-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121848
Комментариев: 6815
Написано: 130342


29 июля родились...

Вторник, 29 Июля 2014 г. 00:38 + в цитатник
 (435x699, 59Kb)
1916
Николай Павлович Гугнин
штурман 122-го истребительного авиационного полка 351-й истребительной авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, майор. Родился в селе Фащевка Грязинского района Липецкой области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940 года. Окончил Воронежский авиационный техникум. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Егорьевскую военно-авиационную школу лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. К середине февраля 1942 года совершил 27 боевых вылетов, прикрывая штурмовики и бомбардировщики. В марте 1942 года Н.П.Гугнин принимает под командование звено истребителей и прикалывает в петлицы первые "кубари" младшего лейтенанта. Молодой лётчик тщательно анализирует каждый вылет. Он всякий раз обдумывает несколько вариантов своих действий в воздушном поединке, стремится понять, какой из них мог бы стать оптимальным. Приняв командование звеном, Н.П.Гугнин не уставал проводить такие разборки и с подчинёнными. Летом 1942 года на Западном фронте командир звена младший лейтенант Н.П.Гугнин получил задание прикрыть от налёта вражеской авиации наши сухопутные войска в районе города Сухиничи. К железнодорожному узлу приближалась большая группа "Юнкерсов" в сопровождении "Мессершмиттов". Н.П.Гугнин поднял звено по тревоге и повёл его навстречу противнику. Наши истребители стремительно ворвались во вражеский строй. "Юнкерсы" в панике заметались, начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стараясь выйти из-под огня наших истребителей. С первой же атаки Н.П.Гугнин сбил головной "Юнкерс". Видимо, очередь прошила топливные баки. Вражеский самолёт мгновенно взорвался. Н.П.Гугнин устремился за вторым бомбардировщиком и меткой очередью поджёг его. "Юнкерс" врезался в землю. Один за другим падали вражеские самолёты, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. Пятый, шестой, седьмой. Воздушный бой прекратился так же внезапно, как и начался. Отважные соколы сорвали налёт вражеских бомбардировщиков на железнодорожный узел, сбили 7 самолётов противника. Потом были новые бои. Ещё более ожесточённые. Звену истребителей Н.П. Гугнина иногда приходилось производить по 3-4 боевых вылета в день. Каждый лётчик твёрдо придерживался выведенного в боях закона: осмотрительность, взаимовыручка. В 1942 году, Н.П.Гугнин в одном из воздушных боёв, рискуя собой, спас жизнь командиру - подполковнику Ф.И.Шинкаренко. Дело было так. В хвост самолёта Ф.И.Шинкаренко пристроился "Мессер" и уже приготовился к атаке. Н.П.Гугнин, увидев это, прибавил газ, произвёл неожиданный маневр и точной очередью сбил "Мессер" и сразу же атаковал второго. Тот попытался увернуться, но поздно — по его мотору уже хлестала раскалённая очередь пулемёта. Словно споткнувшись, «Ме-109» задымил и пошёл к земле. Две победы за две минуты так вдохновили наших лётчиков, что они, почти не имея боеприпасов, начали смело атаковать напавших на них истребителей врага. И те, несмотря на превосходство, дрогнули, смешались и ушли. От вылета к вылету крепло боевое мастерство Н.П.Гугнина. Он смело водил в бой своих подчинённых. В мае 1942 года, его назначили уже заместителем командира эскадрильи. Ещё через месяц Н.П.Гугнин получает звание лейтенант. 7 Августа 1942 года, очередной воздушный бой. Батальонный комиссар расстрелял весь боезапас. Немцы это сразу поняли и начали за ним охоту. Н.П.Гугнин, можно сказать, собой прикрыл комиссара. Сопровождал его до приземления на аэродроме. А «Ме-109», тем временем, переключились на ведомого. Н.П.Гугнин делает боевой разворот и в упор одного из них сбивает. Но на хвосте у него ещё два «Ме-109». Лётчик делает "горку", переворот и кидается в лобовую атаку. Приём эффективный, но требует крепкой воли и внутренней готовности к самопожертвованию. Кто первый не выдержит, у кого сдадут нервы, тот и погиб. Если оба лётчика будут идти до конца - оба и погибнут. Лобовое столкновение - вещь страшная. И обычно, зная бесстрашие советских пилотов, первыми всегда отворачивали немцы. Так случилось и в тот раз. Только противник потянул ручку на себя, тут же получил вдоль фюзеляжа смертельную очередь. Красиво от него летели во все стороны ошметки, с огнём и дымом. Нервы сдали и у третьего "Мессера". Он улепётывал на таком форсаже, что все, наблюдавшие это, от смеха давились. В октябре 1942 года Н.П.Гугнин назначается на должность командира авиационной истребительной эскадрильи, а через месяц получает воинское звание старший лейтенант. В начале 1943 года эскадрилья Н.П.Гугнина получает почётное право первой в полку переучиваться на новую технику - истребитель «Як-7». Только в феврале 1943 года, быстро освоив новую технику, эскадрилья провела 29 успешных штурмовок, в которых было уничтожено 5 танков, 10 повозок с боеприпасами, 150 солдат и офицеров противника. В 9-ти воздушных боях Н.П.Гугнин лично сбивает 3 вражеских самолёта и ещё 2 в составе группы. 3 мая ему присвоено звание капитан. Особенно отличился Н.П.Гугнин в июле 1943 года, одержав в воздушных боях несколько побед. Однажды его группа, вылетев на сопровождение «Ил-2», встретила 14 истребителей FW-190. Бой был исключительно трудным, но потерь ни истребители, ни штурмовики не понесли. Один же из "Фоккеров", сражённый его меткой очередью, упал на землю. 16 июля 1943 года Н.П.Гугнин выполнил 7 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв и уничтожил 3 самолёта врага. Уравновешенный и скромный Н.П. Гугнин считался лучшим командиром эскадрильи в полку. Его ведомые умело перенимали опыт и хорошо дрались в воздухе. В конце 1943 года Н.П.Гугнин принимает должность штурмана полка. Н.П.Гугнин наполняет эту работу творческой выдумкой, рождая на штурманских картах хитроумные комбинации предстоящих боевых вылетов. В это творчество вовлекаются командиры и рядовые лётчики, их предложения тщательно просчитываются и впоследствии проверяются во время боевых вылетов. Боевой счёт полка растёт с каждым днем. Сам он - летает, как и прежде. Во время наступления наших войск в районе Львова лётчики полка, ведомые Н.П.Гугниным, прикрывали штурмовую авиацию. Отличная боевая выучка, грамотные противозенитные маневры позволяли группам под его командованием избежать потерь. Только за 16 июля 1944 года они провели 14 воздушных боёв, сбили 23 вражеских самолёта. В этот же день, сопровождая штурмовиков в районе Радехова, 8 наших истребителей во главе со старшим лейтенантом Н.П.Гугниным встретила воздушного противника. Немецкие лётчики прибегли к хитрости. Пара «FW-190 в качестве "приманки" подошла к нашим самолётам сверху. В это время ещё 6 "Фоккеров" попытались незаметно подкрасться к штурмовикам снизу. Н.П.Гугнин разгадал замысел противника. Одному звену он приказал атаковать нижнюю шестёрку с тем, чтобы сковать истребителей врага и не допустить их до штурмовиков. Второе звено атаковало верхнюю пару. Не потеряв ни одного самолёта, наши лётчики сбили 4 истребителя противника. А штурмовики, надёжно прикрытые группой Н.П.Гугнина, успешно выполнили боевую задачу". Ноябрь 1944 года. В разгаре одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны - Будапештская. Стремясь во что бы то ни стало не допустить подхода советских войск к юго-восточным границам Германии, противник перебросил в Венгрию большое количество пехоты, танков, авиации и другой боевой техники. Немецкие войска продолжали яростно контратаковать на земле и в воздухе. Но ничто не могло изменить развитие боевых событий. Храбро и искусно сражался с врагом в воздухе Н.П.Гугнин. Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, разведка в глубоком тылу противника - таков далеко не полный перечень ратных дел Н.П.Гугнина и его однополчан в те грозные дни. 16 ноября 1944 года четвёрка "Яков" во главе с Н.П.Гугниным получила приказ сопровождать до цели и обратно шестёрку «Ил-2». На маршруте наша группа встретила 22 неприятельских истребителя. Н.П.Гугнин принял решение атаковать врага. Набрав высоту, Н.П.Гугнин на максимальной скорости атаковал ведущего и сбил его. Строй вражеских машин распался. Этим тут же воспользовались лётчики нашего звена. Их атаки были настолько внезапными и стремительными, что противник, потеряв 6 самолётов, в панике убрался восвояси. Наши истребители потерь не имели, а штурмовики отлично выполнили боевое задание - нанесли мощный удар по узлу сопротивления в районе города Сольнок. На следующий день, 17 ноября 1944 года, майор Н.П.Гугнин был ведущим четвёрки «Як-1». И опять он смело вступает в бой. В ходе завязавшейся воздушной схватки лётчики его группы сбили 4 вражеские машины. Н.П.Гугнин участвовал в боях под Москвой, в освобождении Орла, Брянска, Полтавы, Киева, Житомира, Винницы, Львова, Бухареста, Будапешта, Вены. Последний боевой вылет отважный лётчик произвёл 8 мая 1945 года на штурмовку вражеских войск в районе Вены. Всего за годы войны Н.П.Гугнин совершил 260 успешных боевых вылетов, в том числе 157 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 75 - на дальнюю разведку в глубокий тыл врага, 28 - на штурмовку противника. В 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта. Многие из его побед были достигнуты в воздушных схватках во время вылетов на разведку в глубокий тыл, почти всегда при численном превосходстве противника, когда даже парашют не смог бы его спасти. И только высокое мастерство, хладнокровие и мужество Н.П.Гугнина позволили ему даже в, казалось бы, невозможных условиях побеждать и возвращаться с разведданными, которые помогали командованию уберечь от потерь многих наших бойцов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Николаю Павловичу Гугнину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9131). После окончания Великой Отечественной войны Н.П.Гугнин длительное время продолжал службу в ВВС, передавая богатый фронтовой опыт молодой смене авиаторов. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Получив звание подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на должность старшего инспектора-лётчика Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. А уже через 3 года - стал старшим инспектором-лётчиком истребительной авиации при Главной инспекции Министерства обороны СССР. В июне 1960 года полковник Н.П.Гугнин в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил СССР увольняется в запас и переходит на работу в Гражданскую авиацию. Заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности "Технология машиностроения". С 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно-лётного отдела училища. Н.П.Гугнин принимал активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи, часто выступал перед курсантами, школьниками, студентами, трудящимися города, рассказывая им о славных боевых делах лётчиков-фронтовиков. Жил в городе Кременчуг Полтавской области. Скончался 7 декабря 1987 года. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

1916
Чарли Крисчиен
американский гитарист, основоположник игры на электрогитаре. Рос в Оклахоме в музыкальной семье. В 12 лет начал учиться играть на саксофоне и контрабасе, а в 15 смастерил корпус гитары из ящиков из-под сигар (на покупку инструмента денег не было). Дебютировал в местных ансамблях. Наконец приобрел акустическую гитару и во время игры подключал ее к примитивному усилителю с самодельным динамиком, в результате чего инструмент звучал не слабее, чем тенор-саксофон или труба. Джон Хэммонд специально приехал в Оклахому послушать гитариста. По рекомендации Хэммонда в 1939 г. он вошел в биг-бэнд и секстет Бенни Гудмена. После 1941 г. принимал участие в джем-сэйшнз молодых сторонников бибопа в «Mintons Playhouse». Умер от туберкулеза.

00BakanovOlegAleksandr_gst1963 (556x700, 281Kb)
1917
Олег Александрович Баканов
капитан теплохода «Оренбург» Дальневосточного морского пароходства, город Владивосток Приморского края. Родился в городе Полтава (Украина) в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1932 году окончил 7 классов второй трудовой школы имени Ленина в Полтаве, в 1937 году – Одесский морской техникум, получив звание штурмана дальнего плавания. Во время учебы в техникуме плавал матросом на барже «Товарищ», а после его окончания – 3-м помощником капитана на судах Черноморского государственного морского пароходства. Перед Великой Отечественной войной О.А.Баканов работал 2-м помощником капитана на теплоходе «Жан Жорес» Черноморского государственного морского пароходства. В июне 1941 года был назначен старшим помощником. Команда теплохода выполняла ответственные рейсы в Одессу и Севастополь, доставляя войска, технику, боеприпасы и эвакуируя раненых, женщин, детей. Потом участвовала в высадке десантов в Керчи и Феодосии, швартуясь и выгружаясь под огнем противника. 16 января 1942 года теплоход «Жан Жорес» после выгрузки в Феодосийском порту вышел из порта и подорвался на мине. Часть экипажа погибла, а оставшиеся в живых перешли на другие суда. О.А.Баканов продолжал боевые рейсы в должности старшего помощника капитана на пароходе «Пестель» Черноморского государственного морского пароходства. Обеспечил успешное выполнение заданий военного командования по перевозке эвакогрузов из города Новороссийска, по доставке воинских частей и грузов в Туапсе, Геленджик, Сочи, по вывозу в тыловые порты раненых. Четко организовывал службу наблюдения в море, высокую готовность артиллерийских расчетов, отрабатывал командный состав по маневрированию судном при налетах авиации и торпедных атаках. В условиях бомбежек в портах Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск отлично организовал выгрузку груза силами экипажа, что обеспечило быструю разгрузку судна. Был награжден орденом Красной Звезды. В июле 1943 года был командирован Наркомфлотом в Дальневосточное государственное морское пароходство, до 1945 года плавал 2-м и старшим помощником капитана на судах «Алма-Ата» и «Красная Армия». С 1945 года работал в должности капитана на пароходе «Невастрой». Плавал в дальневосточных и арктических морях. В 1962 году О.А.Баканов принял теплоход «Оренбург». В ходе операции «Анадырь» судно доставляло на Кубу строительные материалы, продовольствие и другие грузы. Капитан сумел сплотить экипаж, выявить резервы и возможности судна, увеличив его провозную способность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта Баканову Олегу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1970 году вышел на пенсию. Жил в городе Одесса (Украина). Умер 5 апреля 1971 года. Похоронен на 2-м Христианском кладбище в Одессе. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Награжден орденами Ленина (9 августа 1963), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (19 октября 1942), медалями. Его именем было названо судно Дальневосточного морского пароходства «Капитан Баканов».

NikiforovVOV1 (431x700, 51Kb)
1917
Пётр Павлович Никифоров
штурман 129-го гвардейского Сандомирского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого истребительного авиационного полка (22-я гвардейская Кировоградская ордена Ленина Краснознамённая ордена Кутузова истребительная авиационная дивизия, 6-й гвардейский Львовский Краснознамённый ордена Суворова истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан. Родился в городе Витебск Витебской губернии (ныне административный центр Витебской области Республики Беларусь). Из семьи служащего. Белорус. Окончил 8 классов средней школы. Работал в железнодорожном депо на станциях Витебск и Чепино старшим весовщиком. Окончил Витебский аэроклуб. В сентябре 1938 года призван в Красную Армию Витебским горвоенкоматом. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу. В Великой Отечественной войне лейтенант П.П.Никифоров участвовал с мая 1942 года. Воевал в составе 92-го (в июне переименован в 929-й) истребительного авиационного полка в составе ВВС Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Участвовал в тяжелых оборонительных боях лета 1942 года на Дону и в оборонительном этапе Сталинградской битвы. Особенно тяжелы были бои на Сталинградском направлении, в условиях абсолютного господства в воздухе авиации противника. Большое количество боевых вылетов советских истребителей, в том числе и П.Никифорова, тогда приходилось на штурмовки наземных войск противника. Потери советских ВВС были огромные. Однако молодой лётчик сумел быстро набрать боевой опыт. В воздушном бою 3 августа 1942 года он открыл свой боевой счет, сбив в составе группы сразу два немецких самолёта. В течении последующего месяца сбил ещё 3 немецких самолёта лично, но в одном из боёв в сентябре сам был сбит и тяжело ранен. После выздоровления с декабря 1942 года проходил переобучение в запасных авиаполках в городах Кузнецк Пермской области и Куйбышев. С мая 1943 года - вновь в боях, с этого времени и до Победы воевал в составе 27-го истребительного авиационного полка (в октябре 1943 года за отличное выполнение заданий командования и массовый героизм личного состава полк получил гвардейское звание и стал именоваться 129-м гвардейским истребительным авиационным полком). В рядах полка воевал на Воронежском фронте, с июля 1943 года был в резерве, с октября 1943 - на Степном и на 2-м Украинском фронтах в составе 5-й воздушной армии. С августа 1944 года до конца войны сражался в составе 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте. Был лётчиком и командиром звена, с сентября 1944 года - командиром эскадрильи, с января 1945 года - штурманом полка. Участвовал в Курской битве, в Нижнеднепровской, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской операциях, в воздушном сражении на ближних подступах к Румынии (район Яссы-Фокшаны) в апреле-мае 1944 года, в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Верхнесилезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях. Летал на истребителях Ла-5, Як-1, Р-39 "Аэрокобра". К апрелю 1945 года выполнил 297 боевых вылетов, в том числе 160 - на прикрытие наземных войск, 50 - на разведку, 32 - на штурмовку, 30 - на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 25 - на "свободную охоту". В 69 воздушных боях сбил лично 18 и в составе группы - 4 самолёта врага. В ходе штурмовых вылетов уничтожил 9 автомашин, 10 повозок, 1 самолёт на аэродроме, поджег 1 паровоз и 2 вагона, истребил до 90 солдат врага. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитану Никифорову Петру Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8045). К Победе выполнил более 300 боевых вылетов, провёл более 70 воздушных боев и увеличил свой боевой счёт: в воздушном бою 1 мая 1945 года лично сбил ещё один немецкий самолёт, одержав свою личную 19-ю победу. За годы войны был трижды ранен - в сентябре 1942 года тяжело, в июне 1942 и в январе 1944 годов - легко, оба раза отказавшись отправиться в госпиталь. После Победы продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава ВВС. В 1960 году полковник П.П.Никифоров уволен в запас. Жил в городе Клин Московской области. Работал в народном хозяйстве. Скончался 7 апреля 1971 года. Похоронен на Белавинском кладбище города Клин. Награждён орденом Ленина (27 июня 1945), четырьмя орденами Красного Знамени (21 января 1944, 24 апреля 1944, 18 мая 1945, ...), орденом Красной Звезды, медалями.

 (556x699, 42Kb)
1917
Аромандо Силли (Armando Silli)
итальянский шахматист. Умер 2 января 1987 года.


00Fleishman_AlexDemen (455x700, 210Kb)
1917
Алексей Дементьевич Флейшман
заместитель командира эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, старший лейтенант. Родился в селе Гришковцы Бердичевского района Житомирской области в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1940 года. Окончил автодорожную школу. Работал автомехаником в Житомире. В марте 1939 года призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную школу лётчиков имени П.Д.Осипенко. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Брянском, Сталинградском и Северо-Кавказском фронтах. 6 мая 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А.Д. Флейшман получил приказ командира полка немедленно поднять в воздух десять самолётов, которые должны прикрыть наши войска в районе станицы Крымской. Туда немцы бросают большое количество авиации, чтобы сорвать наступление наших частей. И вот самолёты загудели и выкатились из укрытий. Вскоре они оторвались от земли и развернулись в нужном направлении, резко набирая высоту. Ещё над своей территорией А.Д. Флейшман разделил группу на три звена. Четыре самолёта вёл он сам. Это было ударное звено для схватки с бомбардировщиками. Второе звено, тоже состоящее из четырёх машин, должно прикрывать всю группу, следуя чуть справа. Два самолёта резерв. Заняв боевой порядок, группа истребителей прошла над линией фронта. Старший лейтенант по радио связался с представителем ВВС, который сообщил, что со стороны Новороссийска в район Крымской идёт большая группа вражеских бомбардировщиков, и что там уже барражируют два звена истребителей, которые, по всей вероятности, будут прикрывать их над целью. Получив эти данные, А.Д.Флейшман сразу же приказал группе набрать высоту до четырёх тысяч метров и идти в указанный район. Вот и Крымская. Над ней высоко в небе чуть заметны точки вражеских истребителей. Они обнаружили наши самолёты и пошли на сближение. Их цель была ясна: связать наших лётчиков боем и дать возможность своим бомбардировщикам сбросить смертоносный груз. Закипел воздушный бой. Ударное звено А.Д.Флейшман не бросал в атаку, сохраняя боеприпасы для бомбардировщиков, которые должны были вот-вот подойти. Но вражеские истребители, видимо, поняли этот маневр и старались навязать бой именно этому звену. Наступил момент, когда старший лейтенант уже взял ручку управления резко на себя и бросил машину в вираж. В это время один из истребителей противника сделал "бочку" и как раз попал в прицел А.Д.Флейшмана. Короткая очередь, и вражеский самолёт вздрогнул. А.Д.Флейшман видел хорошо, как фашист начал падать и взорвался где-то в расположении своих войск. Новая атака. Один из лётчиков резерва тоже сбил вражескую машину. Потеряв два истребителя, фашисты стали уходить. А.Д.Флейшман понял, что у противника кончается горючее. Он посмотрел на приборы. У него горючего оставалось на несколько минут. А бомбардировщики всё не идут. Если они ещё задержаться, то задача не будет выполнена. Группа наших истребителей стала постепенно таять. У них заканчивалось горючее. Один за другим они покидали строй и уходили на свой аэродром. Над целью остался один А.Д.Флейшман. Горючего совсем мало. Скоро придётся и ему возвращаться. Но вот и вражеские бомбардировщики. Их около тридцати. Тогда старший лейтенант А.Д. Флейшман делает боевой разворот и бросает машину в пикирование. Гитлеровцы заметили советский истребитель и открыли ураганный огонь изо всех видов оружия. Но А.Д.Флейшман зашёл в атаку со стороны "мёртвой зоны", и ему ничего не угрожало. Фашисты стали метаться и сбрасывать свой груз куда попало. Они не знали, что у советского истребителя не осталось ни одного снаряда и ни одной пули, что мотор его самолёта пережигает последние капли бензина. Атака удалась. Два вражеских бомбардировщика во время паники столкнулись и, окутанные дымом, стали падать. Сам А.Д.Флейшман чудом остался цел. Его машина проскочила мимо немецкого бомбардировщика всего в нескольких метрах. Сделав "мёртвую петлю", он снова бросился в атаку. На этот раз остальные самолёты тоже освободились от груза и стали изо всех сил удирать. Когда А.Д.Флейшман убедился, что опасность миновала, он направился к своему аэродрому. Мотор уже стал давать перебои. Старший лейтенант отпустил ручку управления и начал планировать. Вдруг машина вздрогнула. Мотор охватило пламенем. А.Д.Флейшман бросил взгляд вправо и увидел два вражеских истребителя. Один из них проскочил мимо горящего самолёта, готовясь ко второй атаке. А.Д.Флейшман бросил истребитель в отвесное пикирование, стараясь скорее достичь земли. Дым и пламя прорвались в кабину. Новый удар потряс самолёт, и А.Д.Флейшман почувствовал боль во всём теле. Он уже ничего не видел. В глазах замелькали жёлтые круги. Однако сознание лётчик не потерял и знал, что выход был один - выброситься за борт. Как он дёрнул вытяжное кольцо парашюта, как приземлился, не помнит. Очнулся уже в госпитале. Там и узнал о блестящем выполнении задания. Фашистские лётчики бомбили свои же порядки. К нам не попала ни одна бомба. Прошло не так много времени, и А.Д.Флейшман опять появился в полку. Он получил новый самолёт и продолжал воевать. За период войны старший лейтенант А.Д.Флейшман лично сбил 13 самолётов противника и в групповых боях - 14 самолётов. На его счету 326 боевых вылетов, более 60 воздушных боёв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Алексею Дементьевичу Флейшману присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1109). После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Армии. В 1946 году окончил Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной Армии. С 1957 года полковник А.Д.Флейшман в запасе. Жил в Харькове. Был лектором городского общества "Знание". С 1986 по 1989 год возглавлял Совет ветеранов войны и труда Фрунзенского района Харькова, с 1995 по 1999 год - председатель Совета инвалидов войны и военной службы Харьковской области. Скончался 1 сентября 2006 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2. Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.
00FleyshmanAlexeyDement_MD_Harkiv (557x700, 418Kb)
В городе Харьков на доме 198/2 по Московскому проспекту, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

 (481x698, 55Kb)
1917
Андрей Петрович Чернобай
заместитель командира эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го истребительного авиационного корпуса 3-й воздушной армии Калининского фронта, лейтенант. Родился в селе Андреево-Зорино, ныне Березанского района Николаевской области, Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 8 классов средней школы. Работал судосборщиком на Николаевским заводе. Учился летать в аэроклубе имени Леваневского. В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Калининском, Северо-Западном и Брянском фронтах. Заместитель командира эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка (274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, Калининский фронт) лейтенант Чернобай к январю 1943 совершил 90 боевых вылетов. В 40 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 27 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Чернобаю Андрею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 815). К 1944 году лично сбил 22 вражеских самолёта, выполнив 270 успешных боевых вылетов, однако был отозван с фронта и направлен на лётно-испытательскую работу. После войны отважный лётчик-истребитель продолжал службу в ВВС СССР. С 1947 года майор Чернобай А.П. - в запасе. До 1956 года продолжал заниматься испытаниями самолётов. Жил в городе Ленинграде (с 1965 года - город-герой, с 1991 года - Санкт-Петербург), где и скончался 21 марта 1988 года. Похоронен на Северном кладбище города Санкт-Петербург. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.

 (699x605, 83Kb)
1918
Владимир Дмитриевич Дудинцев (настоящее имя - Владимир Семенович Байков)
русский советский писатель. Родился в Купянске Харьковской области. Отец Дудинцева, царский офицер, был расстрелян красными. После окончания в 1940 Московского юридического института был призван в армию. После ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири (1942–1945). В 1946–1951 – очеркист «Комсомольской правды». Начал печататься в 1933. В 1952 издал сб. рассказов У семи богатырей, в 1953 – повесть На своем месте. Потрясающий успех имел опубликованный в 1956 в журнале «Новый мир» роман Дудинцева Не хлебом единым, рассказывающий о тщетных попытках провинциального инженера Лопаткина, честного и мужественного человека, пробить со своим изобретением, ускоряющим и удешевляющим жилищное строительство в послевоенной разрушенной стране, стену безразличия чиновников, из корыстных и карьерных побуждений поддерживающих альтернативный, заведомо негодный проект столичного профессора. Узнаваемый по точно выписанным деталям и психологическим характеристикам сюжет прочитывался как правдивое и яркое обращение, в лучших традициях русской реалистической прозы, к наболевшим проблемам современности. Его обвинили в «клевете», а после журнального издания философско-аллегорической Новогодней сказки (1960) о невозвратной ценности каждого мгновения, так часто растрачиваемого впустую или убиваемого мелочами и стремлением к ложным целям, и выхода в свет сборников Повести и рассказы (1959) и Рассказы (1963), к фактическому запрету на публикации произведений Дудинцева. Только в 1987, с началом «перестройки», появился в печати и сразу стал вехой в истории современной русской литературы второй многолетний труд Дудинцева – роман Белые одежды (Государственная премия СССР, 1988), основанный на повествовании о противоборстве в советской науке 1940–1950-х годов ученых-генетиков со сторонниками «академика-агронома» Т.Д.Лысенко, уверявшего, что при должном уходе из ржи может вырасти пшеница; о том, как первые (в романе – Иван Стригалев, Федор Дежкин и их соратники) в атмосфере полного господства вторых («народный академик» Рядно) и с неожиданной поддержкой отдельных представителей разных социальных слоев (вплоть до полковника госбезопасности) продолжают тайком свои опыты, надев вынужденную личину конформизма (как это делали реальные ученые, Н.А. и А.А.Лебедевы – адресаты авторского посвящения книги). Не случайно актуальное в отечественной литературе 1960–1990-х годов соотнесение современности с историей, мифологией и религией воплощено в этом романе темой Святого Себастьяна – реального исторического лица, начальника телохранителей жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, тайно крестившего полторы тысячи человек и за это расстрелянного тысячью стрел. Так, по мысли Дудинцева, не боясь мучений и даже смерти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор – и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в Откровении Иоанна Богослова, эпиграфом из которого предваряется роман. Звучащий мотив страдания как важного и даже необходимого условия самопознания и самосовершенствования личности, отчетливый в творчестве Дудинцева, сам писатель объясняет так: «Я убежден, что только в по-настоящему суровых условиях проявляются наши лучшие и худшие стороны. Мне кажется, что в обществе, где „не доносятся жизни проклятья в этот сад за высокой стеной", я и писателем не стал бы». С другой стороны, именно в ученых – изобретателях, «поисковиках», экспериментаторах, пролагателях новых путей, страстных и увлеченных людях, Дудинцев видел хранителей животворящего творческого начала. Умер в Москве 23 июля 1998 года. Сочинения: Повести и рассказы, Москва, 1959; Новогодняя сказка, (Москва), 1965; Не хлебом единым, Москва, 1968. Литература: Еремин Д., Чем жив человек?, "Октябрь", 1956, № 12; Дымшиц А., Правда жизни и краски художника, в его книге: В великом походе, Москва, 1962.

1918
Валентин Иванович Невзоров
российский режиссер. Творческую деятельность начал как актер Иркутского театра. В 1938 г. окончил Московское театральное училище, в 1941 г. – режиссерский факультет ГИТИСа. Работал как режиссер в Московском театре драмы (1944-1948), главным управляющим радиовещания (1946-1956), Малом театре (1951-1956). С 1956 г. работал в кино. Поставил фильмы: «Долгий путь» (1956, совместно с Л.Гайдаем, по рассказам В.Короленко), «Семья Ульяновых» (1957, по пьесе И.Попова «Семья»).


00Trapeznikova_KP (536x700, 117Kb)
1918
Ксения Петровна Трапезникова
бригадир колхоза имени Ленина Фалёнского района Кировской области. Родилась в деревне Забайдуг ныне Орловского района Кировской области в крестьянской семье. В 1937 году окончила Халтуринский сельскохозяйственный техникум и, получив диплом агронома, была назначена на Фалёнскую государственную селекционную станцию, где под руководством опытных специалистов стала применять свои знания. Но опытническая работа здесь её не устраивала, ей хотелось большего. С 1940 года – участковый агроном, с 1949 года – агроном-семеновод райсельхозотдела, с 1953 года – плановик Фалёнской машинно-тракторной станции (МТС). С марта 1954 года – агроном колхоза имени В.И. Ленина – одного из крупных в Фалёнском районе Кировской области. Колхоз в то время имел низкие экономические показатели. Урожайность на его полях из-за запущенности, неправильных севооборотов была мала. Сортовое зерно обесценивалось. Как активный поборник научных достижений предложила введение правильного севооборота. Правление колхоза поддержало её инициативу. В 1956 году она добилась своего – колхоз получил неплохой урожай: по 12 центнеров зерновых с гектара, а пшеницы – до 21 центнера. В 1958 году урожайность зерновых в колхозе составила 21 центнер с гектара. В 1959 году возглавляет в колхозе одну из отстающих бригад. Развёртывает большую организаторскую работу по внедрению в практику достижений сельскохозяйственной науки, передового опыта, по наведению трудовой дисциплины. Пример трудолюбия колхозникам показывает сам бригадир. Она, не считаясь ни со своим временем, ни с погодой, постоянно находится в поле, на ферме, на складе, среди колхозников. В результате в 1959 году урожайность зерновых в бригаде составила по 15,3 центнера с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Трапезниковой Ксении Петровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».С 1964 года – на пенсии. Умерла в 1981 году. Награждена орденом Ленина (7 марта 1960), «Знак Почета» (1958), медалями.

Tyrin_Gr_Mih (456x700, 42Kb)
1918
Георгий Михайлович Тырин
командир тяжелого танка КВ 15-го гвардейского танкового полка прорыва 8-й гвардейского танкового корпуса 40-й армии Воронежского фронта, гвардии старшина. Родился в деревне Замошье ныне Новодугинского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил 7 классов и курсы механизаторов в Липецке. Работал в своем колхозе. В ноябре 1938 года был призван в Красную Армию Новодугинским райвоенкоматом. Закончил танковую школу и во время войны с Финляндией 1939-1940 годов участвовал в боях на Карельском перешейке. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Принимал участие в боях на Юго-Западном, Южном, Западном, Северо-Кавказском и Воронежском фронтах. Был трижды ранен. Особо отличился при освобождении Украины осенью 1943 года. Преследуя отступающего противника, танк гвардии старшины Тырина первым ворвался в поселок Липовая Долина, районный центр Сумской области и вышел к переправе через реку Хорол. Появление советской боевой машины было полной неожиданностью для гитлеровцев, они даже не успели взорвать мост. Выскочив из танка, Тырин перерезал провода, идущие к зарядам взрывчатки, и отвел машину в укрытие. Все попытки гитлеровцев вернуть переправу или хотя бы уничтожить ее были отбиты гвардейцами. Танкисты выстояли до подхода наших подкреплений и сохранили мост для советских войск. Их мужество и решительность способствовали успешному наступлению на этом участке фронта. В районе населенного пункта Петриевки, отбивая контратаку противника, экипаж Тырина уничтожил 2 средних танка и один тяжелый «тигр». В ходе боя танкисты прорвались к дороге, по которой двигались вражеские обозы. Огнем и гусеницами они уничтожил 3 грузовые автомашины, 3 пулеметные точки вместе с расчетами, тягач с боеприпасами, 5 повозок и более 25 солдат и офицеров. Вместе со своей частью вышел к Днепру южнее Киева. 25 сентября 1943 года гвардии старшина Тырин в числе первых в полку переправился через Днепр в районе села Великий Букрин (Мироновский район Киевской области). В ожесточенном бою на правобережном плацдарме боевая машина Георгия Тырина первой врывалась в населенные пункты Белый Букрин, Малый Букрин, Ходоров и, уничтожая заслоны захватчиков, расчищала путь пехотным подразделениям. В боях за расширение плацдарма экипаж Тырина подбил 3 танка, уничтожил 2 автомашины с солдатами и захватил в плен двух гитлеровцев. Доставленные в штаб части, они дали нашему командованию ценные сведения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за мужество и героизм в боях при форсировании Днепра и удержании плацдарма гвардии старшине Тырину Георгию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 3664). Отважный танкист не дожил до Победы. 16 октября 1944 года гвардии младший лейтенант Тырин погиб в бою за освобождение Литвы. Похоронен на центральной площади местечка Сарантай, Литва. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени.

 (466x699, 66Kb)
1919
Аркадий Дмитриевич Гребенёв
штурман 111-го гвардейского истребительного Сталинградского авиационного полка (10-я гвардейская истребительная Сталинградская Краснознамённая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан. Родился в деревне Гребени ныне Верхошижемского района Кировской области в крестьянской семье. Русский. Образование незаконченное среднее. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), работал на мебельной фабрике. В Красной Армии с 1938 года. Призван Дзержинским райвоенкоматом Ленинграда. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с 24 июля 1941 года. Сражался на Западном, Калининском, Волховском, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Свою боевую деятельность младший лейтенант А.Д.Гребенёв начал на Западном фронте в 29-м Краснознамённом истребительном авиационном полку. Участвовал в обороне Москвы. Летал на истребителе И-16. Полк в многочисленных воздушных боях понёс большие потери. К началу октября 1941 года в полку оставалось 7 самолётов – три И-153 и четыре И-16. К 15 октября 1941 года А.Д.Гребенёв совершил 47 боевых вылетов, из них: на разведку – 23, штурмовку – 14, прикрытие своих войск и военных объектов – 10. Участвовал в 20 воздушных боях, в которых лично уничтожил 3 самолёта противника, за что в октябре 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. 7 ноября 1941 года полк был награждён орденом Ленина, а затем выведен в тыл для перевооружения и пополнения. За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой 6 декабря 1941 года 29-й истребительный авиационный полк был преобразован в 1-й гвардейский истребительный авиационный полк. К моменту присвоения гвардейского звания лётчики полка находились в запасном полку на Урале, где переучивались на британские истребители "Харрикейн", полученные по ленд-лизу. В конце января 1942 года 1-й гвардейский истребительный полк перебазировался на один из подмосковных аэродромов, где летчики полка продолжали совершенствование техники пилотирования новых самолетов. С 21 февраля 1942 года полк воевал на Калининском фронте. С мая 1942 года он действовал в составе 211-й смешанной авиационной дивизии 3-й воздушной армии. В конце июня 1942 года получил истребители Як-1. Летом и осенью 1942 года истребители полка в составе 211-й смешанной авиационной дивизии, а затем 210-й и 209-й истребительных авиационных дивизий поддерживали войска Калининского фронта в боях на территории Калининской и Смоленской областей, участвовали в Ржевско-Сычевской (30 июля — 23 августа) наступательной операции. В середине сентября 1942 года после напряжённых боев полк был выведен в тыл. В ноябре 1942 года на истребителях Як-7 он вернулся на Калининский фронт. С 23 ноября 1943 года полк воевал в составе 209-й истребительной авиационной дивизии. С 24 ноября 1942 года участвовал в Великолукской наступательной операции. К 10 августа 1942 года гвардии лейтенант А.Д.Гребенёв совершил 200 боевых вылетов. За время с 15 октября по 16 ноября 1941 года и с 12 марта по 10 августа 1942 произвёл 138 боевых вылетов, из них на разведку – 32, штурмовку – 7, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 18, прикрытие своих войск и железнодорожных объектов – 80. участвовал в 15 воздушных боях, в которых лично сбил 4 самолета противника (2 Ме-109, 1 Хе-111, 1 Ю-87). Только за период с 3 по 8 августа 1942 года он сбил 3 самолета противника лично и 2 в паре. Приказом по Калининскому фронту от 4 сентября 1942 года А.Д.Гребенёв был награжден вторым орденом Красного Знамени. С 12 января по 27 февраля 1943 года вместе со своим полком А.Д.Гребенёв действовал в составе 14-й воздушной армии на Волховском фронте и участвовал в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. Лётчики полка в этих боях уничтожили 25 самолетов противника. После ликвидации блокады Ленинграда гвардии капитан А.Д.Гребенёв успешно закончил Липецкие курсы усовершенствования штурманов и был направлен в ноябре 1943 года на 1-й Украинский фронт, в 111-й гвардейский истребительный авиационный полк 10-гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии на должность штурмана полка. Полк имел на вооружении истребители Ла-5, которые в конце 1944 года были заменены на Ла-7. А.Д.Гребенёв участвовал в освобождении Правобережной Украины – в Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года), Ровно-Луцкой (27 января – 11 февраля 1944 года), Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года), Львовско-Сандомирской стратегической (13 июля – 29 августа 1944 года) наступательных операциях. К 5 мая 1944 года провёл 340 успешных боевых вылетов, из них на разведку – 78, на штурмовку войск противника – 55, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, при которых они не имели ни одной потери от истребителей противника – 207. В 57 воздушных боях лично уничтожил 18 вражеских самолетов и 4 самолёта в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, гвардии капитану Гребенёву Аркадию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4496). С октября 1944 года А.Д.Гребенёв сражался со своим полком на 4-м Украинском фронте в составе 8-й воздушной армии. Участвовал в освобождении Закарпатской Украины, Чехословакии, южных районов Польши в Карпатско-Дуклинской наступательной операции (9 сентября – 28 октября 1944 года) - составной части Восточно-Карпатской стратегической операции; Западно-Карпатской наступательной операции (12 января – 18 февраля 1945 года); Моравска-Остравской наступательной операции (10 марта - 5 мая 1945 года); Пражской наступательной операции и освобождении столицы Чехословакии Праги (6 – 12 мая 1945 года). К концу войны гвардии майор А.Д.Гребенёв совершил 376 успешных боевых вылетов. Участвуя в 63 воздушных боях, довёл счет своих побед до 24 (20 самолётов врага уничтожил лично и 4 – в группе с боевыми соратниками по полку). Один из последних воздушных боёв Аркадий Гребенёв провёл 20 апреля 1945 года, в период наступления войск 4-го Украинского фронта на Моравско - Остравском направлении. С 1946 года гвардии майор А.Д.Гребенёв – в запасе. Вернулся в Кировскую область, жил и работал в городе Котельнич. В 1965 году окончил Кировский политехнический техникум. Затем переехал в город Симферополь в Крыму. Скончался 5 июля 1999 года. Похоронен в Симферополе на кладбище «Абдал». В Симферополе на доме, где жил Герой (пр. Кирова, 14), установлена мемориальная доска. Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.

 (526x699, 40Kb)
1920
Валентин Васильевич Бобков
командир эскадрильи 106-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан. Родился в деревне Финеево (ныне Киржачского района Владимирской области) в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 3 курса индустриального техникума. В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командир эскадрильи 106-го гвардейского истребительного авиаполка (11-я гвардейская истребительная авиадивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиакорпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан Бобков В.В. к марту 1945 года совершил 300 боевых вылетов, в 80 воздушных боях лично сбил 13 и в группе 4 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Бобкову Валентину Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7664). После войны отважный лётчик-истребитель продолжал службу в ВВС СССР. В 1951 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы, а в 1955 году — Военно-воздушную академию. С 1957 года полковник Бобков В.В. — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе-герое Москве. Работал старшим преподавателем кафедры факультета АСУ Московского инженерно-строительного института. Скончался 30 мая 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

1920
Аркадий Евгеньевич Гашинский
украинский советский актёр, народный артист СССР (1971). В 1945 окончил ГИТИС имени А.В.Луначарского (Москва). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 участник фронтовой театральной бригады 1-го Украинского фронта. В 1945-1948 актёр Киевского украинского драматического театра. С 1948 в труппе Украинского драматического театра имени И.Франко (Киев). Роли: Хома и Апраш ("Ой не ходи, Грицю, на вечерныцю" и "Цыганка Аза" Старицкого), Андронати ("В воскресенье утром зелье собирала" Василько, по повести Кобылянской), Ольшанский и Ярослав ("Свадьба Свички" и "Ярослав Мудрый" Кочерги), Гроза ("Страница дневника" Корнейчука), Мастаков ("Старик" Горького), Ибрагим-оглы ("Угрюм-река" по Шишкову), Дервиш ("В ночь лунного затмения" Карима), Креонт ("Антигона" Софокла), Глостер ("Король Лир" Шекспира), Уриэль Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Дон Хозе де Сантарен ("Дон Сезар де Базан" Деннери и Дюмануара). Ведёт педагогическую работу в студии при Театре имени И.Франко.

 (458x699, 51Kb)
1920
Павел Георгиевич Желтиков
командир отделения разведки дивизиона 247-го гвардейского артиллерийского полка 110-й гвардейской стрелковой дивизии 37-й армии Степного (2-го Украинского) фронта, гвардии сержант. Родился в селе Манаенки Арсеньевского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 года. В 1925 году переехал с родителями в город Подольск Московской области. Окончил школу ФЗУ при Подольском механическом заводе. Работал токарем на заводе № 710. В Красной Армии с декабря 1941 года. В августе 1942 года Желтиков принял свой первый бой на реке Жиздра в Калужской области. В конце 1942 года был ранен и лечился в госпитале. После лечения попал в 110-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая входила в состав Степного фронта. В середине июля 1943 года после ожесточённых оборонительных боёв на Курской дуге, войска Степного фронта перешли в наступление в направлении города Харькова. Артиллерийский разведчик Желтиков участвовал в освобождении Белгородской, Харьковской и Полтавской областей Украины. В конце сентября 1943 года дивизия, в которой служил Желтиков, вышла на Днепр южнее города Кременчуг. В ночь на 30 сентября 1943 года сержант Желтиков с рацией и стереотрубой в составе ударной штурмовой группы переправился через Днепр в районе села Куцеволовка Онуфриевского района Кировоградской области. После короткого боя на берегу был захвачен плацдарм. Гитлеровцы попытались сбросить десант в Днепр. Атаки следовали одна за другой. Штурмовая группа держалась за плацдарм намертво. Желтиков всё время находился в боевых порядках защитников плацдарма, часто меняя место наблюдения, обнаруживал цели противника и передавал по рации их координаты. Неоднократно сам вступал в бой, уничтожив около 20 фашистов. 8-9 октября воины на плацдарме выдержали 30 атак. Благодаря точным данным Желтикова, были сорваны несколько атак, уничтожены сотни гитлеровцев, подбиты и сожжены несколько танков, автомашин, подавлены артиллерийские и миномётные батареи. 9 октября 1943 года во время очередной атаки фашистские танки пошли на позицию Желтикова. И тогда сержант по рации вызвал огонь на себя. От взрывов «своих» снарядов рухнул вяз и накрыл окоп корректировщика. Рядом с окопом застыли 2 горящих танка. Желтиков с помощником из автоматов расстреляли удиравших фашистов. Вскоре на плацдарм переправились другие подразделения 37-й армии. Началось освобождение Правобережной Украины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования при форсировании Днепра и проявленные при этом отвагу и геройство Павлу Георгиевичу Желтикову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2492). После боёв на Украине Желтиков участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии. 24 июня 1945 года гвардии сержанту П.Г.Желтикову доверили нести знамя 110-й гвардейской дивизии, в составе которой он воевал, на параде Победы, проходившем на Красной площади в Москве. После войны П.Г.Желтиков демобилизовался. Вернувшись в Подольск, работал начальником отдела кадров Подольского цементного завода. В 1958 году окончил Подольский индустриальный техникум. Возглавлял штаб гражданской обороны на Подольском экспериментальном цементном заводе. В 1990 году ушёл на пенсию. Жил в городе Подольск Московской области. Умер 23 марта 1996 года. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.

 (436x699, 39Kb)
1921
Иван Матвеевич Аляпкин
механик-водитель танка 181-й танковой бригады (18-й танковый корпус, 5-я гвардейская танковая армия, 2-й Украинский фронт), старшина. Родился в городе Спасск (в 1925-2005 годах - Беднодемьяновск) Тамбовской губернии, ныне Пензенской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил начальную школу, работал в совхозе. В 1942 году был призван в Красную Армию. С того же времени на фронте. Член ВКП(б) с 1943 года. К осени 1943 года старшина Аляпкин - механик-водитель танка 181-й танковой бригады. Отличился во время наступательных боев за Правобережную Украину. В октябре 1943 года в бою в районе хутора Орлово (Пятихатский район Днепропетровской области Украины) экипаж танка старшины Аляпкина уничтожил 2 противотанковых орудия, 5 пулеметных точек, много солдат и офицеров противника. Несмотря на ранение, вывел подбитый танк с поля боя и спас раненого командира. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшине Аляпкину Ивану Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3599). После войны был демобилизован. Вернулся на родину. Жил и работал в городе Беднодемьяновск (Спасск). Скончался 3 августа 1951 года. Награжден орденом Ленина, медалями. В городе Спасск в городском парке установлен бюст Героя, его имя носит улица. Мемориальная доска установлена на административном здании управления автотранспортного предприятия.

1921
Ричард Игэн
актер, сценарист ("В погоне за призраком")

1921
Крис Маркер
французский журналист, фотограф и кинорежиссер. Один из ведущих мастеров французского документального кино. Его творчество отмечено большим интересом к социальным проблемам современного мира, новым формам социальной организации. Поставил фильмы: «Воскресенье в Пекине» (1957), «Письмо из Сибири» (1960), «Куба, да» (1961), фильм об Израиле – «Описание битвы» (1961). Одна из лучших работ режиссера – фильм «Прекрасный месяц май» (1963), состоящий из 33 репортажей. В 1967 г. по его инициативе и под его руководством был снят фильм «Далеко от Вьетнама», в создании которого принимало участие свыше 50 французских кинематографистов, работавших безвозмездно (А.Рене, А.Варда, К.Лелуш, Ж.Л.Годар и др.). Ему принадлежат документальные фильмы о Японии, Бразилии и др., фильм о разгоне антивоенной демонстрации перед зданием Пентагона в Вашингтоне. Совместно с польским режиссером В. Боровчиком снял художественный игровой фильм «Астронавты».

1922
Пётр Иванович Буланов
лётчик-истребитель, младший лейтенант. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе 961 иап. 6 сентября 1944 г. в 30 км юго-восточнее Львова на высоте 10000 м таранил разведчик Ju-88. Благополучно произвёл посадку на своём аэродроме.

1922
Михаил Петрович Минин
ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин города, награжденный орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, Красной звездой и многими медалями, в свое время одним из первых водрузивший советское знамя на здании рейхстага. Родился в Палкинском районе Псковской области, ушел на войну в июле 1941 г., воевал на Ленинградском фронте, был ранен. После госпитализации продолжал службу в артиллерийском разведывательном дивизионе, пройдя с ним путь от Ленинграда до Берлина. В 1945 г. Михаил Петрович участвовал во взятии рейхстага и вместе с боевыми товарищами водрузил на него Знамя Победы. И после войны Минин остался служить в армии, а в 1959 г. окончил Военную академию имени Куйбышева, после чего служил в спецвойсках стратегического назначения. С 1977 г. ветеран проживал в Пскове. Скончался в Пскове 10 января 2008 года.

ovsaynnikov_GST (470x700, 30Kb)
1922
Владимир Михайлович Овсянников
бригадир кантовщиков Богородского кожевенного завода имени М.И.Калинина Горьковской области. Родился в городе Богородск ныне Нижегородской области в семье рабочего. Сын потомственного кожевника. Русский. Начал свою трудовую деятельность в 1938 году в кожевенном производстве в качестве разнорабочего отмочно-зольного цеха, затем работал строгалем сырья и мездрильщиком. С 1941 года – в Красной Армии, участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков под Москвой и на Западном фронте. В 1943 году был тяжело ранен и после лечения в госпитале, получив инвалидность, вернулся в родной город. С 1945 года начал работать на кожевенном заводе имени М.И.Калинина (ныне ОАО «Хромтан») города Богородска. С 1960 года В.М.Овсянников – кантовщик голья этого же предприятия. Вскоре возглавил бригаду кантовщиков, которой одной из первых на предприятии было присвоено звание «Бригада коммунистического труда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей по производству продукции лёгкой промышленности, Овсянникову Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». До 1980 года продолжал работать на заводе, затем на пенсии. Жил в городе Богородск. Умер 6 марта 1984 года. Похоронен на городском кладбище Богородска. Награжден орденом Ленина (9 июня 1966), медалями.


Процитировано 1 раз

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 12 Октября 2014 г. 15:35 (ссылка)
Геройский танкист Георгий Михайлович Тырин - однополчанин моего деда по 15 Гвардейскому тяжелотанковому полку. С уважением, Дмитрий Туренков
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
kakula   обратиться по имени Понедельник, 13 Октября 2014 г. 07:17 (ссылка)

Ответ на комментарий

Рад за Вас. Вечная память Героям!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку