-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57564
Комментариев: 6350
Написано: 65362


7 августа родились...

Четверг, 07 Августа 2014 г. 05:46 + в цитатник
Emil_Nolde (490x700, 133Kb)
1867
Эмиль Нольде (немецкое имя - Emil Nolde; настоящее имя Ганс Эмиль Хансен, Hans Emil Hansen)
один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX в. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям. Родился в селе Нольде (близ города Тондерн в Северном Шлезвиге, ныне Дания) в крестьянской семье и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей. Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом. В 1884—1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине. После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. В 1906—1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком. В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние». В 1910—1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. В 1913—1914 годах Нольде совершил поездку в Южное полушарие как член Медицинско-демографической германо-новогвинейской экспедиции при имперском колониальном ведомстве. В 1916 году Нольде переехал в Утенварф на западном побережье близ Тондера. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны, и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство. После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же. К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника. Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью — уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей. После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Умер Нольде в Зеебюле, Гольштейн, 15 апреля 1956 года. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой. Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде. Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца. Сочинения: Письма. (Предисловие и перевод Б.А.Зернова), в книге: Мастера искусства об искусстве, том 5, книга 2, Москва, 1969, страницы 97-104; Briefe. Hrsg. von М. Sauerlandt, B., 1927; Jahre der Kдmpfe, B., 1934. Литература: Тихомиров A.Н., Экспрессионизм, в сборнике: Модернизм, Москва, 1973, страницы 21-22: Fehr H., E.Nolde, Kцln, [1957]; SeIz P., E.Nolde, N.Y., 1963: Emil Nolde... Ausstellung. [Katalog]. Kцln. 1973, [Kцln, 1973].

Bantock (470x700, 300Kb)
1868
Гренвилл Рэнсом Банток (Granville Ransome Bantock)
английский композитор, дирижер и педагог. Родился в Лондоне (London). Его отец, доктор, был выходцем из Шотландии (Scotland). Родители надеялись подготовить сына к службе в британско-индийской колониальной администрации, однако вместо этого он оказался вовлечен в мир музыки. Его первым учителем в Музыкальном Тринити-колледже (Trinity College of Music) был доктор Гордон Сондерс (Gordon Saunders). Позже Банток изучал гармонию и композицию под началом Фредерика Кордера (Frederick Corder) в Королевской академии музыки (Royal Academy of Music), где начинающий композитор выиграл премию Макфаррена (Macfarren Prize) в первый же год ее учреждения. С самого начала Бантока часто приглашали в качестве дирижера, что позволило ему объехать весь мир с музыкально-комической труппой. Он основал музыкальный журнал, 'The New Quarterly Music Review', но журнал выходил всего несколько лет. В 1897 году Банток стал дирижером концертов 'New Brighton Tower', где под его руководством впервые исполнялись произведения Джозефа Холбрука (Joseph Holbrooke), Фредерика Хаймена Кауэна (Frederic Hymen Cowen), Чарльза Стигалла (Charles Steggall), Эдварда Джермана (Edward German), Хьюберта Пэрри (Hubert Parry), Чарльза Вильерса Стэнфорда (Charles Villiers Stanford), своего учителя Фредерика Кордера и других британских мастеров. Часто целые концерты посвящались творчеству одного композитора. Банток также был дирижером Ливерпульского оркестрового общества (Liverpool Orchestral Society), с которым он подготовил премьеру 'Brigg Fair' Фредерика Делиуса (Frederick Delius) 18 января 1908 года. В 1900 году Банток возглавил музыкальную школу Института Бирмингема и Мадленда (Birmingham and Midland Institute). Он был близким другом своего коллеги-композитора Хавергала Брайана (Havergal Brian). Кроме того, с 1908 по 1934 год Гренвилл Банток занимал должность профессора музыки в Бирмингемском Университете (University of Birmingham), став преемником сэра Эдварда Элгара (Edward Elgar). В 1934 году он был избран председателем совета своей альма-матер, лондонского Музыкального Тринити-колледжа. В 1930 году Гренвилл Банток был возведен в рыцарское звание. Среди его учеников были дирижер и композитор Энтони Бернар (Anthony Bernard) и композитор Эрик Фогг (Eric Fogg). Банток сыграл ключевую роль при создании Бирмингемского оркестра (City of Birmingham orchestra), позже превратившегося в Бирмингемский симфонический оркестр, чье первое выступление состоялось в сентябре 1920 года и открылось увертюрой Бантока 'Саул' (Saul). Его 'Гебридская симфония' (Hebridean Symphony) в январе 1925 года была записана в Райли-холле (Riley Hall) в Бирмингеме (Birmingham), однако эта акустическая версия под управлением Эдриана Боулта (Adrian Boult) так никогда и не вышла. Музыка Бантока создавалась под влиянием народных песен Гебридских островов (Hebrides), как, к примеру, 'Гебридская симфония' в 1915 году, и произведений Рихарда Вагнера (Richard Wagner). Многие из его работ включают некие экзотические элементы, в том числе рубаи Омара Хайама (Omar Khayyбm) в хоровых произведениях. Среди других его наиболее известных сочинений - увертюра 'The Pierrot of the Minute' (1908) и 'Языческая симфония' (Pagan Symphony, 1928). Многие из работ Бантока были записаны для выхода на компакт-дисках с начала 1990-х годов. Вскоре после смерти композитора (он скончался в Лондоне 16 октября 1946 года) в Лондоне было основано Общество Бантока (Bantock Society). Его первым президентом был Ян Сибелиус (Jean Sibelius), посвятивший Бантоку свою Третью симфонию (Third Symphony). Эдвард Элгар посвятил Бантоку второй из его маршей - 'Pomp and Circumstance Marches'. Гренвилл Банток был плодовитым композитором и оставил после себя несколько опер, множество хоровых и симфонических работ, сочинения для сольного мужского голоса, для солиста с оркестром, концерты, поэмы, оркестровые работы, камерную и фортепианную музыку.

Bortkiewicz (637x700, 202Kb)
1868
Владислав Иосифович Борткевич (польское имя - Wadysaw Bortkiewicz; свои работы на немецком языке Борткевич подписывал как Ladislaus von Bortkewitsch или Ladislaus von Bortkiewicz)
известный русскоий и немецкий экономист, статистик и демограф. Родился в Санкт-Петербурге. По происхождению поляк. Его родители - Иосиф (Юзеф) Иванович Борткевич и мать Елена фон Рокицкая (Helene von Rokicka) имели польские корни. Отец, полковник русской армии, преподавал артиллерию и математику, был автором лекций по математике, экономике и финансам. Владислав находился под влиянием академических интересов своего отца. Высшее образование Борткевич получил в Санкт-Петербургском университете, который окончил в 1890 году. Он учился под руководством известного статистика Ю.Э.Янсона на статистическом отделении юридического факультета. Первые демографические исследования выполнил в России в 1890-1891 годах. Затем Борткевич продолжил образование: в Страсбурге (1891-1892 гг.), Геттингене (1892 г), а также в Вене и Лейпциге. Среди его учителей были Георг Фридрих Кнапп и Вильгельм Лексис. В 1893 году он защитил докторскую диссертацию в Геттингене. С 1895 по 1897 год как приват-доцент Борткевич читал лекции по статистике и страховому делу в Страсбургском университете. Затем возвратился в Санкт-Петербург, где с 1897 по 1901 год служил делопроизводителем управления делами пенсионной кассы служащих на казенных железных дорогах и одновременно преподавал статистику в Императорском Александровском лицее. С1901 года он стал экстраординарным профессором статистики в Берлинском университете, а с 1920 года - ординарным профессором статистики и политической экономии этого университета, в котором он и проработал до конца жизни. В числе его учеников были нобелевский лауреат Василий Леонтьев и известный демограф Михаил Птуха. В.Борткевич успешно работал в области теоретической, в особенности математической статистики и теории вероятностей. В частности, он впервые применил вероятностно-статистический метод к теории радиоактивного излучения, разрабатывал некоторые новые статистические методы (метод математических ожиданий, методы страховой статистики). Опубликовал исследования по теории индексов, математическому анализу, статистике доходов и статистике населения. Известность получила его работа о законе малых чисел, в которой он показал, что распределение редких событий подчиняется закону Пуассона. Выполнив ставший знаменитым анализ риска достаточно редкого события - гибели солдат прусской армии от удара копытом лошади, он показал, что, хотя вероятность смертельного удара в разные годы и в разных армейских корпусах была различной, полное распределение всех известных событий соответствовало распределению Пуассона. Некоторые авторы даже считают, что это распределение следовало бы называть "распределением Борткевича". В кругу интересов В.Борткевича находилась и политическая экономия, причем его работы в этой области также не остались незамеченными. В частности, он рассматривал теорию прибыли и цен Маркса и, находя аргументы Маркса непоследовательными, пытался изменить схему Маркса, придав ей большую последовательность. Известен весьма лестный отзыв Й.Шумпетера, который назвал "шедевром" работу Борткевича о теориях ренты Родбертуса и Маркса. А по мнению Б.Селигмена, "если теорию цен, данную в III томе "Капитала" Маркса, модифицировать по Борткевичу, то для включения ее в экономическую теорию Кейнса не потребуется больших исправлений". В.Борткевич внес заметный вклад в развитие демографической науки. Еще студентом он, усовершенствовав методику В.Я.Буняковского, построил таблицы смертности и представил в Императорскую Академию Наук исследование о смертности и долговечности православного населения Европейской России (Смертность и долговечность мужского православного населения Европейской России "Записки Императорской Академии Наук", Санкт-Петербург, 1890, в. 63, приложение 8; Смертность и долговечность женского православного населения Европейской России "Записки Императорской Академии Наук", СПб., 1891, в. 66, приложение 3), содержащее, кроме таблиц смертности, общий очерк основ теории измерения смертности. Позднее именно этот очерк, в расширенном виде, был представлен автором в Геттингенский университет в качестве докторской диссертации ("Die mittlere Lebensdauer, die Methoden ihrer Bestimmung und ihr Verhaltniss zur Sterblichkeitsmessung", Вена, 1893). В.Борткевич успешно применил методы вероятностного анализа в исследовании демографических процессов, разработал конструкцию отдельно и совместно действующих факторов для выявления типичных тенденций демографических процессов. Ему принадлежит идея о связи гомогенности и стабильности статистических совокупностей, которая получила развитие в современной демографии. Борткевич развил модель стационарного населения, что позволило на основе различных гипотез смертности и рождаемости вычислять возрастной состав растущего населения. Интересно отметить, что, по мнению некоторых исследователей, В.Борткевич был одним из первых, кто обратил внимание на значение актуарных и демографических методов для ядерной физики, с чем и был связан его интерес к теории радиоактивного излучения. В.И.Борткевич состоял членом Шведской Академии Наук, Королевского Статистического Общества, Американской Статистической Ассоциации и Международного Статистического Института. Умер в Берлине В.И.Борткевич 15 июля 1931 года. Несмотря на то, что Борткевич прожил в Германии около 30 лет, он не прерывал своих отношений с Россией. Свидетельством этому служит его активная переписка с российскими учеными А.И.Чупровым, М.В.Птухой, Н.С.Четвериковым, Е.Е.Слуцким. Основные публикации: Die mittlere Lebensdauer. Die Methoden ihrer Bestimmung und ihr Verhдltnis zur Sterblichkeitsmessung. Gustav Fischer, Jena 1893 (Gцttinger Digitalisierungszentrum); «Review of Lйon Walras, Йlйments d'йconomie politique pure, 2e йdit.», 1890, Revue d'йconomie politique; Das Gesetz der kleinen Zahlen, 1898; «Wertrechnung und Preisrechnung im Marxschen System», 1907, Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik; «On the Correction of Marx’s Fundamental Theoretical Construction in the Third Volume of Capital.»; Die Iterationen, spanish version 1917; Value and Price in the Marxian System, 1952, IEP; «Die Rodbertus’sche Grundrententheorie und die Marx’sche Lehre von der absoluten Grunderenten, from Die Archiv fur die Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung, 1910-1911».

1868
Александр Вагнер (Aleksander Wagner)
польский мастер по шахматной переписке и теоретик. Изучал право в Лемберге (Львов), играл в шахматы во Львовском шахматном клубе. Занял четвёртое место на первенстве Львова 1895 и шестое в 1896, в обоих первенствах выиграл у Игнац фон Попеля, разделил 6-7-е места в Берлине 1897 (победитель - Арпад Бауэр), делил 7-8-е места в Берлине 1903 (победитель - Горацио Каро), и делил 5-8-е места в Берлине 1905 (победитель - Эрих Кон). В это время, он опубликовал статью Das Schachspiel в Polen в Цsterreichische Lesehalle. После учебы он работал в администрации железных дорог, во Львове. Затем он переехал в Ходорив, а рядом поселился в Станиславе, Галиция (в то время Австро-Венгрия, позже Польша, ныне Украина). Он играл в местных и международных турниров по переписке и опубликовал много теоретических анализов в шахматах журналах. В феврале 1912 г. он опубликовал статью Новый гамбит. Швейцарский гамбит. (1.f4 f5 2.e4 fxe4, 3.Nc3 Nf6, 4.g4) в Schweizerische Schachzeitung. Он применял на практике, наряду со швейцарскимим гамбитом (1.f4 2.e4 f 5), Польская защита (1. d4 b5) и Львовский гамбит, также известный как Теннисон гамбит или гамбит Абоньи (d5 2.e4 1.Nf3) Умер в 1942 году.

 (470x699, 56Kb)
1870
Густав Георг Фридрих Мария Крупп фон Болен унд Гальбах (немецкое имя - Gustav Georg Friedrich Maria Krupp von Bohlen und Halbach)
немецкий промышленник и финансовый магнат, оказавший значительную материальную поддержку нацистскому движению. Густав фон Болен унд Гальбах родился в Гааге, в семье дворянина-дипломата и был назван в честь отца. В 1888 году окончил гимназию Бисмарка, в 1893 году окончил юридический факультет Гейдельбергского университета. Начал дипломатическую карьеру, работая в германских миссиях в Вашингтоне, Пекине и Ватикане. После женитьбы в октябре 1906 году на Берте Крупп (которая с 1902 года после самоубийства отца — Фридриха Альфреда Круппа — управляла семейным делом) вошёл в совет директоров концерна Круппа. После заключения брака, которому содействовал лично Вильгельм II, Густав фон Болен унд Гальбах и Берта Крупп стали носить фамилию Крупп фон Болен унд Гальбах. В 20-х годах выступал противником нацистского движения, однако после встречи с Гитлером 20 февраля 1933 года изменил свое мнение и начал оказывать финансовую помощь программе перевооружения Германии. В 1931—1933 годах — председатель президиума Имперского союза германской промышленности (немецкое название - Reichsverband der Deutschen Industrie). В мае 1933 года Крупп фон Болен был назначен президентом «фонда Адольф Гитлер». На предприятиях Круппа, где в огромных масштабах производились танки, артиллерия и другое военное снаряжение, широко использовался труд военнопленных и других узников концлагерей. В 1941 году Крупп перенёс инсульт и стал недееспособным, передав фактическое ведение дел своему сыну Альфриду. В 1945 году Крупп-старший был внесён в список обвиняемых для Нюрнбергского процесса, однако обследовавшая его международная медицинская комиссия нашла, что по состоянию здоровья он не может предстать перед судом. Американский прокурор предложил заменить Густава Круппа на скамье подсудимых его сыном Альфридом, однако представители СССР и Франции отклонили это предложение. Впоследствии Альфрид Крупп был подсудимым на одном из последующих Нюрнбергских процессов в американском трибунале (1947—1948). Густав Крупп умер в замке Блюнбах (федеральная земля Зальцбург, Австрия) 16 января 1950 года.

Абаниндранатх Тагор 2 (566x700, 193Kb)
1871
Абаниндранатх Тагор
индийский живописец и график, ведущий деятель "Бенгальского Возрождения". Родился в Калькутте. Испытал влияние Иранской и индийской миниатюры, а также японской живописи; его исторические, жанровые и мифологические композиции (преимущественно акварели и гуаши) отличаются изысканной декоративностью колорита. Умер 5 декабря 1951 года. Литература: Chandra R. G., Abanindranath Tagore, Calcutta, [1951]; Gaganendranath Tagore, Calcutta, 1957.

Евгений Владимирович Вольф-Израэль (700x657, 137Kb)
1872
Евгений Владимирович Вольф-Израэль
советский виолончелист, педагог. Отец поэта Сергея Вольфа. Родился в Санкт-Петербурге. На виолончели начал заниматься у студента консерватории П.П.Федорова (ученика К.Ю.Давыдова). В 1884 был принят в класс К.К.Маркс-Маркуса, в 1889 переведен в класс А.В.Вержбиловича. В 1882 с отличием окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. В студенческие годы работал в оркестре Итальянской оперы в Санкт-Петербурге. В 1892—1951 в оркестре Мариинского театра (с 1908 – 2-й, в 1909 – 1-й виолончелист-солист). С 1890-х гг. выступал как солист, в том числе в концертах под управлением А.И.Зилоти, и как ансамблист. В 1921—1950 в Ленинградской консерватории, вел класс виолончели (с 1926 – профессор), с 1950 класс квартета. Среди учеников: Б.А.Струве, Г.И.Пеккер, В.Р.Столлер. Заслуженный артист академических театров (1919). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939). Выступал в качестве солиста. Игра Вольф-Израэля отличалась красивым тоном, выразительной фразировкой. Участник многих камерных ансамблей (в том числе с А.К.Глазуновым, А.И.Зилоти и др.), в частности квартета «Музыкальный современник». Умер в Ленинграде 26 сентября 1956 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

tulaikov1 (487x700, 178Kb)
1875
Николай Максимович Тулайков
советский агроном и почвовед, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1929), академик Академии Наук СССР (1932), академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Член КПСС с 1930. Академик Академии Наук СССР по Отделению математических и естественных наук (агрономия) с 29 марта 1932. Зам. президента ВАСХНИЛ с 1929 (академик ВАСХНИЛ с 1935). Член-корреспондент Пражской земледельческой академии (1932). Премия имени В.И.Ленина (1929). Член ВКП(б) с 1930. Родился в селе Акшаут Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Барышского района Ульяновской области). Из семьи беднейших крестьян. Учился в школе села Кеньша (ныне Пензенская область), в Саранском городском четырехклассном училище, в Мариинском земледельческом училие (ныне районный посёлок Татищево Саратовской области), которое окончил по первому разряду с правом сдавать экзамены в высшее учебное заведение Департамента земледелия (1897). С 1898 по 1901 — студент Московского сельскохозяйственного института (ныне сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева). Ученик академиков: Д.Н. Прянишникова, В.Р.Вильямса, Н.Я.Демьянова, П.А.Костычева, П.С.Коссовича. По окончании МСХИ (диплом с отличием) оставлен в ин-те сверхштатным аспирантом на кафедре почвоведения (профессор В.Р.Вильямс). Занимался почвенным и геоботаническим обследованием в Тверской губернии, на Кавказе, в северном Казахстане. В 1908—1910 повышал квалификацию в научной командировке в США (в штатах Калифорния, Невада, Аризона, Новая Мексика, Вайоминг, Колорадо), в Канаде, Германии, Италии, Голландии, Англии. В 1910 был назначен директором Безенчукской опытной станции (ныне Самарский НИИСХ им. Н.М. Тулайкова), на которой работал в 1903—1904 заведующим агрохимлабораторией, заместителем директора. В 1913 активно участвовал в разработке программы Анненковской опытной станции и опытных полей Симбирской губернии. В 1916 был назначен председателем Ученого комитета Департамента земледелия России (Министерства сельского хозяйства России), в 1918 — председателем сельскохозяйственного Ученого комитета Министерства сельского хозяйства Советской России. С 1920 работал заведующим кафедрой частного земледелия Саратовского СХИ и заведующим отделом полеводства Саратовской опытной станции. Тулайков — автор многих работ по земледелию и растениеводству в условиях земледелия без орошения (сухого земледелия). Лауреат Государственной премии имени В.И.Ленина (1929), один из первых среди награжденных ею в СССР. В 1930-х организовал в Саратовском СХИ новую кафедру, которую и возглавил — кафедру опытного дела. Член оргкомитета по созданию Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина, с 1929 — ее вице-президент. Академик Академии наук СССР (1932), член-корреспондент Чехословацкой академии наук (1932), член коллегии Госплана СССР, член коллегии Наркомзема СССР, председатель высшей аттестационной комиссии Наркомзема СССР, член Генерального Совета международного общества почвоведов (Рим, Италия), член ВЦИК СССР. По его инициативе в СССР был создан Всесоюзный институт засухи, ныне ВНИИ Юго-Востока имени Н.М.Тулайкова (город Саратов). Основные научные труды — по сухому земледелию, физиологии растений, агрохимии, почвоведению. Принимал участие в создании опытных с.-х. станций в Поволжье. Автор более 4000 научных работ. Арестован в Саратове в 1937. По имеющимся данным погиб 20 января 1938 года. Место и обстоятельства гибели в точности неизвестны. Место и обстоятельства гибели академика Тулайкова до сих пор остаются не выясненными. Тулайков уже посмертно был исключен из Академии Наук Общим собранием 29 апреля 1938, восстановлен Президиумом 11 августа 1967 (постановление № 716). Сочинения: О почвах. Сельскохозяйственные беседы, 6-е издание, (Москва), 1922; Проблема залежи и севооборота в пшеничном хозяйстве, Москва — Ленинград, 1930; Борьба с засухой, в книге: Сельскохозяйственная наука в СССР, Москва — Ленинград, 1934; Орошаемое зерновое хозяйство Заволжья, Ленинград, 1934; Основы построения агротехники социалистического земледелия, Москва, 1936; Избранные произведения, Москва, 1963 (литература). Литература: Смирнов Б.М., Академик Н.М.Тулайков, "Сельское хозяйство Поволжья", 1962, № 3; Сотников В.П., Синягин И.И., Предисловие, в книге: Тулайков Н.М. За пропашные культуры против травополья. Избранные статьи, Москва, 1962; Тулайкова К.П., От пахаря до академика, Москва, 1964.

 (611x699, 130Kb)
1876
Мата Хари (Mata Hari, настоящее имя — Маргарета Гертруда Зелле; нидерландское имя - Margaretha Geertruida Zelle) —
исполнительница экзотических танцев и куртизанка голландского происхождения, которая известна шпионской деятельностью во время Первой мировой войны. Маргарета родилась в Леувардене, в Нидерландах и была единственной дочерью и вторым ребёнком из четырёх детей Адама Зелле (нидерландское имя - Adam Zelle) (2 октября 1840 — 13 марта 1910) и Антье ван дер Мёлен (нидерландское имя - Antje van der Meulen) (21 апреля 1842 — 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек. Затем она продолжила своё обучение в Лейдене, получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу. 11 июля 1895 года, 18 лет от роду, в Амстердаме Маргарета вышла замуж по объявлению за 38-летнего капитана Рудольфа Мак-Леода (1 марта 1856 — 9 января 1928), голландца шотландского происхождения. Они переехали на о. Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), и у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 — 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 — 10 августа 1919). Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком; кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его временно, переехав к ван Редесу (Van Rheedes) — другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним — Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата» — глаз, «Хари» — день, дословно — «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру. Их сын Норман умер в 1899, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Мак-Леод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей. Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей. Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери (которая умерла в возрасте 21 года, скорее всего, также от осложнений сифилиса). Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой (по легенде, «так было угодно Шиве»). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т. п. В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги. Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны, точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику). 13 февраля 1917 Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат (сами материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать). На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни. Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить ее и снять все обвинения. Была подана апелляция — безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту. То же самое: Пуанкаре — неумолим. Смертная казнь осталась в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться — женщина была возмущена тем, что казнить ее будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября 1917 года. После казни какой-то офицер подошёл к ее трупу и для верности сделал ей ещё один выстрел из револьвера в затылок. Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в ее тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, ее тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр. Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них — это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником. Также, что её предсмертные слова были: «Merci, monsieur». Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело; в 1934 году статья в журнале «Нью-Йоркер», однако, сообщила, что на самом деле во время казни на ней был надет «изящный костюм, сделанный на заказ специально для этого случая, и пара новых белых перчаток»; хотя другой источник указывает, что на ней был надет тот же костюм, блузка с большим вырезом и шляпа-треуголка, которые были выбраны для неё обвинителями на время судебного процесса и которые составляли её единственный чистый и полный туалет в тюрьме. «Проститутка — да, но предательница — никогда», — произнесла она. Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет. Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен — едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны. Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней». Историк Е.Б.Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора. Роль великосветской шпионки, сыгранная ей с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века. Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков. В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович, Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» ("Mata Hari"). В 2009 году режиссером Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т.Дольникова, В.Ланская, Н.Громушкина,О.Акулич, Э.Виторган и певец Александр Фадеев. В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж» на музыку М. Дунаевского, поставленный по пьесе Е.Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны» (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (режиссёр Д.Попова). Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера». Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007)) французского писателя и философа Бернара Вербера. Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез» издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшийся весной 2009 года. Песня «Мата Хари мамбо» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 1960-1980-х годов Анной Герман В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин к ним прикасавшихся. Упоминается в романе Д.Х.Чейза "Дело лишь во времени". Киновоплощения: Аста Нильсен — «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921); Магда Соня — «Mata Hari, die rote Tдnzerin» (Германия, 1927); Грета Гарбо — «Мата Хари» (1931); Делия Кол — «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937); Мерли Оберон — «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957); Бетти Марсден — «Carry on Regardless» (Англия, 1961); Грета Ши — «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962); Франсуаза Фабиан — «La camйra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964); Жанна Моро — «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964); Луиза Мартини — «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966); Кармен де Лирио — «Операция Мата Хари» / «Operaciуn Mata Hari» (Испания, 1968); Джоан Гербер — «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970); Жа Жа Габор — «Up the Front» (Англия, 1972); Хелен Каллианиотес — «Shanks» (США, 1974); Жозин ван Далсум — «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981); Жанна-Мари Лемер — «Lйgitime violence» (Франция, 1982); Сильвия Кристель — «Мата Хари» (США, 1985); Домициана Джордано — «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993); Мабель Лозано — «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibбсez» (Испания, 1997); Джоана Келли — «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002); Марушка Детмерс — «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003); Сувархала Нараянан — «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006). Фиби Холливелл (Алиса Милано) — «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998—2006). Литература: Ваагенаар С. Мата Хари / Перевод с немецкого В.Крюков. «Военная литература», 2005 // Waagenaar, Sam. Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, 1968; Первое издание: Sam Waagenaar, Mata Hari; 1964; Mata Hari. Vollstдndig ьberarbeite und erweiterte Fassung, Lьbbe, Bergisch Gladbach, 1983. — ISBN 3-404-61071-7; Всемирная история шпионажа / Автор-составитель М И.Умнов. — Москва: АСТ, 2000. — ISBN 5-237-05178-2; Лейла Вертенбейкер "Жизнь и смерть Мата Хари". Роман./Перевод с английского В.Кузнецова. - Москва:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6.

zelwerowicz_aleksander (574x700, 207Kb)
1877
Александр Зельверович (польское имя - Aleksander Zeiwerowicz)
польский актер, режиссер, театральный деятель, педагог. Родился в Люблине. Сын врача. Учился в драматической школе при Варшавском музыкальном обществе и в Женевском университете. В 1900 дебютировал в Краковском театре, где выступал в фарсово-комедийных и драматических ролях. Во время пребывания в России (1908) встречался с А.М.Горьким, К.С.Станиславским, что оказало большое влияние на его творчество. В 1908-1911 руководил театром в Лодзи. В 1911-1912 был актером и режиссером в "Объединенном театре" (Варшава). В 1913-1955 (с перерывами) работал в "Театре Польски" (Варшава). Зельверович вел режиссерскую работу в театрах Кракова, Варшавы, Лодзи. В 1925-1926 совместно с Л.Шиллером и В.Хожицей руководил Театром имени Богуславского (Варшава). Продолжая лучшие реалистические традиции польского национального театрального искусства, создавал спектакли и образы, исполненные глубокой психологической правды; стремился к яркой зрелищности, часто обращался к приемам гротесковой характеристики. Зельверович - автор статей о театре. С 1912 преподавал; в 1945-1947 руководил Высшей театральной школой в Лодзи, почетный ректор Высшей театральной школы в Варшаве. Снимался в кино. Государственная премия ПНР (1950, 1951). Умер в Варшаве 18 июня 1955 года. Литература: Macierakowski J., Natanson ., Aleksander Zelwerowicz, Warsz., 1957.

Ulrich_Salchow (600x700, 111Kb)
1877
Карл Эмиль Юлиус Ульрих Сальхов (шведское имя - Karl Emil Julius Ulrich Salchow)
шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года в фигурном катании, 10-кратный (с 1901 по 1905 и с 1907 по 1911) чемпион мира, 9-кратный (с 1893 по 1913) чемпион Европы. Родился в Копенгагене, Дания. Деятель шведского и международного спортивного движения. На Олимпийских играх 1908 года, в программу которых впервые было введено фигурное катание, Сальхов завоевал золотую медаль за исполнение индивидуальной программы (Николай Панин-Коломенкин получил золотую медаль за исполнение специальных фигур). Защитить свой титул на следующей Олимпиаде Сальхов не смог, так как Международный Олимпийский комитет решил не проводить соревнования по фигурному катанию на Играх 1912 года. Сальхов принял участие ещё в одной Олимпиаде, в 1920 году, но тогда он, уже 42-х летний, не попал на пьедестал, а стал лишь четвёртым. По количеству выигранных чемпионатов мира (десять золотых медалей) Сальхов делит первое место в истории с норвежской фигуристкой Соней Хени. В 1909 году Сальхов исполнил прыжок с заходом спиной вперёд и, совершив полный оборот в воздухе, приземлился на маховую ногу, этот прыжок назван в его честь сальховом. Он изобрел также фигуру «крюк». Но наибольшего успеха Сальхов добился на выступлениях по фигурам. После окончания любительской карьеры Сальхов не покинул спорт. Он стал третьим президентом Международного союза конькобежцев и был им с 1925 по 1937 год. Кроме того, в период с 1928 по 1939 год он был председателем правления спортивного клуба «AIK» (Стокгольм), который в то время являлся ведущим шведским клубом в футболе, хоккее, теннисе и других видах спорта. Он был также председателем шведской велосипедной лиги (швед. Svenska Velocipedfцrbundet) (1904—1907), шведской ассоциации конькобежцев (швед. Svenska Skridskofцrbundet) (1917—20, 1923—32 и 1935—38), участвовал в руководстве шведской федерации бокса (швед. Svenska Boxningsfцrbundet), где был президентом с 1919 по 1932 и состоял в правлении Шведского национального спортивного совета (швед. Riksidrottsfцrbundet) (1911—28). Был главным судьёй на выступлениях мужчин на IV зимних Олимпийских играх. Сальхов активно сотрудничал с Daily News и Associated Press в качестве журналиста и работал на шведском радио. Ульрих Сальхов скончался в Стокгольме 18 апреля 1949 году. Похоронен на кладбище «Norra begravningsplatsen» (буквально — Северное кладбище).

Alex_V_Nemitz (507x700, 124Kb)
1879
Александр Васильевич Немитц
контр-адмирал Российского императорского флота, командующий Черноморским флотом, с февраля 1920 по декабрь 1921 года командующий Морскими силами Республики, советский вице-адмирал (1941). Родился в селе Котюжаны Бессарабской губернии, сейчас Молдавия, в семье мирового судьи и надворного советника Василия Фердинандовича Нёмитца и Софьи Аполлоновны Кузнецовой. Потомок древнего рода германских рыцарей фон Биберштейнов, давно обрусевшего и причисленного к русскому потомственному дворянству. В 1899 году окончил с отличием Морской кадетский корпус и начал службу мичманом на Черноморском флоте. В 1902 году был с дипломатическим поручением в Турции. В 1903 окончил курс Артиллерийского офицерского класса. В июне 1905 года вспыхнуло восстание моряков на броненосце «Потемкин», а вслед за ним на учебном судне «Прут». Четверых матросов «Прута»: Александра Петрова, Ивана Чёрного, Дмитрия Титова и Ивана Адаменко за бунт приговорили к расстрелу. Исполнить приговор было поручено учебной роте гальванёров, которой командовал А.В.Нёмитц. Он отказался выполнять расстрел. На судебном процессе над участниками севастопольского восстания 1905 года и восстания на крейсере «Кагул» матросы попросили А.В.Нёмитца принять участие в качестве их защитника. Думая, что восставшие раскаиваются, командующий флотом адмирал Скрыдлов согласился и разрешил Нёмитцу защищать нижних чинов. Постепенно с двадцати человек подзащитными А.В.Нёмитца оказались двести участников восстания. Суд приговорил четверых человек к смертной казни. Рискуя своим служебным положением, Нёмитц добился отмены смертной казни для осужденных и смягчения участи почти 200 других подсудимых. После Февральской революции матросы Черноморского флота в знак благодарности за это поднесли ему в красной кожаной папке приветственный адрес. C 1907 года — штаб-офицер Морского Генерального штаба. Работал в историческом отделении Морского Генерального штаба, изучая события русско-японской войны. Преподавал в Николаевской морской академии. В октябре 1910 года назначается преподавателем и одновременно учится на военно — морском отделении Морской академии. В 1907—1912 годах А.В.Немитц детально изучил опыт русско- японской войны и написал о ней несколько трудов. В начале первой мировой войны Нёмитц (в то время капитан II ранга) был штаб-офицером Черноморской оперативной части Морского Генерального штаба и с начала войны был отправлен в Ставку Верховного Главнокомандующего. В 1915 году был назначен капитаном канонерской лодки «Донец». Командовал 5-м дивизионом эскадренных миноносцев, затем 1-м дивизионом эскадренных миноносцев, минной дивизией (1917). В 1916—1917 годах участвовал в совместных действиях Батумского отряда кораблей с Приморским отрядом войск Кавказского фронта, в десантных действиях на трапезундском направлении, в борьбе на коммуникациях и набеговых операциях на Анатолийское побережье Турции. «За смелые действия на путях сообщения неприятеля» — так значится в наградных документах — капитан 1 ранга А. В. Нёмитц, награждается Георгиевским оружием, а в апреле 1917 г. — орденом Святого Владимира III степени с мечами «за отличие в делах против неприятеля». В 1917 году женился на Анастасии Александровне Врубель — сестре известного художника М.А.Врубеля. 20 июня 1917 года А.В.Нёмитц был назначен командующим Черноморским флотом, сменив на этом посту адмирала Колчака, а в августе 1917 Временным правительством ему был присвоен чин контр-адмирала. После Октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Старался поддерживать флот в боеготовом состоянии, проводя боевые походы и учения. Тем не менее после революции дисциплина на флоте падала. Когда навстречу прорывавшемуся в Чёрное море крейсеру «Бреслау» были выдвинуты корабли флота, линкор «Свободная Россия» самовольно оставил позицию и ушёл в Севастополь. 13 декабря 1917 года, оповестив флот об отбытии в Петроград, временно сдав должность начальнику штаба флота контр-адмиралу М.П.Саблину и оставив в Севастополе свою семью, Нёмитц выехал в Ставку главнокомандующего на Румынском фронте к генералу Д. Г. Щербачеву, которому был подчинен. Верховная Морская коллегия в Петрограде приговорила Нёмитца к расстрелу за оставление флота. Не прибыв в Петроград, проживал в Киеве, затем в Одессе. Редакторы эмигрантского «Морского журнала» писали о попытке Нёмитца стать Морским министром Украинской Державы: «В период гетмановщины, когда создалось Украинское морское министерство, Нёмитцу удалось втереться в доверие гетмана, и он был выдвинут как главный кандидат на пост морского министра. Однако, несмотря на его шаги в сторону морских офицеров, те, зная прошлое поведение адмирала, решили не допустить этого назначения и к2р. Лукин написал в газете „Голос Киева“ статью, разоблачающую прошлую деятельность кандидата в морские министры. Статья произвела шум. Нёмитцу было предложено опровергнуть сообщенное, что ему и удалось сделать, собрав несколько подписей. Но тогда в свою очередь к2р. Лукин собрал 20 подписей морских офицеров, подтверждающих правильность своих сведений. В результате всего этого гетман разорвал приготовленный было указ о назначении и Нёмитцу предложено было покинуть пределы Украины. Тот попытался устроится в Добровольческую Армию, но и туда ни были посланы разоблачающие материалы, после чего так ничего не оставалось сделать, как превратится в „красного адмирала“». В марте 1919 года поступил на службу в Красную армию и был назначен начальником военно-морской части Одесского военного округа. В августе 1919 года был начштаба группы красных войск под командованием Якира, прорывавшихся из Одессы на север. Был ранен в ногу. Приказом Реввоенсовета Республики от 27 октября 1919 года награждён орденом Красного знамени. C февраля 1920 по август 1921 командующий Морскими и Речными силами Республики, одновременно управляющий делами Наркомата по военным делам РСФСР. С августа по ноябрь 1921 — помощник Главнокомандующего Вооружёнными силами Республики по морским делам. С 1921 года для особо важных поручений при РВСР и одновременно на преподавательской работе в Военно-морской, а в 1926—1928 годах и в Военно-воздушной академиях. В 1929 году — председатель Правительственной комиссии по обороне берегов Чёрного моря. С октября 1930 года — заместитель инспектора ВМС РККА. Флагман 1-го ранга (17 февраля 1936 года). С августа 1938 по ноябрь 1940 прикомандирован к Военно-морскому издательству. В 1940—1947 годах профессор кафедр стратегии и тактики Военно-морских и Военно-воздушных академий. 25 мая 1941 года Нёмитцу присвоено звание вице-адмирала. Награждён орденом Ленина и вторым орденом Красного знамени за выслугу лет. С 1947 года в отставке. Жил в Севастополе по адресу Луначарского, 42. Работал в картографическо-корректорском отделении отдела Гидрографической службы Черноморского флота. Написал книгу «Работа Морского Генерального штаба» и «Недавнее прошлое русского флота по личным воспоминаниям», которые так и не были изданы. Умер в Ялте 1 октября 1967 года. Труды: «Стратегическое исследование русско-японской войны на море» (издано Морской академией в 1909—1910 годах); «Исследование русско-японской войны на море периода командования флотом адмирала Макарова» (напечатано в «Морском сборнике» в 1912—1913 годах); «Русско-японская война на море» (15-й том «История русской Армии и флота», 1913 год); «Очерки по истории русско-японской войны» (издано Морской академией в 1912 году); «Очерк морских операций русско-японской войны» (издано Морской академией в 1912—1913 годах); Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1.

Алексей Викторович Подсосов (511x700, 129Kb)
1879
Алексей Викторович Подсосов (псевдонимом В.Ярогов)
русский писатель-фантаст. Родился на Среднем Урале, в Камышлове, в семье разорившегося золотопромышленника. Учился в екатеринбургской мужской гимназии. Окончив ее, решил стать врачом и поступил на медицинский факультет Казанского университета. Трудное материальное положение семьи побудило его перевестись в Петербургскую Военно-медицинскую академию — стипендия здесь была заметно выше. Студентом пристрастился к журналистике: сотрудничал в уральских и омских газетах. Армейская муштра, ее неприятие Алексеем, сыграли с ним злую шутку. Находясь на практике в Ярославле он возмутился поведением одного из офицеров, систематически измывавшимся над студентами, и вместе с товарищами дал ему отпор. Поднять руку на офицера, — серьезный проступок в армии. Три месяца Подсосов провел в тюрьме. Стипендии его, естественно, лишили. Продолжение учебы стало невозможным, и Алексей Викторович отправился... в Порт-Артур врачом-добровольцем. Начавшаяся русско-японская война предоставила ему обширнейшую хирургическую практику. После сдачи Порт-Артура юный врач оказался в Японии. Но пробыл там недолго. Японцы не считали медицинский персонал пленными и передали А.Подсосова вместе с другими медиками англичанам для доставки в Россию. Так Подсосов совершил свой первый и единственный «круиз» — вдоль Китая, через Шанхай, Сингапур, Индийский океан, Цейлон, Суэцкий канал, Средиземное и Черное моря — назад, в Россию. Получив за мужественную службу приличную сумму денег, он попытался организовать на Урале в Екатеринбурге книжную торговлю. Но его культуртрегерский проект лопнул — один из приказчиков книжной лавки в Надеждинске попался на торговле нелегальной литературой. Снова А.Подсосов предстал перед судом. Кое-как ему удалось доказать свою непричастность к этой торговле, но все заработанные деньги пропали. Восстановившись в Академии, Подсосов, наконец, окончил ее в 1907-м, служил в Брест-Литовске, в санитарном поезде, в Харбине (снова Манчжурия!). Уволившись из армии, вновь вернулся на родной Урал — трудиться заводским врачом в пос. Сосьва. Интерес к литературе вспыхнул с новой силой. Алексей Викторович был, видимо, из тех людей, что не могут не писать. Его драма «В борьбе» (1911 г.) выдержала три издания, в течение шести лет были изданы и поставлены пьесы «Новые силы», «Испытание» (1918 г.). Между тем, в 1914 году, с началом Первой мировой войны, армия вновь «забрала» А.Подсосова. Мобилизованный, он служит на мурманском побережье, в Енанге, в 100 километрах от гирла Белого моря. Революция разрушила царскую армию, и Подсосов в очередной раз вернулся на Урал. Работал в Екатеринбурге, в комиссии социального обеспечения. С приходом колчаковцев последовал новый арест Подсосова («Работал на красных!»), следствие, и... очередная мобилизация в армию. С белыми Подсосов дошел до Урала. И здесь его свалил тиф. Больного Подсосова некоторое время везли на восток, и, наконец, бросили в Омске. Выздоровев, Подсосов работал там детским врачом. И вновь возвратился в Екатеринбург, теперь уже навсегда. Он активно участвует в создании и возрождении медицинских учреждений города. Организует детский санаторий на Седьмой Версте, студенческую поликлинику, детский изолятор. Работает главным врачом Свердловской железной дороги. Создает Общество помощи больным детям. Его стараниями создано 70 детских площадок в городе и детская экскурсионная база в Хосте, куда курсировал специальный поезд из Свердловска. Энергии пожилого уже врача можно только поражаться. С ребятами он исходил многие красивейшие места Урала. Написал несколько книг — о внешкольном образовании, о своих походах. А в 1936 году — фантастический роман для детей «Атом», одобренный уральской писательской организацией и направленный в одно из московских издательств. Там он благополучно и затерялся. В 1948 году А.Подсосов все-таки умудрился издать свой «Новый Гольфстрим». Множество писем вызвала эта книга, автор решил ее доработать. За этим и застала его смерть. Умер в октябре 1946 года. Имя Алексея Викторовича не забыто в Екатеринбурге. Помнят его книги. А среди людей старшего поколения нет-нет да встречаются те, кто лечился у замечательного детского врача А.Подсосова. Врача и Большого Друга Детей. Произведения Подсосова переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку