найденного Вронским "общего решения уравнений всех степеней" вызвала со стороны Руффини опровержение в форме мемуара: "Intorno al metodo generale, proposto dal Sig. Hoene Wronski onde risolvere le equazioni di tutti i gradi" (1816, "Memorie della Societа Italiana", XVIII, 1820). Из сочинений Руффини, посвящённых уравнениям высших степеней, можно упомянуть следующие: "Sopra la determinazione delle radici nelle equazioni numeriche di qualunque grado" (Модена, 1804), "Riflessioni interno alla soluzione delle equazioni algebraiche generali" (там же, 1813), " Della soluzione delle equazioni algebraiche determinate particolari di grado superiore al quarto" ("Mem. Soc. Ital."), "Della insolubilitа delle equazioni algebraiche generali di grado superiore al quarto" (там же), "Della insolubilitа delle equazioni algebraiche generali di grado superiore al quarto qualunque metodo si adoperi, algebraico esso siasi о transcendente" ("Mem. Istit. nazion. Italian.", I, 1806). Кроме того, Руффини напечатал: "Riflessioni critiche sopra il sagio filosofico intorno alla probabilitа del Sign. de Laplace" (там же, 1821), "Alcune proprietа generali delle funzioni" (там же), "Di un nuovo metodo generale di estrarre le radici numeriche" (там же, XVI, 1813), "Della classificazione delle curve algebraiche a semplice curvatura" (там же, XVIII, 1820) и некоторые др. Умер в Модене 10 мая 1822 года. Сочинения: Opera matematiche, t. 1—2, Palermo, 1915—1943. Литература: Вилейтнер Г., История математики от Декарта до середины XIX столетия, перевод с немецкого, 2-е издание, Москва, 1966.

1782
Максимилиан Вид-Нойвид (Alexander Philipp Maximilian zu Wied-Neuwied)
Принц, исследователь и этнограф, известный путешественник и натуралист. Родился в Нойвиде. Вид-Нейвид служил в прусской военной службе. В 1815—1817 гг. он вместе с естествоиспытателями Фрейрейсом и Селловом объехал внутренние провинции Бразилии; результатом этого путешествия явились «Reise nach Brasilien in den Jah. 1815—1817» (2 тома, Франкфурт, 1819—1820, с атласом in folio); «Abbildungen zur Naturgeschichte Brasiliens» (15 тетрадей, Веймар, 1823—31) и «Beitrд ge zur Naturgeschic hte Brasiliens» (4 тома, Веймар, 1824—1833). В 1832—1834 годах он совершил путешествие в штаты Северной Америки до Верхнего Миссури. Об этом путешествии он издал «Reise nach Nordamerika» (2 тома, 1838—1843, с атласом). Вид-Нейвид написал также ряд работ для Leopoldini s ch-Karolinische Akademie, деятельным членом которой оставался до смерти. Коллекции, собранные им, находятся в Нойвиде. Почётный член Российской Академии Наук. Умер 3 февраля 1867 года.

1782
Жак Фереоль Мазас (Jacques Fйrйol Mazas)
французский скрипач и композитор. Родился в Безье. Игре на скрипке обучался в Парижской консерватории у П.Байо. С 1805г. играл в оркестре Итальянской оперы в Париже; в 1811-29гг. гастролировал по Европе, с 1830 г. занимался педагогической деятельностью в Орлеане и Париже; в 1837-41гг. - директор музыкальной школы в Камбре; последние годы жил в Бордо. Автор многих музыкальных сочинений, в том числе сборника этюдов и школы для скрипки. Среди произведений Мазаса сохранили свое значение скрипичные дуэты, этюды для скрипки и школа скрипичной игры. Ему принадлежат также 3 оперы, в том числе комическая опера "Киоск" (поставлена в 1842г.); скрипичные концерты; струн, квартеты и трио. Умер в Бордо 26 августа 1849 года.

1783
Петер Йозеф фон Корнелиус (Peter Joseph von Cornelius)
немецкий живописец. Родился в Дюссельдорфе. Дядя композитора Петера Корнелиуса. Сын хранителя дюссельдорфской картинной галереи, Корнелиус остался сиротой в 15 лет и находился в очень стеснённых обстоятельствах. Сумев преодолеть их, он начал работать над росписями местных церквей (особенный интерес представляет роспись церкви святого Квирина в Нойсе). Учился в Академии Художеств в Дюссельдорфе (с 1795 года). Этапной стала для Корнелиуса поездка в Рим в 1811 г.: здесь он присоединился к товариществу германских художников, в которое входили Овербек, Пфорр и др. Это сообщество взяло себе название «Союз Святого Луки», а в историю немецкой живописи вошло под полушутливым прозвищем «назарейцы». В свой римский период Корнелиус вместе с другими назарейцами принял участие в росписи дома прусского консула в Риме Бартольди (1816—1819), а также работал над иллюстрациями к «Песни о Нибелунгах». В 1820-е гг. Корнелиус живёт преимущественно в Мюнхене по приглашению Людвига Баварского, пишет придворные портреты, а после 1825 г. возглавляет местную Академию художеств. Он расписывает несколько мюнхенских церквей, а также здания Глиптотеки (фрески утрачены во Вторую мировую войну) и Пинакотеки. В 1840 г. Корнелиус переезжает в Берлин. К 1840-м гг. относится его последняя работа — впечатляющие размахом и экспрессией эскизы к росписи королевской усыпальницы по мотивам Дюрера. Написанные им в Мюнхене фрески на античные сюжеты в Глиптотеке (1820— 1830) и «Страшный суд» в церкви святого Людвига (1836—1840) явились наиболее характерными произведениями немецкого академического искусства этого периода и длительно служили образцами, на которых воспитывалась художественная молодежь Германии. Умер в Берлине 6 марта 1867 года. Литература: Koetschau К., Peter Cornelius in spiner Vollendung, Dьccoldorf, 1934.

1791
Карл Теодор Кернер (Karl Theodor Korner)
немецкий писатель. Участник освободительной войны 1813 г. против Наполеона. Главные сочинения: сборник лирики «Бутоны» (1810), сборник патриотических песен «Лира и меч» (1814), проникнутая ненавистью к оккупантам трагедия «Црини» (1812). В лирических трагедиях («Розамунда», 1833, и др.) видно влияние Ф. Шиллера, а в развлекательных комедиях – А.Ф.Ф.Коцебу. Родился в Дрездене, где отец его служил советником. Он получил первоначальное образование в дрезденском окружном училище и выбрал для дальнейшего обучения горные науки. Но во Фрейбурге, куда он приехал обучаться своей будущей процессии, интерес к горному делу прошел, и он занялся изучением естественных наук, таких как минералогия и химия. Летом 1810 года Кернер уехал в Лейпциг, а затем в Берлин, чтобы продолжить свое обучение. Примерно в это же время в печати появились его первые стихотворения под названием "Knospen". В Лейпциге молодой поэт присоединился к одной из партий, на которые были разделены студенты местного университета. Выйдя в лидеры этой партии, он стал самым деятельным участником всех уличных драк, попоек и дуэлей, но он был вынужден уехать в Берлин, так как университетский суд приговорил его к шестимесячному аресту. Отец его, недовольный направлением, господствовавшим тогда в германских университетах, по возвращении молодого поэта домой отправил его в Вену, в надежде, что общение с его старыми знакомыми: Вильгельмом Гумбольтом и Фридрихом Шлегелем, благотворно повлияет на ум и сердце молодого человека - и не ошибся. Полностью погрузившись в литературу, Кернер принялся сочинять пятиактовую трагедию "Конрадин" в надежде поставить ее на сцене венского театра, но не смог этого сделать. Зато две его следующие пьесы, принятые театральной дирекцией, принесли ему известность в Вене, как драматургу. То же можно сказать и о двух последующих пьесах, "Ночной сторож" и "Тони", имевших значительный успех на сцене. Но самый большой успех выпал на долю его пятиактной трагедии "Црини", сюжет которой заимствован из венгерской истории. За "Црини" последовали драма "Гедвика", трагедия "Иосиф Гейдерих", три комедии: "Двоюродный брат из Бремена", "Вахмистр" и "Гувернантка" и три оперы: "Дочь рыбака", "Четырехгодичный часовой" и "Горный ученик". Все эти произведения были написаны в течение 15 месяцев. В 1813 году Кернер один из первых вызвался добровольцем на призыв Пруссии избавиться от французской зависимости. Воюя в партизанском отряде в тылу врага он погиб у Гадебуша в сражении 27 августа 1813 года. Похоронен был со всеми воинскими почестями своими друзьями по отряду недалеко от деревушки Веббелин. Кроме перечисленных произведений Кернер написал еще несколько драм и комедий, но широкую известность он получил как поэт-лирик, когда отец после его смерти в 1814 году издал сборник лирических стихотворений сына под названием "Лира и меч". Сочинения: дrntliche Werke, 4 Aufl., Stuttg., 1906; Werke, Lpz., (1958); в русском переводе в книге: Гербель Н., Немецкие поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петербург, 1877. Литература: Белинский В.Г., (Рецензия на перевод трагедии "Црини"), Полное собрание сочинений, том 10, Москва, 1956; Валуева-Мунт А.П., Поэт-герой, Санкт-Петербург, 1892: Puschel ., Der дnger der schwarzen Freischar, (.), 1954.

1791
Иоганн Франц Энке (Johann Franz Encke)
немецкий астроном. Родился в Гамбурге. Получил образование в Гёттингенском университете у К.Гаусса. С 1816 г.— астроном в обсерватории в Готе. С 1825 по 1862 г.— директор Берлинской обсерватории и редактор «Berliner astronomisches Jahrbuch». Первую известность Энке принесли его работы по определению солнечного параллакса, расстояния от Земли до Солнца, размеров Солнечной системы. В основе метода определения солнечного параллакса лежала идея Э.Галлея наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца, проводимых в разных пунктах земного шара. Проведённые в 1761 и 1769 гг. в разных странах наблюдения прохождений дали ценный материал, общую обработку которого произвел Энке и вывел значение параллакса 8,5", мало отличающееся от значения, принятого в настоящее время (8,790"). Важное значение имели исследования Энке, посвящённые комете, получившей впоследствии его имя. В 1819 г. установил, что кометы, открытые Пьером Мешеном (1786) и Ж.Понсом (1818), являются одной периодической кометой, которая движется по эллиптической орбите с периодом обращения 3,3 года. Комета Энке — одна из интереснейших комет, поскольку обладает самым коротким периодом обращения и малым перигелийным расстоянием. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (с 1829 года). Умер в Шпандау (ныне район Берлина) 26 августа 1865 года. Сочинения: Gesammelte mathematische und astronomische Ab. haiidlungen, Bd 1—3, В., 1888—1889.
1794
Эдуард Лауе (Edward Lowe)
чешский шахматист. Умер в Лондоне 25 февраля 1880 года.

1800
Модест Андреевич Корф
русский государственный деятель, историк, почётный член Санкт-Петербургской Академии наук (1852). Родился в Санкт-Петербурге. Происходит из курляндских дворян. Учился в Царскосельском лицее (первый выпуск, учился вместе с Пушкиным, лицейское прозвище — «дьячок Мордан», от французского mordant — кусачий), служил сначала в министерстве юстиции и в комиссии составления законов, затем в министерстве финансов. Около 5 лет затем состоял при Сперанском во II отделении собственности Его Императорского Величества канцелярии, оставаясь в то же время вице-директором разных податей и сборов. С 1831 года управлял делами комитета министров, с 1834 г. был государственным секретарём, с 1843 г. членом государственного совета. В отношении к своим подчинённым он был добрым и любящим начальником; от высшего до низшего все могли ожидать справедливого внимания к своим трудам и готовности помочь каждому в нужде. Порядок делопроизводства был доведён до совершенства. Дела решались безостановочно; … он обладал мастерством в изложении самых запутанных дел; сжатость и ясность речи достигли под его пером высшей степени.— Грот Я.К. Воспоминания о графе М.А.Корфе // Русская старина : журнал. — 1876. — Том 15. — № 2. — Страницы 422-425. В 1848 г. он был назначен членом негласного комитета для надзора за книгопечатанием, а в 1855 г. сделался его председателем. Новые веяния в правительственных сферах, вызванные сдачей Севастополя, заставили его представить Александру II в 1856 году доклад с ходатайством о закрытии комитета как «не только переставшего быть полезным, но и сделавшегося вредным».С 1849 по 1861 г. он состоял директором СПб. публичной библиотеки, в делах которой и позже принимал горячее участие. Будучи директором библиотеки, обновил и преобразовал её, обосновал увеличение её средств, привлёк к ней внимание публики, привлёк частные пожертвования, облегчил доступ в библиотеку, продвинул составление каталогов, основал особый отдел иностранных книг о России (Rossica) и пр. В 1861 г. был назначен главноуправляющим II отделения собственности Его Императорского Величества канцелярии, а в 1864 г. председателем департамента законов государственного совета. В 1872 г. возведён в графское достоинство. Умер в Санкт-Петербурге 14 января 1872 года. Основные труды: М.А.Корф, 1865; Историческое описание 14-го декабря и предшедших ему событий. Санкт-Петербург, 1848. VI, 168 страниц — история восстания декабристов с враждебных им позиций. Первые 2 издания выпущены маленьким тиражом не для продажи; Переиздания: Четырнадцатое декабря 1825 года. 2-е издание Санкт-Петербург, 1854. X, 230 страниц, 25 экземпляров; Восшествие на престол императора Николая I-го. 3-е издание (1-е для публики). Санкт-Петербург, 1857. XIV, 236 страниц; То же. 4-е издание (2-е для публики). 1857. XIV, 206, 31 страница; То же. 5-е издание, дополнение (3-е для публики). 1857. XIV, 238, 42 страницы; Жизнь графа Сперанского. Санкт-Петербург, 1861. Тома 1—2. То же. Издание исправленное, Санкт-Петербург, 1861. Тома 1—2. Представляет собой апологию самодержавия и принижает роль Сперанского. Корф.М. Записки. — Москва : Захаров, 2003. — 720 страниц. — ISBN 5-8159-0292-6. Литература: Биография в Русском биографическом словаре (djvu); Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры : Биографический словарь. Санкт-Петербург, 1995. Том 1. Страницы 275—282; Грот Я.К. Воспоминания о графе М.А.Корфе (Родился 11-го сентября 1800, умер 2-го января 1876) // Русская старина, 1876. - Том 15. - № 2. - Страницы 422-425; Корф М.А. История издания в русском переводе сочинения Коцебу «Свитригайло, Великий Князь Литовский» // Русский архив, 1869. – Выпуск 4. – Столбцы 613-628.
1803
Валериан Михайлович Голицын
декабрист. Родился в Ярославле. Отец — ярославский губернатор (1801—1817) Михаил Николаевич Голицын, мать — Наталья Ивановна Толстая. Воспитывался до 11 лет дома, затем в Санкт-Петербурге год в иезуитском пансионе и два в пансионе Жонсона, потом в Москве два года в пансионе профессора Шлецера. Зачислен в Пажеский корпус пажом — 29 марта 1811, камер-паж — 1 февраля 1820. Выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк — 26 марта 1821, подпоручик — 20 марта 1822, поручик — 12 декабря 1823, уволен от военной службы — 3 февраля 1824. Поступил в департамент внешней торговли (Набережная реки Мойки, 80) с переименованием в титулярного советника — 2 февраля 1825, камер-юнкер — 31 мая 1825. Принадлежал к Северному обществу (с 1823), куда его принял Поджио. Согласно собственным показаниям, «заимствовал свободный образ мыслей от чтения жарких прений в парламенте тех народов, кои имеют конституцию, и также от чтения французских, английских, немецких и итальянских публицистов». Арестованный 23 декабря 1825, содержался в Санкт-Петербурге на городском карауле, 24 декабря доставлен в Петропавловскую крепость («присылаемого к. Голицына посадить на гауптвахту, содержа строго, но хорошо») и содержался на карауле у Петровских ворот «отдельно от прочих». Сперва отрицал всякое своё участие в обществе, затем признался, но утверждал, что не знал о предполагавшемся цареубийстве, и сам мечтал об освобождении крестьян и конституционно-монархическим строе. Осуждён по VIII разряду и по конфирмации 10 июля 1826 приговорён к ссылке в Сибирь на поселение вечно. 31 июля 1826 отправлен в город Киренск Иркутской губернии (приметы: рост 160 см, «лицом бел, сухощав, нос средний, волосы на голове и бровях чёрные, глаза карие»). 22 августа 1826 срок сокращён до 20 лет. 20 февраля 1829 высочайше повелено определить рядовым на Кавказ. Участник Русско-турецкой войны 1828—1829. 1 июля 1829 зачислен в 42-й егерский полк, 1 декабря 1829 — унтер-офицер, 1 января 1830 переведён в 9-й Кавказский линейный батальон (располагался в Астрахани), 25 января 1833 — в пехотный полк графа Паскевича (располагался в Царских Колодцах), декабрь 1834 — в Кабардинский егерский полк на Кавказскую линию, 31 мая 1837 — прапорщик. 22 июля 1838 уволен за болезнью для определения к статским делам в Астрахань, 17 сентября 1838 — разрешено служить по гражданскому ведомству в Кавказской области, зачислен в штат Общего кавказского областоного управления в Ставрополе. 28 сентября 1839 уволен от службы по болезни с назначением жить в Орле под секретным надзором, 3 мая 1841 разрешено выехать на лето в имение сестры, графини Екатерины Михайловны Салтыковой (м. Хиславичи Могилёвской губернии), 19 марта 1842 разрешено приехать в Москву для вступления в брак, в январе 1843 после свадьбы выехал в село Архангельское-Хованщина Епифанского уезда Тульской губернии, где и жил, занимаясь хозяйством. 30 марта 1853 разрешено жить в Москве под строгим надзором, освобождён от надзора 30 марта 1856. По амнистии 26 марта 1856 ему и детям возвращён княжеский титул с освобождением от всех ограничений, 28 октября 1856 — коллежский регистратор, 24 февраля 1857 уволен от службы. Умер в имении Матокса Шлиссельбургского уезда от холеры 8 октября 1859 года, похоронен в Москве в Даниловом монастыре, могила не сохранилась. Жена (23 января 1843, в Москве) — княжна Дарья Андреевна Ухтомская (19 марта 1824 — 24 декабря 1871), воспитывалась в доме его матери. Дети: Леонилла (родилась 28 мая 1844, замужем за Иваном Александровичем Сипягиным); Мстислав (родился 28 декабря 1847), к которому 21 мая 1863 как к внучатому племяннику Александра Ивановича Остермана-Толстого перешёл майорат с добавлением титула графа Остермана-Толстого. В.М.Голицын — главный герой романа Д.С.Мережковского «Александр I».