-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 55581
 омментариев: 6273
Ќаписано: 63301


10 июн€ родились...

¬торник, 10 »юн€ 2014 г. 06:08 + в цитатник
940
јбу-ль-¬ефа (јбу-л-¬афа ћухаммад ибн ћухаммад ибн яхь€ ибн »смаил ибн ал-јббас ал-Ѕузджани) јбу-ль-¬ефа (јбу-ль-”афа) ћохаммед бен ћохаммед
арабский астроном и математик из ’орасана. »звестен работами по тригонометрии и практической астрономии. —оставил таблицы синусов, вычисленных через каждые 10? с точностью до 1/604, а также таблицы тангенсов. ≈му принадлежит одно из первых доказательств теоремы синусов в сферической тригонометрии и доказательство теоремы тангенсов дл€ пр€моугольного сферического треугольника. явл€етс€ автором оригинального сочинени€ Ђ нига о том, что надо знать ремесленнику из геометрических построенийї, а также переводчиком (с греческого €зыка на арабский) и комментатором трудов ƒиофанта. ¬ упом€нутой книге впервые рассматриваютс€ построени€ с помощью линейки и циркул€ посто€нного раствора; построение стороны квадрата, равновеликого трем равным квадратам, параболы и различных правильных и полуправильных многогранников, вписанных в сферу. ѕрименение отрицательных чисел в арифметическом трактате Ђќ том, что нужно знать писцам и дельцам из науки арифметикиї €вл€етс€ единственным в странах ислама 10 в. «десь отрицательные числа по€вл€ютс€ при решении квадратных уравнений. ”мер в 998 году.

Leandro Bassano (557x700, 68Kb)
1557
Ћеандро Ѕассано (италь€нское им€ - Leandro Bassano; собственное им€ - Ћеандро даль ѕонте, Leandro dal Ponte)
венецианский художник, третий сын якопо Ѕассано. ≈го мать страдала меланхолией и это, по мнению √ригори€ —егалина определило его гениальность. ¬месте со своим братом ‘ранческо он училс€ в мастерской отца, затем работал в мастерской в ¬енеции, которую создал его брат.  ак и отец, Ћеандро также интересовалс€ религиозной тематикой (Ђ¬авилонска€ башн€ї, Ђ—усанна и старцыї, Ђћоление о чашеї, Ђћоисей добывший воду из скалыї), но был также известен и как портретист. ќколо 1575 он, по желанию отца возглавил их семейную мастерскую в Ѕассано дел √раппа. ѕосле смерти отца и последующего самоубийства ‘ранческо Ћеандро вернулс€ в венецианскую мастерскую. “ам он работал в стиле “инторетто. —о временем его попул€рность возрастала. ¬енецианский дож даже посв€тил его в рыцари в конце 1590-х. ѕринимал участие в росписи ÷еркви »ль –еденторе, —обора —анти-ƒжованни э ѕаоло и ƒворца дожей. —оздал портрет ѕросперо јльпини. Ѕольшинство его работ не имеют точной датировки, а авторство некоторых точно не установлено. ≈го работы наход€тс€ в частных коллекци€х, а также во многих музе€х мира: ”ффици, Ёрмитаж, ћузей јшмола, Ћувр, Ћондонска€ Ќациональна€ галере€,  а' –еццонико. ¬ “ульском областном художественном музее находитс€ единственный в мире полный комплект из 12 картин серии Ђƒвенадцать мес€цевї (авторское повторение). Ќеполна€ сери€ частично имеетс€ в ¬енском художественно-историческом музее и в Ќациональной галерее в ѕраге. ”мер 15 апрел€ 1662 года.

1625
янош јпацаи-„ере (јрбсzai Csere, јрбсzai Cseri, Apacius)
венгерский педагог и философ. ќсновные работы - "¬енгерска€ энциклопеди€" (1653) и "¬енгерска€ логика" (1654) - содержат гуманистические идеи просветительства. јпацаи-„ере выступал против схоластики, проповедовал учение ƒекарта, прин€л систему  оперника. ¬ педагогике был сторонником я.ј. оменского. ”мер 31 декабр€ 1659 года. —очинени€ Vбlagatott pedagуgiai мьvei, Bdpst, [1956]. Ћитература Szinnyei J., Magyar Irук, кцt. I, Bdpst, 1891, old. 200Ч201 (имеетс€ библиографи€ работ јпацаи-„ере); ¬бn J., јрбсzai Csere Jбnos, [Bdpst], 1958.

Pere_Marquette_closup (494x700, 148Kb)
1637
∆ак ћаркетт (также известный как ƒжеймс ћаркетт; французское им€ - Jacques Marquette)
французский иезуит, первопроходец и исследователь —еверной јмерики (¬еликие озЄра, бассейн р. ћиссисипи), а также основатель р€да миссионерских постов в —Ўј и  анаде, из которых впоследствии развились современые крупные города „икаго и —у-—ент-ћари. –одилс€ 1 июн€ 1637 в городе Ћан, департамент Ёна, регион ѕикарди€ на севере ‘ранции. ¬ семнадцать лет вступил в иезуиты. ѕосле нескольких лет работы и учЄбы во ‘ранции, в 1666 году он был направлен миссионером в Ќовую ‘ранцию дл€ обращени€ индейского населени€. ∆ак продемонстрировал большие успехи в изучении местных наречий, особенно гуронского. ¬ 1668 году отец ћаркетт (французское им€ - Pиre Marquette) по указанию руководства направилс€ дальше по реке —в€того Ћавренти€ в западной части ¬еликих озЄр. ќн помог в основании миссий в —олт —ейнт ћари (в нынешнем ћичигане), Ћа ѕуэнте на озере ¬ерхнее около нынешнего города јшленд а также помог отцу  лоду ƒаблону основать пост в —у-—ент-ћари у северного берега ¬еликих озЄр. ¬ Ћа ѕуэнте иезуиту индейцы иллинойсы сообщили о существовании важного торгового пути по реке ћиссиссипи. ќни пригласили ∆ака обучить своих соплеменников, проживавших в основном на юге. »з-за войны между гуронами Ћа ѕуэнте и соседним народом лакота, ему пришлось оставить миссию и отправитьс€ к проливу ћакино. “акже он передал своему начальству информацию о реке, попросив разрешени€ на исследование. ¬ 1673 году, получив согласие от иезуитов, ћаркет присоединилс€ к экспедиции франкоканадского первопроходца Ћуи ∆олье. ¬ыступив 17 ма€ из —ент »гнас вместе с п€тью метиcами и двум€ каноэ, они прошли через озеро ћичиган к заливу √рин Ѕэй и вверх по реке ‘окс к еЄ истокам. ќттуда они два километра несли свои лодки через болота к реке ¬исконсин, а много лет спуст€ на этом месте возник город ¬исконсин. 17 июн€ путешественники достигли реки ћиссисипи.
10 июн€ 1637 года родилс€ Ч ∆ак ћаркетт (700x350, 221Kb)
Ќаход€сь на рассто€нии более 435 миль от ћексиканского залива, французы опасались встречи с другими исследовател€ми и испанскими колонистами, что подтверждали имевшиес€ у местных жителей европейские безделушки, из-за чего свернули к устью реки јрканзас и проплыли по ћиссисипи к устью реки »ллинойс, через которую был кратчайший путь дл€ возвращени€ к ¬еликим озЄрам. ƒостигнув озера ћичиган, в сент€бре ћаркетт остановилс€ в миссии —в€того ‘ранциска  савье (нынешний √рин-Ѕей в штате ¬исконсин), а ∆олье вернулс€ в  вебек с новост€ми об открыти€х.
Marquette_Winter_Monument_Chicago (544x700, 336Kb)
ћонумент, указывающий место зимовки ћаркетта в 1674Ч1675 году
4 декабр€ 1674 года во врем€ зимовки у юго-западной оконечности озера ћичиган ∆ак основал небольшой миссионерский пост, на месте которого со временем вырос американский город „икаго, его название происходит от слова Ђшикаакваї, что на €зыке индейцев иллинойсов означает Ђдикий лукї (резанец). —татус города „икаго получил только через 163 года после основани€ Ч в 1837 году. ≈вропейцам в зимовке оказывали помощь иллинойсы, снабжа€ их своей кукурузной похлЄбкой сагамит. ¬есной 1675 года ћаркетт провЄл мессу в √ранд ¬илледж около нынешнего государственного парка —тарвед –ок. Ќо дизентери€, которой он заразилс€ во врем€ исследовани€ ћиссисипи подорвало его здоровье и по возвращении в —ент »гнас он умер 18 ма€ 1675 года. Ћуи ∆олье и ∆ак ћаркетт прошли на каноэ свыше 4 000 км по рекам и озЄрам так называемого —реднего «апада. “аким образом, французы первыми установили, что реки, берущие начало к западу от ¬еликих озЄр, равно как и сама ћиссисипи, впадают не в “ихий океан, а в ћексиканский залив јтлантического океана. ѕройд€ по реке ћиссисипи, они официально закрепили за этой рекой еЄ индейское название, буквально означающее ЂЅольша€ водаї. Ќа исследованных ∆аком ћаркеттом территори€х в ’VII-’I’ веках раскинулась Ќова€ ‘ранци€.

 (486x699, 116Kb)
1673
–ене ƒюге-“руэн (Duguay-Trouin)
французский мор€к, генерал-лейтенант флота (1728). –одилс€ в —ен-ћало. ¬ 16 лет поступил добровольцем на каперский корабль, участвовал в войне ‘ранции с југсбургской лигой (1688-1697), в 19 лет командовал каперским фрегатом, в 1696 прин€т в королевский флот в чине капитана.  омандовал отр€дом, затем эскадрой каперского флота, успешно действу€ на морских коммуникаци€х ¬еликобритании и Ќидерландов во врем€ войны за »спанское наследство (1701-1714). Ѕыл искусным мореплавателем, отличалс€ личной храбростью, захватил свыше 300 купеческих и 20 военных кораблей противника. ¬ 1731 командовал эскадрой в —редиземном море. ƒюге-“руэну поставлен пам€тник в ¬ерсале. ќн оставил также интересные мемуары. —кончалс€ в ѕариже 27 сент€бр€ 1736 года.

 (567x698, 134Kb)
1688
яков —тюарт (James Francis Edward Stuart; полностью - яков (ƒжеймс) ‘ренсис Ёдвард —тюарт, известный также как —тарый ѕретендент или кавалер де —ен-∆орж)
сын английского корол€ якова II и его второй жены ћарии ћоденской, родилс€ в ¬естминстере. ѕо€вление на свет якова, т.е. €вно католического наследника престола (его старшие сестры от первого брака, ћари€ и јнна, были воспитаны в протестантизме), спровоцировало т.н. —лавную революцию. Ќезадолго до того, как отец был вынужден бежать из јнглии в декабре 1688, якова перевезли во ‘ранцию, где он и воспитывалс€ (в —ен-∆ермене близ ѕарижа). ѕосле смерти якова II (16 декабр€ 1701) €кобиты (сторонники —тюартов), а также ведущие католические державы (‘ранци€, »спани€, герцогства ћодена и ѕарма) признали якова —тюарта законным королем јнглии (как якова III), английский же парламент спцециальным јктом об устроении устранил его от престолонаследи€. ѕервую попытку вернутьс€ на родину яков предприн€л при поддержке ‘ранции, отр€дившей мощную эскадру, в марте 1708, но английский флот адмирала Ѕинга решительными действи€ми помешал высадке. ¬ 1708Ц1710 яков прекрасно зарекомендовал себ€, вою€ под командованием ¬иллара на стороне ‘ранции в войне за »спанское наследство. ѕо услови€м ”трехтского мира (1713), ‘ранци€ была вынуждена признать протестантских монархов на английском престоле, и якову пришлось удалитьс€ в Ћотарингию. ¬ последние годы правлени€ королевы јнны несколько министров-тори переписывались с яковом, но он отказалс€ отречьс€ от католичества и тем самым упустил шанс провести мирную реставрацию. ¬ августе 1715 граф ћар неожиданно подн€л в Ўотландии мощное восстание под флагом якова. ќднако тот смог добратьс€ к своим приверженцам лишь в декабре, когда значительна€ их часть уже рассе€лась.   февралю 1716 восстание потерпело крах, после чего яков оставил страну, чтобы никогда больше здесь не по€вл€тьс€. ¬ дальнейшем он жил в –име или в его окрестност€х. ¬ 1719 яков женилс€ на внучке польского корол€ яна —обеского ћарии  лементине, у них родились два сына Ц  арл, названный впоследствии ћолодым ѕретендентом (другое прозвище Ц Ѕонни ѕринс „арли, т.е. Ђ расавчик принц „арлиї), и √енрих, в будущем кардинал …оркский. якову приходилось обращатьс€ за поддержкой иностранных держав и впоследствии, в период дипломатических кризисов. “ак, в 1719 провалилась попытка »спании восстановить его на троне. ¬ 1743 правительство ‘ранции отвело  арлу роль предводител€ вторжени€ с целью свержени€ √анноверской династии. ќн должен был действовать от имени своего отца, что и имело место в ходе очередного неудачного м€тежа 1745Ц1746. ѕосле этого —тарый ѕретендент возложил дело €кобитов главным образом на  арла. ”мер яков в –име 1 €нвар€ 1766 года.

 (406x698, 76Kb)
1706
ƒжон ƒоллонд (Dollond)
английский оптик, член Ћондонского королевского общества (1761). –одилс€ в —питальфильдсе. ќтец его был работником на шелковой фабрике; по уничтожении Ќантского эдикта (1685) он счел об€занностью оставить свое отечество, Ќормандию, и переселилс€ в јнглию. ƒжон ƒоллонд первые годы своей молодости провел за ткацким станком, но не упускал случа€ учитьс€ геометрии, алгебре и прикладной математике по книгам, которые случайно попадались в его руки. “акже он выучилс€ греческому и латинскому €зыкам. ќн женилс€ весьма рано и сам занималс€ воспитанием своих детей. ¬ одном из них открылась способность к работам, требовавшим особенной точности, и ƒ.ƒоллонд завел дл€ него небольшую оптическую мастерскую. Ёто заведение начало процветать и в 1752 г. ƒ.ƒоллонд оставил шелковую фабрику и сам начал управл€ть мастерской своего сына. “огда ему было сорок шесть лет от роду. ѕервое сочинение ƒ.ƒоллонда принадлежит к 1753 г.; в нем он доказал выгоды сложных окул€ров (том XLVIII Transactions). ¬скоре он предложил в гелиометре Ѕугера (—авери, по мнению англичан) переменить два предметных стекла на одно, разрезанное пополам (том XLVIII Transactions). ¬ 1757 г. ƒ.ƒоллонд принимал участие в полемике, которую начал Ёйлер, о возможности устройства бесцветной или ахроматической трубы. ќн утверждал, что если рассе€ние цветов пропорционально преломлению средних лучей, как показывали опыты Ќьютона; то ахроматические трубы невозможны. Ќо в 1758 г. ƒоллонд убедилс€, что упом€нутые опыты неверны. —ложив две призмы, вод€ную с переменным углом и обыкновенную стекл€нную, он доказал, что проход€щий через них белый луч, несмотр€ на свое преломление, не перемен€ет своего цвета. ѕосле этого не оставалось уже сомнени€ в возможности устройства ахроматических предметных стекол; надо было только найти вещества, которые бы действовали так же, как обыкновенное стекло и вода. ƒоллонд, открыв такие свойства в стеклах, известных под именем флинт-гласса и кроун-гласса, тотчас сделал ахроматическую трубу. —очинение, в котором ƒоллонд объ€вил свое открытие в первый раз, помещено в L томе ЂTransactionsї.  оролевское ќбщество наградило его медалью  опле€. 30 но€бр€ 1761 года ƒоллонд был поражен апоплексическим ударом в то врем€, когда занималс€ изучением  леро; он умер через несколько часов. ƒоллонда, сына французского эмигранта, надо ли считать французом? ¬опрос спорный; можно только заметить, что если в основание национальности примем место рождени€, то и Ѕлек француз. Ѕлек родилс€ в Ѕордо в 1728 г. от ирландца, поселившегос€ в этом городе дл€ торговли винами; мать его была шотландкой. Ѕлек, до двенадцати лет своего возраста, жил в Ѕордо и в английских школах начал учитьс€ с 1740 г. ћожно думать, что ƒоллонд не переставал считать себ€ французом: в одной английской его биографии (‘илософский магазин “илло-ха, т. XVIII, стр. 48) написано: Ђхудожник и его семейство правильно посещали божественную службу во французской протестантской церквиї. —очинени€: An account of some experiments concerning the different refrangibility of light, "Philosophical Transactions of the Royal Society", 1758, v. 50.

 (408x550, 55Kb)
1729
јлександр »льич Ѕибиков
русский государственный и военный де€тель, генерал-аншеф (1771), сенатор (1774), председатель ”ложенной комиссии 1767 г. –уководил (1773 - начало 1774) военными действи€ми против армии ≈.».ѕугачева. –одилс€ в ћоскве. »з старинного мелкопоместного двор€нского рода, сын генерал-поручика, начальника “ульского оружейного завода. ¬ 1753 г. командирован в —аксонию дл€ изучени€ организации артиллерии, а в 1756 г. в ѕруссию, где изучал состо€ние ее армии. ќтличилс€ во врем€ —емилетней войны, команду€ полком в сражени€х при ÷орндорфе и под  ольбергом, получил чин генерал-майора. ¬о врем€ оккупации русскими войсками ѕруссии был комендантом ‘ранкфурта-на-ќдере. ¬ 1764 г. сменил кн€з€ ј.ј.¬€земского на посту главы комиссии по расследованию причин и обсто€тельств волнений горнозаводских рабочих ”рала, а также состо€ни€ горных заводов. ¬ 1767 г. по предложению ≈катерины II был избран маршалом  омиссии дл€ сочинени€ нового уложени€ и последовательно проводил волю императрицы на заседани€х ее Ѕольшого собрани€. ¬ 1771-1773 гг. руководил действи€ми русских войск против польских конфедератов, стрем€сь к скорейшему прекращению войны, и участвовал в дипломатических переговорах с јвстрией и ѕруссией о первом разделе ѕольши, счита€ при этом сам раздел политической ошибкой. ¬ 1773 г. возглавил группировку русских войск, котора€ должна была усилить армию ѕ.ј.–ум€нцева на ƒунае, но вместо этого был назначен командующим войсками, направленными на подавление восстани€ под предводительством ѕугачева. ƒейству€ энергично и решительно, он организовал двор€нское ополчение, сумел добитьс€ сн€ти€ осады с ”фы и ќренбурга, освобождени€ „ел€бинска, ≈катеринбурга и  унгура. ’орошо сознавал истинные причины восстани€ и писал ƒ.».‘онвизину, что Ђне ѕугачев важен, важно общее негодованиеї. ”мер в Ѕугульме на пути в ќренбург 20 апрел€ 1774 года.

 (444x699, 60Kb)
1735
ƒжон ћорган (John Morgan)
американский врач, основатель медицинского образовани€ в —Ўј. ¬ 1765 году организовал военно-медицинскую школу при университете Ўтата ѕенсильвани€ Ц первое в XVIII веке медицинское училище в јмерике. ¬ 1775 году  онгресс назначил его медицинским директором госпитал€ и главным врачом колониальной армии. ћорган настаивал на таких высоких стандартах и требовал таких реформ, что его подчиненные взбунтовались и вынудили его подать в отставку. Ќа медицинском факультете университета он написал работу Ђ”чреждение ¬оенно-медицинских школ в јмерикеї. ”мер 15 окт€бр€ 1789 года в нищете.

 (576x699, 131Kb)
1741
ƒжозеф ”оррен (Joseph Warren)
американский физик, борец за независимость —Ўј. –одилс€ в Roxbury. —ын …озефа и ћэри (Stevens) ”оррен. «акончил √арвард в 1759 и женилс€ на Elizabeth Horton в 1764. »зучал медицину у доктора ƒжеймс€ Ћлойда (James Lloyd) и практиковалс€ в Ѕостоне.  ак свободный массон, он присоединилс€ к недавно организованной ложе —в€того Ёндрю, котора€ включала много политических агитаторов. –адикальный де€тель в действи€х, приведших к американской революции, он послал адреса, ознаменовывающих Ѕостонскую –езню в 1772 и 1775, и был автором —уффолкских –ешений. »збранный в ѕровинциальный  онгресс в 1774, он выполн€л функции президента и был председателем ѕровинциального  омитета Ѕезопасности. ’от€ он имел чин генерал - майора в 1775, но сражалс€ как доброволец в сражении у ’олма Ѕункера, в котором был убит 17 июн€ 1775 года.

 (540x699, 185Kb)
1746
јнтуан  вентин ‘укье-“инвиль (Antoine-Quentin Fouquier-Tinville)
прокурор –еволюционного трибунала в годы €кобинского террора. ƒруг и родственник журналиста  амил€ ƒемулена с самого начала поддержал революцию во ‘ранции. ¬скоре он стал помощником прокурора в уголовном суде ѕарижа, а в марте 1793 был назначен прокурором –еволюционного трибунала. — усердием вз€вшись за дело и не испытыва€ ни к кому жалости, он приговорил к казни свыше 2400 контрреволюционеров, включа€ ћарию јнтуанетту, бывшего друга ƒемулена, жирондистов и эбертистов.  огда глава €кобинцев –обеспьер был арестован, ‘укье-“инвиль предстал перед судом и был приговорен к казни на гильотине. Ѕезуспешно пыта€сь отвести от себ€ обвинени€, он отвергал какое-либо личное про€вление насили€ и утверждал, что просто выполн€л приказы революционного правительства. ”мер 7 ма€ 1795 года.

 (423x698, 100Kb)
1773
Ўарль —имон  атель (Charles Simon Catel)
французский композитор и музыкальный теоретик. ¬ молодости писал гимны и оды, марши и симфонии (увертюры) дл€ духового оркестра, предназначенные дл€ революционных празднеств. ѕрофессор ѕарижской консерватории с ее основани€ (1795-1814). јвтор учебника гармонии (ЂTraitй dТharmonieї, 1802), положившего начало т. н. традиционной школе теоретического музыкознани€. ”простил систему аккордов, установленную –амо, и разделил их на коренные и производные. ѕринимал де€тельное участие в составлении ЂSolfиges du Conservatoireї, которыми долгое врем€ пользовались многие консерватории. ¬ своих больших операх примыкал к академическому классицизму. „лен »нститута ‘ранции (1815). —реди сочинений: 9 опер, в том числе (даты постановок) Ц Ђ—емирамидаї (1802), ЂЅа€дерыї (1810), Ђ”оллес, или Ўотландский менестрельї (1817) и др.; симфоническа€ и камерна€ музыка. ”мер 29 но€бр€ 1830 года.

 (422x699, 53Kb)
1781
ƒжованни Ѕаттиста ѕолледро (Giovanni Battista Polledro)
италь€нский скрипач и композитор. –одилс€ в ѕьове. ”чилс€ в “урине с ѕунь€ни и получил назначение в Ѕергамо и в ћоскве. –уководил придворным оркестром в и позже стал придворным капельмейстером в “урине (1824-1844). ѕризнан лучшим скрипачом со времЄн ¬иотти, он играл с Ѕетховеном в 1812 году. —реди его композиций 6 этюдов. ”мер в ѕьове 15 августа 1853 года.

 (551x699, 104Kb)
1799
‘Єдор (насто€щее им€ - ‘иделио) јнтонович Ѕруни
русский художник италь€нского происхождени€, представитель академического стил€. ‘Єдор Ѕруни (собственно, насто€щее его им€ было ‘иделио) родилс€ в ћилане, в семье швейцарского италь€нца, художника и реставратора јнтонио Ѕруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в –оссию из »талии. јнтонио Ѕруни в царствование ѕавла I был реставратором картин и живописцем по плафону. »меютс€ его работы, исполненные в ћихайловском дворце; впоследствии он занималс€ работами в ћоскве, по заказу кн€з€  уракина. ‘Єдор в возрасте дес€ти лет поступил в ¬оспитательное училище при јкадемии художеств, занималс€ под руководством ј.≈.≈горова, ј.».»ванова (старшего) и ¬. .Ўебуева. «а первые успехи молодой Ѕруни был награждЄн серебр€ною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. ≈го отец, наход€, что художественное образование дев€тнадцатилетнего ‘иделио ещЄ недостаточно, решилс€, по совету Ўебуева, отправить сына дл€ дальнейшего усовершенствовани€ в живописи в »талию. »зучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого ‘иделио, переименованного в –оссии в ‘Єдора, подобно тому, как Ѕрюлло был назван Ѕрюлловым. Ќаписав несколько картин, Ѕруни, не достигший ещЄ 22-летнего возраста, прин€лс€ за первую большую картину (Ђ—мерть  амиллы, сестры √ораци€ї), котора€ в 1824 г. была выставлена в  апитолии и доставила автору еЄ немалую известность; в —анкт-ѕетербурге она по€вилась лишь через 10 лет, и за неЄ Ѕруни получил звание академика.   работам первого пребывани€ Ѕруни в –име относ€тс€: Ђ—в€та€ ÷ецили€ї, Ђ—в€тое —емействої, Ђ¬акханка, по€ща€ јмураї, Ђ—видание “.“ассо с сестроюї, ЂЅогоматерь с ѕредвечным ћладенцемї, Ђ—п€ща€ нимфаї, ЂЅогоматерь с младенцем на рукахї, Ђ—паситель на небесахї, ЂЅлаговещениеї и знаменитое Ђћоление о „ашеї Ч картину, наход€щуюс€ в Ёрмитаже и ещЄ несколько картин и портретов.  роме того, Ѕруни написал копии с двух фресок –афаэл€: Ђ»згнание »лиодора из »ерусалимского храмаї и Ђ√алатеюї. ¬ начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: Ђ¬оздвижение ћоисеем медного зми€ї, но прежде, чем успел еЄ окончить, был вызван из –има в —анкт-ѕетербург дл€ работ в »саакиевском соборе и дл€ преподавани€ в јкадемии художеств. ќн прибыл в —анкт-ѕетербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал дл€ алтар€  азанского собора большую картину-образ Ђѕокров ѕресв€тые Ѕогородицыї. — 1836 г. Ѕруни Ч профессор 2-й степени в јкадемии художеств. —реди его учеников јрсений »ванович ћещерский. ¬ 1838 он нашЄл возможным возвратитьс€ в –им, и написал там Ђѕокровї и окончил в 1840 г. своЄ большое произведение: Ђћедный змийї, которое произвело в –име необыкновенно сильное впечатление. ¬ следующем году эта картина была перевезена в —анкт-ѕетербург и выставлена в одном из залов «имнего дворца. ¬се печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хот€ далеко не блест€щему, но соответствующему содержанию грозного библейского событи€. ¬ этой картине Ѕруни показал в полной силе все своЄ глубокое, академическое знание рисунка. ¬ –усском музее Ђћедный змийї находитс€ р€дом с картиной  .Ѕрюллова Ч Ђѕоследний день ѕомпеиї. ¬ 1841Ч1845 Ч автор 25 картонов дл€ росписей »саакиевского собора в —анкт-ѕетербурге (ныне хран€тс€ в –усском музее). ќтправл€€сь в третий раз в »талию, Ѕруни занимаетс€ картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах »саакиевского собора. ¬ 1845 г. он привозит в —анкт-ѕетербург 25 картонов, которые были в –име предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в »саакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством. Ќа аттике собора наход€тс€: Ђ—отворение мираї, Ђ¬семирный потопї, Ђ—паситель, вручающий апостолу ѕетру ключи от царстви€ Ќебесногої, Ђявление √оспода апостолам по ¬оскресенииї. ¬ полукружии над аттиком: Ђ“ворец, благословл€ющий все созданноеї, Ђ—в€той ƒух в сонме ангеловї. Ќа плафоне: Ђ¬ведение ѕервородного —ына во вселеннуюї, Ђ¬торое пришествие —ына Ѕожи€ї, Ђѕрорцы на  остиї, Ђ≈гда сотворены быша звезды, восхвалима ћ€ вс€ ангелыї.»сполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Ѕруни успел написать иконостас дл€ православной церкви в Ўтутгарте. Ѕудучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Ёрмитажа, он с любовью занималс€ ею; дважды был командирован за границу дл€ покупки картин, послуживших дл€ пополнени€ коллекции музе€. ¬ 1855 Ѕруни был назначен ректором јкадемии художеств по отделу живописи и ва€ни€, а в 1866 г. в его ведение попало и мозаичное отделение, созданное его старани€ми. ¬ 1871 г. оставил пост ректора.   концу жизни он был почЄтным членом Ѕолонской и ћиланской академий искусств, почЄтным профессором ‘лорентийской јкадемии художеств и јкадемии —в€того Ћуки в –име. —кончалс€ Ѕруни в —анкт-ѕетербурге 11 сент€бр€ 1875 года. ѕохоронен в јлександро-Ќевской лавре ” него осталась дочь Ёлоиза. Ѕруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала посто€нна€ поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц.  роме исторических и религиозных картин он писал портреты, впрочем, немногочисленные. √лавна€ его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знани€, которое было пополн€емо художественностью содержани€, а часто и чувством. ≈го Ђћоление о „ашеї изображает ’риста, полного скорби и предзнани€ ожидающих ≈го страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Ѕ., находитс€ в церкви јкадемии художеств. ≈го Ђ¬акханка и јмурї переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно. ¬есьма достойно сожалени€, что его часто грандиозные композиции, наход€щиес€ в »саакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах. ¬ последние годы своей жизни Ѕруни занималс€ сочинением картонов дл€ образов ’рама —пасител€ в ћоскве.   списку его работ, приведЄнных выше, надо прибавить ещЄ тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им Ђкрепкой водкойї (техника офорта). ¬ообще художественна€ де€тельность Ѕруни занимает почЄтное место в истории русской живописи, и по€вление произведений его и  . Ѕрюллова составило эпоху в русском искусстве. ’от€ ещЄ при жизни Ѕ. начались иные и новые ве€ни€ в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. √равюра мало попул€ризировала картины Ѕруни. Ђћедный змийї в гравюре на дереве был помещЄн в различных иллюстрированных издани€х; Ђ—мерть  амиллыї воспроизведена только контурной гравюрой; Ђћоление о „ашеї литографировано  озловым и гравировано «ахаровым; ЂЅожи€ ћатерь, сп€ща€ с бодрствующим на ≈€ коленах ћладенцемї была гравирована на стали и помещена в книге: Ђ артины русской живописиї ¬.  укольника (—анкт-ѕетербург, 1846 г.). Ѕолее или менее полна€ биографи€ Ѕруни была написана ј.».—омовым и помещена в иллюстрированном журнале Ђѕчелаї, издательство ј.ѕрахова (—анкт-ѕетербург, 1875, 35).   статье приложен гравированный на дереве портрет Ѕруни, весьма напоминающий серьЄзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. ¬ јкадемии художеств находитс€ гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. ‘. аменским, и портрет, писанный масл€ными красками, работы яковлева. ѕомимо других, обучал ‘Єдора  аменского, особенно талантлив был  .ƒ.‘лавицкий, автор картины Ђ н€жна “аракановаї, ныне наход€щейс€ в галерее ѕ.».“реть€кова в ћоскве. ѕреждевременна€ смерть не дала вполне определитьс€ этому даровитому художнику. √алере€: ќлег прибивает щит свой к вратам ÷арьграда; портрет «.ј.¬олконской в костюме “анкреда (не ранее 1820-х, √осударственный –усский ћузей,); Ђ—мерть  амиллы, сестры √ораци€ї, (1824, √осударственный –усский ћузей, 350х526,5, холст, масло); Ђћедный змийї (1827Ч1841, √осударственный –усский ћузей, 565х852, холст, масло). ѕервоначально полотно было приобретено дл€ Ёрмитажа за 70000 рублей; Ђѕробуждение грацийї, (1827, “реть€ковска€ галере€); Ђ—в€та€ ÷ецили€ї; Ђ—в€тое семействої; Ђ¬акханка, по€ща€ јмураї, (1828); Ђ—видание “орквато “ассо с сестроюї; ЂЅогоматерь с ѕредвечным ћладенцемї; Ђ—п€ща€ нимфаї; Ђѕортрет ј.—.ѕушкина на смертном одреї (1837); Ђјллегорическа€ композици€ с путтиї (1858Ч1862. Ѕумага, акварель, тушь, перо. 18,6х35,8), продано на аукционе в 2005 году по цене 4200 евро. Ѕиблиографи€: —авинов ј., ‘.ј.Ѕруни, ћосква-Ћенинград, 1949; ¬ерещагина ј.√. Ђ‘Єдор јнтонович Ѕруниї. Ћенинград, 1985.

Clara_Novello_by_Edward_Petre_Novello (541x700, 106Kb)
1818
 лара јнастаси€ Ќовелло (Clara Anastasia Novello)
английска€ оперна€ певица (сопрано).  лара Ќовелло родилась в семье музыкального издател€ и редактора ¬инсента Ќовелло. ќбучалась вокалу в Ћондоне, а затем в ѕариже у јлександра-Ётьена Ўорона в основанном им  оролевском институте классической и религиозной музыки. ¬ 1832 году дебютировала сначала как концертна€ певица в ¬индзоре. »сполн€ла сольные партии из Ђ“оржественной мессыї Ѕетховена на частных концертах в Ћондоне в 1832 году. ѕринимала участие в ¬орчестерском музыкальном фестивале. ¬ 1837 году исполн€ла в Ѕирмингеме партии из оратории ћендельсона Ђѕавелї, после чего по его приглашению прин€ла участие в концертах Ћейпцигского оркестра √евандхаус под управлением композитора. ѕоследовали триумфальные выступлени€ в Ѕерлине и ¬ене. ¬ 1839 году с огромным успехом выступила в —анкт-ѕетербурге. ¬ »талии она посетила –оссини в Ѕолонье, после чего решила посв€тить себ€ сцене. ¬ 1839 году Ќовелло перебралась в ћилан дл€ постановки оперного голоса, а в 1841 году дебютировала уже как оперна€ певица в Ѕолонье, исполнив заглавную партию из Ђ—емирамидыї –оссини. ¬ том же году –оссини выбрал еЄ дл€ исполнени€ сольной партии в его ЂStabat Materї. ƒо 1843 года с успехом гастролировала по »талии. ѕосле выступлени€ на Ѕирмингемском музыкальном фестивале в 1843 году завершила свою карьеру, выйд€ замуж за кн€з€ ƒжильюччи, но уже через несколько лет, в 1849 году, вернулась на сцену. ѕосле возвращени€ в ¬еликобританию в 1851 году участвовала в исполнении ораторий √.‘.√ендел€ и других композиторов на крупных хоровых фестивал€х јнглии (в том числе на √енделевском) в Ћондоне. ¬ репертуаре также заглавные партии в ЂЌормеї, ЂЋукреции Ѕорджиаї ƒоницетти и др. ¬ 1855 году пела в Ћондоне на концертах ‘илармонического общества арии из опер ¬агнера под управлением композитора. ¬ 1860 году  лара Ќовелло покинула сцену и жила, вед€ почти затворнический образ жизни, недалеко от √енуи.  лара Ќовелло скончалась в –име 12 марта 1908 года. √олос Ќовелло отличалс€ нежным, серебристым тембром и широтой диапазона, она обладала большой музыкальностью и чувством стил€. ќ еЄ голосе восторженно отзывались –.Ўуман и ¬.‘.ќдоевский. ѕоэт „арльз Ћэм посв€тил ей поэму Ђ ларе Ќ.ї. ќ ней же писал и русский поэт Ќиколай ќгарЄв.
¬чера она пела,  лара Ќовелло,

» песнь еЄ звонко неслась.
«а песней куда-то сердце летело,
» вздох прорывалс€ не раз.

¬люблЄнные звуки, страстные звуки
“ак живо встревожили вновь
∆елани€ сердца, полные муки,
—тремленье, тоску и любовь,

ќна улыбалась мило и нежноЕ
 ак поступь мила у неЄ!
ќткинутый локон вьЄтс€ небрежно
¬круг беленькой шейки еЄ.

—мотрел € и слушал, грудь изомлела,
— ресницы слеза пролиласьЕ
ћучительно сладко  лара Ќовелло
¬чера мне напомнила вас!
1843, €нварь Ч февраль
Ћитература: ќдоевский ¬., ћузыкально-литературное наследие, ћосква, 1956, страницы 180, 181, 191, 576; Ћитературное наследство, т. 61, √ерцен и ќгарЄв, ћосква, 1953, страница 616; Mackenzie, Grieve ј., Clara Novello, 1818Ч1908, L., (1955).

Courbet001 (700x662, 108Kb)
1819
∆ан ƒезире √юстав  урбе (французское им€ -. Gustave Courbet)
французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. —читаетс€ одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. ќдин из крупнейших художников ‘ранции на прот€жении XIX века, ключева€ фигура французского реализма. √юстав  урбе родилс€ в ќрнане, городке с населением около трЄх тыс€ч человек, расположенным во ‘ранш- онте, в 25 км от Ѕезансона, около швейцарской границы. ≈го отец, –ежис  урбе, владел виноградниками около ќрнана. ¬ 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в ќрнане. ”тверждаетс€, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не бралс€ отпускать ему грехи. “ак или иначе, в 1837 году по насто€нию отца  урбе поступил в Collиge Royal в Ѕезансоне, что, как наде€лс€ его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. ќдновременно с обучением в коллеже,  урбе посещал зан€ти€ в јкадемии, где его учителем был Ўарль-јнтуан ‘лажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста ∆ака-Ћуи ƒавида. ¬ 1839 году он отправилс€ в ѕариж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. ¬ ѕариже  урбе познакомилс€ с художественной коллекцией Ћувра. Ќа его творчество, в особенности раннее, большое вли€ние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности ¬еласкес, у которых он заимствовал общие тЄмные тона картин.  урбе не стал заниматьс€ юриспруденцией, а вместо этого начал зан€ти€ в художественных мастерских, прежде всего у Ўарл€ де Ўтейбена. «атем он отказалс€ от получени€ формального художественного образовани€ и стал работать в мастерских —уисса и Ћ€пена. ¬ мастерской —уисса не было специальных зан€тий, студенты должны были изображать обнажЄнную натуру, и их художественные поиски не ограничивались. “акой стиль обучени€ хорошо подходил  урбе. ¬ 1844 году перва€ картина  урбе, Ђјвтопортрет с собакойї, была выставлена в ѕарижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). — самого начала художник показал себ€ крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, счита€ конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрега€ при этом даже из€ществом техники. ¬ 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. ћежду 1844 и 1847 годами  урбе несколько раз посетил ќрнан, а также путешествовал в Ѕельгию и Ќидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. ќдним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей √аагской школы живописи ’ендрик ¬иллем ћесдах. ¬последствии это заложило основы широкой известности живописи √юстава  урбе за пределами ‘ранции. ѕримерно в это же врем€ художник устанавливает св€зи в парижских артистических кругах. “ак, он посещал кафе Brasserie Andler (находившеес€ непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направлени€ в искусстве и литературе, в частности, Ўарль Ѕодлер и ќноре ƒомье. ¬ конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещЄ был академизм, и работы художников реалистического направлени€ периодически отвергались устроител€ми выставок. “ак, в 1847 году все три работы  урбе, представленные в —алон, были отвергнуты жюри. Ѕолее того, в этом году жюри —алона отвергло работы большого числа известных художников, включа€ Ёжена ƒелакруа, ƒомье и “еодора –уссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. ѕланы не осуществились из-за начавшейс€ революции. ¬ результате в 1848 году году все семь работ  урбе, представленных жюри, были выставлены в —алоне, но ему не удалось продать ни одну картину. ѕри уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрЄл ему немало врагов (к ним относилс€ јлександр ƒюма-сын), хот€ также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма ѕрудон. ¬ конце концов,  урбе стал главой реалистической школы, возникшей во ‘ранции и распространившейс€ оттуда в другие страны, особенно в Ѕельгию. ”ровень его непри€зни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещени€х. ¬ 1871  урбе примкнул к ѕарижской коммуне, управл€л при ней общественными музе€ми и руководил низвержением ¬андомской колонны. ѕосле падени€  оммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорЄн к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Ёто заставило его удалитьс€ в Ўвейцарию, где он и умер в “ур-де-ѕейльц в нищете, 31 декабр€ 1877 года.  урбе неоднократно на прот€жении всей жизни отзывалс€ о себе как о реалисте: Ђ∆ивопись заключаетс€ в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснутьс€Е я твЄрдо придерживаюсь взгл€дов, что живопись Ч предельно конкретное искусство и может заключатьс€ лишь в изображении реальных, данных нам вещейЕ Ёто совершенно физический €зыкї. Ќаиболее интересные из произведений  урбе: Ђѕохороны в ќрнанеї (в музее ќрсе), собственный портрет, Ђ осули у ручь€ї, Ђƒрака оленейї, Ђ¬олнаї (все четыре Ч в Ћувре, в ѕариже), Ђѕослеобеденное кофе в ќрнанеї (в Ћильском музее), Ђ–азбиватели шоссейного камн€ї (хранилась в ƒрезденской галерее и погибла в 1945), Ђѕожарї (картина, в св€зи своей антиправительственной темой, уничтоженна€ полицией), Ђƒеревенские св€щенники, возвращающиес€ с товарищеской пирушкиї (едка€ сатира на духовенство), Ђ упальщицыї, Ђ∆енщина с попугаемї, Ђ¬ход в долину ѕюи-Ќуарї, Ђќраньонска€ скалаї, Ђќлень у водыї (в ћарсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражалс€ €рче и полнее всего.  урбе Ч автор нескольких скандальных, не выставл€вшихс€, но известных современникам эротических картин (Ђѕроисхождение мираї, Ђ—п€щиеї и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма. √алере€: Ђјвтопортрет с черной собакойї, 1842; Ђ¬е€льщицыї, 1853; Ђћастерска€ художникаї, 1855; Ђѕохороны в ќрнанеї; Ђѕроисхождение мираї, 1866; Ћитература: “ихомиров ј., √юстав  урбе, ћосква, 1965; √юстав  урбе. ѕисьма, документы, воспоминани€ современников, ћосква, 1970; Zahar ћ., Courbet, P., 1950.

1831
Ѕень€мин ¬ильгельм ћайер (немецкое им€ - Benjamin Wilhelm Mayer)
австрийский композитор и музыкальный педагог. –одилс€ в ѕраге. ѕолучив юридическое образование, состо€л на государственной службе, публику€ композиции под псевдонимом ¬.ј.–еми (немецкое им€ - W.A.Rйmy), в котором под инициалами подразумевалось ¬ольфганг јмадей Ч им€ ћоцарта. ¬ 1861 г. вышел в отставку и поселилс€ в √раце, полностью посв€тив себ€ творчеству и педагогической де€тельности. ћайер сочинил п€ть симфоний, увертюру Ђ—арданапалї, симфоническую поэму Ђ≈ленаї, оперу ЂWaldfrдuleinї (1876), хоровые произведени€, романсы. ќднако в наибольшей степени он был известен как педагог. —реди учеников ћайера в разные годы были, в частности, ¬ильгельм  инцль, Ёмиль фон –езничек, ‘еликс ¬айнгартнер и ‘ерруччо Ѕузони. ѕоследний с любовью и благодарностью вспоминал своего учител€ в некрологе, описыва€ его преклонение перед ћоцартом и живой юмор. «а многолетнюю педагогическую де€тельность ћайер был удостоен рыцарского креста ќрдена ‘ранца »осифа, что было неординарным событием, если учесть, что преподавал он частным образом. ”мер в √раце 23 €нвар€ 1898 года.

Edwin Arnold (486x700, 41Kb)
1832
—эр Ёдвин јрнольд (Sir Edwin Arnold)
английский эпический поэт, журналист и издатель викторианской эпохи. Ё.јрнольд родилс€ в √рейвзэнде,  ент, в большой семье (был вторым из шести детей) муниципального советника –оберта  оула јрнольда. ≈го брат Ёдвин Ћестер јрнольд был известным писателем-новеллистом. ќбразование Ё.јрнольд получил в  оролевской школе –очестера. «атем училс€ в лондонском  оролевском колледже и в ќксфордском университете. ¬ университетские годы (1852) получает Ќьюдигейтскую премию (Newdigate prize) в области поэзии. ѕосле окончани€ образовани€ преподаЄт в школе  орол€ Ёдварда в Ѕирмингеме, а в 1856 году уезжает в »ндию. ¬ »ндии Ё.јрнольд в течение 7 лет работает в √осударственном колледже санскрита в ѕуне: не покидает он »ндии и во врем€ антианглийского восстани€ в этой стране в 1857 году. ¬ этот период јрнольд собирает востоковедческие материалы, послужившие основой дл€ его будущих литературных работ. ¬ернувшись в начале 1860-х годов в јнглию, јрнольд работает журналистом дл€ газеты Daily Telegraph, затем он более 40 лет занимает должность редактора и шеф-редактора этой попул€рной газеты. ¬ качестве еЄ представител€ (от прессы) Ё.јрнольд был приглашЄн √енри ћ.—тенли прин€ть участие в африканской экспедиции, во врем€ которой путешественники прошли через бассейн реки  онго. ¬ честь јрнольда —тенли назвал гору к северо-востоку от озера Ёдуарда. Ё.јрнольд также был первым, изложившим идею об оси через британские владени€ на африканском континенте, железной дороге, котора€ должна была соединить  аир и  ейптаун (1874), и котора€ затем нашла гор€чего сторонника в лице —есил€ –одса. ѕоэт и журналист јрнольд был поклонником и большим знатоком ¬остока. ¬се значительные его поэтические произведени€, и в первую очередь известнейшее из них Ч Ђ—вет јзииї (The Light of Asia) Ч св€заны с индийской культурой. ѕисатель много сделал дл€ попул€ризации восточных обычаев, культуры и образа жизни в јнглии. ¬ свою очередь, Ђ—вет јзииї был переведЄн на многие индийские €зыки, в том числе на хинди. ¬ышедша€ на английском €зыке впервые в 1879 году, эта поэма имела большой успех в ¬еликобритании и —Ўј. ¬ своих поэтических произведени€х Ё.јрнольд удел€л много внимани€ индийской мифологии и философии, взаимодействию христианства и буддизма, поиску аналогий в образах ’риста и Ѕудды. ѕоследние годы своей жизни поэт провЄл в японии, где женилс€ в третий раз Ч на “ама  урокава. ¬ своих работах ћор€ и земли (Seas and Lands) (1891) и японика (Japonica) (1892) он даЄт интересные зарисовки €понского общества и быта. Ёдвин јрнольд был награждЄн орденами «везда »ндии (1877) и »ндийской империи (1888). ”мер 24 марта 1904 года. »збранные произведени€: Indian Song of Songs (1875); The Light of Asia (1879); Pearls of the Faith (1883); The Song Celestial (1885); With Sadi in the Garden (1888); The Light of the World (1891); TipharТs Wife (1892); The Japanese Wife (1893).

 (536x699, 209Kb)
1832
∆юль ¬аллес
французский писатель и политический де€тель; примыкал к левому крылу прудонизма. —ын провинциального учител€. Ѕыл членом 1-го »нтернационала. — 1849 жил в ѕариже, участвовал в сопротивлении республиканских групп государственному перевороту 2 декабр€ 1851. ¬ годы ¬торой империи активно участвовал в выступлени€х против бонапартистского режима. ¬ памфлете "ƒеньги" (1857) ¬аллес обличал финансовую плутократию, требовал социального переустройства мира. ѕодвергалс€ преследовани€м. ¬ 1860-е гг. писал о т€жЄлой участи интеллигенции (очерки "Ќепокорные", 1865, и "”лица", 1866), о борьбе кресть€н с поместной аристократией (повесть "ƒвор€нин", 1869, издание 1932). ¬ конце 1860-х гг. издавал демократические газеты "–ю" ("La Rue") и "ѕЄпль" ("Le Peuple"). ѕосле революции 4 сент€бр€ 1870 основал газету " ри дю пЄпль" ("Le Cri du Peuple"). ”частвовал в ¬осстании 18 марта 1871. „лен ѕарижской  оммуны 1871 и еЄ  омиссии просвещени€. ѕримыкал к "меньшинству"  оммуны. ¬ период  оммуны возобновил издание " ри дю пЄпль" (запрещенной 12 марта 1871). ѕосле подавлени€ ѕарижской  оммуны эмигрировал в јнглию. ¬ книге очерков "Ћондонска€ улица" (1884, русский перевод 1926) и в романе "√олод в Ѕюзансе" (издание 1919, русский перевод 1936) ¬аллес подошЄл к пониманию исторической роли рабочего класса. ¬ результате амнистии 1880 смог в том же году вернутьс€ во ‘ранцию. — 1883 вновь издавал газету " ри дю пЄпль", в которой сотрудничали гедисты. Ћучшее литературное произведение ¬аллеса - автобиографическа€ трилоги€ "∆ак ¬ентра" (1-€ часть - "–ебЄнок", 1879, под псевдонимом ∆ан Ћ€ –ю, русский перевод 1936; 2-€ - "Ѕакалавр", 1881, русский перевод 1913; 3-€ - "»нсургент", 1886, посмертно, русский перевод 1949) посв€щена предыстории и истории ѕарижской  оммуны. ¬аллес боролс€ с натурализмом и декадансом (стать€ "»ллюзионисты", 1867). ÷ель искусства он видел в служении интересам людей труда ("Ќародна€ поэзи€", 1881) и в содействии освобождению народов ("ƒети народа", 1879). —кончалс€ 14 феврал€ 1885 года.

Nicolaus-August-Otto (590x700, 85Kb)
1832
Ќиколаус јвгуст ќтто (немецкое им€ - Nicolaus August Otto)
немецкий инженер и изобретатель-самоучка. Ќе смотр€ на отсутствие технического образовани€ изобрЄл первый практичный атмосферный двигатель внутреннего сгорани€. ѕозднее он изобрЄл четырЄхтактный двигатель внутреннего сгорани€, сделавшие его знаменитым. ÷икл, по которому работал изобретЄнный им четырехтактный двигатель, назвали циклом ќтто. ¬ насто€щее врем€ большинство автомобильных двигателей и многие другие двигатели внутреннего сгорани€ работают по циклу ќтто. »менно открытие четырехтактного цикла с об€зательным тактом сжати€ рабочей смеси позволило создать современные двигатели внутреннего сгорани€. ѕриоритет ќтто неоднократно, но безуспешно оспаривалс€, в частности,  ристианом –айтманом, јльфонсом Ѕо де –оша и ‘еличе ћаттеуччи. –одилс€ в ’ольцхаузене, “аунус. ¬ юные годы ќтто работал коммиво€жЄром. –абота€ в лавке колониальных товаров, ќтто впервые увидел двигатель внутреннего сгорани€ Ћенуара, использующий в качестве топлива светильный газ. Ётот двигатель очень заинтересовал ќтто. ƒвигатель Ћенуара был первым, практически работающим и серийно выпускаемым двигателем внутреннего сгорани€. Ќо, не смотр€ на свой успех, двигатель Ћенуара никогда не был практичной и эффективной машиной. ѕо существу двигатель Ћенуара был просто модернизацией парового двигател€, за исключением того, что поршень в цилиндре перемещалс€ не под воздействие пара, наход€щегос€ под давлением, а под воздействием воспламенЄнной в цилиндре смеси воздуха и светильного газа. ѕосле воспламенени€ воздушно-газова€ смесь взрывалась, что приводило к еЄ быстрому расширению и увеличению давлени€, под воздействием которого перемещалс€ поршень. Ќо двигатель Ћенуара был очень шумным, дл€ его работы требовалось очень много светильного газа, который необходимо выработать, сохранить и транспортировать в газообразном состо€нии. ¬ дополнение к этому двигатель выдел€л очень много тепла. ѕоскольку двигатель всЄ же имел некоторые преимущества по сравнению с паровой машиной, первоначально небольшие предпри€ти€ стали приобретать этот двигатель дл€ замены паровых машин. Ќо по мере того как вы€вл€лись недостатки двигател€ Ћенуара, попул€рность и, соответственно, продажи двигател€ сильно упали, тем более, что на рынке по€вились более успешные конкуренты. ќтто был уверен, что если бы двигатель Ћенуара работал на жидком топливе, он был бы более удобен в эксплуатации. ƒл€ выполнени€ этой задачи ќтто разработал карбюратор дл€ двигател€ Ћенуара и пыталс€ улучшить работу двигател€ другими способами. ¬ 1861 ќтто попыталс€ получить в ѕруссии патент на карбюратор, но в получении патента ќтто было отказано. » в 1861 ќтто построил свой первый двигатель внутреннего сгорани€, работающий на газе. ќтто в течение нескольких лет был торговым представителем Ћенуара. ¬ этой статье € стараюсь не затрагивать биографий изобретателей, а больше сконцентрироватьс€ на эволюции технического развити€ двигателей внутреннего сгорани€, но в биографии ќтто был один ключевой момент, имеющий пр€мое отношение к дальнейшей успешной работе ќтто. Ёто было знакомство с промышленником и инженером Ћангеном (Eugen Langen). Ёто счастливое знакомство произошло в 1864 году. ¬ дальнейшем фамилии ќтто и Ћангена всегда будут произноситьс€ вместе. Ћанген имел большие интересы в мануфактурном производстве и производстве сахара, и поскольку он обладал обширными инженерными знани€ми, он лично изобрЄл большинство оборудовани€, примен€емого на его предпри€ти€х. Ћанген с большим интересом ознакомилс€ с разрабатываемым ќтто двигателем, и этот механизм его очень заинтриговал. Ћанген хорошо видел что, не смотр€ на несовершенство предъ€вленного двигател€, эта машина имеет большой потенциал, и он прин€л решение инвестировать как в самого ќтто, так и в создаваемый им двигатель. ќтто, совместно с Ћангеном, создали предпри€тие ќтто и компани€. ¬ новое предпри€тие Ћанген вложил деньги, а ќтто вложил свои знани€. ¬ задачи вновь созданного общества входило дальнейшее улучшение двигател€ и строительство завода по выпуску разрабатываемого двигател€. „ерез три года был разработан кардинально измененный двигатель. ƒвигатель имел очень мало общего, как с двигателем Ћенуара, так и с ранними прототипами ќтто. ¬ 1867 году компаньоны решили выставить двигатель на ѕарижской выставке, при этом они предчувствовали полный провал. ѕервоначально французское жюри отдало предпочтение более знакомым, местным, конструкци€м, предпочтение отдавалось двигателю Ћенуара. Ќо представл€ющий в жюри ѕруссию школьный друг Ћангена берлинский профессор ‘ранц –еулекс убедил остальных членов жюри, что при оценке двигателей об€зательно необходимо учитывать эффективность его работы. ѕроведЄнные тесты, которые длились несколько дней, показали, что двигатель ќтто-Ћангена потребл€ет в два раза меньше газа, дл€ выработки одинаковой мощности, чем ближайшие конкуренты, и в четыре, п€ть, раз меньше чем потребл€л двигатель Ћенуара. ƒвигатель Ћенуара на выработку одной лошадиной силы мощности в час потребл€л более 3-х кубических метров газа, в то врем€ как у двигател€ ќтто-Ћангена этот показатель был 1,359 м≥ на л.с./час, а в более поздних верси€х этот показатель уменьшилс€ до 0,4 м≥ на л.с./час. »з-за более полного расширени€ продуктов сгорани€  ѕƒ этого двигател€ был значительно выше, чем  ѕƒ двигател€ Ћенуара и достигал 15 %, то есть превосходил  ѕƒ самых лучших паровых машин того времени. ѕо результатам испытаний двигатель ќтто-Ћагнена получил золотую медаль выставки. ѕоследующа€ широка€ известность привела к такому спросу на двигатель, к которому партнЄры были никак не готовы. ¬ течение почти дес€ти лет, после первого представлени€ двигател€ на парижской выставке, двигатель ќтто и Ћангена стал монополистом среди силовых установок мощностью до 3 лошадиных сил и примен€лс€ практически во всех секторах промышленности. ¬ладельцы типографий считали двигатель более чистым источником механической энергии по сравнению с паровой машиной, владельцы складов использовали двигатель в подъЄмных приспособлени€х (грузовых лифтах), на металлообрабатывающих предпри€ти€х двигатель использовалс€ дл€ привода токарных станков и другого оборудовани€. ƒвигатель широко примен€лс€ на предпри€ти€х пищевой промышленности, например, в хлебопекарн€х, сахарорафинадных заводах, на пивоваренных и колбасных заводах. Ќа газопроизвод€щих заводах двигатель примен€лс€ дл€ привода скребков, омывателей и экстракторов. ƒвигатель широко использовалс€ на небольших швейных, пр€дильных, ткацких, мебельных и инструментальных предпри€ти€х. ƒвигатель выпускалс€ мощностью Љ, љ, 1, 2, и 3 лошадиные силы. ¬ √ермании было выпущено 2649 двигателей ( по некорорым данным более 5 тыс€ч), в дополнение к этому в јнглии по лицензии фирма  росслей, предположительно, выпустила 1300 двигателей. ¬ течение многих лет производства двигатель посто€нно улучшалс€ за счЄт внесени€ в конструкцию необходимых изменений, но в 1878 году, после показа на парижской выставке четырЄхтактного ЂЅесшумного двигател€ ќттої производство атмосферных двигателей было прекращено. ѕоскольку спрос на двигатели был очень высоким, возникла необходимость в расширении предпри€ти€. Ќо дл€ расширени€ предпри€ти€ требовалс€ капитал. ¬ поисках капитала ќтто и Ћанген вступили в партнЄрство с бизнесменом из √амбурга Ћюдвигом –озеном (Ludwig August Roosen-Runge). Ќова€ компани€, созданна€ в марте 1869 года, была названа, ЂЋанген, ќтто и –озенї, производственное предпри€тие компании было перемещено в ƒойтц, окраину  Єльна. ƒеньги –озена очень помогли развить производство, но спрос на двигатель всЄ равно был выше производственных возможностей предпри€ти€. Ћанген убедил своих братьев и их партнЄров в сахарном бизнесе инвестировать средства в новое предпри€тие. ќбщие инвестиции новых членов компании в 13 раз превышали инвестиции –озена, поэтому в €нваре 1872 года была учреждена нова€ компани€ Ђѕроизводство газовых мотора ƒойтц ј√ї (Gasmotoren-Frabrik Deutz AG). “ут необходимо отметить, что после нескольких преобразовани€ и переименований эта компани€ существует и по сегодн€шний день. “еперь она называетс€ Klockner-Humbolt-Deutz AG, и считаетс€ не только самым старым производителем двигателей внутреннего сгорани€ в мире, но и самым большим современным предпри€тием, производ€щим дизельные двигатели воздушного охлаждени€. ќтто, который никогда не вкладывал личных денег в компанию, не получил не одной акции вновь созданного предпри€ти€, но вместо этого он получил долговременный рабочий контракт. ¬ этот момент Ћангет прин€л очень важное кадровое решение. √отлиб ƒаймлер, работавшим до этого оружейником, был прин€т на предпри€тие инженером. ќн имел очень большой опыт работы на различных предпри€ти€х по всей ≈вропе, и Ћанген справедливо предполагал, что ƒаймлер, имеющий отличное техническое образование, будет хорошим руководителем нового большого производства. ƒаймлер был назначен техническим директором завода в ƒойтце. ¬месте собой ƒаймлер привел на предпри€тие свого протеже, будущего великого конструктора, молодого инженерам ¬ильгельма ћайбаха. „ерез дес€ть лет ћайбах, ставший наиболее опытным инженером-конструктором, работал вместе с ќтто над многими важными проектами, включа€ разработку двигател€ внутреннего сгорани€, который в перспективе предназначалс€ дл€ установки на транспортные средства. ”мер в  Єльне 26 €нвар€ 1891 года. Ћитература: –адциг ј.ј., »стори€ теплотехники, ћосква- Ћенинград, 1936; Ѕернал ƒж., Ќаука в истории общества, перевод с английского, ћосква, 1956.

Heinrich von Herzogenberg (492x700, 93Kb)
1843
√енрих фон √ерцогенберг (Heinrich von Herzogenberg)
австрийский композитор. –одилс€ в √раце. ¬ 1862Ч1864 училс€ в венской консерватории у ƒессофа, до 1872 жил в √раце, затем переселилс€ в Ћейпциг, где основал в 1874 вместе со —питтой, ‘.‘.√ольштейном и ‘олькландом "Bach-Verein", которым дирижировал с 1875. ќсенью 1885 √ерцогенберг был приглашен в Ѕерлин, где зан€л после  ил€ место члена академии и директора высшей музыкальной школы. ¬ 1888 √ерцогенберг по болезни отказалс€ от своих должностей; на его место был приглашен Ѕаргиель, после смерти которого (1897) он снова зан€л свои должности. ¬ качестве композитора √ерцогенберг составил себе видное положение; хот€ он и питает сильную склонность к контрапунктическому стилю, но все же обладает достаточным музык. чутьем, чтобы не зайти слишком далеко в этом направлении. ”мер в ¬исбадене 9 окт€бр€ 1900 года. ∆ена √ерцогенберга ≈лизавета, урожденна€ Ўтокгаузен (родилась в 1848, умерла 7 €нвар€ 1892 в —ан –емо), превосходна€ пианистка. √лавные произведени€ √ерцогенберга: 2 фортепианных трио, 2 струнных трио, 5 струнных квартетов, 1 струнный квинтет, 2 фортепианных квартета, 3 ортепианных трио, 3 скрипичных сонаты, 3 виолончельных сонаты, симфоническа€ поэма "ќдиссей", 2 симфонии (C-moll 1885 и B-dur 1890), "Deutsches Liederspiel" (дл€ соло, хора и фортепиано в 4 руки), "Columbus" (соло, мужской хор и оркестр. op. 11), "Der Stern des Liedes" (хор и оркестр, op. 55), "Die Weihe der Nacht" (контральто, хор и оркестр, op. 56), "Nannas Klage" (соло, хор и оркестр, op. 59), псалом 116 (op. 34, 4-гол. a cappella), псалом 94 (дл€ соло, двух хоров и оркестра, op. 60), Kцnigspsalm (хор и оркестр, op. 71), реквием (хор и оркестр, op. 72), Totenfeier (соло, хор и оркестр, op. 80), месса (соло, хор и оркестр, op. 87), церковные оратории "Die Geburt Christi" (op. 90) и "Die Passion" (op. 93), фортепианные пьесы в 2 и 4 руки, вариации дл€ 2 фортепиано, романсы, дуэты, духовные и светские хоры a cappella.

Carl Hagenbeck3 (603x700, 45Kb)
1844
 арл ’агенбек (√агенбек; Carl Hagenbeck)
основатель одной из крупнейших в мире фирм по торговле дикими животными в √амбурге. –одилс€ в √амбурге. ¬ 1907 создал зоопарк в Ўтеллингене (близ √амбурга), где впервые были успешно использованы вольеры дл€ зверей. ƒл€ добывани€ животных организовал р€д экспедиций (главным образом в јфрику и ÷ентральную јзию). ’агенбек устраивал этнографические выставки. ¬ 1890 основал также цирк, где занималс€ дрессировкой. —вою жизнь и де€тельность описал в книге "ќ звер€х и люд€х" (1908, русский перевод, 1957). —кончалс€ в √амбурге 14 апрел€ 1913 года.

Jean-Joseph_Benjamin-Constant_photo (545x700, 49Kb)
1845
∆ан ∆озеф Ѕенжамен  онстан (Jean-Joseph-Benjamin Constant)
французский живописец. –одилс€ в ѕариже, с 1867 училс€ в Ўколе из€щных искусств. ¬последствии художник много путешествовал по »спании и —еверной јфрике и писал картины на драматические сюжеты из истории этих стран, которые и принесли ему известность, успешно работал в области декоративной живописи и портретировани€.  исти Ѕенжамена  онстана принадлежат роспись плафонов р€да общественных зданий, в том числе ѕарижской ратуши, —орбонны,  омической ќперы и ратуши города “улузы. ¬ыполненные им портреты людей высшего общества выставл€лись на парижских —алонах и в Ћондоне. —реди них Ц портреты королевы ¬иктории и Ёдварда, принца ”эльского. ”мер  онстан в ѕариже 26 ма€ 1902 года.

1845
≈катерина ќскаровна ƒейхман (в замужестве - ƒубровина)
писательница и видна€ суфражистка. –одилась в »ркутске в семье горного инженера - управл€ющего ѕетровским заводом, впоследствии начальника Ќерчинских горных заводов ќ.ј.ƒейхмана. ¬ еЄ мемуарах интересны образы политкаторжан, с которыми она была знакома в детстве. “акже она известна своей борьбой за гражданские права женщин. ”мерла в “ифлисе 21 €нвар€ 1913 года.

Anton_Scharff_1902_obverse (700x694, 313Kb)
1845
Ўарфф јнтон (Anton Scharff)
австрийский гравер и медальер, обучалс€ в ¬енской јкадемии из€щных искусств и в јкадемии граверов при ¬енском √лавном монетном управлении, в 1881 получил должность гравера, в 1887 - каммер-медальера, в 1896 - директора. Ўарфф - один из самых выдающихс€ медальеров 19 века; его многочисленные работы отличаютс€ мастерской передачей портретного сходства, выразительностью и реалистичной трактовкой образа портретируемого. Ўарфф создал также штемпел€ дл€ р€да австрийских и зарубежных монет. ”мер 5 июл€ 1903 года.   портретным медал€м Ўарффа. относ€тс€, в частности, медали с портретами медальера и директора јкадемии граверов в ¬ене ‘.√аул€ (1867), архитектора √.«емпера (1873), –.¬агнера (1876, так наз. орден ¬агнера), венской девушки-прачки (1878), нумизмата ».-».Ёккел€ (1880), автопортрет (1882), нумизмата Ёрбштейна (в св€зи со 2-м ¬сегерманским съездом нумизматов в ћюнхене, 1886), англ. королевы ¬иктории в св€зи с 40-летием ее царствовани€ (1887), цар€ јлександра II в св€зи с его смертью (1887), швейцарского писател€ √. еллера (1889), нумизмата јрнета (1890), ».Ѕрамса (1893), ».Ўтрауса (1894), ».-¬.√ете (1899), нумизмата ѕертча (1900).   медал€м в пам€ть событий его времени относ€тс€ медали к ¬семирной выставке в ¬ене (1873), открытию пам€тника Ѕетховену в ¬ене (1880), 300-лети€ университета в √раце (1886). Ўарфф создал монетные штемпел€ дл€ медных монет 1868 сербского кн€з€ ћихаила ќбрановича, дл€ серебр€ных и золотых монет 1869 сербского корол€ ћилана, дл€ серебр€ных монет 1896 сербского корол€ јлександра, дл€ золотых монет (туманов) 1879 персидского шаха Ќасир ад-дина, дл€ серебр€ных и золотых монет 1892 и 1894 кн€з€ ‘ердинанда фон  обург (Ѕолгари€), дл€ серебр€ных монет 1894 румынского корол€  арол€. Ћитература: —ловарь нумизмата: ѕеревод с немецкого /’.‘енглер, √.√ироу, ¬.”нгер/ 2-е издание, переработанное и дополненное - ћосква: –адио и св€зь, 1993).



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку