-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57544
Комментариев: 6349
Написано: 65341


29 апреля родились...

Понедельник, 29 Апреля 2013 г. 00:12 + в цитатник
 (537x699, 40Kb)
1863
Уильям Рэндольф Херст (William Randolph Hearst)
американский газетный магнат и ведущий газетный издатель. Создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах. С именем Уильяма Рэндольфа Херста связано появление в обиходе таких понятий, как «желтая пресса», Public Relations и «медиамагнат». Херст поднял статус профессии журналиста с безвестного сборщика информации до авторитетной фигуры и влиятельного лица. Он первым начал давать журналистам карт-бланш в выборе тем и ввёл тематические рубрики. Нынешние колумнисты были его изобретением. Он сделал их знаменитыми. Благодаря Херсту журналисты стали играть важную роль в общественной жизни. Родился в Сан-Франциско, в семье Джорджа Херста и Фиби Апперсон. Отец Уильяма был миллионером и владел крупнейшими на Западном побережье США залежами серебра. Он выдал кредит «рупору» калифорнийских демократов Сан-Франциско Икземинер, выкупил убыточную газету и в 1887 году благодаря поддержке демократов стал сенатором. Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодого Херста еще в студенческие годы. В Гарвардском университете незадолго до окончания написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Пасквиль» (Lampoon), за что был исключен из университета. В 1885-1887 годах Херст прошел школу репортёрской работы в газете Джозефа Пулитцера «The New York World». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско. В 1903 Уильям Херст женился на Миллисент Веронике Уилсон (1882—1974). У них было пять сыновей: Джордж Рэндольф Херст (1904—1972), Уильям Рэндольф Херст-младший (1908—1993), Джон Рэндольф Херст (1910—1958), близнецы Рэндольф Апперсон Херст (1915—2000) и Дэвид Уитмор Херст (1915—1986). С 1917 по 1951 год у Херста была любовная связь с актрисой Мэрион Дэвис. В 23 года Херст выпросил у отца «Сан-Франциско Икземинер» и стал издателем. Новый хозяин сразу же заявил сотрудникам, что сенсацию можно сделать из любой чепухи, главное — форма подачи материала и соответствие запросам читателя. Через год тираж газеты вырос ровно в два раза. Его газета стала публиковать скандальные материалы о коррупции. В результате Херст-младший поссорился с отцом, который требовал от сына прекратить нападки на некоторые компании. Херст-старший отказался финансировать газету и лишил сына наследства. После смерти отца в 1891 году капитал в 25 млн долларов перешел к матери Уильяма. В 1895 году при финансовой поддержке со стороны матери, он купил «Нью-Йорк Морнинг Джорнел». Газета имела ничтожный по сравнению с конкурентами тираж в 30 тысяч экземпляров, её называли «газетой горничных». Херст нанял выдающихся публицистов того времени Стивена Крейна и Джулиана Хоторна. Для него писал Марк Твен. Собрав своих редакторов, Херст сказал им: «Моя газета должна быть написана и издана так, чтобы ее могли и хотели читать полуграмотные эмигранты, невежды, обитатели городского дна, подростки — все». Он снизил цену до одного цента за номер. Тираж газеты резко вырос. После этого началась так называемая «газетная война» между Херстом и Пулитцером. Два крупнейших издателя вступили в жёсткую конкуренцию. На первые полосы газет вышли сенсации, преступления, катастрофы. Или наоборот, истории спасений и подвигов. Особое место отводилось историям из жизни знаменитостей, светским сплетням и скандалам. Возбуждение читателей подогревалось иллюстрациями, которые в те времена были, в общем, новостью в газетах. Причем, если описывались убийства или катастрофы, то художники рисовали натуралистические кровавые подробности. И этот метод сделал свое дело — газетные тиражи достигли огромных размеров. Херст перекупил весь репортерский отдел Пулитцера, писавший для воскресных выпусков. Пулитцер предложил журналистам вернуться на большие гонорары. Тогда Херст предложил им вдвое больше денег и перекупил снова. Пулитцер не мог угнаться за конкурентом. Его издание было предназначено для среднего класса и имело определённые рамки, которые он не мог переступить. Для Херста не было ограничений. Он говорил: Главный и единственный критерий качества газеты — тираж. Херст стал миллионером и очень влиятельной личностью в газетном мире. В 1935 году он был одним из самых богатых людей в мире, его состояние оценивалось в 200 млн долларов. После покупки «Нью-Йорк Морнинг Джорнел» Херст продолжал скупать и учреждать ежедневные и еженедельные газеты по всем Соединенным Штатам. В 1940-е годы Херст был владельцем 25 ежедневных газет, 24 еженедельных газет, 12 радиостанций, 2 мировых агенств новостей, одного предприятия по производству новых тем для кинофильмов, киностудии «Космополитэн» и многого другого. В 1948 году он приобрёл одну из первых американских телевизионных станций, BWAL-TV в Балтиморе. Газеты Херста продавались в количестве 13 млн экземпляров ежедневно и имели около 40 млн читателей. Почти треть взрослого населения США ежедневно читала газеты Херста. Кроме того, миллионы людей по всему миру получали информацию из прессы Херста через сообщения информационных агенств, фильмов и газет, которые переводились и печатались в огромных количествах по всему миру. В разгар конкурентной борьбы между Херстом и Пулитцером, в 1898 году на Кубе началось освободительное движение против Испании. И газета Херста выступила главным обвинителем Испании и защитником Кубы. Херст не брезговал ничем, чтобы разжечь скандал. На страницах «Нью-Йорк Морнинг Джорнел» было опубликовано украденное частное письмо испанского посла, где содержалась отрицательная характеристика президента США Уильяма Маккинли. Таким способом Херст хотел заставить президента начать войну с Испанией. Корреспондент с Кубы телеграфировал Херсту: «Здесь все тихо, никакой войны нет». На что тот ответил: «Вы обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу». 15 февраля 1898 года в порту Гаваны взорвался американский броненосец «Мэн». Ходили даже слухи, что Херст приложил руку к организации взрыва. Через две недели после взрыва «Мэна» тираж «Нью-Йорк Морнинг Джорнел» вырос до 5 млн экземпляров. Он был дважды избран в Палату представителей, проиграл выборы на пост губернатора Нью-Йорка. Тем не менее, с помощью своих газет и журналов он добился огромного политического влияния. Мировоззрение Херста было ультраконсервативным, националистическим и антикоммунистическим. Он отличался крайне правыми взглядами. В 1934 году он совершил путешествие в Германию, где был принят Гитлером как гость и друг[источник?]. После поездки в газетах Херста появилась серия статей против социализма, против Советского Союза и, в особенности, против Сталина, Херст пытался также использовать свои газеты для неприкрытой фашистской пропаганды, публикуя статьи Геринга. Протест читателей заставил его, однако, прекратить публикации. В 1941 году режиссёр Орсон Уэллс снял фильм «Гражданин Кейн», прототипом для главного героя которого послужил Херст. Вплоть до того, что Кейн в фильме буквально цитировал некоторые скандальные высказывания Херста. Сразу после выпуска фильм получил премию «Оскар» за лучший сценарий (был номинирован на эту премию ещё в восьми номинациях), а впоследствии многократно упоминался критиками как «лучший фильм всех времён и народов». Не желая выхода фильма на экран, Херст с помощью своей медиаимперии начал настоящую войну с Уэллсом. «Гражданина Кейна» посмотрели в главных городах Америки, но в провинции, особенно на Юге, сила была на стороне газет Херста. Кроме того, большинство газет Херста поступили ещё проще — они объявили фильму бойкот. Это один из немногих случаев в истории США, когда фильм вызвал такую бурю в политических и общественных кругах. Умер 14 августа 1951 года.

Gavrilov (460x700, 107Kb)
1864
Константин Григорьевич Гаврилов
выдающийся русский шахматный проблемист, основоположник стратегической двухходовки в России. Родился в Карасубазаре, Крым. Работал в Бессарабии преподавателем. Автор ряда статей по теории и эстетике шахматной задачи, а также темы «связанный пикенинни». С 1897 опубликовал свыше 1000 задач, преимущественно двухходовки; 120 из них отмечены отличиями в конкурсах. Отказался от требований чешской (правильные маты; см. Чешская школа в задаче) и английской (абсолютное отсутствие дуалей; Английская школа в задаче) школ. Разработал тактические идеи в игре чёрных фигур, послужившие основой стратегической школы. Умер в Измаиле 23 марта 1943 года.

Gremislavsky_YI (463x700, 171Kb)
1864
Яков Иванович Гремиславский (настоящая фамилия – Иванов)
российский театральный гример-художник, Герой Труда. Родился в Москве. Сын гримера Малого театра И.Я.Иванова, происходившего из крепостных крестьян. С 1881 г. служил в Малом театре. С 1888 г. вместе с женой Гремиславской М.А. работал с К.С.Станиславским в Обществе искусства и литературы, затем (с 1898 г. и до конца жизни) в МХАТе. Впрочем, со Станиславским Я.И.Гремиславский встретился за десять с лишним лет до того: в честь семейного праздника в Любимовке давали домашний спектакль, приглашенные профессионалы готовили костюмы и парики для любителей, — "мальчик, которого все звали Яшей, шмыгал из одной уборной в другую. Мы встретились в этот день, чтобы никогда не расставаться. Вместе с женой были первыми гримерами-художниками, выступавшими творческими сотрудниками режиссера и художника. Реформировал технику и задачи грима, подчиняя каждое отдельное решение общему замыслу и тональности спектакля. Помогал актерам находить внешний облик персонажа, соответствующий внутреннему содержанию роли. Якову Ивановичу Гремиславскому суждено было сыграть большую роль в театре и поставить свое искусство на высоту, которая заставила его работе Европу и Америку. Среди лучших работ – гримы к постановкам пьес «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, «Гроза» А.Н.Островского, «Враги» М.Горького, «Анатэма» Л.Н.Андреева, пьес А.П.Чехова, У.Шекспира и другое. Вел педагогическую работу, вместе с женой создал свою школу гримерного искусства. Умер в Москве 22 июля 1941 года.

1865
Август Августович Бишлер (August Bischler)
швейцарский химик-органик, колонист-собственник Мелитопольского уезда (Таврическая губерния). Учился в Харьковском и Мелитопольском реальных училищах; последнее окончил. В ноябре 1886 г. выехал по паспорту за границу. Жил в Берне и в Цюрихе. Изучал химию в Цюрихском политехникуме под руководством В.Мейера и А.Ганча. В 1887 г. входил в Цюрихе в группу "освобожденцев" ("Освобождение Труда"). Подлежал привлечению к дознанию, возникшему в 1899 г. при Санкт-Петербургском жандармском управлнении по делу о цюрихских революционных кружках. Его письма о революционных делах в Швейцарии были отобраны у Р.Соловейчика. Дознание о нем приостановлено впредь до его явки или задержания. Оставался за границей на положении эмигранта. В 1893 г. приват-доцент Цюрихского университета, доктор химии. В начале 1895 г. ходатайство его о дозволении безнаказанно вернуться в Россию оставлено без последствий. В 1895 г. директор научной лаборатории при химической фабрике в Базеле. В 1897-1910 гг., научный руководитель фирмы «Циба» в Базеле (Швейцария), затем директор химической фабрики в городе Монте. В 1904 г. вновь ходатайствовал о разрешении вернуться в Россию. По высочайшему повелению от 30 ноября 1914 г. его ходатайство удовлетворено. Продолжал научную деятельность в различных лабораториях до 1955 г. Бишлер работал в области гетероциклических соединений, им предложены несколько новых синтезов, например, получение хиназолинов циклоконденсацией анилидов карбоновых кислот с аммиаком. В процессе исследования алкалоидов вместе со своим учеником – Бернардом Напиральским открыл реакцию синтеза изохинолина (реакция Бишлера – Напиральского). Умер 26 мая 1957 года.

emmanuil-kruger (493x700, 176Kb)
1865
Эммануил Эдуардович Крюгер
российский скрипач и музыкальный педагог. Родился в Твери. Двоюродный племянник И.С.Тургенева. Учился в Московской консерватории у Ивана Гржимали, затем в Санкт-Петербургской консерватории у Леопольда Ауэра. Был (наряду с Сергеем Коргуевым) концертмейстером созданного Ауэром оркестра студентов и выпускников консерватории, а с 1895 г. — концертмейстером оркестра балета Мариинского театра. Играл вторую скрипку в струнном квартете Ауэра. С 1899 г. Крюгер преподавал в Санкт-Петербургской консерватории, с 1908 г. профессор. Среди учеников Крюгера — альтист Александр Рывкин, дирижёр оркестра русских народных инструментов Николай Осипов, композитор Борис Бровцын и др. С 1929 года на пенсии. Заслуженный артист РСФСР. Старший сын Эммануила Крюгера Владимир Эммануилович Крюгер (1898—1960) был актёром Ленинградского Театра драмы имени А.С.Пушкина, снимался в небольших ролях в фильмах «Вратарь» (1936), «Балтийцы» (1937), «Пучина» (1957). Второй сын, Борис Эммануилович Крюгер (1902—1963), преподавал в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории и был одним из первых учителей Владимира Спивакова. Умер в 1938 году.

ernst-peterson-sargava (536x700, 129Kb)
ru/images/attach/c/8/100/114/100114013_Loginov_A_F1944.jpg" width="465" height="700" alt="Loginov_A_F1944 (465x700, 111Kb)" />
1868
Карл Эрнст Сяргава (до 1935 — Петерсон; Karl Ernst Peterson Särgava)
эстонский советский писатель, народный писатель Эстонской ССР (1957). Родился в городке Вяндра, ныне Пярнуского района Эстонии. В 1889 г. окончил Тартускую учительскую семинарию. Был учителем. Печатался с 1890 г. После появления цикла рассказов «Язвы» (тома 1-3, 1899-1901), в которых изображена жизнь эстонской деревни, стал видным художником эстонского критического реализма. Повесть «Просветитель» (1904) посвящена сельской интеллигенции. В ней показано банкротство программы просветительства в условиях политической реакции конца XIX в. После Революции 1905-1907 гг. он долго не печатался. В 1920 г. опубликовал драму «Цветок папоротника», в 1922 г. – комедию «Новый министр». Труд последних десятилетий его жизни – исторический роман «Пойдем в город записываться, жизнь свою облегчать» (тома 1-2, опубликован в 1968). Умер 12 апреля 1868 года. Сочинения: Kogutud teosed, kd. 1—3, Tartu, 1938; Teosed, kd. 1—2, Tallinn, 1952—53; в рус. пер, — Помогите! и другие рассказы, Тал., 1963. Литература:Алекырс Р., О творчестве Эрнста Сяргава-Петерсона, в сборнике: Об эстонской литературе. Таллин, 1956; Alekõrs А., E. Peterson-ärgava, Tallinn, 1963.

1871
Вильям Штерн
немецкий психолог и философ. Профессор в Бреслау (с 1907) и Гамбурге (1916-1933), где основал Психологический институт, занимающийся главным образом вопросами детской и педагогической психологии. С 1933 г. в эмиграции в США, профессор университета Дьюка (с 1934). Автор классических работ по детской психологии («Психология раннего детства», 1914, русский перевод 1915); уделял особое внимание проблемам детской одаренности. Его труды охватывали широкий круг вопросов общей генетической и прикладной психологии, в том числе дифференциальной психологии. Одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий, стал применять тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. Явился также инициатором разработки судебной психологии. В философии развивал концепцию т. н. критического персонализма («Лицо и вещь», тома 1-3, 1906-1924), рассматривая мир как иерархическую систему «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл), причем личность как некая внутренне активная и целенаправленная «интегральная цельность» противопоставлялась им «вещи» как детерминированной извне.

 (600x696, 59Kb)
1872
Форрест Рей Мультон (Моультон)
американский астроном, член Национальной Академии Наук США. Родился в городе Ле Рой (штат Мичиган). В 1894 окончил колледж в Албионе, продолжал образование в Чикагском университете. В 1898-1926 преподавал в Чикагском университете (с 1912-профессор). В 1927-1936-директор Энергетической коммунальной корпорации в Чикаго, в 1936-1940-ученый секретарь Американской ассоциации содействия развитию науки. Основные научные работы относятся к теоретической астрономии и космогонии. В 1900 пришел к заключению, что небулярная гипотеза происхождения Солнечной системы, предложенная П.С.Лапласом в 1796, находится в противоречии с законами динамики. Вместе с Т.К.Чемберлином разработал в 1904 приливную "планетезимальную" гипотезу возникновения Солнечной системы. Согласно этой гипотезе в результате близкого прохождения мимо Солнца другой звезды произошел выброс солнечного вещества, которое быстро остыло и затвердело, образовав отдельные сгустки - планетезимали. Сгустки значительных размеров послужили первичными ядрами, вокруг которых продолжалось формирование планет и спутников путем аккреции планетезималей. Предложил в 1900 метеорную теорию противосияния, которая объясняла это явление свечением метеорных частиц очень малой массы, скапливающихся в окрестностях либрационной точки Лагранжа. Занимался небесно-механической задачей и тел, а также вопросами баллистики. Автор учебника по небесной механике (1-е издание 1914, 2-е издание 1923) и учебника по астрономии (1-е издание 1905, 2-е издание 1916), монографий "Периодические орбиты" (1920), "Новые методы в баллистике" (1926) и др.

1872
Теофил Данилович Рихтер (Theophil Richter)
российский и советский музыкант, преподаватель, композитор немецкого происхождения. Отец Святослава Рихтера. Родился в Житомире в семье музыкального мастера и настройщика, обрусевшего немца. Показав выдающиеся музыкальные способности, Теофил отправился учиться в Венскую консерваторию, где обучался в 1893−1900 годах. Затем он возвращается в Житомир и работает до 1916 года в Музыкальном училище. В Житомире Рихтер женится на русской девушке, дочери житомирского помещика Анне Павловне Москалёвой. 20 марта 1915 года родился сын Святослав. С трехлетнего возраста мать, а потом отец обучают Светика музыке. В 1916 году семья переезжает в Одессу, где Теофил Рихтер становится органистом в лютеранской кирхе, ему предоставляется квартира в доме служителей кирхи. Параллельно Теофил Рихтер преподавал в консерватории общее фортепиано. По мнению коллег, он занимал из-за своей скромности «место ниже, чем того заслуживал». В 1925—1926 годах, когда уже подрастает его сын, «общественность» ему вменяет в вину, что он — «работник культа». «Такие люди не имеют права воспитывать советскую молодёжь». Несмотря на протесты пастора кирхи Шеллинга, Рихтер перестаёт работать в кирхе и становится «артистом оркестра» Оперного театра. Именно в это время театр приобрёл небольшой орган, на котором Рихтер исполняет органные партии. Для содержания семьи Рихтер давал также частные уроки. После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года Т.Д.Рихтер был арестован по статье 54-1а УК УССР (измена Родине). Ему вменялись в преступление посещения немецкого консульства, которые происходили в 1932—1936 годах. Был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение в Одессе 6 октября 1941 года. Реабилитирован посмертно в феврале 1962 года.

1874
Борис Николаевич Меншуткин
советский химик и историк химии. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Н.А.Меншуткина. Окончил Санкт-Петербургский университет (1895). Работал там же, с 1901 г. - в Санкт-Петербургском политехническом институте (с 1907 г. - профессор). В 1902 г. совершенствовал образование в Германии в Вюрцбургском и Берлинском университетах. С 1919 г. - в Институте физико-химического анализа Академии Наук СССР. Экспериментальные работы направлены на изучение свойств двойных систем, состоящих из галогенидов металлов и различных органических соединений. Совместно с А.А.Волковым открыл (1893) удобный способ получения парафиновых углеводородов действием порошкообразного металлического магния на спиртовой раствор их йодпроизводных, а также действием цинковой пыли и воды на их галогенпроизводные. Однако наибольшее значение имеют его историко-химические работы. Он дал возможность ознакомиться как с опубликованными в малоизвестных изданиях, так и с неопубликованными трудами М.В.Ломоносова, отыскав их, переведя с латыни на русский язык и издав лабораторные журналы, рукописи и программы исследований великого ученого. Показал вклад Ломоносова в развитие идей о сохранении массы вещества. Опубликовал монографию «Ломоносов как физикохимик» (1904) и сборник «Труды М.В.Ломоносова по физике и химии» (1936). Автор учебников и пособий по химии. Умер в Ленинраде 15 сентября 1938 года. Литература: "Известия Сектора физико- анализа", 1940, том 13 (статья С.А.Погодина и Н.Н.Ефремова; в томе имеются список трудов Меншуткина и литература о нём).

1875
Рафаэль Сабатини
автор исторических романов. Родился в Йези (Италия). Получил образование в Швейцарии и Португалии, после чего поселился в Англии. Первый роман, Рыцарь таверны (The Tavern Knight), вышел в свет, когда Сабатини было 29 лет. Настоящая известность пришла к писателю в 1921, после публикации романа Скарамуш (Scaramouche). Из произведений Сабатини наиболее известны Барделис Великолепный (Bardelys the Magnificent, 1906), Морской ястреб (The Sea Hawk, 1915), Западня (The Snare, 1917), Одиссея капитана Блада (Captain Blood, 1922) и ее продолжения – Хроника капитана Блада (The Chronicles of Captain Blood, 1931) и Удачи капитана Блада (The Fortunes of Captain Blood, 1936), Белларион (Bellarion, 1926), Гончие Бога (The Hounds of God, 1928), Черный лебедь (The Black Swan, 1933) и Колумб (Columbus, 1942). Среди его исторических трудов следует отметить Жизнь Цезаря Борджиа (The Life of Cesare Borgia, 1912) и Торквемада и испанская инквизиция (Torquemada and the Spanish Inquisition, 1913). Умер в Абелбодене (Швейцария) 13 февраля 1950 года.

VГЎclav Vydra (500x700, 40Kb)
1876
Вацлав Выдра (Václav Vydra)
чехословацкий актёр. Народный артист Чехословацкой Республики (1946). Родился в семье военного музыканта. В 1893 дебютировал в эпизодической роли в труппе, возглавляемой Е.Жольнером (в городе Млада-Болеслав). Играл в различных передвижных труипах. В 1907- актёр Городского театра в Пльзене. Здесь Выдра формируется как художник-демократ и реалист. В каждом воплощённом им образе он стремится выявить социальную сущность. Лучшие роли Выдры в этот период: Ирка ("Чех и немец" Штепанека, 1907), Мельник Вавра ("Мариша" бр. Мрштик, 1910), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена, 1908), Вальтер Фюрст ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1909), Глостер ("Король Лир", 1907), Пётр ("Власть тьмы", 1912). В 1913 В. был приглашён в труппу Городского т-ра на Виноградах в Прагу, где работал до 1922. Роли: Отелло (1922); Дон Жуан (о. п. Мольера, 1917), Зигмунд ("Гуситы" Дворжака, 1919), Консул ("Зори" Верхарна, 1920), Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера, 1921), Кречинский ("Свадьба Кречинского", 1921). В этих работах В. показал себя мастером психологич. анализа, творчество его отмечено темпераментом, острой отточенной мыслью. В 1922 Выдра перешёл в Национальный театр и занял в нём ведущее положение, став преемником актёра Э.Вояна. Здесь Выдра создал целую галерею глубоких по трактовке, правдивых образов, главным образом героических: Геро, Войнар ("Геро", 1924, "Войнарка", 1926, Ирасека), Тантал ("Смерть Тантала" Врхлицкого, 1925), Ян Амос Коменский ("Белая гора" Дворжака, 1924), Филипп Дубский ("Наши гордецы" Строупежниц-кого, 1938), Адам Творец и Альквист ("Адам Творец" Чапека, 1927), барон Крюч ("Белая болезнь" Чапека, 1937), Валента ("Дочь поджигателя" Тыла, 1939), Фамусов (1935); Муромский и Варравин ("Свадьба Кречинского", 1940, и "Дело", 1934, Сухово-Кобылина), Курослепов ("Горячее сердце", 1925), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1928), Берест ("Платон Кречет", 1936), Егор Булычов (1946); король Лир, Юлий Цезарь (о. п. Шекспира, 1936), Просперо ("Буря" Шекспира, 1937), Ранк ("Нора", 1924) и др. Помимо актёрской деятельности, В. занимался режиссурой (1920-1930-е гг.). В 1943-1949 Выдра - художественный руководитель Национального театра (Прага). С 1949 - интендант государственных театров. Умер в Праге 13 апреля 1953 года. Выдра написал книги "Прошу слова" и "Мои путешествия в жизни и искусстве", в которых подвёл итог своей многолетней работы в театре, охарактеризовал многих современных ему актёров и режиссёров, высказал мысли об актёрском и режиссёрском искусстве, о театре в целом. Сочинения: Prosim o slovo, Praha, 1940; Ma pout zivotem a umenim, [3 vyd.], Praha, 1958. Литература: Trager J., Vaclav Vydra, Praha, 1951; Vaclav Vydra narodni umelec. K 70. narozeninam, Praha, 1946.

1876
Поль Антуан Аристид Монтель (Montel)
французский математик, член Парижской Академии Наук (с 1937), ее президент в 1958. Родился в Ницце. Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1897). В 1911-1946 -профессор факультета наук в Париже, в 1913-1933 - Высшей нормальной школы изящных искусств, в 1913- 1918 - Политехнической школы в Париже. Основные исследования относятся к анализу, геометрии и различным вопросам механики. В теории аналитических функций применил принцип компактности и ввел так называемое нормальное семейство функций. Выяснил взаимозависимость идей алгебры и теории функций. Ряд работ в области теории конформного отображения, теории функциональных уравнений, теории рядов мероморфных функций, истории математики. Сочинения: Leçons sur les séries de polynomes à une variable complexe, P., 1910; Leçons sur les fonctions entières ou méromorphes, P., 1932; в русском переводе — Нормальные семейства аналитических функций, Москва — Ленинград, 1936.

Thomas Beecham (667x700, 90Kb)
1879
Томас Бичем (Thomas Beecham)
британский дирижёр, оперный и балетный импресарио. Томас Бичем родился в городе Сент-Хеленс в английском графстве Ланкашир в доме рядом с фармацевтическим заводом «Бичемс Пиллс», основанной дедом будущего дирижёра, которого также звали Томас Бичем. Его родителями были сэр Джозеф Бичем, старший сын Томаса, и Джозефина Бёрнет. В 1885 году, когда фармацевтическая компания начала приносить Бичемам немалые доходы, Джозеф Бичем с семьёй переехал в особняк в Иванвилле, неподалёку от города Хайтон в графстве Мерсисайд. Их старый дом в Сент-Хеленс был разрушен, на его месте расположилось новое дополнительное помещение завода «Бичемс Пиллс». С 1892 по 1897 Бичем учился в школе Rossall School, после чего он планировал поступить в одну из консерваторий Германии. Однако его отец был против этого намерения и настоял на том, чтобы сын поступил в колледж Уодхэм в составе Оксфордского университета. Учёба в университете пришлась Бичему не по вкусу и в 1898 году он уговорил отца разрешить ему её бросить. Он брал частные уроки композиции у Чарльза Вуда в Лондоне и у Морица Мошковского в Париже. Дирижированию он никогда не учился и был в некотором роде самоучкой. Первое публичное выступление Томаса Бичема в амплуа дирижёра состоялось в октябре 1899 года в Сент-Хеленс. Он дирижировал специально собранным для этого случая ансамблем, состоящим из местных музыкантов, а также из артистов Ливерпульского симфонического оркестра и оркестра Халле. Впервые известность пришла к Бичему, когда месяц спустя он заменил маэстро Ганса Рихтера за пультом всё того же оркестра Халле на концерте в честь церемонии инаугурации нового мэра Сент-Хеленс, которым стал отец Томаса Джозеф Бичем. Дебют Бичема в качестве оперного дирижёра состоялся в 1902 году. Он дирижировал оперой Майкла Балфа «Богемксая девушка». В эти годы Бичем также сам писал музыку. Однако к своим произведениям он относился критически, и, считая их недостаточно хорошими, в конце концов решил сосредоточиться на дирижировании. В 1906 году его пригласили продирижировать серию концертов с камерным оркестром, получившем название Новый симфонический оркестр, в концертном зале Бехстейн-холл. На протяжении своей карьеры Бичем, как правило, руководствовался при выборе программы своими собственными вкусами, а не предпочтениями публики. При обсуждении программы концертов он предложил музыкантам длинный список произведений сравнительно малоизвестных композиторов, таких как, например, Этьен Мегюль. В этот период он впервые познакомился с музыкой Фредерика Делиуса, которую он глубоко полюбил и к которой неоднократно возвращался в течение всей жизни. Вскоре Бичем пришёл к заключению, что для того чтобы иметь возможность конкурировать с уже существующими лондонскими оркестрами: оркестром концертного зала Квинс-холл и недавно основанным Лондонским симфоническим оркестром, состав его оркестра должен быть расширен с шестидесяти имеющихся музыкантов до размеров большого симфонического оркестра, который смог бы выступать в крупных концертных залах. В течение двух лет, начиная с октября 1907 года, Бичем и его оркестр давали концерты в Куинс-холле. Бичем, по своему обыкновению, выбирал программу, отвечающую его вкусам, но мало интересную публике. Из-за этого билеты на его концерты продавались плохо. Основными произведениями, исполненными Бичемом в тот период, стали симфоническая баллада Венсана д’Энди «Волшебный лес», симфоническая поэма Бедржиха Сметаны «Шарка» и практически неизвестная в то время симфония соль мажор Эдуара Лало. Именно это произведение стало спустя более чем пятьдесят лет последней записью дирижёра. В 1909 году он основал симфонический оркестр Бичема. Для этого он не переманивал музыкантов из уже существующих оркестров, а пригласил преимущественно музыкантов-любителей и студентов музыкальных колледжей. В результате появился новый молодой коллектив, средний возраст музыкантов которого был около двадцати пяти лет. Среди участников оркестра Бичема было несколько известных в будущем музыкантов, таких как скрипач Альберт Сэммонс, альтисты Лайонел Тертис и Эрик Коутс и контрабасист Юджин Крафт. Позже к оркестру присоединился валторнист Обри Брейн. Из-за того, что Бичем упорствовал в своём стремлении исполнять музыку, не привлекающую большого количества публики, он постоянно терпел убытки. С 1899 по 1909 годы его отношения с отцом ухудшились настолько, что он практически не имел возможности пользоваться деньгами своей семьи. В 1899 отец Томаса Бичема Джозеф поместил свою жену в психиатрическую лечебницу. Томас и его старшая сестра Эмили через суд добились её освобождения и обязали отца ежегодно выплачивать ей 4500 фунтов. За это Джозеф Бичем лишил их наследства. После смерти дедушки Томаса в 1907 году, он, согласно, завещанию стал полусать ежегодную ренту в размере 700 фунтов. Кроме того, мать Бичема помогала ему с финансированием его убыточных концертов. В 1909 году он, в конце концов, помирился с отцом и вновь смог свободно распоряжаться семейным состоянием. В 1910 году, при финансовой поддержке отца, Бичем начал реализацию своей идеи проводить оперные сезоны в королевском театре Ковент-Гарден и других лондонских театрах. В то время главную роль в оперном театре играли знаменитые певцы. Роль дирижёра же считались чем-то малозначительной. В последующие десятилетия Бичем значительно изменил эту ситуацию. В течение одного только 1910 года Бичем провёл в качестве дирижёра или импресарио 190 спектаклей в «Ковент-Гардене» и театр Его Величества в Вест-Энде. За год он поставил 34 оперы, большинство из которых были незнакомы или малознакомы лондонской публик. Позже сам Бичем соглашался с тем, что многие из опер, которые он исполнял в эти годы, были не слишком понятны публике. Дирижёрами-ассистентами у Томаса Бичема работали Бруно Вальтер и Перси Питт. В 1910 году общее количество оперных спектаклей в лондонских театрах, с учётом спектаклей Бичема, составило 273. Это цифра намного превышала спрос, поэтому большинство из них оказались убыточными. Из 34 опер, поставленных Бичемом в этом году, только четыре принесли доход: новые оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Саломея», впервые поставленные в Великобритании, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. В 1911 и 1912 годах симфонический оркестр Бичема играл с Русским балетом Сергея Дягилева в Ковент-Гардене и Кроль-опере в Берлине. Спектаклями дирижировали сам Бичем и Пьер Монтё, главный дирижёр проектов Дягилева. Один раз из-за внезапной болезни Монтё Бичем был вынужден без репетиции дирижировать новым балетом Стравинского «Петрушка». Спектакли в Берлине имели огромный успех. Немецкие критики признали оркестр Бичема одним из лучших в мире. Рецензенты главного берлинского музыкального еженедельника «Die Signale» были впечатлены мастерством молодых лондонских музыкантов. Они отмечали богатое и благородное звучание скрипок, великолепную деревянную группу, медные духовые, по их словам, не уступающие лучшим музыкантам Германии. В 1913 году в Ковент-Гардене была показана премьера оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы». Помимо Ковент-Гарден Бичем организовал в театре Друри-Лейн сезоны русской оперы и балета. Он включал себя три оперы, ранее никогда не показававшихся в Великобритании: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского и одну из опер Римского-Корсакова. Во всех трёх спектаклях в числе прочих пел Фёдор Шаляпин. Программ сезона также включала в себя пятнадцать балетов, в которых главные роли исполняли Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Также были представлены балеты Клода Дебюсси «Игры» и «Послеполуденный отдых фавна». В Лондоне и Париже прошли премьерные показы нового балета Стравинского «Весна священная». В течение этого сезона сам Бичем не продирижировал ни одного спектакля, выступая исключительно в роли импресарио. Оркестром Бичема управляли Пьер Монтё и другие дирижёры. На следующий год Бичем и его отец, спонсировавщий это предприятие, представили публике «Псковитянку» Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина и «Соловья» Стравинского. Во время Первой мировой войны Бичем старался по мере возможности поддержать музыкальную жизнь в Лондоне и Манчестере, где он планировал организовать новый оперный театр. Он дирижировал тремя оркестрами: оркестром Халле, Лондонским симфоническим оркестром и оркестром королевского филармонического общества, и оказывал всем трём коллективам финансовую поддержку. В 1915 году он организовал Оперную компанию Бичема и давал спектакли в Лондоне и его пригородах, а также в Манчестере. В 1916 году был произведён в рыцарское достоинство. В том же году он унаследовал после смерти его отца титул баронета. После войны Ковент-Гарден провёл два совместных сезона с большим оперным синдикатом в 1919 и 1920 годах, однако, по мнению биографов, они сильно уступали довоенным представлениям. В течение этих двух лет было осуществлено сорок постановок, из которых сам Бичем продирижировал лишь одной. Вскоре финансовые затруднения заставили Бичема на время прекратить свою музыкальную деятельность, чтобы привести дела в порядок. Под влиянием некого коммерсанта Джеймса Уайта сэр Джозеф Бичем решил приобрести недвижимость и рынок в районе Ковент-Гарден у герцога Бедфорда. По условиям соглашения, заключённого 6 июля 1914 года, сэр Джозеф должен был заплатить за него 2 миллиона фунтов. Он заплатил первый взнос в размере двухсот тысяч фунтов, а оставшуюся сумму должен был внести 11 ноября. Однако через месяц началась Первая Мировая война и введённый британским правительством запрет на использование капитала помешал завершению сделки. Рынком продолжили управлять менеджеры герцога. Однако в 1916 году ситуацию осложнила смерть Джозефа Бичема. Канцлерский суд постановил, что контракт должен быть выполнен компанией, которую возглавят двое сыновей сэра Джозефа. 30 июля 1918 года герцог и его поверенные передали имущество новой компании, которая должна была выплатить кредит на сумму 1.25 миллиона фунтов. Томасу Бичему и его брату Генри пришлось продать значительную часть имущества своего отца для оплаты долга. Более четырёх лет Бичем занимался продажей имущества на сумму более миллиона фунтов. К 1923 году ему наконец удалось получить требуемую сумму. В 1924 году Ковент-гарденский бизнес и завод в Сент-Хеленс были объединены в одну компанию «Бичем Эстейтс энд Пиллз». Уставный капитал компании составил 1850000 фунтов, бо́льшая часть из которых принадлежала Бичему. После длительного отсутствия Томас Бичем вновь появился за пультом оркестра Халле в Манчестере в марте 1923 года. Затем в апреле того же года последовал концерт в Лондоне, где Бичем управлял оркестрами Альберт-холла (такое имя получил после ухода Бичема его Новый симфонический оркестр) и Лондонским симфоническим оркестром при участии певицы Клары Батт. В концерте прозвучала симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя» и ряд других произведений. Не имея больше собственного оркестра, Бичем стал сотрудничать с Лондонским симфоническим оркестром, параллельно ведя переговоры с компанией Би-би-си о возможном создании постоянного оркестра радио. В 1931 году дирижёр Малкольм Сарджент предложил Бичему организовать новый оркестр, который бы финансировался покровителями Сарджента – семьёй промышленников Курто. Первоначально Сарджент и Бичем планировали создать этот оркестр на базе Лондонского симфонического. Однако участники этого оркестра, традиционно управляемого самими музыкантами, всячески препятствовали кадровым переменам и увольнению музыкантов, профессионально не устраивавших Бичема. Поэтому в 1932 году было принято решение создать абсолютно новый оркестр. Новый коллектив, получивший название Лондонский филармонический оркестр, состоял из 106 музыкантов. Некоторые из них были приглашены из провинциальных оркестров, другие перешли в новый оркестр из Лондонского симфонического. Ряд молодых музыкантов был приглашён прямо из музыкальных колледжей. Среди музыкантов нового оркестра были такие музыканты как скрипачи Пол Бирд и Джордж Стрэттон, виолончелист Энтони Пини, флейтист Джеральд Джексон, гобоист Леон Гуссенс, кларнетист Реджинальд Келл, литаврист Джеймс Бредшоу и арфистка Мэри Гуссенс. Первый концерт Лондонского филармонического оркестра под управлением Томаса Бичема состоялся в лондонском Квинс-холле 7 октября 1932 года. Выступление имело большой успех. После исполнения увертюры Берлиоза «Римский карнавал» публика бурно аплодировала и кричала. В течение последующих восьми лет оркестр дал около ста концертов в Квинс-холле. Он также играл на спектаклях оперных сезонов Бичема и сделал более трёх сотен грамзаписей. В начале 1930-х годов Бичем вновь взял в свои руки управление оперными сезонами в Ковент-Гардене. Желая уделять больше внимания музыкальной стороне дела, чем управлению, Бичем принял на себя роль художественного руководителя, а дириктором был назначен Джеффри Той. В 1933 году сезон был открыт оперой Вагнера «Тристан и Изольда» с Фридой Ляйдер и Лаурицем Мельхиором в главных партиях. В рамках этого сезона был также представлен вагнеровская тетралогия «Кольцо нибелунга» и девять других опер. В 1934 году вновь было исполнено «Кольцо» с участием Лоты Леманн и Александра Кипниса, а также ряд других опер, в том числе Золушка Россини с Кончитой Супервиа в главной партии. Клеменс Краус дирижировал британской премьерой оперы Рихарда Штрауса «Арабелла». С 1935 по 1939 год оперные сезоны в Ковент-Гардене находились под полным контролем Бичема. В спектаклях принимало участие множество знаменитых иностранных певцов и дирижёров Сам Бичем дирижировал примерно третью представлений в сезоне. В 1940 году он намеревался представить публику оперу Берлиоза «Троянцы», однако осуществлению его планов помешало начало Второй мировой войны. В следующий раз Бичем появился за дирижёрским пультом Ковент-Гардена только в 1951 году. В 1936 году Томас Бичем предпринял гастрольное турне по Германии с Лондонским симфоническим оркестром. Эта поездка была неоднозначначно оценена британской прессой. После окончания гастролей он подвергся критики за то, что по настоянию нацистского правительства отказался от исполнения «Шотландской» симфонии Мендельсона, музыка которго была запрещена из-зи его еврейского происхождения. Его обвинили в сотрудничестве с геббельсовским министерством пропаганды. На берлинском концерте лично присутствовал Адольф Гитлер. После этого турне Бичем отвергал повторные приглашения о новых концертах с оркестром в Германии. Однако сам Бичем ещё несколько раз появился в Германии до начала войны. В феврале следующего года он дирижировал операми «Орфей и Эвридика» и «Похищение из сераля» в Берлинской государственной опере. В 1937 и 1938 годах он записал в Берлине оперу Моцарта «Волшебная флейта». После своего шестидясетилетнего юбилея Бичем планировал на год оставить музыку и отправиться на отдых за границу. Начавшаяся 3 сентября 1939 года Вторая мировая война заставила его отложить свои планы. Он был вынужден хлопотать за сохранение Лондонского филармонического оркестра, оставшегося без финансирования спонсоров после начала войны. В 1940 году Бичем покинул Великобританию. Сначала он уехал в Австралию, потом в Северную Америку. В 1941 году он стал художественным руководителем Сиэтлского симфонического оркестра. С 1941 по 1945 год он был главным дирижёром Монреальских фестивалей. В 1942 году он был приглашён в нью-йоркский театр Метрополитен-опера, где стал исполнять обязнности главного дирижёра совместно со своим бывшим ассистентом Бруно Вальтером. Первыми спектаклями, которыми он руководил были комическая кантата Баха «Феб и Пан», и опера Римского-Корсакова «Золотой петушок». В Метрополитен-опера он специализировался преимущественно по французским операм. В его репертуаре были «Кармен», «Манон», «Фауст», «Миньон» и «Сказки Гофмана». Кроме того Бичем периодически дирижировал ещё восемнадцатью американскими оркестрами. В 1944 году Томас Бичем вернулся в Великобританию. Новые концерты Бичема с Лондонским филармоническим оркестром прошли триумфально. Однако, за годы его отсутствия в Лондоне структура оркестра изменилась. Он стал самоуправляемой организацией наподобие Лондонского симфонического оркестра. Бичему было предложено место художественного руководителя, который бы работал на предложенных оркестром условиях и получал за это зарплату[53]. Он категорически отверг это предложение и решил организовать ещё один оркестр. В 1945 году Уолтер Легг создал оркестр Филармония. Первый концерт этого коллектива прошёл под управлением Бичема. Однако в этом оркестре ему тоже была предложена оплачеваемая должность главного дирижёра, от чего Бичем также отказался. В 1946 году Бичем основал свой последний оркестр, получивший название Королевский филармонический. По договорённости с Королевским филармоническим обществом, этот оркестр заменил Лондонский филармонический на всех концертах этой организации. Он также стал постоянным оркестром Глайндборнского оперного фестиваля. Бичем заключил для оркестра выгодные контракты с несколькими звукозаписывающими компаниями США и Великобритании. Среди музыкантов нового оркестра были флейтист Джеральд Джексон, гобоист Леонард Брейн, кларнетист Реджинальд Келл, фаготист Арчи Кэмден, валторнист Деннис Брейн и ударник Джеймс Бредшоу. Некоторые из музыкантов перешли в новый оркестр Бичема из Лондонского филармонического. Впоследствии оркестр прославился своей группой деревянных духовых, в составе которой играли кларнетист Джек Браймер, фаготист Гуайдион Брук, гобоист Теренс Макдонах и флейтист Джеральд Джексон. В 1950 году Королевский филармонический оркестр предпринял большой гастрольный тур по США, Канаде и Южной Африке. Во время североамериканской части гастролей Бичем продирижировал сорока девятью концертами, выступая почти ежедневно в течение двух месяцев. С 1951 по 1960 год Бичем дирижировал в Королевском Фестивал-холле не менее девяносто двух раз. Программы его концертов включали симфонии Бизе, Франка, Гайдна, Шуберта и Чайковского, «Жизнь героя» Штрауса, концерты Моцарта и Сен-Санса, произведения Делиуса и Сибелиуса и некоторые из любимых коротких пьес Бичема разных композиторов. Даже в возрасте семидесяти и более лет, Бичем не ограничивался исполнением знакомого ему репертуара. После смерти немецкого дирижёра Вильгельма Фуртвенглера в 1954 году он продирижировал двумя концертами памяти своего коллеги в лондонском Фестивал-Холле, которые планировал провести сам Фуртвенглер. Программа концертов состояла из третьего Бранденбургского концерта Баха, Испанской рапсодии Равеля, первой симфонии Брамса, второго эскиз для оркестра Барбера. Летом 1958 года Бичем продирижировал в театре Колон в Буэнос-Айресе несколькими операми: «Волшебной флейтой» Моцарта, «Самсоном и Далилой» Сен-Санса, «Отелло» Верди, «Кармен» Бизе, «Фиделио» Бетховена. Они стали последними оперными спектаклями дирижёра. Из-за развивающейся болезни, Бичем не смог принять участие в запланированных спектаклях: «Волшебной флейте» в Глайндборн и «Троянцах» Берлиоза в Ковент-Гардене. В результате в Глайднборне его заменил Колин Дэвис, а «Троянцев» дирижировал Рафаэль Кубелик. В конце 1959 года, спустя шестьдесят лет после своего первого визита в Америку, Бичем приехал туда в последний раз. Его концерты состоялись в Питтсбурге, Сан-Франциско, Сиэтле, Чикаго и Вашингтоне. В ходе этих гастролей он также посетил Канаду. Бичем вернулся в Лондон 12 апреля 1960 года и больше никогда не покидал Англию. Последний концерт Томаса Бичема состоялся в Портсмуте 7 мая 1960 года. Программа концерта состояла из увертюры к «Волшебной флейте», «Военной» симфонии Гайдна, сюиты «The Great Elopement», составленной Бичемом из музыки Генделя в его собственной аранжировке, пятой симфонии Шуберта, «Летней ночи на реке» Делиуса и Вакханалии из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Томас Бичем скончался от коронарного тромбоза в своей лондонской квартире в возрасте восьмидесяти одного года. Два дня спустя он был похоронен на Бруквудском кладбище в графстве Суррей. В 1991 году из-за перепланировки местности его останки были перезахоронены во дворе церкви святого Петра в Лимпсфилде. Его могила находится приблизительно в десяти метрах от могилы одного из его любимых композиторов Фредерика Делиуса. После смерти Томаса Бичема его титул баронета унаследовал его старший сын Эдриан Уэллес Бичем. Бичем был женат трижды. В 1903 году он женился на Ютике Селестине Уэллес, дочери Нью-Йоркского доктора Чарьза С.Уэллеса и его супруги Эллы Селесты, урождённой Майлз. Она была прямым потомком американского политического деятеля XVII века Томаса Уэллеса. От этого брака родилось двое сыновей: Эдриан (родился в 1904) и Томас (родился в 1904). После рождения второго ребёнка, брак Бичема начал рушиться. В 1911 году он закончился громким бракоразводным процессом. К этому времени Бичем уже не жил вместе со своей семьёй. Ютика отказалась оформить развод и получать алименты. Она не вышла замуж снова после того как супруги всё же официально развелись в 1943 году. Она пережила своего бывшего мужа на шестнадцать лет и умерла в 1977 году. В 1909 или в начале 1910 года, у Томаса Бичема начался роман Мод Эллис, леди Кунард. Несмотря на то что они никогда не жили вместе, их отношения продолжались до вторичной женитьбы Бичема в 1943 году. Биографы сходятся на том, что Мод была влюблена в него, а его чувства к ней были более сдержанными. В 1920-х и 1930-х годах у него также был роман с певицей Дорой Лаббетт. От этих отношений родился сын Пол Стренг. В 1943 году Бичем оформил развод с Ютикой Уэллес и вновь женился на пианистке Бетти Хамби, которая была моложе него на 29 лет. Они прожили вместе до смерти Бетти в 1958 году. В 1959 году, за два года до своей смерти Томас Бичем женился в третий раз. Его третьей женой стала его бывшая секретарша Ширли Хадсон, работавшая в администрации Королевского филармонического оркестра с 1950 года. Из композиторов доклассичской эпохи Бичем предпочитал Генделя. Его интерпретация музыки Генделя была далека от традиционной и академической. В то время оперы Генделя были малоизвестны. Бичем же, в отличие от большинства его современников, был прекрасно с ними знаком. Он сам составил и оркестровал из многочисленной оперной музыки Генделя шесть сюит для симфонического оркестра и фортепианный концерт. К музыке Баха Бичем относился достаточно холодно. Однажды он заявил, что, не задумываясь, отдал бы все его Бранденбургские концерты, за одну оперу Массне «Манон». Однако, несмотря на это, иногда он всё же обращался к Баху. Так для своего дебюта в нью-йоркской Метрополитан-опера в 1942 году он выбрал комическую кантату Баха «Феб и Пан» в своей собственной аранжировке. На одном из концертов, посвящённых памяти Вильгельма Фуртвенглера в 1954 году он исполнил третий Бранденбургский концерт. В интерпретации музыки Гайдна Бичем также был далёк от консерватизма. Избегая использования клавесина и пользуясь текстами интерпретаторов XIX века, он исполнял эту музыку в духе романтических традиций. Он записал все двенадцать т. н. Лондонских симфоний Гайдна, но на концертах предпочитал исполнять симфонии № 93, 97, 99, 100 и 101[80]. Бичем также неоднократно исполнял ораторию «Времена года» на протяжении своей карьеры. В 1956 году была сделана её аудиозапись. В 1944 году в репертуар Бичема вошла также другая оратория Гайдна — «Сотворение мира». Моцарта Томас Бичем считал «центральной точкой европейской музыки». Поэтому с партитурами этого композитора он обращался уважительнее и аккуратнее, чем со многими другими. Он отредактировал незавершённый Реквием Моцарта и перевёл на английский язык две его оперы: «Так поступают все» и «Похищение из сераля». Кроме того, в его репертуаре постоянно были оперы «Волшебная флейта», «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро». Фортепианные концерты Моцарта он считал лучшими произведениями такого рода в истории музыки и неоднократно исполнял их со своей женой пианисткой Бетти Хамби-Бичем и другими солистами. Отношение Бичема к Бетховену было неоднозначным. С одной стороны, он регулярно нелестно отзывался о музыке Бетховена. С другой стороны, на протяжении своей жизни Бичем исполнял все симфонии этого композитора. Он осуществил студийные записи бетховенских симфоний № 2, 3, 4, 6, 7, и 8, а также концертную запись Торжественной мессы[84][85]. Кроме того, он с удовольствием исполнял четвёртый фортепианный концерт. Существует запись этого концерта в исполнении Артура Рубинштейна и Лондонского филармонического оркестра под управлением Бичема. Однако исполнять бетховенский пятый концерт Томас Бичем избегал. Томаса Бичема, наряду с Колином Дэвисом, считают одним из лучших интерпретаторов музыки Берлиоза. Его произведения занимали важное место в репертуаре Бичема на протяжении всей его карьеры. Он представил слушателям и записал многие сочинения этого композитора, в то время мало знакомые публике. О музыке большинства британских композиторов, за исключением Фредерика Делиуса, Бичем был невысокого мнения. Отчасти это особое отношение Бичема и сделало этого композитора известным. В 1929 году он организовал фестиваль Делиуса, в рамках которого представил публики многие из его сочинений. Единственный из композиторов XX века, к которому Бичем испытывал симпатию, подобную той, с которой он относился к Делиусу, был Ян Сибелиус. Сам Сибелиус, обычно скупой на похвалы, оценил то, как Бичем дирижирует его музыку. Кроме того, Бичем сделал много аудиозаписей произведений этих композиторов. Из других композиторов XX века он с уважением относился к Игорю Стравинскому и Рихарду Штраусу и периодически включал их произведения в свои программы. По свидетельству композитора Ричарда Арнелла, Бичем предпочитал концертам работу в студии. Первые его записи относятся к 1910 году, когда, из-за несовершенства технологии, при записи приходилось использовать лишь основные инструменты оркестра, расположенные максимально возможно близко к микрофону. Первым записями оркестра под управлением Томаса Бичема стали отрывки из «Сказок Гофмана» Оффенбаха и «Летучей мыши» Иоганна Штрауса. С 1915 года записи Бичема осуществляла компания Columbia Graphophone Company. Изобретение в 1925-1926 годах электрической звукозаписи позволило записывать полноценный оркестр с намного большим частотным диапазоном. Бичем не преминул воспользоваться этой возможностью. Использовавшиеся в то время 12-дюймовые диски могли вместить лишь около четырёх минут музыки на одну сторону, поэтому Бичем был вынужден при записи произведения разбивать его на несколько небольших фрагментов. С 1926 по 1932 год им было записано около 150 таких пластинок, среди которых были записи «Фауста» Шарль Гуно и «Мессии» Генделя. После 1933 года Бичем записал ещё около 300 пластинок с Лондонским филармоническим оркестром, включая музыку Моцарта, Россини, Берлиоза, Вагнера, Генделя, Бетховена, Брамса, Дебюсси и Делиуса. В 1940-х годах Бичем сделал ряд записей с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В 1952 году он также записывался с Филадельфийским оркестром. В конце жизни Бичема было сделано ещё одно важное событие в области звукозаписи: развитие и внедрение стереозаписи. В начале 1930-х годов он участвовал в ряде экспериментальных стереозаписей, включая запись сорок первой симонии Моцарта. В 1955 году первой его стереозаписью после внедрения нового формата в стала «Тапиола» и музыка к пьесе Шекспира «Буря» Ян Сибелиуса. Среди других поздних записей Томаса Бичема оперы «Кармен», «Похищение из сераля» и «Богема». Последняя запись Бичема была сделана в декабре 1959 года. Умер в Лондоне 8 марта 1961 года. После смерти дирижёра компаниями Би-би-си и EMI были изданы несколько записей с фрагментами его репетиций и концертов, включающие также интервью Бичема и знавших его музыкантов. По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Томас Бичем занял девятнадцатое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён. В 1964 году было организовано общество сэра Томаса Бичема (The Sir Thomas Beecham Society) с отделениями в Англии и Америке. Это общество занимается сохранением творческого наследия Бичема и изданием его записей. Общество также издаёт журнал «Le Grand Baton», посвящённый Томасу Бичему и дирижёрскому искусству. В 1979 году английские писатели Кэрил Брамс и Нед Шеррин написали о жизни дирижёра пьесу «Бичем». В основу пьесы легли многочисленные истории о Томасе Бичеме. Главную роль в постановке пьесы исполнил британский актёр Тимоти Уэст. Позже пьеса была адаптирована для телевизионной постановки, в которой принял участие оркестр Халле. В 1980 году в Великобритании была выпущена серия почтовых марок с изображением четырёх британских дирижёров, включая Томаса Бичема. На трёх других марках серии были изображены Генри Вуд, Малкольм Сарджент и Джон Барбиролли. Награды: Кавалер Ордена Почётного легиона (1938); Кавалер Ордена Почёта (1957); Командор Ордена Короны Италии; Почётный доктор музыки Оксфордского, Лондонского, Манчестерского, Монреальского университетов. Музыкальные произведения: 6 сюит для симфонического оркестра на темы опер и камерных произведений Генделя: «Amaryllis»; «Love in Bath»; «The Great Elopement»; «The Gods Go A-Begging»; «The Faithful Shepherd»; «The Origin of Design». Фортепианный концерт на темы опер Генделя. Книги: Автобиография «A Mingled Chime» (1944); «Джон Флетчер» (1954); «Фредерик Делиус» (1959).

1880
Евгений Францевич Витачек
советский скрипичный мастер. По национальности чех. Заслуженный мастер Республики (1924), заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Родился в семье инструментального мастера. С 1895 жил в Киеве, с 1898 в Москве. В 1918 стал организатором первой Государственной школы скрипичных мастеров, с 1919 хранитель и эксперт Государственной коллекции музыкальных инструментов. В 1924-31 научный сотрудник Государственного института музыкальной науки, заведующий опытной лабораторией смычковых инструментов при Московской консерватории (с 1930). Создал свыше 400 инструментов (в том числе собственный тип скрипки, альта и виолончели), являющихся выдающимися образцами смычковых инструментов, выработал свои принципы гармонической настройки дек. В 1913 и 1926 на Всероссийских конкурсах инструменты Витачка получили высшие награды. Умер в 1946 году. Жизни и творчеству Витачка посвящен роман чешской писательницы М.Котятковой "Скрипичный мастер ушёл на Восток" (1954).

1880
Аркадий Семенович Долинин (настоящая фамилия - Искоз)
российский литературовед. Исследования по русской литературе ХIХ — начала ХХ вв. (сборник статей «Достоевский и другие», издан в 1989). Автор книги «Последние романы Достоевского» (1963).

1880
Адольф Хыбиньский
польский музыковед. Один из создателей современной польской школы музыковедения. Труды по истории польской музыки. Профессор Львовского (1921-1939) и Познанского (1945-1952) университетов. Государственная премия Польши (1951).

1881
Методий Атанасов Попов
болгарский биолог и общественный деятель, член Болгарской Академии Наук. Родился в городе Шумен. Окончил Софийский университет (1904). В 1904-1909 гг. стажировался в Зоологическом институте Мюнхенского университета. В 1910-1922 гг. работал в софийском университете, в 1919-1952 гг. — заведующий кафедрой биологии Высшего медицинского института в Софии, одновременно в 1923-1931 гг. — на дипломатической работе. Основатель и директор Института биологии Болгарской Академии Наук. Основные работы исследования посвящены цитологии, антропологии, стимуляции жизненных процессов растительных и животных организмов и микробиологии. Изучал искусственный партеногенез, ядерно-цитоплазменные взаимоотношения в клетке. Автор учебника "Общая биология". Член многих научных академий. Член Всемирного Совета Мира. Димитровская премия НРБ. Умер в Софии 19 апреля 1954 года. Его имя присвоено Институту физиологии растений Болгарской Академии Наук. Сочинения: Обща биология, 6 изд., София, 1948; Клетъчната стимулация и нейното приложение в растениевъдството и медицината, София, 1957. Литература: Вълчанов В., Методий Попов, 1881—1954. Биобиблиографски принос, София, 1954.

 (521x699, 38Kb)
1881
Альберт Вайтинг Фокс (Albert Whiting Fox)
американский шахматный мастер. Умер 29 апреля 1964 года.

EdelshteinVitalIv (473x700, 187Kb)
1881
Виталий Иванович Эдельштейн
советский учёный-овощевод, почётный академик ВАСХНИЛ, заведующий кафедрой овощеводства в Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Родился в городе Казань в семье служащего. Еврей. Окончил школу второй ступени. В 1902 окончил Петербургский лесной институт, во время учёбы в апреле 1899 года был арестован за политическую деятельность и месяц находился в Крестах, в одной из наиболее строгих тюрем Петербурга. До 1907 работал в Петербургском лесном институте на кафедре ботаники у профессора Бородина. В 1907—1913 годах был преподавателем Уманского земледельческого училища, затем заведующим Тульской садово-огородной станцией. С 1916 года В.И.Эдельштейн - профессор и заведующий кафедрой садоводства и огородничества Московского сельскохозяйственного института (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева). С самого начала руководства кафедрой выступил инициатором обучения студентов академии методам работы в овощном семеноводстве, отведя этому достаточное место в курсе по огородничеству. В августе 1918 года в России было создано первое научно-исследовательское учреждение при высшем учебном заведении – Садово-огородная станция при Московском сельскохозяйственном институте с отделениями: плодоводства, огородничества, огородного семеноводства, парниково-оранжерейного хозяйства. Заведование станцией было поручено инициатору её создания – профессору В.И.Эдельштейну. На территории Овощной станции он выделил специальные участки для семеноводства овощных культур и научно-исследовательских работ. Станция существует и поныне и носит имя своего основателя. В 1918 году начала работать комиссия из состава профессоров академии по организации садово-огородного факультета. Идея была встречена некоторыми учёными недоброжелательно, так как это направление считалось не наукой, а ремеслом. Полтора года работала комиссия, и только в феврале 1919 года учёный совет академии вынес, постановление об открытии садового отделения с четырьмя кафедрами: плодоводства, огородничества, огородного семеноводства, технологии хранения и переработки плодов и овощей. С 1920 года кафедры начали подготовку специалистов-плодоовощеводов. Кафедру огородничества возглавил профессор В.И.Эдельштейн. Работа кафедры и Овощной станции была направлена не только на подготовку высококвалифицированных кадров, но также на изучение биологических особенностей роста и развития овощных растений; на разработку новых приёмов агротехники, которые должны были привести к снижению затрат ручного труда. В 1921 году из состава садово-огородной опытной станции были выделены три опытные станции – плодовая, огородная и огородного семеноводства. Огородную станцию возглавил В.И.Эдельштейн. Он был прекрасный педагог и талантливый исследователь. Научно-исследовательская работа станции всегда отличалась широким диапазоном тематики исследований и соответствовала актуальным требованиям сельскохозяйственного производства по обеспечению населения овощами. Он принимал активное участие в организации Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства (ВНИИО), где работал в качестве заместителя директора по науке. Основные научные работы В.И.Эдельштейна были посвящены изучению биологии овощных культур. Разработал (в соавторстве) научные основы их селекции и агротехники. Эти исследования положили начало советской овощеводческой науке. Предложил применение утеплённого грунта. Ряд работ посвящен методам подготовки рассады в питательных кубиках, способам посева семян по лентам всходозащитной бумаги, вопросам дражирования семян. В 1931 году В.И.Эдельштейном была написана монография по овощеводству «Новое в огородничестве», в которой впервые в мире были обобщены биологические особенности овощных растений. Автор учебников «Основы овощеводства» (1934), «Овощеводство» (1944) и пособия «Индивидуальный огород» (1956). За учебник «Овощеводство» В.И.Эдельштейну в 1946 году была присуждена Сталинская премия. Член КПСС с 1952 года. В.И.Эдельнштейн опубликовал более 500 работ. Его труды известны во многих странах мира. Он являлся Почётным академиком ВАСХНИЛ (1956), Почётным доктором Университета имени Гумбольдта (Германия), Почётным доктором Института садоводства в Будапеште (Венгрия). Его ученики возглавляли кафедры овощеводства и плодоовощеводства в вузах страны – М.В.Алексеева (ВСХИЗО), М.А.Панов, Г.И.Тараканов (МСХА им. К.А. Тимирязева), В.Я.Борисов (Крымский СХИ), А.Н.Папонов (Пермский СХИ), Л.А.Никонов (Великолукский СХИ). Им подготовлены тысячи агрономов овощеводов, работавших в хозяйствах на всей территории СССР и за рубежом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 года в связи с восьмидесятилетием со дня рождения и учитывая большие заслуги в развитии сельскохозяйственной науки в области овощеводства и подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, Эдельштейну Виталию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в Москве. До последнего дня возглавлял кафедру в МСХА имени К.А.Тимирязева. Умер 1 августа 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Имя Героя в МСХА носит "Учебно-научный центр Овощная опытная станция имени В.И.Эдельштейна". Награждён 2 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта", медалями. Сочинения: Новое в огородничестве, Москва— Ленинград, 1931; Основы овощеводства, Москва— Ленинград, 1934; Индивидуальный огород, 8-е издание, Москва, 1956.

1884
Надежда Николаевна Бромлей
русская писательница, поэтесса, театральная актриса и режиссер, автор сборников "Исповедь неразумных" и "Потомок Гаргантюа".



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку