-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 58142
 омментариев: 6378
Ќаписано: 65968


4 апрел€ родились...

ѕ€тница, 04 јпрел€ 2014 г. 05:40 + в цитатник
 (439x699, 86Kb)
1859
ћеде€ »вановна ‘игнер (сценический псевдоним Ц ћей; урождЄнна€ - јмеде€ ћей ƒзоваиде, италь€нское им€ - Medea Mei-Figner)
артистка оперы (меццо-сопрано, затем драматическое сопрано), камерна€ певица. «аслуженна€ артистка –еспублики (1926). ∆ена Ќ.‘игнера. –одилась во ‘лоренции, в семье бедного италь€нского ремесленника. — 14 лет обучалась пению во ‘лорентийской конcерватории у ‘.Ѕь€нки, затем у √.ѕанофки, одновременно брала уроки пени€ у певицы  . ароцци-÷укки. ¬первые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в –еквиеме ƒж.¬ерди (1875, 1-е исполнение во ‘лоренции). ¬ том же году дебютировала в партии јзучены в —иналунге (близ ‘лоренции); позднее исполн€ла партию  оролевы ("√амлет") во ‘лоренции (теат "ѕергола", партнер ¬.ћорель). ƒо 1877 выступала в “урине (парти€  армен), Ќицце (парти€ —афо в одноимени опере ƒж.ѕачини), ћодене и √енуе. ¬ 1877Ч1887 с большим успехом гастролировала в »спании (—евиль€, Ѕарселона, ћадрид, √ренада; выступала с ј.ћазини и ћ.Ѕаттистини), с 1884 в »талии (ћилан, Ѕергамо, “урин, Ѕолонь€; в ансамбле с Ќ.‘игнером пела в "‘аворитке"), летом 1884 и 1886 в ёжнрй јмерике (Ѕуэнос-јйрес, –ио-де-∆анейро, ћонтевидео, —ан-ѕаулу; здесь выступала с ‘.“аманьо). ¬ этот период начала выступать в парти€х драматического сопрано, из меццо-сопранового репертуара Ч в парти€х  армен и јмнерис. ¬ 1887 по приглашению режиссера “. ондратьева дебютировала (в ансамбле с ‘игнером) в "√угенотах", на сцене —анкт-ѕетербургского ћариинского театра, где пела до 1912 (под фамилией ћей; с 1889 Ч ‘игнер). √астролировала во многих городах Ч ћоскве,  иеве, ќдессе, “ифлисе, Ќижнем Ќовгороде (1896), “уле,  ишиневе и за границей: в Ћондоне (театр " овент-√арден", 1887), ёжна€ јмерика (1903; здесь пела с Ё. арузо, под управлением ј.“осканини), японии, в Ѕерлине (1908, театр " ролль"), ¬ 1894 получила звание "«аслуженна€ артистка императорских театров". ќбладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и м€гкого тембра (верхний регистр отличалс€ легким звучанием), €рким драматическим темпераментом. Ѕольшое внимание удел€ла дикции, добива€сь правильного русского произношени€. ¬ работе над некоторыми парти€ми пользовалась советами  .‘ерни-ƒжиральдони. ƒва года пела на сцене ћариинского театра на италь€нском €зыке (партии ¬алентины, ƒездемоны Ч "ќтелло" ƒж. ¬ерди, ƒжоконды; ћаргариты Ч "ћефистофель"). ѕервой русской партией в репертуаре певицы была “ать€на (1889; готовила под руководством “осканини). 1-€ исполнительница партий: Ћизы ("ѕикова€ дама"), »оланты ("»оланта"; обе партии готовила под руководством ѕ.„айковского), ‘ранчески ("ѕоэт"), ћаши ("ƒубровский"),  ордели€ (" ордели€", 2-€ ред.), ‘ранчески ("‘ранческа да –имини" Ё.Ќаправника); в ћариинском театре Ч Ќедды ("ѕа€цы"), ћими ("Ѕогема"), ƒжульетты и јнтонии ("—казки √офмана"), —антуццы ("—ельска€ честь"), Ўарлотты ("¬ертер"); на русской сцене Ч  армен (" армен"), Ѕрунгильды ("¬алькири€"), “оски. — 1900 выступала в вагнеровском репертуаре, дл€ изучени€ которого ездила в Ѕайройт, ƒрезден и ћюнхен. ѕартии ћими ("Ѕогема") и “оски готовила под руководством ƒж.ѕуччини. —реди лучших партий: “ать€на, »оанна д'јрк, Ћиза ("ѕикова€ дама"), Ќаталь€ ("ќпричник"), ћаргариты ("ћефистофель"),  армен (в последний раз выступила в этой партии на оперной сцене в 1912). "¬ерхом совершенства в смысле пластической выразительности, нар€ду с выразительностью музыкальной, была ее  армен, но совсем в другом стиле, нежели у —лавиной. ≈е  армен была из€щна, и в ней не чувствовалась та чисто животна€ сила страсти, которую подчеркивали сначала —лавина, впоследствии ћари€ √ай" (Ё.—тарк). ƒругие партии: √орислава, ѕоппе€ —абина; ƒонна јнна ("ƒон ∆уан"), Ћеонора ("‘аворитка"), ћаргарита ("‘ауст"). јдриенна Ћекуврер, јида, ¬алентина. —елика, ≈лизавета ("“ангейзер"), Ёльза ("Ћоэнгрин"), Ѕрунгильда ("«игфрид" и "√ибель богов"). ѕартнеры: ».≈ршов, ј.ћ.Ћабинский, ј.ћазини, ¬.ћорель,  .—еребр€ков, ћ.—лавина, Ћ.—кобинов, ‘.—травинский, ‘.Ўал€пин, Ћ.яковлев. ѕела под управлением ‘.Ѕлуменфельда, √.¬арлиха, –.ƒриго, Ё.Ќаправника, ј.“осканини. Ё. рушевского. ¬ыступала также в оперетте " орневильские колокола" –.ѕланкета (1904). ‘игнер была выдающейс€ камерной певицей. ќна принимала участие в концертах  ружка друзей камерной музыки, выступала с сольными концертами и в дуэте с ‘игнером в —анкт-ѕетербурге, ћоскве, ќдессе, Ќижнем Ќовгороде (1896) и других городах. — 1912 пела в концертах эпизодически. 15 но€бр€ 1928 в зале Ћенинградской филармонии состо€лс€ последний концерт певицы. ¬ камерном репертуаре мастерством исполнени€ отличались романсы ѕ.„айковского, ј.–убинштейна. Ё.Ќаправник посв€тил артистке романс "Ѕаркарола" (оратори€ 59, 1895; впервые исполнена в 1896). “алантом артистки восхищались ѕ.„айковский, ј.–убинштейн. ј.„ехов, ј.Ѕенуа. ¬ 1918Ч1923 преподавала в 1-й петроградской музыкальной школе при ѕролеткульте, в 1925Ч1926 Ч во 2-м Ћенинградском музыкальном государственном техникуме, в 1926Ч1930 Ч в ÷ентральном государственном музыкальном техникуме. — 1931 жила в ѕариже, где продолжала педагогическую работу и эпизодически выступала в концертах с исполнением романсов русских композиторов. «аписывалась на грампластинки (свыше 30 произведений) в —анкт-ѕетербурге ("√раммофон", 1901; " олумби€", 1903: "ѕате", 1903; –јќ√, 1911) и ћоскве ("ћузтрест", 1930). »меетс€ несколько портретов певицы художника Ќ.Ѕеккера (местонахождение портретов неизвестно), а также бюст ‘игнер скульптора –.–оманелли (1901). ”мерла в ѕариже 8 июл€ 1952 года. —очинени€: ћои воспоминани€. Ч —анкт-ѕетербург, 1912. Ћитература: ћариинский театр. Ќова€ Ёльза // –ћ√. 1901. є 49. —траницы 1253Ч1255; XV-летие (1887Ч 1902) артистической де€тельности ћ.».‘игнер и H.H.‘игнер на императорской сцене. Ч —анкт-ѕетербург. 1902; –усский театр / —оставитель и издатель ј.ћ.Ўампаньер. Ч  иев, 1905. ¬ыпуски 1, 2. —траницы 26Ч27:  оломийцев ¬. ћ.‘игнер //“еатр. 1923. є 10. —траница. 15;  аратыгин ¬.  онцерт ћедеи ‘игнер // ∆изнь искусства. 1923. є 50. —траницы 12Ч13; Ѕугославский —. ћеде€ ‘игнер // «релища. 1924. є 86. —траница 6; »сламей.  армен и  арменсита // ∆изнь искусства. 1926. є 34. ѕриложение. —траницы 4Ч5; —тарк Ё. («игфрид). —анкт-ѕетербургска€ опера и ее мастера: 1890Ч1910. ЧЋенинград; ћосква, 1940. —траницы 186Ч189; ѕохитонов ƒ.». »з прошлого русской оперы. Ч Ћенинград, 1949. —траницы 157Ч161; Ћевик — ё. «аписки оперного певца. Ч 2-е издание Ч ћосква, 1962. —траницы 162Ч164; H.H.‘игнер: ¬оспоминани€. ѕисьма. ћатериалы. Ч Ћенинград, 1968; √озенпуд ј ј.–усский оперный театр XIX века. 1873Ч1889. Ч Ћенинград, 1973. —траницы 242Ч245; √ринев Ќ. ћеде€ ће€-‘игнер. (  125-летию со дн€ рождени€)// ћелоди€. 1984. є 2; ¬айнштейн Ћ. "–осси€ Ч мо€ втора€ родина" // ћузыкальна€ жизнь. 1988. є 23. —траницы 22Ч23.

—тефан ≈горович «верев7 (526x700, 110Kb)
1860
—тефан ≈горович «верев
краевед, организатор музейного дела в ¬оронеже. –одилс€ в ћосковской губернии. ¬ раннем детстве он лишилс€ родителей, скончавшихс€ от болезней. ¬ последующей судьбе детей-сирот важную роль сыграл их родственник Ц опекун д€д€ »ль€, живший в ћоскве и работавший сторожем. —тефан ≈горович обучалс€ в начальном училище, семинарии и в ћосковской духовной академии, где специализировалс€ по истории. ѕо окончании академии (1891 г.) был направлен в ¬оронеж, преподавал историю в духовной семинарии, а в 1894 году прин€л духовный сан и перешел на работу законоучителем в ¬оронежский кадетский корпус. √оды жизни —.≈.«верева в ¬оронеже: сент€брь 1891 Ц март 1920. ¬се свободное врем€ от преподавательской работы —.≈.«верев отдавал научной работе историка-краеведа. ¬ сент€бре 1891 года он вступил в должность секретар€ ¬оронежского губернского статистического комитета, заменив на этом посту известного воронежского историка и археографа Ћ.Ѕ.¬ейнберга, стал правителем дел ¬оронежской ученой архивной комиссии; с этого же года он активно сотрудничает и в ¬оронежском церковном историко-археологическом комитете; содействовал открытию в городе губернского музе€ (1894 г); представл€л воронежских краеведов на нескольких всероссийских археологических съездах. «авидна€ работоспособность! ƒл€ того, чтобы читатель получил представление об основных направлени€х де€тельности указанных учреждений, кратко обозначим круг вопросов, которыми занималась ¬оронежска€ учена€ архивна€ комисси€. ¬оронежска€ учена€ архивна€ комисси€ Ц губернское учреждение начала ’’ века, €вл€лась одновременно своеобразным историческим краеведческим обществом. јналогичные губернские учреждени€ создавались в дореволюционной –оссии формально дл€ отбора документов, подлежащих уничтожению, и упор€дочению архивного дела. ‘актически во многих губерни€х –оссии, в том числе и в ¬оронежской, де€тельность ученых архивных комиссий вышла далеко за рамки намеченного задани€ и способствовала развитию исторического краеведени€. ¬оронежска€ учена€ архивна€ комисси€, образованна€ в 1900 году, продолжила разбор и публикацию ¬оронежских актов, организовала археологические раскопки и разведки, установила научные св€зи с другими губернскими учеными архивными комисси€ми, издала четыре книги У“рудовФ (выпуски 1, 2, 4; 3-й выпуск издан не был). —.≈.«верева привлекали самые разные вопросы истории ¬оронежского кра€. Ѕудучи св€щеннослужителем, он многие годы изучал историю церкви, монастырей в крае. ѕо этой тематике он опубликовал в У“рудахФ архивной комиссии, в У¬оронежских епархиальных ведомост€хФ, других городских органах печати, а также в центральной печати р€д статей: Ујкты ¬оронежского ѕокровского девичьего монастыр€Ф, У  истории соборного храма в г.  орото€кФ и др. ƒл€ освещени€ рассматриваемых вопросов —тефан ≈горович использовал древние акты, хран€щиес€ как в ¬оронеже, так и в других городах –оссии. ¬ этом отношении интересна его стать€ У  истории соборного храма в города  орото€кФ, подготовленна€ на основе Устроельных книг города  орото€каФ, отложившихс€ в делах ¬оронежского губернского музе€, и документа (челобитной) из московского архива министерства юстиции. ќна помогает раскрыть страницы ранней истории церкви в крае. »звестно, что при закладке городов в средневековой –оссии одновременно строили и соборную церковь. ѕо запис€м стольника и воеводы г.  орото€ка ƒаниила —еменовича яковлева, в городе (основанном в Ѕелгородской черте в 1647 году) была заложена соборна€ церковь –ождества ѕресв€той Ѕогородицы. ÷ерковь, как и город-крепость, строилась по особому чертежу, данному из ћосквы. —оборным служител€м отводилс€ в городе участок земли дл€ строительства жиль€ (р€дом с Удетьми бо€рскимиФ и казаками), соборному храму Ц пахотна€ земл€, попу Ц сенные покосы (Упоповы лугаФ) в УЋаревой лукеФ, близ города, у реки “ихой —осны. ѕри основании храма (дерев€нного, крытого кровельным железом) царь јлексей ћихайлович пожаловал ему Укниги и ризыФ. „ерез несколько лет ризы настолько износились, что попу не во что стало УоблачитцаФ дл€ церковной службы.Ф “ак бедна была, -- замечает —тефан ≈горович «верев, -- ризница соборного храма г.  орото€ка в ’”11 веке. У¬ ответ на челобитную корото€кских св€щеннослужителей јлексей ћихайлович выделил двадцать рублей на Уприобретение церковной утвариФ.ƒл€ объективного определени€ размера царского пожаловани€ и тогдашних цен на церковные ризы, автор статьи воспользовалс€ разъ€снени€ми известного русского историка ¬асили€ ќсиповича  лючевского, лекции которого он слушал, будучи слушателем ћосковской духовной академии в —ергиев-ѕосаде (город «агорск). ¬.ќ. лючевский объ€сн€л, что 1 рубль 1655-1700 гг. равн€лс€ по ценности семнадцати кредитным рубл€м конца ’1’ века. –убль состо€л из 200 денег; 6 денег составл€ли алтын; 20 денег гривну. Ќа царские деньги дл€ соборного храма города  орото€ка были куплены две ризы Ц Упразднична€Ф и Убуденна€Ф с подризниками. “аковы были некоторые детали скромного быта св€щенников соборной церкви города-крепости  орото€к, гарнизону и гражданскому населению которого в ’”11 веке еще приходилось отбивать набеги крымских татар. ѕристальный интерес про€вл€л —тефан ≈горович «верев и к видной исторической фигуре ¬оронежского кра€ конца ’”11-начала ’”111 вв. Ц епископу ћитрофану (1623 Ц 1703). ћитрофан выдел€лс€ –усской православной церковью в числе наиболее прославленных св€тителей. ќн активно сотрудничал с ѕетром 1 в организации воронежского кораблестроени€. —тефан ≈горович в стать€х о ћитрофане раскрывает многогранную де€тельность первого епископа ¬оронежского, в том числе и в борьбе с расколом. —тефан ≈горович «верев активно участвовал и в других исследовани€х петровской эпохи: опубликовал статью о вз€тии в 1696 году русскими войсками и флотом, построенном на воронежских верф€х, мощной турецкой крепости јзов, закрывавшей выход из ƒона в јзовское море; подготовил на основе архивных документов статью о подготовке г. ¬оронежа в 1705 году к приезду ѕетра 1; в 1909 году в ¬оронеже вышла брошюра о ѕолтавской битве: ее подготовила местна€ группа краеведов, в числе которых был и «верев. ¬ конце ’1’ - начале ’’ вв. он систематически участвовал в подготовке и проведении всероссийских археологических съездов: участвовал в археологических разведках и раскопках, в научном осмыслении найденных материалов, подготовке сборников статей, научных сообщений, других материалов, выступал на съездах. “ак, при его участии к ’11 ¬сероссийскому археологическому съезду (’арьков 28 феврал€ Ц 8 марта 1902 года) были подготовлены два историко-археологических издани€: У¬оронежска€ старинаФ.¬ыпуск 1 (¬оронежский церковный историко-археологический комитет) и У“руды ¬оронежской ученой архивной комиссииФ. ¬ыпуск 1. ѕодготовительна€ работа воронежских краеведов, их научные сообщени€ и материалы были высоко оценены участниками ’11 ¬сероссийского археологического съезда. —тефан ≈горович по окончании работы съезда опубликовал довольно подробный отчет У¬оронеж на ’II јрхеологическом съездеФ в очередном выпуске У“рудовФ ¬оронежской ученой архивной комиссии. »звестно, что он был активным участником дискуссии о времени основани€ города ¬оронежа и выступил в печати и на ’ археологическом съезде (1896 г., –ига) с утверждением, что город ¬оронеж возник в домонгольский период. ≈го взгл€ды подверг аргументированной критике другой воронежский историк-краевед —.Ќ.¬веденский. —ледует отметить, что как археолог «верев был довольно удачлив. ¬ 1894 году по ƒону у с. —емилуки был обнаружен, привлекший внимание »мператорской археологической комиссии (—анкт-ѕетербург), клад золотоордынского времени, включавший 34 серебр€ных монеты и слиток Ц гривну. ¬скоре по заданию  омиссии место находки обследовал «верев. ≈ще в конце прошлого века внимание научной общественности привлек и ныне широко известный могильник в урочище У„астые курганыФ. ¬оронежска€ учена€ архивна€ комисси€ в 1910-1911 гг. производила здесь раскопки, причем третий курган был раскопан —.≈.«веревым, ј.».ћартиновичем и ¬.ƒ. языковым. 21 но€бр€ 1911 года в этом кургане была найдена уникальна€ серебр€на€, со следами позолоты, богато орнаментированна€ антична€ ваза с изображени€ми трех пар скифов, сид€щих на камн€х.  роме вазы в кургане было обнаружено много других золотых или с позолотой предметов, выполненных в так называемом Узверином стилеФ. ¬ 1913 году о найденном под ¬оронежем скифском сосуде было сделано сообщение на ћеждународном конгрессе историков в Ћондоне. “еперь, как известно, эта скифска€ ваза находитс€ в особой кладовой Ёрмитажа. ƒаже небольшой очерк об историке-краеведе —.≈.«вереве будет неполным, если не отметить его несомненные заслуги в организации губернского музе€ и его плодотворной работе. ƒе€тельность —тефана ≈горовича как организатора и многолетнего руководител€ получила высокую оценку его современников. », наконец, —тефан ≈горович «верев положил начало научной краеведческой библиографии в г. ¬оронеже: им был издан систематический указатель У  ниги, брошюры и листы воронежской печатиФ. —кончалс€ —тефан ≈горович «верев 16 марта 1920 года, когда по –оссии широко распространилась эпидеми€ тифа. ќн был похоронен на Ќовостро€щемс€ кладбище р€дом со своей женой ј.ћ.«веревой. Ћитература: јкиньшин ј.Ќ. ƒвадцать воронежских краеведов// ќтечество.  раеведческий альманах. 1996г. - ћосква, 1997. Ц ¬ыпуск 9. Ц —траницы 301-302).

 (523x698, 54Kb)
1863
јлександр  орнильевич Ѕороздин
русский литературовед и историк литературы. –одилс€ в —анкт-ѕетербурге. ќкончив курс в —анкт-ѕетербургском университете, зан€лс€ изучением русского раскола и собиранием материала о нем; результаты своих работ опубликовал в "’ристианском „тении" 1888 - 1889 годов. ¬ 1889 - 1894 годах, жив€ на  авказе, принимал участие в редактировании "—борника материалов дл€ изучени€ местностей и племен  авказа" и "»звестий  авказского отдела √еографического общества". — 1896 г. стал читать лекции по истории русской литературы в —анкт-ѕетербургском университете, учредив впервые семинарий по новой русской литературе. ¬ 1898 г. получил степень магистра за диссертацию "ѕротопоп јввакум. ќчерк из истории умственной жизни русского общества XVII века" (—анкт-ѕетербург, 1898, 2-е издание, —анкт-ѕетербург, 1900). —остоит профессором историко-филологического института; €вл€етс€ одним из организаторов летних курсов дл€ народных учителей в —анкт-ѕетербурге. —отрудничал в 82-томном "Ёнциклопедическом словаре" Ѕрокгауза-≈фрона. ќтдельно издал: "’арактеристика поэзии Ћермонтова" (—анкт-ѕетербург, 1891), "ј.Ќ.јпухтин" (—анкт-ѕетербург, 1895), "√лавные направлени€ русской литературы XIX столети€" (—анкт-ѕетербург, 1896), "¬оспитательное значение поэзии ѕушкина" (—анкт-ѕетербург, 1899), "—то лет литературного развити€" (—анкт-ѕетербург, 1900), "Ћитературные характеристики" (т. I, —анкт-ѕетербург, 1903; том II, выпуск I - II, —анкт-ѕетербург, 1905 - 1907). "ќчерки русского религиозного разномысли€" (—анкт-ѕетербург, 1905; 2-е издание, —анкт-ѕетербург, 1907), "»з писем и показаний декабристов" (—анкт-ѕетербург, 1906), "–усска€ литература в XIX веке" (—анкт-ѕетербург, 1911). ”мер в ѕетрограде 6 окт€бр€ 1918 года.

 (588x699, 69Kb)
1872
Ќиколай Ќиколаевич јмани
русский композитор, подававший большие надежды, но рано умерший. –одилс€ в —анкт-ѕетербурге. ћузыкальное дарование обнаружил рано, выступив в концерте в качестве пианиста уже в 11-летнем возрасте. јмани сначала брал уроки фортепиано у Ќикола€ ƒубасова, а в 1890 году поступил в —анкт-ѕетербургскую консерваторию в класс профессора Ўтейна , занима€сь в то же врем€ в классе гармонии профессора ј.Ћ€дова. ¬ 1893 году поступил в класс теории композиции профессора Ќ.–имского- орсакова . ƒл€ фортепиано у него не стало хватать времени, и он, перейд€ в том же году, за смертью Ўтейна, в класс профессора ≈сиповой , должен был его оставить. ¬ 1900 году он окончил консерваторию, еще ранее получив премию, как композитор, на конкурсе —анкт-ѕетербургского ќбщества камерной музыки за свое смычковое трио (D-moll). ”роки, которые ему приходилось давать ввиду недостатка средств дл€ жизни, и усиленные зан€ти€ в консерватории, особенно в последний год, когда он писал экзаменационную кантату "–ай и ѕери", расшатали его и без того слабый, предрасположенный к чахотке организм. ќн отправилс€ в »талию, но жаркий климат ухудшил его здоровье. ¬ »талии јмани принимали радушно; фирма "–икорди" (ћилан) издала три его фортепианные пьесы. ¬ 1902 году јмани поселилс€ в ялте. —о времени окончани€ консерватории он получал материальную помощь от мецената ћ.ѕ.Ѕел€ева, издававшего в то же врем€ и его произведени€. ќни исполн€лись в симфонических и камерных концертах в —анкт-ѕетербурге, ћоскве и других городах –оссии и всегда с успехом. ¬ 1903 году он получил премию за хор а capella: " лонит к лени" от ћосковского –усского ’орового ќбщества. ¬ эти последние два года своей жизни он написал, между прочим, юбилейную кантату в честь √линки, исполненную в ялте уже после его смерти. ”мер в ялте 17 окт€бр€ 1904 года. ≈ще при жизни его симфоническим оркестром лейб-гвардии ѕреображенского полка, игравшим в городском саду, были исполнены три фортепианные оркестрованные пьесы. ќстанки композитора поко€тс€ на ѕоликуровском мемориале в ялте. јмани написал немного.  роме трио, кантаты и оркестровой увертюры, написанной еще в консерватории, переделанной в 1904 году и исполненной в ялте в день похорон автора, изданы его романсы и небольшие вокальные пьесы, а также пьесы дл€ фортепиано, всего 15 opus'ов, из которых последние 6 изданы у ёргенсона , в том числе красивый, проникнутый искренним религиозным чувством отрывок из "»оанна ƒамаскина" графа јлексе€ “олстого , баллада дл€ баса - "Ѕородино" (Ћермонтов ) и "јльбом дл€ юношества" - 12 пьес средней трудности, очень из€щных. - —очинени€ јмани, кроме солидной технической подготовки, обнаруживают дарование, не успевшее еще развернутьс€ и находившеес€ под сильным вли€нием, главным образом, „айковского, –имского- орсакова, но симпатичное и своей непосредственностью и свежестью. ≈го мелоди€ пластична и задушевна, гармони€ €сна, стиль и форма из€щны. - ‘актические сведени€ о его жизни в "–усской ћузыкальной √азете" 1904 год.

Henry_Bataille_1911 (551x700, 143Kb)
1872
јнри Ѕатайль (Henri Bataille)
французский драматург. ƒебютировал стихами в стиле –оденбаха, с середины 1890-х гг. почти всецело отдает себ€ театру. ≈го жанр Ч драма из быта светских кругов ѕарижа (часто св€занных с крупной буржуазией); обычно на заднем плане так наз. Ђполусветї или артистическа€ богема; порою этот полусвет €вл€етс€ и центром действи€ (ЂLa Possessionї Ч Ђќбладаниеї, –., 1920, русский перевод. ћосква, 1922). —толкновение страсти люб€щей женщины (центральна€ фигура его пьес) или влюбленного юноши с преградами жизни, с Ђдолгомї, законом и т. п. Ч обычна€ тема драм Ѕатайл€. ѕопутно Ѕатайль всегда умеет схватить злобу дн€ парижской театральной публики, будь то первый триумф јйседоры ƒункан в ѕариже (ЂLa Femme Nueї Ч Ђќбнаженна€ї, –., 1911, русский перевод, 1911) или кинопостановка Ђјтлантидыї ѕьера Ѕенуа (ЂLa Tendresseї Ч ЂЌежностьї, –., 1921, русский перевод, 1922) и т. п. ѕорою затрагиваетс€ и политика, выводитс€ и сам Ѕатайль (там же); о его изображении научного мира в ЂLes Flambeauxї Ч Ђ—веточиї (–., 1913, русский перевод одновременно) ј.Ћуначарский, Ђ“еатр и революци€ї (ћосква, 1924), отдельно Ђѕарижские письмаї. ќ мировоззрении Ѕатайл€ трудно говорить Ч оно сводитс€ к прописной морали современного французского общества Ч Ђплыть по течениюї и Ђбыть, как все пор€дочные людиї. Ѕатайль сочетает фотографически-реальную живую речь с некоторой экстравагантностью и громадным мастерством в развитии интриги, €вл€€сь представителем Ђразговорнойї традиции в драме; но как из сюжета, так и из €з. выброшено все, что не служит непосредственно театральному эффекту и развитию основной интриги. » потому его герои Ч в сущности не характеры, не типы, а роли: роль Ђлюб€щей женщиныї такого-то возраста и социального положени€ в понимании обыденного театра XX века дл€ широкой публики, соответственна€ роль Ђмстител€ї, Ђблагородного отцаї и т. п.; эти герои говор€т не более того, что полагаетс€ им сказать в данной ситуации. ќпыты Ѕатайл€ в области Ђдраматической поэмыї (ЂSoiree dТAmourї Ч Ђ¬ечер любвиї, –., 1910, одновременно русский перевод. ћосква) только подчеркивают эту театральность: герои даже безыменны (ЂLuiї, ЂElleї, ЂLТautreї, etc. Ч Ђќнї, Ђќнаї, Ђƒругойї и т. д.). ¬ ЂLa Possessionї Ѕатайль доходит до Ђобнажени€ приемаї; герой говорит: Ђпусть на сей раз мораль восторжествуетї. Ќаиболее удачной из драм Ѕатайл€. можно считать нашумевшую в свое врем€ ЂMaman Colibriї (Ђћама птичкаї, 1904, одновременно русский перевод). ∆енщина 39 лет, будучи любовницей юноши Ч товарища своего сына, уходит с ним от мужа, чтобы вскоре вернутьс€ с разбитым сердцем в дом сына уже как Ђбабушкаї. ѕопул€рность Ѕатайл€ на французской сцене Ч результат того, что его пьесы по существу своему Ч квинтэссенци€ взгл€дов, эмоций и вкусов парижского обывател€-буржуа; среди подобных же кругов имел успех Ѕатайль и на русской сцене. ≈щЄ можно упом€нуть кроме перечисленных: ЂLa Vierge Folleї (Ђƒева Ќеразумна€ї, –., 1910, русский перевод ћосква, 1910 и 1913); ЂPolicheї (P., 1911, русский перевод Ђѕод маской шутаї одновремеменно, ћосква); ЂLa Marche Nuptialeї (—вадебный марш, –., 1908).

1872
јртур  ауфманн (Arthur Kaufmann)
австрийский шахматист. ”мер в 1940 году.

 (594x699, 70Kb)
1873
Ёли ‘ор (Elie Faure)
французский историк искусства. ќн закончил лицей √енриха IV, где училс€ у јнри Ѕергсона, глубоко повли€вшего на своего ученика. ѕолучив диплом врача, ‘ор рассматривает медицину лишь как способ существовани€. ƒуша его принадлежит искусству. Ќачина€ с 1902 года, он выступает в качестве критика в газете Ђќрорї. — 1905 по 1909 год он читает курс лекций по истории изобразительного искусства в одном из народных университетов. Ётот курс в дальнейшем лег в основу главного труда ‘ора - его семитомной Ђ»стории искусствї, которую он издает с 1909 по 1921 год. ‘ор много путешествует, проводит более двух лет на фронте в качестве военного врача и непрестанно печатаетс€. —реди его работ - труды по философии, книги о ¬еласкесе, Ќицше, —езанне, Ќаполеоне, —утине,  оро, Ћамарке, ћишле, ƒостоевском, ћонтене, Ўекспире, —ервантесе, ѕаскале. ¬ августе 1936 года он уезжает в »спанию и делает все возможное, чтобы помочь испанскому народу в его борьбе против фашизма. Ѕолезнь сердца прерывает его де€тельность. ‘ор умер 29 окт€бр€ 1937 года. ‘ор заинтересовалс€ кинематографом рано, после того как увидел первые фильмы „аплина, которому он посв€тил в дальнейшем интересное эссе. ѕеру ‘ора принадлежит целый р€д важных работ по теории кино: Ђ“анец и киної, Ђ„арлиї, Ђ¬ведение в мистику киної, Ђѕризвание киної и Ђќ кинопластикеї, эссе 1922 года, публикуемое ниже.  инематограф был осмыслен ‘ором в свете его общей эстетико-философской концепции, нашедшей наиболее полное отражение в Ђ»стории искусствї. ‘ор считал, что искусство проходит в своем развитии посто€нно повтор€ющиес€ стадии. ѕервоначально это стади€ коллективных форм и коллективного сознани€, котора€ постепенно переходит в стадию индивидуализма и анализа. ѕотом индивидуализм вновь отступает, освобожда€ место новому коллективному искусству. ¬ периоды наивысшего социального подъема доминирующим искусством, по мнению Ёли ‘ора, оказываетс€ архитектура, котора€ постепенно, с распадом общественных св€зей, приходит к кризису, уступа€ место сначала скульптуре, а затем наиболее индивидуалистическому искусству - живописи. ќценива€ ситуацию в начале ’’ века, Ёли ‘ор утверждал, что мир достиг апоге€ индивидуалистической стадии, за которой должна последовать эпоха нового коллективизма. ќи предрекал иевиданный расцвет новой архитектуры и Ђагонию живописи. ќгромную роль в зарождении нового коллективизма ‘ор отводил Ђмашинному. искусству кинематографии, которое в полной мере отвечало философским идеалам теоретика - коллективное творение, собирающее миллионы разно€зыких зрителей, созданное с помощью технических аппаратов, казалось ему воплощением гр€дущей эры. ¬ своем эссе Ђ“анец и кино. Ёли ‘ор писал о том, что до по€влени€ кинематографа единственным пластическим искусством, имеющим временную динамику, явл€лс€ танец. ќднако динамическа€ пластика танца исчезала в самый момент своего рождени€. “аким образом, св€зь между временем и пластикой в танце представл€лась ‘ору слишком неустойчивой.  инематограф же впервые смог пластически зафиксировать течение времени. ¬ этом ‘ор усматривал огромный шаг вперед пластических искусств вообще. јнализиру€ пространственно-временные характеристики кинематографа, ‘ор охотно прибегает к слову Ђƒлительностьї, метафорически переосмыслива€ бергсоновский термин (уроки в лицее не прошли даром). ƒлительность у Ѕергсона снимает различи€ между прошлым и насто€щим, €вл€етс€ состо€нием сознани€, в котором субъективно переживаетс€ врем€. ѕри этом кинематограф ќписывалс€ Ѕергсоном в книге Ђ“ворческа€ эволюци€ї (1908) как модель сознани€, противоположного постигающей длительность интуиции и характеризуемого членением непрерывного потока на дискретные единицы. “ем самым в кинематографе временное, по Ѕергсону, переводитс€ в пространственное, то есть членимое. ‘ор, во многом опира€сь на тот же пон€тийный аппарат, осмысливает кинематограф с позиций, противоположных своему учителю. ƒл€ него кинематограф - это не аналог сознани€, убивающего длительность, но, наоборот, способ приобщени€ пространства к времени, способ преодолени€ дискретности сознани€. ‘ор пр€мо называет кино способом Ђпоместить в длительность движущуюс€ драму формыї. Ёли ‘ор предложил свое решение важнейших вопросов кинотеории, оказавшее значительное воздействие на ход мыслей многих современников. ”мер в ѕариже 29 окт€бр€ 1937 года.

Pierre_Monteux,_Conductor_of_the_Ballets_Russes_(c1911-1914)_-_Gallica (517x700, 292Kb)
1875
ѕьер ћонтЄ (французское им€ - Pierre Monteux)
французский и американский дирижЄр. –одилс€ в ѕариже. ¬ шесть лет начал обучатьс€ игре на скрипке, в дев€ть поступил в ѕарижскую консерваторию, где училс€ по классам скрипки (у ∆ана ѕьера ћорена и јнри Ѕертелье), гармонии (у Ћавинь€ка) и контрапункта (у ЋенепвЄ). ¬ 1896 ћонтЄ окончил консерваторию, поделив первую премию с ∆аком “ибо. ¬ двенадцать лет дирижировал оркестром, сопровождавшим концерты јльфреда  орто в ѕариже, а в п€тнадцать был прин€т в группу альтов в оркестр ќпера- омик и в оркестр  олонна, где он в 1894 стал помощником главного дирижЄра и хормейстером. ¬ том же году ћонтЄ стал альтистом квартета ƒжелозо и работал в этом коллективе до 1911 (в частности, принимал участие в исполнении одного из струнных квартетов Ѕрамса в присутствии самого композитора). ƒирижЄрска€ карьера ћонтЄ продолжилась в 1908 с оркестром казино в городе ƒьепп, а в сезоне 19131914 в ѕарижской опере. ¬ 1911 ћонтЄ был приглашЄн —ергеем ƒ€гилевым в качестве дирижЄра –усских балетов, и под его управлением в течение ближайших трЄх лет состо€лись премьеры Ђѕетрушкиї и Ђ¬есны св€щеннойї —травинского, Ђƒафниса и ’лоиї –авел€ и других балетов. Ѕлест€ща€ интерпретаци€ этих сочинений позволила ћонтЄ сблизитьс€ с ƒебюсси, –авелем, —травинским и другими современными композиторами. ¬ дальнейшем ћонтЄ стал активно пропагандировать их сочинени€, исполн€€ их в своих концертах. ¬ 1916 ћонтЄ уехал в —Ўј, где в 19171919 дирижировал в ћетрополитен-опера, в основном, французским репертуаром, но также и другими произведени€ми, в частности, американской премьерой Ђ«олотого петушкаї –имского- орсакова. ѕереехав в 1920 в Ѕостон, он возглавил местный симфонический оркестр и познакомил публику с сочинени€ми ƒебюсси, Ўоссона, ћийо, Ѕлисса, Ѕриджа, де ‘альи, ћалипьеро, Ўрекера, Ўимановского и многих других композиторов. ¬ 1924 ћонтЄ вернулс€ в ≈вропу и стал вторым дирижЄром оркестра  онцертгебау (вместе с ¬иллемом ћенгельбергом), и в течение ближайших дес€ти лет работал с ним. — 1929 по 1938 он также руководил основанным им —имфоническим оркестром ѕарижа, с которым дал р€д мировых премьер (например, “ретьей симфонии ѕрокофьева). —трем€сь помочь молодым музыкантам, в 1932 ћонтЄ основал в ѕариже школу дирижЄров, затем перенес€ еЄ в ’энкок (там среди его учеников были Ёрих  унцель, Ќевилл ћарринер, Ћорин ћаазель, јндре ѕревин). ¬ 1936 он вновь уехал в —Ўј и до 1952 дирижировал симфоническим оркестром —ан-‘ранциско, подн€в мастерство этого коллектива до мирового уровн€. ¬ 1942 ћонтЄ прин€л американское гражданство. — 1951 ћонтЄ выступал как приглашЄнный дирижЄр с Ѕостонским симфоническим оркестром, в 19531956 в ћетрополитен ќпера.
 (696x699, 144Kb)
¬ это врем€ он сделал р€д записей, но сам предпочитал живое исполнение в зале. ћузыкант огромной творческой активности, ћонтЄ работал до преклонного возраста: в 1961, в возрасте 86 лет, он подписал контракт с Ћондонским симфоническим оркестром на двадцать п€ть лет с возможностью продлени€. «а оставшиес€ три года жизни ћонтЄ сделал с этим оркестром записи Ђ–омео и ƒжульеттыї Ѕерлиоза, ¬торой симфонии Ѕрамса, —едьмой симфонии ƒворжака, ЂЁнигма-вариацийї Ёлгара и сочинений ƒебюсси и –авел€. ”мер в ’энкоке (штат ћэн, —Ўј) 1 июл€ 1964 года. ƒирижЄрска€ техника ћонтЄ основывалась на экономных, компактных движени€х рук, с помощью которых он добивалс€ от оркестра идеальной текстуры звучани€, ритмической силы и качественного звука. ѕо результатам опроса, проведЄнного в но€бре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижЄров из разных стран, среди которых такие музыканты, как  олин ƒэвис (¬еликобритани€), ¬алерий √ергиев (–осси€), √уставо ƒудамель (¬енесуэла), ћарис янсонс (Ћатви€), ѕьер ћонтЄ зан€л шестнадцатое место в списке из двадцати наиболее выдающихс€ дирижЄров всех времЄн. ћузыкальный критик Ќорман Ћебрехт включил запись балета ћориса –авел€ Ђƒафнис и ’ло€ї, осуществлЄнную Ћондонским симфоническим оркестром под управлением ѕьера ћонтЄ в апреле 1959 года на фирме Decca Records, в число Ђ100 главных вех в истории грамзамписиї (в своей книге Ђћаэстро, шедевры и безумиеї).

maurice_de_vlaminck (517x700, 189Kb)
1876
ћорис де ¬ламинк (французское им€ - Maurice de Vlaminck)
французский живописец-постимпрессионист. –одилс€ в ѕариже, в семье фламандских эмигрантов. —пециального образовани€ не получил, начал заниматьс€ живописью в 1893; очевидно, отчасти этому способствовало его непри€тие условностей повседневной жизни, которое нашло отражение в названии его книги, написанной много позже: Ќе подчин€тьс€.  роме зан€тий живописью в разные периоды своей жизни ¬ламинк увлекалс€ велосипедными гонками, выступал с цыганским оркестром, писал книги Ц ему принадлежат два романа и автобиографи€ ќпасные повороты. ƒинамичность композиций и €ркость колорита его ранних работ произвели большое впечатление на другого представител€ постимпрессионистической живописи, јндре ƒерена, и с 1899 они некоторое врем€ работали вместе, образовав так называемую Ђшколу Ўатуї. ¬ ранних картинах ¬ламинка чувствуетс€ интерес к различным стил€м живописи; в некоторых из них заметно вли€ние импрессионизма, неоимпрессионизма и фовизма. ¬ 1907 ¬ламинк познакомилс€ с творчеством —езанна, а в работах 1907Ц1909 выработал свой собственный стиль. ≈го отличали упрощенна€ геометризованна€ трактовка предметов, которую художник почерпнул у —езанна, передача тонких градаций света и использование €рких контрастных цветов. ¬ р€де работ ¬ламинка про€вилс€ его интерес к кубизму. ¬ произведени€х 1920Ц1930-х годов он меньше акцентировал объемность форм, подчеркивал контраст света и тени, создава€ динамичные, эмоциональные картины. ”мер ¬ламинк в своем загородном доме в –юэй-ла-√адельер близ ѕарижа (департаментЁр и Ћуар) 11 окт€бр€ 1958 года. –аботы: Ђ расные деревь€ї (1906); ЂЅарки на —енеї. 1907. ћузей изобразительных искусств имени ј.— ѕушкина. ћосква; Ўату> (1907, ѕариж, Ќац. музей современного искусства; Ђƒом с навесомї, 1920;Ђƒеревн€ зимойї, 1940-е.  ниги: јвтор книг Ђќпасные поворотыї (1929);
Ђѕейзажи и персонажиї (1953). Ћитература: Kahnweiler D.H. Maurice de Vlaminck. Leipzig: Klinkhardt & Biermann, 1920; Walterskirchen K. von. Maurice de Vlaminck: catalogue raisonnй de l'uvre gravй. Paris: Flammarion, 1974; Ѕродска€ Ќ. ћорис де ¬ламинк. Ћенинград: јврора, 1987; √ерман ћ. ћодернизм. —анкт-ѕетербург, 2005.

1878
”олтер ѕулитцер (Walter Pulitzer)
американский шахматный композитор. ”мер 5 сент€бр€ 1926 года.

1879
√абриэль √ровле (французское им€ - Gabriel Grovlez)
французский композитор и дирижер. –одилс€ в городе Ћилль. ќкончил ѕарижскую консерваторию, где занималс€ у Ћ.ƒьемера (фортепиано), ј.∆едальжа, √.‘оре (композици€). ¬ 1900 - 1906 преподавал в "—хола канторум". — 1905 хормейстер "ќпера комик", в 1908 - 1910 дирижер "√ранд-ќпера"; с 1914 дирижировал в оперных театрах ѕарижа, Ћисабона, „икаго, ћонте- арло; с 1939 профессор класса камерного ансамбл€ ѕарижской консерватории. √ровле составил 8 сборников- "Ћучшие арии французских опер", 2 сборника- "Ћучшие пьесы французских клавесинистов" и др. ”мер в ѕариже 20 окт€бр€ 1944 года. —очинени€: оперы - ѕсихе€ (1921), –убиновое сердце (1922), ћаркиз де  арабас (1926); балеты - ћаймуна (1921), Ќасто€щее дерево –обинзона (1921), ѕринцесса в саду (1941); дл€ оркестра - симфоническа€ поэмы Ћирический мадригал, ћесть цветов, ќтдых влюбленных; инстр. сонаты, пьесы дл€ фортепиано; свыше 50 песен.

ќванес «ариф€н (535x700, 139Kb)
1879
ќванес √еворкович «ариф€н (арм€нское им€ - )
арм€нский актЄр, режиссЄр, театральный де€тель. –одилс€ в јлександрополь (ныне √юмри, јрмени€) и уже в 1900-х гг. приобрЄл широкую попул€рность. ¬ 1897 выступал в јлександрополе, затем в городах «акавказь€, —еверного  авказа, –оссии, “урции. ¬ 1920 уехал за границу. »грал в арм€нских труппах —Ўј, ‘ранции, ≈гипта, –умынии, Ѕолгарии. »скусство «ариф€на отличалось самобытностью, мастерством перевоплощени€. »грал разнохарактерные роли (главным образом в драмах и трагеди€х), достигал высокого мастерства перевоплощени€, обладал сильным драматическим темпераментом, глубоко раскрывал идейное содержание пьес. «начительные трагедийные образы создал в пьесах Ўекспира. ¬ своЄм творчестве «ариф€н претвор€л реалистические принципы ’удожественного театра. ”мер в Ѕостоне, —Ўј 29 июл€ 1937 года. Ћучшие роли: √амлет, ќтелло (Ђ√амлетї, Ђќтеллої Ўекспира), ”риэль јкоста (Ђ”риэль јкостаї √уцкова), царь Ёдип (Ђ÷арь Ёдипї —офокла), доктор Ўтокман (Ђ¬раг народаї »бсена), д€д€ Ѕагдасар (Ђƒ€д€ Ѕагдасарї ѕарон€на), ƒаниэл (Ђ«лой духї Ўирванзаде), отец »гумен (Ђ—тарые богиї Ўанта), Ќезнамов (ЂЅез вины виноватыеї ќстровского). Ѕиблиографи€: Ѕольша€ советска€ энциклопеди€. 3-е издание. ћосква, 1970-1977; ≈ркан€н ¬.—. јрм€нска€ культура в 1800-1917 гг. / ѕеревод с арм€нского  .—.’удаверд€на. ≈реван, 1985

Akcajander (448x700, 116Kb)
1879
јймо  аарло  а€ндер (финское им€ - Aimo Kaarlo Cajander)
финский ботаник и политический де€тель. –одилс€ в Ќиштадте, ¬еликое кн€жество ‘инл€ндское. ѕо образованию ботаник, занималс€ изучением лесов ‘инл€ндии, в 1911Ч1934 был профессором лесоводства, в 1934Ч1943 Ч √енеральным директором Ћесопарковой службы ‘инл€ндии. ¬ политику пришЄл в 1922, когда президент  .ё.—тольберг назначил его премьер-министром, во второй раз  а€ндер зан€л должность премьера в €нваре 1924, оба срока его премьерства были непродолжительны. ¬ 1927  а€ндер вступил в Ќациональную прогрессивную партию, а с 1933 по 1943 был еЄ председателем. ¬ 1928  а€ндер был назначен министром обороны, а в 1929 был избран в парламент ‘инл€ндии.  огда  .  аллио был избран президентом в 1937, он поручил  а€ндеру как лидеру Ќациональной прогрессивной партии сформировать правительство большинства.  а€ндер сформировал коалиционное правительство из двух крупнейших партии в парламенте Ч социал-демократов и јграрной лиги.  а€ндер считал невозможным нападение ———– на ‘инл€ндию, поэтому удел€л недостаточно внимани€ оснащению финской армии. ¬ армии ‘инл€ндии того времени бытовало ироничное изречение Ђћода  а€ндераї: призывникам выдавали лишь ремень, эмблему на головной убор (дл€ выполнени€ норм √аагской конвенции о правах военнопленных) и, в лучшем случае, винтовки. ѕосле начала «имней войны ј. а€ндер был отправлен в отставку. ”мер в ’ельсинки 21 €нвар€ 1943 года.

1882
Ёмиль ‘илла
чешский художник.

 (530x698, 132Kb)
1883
јндрей —ергеевич Ѕубнов
советский государственный и партийный де€тель, историк-публицист. „лен  оммунистической партии с 1903. –одилс€ в семье управл€ющего текстильной фабрикой. ”чилс€ в ћосковском сельскохоз€йственном институте, откуда исключен за революционную работу. ¬ 1905 член »ваново-¬ознесенского комитета –—ƒ–ѕ, в 1906 член бюро »ваново-¬ознесенского союза –—ƒ–ѕ. ”частник 4-го (1906) и 5-го (1907) съездов –—ƒ–ѕ. ¬ 1907 член ћосковского комитета –—ƒ–ѕ. ¬ 1908 член ќбластного бюро –—ƒ–ѕ ÷ентрального промышленного района. ¬ 1909-1917 вЄл партийную работу в Ќижнем Ќовгороде, —ормове, —анкт-ѕетербурге, —амаре и др. городах. Ќеоднократно подвергалс€ репресси€м. ¬ 1910 был кооптирован в состав Ѕольшевистского центра в –оссии. Ќа 6-й (ѕражской) ¬сероссийской конференции –—ƒ–ѕ (1912) избран кандидатом в члены ÷  –—ƒ–ѕ. — 1912 сотрудничал в "ѕравде". ѕосле ‘евральской революции 1917 член ћосковского областного бюро –—ƒ–ѕ (б). ƒелегат 7-й (јпрельской) конференции –—ƒ–ѕ (б); на 6-м съезде партии избран в ÷  –—ƒ–ѕ (б), был представителем ÷  в ѕетроградском комитете –—ƒ–ѕ (б). Ќа заседании ÷  23 окт€бр€ 1917 избран в ѕолитбюро; на заседании ÷  29 окт€бр€ 1917 - в военно-революционный партийный центр по руководству ќкт€брьским вооруженным восстанием; член ѕетроградского ¬– , комиссар всех железнодорожных вокзалов. ѕосле 2-го съезда —оветов - член ¬÷» , член коллегии Ќаркомпути. ¬ но€бре 1917 в качестве комиссара железных дорог –еспублики был командирован на ёг; участвовал в ликвидации калединщины. ¬ 1918 примыкал к "левым коммунистам". — марта 1918 в составе ”краинского советского правительства и ÷   ѕ (б) ”; с окт€бр€ 1918 член  иевского подпольного областного бюро  ѕ (б) ”. ¬ 1919 возглавил –евком, затем »сполком —овета в  иеве. »збран член ѕолитбюро ÷   ѕ (б) ”; член –¬— ”краинского фронта и –¬— 14-й армии. — конца 1919 работал в ћоскве в √лавном управлении текстильной предпри€тий, член бюро ћ  – ѕ (б). ”частвовал в ликвидации кронштадтского м€тежа 1921. ¬ 1921-1922 член –¬— —еверо- авказского военного округа. ¬ 1922-1923 заведующий јгитпропом ÷  – ѕ (б). ¬ 1920-1921 примыкал к √руппе "демократического централизма", в 1923 - к троцкистской оппозиции, от которой вскоре отошЄл. — начала 1924 по сент€брь 1929 начальник ѕолитуправлени€ –  ј и член –¬— ———–, член ќргбюро ÷  ¬ ѕ (6). ¬ 1925 секретарь ÷  – ѕ (б). ¬ 1929-1937 нарком просвещени€ –—‘—–. јктивно содействовал проведению в жизнь закона о всеобщем об€зательном начальном обучении, был сторонником политехнического образовани€; много внимани€ удел€л идейности преподавани€, боролс€ с извращени€ми в содержании и методике обучени€. Ќа 8-м, 11-м, 12-м съездах – ѕ (б) избиралс€ кандидатом в члены ÷ , а на 13-17-м - член ÷  партии. Ѕыл членом ¬÷»  и ÷»  ———–. Ќагражден орденом Ћенина и орденом  расного «намени. 1 августа 1938 приговорЄн ¬оенной коллегией ¬ерховного суда ———– к расстрелу. –асстрел€н 12 €нвар€ 1940 года. –еабилитирован в 1956 году.

1883
јльберт —ервас
бельгийский художник-экспрессионист.

1883
¬ладислав —кочил€с (Skoczylas)
польский гравер и живописец. –одилс€ в селе ¬еличка,  раковское воеводство. ”чилс€ в ’удожественно-промышленной школе в ¬ене (с 1901) и јкадемии ’удожеств в  ракове (1904-1906). ѕрофессор Ўколы из€щных искусств в ¬аршаве (с 1922). »нициатор создани€ творческих объединений "–итм" (1922) и "√равюра" ("–ыт", 1925). ≈го ксилографии на кресть€нские темы, св€занные с традицией средневекового народного лубка ("“анец разбойников", 1919, "ƒевушки с корзинами", 1928, и др.), городские и сельские пейзажи (цикл "—тара€ ¬аршава", 1930, и др.) отмечены экспрессивной линейной ритмикой, декоративно-колористическими искани€ми. ”мер в ¬аршаве 8 апрел€ 1934 года. Ћитература: Groriska ћ., Wtadystaw Skoczylas, (Wroclaw), 1966.

1884
—атюрнен ‘абр
французский актер.

1884
»сороку ямамото
€понский адмирал. –одилс€ в городе Ќагаока, префектура Ќиигата. ќкончил ћорскую академию (1904) и ¬оенно-морской штабной колледж (1916). ”частвовал в русско-€понской войне 1904Ч1905. ¬ 1936Ч1939 заместитель морского министра. — 1939 командовал —оединенным флотом. ¬ыступал за экспансию в ёго-¬осточную јзию и на “ихом океане, был одним из вдохновителей и организаторов разв€зывани€ 2-й мировой войны на “ихом океане. ¬ 1941Ч1943 руководил морскими операци€ми начина€ с нападени€ на ѕерл-’арбор. ¬о врем€ сражени€ на —оломоновых островах самолет ямамото, летевший на остров Ѕугенвиль, 18 апрел€ 1943 года был сбит американской авиацией, котора€ получила информацию о его вылете.

1885
јртЄм »ванович »збышев
командир тарских партизан. –одилс€ в “арском уезде “обольской губернии. ¬ бою с колчаковскими част€ми, израсходовав патроны и не жела€ сдаватьс€ в плен, застрелилс€ 28 июл€ 1919 года.

1886
√алина ѕетровна ЌовосЄлова (псевдоним - √алина √ен)
поэтесса. –одилась в  ургане “обольской губернии в кресть€нской семье. ѕечаталась в омской и барнаульской периодике. ”мерла в ћоскве 6 ма€ 1962 года.

1886
ѕауль ‘араго (Paul Farago)
румынский шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1956), международный маастер по шахматной композиции (1976, посмертно). ”мер 1 декабр€ 1970 года.

1890
јнтонина яковлевна  олотилова (урождЄнна€ - Ўерсткова)
певица, исполнительница русских народных песен, организатор и художественный руководитель јрхангельского русского народного хора. јвтор сборника Ђ—еверные русские народные песниї. Ћауреат —талинской премии. –одилась в деревне ∆илино, недалеко от старинного русского города ¬еликий ”стюг, в семье служащего якова »вановича Ўерсткова. ¬ 1909 году она с отличием окончила ¬еликоустюгскую женскую гимназию, затем уехала учительствовать в одну из сельских школ Ќикольского уезда ¬ологодской губернии. ¬оспитыва€сь в многодетной семье, где музыке отводилось значительное место, јнтонина яковлевна еще с юных лет про€вл€ла незаур€дные способности в исполнении русских народных песен. –азвитию этих способностей во многом помогала мать, немка по национальности, сама страстна€ любительница песенного искусства. ¬рожденное артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнени€. ќна с увлечением занималась сбором народных песен, пением и скоро собрала вокруг себ€ группу таких же энтузиастов, которые запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, шзучивали заинтересовавшие их песни. “ак постепенно начала складыватьс€ исполнительска€ группа. ¬начале попробовали свои силы на клубных сценах, а затем в студии —еверодвинской губернской радиостанции. —лушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступлени€ по радио сделали группу очень попул€рной. ¬ самоде€тельном хоре  олотиловой в то врем€ насчитывалось около 15 человек. ¬ 1931 году с ликвидацией —еверо-ƒвинской губернии и организацией —еверного кра€, муж јнтонины яковлевны был переведен дл€ работы в краевой центр - јрхангельск. ¬скоре јнтонина яковлевна пригласила своих устюгских песенниц в јрхангельск с тем, чтобы создать профессиональный хор исполнителей русских северных народных песен. — годами в нем по€вились новые таланты, и хор завоевал известность и признание. ј с 1938 года стал уже профессиональным коллективом и получил название "—еверный русский народный хор". ѕочти четыре дес€тилети€ ј.я. олотилова руководила этим прославленным коллективом, любимым не только в —оветском —оюзе, но и за рубежом.. «а активную творческую де€тельность јнтонина яковлевна удостоена почетных званий: заслуженного де€тел€ искусств –—‘—–, народной артистки –—‘—–, лауреата √осударственной премии ———–. 6 июл€ 1962 года оборвалась жизнь этого замечательного человека, исключительно доброго и внимательного к люд€м. ¬ пам€ть о славной земл€чке на стене дома, в котором она жила в ¬еликом ”стюге с 1922 по 1931 год, установлена мемориальна€ доска, правда не там, где была ее квартира.

Kasaradze_Alr_Smn_gst48 (423x700, 151Kb)
1891
јлександр —емЄнович  асрадзе
проходчик шахты имени Ћенина треста Ђ“кибулшахтстройї. –одилс€ в селении “кибули, ныне город в составе кра€ »мерети€ √рузии, в кресть€нской семье. √рузин. — детства батрачил, скудным заработком посильно помогал своей семье. — 1907 года шестнадцатилетним подростком начал работать на угольной шахте - сперва выборщиком породы, а затем грузчиком угл€. ¬ 1915 году был мобилизован в армию и направлен на  авказский фронт. ѕосле окончани€ войны возвратилс€ домой, на шахту. Ќачал работать непосредственно в забое. „ерез три мес€ца упорной и настойчивой учебы он уже становитс€ полноценным забойщиком первой руки. ¬ 19418 году вступил в компартию. ¬ 1948 году комплексна€ проходческа€ бригада, в которой работал  асрадзе, систематически из мес€ца в мес€ц перевыполн€ет нормы. ѕри прохождении выработок по углю, бригада  асрадзе примен€ет ручное электросверло, а при прохождении выработок по породе - бурильный молоток типа Ѕћ-13. ƒл€ облегчени€ трудоемких процессов ј. —.  асрадзе раньше всех на шахте применил механический перегружатель. ¬ забое примен€лись переносные рельсы, что дало возможность производить погрузку угл€ или породы в вагонетки без перекидки. ѕри этом методе производительность труда значительно возросла. “олько в 1948 году  асрадзе выполнил три годовые нормы. ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 28 августа 1948 года за выдающиес€ успехи в деле увеличени€ добычи угл€, восстановлени€ и строительства угольных шахт и внедрение передовых методов работы, обеспечивающих значительный рост производительности труда  асрадзе јлександру —емЄновичу присвоено звание √еро€ —оциалистического “руда с вручением ордена Ћенина и золотой медали Ђ—ерп и ћолотї. ¬ €нваре 1949 года в бригаде был введен новый метод подсчета выполненных объемов, который дал положительный результат в повышении производительности труда и выполнении норм каждым членом бригады. ∆ил в городе “кибули. ”мер. Ќагражден трем€ орденами Ћенина, медал€ми.

1891
Ћиди€  арловна Ћепинь (Ћиди€  арловна Ћиепин€)
советский физикохимик, академик јкадемии Ќаук Ћатвийской ——– (с 1951). –одилась в —анкт-ѕетербурге. ќкончила ¬ысшие женские курсы в ћоскве (1917). –аботала в ћосковском институте народного хоз€йства (1917-1930), ћосковском высшем техническом училище (1920-1932), ¬оенной академии химической защиты (1932-1941), ћосковском университете (1920-1932 и 1942-1945). — 1945 г. Ч в институте химии јкадемии Ќаук Ћатвийской ——– (в 1958-1959 гг. Ч директор), одновременно Ч в Ћатвийском университете (1946-1958) и –ижском политехническом институте (1958-1972). ќсновные научные работы посв€щены изучению адсорбции и распределени€ растворенных веществ между жидкими фазами, поверхностных химических реакций, в частности металлов с водородом и водой (образование поверхностных гидридов и оксидов), вы€снению вли€ни€ коллоидно-химических факторов на ингибирование коррозии. ¬ыдвинула и обосновала представлени€ о механизме каталитического акта в гетерогенно-каталитических реакци€х гидрировани€ и окислени€ органических соединений (1936-1940), показав св€зь между активированной хемосорбцией и каталитической активацией молекул реагента. —оздала школу физикохимиков. √ерой —оциалистического “руда (1965). ”мерла 4 сент€бр€ 1985 года. —очинени€:   вопросу об адсорбции постороннего газа из тока воздуха, "∆урнал –усского физико-химического общемтва. „асть химическа€", 1929, том 61, выпуск 7 (совместно с Ќ.ј.Ўиловым и —.ј.¬ознесенским); Ќеорганический синтез. ¬ведение в препаративную неорганическую химию, ћоскваЧЋенинград, 1932; ѕоверхностные соединени€ и поверхностные химические реакции, "”спехи химии", 1940, том 9, выпуск 5;  оллоидно-химические €влени€ на поверхности металлов и торможении коррозии в солевых растворах. —ообщ. 1Ч16, "»звести€ јкадемии Ќаук Ћатвийской ——–", 1949, є 11; 1950, є 6; 1951, є 2, 7, 8; 1952, є 8; 1953, є 11; 1954, є 3, 8, 10, 12; 1955, є 1, 7; 1956, є 3, 7, 8 (совместно с другими); "ќ кинетике взаимодействи€ металлов с водой, ƒоклады јкадемии Ќаук ———–", 1954, том 99, є 1.

 (507x699, 39Kb)
1892
—ергей (јндрей) яковлевич ∆ук
советский гидротехник, начальник Ђ√идропроектаї и главный инженер Ђ√лавгидроволгодонстро€ї. –одилс€ в городе  иеве, в семье служащего. ”краинец. ”чилс€ во 2-й  иевской гимназии, после смерти отца был зачислен в ќрловский кадетский корпус. ¬ 1914 году поступил в ѕетроградский институт гражданских инженеров, через год перевелс€ на второй курс »нститута инженеров путей сообщени€. ¬ св€зи с нехваткой офицеров был переведен дл€ дальнейшего обучени€ в јлексеевское военно-инженерное училище, распологавшеес€ в  иеве, которое окончил в но€бре 1916 года. (ѕо официальной биографии Ц в 1917 году с отличием окончил ѕетроградский инстут инженеров путей сообщени€). ѕо окончанию училища был направлен в —ибирь, в саперный батальон. ”частник гражданской войны. —лужил в Ѕелой армии. ¬ 1919 году с остатками армии  олчака попал в плен и перешел на службу в  расную јрмию. ѕосле войны продолжал службу в армии, был преподавателем в военной школе имени  аменева, располагавшейс€ там, —умской артиллерийской и ѕолтавской пехотной школах. 10 €нвар€ 1931 года арестован, обвинен в причастности к контрреволюционной офицерской организации и осужден судебной коллегией ќ√ѕ”. — группой других арестованных военных инженеров был направлен на строительство Ѕеломоро-Ѕалтийского канала. 14 июл€ 1932 года условно досрочно освобожден Ђдл€ более эффективного использовани€ на строительствеї. ¬ должности заместител€ главного инженера Ѕеломоростро€ активно участвовал в строительстве канала, осуществл€л научно-техническое руководство проектированием крупнейших гидротехнических сооружений. ¬ августе 1933 года был награжден орденом Ћенина. ѕосле Ѕеломорстро€ —.я.∆ук в качестве главного инженера был откомандирован на строительство следующего важного объекта Ц канала ћосква-¬олга. ѕод его руководством на участке 128 км было сооружено более 200 различных гидротехнических сооружений. ¬ мае 1937 года, после сдачи канала в эксплуатацию, за исключительные заслуги в строительстве канала ћосква награжден легковой автомашиной «и—. ¬ сент€бре 1937 года дивизионный инженер —.я.∆ук назначен врио начальника строительства и главным инженером ”правлени€ строительства  уйбышевского гидроузла. ≈го первым заместителем был ј.Ќ. омаровский. ¬ 1930-е годы на базе проектных отделов управлени€ строительства канала ћоскваЦ¬олга, была сформирована организаци€ Ђ√идропроектї, подчиненна€ Ќ ¬ƒ. √лавным инженером, а с 1942 года Ц руководителем, стал —.я.∆ук. ¬ 1943 году ему было присвоено звание Ђгенерал-майор инженерно-технической службыї. ¬ 1943 году, сразу после окончани€ —талинградской битвы, начались проектно-изыскательские работы по строительству канала ¬олга Ц ƒон. –аботы вновь велись под непосредственным руководством —.я.∆ука. ¬ феврале 1948 года, после утверждени€ схемы ¬олго-ƒонского комплекса на заседании —овета ћинистров ———–, начались земельные работы. ¬ 1949 году было организовано √лавное управление строительства ¬олго-ƒонского водного пути (Ђ√лавгидроволгодонстройї) ћ¬ƒ ———–, главным инженером был назначен —.я.∆ук.  анал был построен всего за 4,5 года, что €вл€етс€ уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. ¬ ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. ƒл€ прохождени€ полного пути из ¬олги в ƒон было сооружено 13 шлюзов, разделЄнных на ¬олжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и ƒонскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). 31 ма€ 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды ¬олги и ƒона. — 1 июн€ по каналу уже началось движение судов. 27 июл€ 1952 года каналу было присвоено им€ ¬.».Ћенина. ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 19 сент€бр€ 1952 года за особые выдающиес€ заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию ¬олго-ƒонского судоходного канала имени ¬.».Ћенина, ÷имл€нской гидроэлектростанции и сооружений дл€ орошени€ первой очереди в 100 тыс€ч гектаров засушливых земель –остовской области ∆уку —ергею яковлевичу присвоено звание √еро€ —оциалистического “руда с вручением ордена Ћенина и золотой медали Ђ—ерп и ћолотї. ƒо последних дней осуществл€л руководство проектными, изыскательскими и исследовательскими работами по —талинградской, —аратовской гидроэлектростанци€м на ¬олге, Ѕоткинской и Ќижне- амской на  аме и другим гидротехническим сооружени€м. Ќепрерывно обобща€ научно-исследовательский, конструкторский и строительный опыт гидроэнергетического, воднотранспортного и ирригационного строительства, —.я ∆ук сделал крупный вклад в развитие советской науки и техники и создал школу гидротехников. ¬ 1953 году избран академиком јкадемик јкадемии Ќаук ———– по специальности Ђгидротехникаї. Ћауреат √осударственной премии ———– (1950, 1951). —кончалс€ в ћоскве 1 марта 1957 года. Ѕыл кремирован, прах помещЄн в урне в  ремлЄвской стене на  расной площади в ћоскве. Ќагражден трем€ орденами Ћенина, орденами  расного «намени, “рудового  расного «намени, двум€ орденами  расной «везды, медал€ми. ¬ 1957 году им€ ученого присвоено институту Ђ√идропроектї (ныне - ¬сероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Ђ√идропроектї имени —.я.∆ука). ¬ честь ученого был назван теплоход Ђ—.я.∆укї (порт прописки город ƒнепродзержинск, ƒƒ—” Ђ√идромеханизаци€ї). Ћитература: ∆ук —ергей яковлевич // Ђ¬естник јкадемии Ќаук ———–ї, 1954, є 1; —.я.∆ук. (Ќекролог) // Ђ¬естник јкадемии Ќаук ———–ї, 1957, є 3

 (554x699, 63Kb)
1892
„арлз  ристиан Ћауритсен (Charles Christian Lauritsen)
американский физик, член Ќациональной јкадемии Ќаук (1941). ѕереехал в —Ўј (1911). –аботал в  алифорнийском технологическом институте (с 1930), профессор там же (1935-1962). Ќаучные исследовани€ в области электронной эмиссии, ускорительной техники, €дерной физики. »зучал электронную эмиссию из металлов в сильных электрических пол€х, сконструировал р€д высоковольтных рентгеновских трубок и использовал их дл€ ускорени€ зар€женных частиц. ќдним из первых получил при помощи ускорителей радиоактивные изотопы и мощные источники нейтронов, открыв €дерные реакции (d, n) и (р, n). »сследовал трансмутацию легких €дер, €дерные структуры, открыл зеркальные €дра. —конструировал электростатистический анализатор, р€д магнитных спектрометров. ќбнаружил внутреннюю конверсию с образованием электронно-позитронных пар (1941).

1892
Ёдит —Єдергран
финско-шведско-русска€ поэтесса. ≈й было суждено родитьс€ и жить на границе веков, государств, литератур, €зыков. ѕоэт трагической судьбы, Ёдит родилась в —анкт-ѕетербурге, на ¬ыборгской стороне. ќтец - ћатиас работал механиком на заводе Ќобел€. ћать - ’елена - выроста в —анкт-ѕетербурге. Ёто была обеспеченна€ семь€ финских шведов. –одители отдали Ёдит учитьс€ в немецкую гимназию ѕетершуле - самое престижное учебное заведение города. ќна начала писать стихи еще в гимназические годы, в 15 лет. Ёдит пробовала писать на разных €зыках: больше всего на немецком, затем на шведском, французском, русском. Ќо впоследствии печаталась только на шведском. √оды 1907-1908 были дл€ девушки т€желыми - умер отец. ј потом она узнала, что и ее настигла та же болезнь - туберкулез. Ќо светлым островком в ее жизни всегда была родна€ –айвола. ¬ эти годы Ёдит часто бывала в —анкт-ѕетербурге, несколько раз в ’ельсинки. ¬ 1916 г. там вышел ее первый сборник (Ђ—тихиї). »з русских поэтов Ё.—едергран особенно был близок »горь —евер€нин. ќна неоднократно восхищалась его поэзией, писала, что Ђтакое высшее очарование как ».—евер€нин может по€витьс€ только в –оссии, также как балерина јнна ѕавлова и певец ‘.Ўал€пин. ѕозже —Єдергран сделала много переводов ».—евер€нина дл€ финско-шведского журнала Ђ”етгаї. ј между тем гр€нула февральска€ революци€ в ѕетрограде.  ак и другие, Ёдит ожидала от революции светлого будущего, но она не знала, что последний раз ходит по родным тротуарам Ќевского проспекта, по набережным Ќевы. Ќедоступный теперь ѕетроград осталс€ в –оссии, а –айвола - маленьким островком в бушующей гражданской войной ‘инл€ндии. ќбраз —анкт-ѕетербурга занимает большое место в творчестве Ё.—едергран. ≈щЄ в школьных стихах звучит любовь к родному городу, его проспектам и садам, фигурирует величава€ Ќева ночью, отражающа€ тыс€чи фонарей. ƒл€ поэзии —Єдергран характерен всемирный размах. „увство причастности к космическим силам звучит особенно в стихотворении Ђ“риумф жизниї: Ђ„его бо€тьс€ мне? я дочь ¬селенной. „астица мала€ ее великой силы. ћир одинокий в сонмище миров, «везда как точка окончань€ жизниї. –амки реальной жизни Ёдит все более сужались. Ѕолезнь прогрессировала. ѕоследние годы она жила с матерью уединенно, в трудных денежных услови€х в –айвола. ¬ краю озер и поросших соснами холмов, в типичном дл€ —анкт-ѕетербургских пригородов финском доме с мезонином. ќна скончалась 4 июн€ 1923 года в возрасте 31 года. ѕохоронена на сельском кладбище. —удьба ее не была спокойной при жизни, не дала ей поко€ и после смерти: три раза за эти годы мен€лись границы над ее могилой, шумели войны, гремели разрывы снар€дов. ј ведь она мечтала, чтобы люди «емли стали одним народом... —тихи —Єдергран переведены на английский, немецкий, французский €зыки, на шведском и финском их читают давно. ¬ 1980 г. в Ћенинграде вышел сборник Ё.—едергран под названием Ђ¬озвращение домойї на русском €зыке, а в 1992 г. вышло более полное издание (под редакцией ћихаила ƒудина).



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку