-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57564
Комментариев: 6350
Написано: 65362


9 апреля родились...

Среда, 09 Апреля 2014 г. 05:35 + в цитатник
Erich_Friedrich_Wilhelm_Ludendorff (511x700, 180Kb)
1865
Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф (немецкое имя - Erich Friedrich Wilhelm Ludendorff)
немецкий генерал-полковник (Generaloberst). Автор концепции «тотальной войны». С начала Первой мировой войны — начальник штаба у Гинденбурга, вместе с последним получил общенациональную известность после победы под Танненбергом; с августа 1916 г. — фактически руководил всеми операциями германской армии. После окончания войны близко сошёлся с Гитлером, принимал участие в Пивном путче, но вскоре разочаровался в нацистах и перестал участвовать в общественной жизни в 1928 году. Людендорф родился в деревне Крушевня (польское название - Kruszewnia) возле Познани (Пруссия, сейчас территория Польши), сын Августа Вильгельма Людендорфа (1833—-1905). Старший брат астронома Ганса Людендорфа. Хотя Людендорф и не относился к юнкерству, он имел отдалённую связь с последним через мать — Клару Жанетту Генриетту фон Темпельхоф (немецкое имя - Klara Jeanette Henriette von Tempelhoff), дочь Фридриха Августа Наполеона фон Темпельхофа (немецкое имя - Friedrich August Napoleon von Tempelhoff) и его жены Жаннетты Вильгельмины Дзембовской (немецкое имя - Jeannette Wilhelmine von Dziembowska, из германизированного польского рода). Таким образом, Людендорфа можно считать наследником герцогов Силезии и маркграфов Бранденбурга. Он рос на небольшой семейной ферме и получил начальное домашнее образование (его обучала тетка). Благодаря отличным знаниям математики и трудовой этике поступил в кадетскую школу в Плёне, которую закончило множество немецких офицеров. Несмотря на происхождение, Людендорф женился на Маргарете Шмидт (немецкое имя - Margarete Schmidt, 1875—1936). В возрасте 18 лет, получив офицерское звание, он начал многообещающую военную карьеру. В 1894 был переведён в Генеральный штаб германской армии и в 1904—1913 возглавлял отдел мобилизации. Людендорф принимал участие в подробной разработке плана Шлиффена, в частности, преодоления бельгийских фортификационных сооружений вокруг Льежа. Также он пытался подготовить немецкую армию к грядущей войне. В 1913 году социал-демократы стали наиболее мощной партией в рейхстаге. Они сильно урезали финанисирование содержания армии, наращивания резервов и разработки нового вооружения (например, осадных пушек Круппа). Значительные средства направлялись в развитие военно-морских сил. За непреклонный характер Людендорф был снят с занимаемой должности в Генеральном штабе и назначен командовать пехотной дивизией. В начале первой мировой войны был назначен заместителем начальника штаба 2-й немецкой армии под командованием Карла фон Бюлова. Назначением он во многом был обязан знаниям и предыдущей работе по изучению фортов, окружавших Льеж. Людендорф получил народное признание в августе 1914 года, когда Германия начала боевые действия по плану Шлиффена. 5 августа, после первой крупной неудачи во время штурма Льежа, Людендорф стал во главе 14-й бригады, командующий которой был убит. Он отрезал Льеж от бельгийской армии и вызвал осадную артиллерию. К 16 августа Льеж пал, что позволило немецкой армии продолжать наступление. Людендорф как герой осады Льежа был удостоен высшей немецкой награды — Pour le Mérite. Российская империя подготовилась к войне и вела боевые действия значительно лучше, нежели это ожидалось по плану Шлиффена. Немецкие войска, сдерживающие русское наступление на Кёнигсберг, не справлялись. По этой причине через неделю после падения Льежа, во время штурма другой бельгийской крепости в Намюре, Людендорф был отозван кайзером для службы в качестве начальника штаба 8-й армии на восточном фронте. Людендорф прибыл на восточный фронт вместе с Паулем фон Гинденбургом, который был отозван из отставки, чтобы заменить командующего Максимилиана Притвица, предлагавшего отступить и оставить Восточную Пруссию русским. Гинденбург при помощи Людендорфа и Макса Хоффманна смог разбить русские войска во время Восточно-Прусской операции. В августе 1916 года Эрих фон Фалькенхайн оставил пост начальника германского Полевого генерального штаба и его место занял Гинденбург. Людендорф получил должность генерал-квартирмейстера (заместитель начальника штаба). Для прорыва Британской блокады Людендорф дал добро на неограниченную подводную войну, что являлось его грубой стратегической ошибкой, поскольку в результате привело к вступлению США в военные действия в апреле 1917. В 1917 году Россия выбывает из войны, и Людендорф участвовал в переговорах о перемирии с новым правительством России. В результате в марте 1918 года был подписан Брестский мир. В это же время Людендорф как главнокомандующий разрабатывал и приводил в исполнение план генерального наступления на Западном фронте, известного как весеннее наступление. Эта попытка завершить войну решающим ударом потерпела неудачу, и в результате Людендорф 26 октября 1918 ушёл в отставку. После завершения войны Людендорф бежал из Германии в Швецию. Во время изгнания Людендорф написал несколько книг и статей о немецкой армии. В то же время он считается одним из основателей теории об «Ударе ножом в спину». Людендорф был убеждён, что Германия вела исключительно оборонительную войну. Он считал, что кайзер Вильгельм II не смог провести хорошую кампанию по контрпропаганде. Людендорф также весьма подозрительно относился к социал-демократам и левым, которых он обвинял в унижении Германии за заключение Версальского мира. Он также обвинял предпринимательский класс (особенно евреев) в слабой поддержке, поскольку считал, что они ставят свои финансовые интересы выше патриотических соображений. И вновь возвращаясь к левым, Людендорф ужасался проходившими в конце войны стачками, создававшими «внутренний фронт», разлагавшими боевой дух солдат во время временного отступления. Людендорф также был убеждён, что немецкий народ так и не понял, что было на кону во время этой войны — силы Антанты, по его мнению, начали войну с целью уничтожить немецкое государство. В 1920 (по другим источникам — весной 1919) Людендорф возвращается в Германию. Руководители Веймарской республики собирались выслать его и нескольких других генералов (в тот числе и Августа фон Макензена) для реформирования Национальной Революционной Армии Китая, но приказ был отменён из-за ограничений Версальского мира, да и высылка из страны столь известных генералов могла повредить репутации правительства. Людендорф испытывал сильную неприязнь к политикам, обвинял их в отсутствии патриотизма, национального духа. Но, тем не менее, после войны политические взгляды Людендорфа, как немецкого националиста, привели его к правым партиям. Людендорф оказал поддержку развивающейся Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Адольф Гитлер был одним из немногих немецких политиков, которых Людендорф уважал. Людендорф, как однопартиец Гитлера, принимал участие в Пивном путче в 1923 году, окончившемся неудачей. На последовавшем судебном процессе он был оправдан. В мае 1924 года Людендорф был избран в рейхстаг от NSFB (Национал-социалистическое освободительное движение, немецкое название - Nationalsozialistische Freiheitsbewegung), где и работал до 1928 года. В 1925 году он участвовал в президентских выборах от НСДАП, но набрал всего лишь 285793 голосов (примерно 1 %). В качестве причин называют его участие в Пивном путче, которое повредило репутации Людендорфа, а также слишком скромную избирательную кампанию — он полагался на свой образ героя минувшей войны. В 1928 году Людендорф ушёл из политики, также покинув и НСДАП. Он больше не доверял Гитлеру и считал его ещё одним политиком-популистом. После того, как Людендорф услышал о назначении Гитлера канцлером, он отправил президенту Паулю фон Гинденбургу телеграмму, где высказал своё неодобрение этим решением: Назначив Гитлера рейхсканцлером, Вы выдали наше немецкое отечество одному из наибольших демагогов всех времён. Я торжественно предсказываю Вам, что этот человек столкнёт наше государство в пропасть, ввергнет нашу нацию в неописуемое несчастье. Грядущие поколения проклянут Вас за то, что Вы сделали.— Из письма Людендорфа к Гинденбургу от 1 февраля 1933 г. В настоящее время вышеприведенная цитата якобы из письма Гинденбургу считается доказанной фальшивкой. Позднее Людендорф ушёл в изоляцию от общественной жизни, уединившись со своей второй женой Матильдой фон Кемниц (немецкое имя - Mathilde von Kemnitz, 1874—1966). Он написал несколько книг, в которых он пришёл к выводу, что в мировых проблемах виноваты христиане, евреи и масоны. Вместе с Матильдой он основал «Общество познания бога» (немецкое название - Bund für Gotteserkenntnis) — эзотерическое общество, которое существует и по сей день. Фриц Тиссен назвал вторую жену Людендорфа главной виновницей его странного поведения: германские промышленники возлагали на Эриха надежды, как на деятеля старой империи, уход в антирелигию разочаровал их. В 1935 году Гитлер за заслуги в становлении НСДАП нанёс Людендорфу визит. Он предложил бывшему соратнику звание фельдмаршала, но Людендорф отказался, сказав: «Фельдмаршалами рождаются, а не становятся». После смерти в Тутцинге (Бавария) 20 декабря 1937 года Гитлер приказал похоронить Людендорфа со всеми почестями. Сочинения: Ludendorff, E Meine Kriegserinnerungen, 1914—1918. Berlin 1919. Русский перевод: Людендорф, Э. Мои воспоминания о войне 1914—1918 гг. / Перевод с 5-го немецкого издания под редакцией А.Свечина Том 1-2, Москва 1923 — 1924. Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1; Пахалюк К. Боевые действия в Восточной Пруссии в Первую мировую войну. 2-е издание. Калининград, 2008; Пахалюк К. Восточная Пруссия, 1914—1915. Неизвестное об известном. Калининград, 2008.

steinmetz-200 (461x600, 135Kb)
1865
Чарлз Протеус Штейнмец (Charles Proteus Steinmetz, собственно - Карл Август Рудольф Штайнмец; немецкое имя - Carl August Rudolph Steinmetz)
американский инженер. Родился в Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша). Учился в университете Бреслау, окончил Высшую техническую школу в Цюрихе. В 1889 эмигрировал в США. Работал в электротехнической фирме в Йонкерсе (штат Нью-Йорк). Под влиянием владельца фирмы Р.Айкемейера заинтересовался электротехникой. Организовал лабораторию, где провел большинство своих исследований. Прежде всего Штейнмец занялся определением потерь мощности в магнитных материалах, использующихся в электрооборудовании, и получил эмпирическую формулу для расчета потерь на гистерезис (1890–1892). Это позволило учитывать потери мощности при расчетах трансформаторов, электродвигателей, генераторов переменного тока и других устройств. В 1892 Штейнмец сделал два доклада на эту тему на конференции в Американском институте инженеров-электриков. Работа сразу получила признание, а вычисленные им коэффициенты потерь на гистерезис были включены в справочники по электротехнике. Второе важное достижение Штейнмеца – разработка метода расчета цепей переменного тока в 1893. Метод быстро нашел практическое применение, чему немало способствовали многочисленные лекции на эту тему, прочитанные Штейнмецем, и его книга Математика для инженеров (Engineering Mathematics, 1910). В 1893 фирма Айкемейера вошла в корпорацию «Дженерал электрик», где Штейнмец получил место инженера. Здесь у него появились более широкие возможности для исследовательской работы и внедрения изобретений. Вначале он участвовал в создании мощных генераторов для новой гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде, предложив множество усовершенствований. Затем, занявшись изучением кратковременных изменений в электрических цепях, исследовал природу молнии и предложил способ защиты линий электропередач. Кроме того, Штейнмец занимался проектированием и расчетами светотехнических устройств и крупных электрических машин. Со временем занял пост технического руководителя компании «Дженерал электрик». В 1901 был избран президентом Американского института инженеров-электриков. В 1902 был назначен профессором электротехники Юнион-колледжа. Умер в Скенектади в результате болезни 26 августа 1923 года. Во время похорон, когда гроб с его телом опускали в могилу, на предприятиях концерна General Electric на 5 минут были прекращены все работы. В США его считали, и считают по праву, великим ученым и изобретателем, в России по неизвестным причинам о нем знают очень мало, даже в среде профессионалов. Был членом Социалистической партии Америки, переписывался с В.И.Лениным. «Ни один человек, пока он задает вопросы, не становится настоящим дураком». Раз в год, за особый вклад в развитие и/или улучшение стандартов в электротехнической и электронной инженерии присуждается премия IEEE имени Чарлза Протеуса Штейнмеца. На момент смерти более 200 патентов, среди которых: «Система распределения переменным током», «Трехфазный индукционный счетчик», «Асинхронный электродвигатель», «Система электрического распределения», «Выпрямительная техника». Штейнмецу посвящена главка "Протей" ("Proteus") в романе Дос Пассоса "42-я параллель":
Штейнмец был маг и волшебник и он разговаривал с Эдисоном, выстукивая азбуку Морзе на колене у Эдисона
потому что Эдисон был совершенно глух;
и он ездил на Запад
и произносил речи, которых никто не понимал
и в железнодорожном вагоне он беседовал с Брайаном о Боге
а когда они с Эйнштейном
встретились лицом к лицу
репортеры окружили их тесным кольцом
но не могли понять ни слова
из того, о чем они говорили.
И Штейнмец был самой ценной частью аппаратуры "Дженерал электрик"
пока он не износился и не умер.
— Дос Пассос Д. 42-я параллель. Москва: АСТ, 2004. Страница 326.

Сигди Рухулла (700x485, 35Kb)
1866
Сидги Рухулла (псевдоним; настоящие имя и фамилия Рухулла Фатулла оглы Ахундов)
азербайджанский советский актёр, народный артист Азербайджанской ССР (1938), народный артист СССР (1949). Родился в селе Бузовна, ныне в черте Баку. На сцене с 1906 г. С 1924 г. был ведущим актером Азербайджанского театра имени Азизбекова (Баку). Творчество Рухулла имело большое значение для развития национального драматического театра. Выступал также в операх, опереттах, снимался в кино. Лучшие роли: Гаджи Кара («Гаджи Кара» Ахвердова), Надир («Надир-Шах» Нариманова), Каджар («Вагиф» Вургуна), Агаларов («Утро Востока» Мамедханлы; Сталинская премия, 1948), Атакиши («Севиль» Джабарлы), Рустам («Сиявуш» Джавида), Лир, Отелло («Король Лир», «Отелло» Шекспира) и др. Творчество артиста имело большое значение для развития национального драматического театра. Выступал также в операх, опереттах, снимался в кино. Умер в Баку 5 мая 1959 года. Литература: Джафаров М.Д. Сидги Рухулла, Баку, 1956.

Chris Watson_11198541_tcm11-27201 (539x700, 226Kb)
1867
Джон Кристиан Уотсон (John Christian Watson; больше известен как Крис Уотсон)
австралийский государственный деятель. По профессии — наборщик. Родился в Вальпараисо, Чили. Эмигрировал в Австралию в 1880-х гг. Участвовал в профсоюзном и лейбористском движении. В 1901-1907 гг. — лидер лейбористов. В 1904 г. — премьер-министр первого в мировой истории лейбористского правительства. Он стал первым премьер-министром от лейбористской партии не только в своей стране, но и во всем мире. Был избран в парламент на первых федеральных выборах в мае 1901 года. По итогам закрытого совещания партия лейбористов решила выдвинуть кандидатуру Уотсона на должность парламентарного лидера 8 марта 1901, как раз ко времени первого заседания парламента. Его срок в качестве премьер-министра был достаточно коротким, всего 4 месяца с апреля по август 1904 года, но его партия смогла сохранить баланс сил, поддержав законопроект партии протекционистов в обмен на послабления, необходимые для укрепления политической платформы лейбористов. По словам Персиваля Серле, австралийского биографа, Уотсон «оставил куда больший след в свое время, чем может показаться. Для своей партии он явился в самый подходящий момент, и нет ничего более полезного, чем искренность, вежливость и выдержка, которую он проявлял, будучи партийным лидером.» Уотсон ушел в отставку в 1907 году. В 1910 г. отошел от политической деятельности. Умер в Сиднее 18 ноября 1941 года.

Sobolshikov-Samarin_1897 (677x700, 87Kb)
1868
Николай Иванович Собольщиков-Самарин (настоящая фамилия - Собольщиков)
русский советский театральный деятель, режиссер, антрепренер, актер, педагог, народный артист РСФСР (1934). Родился в Санкт-Петербурге, в семье крестьянина. Выступал в любительских спектаклях. С 1883 играл и режиссировал на клубных сценах Санкт-Петербурга и его пригородов. Работал в Петрозаводске, Тихвине, Н. Новгороде и др. городах. В 1892 был актером и режиссером Санкт-Петербургского Василеостровского театра для рабочих. Поставил: "Горе от ума"; "Женитьба Белугина" Островского и Соловьева. Роли: Андрей Белугин, Несчастливцев; Грозный ("Опричник" Лажечникова) и др. В 1892-1899 Соболыциков-Самарин- актер и режиссер Нижегородского театра, где организовал "товарищество на паях" (1893-1896). Роли: Никита ("Власть тьмы"), Столбцов ("Новое дело" Вл.И.Немировича-Данченко), Недыхляев ("Кручина" Шпажинского) и др. В 1897, арендовав новое театральное здание, построенное в 1896 нижегородским городским управлением, Соболыциков-Самарин становится антрепренером. Соболыциков-Самарин стремился поднять уровень театрального искусства в провинции, создавать идейно и художественно значительные спектакли, крепкий актерский ансамбль. Основу репертуара в его театрах составляла классика и лучшие современные пьесы. В 1898 Соболыциков-Самарин организовал выезды театра в Сормово, к рабочим, где давались бесплатные спектакли. В сезон 1899-1900 он арендовал театр в Астрахани. Стремясь привлечь нового рабочего зрителя, он устраивал спектакли по сниженным ценам. В 1901-1907 Соболыциков-Самарин. создал оперную и драматическую труппы в Саратове и Казани и совершил с ними гастрольные поездки по многим городам России. В 1904 в Пензе Соболыциков-Самарин одним из первых в провинции поставил "Вишневый сад". Соболыциков-Самарин был активным пропагандистом драматургии Горького. На протяжении всего творческого пути Соболыциков-Самарин включал пьесы Горького в репертуар своих театров. Играл роли: Бессеменова ("Мещане"), Сатина, Актера ("На дне") и др. В 1908-1913 Соболыциков-Самарин работал в Ростовском театре; в 1908-1910 держал там антрепризу, с 1910 был актером и режиссером. Соболыциков-Самарин поставил почти все пьесы Чехова, 15 пьес Островского, "Отелло"; "Дворянское гнездо" по Тургеневу, "Живой труп" Л.Толстого, "Братья Карамазовы" по Достоевскому и др. Сыграл роли Лаврецкого ("Дворянское гнездо"), Войницкого; Гаева, Шабельского ("Вишневый сад", "Иванов") и др. После революции Соболыциков-Самарин стал одним из активных строителей советского театра. В 1917-1924 он работал в театрах Одессы (с 1921- директор и главный режиссёр Одесского государственного театра). В период гражданской войны Соболыциков-Самарин организовывал спектакли для рабочих и красноармейцев в юж. прифронтовых городах, создавал здесь народные театры. В 1924 вновь возвратился в Нижний Новгород, где работал до конца жизни, сначала как актер и режиссер, затем художественный руководитель и консультант. Стремление Соболыцикова-Самарина развивать новое, социалистическое искусство сказалось в выборе репертуара, поисках новых методов работы, организации зрителя. В Горьковском театре он поставил "Ярость" Е.Яновского (1929), "Страх" Афиногенова (1932), "Бойцы" Ромашова (1934), "Таня" Арбузова (1938) и др.; из произведений классической драматургии: "Горе от ума" (1937); "Гамлет" (1937), "Зимняя сказка" Шекспира (1940). Самая крупная режиссерская работа Соболыцикова-Самарина, сохранявшаяся в репертуаре Горьковского театра в течение многих лет, - "Мещане" (1927; впервые поставленая Соболыциковым-Самариным в 1903). Утверждая реалистич. традиции русской сцены, Соболыциков-Самарин стремился вскрыть политическую направленность пьесы, заострить заложенные в ней социальные проблемы. В своих лучших постановках, отмеченных высоким мастерством, режиссер сочетал романтическую приподнятость и яркость театральных красок с глубиной социальных, бытовых и психологических характеристик. Поставленные им спектакли отличались сыгранностью ансамбля, выразительностью народных сцен. В Горьковском театре Соболыциков-Самарин исполнил роли Хлынова, Лыняева ("Горячее сердце", "Волки и овцы" Островского), Миллера ("Коварство и любовь"), Фамусова и др. Деятельность Соболыцикова-Самарина во многом способствовала выдвижению Горьковского театра в число лучших театров советской периферии. Режиссер-педагог он воспитал несколько поколений актеров. Соболыциков-Самарин является также автором сказочных феерий и пьес для детей ("Кот в сапогах" и др.); пьес "Почтенная артистка" (1904, Саратов), "Петр Первый" ("Царство антихриста", 1924, Нижегородский театр), "Буревестники" (1926, Нижегородский театр), "Ванька-ключник" (1927) и др.; инсценировок: "Сытые и голодные" (по роману Михайлова, 1901, Новгород), "Сергей Горбатов" (по роману В.Соловьева, 1922, Одесса), "Александр I" (по Мережковскому, 1923, Уфа), "Дворянское гнездо" (по Тургеневу, 1940, Горький), "Обрыв" (по Гончарову, 1957, Горький) и др. Умер в городе Горький 20 июля 1945 года. Сочинения: О "Гамлете, принце датском", Горький, 1936; Записки, 2 издание. Горький, 1960. Литература: Крути И., Николай Иванович Соболыциков-Самарин, "Театральная декада", 1936, ј 21; Холодковский Вл., В гостях у мастера, "Театральная неделя", 1940, ј 18; Николай Иванович Соболыциков-Самарин, "Театр", 1953, ј 6; "Астрахань". Сборник, Астрахань, 1958, страницы 531-532; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, Москва, 1957.

Elie_Cartan (542x700, 246Kb)
1869
Эли Жозеф Картан (французское имя - Élie Joseph Cartan)
французский математик, член Парижской Академии Наук (1931). Отец математика Анри Картана. Родился в Доломье. Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1891). С 1912 профессор Парижского университета. Основные труды по теории непрерывных групп, теории дифференциальных уравнений и дифференциальной геометрии. В 1894 заложил основы алгебраические теории групп Ли, в 1913 построил теорию представлений полупростых групп Ли; в дальнейшем связал группы Ли с дифференциальной геометрией и топологией. В 1899—1902 создал т. н. метод внешних форм, который позволил ему разрешить проблему совместности уравнений Пфаффа. В дифференциальной геометрии многомерных пространств им построены обобщенные пространства аффинной, проективной и конформной связности и, кроме того, дан общий метод подвижного репера, который в соединении с методом внешних форм является эффективным средством решения геометрических проблем. Казанское физико-математическое общество присудило (1937) Картану за исследования по геометрии и теории групп премию имени Н.И.Лобачевского. Умер в Париже 6 мая 1951 года. В честь Эли Картана назван кратер на Луне. Ученики: Эресманн, Шарль. Переводы работ Картана на русском языке: Картан Э.Ж. Теория групп и геометрия. //? стр.486-506, 1927; Картан Э.Ж. Интегральные инварианты. Mосква-Ленинград: Государственное издательство технико-теоретической литературы, [1922]1940; Картан Э.Ж. Пространства аффинной и проективной связности. Казань: издательство Казанского унивеситета, [1924]1962; Картан Э.Ж. Риманова геометрия в ортогональном репере. Mосква: издательство МГУ, [1926-1927]1960; Картан Э.Ж. Геометрия римановых пространств. Mосква-Ленинград: издательство НКТП СССР, [1928]1936; Картан Э.Ж. Метод подвижного репера, теория непрерывных групп и обобщённые пространства. Mосква-Ленинград: Государственное издательство технико-теоретической литературы, [1930]1933; Картан Э.Ж. Теория конечных непрерывных групп и дифференциальная геометрия изложенная методом подвижного репера. Москва: издательство МГУ, [1930]1963; Картан Э.Ж. Теория спиноров. Москва: издательство Иностранной Литературы, [1938]1947; Картан Э.Ж. Внешние дифференциальные системы и их геометрические приложения. Mосква: издательство МГУ, [1926-1927, 1945]1962; Картан Э.Ж. Геометрия групп Ли и симметрические пространства. Mосква: издательство Иностранной Литературы, 1949; Картан Э.Ж. Избранные труды. Москва: издательство МЦНМО, 1998. Сочинения: Selecta, ., 1939; в русском переводе — Метод подвижного репера, теория непрерывных групп и обобщенные пространства, Москва — Ленинград, 1933; Геометрия римановых пространств, Москва — Ленинград, 1936; Интегральные инварианты, Москва — Ленинград, 1940; Теория спиноров, Москва, 1947; Геометрия групп Ли и симметрические пространства, Москва, 1949. Литература: Chern . . and Chevalley G., Élie Cartan and his mathematical work, "Bulletin of the American Mathematical Society", 1952, v. 58, № 2 (имеется библиография).

LГ©on_Blum_reading (478x600, 86Kb)
1872
Андре Леон Блюм (французское имя - Andrе Lеon Blum)
французский политик, первый социалист и еврей во главе французского правительства. Первый еврей — глава французского государства. Родился в Париже. Блюм происходил из вполне обеспеченной буржуазной семьи — сын эльзасского фабриканта шёлковых лент. Учился в престижном лицее Генриха IV, затем в Сорбонне. В молодости занимался литературой, исследовал творчество Гёте, печатал стихи в журнале под редакцией Андре Жида, выступал как критик. Под влиянием дела Дрейфуса, как и многие французские евреи, заинтересовался политикой; вскоре он уже активный участник социалистического движения, последователь и поклонник Жана Жореса, один из ведущих теоретиков партии и марксистов того времени, издатель газеты «Юманите». С 1919 глава СПФ и депутат Национального собрания от Парижа. Осудил Октябрьскую революцию и диктатуру пролетариата, заявив о неприемлемости любой диктатуры; после этого сторонники русской революции организовали Французскую коммунистическую партию (1920), причём к ним перешла и «Юманите». Как марксист, отказывался от участия в буржуазных правительствах (а создание чисто левого правительства без поддержки коммунистов было невозможным). В 1936 один из организаторов антифашистского Народного фронта, одержавшего победу на всеобщих парламентских выборах, после чего Блюм согласился стать премьер-министром. Правительство Блюма приняло пакет важных социальных законов: оно окончательно утвердило 40-часовую рабочую неделю, ввело оплачиваемый отпуск для рабочих, уравняло арабов в Алжире в правах с французами и пр. В 1937 из-за противоречий внутри коалиции по вопросу поддержки испанских республиканцев в Гражданской войне в Испании Блюм ушёл в отставку; весной следующего года он вновь был назначен премьером, но не смог сформировать правительство. В 1940 отказался покинуть республику (хотя, как еврей и социалист, обрекал себя на репрессии при немецкой оккупации). При созыве Национального собрания в Виши был одним из 80 депутатов, голосовавших против предоставления диктаторских полномочий маршалу Петену. Содержался с сентября 1940 под арестом. В 1942 предан, вместе с рядом политиков Третьей республики, показательному суду, должному "установить и осудить виновников поражения Франции" ("Риомский процесс"). В 1943 по приказу Пьера Лаваля депортирован в Германию и содержался в концентрационном лагере Бухенвальд; благодаря случайности избежал расстрела, в мае 1945 освобождён союзниками. Родной его брат Рене Блюм погиб в Освенциме. Блюм вернулся во Францию и вошёл во временное правительство де Голля, а в конце 1946 кратковременно возглавил государство и правительство, был также представителем Франции в ЮНЕСКО. Скончался в Жуи-ан-Жоза 30 марта 1950 года. Первое Министерство Блюма: 4 июня 1936 — 22 июня 1937: Леон Блюм — Председатель Совета Министров; Эдуар Даладье — Вице-председатель Совета Министров и министр национальной обороны и войны; Ивон Дельбос — министр иностранных дел; Роже Саленгро — министр внутренних дел; Венсан Ориоль — министр финансов; Шарль Спинасс — министр национальной экономики; Жан-Батист Леба — министр труда; Марк Рукар — министр юстиции; Альфонс Ганье-Дюпар — морской министр; Пьер Кот — министр авиации; Жан Зей — министр национального образования; Альбер Ривье — министр пенсий; Жорж Монне — министр сельского хозяйства; Морис Моте — министр колоний; Альбер Бедус — министр общественных работ; Анри Селлье — министр здравоохранения; Робер Жардиллье — министр почт, телеграфов и телефонов; Поль Бастид — министр торговли; Камиль Шотан — Государственный министр; Поль Фор — Государственный министр; Морис Виоллетт — Государственный министр; Лео Лагранж — Заместитель государственного секретаря по досугу и спорту т.е. министр спорта. Изменения: 18 ноября 1936 — Марс Дормуай наследует за Роже Саленгро как министр внутренних дел. Второе Министерство Блюма: 13 марта — 10 апреля 1938: Леон Блюм — Председатель Совета Министров и министр казначейства; Эдуар Даладье — Вице-председатель Совета Министров и министр национальной обороны и войны; Жозеф Поль-Бонкур — министр иностранных дел; Марс Дормуай — министр внутренних дел; Шарль Спинасс — министр бюджета; Альбер Сероль — министр труда; Марк Рукар — министр юстиции; Сезар Кампинши — военно-морской министр; Ги Ла Шамбре — министр авиации; Жан Зей — министр национального образования; Альбер Ривье — министр пенсий; Жорж Монне — министр сельского хозяйства; Морис Моте — министр колоний; Жюль Мок — министр общественных работ; Фернан Гентен — министр здравоохранения; Жан-Батист Леба — министр почт, телеграфов и телефонов; Луи-Оскар Фроссар — министр пропаганды; Венсан Ориоль — министр координации служб Председателя Совета Министров; Пьер Кот — министр торговли; Поль Фор — Государственный министр; Теодор Стег — Государственный министр; Морис Виоллетт — Государственный министр; Альбер Сарро — Государственный министр, отвечающий за северо-африканские дела; Лео Лагранж — Заместитель государственного секретаря по досугу и спорту т.е. министр спорта. Третье Министерство Блюма: 16 декабря 1946 — 22 января 1947: Леон Блюм — Председатель Временного Правительства и министр иностранных дел; Андре Ле Трокер — министр национальной обороны; Эдуар Депрё — министр внутренних дел; Андре Филип — министр экономики и финансов; Робер Лакост — министр индустриального производства; Даниель Мейер — министр труда и социального обеспечения; Поль Рамадье — министр юстиции; Ив Танги — министр общественных предприятий коммунального обслуживания; Марсель Эдмон Нажелан — министр национального образования; Макс Лежён — министр по делам ветеранов и жертв войны; Франсуа Танги-Прижен — министр сельского хозяйства; Морис Моте — министр по делам заграничной Франции; Жюль Мок — министр общественных работ, транспорта, реконструкции и градостроительства; Пьер Сегелль — министр здравоохранения и народонаселения; Эжен Тома — министр почт; Феликс Гуен — министр планирования; Ги Молле — Государственный министр; Огастен Лоран — Государственный министр. Изменения: 23 декабря 1946 — Огастен Лоран наследует Моте как министр заморских территорий.

Палибин Иван Владимирович (443x700, 78Kb)
1872
Иван Владимирович Палибин
выдающийся советский ботаник и палеоботаник., доктор биологических наук (1934), заслуженный деятель науки РСФСР (1946). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), в семье военного. Среднее образование получил в 3-м Московском кадетском корпусе. Военная служба его не прельщала, с молодых лет он проявлял интерес к естественным наукам. Начал работу в ботаническом кабинете Московского университета, изучал флору Московской области. В 1895 году Палибин переехал в Санкт-Петербург и начал работать в Ботаническом саду, с которым связал всю свою жизнь. Несколько лет он работал частным образом и только в 1902 году уже, будучи известным ученым, получил наконец-то штатную должность всего лишь помощника младшего консерватора. Научная деятельность Палибина началась с изучения флоры Дальнего Востока. Вскоре он опубликовал свой первый научный труд. Не заставила себя ждать и экспедиционная деятельность. В 1899 году по заданию ИРГО Палибин поехал в Монголию и Северный Китай, где собрал обширные коллекции и нанес на карту караванный маршрут длиной свыше 3000 км. За отчет об этом путешествии ИРГО присудило ему в 1902 году серебряную медаль. И в последующие годы Палибин не прерывал свои связи с Дальним Востоком, опубликовав целый ряд работ по флоре Кореи, Монголии, Китая и Забайкалья. В 1901 году Палибин по приглашению адмирала С.О.Макарова участвовал в первом арктическом плавании только что построенного ледокола «Ермак». Он провел уникальные для того времени обследования архипелагов ЗФИ, Шпицбергена, северного острова Новой Земли, собрав обширные ценные коллекции представителей арктической флоры. Долгие годы с любовью хранил Палибин памятку об этом походе: миниатюрную модель якоря «Ермака». Для обработки собранных материалов Палибина в 1903 году командировали в Швецию, Данию и Норвегию. За блестящее выполнение работ он был награжден золотой медалью ИРГО. С начала ХХ столетия Палибина все больше начинает привлекать палеоботаника. Постепенно он стал крупнейшим российским специалистом в области третичной флоры. Так как Палибин не имел высшего образования, он формально не мог получить ученую степень. Для этого ему пришлось отправиться за границу в Швейцарию, где в течение 1906–1910 гг. он занимался в Женевском университете. В 1908 году, сдав экзамен на степень доктора, он написал необходимую для присуждения диссертацию, но публикация ее затянулась, потом была сорвана мировой войной, революцией, гражданской войной. Лишь в 1934 году Президиумом АН СССР он был утвержден в степени доктора биологических наук и только в 1939 году – в звании профессора. Основные части его диссертации опубликованы в 1935 году в изданиях Академии Наук. С 1911 года в сферу научных интересов Палибина вошло изучение черноморско-кавказской флоры. В течение 1916–1923 гг. он рабол директором знаменитого Батумского ботанического сада. С 1923 года уже в ранге видного ученого Палибин возвратился в родной Ленинградский ботанический сад, где работал сначала старшим хранителем, а затем заведующим Музеем Ботанического института Академии Наук СССР. Под его руководством музей превратился в сокровищницу мировой флоры. Палибин провел в блокадном Ленинграде самый тяжелый период и был вывезен в Москву только в январе 1943 года. Блокада подорвала здоровье ученого. В июне 1945 года его постиг удар, от последствий которого он так и не оправился. Вернувшись в Ленинград в 1946 году, Палибин работал насколько хватало сил, надеясь на восстановление здоровья и возвращение к любимой работе. Однако этого не случилось. Умер в Ленинграде 30 сентября 1949 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Шуваловском кладбище. Могилу найти не удалось. Именем Палибина назван мыс на северо-западе острова Хохштеттера-Южный (архипелаг Земля Франца Иосифа). Название утверждено решением Архангельского облисполкома от 26 августа 1963 года. Сочинения: К изучению ископаемой флоры Ашутаса, в книге: Флора и систематика высших растений, выпуск 1, Ленинград, 1933 (Труды Ботанического института Академии Наук СССР (серия 1): Этапы развития флоры прикаспийских стран со времени мелового периода, "Советская ботаника", 1935, № 3; Новые данные о третичной и послетретичной флоре районов низовьев реки Лены, в книге: Материалы по истории флоры и растительности СССР, Москва—Ленинград, 1946 (Ботанический институт имени В.Л.Комарова, выпуск 2); Нижнеолигоценовая флора горы Дарры-Даг в бассейне рек. Аракса (Закавказье], Москва—Ленинград, 1947 ("Труды Ботанического института имени В.Л.Комарова Академии Наук СССР ". Серия 1. Флора и систематика высших растений, выпуск 6). Литература: Васильев А.В., Криштофович А.Н., Иван Владимирович Палибин (1872-1949), "Ботанический журнал", 1950, том 35, № 6.

 (529x699, 97Kb)
1873
Реджинальд Прайс Мичелл (Reginald Pryce Michell)
английский шахматный мастер. Чемпион Англии среди любителей (1902). Играл в восьми матчах по телефону между англией и США в 1901-1911 гг. Двважды представлял Англию на шахматных олимпиадах в Лондоне (1927) и на 50-й шахматной олимпиаде в Фолкстоне (1933). Мичелл был частым участником Гастингского международного шахматного конгресса на протяжении свыше 20 лет. Обыграл Мир Султан Хана и Веру Менчик в1932/1933. Занимал 2-ое, 3-е и 4-ое места в чемпионатах, несколько раз обыграв Генри Эрнеста Аткинса. Работал в Адмиралтействе. Его жена Эдит Мичелл (урождённая Тэпсилл) была чемпионкой Британии в 1931 (с дележом), 1932 и 1935. Умер в Лондоне 20 мая 1938 года.

Julius_Bittner,_1911 (511x700, 137Kb)
1874
Юлиус Битнер (Julius Bittner)
австрийский композитор. Родился в Вене. Музыкальное образование получил в Венской консерватории, у И.Лабора и В.Вальтера. Проявил себя главным образом в области музыкального театра. Сочинения: 11 опер, в том числе (даты постановок) - "Музыкант" (1910), "Горное озеро" (1911), "Адское золото" (1916) и другое; балеты - "Рынок любви" (постановка 1909г.), "Тарантелла смерти" (1920); 2 оперетты; для оркестра - 2 симфонии, 2 симфонические поэмы; 2 струнных квартета, соната для виолончели и фортепиано, пьесы для фортепиано, в том числе цикл "Австрийские танцы"; песни. Умер в Вене 10 января 1939 года. Литература: Spech t R., J. Bittner. Eine Studie, Munchen 1921.

Ghirshman_team (392x700, 87Kb)
1877
Жорж Контено (Georges Contenau)
французский археолог, специалист по археологии и истории древнего искусства Передней Азии, один из наиболее авторитетных среди буржуазных ученых, занимающихся историей и археологией стран Переднего Востока. Родился в Лан. Профессор Брюссельского университета (1932-1947), главный хранитель восточных древностей Лувра (1937-1946). Руководитель ряда археологических экспедиций на территорию Ирана и Ливана. В 1946-1957 гг. генеральный директор французской археологической миссии в Иране. Его перу принадлежат многочисленные труды и в их числе известный четырехтомный справочник «Руководство по археологии Востока», содержащий огромный фактический материал. Еще в 1934 г. Ж.Контено выпустил книгу о культуре хеттов и Митанви, прошлое которых только в течение текущего столетия стало принимать реальные очертания. Умер в Париже 22 марта 1964 года. Сочинения: civilisation assyro-babylonienne, ., 1922: civilisation phénicienne, ., 1926; Manuel d"archéologie orientale, v. 1—4, ., 1927—1947.

Jotuni (700x579, 143Kb)
1880
Мария Йотуни (Maria Jotuni)
финская писательница и драматург. Родилась в Куопио. Литературную деятельность начала в 1905. Первая пьеса "Старый дом" (1910) не имела успеха. Затем Йотуни написала пять комедий: "Ребро мужчины" (1914, Финский национальный театр), "Верховный жрец" (1915), "Золотой телец" (1918), "Под каблучком у жены" (1914) и "Курдский принц" (1932). Особой популярностью пользовалась социально-бытовая комедия "Ребро мужчины". Йотуни написала также трагедию на библейский сюжет ("Я виновен", 1929) и трагедию, основанную на народной балладе, "Клаус, господин Лоухикко" (1946). Первые постановки этих трагедий осуществлены Финским национальным театром в Хельсинки. В своей драматургии Йотуни следует реалистическими традициям драматургов А.Киви и М.Кант. Большое влияние на творчество Йотуни оказала также драматургия Г.Ибсена. Её комедии насыщены сочным юмором. Пьесам Йотуни присуща глубокая разработка психологии героев. В характерах персонажей её пьес комическое часто переплетается с трагическим. Трагедии Йотуни отмечены глубоким гуманизмом. Произведения Йотуни ставятся во многих теттрах Европы. Скончалась в Хельсинки 30 сентября 1943 года.
MariaJotuni-postimerkki (512x700, 296Kb)
Сочинения: Избранное, Хельсинки, 1954 (на финском языке); Под каблучком у жены. Пьеса, перевод А.Мантере и О.Терентьевой, в книге: Финская драматургия XIX - XX в., Ленинград - Москва, 1960, страницы 351 - 448 (также страницы 16 -20); Kootut teokset, (nide) 1-4, Hels., 1930; Valitut teokset, Hels., 1956. Литература на финском языке: Таркиайнен В., Мария Йотуни, в книге; Собрание сочинений, I, [б.м.], 1930; Коскимиес Р., Мария Йотуни, в книге: Финская национальная литература, II, [б.м.], 1956, страницы 263-285; Tarkiainen ., Каиррinen E., Suomalaisen kirjallisuuden historia, Hels., (1961).

1881
Евгений Варфоломеевич Близняк
российский гидролог и гидротехник, доктор технических наук (1937), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947), профессор (1923). Родился в городе Мстиславль. С 1921 г. преподавал в вузах Москвы, с 1950 г. - заведующий кафедрой гидрологии суши географического факультета Московского университета. В 1928-1930 гг. - директор организованного им Гидролого-гидротехнического института. В 1904-1907 гг. исследовал Северный Донец (для водоснабжения Донбасса) и с 1908 г. Енисей (от Большого Порога в Западном Саяне до устья). Участвовал в работах комиссии ГОЭЛРО, где руководил разработкой схемы Западной Сибири. Основные труды: "Водные исследования" (1952), "Инженерная гидрология" (1939, совместно с Б.В.Поляковым), "Гидрография рек СССР" (1945, соавтор), "Гидротехнические изыскания" (1956), "Водноэнергетические изыскания" (1957, соавтор). Умер в Москве 10 октября 1958 года.

 (482x698, 88Kb)
1882
Виктор Александрович Веснин
русский советский архитектор, один из основателей конструктивизма в России. Родился в городе Юрьевец, Ивановской области. Окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров в 1912 году. В 1922 году совместно с братьями Леонидом (1880-1933) и Александром (1883-1959) создал значительный конкурсный проект Дворец Труда в Москве, который лег в основу нового архитектурного направления в России - конструктивизма. В 1925 году братья Веснины вместе с Моисеем Гинзбургом создали общество современных архитекторов (1925-1931, ОСА), членами которого были такие видные архитекторы-конструктивисты, как Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов. Приезжал в Россию и сотрудничал с членами ОСА знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье. ОСА издавала журнал "Современная архитектура", обложку которого оформлял Алексей Ган. Братья Веснины были авторами конкурсных пректов Московского отделения газеты "Ленинградская Правда" (1924, Москва), здания акционерного общества "Аркос" (1924, Москва), Народного Дома (1924, Иваново), Центрального телеграфа (1925, Москва), библиотеки имени Ленина (1928, Москва), Центросоюза (1928, Москва), Музыкального театра массового действия (1930, Харьков), Дворца Советов (1931, Москва) и другие. В 1925 году В.А.Веснин построил Институт минерального сырья в Замоскворечье, а в 1932 году - Днепрогэс в Запорожье, в 1929 году - универсальный магазин на Красной Пресне в Москве и другие значительные объекты Советского Союза. Знаменательным событием не только для братьев Весниных, но и для всей Москвы стало строительство в 1937 году Дворца культуры Пролетарского района (ДК ЗИЛ). В 1937 году они же спроетировали и построили Дом политкаторжан на ул. Воровского в Санкт-Петербурге (театр-студия киноактера на Поварской). После смерти Леонида Веснина (1933) Виктор и Александр подолжили архитектурную деятельность уже вдвоем и создали весьма интересные проекты, в том числе дом Наркомтяжпрома на Красной площади (1934-1936) и второй дом Совнаркома в Зарядье (1940) в Москве. В 1932 году В.А.Веснин был избран первым председателем Союза архитекторов СССР, в 1937 году - депутатом Верховного Совета СССР. С 1938 по 1949 годы он возглавлял Всесоюзную академию архитектуры. Умер в 1950 году.

1882
Иван Владимирович Космин
Художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор, автор большого количества мастерски выполненных портретов деятелей науки, культуры, искусства, партийных и государственных деятелей. Умер в 1973 году.

1883
Терентий Дмитриевич Дерибас
профессиональный революционер, чекист, комиссар госбезопасности 1-го ранга (1935). Член КПСС с 1903. Родился в местечке Онуфриевка, ныне Кировоградской области в семье крестьянина. Активно участвовал в Революции 1905-1907. Неоднократно арестовывался, был в ссылке. Во время Октябрьской революции был в Оренбургской губернии одним из руководителей Троицкой уездной большевистской организации. Командовал отрядом рабочих, действовавшим против и белочехов. В 1918-1919 был начальником политотдела дивизии и заместителем начальника политотдела армии. В 1920 направлен на работу в органы ВЧК, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа и ликвидации антоновщины. С 1929 в органах ОГПУ - НКВД на Дальнем Востоке. В 1931-1937 член Коллегии ОГПУ. В 1934 на 17-м съезде партии избран кандидатом в член ЦК ВКП(б). Награжден орденом Ленина и 2 орденами Красного Знамени. Умер 22 августа 1939 года.

 (534x698, 88Kb)
1883
Иван Александрович Ильин
русский философ и правовед. Родился в Москве. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1910–1912 стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов – Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Э.Гуссерля и др. С 1912 преподавал в Московском университете. В 1918 защитил диссертацию Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 1921 был избран председателем Московского психологического общества. В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг: Религиозный смысл философии. Три речи, 1925; О сопротивлении злу силою, 1925; Путь духовного обновления, 1935 и др. После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха Цолликоне. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954 г. Будучи крупным правоведом, учеником П.И.Новгородцева, Ильин в своем фундаментальном исследовании Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека рассматривал гегелевское учение о праве и государстве как элемент «целостной» метафизики немецкого философа. В основе этой метафизики, по Ильину, лежал религиозный опыт, который стал источником основной философской идеи Гегеля – идеи «спекулятивно-конкретного» («все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности – вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля»). Хотя Ильин никогда не был последовательным гегельянцем, он, как и Гегель, был склонен подчеркивать единство правового и морального сознания. В работе О сущности правосознания (1956) он определил «аксиомы правосознания», лежащие в основе общественной и государственной жизни: «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Первый из них фиксирует духовно-личностный статус гражданина, его неотъемлемое право на самоуважение, достоинство личности, отстаивание собственной позиции (интеллектуальной, религиозной, нравственной, эстетической). Второй момент отражает сложную диалектику свободы и ответственности гражданина, который может сохранить собственную «автономность» только в том случае, если является подлинным субъектом права и «внутренне свободно» исполняет возложенные на него обществом и государством обязанности. Третий принцип признает важнейшим условием гражданской жизни взаимное уважение граждан и понимание ими безусловной ценности гражданских и государственных институтов. Будучи сторонником монархии, Ильин в то же время считал, что монархический идеал далеко не всегда может и должен быть воплощен в жизнь. Так, размышляя о перспективах развития России в постсоветскую эпоху, он признавал целесообразным соединение в ее государственной организации монархических, республиканских и аристократических (элитарных) элементов. Отвергая любые формы антигосударственной, анархической идеологии, Ильин подверг резкой критике моральный анархизм Л.Толстого в своей работе О сопротивлении злу силою (1925). В религиозно-метафизических построениях Ильина решающая роль отводится духовности (духу) в человеке и в обществе. Уровень духовности определяет качество индивидуальной и общественной жизни и в конечном счете зависит от волевых, творческих усилий личностей. «Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое самое главное – и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, – но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического осознания состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа». Исключительное место в творчестве Ильина в период эмиграции занимают его многочисленные статьи о России, ее прошлом, настоящем и будущем. 3 октября 2005 прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве. Обширный архив корреспонденции и писем Ильина 26 мая 2006 был передан университетом штата Мичиган библиотеке Московского государственного университета. Эти материалы были вывезены в США учеником Ильина профессором Н.П.Полторацким в 1965 из Цюриха. Сочинения, тома 1–2. Москва, 1993–1994; Ильин И.А. Собрание сочинений, тома 1–10. Москва, 1993–1998; Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы. Москва, 1999; Ильин И.А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары. Москва, 1999;Кризис идей субъекта в наукоучении Фихте старшего, "Вопросы философии и психологии", 1912, книги 111(1) и 112(2): Религиозный смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925; Аксиомы религиозного опыта, тома 1-2, Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956. Литература: Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Москва, 1918; История философии в СССР, том 4, Москва, 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. von D. Tschizewskij, 2 Aufl., Darmstadt, 1961, . 360-368.

1883
Мухаммед Надир-шах
афганский правитель, король Афганистана с 1929 г. Сыграл видную роль в войне Афганистана за независимость в 1919 г. В 1919-1924 гг. - военный министр, в 1924-1926 гг. - посол в Париже, в 1926 г. ушел в отставку и жил во Франции. В 1929 г., вернувшись на родину, возглавил борьбу против Бачаи Сакао и в октябре стал королем. Убит в результате покушения.

1884
Франко Виттадини
итальянский композитор, дирижер.

1885
Николай Максимович Беззубцев
хранитель музея древностей и изящных искусств при ВГУ, позднее был сотрудником краеведческого музея. В 1925г. организовал первый в Воронеже любительский кукольный "Театр петрушек". Был арестован в 1930г. по делу краеведов. Умер 27 февраля 1957 года.

1885
Леонид Сергеевич Леонтьев
балетный танцовщик, балетмейстер и педагог, заслуженный артист Республики, солист балета Мариинского театра (Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова). Родился в Санкт-Петербурге. Выступал в различных партиях - от острогротескных и комедийных до драматических. Был участником Русских сезонов в Париже и в 1920 перенес на петроградскую сцену балет "Петрушка" Игоря Стравинского, исполнив в нем заглавную партию. Умер в эвакуации в Перми 6 июня 1942 года.

1887
Евгений Михайлович Гузиков
советский скрипач, педагог. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1952). Доктор искусствоведения (1941). Ученик И.В.Гржимали. Совершенствовался у Л.Капе в Париже. Выступал в концертах. Гастролировал. В 1916-1918 преподавал в Тбилисском музыкальном училище. В 1923-1959 вел в Московской консерватории класс квартетной игры (с 1927 профессор, в 1932-1934 декан оркестрового факультета, в 1936-1944 заведующий кафедрой квартета). Среди учеников - участники квартетов имени Комитаса, имени А.А.Спендиарова, имени М.И.Глинки, имени С.И.Танеева, струннрго квартета Грузинской ССР. Гузикову принадлежат многочисленные редакции квартетов. Умер в 1972 году.

1888
Григорий Павлович Ардаров (настоящая фамилия — Богданович)
советский актер, режиссёр, народный артист РСФСР (1954). На сцене с 1908. В Большом драматическом театре Казани (1940) создал образ Арбенина в спектакле «Маскарад». Ардаров показывает героя успокоенным, даже счастливым человеком, светлый душевный мир которого внезапно рушится. Успех спектакля отмечался на конференции ВТО, посвящённой «Маскараду» (1940). Ардаров в концертном исполнении читал «Думу», «Как часто...», «Родину». Умер в 1956 году. Литература: Штайн Г.Г., «Маскарад» на советской сцене, в Сборнике ВТО, страницы 142, 162—170; Шнейдерман И.И., Научно-творческая конференция, посвящённая драме Лермонтова «Маскарад», там же, страницы 182, 194—196.

1888
Анатолий Корнелиевич Виноградов
русский советский писатель. Родился в селе Полотняный Завод, ныне Калужской области. В 1912 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1921-1925 гг. - директор Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина. Совместно с М.Горьким работал над изданием классиков иностранной литературы, редактировал серию "История молодого человека ХIХ столетия". Автор работ о П.Мериме и художественно-биографических книг: "Три цвета времени" (1931), "Потерянная перчатка (Стендаль в Москве)" (1931), "Повесть о братьях Тургеневых" (1932), "Чёрный консул" (1932), "Осуждение Паганини" (1936), "Байрон" (1936), "Стендаль и его время" (1938), романа "Хроника Малевинских" (1941). Его книги отличаются занимательностью изложения, насыщены документальным материалом; в то же время они содержат элементы модернизации истории, произвольной трактовки исторических персонажей. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью. Умер в Москве 26 ноября 1946 года.

1888
Сабато Виско
деятель итальянской научной киномонографии, ученый-физиолог. В течении многих лет вел научную работу в области использования кино для пропаганды достижений науки. Президент итальянского отделения Международной ассоциации научного кино. С 1950 г. возглавляет комиссию по научному кино при научно-исследовательском совете; с 1953 г. руководит институтом учебной, научной и социальной кинематографии; с 1957 г. – президент университетского центра по изучению применения кино в научной и педагогической работе. Под его руководством созданы научные фильмы: «Планктон», «Рассказ о капле воды», «Гальвани и Вольта» и др. В 1956 г. основал журнал «Кино – Наука – Телевидение».

Sol Hurok (435x600, 30Kb)
1888
Сол Юрок (Sol Hurok; имя при рождении - Соломон Израилевич Гурков)
американский музыкальный и театральный продюсер российского происхождения. Родители — Израиль Гурков и Анна Шрим. С 1906 г. в США. Работал курьером, мыл бутылки, торговал в скобяной лавке. В конце 1900-х гг. увлёкся политическим активизмом, приглашая начинающих музыкантов участвовать в социалистических митингах. Затем организовывал концерты для рабочих. В 1910 г. был одним из учредителей Трудового лицея, в котором наряду с лекциями проводились и концерты. Контакты Юрока с музыкантами упрочивались, и у него появлялась возможность организовывать концерты в других местах — в частности, большие публичные концерты на Нью-Йоркском ипподроме. Среди музыкантов, чьи выступления провёл Юрок в 1910-е гг., — Ефрем Цимбалист, Эжен Изаи и др. В 1914 г. Юрок получил гражданство США. В 1916 году Юрок познакомился с Анной Павловой, а в 1921—1925 годах был организатором её гастролей по США. В 1922 году Юрок познакомился с приехавшими в США балериной Айседорой Дункан и её мужем, поэтом С. Есениным, и организовывал концерты А. Дункан. Успех балерины способствовал росту популярности самого Юрока, ставшего в 1920-е годы одной из крупнейших фигур в культурной жизни Нью-Йорка. В 1921—1927 годах Юрок был американским импресарио Фёдора Шаляпина. Среди других артистов российского происхождения, с которыми работал Юрок, можно назвать Артура Рубинштейна и Яшу Хейфеца. Юрок также провёл первые гастроли в США еврейского театра «Габима». Одним из направлений деятельности Юрока была организация концертов советских артистов в США и американских артистов в СССР, начавшаяся в 1926 году. В 1926—1937 гг. и в 1956—1973 гг. Юрок ежегодно ездил в Советский Союз. Рубеж 1930—1940-х гг. ознаменовался большими успехами Юрока и его музыкантов — начиная со знаменитого концерта Мариан Андерсон, данного на ступенях Мемориала Линкольна после того, как ей отказали в предоставлении зала из-за чёрного цвета кожи, и собравшего около 75 000 слушателей. В это время Юрок становится крупнейшим музыкальным продюсером страны. К 1940-м годам Юрок стал крупнейшим американским импресарио. С 1956 года началась активная деятельность Юрока по восстановлению советско-американских культурных связей. Юроку США были обязаны концертами таких советских исполнителей, как Давид Ойстрах и Игорь Ойстрах, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Ирина Архипова и многие другие, а также трупп МХАТа, Большого театра, хореографического ансамбля «Берёзка», Театра кукол Сергея Образцова и др. В свою очередь, в СССР благодаря усилиям Юрока приезжали с концертами Ван Клиберн, Исаак Стерн, Жан Пирс. В 1968 году, находясь на гастролях в США с оркестром имени Осипова, Людмила Зыкина встретила Юрока, который, под впечатлением от её концерта, посоветовал Зыкиной создать собственный музыкальный коллектив. Таким образом было положено начало ансамблю «Россия». Юрок опубликовал два тома воспоминаний: «Импресарио» (англ. Impresario; 1946) и «Сол Юрок представляет: История великих приключений импресарио в мире балета» (англ. S.Hurok Presents: The story of a great impresario's adventures in the world of ballet; 1953). По книге «Импресарио» в 1953 года был снят фильм «Вечером мы поем».



Аноним   обратиться по имени Среда, 09 Апреля 2014 г. 11:13 (ссылка)
1866
Сигди Рухулла - а что 2 статьи об этом товарище, но даты разные? Валерий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
vladfed   обратиться по имени Среда, 09 Апреля 2014 г. 15:57 (ссылка)
1883 Терентий Дмитриевич Дерибас.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 8 мая 1937 года отозван в распоряжение НКВД СССР. 12 августа арестован по обвинению «в шпионаже, сочувствии троцкизму и организации ряда заговоров в НКВД и Красной Армии». 28 июля 1938 года приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день на полигоне «Коммунарка».
31 декабря 1957 года Дерибас был посмертно реабилитирован и восстановлен в партии
Ответить С цитатой В цитатник
kakula   обратиться по имени Четверг, 10 Апреля 2014 г. 21:05 (ссылка)

Ответ на комментарий

Валерий, спасибо! Повтор убрал.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку