-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57544
Комментариев: 6350
Написано: 65342


19 сентября родились...

Четверг, 19 Сентября 2013 г. 06:25 + в цитатник
Arhangelskiy_Mh_Srg_gst48 (453x700, 168Kb)
1898
Михаил Сергеевич Архангельский
управляющий трестом «Врошиловуголь» комбината «Ворошиловградуголь». Родился в поселке одной из шахт Мушктово-Буденновского руднике, ныне в составе города Донецка Украины, в семье рабочего. Трудовую деятельность начал в 14 лет, работал на шахте на выборке породы. Затес трудился лампоносом, камеронщиком. Участник Гражданской войны, до 1920 года служил в Красной Армии, затем вернулся домой. В 1924 году поступил на рабфак, затем в Донецкий горный институт (ныне – Донецкий национальный технический университет). Во время учебы вступил в компартию. В 1928 году, после окончания учебы, остался работать в институте. Был начальником горного факультета, заместителем директора института по учебной части. Принял деятельное участие в работах по механизации добычи угля в Донецком бассейне. За институтом была закреплена шахта № имени Челюскинцев, здесь проводилось опробование новых машин, перестраивалось в соответствии с механизацией система горных работ. Архангельский был бригадиром научных работников института. В 1933 году перешел работать на шахту имени Менжинского треста Первомайскуголь. Три года руководил самой мощной механизированной лавой шахты, врубовая машина на его участке давала до 9-11 тысяч тонн угля в месяц. В 1936 году был выдвинут на должность заведующего шахтой «Сокологоровка», самой крупной в объединении. Благодаря умелому руководству и изменению организации добычи угля на шахте резко возросла добыча. Затем был назначен главным инженером треста «Свердловуголь». Под его руководством на многих шахтах была проведена механизация спуска-подъема шахтеров, внедрялись новые экспериментальные способы добычи угля. В годы Великой Отечественной войны был эвакуации, работал в Караганде. Когда началось освобождения Донбасса вернулся в родные края. Был назначен заместителем начальника комбината «Ворошиловградуголь», отвечал за строительство и эксплуатацию мелких шахт. Позже был назначен главным инженером комбината. Приложил много усилий для восстановления разрушенных шахт, организации добычи на новых шахтах. В 1947 год устал руководителем крупного треста «Ворошиловуголь» комбината «Ворошиловградуголь». На тот момент трест был отстающим. За два года новый управляющий сумел поднять почти вдвое добычу угля на шахтах треста. За его трестом на Донбассе укрепилась слава треста-новатора, именно здесь находили широкое применение передовые методы работы, новые механизмы: углепогрузочные машины, угольный струг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1948 года за выдающиеся успехи в деле увеличения добычи угля, восстановления и строительства угольных шахт и внедрение передовых методов работы, обеспечивающих значительный рост производительности труда Архангельскому Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1949 году на XVI съезде КП(б)У был избран кандидатом в члены ЦК КП(б)У. Последние годы жил в городе Киев. Скончался 20 июня 1987 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище (участок № 31). Горный генеральный директор III ранга. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

1898
Борис Александрович Петров
советский хирург, академик Академии Медицинских Наук СССР. В годы Великой Отечественной войны главный хирург Черноморского флота, заместитель главного хирурга ВМФ. Автор трудов по вопросам лечения военных травм, патологии желчных путей, пищевода и др. Лауреат Сталинской премии (1952). Умер в 1973 году.

1898
Джузеппе Сарагат (Saragat)
итальянский государственный и политический деятель, президент Италии в 1964-1971 гг. Родился в Турине. По образованию экономист. В 1922 вступил в Унитарную социалистическую партию, в 1925 стал членом ее руководства. После установления открытой фашистской диктатуры (1926) эмигрировал (сначала в Австрию, затем во Вернулся в Италию в сентябре 1943. В 1944 стал членом Исполкома Итальянской социалистической партии (ИСП) и вошел в качестве министра без портфеля в правительство И.Бономи. В 1945—1946 посол во в 1946—1947 председатель Учредительного собрания. В 1947 Сарагат вместе с правым крылом ИСП вышел из партии и основал Социалистическую партию итальянских трудящихся (с 1951 — Итальянская социал-демократическая партия); с 1947 до 1964 (за исключением периодов участия в правительстве) Сарагат — ее политический секретарь. В социал-демократической партии, особенно в начальный период ее деятельности, Сарагат выступал с позиций правого реформизма, против единства итальянского рабочего движения. В 1947—1949 и в 1954—1957 заместитель премьер-министра, в декабре 1963—1964 министр иностранных дел. В 1964—1971 президент Итальянской республики. С 1971 назначен пожизненно сенатором. Как государственный деятель Сарагат в области внутренней политики поддерживал левоцентристский курс, подчеркивал антифашистский характер итальянского государства; во внешней политике следовал линии на укрепление НАТО, "общего рынка" и связей Италии с США; в то же время проявил себя сторонником развития отношений Италии с СССР и другими социалистическими странами.

 (466x699, 41Kb)
1900
Константин Яковлевич Листов
композитор, народный артист РСФСР. Константин Листов родился в Одессе в семье цирковых артистов. Уже с пяти лет принимал участие в цирковых представлениях, играл на мандолине. В 1917 году окончил музыкальное училище Русского музыкального общества в Царицыне. В 1919-1922 годах учился в Саратовской консерватории по классу фортепиано и композиции и одновременно был пианистом и дирижером Саратовского театра миниатюр. С 1923 года работал в театре при Всероссийском Пролеткульте в Москве, писал музыку к драматическим спектаклям, с 1925 года - музыкальный руководитель «Синей блузы», с 1928 года - музыкальный руководитель и дирижер Театра обозрений Дома печати. В 1930-е годы написаны самые известные песни Листова - «Песня о тачанке», «Махорочка», «Гренада», «Ходили мы походами». В военные годы Листов служил музыкальным консультантом Политуправления Военно-Морского Флота, создал песни: «Если не вернусь», «Три голубки», «Ой, волна, волна морская», «Родной Севастополь», а также фронтовые песни-плакаты «Ни шагу назад», «Нет, никогда мы не будем рабами» и др. Особенно популярной стала песня Листова на стихи А.Суркова «В землянке» (1942). В послевоенные годы Листов писал главным образом патриотические песни, песни-воспоминания о войне, армии («Матушка-пехота», «Севастопольский вальс»). Всего композитор написал более 600 песен, музыкальные комедии «Королева ошиблась», «Ледяной дом», «Мечтатели», «Шуми, наш лес», «Севастопольский вальс». Умер Константин Листов 6 сентября 1983 года.

1900
Алексей Федорович Пахомов
руссский советский график и живописец, народный художник СССР (1971), действительный член Академии Художеств СССР (1964). Учился в Петрограде в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1915-1917 и 1921) у В.В.Лебедева и Н.А.Тырсы, затем в ленинградском Вхутеине (1822-1825). С 1942 г. преподавал в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.С.Репина (Ленинград). Был членом общества "Круг художников". Сотрудничал в детских журналах "Чиж", "Еж", "Костер". Иллюстрации к книгам о детях и для детей («Филипок. Страницы из азбуки» Л.Толстого, цветной карандаш, акварель, белила, 1968-1970), драматическая серия литографий "Ленинград в дни блокады" (1942-1944). До 1930-х годов выступал и как живописец. Сталинская премия (1946), Государственная премия СССР (1973).

1901
Карл Людвиг фон Берталанфи
австрийский биолог-теоретик, создатель «общей теории систем». В 1934-1948 гг. доцент, затем профессор Венского университета, в 1949-1961 гг. работал в различных университетах США и Канады, с 1961 г. профессор теоретической биологии университета Альберта (Канада). Подходя к биологическим объектам как к организованным динамическим системам, дал развернутый анализ противоречий механицизма и витализма, возникновения и развития организмических идей о целостности организма и на основе последних – формирования системных концепций в биологии. Ему принадлежит ряд попыток применить организмический подход (т. е. подход с точки зрения целостности) при исследовании тканевого дыхания и соотношения метаболизма и роста у животных. Предложенный им метод анализа открытых эквифинальных (т. е. как бы стремящихся к некоторой цели) систем дал возможность широко использовать в биологии идеи термодинамики, кибернетики, физической химии. Его идеи нашли применение в медицине, психиатрии и других прикладных дисциплинах. Будучи одним из пионеров системного подхода, он выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию, задачами которой являются разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания и поиск средств интеграции науки. Эти задачи, однако, нашли реализацию лишь применительно к некоторым типам открытых (т. е. обменивающихся со средой веществом, энергией и информацией) биологических систем. Один из организаторов «Общества по исследованиям в области общей теории систем» (1954) и его ежегодника «Gеnеrаl Sуstеms».

1901
Джо Пастернак
американский продюсер.

1902
Михаил Александрович Антипов
советский хозяйственный деятель Михаил Александрович Антипов. Умер 15 мая 1991 года.

1902
Владимир Петрович Баталов
Актёр. Брат актёра, Заслуженного артиста РСФСР Николая Баталова (1899-1937). В 1925 г. окончил Вторую студию МХТ. В 1919 г. помощник режиссера Второй студии МХТ. В 1920-1956 гг. - актёр и ассистент режиссёра МХАТ имени М.Горького, одновременно работал режиссёром Государственного Большого театра оперы и балета (1923-1924 гг.)

1902
Михаил Сергеевич Гречуха (Михайло Сергійович Гречуха)
украинский и советский политический деятель. Родился в семье крестьянина-бедняка. В комсомоле - с 1922 года, секретарь звена в Мошнах, заведующий районным отделом народного образования, глава исполкома районного совета. Член ВКП(б) с 1926 года. В 1932-1936 годах учился в Харьковском автодорожном институте. Два года работал инженером-механиком на Южной железной дороге. С 1938 года - в исполкоме Харьковского облсовета, 1-и секретарь Житомирского обкома КП(б)В, член ЦК КП(б)У. С июля 1939 года по май 1961 года - член Политбюро (с 1953 года - Президиума) ЦК КП(б)У. С 27 июля 1939 года по 18 января 1954 года - Председатель Президиума ВС УССР. В 1954-1959 годах - первый заместитель, в 1959-1961 годах - заместитель Председателя Совета Министров УССР. В 1962-1966 годах - советник при Совете Министров УССР. В 1956-1961 годах - кандидат в члены ЦК КПСС. Депутат Верховной Рады УССР 1-5 созывов. Депутат Верховной Рады УССР 1-5 созывов. С 1966 года - персональный пенсионер. Умер в Киеве 15 мая 1976 года. Похоронен на Байковом кладбище.В 1950 году предлагал Сталину переименовать Херсон в Сталиноднепровск. Награждён тремя Орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, другими орденами и медалями

Zintchenko_FM (523x700, 167Kb)
1902
Фёдор Матвеевич Зинченко
командир 756-го стрелкового полка 150-й Идрицкой ордена Кутузова 2-й степени стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, полковник. Родился в деревне Ставсково ныне Кривошеинского района Томской области в крестьянской семье. Украинец. Окончил начальную школу. В Красной Армии с 1924 года. Окончил полковую школу, в 1930 году - Владивостокскую военную пехотную школу. С 1938 года - военком батальона Ленинградского училища связи. Член ВКП(б)/КПСС с 1926 года. На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1942 года. После окончания курсов "Выстрел" Ф.М.Зинченко стал командиром 756-го стрелкового полка (150-я стрелковая дивизия, 3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт). В ходе Берлинской операции, несмотря на упорное сопротивление противника, полк под командованием полковника 3инченко Ф.М. выполнил поставленные задачи, 24 апреля 1945 года его воины первыми ворвались на окраину Берлина - Буххольц. 27 апреля 1945 года полк Ф.М.Зинченко стремительно форсировал под сильным огнём канал, штурмом овладел центральным кварталом Берлина, вышел к реке Шпре (Шпрее). 30 апреля 1945 года бойцы 756-го стрелкового полка ворвались в рейхстаг и водрузили над ним Красное знамя Военного совета 3-й ударной армии № 5. Это Знамя символически воплотило в себе все знамёна и флаги, которые в ходе самых ожесточённых боёв были водружены группами капитана В.Н.Макова, лейтенанта Р. Кошкарбаева, майора М.М. Бондаря и многими другими воинами. От главного входа рейхстага и до крыши их героический путь был отмечен красными знамёнами, флагами и флажками, как бы слившимися в единое Знамя Победы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за умелое руководство полком, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками полковнику Зинченко Фёдору Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7385). С 1950 года полковник Ф.М.Зинченко - в отставке. Жил в городе Золотоноша Черкасской области Украины, в 1981 году переехал в город Черкассы. Умер 15 октября 1991 года. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранным орденом. Сочинения: Герои штурма рейхстага. Москва, 1983.

1902
Жорж Лакомб
французский режиссер. В 1923-1930 гг. работал как ассистент режиссера у Р.Клера, Ж.Гремийона и др. В 1928 г. дебютировал как режиссер документального фильма «Зона». Его наиболее удачный фильм периода 30-х гг. – «Молодость» (1933). Сентиментальность, свойственная режиссеру, наиболее полно выразилась в фильмах «Небесные музыканты» (1939) и «Монмартры на Сене» (1941). В его фильмах почти всегда снимались первоклассные актеры (Ж.Л.Барро, Э.Пиаф, Ж.Ремю и др.). В фильме «Страна без звезд» (1946) сыграл свою первую значительную роль Ж.Филипп. В фильме «Ночь – мое царство» (1951) в главных ролях снимались Ж.Габен и М.Дитрих.

1903
Исай Михайлович Рензин
пианист, педагог. Умер 12 мая 1969 года.

1903
Джордж Дейвис Снелл
американский биолог, иммуногенетик. Исследовал генетические закономерности совместимости тканей. Нобелевская премия (1980, совместно с Б.Бенасеррафом и Ж.Доссе).

1904
Алексей Иванович Ревин
советский издательский деятель. Член КПСС с 1928. Родился в деревне Лодыгино, ныне Калязинского района области, в крестьянской семье. Окончил Коммунистический институт журналистики (1932) и Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1958). Трудовой путь начал в 1924 типографским рабочим. В 1931-1947 работал в типографии и издательстве газеты "Правда", с 1937 - директор. В 1947-1949 заведовал ОГИЗом при Совете Министров СССР. С февраля 1949 и до конца жизни был директором издательства "Советская энциклопедия". Внес большой вклад в развитие советского энциклопедического дела. При его участии подготовлено 2-е и 3-е издания БЭС, 3-е издание Малой советской энциклопедии, несколько отраслевых энциклопедических изданий. Награжден 3 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. Умер в Москве 9 октября 1974 года.

1904
Павел Финдер (Finder; псевдоним - Поль Рено; псевдоним - Ришард; псевдоним – Мровец)
польский политический деятель. По образованию – инженер-химик. В 1922-1928 гг. обучался в Вене, во Франции (в Сорбонне работал под руководством Ф.Жолио-Кюри); был членом компартии Австрии и Французской компартии. С 1928 г. состоял в Польше на нелегальной партийной работе, неоднократно подвергался преследованиям. С 1933 г. – член секретариата ЦК компартии Польши. Во время оккупации Польши немецко-фашистскими войсками (1939) перешел на территорию СССР; вошел в состав Инициативной группы польских коммунистов (создана в 1941). В 1941 г. переброшен в Польшу, был одним из основателей (1942) Польской рабочей партии (ППР), член «тройки» временного руководства ППР, член ЦК, секретарем варшавской организации ППР. После гибели М.Новотко – генеральный секретарь (1942) ППР. Соавтор программной декларации ППР «За что мы боремся?» (1943). 14 ноября 1943 арестован гестапо; после пыток расстрелян 26 июля 1944 года.

1905
Аскар Токмагамбетов
казахский советский писатель. Член КПСС с 1931. Родился в Кзыл-Ординской области. В 1934 г. окончил Институт журналистики в Москве. Печатался с 1924 г. Автор сборников стихов «Песни труда» (1928), «Стройка» (1931), «Избранные произведения» (1945), «Дастаны» (1949), «К вершинам» (1950), «Журавли, красивые журавли» (1965) и др., поэм, басен, пьес. Его перу принадлежит поэма «Судьба поэта» (1965). Опубликовал повесть «Четыре года, четыре часа» (1940), роман «Отец и сын» (1961, русский перевод, 1963). Писал и для детей. Переводит произведения В.В.Маяковского, С.Айни, Ю.Тувима и др. Награжден орденом Октябрьской Революции, 4 другими орденами, а также медалями. Сочинения: Шыгармалар, т. 1-2, Алматы, 1962; в русском переводе. - Избранное, Алма-Ата, 1958; свадьба - алтын той. Избранные стихи 1926-1968, Алма-Ата, 1969. Литература: История казахской литературы, том 3, Алма-Ата, 1971; Смагулова Г., Аскар Ток-магамбетовтын, акындык творчествосы, Алматы, 1965.

1906
Владимир Сергеевич Иванников
российский композитор. Среди сочинений: балет «Черный монах» (1962); оратория «Варшава» (1947); пьесы для скрипки, баяна, гитары и др.; хоры, песни; обработка народных песен.

1906
Николай Иосифович Шапиро
российский генетик. Окончил Московский университет (1930). В 1929-1948 гг. работал в Биологическом институте имени К.А.Тимирязева, в 1950-1963 гг. - на кафедре генетики Московского университета и в Институте биофизики Академии Наук СССР. С 1963 г. - заведующий лабораторией генетики соматических клеток Института атомной энергии и профессор кафедры генетики Московского университета, с 1978 г. работал в Институте молекулярной генетики Академии Наук СССР. Основное направление научных исследований - генетика животных. Участник работы по теории ступенчатого аллелизма. Изучал основные закономерности спонтанного и индуцированного мутагенеза у дрозофилы, мутационный процесс как адаптивный признак вида и кислородочувствительные потенциальные мутации. Впервые показал возможность индукции генных мутаций в культуре млекопитающих. Установил мутагенное действие онкогенного вируса SV-40 на соматические клетки человека.

1907
Михаил Федорович Бабурин
российский скульптор, народный художник СССР (1978), действительный член Академии Художеств СССР (1973). Учился во ВХУТЕИНе в Ленинграде (1926-1930, в аспирантуре в 1932-1936). Преподавал в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова с 1961 г. (с 1964 г. – профессор). Работал в области монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуры. Произведения: «Песня» (бронза, 1957, Русский музей, Ленинград), Монумент «Дружба» в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России, в Уфе (бронза, гранит, 1965), «Торжество труда. Башкирия» (рельеф, алюминий, 1968, Министерство культуры СССР) и др. Сталинская премия (1950).

 (500x700, 115Kb)
1907
Фёдор Филиппович Бруй
командир батальона 520-го стрелкового полка 167-й Сумско-Киевской стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта, майор. Родился в деревне Ивановские Огородники Слуцкого района Минской области в семье крестьянина. Белорус. Окончил 7 классов. Работал строителем шоссейных дорог Слуцкого районного дорожного отдела Минской области. В Красной Армии с 1929 года. В 1931 году окончил военно-хозяйственную учебную команду при Смоленском военно-продовольственном складе. С 1932 года служил в городе Хабаровске командиром строительной роты 2-го строительного батальона. Член ВКП(б) с 1937 года. С августа 1940 года служил помощником командира 150-го танкового батальона по материальному обеспечению 15-й танковой бригады Дальневосточного фронта, с апреля 1941 года – начальником снабжения 180-й автобазы 15-й армии. В 1942 году окончил курсы «Выстрел». В действующей армии с июня 1942 года. Был командиром стрелкового батальона. Воевал на Юго-Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. В боях 6 раз ранен. Участвовал в обороне Воронежа, в боях на Верейских высотах, в Воронежско-Касторненской операции, в боях на Курской дуге, в освобождении Левобережной Украины, в форсировании Днепра с завоеванием плацдарма. Батальон, которым командовал майор Бруй, 16 сентября 1943 года участвовал в освобождении города Ромны Сумской области. С 25 по 28 сентября 1943 года батальон на подступах к Киеву освободил от гитлеровцев несколько населённых пунктов и успешно переправился через Днепр в районе села Вышгород (ныне город Киевской области). Защищая завоёванный плацдарм, батальон отразил 10 гитлеровских атак и обеспечил переправу через реку основных сил соединения. Во время боёв командир батальона был дважды ранен, однако продолжал управлять боевыми действиями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Брую Фёдору Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2814). После войны служил военным комендантом: с октября 1944 года - города Винница, с апреля 1947 года – Турбовского РВК, с октября 1948 года – Кировского РВК, с апреля 1949 года – Винницкого РВК Винницкой области. С 1955 года подполковник Ф.Ф.Бруй – по болезни в отставке. Работал инженером по снабжению Винницкого молочного завода. Умер 17 января 1982 года. Похоронен на Центральном кладбище в Виннице. Награждён 2 орденами Ленина (29 октября 1943; 26 октября 1955), орденами Красного Знамени (15 ноября 1950), Отечественной войны 1-й степени (28 февраля 1943), Красной Звезды (30 апреля 1945), медалями «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ». Почётный гражданин города Слуцк Минской области.

 (463x699, 43Kb)
1907
Николай Антонович Клочко
летчик-инспектор по технике пилотирования 276-й Гатчинской дважды Краснознаменной ордена Суворова бомбардировочной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, майор. Родился в селе Воронеж ныне поселок городского типа Шосткинского района Сумской области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Окончив начальную школу, работал телефонно-телеграфным мастером шахты № 1 Чистяковского рудоуправления Донецкой области. В Красной Армии с 1929 года. В 1933 году окончил военно-авиационную школу летчиков и летнабов в городе Харькове. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Сражался на Ленинградском, Калининском и 3-м Белорусском фронтах. Несколько раз был ранен. Летчик-инспектор по технике пилотирования 276-й Гатчинской дважды Краснознаменной ордена Суворова бомбардировочной авиационной дивизии (1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) майор Николай Клочко совершил 192 боевых вылета на бомбардировку укрепленных узлов обороны, скоплений живой силы и техники противника, железнодорожных станций и аэродромов, нанес врагу большой урон. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Николаю Антоновичу Клочко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6352). После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1951 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1954 года подполковник Н.А.Клочко — в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 8 апреля 1981 года. Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

 (466x699, 87Kb)
1907
Иван Степанович Сухов
штурман авиаэскадрильи бомбардировщиков СБ в Китае, капитан; первый из уроженцев Башкирии, удостоенный звания "Герой Советского Союза". Родился в посёлке Белорецкий Завод (ныне – город Белорецк, Башкирия) в семье рабочего. Русский. В 1919 году окончил 4 класса школы. Работал: реечником и ремонтным рабочим на Белорецкой железной дороге (в 1919-1921 годах), чернорабочим на Белорецком металлургическом заводе (в 1921-1925 годах), мастером-гвоздарём на проволочно-гвоздильном заводе (в 1925-1928 годах). В армии с сентября 1928 года. В 1931 году окончил Казанскую пехотную школу, до июня 1932 года служил в пехоте (в Приволжском военном округе). В июне 1932 направлен на учёбу в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, которую окончил в декабре 1932. Служил штурманом в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе). В 1935 окончил курсы штурманов при Ейской военной авиационной школе морских лётчиков. Был штурманом отряда, 12-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи (в Белорусском военном округе). Участник боевых действий в Китае с 30 марта по 1 сентября 1938 года. В должности штурмана авиаэскадрильи совершил 28 боевых вылетов на бомбардировщике «СБ» (боевой налёт – 69 часов). В составе экипажа под командованием Т.Т.Хрюкина участвовал в авианалёте, бомбардировке и уничтожении японского корабля - авиаматки, как в те годы называли авианосцы (современными историческими исследованиями данный факт не получил подтверждения). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года «за образцовое выполнение заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство» полковнику Сухову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему в 1940 году была вручена медаль «Золотая Звезда» №470. Полковник И.С.Сухов стал первым уроженцем Башкирии, удостоенным высшей степени отличия СССР. Однако, по номеру медали «Золотая Звезда» он оказался третьим... В 1938-1939 – штурман 18-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Московском военном округе). Участвовал в освобождении Западной Белоруссии в 1939 году. С ноября 1939 года – штурман-инспектор Управления ВВС Красной Армии. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов, был награждён орденом Красной Звезды. С августа 1940 года – штурман авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе). В этой должности встретил войну. Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – штурман 8-й смешанной авиационной дивизии (Северо-Западный фронт), с августа 1941 – в распоряжении командира 81-й авиадивизии, в январе-апреле 1942 – штурман авиаэскадрильи 433-го разведывательного авиационного полка, в апреле-ноябре 1942 – штурман ВВС 26-й армии (Карельский фронт), в ноябре 1942-марте 1943 – старший штурман 259-й истребительной авиационной дивизии (Карельский фронт), в марте 1943-мае 1945 – главный штурман 5-го истребительного авиационного корпуса (1-й Украинский фронт). Участвовал в оборонительных боях в Прибалтике и Заполярье, в Курской битве, битве за Днепр, освобождение Правобережной и Западной Украины, Берлинской и Пражской наступательных операциях. После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С мая 1946 полковник И.С.Сухов – в запасе. В 1946-1950 – штурман-испытатель авиазавода №51 (г.Реутов Московской области). Участвовал в испытаниях прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции В.Н.Челомея на летающих лабораториях «Ту-2ЛЛ» и «Пе-8ЛЛ». В 1950-1958 – штурман-испытатель Научно-испытательного института самолётного оборудования (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах «Ли-2», «Ил-12», «Ил-14» и «Ил-28». Жил в Москве. Умер 11 октября 1976 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Полковник (1938), штурман-испытатель 1-го класса(1950). Награждён орденами Ленина (22 февраля 1939), Красного Знамени (11 июня 1945), Отечественной войны 1-й степени (5 июля 1944), 2 орденами Красной Звезды (19 мая 1940, 3 ноября 1944), медалями.
 (507x699, 107Kb)
Именем Героя названа одна из улиц Белорецка,
 (699x493, 138Kb)
где на Аллее Славы по улице Ленина установлен его бюст.

1907
Михаил Александрович Юферов
украинский художник. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1960). Родился во Владивостоке. Брал уроки живописи и скульптуры в частных школах Владивостока (1925—1930). В 1930 г. окончил школу живописи и ваяния во Владивостоке, в 1933 г. – театрально-декорационное отделение художественной студии (там же). С 1935 г. работал в кино, до 1941 г. – художник Одесской киностудии, затем работал на различных киностудиях, с 1950 г. – на Киевской киностудии. В 1959 г. на Всесоюзном кинофестивале получил премию за художественное оформление фильма «Чрезвычайное происшествие» (1958). Художник фильмов: «Моряки» (1940), «Танкер "Дербент"» (1941), «Адмирал Нахимов» (1947, совместно с В.Егоровым и А.Вайсфельдом), «Константин Заслонов» (1949), «Максимка» (1953), «Матрос Чижик» (1956, совместно с Ф. Вакериса-Гальдосом), «Мальва» (1957), «Их знали только в лицо» (1967). В фильме «Летающий корабль» (1960) выступал как художник и режиссер (совместно с А.Войтецким). Умер в Киеве 3 июня 1991 года.

 (578x698, 89Kb)
1908
Виктор Фредерик Вайскопф (Victor Frederick Weisskopf)
американский физик-теоретик. Родился в Вене. В 1931 окончил Гёттингенский университет, в 1932–1934 работал в Копенгагенском университете у Н.Бора, где ему удалось описать влияние конечных размеров ядра на сверхтонкую структуру (эффект Бора – Вайскопфа). В эти годы его интересы были сосредоточены на излучении внутренних электронов атома. Исследуя уширение спектральных линий, Вайскопф показал, что конечная ширина уровня определяется соотношением неопределенности Гейзенберга. В 1934 Вайскопф защитил в Гёттингене докторскую диссертацию и перешел в Цюрихский политехнический институт, где работал над созданием квантовой теории поля. Совместно с В.Паули показал возможность построения самосогласованной теории скалярного поля, в 1934 дал квантовомеханическое описание заряженных частиц с нулевым спином (бозонов), а в 1936 создал теорию поляризации вакуума. В 1937 Вайскопф, еврей по национальности, как и многие другие европейские ученые, переехал в США. В 1937–1943 работал в Рочестерском университете, где занимался проблемами ядерной физики. Наряду с Х.Бете и Л.Д.Ландау он является создателем статистической теории ядра (1937). Ученый ввел в ядерную физику понятие температуры, нагрева и испарения ядра: согласной предложенной им модели, тяжелая частица, ударяя в ядро, «нагревает» его, а испускание ядром каких-либо частиц является аналогом испарения. Такой термодинамический подход был очень плодотворным и позволил решить целый ряд проблем ядерной физики. Одним из достижений Вайскопфа является предсказание кулоновского возбуждения ядер (1938). В 1943–1946 Вайскопф работал в Лос-Аламосской лаборатории, активно участвуя в создании атомной бомбы в рамках Манхаттенского проекта. В 1946–1960 и после 1965 он являлся профессором Массачусетского технологического института. В 1950 совместно с Э.Конуэлл описал рассеяние носителей заряда на заряженных примесях дефектов кристаллических решеток. В 1954 совместно с Г.Фешбахом и К.Портером создал оптическую модель атомного ядра. В 1961–1965 Вайскопф был генеральным директором Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве. Вайскопф является членом ряда академий наук (в том числе иностранным членом Академии Наук СССР, 1976); награжден медалями М.Планка, Р.Оппенгеймера, Э.Резерфорда, удостоен премии К.Комптона. Умер Вайскопф в штате Массачусетс, США, 21 апреля 2002 года.

1908
Мика Тойми Валтари (Mika Timi Waltari)
финский писатель. Академик Финской Академии Наук. Окончил философский факультет Хельсинкского университета. В 1925 выпустил сборник стихов "Бегство от бога". В романе "Большая иллюзия" (1928) отражена неудовлетворённость жизнью молодёжи средних слоев общества. В романах "Город отчаяния и радости" (1936), "Чужой человек вошёл в дом" (1937), "От отца до сына" (1942) В. показывает противоречия капиталистического города. Автор исторических романов "Синухе, египтянин" (1945), "Турмс, бессмертный" (1955). Романы "Феликс счастливый" (1958) и "Государственная тайна" (1959) проникнуты мистицизмом. В 1964 опубликовал роман "Враги человечества" о Риме эпохи Нерона. Скончался 26 августа 1979 года.

 (530x699, 75Kb)
1908
Иван Иванович Копец
лётчик-истребитель, командир добровольческой авиационной группы в войсках республиканской Испании, старший лейтенант. Родился в Царском Селе (ныне город Пушкин, администрации города Санкт-Петербурга) в семье рабочего. Белорус. Окончив в 1925 году 8 классов школы второй ступени имени Карла Маркса в городе Ишиме Тюменской области, работал секретарём окружного суда. В Красной Армии с 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1929 году - Качинскую военную авиационную школу пилотов и в 1935 году - курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной Академии Генерального штаба. Проходил службу в авиационной бригаде при Академии имени Жуковского. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-39 годов, с сентября 1936 года, в качестве командира авиационной группы лётчиков-добровольцев. В воздушных боях в небе Испании старший лейтенант Копец И.И. сбил шесть самолётов противника. За проявленные мужество и героизм при выполнении интернационального долга Иван Иванович Копец 21 июня 1937 года был удостоен звания Героя Советского Союза. После учреждения знака особого отличия "Золотая Звезда" ему была вручена медаль № 16. По возвращении из Испании, в 1938 году полковник Копец И.И. назначается заместителем командующего Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов - командующий военно-воздушными силами (ВВС) 8-й армии. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 июня 1940 года Копецу И.И. присвоено воинское звание "генерал-майор авиации". Великою Отечественную войну, генерал-майор авиации Копец И.И. встретил в должности командующего Военно-воздушными силами Западного Особого Военного Округа, - принявшего в первый день войны главный удар немецко-фашистских захватчиков и преобразованного по мобилизационному плану в Западный фронт. Узнав, что в первые часы войны воздушным налётам противника подверглись двадцать шесть аэродромов округа (Западного фронта), и авиация, находящаяся под его командованием, потеряла семьсот тридцать восемь самолётов, из них пятьсот двадцать восемь - на аэродромах, где базировались самолёты новых типов, не уступавшие по своим тактико-техническим данным немецким, генерал-майор авиации Копец И.И. застрелился в своём служебном кабинете. Тем самым он избежал не менее трагической судьбы командования Западным фронтом - генерала армии Павлова Д.Г., генерал-майоров Климовских В.Е., Григорьева А.Т. и Коробкова А.А., приговорённых к расстрелу по приговору Верховного Суда Союза ССР от 22 июля 1941 года. Награждён 2-я орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями. 6 мая 2005 года в городе Ишиме Тюменской области открыта мемориальная доска на здании школы, в которой учился будущий Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Копец И.И.

1908
Евгений Михайлович Корнблит
советский дирижёр, заслуженный артист РСФСР (1957), дирижер Ленинградского Малого театра. В 1936 окончил дирижёрский факультет Ленинградской консерватории. В 1936-1941 работал в Ленинградском театре музыкальной комедии, в 1941-1943 - главный дирижёр Оренбургского театра музыкальной комедии. С 1944 Корнблит - дирижёр Ленинградского Малого оперного театра, где дирижировал многими произведениями советских композиторов: балетами "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Юность" Чулаки (1949), "Весёлый обманщик" Корч-марёва (195?), "Двенадцать месяцев" Битова (1954), оперой "Машенька" Ручьёва (1958), балетами на музыку Шостаковича - "Встреча", "Директивный бантик", "Барышня и хулиган" (1962) и др., а также клас-сич. произв. С 1935 Корнблит выступает как композитор (главным образом в кино). В 1958 в Ленинградском Малом оперном театре был поставлен балет Битова и Корнблита "Гаврош".

1908
Зофия Лисса
польский музыковед.

 (509x699, 114Kb)
1908
Константин Константинович Рыков
лётчик-испытатель авиационного завода №18 (город Куйбышев), полковник. Родился в селе Абдулино (ныне – город Оренбургской области). Русский. Окончил Бугурусланскую профтехшколу. Работал слесарем. В армии с октября 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков (ВАШЛ). До 1932 года – лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ. В 1932-1934 годах служил в авиации Балтийского флота. В 1935 году окончил Высшую лётно-тактическую школу ВВС (город Липецк). В 1935-1938 – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Проводил испытания различных способов бомбометания, методов прицеливания, испытания новых прицелов, бомбового и стрелкового вооружения в эскадрилье боевого применения. В 1938-1959 – лётчик-испытатель авиазавода №18 (город Воронеж). Испытывал серийные бомбардировщики «ДБ-3», «Ил-4» и «Ер-2». В марте 1941 года поднял в небо и провёл испытания первого серийного штурмовика «Ил-2», выпущенного на заводе. В июле 1941 года был вынужден покинуть аварийный Ер-2 с парашютом. Участник Великой Отечественной войны: в сентябре-ноябре 1941 года нёс боевые дежурства в системе ПВО города Воронежа, совершил 18 боевых вылетов на «Ил-2». В ноябре 1941 года авиазавод №18 был эвакуирован в город Куйбышев (ныне – Самара). Здесь К.К.Рыков продолжил лётную работу, испытывая серийные штурмовики «Ил-2» и «Ил-10», бомбардировщики «Ту-4» и «Ту-95», пассажирские самолёты «Ту-114» и их модификации. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года полковнику Рыкову Константину Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11149). С сентября 1959 года полковник К.К.Рыков – в запасе. Жил в городе Куйбышев (ныне – Самара). Умер 12 марта 1991 года. Похоронен на кладбище «Рубежное» в Самаре. Лётчик-испытатель 1-го класса (1945), полковник (1949). Награждён 3 орденами Ленина (1944, 1953, 1957), орденами Красного Знамени (1946), Отечественной войны 1-й степени (1985), 3 орденами Красной Звезды (1943, 1944, 1948), орденом «Знак Почёта» (1936), медалями.

1908
Тауно Хейкович Хаапалайнен
переводчик. Работал в Комитете радиоинформации, Карельском государственном издательстве, финской редакции издательства «Прогресс». Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Член Союза писателей СССР (1969). Умер в 1976 году.

EliseevAndrYakov (482x700, 50Kb)
1909
Андрей Яковлевич Елисеев
заместитель командира по политической части 3-го стрелкового батальона 836-го стрелкового полка (240-я стрелковая Киевско-Днепровская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия, 50-й стрелковый корпус, 40-я армия, 1-й Украинский фронт), капитан. Родился в селе Нижняя Рянза ныне Земетчинского района Пензенской области. Русский. Член КПСС с 1937 года. Окончил школу и вечерний коммунистический вуз. В рядах Красной Армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Брянском и Воронежском фронтах. Был дважды ранен в 1943 году. Как политработник проводил большую патриотическую работу среди личного состава батальона. 28-29 января 1943 года 1943 года в боях за город Касторное Курской области проявил мужество, отвагу и героизм. Находясь во время уличных боев в боевых порядках своего подразделения, политрук А.Я.Елисеев личным примером воодушевлял бойцов на подвиги. В этих боях лично уничтожил 28 гитлеровцев. 22-23 февраля 1943 года при освобождении села Большое Солдатское Курской области принял на себя командование ротой взамен раненого командира. Поведя личный состав роты в атаку, заставил врага дрогнуть и отступить. Населенный пункт был захвачен. Позже первым с ротой ворвался в село Колодезек Курской области, не взирая, на сильный пулеметный огонь противника, занял несколько домов, уничтожив несколько пулеметных точек и пулеметчиков. В этом бою ротой было взято в плен 14 фашистов, 10 винтовок, 1 исправный пулемет. Действия роты позволили наступающим подразделениям выйти вперед и занять село. За свои действия был награжден орденом Красного Знамени. Особо капитан А.Я.Елисеев отличился при форсировании реки Днепр. В боях на Лютежском плацдарме в период с 27 сентября по 17октября 1943 года в составе батальона 22 дня вел упорные бои за расширение плацдарма на правом берегу, в районе села Лютеж Киевской области. Батальон отбивал до 11 контратак противника в день. Отражая одну из контратак, первый с батальоном ворвался в сильно укрепленный опорный пункт немцев. Будучи раненным в грудь, не ушел с поля боя, пока укрепленный пункт противника не был полностью очищен. В последующих боях за Старые и Новые Петровцы также проявил отвагу, мужество и героизм, личном примером воодушевлял бойцов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Елисееву Андрею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№18018) и медали «Золотая Звезда» (№2250). В 1945 году окончил Высшие военно-политические курсы, в 1952 году - Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1960 года полковник А.Я.Елисеев - в запасе. Жил в городе Пушкино Московской области. Умер 15 апреля 1967 года. Похоронен на Кавезинском кладбище Пушкинского района Московской области. Награжден орденом Ленина (10 января 1944), тремя орденами Красного Знамени (в том числе в 1943), орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 (530x699, 78Kb)
1909
Ферри Порше (полное имя - Фердинанд Антон Эрнст Порше, Ferdinand Anton Ernst Porsche)
немецкий конструктор спортивных автомобилей. Ферри Порше родился в австрийском городке Виенер Нейштадт (Wiener Neustadt). Его отцом был знаменитый Фердинанд Порше, работавший тогда техническим директором компании Austro-Daimler. Уже в детстве Ферри, родившийся, что называется, «на колесах», проявлял горячий интерес к занятиям отца и к началу 1930-х годов стал его самым активным помощником. В 12-летнем возрасте он впервые сел за руль. Это был гоночный автомобиль «Sascha», названный так в честь киномагната Александра Коловрата, давшего деньги на его постройку. Машина успешно дебютировала в гонках Targo Florio, став победителем в своем классе в 1921 году. В 1923 году семья Порше переехала в Штутгарт, где Порше-старший занял пост технического директора компании Daimler-Benz. Для Ферри же автомобильный центр южной Германии стал второй родиной. Здесь он получил техническое образование и встретил свою будущую жену Доротею, которая впоследствии родила ему четырех сыновей и оставалась его верной спутницей до самой своей смерти в 1985 году. Ферри начал серьезно сотрудничать с отцом в 1931 году, когда тот организовал собственную фирму. Ее первым контрактом стал заказ на разработку машины с двухлитровым двигателем для фирмы «Wanderer». Контракту присвоили номер 007 – чтобы никто не догадался, что он первый. Успех созданного автомобиля привел к тому, что позднее «Auto Union Company», в которую влилась компания «Wanderer», поручила профессору Порше разработку спортивной машины весом до 750 кг для гонок серии «Grand Prix». В 1934 г. был построен гоночный «тип А». Двигатель у него располагался сзади – сразу за водителем. В 1930-е годы такая компоновка, ставшая эталонной для современных автомобилей «Formula-1», была настоящим откровением. Динамические характеристики этой машины казались тогда фантастическими. Двигатель V16 объемом 4,3 л с нагнетателем развивал мощность 295 л.с. С ним «тип А» разгонялся до 280 км/ч. В 1935 г. был готов уже 6 л силовой агрегат мощностью 520 л.с., разгонявший машину до 340 км/ч. Автомобили «Auto Union» считались в предвоенные годы наиболее передовыми гоночными машинами и конкурировали в гонках «Grand Prix» с самим «Mercedes-Benz». Ферри принимал полноправное участие и в разработке дизайна, и в принятии конструкторских решений. Он был также первым испытателем новых гоночных автомобилей – до тех пор, пока однажды отец не сказал ему: «У меня достаточно водителей, но только один сын».
 (507x699, 59Kb)
Имя Порше было столь известным в автомобильном мире в 30-е годы, что его знали даже за «железным занавесом». По некоторым данным, в 1932 году Ферри вместе с его знаменитым отцом, 57-летним Фердинандом Порше, по личному указанию И.В.Сталина пригласили посетить СССР. Однако стареющий конструктор благоразумно отказался от предложения возглавить автомобильное моторостроение страны Советов. Как знать, прими Порше-старший предложение Сталина – и тогда, может быть, мир никогда бы не увидел знаменитые спортивные автомобили, созданные впоследствии его сыном. Помимо гоночных прототипов, другим автомобилем, повлиявшим на дальнейшую судьбу Ферри, стал, конечно же, знаменитый «Жук» – «Volkswagen Beetle». Многие конструкторские решения, примененные в автомобиле, который стал впоследствии самым массовым в истории автомобилестроения, принадлежали именно Порше-младшему. Кроме того, в 1935 г. Ферри стал главным испытателем «Жука». Война смешала планы семьи Порше. «Жук» так и не успели запустить в серию. Было выпущено лишь несколько пробных автомобилей, один из которых был подарен Гитлером Еве Браун. Завод компании срочно пришлось перестраивать под производство военной техники – планы по разработке серийной спортивной модели пришлось отложить. До конца войны было выпущено 60.000 машин «KdF-82», получивших прозвище «кюбель» за их внешнее сходство с кадкой. Кроме того, было построено около 15.000 амфибий «KdF-128» и спецамфибий для войск СС – «KdF-166». В 1943 г. из разрушенного Штутгарта компания перебралась в Гмунд. Но окончание военных действий не принесло желанной свободы. В декабре 1945 г. Ферри вместе с отцом арестовали французы. Обоих обвинили в использовании заключенных-французов на заводе компании, производившем автомобили для германской армии. Естественно, что в 1946 г., когда Ферри выпустили, его главной задачей стало побыстрее заработать сумму, необходимую для освобождения отца. Он возглавил компанию Dr. Ing. h.c.F Porsche KG, объединив вокруг себя небольшую группу единомышленников. В августе 1947 г., получив от итальянцев гонорар за гоночный автомобиль «Cisitalia», разработанный для участия в соревнованиях «Formula-1», Ферри смог добиться освобождения отца. Впервые показанный на выставке в Турине в том же году, Cisitalia стал первым гоночным автомобилем с полным приводом и среднемоторной компоновкой. Внеся залог под освобождение отца, Ферри смог наконец приступить к осуществлению давнишнего замысла – постройке своего собственного спортивного автомобиля. Был извлечен проект легкого и компактного автомобиля на базе «Volkswagen» – других агрегатов в 1939 году, когда Ферри работал над ним, в Германии для этого не было. Кроме впечатляющей динамики, хорошей управляемости и высокой эффективности тормозов, новая машина, по мнению ее создателя, должна была обладать и таким качеством, как практичность. «Если я создал машину, которая принесла мне удовлетворение, должны существовать и те, кто мечтали о таком автомобиле и готовы его купить», – так охарактеризовал Ферри «рыночную концепцию» "тип 356", который получил в дальнейшем название Porsche 356. Первый автомобиль, носивший гордое имя «Порше», был построен к 8 июня 1948 года. На машину с алюминиевым кузовом был установлен сзади четырехцилиндровый двигатель VW объемом 1131 см куб. Компания испытывала серьезные трудности с финансированием и доставкой деталей из Германии – ведь совсем недавно завершилась Вторая мировая война... Всего в Гмунде было построено 52 автомобиля «Porsche 356». В 1950 г. компания вернулась в Штутгарт, где Ферри начал разработку собственного двигателя, получившего впоследствии название «Carrera». Предполагалось, что общий объем производства 356-й модели не превысит 500 штук. Однако до 1965 года, когда производство Porsche 356 было прекращено, выпустили 78.000 машин. Еще большей «долгожительницей» стала модель «Porsche 911», которая производится вот уже 35 лет... Популярность Porsche во многом была обусловлена успешными выступлениями машин в автомобильных гонках. В 50-е годы эта марка стала синонимом успеха в соревнованиях. «Porsche» 15 раз выигрывал 24-часовую гонку «Le Mans» и 14 раз удостаивался титула World Endurance Champion в гонках спортивных автомобилей. Porsche 911 четыре раза выигрывал знаменитое ралли «Monte Carlo», а в 1984 г. экспериментальный «4WD 911» «Carrera» стал первым спортивным автомобилем, победившим в гонке «Paris-Dakar». Именно благодаря руководству Ферри Порше высочайший уровень конструкторских разработок стал для компании визитной карточкой. Перед тем, как отойти от дел в 1972 году, Ферри преобразовал компанию в акционерное общество «Porsche AG» и завершил строительство испытательного центра «Weissach», где около 30% всех испытаний проводятся сегодня по заказам других компаний.
 (699x464, 92Kb)
С 1990 года Порше-младший занимал пост почетного председателя наблюдательного совета компании. Деятельность Ферри была по достоинству оценена современниками. В 1965 г. он стал почетным доктором Технического университета Вены, а в 1984 г. в день своего 75-летия получил почетный титул профессора. Несмотря на то, что компанию создал Порше-отец, именно благодаря Ферри она стала признанным лидером мировой автомобильной конструкторской мысли. Именно он сделал из небольшой консультативной фирмы, разрабатывавшей «сухопутные, водные и воздушные средства передвижения», компанию с серьезной международной репутацией. И если Порше-старший вошел в историю прежде всего как создатель «Жука», то Ферри навсегда останется в памяти потомков как человек, сделавший реальностью мечту о серийном спортивном автомобиле. Доктор Фердинанд Антон Эрнст Порше, известный в автомобильном мире как Ферри Порше, скончался в возрасте 88 лет в австрийском городе Зел ам Зее 27 марта 1998 года.

Chapichev_JakovIudov (543x700, 59Kb)
1909
Яков Иудович (Иегудович) Чапичев
заместитель командира батальона по политической части – агитатор 243-го стрелкового Волжского полка 181-й стрелковой Сталинградской ордена Ленина Краснознамённой дивизии 6-й армии 1-го Украинского фронта, майор. Родился в Новороссийске (с 1973 года – город-герой) в семье рабочего. Еврей. Член ВКП(б) с 1938 года. Образование неполное среднее. Работал кочегаром локомотивного депо станции «Джанкой» в Крыму. В Красной Армии с 1931 года. Окончил курсы младших политруков. Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. В 1940 году окончил курс Военно-политической академии. На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Заместитель командира батальона по политической части – агитатор 243-го стрелкового полка (181-я стрелковая дивизия, 6-я армия, 1-й Украинский фронт) майор Яков Чапичев отличился в уличных боях в городе Бреслау, ныне – Вроцлав (Польша) . 9 марта 1945 года бесстрашный офицер-политработник с группой разведчиков выбил гранатами засевших в доме гитлеровцев, уничтожив значительное их число. Но пал смертью храбрых в этом бою. Похоронен в городе Вроцлаве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Чапичеву Якову Иудовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалью. На территории депо в Джанкое Герою установлен памятник.

Shihov_Pvl_An_gss45 (477x700, 57Kb)
1909
Павел Андреевич Шихов
сапёр 33-го гвардейского отдельного моторизированного инженерного батальона (3-я гвардейская моторизированная инженерная бригада, 4-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии ефрейтор. Родился в селе Илейское-Корени, ныне Куменского района Кировской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил 4 класса, работал плотником и пимокатом в колхозе. В августе 1941 года был призван в Красную Армию и направлен на фронт. Был дважды ранен. На завершающем этапе войны, к январю 1945 года, воевал сапером в составе 33-го гвардейского отдельного мото-инженерного батальона 3-й гвардейской мото-инженерной бригады. Особо отличился в боях под городом Берлином. 27 апреля 1945 года гвардии ефрейтор Шихов первым переправился через реку Хафель в районе города Потсдам и вступил в бой. По собственной инициативе, заменив выбывшего из строя командира взвода, с бойцами успешно атаковал первую траншею. Проявив мужество, поднял взвод в атаку на вторую линию траншей. В итоге бойцы во главе с П.А.Шиховым сумели вытеснить фашистов из второй линии обороны. Взвод в рукопашной схватке уничтожил 30 гитлеровцев. 9 из них были на счету самого Шихова. 1 мая, прочесывая лес у населенного пункта Цаухвиц, гвардии ефрейтор Шихов наткнулся на большую группу фашистов. Открыв по ним внезапный огонь, уничтожил несколько из них и заставил остальных сдаться в плен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии ефрейтору Шихову Павлу Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». (№ 6676). В 1945 году был демобилизован. Вернулся на родину. Жил в деревне Лобачи Куменского района, работал в колхозе. В 1960 году уехал жить в Омскую область. Жил и работал в совхозе «Целинный» Русско-Полянского района. Скончался 8 ноября 1961 года. Награжден орденами Ленина (27 июня 1945) и Красной Звезды (27 января 1945), медалями.

1910
Анатолий Семенович Бережной
украинский химик-технолог, академик Академии Наук Украинской ССР (с 1979). Окончил Харьковский химико-технологический институт (1932). В 1932-1941 и в 1944-1966 гг. работал в Украинском институте огнеупоров (в 1955 г. – директор), в 1941-1945 гг. – на заводе «Магнезит». С 1975 г. – в Харьковском политехническом институте. Основные научные работы относятся к физикохимии силикатов и технологии огнеупоров. Предложил (1969) способ определения предела температур субсолидусного состояния систем, образованных любыми компонентами. Разработал технологию получения форстеритовых, шпинельных и других огнеупоров.

1910
Маргарет Линдсей
американская актриса.

pustincev2 (466x700, 27Kb)
1910
Павел Петрович Пустынцев
начальник Центрального конструкторского бюро №18 (ЦКБ-18), город Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Родился в селе Покровское (ныне Бикинский район Хабаровского края). В 1932 году закончил кораблестроительный факультет Дальневосточного политехнического института (ныне кораблестроительный институт Дальневосточного государственного технического университета). Еще в период учебы начал работать на судостроительном заводе № 202 имени К.Е. Ворошилова ("Дальзавод") конструктором. В 1948 году назначен начальником ЦКБ-202, а в ноябре 1949 года возглавил созданное на базе отдела главного конструктора завода Приморское центральное конструкторское бюро. В декабре 1951 года переведен в Ленинград, где был назначен начальником и главным конструктором ЦКБ-18 (предприятие п/я А7523, с 1966 года Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин», ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1955 году одновременно с руководством конструкторским бюро был назначен главным конструктором опытных дизельных ракетных подводных лодок проектов 611 и 613 (специально созданной для проведения испытаний крылатых ракет П-5 конструкции В.Н.Челомея), а также подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 644 – первых, которые начали строиться серийно для размещения нового вила оружия подводных лодок. С 1956 года – главный конструктор атомной подводной лодки с крылатыми ракетами проекта 659, с 1959 –атомной подводной лодки с противокорабельными ракетами проекта 675. В 1957 году с спроектированной под руководством Пустынцева П.П. подводной лодки впервые был произведен опытный пуск крылатой ракеты, в 1959 году испытания были успешно завершены. Указом Верховного Совета СССР 25 июня 1959 года за создание комплекса крылатых ракет П-5 и отработку их старта с подводной лодки Пустынцеву Павлу Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медалью «Серп и молот». С 1970 года – главный конструктор атомного ракетного подводного крейсера с крылатыми ракетами проекта 949. Продолжал работать начальником-главным конструктором ЦКБ-118 «Рубин» до 1974 года. Уйдя с должности начальника конструкторского бюро, продолжал руководить работами по проекту 949 до последних дней жизни. По проектам главного конструктора Пустынцева П.П. построено и вошло в состав Военно-морского флота СССР и России 56 подводных лодок, из них 48 атомных. Одновременно с конструкторской и организаторской работой занимался преподаванием. Преподавал на кораблестроительном факультете Дальневосточного политехнического института, с 1940 года заведовал в этом институте кафедрой кораблестроения. С 1963 по 1977 год был председателем научно-технического общества Министерства судостроительной промышленности СССР имени академика А.Н.Крылова. Умер в 1977 году. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище. Награжден орденами Ленина (25 июня 1959), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Лауреат Ленинской премии (1959). В 2001 году в Центральном конструкторским бюро морской техники "Рубин" учреждена премия имени Пустынцева П.П., лауреатами которой становятся специалисты конструкторского бюро, внесшие значительный вклад в подводное кораблестроение. В вестибюле конструкторского бюро «Рубин» установлена мемориальная доска.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку