-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 58142
Комментариев: 6378
Написано: 65968


27 декабря родились...

Пятница, 27 Декабря 2013 г. 11:40 + в цитатник
 (452x699, 69Kb)
1823
Август Юлиевич Давидов
заслуженный профессор математики в Московском университете. Родился в Либаве, уездном городе Курляндской губернии, в еврейской семье. Первоначальное воспитание Давидов получил в доме родителей под руководством отца — доктора медицины, а затем, когда отец получил место врача (в 1839 г.) при московском воспитательном доме и семья его переехала в Москву, стал посещать классы института для обер-офицерских детей при воспитательном доме. В 1841 г. он поступил в московский университет по второму философскому (теперь физико-математическому) факультету и окончил курс в 1845 г. с золотою медалью за сочинение: "О бесконечно малых качаниях", рецензированное проф. Брашманом. После окончания университетского курса Давидов продолжал заниматься математическими науками и в особенности изучал аналитическую механику под руководством профессора Брашмана. В 1848 г. за сочинение: "Теория равновесия тел, погруженных в жидкость", он удостоен московским университетом степени магистра математики; впоследствии получил за это же сочинение и демидовскую премию, а в 1849 г. получил свидетельство на право преподавания математики в военно-учебных заведениях и начал с 1850 г. в качестве адъюнкта чтение лекций в московском университете по теории вероятностей с ее приложениями. В 1849 г. Давидов напечатал в "Журнале Крелля" (т. XXXVIII) исследование: "Ueber die Gleichgewichtslagen eines mit seiner ganzen Grundflдche in eine Flьssigkeit getauchten geraden dreiseitigen Prismas", затем в 1851 г. представил, факультету исследование: "Определение вида поверхности жидкости, заключенной в сосуде", которое доставило автору докторскую степень и затем составило часть следующего, более обширного исследования: "Теория капиллярных явлений", изданного в 1851 г. и удостоенного половиной Демидовской премии. Утвержденный в 1852 г. в степени доктора математики и астрономии, Давидов был назначен экстраординарным профессором по кафедре прикладной математики (с 1853 г.), потом ординарным (с 1859 г.), а затем с 1862 г. перешел на кафедру чистой математики, которую и занимал до конца службы в университете. С 1875 г. он был заслуженным профессором, а также занимал должность декана физико-математического факультета (1863—1873 гг. и 1878—1880 гг.). После тридцатилетней ученой службы в московском университете Давидов 8-го июня 1885 г. вышел в отставку и умер в Москве 3 января 1886 года. Вся жизнь Давидова протекла среди занятий любимой им наукой, математикой. Но ему не чужда была и практическая деятельность. В 1860 г. он принял должность инспектора над частными учебными заведениями столицы, и с этого времени деятельное участие в направлении преподавания математических наук в средних учебных заведениях стало для него одною из важнейших отраслей общественной деятельности. В 1864 г. появилась его "Элементарная геометрия в объеме гимназического курса", выдержавшая до 1885 г. четырнадцать изданий; затем последовал целый ряд учебников, по которым воспиталось не одно поколение. В 1866 г. появилась его "Начальная алгебра", выдержавшая одиннадцать изданий до 1887 г.; затем следовали: "Руководство к арифметике" (три издания), "Геометрия для уездных училищ, по Дистервегу" (пять изданий), "Начала тригонометрии" (три издания) и "Собрание геометрических задач", посмертное издание 1888 года. Давидов был одним из учредителей московского математического общества и с 1864 года по 1885 г. состоял его председателем. Свои ученые труды за этот период времени он печатал почти исключительно в органе Общества — "Математическом Сборнике". Так здесь им напечатаны: "Биография H.Д.Брашмана" (1866 г., том I), "Интегрирование уравнений с частными дифференциалами какого-нибудь порядка", "О геометрическом представлений эллиптических функций первого вида" (ibid., 1867 г., том II), "Элементарный вывод соотношения между показателем и тригонометрическими функциями" (ibid., 1868 г., том III), "Распространение формулы бинома на дробные и отрицательные показатели", "Об эллиптических интегралах"; "Замечание об Абелевых функциях", "Речь в публичном заседании Матем. Общества, 3 марта 1869 г.", "Единство мер и весов"; (ibid., 1870 г., том IV), "Об одной общей формуле в теорий определенных интегралов" (ibid., 1882 г., том X), статья, переведенная на французский язык и помещенная в "Journal des Mathйmatiques pures et appliquйes", 1882 г. том VIII. Несколько исследований Давидов поместил также в "Трудах Общества любителей естествознания", где он состоял с 1863 г. вице-президентом, а потом с 1884 г. — президентом: "О политехническом музее" (1872 г. том X, выпуск I.), "Отчет о первом десятилетии Общества" (1874 г. том ХIV) и др. Из других ученых работ Давидова известны: "Supplйment а la thйorie des phйnomиnes capillaires", Mосква, 1855 г.; "ІІриложение теорий вероятностей к медицине", ("Московск. Врачебн. Журнал", 1854 г. книга 1.); "Sur le maximum du nombre des positions d'йquilibre d'un prisme triangulaire, homogиne, plongй dans un liquide", (Bulletin phys. — mathиm. de l'Acad. de Pйtersborg, 1855, v. XIII); "Употребление выводов теорий вероятностей в статистике" (Журнал Министерства Народного Просвещения, 1855 г., том LXXXVIII, отдел II); "О физике, изданной Н.Любимовым" ("Русский Вестник," 1861 г. книга 9 и 1874 г., книга 1.). Кроме того, им напечатаны две публичные лекции: "О парах" и "О паровом котле" ("Вестник естеств. наук", 1859 г.); "Теория средних величин в приложении ее к составлению таблиц смертности" — актовая речь в университете. Несмотря на постоянные занятия математикой, неизбежно связанные с занятием кафедры в университете, и многочисленные специальные исследования, требовавшие затраты огромной энергии и немало времени, Давидов однако находил еще возможность работать и в Московском Обществе испытателей природы, членом которого он состоял, и нес обязанности президента (с 1881 г.) Императорского Общества акклиматизации животных и растений. Литература: "Отчеты о присуждении Демидовских премий". — "Отчеты Московского университета за 1850—1865 гг." — "Речь и отчет, читанные в Московском университете", Москва, 1886 г., страницы 153—173. — "Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии", Москва, 1887 г., том II, приложение. — "Библиограф", 1886 г., № 10, страницы 147—149. — "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1880 г., книга 1, страницы 30—31. — "Исторический Вестник", 1886 г. книга, 2, страница 499. "Биографический Словарь профессоров Московского университета", Mосква, 1855 г., часть І, страницы 275—276. — Д.Языков, "Обзор жизни и трудов русских писателей", 1889 г., Выпуск V, страницы 40—42. — "Энциклопедический Словарь" Брокгауза и Ефрона, том X, статья профессора Д.Граве, страницы 1—2. — "Газета Гатцука" 1885 г., № 54. "Московский Листок", 1885 г. № 357. — "Московские Ведомости", 1885 г., №№ 286, 288, 296, 354, 358, 359.

1831
Валентайн Грин (Valentine Green)
английский шахматист. Родился в Криптоне, Англия. Умер 31 января 1877 года.

 (553x699, 103Kb)
1832
Павел Михайлович Третьяков
известный московский предприниматель, меценат, собиратель русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи - крупнейшего собрания русской национальной школы живописи. Павел Третьяков родился в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П.М.Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3.8 млн руб. Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866—1940), затем Александра (1867—1959), Любовь (1870—1928), Михаил (1871—1912), Мария (1875—1952), Иван (1878—1887). В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Старший сын, Михаил, родился больным, слабоумным и никогда не приносил родителям радости. В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, — это были работы «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В.Г.Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И.П.Трутнева, А.К.Саврасова, К.А.Трутовского, Ф.А.Бруни, Л.Ф.Лагорио и других мастеров.
Памятник_Павлу_Михайловичу_Третьякову (525x700, 128Kb)
Памятник Павлу Михайловичу Третьякову, Третьяковская галерея, Москва.
Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И.Якоби, «Последняя весна» М.П.Клодта, «Бабушкины сны» В.М.Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, — «Княжна Тараканова» К.Д.Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф.А.Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался в Москве 4 декабря 1898 года. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будте здоровы». Похоронен на Новодевичьем кладбище. 3 июня 1918 года вышел декрет о национализации галереи, и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи. В Липецке есть улица Третьякова. В СССР и России были выпущены почтовые марки и цельные вещи, посвященные Третьякову:
Stamp_of_USSR_1907 (700x493, 317Kb)
100 лет Государственной Третьяковской галерее. Почтовая марка, СССР, 40 коп., 1956 год, (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1907)
800px-Tretyakov_original_stamp (700x484, 51Kb)
125 лет Государственной Третьяковской галерее. Почтовая карточка с оригинальной маркой, СССР, 1981 год
Rus_Stamp-Tretiakov_Gallery-2006 (700x551, 195Kb)
150 лет Государственной Третьяковской галерее. Почтовый блок, Россия, 15 руб., 2006 год, (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1105)
800px-Pavel_Tretyakov_PSE_Russia_2010 (700x491, 70Kb)
Меценаты России. П.М.Третьяков. Конверт с оригинальной маркой, спецгашение, Россия, 2010 год.
Библиография: Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — Москва: ГТГ, 1951. — 307 страниц; Грязнов А.И. Почётный гражданин Москвы: Страницы жизни Павла Михайловича Третьякова / Художник В. Корольков. — Москва: Московский рабочий, 1982. — 192 страницы. — 39 000 экземпляров (обложка); Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков / Государственный институт искусствознания. — Москва: Искусство, 1986. — 328 страниц — (Жизнь в искусстве). — 100 000 экземпляров (в переплёте); Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея. — Москва: Арт-Родник, 1998. — 256 страниц. — ISBN 5-88896-020-9 (2-е издание — Москва: Арт-Родник, 2011. — 256 страниц, иллюстрации— ISBN 978-5-404-00267-6).

delpino003 (566x700, 133Kb)
1833
Джакомо Джузеппе Фредерико Дельпино (Giacomo Giuseppe Federico Delpino)
итальянский ботаник. Родитлся в Кьявари. Профессор университетов в Генуе (с 1876 г.), Болонье (с 1884 г.), Неаполе (с 1893 г.). Основные работы по экологии (биология цветка, способы опыления) и морфологии растений (теория листорасположения). Один из основателей экологии, географии растений. Умер в Неаполе 14 мая 1905 года. Научные труды: Delpino F (1867) Sugli apparecchi della fecondazione nelle diante antocarpee; Delpino F (1968) Ulteriori osservazioni sulla dicogamia nel regno vegetale; Delpino, F (1869) Sulla darwiniana teoria della pangenesi. Rivista Contemporanea LVI: 196-204 & LVII: 25-38; Delpino F (1874) Ulteriori osservazioni e considerazioni sulla dicogamia nel regno vegetale. 2 (IV). Delle piante zoidifile. Atti. Soc. Ital. Sci. Nat. 16:151–349. Литерара: Моrini F., "Rendiconto delle Sessioni dell’Accademia delle Scienze dell’Istituto di Bologna", 1904-05, v.9, p. 113-145 (библиография).

 (515x699, 90Kb)
1836
Валерий Антоний Врублевский (Wroblewski)
деятель польского и международного революционного движения. Родился в местецке Жолудек, ныне Гродненской области. Из мелкой шляхты. Во время учёбы в Лесном институте в Санкт-Петербурге, который окончил в 1857 году, установил контакты с революционными кругами. В 1861 году стал инспектором лесной школы в м. Соколки Гродненской губернии. Вёл революционную пропаганду среди крестьян, участвовал в издании и распространении революционной газеты «Мужицкая правда». Во время польского восстания 1863-1864 годов был одним из наиболее энергичных командиров, повстанческое правительство назначило Врублевского военным начальником Гродненского, а затем Подлясского и Люблинского воеводств. После тяжёлого ранения в январе 1864 года эмигрировал во Францию, принимал активное участие в деятельности демократического крыла польской эмиграции, проявлял большой интерес к борьбе французского пролетариата. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов вступил в Национальную гвардию, участвовал в обороне Парижа. После провозглашения Парижской коммуны в 1871 году решительно встал на её защиту. Командовал 2-й армией, а с 5 мая 1871 года — центром войск, защищавших Париж; в последние дни Коммуны руководил обороной южной части Парижа. В боях проявил военный талант и личное мужество. После падения Коммуны Врублевскому, заочно приговорённому к смерти, удалось эмигрировать в Лондон. С этого времени у него устанавливаются близкие отношения с К.Марксом и Ф.Энгельсом. В 1872 году Врублевский становится членом Генерального совета 1-го Интернационала. В 1872 году возглавил созданное в Лондоне польское революционное общество «Люд польский», пропагандировал идеи русско-польского революционного союза. В конце 70-х годов в Женеве установил контакт с русскими революционерами и группой первых польских марксистов. В 1880 году после амнистии вернулся во Францию. До конца жизни сохранял верность социалистическим убеждениям. В.И.Ленин писал, что память о Врублевском «неразрывно связана с величайшим движением пролетариата в XIX веке...» (Полное собрание сочинений. Издание 5-е. Том 7, страница 237). Скончался в Уарвиле,5 августа 1908 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Сочинения: Ко всей объединенной польской демократии.— В книге: Избранные произведения прогрессивных польских мыслителей. Том 3. Москва, 1958, страницы 954—956; [Письмо в редакцию] — Там же, страницы 1034—1038. Литература: Абрамовичюс В.Е., Дьяков В.А. Валерий Врублевский. Москва, 1968; Борейша Е.В. Валерий Врублевский в период франко-прусской войны и Парижской коммуны, - В книге: Французский ежегодник. 1971. Москва, 1973.

Spitta--Philipp-01 (509x700, 191Kb)
1841
Юлиус Август Филипп Шпитта (Julius August Philipp Spitta)
немецкий филолог и музыковед. Родился в Вехольде, близ города Хойя. В детские годы обучался игре на фортепиано, органе, изучал композицию. В 1860 поступил в Гёттингенский университет, где вначале специализировался в области теологии, позднее посвятил себя классической филологии, занимаясь под руководством Г.Зауппе и Э.Курциуса. Возглавлял студенческий песенный союз в университете, выступал как пианист, много времени уделял сочинению музыки. В Гёттингене Шпитта познакомился с И.Брамсом, их знакомство впоследствии перешло в тесную дружбу. В 1864 защитил докторскую диссертацию о синтаксисе Тацита («Der Satzbau bei Tacitus»). Преподавал классические языки в срених учебных заведениях Ревеля (ныне Таллин); читал также лекции по истории музыки, затем - в гимназиях Зондерсхаузена и Лейпцига. В Лейпциге Шпитта вместе со своими друзьями основал Баховский союз (Bach-Verein), который сыграл заметную роль в развитии музыкальной жизни города. С 1875 преподаватель истории музыки и административный директор Высшей музыкальной школы в Берлине, а также секретарь Академии искусств и сверхштатный профессор истории музыки в Берлинском университете. Вместе с Г.Беллерманом Шпитта воспитал в университете целую плеяду видных историков музыки, явившись по существу создателем музыкально-исторической школы в Германии. Среди учеников - П.Вагнер, Й.Вольф, А.Зандбергер, М.Зейферт, К.Кребс, О.Флейшер, Э.Фогель, М.Фридлендер, а также Ж.Комбарьё. Шпитта - один из основоположников истории музыки как науки. В своих музыкальных исследованиях использовал передовые методы современной ему немецкой классической филологии, следовал важнейшему принципу историзма, выработанному этой наукой. Шпитта продолжил линию, намеченную О.Яном в его труде о В.А.Моцарте. Шпитта - «отец научного баховедения». Его монография о Бахе (равно как и мн. представления о музыке Баха, выработанные Шпиттой) не утратила своего значения. Книга Шпитты характеризует не только личность и творчество великого музыканта, но содержит также первое обширное и достаточно полное описание немецкой музыки баховской эпохи. Шпитта разделял представление многих своих современников (в том числе Брамса) о музыке Баха как вершине мировой музыкальной культуры. Среди немецкий композиторов, подготовивших творчество Баха, Шпитта выделял Г.Шюца. Шпитта положил начало возрождению музыки Шюца, научному изучению его творчества. В своих эстетических оценках стремился основываться на тех требованиях искусства, которые представлялись ему наиболее актуальными и перспективными.
Spitta Berlin tirgarten (582x700, 175Kb)
Памятная доска в Берлине.
Был большим приверженцем творчества Брамса, который, в свою очередь, высоко ценил Шпитту, называя его работы «драгоценными и непреходящими»; Брамс посвятил Шпитте два мотета a cappella op. 74 (1877). Шпитта - редактор изданий: «Органные сочинения Д.Букстехуде» («Dietrich Bux-tehude's Orgelkompositionen», hrsg. von Ph. Spitta…, Bd 1-2, Lpz., 1876-77); «Собрания сочинений Г.Шюца» (Schьtz H., «Sдmtliche Werke», Bd 1-16, Lpz., 1885- 1894); «Музыкальные сочинения Фридриха Великого» («Musikalische Werke Friedrichs der Groen», Bd 1-4, Lpz., 1889). Совместно с Ф.Кризандером и Г.Адлером Шпитта основал журнал «Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft» (1885-1894), явился одним из инициаторов издания монументальной серии «Памятники немецкого музыкального искусства» («Denkmдler Deutscher Tonkunst», с 1892). Публиковал статьи в периодических изданиях: «Allgemeine musikalische Zeitung», «Grenzboten», «Monatshefte fьr Musikgeschichte», в энциклопедии «Allgemeine Deutsche Biographie», в первом издании словаря Грова («Grove's Dictionary of Music and Musicians», 1879-89). Автор музыкальных сочинений. Умер в Берлине 13 апреля 1894 года. Сочинения: Ein Lebensbild R. Schumann's, Lpz., 1862; Jon.Seb.Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-1880, Darmstadt, 1962, (сокращённое издание) Lpz., 1935, «Wiesbaden, 1961; Zur Musik…, В., 1892; Musik-geschichtliche Aufsдtze, В., 1894; Palestrina im 16. und 19. Jahrhundert, «Deutsche Rundschau», 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 7, и др.

BrasilioMachado (524x700, 85Kb)
1845
Аугусту ди Оливейра Машаду (Augusto de Oliveira Machado)
португальский композитор и педагог. Музыке обучался в Лисабоне и Париже. Автор опер: "Лауреана" на сюжет Жорж Санд (1883, "Гран т-р". Марсель), "Марио Веттер" (1898, театр "Сан-Кар-луш", Лисабон), "Боргезина" (1909, там же) и др., оперетт: "Солнце Наварры" (1870), "Золотой крест" (1873), "Гитара" (1878), "Пикколино" (1889), "Похищение Елены" (1902) (все поставлены в театре "Триндади", Лисабон), "Мария да Фонте" (1879, театр "Сан-Карлуш", Лисабон) и др. На творчество Машаду оказали влияние итальянские и французские (Ж.Массне, К.Сен-Санс) композиторы. В последних своих произведениях Машаду использовал элементы португальской национальной музыки. В 1892-1908 был инспектором театра "Сан-Карлуш" в Лисабоне. Вел педагогическую деятельность (с 1893 - профессор, в 1901-1910 - директор Лисабонскрй консерватории). Умер в Лисабоне 26 марта 1924 года. Сочинения: оперы - Лауреана (по Ж.Санд, 1883, «Гран театр», Марсель), Марио Веттер (либр. Р.Леонкавалло, 1898, театр «Сан-Карлуш»), Боргезина (La Borgesina, 1909, «Гран театр») и другое; балет Зефферинетто (1870, «Сан-Карлуш»); оперетты - Солнце Наварры (О sol de Navarra, 1870), Золотой крест (A cruz de ouro, 1873), Гитара (Guitarra, 1878), Похищение Елены (О rapto de Helena, 1903) (все пост. в театре «Тринидади», Лисабон), Мария да Фонте (1878, театр «Сан-Карлуш»), Венера (1905, «Т-р донны Амелии») и другое; для оркестра - ода Камоэнс и Лузиады (Camoens e os Lusiadas, 1880) и другое; пьесы для фортепиано, органа, романсы.

Zikmund_Winter_Vilimek (564x700, 68Kb)
1846
Зикмунт Винтер (Zikmund Winter)
крупный мастер чешской исторической прозы, автор многих научных трудов в лучших своих произведениях, и в частности в самом известном романе «Магистр Кампанус» (1909), удачно сочетал талант художника и ученого. Книга повествует о событиях в Чехии с 1612 по 1622 год. В результате поражения при Белой горе в 1620 году Чехия была включена в состав Австрии. На фоне грoзных событий, происходящих в стране выведен образ профессора Кампануса, вся жизнь которого посвящена борьбе за чешскую национальную культуру и отстаиванию национального светского образования. Умер 12 июня 1912 года.

 (517x699, 122Kb)
1848
Дмитрий Александрович Клеменц
российский революционный деятель ХIХ в., народник, этнограф, археолог, один из организаторов общества "Земля и воля". Сын немца, управляющего имением. Родился в деревне Горяиновой (Самарской губернии). Учился в Самарской, а потом в Казанской гимназии. Через год после окончания гимназии поступил на физ.-математ. факультет Казанского университета; с четвертого курса перешел в Санкт-Петербургский университет. В Санкт-Петербурге, сблизившись с Натансоном и др., вошел в кружок чайковцев. Автор пропагандистских стихотворений ("Барка") и сказок. В конце 1872 г. — начале 1873 г. вел пропаганду среди рабочих в Санкт-Петербурге за Невской заставой (с Синегубом) и на Выборгской стороне (с Чарушиным). Летом 1873 г. вел пропаганду вместе с Кравчинским в местечке "Клочки" под Санкт-Петербургом. Весною 1874 г., перейдя на нелегальное положение и скрывшись от преследования, выехал в Москву, где вошел в сношения с местными пропагандистскими кружками; жил в Москве под фамилиями Михайлова и Ельцинского. В апреле — мае 1874 г. вел пропаганду в имении Иванчина-Писарева Потапово (Ярославской губернии); жил под фамилией Вас.Сем.Шевелева. Успел скрыться до июньских арестов 1874 г. В 1875 г. выехал за границу, где занимался научной работою в Берлине и Париже. Осенью 1875 г. был опять в России, после чего выехал за границу и принял участие в Герцоговинском восстании. После перемирия жил в Женеве и Париже; сотрудничал в журнале "Вперед", был одним из редакторов "Общины". При образовании общества "Земля и Воля", во второй половине 1878 г. кооптирован в основную группу и вскоре был вызван из-за границы для редактирования органа общества. Редактируя "Землю и Волю", сотрудничал в "Отечественных Записках" и в других легальных Санкт-Петербургских журналах. Арестован в феврале 1879 г. в Санкт-Петербурге, на квартире земца Александрова, по указаниям Рейнштейна, и 29 марта 1879 г. заключен в Петропавловскую крепость; 3 сентября 1881 г. переведен в Дом предварительного заключения. По высочайшему повелению дело о нем разрешено в административном порядке с высылкою его под надзор полиции на пять лет в Восточную Сибирь. 8 октября 1881 г. вместе с партией отправлен в Сибирь и в конце того года водворен в Минусинске, где вскоре принял деятельное участие в минусинском музее Мартьянова. Сотрудничал в "Сибирской Газете" и был одним из главных ее сотрудников. С 1883 г. совершил ряд научных экспедиций по Сибири и Монголии. В 1888 г., поселившись в Иркутске, был хранителем местного музея и правителем дел Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества. В 1894 г. организовал так называемую Якутскую Сибиряковскую экспедицию, в состав которой вошли преимущественно политические ссыльные. В 1897 г. переселился в Санкт-Петербург и занял должность старшего этнографа при Музее антропологии и этнографии Академии наук. Был близок к редакции журнала "Русск. Богатство". В середине 1900-х г.г. приглашен возглавить Этнографический отдел Русского музея Александра III. В 1910 г. вышел в отставку и поселился в Москве, где умер 21 января 1914 года. Литература: Левин Ш.М., Д.А.Клеменц, Москва, 1929 (библиография); Токарев С.А., Д.А.Клеменц, в сборнике: Отечественные экономико-географы XVIII—XX вв., Москва, 1957; Дэвлет М.А., Д.А.Клеменц как археолог, "Советская археология", 1963, № 4.

 (461x699, 79Kb)
1848
Хуан Хосе Мануэль Пандо (Juan Jose Manuel Pando)
боливийский государственный и политический деятель, президент Боливии (1899-1904). Умер 17 июня 1917 года.

 (560x700, 44Kb)
1848
Джованни Баттиста Пирелли (Giovanni Battista Pirelli)
итальянский конструктор и бизнесмен. После получения инженерного образования уехал за границу, где несколько лет изучал процессы обработки резины. В 1872 вернулся в Италию и основал в Милане фирму "Пирелли и компания", позже переименованную в "Пирелли Казасса". Компания Пирелли производила велосипедные шины и резиновые оболочки для электрических кабелей. В начале 20 в. фирма начала выпуск автомобильных шин. Совместно с Джованни Пирелли компанией управляли его сыновья: Пьеро и Альберто. Скончался в Варенне 20 октября 1932 года.

 (476x698, 64Kb)
1849
Александр Валерианович Вержбилович
русский виолончелист польского происхождения. Родился в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербургской консерватории виолончельной игрой занимался у К.Ю.Давыдова и стал хранителем традиций его исполнения. Быстро приобрел репутацию выдающегося виртуоза и был приглашен заместителем Давыдова как солиста оркестра Императорской итальянской Оперы, а впоследствии - Русской Оперы (1882 - 1885). Несколько позже заместил Давыдова в квартете Санкт-Петербурга. Отделения Императорского Русского Музыкального Общества; выступал также на квартетных вечерах Санкт-Петербургского Общества Камерной музыки. С 1885 г. был профессором в Санкт-Петербургской консерватории. Много концертировал в России и за границей. Между прочим выступал в Константинополе, Вене, Париже (1893, Concerts populairs) и других городах. Исполнение его отличалось силой и красотой тона, певучестью, богатством оттенков, тонким вкусом, большой выразительностью фразировки и страстностью темперамента. Его успех у публики и критики был неизменен. Умер в Санкт-Петербурге 15 марта 1911 года. Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), Москва, 1965, страницы 122-174.

 (497x699, 36Kb)
1851
Макс Юдд (Max Judd; настоящее имя - Максимилиан Юдкевич)
американский промышленник, генеральный консул США в Вене и шахматный игрок. Родился в польском Кракове. В 1832 году эмигрировал в США. Жил в Вашингтоне, в 1873 году переехал в Сент Луис. Четыре года исполнял функцию генерального консула США в Вене. В 1881 г. в Сент Луисе сыграл матч с Генри Маккензи (+5-7=3), в 1887 г. там же выиграл матч у Альберта Ходгеса (+5-2=2). В 1890 г. Нанёс поражение актуальному чемпиону США В. Шовалтеру со счётом (+7-3=0), но в 1892 г. проиграл реванш (+4-7=3). В последнем личном поединке уступил Гарри Нельсону Пилсберри в Сент Луисе (+1-4=0). Наибольший успех в карьере – победа в турнире Западного Шахматного конгресса (US Open) в Чикаго в 1903 г. Был основателем и президентом Шахматного клуба Сент Луиса. Принял участие в шести турнирах Американского Шахматного конгресса. Во втором турнире в Кливленде в 1871 г. занял четвёртое место, в третьем, в Чикаго третье место, в четвёртом, в Филадельфии в 1876 г. занял второе место. В пятом, в Нью Йорке в 1880 г. занял пятое место, в шестом, в Нью Йорке в 1889 г. занял восьмое место, а в седьмом, в Сент Луисе в 1894 г. занял второе место. Скончался 7 мая 1906 года.

1856
Андре Жедальж
французский композитор. С 1905 г. профессор контрапункта и фуги Парижской консерватории. Его ученики: Ж.Ибер, Ш.Кеклен, Д.Мийо, А.Онеггер, М.Равель, Роже-Дюкас, Флоран Шмит и др. Среди сочинений: 4 оперы, из них поставлена «В ловушке» (1890); балет «Феб» (постановка 1900); пантомимы, в том числе «Маленький савояр» (постановка 1891); 3 симфонии; камерные, фортепьянные, вокальные сочинения.

1856
Лидия Михайловна Книпович
деятель революционного движения России. Родилась в селе Тюсбю Нюландской губернии, Финляндия, в семье врача. С конца 1870-х гг. народница. С 1889 вела революционную работу в Санкт-Петербурге; в 1896 выслана за организацию печатания изданий "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". С 1890-х гг. социал-демократическую Партийную работу вела в Астрахани, Твери, Самаре (см. Агенты "Искры"). Делегат 2-го съезда РСДРП (1903), искровец большинства. В 1905 секретарь Одесского комитета РСДРП. Участница Таммерфорсской конференции (1905) и 4-го съезда (1906) партии. В 1911—1913 в ссылке в Полтавской губернии, затем из-за тяжелой болезни жила в Крыму. Умерла в Симферополе 9 февраля 1920 года. Литература: Крупская М. Книпович, в книге: Славные большевички, Москва, 1958.

 (497x698, 201Kb)
1859
Людвик Лазарь Заменгоф (Ludwik Lejzer Zamenhof)
польский врач-окулист, создатель универсального международного языка эсперанто. Людвик Лазарь Заменгоф родился в польском Белостоке, учился в Варшаве, Москве и Вене. В семье его говорили по-русски и, вероятно, сложные польско-русские отношения толкнули его к лингвистическим изысканиям. Заменгоф решил, что создание международного искусственного языка поможет взаимопониманию разных народов. В 1887 году под псевдонимом Докторо Эсперанто (доктор Надеждин) он издал книгу "Lingvo internacia", положившую начало новому языку, названному по псевдониму Заменгофа - эсперанто. И медицинская и лингвистическая карьеры Заменгофа были успешны. Он переводил на эсперанто Ветхий завет, "Гамлета", сказки Андерсена, пьесы Мольера и Гоголя. В 1889 году стал выходить журнал на эсперанто, в 1905 прошел первый международный конгресс Эсперанто, в 1912 г. Краков стал формальным центром эсперантского движения. Доктор Эсперанто надеялся, что искусственно созданный международный язык станет общедоступным и заменит основные европейские языки. Надежды не оправдались, вернее, оправдались не до конца, эсперанто обрел своих поклонников и знатоков лишь в середине ХХ века. Сейчас в мире насчитывается 165 000 людей, владеющих эсперанто. Скончался в Варшаве 27 апреля 1917 года. В 1959-1960 по решению ЮНЕСКО широко отмечалось столетие со дня рождения Заменгофа. Литература: Memorlibro, eldonita okaze de la centjara datreveno de la naskio de D-ro L. L. Zamenhof, L., 1960.

Bergey (481x700, 152Kb)
1860
Дэвид Хендрикс Бергей (David Hendricks Bergey)
американский бактериолог. Автор известного руководства - Bergey's Manual of Determinative Bacteriology, популярного бактериологического таксономического справочника. Родился в городе Скайппек, штат Пенсильвания, США. Учился в Университете штата Пенсильвания, где получил степень бакалавра наук и доктора медицинских наук градусов в 1884 году. Он занимался медициной до 1893 . Затем он приступил к работе в лаборатории гигиены университета, где преподавал гигиену и бактериологию. Он возглавлял лабораторию с 1929 до своей отставки в 1932 году. Он был председателем редакционного совета первой редакции Bergey's Manual of Determinative Bacteriology, опубликованной в 1923 году. The Determinative Manual впоследствии было опубликовано в еще восьми изданиях. Bergey's Manual Trust в настоящее время публикует второе издание Bergey's Manual of Systematic Bacteriology и базируется в Университете Джорджии в Афинах, штат Джорджия , США. Он был первым учёным, который выделил бактерию под названием Actinomyces из человеческого организма в 1907 году. Умер в Филадельфии (штат Пенсильвания, США) 5 сентября 1937 года.

Karel_Kramář (511x700, 220Kb)
1860
Карел Крамарж (чешское имя - Karel Kramб)
чешский политический деятель, первый премьер-министр независимой Чехословакии (1918—1919). Родился в городе Гохштадт-на-Изере, Австро-Венгрия, в зажиточной буржуазной семье. Получил юридическое образование в Берлинском, Страсбургском и Пражском университетах. В 1889 основал чешскую еженедельную газету «Час». В 1891 избран как кандидат младочешской партии в рейхсрат; с 1894 состоял членом чешского ландтага. Вскоре Крамарж стал одним из вожаков младочешской партии; в 1897—1898 был избираем в вице-президенты австрийской палаты депутатов; с 1896 он неизменно выбирается в члены австрийской делегации. Крамарж выступил противником участия Австрии в антироссийском Тройственном союзе в наделавшей шуму статье «L’avenir de l’Autriche» («Revue de Paris», 1889, март). Крамарж опубликовал множество статей в периодической печати по политическим и экономическим вопросам. Отдельно были изданы: «Das Papiergeld in Oesterreich seit 1848» (Лейпциг, 1886); «Das bцhmische Staatsrecht» (Вена, 1896); «Die russische Valutareform» (Вена, 1896). Выступал за сотрудничество чешского национального движения с правительством Австро-Венгрии. Сторонник федералистской политики в многонациональных государствах (как в Австро-Венгрии, так и в России). Православный, женат на русской, Надежде Хлудовой (из купеческой семьи, в первом браке Абрикосова), неоднократно бывал в России, летние месяцы проводил в Крыму. Имевший репутацию убеждённого русофила и панслависта, Крамарж в 1914, с началом войны между Австрией и Россией, был арестован австрийскими властями, обвинён в государственной измене и приговорён к 15 годам каторги. Однако этот приговор привёл к усилению оппозиционных настроений в рядах чешских политиков, и после смерти Франца Иосифа I новый император Карл I амнистировал Крамаржа (1917). После провозглашения независимости Чехословакии Крамарж стал первым её премьер-министром (14 ноября 1918), к неудовольствию президента Томаша Масарика, придерживавшегося совсем иных политических взглядов (уже к 1910-м годам отношения между двумя ведущими политиками Чехии испортились). Сам он также согласился занять этот пост с неохотой, так как представлял независимую Чехословакию не республикой, а монархией, во главе, возможно, с одним из русских великих князей. Крамарж возглавлял делегацию Чехословакии при подписании Версальского договора, но вскоре ушёл в отставку, после того, как министр иностранных дел Эдвард Бенеш отказался поддерживать Белое движение в России. Сам Крамарж был активным сторонником Белого движения, в частности, состоял в дружеских отношениях с Антоном Ивановичем Деникиным. Крамарж, наряду с Масариком, сыграл большую роль в поддержке молодым Чехословацким государством русской эмиграции. В 1920-е годы опубликовал ряд интересных работ о России («Кризис в России» (1921)), разработал проект конституции России. В дальнейшем Национально-демократическая партия, возглавляемая Крамаржем, не играла заметной роли в правительствах межвоенного периода. Политические взгляды Крамаржа правели, что привело к сближению с нацистскими группировками. Умер в Праге, незадолго до оккупации чехословацкого государства нацисткой Германией 26 мая 1937 года. Похоронен рядом с супругой в крипте православного Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах.

Любовь Павловна Линицкая  (700x560, 122Kb)
1866
Любовь Павловна Линицкая (по мужу — Загорская)
украинская советская актриса. Родилась в слободе Преображенская Купянского уезда, ныне Васильковского района Днепропетровской области. Принимала участие в любительских спектаклях. Сценическую деятельность начала в 1887 в русской провинциальной труппе Муравьева-Михайлова. В 1889 дебютировала в роли Наталки ("Наталка-Полтавка" Котляревского) в труппе М.Л.Кропивницкого, под руководством которого развивалось сценическое мастерство Линицкой. Талант Линицкой. наиболее полно раскрылся в труппе П.К.Саксаганского, в которой она работала с небольшими перерывами в 1892-1909. Работала в театре Н.К.Садовского (1909-1915), в товариществе под руководством И.О.Марьяненко (1915-1918) и в других театрах. Творческой индивидуальности Линицкой. были близки романтические, вольнолюбивые образы: Маруся Богуславка (оперная постановка Старицкого), Татьяна, Варька ("Бондарив-на", "Бесталанная" Карпенко-Карого), Наталья ("Лымеривна" Мирного). Приподнятость, героический пафос сочетались в игре Линицкой с психологической глубиной, социальным раскрытием образа. Мастер слова, Линицкая достигла высокого совершенства в искусстве монолога. Разоблачительной остротой было отмечено исполнение комедийных ролей - Проня Прокоповна ("За двумя зайцами" Старицкого) и др. Умерла в Киеве 5 февраля 1924 года. Литература: Меженко Ю.О., Життя артистки, в книге: Любов Павлiвна Лiницька. Нариси, Кив, 1957, страницы 3-105; Василько В.С., Спогади про Л.Лiницьку, там же, страницы 109-176.

Samed_aga_Agamalioglu (509x700, 247Kb)
1867
Самед Ага Агамали Оглы (настоящее азербайджанское имя - Самед Ага Гасан Ага оглы Алиев, Smd Aa Aamal olu liyev)
азербайджанский и советский политический и государственный деятель, народный комиссар земледелия Азербайджанской ССР (1920), Председатель ЦИК Азербайджанской ССР (1922-1929) и один из председателей ЦИКа ЗСФСР. Член КПСС с 1920. Представлял меньшевисткое крыло партии «Гуммет» в парламенте АДР (1918—1920). Получил известность за руководство по проведению алфавитной реформы в Азербайджане. Самед Ага Алиев родился. В 1887 году он поступает в Гянджу на службу. С 1888 года ведёт подпольную революционную работу. Во время событий (1904—1905) находился в Гандже, где стал свидетелем разгрома «Гуммет» — социал-демократической организации мусульман. В феврале 1917 — член Гянджинского Совета РСДРП(о): член Исполнительного комитета Гянджинского комитета РСДРП(о). С апреля 1917 — член объединённого Елизаветпольского комитета и Совета. С февраля 1918 — член меньшевисткого крыла партии «Гуммет». 19181920 — член Парламента Республики Азербайджан от партии «Гуммет». 1920 — народный комиссар земледелия Азербайджанской ССР. Май 192128 апреля 1922 — заместитель председателя ЦИК Азербайджанской ССР. Май 1922сентябрь 1929 — председатель ЦИК ССР Азербайджан. 19226 октября 1930 — председатель Комитета нового тюркского алфавита - Всесоюзного центрального комитета по введению нового тюркского алфавита при Совете Национальностей ВЦИК; член ЦК КП(б) Азербайджана: член Закавказского краевого комитета ВКП(б). 15 января 1923 года постановлением I-й сессии ЦИК ЗСФСР I-го созыва Агамалы оглы был назначен председателем ЦИК ЗСФСР.
464px-Барельеф_на_стене_дома_в_Баку,_где_жил_Самед_Ага_Агамалы_оглы_(на_азерб.) (235x304, 43Kb)450px-Барельеф_на_стене_дома_в_Баку,_где_жил_Самед_Ага_Агамалы_оглы (235x314, 39Kb)
Мемориальные доски на стене дома в Баку, где жил Самед Ага Агамалы оглы.
В марте 1922 года была создана комиссия во главе с Агамалы оглы, представившей вскоре проект нового алфавита на основе латинской графики. После обсуждения представленный проект был утверждён азербайджанским правительством, вслед за чем 21 июля был образован Комитет по проведению нового тюркского алфавита (КНТА) под председательством Агамалы оглы. По результатам долгих дискуссий, в 1922 году новый алфавит был утверждён, а в 1925 году он был введён в официальное употребление параллельно с арабским. В 1924 году Агамалы оглы впервые подготовил к печати и издал, снабдив своим предисловием, знаменитый памфлет Мирзы Фатали Ахундова под названием «Кямалуддовле и Джамалуддовле». В следующем году он возглавил Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ВЦКНА). Горький рассказывал о празднике в Баку, посвящённой шестой годовщине латинского алфавита: «Изумительный старец Самед-Ага-Агамалы-оглы, президент республики тюрков, инициатор замены арабского алфавита латинским, говорил пламенные речи, как юноша. С законной гордостью он вспоминал, как Владимир Ильич сказал ему. "Латинский алфавит — первый шаг, которым вы начинаете культурную революцию среди тюрков"». 26 января 1930 года постановлением II-й сессии ЦИК ЗСФСР V-го созыва Самед Алиев был освобждён от должности председателя ЦИК ЗСФСР. Участвовал в работе большинства газет и журналов, выходивших в Азербайджане в 1920-е годы. Автор ряда работ о революционном движении, культурной революции на Востоке. Скончался в Москве 6 октября 1930 года. Имя было присвоено Азербайджанскому сельскохозяйственному институту. Список работ: Агамалы-Оглы Самед-Ага. Куда мы идём? (О новом тюркском алфавите). — Баку. 1924; Агамалы-Оглы Самед-Ага. Культурные вопросы в тюркском мире. — Москва 1924; Агамалы-Оглы Самед-Ага. Две культуры (на русском языке). Баку. 1927. Литература: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Баку, 1957, страницы 28-30; Тадеуш Свентоховский, Brian C. Collins Historical dictionary of Azerbaijan. — USA: Scarecrow Press, 1999. — Страница 12. — 145 страниц. — ISBN 0810835509

den (448x700, 81Kb)
1867
Владимир Эдуардович Ден (иногда — Дэн; немецкое имя - Wladimir Alexander Ludwig von Dehn)
русский и советский экономико-географ и статистик. Родился в Санкт-Петербурге, в семье немецкого происхождения, род Ден (Daehn, Dehn) известен в Ревеле с середины XVII века, Владимир Эдуардович происходил из его младшей ветви. Его отец, генерал-лейтенант Эдуард Александрович (18281894), в 1868—1877 командовал 3-м гренадерским Перновским полком, в 1877—1885 командовал 1-й бригадой 1-й гренадерской дивизии в Москве. В 1890 году окончил юридический факультет Московского университета, затем два года стажировался в Германии. В 1894 году сдал экзамены по политэкономии, статистике и финансовому праву в Московском университете и получил степень магистра. Два года служил в Санкт-Петербурге в Министерстве финансов, а затем снова переехал в Москву, где преподавал коммерческую географию и историю торговли в Александровском коммерческом училище. В 1898 году стал доцентом Московского университета, где читал курсы «Хозяйственная история России XIX века» и «Формы хозяйства в их историческом развитии». После защиты в 1902 году магистерской диссертации на тему «Население России в пятой ревизии» В. Э.Дэн был избран профессором экономического отделения Политехнического института, где в том же году основал первую в стране кафедру экономической географии. Автор учебника по экономической географии для вузов (1924). Созданная Владимиром Деном в Петербурге научная школа получила название «отраслево-статистической» и оперировала количественными статистическими методами анализа размещения и функционирования экономических объектов. Задачей изучения территории Ден и его ученики считали определения степени оптимальности ее условий для развития тех или иных отраслей. Таким образом, Ден был сторонником отраслевого подхода к географическому исследованию. На протяжении 1920-х годов имела место полемика между отраслево-статистической школой В.Э.Дена и сторонниками «районного подхода» (С.В.Бернштейн-Коган, Н.Н.Баранский, А.А.Григорьев и др.). Имея поддержку высокопоставленных соратников по революционной борьбе, в 1929 году Н.Н.Баранский нанёс мощный удар по учению В.Э.Дена на Всероссийском совещании по географии. Московские географы поставили ему в вину отрыв исследований хозяйственного развития от географической среды. В том же году было заблокировано избрание Владимира Эдуардовича Дена в члены Академии наук. С начала 1930-х начинается планомерный разгром созданного Владимиром Деном научного направления. Его преемник на посту заведующего кафедрой экономической географии Генрих Мёбус после вызова на допрос покончил с собой (1931). После этого на должность заведующего созданной Деном кафедры был назначен М. П. Богданчиков, ранее бывший преподавателем военного вуза. Книги Дена перестали издаваться и переиздаваться, а его взгляды были объявлены ошибочными и вредными для науки как «дискредитирующие идеи социалистического строительства». В написанной в 1935 году докладной записке УНКВД (текст) школа Дена подозревается в потворствовании антисоветской деятельности: «Школа Дена, не имеющая формально выраженной целеустремленности и занятая лишь «подбором фактического материала», так «подбирает» его, что дает повод для антисоветских построений» Сын учёного Н.В.Ден был арестован по сфабрикованному делу (вскоре дело было прекращено, а Н.В.Ден освобожден). В начале 1930-х был репрессирован другой видный экономист, бывший ученик и коллега Дена по Политеху С.В.Бернштейн-Коган, некогда состоявший с ним в научной полемике. Чуть позже был осужден и расстрелян другой ученик Дена экономист Леонид Юровский. В это же время подвергались гонениям и представители других «немарксистских» направлений экономической географии (В.П.Семенов-Тян-Шанский, А.А.Рыбников и др.). Ряд последователей Дена были либо отстранены от научной работы (Марк Вольф), либо вынуждены отказаться от прежних взглядов (Вениамин Клупт, Виктор Штейн, Александр Брейтерман, Григорий Невельштейн). Первая публикация о Владимире Дене после 1930-х появилась только в 1949 году, однако его книги больше никогда не переиздавались, а вклад в науку замалчивался. Умер в Ленинграде в декабре 1933 года. Основные работы: статья «О формах предприятия» (1907); «Хлопководство и хлопчатобумажная промышленность» (1907); Очерки по экономической географии, часть 1. Сельское хозяйство (1908); «Каменноугольная и железоделательная промышленность» (1908—1912); «Положение России в мировом хозяйстве (анализ довоенного русского экспорта)» (1922); «Новая Европа» (1922); «Курс экономической географии» (1924); «Источники важнейших отраслей хозяйственной статистики СССР» (1926).

Legat_NG (446x700, 219Kb)
1869
Николай Густавович Легат
русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых. Родился в Москве. Сын балетных танцовщиков Санкт-Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен), брат Сергея Легата. Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу. Николай Легат образование получил в балетном отделении Петербургского театрального училища (педагоги Г.И.Легат, Н.И.Волков, П.А.Гердт, X.П.Иогансон). По окончании в 1888 г. поступил в балетную труппу Мариинского театра, где дебютировал в том же 1888 г. (по другим источникам, дебютировал в 1887 году в сольной партии Гения леса в pas d’action с выпускницей А.Виноградовой в балете «Очарованный лес», хореография Л.Иванова) и в 1888 году был принят в труппу императорского Мариинского театра сразу корифеем, в обход меньших амплуа. Очень скоро к нему перешли основные партии, исполнявшиеся Э.Чекетти и П.А.Гердтом. Первой значительной ролью был Оливье на премьере балета «Калькабрино» (13 февраля 1891), где Н.Легат танцевал с партнершей — К.Брианца. Был ведущим классическим танцовщиком, продолжая традиции академической петербургской балетной школы, обладал хорошими сценическими данными, отличался благородным стилем исполнения. Его внешние данные не соответствовали его репертуару: главным партиям балетных красавцев, но безукоризненная техника затмевала всё. В.Шелохаев. «Энциклопедия Русской эмиграции», 1997 г.пишет: «Невысокого роста, плотного мускулистого телосложения, с крупноватой головой, Л. был далек от идеала ведущего классического танцовщика. Но сила и ловкость делали его великолепным партнером». Николай Легат был партнёром лучших балерин своего времени, таких как А.П.Павлова, М.Ф.Кшесинская, Т.П.Карсавиной, П.Леньяни, К.Брианца, О.И.Преображенская и др. Работал и как балетмейстер. Поначалу он поставил несколько дивертисментов и балетных номеров для своих друзей-танцовщиц и танцовщиков: для дальней родственницы танцовщицы В.Мосоловой поставил pas de deux; для 25-летнего бенефиса М.М.Петипа, гражданской жены брата Сергея, был сочинен и поставлен Valse caprice А.Рубинштейна, исполненный вместе с О.Преображенской; для Матильды Кшесинской разработал pas de deux. 2 февраля 1901 г. состоялась премьера комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» в Александринском театре — танец эльфов с Т.Карсавиной также принадлежал Николаю Легату. Постепенно перешел на постановки значительных балетных спектаклей. С 1902 году он был назначен на должность помощника балетмейстера, первая самостоятельная постановка (совместно с младшим братом Сергеем) — «Фея кукол» Байера, премьера прошла 1 сентября 1902 г. Сюжет балета был прост: куклы в маленьком магазинчике игрушек ночью оживали и устраивали празднество во главе с феей кукол. Балет был решен полностью в рамках академического стиля, напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль Леон Бакст. Партии исполняли выдающиеся балерины театра: М.Ф.Кшесинская (фея кукол), А.Павлова (испанка), В.Трефилова (японка), А.Ваганова (китаянка), О.Преображенская (кукла Бебе), М.М.Фокин (первый Пьеро), Сергей Легат (второй Пьеро) и др. С 1905 года он стал вторым балетмейстером, с 1910 года — главным балетмейстером императорского Мариинского театра, став наследником миссии и идей Мариуса Петипа. На своей должности он как приверженец классического направления стремился к сохранению хореографического наследия прошлого, и всяческие реформистские движения вызывали у него лишь полное неприятие и даже агрессию. Для пущей борьбы с конкурентами, по театральной традиции, не стеснялись прибегать к интригам; известно, что Н.Г.Легат немилосердно и не слишком достойно повел себя по отношению к своему конкуренту В.Нижинскому. Одновременно проявил себя как художник. Вместе с младшим братом Сергеем нарисовал серию карикатур на деятелей петербургского балета. Плодом их рисовального творчества стал совместно изданный альбом «Русский балет в карикатурах» (Санкт-Петербург, 1903), включающий карикатуры на прославленных деятелей русского балета: Э.Чекетти, А.Я.Ваганову, М.К.Обухова, М.М.Петипа, А.В.Ширяева, Т.Карсавину, М.М.Фокина, М.Ф.Ксешинскую и множество других, а кроме того создали серию автошаржей и на себя. В 1896—1914 гг. работал педагогом в Петербугском театральном училище. Среди учеников: А.П.Павлова, М.М.Фокин, Т.П.Карсавина, Кшесинская, Трефилова, Л.Г.Кякшт, В.Ф. и Б.Ф.Нижинские, А.Я.Ваганова, Ю.Седова, Ф.В.Лопухов. 9 сентября 1914 года Мариинский театр торжественно отметил 25-летний юбилей творчества Николая Легата, удостоив его почетного звания заслуженного артиста императорских театров. После этого он покинул казенную сцену в том же 1914 г., когда дирекция императорского театра не возобновила с ним контракт, однако поставил несколько балетов и дивертисментов в частных труппах: в Народном доме (среди постановок там балетный спектакль «Белая лилия» на музыку Б.Асафьева, основные партии исполняли: Золотой бабочки — О.И.Преображенская, Мотылька — сам Н.Легат, Лилии — вторая жена Н.Легата непрофессиональная балерина-любительница Н.Николаева, Ириса — А.Ф.Бекефи), в Школе русского балета А.Л.Волынского, продолжал давать частные уроки, в том числе в частной балетной школе В.Москалевой. Он пробовал создать собственную балетную труппу, но из этого ничего не получилось — требовались большие материальные вложения. А любительские постановки, не требующие затрат на профессионалов, его самого не устраивали по упровню исполнения. После революции в начале 1920-х Николай Легат был приглашен преподавать в Московское театральное училище, но там он не прижился. Вернувшись в Петроград, опубликовал статью в журнале «Жизнь искусства» (1922, № 25, 27 июня), в которой деятельность петроградской балетной школы подвергалась резкой критике. Статья имела скандальный резонанс, нашлись как соглашавшиеся с позицией автора, так и оппоненты; балет в эти годы действительно находился в упадке и вместе со всей страной пытался перестроиться на новые социалистические рельсы. В августе 1922 года он был избран членом высшего хореографического совета бывшего Мариинского театра, призванного руководить труппой. Но осенью того же года Николай Легат покинул Россию. В 1925—1926 гг. сотрудничал с труппой С.П.Дягилева, где преподавал классический танец; в 1929 открыл собственную балетную школу в Лондоне. По другим источникам, он открыл школу в Лондоне в 1923 году, а с 1926 её возглавила его жена — Н.А.Николаева-Легат. Постепенно эта школа стала не только важной вехой для становления нарождавшегося заново английского балета, но и мировым центром сохранения и передачи академических традиций, куда стали приезжать совершенствоваться артисты балета из разных стран. В школе занимались такие выдающиеся исполнители как В.Немчинова, А.Данилово, Л.Лопухова, А.Маркова, М.Фонтейн, Н. де Валуа, А.Долин, С.Лифарь, А.Картер, А.Эглевский, М.Ширер, Ф.Аштон. Школа превратилась также в первый интернациональный центр по пропаганде и распространению методических знаний о русской школе классического танца. Умер в Лондоне 24 января 1937 года. Через некоторе время, по смерти Легатов, руководством школой перешло к Е.Бартелл. В 1932 году Николай Легат издал в Лондоне книгу «Рассказ о русской школе» («Story of the Russian School»). Внучка: балерина Татьяна Легат. Партии: «Волшебная флейта» Дриго — Лука;
«Дочь фараона» Пуни — Лорд Вильсон; «Спящая красавица» Чайковского — Дезире; 1894 — «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа, Лев Иванов — Зефир (Петергофский дворцовый театр); «Лебединое озеро» Чайковского — Зигфрид; «Тщетная предосторожность» — Колен; «Дон Кихот» — Базиль; «Жизель» — Альберт; «Раймонда» Глазунова, балетмейстер М.И.Петипа — Жан де Бриен; «Арлекинада» Дриго — Арлекин; «Коппелия» Л.Делиба — Франц; «Эсмеральда» — Гренгуар; « Золушка» — принц Шарман; «Жертвы Амуру» — пастух Илас. Постановки в Мариинском театре: 1903 — «Фея кукол» Байера (совместно с С.Легатом); 1906 — «Кот в сапогах» А.Михайлова; 1907 — «Аленький цветочек» Гартмана. Возобновил балеты, поставленные М.И.Петипа: «Времена года» (1907); «Талисман» Дриго (1909), «Синяя борода» Шенка (1910). В 1915—1917 для антрепризы А.Р.Аксарина в Народном доме танцы для опер: «Кармен» Бизе; «Галька» Монюшко. Источник: Театральная энциклопедия в 6 томах. Главный редактор П.А.Марков. — Москва: Советская энциклопедия,

 (490x698, 201Kb)
1869
Орельен Мари Люнье-По (французское имя - Aurйlien Franзois Marie Lugnй-Poл; настоящая фамилия - Люнье)
французский театральный актёр и режиссёр, один из реформаторов французского театра конца XIX—начала XX вв. наряду — и в полемике — с Андре Антуаном. Родился в Париже. Взял вторую фамилию в знак преклонения перед личностью и творчеством Эдгара По. Учился в Высшей национальной консерватории театрального искусства. Поступил в труппу Свободного театра А.Антуана, затем в труппу Художественного театра (или Театра искусства), созданного Полем Фором. В 1893 вместе с Камилем Моклером, Морисом Метерлинком и Эдуаром Вюйаром основал театр Эвр (Творческий театр), в полемике с натуралистическим театром А.Антуана отстаивавший принципы символизма (с 1909 Люнье-По издавал журнальное Обозрение Творческого театра). В декабре 1893 спектакли Творческого театра открылись постановкой драмы Метерлинка «Пелеас и Мелисанда». Люнье. Поставил драмы Уильяма Шекспира, Максима Горького, Герхарта Гауптмана, Юхана Августа Стриндберга, Генрика Ибсена, Бьёрнсона, Вилье де Лиль-Адана, Оскара Уайльда, Эмиля Верхарна, Андре Жида, Поля Клоделя, «Короля Убю» Альфреда Жарри (в заглавной роли Фирмен Жемье, постановка вызвала общественный скандал). Играл в театре и кино. Жена — актриса театра и кино Сюзанна Депре (1873—1951). Умер в городе Вильнев-лез-Авиньон 19 июня 1940 года. Оставил мемуары о своём театральном пути. Издана переписка Люнье-По с Полем Клоделем и Роменом Ролланом. Публикации на русском языке: Парад. Театральные воспоминания и впечатления// Французский символизм. Драматургия и театр. Санкт-Петербург: Гуманитарная академия; Гиперион, 2000, страницы 165—222. Литература: Robichez J. Le Symbolisme au thйвtre: Lugnй-Poe et les dйbuts de l’oeuvre. Paris : L’Arche, 1957; Гвоздев А.А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Ленинград — Москва, 1939; Robichez J., Lugnй-Poe, P., 1955.

 (484x699, 41Kb)
1869
Леон Павел Теодор Мархлевский (польское имя - Leon Pawe Marchlewski)
польский химик. Родился в Влоцлавеке. Брат Ю.Мархлевского. Окончил Федеральную политехническую школу в Цюрихе (1892). В 1892—1898 работал в Англии в частной лаборатории Э.Шунка близ Манчестера. С 1898 директор исследовательской лаборатории на одном из заводов в Клейтоне и одновременно преподаватель в институте науки и технологии в Манчестере. В 1900—1904, 1906 и с 1923 пре­подавал в Ягеллонском университете в Кракове (с 1906 профессор, в 1926— 1928 ректор, в 1936—1946 почетный проф.), в 1904—1906 во Львовском университете. В 1906—1923 работал в Исследовательском иниституте в Пулавах. Основные работы посвящены изучению растительных пигментов. Установил структуру ряда природных гликозидов — арбутина, флоридзина, датисцина. Показал, что открытые Шунком рубиадин и индикан являются гликозидами индоксила. Совместно с М.Ненцким установил (1897—1901) химическое родство гемоглобина и хлорофилла. Открыл филоэретрин. В последние годы жизни занимался исключительно спектральным анализом. Президент Польского химического общества (1919—1921, 1927). Умер в Кракове 16 января 1946 года. Сочинения: Chemia fizjologiczna, t. 1, Kr., 1947.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку