-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57631
Комментариев: 6352
Написано: 65431


26 октября родились...

Суббота, 26 Октября 2013 г. 00:19 + в цитатник
moltke (499x700, 174Kb)
1800
Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке Старший (немецкое имя - Helmuth Karl Bernhard von Moltke)
граф (1870), германский генерал-фельдмаршал (16 июня 1871), прусский генерал-фельдмаршал (1872), военный теоретик. Наряду с Бисмарком и Рооном считается одним из основателей Германской империи. Родился в Мекленбурге в Пархиме, окончил кадетский корпус в Копенгагене, был офицером датской армии. В 1822 году перешёл на прусскую службу. В 1826 году закончил Берлинскую военную академию, в 1828 году причислен к прусскому Генеральному штабу. В 1833 году — переведён в Генеральный штаб, работал в его Топографическом бюро. В 1835 году в чине капитана совершил путешествие на восток, где по просьбе Махмуда II остался в качестве военного советника. Участвовал в реформировании и обучении турецкой армии. Принимал участие в походах турок на курдов, Египет, Сирию. Эта страница биографии Х.Мольтке была отражена в его географических записках. В 1855 году вернулся в Пруссию, стал первым адъютантом кронпринца Фридриха-Вильгельма, в 1858 году назначен начальником прусского (с 1871 — германского) Генерального штаба. В 1864 году участвовал в германо-датской войне 1864 года. Результатом войны стало поражение Дании и отторжение от нее провинций Шлезвиг и Голштейн, вошедших в состав Пруссии. В 1866 году совместно с генералом Альбрехтом фон Рооном разработал план кампании против Австрии. Благодаря плану Мольтке прусская армия получила преимущества быстрой мобилизации и сосредоточения. Австрийская армия потерпела ряд поражений в Богемии и Моравии, в сражении при Садовой была окончательно разгромлена. План битвы при Садовой целиком принадлежал Мольтке, основой плана была идея двух сходящихся ударов с целью расшатать позицию австрийцев и нарушить ее связность. Несмотря на неблагоприятное стечение обстоятельств (пруссов подвела техника — Эльбская армия не получила вовремя приказа на атаку из-за порчи телеграфа) план Мольтке удался и австрийская армия была разбита. В 1866—1870 годах занимался разработкой плана войны с Францией. В 1870 году возглавил штаб Вильгельма в войне с Францией (фактически Мольтке был командующим войсками германских государств сражавшихся с Францией). Руководил победоносным для германцев сражением при Седане, в результате которого в плен сдался император Франции Наполеон Третий и 110 000 французских солдат. Осенью — зимой 1870 года руководил осадой Парижа. Участвовал в подготовке провозглашения Германской империи в январе 1871 и условий мирного договора с Францией. 27 декабря 1870 года русское правительство наградило его орденом Святого Георгия II степени. 8 апреля 1871 года получил звание генерал-фельдмаршала Германской империи. 30 августа 1872 назначен шефом 69-го пехотного Рязанского полка, оставаясь им до своей смерти. В том же году получил звание генерал-фельдмаршала Российской империи. С 1867 по 1891 год был депутатом Рейхстага от консерваторов. Автор нескольких книг по военному искусству и военной истории, наиболее значимые из которых «Военные поучения» и «История франко-германской войны 1870—1871 гг.». Наряду с К.Клаузевицом и А.Шлиффеном является крупнейшим военным теоретиком 19 века, основоположником германской военной мысли. Военные кампании проведенные Х.Мольтке были положены в основу «Плана Шлиффена». Умер 24 апреля 1891 года.
Parchim_Moltke_Denkmal (525x700, 379Kb)
Статуя в Пархиме.
Библиография: Militärische Werke, Bd 1—4, В., 1892—1911; Zwei Freunde (Novelle), 1827; Briefe über die Zustände und Begebenheiten in der Türkei 1835-39, 1841 (В сборнике: Unter dem Halbmond (Projekt Gutenberg)); Der russisch-türkische Feldzug 1828-29, 1845; Briefe aus Rußland, 1877; Geschichte des Deutsch-Französischen Krieges von 1870-1871, 1891 (перевод на русский язык: Фельдмаршал Мольтке;. История германо-французской войны 1870–1871 гг. — Москва, Воениздат, 1937. — 360 страниц; Briefe an seine Braut und Frau, 1893; Gesammelte Schriften und Denkwürdigkeiten, 1899; Moltke. Aufzeichnungen, Briefe, Schriften, Reden. 1922. Литература: Военные поучения. Оперативная подготовка к сражению. Перевод с немецкого. Москва, 1938; История германо-французской войны 1870—1871 гг. Перевод с немецкого. Москва, 1937; В сборнике Стратегия в трудах военных классиков. Том II. — Москва: Госвоениздат, 1926.

Miguel Maria Evaristo de Bragança (544x700, 130Kb)
1802
Мигел Брагансский (Мигел Мария Эваришту ди Браганса; Miguel Maria Evaristo de Bragança)
король Португалии в 1828-1834, глава абсолютистов, сын короля Жуана VI португальского. В 1807, во время вторжения войск Наполеона в Португалию, вместе с королевской семьей бежал в Бразилию. Вернувшись в Португалию в 1821, возглавил вооруженную борьбу приверженцев абсолютизма со сторонниками конституционной монархии, завершившуюся победой конституционалистов. Умер в Бронбахе, Германия, 14 ноября 1866 года.

Joseph-hansom (442x700, 82Kb)
1803
Джозеф Алоизиус Хэнсом (Joseph Aloysius Hansom)
архитектор, изобретатель. Родился Micklegate, Йорк. В 1834 з получил патент на "безопасный кэб" (2-колесный, лошадный кэб с извозчиком, сидящим за пассажирами) - кэб Хэнсома" -, постаравшись совместить в одной конструкции скорость с безопасностью. Чтобы добиться этого, требовалось сделать центр тяжести как можно ниже. Оригинальный экипаж Хэнсома выглядел как квадратный ящик со слегка покатой крышей, на которой спереди сидел кучер. Пассажиры могли попасть внутрь через дверцы по обеим сторонам его ног. Колеса диаметром 2,3 м были высотой до крыши экипажа и вращались на коротких валах, которые выступали из кузова.
HansomCab (640x480, 105Kb)
Финансировал постройку нового кэба У.Боулнойс, изобретатель "коробки для пилюль", выставивший опытный образец в помещениях Бейкер-стритского базара. После некоторых переделок в конструкции (небольшого уменьшения размера колес и т.д.) была создана "Компания хэнсомских кэбов", которая купила патент у Джозефа Хэнсома за 10000 фунтов, из которых, правда, изобретатель не получил ни пенни. Умер Хэнсом в Лондоне 29 июня 1882 года.

 (515x699, 89Kb)
1811
Айзек Меррит Зингер (Isaac Merritt Singer)
американский изобретатель и промышленник. Внёс существенный вклад в усовершенствование конструкции швейной машины и основал компанию «Зингер».Зингер родился в Питтстауне (штат Нью-Йорк) 27 октября 1811 года, в еврейской семье. Он был последним ребеноком Адама Зингера и его первой жены Рут Бенсон. Отец Исаака, урождённый Рейзингер, был иммигрантом из Германии, из Пфальца. Монтажник Адам Рейзингер эмигрировал вместе с женой в 1803 году. У них было 8 детей: трое сыновей и пять дочерей, старшую из которых звали Элизабет. Когда Исааку было 10 лет, его родители развелись. Адам Зингер женился повторно и переехал в Ганнибал, округ Освего, штат Нью-Йорк. Исаак не ладил с мачехой. Одним из первых источников его дохода была игра в театре. Он даже называл себя лучшим Ричардом своего времени, однако один из театральных критиков писал, что его игра была довольно плохой. В 12-летнем возрасте убежал из дома, впоследствии переехал жить к старшему брату в Рочестер. В 1839 году Сингер получил свой первый патент на машину для бурения породы, продал его за $ 2000 компании «Каналостроительная компания Ай и Эм». Это было больше денег, чем он получал когда-либо раньше, и в условиях финансового успеха он решил вернуться на свою карьеру в качестве актёра. Он отправился в турне, сформировав труппу, известную как "игроки Мерритт", и появлялся на сцене под названием "Исаак Меррит", с Мэри-Энн также появлялся на сцене, называя себя миссис «Мерритт». Тур продолжался около пяти лет. Зингер не изобретал швейной машины и никогда не утверждал, что сделал это. К 1850 году, когда появилась его первая швейная машина, уже существовал ряд моделей. Зингер потратил на преодоление имевшихся у этих моделей конструктивных недостатков 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом. Зингер расположил челнок горизонтально (благодаря этому нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машинку ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками). Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов. Первый экземпляр «Зингера» был продан за сто долларов. Это был едва ли не первый случай в истории, когда первый образец изделия не только окупил все затраты на предварительные разработки, но и принес прибыль. В 1856 году производители Гровер и Бейкер, Сингер, Уилер и Уилсон, все обвиняя других в нарушении патентных прав, встретились в Олбани, штат Нью-Йорк. Орландо B.Поттер, адвокат и президент компании «Гровер и Бейкер», предложил не подавать в суд на взыскание прибыли, а объединить свои патенты. Это был первый патентный пул, процесс, который позволяет получать сложные машины без образования юридического сражения за патентные права. «И.M.Зингер и Ко.» стала обеспечивать оборудованием не только домохозяек, но и швейные фабрики. Машинки стали продаваться в рассрочку. К 1863 году продажи выросли до 20 тысяч машин в год. Производство было налажено на нескольких специально отстроенных заводах. Корпорация положила начало франчайзингу, когда в середине XIX века стала заключать с дистрибьюторами товара (швейных машинок) письменный договор на передачу франшизы, которым передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США. Исаак Зингер назначил первого наемного президента — Инсли Хоппера. В 1867 году компания открыла свой первый завод за пределами Америки — в шотландском Глазго. В 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» (надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества»). Эти машины широко расходились по России и экспортировались в Турцию и на Балканы, в Персию, Японию и Китай. К началу Первой мировой войны завод ежегодно выпускал 600 млн машинок. Их продавали напрямую в 3000 фирменных магазинов, а также по системе «товар почтой». Зингер любил повторять: «Для меня изобретение не стоит и ломаного гроша. Гроши — вот что меня интересует». Стремительный взлет компании обеспечили находки в сфере маркетинга. Первоначально основное производство было сосредоточено в штате Нью-Йорк, но в настоящее время находится в основном в Теннесси (в Ла-Верне в 30 км от Нэшвилла). Штаб-квартира компании с 1908 года располагалась в городе Нью-Йорк, в специально построенном одноимённом небоскрёбе (Singer Building, высота — 187 м, 47 этажей), который был разрушен в 1968 году. Сейчас Singer Corporation — производитель космической и военной техники, а также швейных машинок, электроприборов, двигателей, мебели и другой продукции. Финансовый успех дал Зингеру возможность купить особняк на Пятой авеню, в который он перевёз свою вторую семью. В 1863 году «И.М.Зингер и Ко» была закрыта по взаимному согласию, с бизнес продолжен как «Singer Manufacturing Company» позволив реорганизовать финансовые и управленческие функции. Зингер уже не принимал активное участие в повседневном управлении фирмы, но служил в качестве члена Совета попечителей (хотя теперь он живёт в Европе) и являлся одним из основных акционеров. Умер 23 июля 1875 года. Зингер оставил наследство около $ 14 млн и две виллы членам его семьи. В конце концов Изабелла была объявлена законной вдовой. Изабелла вышла замуж в 1879 году за голландского музыканта и поселилась в Париже.

Stefano Golinelli (700x672, 128Kb)
1818
Стефано Голинелли (итальянское имя - Stefano Golinelli)
итальянский пианист, музыкальный педагог и композитор. Родился в Болонье. Учился в Болонье у Бенедетто Донелли, где был уже в 1836 году замечен Джоаккино Россини. В 1839 г. отправился в Милан, где прошёл курс композиции под руководством Николо Ваккаи. По возвращении в Болонью был по предложению Россини в 1840 году утверждён профессором фортепиано в Болонском музыкальном лицее, где преподавал в течение 31 года. Одновременно вёл карьеру концертного пианиста, особенно начиная с 1842 года, когда одобрительный критический отзыв Фердинанда Хиллера открыл ему дорогу к международным гастролям — в частности, в 1851 году в Лондоне он выступал в ансамбле с Камилло Сивори и Альфредо Пиатти. Композиторское наследие Голинелли включает 234 фортепианных сочинения, из которых наиболее значительны пять сонат (1845, 1850, 1850, 1852, 1858) и два цикла из 24 прелюдий, первый из которых (Op. 23, 1845) посвящён Россини. Кроме того, Голинелли написал три струнных квартета и несколько других камерных и церковных сочинений. Под редакцией Голинелли в Италии вышел ряд пьес Фридерика Шопена. Наиболее заметными учениками Голинелли были сменивший его на преподавательской должности Густаво Тофано и Эудженио Пирани. Умер в Болонье 3 июля 1891 года.

MeГЇr Aaron Goldschmidt (538x700, 110Kb)
1819
Мейр Арон Гольдшмидт (Meïr Aaron Goldschmidt)
известный датский беллетрист, драматург и либеральный журналист, бытописатель датского еврейства. Родился в Вординборге, в еврейской семье, сын купца. Из-за недоброжелательного отношения к нему как к еврею оставил учёбу в Копенгагенском университете. Издавал и редактировал в Копенгагене оппозиционные общественно-сатирические журналы «Корсар» («Korsar», 1840—1846), «Nord og Sud» (1847—1859). Однако впоследствии Гольдшмидт отошёл от своих либеральных позиций. Автор целого ряда романов, повестей и рассказов — роман «Еврей» (En Jøde, 1845), «Без родины» (Hjemløs, 1853—1857), «Наследник» (1865), «Ворон» (1867), «Рабби Элиэзер» (1869), «Раввины и рыцари» (1869), «Авромче Нотергал» (1871). Перечисленные произведения посвящены еврейской тематике и пользовались особенной популярностью; в них защищалась идея эмансипации евреев. Автор сборников «Мелкие рассказы» (1868—1869) и «Рассказы и зарисовки» (тома 1-3, 1863—1865), пьес «В другом мире» (1869) и «Юность Сведенборга» (1862). Наиболее значительное в художественном отношении произведение Гольдшмидта — роман «Еврей». В нём разрабатывается проблема ассимиляции еврейской интеллигенции, терпящей на каждом шагу унижения со стороны «христианского» общества; последнее всячески препятствует слиянию еврейской интеллигенции с окружающей средой, резко подчёркивая национальные различия, обусловленные «фатальным» происхождением и традиционным воспитанием. Таким образом, еврейский интеллигент попадает в трагический тупик: он стремится выйти за пределы национального, но его заставляют чувствовать себя евреем, в то время как он сам сознательно уже приобщился к господствующей культуре. Проблема эта трактуется в романе исключительно в психологическом плане: центр тяжести для Гольдшмита — не в комплексе сложных социальных взаимоотношений классов разных национальностей, а в расовом и религиозном отличии этих национальностей друг от друга, которое стало фетишем у враждующих сторон. Роман лишён какой бы то ни было социальной установки; в нём Гольдшмидт — лишь выразитель идеологии еврейской интеллигенции, стремящейся к ассимиляции. Роман «Еврей» был переведён на иврит, идиш, русский (перевод М.П.Благовещенской, Гиз, Петроград, 1919) и другие языки. На русский язык были переведены также его «Рассказы о любви» (Москва, 1889). Умер в Копенгагене 15 августа 1887 года.

Oppolzer-Theodor (456x700, 66Kb)
1841
Теодор Оппольцер (немецкое имя - Theodor Egon Ritter von Oppolzer)
австрийский астроном. Родился в Праге, в 1865 окончил Венский университет. С 1875 — профессор там же. Член Венской Академии наук (1882), член Национальной академии наук США (1883). Основные труды в области определения орбит комет и планет, изучения солнечных и лунных затмений, теоретической астрономии, геодезии и гравиметрии. В 1880—1882 опубликовал двухтомный «Курс определения орбит комет и планет». В «Каноне затмений» (1887), явившемся результатом почти двадцатилетнего труда, вычислил элементы 8000 солнечных и 5200 лунных затмений за период с 1207 до н. э. до 2163 н. э. В основу фундаментального исследования была положена теория движения Луны, развитая П.А.Ганзеном, а затем преобразованная Оппольцером. «Канон затмений» важен не только для астрономии, но и для истории и хронологии. Он позволил уложить в единую временную сетку многие события древней истории, расшифровать летосчисления древних цивилизаций Востока (Египта, Ассирии, Индии и Китая), уточнить теорию движения Луны, исследовать вековое замедление вращения Земли. Написал две крупные работы: о проекте новой теории движения Луны и по исследованию астрономической рефракции. В 1873 возглавлял в Австрии работы, связанные с градусными измерениями, проводившимися в Европе. Организовал работы по определению долгот более 40 пунктов и принимал участие в них. В 1884 выполнил абсолютное определение ускорения силы тяжести, послужившее основанием так называемой венской системы относительных определений ускорений силы тяжести. Умер в Вене 26 декабря 1886 года. В его честь назван кратер на Луне и астероид № 1492. Кроме того, астероид № 237 Целестина назван в честь его жены и астероиды № 153 Хильда и 228 Агата названы в честь его дочерей. Сочигнения: Lehrbuch zur Bahnbestimmung der Kometen und Planeten, Bd 1-2, Lpz., 1880-1882; Canon der Finsternisse, ., 1887.Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник — Киев: Наукова думка, 1986.

José Fontana (536x700, 111Kb)
1841
Жозе (Джузеппе) Фонтана (José Fontana)
деятель португальского рабочего движения, публицист. Родился в Каббио (Тессин, Швейцария). По национальности итальянец. Рабочий, затем служащий библиотеки. Один из создателей секции 1-го Интернационала в Португалии, член Португ. федерального совета Интернационала (1872–1873), организатор и секретарь "Рабочего братства" – первой массовой организации португальских рабочих, редактор газеты "Пенсаментососиал" ("О Pensamento social", 1872–73). Находился под влиянием мелкобуржуазного социализма, которое преодолевал под воздействием К. Маркса, Ф. Энгельса и П. Лафарга (Ф. с ними переписывался). Пропагандировал отдельные положения научного коммунизма, выступал за создание самостоятельной пролетарской партии в Португалии. Умер в Лисабоне 2 сентября 1876 года.

 (503x699, 107Kb)
1842
Василий Васильевич Верещагин
Крупнейший художник-баталист Родился в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Санкт-Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником. В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа. В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...", - писал художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Так появились картины: "Нищие в Самарканде" (1870, Государственная Третьяковская Галерея), "Опиумоеды" (Государственный музей искусств Узбекистана), "Продажа ребенка-невольника" (1872, Государственная Третьяковская Галерея), "Самаркандский зиндан" (Государственный музей искусств Узбекистана), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873, Государственная Третьяковская Галерея) и многие другие. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда... Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. "Солдаты Верещагина, - писал В. В. Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье". В картине "У крепостной стены. Пусть войдут" (1871, Государственная Третьяковская Галерея) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине "Вошли" - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: "Высматривают" (1873, масло), "Нападают врасплох" (1871, Государственная Третьяковская Галерея), "Представляют трофеи" (1872, Государственная Третьяковская Галерея), "Торжествуют" (1872, Государственная Третьяковская Галерея) и "Апофеоз войны" (1871-1872, масло. В полотне "Апофеоз войны" на фоне разрушенного войной города и обугленных деревьев - пирамида из человеческих черепов. Первоначально замысел картины был связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века Тамерлана, войска которого оставляли после себя такие пирамиды. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения, и Верещагин делает надпись на раме: "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим". "Апофеоз войны" - суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. "Я не знаю, - писал И.Н.Крамской о Верещагине, - есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...". Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: "Забытый", "Окружили - преследуют" и "Вошли". Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П.М.Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875, Государственная Третьяковская Галерея), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875, Государственная Третьяковская Галерея), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876, масло). Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности "Процессию английских и туземных властей в Джейпуре" (1875-1879, Музей "Викториум-Мемориум", Калькутта). Вспыхнувшая в 1877-1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб. "Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то". Война в полотнах Верещагина вновь предстала во всей суровой и мужественной правде, как драматическое событие. С болью и горечью переживал художник огромные людские потери в этой трудной кровопролитной войне. Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке" (Государственный музей русского искусства, Киев), "Батареи на Шипке" (Государственный музей русского искусства, Киев), "На Шипке все спокойно" (1878-1879, местонахождение неизвестно), "Шипка-Шейново" (1878-1879, Государственная Третьяковская Галерея). Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака" (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), "После атаки" (1881, Государственная Третьяковская Галерея). Картины "Победители" (1878-1879, Государственный музей русского искусства, Киев), "Побежденные. Панихида по убитым" (1878-1879, Государственная Третьяковская Галерея) посвящены сражению под Телишем - здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти целый полк егерей. В картине "Победители" изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая - "Побежденные"- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Санкт-Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. 1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882-1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Так возникает "Палестинская серия", состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием "Трилогии казней": "Распятие на кресте во время владычества римлян", "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885, Государственный музей Революции) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884, местонахождение неизвестно). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы - "показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом". Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его "пьедестала героя, на который он вознесен". Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897) и "Конец Бородинского боя" (1899-1900, Государственный исторический музей). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898, все в Государственном историческом музее) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: "В Гродно - пробиваться или отступать", "На этапе - дурные вести из Франции" (1887-1895), "На большой дороге. Отступление и бегство" (1887-1895), "Ночной привал великой армии" (1896-1897, Государственный исторический музей). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д.Давыдов, Фигнер, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения....Шапки пушистого белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди, пристально всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. "Не замай, дай подойти", - словно говорит он. Эти слова являются названием картины (1887-1895, Государственный исторический музей). Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине "С оружием в руках - расстрелять" (1887-1895, Гос. исторический музей) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений "Ночной привал великой армии" изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска. Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века. До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину, в конце 1880-х - начале 1890-х годов он дважды был в Америке, в 1901-1902 годах - на Филиппинах и Кубе, в 1903 году - в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны. Русско-японская война застала Верещагина за работой над несколькими картинами; он все оставил и, по выражению Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. "Одни, - писал Верещагин, - распространяют идею мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок". 13 апреля 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О.Макаровым погиб на броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром. В 1957 г. в Череповце ему открыт памятник, одна из улиц Владивостока и ныне носит его имя. Живописные работы: Наполеон на Бородинских высотах, 1897; Перед атакой. Под Плевной, 1881; Апофеоз войны; Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой; Самарканд, 1869. Туркестанская серия: серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872); «Представляют трофеи» (1872); Торжествуют» (1872); «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865); «Улица в деревне Ходжагенте» (1868); «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868); «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868); «Въезд в город Катта-Курган» (1868); «После неудачи (Побеждённые)», 1868, Государственный Русский Музей; «Развалины театра в Чугучаке» (1869); «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869); «Нищие в Самарканде» (1870); «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870); «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870); «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870); «Апофеоз войны» (1871), Государственная Третьяковская галерея; «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), Государственная Третьяковская галерея; «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876), Государственная Третьяковская галерея; «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) Государственная Третьяковская галерея; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), Государственная Третьяковская галерея; «В турецкой покойницкой» (1881); «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884); Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А.М.Горького (Нижний Новгород). Сочинения: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, Москва, 1894; Переписка В.В.Верещагина и В.В.Стасова, Москва, 1950; Наполеон I в России. Тверь, 1993. Память: Памятная почтовая марка России «150 лет со дня рождения Верещагина»; Улица Верещагина в Череповце; Улица Верещагина в Днепропетровске; Улица Верещагина в Ростове-на-Дону; Улица Верещагина в Запорожье; Улица Верещагина в посёлке художников «Сокол» в Москве; Переулок Верещагина в Липецке; Город Верещагино в Пермском крае; Памятник-бюст В.В.Верещагину в Череповце (1957 г.; скульпторы Едунов Б.В., Портянко А.М.; архитектор Гуляев А.В.); Дом-музей В.В.Верещагина (дом, где он родился в 1843 г. и жил до 1850 г.) на Социалистической улице, дом 22 в Череповце; Николаевский художественный музей имени В.В.Верещагина, Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику. Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…» В.В.Верещагин как-то воскликнул: «…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого» Картина В.Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте — самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом. Библиография: Верещагин В. Детство и отрочество художника. — Том1. — Москва, 1895; Верещагин В.В. Воспоминания сына художника. Ленинград: Художник РСФСР, 1978; Володарский В. Василий Верещагин. Москва.: Белый город, 2000; Дёмин, Л.М. С мольбертом по земному шару. Мир глазами Верещагина. Москва: Мысль, 1991; Игнатова Е. Братья // Василиев остров. — Череповец, 1993; Лебедев А.К., В.В.Верещагин, Москва,1958; Лебедев А.К., Солодовников А. В. Василий Васильевич Верещагин. Ленинград: Художник РСФСР, 1987. Галерея: Араб на верблюде, 1869-1870; Бания (торговец). Бомбей, 1874-1876; Афганец, 1867-1868; Бухарский солдат (сарбаз), 1873; Бхил, 1884; В горах Алатау. 1869-1870; В покорённой Москве ('Поджигатели' или 'Расстрел в Кремле'), 1887-1888; Высматривают, 1873; Гималаи вечером, 1875; Гималайский пони, 1875; Всадник-воин в Джайпуре, 1881; Вид Крымских гор; Два еврея, 1883-1884; Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром, 1869-1870; Горный ручей в Кашмире, 1875; Двери Тимура (Тамерлана), 1872; Два ястреба (Башибузуки), 1878-1879; Японка, 1903; Священник парс (огнепоклонник). Бомбей, 1874-1876; Портрет бачи, 1867-1868; Икона Николы с верховья реки Пинеги, 1894; Мавзолей Тадж-Махал, 1874-1876; Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся, 1873; Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870; Дервиши в праздничных нарядах, 1869-1870; Садовая калитка в Чугучаке, 1869-1870; Калмыцкая молельня, 1869-1870; Богатый киргизский охотник с соколом, 1871.

zernov (472x700, 70Kb)
1843
Дмитрий Николаевич Зернов
профессор анатомии Московского университета, ректор университета (1898—1899). Родился в Москве в дворянской семье профессора математики Московского университета Н.Е.Зернова. Закончив в 1865 медицинский факультет Московского университета, Зернов через два года защитил диссертацию («О микроскопическом строении хрусталика у человека и позвоночных животных», Москва, 1867) на степень доктора медицины. В том же году Зернов занял место сверхштатного ассистента в кабинете гистологии. В 1869 году Зернов был утверждён в должности доцента медицинского факультета Московского университета для преподавания анатомии. В том же году он совершил заграничную командировку в Вену, где занимался анатомией под руководством известных австрийских анатомов. Летом 1871 года в продолжение своих зарубежных стажировок он посетил ведущие анатомические институты Вены, Праги, Лейпцига, Геттингена, Гейдельберга, Фрейбурга и Тюбингена. В 1873 году Зернов становится экстраординарным, а в 1880 — ординарным профессором Московского университета по кафедре анатомии здорового человека. В период с 1879 по 1884 год был секретарём медицинского факультета, а в 1898 — 1899 годах ректором Московского университета. Оставив пост ректора Зернов продолжал работать в университете, преподавая по совместительству на Высших женских медицинских курсах. Был секретарём, а потом председателем Московского физико-медицинского общества. Сотрудник многих медицинских изданий. Отдельно появились: «Об истинном гермафродитизме у высших животных» (Москва, 1874); «Индивидуальные типы мозговых извилин у человека» (Москва, 1877); «О пределах индивидуальных и племенных видоизменений типических бороздок и извилин мозга» (Москва, 1883); «Об атавизме микроцефалов» (Москва, 1883, 2-е издание, 1885); «Сочленение костей (синдесмология)» (Москва, 1885); «Об анатомических особенностях мозга интеллигентных людей» (Москва, 1887); его же «Руководство описательной анатомии человека» (Москва, 1890—1892, части I—III; некоторые из этих частей уже вышли вторым изданием) включают в себя описание органов в систематическом порядке, в связи с морфологическими учениями и отчасти с эмбриологией. В 1898—1899 ректор Московского университета. В 1902 году был утверждён судьёй профессорского дисциплинарного суда. С 1906 по 1914 годы занимал должность декана медицинского факультета. Дмитрий Николаевич приложил много усилий для создания при Московском университете анатомического театра. При театре существовал и музей, который при непосредственном его участии пополнялся новыми экспонатами. Научная школа Зернова известна классическими работами об индивидуальной изменчивости борозд и извилин головного мозга, а также по сравнительной морфологии кишечника. Умер 13 марта 1917 года.

Lewis_Boss (485x700, 194Kb)
1846
Льюис Босс (Lewis Boss)
американский астроном. Родился в Провиденсе (штат Род-Айленд), в 1870 окончил Дартмутский колледж. Работал клерком в различных государственных учреждениях в Вашингтоне, а также в Морской обсерватории США. В 1872—1870 работал астрономом в экспедиции, занимавшейся проведением границы между США и Канадой вдоль 49-й параллели. С 1876 — директор обсерватории Дадли (Олбани, штат Нью-Йорк). Основные труды в области позиционной астрономии. Создал фундаментальную систему звездных положений. Выполнил критический обзор около 100 фундаментальных звездных каталогов, составил таблицы систематических поправок к ним и в 1878 на основании своих наблюдений создал каталог склонений и собственных движений 500 звезд на эпоху 1875. Этот каталог сразу же начали использовать при составлении американского астрономического ежегодника. Выполнил позиционные наблюдения по международному плану AGK и подготовил каталоги для зон от +0º50' до +5º10' (1886) и от −23 до −37 (1896—1903). Составил «Предварительный общий каталог» (PGC), содержащий положения и собственные движения 6188 ярких звезд (опубликован в 1910). Подготовленный им «Общий каталог» (GC), в котором содержатся 33 342 звезды до 7-й величины, был издан его сыном Бенджамином в 1937. В 1879 начал наблюдения комет и вычисление их орбит; в течение нескольких лет обсерватория Дадли была основным центром по вычислению орбит новых комет. В 1878 участвовал в экспедиции в штат Колорадо для наблюдения полного солнечного затмения, в 1882 возглавлял экспедицию в Сантьяго (Чили) для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца. С 1909 — редактор журнала «Astronomical Journal». Член Национальной Академии Наук США (1889), иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1910), член Берлинской Академии Наук (1910). Золотая медаль Королевского астрономического общества (1905), премия имени Ж.Ж.Ф.Лаланда Парижской Академии Наук (1911). Умер в Албани, штат Нью-Йорк, США, 5 октября 1912 года. В его честь назван кратер на Луне. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник — Киев: Наукова думка, 1986.

GeorgFrobenius (398x700, 57Kb)
1849
Фердинанд Георг Фробениус (немецкое имя - Ferdinand Georg Frobenius)
немецкий математик. Родился в Берлине. В 1867 году один семестр посещал занятия в Гёттингенском университете, затем продолжил обучение в университете Гумбольдта в Берлине, в 1870 году защитил там диссертацию под руководством Карла Вейерштрасса и Эрнста Эдуарда Куммера. Некоторое время преподавал в берлинской гимназии, в 1874 году, без обычной для этого хабилитации, был принят на должность профессора в Берлинский университет. На следующий год перешел в Цюрихский Политехникум, в 1892 году вернулся в Берлинский Университет, заняв место умершего Леопольда Кронекера. Член Прусской академии наук (1893). Вместе с Кронекером, Лазарусом Иммануэлем Фуксом и Германом Амандусом Шварцем принадлежал к узкому кругу известнейших берлинских математиков своего времени. Умер в Шарлоттенбурге 3 августа 1917 года. Основные работы Фробениуса относятся к теории групп, в частности, к теории представлений. Он первым доказал, что алгебры с делением над R существуют только в пространствах размерности один (вещественные числа), два (комплексные числа) и четыре (кватернионы). По имени Фробениуса названы следующие математические понятия: Гомоморфизм Фробениуса из коммутативной алгебры; Критерий Фробениуса интегрируемости распределения; Матрица Фробениуса; Норма Фробениуса; Группа Фробениуса; Неравенство Фробениуса; Теорема Фробениуса; Полином Фробениуса; Оператор Перрона-Фробениуса; Теорема Фробениуса-Перрона; Факторизация по Фробениусу. Сочинения в русском переводе: Теория характеров и представлений групп, Харьков, 1937. Литература: G.Frobenius, "Vierteljahrsschrift des naturforschenden Gesellschaft in Zürich", 1917, Bd 62, S.719.

Janez Е ubic (526x700, 77Kb)
1850
Янез Шубиц( Janez Šubic)
словенский художник, представитель академизма, а.Автор алтарных картин, стенных росписей (в Национальном театре в Праге, 1881-1883), портретов и жанровых композиций. Родился в Поляна над Скофио Локо, Словения. Брат Юрия Шубица. Он учился у своего отца, а затем у Янеза Вольфа (Janez Wolf, 1825-1884) в Любляне до учебы Академия изобразительных искусств в Венеции с 1871 по 1874 у Помпео Молменти (Pompeo Molmenti, 1819-1894) и Антонио да Зотто (Antonio da Zotto, 1841-1918). В 1873 году Шубиц был в Вене, где он встретил Ансельма Фейербаха (Anselm Feuerbach), и где в 1874 году он встретил Войтех Хинайса (Vojtech Hynais), с которыми он ездил в Феррару, Болонью и Флоренцию. В 1875-1876 он учился в Риме, исполняя пейзажи, религиозные и жанровые сцены в масле и акварели. В 1877 году он отправился в Вену, где впоследствии участвовал, с Хансом Макартом /Hans Makart/, в юбилейной процессии в честь серебряной свадьбы императора. С 1881 по 1884 Шубиц жил в Праге и выполнял картины для Национального театра по эскизам Франтишека Зенсека (Frantisek Zensek) и Миколаса Алеса (Mikolas Ales). С Алесом он также выполнил восемь сграффито для водонапорной башни на реке Влтава. В 1884 году он отправился в Кайзерслаутерн (Kaiserslautern), где в 1886 году стал профессором декоративно-прикладного искусства. На момент своей смерти Шубиц выполнял картины для стен и потолков Музея декоративного искусства (Kunstgewerbemuseum) Кайзерслаутерна. Он также писал портреты членов своей семьи (например, сестры художника Мики) и проиллюстрировал такие издания, как серии «Австро-Венгерской монархии» «Die sterreichisch-ungarische Monarchie» в «Слове и фотографии» (Wort und Bild) и словенский журнал «Zvon». Умер в Кайзерслаутерне 25 апреля 1889 года.

Ksaver_Sandor_Gjalski (509x700, 27Kb)
1854
Ксавер Шандор Джальский (Ksaver Šandor Gjalski, Đalski; настоящее имя - Любомир Бабич, Babić)
хорватский писатель. Деятель буржуазно-дворянской оппозиции, выступавшей против австро-венгерского владычества в Хорватии. Родился в Гредице, под Загребом, в помещичьей семье. Учился в Венском университете. В 1919 Джальский избирается постоянным членом Югославской академии. Начиная с 1884 печатаются его рассказы, повести и романы в журнале "Vienac" и др., посвященные главным образом эпохе национального движения Хорватии ("Рассвет — "Osvit") и современной ему хорватской интеллигенции ("Ночью" — "U noći"). Романы: "Джурджица Агичева" (Gjurgjica Agićeva, 1886, названный по имени героини романа — учительницы), "Янко Бериславич" (Janko Berislavić, 1887) и "Жизнь одного сановника" (Zivotopis jedne Ekscelencije) носят сатирико-обличительный характер. Джальский долгое время находился под сильным влиянием Тургенева, с к-рым его сближает не только манера художественной обработки тем и типов (тип помещика-либерала), но и политические взгляды. Герои Джальского — в большинстве своем неудачники, воображающие себя великими творцами, но неумеющие оказаться полезными в той среде, в к-рой живут; лишние люди, они не видят цели впереди. Большинство из них или кончает жизнь самоубийством, или сходит с ума. Значение Джальского в том, что он содействовал развитию хорватского реалистического романа и что в его произведениях своеобразно отразился протест хорватской интеллигенции против политического и национального гнета. Поздние произведения Джальского. проникнуты пессимизмом. Умер в Гредице, под Загребом 6 февраля 1935 года. Сочинения: Djela, knj. 1-2, Zagreb, 1952. Библиография: Mikov, Kg. ś. Gjalski, Karlovac, 1900; Grabowski, Wspólczešna Chorwacya, Zuób, 1905; Prohaska Dragutin, Dr., Pregled sovremene hrvatskosrpske književnosti, Zagreb, 1921. Литература: Nevistić I., К.Š.Gjalski, Zagreb, 1928.

georges_leygues_1919 (592x700, 39Kb)
1857
Жорж Лейг (французское имя - Georges Leygues)
французский политический деятель Третьей Республики. В период своего времени как морской министр он работал с руководителем штаба военного-морского флота Франции адмиралом Анри Салон в неудачных попытках получить военно-морской приоритет перевооружения для финансирования правительством по армейскому перевооружению типа линии Мажино. Жорж Лейг родился в Вильнёв-сюр-Ло (Аквитания, Франция). Министр общественного развития и искусств Франции с 30 мая 1894 по 26 января 1895 года и с 1 ноября 1898 по 7 июня 1902 года. Министр внутренних дел Франции с 26 января по 1 ноября 1895 года и с 13 декабря 1930 по 27 января 1931 года. Министр колоний Франции с 14 марта по 25 октября 1906 года. Морской министр Франции с 16 ноября 1917 по 20 января 1920 года, с 28 ноября 1925 по 19 июля 1926 года, с 23 июля 1926 по 21 февраля 1930 года и с 3 июня 1932 по 2 сентября 1933 года. Премьер-министр Франции и министр иностранных дел Франции с 24 сентября 1920 по 16 января 1921 года. Кабинет министров Лейга (24 сентября 1920 — 16 января 1921): Жорж Лейг — председатель Совета министров и министр иностранных дел; Андре Лефевр — военный министр; Теодор Стег — министр внутренних дел; Фредерик Франсуа-Марсаль — министр финансов;Поль Журдэн — министр труда;Гюстав Л’Опитё — министр юстиции; Адольф Ландри — морской министр; Андре Оннора — министр общественного развития и искусств; Андре Мажино — министр военных пенсий, предоставлений и пособий; Жозеф Рикар — министр сельского хозяйства; Альбер Сарро — министр колоний; Ив Ле Троккер — министр общественных работ; Огюст Исаак — министр торговли и промышленности; Эмиль Ожье — министр освобожденных областей. 16 декабря 1920 — Фламиниус Рэберти наследует Лефевру как военный министр. Умер в Париже 2 сентября 1933 года. Два французских военных корабля были названы в честь Жоржа Лейга: Легкий крейсер Жорж Лейга который участвовал во второй мировой войне; Фрегат F70-типа Жорж Лейга на текущей службе.

Прасковья Францевна Куделли (529x700, 28Kb)
1859
Прасковья Францевна Куделли
деятель революционного движения в России, партийный публицист. Член Коммунистической партии с 1903. Родилась в Екатеринодаре, ныне Краснодар, в семье врача, воспитывалась в доме отчима, полковника. Окончила Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге; участвуя с 1878 в студенческом революционном движении, примыкала к народовольцам. Работала учительницей с 1893 в вечерней воскресной школе, где познакомилась с Н.К.Крупской и В.И.Лениным; дружба с семьей Ульяновых сохранялась всю жизнь. С 1901 сотрудничала в "Искре". В 1903 член Тверского, в 1904-1905 Тульского комитетов РСДРП. Участница Революции 1905-1907, делегат Таммерфорсской партийной конференции (декабрь 1905); в 1906 член Санкт-Петербургского комитета большевиков. В 1912 сотрудница "Правды". В 1913 - один из организаторов проведения впервые в России Международного женского дня. В 1914 участвовала в подготовке издания журнала "Работница", член его редакции. Неоднократно подвергалась репрессиям. После Февральской революции 1917 работала в газете "Известия", а затем в газете "Правда". Делегат 6-го съезда РСДРП (б) (1917). Участница Октябрьской революции 1917. С 1922 заведующая петроградским Истпартом и редактор журнала "Красная летопись"; член редколлегии журналов "Работница", "Работница и крестьянка". Делегат 16, 17-го съездов ВКП (б). Автор работ по истории партии. Награждена орденом Ленина. Умерла в Ленинграде 26 мая 1944 года. Литература: Весен М., П.Ф.Куделли в книге: Славные большевички, Москва, 1958.

 (490x698, 88Kb)
1862
Александр Иванович Гучков
российский государственный деятель. Родился в Москве в старинной купеческой семье. Окончил историко-филологический факультет Московского университета; продолжил образование за границей; слушал лекции по истории и философии в Берлинском, Венском и Гейдельбергском университетах. Первоначально планировал посвятить свою жизнь научной карьере, но потом оставил это намерение. В 1885–1886 служил в лейб-гвардии. В 1886 избран почетным мировым судьей в Москве. В 1892–1893 организовывал помощь голодающим в Лукояновском уезде Нижегородской губернии; награжден орденом Святой Анны 3-ей степени. В 1893 стал членом Московской городской управы. В 1896–1897 был товарищем (заместителем) московского городского головы. В 1897 избран гласным (депутатом) Московской городской думы. Отличался склонностью к риску. В 1895, в разгар антиармянской истерии в Турции, посетил населенные армянами территории Османской империи. В декабре 1897 отправился в Маньчжурию и поступил на службу в казачью сотню, охранявшую Китайско-Восточную железную дорогу; в феврале 1899 уволен в запас за дуэль и вернулся в Москву. В том же году уехал в Южную Африку, где добровольцем участвовал в Англо-бурской войне на стороне буров; был ранен в ногу и попал в плен к англичанам. В 1900 находился в Китае во время вспыхнувшего там Боксерского восстания против иностранного засилья. В 1903 отправился в Македонию, чтобы поддержать местных повстанцев в их борьбе против турецкого гнета. После начала Русско-японской войны в качестве представителя Московской городской думы и помощника главноуполномоченного Общества Красного Креста в марте 1904 отбыл на фронт; с чрезвычайной энергией занимался организацией санитарной службы; в конце 1904 стал главноуполномоченным Общества Красного Креста. После поражения русской армии под Мукденом в феврале 1905 в ситуации всеобщей паники и хаоса отказался бросить неэвакуированных раненых и передал госпиталь японцам в соответствии с международными правилами; через месяц освобожден японским командованием и вернулся в Москву, где ему была оказана триумфальная встреча. Во время Первой русской революции 1905–1907 занимал умеренно-либеральную позицию, выступая за конституционную монархию и сохранение территориального единства Российской империи; вел полемику с П.Н.Милюковым по вопросу об автономии Польши. Приветствовал Манифест 17 октября 1905; стал одним из создателей «Союза 17 октября» (партии октябристов); участвовал в разработке его программных документов. В 1906 возглавил «Союз». Осуждал антиправительственные действия революционеров, высказывался за применение к ним суровых мер, требуя введения военно-полевых судов. Потерпел поражение на выборах в 1-ю и 2-ю Государственную Думу. В мае 1907 при поддержке П.А.Столыпина избран в Государственный Совет. Летом 1907 получил от него предложение занять пост министра торговли и промышленности, однако выдвинул неприемлемые для правительства условия. В октябре 1907 стал депутатом 3-й Государственной Думы, возглавив в ней фракцию октябристов и комиссию по государственной обороне. Активно поддерживал политику П.А.Столыпина. В ноябре 1908 открыто потребовал урезать бюджет великих князей, вызвав резкое недовольство Николая II. В марте 1910 избран председателем Думы, однако в марте 1911 подал в отставку в знак протеста против проведения правительством в обход Думы закона о земстве в западных губерниях. В январе 1912 одним из первых публично осудил зловещую роль Г.Е.Распутина при дворе; к этому времени окончательно уверился в политической обреченности династии Романовых. Осенью 1912 провалился на выборах в 4-ю Государственную Думу. В ноябре 1913 на совещании октябристов в Санкт-Петербурге заявил о невозможности реформирования режима и о близости революционного взрыва. С началом Первой мировой войны в качестве особоуполномоченного Общества Красного Креста отправился на фронт; занимался организацией госпиталей и обеспечением их всем необходимым. В июле 1915 стал председателем Центрального Военно-Промышленного комитета. В сентябре был избран в Государственный Совет от торгово-промышленной курии. Принимал активное участие в деятельности думского Прогрессивного блока, объединившего националистов, октябристов, кадетов, прогрессистов и центристов. Вместе с Н.В.Некрасовым и М.И.Терещенко разрабатывал планы дворцового переворота и создания «ответственного министерства». В дни Февральской революции по поручению Временного комитета Государственной Думы 15 марта 1917 вместе с В.В.Шульгиным выехал в Псков к Николаю II для переговоров о его отречении в пользу сына Алексея; император, однако, провозгласил преемником своего брата Михаила. По возвращении в Петроград 16 марта вместе с П.Н.Милюковым пытался уговорить великого князя Михаила принять престол, но потерпел неудачу. В первом составе Временного правительства занял пост военного и морского министра. Провел чистку высшего командования. Осуществил ряд мер по демократизации армии (отмена титулования, разрешение военнослужащим быть членами политических объединений, упразднение национальных, религиозных и сословных ограничений при производстве в офицеры, введение восьмичасового рабочего дня на военных заводах). В то же попытался воспрепятствовать созданию в воинских частях выборных солдатских комитетов, которые контролировали решения командиров, подрывая тем самым принцип единоначалия, но вскоре был вынужден санкционировать их существование. Будучи сторонником войны до победного конца, прилагал значительные усилия для сохранения дисциплины в армии и мобилизации военной промышленности. В марте назначил командующим войсками Петроградского военного округа «сильную личность» – генерала Л.Г.Корнилова, который начал формировать особые части для борьбы с революцией (отряды «народной свободы»). В апреле предложил правительству прибегнуть к жестким мерам и ликвидировать Советы, но был поддержан только министром иностранных дел П.Н.Милюковым. Осознав невозможность предотвратить развал вооруженных сил, 13 мая подал в отставку и вернулся на пост председателя Центрального Военно-Промышленного комитета. В мае 1917 возглавил Общество экономического возрождения России, созданное для поддержки умеренных кандидатов на выборах в Учредительное Собрание и для борьбы с влиянием социалистов на фронте. Летом вместе с М.В.Родзянко основал Либеральную республиканскую партию, которую он намеревался сделать «партией порядка». Активно поддерживал Л.Г.Корнилова, ставшего верховным главнокомандующим, в его планах установления военной диктатуры. 27 августа выступил на Государственном совещании в Москве с осуждением экономического хаоса в стране и бессилия государственной власти. Во время Корниловского мятежа находился в штабе 12-й армии; после поражения мятежа 13 сентября 1917 был арестован, но уже через несколько дней освобожден по приказу А.Ф.Керенского. Прожив некоторое время в Петрограде, в конце сентября уехал в Москву, а затем в Кисловодск. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В декабре 1917 одним из первых оказал значительную финансовую помощь формировавшейся на Дону Добровольческой армии; вел агитацию среди офицеров, призывая их вступать в ряды добровольцев. Постоянно находился под угрозой ареста со стороны большевистских властей; весной 1918 перешел на нелегальное положение, а в июне бежал из Кисловодска. Скрывался в Ессентуках; в августе пробрался в занятый белыми Екатеринодар. Весной 1919 по поручению А.И.Деникина отправился в Европу в качестве дипломатического представителя Белого движения. В ходе своей миссии (1919–1920) провел переговоры с правительствами Франции, Италии, Великобритании, Германии, Эстонии, Латвии, Турции, Чехословакии и Югославии, добившись значительной помощи вооружением, боеприпасами и продовольствием. После поражения А.И.Деникина и П.Н.Врангеля остался на Западе. Жил в Париже; с 1921 входил в руководство Зарубежного Красного Креста. Не примыкал ни к одной эмигрантской группировке, но участвовал во многих общерусских политических мероприятиях. Рассматривался монархическим крылом эмиграции как один из главных виновников падения Романовых; в 1921 в Берлине был даже избит экстремистом Таборисским. К концу 1920-х отошел от публичной политической деятельности. Незадолго до смерти начал писать воспоминания, оставшиеся незаконченными. Умер в Париже 14 февраля 1936 года и похоронен на кладбище Пер-Лашез.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку