-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 88595
Комментариев: 6727
Написано: 96915


17 июня родились...

Вторник, 17 Июня 2014 г. 00:06 + в цитатник
shahmatov_2 (528x700, 159Kb)
1864
Алексей Александрович Шахматов
известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы, член Императорского Православного Палестинского Общества, академик Санкт-Петербургской Академии Наук (1894). Родился в городе Нарва (ныне Эстония), в дворянской семье. В 1883 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1884 в «Исследованиях по русскому языку» опубликована первая его статья «Исследования о языке новгородских грамот XIII и XIV вв». Ученик Ф.Ф.Фортунатова. Впервые замечен в серьёзных научных кругах после выступления во время защиты А.И.Соболевским его магистерской диссертации — о системе фонем праславянского языка. Шахматов выступил с убедительной критикой некоторых важных положений доклада, чем вызвал сильную неприязнь уже известного в ту пору научными трудами Соболевского. Напряжённые отношения ученых сохранялись до конца жизни Шахматова. В 1887 защитил диссертацию на тему «О долготе и ударении в общеславянском языке», после окончания университета остался при нём и к 1890 стал приват-доцентом. В 1890 году Алексей Александрович начал читать курс истории русского языка в Московском университете. Однако едва приступив к преподавательской деятельности, А.А.Шахматов принял неожиданное для коллег-филологов решение оставить науку и уехать к родственникам в саратовскую деревню. Уже из Саратова в одном из писем Фортунатову Шахматов признаётся, что заинтересовался современным крестьянским управлением и теперь полагает всю свою душу в работе на благо окружающего его сельского населения. 13 июля 1891 года Шахматов официально вступил в должность начальника земской управы и в течение двух лет активно участвовал в хозяйственной жизни вверенного ему уезда. Во время эпидемии холеры весной 1892 года содействовал организации медицинской помощи, хлопотал о командировании в волость нескольких сестёр милосердия и фельдшеров. В том же 1892 году А.А.Шахматов возобновил работу над магистерской диссертацией, а в 1893 году по приглашению председателя Отделения русского языка и словесности Санкт-Петербургской Академии наук академика А.Ф.Бычкова принял звание адъюнкта Академии и вернулся к научной деятельности. В 1894 выдвинул свою работу «Исследования в области русской фонетики» на соискание степени магистра, однако ему была присуждена высшая степень доктора русского языка и словесности. Первые научные разработки — в области диалектологии. Совершил две экспедиции в середине 1880-х гг. — в Архангельскую и Олонецкую губернии. После смерти Я.К.Грота взял на себя составление первого нормативного словаря русского языка. С 1894 адъюнкт Санкт-Петербургской Академии Наук, с 1898 — член Правления Академии наук, самый молодой за всю историю её существования (34 года), с 1899 — действительный член Академии Наук. С 1901 года — действительный статский советник. С 1910 профессор Санкт-Петербургского университета. С 1906 — член Государственного совета от академической курии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918. Член Сербской Академии Наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии Наук (1910), почётный член Витебской учёной архивной комиссии и др. Умер от истощения в Петрограде 16 августа 1920 года. Похоронен на Волковском кладбище. После смерти ученого в 1925—1927 был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России. В нем Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка. Об учёном его сестрой — Е.А.Шахматовой-Масальской — оставлены мемуары. В честь учёного названа улица в Петергофе. После работ Шахматова любое исследование по истории древней Руси опирается на его выводы. Учёный заложил основы текстологии как науки. Особенно большой вклад исследователь внёс в разработку текстологии древнерусского летописания, в частности — «Повести временных лет». Сличение различных редакций данного памятника позволило Шахматову прийти к выводу о том, что дошедший до нас текст по происхождению многослоен и имеет несколько стадий формирования. Логические нестыковки, текстовые вставки, разрывающие связный текст, отсутствующие в Новгородской Первой летописи, по мысли Шахматова, являются свидетельством существования гипотетического Начального свода, созданного приблизительно в 90-х гг. XI века. Например, в тексте Новгородской Первой летописи отсутствуют договоры Руси с греками X века, а также все прямые цитаты из греческой Хроники Георгия Амартола, которой пользовался составитель Повести временных лет. При дальнейшем изучении Начального свода А.А.Шахматов обнаружил другие логические несоответствия. Из этого делался вывод о том, что в основе Начального свода лежала какая-то летопись, составленная между 977 и 1044 гг. Её исследователь назвал Древнейшим сводом. Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам. В 1897 Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918. Выводил восточнославянские языки от «общедревнерусского» языка, дезинтеграция которого, по его мнению, началась уже в VII ст., но была задержана интеграционными процессами, связанными с государственным единством в рамках Киевской Руси. Алексей Шахматов — один из авторов работы «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1916), принимал участие в написании декларации Санкт-Петербургской Академии Наук «Про отмену ограничений малорусского печатного слова» (1905—1906), автор подробных рецензий на грамматики украинского языка А.Крымского и С.Смаль-Стоцкого, словарь украинского языка Б.Гринченко. Алексей Александрович с интересом и сочувствием относился к развитию украинской литературы и украинского языка, но скептически высказывался по отношению к стремлению деятелей «украинского движения» к отделению малорусской народности от единого русского народа, по российским этнографическим представлениям того времени подразделявшегося на белорусов, великороссов и малороссов. «Где же та русская народность, о которой мы говорили выше и которую хотели признать естественною носительницей и представительницей государственных интересов? Признаем ли мы такою русскою народностью только великорусскую? Не будет ли это признание тяжким преступлением против государства, созданного и выношенного всем русским племенем в его совокупности? Решение объявить «инородцами» малорусов и белорусов не умалит ли самое значение русской народности в нашем государстве, вводя его в сравнительно тесные пределы Московского государства XVI—XVII вв.?» — А.Шахматов. О государственных задачах русского народа в связи с национальными задачами племен, населяющих Россию. «Московский журнал», 1999 г., № 9. Шахматов, в отличие от других русских филологов — Соболевского, Флоринского, Ягича, Корша и др. видел причиной стремления части украинской интеллигенции к обособлению не идейные и политические аспекты, а реакцию на запретительные меры по отношению к украинскому языку.
 (571x699, 63Kb)
Работы: Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV века (1886); Исследование о Несторовой летописи (1890); О сочинениях преподобного Нестора (1890); Исследования в области русской фонетики (1893); Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия (1896); Древнейшие редакции Повести временных лет (1897); Исходная точка летосчисления Повести временных лет (1897); Киевско-Печерский патерик и Печерская летопись (1897); О начальном Киевском летописном своде (1897); Хронология древнейших русских летописных сводов (1897); Отзыв о сочинении Eugen Scepkin «Zur Nestorfrage» (1898); Начальный Киевский летописный свод и его источники (1900); Исследование о Двинских грамотах XV века (1903); Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод (1904); Сказание о призвании варягов (1904); Корсунская легенда о крещении Владимира (1908); Один из источников летописного сказания о крещении Владимира (1908); Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908); Предисловие к Начальному Киевскому своду и Несторова летопись (1909); Заметка о составлении Радзивилловского списка летописи (1913); К вопросу о древнейших славяно-кельтских отношениях (1912); Несторова летопись (1913—1914); Нестор летописец (1914); Повесть временных лет (1916); Житие Антония и Печерская летопись; Киевский Начальный свод 1095 г.; Очерк современного литературного языка (1913); Очерк древнейшего периода истории русского языка (1915); Введение в курс истории русского языка (1916); Отзыв о сочинении П.Л.Маштакова: «Списки рек Днепровского бассейна», составленный академиком А.А.Шахматовым. Петроград, 1916. Заметки по истории звуков лужицких языков (1917); Заметка о языке волжских болгар (1918); Синтаксис русского языка (1 том — 1925; 2 том — 1927); Древнейшие судьбы русского племени (1919); Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. — Москва; Ленинград: 1938. Литература: Шахматов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Макаров В.И., Коготкова Т.С. Алексей Александрович Шахматов (1864—1920) // Отечественные лексикографы: XVIII—XX века / Под редакцией Г.А.Богатовой. — Москва: Наука, 2000. — Страницы 187 - 218. — 512 страниц — 1 000 экземпляров — ISBN 5-02-011750-1.

Henry_Lawson_photograph_1902 (524x700, 282Kb)
1867
Генри Арчибальд Лоусон (Хенри Арчибальд Лосон; Henry Lawson)
австралийский писатель, признанный классик национальной литературы. Родился на Гренфеллских приисках. Сын норвежского моряка Петера Ларсена, осевшего в Австралии в период «золотой лихорадки» 1860-х гг. и переделавшего свою фамилию на английский лад. Еще в школе Лоусон начал писать стихи, а в 1887 г. стихотворение «Песнь республики» появилось в печати; вскоре увидели свет и другие его поэтические произведения, а также рассказы. Литературную деятельность писатель вынужден был сочетать с трудовой, сменив в разные годы множество профессий. Работал маляром, учителем в школе для маори в Новой Зеландии, клерком. Творчество Лоусона достигло расцвета в 1890-е — начале 1900-х гг. — времени выплеснувшихся наружу острых социальных конфликтов. За первой книгой «Рассказы в прозе и стихах» (1894), последовали поэтический сборник «В дни, когда мир был широк» (1896), книги рассказов «Пока кипит котелок» (1896), «По дорогам и за изгородями» (1900), сборник стихов и рассказов «Дети буша» (1902). У себя на родине Лоусон завоевал популярность прежде всего как поэт-демократ. В его стихах просто и выразительно говорилось о том, что тревожило городских бедняков и обитателей сельской Австралии, чью жизнь он знал «из первых рук»; многие его произведения тех лет проникнуты революционным пафосом. Однако мировую известность принесли Лоусону именно рассказы, сложившиеся в своего рода сагу об Австралии и в то же время наполненные глубоким общечеловеческим содержанием. Вера в духовные возможности человека, в силу товарищеской солидарности не покидала писателя, поэтому его рассказы, имеющие нередко трагическую концовку, не оставляют впечатления безнадежности. Отзывчивость, великодушие, готовность помочь в беде, насмешливый юмор — эти качества лоусоновских героев, простых австралийцев, помогают им переносить жизненные невзгоды.
Australianstamp_1539 (581x700, 412Kb)
Генри Лоусон на почтовой марке Австралии. 1949 г.
Вместе с тем тональность произведений писателя с годами менялась, о чем свидетельствуют книги «Когда я был королем и другие стихотворения» (1905), «Всадники на горизонте и другие стихотворения» (1910), книга рассказов «Треугольники жизни» (1913), наконец последнее прижизненное издание — «Избранные стихотворения» (1918). Питавшие творчество Лоусона «бурные девяностые» ушли в прошлое, унеся с собой многие надежды; сказались и семейные неурядицы, постоянная нужда, неодолимая тяга к спиртному. В последних стихотворениях чувствуется усталость человека, выдохшегося в бесплодной борьбе с людскими и социальными пороками. Сентиментальность, снимавшаяся прежде юмором, охотно допускается им теперь в прозу. Но писать Лоусон продолжал до конца дней — его жизнь оборвалась в момент работы над новым стихотворением. Умер в Сиднее 2 сентября 1922 года. Похоронен поэт в восточном пригороде Сиднея на кладбище Уэверли. Сборники: 1896 В дни, когда мир был широк сборник стихов; 1896 Покуда закипит котелок сборник рассказов; 1900 По дорогам и за изгородями сборник рассказов; 1901 Джо Вильсон и его товарищи сборник рассказов; 1902 Дети буша сборник стихов и рассказов; 1910 Всадники на горизонте сборник стихов; 1913 Треугольники жизни сборник рассказов; 2004 Свэгмен cтихотворения Генри Лоусона в переводах Галины Усовой. Сочинения: Collected verse, v. 1-3, Sydney, 1967-1969; Letters 1890-1922, (Sydney а. о., 1970); Collected prose, v. 1-2, Sydney, 1972; в русском переводе - Шапка по кругу. Австралийские рассказы, Москва, 1954; (Рассказы), в книге: Австралийские рассказы, Москва, 1958; Избранные стихи, Москва, 1959; Рассказы, Москва, 1961. Литераттура: Петриковская А.С., Генри Лоусон и рождение австралийского рассказа, Москва. 1972; Prout D., Henry Lawson..., Adelaide, 1963; Roderick . A., Henry Lawson, poet and short story writer, Sydney, 1966; Phillips A., Henry Lawson, . ., 1970.

Leo_Jogiches_01 (481x700, 106Kb)
1867
Ян Тышка (Jan Tyszka; другие псевдонимы: Грозовский, Карлов Отто, Энгельман; настоящее польское имя - Лео Иогихес, Leo Jogiches)
польский и немецкий деятель рабочего движения. Около 1885 г. в Вильнюсе был одним из руководителей революционного кружка, в 1888 и 1889 гг. подвергался арестам; в 1890 г. эмигрировал в Швейцарию (с 1900 г. - в Берлине). Сотрудничал с возглавлявшейся Г.В.Плехановым группой "Освобождение труда". Один из лидеров возникшей в 1893 г. Социал-демократии Королевства Польского (с 1900 г. - Социал-демократия Королевства Польского и Литвы, СДКПиЛ), редактор многих её изданий. С 1903 г. - член Главного правления СДКПиЛ. В ноябре 1905 г. вместе с Р.Люксембург прибыл в Варшаву, участвовал в революции в Королевстве Польском. В марте 1906 г. арестован, затем приговорён к 8 годам каторги и пожизненной ссылке в Сибирь. В 1907 г. бежал из тюрьмы и выехал в Берлин. На Лондонском съезде РСДРП (1907) был избран кандидатом в члены ЦК РСДРП. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. сыграл значительную роль в формировании интернационалистского течения в Социал-демократической партии Германии. С 1916 г. - один из организаторов и руководителей спартаковцев, издатель "Писем Спартака". Принимал деятельное участие в основании компартии Германии (КПГ). На учредительном съезде (декабрь 1918 - январь 1919) КПГ был избран в ЦК КПГ. После убийства в январе 1919 г. Р.Люксембург и К.Либкнехта возглавил КПГ. 9 марта 1919 г. был арестован в Берлине. Убит в тюрьме предварительного заключения выстрелом в затылок 10 марта 1919 года.

Artur_Ferdinandovich_2 (554x700, 224Kb)
1868
Артур Фердинандович Лолейт
российский и советский инженер, архитектор, изобретатель и преподаватель. Автор методики расчёта железобетонных конструкций по стадии разрушения и один из основателей советской научной школы теории железобетона. Родился в Орле. В 1886 году, блестяще окончив гимназию, заработав репетиторством летом 150 рублей, Лолейт отправился в Москву для поступления в Университет. Он был принят на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. 12 января 1891 года на годичном акте университета Артуру Фердинандовичу Лолейту за сочиниение «Теория шарнирных сочленений» была вручена серебряная медаль как второму после С.А.Чаплыгина, получившего золотую. Весной были сданы государственные экзамены и получен диплом 1-й степени об окончании факультета по специальности прикладная механика. В 1892—1914 годах работал в Акционерном обществе для производства бетонных и других строительных конструкций Ю.А.Гука, где прошёл путь от инженера-расчётчика до директора Правления. Создал первую большепролётную железобетонную конструкцию над ткацким корпусом Богородско-Глуховской мануфактуры (1907 г.) и первый в России элеватор из железобетона на московском Трёхпрудном пивоваренном заводе (1909 г.). В 1905 году изобрёл систему безбалочных перекрытий. Состоял членом Русского технического общества и Московского архитектурного общества. Помимо изобретательства и архитектурно-строительной практики занимался преподаванием. С 1916 года читал курс строительной механики и железобетоных конструкций на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавал в Московском высшем техническом училище (профессор с 1923 года), Московском строительном техникуме, работал профессором кафедры железобетонных конструкций Военно-инженерной академии (с 1932 года). В советское время работал главным инженером на строительстве рабочего посёлка в Филях, проектировал павильоны Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В 1923 году являлся Председателем ассоциации архитекторов-рационалистов (АСНОВА). В 1927 году занял должность заместителя директора по научной части вновь созданного Государственного института сооружений. В 1931 году создал теорию расчёта железобетонных конструкций по предельным состояниям. Умер в Москве 4 июня 1933 года. В качестве инженера-конструктора А.Ф.Лолейт участвовал в проектировании следующих сооружений: 1890—1893 - Верхние торговые ряды, Москва, Красная площадь; 1892—1902 - Зоологический музей Московского университета, Москва, Большая Никитская улица, 6; 1898—1904 - Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете, Москва, улица Волхонка, 12; 1899—1902 - Доходный дом страхового общества «Россия», Москва, Сретенский бульвар, 6; 1903—1905 - Кафедральный собор Святых Петра и Павла, Москва, Старосадский переулок, 7/10. Руководил строительством после отказа архитектора В.А.Коссова; 1905—1906 - Доходный дом Г.П.Шелапутина (Дом Моссовнархоза), Москва, Улица Ильинка, 13/19 — Большой Черкасский переулок, 19/13 - Совместно с инженером Г.Д.Зиновьевым; архитектор П.П.Щёкотов. Здание перестроено; 1907 - Ткацкий корпус Богородско-Глуховской мануфактуры, Ногинск. Расчет конструкций перекрытия; 1909 - Бетонный элеватор на Трёхгорном пивоваренном заводе, Москва, Кутузовский проспект, 12; 1915—1917 - Автомобильный завод АМО (ныне завод имени Лихачёва), Москва, Автозаводская улица, 23. Архитекторы А.В.Кузнецов и К.С.Мельников; 1925 - Шестиугольная башня Дома Моссельпрома, Москва, Калашный переулок, 2/10. Архитекторы Н.Д.Струков, Д.М.Коган, инженер В.Д.Цветаев; 1925—1927 - Здание газеты «Известия», Москва, Пушкинская площадь, Архитектор Г.Б.Бархин; 1927 - Жилой дом, Москва, Большая Полянка, 51а/9, Совместно с Г.Б.Красиным, Е.В.Костырко. Труды: Краткий очерк общей теории системы Монье и значение её в области развития технических знаний (1895); Два частных случая расчета железобетонных арок (1902); К вопросу о правилах приёмки железобетонных сооружений (1904); О коэффициенте прочности железобетонных сооружений (1904); Новый вид применения тавровых железобетонных сечений (1908); О влиянии избытка воды в растворе на прочность железобетонных сооружений (1909); Безбалочные перекрытия (1912); О допустимых пределах уменьшения запасов прочности сооружений (1923); Курс железобетона для строительных техникумов. Основы теории и проектирования (1925); О необходимых запасах прочности безбалочных перекрытий (1926); Курс железобетона для строительных техникумов. Основы теории и проектирования. Издание 2-е (1928); Экономические предпосылки для применения железобетона и современные методы воззрения на природу бетона и железобетона (1930); О подборе сечений железобетонных элементов по критическим усилиям. Проект конструкции (1933). Литература: Лопатто А. Артур Фердинандович Лолейт. К истории отечественного железобетона. — Москва: Стройиздат, 1969. — 104 страницы; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страница 159. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Очерки истории НИИЖБ за период 1990—2000 гг. и его научные школы / К.В. Михайлов (составитель). — Москва: НИИЖБ, 2004. — 200 страниц. — 1000 экземпляров.

Jamesweldonjohnson (499x700, 139Kb)
1871
Джеймс Уэлдон Джонсон (James Weldon Johnson)
негритянский писатель, историк культуры, общественный деятель США. Родился в Джэксонвилле. Был учителем, адвокатом, профессором литературы в университете фиск и в Нью-Йоркском университете, консулом США в Венесуэле и Никарагуа. Один из организаторов "Национальной ассоциации содействия развитию цветного населения". Автор песен и оперетт (совместно с братом-композитором), сборника стихов "50 лет" (1917), романа "Автобиография бывшего цветного" (1912), книг по истории негритянской культуры ("Чёрный Манхэттен", 1930). Составитель антологий негритянской поэзии и фольклора. В 1920-х гг. выступал как теоретик так называемого негритянского ренессанса, призывая негров к созданию художественных ценностей, независимых от расы и государства. Скончался в Нью-Йорке 26 июня 1938 года.
Сочинения: The book of American Negro poetry, N.Y., 1922; The book of American Negro spirituals, N.Y., 1925; Along this way, N.Y., 1933; Saint Peter relates an incident. Selected poems, N.Y., 1935. Литература: Веккер М.И., Прогрессивная негритянская литература США, Ленинград, 1957.

Macek-Antonin-0 (585x700, 426Kb)
1872
Антонин Мацек (чешское имя - Antonнn Macek)
чешский поэт и журналист. Родился в городе Млада-Болеслав, в семье мелкого чиновника. Сотрудничал в чешской социал-демократической газете «Prбvo lidu» — «Право народа» (1890-е — 1910-е гг.), редактировал социал-демократической журнал «Rudй kvty» — «Красные цветы» (1903—1920). Был одним из первых редакторов коммунистической газеты «Rudй prбvo» — «Красное право» (1921—23). Поэтическое наследие Мацека тесно связано с журналистской работой; свои революционные и патриотические стихи он печатал с конца 1890-х гг. в рабочих газетах, календарях, первомайских листовках. Мацек перевел «Интернационал» на чешский язык (1900). В области формы он следовал традициям чешских поэтов-реалистов. Писал также лирические стихи о любви, детях, природе. Отдельным изданием вышли сборники стихов: «Моему ребенку» («Mйmu dнtti», 1909), «Книга о рае» («Kniha o rбji», 1913), «Моя Чехия и другие стихотворения» («Mй echy a jinй bбsn», 1918), «Великий мир» («Velkэ mнr», 1918). В последних стихах Мацек с любовью говорил о советской стране. Мацек переводил на чешский язык сочинения Апулея, Вольтера, А.Франса и др. Писал также прозу, работы научного и научно-популярного характера (о К.Гавличке-Боровском, художнике Алеше и др.), отстаивал принципы социалистической культуры. Умер 22 мая 1923 года. Сочинения: Bбsn, Praha, 1959; Stati о kultue, umnн a literatue, Praha, 1963; в русском переводе в книге — Антология чешской поэзии 19—20 вв., том 2, Москва, 1959. Литература: Malickб L., Dlnickэ novinб A. Macek, Praha, 1956; Buriбnek F., eskб literatura XX stoletн, Praha, 1961.

Степан Павлович Рябушинский (525x700, 129Kb)
1874
Степан Павлович Рябушинский
русский предприниматель и коллекционер, потомственный почетный гражданин (1884). Родился в Москве. Являясь представителем известного рода предпринимателей Рябушинских, после окончания Московской практической академии коммерческих наук он начинает управлять торговой частью семейной фирмы — «Товарищества мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями». Он являлся одним из совладельцев банкирского дома братьев Рябушинских, а с 1912 года - членом Совета созданного на его основе Московского банка. В 1916 году С.П.Рябушинский становится одним из учредителей Товарищества Московского автомобильного завода (позднее «АМО»). С 1907 года С.П.Рябушинский совместно со старшим братом П.П.Рябушинским издавал газету «Утро России», а с 1908 года - журнал «Церковь: Старообрядческий церковный общественный журнал». С 1905 года, после официального разрешения открывать старообрядческие храмы (указ от 17 мая 1905 «Об укреплении начал веротерпимости»), С.П.Рябушинский начал собирать иконы старого письма. Он покупал их большими партиями по всей России, лучшие оставлял себе, остальные жертвовал в старообрядческие храмы. К 1914 году С.П.Рябушинский владел одной из лучших коллекций икон в Москве (наряду с собраниями И.С.Остроухова и А.В.Морозова). С.П.Рябушинский собирал также культовые предметы и церковную утварь. Иконы Рябушинского размещались в молельне главного дома его городской усадьбы на Малой Никитской улице (ныне здание музея М.Горького), построенного в 1900-1902 гг. архитектором Ф.О.Шехтелем в стиле модерн. С.П.Рябушинский одним из первых при участии реставратора А.В.Тюлина начал реставрировать иконы в устроенных у себя мастерских, при этом были открыты многие шедевры древнерусского искусства. Собранием Рябушинского пользовались И.Э.Грабарь при подготовке «Истории русского искусства» и А.В.Грищенко при подготовке книги «Вопросы живописи: Русская икона как искусство живописи». С.П.Рябушинский экспонировал иконы из своего собрания на выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина», которая в 1911-1912 годах проходила в Санкт-Петербурге. Он был инициатором проведения различных выставок, в т.ч. юбилейной выставки древнерусского искусства в Москве в здании Делового двора на Варварской площади. С.П.Рябушинский участвовал в создании экспозиции и подготовке печатного каталога «Выставка древнерусского искусства, устроенная в 1913 г. в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых». Он представил на выставку из своей коллекции 64 иконы (всего экспонировалось 147 икон), царские врата из 2 церквей, покровец и к нему 2 парных «воздуха», пелену с изображением Макария Желтоводского, хоругвь с изображением Рождества Богородицы, 2 оплечья фелони, 196 предметов церковной старины (утварь, оклады, кресты, панагии и др.). С.П.Рябушинский занимался научным исследованием икон. В журнале «Церковь» в 1908 году были опубликованы его статьи: «Интересный памятник христианской старины (Древняя ц. Богородицы — S.Maria Antiqua — в Риме)» (№ 6-9). «Изображение Воскресения Христова» (№ 15). «О реставрации и сохранении древних св. икон» (№ 50). Работа С.П.Рябушинского «Икона Божьей Матери Одигитрии Смоленской» (М., 1913) посвящена атрибуции и датировке знаменитого памятника живописи Древней Руси. С.П.Рябушинскому было присвоено звание ученого-археолога, он был избран почетным членом Московского археологического института. По сообщениям печати, в 1914 Рябушинский намеревался устроить Музей русской иконописи, однако его планам помешала 1-я мировая война I914-1918 гг. После октября 1917 года С.П.Рябушинский эмигрировал. Он поселился в Милане, управлял там суконной фабрикой и участвовал вместе с братьями в деятельности общества «Икона», члены которого изучали и пропагандировали за рубежом древнерусское искусство. В 1918-1919 годах коллекция С.П. Рябушинского поступила в Государственный музейный фонд, а в 1924-28 годах лучшие иконы были переданы в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Оружейной палаты, часть - в Пермский и Кубанский музеи. Некоторое количество икон было распродано. Ныне в ГТГ находятся 54 иконы из коллекции Рябушинского. Степан Павлович Рябушинский умер в Милане в I942 году и был похоронен в Пегли близ Генуи.

Blanco FombonaМарка (475x700, 290Kb)
1874
Руфино Бланко Фомбона (Blanco Fombona)
венесуэльский писатель, критик, общественный деятель. Родился в Каракасе. Буржуазный демократ и противник северо-американского империализма, Бланко Фомбона принимал активное участие в политической борьбе на рубеже 19—20 вв.; в 1907 находился в заключении. После установления в стране диктатуры в 1910—1935 был в эмиграции. Живя в Мадриде, предпринял издания классиков латинско-американской литературы. Испытав некоторое влияние модернизма в ранний период (сборник стихов «Маленькие лирические опусы» — «Pequeсa уpera lнrica», 1904), Бланко Фомбона в зрелом творчестве развивает традиции критического реализма: романы «Железный человек» («Hombre de hierro», 1907), «Золотой человек» («Hombre de oro», 1915, русский перевод 1932), «Митра в руке» («La mitra en la mano», 1927). Социальная тематика характерна и для сборников «Американские новеллы» («Cuentos americanos», изданы в 1904 и 1913), и для сборников стихов «Песни тюрьмы и изгнания» («Cantos de la prisiуn y del destierro», 1911), «Песенник несчастной любви» («Cancionero del amor infeliz», 1914).
Rufinoblancofombona (535x700, 131Kb)
Большой интерес представляют литературно-критические работы Бланко Фомбона, в которых он выступает как один из теоретиков «креолизма», борясь за создание национально-самобытных латинско-американских литератур: «Литература и писатели Испанской Америки» («Letras y letrados de Hispanoamйrica», 1908), «Великие писатели Америки» («Grandes escritores de Amйrica», 1919), «Модернизм и поэты-модернисты» («El modernismo y los poetas modernistas», 1929) и др., а также дневники Бланко Фомбона. В 1935 он вернулся на родину. Умер в Буэнос-Айресе в 1944 году. Сочинения: Diario de mi vida [1904—1905], Madrid, 1929; Camino de imperfecciуn, diario de mi vida [1906—1913], Madrid, 1933. Литература: Carmona Nenclares F., Rufino B. F., su vida y su obra, Carбcas, 1944.

maksimovich (503x700, 196Kb)
1876
Сергей Олимпиевич Максимович
русский и советский учёный и изобретатель, один из пионеров в области цветной фотографии и цветной кинематографии. Открыватель эффекта Максимовича — Калье (1907). После Александровского лицея (Петербург) в 1898 году Максимович отправился учиться в политехникум в Дармштадт, где освоил способы цветной фотографии, разработанные Гофманом и Гезекнелем. Во время пребывания в политехникуме Максимович работал в лабораториях химии, электрохимии, физики и электротехники. По возвращении из Дармштадта Максимович вошел в кружок выдающихся русских деятелей фотографии, работавших тогда в Санкт-Петербурге. В 1901 году окончил электрохимический факультет высшего технического училища в Дармштадте, Германия. В 1901—1916 работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Гознак) в Санкт-Петербурге. В 1919—1930 — профессор Высшего института фотографии и фототехники (позже — ленинградский Фотокинотехникум). C 1930 — сотрудник Научно-исследовательского института геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Достижения: 1907 год — открытие эффекта Максимовича — Калье и другие исследования в области сенситометрии оказали значительное воздействие на дальнейшее развитие фотографии и разработку систем проекции в кинематографе; 1909 год — усовершенствование оптической системы поляризационного денситометра; 1909 год — совместно с Прокудиным-Горским — патент на способ трёхцветного кинематографа (германский патент № 229007 от 22 декабря 1909 года). Для использования патента было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910—1914 гг. выпустило несколько цветных фильмов. В существовавших к тому моменту системах цветной кинематографии использовалось попеременное экспонирование через два или три светофильтра, что порождало временной параллакс и его результат — цветную кайму на движущихся объектах. Максимович и Прокудин-Горский стали использовать одновременную съёмку двух изображений, полученных расщепляющей призмой и двумя объективами. Один объектив был снабжён зелёным светофильтром, а второй — двумя меняющимися. В результате была достигнута и лучшая цветопередача, нежели в двухцветном кинематографе, и значительно меньший временной параллакс, по сравнению с эксплуатировавшейся в Англии системой «Кинемаколор», системой Смита—Урбана и другими. 22 декабря 1912 года (русская привилегия № 2446) — разработка нового способа изготовления цветных кинофильмов, с применением которого в 1914 году был снят короткометражный цветной фильм. Автор ряда изобретений в области оптики, гальванопластики и электротехники. Погиб в блокадном Ленинграде 27 декабря 1941 года. Литература: Ляликов К.С., С.О.Максимович — пионер цветной кинематографии в России, в книге: Успехи научной фотографии, том 2, Москва, 1954.

Anthony_Spitzka (578x700, 301Kb)
1876
Эдвард Спитзка (Edward Anthony Spitzka)
американский анатом и морфолог головного мозга, вскрывавший (29 октября 1901) мозг Леона Челгоша (Лявона Жолгуся) уроженеца Виленской губернии (Гродненская область), убийцы американского президента Уильяма МакКинли. К этому времени он издал серию из 8 статей посвященных структуре головного мозга человека. Результаты вскрытия, опубликованные в журнале New York Medical Journal (1902), еще раз подтвердили его выводы, что, несмотря на незначительные изменения структуры борозд, «ничто не было найдено в мозге этой убийцы, что могло бы потворствовать его преступлению». В течение своей карьеры Спитзка изучил морфологию мозга целой групп известных людей, представителей различных рас и преступников, и окончательно пришел к выводу о невозможности связать морфологию мозга с характерологическими особенностями личности. Умер 4 сентября 1922 года.

1882
Самуил Григорьевич Буачидзе
большевик, в 1905 организатор боевых дружин в Закавказье. Родился в селе Парцхнали Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1907 его приговорили к четырём годам каторги и бессрочной ссылке в Якутию, откуда он бежал в 1911, эмигрировал. Участвовал в Октябрьской революции во Владикавказе. В 1918 выступал за мирное решение межнациональных конфликтов, резко протестовал против отправки казачьих войск в Чечню и Ингушетию. Убит 20 июня 1918 года.

 (699x494, 86Kb)
1882
Игорь Федорович Стравинский
русский композитор и дирижер. Родился в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга (ныне город Ломоносов). Сын певца Ф.И.Стравинского. Рано познакомился с отечественной литературой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фортепиано, с 18 — самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1900—1905). С 1902 брал уроки у Н.А.Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. "Фантастическое скерцо" и фантазия "Фейерверк" для оркестра (1908) — первые сочинения, привлекшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С.П.Дягилев — организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принесших Стравинскому мировую славу: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во в 1939 переехал в США (американское подданство принял в 1945). За границей вел концертную деятельность (исполнял собственные произведения, иногда сочинения М.И.Глинки, П.И.Чайковского), которая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939—1945. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР. В начале творческого пути Стравинский испытал воздействие Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К.Дебюсси. Особый интерес у Стравинского вызывал отечественный фольклор, что наложило отпечаток на т. н. русский период его творчества. Центральное произведение этих лет наряду с "Весной священной" — хореографическая кантата "Свадебка" (1914—1923, "русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П.Киреевского"). Стравинский обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера — яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка. Архаический и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом "История солдата — сказка о беглом солдате и черте" (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением "Байка про лису..." (1916), использован сюжет русской народной сказки. Стравинский установил новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приемы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др. В балете с пением "Пульчинелла" (на темы Дж.Б.Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фортепиано и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к неоклассицизму (с этим направлением Стравинский был связан до начала 1950-х гг.). Русская тематика уступила место античной мифологии, библейским текстам, вокальная музыка — инструментальной (в вокальных сочинениях использовались главным образом латинские и отчасти французские тексты).
17 июня 1882 года Игорь Стравинский. (700x358, 325Kb)
Этим ослаблялось значение русского национального начала, хотя Стравинский утверждал: "Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе" ("Комсомольская правда", 1962, 27 сентября, страница 4). Для этих лет характерно освоение Стравинским приемов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто и др. Разнородные стилистические пласты объединялись яркой художественной индивидуальностью композитора. Однако со 2-й половины 1930-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произведений 1920 — начала 1950-х гг. — опера-оратория "Царь Эдип" (1927), балет-аллегория "Поцелуй феи" (1928; использованы мелодии Чайковского), "Симфония псалмов" (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фортепиано соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет "Орфей" (1947), опера "Похождения повесы" (1951). В конце 1940-х — 1950-х гг. творческая манера Стравинский претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (методу А.Шенберга), однако использовал эти приемы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается — главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложненной. Преобладают вокально-инструментальные произведения (на латинские и английские тексты). Наиболее значительные сочинения: кантата "Священное песнопение" ("Canticum sacrum", 1956), балет "Агон" ("Состязания", 1957), "Заупокойные песнопения" ("Requiem canticles", 1966) и др. Последнее произведение Стравинского — обработка для камерного оркестра 2 песен X.Вольфа (1967). Стравинский принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются некоторые проблемы музыкальной эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. Умер в Нью-Йорке 6 апреля 1971 года. Похоронен в Венеции. На русский язык переведены: "Хроника моей музыкальной жизни" (1963), "Диалоги" (1971). Литература: Игорь Глебов (Асафьев Б.В.), Книга о Стравинском, Ленинград, 1929; Ярустовский Б.М., И.Стравинский, 2-е издание, Москва, 1969; Друскнн М.С., И.С. Личность. Творчество. Взгляды, Ленинград — Москва, 1974.

1884
Павел Михайлович Никифоров
советский геофизик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1932). Член КПСС с 1932. Родился в Санкт-Петербурге. После окончания Санкт-Петербургского университета (1908) работал ученым секретарем постоянной центральной сейсмической комиссии под руководством Б.Б.Голицына. Заведовал сейсмическим отделом физико-математического института и сейсмической сетью Академии Наук СССР (с 1924), организатор и директор Сейсмологического института Академии Наук СССР (с 1928). Заведующий кафедрой геофизики ЛГУ (с 1926) и профессор Горного института в Ленинграде (с 1933). Изучал сейсмичность территории СССР. Создал сейсмограф, предназначенный для регистрации близких землетрясений и организовал сеть региональных сейсмических станций в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии. Для исследования глубинного строения земной коры разработал методику и произвел наблюдения над упругими волнами, возбуждаемыми мощными взрывами. Разрабатывал сейсмические и гравиметрические методы разведки полезных ископаемых, изучал колебания инженерных сооружений и машин. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 2 ноября 1944 года. Литература: Иоффе А.Ф., Павел Михайлович Никифоров, "Вестник Академии Наук СССР", 1944, № 11—12.

1885
Михаил Семенович Родионов
художник, график

1888
Владимир Петрович Ветчинкин
крупный русский советский ученый в области аэродинамики, динамики полета (самолетов, ракет), воздушных винтов, прочности, ветроиспользования и пр. Один из пионеров ракетной техники, космических полетов. Родился Владимир Петрович в городе Кутно Варшавской губернии в июне 1888 г. в семье офицера. В 1907 г., закончив с золотой медалью классическую гимназию, поступил в Императорское московское высшее техническое училище. Владимир Петрович окончил его с отличием в 1915 г. первым из русских инженеров по авиационной специальности (первый дипломный проект самолета). Научной работой В.Ветчинкин занялся с 1910 г., начав со стенографирования и издания знаменитого курса Н.Е.Жуковского "Теоретические основы воздухоплавания". Владимир Ветчинкин - ближайший ученик, помощник, соратник, а затем и продолжатель дела Н.Е.Жуковского. Совместно с Н.Е.Жуковским (1912-1914 гг.) - создатель вихревой теории гребного винта. Инициатор создания в 1916 г. Авиационного Расчетно-Испытательного бюро при Аэродинамической лаборатории МВТУ, явившихся прообразом и началом центрального Аэро-Гидродинамического института (ЦАГИ). Один из главных основателей и идеологов ЦАГИ (1918 г.), а затем Военно-воздушной академии (1923 г.) и Московского Авиационного института. Основоположник летных экспериментальных исследований -- впервые лично с помощью самостоятельно сконструированного и изготовленного "перегрузочного прибора" определил перегрузки, действующие на самолет при его эволюциях в воздухе. Создатель новой дисциплины (отрасли науки) - динамика самолета (полета) и ряда кафедр по этой дисциплине. Умер в 1950 году.

1887
Борис Васильевич Всесвятский
российский биолог, педагог, профессор (1938). Окончив естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1911), работал учителем естествознания в средней школе. В 1918 г. организовал и до 1932 г. руководил районной биологической станцией юных любителей природы (преобразованной затем в Центральную биологическую станцию юных натуралистов имени К.А.Тимирязева), положив тем самым начало юннатскому движению в Москве. Под его редакцией выпускались «Листки Биостанции юных натуралистов» (1924-1930). С 1932 г. на научно-педагогической работе: в Программно-методическом институте (с 1938 г. - Институт школ Наркомпроса), с 1939 г. директор этого института; с 1944 г. заведующий кафедрой методики естествознания педагогического института имени В.П.Потёмкина, затем - в МГПИ имени В.И.Ленина. Редактор журналов «За массовое опытничество», «Биология и химия в школе», «Биология в школе». Один из авторов первых программ по биологии для советской школы, стабильного учебника по ботанике для 5-6-х классов средней школы (1933) и методики преподавания ботаники (совместно с В.Н.Вучетичем, 1936). Его труды посвящены также методике работы кружков юных натуралистов, организации экскурсий, опытнической работе.

1887
Ашот Гарегинович Иоаннисян
советский историк, академик Академии Наук Армянской ССР (1960). Член Коммунистической партии с 1906. Родился в Шуше. Активный участник революционного движения в Закавказье. Профессор Лазаревского института в Москве (1918-1919), Ереванского университета (1921-1926), Института национальностей СССР (1929-1934). В 1920-1921 нарком просвещения Армении, в 1922-1927 первый секретарь ЦК КП(б) Армении. В 1936-1937 заместитель директора Института истории Академии Наук СССР, с 1954 старший научный сотрудник этого института. Основные труды по истории общественных движений и политической мысли армянского народа ("Налбандян и его время", тома 1-2, 1955-1956; "Очерки истории армянской освободительной мысли", книги 1-2, 1957-1959).

 (503x699, 106Kb)
1888
Хайнц Вильгельм Гудериан (Heinz Wilhelm Guderian)
немецкий военачальник, генерал-полковник (1940), военный теоретик. Окончил военное училище (1907) и военную академию (1914). Во время 1-й мировой войны 1914-1918 гг. – на штабных должностях, после войны – в рейхсвере, с 1922 г. – в автомобильных войсках. В 1935-1938 гг. командир танковой дивизии и армейского корпуса. В 1938-1939 гг. командовал подвижными войсками. В своих книгах «Внимание – танки!» (1937) и «Бронетанковые войска и их взаимодействие с другими родами войск» (1937, русский перевод 1940) отводил главную роль в исходе современной войны массированному применению танков. В начале 2-й мировой войны в 1939-1940 гг. командовал танковым корпусом, с июня 1940 г. командовал 2-й танковой группой (с октября 1941 г. – 2-й танковой армией). В декабре 1941 г. за поражение под Москвой снят с должности и отчислен в резерв. С марта 1943 г. генерал-инспектор танковых войск. С июля 1944 по март 1945 гг. начальник Генерального штаба сухопутных войск. Взят в плен американцами и вскоре освобожден. В 1950-х гг. выступал за восстановление довоенных границ и военной мощи Германии как оплота в борьбе против коммунизма. Автор мемуаров (русский перевод «Танки – вперед!», 1957). Умер 14 мая 1954 года.

1888
Мейер Бернхард ван ден Сигтенхорст
нидерландский музыковед и композитор

1890
Павел Степанович Богословский
филолог, фольклорист, этнограф, археолог, краевед, профессор Пермского госуниверситета, доктор филологических наук. Он внёс значительный вклад не только в развитие пермского краеведения, но и в российское краеведческое движение в целом. В 1913 г. он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургский археологический институт. С 1913 г. был заведующим историко-этнографическим отделением Пермского научно-промышленного музея. В 1924 г. назначен директором Пермского музея, он руководил и губархивом. В 1929 г. по инициативе П.С.Богословского был открыт первый на Урале литературно-театральный музей, насчитывающий около 20 тысяч экспонатов. В 1932 г. П.С.Богословский был переведён в Москву, в Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы и в Центральное бюро краеведения. В 1946 г., когда в Пермском университете возобновил работу филологический факультет, П.С.Богословский возвратился в Пермь и до 1948 г. заведовал кафедрой русской литературы. В 1948 г. вышел на пенсию, переехал в Москву и стал обрабатывать свои архивы. Учёный опубликовал свыше 150 научных работ по этнографии, искусствоведению, фольклористике, краеведению. Умер Павел Степанович Богословский в Москве 28 февраля 1966 г. Именем П.С.Богословского названа Лаборатория литературного краеведения кафедры русской литературы Пермского госуниверситета.

1890
Джон Руперт Фёрс (John Rupert Firth; также Фирс)
английский лингвист, основатель и ведущий представитель Лондонской лингвистической школы. Родился в Кигли (графство Йоркшир). Первую научную степень получил по истории, непродолжительное время занимался преподаванием истории, однако после военной службы в Африке начал работать в качестве сотрудника Индийской образовательной службы и с 1920 по 1928 преподавал английский язык в Панджабском университете в Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан). С 1928 до выхода в отставку в 1956 преподавал в Лондонском университете на отделении фонетики, а с 1944 заведовал первой в Великобритании кафедрой общей лингвистики. С 1932 работал в Школе восточных исследований (позднее – Школе восточных и африканских исследований) в Лондоне, с 1938 – ее штатный сотрудник, с 1941 возглавлял там же отдел лингвистики и фонетики. Читал лекции в Египте, Пакистане и США. Умер Фёрс в Линдфилде (графство Сассекс) 14 декабря 1960 года. Наряду с А.Гардинером Фёрс был крупнейшим британским лингвистом-теретиком, более того, в основном именно благодаря его усилиям в стране возникла школа теретической лингвистики (ранее Великобритания была известна лишь фонетикой, компаративистикой и традициями изучения восточных языков). Наиболее значительными научными результатами Фёрса были создание концепции просодемы и расширение принимаемых во внимание при описании языка просодических признаков, а также введение понятия контекста ситуации и создание контекстуальной теории значения, изучающей зависимость значения от культуры, традиций, конкретных обстоятельств коммуникации и т.д., причем Фёрс положил начало весьма детальному исследованию таких контекстов и особенностей речевого взаимодействия в различных ситуациях, что в дальнейшем повлияло на современные исследования дискурса. Фёрс был также автором работ по языкам Океании и др. Публиковался он мало; из двух его книг – Речь (Speech, 1930) и Языки людей (The Tongues of Men) вторая была популярной, а монографического описания своих основных двух теорий он так и не оставил. В наибольшей степени его теоретическая концепция представлена в книге Статьи по лингвистике (Papers in Linguistics, 1951), включившей работы Фёрса за 1934–1951. Многие идеи Фёрса были развиты М.А.К.Хэллидеем и школой системно-функциональной лингвистики.

1891
Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия - Сергеев)
прозаик, драматург. Родился в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе "Марина").Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом "Борис Лавренев" опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов "Жатва".Во время первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете. В 1924 вышли три повести - "Ветер", "Звездный цвет" и "Сорок первый", сразу сделавшие их автора известным. За финал повести "Сорок первый" Лавренева стали называть "попутчиком" (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья. Повести "Седьмой спутник" (1927) и "Гравюра на дереве" (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры. В 1928 была опубликована драма "Разлом", имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал вместе с К.Треневым и Вс.Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма "Песня о черноморцах" (1943), драма "За тех, кто в море" (1945). Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 была написана политическая драма "Голос Америки". Б.Лавренев скончался в Москве 7 января 1959 года.

1891
Франц Редкер
немецкий фтизиатр. Предложил выявлять скрытые формы туберкулеза легких при обследовании субъективно здоровых людей.

1892
Евгений Владимирович Милановский
советский геолог. Родился в Москве. Ученик А.П.Павлова. В 1916 окончил Московский университет; с 1930 профессор Московского геологоразведочного института. Основные работы по стратиграфии, тектонике и гидрогеологии Среднего и Нижнего Поволжья, теоретическим вопросам тектоники, по геологическому обоснованию проектов ряда крупных гидротехнических сооружений (Волго-Донскому каналу, Куйбышевскому гидроузлу и др.), а также по популяризации геологических знаний. Умер в Москве 14 октября 1940 года. Сочинения: Очерк геологии Среднего и Нижнего Поволжья, Москва — Ленинград, 1940; Геологические карты, их чтение и построение (с приложением атласа схематических геологических карт), Москва — Ленинград, 1933; Горные породы, 4-е издание, Москва — Ленинград, 1934. Литература: Мазарович А.Н., Евгений Владимирович Милановский. 1892—1940, Москва, 1947.

Аноним   обратиться по имени Вторник, 17 Июня 2014 г. 10:47 (ссылка)
Владимир Петрович Ветчинкин - тоже двойная статья! Валерий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
kakula   обратиться по имени Вторник, 17 Июня 2014 г. 21:41 (ссылка)
Валерий, спасибо! Дубль убрал.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку