-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 60619
Комментариев: 6463
Написано: 68549


6 февраля родились...

Среда, 06 Февраля 2013 г. 07:43 + в цитатник
 (500x699, 56Kb)
1898
Алла Константиновна Тарасова
советская актриса театра и кино, педагог, артистка Московского художественного академического театра, народная артистка СССР, профессор. Родилась в Киеве в семье Константина Прокофьевича (1865-1931) и Леониллы Николаевны (1870-1966) Тарасовых. С 1914 года училась в частной Школе драматического искусства Н.О.Массалитинова, Н.Г.Александрова и Н.А.Подгорного в Москве, посещала лекции в народном Университете А.Л.Шанявского. В 1916 году Школа была преобразована во вторую Студию Московского художественного театра (МХТ; с 1919 – Московский художественный академический театр, МХАТ). Дебют молодой студийки в роли гимназистки Финочки («Зелёное кольцо» З.Н.Гиппиус) был замечен. Она поразила зрителя умением «играть одним движением лица, передавая самые интимные переживания наболевшей души, стоя молча у стола». Критики уловили черты неповторимой индивидуальности актрисы, впоследствии сумевшей воплотить на сцене идеал русской женщины во всей его цельности и духовной высоте. С 1916 года играла в спектаклях МХТ, а в годы Гражданской войны, до 1922 года участвовала в гастролях группы артистов МХТ в Одессе и городах Западной Европы. Это были в основном, роли во втором составе, с небольшим количеством репетиций (Аня в «Вишнёвом саде» А.П.Чехова, Офелия в «Гамлете» У.Шекспира). До середины 1930-х годов основные её роли составляли вводы. Её героини всегда оказывались именно «горячими сердцами», особенно в сравнении с обычной мягкой, «мхатовской» интонацией, приглушенными тонами и полутонами, свойственными иным исполнительницам. Настоящий творческий взлёт Тарасовой произошёл в 1933 году, с выходом на сцену МХАТ в роли Негиной («Таланты и поклонники» А.Н.Островского). Впервые в полную силу прозвучала истинная тема актрисы – трагическая драма любви, принесённой в жертву. В данном случае – искусству сцены, своему высокому призванию. Своё творческое становление Тарасова связывала, прежде всего, с опытом совместной работы с К.С.Станиславским, глубокое проникновение и тщательное изучение основ его «системы». В творческой системе МХТ теоретически утверждался принципиальный отказ от амплуа. Но в живой сценической практике артиста с данными «героя» или «героини» были необходимы театру. Эта потребность вывела её на авансцену театра в 1930-1940-е годы. Её можно назвать продолжательницей традиций, связанных с именем М.Н.Ермоловой, но в иной системе художественных и общественных координат. Неслучайно её второй учитель, В.И.Немирович-Данченко, поставивший с ней самые важные спектакли, мечтал увидеть её в античной трагедии, и начал работу над шекспировской Клеопатрой. 28 апреля 1937 года ей было присвоено звание «Народный артист СССР». Самые значительные художественные создания Тарасовой – центральные женские образы в классическом русском репертуаре: Татьяна Луговая («Враги» М.Горького, 1935), Анна Каренина (по одноимённому роману Л.Н.Толстого, 1937), Маша («Три сестры» А.П.Чехова, 1940), Юлия Тугина («Последняя жертва» А.Н.Островского, 1944). В созданных образах было немало объединяющего. Прежде всего, вера в прекрасные силы жизни и самого человека. Она высвечивала самое лучшее в душе своей героини, отталкивая черты приземлённости, расчётливости, ограниченности. Отрицательные характеры и характеры вялые, неопределенные актрисе не удавались. В работе над ролью всегда шла «от себя» в сторону возвышающую чувства и мысли, облагораживающую иногда спорные, нравственно противоречивые поступки. Идеальность её героинь не была внешней, ходульной, но всегда проникнута искренним убеждением актрисы в выстраданной правоте своих созданий, их неумением, органической невозможностью жить в масштабах бытовых, «низких истин». В этом важнейшем для себя смысле актриса часто спорила как с автором, так и с режиссёром, утверждая свою правду – правду огромного, исключительного чувства, сметающего любые социальные и бытовые преграды. В «Анне Карениной» она отвергала морализм Л.Н.Толстого, обозначившего нравственный тупик переживаний героини. В Анне актрисе был важен подвиг любви, трагически не вписавшейся в жесткие жизненные реалии. Защищая право Анны на большое чувство, Тарасова исключает мысль о компромиссе для своей героини. В образе чеховской Маши её волнует, прежде всего, её любовная драма. Тарасовские женщины по природе своей совсем не страдалицы. Напротив, её Негина, Татьяна Луговая, её Анна и Маша изначально созданы для любви к жизни. Они, как никто, умеют радоваться, смеяться и мечтать, обладая необыкновенной жизнестойкостью. Одним из лучших созданий Тарасовой признана её Юлия Тугина из пьесы А.Н.Островского «Последняя жертва». Вновь актриса очищает образ женщины из купеческой среды от объективной социально-психологической характеристики. Правда, также поступали и знаменитые её предшественницы, М.Н.Ермолова, М.Г.Савина, настаивая, что главное в образе Юлии – её искренняя, жертвенная любовь. Тарасова оттеняла и другие, не менее важные качества героини: её веру в человеческую чистоту и порядочность, искреннюю убеждённость в благородстве людей, сохранившуюся даже вопреки их настоящим поступкам. Обладая ярко выраженным лирическим складом дарования, она далеко не во всяком драматургическом материале чувствовала себя органически. Не всегда удавались ей роли из совремённой жизни, особенно в годы репертуарного кризиса, переживаемого МХАТ в 1940-1950-е годы. Трудно по разным причинам давались роли из зарубежного материала. В разные годы играла Дездемону («Отелло» У.Шекспира), Марию Стюарт («Мария Стюарт» Ф.Шиллера), Сюзанну («Женитьба Фигаро» П.Бомарше). В то же время её кинематографическая судьба запечатлела вдохновенно созданные близкие ей по духу образы: Катерина («Гроза», 1934), Катерина («Пётр I», 1937-1939), Кручинина («Без вины виноватые», 1945). В кино с особой силой раскрылись театральные качества актрисы. Снялась также в фильмах: «Раскольников» (1923), «Кто ты такой?» (1927), «Василисина победа» (1928), «Мечтатели» (1934), «Бабы» (1940), «На дне» (1952), «Анна Каренина» (1953), «Долгая счастливая жизнь» (1966), «Царская милость» (1973). В последние годы в её репертуаре вновь появляется А.П.Чехов. Ею сыграны Раневская и Аркадина («Вишнёвый сад» и «Чайка»), завершая чеховский цикл актрисы, в разные годы сыгравшей также Соню и Елену Андреевну («Дядя Ваня»), Аню («Вишнёвый сад»). Среди них непревзойдённым шедевром остается её Маша. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1973 года Тарасовой Алле Константиновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Несмотря на долгую творческую жизнь, характерные, возрастные роли были в репертуаре актрисы нечастым явлением. Стилистика современной пьесы 1960-х годов не была ей близка, а устаревшие классические спектакли МХАТ не могли принести творческого удовлетворения. Актриса в последние годы посвящала себя работе с молодёжью, педагогической деятельности. С 1967 года педагог в Школе-студии МХАТ (с 1968 – профессор). Депутат Верховного Совета СССР 3-5-го созывов (1952-1960). Жила и работала в городе-герое Москве. Скончалась 5 апреля 1973 года. Похоронена на Введенском кладбище в Москве. Награждена тремя орденами Ленина (26 октября 1948, 18 февраля 1967, 7 февраля 1973), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени (3 мая 1937), орденом «Знак Почёта» (23 марта 1938), медалями. Лауреат Сталинской премии (1941, 1946 – дважды, 1947, 1949). В Москве на доме 5/7 по улице Немировича-Данченко (ныне – Глинищевский переулок), где в 1938-1973 годах жила А.К.Тарасова, установлена мемориальная доска. Её именем названа одна из улиц Киева и Театральный музей в школе № 9 города Дмитров Московской области. Имя «Алла Тарасова» носил теплоход Мурманского пароходства (1977-1998). В Киеве в помещении бывшей гимназии (ныне - вечерняя общеобразовательная школа №8), где училась А.К.Тарасова, в 1981 году открыта комната-музей актрисы. В музее развёрнута экспозиция материалов, посвященная жизни и творчеству актрисы. В музее представлены её личные вещи, театральные костюмы, в которых актриса играла роли Кручининой («Без вины виноватые» А.Островского), Раневской («Вишнёвый сад» А.Чехова), Анны Карениной («Анна Каренина» по Л.Н.Толстому); гримировальный столик с принадлежностями, а также книги, посвященные творчеству актрисы, афиши гастрольных спектаклей и прочее. В создании экспозиции комнаты-музея деятельное участие принял коллектив московского Художественного театра.
 (522x699, 98Kb)
В 1974 году на фасаде здания бывшей женской гимназии (затем - вечерняя общеобразовательная школа №8; улица Резницкая, 2/34), в которой в 1906-1910 годах училась А.К.Тарасова (скульптор Г.Н.Кальченко, архитектор А.Ф.Игнащенко). была установлена мемориальная доска. В 2008 году дом был снесен, дальнейшая судьба мемориальной доски не известна.
 (476x699, 232Kb)
Мемориальная доска установлена такжн в Москве на доме, где в 1938-1973 годах жила А.К.Тарасова (Глинищевский переулок, 5/7). Первый брак (1916-1930) – с офицером флота царской армии Александром Петровичем Кузьминым. Второй брак (1932-1943) – с актёром МХАТ народным артистом СССР Иваном Михайловичем Москвиным. Третий брак (1945-1973) – с генерал-майором авиации Александром Семёновичем Прониным. Литература: Калитин Н., А.К.Тарасова, Москва, 1951.

 (600x527, 179Kb)
1899
Ксения Ермолаевна Бахтадзе
советский грузинский селекционер. Академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1956) и Академии Наук Грузии (1955). Известна своими работами по селекции и семеноводству чая. Является автором ряда высокоурожайных и высококачественных сортов. Родилась в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончила Тифлисский политехнический институт (1922). Доктор сельскохозяйственных наук (1944), профессор (1949), академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1956). Работала препаратором Контрольной семенной станции Тифлисского ботанического сада (1921—1924). Полевод Караязской селекционной станции (1924—1927), Ганджинской селекционной станции (1927). Старший научный сотрудник (1927—1941), заведующая отделом селекции и семеноводства чая (1941—1968), заместитель директора по научной части (1968—1974) Чаквинского филиала ВНИИ чая и субтропических культур. Умерла 28 ноября 1978 года. В 1948 году Ксения Бахтадзе впервые в мире вывела искусственные гибриды чая: сорта «Грузинский №1» и «Грузинский №2». Герой Социалистического Труда (1966). Награждена двумя орденами Ленина (1954, 1966), орденом Трудового Красного Знамени (1949), орденом “Знак Почета” (1946), медалями СССР, ВСХВ, почетными грамотами Президиума Верховного Совета Аджарской АССР, Советского комитета защиты мира. Сталинская премия (1949). Заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1960) и Аджарской АССР (1966). Действительный член Академии Наук Грузинской ССР (1955), вице-президент Общества дружбы СССР и Шри-Ланка. Опубликовано более 100 научных работ на русском и грузинском языках, в том числе 16 книг и брошюр, из них 4 монографии.

1899
Александр Михайлович Глускин
Живописец, тонкий колорист, один из лучших представителей московской школы живописи, хранитель ее традиций. Родился в Одессе. Учился в Одесском художественном училище у Кириака Костанди. С конца 1920 жил в Москве. С 1925 года — член-учредитель общества Н.О.Ж. и «Бытие» С 1931 — участник АХР. Знание многих художественных направлений тех лет, в частности новой французской живописи, определили его стремление к искусству сложной живописной образности. В манифесте НОЖ художники заявили о конце «аналитического периода» в искусстве и охарактеризовали реализм «не как безличное, протокольное изображение жизни, а как творческую её переоценку, глубоко личное к ней отношение». В 1950-1970-е годы преподавал в Московской художественной школе на Кропоткинской. Нескольким поколениям учеников передал живописные традиции «парижской школы» и русских сезаннистов. Его произведения находятся в ГТГ; ГРМ, в региональных музеях бывшего СССР и в частных коллекциях в России и за рубежом. Скончался в Москве в 1965 году.

 (516x699, 69Kb)
1899
Сергей Александрович Мартинсон
русский советский актёр, народный артист РСФСР (1964). Сергей Мартинсон родился в Санкт-Петербурге. В 1923 окончил Институт сценических искусств (Ленинград). Выступал в эстрадных театрах Петрограда — в театре «Вольная комедия», «Свободном театре». С 1924 играл в Москве в Театре имени Мейерхольда (Валериан - "Мандат" Эрдмана и др.), одновременно в Театре Революции (мистер Пикль - "Гоп-ля, мы живём!" Толлера, Карандышев - "Бесприданница" Островского). В эти же годы выступал в Московском мюзик-холле, исполнил роль Скамейкина ("Под куполом цирка") и др. С 1945 в труппе Театра-студии киноактёра (ныне Центральная студия киноактёра). Играл здесь роли: Живновского ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), князя Костромского ("Дядюшкин сон" Достоевского), Харрисона ("Опять премьера, или Укрощение строптивой" Тертера) и другие. С 1924 снимался в кино, первая роль - Пуанкаре ("Похождения Октябрины"). Лучшие роли: парикмахер Соль ("Марионетки", 1934), композитор Керосинов ("Антон Иванович сердится", 1941), телеграфист Ять ("Свадьба", 1944), князь Костромской ("Дядюшкин сон", 1967). В фильмах "Новые похождения Швейка" (1943), "Третий удар" (1948) создал сатирический образ Гитлера. Для искусства Мартинсона, носящего в основном сатирический характер, типичны приёмы эстрады и мюзик-холла, гиперболическая заострённость, выразительность внешнего рисунка, склонность к пантомиме. Скончался 2 сентября 1984 года.

1899
Рамон Новарро (настоящее имя - Рамон Хиль Саманиегос)
американский актер. Выступал как певец и танцовщик в варьете. В 1918 г. дебютировал в кино (фильм «Козел»). Первый успех принесла ему небольшая роль в фильме «Четыре всадника Апокалипсиса» (1921). Снимался в романтических мелодрамах «Пленник Зенды» (1922) и «Скарамуш» (1923). Популярность актера укрепило участие в фильмах «Араб» (1924) и «Принц студентов» (1927). Особого успеха он добился в коммерческом фильме режиссера Ф.Нибло «Бен Гур» (1926). Узкие рамки амплуа определили его поражение в звуковых фильмах «Язычник» (1929), «Певец Севильи» (1930), «Мата Хари» (1932), после чего фирма «Метро-Голдвин-Майер» отказалась возобновить с ним контракт. Уехав из США, он выступал с концертами в странах Европы и Южной Америки. В 40–50-х гг. вновь снимался в США в незначительных ролях.

1899
Александр Александрович Румнев (настоящая фамилия - Зякин)
Русский актер, мим, балетмейстер, педагог. Родился в Москве. Учился пластике и танцу у Л.Алексеевой, А.Шаломытовой, С.Волконского. В 1920–1933 актер в труппе Московского Камерного театра. Участвовал в музыкальных спектаклях и пантомимах.

1900
Сергей Александрович Базилевский
ученый-кораблестроитель, специалист в области строительной механики подводных лодок, профессор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. Участвовал в разработке подводных лодок типа "Декабрист", "Щука", "Сталинец", "Малютка", "Ленинец". В годы Великой Отечественной войны работал на "Дороге жизни", проектировал и строил транспортные суда. Возглавлял работы по созданию первой в СССР атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" (1953). Преподавал в Военно-морской академии и Высшем военно-инженерном училище имени Ф.Э.Дзержинского

1900
Джордж Брунис
американский тромбонист, видный представитель стиля «тэйл-гейт», для которого характерны длинные и мощные глиссандо. Восьмилетним мальчиком начал играть на альтгорне в оркестре Джека Папы Лэйна. В 15 лет уже играл на тромбоне, а в 20 стал одним из организаторов знаменитого чикагского бэнда «New Orleans Rhythm Kings», в 1922 г. записал первую пластинку. В 1924-1935 гг. с небольшими перерывами играл в шоу-оркестре Тэда Льюиса, а также записывался с Биксом Байдербеком (1924) и Луи Примой (1934-1935). В конце 30-х гг. выпустил несколько пластинок под своим именем. Его партнерами были Бобби Хэккет, Эдди Кондон, Мэггси Спэниер, Бад Фримен, Сидней Беше и др. После 1945 г. здоровье не позволяло ему играть, поэтому появился на публике только в 1970 г., во время своего юбилея. Ему приписывается авторство знаменитого «Tin Roof Blues» (1923).

1900
Надежда Давыдовна Вольпин
русская поэтесса, последовательница имажинизма, а также переводчик произведений В.Скотта, Г.Филдинга, Э.А.По, А.К.Дойла, Г.Дж.Уэллса и мемуарист. Родилась в Могилеве. Дочь переводчика и юриста Давида Самуиловича Вольпина и преподавателя музыки Анны Борисовны Жислин. Жена поэта Сергея Есенина, их сын - известный диссидент, математик, поэт Александр Сергеевич Есенин-Вольпин (р. 1924). Сестра драматурга Михаила Давыдовича Вольпина. Позднее вышла замуж за ученого Михаила Волькенштейна. Скончалась в Москве в 1998 г.

1900
Рудольф Вэрнлунд
шведский писатель-социалист. В молодые годы скитался и жил в Германии. В первых книгах - сборнике рассказов "Мертвые" (1924) и автобиографическом романе "У язычников нет закона" (1936) -сказалось увлечение психоанализом и немецким экспрессионизмом. Вэрнлунд писал также стихи и пьесы. Большая часть его произведений напечатана в посмертно вышедшем 6-томном собрании "Избранных сочинений", переизданном затем в 1984.

1901
Бен Лайон
американский и английский актер и творческий агент.

 (498x699, 99Kb)
1903
Клаудио Аррау (полное имя - Клаудио Аррау Леон — испанское имя - Claudio Arrau Leуn)
чилийский пианист. Аррау еще при жизни стал легендой: проникновенная глубина его интерпретаций и виртуозность, целиком поставленная на службу искусству, покорили людей всего мира. В самом деле, кроме Пекина, нет более или менее значительного города, где бы не слышали его игру. Клаудио Аррау относится к славной плеяде последних романтиков пианистического искусства начала ХХ века. Известный как один из величайших пианистов столетия, он в конце жизни достиг цели своего долгого, овеянного легендами восхождения – абсолютного слияния виртуозности и смысла. В отличие от многих других исполнителей, которые играют напоказ или для собственного наслаждения, Аррау играл, чтобы исследовать музыку, разгадывать ее. Он говорил, что исполнитель должен вливать в произведение свою кровь, играть «не руками, а душой». Он мог упиваться самим прикосновением к клавишам, демонстрируя возможности инструмента, но в то же время он умел уводить слушателей далеко за пределы банальной игры на рояле, и тогда его искусство открывало тайники творческого воображения. Аррау любил исполнять циклы целиком. В год двухсотлетнего юбилея Бетховена он играл сонаты и фортепианные концерты композитора по всей Европе. Несмотря на то, что свои записи пианист прослушивать не любил (так как боялся попасть под их влияние), дискография его обширна. Несколько раз он записывал 32 сонаты и 5 концертов Бетховена, оба концерта Брамса. Он записал все сочинения для фортепиано с оркестром Шопена, концерты Грига, Листа, Шумана, Первый концерт Чайковского. Есть записи всех сонат Моцарта, Вариаций Диабелли, большинства фортепианных произведений Шопена, Шумана, Брамса, Дебюсси, Шуберта и Листа (в том числе потрясающее исполнение 12-ти Трансцендентных этюдов – с этой задачей он великолепно справился как раз ко времени торжеств по поводу своего 75-летия). Берлинская филармония, в 1980 году наградившая Аррау Медалью Ганса фон Бюлова по случаю 60-летия дебюта пианиста с прославленным, коллективом восторженно отзывалась о своем друге: «Когда Аррау садится за рояль, все его существо излучает музыку, она льется сама по себе. Нет ни единого оттенка звука, которым бы он не овладел. Его пианиссимо звучит выразительнее и таинственнее, чем у других; его фортиссимо глубоко и беспредельно». Интервью в лондонской «Sunday Times» как-то попыталось объяснить загадку пианиста: «Некоторые считают это чудом. Из всех инструментов, за исключением органа, фортепиано больше всего походит на машину… Никакого близкого контакта с инструментом посредством дыхания, никакого прямого влияния вибрации струн на исполнителя. Но Аррау одушевляет рояль... льется музыка – таинственная, бесконечная, живая». Родился в Чильяне (Чили). Музыкальные способности проявились у него очень рано. Его мать была пианисткой-любительницей, а отец – окулистом (он погиб, когда мальчику был год). Чтобы поддержать себя и трех маленьких детей, неутомимая Лукреция Леон де Аррау начала давать уроки музыки. Клаудио, младшему, она разрешала присутствовать на этих уроках, чтобы заодно присматривать за ним. В результате, ребенок научился читать ноты быстрее, чем слова. В пять лет мальчик дал концерты в Чильяне и Сантьяго. Когда ему исполнилось семь, они с семьей посетили музыкальную Мекку того времени – Берлин. Там, по распоряжения Чилийского Конгресса, маленькому волшебнику суждено было учиться еще десять лет. Там Аррау наконец-то обрел настоящего учителя. Им стал Мартин Краузе, ученик Листа и учитель Эдвина Фишера, знаменитый музыкальный критик и друг всех лучших музыкантов того времени. Для Аррау Краузе стал отцом, а тот только и мечтал о таком воспитаннике. В Берлине Клаудио услышал многих пианистов. Каррено и Бузони стали его кумирами. В 15 лет Аррау остался без учителя (Краузе умер в 1918 году); на этот раз пианист решил идти своим путем. В 16 и в 17 лет он дважды выиграл Премию Листа. Неудивительно, что когда Аррау в 20 лет дебютировал в Карнеги-холле 20 октября 1923 года, он уже был состоявшимся пианистом, которого Европа знала с 11 лет. В 1927 году в возрасте 24 лет он победил на международном конкурсе в Женеве (членами жюри были Корто, де Мота и Артур Рубинштейн). Позднее Рубинштейн вспоминал, как с первых же минут игра Аррау покорила их. Аррау посетил и Америку, правда, вернулся оттуда немного разочарованным – прием оказался не самым приятным. Но, как он считал, в то время так было даже лучше для него. Кстати, с 1941 года они с женой обосновались в Нью-Йорке, а летом с детьми и внуками отдыхали в Вермонте, в неизменном окружении любимых кошек и собак. После Первой мировой Берлин был наводнен новыми идеями. На сцену выходили великие интерпретаторы Бетховена, которые привнесли новое в пианистическое исполнительство. «Поскольку в музыке мы имеем дело с нотами, а не со словами, с аккордами, модуляциями, тембром и экспрессией, смысл музыки, заключенный только в нотах, мы должны угадать сами», - так считал Аррау. Настоящий интерпретатор не бывает односторонним. Редкостная свобода прочтения Бетховена – вот в чем сказывается романтизм позднего Аррау. Верность тексту и свобода выражения стали двумя его основными принципами. В голодной Германии ему приходилось бороться за жизнь своей семьи: Бах и венские классики стали для него воздухом, которого не хватало. Когда Аррау было 32 года, он уже сыграл все сонаты Бетховена, Моцарта, Шуберта, а также Вебера. А исполнение всех клавирных произведений Баха в серии из 12-ти сольных концертов сделало его легендой в Берлине. Уильям Манн из газеты «London Times» писал: «Есть пианисты, которые считаются выдающимися интерпретаторами Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена или Листа. Аррау – единственный из ныне живущих исполнителей, игра которого в любой момент убеждает слушателей, что он выдающийся интерпретатор всех этих композиторов и многих других тоже». Бетховена на невидимом пьедестале Аррау можно вознести на самую высокую ступень. «Сам бетховенский космос согрет человеческим сердцем», - говорил пианист. Он брал это рыдающее сердце в сильные, добрые, мудрые руки. Но, действительно, завоевав славу великого интерпретатора Бетховена, он не менее известен исполнением Моцарта, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, Брамса, Дебюсси, Альбениса, Равеля и Шёнберга. Для своего поколения этот список не имеет себе равных. В 1982-1983 годах музыкальный мир отмечал 80-летие Маэстро. Его сольный концерт в Эвери-Фишер-холле в феврале был официальным мероприятием и транслировался по ТВ, как и концерт с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути в сам день рождения, 6 февраля. Опять посыпались премии, в том числе международный приз ЮНЕСКО 1983 года и высший знак отличия Франции – Орден Почетного Легиона. Его 85-летие в 1988 году дало еще один повод для торжеств, которые взорвались исполнением «Императора» в Лондоне (с сэром Колином Дэвисом). Оно транслировалось и было записано на видео вместе с Четвертым концертом под управлением Риккардо Мути. Аррау привык играть больше ста концертов за сезон, но потом снизил их число до пятидесяти, оставляя себе время для записей, образования и чтения. «Еще сто лет, чтобы просто читать!» - это было его страстным желанием. Он считал, что публичное выступление толкает на трюкачество, но играл на сцене всю жизнь. Последний раз пианист выступил в Лондоне в возрасте восьмидесяти трех лет и был по-прежнему виртуозен. Жизнь Аррау заключена почти в те же хронологические рамки, что и жизни двух других мастеров пианистического искусства – Владимира Горовица (1904-1989 гг.) и Рудольфа Серкина (1903-1991 гг.). Когда мы оказываемся во власти демонического искусства Горовица, умевшего гальванизировать зал, или во власти серкинского «цунами», Аррау может показаться оставшимся в тени своих великих современников. «Лист требует мефистофельского пианиста», – говорил неповторимый исполнитель «Трансцендентных этюдов». Он умел быть и таким. Но его фраза «Вся великая музыка – биение сердца» выявляет самую суть его творчества. Он умел заставлять людей дышать музыкой и с благоговением слушать – как бьются сердца, как бьется великое сердце Бетховена. В мае 1984 года Клаудио Аррау вернулся на родину в Чили после семнадцати лет отсутствия с целью «играть для нового поколения», которое его еще не слышало. Он был удостоен такого приема, который не имел себе равных в истории со времен возвращения Падеревского в Польшу после Первой мировой и возвращения Листа в Венгрию в 1839 г. Имя пианиста не сходило с газетных полос, а его концерты в Сантьяго (6 за 11 дней) услышали и увидели по телевидению 80% нации. Музыкант умер в Мюрццушлаге (Австрия) 9 июня 1991 года, похоронен в родном городе — Чиллане.

GolovlevAlexFed (456x700, 49Kb)
1903
Алексей Фёдорович Головлёв
секретарь партийной организации 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы Черноморского флота, капитан. Родился в деревне Городская Скала, ныне в черте города Керчь Автономной республики Крым (Украина), в семье ремесленника-стекольщика. Русский. После смерти отца воспитывал в приюте, беспризорничал, плавал на рыболовном паруснике, батрачил. Активно участвовал в становлении советской власти, был председателем батрачкома. В 1925 году был призван в Красную Армию. Стал профессиональным военным политработником. В 1927 году вступил в ВКП(б). В 1931 окончил военно-политическую школу. С 1934 года проходил службу в Военно-Морском Флоте. Начало Великой Отечественной войны встретил на Дальнем Востоке в должности начальника Дома командного состава Амурской флотилии. С первых дней писал рапорта об отправке в действующую армию. Командование приняло к сведению рапорт политработника и назначило… заместителем командира военно-морского госпиталя в том же Хабаровске. Настойчивость офицера дала результат только в конце 1942 года - в декабре он всё-таки был направлен на фронт. В январе 1943 года Головлёв прибыл на Черноморский флот, окончил курсы офицерского состава в городе Гагре, и в звании капитана был направлен парторгом в 384-й отдельный батальон морской пехоты. Боевое крещение принял в десанте в город Осипенко (ныне Бердянск), за мужество и отвагу был награждён орденом Красной Звезды. Затем были бои на Кинбурнской косе, освобождение посёлков Херсонской области Богоявленское (ныне Октябрьский) и Широкая Балка. Во второй половине марта 1944 года войска 28-й армии начали бои по освобождению города Николаева. Чтобы облегчить фронтальный удар наступающих, было решено высадить в порт Николаев десант. Из состава 384-го отдельного батальона морской пехоты выделили группу десантников под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского. В неё вошли 55 моряков, 2 связиста из штаба армии и 10 сапёров. Проводником пошёл местный рыбак Андреев. При формировании десантного отряда в порт Николаев капитан Головлёв по собственной просьбе был назначен заместителем командира отряда по политической части. Двое суток отряд вёл кровопролитные бои, отбил 18 ожесточённых атак противника, уничтожив при этом до 700 солдат и офицеров врага. Во время последней атаки фашисты применили танки-огнемёты и отравляющие вещества. Но ничто не смогло сломить сопротивление десантников, принудить их сложить оружие. Они с честью выполнили боевую задачу. 28 марта 1944 года советские войска освободили Николаев. Когда наступающие ворвались в порт, им предстала картина происшедшего здесь побоища: разрушенные снарядами обгорелые здания, более 700 трупов фашистских солдат и офицеров валялись кругом, смрадно чадило пожарище. Из развалин конторы порта вышло 6 уцелевших, едва державшихся на ногах десантников, ещё 2-х отправили в госпиталь. В развалинах конторы нашли ещё четверых живых десантников, которые скончались от ран в этот же день. Геройски пали все офицеры, все старшины, сержанты и многие краснофлотцы. Геройски погиб в рукопашной схватке и капитан А.Ф.Головлёв. GolovlevAF_mogila (519x629, 181Kb)
Похоронен в братской могиле в городе Николаев в сквере 68-ми десантников. Весть об их подвиге разнеслась по всей армии, по всей стране. Верховный Главнокомандующий приказал всех участников десанта представить к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Головлёву Алексею Фёдоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, медалями. Их именем названа улица города, открыт Народный музей боевой славы моряков-десантников. В Николаеве в сквере имени 68-ми десантников установлен памятник. В посёлке Октябрьском на берегу Бугского лимана, откуда уходили на задание десантники, установлена мемориальная гранитная глыба с памятной надписью.

Grachov_IN (526x700, 129Kb)
1903
Иван Николаевич Грачёв
командир отделения 78-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии 13-й армии Центрального фронта, сержант. Родился в деревне Верхнеугличино ныне Кармаскалинского района Башкирии в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года. Окончил курсы руководящих работников сельского хозяйства. Работал заведующим свинофермой в совхозе «Карламан» в Кармаскалинском районе, заместителем директора совхоза имени 8 Марта в Ермекеевском районе Башкирии. В Красную Армию призван в июле 1941 года Ермекеевским райвоенкоматом Башкирской АССР. Участник Великой Отечественной войны с 21 сентября 1941 года. В 1942 году был тяжело ранен. Командир отделения 78-го стрелкового полка (74-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт) сержант И.Н.Грачёв в районе посёлка городского типа Комарин Брагинского района Гомельской области Белоруссии 23 сентября 1943 года первым в батальоне переправился через реку Днепр, приблизившись к противнику на 50 метров, тщательно разведал его оборону и передал данные командованию, чем способствовал подразделению успешно форсировать Днепр. В боях на плацдарме И.Н.Грачёв проявил самоотверженность, личным примером увлекал товарищей на разгром врага, уничтожил две пулеметные точки противника. В одной из схваток с гитлеровцами он был тяжело ранен и умер в госпитале 20 октября 1943 года. Похоронен в братской могиле в селе Ковпыта Черниговского района Черниговской области (Украина). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту Грачёву Ивану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденом Ленина (16 октбяря 1943, посмертно). В селе Ермекеево установлен бюст Героя. Его именем названа улица в селе Ковпыта.

1903
Семён Виссарионович Долидзе
советский кинорежиссёр и кинодраматург, народный артист СССР (1965). Родился в Озургети. Член КПСС с 1941. В 1925 окончил Тбилисский университет (историко-филологический факультет). Одна из первых значительных работ -"Последние крестоносцы" (1934). Среди фильмов: "Дарико" (1937), "Щит Джургая" (1944, совместно с Д.Е.Рондели), "Стрекоза" (1954, по пьесе М.Г.Бараташвили "Марине"), "Песнь Этери"(1957), "Фатима" (1959, по поэме К.Хетагурова), "День последний, день первый" (1960), "Палиастоми" (1963), "Встреча с прошлым" (1967), "Город просыпается рано" (1968). Депутат Верховного Совета Грузинской ССР 4-го созыва. Сталинская премия (1950). Награждён 3 орденами, а также медалями. Скончался 17 июля 1983 года.

1903
Юрий Юрьевич Шовкопляс
украинский писатель. Окончил Харьковский институт народного образования (1927). Автор романа «Инженеры» (книги 1-2, 1934-1937, новое дополнительное издание 1967), романа-трилогии «Человек живёт дважды» (1962-1964). Пишет также для детей и юношества.

 (519x699, 103Kb)
1905
Ян Верих (Jan Werich)
чехословацкий актёр и драматург. Театральную деятельность начал в 1922 в студенческих кружках. Вместе с актёром и драматургом И.Восковцем писал остро сатирические пьесы на политические темы и принимал участие в их постановках. В 1927 Верих и Восковец вошли в труппу Театра политической сатиры "Освобождённый театр", основу репертуара которого составляли сатирические комедии Вериха и Восковца: "Остров динамита", "Север против юга", "Цезарь", "Разбойник Робин", "Осёл и тень", "Паноптикум", "Баллада из тряпья", "Тяжёлая Барбара" и других. Ведущие роли в этих комедиях исполняли авторы (под псевдонимом "V W"). Верих создал маску тучного здоровяка, Восковец - подвижного и разбитного собеседника. Для искусства Вериха характерна большая человечность, юмор, лёгкость импровизации, эмоциональность. Накануне оккупации Чехословакии "Освобождённый Театр" был закрыт; Верих вместе с Восковцем и композитором Я. Ежеком эмигрировал в США. По возвращении на родину после освобождения страны (1945) Верих восстановил этот театр ("АБЦ"), до 1959 возглавлял его; выступает (после отъезда Восковца в США) с актёром М.Горничеком. Роли: 2-й наёмный солдат ("Тяжёлая Барбара"), Еохан ("Баллада из тряпья"), Тит Папулий ("Цезарь") и другие. Спектакли, поставленные Верихом, отличаются чёткостью мизансценической динамичностью. Верих снимается в кино (в фильме "Пекарь императора" одновременно играет роли пекаря и императора, Сталинская премия в 1952).

 (466x699, 156Kb)
1905
Владислав Гомулка
польский политический лидер. Родился близ Кросно. Получив начальное образование, начал работать механиком. Был организатором коммунистических рабочих групп и профсоюзов. В 1932 был арестован и приговорен к четырем годам тюремного заключения, в 1934 освобожден по болезни. В 1934–1935 учился в Ленинской школе в Москве. Сумел избежать репрессий после обвинения руководства польской компартии в троцкизме. Когда германские войска вошли в Варшаву, перебрался во Львов, где позднее стал участником движения Сопротивления. После освобождения Польши Гомулка вернулся в Варшаву с т.н. Люблинским правительством в качестве заместителя премьер-министра. Стал генеральным секретарем Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). Гомулку называли «маленьким Сталиным» за его рвение в насаждении советских порядков. С началом «холодной войны» и после конфликта с Тито в 1948 Гомулка, отстаивавший идею «польского пути к социализму», оказался в сложном положении. В 1948 он признал свои ошибки, но пал жертвой «ротации кадров» после очередного изменения партийного курса. Был исключен из партии, а в августе 1951 арестован и заключен в тюрьму. Второе восхождение Гомулки к власти началось после смерти Сталина. В 1954 он был освобожден из тюрьмы, а 21 октября 1956 восстановлен в должности первого секретаря ПОРП. Гомулка ликвидировал большую часть коллективных хозяйств на селе, прекратил преследование Римско-католической церкви, смягчил цензуру. Подписанный в декабре 1970 договор с Западной Германией о признании западных границ Польши по Одеру – Нейсе явился первым шагом к переговорам об экономической помощи со стороны ФРГ. В конце 1970, пытаясь решить экономические проблемы, правительство объявило о повышении цен на продовольственные товары и энергоресурсы. Начались волнения, в результате которых Гомулка вынужден был уйти в отставку. Умер в Варшаве 1 сентября 1982 года.

Gonchar_PavelIvan (461x700, 60Kb)
1905
Павел Иванович Гончар
сапёр 1074-го стрелкового полка 314-й стрелковой дивизии 7-й отдельной армии, красноармеец. Родился в селе Смолянка Куликовского района Черниговской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил четыре класса начальной школы. Работал в колхозе в селе Семиполка Сергеевского района Северо-Казахской области. В июле 1941 года призван в ряды Красной Армии и направлен на фронт. Член ВКП(б) с 1942 года. 17 апреля 1942 года сапёр 1074-го стрелкового полка красноармеец Павел Гончар в ходе боя выполнял инженерные работы в районе железнодорожной станции Свирь Подпорожского района Ленинградской области. Заметив, что к подбитому танку "Т-34" устремилась группа врагов, смело вступил с ней в ожесточённую схватку и уничтожил несколько солдат. Своими действиями способствовал спасению экипажа и танка. 21 апреля 1942 года, когда противник попытался захватить повреждённый танк "КВ", огнём из пулемёта уничтожил несколько десятков вражеских солдат. 12 января 1943 года отважный сапёр красноармеец Павел Иванович Гончар погиб при прорыве блокады Ленинграда.
Gonchar_P_IBrMogila (700x466, 187Kb)
Похоронен в братской могиле в посёлке городского типа Синявино Кировского района Ленинградской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за мужество и героизм, проявленные при обороне города Ленинграда красноармейцу Гончару Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденом Ленина (22 февраля 1943, посмертно). В селе Семиполка установлен бюст Героя, его имя носит школа того же села. Его фамилия помещена на мемориальной доске обелиска на Синявинских высотах.

1905
Айно Тальви (настоящее имя - Айно Аугустовна Пиндам)
эстонская актриса, народная артистка СССР (1966). Родилась в Тарту. На сцене с 1929 г. Работала в Таллинском эстонском драматическом театре (1935-1944), театре "Эстония" (1944-1949). С 1949 г. - в труппе Эстонского театра имени В.Кингисеппа. Лучшие роли: Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Вишневского), Вдова ("Вдова полковника" Смуула), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Нора ("Нора" Ибсена), Роксана ("Сирано де Бержерак" Ростана), Кураж ("Мамаша Кураж и её дети" Брехта) и др. Для искусства Тальви характерны глубина психологического анализа, тонкая интеллектуальность и яркая эмоциональность. Награждена орденом Ленина и медалью. Литература: Kalmet L., Aino Talvi, Tallinn, 1965.

Gluhov_FD (538x700, 100Kb)
1906
Федор Дмитриевич Глухов
гвардии сержант, командир пулеметного расчета 184-го гвардейского стрелкового полка 62-й гвардейской стрелковой дивизии. Рродился в селе Александров Гай Новоузенского (бывш. Александрово-Гайского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Образование начальное. В Красной Армии служил в 1928-1932 и 1942-1943 годах. С 1932 по 1942 год работал механизатором в совхозе "Горькореченский". С ноября 1942 года до дня гибели-6 октября 1943 года-сражался на Северо-Кавказском и Степном фронтах. Принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, разгроме врага на Украине. За боевые отличия имел 6 благодарностей от командования. Звание Героя Советского Союза Федору Дмитриевичу Глухову присвоено посмертно 22 февраля 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки. На главой усадьбе совхоза "Горькореченский" в 1966 году Ф.Д.Глухову сооружен памятник.

GusarovGrigAndr (480x700, 89Kb)
1906
Григорий Андреевич Гусаров
командир отделения 184-го гвардейского стрелкового полка (62-я гвардейская стрелковая дивизия, 37-я армия, Степной фронт), гвардии сержант. Родился в деревне Олешня ныне Рогачёвского района Гомельской области (Белоруссия) в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу, работал в колхозе. Жил в деревне Холма Назаровского района Красноярского края. Призван в армию Назаровским райвоенкоматом в августе 1941 года. В действующей армии – с сентября 1941 года, на смоленском направлении. Был четырежды ранен (одно ранение в 1941 году, еще три – в 1942 году). На Степном фронте в составе 62-й гвардейской стрелковой дивизии 37-й армии участвовал в сентябре 1943 года в Полтавско-Кременчугской наступательной операции (составной части Черниговско-Полтавской стратегической операции), в ходе которой 37-я армия из района города Чугуев Харьковской области начала движение по левобережной Украине к Днепру во втором эшелоне фронта, вслед за 69-й армией, теснившей противника. Совершив почти двухсоткилометровый марш, 26 сентября передовые соединения, в том числе и 62-я гвардейская стрелковая дивизия, сменили войска 69-й армии и продолжали преследование противника. В середине дня 27 сентября передовые отряды дивизии вышли к Днепру юго-восточнее Кременчуга. Гвардии сержант Г.А.Гусаров отличился при форсировании Днепра. 28 сентября 1943 года в первом эшелоне дивизии в составе штурмовой группы 184-го стрелкового полка форсировал Днепр в районе села Мишурин Рог (Верхнеднепровский район Днепропетровской области). Со своим отделением отражал многочисленные контратаки противника, 4 октября заменил выбывшего командира взвода. Действуя умело, занял со взводом более выгодный рубеж, способствуя переправе других подразделений полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и в боях на захваченном плацдарме, гвардии сержанту Гусарову Григорию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза. После форсирования Днепра и боев по удержанию и расширению плацдарма Г.А.Гусаров участвовал в Нижнеднепровской стратегической операции – Пятихатской и Знаменской наступательных операциях. В ходе Пятихатской наступательной операции (15 октября – 23 ноября 1943 года) 62-я гвардейская стрелковая дивизия в составе 37-й армии наносила удар с плацдарма в районе Мишурина Рога – Куцеволовки в направлении Пятихатки – Кривого Рога и к концу операции вышла на подступы к Кривому Рогу, где перешла к обороне. В ходе Знаменской операции с 20 ноября 1943 года дивизия наступала на кировоградском направлении из района севернее Кривого Рога, преодолевая упорное сопротивление противника. В конце ноября дивизия была переведена в состав 52-й армии, которая вела бои по овладению городом Черкассы и 14 декабря после месяца боев освободила город. В одном из последующих боев в Смелянском районе Черкасской области 23 декабря 1943 года Г.А.Гусаров погиб. Был похоронен в братской могиле в лесу у высоты 100,0 Смелянского района, позднее захоронение было перенесено в село Белозерье Черкасского района Черкасской области. Награжден орденом Ленина, медалями.

1906
Тиберин Попович
румынский математик, академик Румынской Академии Наук Основные труды относятся к алгебре, теории чисел, функциональным уравнениям и численному анализу.

1907
Ласло Апро (Laszlo Apro)
венгерский шахматный композитор.

Арон Абрамович Богатин (462x700, 31Kb)
1907
Арон Абрамович Богатин
российский шахматный деятель, международный арбитр, почетный спортивный судья, воспитавший плеяду квалифицированных арбитров и организаторов. Многие годы (1936-1941 и 1952-1974 гг.) был директором Ростовского шахматного клуба, где были воспитаны Игорь Бондаревский, Марк Стольберг, Вера Тихомирова, Лев Лошинский, Евгений Умнов и др. После войны он смог вплотную заняться своим любимым делом, делом, которое стоило того, чтобы посвятить ему всю свою жизнь – шахматами. В 1936 году 29-летний молодой человек стал первым директором ростовского шахматного клуба. В послевоенные годы руководство шахматным клубом продолжилось, а развитие шахматного движения в городе пошло куда стремительнее. Фигуру Богатина знали все шахматисты Дона, многие величайшие спортсмены страны и мира. Он судил знаменитые шахматные турниры, первенства СССР, выступал арбитром на всемирной шахматной Олимпиаде 1956 года в Москве. Занимался подготовкой шахматистов к соревнованиям, проводил всевозможные турниры, семинары по подготовке судей и инструкторов. Около двадцати лет Богатин вел постоянную шахматную рубрику в газете «Вечерний Ростов». Сотрудничал и с другими городскими газетами. В феврале 1977 года Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР Богатину А.А. присвоено звание «Почетный судья по спорту». Позже Арону Абрамовичу были присвоены звания «Заслуженный ветеран Спортивного Дона», «Международный арбитр», «Судья всесоюзной и международной категории». В общем, шахматам Арон Абрамович Богатин посвятил 50 лет своей жизни. Но и после выхода на пенсию, он продолжал судить различные соревнования и до последних дней своей жизни не терял связи с ведущими шахматистами страны. Умер в 1996 году. В феврале 2007 года в ДК РСМ прошел открытый шахматный турнир, посвященный 100-летию со дня рождения А.Богатина, в котором приняли участие 28 ветеранов шахматного спорта. Организаторы мероприятия подготовили сюрприз – отчеканили специальные медали памяти А.А.Богатина, которыми наградили победителей.

1908
Джео Богза
румынский писатель, академик Академии Наук СРР. Выступил в 1927 г. как поэт. В начале 1930-х гг. стал репортером, писал очерки, посвященные людям труда, их судьбе. В 1936 г. был в революционной Испании, опубликовал цикл очерков «Трагедия народа басков» (1937). Автор статей в защиту мира и демократии, против фашизма и войны, очерков о новой социалистической Румынию. Опубликовал произведение «Советские меридианы» (1956). Государственная премия СРР.

1908
Аминторе Фанфани
итальянский государственный и политический деятель, один из лидеров Христианско-демократической партии (ХДП). Доктор экономических наук, автор трудов по истории экономических учений. С 1946 г. — депутат парламента. В 1947-1950 гг. — министр труда и социального обеспечения, в 1951-1953 гг. — министр сельского и лесного хозяйства, в 1953 г. — министр внутренних дел, в 1965-1968 гг. — министр иностранных дел. В 1954, 1958-1959, 1960-1963 гг. — премьер-министр. В 1968-1973 гг. — председатель сената. Член национального руководства ХДП с 1946 г., в 1954-1959 и 1973-1975 гг. — политический секретарь ХДП. Лидер течения, выступающего за политическую гегемонию ХДП в итальянском обществе. В 1960-х гг. был одним из инициаторов поворота ХДП к левоцентризму и выдвинул программу проведения некоторых экономических и социальных реформ. В 1970-х гг. выступил глашатаем сдвига политической линии ХДП вправо, к открытому антикоммунизму. В 1976 г. избран председателем Национального совета ХДП.

gubar_ag (502x700, 50Kb)
1909
Александр Герасимович Губарь
командир батареи 872-го гаубичного артиллерийского полка (32-я гаубичная артиллерийская бригада, 12-я артиллерийская дивизия, 4-й артиллерийский корпус прорыва, 70-я армия, Центральный фронт), лейтенант. Родился в селе Демьянцы ныне Переяслав-Хмельницкого района Киевской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил 7 классов. В РККА в 1934-1936 гг. и с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с декабря 1942. Участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков на Западном, Брянском и Центральном фронтах. 5 июля 1943 года в районе села Протасово (Малоархангельский район Орлов, области) батарея под командованием лейтенанта Губаря отразила танковую атаку противника, уничтожив 5 танков и 2 самоходных орудия, подавила две миномётные батареи. В этом бою наблюдательный пункт командиpa батареи на высоте 249,7 был окружён противником. В течение 3 часов продолжался бой. Будучи ранен, командир руководил бойцами. Кольцо окружения было прорвано. На второй день лейтенант Губарь вновь был в боевых порядках пехоты, поддерживал 2 батальон 360 стрелкового полка и в течение дня, 6 июля, уничтожил 2 пулеметные точки, одну 75-миллиметровую батарею, много техники и живой силы противника. В боях за деревню Лошовец батарея Губаря поддерживала пехоту, ведя губительный огонь по противнику. 25 июля 1943 года в боях за деревню Ново-Рожновский, юго-восточнее Орла, расчищая путь наступающей пехоте, Губарь уничтожил 2 пулеметные точки, подавил одну минометную батарею и одну 105-миллиметровую батарею, подбил один "тигр". В этом бою лейтенант Губарь погиб. Звание Героя Советского Союза Александру Герасимовичу Губарю присвоено посмертно 29 сентября 1943 года. Награжден орденом Ленина. Похоронен в селе Чернь Кромского района Орловской области Имя Героя носит средняя школа в родном селе. В городе Северск Артёмовского района Донецкой области установлен памятник.

 (457x699, 52Kb)
1910
Виктор Николаевич Каштанкин
помощник командира 7-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии майор. Родился в селе Большие Ключищи ныне Ульяновского района Ульяновской области в семье железнодорожника. Русский. С детства работал по хозяйству, а когда ему исполнилось 16 лет, стал водить по полям трактор. С 1927 года жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), работал учеником токаря на машиностроительном заводе имени Карла Маркса. В 1929 году был призван на службу в ВМФ. В 1930 году стал курсантом Военно-теоретической школы летчиков ВВС РККА. После окончания в 1932 году этой школы был направлен в Ейское морское авиационное училище. Училище дало молодому пилоту хорошую подготовку. Старшие начальники отмечали в его характеристиках: штурманская и стрелковая подготовка отличная; может летать в сложных метеорологических условиях; летает грамотно, уверенно, оперативно-тактическая подготовка хорошая. Как одного из лучших летчиков в 1936 году его направили в авиашколу командиров звеньев. Затем В.Н.Каштанкин в составе авиации Балтийского флота принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Первый боевой вылет он совершил в день начала советско-финляндского конфликта 30 ноября 1939 года. В другие дни - по нескольку вылетов, иногда до пяти в сутки. Был награжден орденом Красного Знамени. В феврале 1941 года капитан Каштанкин был назначен командиром авиаэскадрильи морских ближних разведчиков - гидросамолетов МБР-2, базировавшихся на полуострове Ханко. В первые же дни войны начались боевые вылеты. Аэродром постоянно обстреливали с финской территории. Тогда командование решило оставить на Ханко истребители для защиты неба, а другие самолеты перебазировать ближе к главной базе флота — Таллинну, потом – на остров Эзель. На гидропланах МБР-2 летчики бомбили вражеские транспорты в Балтийском море, вели разведку, разгромили аэродром противника. Вскоре капитан Каштанкин потопил вражеский транспорт. Через некоторое время, успешно выполнив боевое задание, группа самолетов во главе с капитаном Каштанкиным возвращалась к своему аэродрому. Штурман самолета заметил на воде крупный транспорт противника. Однако боеприпасы были уже израсходованы. Каштанкин приказал радисту вызвать бомбардировщики, приказал группе следовать на свой аэродром, но сам не ушел от транспорта, летал в отдалении, передавал по рации об изменении курса. Бомбардировщики не заставили себя долго ждать. Они ударили по транспорту и потопили его. Были и такие задания, на которые капитан Каштанкин вызывался сам. Так была сфотографирована батарея противника, укрытая в каменистом извилистом береге, которая не давала свободно проходить нашим кораблям. Для отвлечения внимания зенитчиков к батарее вылетела демонстративная группа истребителей. По ним враг и открыл интенсивный огонь. По батарее ударил наш крейсер. В это время Каштанкин вынырнул из-за облаков к позициям врага. Вокруг его самолета замелькали шапки разрывов — артиллеристы поняли наш маневр, но летчик уже успел засечь тяжелые орудия. В первой половине августа 1941 года гитлеровцы повели мощное наступление на Ленинград. К концу месяца противнику удалось выйти на ближние подступы к городу. В одном из разведывательных полетов на фотографирование железнодорожной станции самолет Каштанкина был подбит зенитной артиллерией, но летчик, выполнив задание, довел поврежденную машину до своего аэродрома. В одном из последующих вылетов он был ранен. Через несколько недель вернулся в строй. Его эскадрилья летала на бомбежку дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград. В ноябре 1941 года эскадрилья по решению командования была расформирована, а капитан Каштанкин был отправлен в запасной полк для освоения штурмовика Ил-2. Закончив учебу, капитан Каштанкин был назначен перегонщиком самолетов и стал перегонять самолеты Ил-2 с завода – изготовителя в окруженный врагом Севастополь. Иногда приходилось под огнем и садиться, и заруливать в укрытия, и улетать на транспортных самолетах за новыми Илами. Летчиками – перегонщиками владело одно стремление: быстрее доставить машины героическому городу, не потерять ни одной из них в трудном и опасном пути, на котором не раз их подстерегали вражеские истребители. После падения Севастополя в июне 1942 года капитан Каштанкин стал командовать отдельной штурмовой авиаэскадрильей на Южном фронте. Летчики наносили удары по наземным войскам противника, скоплениям судов в портах Керченского и Таманского полуостровов. За короткое время эскадрилья капитана Каштанкина потопила 12 транспортов, уничтожила 63 самолета и немало другой вражеской техники и живой силы. В передовице газеты «Красный флот» было написано: «Наиболее эффективно действуют по аэродромам наши самолеты-штурмовики. Подразделение, которым командует капитан Каштанкин, только за один вылет бомбами и пулеметно-пушечным огнем уничтожило и повредило на земле свыше 20 вражеских самолетов... За короткий срок они разрушили несколько переправ, сожгли много танков, истребили сотни гитлеровцев...» В одном из полетов на штурмовку самолет Каштанкина был подбит, а сам он тяжело ранен, однако вернулся на подбитой машине на аэродром. Из госпиталя он вышел осенью 1942 года и был направлен в запасной полк. В марте 1943 года ему было присвоено звание майора. Вскоре он получил назначение на Тихоокеанский флот. На его рапорт о посылке на фронт ответили, что его боевой опыт принадлежит не ему одному, его надо передавать молодежи, помогать осваивать новые машины, которые только начали получать дальневосточники. Каштанкин был назначен командиром 37-го полка ВВС Тихоокеанского флота. Началась напряженная учеба. Много часов он провел в воздухе, летал с каждым командиром эскадрильи и командиром звена. Часть майора Каштанкина была на Тихоокеанском флоте на хорошем счету. Летчики отличались высокой подготовкой, подразделения — слетанностью. Он готовил пилотов с учетом изменений в технике и тактике, воспитывал у них решительность, самоотверженность, мужество. Во время службы на Дальнем Востоке Каштанкин не терял надежды вернуться на фронт. Решив, что такое время пришло, он подал рапорт генералу, своему начальнику. В январе 1944 года его просьбу удовлетворили. Майора Каштанкина направили в распоряжение командования ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Он получил назначение в стоявший под Ленинградом 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк помощником командира по летной подготовке. Каштанкин вернулся в только что освобожденный от блокады Ленинград в начале 1944 года. На новом месте службы Каштанкин с головой ушел в боевую работу. Он многократно водил на штурмовку группы Илов. Его действия в воздухе были примером для летчиков. Он стремился выходить на цели поточнее, поразить их с первого захода, умело использовал облачность и характер местности. Как помощник командира полка он был требователен к людям, заботился о них, учил умело действовать в бою. В те дни летчики поддерживали пехоту, наносили удары по вражеским позициям. Гитлеровская авиация стала активнее противодействовать налетам, поэтому все чаще штурмовики летали с истребителями прикрытия. 6 марта 1944 года во главе группы из 8 самолетов Ил-2 гвардии майор Каштанкин произвел боевой вылет на штурмовку артиллерийско-минометных позиций противника на северо-западной окраине города Нарва. Несмотря на заградительный зенитный огонь, бомбоштурмовым ударом в группе уничтожил 5 дзотов, подавил огонь 3 минометных батарей. Еще более удачными были действия летчиков-штурмовиков 18 марта в районе бухты Кясму Лахт. Здесь наши разведчики обнаружили большое скопление кораблей и судов. 7-й гвардейский авиаполк повел на задание сам командир гвардии майор Мазуренко. Каштанкин возглавлял группу Илов. При штурмовке летчики потопили три транспорта, один из которых уничтожил Каштанкин. 23 марта 1944 года воздушная разведка обнаружила в Нарвском заливе две группы кораблей противника общей численностью до полутора десятков вымпелов. Группе самолетов 7-го гвардейского авиационного полка было приказано атаковать противника. Вел семерку командир полка Герой Советского Союза гвардии майор Мазуренко. Каштанкин был ведущим одной из пар. Воздушным стрелком у него был гвардии младший сержант Кузнецов. Во время штурмовки в самолет Каштанкина врезался вражеский снаряд. Самолет загорелся. Каштанкин развернул горящую машину и круто спикировал на вражеский сторожевой корабль, врезавшись в его самую середину. Прогремел взрыв, и сторожевик со всем экипажем пошел ко дну. Жестоко отомстили летчики врагу за гибель боевых товарищей. Фашистский конвой был разгромлен наголову. Всего в этом бою балтийские летчики уничтожили два транспорта, два сторожевых корабля и сторожевой катер, сбили 7 вражеских самолетов. В наградном листе было указано, что гвардии майор Каштанкин совершил 36 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Уничтожил и повредил в группе 3 вражеских транспорта, сторожевой катер, 3 миномётных батареи, 7 дзотов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Каштанкину Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени. Именем Героя была названа школа в родном селе.

 (498x699, 103Kb)
1911
Фёдор Михайлович Дудко
помощник командира танковой роты по технической части 91-го танкового батальона 20-й танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта, воентехник 1-го ранга. Родился в селе Корюковка, ныне город, районный центр Черниговской области Украины, в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1931 года. Окончил неполную среднюю школу, работал слесарем. В Красной Армии с 1932 года. Окончил курсы при учебном танковом батальоне, механик-водитель. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Помощник командира танковой роты по технической части 91-го танкового батальона (20-я танковая бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт) воентехник 1-го ранга Фёдор Дудко отличился в бою 16 декабря 1939 года. В этот день, пройдя четыре линии окопов, два ряда проволочных заграждений, ряд каменных надолб, танкисты экипажа Дудко Ф.М. достигли намеченного рубежа и удерживали его, дав возможность боевым товарищам выйти из окружения и эвакуировать подбитые танки. В бою 11 февраля 1940 года отважный офицер-танкист был тяжело ранен и в тот же день скончался. Похоронен в городе Выборге Ленинградской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» воентехнику 1-го ранга Дудко Фёдору Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, «Знак Почёта». Именем Героя назван проспект в Ленинграде (с 1965 года – город-герой, с 1991 года – Санкт-Петербург).



Аноним   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2013 г. 11:31 (ссылка)
1907
Арон Абрамович Богатин - а портрет дан какого-то ГСС, вряд ли шахматиста. Наверное ошибка? Валерий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
kakula   обратиться по имени Среда, 06 Февраля 2013 г. 18:40 (ссылка)
Спасибо, Валерий, ошибку исправил, приношу свои извинения
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку