-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 57653
 омментариев: 6354
Ќаписано: 65455


17 окт€бр€ родились...

—реда, 17 ќкт€бр€ 2012 г. 00:04 + в цитатник
 (529x698, 62Kb)
1804
Ќиколай »ванович Ќадеждин
русский литературный критик, этнограф, лингвист, многосторонний учЄный. –одилс€ в селе Ќижний Ѕелоомут «арайского уезда –€занской губернии. —ын св€щенника –€занской губернии, воспитанник –€занской духовной семинарии и ћосковской духовной академии. –одилс€ в семье потомственных св€щеннослужителей. ѕервоначально Ќиколай »ванович пошел по стопам отца и деда и поступил в 1815 году –€занскую духовную семинарию. ѕосле семинарии продолжил свое образование в ћосковской духовной академии, которую окончил в 1824 году. ѕо завершении учебы Ќадеждин 2 года служил преподавателем словесности, немецкого и латинского €зыков в –€занской семинарии. ¬ 1826 году он оставл€ет службу в семинарии, увольн€етс€ из духовного звани€ и переезжает в ћоскву, где устраиваетс€ домашним учителем в семью двор€н —амариных. ¬ ћоскве Ќадеждин знакомитс€ с  аченовским, издателем Ђ¬естника ≈вропыї, с которым они вскоре станов€тс€ близкими друзь€ми. ¬ Ђ¬естнике ≈вропыї Ќадеждин напечатает свою первую историческую статью Ч Ђќ торговых поселени€х италь€нцев на северном „ерноморьеї, а затем, с 1828 по 1830 год Ч р€д критических статей по современной литературе (под псевдонимом ЂЁкс-студент Ќикодим Ќадоумкої): ЂЋитературные опасени€ за будущий годї, Ђ—онмище нигилистовї, Ђƒве повести в стихах: ДЅалУ и Д√раф ЌулинУ, ДѕолтаваУ. ѕоэма јлександра ѕушкинаї, Ђ»ван ¬ыжигинї, нравственно-сатирический роман", Ђ¬сем сестрам по серьгамї. “ам же были напечатаны несколько рассказов Ќадеждина и довольно много стихов, написанных в духе Ўиллера. Ѕольша€ часть этих литературных произведений была признана критиками слабыми с художественной точки зрени€. ¬ 1830 году Ќадеждин защищает докторскую диссертацию о романтической поэзии. ƒиссертаци€ была написана на латинском €зыке и имела название ЂDe poeseos, quae Romantica audit, origine, indole et fatisї (Ђќ начале, сущности и судьбах поэзии, называемой романтическойї). »звлечени€ из нее были вскоре напечатаны в Ђ¬естнике ≈вропыї и Ђјтенееї под названием Ђќ насто€щем злоупотреблении и искажении романтической поэзииї. ѕосле защиты диссертации Ќадеждину, теперь доктору словесных наук, была предложена должность профессора по кафедре из€щных искусств и археологии ћосковского университета. Ќезадолго до этого Ќадеждин, был также избран в члены-соревнователи Ђќбщества истории и древностей российскихї. — начала 1832 по 1835 год Ќадеждин, в звании ординарного профессора, читал в ћосковском университете теорию из€щных искусств, археологию и логику. ¬ отличие от большинства профессоров того времени Ќадеждин не строил свой курс на сухих конспектах из известных учебников: его лекции были блест€щими импровизаци€ми, производившими глубокое впечатление на слушателей, среди которых были: ¬.√.Ѕелинский, Ќ.¬.—танкевич, ќ.M.Ѕод€нский и  .—.јксаков. ќсобенно сильное впечатление лекции молодого профессора произвели на —танкевича и Ѕелинского. —танкевич, глубоко воодушевленный иде€ми Ќикола€ »вановича даже говорил, что если когда-нибудь он будет в раю, то об€зан этим Ќадеждину: так много пробудил он в нем. ¬прочем, некоторые, как например  . јксаков, находили в чтени€х Ќадеждина отсутствие серьезного содержани€. ¬ 1831 году Ќадеждин основывает собственный журнал Ђ“елескопї, с иллюстрированным приложением Ђћолваї. ѕрограмма изданий была очень широка€: отражать главнейшие направлени€ современного просвещени€. ¬ Ђ“елескопеї и Ђћолвеї регул€рно печатались многие известные писатели и критики того времени: ∆уковский, «агоскин,  ольцов, ѕогодин, Ўевырев, √ерцен, ќгарев, Ѕелинский и др. Ѕольша€ роль отводилась также переводам сочинений известнейших иностранных писателей: философов, ученых, беллетристов. –егул€рно в издани€х по€вл€лись перепечатки в русском переводе статей из известных зарубежных журналов того времени, в основном английских и французских. Ќа страницах Ђ“елескопаї и Ђћолвыї Ќадеждин печатал и собственные критические статьи, а также статьи по философии и эстетике. ѕостепенно Ђ“елескопї и Ђћолваї вошли в число самых читаемых российских журналов того времени. Ђћолваї пользовалась попул€рностью даже среди светских дам. Ќадеждин сам был главным редактором Ђ“елескопаї. ¬ Ђћолвеї же ведущую роль играл Ѕелинский. ќн же в отсутствии Ќадеждина в 1835Ч1836 годах полностью редактировал оба издани€. »деи Ќадеждина в философии, эстетике и художественной критике тесно св€заны и образуют систему. ≈е основой €вилась своеобразна€ разработка философии ‘.¬.».Ўеллинга с двух противосто€щих друг другу позиций Ч религиозности (свою систему взгл€дов сам он называл Ђтеософизмомї или Ђрелигиозно-философским взгл€домї) и культурологической концепции, что привело (особенно в области, эстетики) к существенной независимости от шеллингианства. —огласно культурологической концепции Ќикола€ »вановича, исход€щей из идеи двойственности Ч материальности и духовности Ч человека, Ђкультураї (термин, который употребл€л сам Ќадеждин Ч “елескоп.Ч 1836.Ч є 9.Ч —. 114) движетс€ от первобытной нерасчленности к односторонней материальности античности и далее Ч к односторонней духовности —редневековь€. ¬ јнтичности дух человеческий устремл€етс€ во вне, движетс€ центробежно, в —редневековье Ч во внутрь, центростремительно. Ёто движение происходит по диалектическим законам. Ќачина€ с XVI в. осуществл€етс€ постепенный синтез этих двух начал, XIX в. есть век этого синтеза. ¬ области философии Ќадеждин выступил как представитель одной из школ русского ѕросвещени€ Ч русского диалектического идеализма (ƒ.ћ.¬елланский, ћ.√.ѕавлов, ј.».√алич, московские Ђлюбомудрыї Ч ¬.‘.ќдоевский, ƒ.¬.¬еневитинов и др., молодые Ќ.¬.—танкевич, ¬.√.Ѕелинский и др.), главным теоретическим источником которого была философи€ раннего Ўеллинга. Ќиколай »ванович работал в нескольких област€х философии. ¬ натурфилософии он пропагандировал идеи диалектического развити€, единства всего сущего. Ќа основе концепции Ђдинамизмаї (проводимой в физике профессором ћосковского университета ћ.√.ѕавловым, натурфилософию которого Ќадеждин вс€чески поддерживал и пропагандировал) он пыталс€ преодолеть метафизическую ограниченность тогдашнего атомизма и объ€снить происхождение и специфику живого вещества. «десь намечалс€ его отход от шеллингианского идеализма, когда он утверждал, что Ђдух наш есть не что иное, как самосознание природы; его мысль должна быть полным, всеобъемлющим зеркалом быти€ї (“елескоп.Ч 1833.Ч є 9.Ч —траница 107). ¬ методологии Ќиколай »ванович отстаивал единство опыта и умозрени€ (“ам же.Ч 1836.Ч є 12.Ч —траницы 557Ч559), критику€ вульгарное умозрительство многих русских шеллингианцев 20Ч30 гг. и эмпиризм, в котором он упрекал профессора ћосковского университета, историка литературы и эстетика —.Ћ.Ўевырева (“елескоп.Ч 1836.Чє 9.Ч—траницы 119Ч121, 124Ч125,. 134). Ќадеждин обосновывал новый дл€ –оссии тех времен методологический принцип единства исторического и логического (“ам же.Ч є 8.Ч —траницы 615Ч618, 628Ч629), принцип единства анализа и синтеза (“ам же.Ч є 11.Ч —траница 429). «десь также намечалась лини€ критики шеллингианства и отхода от него. ¬есьма значительна роль Ќадеждина в развитии логики. ≈му принадлежит несомненный приоритет в ассимил€ции на русской почве идей диалектической логики √.¬.‘.√егел€. Ќиколай »ванович преодолел понимание логики как чисто формальной науки, наход€щейс€ за пределами философии. ќн осознавал ее как важнейшую часть философии, обеспечивающую постижение противоречивости мира и сознани€ (что, по Ўеллингу, невозможно дл€ логики и осуществл€етс€ лишь посредством мистического Ђинтеллектуального созерцани€ї). Ќадеждин вслед за √егелем включал в предмет логики категории, и, примен€€ к логике идею тождества быти€ и мышлени€, истолковывал эти категории и логические законы как воспроизведение в сознании законов и св€зей быти€. ѕроблематика философии истории непосредственно включена в культурологическую концепцию Ќикола€ »вановича. ќн трактовал философию истории как науку об общих законах развити€ человечества, о специфических дл€ истории формах всеобщих законов быти€. “акими специфическими законами €вл€ютс€ единство человеческого рода, его развиваемость и совершенствование, законосообразность исторического развити€, единство необходимости и свободы. ’от€ по Ќадеждину в основе этих закономерностей и лежит некое идеальное начало (Ѕог), конкретное объ€снение истории человечества, осознание ее этапов возможно только через социальные, географические, политические и прочие реальные факторы исторического развити€. ¬ этом контексте Ќадеждин рассматривал и проблему нации, национальной специфики исторического, в частности культурного развити€, примен€€ эти идеи и к –оссии. –ассматрива€ эстетику как часть философии, Ќадеждин синтезировал эстетику просветительского классицизма и шеллингианского романтизма. ¬ результате он построил систему реалистической эстетики, €вившуюс€ одним из отечественных теоретических источников эстетики русского критического реализма. —вою эстетику Ќиколай »ванович считал наукой, основанной на философии, и разрабатывал ее не только как концепцию закономерностей возникновени€ и развити€ искусства, но и как теорию искусства будущего. ќн делал это в русле своей культурологической концепции, по которой главными чертами культуры XIX в. €вл€ютс€ синтетичность, сближение с действительностью, жизнью и практическа€ устремленность. ѕод Ђсинтетичностьюї (или Ђвсеобщностьюї) понимаетс€ сн€тие односторонности классической и романтической форм искусства, то есть односторонних стремлений выразить в искусстве соответственно лишь материальное или духовное начало, и создание искусства, которое будет представл€ть человека в единстве и полноте. ƒл€ достижени€ такого идеала в Ђхудожественной де€тельностиї необходимо удовлетворить Ђпотребность естественности и потребность народностиї (–усские эстетические трактаты первой трети XIX века. Ч ћосква, 1974.-- “ом 2. Ч —траницы 453, 454). ѕод естественностью Ќадеждин понимал правдивость обобщенного изображени€ жизни в искусстве, истинность художественного изображени€. »скусство должно быть Ђполным, светлым отражением народов, среди коих процветаетї, должно развиватьс€ в национальной форме, Ђв св€зи с его (народа) политическою, ученою и религиозною историейї, в зависимости от форм общества (Ћитературна€ критика. Ч ћосква, 1972. Ч —траницы 441Ч443). ѕри этом, поскольку искусство подчинено законам Ђединстваї и Ђбесконечного развити€ї, оно лишено какой-либо национальной ограниченности и €вл€етс€ единством национального (Ђнародногої) и общечеловеческого (Ђчуже€дстваї): Ђв своем беспрестанном расширении творческий гений народа встречаетс€ с другими, более или менее соприкосновенными народами, и по закону естественного сочувстви€, по законам взаимного прит€жени€, коими держитс€ целость и единство вселенной, берет больше или меньше участи€ в их жизни, обогащаетс€ их успехами, питаетс€ их приобретени€миї (Ћитературна€ критика. Ч —траница 402). —ближа€сь с жизнью, искусство проникает Ђв сокровеннейшие изгибы быти€, в мельчайшие подробности жизниї (–усские эстетические трактаты. Ч —траница 454). Ђ“ворческа€ де€тельностьЕ не что иное, как воспроизводительница быти€, соревновательница духа жизни, стру€щегос€ в недрах природыї (“ам же.Ч —траница 453). Ќаконец, практическа€ устремленность означает, что жизнь де€телей культуры Ђне ограничиваетс€ ныне уединенным отшельничеством в мире идеалов; они исход€т и на позорище вещественного. ѕоэзи€ не мешает им действовать на чреде общественного служени€ и жить дл€ блага и чести народовї (“елескоп.Ч 1831.- є 1.-7 —траница 39). ¬ системе эстетических идей Ќадеждина существенное значение имела также иде€ историзма: искусство развиваетс€ и притом по диалектическим законам, следовательно, поступательно; существует прогресс искусства, поскольку принципы идеального искусства лишь постепенно проникают в сознание художника и осуществл€ютс€ в продуктах их творчества (мысль, котора€ до сих пор €вл€етс€ в эстетике дискуссионной). явл€€сь сторонником реалистической критики, Ќадеждин своими первыми литературными выступлени€ми возглавил борьбу против господствовавшего в то врем€ в русской литературе романтизма. ќтверга€ романтическое Ђдушегубствої, развиваемое в бесчисленных вариаци€х, Ќадеждин требовал заменить все это существенным достоинством и величием изображаемых предметов. ќбъектами жестких нападок Ќадеждина стали творчество Ќ.ј.ѕолевого, √реча, ќ.ћ.—омова, √недича, Ѕоратынского, ѕодолинского, ќрлова, ‘.Ѕулгарина и даже ј.—.ѕушкина (последний критиковалс€ за скитань€ по Ђкерченским острогам, цыганским шатрам и разбойническим вертепамї и за малоидейные поэмы вроде Ђ√рафа Ќулинаї). Ћитераторы отвечали Ќадеждину той же монетой. ѕушкин, к примеру, написал несколько едких эпиграмм: Ђѕритчаї, Ђћальчишка ‘ебу гимн поднесї и др. (¬прочем, после выхода Ђѕолтавыї и ЂЅориса √одуноваї отношение Ќадеждина к ѕушкину кардинально изменилось. Ќадеждин решительно признал ошибочность своей оценки творчества великого поэта и отзывалс€ о нем в целом очень высоко; со своей стороны ѕушкин отказалс€ от контркритики Ќадеждина и даже стал участвовать в его Ђ“елескопеї). Ќадеждин настаивал на необходимости философского углублени€ литературной критики. ƒл€ него характерно воззрение на общественный процесс как на развитие, характерно признание, что истори€ человечества ЂЕесть не что иное, как беспрестанное движение, непрерывный р€д измененийї. ќтсюда Ч исторический подход к действительности. ≈го принцип Ч Ђсознательное творчество, руководствующеес€ отчетливым пониманием минувшегої. Ќужно, чтобы Ђистори€ почиталась не простым только поминанием упокойников, но учительницей насто€щего и истолковательницей будущегої. —чита€ искусство выражением жизни, Ќадеждин дл€ русской литературы выставил три принципа: естественность, оригинальность, народность. ≈стественность есть не что иное, как реализм, народность Ч требование национального искусства (при этом Ќадеждин четко отграничивал истинную народность от вульгарных подделок под нее (роман Ѕулгарина Ђ»ван ¬ыжигинї)). —оответственно этим требовани€м основными жанрами литературы Ќадеждин выдвигал повесть и роман. ќбразцом дл€ подражани€ он считал произведени€ Ќ.¬.√огол€, Ќ.«агоскина, ћ.ј.ћаксимовича,  арамзина, јксакова, а позже и ѕушкина. ¬ произведени€х этих писателей видел первые и блест€щие опыты возведени€ простонародного €зыка на ступень литературного достоинства. ќдновременно с преподаванием в московском университете и изданием журнала Ќадеждин продолжал подрабатывать домашним преподавателем. ѕосле окончани€ обучени€ ёри€ ‘едоровича —амарина Ќиколай »ванович устраиваетс€ учителем детей двор€н —ухово- обылиных, которые тогда также жили в ћоскве. ¬ процессе обучени€ между ним и старшей дочерью —ухово- обылиных ≈лизаветой (будущей писательницей ≈вгенией “ур) устанавливаютс€ очень теплые дружеские отношени€. ≈лизавета ¬асильевна была просто очарована умом и образованностью молодого профессора, и старалась как могла по его предмету. Ќадеждин хвалил ее успехи, называ€ своей лучшей воспитанницей. ѕостепенно дружеские отношени€ между —ухово- обылиной и Ќадеждиным переросли в романтические. Ћетом 1834 года Ќиколай и ≈лизавета решают поженитьс€. ќднако этому браку не суждено было состо€тьс€. –одители ≈лизаветы ¬асильевны выступили категорически против, счита€ жениха, имевшего незнатное происхождение недостойным руки двор€нской дочери. Ќиколай и ≈лизавета думают обвенчатьс€ тайно, однако их замысел проваливаетс€ (в будущем истори€ отношений с ≈лизаветой —ухово- обылиной послужит Ќадеждину основой дл€ повести Ђ—ила волиї(антологи€ Ђ—то русских литераторовї, 1841)). ѕоследстви€ этой неудавшейс€ попытки женитьс€ были весьма печальны дл€ Ќадеждина. Ѕрат ≈лизаветы јлександр (в будущем известный драматург) вызывает Ќадеждина на дуэль, однако Ќадеждин отказываетс€ прин€ть вызов, мотивиру€ это тем, что раз в силу своего недвор€нского происхождени€ он не может женитьс€ на ≈лизавете, то и решать вопрос чести двор€нским способом ему недолжно. ¬збешенный таким ответом —ухово- обылин потребовал от Ќадеждина убиратьс€ вон из ћосквы, гроз€, что иначе пристрелит дерзкого поповича, даже если за то ему будет —ибирь. ¬ сложившихс€ услови€х Ќиколай »ванович предпочитает оставить преподавательскую де€тельность и уехать в путешествие за границу. ¬ течение 1835Ч1836 годов он исколесит большую часть «ападной ≈вропы. —реди стран посещенных им были √ермани€, ‘ранци€, Ўвейцари€, »тали€, јвстри€ и др. »зданием Ђ“елескопаї и Ђћолвыї в отсутствие Ќадеждина заведовал Ѕелинский. ¬ернувшись в 1836 году из своей поездки, Ќадеждин отказалс€ от предложенной ему кафедры в  иевском университете и снова прин€лс€ за издание Ђ“елескопаї. ќднако просуществовать долго этому журналу было не суждено. ¬ окт€брьской книжке (є 15 за 1836 год) Ќадеждин публикует Ђ‘илософическое письмої ѕ.я.„аадаева, в котором Ќиколай »ванович усмотрел Ђвозвышенность предмета, глубину и обширность взгл€довї. ѕубликаци€ письма вызвала сильное негодование в прав€щих кругах. »мператор Ќиколай I, лично прочитав статью, назвал еЄ содержание Ђсмесью дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенногої, прибавив, что Ђне извинительны ни редактор журнала, ни цензорї. Ђ“елескопї был закрыт, Ќадеждин сослан в ”сть-—ысольск (впоследствии ему разрешили поселитьс€ в ¬ологде). ¬ ссылке Ќадеждин не перестает работать Ч пишет статьи дл€ словар€ ѕлюшара ЂЁнциклопедический Ћексиконї и несколько замечательных исследований дл€ ЂЅиблиотеки дл€ „тени€ї (Ђќб исторической истине и достоверностиї, Ђќпыт исторической географии русского мираї и др.). ¬ 1838 году по ходатайству ƒ.ћ. н€жевича и я.».–остовцева Ќадеждин был амнистирован императором и смог покинуть место ссылки, однако к преподаванию в университете он допущен не был. ѕо приглашению  н€жевича Ќадеждин уезжает в ќдессу, где становитс€ редактором его журнала Ђќдесский альманахї. ¬ ќдессе Ќадеждин также активно занимаетс€ изучением истории юга –оссии, публикует научные статьи: Ђ√еродотова —кифи€, объ€сненна€ чрез сличение с местност€миї, Ђ ритический разбор сочинени€ доктора Ћинднера: Skythien und die Skythen von Herodotї, Ђќ местоположении древнего города ѕересечена, принадлежавшего народу ”гличамї, ЂЌародна€ поэзи€ у зыр€нї и др. ѕри непосредственном участии Ќадеждина в начале 1840 года создаетс€ Ђќдесское общество любителей истории и древностейї. ¬ 1840Ч1841 годах Ќадеждин и  н€жевич предпринимают обширное научное путешествие по южным и западнослав€нским земл€м. ¬ письмах ѕогодину и ћаксимовичу Ќадеждин так описал маршрут и цели этой экспедиции: Ђ¬ непродолжительном времени € оставл€ю ќдессу и –оссиюї, Ч еду далеко на «апад. ’очу объехать все словенские земли. я собираю давно уже материалы дл€ истории ¬осточной ÷еркви, преимущественно у —ловенских народов". Ђ’очу объехать Ѕалкан и  арпат, эти родимые гнезда нашего доблестного рода и могучего €зыка. ≈ду через ћолдавию, ¬алахию, —едмиградию, —ербию и ¬енгрию Ч сначала до ¬ены; потом Ч побывши в ѕраге и ћюнхене Ч спускаюсь в »талию до Ќеапол€. ќттуда хочу пробратьс€ через јдриатику, Ч до –агузы (ƒубровника) и „ерной √оры, и по ƒалматскому берегу, через  роацию и —тирию, оп€ть в ¬ену. »з ¬ены уже обыкновенной дорогой проеду в Ћьвов и думаю загл€нуть к ¬енгерским –усн€кам в —еверо-восточные  омитаты; буду и на развалинах √аличаї. —ведени€, полученные в результате этой экспедиции, дадут Ќадеждину огромный материал дл€ его дальнейших научных исследований. ”же почти сразу по возвращении в –оссию Ќадеждин напишет и опубликует в Ђќдесском альманахеї и в Ђ∆урнале министерства народного просвещени€ї несколько статей, некоторые из которых: Ђ—ила воли. ¬оспоминани€ путешественникаї, Ђќ наречи€х русского €зыкаї, Ђ«аписка о путешествии по южно-слав€нским странамї до сих пор не потер€ли своего научного значени€. ќдним из главных выводов сделанных Ќадеждиным по итогам экспедиции стало развенчание панслав€нских взгл€дов, утверждавших о бесспорном стремлении всех слав€нских народов к созданию единого общеслав€нского государства. Ђ—лав€нский патриотизм, мечтающий о централизации слав€нского мира, Ч писал он, основыва€сь на впечатлени€х от поездки по населенным слав€нами земл€м јвстрийской империи, Ч существует только в головах некоторых фанатиковї, но народы слав€нские вообще, Ч за исключением венгерских слав€н и русинов, угнетаемых магнатами Ч Ђживут себе преспокойно под австрийским владычеством, ни мало не дума€ о какой-либо политической самобытностиї. Ќадеждин первым из российских ученых осмеливаетс€ дать столь жесткий ответ весьма попул€рному в то врем€ среди российской элиты панслав€низму. ¬ 1842 году Ќадеждин переезжает в —анкт-ѕетербург и поступает на службу в ћинистерство ¬нутренних дел. ¬ самом начале 1843 году Ќадеждин был назначен главным редактором Ђ∆урнала ћинистерства ¬нутренних ƒелї. ¬ этом издании, €вл€ющемс€ официальным печатным органом ћ¬ƒ Ќиколай »ванович напечатает р€д собственных трудов по географическому, этнографическому и статистическому изучению –оссии (ЂЌовороссийские степиї, Ђѕлем€ русское в общем семействе слав€нї [том I], Ђ»сследование о городах русскихї [тома VIЧVII], Ђќбъем и пор€док обозрени€ народного богатстваї [том IX] и др.). –уководство журналом Ќадеждин осуществл€л вплоть до своей смерти в 1856 году. ¬ 1844Ч1846 годах Ќадеждин по заданию министра внутренних дел Ћ.ј.ѕеровского, проводит работу по исследованию христианских религиозных меньшинств –оссийской империи и граничащих с –оссией стран ≈вропы. Ќиколай »ванович подошел к этому заданию основательно: много работал в архивах, ездил в места компактного проживани€ религиозных меньшинств в –оссии и за границей, жил некоторое врем€ среди сектантов, аккуратно интересу€сь их религиозными взгл€дами и собира€ необходимую информацию. »з трудов Ќадеждина, €вившихс€ результатом проделанной работы, опубликованы были только два: Ђ»сследование о скопческой ересиї (1845) и Ђќ заграничных раскольникахї (1846). Ќа основе своих исследований Ќадеждин делает вывод о необходимости ужесточить преследование власт€ми скопцов, хлыстов и прочих маргинальных христианских сект, как представл€ющих опасность дл€ государственного устройства и общества в целом. ¬ 1847 году Ќадеждин принимает участие в создании –усского географического общества. ¬ статье Ђќб этнографическом изучении русского народаї (Ђ«аписки –усского √еографического ќбществаї, книга 2, —анкт-ѕетербург, 1847) Ќиколай »ванович широко намечает объем науки этнографии и ее разветвлени€ по разным сторонам народной жизни (изучение народности со стороны историко-географической, со стороны народной психологии, археологии, быта и проч.). ќн дал несколько образцовых трудов по исторической географии и составил этнографическую программу, рассылка которой доставила √еографическому обществу массу ценных данных. Ќаправление, разработанное Ќадеждиным в этой области ј.Ќ.ѕыпин (Ђ»стории русской этнографииї, том I) характеризует как этнографический прагматизм, стремившийс€ исходить из непосредственных, точных фактов, и приписывает ему большую долю того улучшени€ приемов наблюдени€ и собирани€ этнографических материалов, какое замечаетс€ в последующих трудах российских изыскателей. ¬ конце 1848 года Ќадеждина, уже общепризнанного культурного и научного де€тел€, награжденного р€дом государственных и ведомственных наград, избирают председательствующим отделени€ этнографии общества. ¬ этой должности Ќадеждин продолжает активно трудитьс€: редактирует Ђ√еографические »звести€ї и ЂЁтнографический —борникї, пишет статьи дл€ них. ¬ 1852 году Ћ.ј.ѕеровского на посту главы ћ¬ƒ смен€ет ƒ.√.Ѕибиков. Ќовый министр решает реформировать ведомственный журнал ћ¬ƒ, Ч несколько измен€ютс€ план, задачи и цели издани€, ужесточаютс€ требовани€ к содержанию и оформлению статей. ¬се работы по реформированию журнала ложатс€ на плечи главного редактора. ÷елыми дн€ми Ќадеждин вынужден находитс€ в своем кабинете, просматрива€ груды рукописей. перечитыва€ бесчисленные корректуры. ”порна€ работа подрывает его здоровье, восстановить которое не помогло даже лечением в  рыму. ¬ 1854 г. с Ќадеждиным случилс€ удар. Ќесколько оправившись от болезни Ќиколай »ванович продолжает активно трудитьс€, регул€рно наруша€ предписываемый врачами режим: врем€ необходимое дл€ отдыха он использует дл€ перевода на русский €зык Ђ«емлеведени€ї –иттера. ¬ конце 1855 года здоровье Ќадеждина стремительно ухудшаетс€. 27 декабр€ 1855 года он последний раз председательствует на собрание этнографического отделени€ –√ќ. —обрание из-за болезни Ќикола€ »вановича проводитс€ на его квартире. ”тром 11 €нвар€ 1856 года Ќиколай »ванович Ќадеждин скончалс€. Ќа смерть выдающегос€ ученого и культурного де€тел€ откликнулись многие издани€ –оссии, поместив на своих страницах обширные некрологи.  ритическа€ де€тельность Ќадеждина имела весьма существенное значение дл€ русской литературы XIX века. Ќ.√.„ернышевский писал, что он Ђпервый объ€снил нашей критике, что такое ѕоэзи€, что такое художественное произведение. ќт него узнали у нас, что поэзи€ есть воплощение идеи, что иде€ есть зерно, из которого вырастает художественное произведениеЕ; что  расота формы состоит в соответствии еЄ с идеею. ќн первый начал строго рассматривать, пон€та ли и прочувствованна ли иде€, выраженна€ в произведении, есть ли в нем художественное единство, выдержаны ли и верны ли человеческой природе, услови€м времени и народности характеры действующих лиц, истекают ли подробности произведени€ из его цели, естественно ли, по закону ли поэтической необходимости развиваетс€ весь ход событий, воплощающих идею автора из данных характеров и положенийї. ¬ силу этого „ернышевский утверждал, что Ќиколай »ванович Ђпервый дал русской критике все эстетические основани€, на которых должна она развиватьс€, и показал примеры, как прилагать эти принципы к суждению о поэтическом произведенииї, когда сказал, что его критикой было положено основание критике гоголевского периода русской литературы („ернышевский Ќ.√. ѕолное собрание сочинений Ч “ом 3. Ч —траницы 163, 177). «начителен вклад Ќадеждина и в развитие отечественной науки. ¬ своих сочинени€х: Ђќб исторической истине и достоверности (1837)ї, Ќародна€ поэзи€ у зыр€н, (1839), Ђќ наречи€х русского €зыкаї (1841), Ђќб этнографическом изучении народности русскойї (1847) Ђќ русских народных мифах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русскойї (1857) и др. Ќадеждин одним из первых намечает пути изучени€ национального фольклора народов –оссии, закладывает основы отечественной исторической географии, прослеживает эволюцию русского литературного €зыка в его соотношении со старослав€нским, содействует становлению слав€новедени€ как науки. ћногие из научных трудов Ќадеждина не утратили своей актуальности и по сей день. —очинени€: Ќадеждин Ќ.». —очинени€. —анкт-ѕетербург, 2000. Ћитература: Ёнциклопедический словарь Ѕрокгауза и ≈фрона (1890Ч1907); я.ѕопов в Ђ∆урнал ћинистерства Ќародного ѕросвещени€ї, 1880 г., є 1 Ч о службе Ќадеждина в московском университете); “рубачев —.—. ѕредшественник и учитель Ѕелинского // »сторический вестник, 1889. - “ом 37. - є 8. - —траницы 307-330; є 9. - —траницы 499-527; ћ.ћ.‘илиппов в Ђ–усском Ѕогатствеї (1894 г., є 9); Ќ. . озмин Ќ.».Ќадеждин. ∆изнь и научно-литературна€ де€тельность. 1804Ч1836. —анкт-ѕетербург, 1912; ¬.√.Ѕерезина –усска€ журналистика второй четверти XIX века Ч Ћенинград, 1965; «.ј. аменский Ќ.».Ќадеждин. ћосква, 1984.

Giovanni_mario (475x700, 37Kb)
1810
ƒжованни ћарио (Giovanni Mario; насто€щее им€ - ƒжованни ћаттео ƒе  андиа)
италь€нский певец (лирический тенор). ќдин из лучших певцов XIX столети€, ћарио обладал чистым и полнозвучным голосом бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценическими данными. ќ& 555e42jf #1085; был выдающимс€ лирическим оперным актером. ƒжованни ћарио родилс€ в  аль€ри, что на —ардинии. Ѕудучи страстным патриотом и столь же страстно преданным искусству человеком, он в молодые годы отказалс€ от семейных титулов и земельных угодий, став участником национально-освободительного движени€. ¬ конце концов ƒжованни был вынужден бежать из родной —ардинии, преследуемый жандармами. ¬ ѕариже его приютил ƒжакомо ћейербер, который подготовил его к поступлению в ѕарижскую консерваторию. «десь он училс€ пению у Ћ.ѕопшара и ћ.Ѕордоньи. ќкончив консерваторию, молодой граф под псевдонимом ћарио начал выступать на сцене. ѕо совету ћейербера он в 1838 году исполнил главную партию в опере "–оберт-ƒь€вол" на сцене театра "√ранд-опера". — 1839 года ћарио с большим успехом поет на сцене »таль€нского театра, став первым исполнителем главных партий в операх ƒоницетти: Ўарль ("Ћинда ди Ўамуни", 1842), Ёрнесто ("ƒон ѕаскуале", 1843). ¬ начале 1840-х годов ћарио выступал в јнглии, где пел в театре " овент-√арден". «десь соединились судьбы певицы ƒжулии √ризи и ћарио, которые гор€чо любили друг друга. ¬любленные артисты остались неразлучными не только в жизни, но и на сцене. Ѕыстро став знаменитым, ћарио объездил всю ≈вропу, и немалую часть своих огромных гонораров отдавал италь€нским патриотам. Ђћарио был художником изощренной культуры, - пишет ј.ј.√озенпуд, - человеком, кровно св€занным с передовыми иде€ми эпохи, и прежде всего пламенным патриотом, единомышленником ћадзини. ƒело не только в том, что ћарио щедро помогал борцам за независимость »талии. јртист-гражданин, он в своем творчестве €рко воплощал освободительную тему, хот€ возможности дл€ этого были ограничены как репертуаром, так и прежде всего характером голоса: лирический тенор обычно в опере выступает как любовник. √ероика не €вл€етс€ его сферой. √ейне, свидетель первых выступлений ћарио и √ризи, отметил только лирическую стихию в их исполнении. ≈го отзыв был написан в 1842 году и характеризовал одну сторону творчества певцов.  онечно, лирика и позднее осталась близкой √ризи и ћарио, но она не охватывала всей сферы их исполнительского искусства. –убини не выступал в операх ћейербера и молодого ¬ерди, его эстетические вкусы определ€лись триадой –оссини Ѕеллини ƒоницетти. ћарио представитель другой эпохи, хот€ и испытавший воздействие –убини. ¬ыдающийс€ интерпретатор партий Ёдгара ("Ћючи€ ди Ћаммермур"), графа јльмавивы ("—евильский цирюльник"), јртура ("ѕуритане"), Ќеморино ("Ћюбовный напиток"), Ёрнесто ("ƒон ѕаскуале") и многих других, он с таким же мастерством исполн€л –оберта, –аул€ и »оанна в операх ћейербера, √ерцога в "–иголетто", ћанрико в "“рубадуре", јльфреда в "“равиате"ї. ƒаргомыжский, услышавший ћарио в первые годы его выступлений на сцене, в 1844 году сказал следующее: "ћарио, тенор в лучшей поре, с при€тным, свежим голосом, но не сильным, так хорош, что много напомнил мне –убини, которому он, впрочем, €вно ищет подражать. ќн еще не оконченный артист, но € полагаю, что он должен подн€тьс€ очень высоко". ¬ том же году русский композитор и критик ј.Ќ.—еров писал: "” италь€нцев этою зимою случилось столько же блест€щих fiasco, как и в Ѕольшой опере. “ак же и там публика много жаловалась на певцов, с тою только разницею, что италь€нские вокальные виртуозы иногда не хот€т петь, а французские - петь не могут. ѕарочка дорогих италь€нских соловьев, синьор ћарио и синьора √ризи, были, однако, всегда на своем посту в зале ¬антадур и трел€ми своими переносили нас в самую цветущую весну, тогда как в ѕариже свирепствовали холод, снег и ветер, бушевали фортепианные концерты, дебаты в камерах депутатов и полькомани€. ƒа, это счастливые, чарующие соловьи; италь€нска€ опера вечно поюща€ роща, куда € спасаюсь, когда зимн€€ тоска мен€ отуманит, когда житейские морозы станов€тс€ дл€ мен€ невыносимы. “ам, в при€тном уголке полузакрытой ложи, оп€ть отлично согреешьс€; мелодические чары преврат€т т€желую действительность в поэзию, тоска затер€етс€ в цветочных арабесках, и сердце вновь станет улыбатьс€.  акое наслаждение, когда ћарио поет, и в очах √ризи звуки влюбленного соловь€ отражаютс€, будто видимое эхо.  ака€ отрада, когда √ризи поет, и в ее голосе мелодически открываетс€ нежный взгл€д и счастлива€ улыбка ћарио! ѕрелестна€ чета! ѕерсидский поэт, назвавший соловь€ розою между птицами, а розу - соловьем между цветами, здесь бы совсем запуталс€ и растер€лс€ в сравнени€х, потому что оба, и он и она, ћарио и √ризи, блистают не только пением, но и красотою". ¬ 1849-1853 годах ћарио с женой ƒжулией √ризи выступал на сцене »таль€нской оперы в —анкт-ѕетербурге. ѕленительность тембра, задушевность и очарование звучани€, по словам современников, покор€ли аудиторию. ѕод впечатлением исполнени€ ћарио партии јртура в "ѕуританах" ¬.Ѕоткин писал: "√олос ћарио таков, что самые нежные звуки виолончели кажутс€ сухими, грубыми, когда они сопровождают его пение: в нем льетс€ кака€-то электрическа€ теплота, котора€ мгновенно проникает в вас, отрадно течет по нервам и приводит все чувства в глубокую растроганность; это не грусть, не душевна€ тревога, не страстное волнение, а именно растроганность". “алант ћарио позвол€л ему с такой же глубиной и силой передавать другие чувства - не только нежность и томление, но и гнев, негодование, отча€ние. ¬ сцене прокл€ти€ в "Ћючии" артист вместе с героем скорбит, сомневаетс€ и страдает. —еров писал о последней сцене: "Ёто драматическа€ правда, доведенна€ до своего апоге€". — предельной искренностью ћарио проводит и сцену свидани€ ћанрико с Ћеонорой в "“рубадуре", переход€ от "наивной, детской радости, забывающей все на свете", к "ревнивым подозрени€м, к горьким упрекам, к тону полного отча€ни€ покинутого любовника" - "¬от истинна€ поэзи€, истинна€ драма", - писал восхищенный —еров. "ќн был непревзойденным исполнителем партии јрнольда в "¬ильгельме “елле", - отмечает √озенпуд. ¬ —анкт-ѕетербурге ее пел обычно “амберлик, но в концертах, где часто звучало трио из этой оперы, опускавшеес€ в спектакл€х, в нем участвовал ћарио. "¬ его исполнении рыдани€ исступленного јрнольда и его громовое "Alarmi!" наполн€ли, потр€сали и воодушевл€ли всю огромную залу". — мощным драматизмом исполн€л он партию –аул€ в "√угенотах" и »оанна в "ѕророке" ("ќсада Ћейдена"), где его партнершей была ѕ.¬иардо. ќблада€ редким сценическим оба€нием, красотой, пластикой, умением носить костюм, ћарио в каждой из исполн€емых им ролей полностью перевоплощалс€ в новый образ. —еров писал о кастильской гордости ћарио ‘ердинанда в "‘аворитке", о его глубоко меланхолической страсти в роли несчастного любовника Ћючии, о благородстве и мужестве его –аул€. «ащища€ благородство и чистоту, ћарио осуждал подлость, цинизм и сластолюбие.  азалось, ничто не мен€лось в сценическом облике геро€, так же пленительно звучал голос, но незаметно дл€ слушател€-зрител€ артист раскрывал жестокость и сердечную пустоту персонажа. “аким был его √ерцог в "–иголетто". «десь певец создал образ человека аморального, циника, дл€ которого существует единственна€ цель наслаждение. ≈го √ерцог утверждает свое право сто€ть выше вс€ких законов. ћарио - √ерцог страшен бездонной опустошенностью души. ј.—тахович писал: "¬се знаменитые тенора, которых € слышал после ћарио в этой опере, от “амберлика включительно до ћазини пели романс (√ерцога) с руладами, соловьиными трел€ми и с разными штучками, приводившими в восторг публику “амберлик же изливал в этой арии весь разгул и довольство солдата в ожидании легкой победы. Ќе так пел эту заигранную даже шарманками песенку ћарио. ¬ его пении слышалось признание корол€, избалованного любовью всех гордых красавиц своего двора и пресыщенного успехами ѕоразительно звучала в устах ћарио в последний раз эта песн€, когда, как тигр, терза€ свою жертву, рычал шут над трупом Ётот момент в опере выше всех трескучих монологов “рибуле в драме √юго. Ќо этот страшный момент, дающий столько простора таланту даровитого артиста в роли –иголетто, был полон ужаса и дл€ публики при одном закулисном пении ћарио. —покойно, почти торжественно лилс€, звенел его голос, постепенно замира€ в свежем рассвете утра, - наступал день, и пойдут чередою еще много-много подобных дней, и безнаказанно, беззаботно, но с теми же невинными забавами потечет славна€ жизнь "геро€ корол€". ƒействительно, когда пел ћарио эту песенку, трагичность положени€ холодила кровь и –иголетто, и публики". ќпредел€€ особенности творческой индивидуальности ћарио как певца романтического, критик "ќтечественных записок" писал, что он "принадлежит к школе –убини и »ванова, главный характер которой составл€ют нежность, задушевность, кантабиле. Ёта нежность имеет у него какой-то оригинальный и крайне привлекательный отпечаток туманности: в тембре голоса ћарио много того романтизма, который господствует в звуке вальдгорна, - качество голоса неоценимое и очень счастливое. –аздел€€ общий характер теноров этой школы, он имеет голос крайне высокий (верхнее si-bemol ему нипочем, а фальцет доходит до fa). ќдин –убини имел неос€заемый дл€ слуха переход от грудных звуков к фистуле; из всех теноров, слышанных после него, ћарио приблизилс€ более других к этому совершенству: его фальцет полон, м€гок, нежен и легко поддаетс€ оттенкам piano. ќн употребл€ет очень ловко рубиниевский прием резкого перехода от forte к piano. ‘иоритуры и бравурные пассажи у ћарио из€щны, как у всех певцов, образованных французскою публикой. ¬се пение проникнуто драматическим колоритом, скажем даже, ћарио иногда слишком увлекаетс€ им ѕение его проникнуто неподдельной теплотой. »гра ћарио прекрасна". —еров, высоко ценивший искусство ћарио, отмечал "талант музыкального актера первостепенной силы", "грацию, очаровательность, непринужденность", высокий вкус и стилистическое чутье. —еров писал, что ћарио в "√угенотах" показал "себ€ великолепнейшим артистом, которому в насто€щее врем€ и равных нет"; особенно подчеркивал его драматическую выразительность. "“ака€ игра на оперной сцене нечто вовсе небывалое". Ѕольшое внимание ћарио обращал на постановочную сторону, историческую точность костюма. “ак, создава€ образ √ерцога, ћарио приближал геро€ оперы к персонажу драмы ¬иктора √юго. ¬о внешнем облике, в гриме, костюме артист воспроизводил черты подлинного ‘ранциска I. ѕо свидетельству —ерова, это был оживший исторический портрет. ¬прочем, не только ћарио ценил историческую точность костюма. »нтересный случай произошел при постановке "ѕророка" ћейербера в —анкт-ѕетербурге в 50-е годы. —овсем недавно по ≈вропе прокатилась волна революционных выступлений. ѕо сюжету оперы гибель самозванца, дерзнувшего возложить на себ€ корону, должна была показать, что подобна€ участь ждет всех, кто пос€гает на законную власть. —ам российский император Ќиколай I с особенным вниманием следил за подготовкой спектакл€, обраща€ внимание даже на детали костюмировки.  орона, надета€ на »оанна, увенчана крестом. ј.–убинштейн рассказывает, что, пройд€ за кулисы, царь обратилс€ к исполнителю (ћарио) с просьбой сн€ть корону. «атем Ќиколай ѕавлович отламывает с короны крест и возвращает ее оторопевшему певцу".  рест не мог осен€ть голову м€тежника. ¬ 1855/68 годах певец гастролировал в ѕариже, Ћондоне, ћадриде, а в 1872/73 году побывал в —Ўј. ¬ 1870 году ћарио в последний раз выступил в —анкт-ѕетербурге, а еще через три года оставил сцену. ”мер ћарио в –име 11 декабр€ 1883 года.

Georg_B√Љchner (491x700, 41Kb)
1813
√еорг Ѕюхнер (немецкое им€ - Georg Bьchner)
немецкий поэт и драматург. –одилс€ в √едделау под ƒармштадтом. —ын врача, брат врача и естествоиспытател€ Ћюдвига Ѕюхнера. ”чилс€ в —трасбурге и √иссене, где занималс€ изучением естественных наук и практической медицины; издал памфлет ЂDer Hessische Landboteї с эпиграфом: ЂFriede den Hьtten, Krieg den Palдstenї (Ђћир Ч хижинам, война Ч дворцамї). ¬ 1834 году Ѕюхнер участвовал в революционном восстании в √ессене. «а написание политического памфлета разыскивалс€ полицией. »збежал грозившего ему ареста бегством в 1835 году в —трасбург и здесь посв€тил себ€ изучению новой философии, в особенности ƒекарта и —пинозы. ¬ окт€бре 1836 года приехал в ÷юрих, где получил позволение на чтение лекций; но 19 феврал€ 1837 года, вскоре после открыти€ им своего курса сравнительной анатомии, трагически умер от заражени€ крови, вызванного неаккуратно удаленным прыщом на губе. ¬сего в своей жизни Ѕюхнер написал три драматических произведени€. ѕеред последним путешествием в —трасбург написал в ƒармштадте в течение нескольких недель драму Ђ—мерть ƒантонаї (ЂDantons Tod, dramatische Bilder aus der Schreckenzeitї; ‘ранкфурт, 1835), ставшую одним из первых образцов современной драмы. ¬ —трасбурге Ѕюхнер перевЄл пьесы ¬иктора √юго ЂЋукреци€ Ѕорджиаї и Ђћари€ “юдорї (1835). ¬ рукописи, кроме философских работ и отрывков поэтических сочинений, он оставил комедию ЂЋеонс и Ћенаї (ЂLeonce und Lenaї; издана 1839), полную ума, остроты и резкой иронии, а также отрывки повести ЂЋенцї (ЂLenzї, 1835) о немецком писателе якобе ћихаэле –ейнхарде Ћенце (1751Ч1792), входившем в движение ЂЅур€ и натискї. Ћучшим сочинением Ѕюхнера называют пьесу Ђ¬ойцекї (ЂWoyzeckї, 1837; опера јльбана Ѕерга, 1914Ч1922, фильмы ¬ернера ’ерцога, 1979, яноша —аса, 1994). ƒрама Ђѕьетро јретиної утрачена. ѕоэтическое наследие Ѕюхнера было издано его братом под заглавием ЂNachgelassene Schriftenї (‘ранкфурт, 1850), но он был надолго забыт. ¬озвращением писател€ стало критическое издание всех сочинений Ѕюхнера ЂSдmtliche Werke und handschriftlicher Nachlassї с биографией, написанной австрийским писателем  арлом Ёмилем ‘ранцозом, оно по€вилось в 1879 во ‘ранкфурте-на-ћайне. — 1921 года пьесы и проза Ѕюхнера перенос€тс€ на кино-, а потом и на телеэкран. — 1923 года вручаетс€ преми€ Ѕюхнера, котора€ считаетс€ наивысшей наградой √ермании в области прозы. ≈Є получили многие крупные писатели √ермании, јвстрии, Ўвейцарии. ¬ 1960 году она была присуждена ѕаулю ÷елану, который в ответной речи глубоко отозвалс€ о творчестве Ѕюхнера. ѕубликации на русском €зыке: —очинени€. Ч ћосква; Ћенинград: Academia, 1935; ѕьесы. ѕроза. ѕисьма. Ч ћосква: »скусство, 1972; √. Ѕюхнер. —мерть ƒантона. ѕриводитс€ по: ѕьесы. Ч ћосква: ’удожественна€ литература, 1972; Ќемецка€ романтическа€ комеди€. Ч —анкт-петербург, √иперион, 2004. Ћитература о писателе: Kobel E. Georg Bьchner: das dichter. Werk. Berlin; New York: de Gruyter, 1974; Goldschnigg D. Rezeptions- und Wirkungsgeschichte Georg Bьchners. Kronberg: Taunus, 1975; Richards D.G. Georg Bьchner and the birth of the modern drama. Albany : State University of New York Press, 1977; Grimm R. Love, lust, and rebellion: new approaches to Georg Bьchner. Madison: University of Wisconsin Press, 1985; Loch G. Georg Bьchner: das Leben eines Frьhvollendeten: Biografie. Berlin: Neues Leben, 1988; Hauschild J.C. Georg Bьchner: Biographie. Stuttgart, 1993; Goltschnigg D. Georg Bьchner und die Moderne: Texte, Analysen, Kommentar. Berlin: E. Schmidt, 2001-2004; Mьller-Sievers H. Desorientierung: Anatomie und Dichtung bei Georg Bьchner. Gцttingen: Wallstein, 2003; “аран-«айченко ѕ. √еорг Ѕюхнер. ћосква: «нание, 1963.

 (550x699, 79Kb)
1815
ѕрасковь€ »вановна ќрлова (урожденна€ -  уликова)
русска€ актриса. –одилась в ћоскве. —естра ј.».Ўуберт. — детства была знакома с ћосковским театральным училищем, где училс€ ее старший брат, будущий режиссер труппы јлександринского театра в —анкт-ѕетербурге Ќ.». уликов (1812Ц1891). ѕоступив в училище, играла мужскую роль Ц глубокого старика, в спектакле учеников училища получила роль госпожи √римардо в водевиле Ќ.».’мельницкого —уженого конем не объедешь. ¬ 1837 в бенефис ѕ.—.ћочалова выступила в роли ќфелии в √амлете ”.Ўекспира. ƒуэт ћочалова Ц ќрловой пользовалс€ неизменной любовью публики. ѕосле исполнени€ роли  орделии в  ороле Ћире Ўекспира ќрлова стала первой трагической актрисой ћосквы. ¬ 1839 приезжала в —анкт-ѕетербург, где с успехом гастролировала в трагических рол€х, играла в водевиле ѕолковник старых времен, в котором блистала любимица —анкт-ѕетербурга ¬.Ќ.јсенкова. Ёта работа утвердила ее первенство в обеих столицах. Ќеожиданно оставив московскую сцену, переехала в —анкт-ѕетербург, играла с ≈.—.—еменовой в любительских спектакл€х. ¬ 1847Ц1851 играла в ќдессе и  иеве. „ерез несколько лет вернулась на —анкт-ѕетербургскую сцену и оставила ее в 1859, выйд€ на пенсию, жила в городе ќсташкове. ”мерла в —анкт-ѕетербурге 15 июл€ 1900 года. Ќеопубликованные воспоминани€ хран€тс€ в √осударственном центральном театральном музее имени ј.ј.Ѕахрушина.

 (600x683, 54Kb)
1818
“ассило фон ’айдебранд унд дер Ћаза (Baron Tassilo Heydebrand Und Der Lasa)
немецкий дипломат, шахматный маэстро, видный историк и теоретик шахмат. –одилс€ в Ѕерлине. »зучал право в Ѕерлине и Ѕонне. Ѕыл на прусской дипломатической службе в Ўвеции, ƒании, Ѕразилии и др. ¬ 1864 г. вышел в отставку. Ѕольшую часть жизни барон фон дер Ћаза посв€тил шахматам. ќн был фактическим соавтором наиболее значительной книги по теории шахмат XIX века Ч Ђ–уководства по шахматамї (немецкое название - Handbuch des Schachspiels, 1843) ѕаул€ –удольфа фон Ѕильгера, завершив работу над руководством после смерти Ѕильгера, выпустив еЄ в свет (без указани€ своего имени) и подготовив п€ть последующих переизданий. ¬ ходе своих многочисленных путешествий (включа€ кругосветное в 1887Ч1888 гг.) фон дер Ћаза собрал уникальную шахматную библиотеку и выпустил в 1896 г. еЄ каталог. ¬ 1897 г. был опубликован итоговый труд фон дер Ћазы по истории и теории шахмат Ч Ђ»сследовани€ по шахматной истории и литературеї (немецкое название - Zur Geschichte u. Literatur des Schachspiels, Forschungen); годом позже шахматна€ федераци€ √ермании избрала его своим первым почЄтным членом.  ак практикующий шахматист фон дер Ћаза не оставил такого заметного следа, будучи больше зан€т подготовкой и организацией турниров, чем участием в них. ќднако в неофициальных парти€х фон дер Ћаза успешно играл с крупнейшими мастерами середины XIX века: јдольфом јндерсеном, ’овардом —таунтоном и др. ”мер в поместье Ўторхнест-бай-Ћисса около ѕознани 27 июл€ 1899 года.

Rochelr (551x700, 101Kb)
1820
Ёдуард јльберт –ош (французское им€ - …douard Albert Roche)
французский астроном и математик, член-корреспондент ѕарижской јкадемии Ќаук (1873). –одилс€ в ћонпелье, городе на юге ‘ранции. ќкончил университет в ћонпелье. «атем преподавал в том же университете. ¬ 1849 г. по предложению ƒ.јраго был прин€т в ѕарижскую обсерватории, но в 1852 г. вернулс€ в ћонпелье, где зан€л кафедру математики в университете. ќсновные научные работы посв€щены проблемам внутреннего строени€ и формы небесных тел, а так же космогонии. ¬ 1949-1851 гг. исследовал фигуры равновеси€ жидких тел вращени€, принима€ во внимание не только внутренние силы, но и внешние силы т€готени€. Ќашел минимальное рассто€ние жидкого спутника от планеты (предел –оша), верхний предел размеров звезд в двойной системе (поверхность –оша и ограниченна€ ею –оша полость), изучил предельный случай звездной конфигурации, когда вс€ масса сосредоточена в центре (модель –оша). Ёта модель сегодн€ широко примен€етс€ в физике тесных двойных звезд. –ош предложил закон изменени€ плотности «емли с глубиной, который и теперь используетс€ в теории внутреннего строени€ нашей планеты. ¬ 1873 г. впервые дал математическое обоснование космогонической небул€рной гипотезы Ћапласа, рассмотрел детально процесс образовани€ планет, их спутников, астероидов. »зучал атмосферы планет и комет, в 1859 г., задолго до открыти€ давлени€ солнечного света, рассмотрел форму кометных оболочек и правильно объ€снил ее. ”мер 8 апрел€ 1883 года.

alexander-gardner (448x700, 88Kb)
1821
јлександер √арднер (Alexander Gardner)
американский фотограф; снимал эпизоды √ражданской войны в —Ўј и американский «апад во второй половине 19 в. ¬ 1858 г. открыл портретное ателье дл€ Ѕрейди в ¬ашингтоне, которое имело такой успех, что доходы от него позволили Ѕрейди содержать более фешенебельное ателье в Ќью-…орке.  огда в 1861 г. началась √ражданска€ война, √арднер помогал Ѕрейди создать ее полную фотолетопись. ¬ 1863 г., разошедшись со своим патроном и компаньоном, продолжил самосто€тельно снимать военные действи€. ≈го фотографии Ђѕрезидент Ћинкольн на поле сражени€ при јнтьетамеї (1862) и Ђƒом снайпера-южанина, √еттисбергеї (1863), а также выполненные им портреты јвраама Ћинкольна относ€тс€ к числу лучших снимков военного времени. ¬ 1866 г. был издан двухтомный альбом, включающий 100 фотографий из военной серии √арднера Ч ЂGаrdnеr`s –hоtоgrарhiс Skеtсh ¬ооk ќf Thе —ivil Wаrї. ¬ 1867 г. стал официальным фотографом железнодорожной компании Ђёнион ѕасификї. ѕоначалу он активно действовал в  анзасе, фотографиру€ строительство железной дороги и новых поселений, которые вырастали р€дом с ней.  роме того, он собрал значительную коллекцию фотографий индейцев ¬еликих равнин. ¬ернувшись в ¬ашингтон, он постепенно утратил интерес к фотографии и посв€тил себ€ филантропической де€тельности. ”мер в ¬ашингтоне, —Ўј, 10 декабр€ 1882 года.

 (466x699, 76Kb)
1831
јфанасий ѕрокопьевич ўапов
российский историк и этнограф, сторонник теории регионализации (развити€ самоуправлени€ на местном уровне), один из первых представителей социо-естественного подхода в изучении истории –оссии. –одилс€ в селе јнга »ркутской губернии. ≈го родители, местный дь€чок и бур€тка-кресть€нка, не могли платить за образование сына. ¬ 1841 они отправили его учитьс€ в иркутскую бурсу, где обучали детей из бедных семей за счет казны. Ћюбовь к знани€м быстро выделила ребенка среди одноклассников. ¬ 1846 его перевод€т в духовную семинарию, а после ее окончани€ в 1852 в числе лучших учеников отправл€ют учитьс€ в  азанскую духовную академию. ўапов мог работать в обширной библиотеке —оловецкого монастыр€, котора€ была вывезена в  азань во врем€  рымской войны. ќн составл€л опись рукописей из этой библиотеки и благодар€ этому получил ценный материал дл€ написани€ диссертации –усский раскол старообр€дства. Ќовизна его подхода заключалась в том, что в ней он рассматривал церковный раскол 17Ц18 вв. не с узкой точки зрени€ религиозного событи€, а в историко-бытовом и социальном контексте. ѕо мнению ўапова, раскол был отражением более глобального противоречи€ между традиционной культурой русского народа и теми новыми элементами культуры, которые привнесли реформы јлексе€ ћихайловича и ѕетра ¬еликого. јкадемию ўапов закончил в 1857, но уже с 1856 стал читать в ней лекции по истории русской церкви, в которых особое внимание удел€л взаимодействию исконно русского €зыческого мировоззрени€ с византийскими традици€ми. ¬ 1860 стал профессором на кафедре русской истории при  азанском университете, где проработал всего один учебный год. «а это врем€ он стал членом тайного студенческого общества ЂЅиблиотека казанских студентовї, дл€ которого написал программу. ∆изнь преподавател€ резко изменилась после отмены крепостного права в 1861.  огда студенты духовной академии и университета устроили панихиду по кресть€нам, убитым во врем€ волнений в селе Ѕездна (Ђ уртинска€ панихидаї), ўапов произнес речь с требованием прин€ти€ демократической конституции. «а это его уволили из университета. ќн поехал в —анкт-ѕетербург, чтобы разобратьс€ с причинами своего увольнени€. ѕо пути в столицу его арестовали. ”же будучи под следствием, ўапов обратилс€ к јлександру II с двум€ письмами, в которых предлагал программу общероссийских реформ, основанных на идее развити€ региональных органов власти Ц областных земских советов. –асследование по делу ўапова закончилось решением —инода сослать его в —оловецкий монастырь, однако благодар€ заступничеству известных писателей это наказание было отменено. ≈го даже вз€ли работать в министерство внутренних дел –оссии чиновником по раскольничьим делам.  анцел€рска€ работа мало привлекала ученого, намного больше ему импонировала литературна€ де€тельность. ”волившись с государственной службы, в 1861Ц1864 ўапов работал профессиональным литератором, сотруднича€ с известными литературными журналами (Ђ—овременникї, Ђќтечественные запискиї и др.). — 1862 за ним был установлен полицейский надзор, закончившийс€ в 1864 высылкой на историческую родину Ц в село јнга.   этому моменту он отказалс€ от своей прежней теории развити€ местного самоуправлени€ посредством земств, перенес€ свое внимание с историко-политологических аспектов на этнографические. ¬скоре ўапова перевели в »ркутск, где он пыталс€ продолжать свою научную и политическую де€тельность, несмотр€ на оторванность от культурных центров. ќн стал одним из членов —ибирского отдела »мператорского –усского √еографического общества. ¬ качестве представител€ этого общества участвовал в качестве этнографа в экспедици€х в “уруханский край (1866), в ¬ерхоленский и Ѕалаганский округа »ркутской губернии (1874). ¬ »ркутске он возобновил преподавательскую де€тельность, его лекции пользовались большой попул€рностью. ¬ ссылке были написаны наиболее важные научные труды, посв€щенные истории и этнографии —ибири. ƒаже в сибирской провинции не отмен€лс€ надзор за вольнодумным ученым. Ћетом 1865 ўапов был арестован по делу Ђќбщества Ќезависимости —ибириї. ≈го обвин€ли в недоношении на главных членов кружка, он находилс€ под следствием до 1868. ¬ дальнейшем ўапов предпринимал попытки получить разрешение на возвращение в столицу, но безрезультатно. ¬ 1874 после смерти любимой жены он окончательно потер€л надежду вернутьс€ к полноценной жизни. ѕоследние годы своей жизни он прожил в полной нищете. —реди научных идей ўапова наиболее самобытной и оказавшей вли€ние на развитие науки была концепци€ Ђобластничестваї. —огласно этой теории, истори€ –оссии представл€ет собой процесс колонизации обширной территории. Ётот процесс происходил спонтанным (естественным) образом и зависел от географии местности и от историко-этнографических особенностей местного населени€. √еографические особенности расселени€ повли€ли на формировани€ типа хоз€йствовани€, а этнографические особенности Ц на земскую самобытность областных общин. ѕо концепции ўапова, постепенный наплыв населени€ приводил к последовательному укрупнению обжитой территории. “ак образовывались сельска€ община, городска€ община, уезд, стан и волость. јналогичный процесс укрупнени€ прошел и в административной системе –оссии Ц от мирского схода в мелких общинах, через вечевые сходы или другие их аналоги в городских поселени€х, областные земские советы как объедин€ющие сельские и городские сходы, к земскому собору в качестве объедин€ющего все области органа. ѕроцесс Ђукрупнени€ї ўапов делил на два исторических периода. ѕервый этап, Ђособно-областнойї, характеризовалс€ стремлением областей –оссии к культурной обособленности и их посто€нными междоусобицами. ѕосле —мутного времени начала 17 в. Ц Ђсоединено-областнойї период, когда области наход€т общий €зык и образуетс€ земско-областна€ федераци€. »менно федераци€, с точки зрени€ ўапова, есть наиболее удачна€ естественна€ форма народной жизни в –оссии. “аким образом, главна€ иде€ концепции Ђобластничестваї Ц в своего рода децентрализации подхода к изучению истории –оссии. ѕо ўапову, она должна базироватьс€ не столько на истории столичных центров (ћосквы и —анкт-ѕетербурга), сколько на изучении истории и этнографии всех ее областей, начина€ с отдельных сел, волостей и уездов. Ёта иде€ была с энтузиазмом подхвачена местной печатью по всей –оссии, что дало существенный толчок дл€ развити€ краеведени€. ќригинальным был подход ўапова к церковному расколу 17Ц18 вв., спровоцированного реформами Ќикона. ѕо его мнению, главной причиной раскола были не церковные нововведени€ сами по себе, а негативное отношение народных масс к политике, проводимой правител€ми российского государства. –еформы, нос€щие чисто гражданский характер и проводимые по европейскому образцу, были чужды характеру и традици€м русского народа. Ќепри€тие гражданских реформ и непри€тие реформации традиционных верований привели к церковному расколу. ѕо сути, раскол был формой противодействи€ не столько самим церковным инноваци€м, сколько народным протестом против реформ вообще и формировани€ –оссийской империи в частности. ƒецентрализаторские и антиимперские идеи ўапова обычно замалчивались не только в царской –оссии, но и в ———–, поскольку противоречили представлению об отечественной социально-политической истории как о прогрессивной реформаторской де€тельности центральной власти. ≈го концепци€ была востребована в 1990-е теми неортодоксальными историками, которые рассматривают историю –оссии как противоборство авторитарной центральной власти и народных масс. ”мер в »ркутске от чахотки 10 марта 1876 года.
¬ дни гонений ўаповым были написаны следующие строки, обращенные к  азани:
√ород сплетен, город пыли,
√ород разных лихорадок,
√ород, где мен€ судили,
 ак зме€, ты стал мне гадок!
¬осемь лет в своих объ€ть€х,
√ород, ты мен€ душил;
“о в мучень€х, то в прокл€ть€х
ƒни в тебе € проводил.
ћного слез в тебе € пролил
«а страданье мужичка;
“ы широких дум не пон€л
—ына бедного дь€чка.
∆алкий город.
ќсновные труды: ўапов ј.ѕ. —очинени€: ¬ 3-х томах —анкт-ѕетербург, 1906; ќ причинах происхождени€ и распространени€ раскола во второй половине XVII и в первой половине ’VIII вв. (1857); √олос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людейУ 1859; –усский раскол старообр€дства.  азань 1859; —месь христианства с €зычеством и ерес€ми в древнерусских народных сказани€х о миреУ 1861; —осто€ние русского духовенства в XVIII столетииУ 1862; «емство и раскол. Ѕегуны 1862; јвтобиографи€ »ркутск 1884. ¬ »ркутске именем ўапова названа улица. ¬ »ркутске на доме, где жил и училс€ ўапов, в пам€ть о нЄм установлена мемориальна€ доска. »сточники: » ќ “ќ”ЌЅ имени ј.—.ѕушкина; ўапов ј.ѕ., ƒе€тели революционного движени€ в –оссии, ћосква, 1928; ўапов јфанасий ѕрокофьевич (1830Ч1876), –усска€ литература —ибири XVII Ч 1970: Ѕиблиографический указатель, Ќовосибирск, 1976; Ѕиблиографический указатель сочинений и статей ј.ѕ.ўапова, —анкт-петербург, 1894; –.—.—мищенко. –усский федерализм ј.ѕ.ўапова. јлтайский государственный университет, 1998 г.

јлександр ¬асильевич ‘ельдгаузен  (499x700, 75Kb)
1832
јлександр ¬асильевич ‘ельдгаузен
военный губернатор ¬ладивостока, главный командир портов ¬осточного океана, участник исследований залива ѕетра ¬еликого, вице-адмирал. ¬ыходец из двор€н —аратовской губернии. Ќачинал службу на „ерноморском флоте. ¬ 1853 на корабле "»мператрица ћари€" участвовал в —инопском сражении. ¬о врем€  рымской войны был в числе защитников —евастопол€. ¬ 1859 переведен на Ѕалтийский флот, где командовал канонерской лодкой " омар". 1 €нвар€ 1863 г. ‘ельдгаузен произведен в капитан-лейтенанты, 1 €нвар€ 1871 г. - в капитаны 2 ранга. ¬ 1863-1873 служил на коммерческих судах. ¬ 1876-1886 ј. ¬. ‘ельдгаузен - командир —ибирского флотского экипажа и главный командир портов ¬осточного океана (1 феврал€ 1877 г. прибыл во ¬ладивосток и вступил в должность. 23 марта прин€л в подчинение ¬ладивостокский гарнизон. 9 июн€ 1980 г. произведен в контр-адмиралы с назначением главным командиром портов ¬осточного океана и военным губернатором ¬ладивостока.) ¬ 1880-х гг. во ¬ладивостоке интенсивно шло строительство и развитие ремонтной базы военного прота, создавалась берегова€ оборона, усиливалась его минна€ защита. ¬есной 1883 г. по инициативе ‘ельдгаузена проведена перва€ перепись населени€ города. 17 апрел€ 1883 г. вышел в свет первый номер газеты "¬ладивосток". ¬ 1884 г. создано ќ»ј  (председатель ‘.‘.Ѕуссе). ¬ 1880 г. приступила к исследованию залива ѕетра ¬еликого ќтдельна€ съемка ¬осточного океана. ¬ св€зи с обострением отношений с  итаем (1880) и јнглией (1885) ¬ладивосток был переведен на военное положение. 12 августа 1886 г. √ородской думой ј.¬.‘ельдгаузен избран почетным гражданином ¬ладивостока. 31 августа переведен на Ѕалтийский флот и назначен состо€ть в распор€жении управл€ющего ћорского министерства. ¬ 1887 в чине вице-адмирала уволен со службы. 2 сент€бр€ избран почетным членом ќ»ј . ”мер в —анкт-ѕетербурге 15 июл€ 1907 года, похоронен на Ќикольском кладбище јлександро-Ќевской лавры. ¬ честь ‘ельдгаузена названа бухта в заливе ѕетра ¬еликого.

Paul BERT (517x700, 93Kb)
1833
ѕауль Ѕерт (Paul Bert)
французский физиолог, политический де€тель и дипломат, основатель современной аэрокосмической медицины. ≈го исследовани€ вли€ни€ изменени€ атмосферного давлени€ на организм, сделали возможным освоение атмосферы, космоса и океанских глубин. ”мер 11 но€бр€ 1886 года.

Ќиколай Ѕелоголовый  (534x700, 69Kb)
1834
Ќиколай јндреевич Ѕелоголовый
русский врач, общественный де€тель, писатель, публицист, литератор, автор мемуаров. ѕроисходил из купеческой семьи. Ќачальное образование получил в семье декабриста ј.ѕ.ёшневского, позднее его учителем был ј.¬.ѕоджио. ¬ 1846 году определЄн отцом в частный пансион Ённеса в ћоскве, где познакомилс€ с —.ѕ.Ѕоткиным, ставшим другом на всю его жизнь. Ќамеривалс€ поступить на словесный факультет ћосковского университета, однако в силу р€да обсто€тельств должен был определитьс€ на медицинский факультет. ќкончил университет в 1855 году, получил должность городского врача в »ркутске, основал там медицинское общество. ѕродолжил своЄ образование за границей, слушал лекции в германских университетах. ¬ 1862 году защитил докторскую диссертацию. ƒл€ зан€тий научной де€тельностью Ѕелоголовый переехал в —анкт-ѕетербург. «анималс€ благотворительностью. Ѕыл знаком со многими замечательными людьми той эпохи, многих из них лечил (опубликовал мемуарно-медицинский очерк о предсмертной болезни Ќ.ј.Ќекрасова). ¬ 1880 году оставил медицинскую практику и полностью посв€тил себ€ литературной де€тельности. ∆ил с женой в Ўвейцарии, там встречалс€ с русскими эмигрантами. ѕисал статьи дл€ газеты Ђќбщее делої, позднее стал главным редактором этого печатного органа русской эмиграции[2]. ѕротивник революционных изменений, Ѕелоголовый в шутку называл себ€ "постепеновцем" Ч сторонником постепенных преобразований. ≈го целью было объединение всех оппозиционных течений. ѕечаталс€ в газетах Ђ олоколї, Ђѕод суд!ї, Ђќбщее делої. јвтор книги о враче —.ѕ.Ѕоткине, вышедшей в серии Ђ∆изнь замечательных людейї. ќставил воспоминани€ о писател€х Ќ.ј.Ќекрасове, ћ.≈.—алтыкове-ўедрине, декабристах брать€х Ѕорисовых, ј.ѕ.ёшневском, ј.¬.ѕоджио. Ђ¬оспоминани€ и другие статьиї Ѕелоголового до революции выдержали четыре издани€. ”мер в ћоскве 18 сент€бр€ 1895 года. Ѕиблиографи€: Ѕелоголовый Ќ.ј. —.ѕ.Ѕоткин: ≈го жизнь и врачебна€ де€тельность. Ч —анкт-ѕетербург, 1892. Ч 80 страниц. Ч тираж 8.100 экземпл€ров. Ч (Ђ∆изнь замечательных людейї); ћихаил «наменский. »счезнувшие люди. Ќиколай Ѕелоголовый. ¬оспоминани€ сибир€ка. Ч »ркутск: ¬осточно-—ибирское книжное издательство, 1988. Ч 560 страниц. Ч тираж 100 000 экземпл€ров. Ч (ЂЋитературные пам€тники —ибириї). Ћитература: Ѕонецкий  .». Ѕелоголовый //  ратка€ литературна€ энциклопеди€ / √лавный редактор ј.ј.—урков. Ч ћосква: —оветска€ энциклопеди€, 1962Ч1978. “ом 1: јарне Ч √аврилов. Ч 1962. Ч —толбцы 512Ч513; ≈рмолинский Ћ. Ќ.ј.Ѕелоголовый: Ѕиогр. очерк // Ћитературна€ —ибирь / составители “рушкин ¬.ѕ., ¬олкова ¬.√. Ч »ркутск: ¬осточно-—ибирское книжное издательство, 1986. Ч —траницы 110Ч113; –усские мемуары. »збранные страницы. (1826Ч1856) / —оставление, вступительна€ стать€, биографические очерки и примечани€ ».».ѕодольской. Ч ћосква: ѕравда, 1990. Ч —траницы 23Ч78.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку