-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57653
Комментариев: 6354
Написано: 65455


31 марта родились...

Суббота, 31 Марта 2012 г. 00:18 + в цитатник
 (465x699, 68Kb)
1860
Родни Смит (по прозвищу «Цыган»; Rodney «Gypsy» Smith)
проповедник-евангелист, около 70 лет проповедовал на территории США и Великобритании. Родни Смит родился в семье кочевых цыган Британии, Корнелиуса и Мэри Смит. Родни был четвёртым ребёнком в семье. У него были две старшие сестры и старший брат, а потом родились ещё две сестры. Отец Родни, Корнелиус Смит, изготавливал корзины, оловянную посуду и прищепки, которые затем продавала мать. Кроме того, Корнелиус играл на скрипке в пабах. Старшие дети помогали ему: танцевали, развлекая публику, и собирали деньги, которые давали за представление. Когда Родни был маленьким ребёнком, его мать умерла от оспы. В евангелистскую миссию мальчика привёл его отец. Сам Корнелиус познакомился с евангелистами в тюрьме, куда попал за долги. Когда Смит с детьми впервые посетил церковь евангелистов, во время песнопений он упал в обморок. Очнувшись, Корнелиус вскочил и закричал: «Я обратился! Дети, Бог сделал меня новым существом! У вас новый отец!». Тринадцатилетний Родни так испугался, что выбежал из церкви. Снова посещать собрания методистов будущий проповедник стал в возрасте 16 лет. Однажды мальчик, по приглашению проповедника, выступил вперёд и перед всеми стал молиться, чтобы Христос вошёл в его сердце. Из толпы донёсся недоверчивый шёпот: «Ой, это же всего лишь цыганёнок!». Это уязвило гордость Родни, и он стал работать над собой: научился читать, изучил Библию и начал проповедовать. Выступления юноши привлекли внимание генерала Уильяма Бута, и 25 июня 1877 года, когда Родни пришел на собрание Армии спасения, генерал велел: «Следующим пусть проповедует цыганчик». Родни был испуган таким вниманием. Когда он дошёл до кафедры, стало заметно, что он сильно дрожит. Тогда генерал предложил юноше спеть. Это был первый раз, когда Родни Смит пел гимны перед публикой. После пения он произнёс краткую проповедь в несколько фраз, которая заканчивалась словами: «Мое величайшее желание — жить ради Христа». 17 декабря 1879 года юный Смит женился на евангелистке Анне Пеннок. Вместе они служили в Армии Спасения, и очень удачно. Однако в 1882 году он принял в дар от слушателей золотые часы, что противоречило правилам Армии Спасения, и ему пришлось покинуть организацию. Родни с женой стали странствовать по Великобритании и США с проповедями. Смит пользовался огромным успехом и собирал тысячи слушателей. Он также написал несколько книг на религиозную тематику. Во время Первой мировой войны Смит служил в Молодёжной Христианской Организации и посещал британские войска во Франции с проповедями. За его деятельность король Британии Георг VI сделал его членом Ордена Британской Империи. В браке с Анной у Цыгана родилось трое детей: два сына и дочь. В 1937 году Родни Смит овдовел, но через год женился на женщине по имени Мэри Элис Шоу. Поскольку между ними была разница в 51 год, союз вызвал много критики. Тем не менее, брак оказался крепким. В течение 9 лет Мэри Элис помогала ему в организации и проведении встреч, выполняла секретарскую работу, а когда Смит стал немощен, стала его верной сиделкой. Родни Смит скончался от сердечного удара на пароходе «Королева Мария» («Queen Mary»), пересекающем Атлантический океан 4 августа 1947 года. Похоронен он был в Нью-Йорке.

1861
Фредерик Рау
французский философ и теоретик морали. Родился в Сен-Мартен-ле-Вину. В 1881 поступил в Высший педагогический институт, а в 1890 защитил докторскую диссертацию, которая в том же году была опубликована под названием Опыт о метафизическом основании морали (Essai sur le fondement métaphysique de la morale). Некоторое время Рау преподавал в провинциальных лицеях, а затем стал профессором Тулузского университета. С 1901 вел курсы в Сорбонне и Высшем педагогическом институте, где годом ранее заместил Бергсона. C 1903 – профессор Сорбонны. В творчестве Рау, одного из наиболее значительных представителей моральной философии во Франции конца 19 в., можно выделить два этапа. Первоначально он следовал традициям спиритуализма Бутру, Лашелье и Равессона и в докторской диссертации, подготовленной под руководством Бутру, проводил идею о том, что фундаментом подлинной морали является религиозная метафизика; отвергал натуралистическое обоснование морали, защищал идею свободы в противовес детерминистским установкам в этике. Но затем философская позиция Рау претерпела существенную эволюцию, обусловленную развитием научного, в том числе экспериментального знания, в котором Рау увидел ключ к решению проблем философии и морали. Главной своей задачей он считал теперь создание позитивной и научной морали. Эта задача, полагал он, выполнима, поскольку между наукой и моралью нет непроходимой пропасти; моральная достоверность и достоверность научная имеют много общего. Хотя моральные принципы абсолютны, их применение в реальных ситуациях зависит от множества факторов, всегда новых и непредвиденных, а потому обобщения здесь малопригодны. В морали, как и в науке, необходим контакт идей с опытом, а возникающие в результате истины носят лишь относительный характер. Ситуации, в которые попадает человек, он должен критически испытывать на опыте, подобно тому, как это делает ученый. Лишь тогда вечные моральные истины смогут сыграть свою роль в реальной жизни, послужить обоснованием живого, современного идеала. Эти проблемы рассматриваются в главной работе Рау Моральный опыт (Expérience morale, 1909). Ратуя за последовательное проведение научной установки во всех областях жизни, связывая свои надежды с наукой и отрицая значимость метафизики в жизни и деятельности людей, Рау в то же время не отождествлял свой подход с позитивистским: позитивизм Конта Рау критиковал, как и концепцию Дюркгейма, в противовес которому подчеркивал персональный и творческий характер морали и приоритет прав индивида по отношению к обществу. Рау активно участвовал в движении за реформы народного образования, что нашло отражение в работе Психология в применении к образованию (Psychologie appliquée à l'éducation, 1900). Последний свой труд, Идея опыта (L'idée de l'expérience), он не успел завершить. Среди других его работ – О методе в психологии чувств (De la méthode dans la psychologie des sentiments, 1899); Психология в ее приложении к морали и воспитанию (Psychologie appliquée à la morale et à l'éducation, 1900). Умер в Париже 20 февраля 1909 года.

1862
Йиндржих Матейка (Matiegka)
чешский антрополог. В 1918—1934 профессор Пражского университета, при естественном факультете которого основал антропологическую кафедру и "Музей человека" имени А.Хрдлички. В 1923 основал журнал "Антропология" ("Anthropologie"), где выступал со статьями против расистских измышлений. Основные труды: "Черепа богемцев" (1891), "Всеобщая наука о племенах" (1929), "Соматология школьной молодежи" (1927), "Пршедмостский человек" (книги 1—2, 1934—1938). Последняя работа посвящена описанию скелетных остатков людей эпохи позднего палеолита, открытых на территории Чехословакии. Умер 4 августа 1941 года.

1864
Константин Петрович Пятницкий
основатель и руководитель издательства «Знание». Ему посвятил М.Горький свою пьесу «На дне». Умер 6 января 1938 года.

1864
Константин Федорович Шульц
капитан 2-го ранга, создатель буксируемого контактного минного трала. Погиб на эскадренном броненосце "Петропавловск" в день своего 40-летия 31 марта 1904 года..

1866
Иосиф Иосифович Косоногов
российский и украинский физик, занимавшийся проблемами оптических и электрических явлений, академик Академии Наук Украинской ССР (1922). Родился в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в 1866 году. В 1889 году окончил университет святого Владимира в Киеве, по окончании университета остался в нём работать. С 1903 года — профессор, заведующий физической лабораторией, кафедрой физической географии. Руководил Киевской метеорологической обсерваторией (1895-1902) и Приднепровской метеорологической сетью. Ученый широкого профиля. Научные работы посвящены исследованию электрических и оптических явлений, метеорологии и агрометеорологии, в частности изучению годового и сезонного хода солнечного сияния, интенсивности ночного излучения и другим вопросам физики атмосферы. Открыл оптический резонанс в области видимых лучей, объяснил этим явлением причину яркой окраски неоднородных по структуре тел. Впервые применил ультрамикроскоп к изучению явления электролиза. Умер в Киеве 22 марта 1922 года. Главные труды: «Атмосферное электричество и земной магнетизм» (Киев, 1898); «К вопросу о диэлектриках» (магистерская диссертация, ib., 1901); «Оптический резонанс, как причина избирательного отражения и поглощения света» (докторская диссертация, ib., 1903); «Экспериментальные приемы определения диэлектрических коэффициентов» (Санкт-Петербургская Библиотека, 1903); «Основания физики» (ib., 4-е издание, 1914); «Концентрический учебник физики» (4-е издание, Москва, 1914). Другие работы Косоногова относятся к оптическому резонансу, исследованию электролиза при помощи ультрамикроскопа, влиянию магнитного поля на линии тока в электролите и к ультрамикроскопии, а также метеорологии, физической географии, методике преподавания физики.Литература: Лапинский П., Профессор Иосиф Иосифович Косоногов. [Некролог], «Успехи физических наук», 1923, том 3, выпуски 2—3.

1871
Владимир Григорьевич Жуковский
русский литератор. Родился в Самаре в семье потомственного дворянина, члена Самарского окружного суда (впоследствии сенатора) и урождённой баронессы Корф. Служил в Министерстве иностранных дел. Он известен как поэт и переводчик стихов Ж.М. де Эредиа. В 1919 входил в правительство А.В.Колчака – являлся товарищем министра иностранных дел, председателем комиссии по делам военнопленных. В 1920 Сибирский чрезвычайный революционный трибунал приговорил его к пожизненному заключению. Умер в Новониколаевске в июле 1922 года.

1871
Александр Вячеславович Оссовский
выдающийся российский и советский музыковед и критик. Оссовский Александр Вячеславович родился в Кишиневе, в то время Бессарабия в составе Российской империи. Отец — Вячеслав Степанович Оссовский, действительный статский советник, служил председателем департамента в судебной палате г. Одессы, мать Евгения Никифоровна (урожд. Черкунова). Двоюродный брат Н.Н.Вилинского и К.Г.Держинской. Оссовский принадлежал к плеяде крупных деятелей музыкального искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1943), член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). Окончил юридический факультет Московского университета (1893). После окончания университета служил в Министерстве юстиции в Санкт-Петербурге. В 1896—1898 учился в Санкт-Петербургской консерватории; в 1900—02 занимался композицией у Н.А.Римского-Корсакова. Посещая музыкальные «среды» Корсаковых и тесно сотрудничая с членами так называемого «Беляевского кружка» (см. Беляев, Митрофан Петрович), Оссовский подружился с многими видными музыкантами. Здесь следует специально отметить участие А.В.Оссовского в программах концертов А.И.Зилоти. Начиная с 1894 года Оссовский заявил о себе как талантливый, неординарный и плодовитый музыкальный критик и музыковед: печатался в «Рус. муз. газете», «Известиях Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний», журналах «Слово», «Аполлон» (Оссовскому принадлежит псевдоним — О.В-в). А.В.Оссовский - современник и добрый друг С.В.Рахманинова, о котором оставил уникальные воспоминания. Пользуясь заслуженным авторитетом в музыкальных кругах, Оссовский помогал талантливым молодым музыкантам. В 1911 году Оссовский лично обратился с письмом к издателю П.И.Юргенсону в поддержку начинающего композитора Сергея Прокофьева. Ходатайство Оссовского привело к тому, что Юргенсон согласился заключить контракт с Прокофьевым. Также по просьбе Оссовского в 1911 году Рахманинов прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, что сыграло значительную роль в становлении ее оперной карьеры. А.В.Оссовский был одним из организаторов и главный редактор журнала «Музыкальный современник» (1915—1917). В 1915—1918, 1921—1952 профессор (курс истории музыки) Ленинградской консерватории, в 1921—1923 — Петроградского университета. В 1918—1921 годах жил и работал в Одессе и Киеве в связи с обстановкой в Петрограде после революции и во время гражданской войны. Затем он возвращается в Петроград. С 1937 заместитель директора по научной части, в 1943—1952 директор Ленинградского научно-исследовательского института театра и музыки. В 1923—1925 директор, в 1933—1936 художественный руководитель Ленинградской филармонии. В 1931—1933 работал в Эрмитаже. Оссовский известен как глубокий исследователь русской музыкальной эстетики 18 в., творчества М.И.Глинки, А.К.Глазунова, Н.А.Римского-Корсакова. Одним из первых в России осветил творчество И.С.Баха, А.Вивальди, А.Корелли, Ж.Ф.Рамо, также опубликовал ряд статей о музыке Вагнера в России и другие музыкально-критические статьи. Среди музыкальных сочинений Оссовского - романсы и переложения произведений Берлиоза и Гуно. В 1930-х гг. Оссовский жил на Театральной площади, З в Ленинграде. Скончался в Ленинграде 31 июня 1957 года, похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге. Сочинения: А.К.Глазунов, Санкт-Петербург 1907, Мировое значение русской классической музыки, Ленинград 1948, Н.А.Римский-Корсаков, в сборнике: Советская Музыка, книга 3, Москва 1944, Б.В.Асафьев, в сборнике Советская Музыка, книга 4, Москва 1945, Драматургия оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», в сборнике М.И.Глинка, Исследования и материалы, под редакцией А.Оссовского, Ленинград-Москва 1950, Избранные статьи, воспоминания, Ленинград, 1961, Воспоминания. Исследования, Ленинград, 1968, Музыкально-критические статьи, Ленинград, 1971. Литература: Бронфин Е.Ф., А.В.Оссовский Ленинград, 1960, Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Москва, 2004, Энциклопедический Музыкальный Словарь. Составитель Б.С.Штейнпресс и И.М.Ямпольский. Издание второе исправленное и дополненное. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва 1966. Большая Советская Энциклопедия. Энциклопедический Словарь. Санкт-Петербург.

1872
Артур Гриффит
ирландский политический деятель, буржуазный националист. По профессии журналист. Один из основателей партии "Шин фейн" (1905), лидер её правого крыла; в 1910-1917 председатель, затем вице-председатель партии. Гриффит уклонился от участия в Ирландском восстании 1916. Во время партизанской войны против Великобритании (1919-1921), находясь в тюрьме (с 1920), вёл переговоры с английским правительством. 6 декабря 1921 подписал англо-ирландский договор об образовании на территории Южной и Центральной Ирландии Ирландского Свободного государства (Эйре) при сохранении английского господства над Северной Ирландией. Став в января 1922 главой нового государства, участвовал в организации расправы над противниками договора.

 (474x698, 66Kb)
1872
Сергей Павлович Дягилев
театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом. Родился в Новгородской губернии, в дворянской семье генерал-майора царской армии. В детстве брал уроки фортепиано и композиции, занимался пением со знаменитым итальянским баритоном А.Котоньи. Закончил Санкт-Петербургский университет (факультет права), одновременно учился в классе композиции Н.А.Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории. В университете вместе с друзьями Александром Бенуа и Львом Бакстом организовал неформальный кружок, где обсуждались вопросы искусства. Дягилев – издатель (1899–1904). В конце 1890-х стал одним из создателей художественного объединения «Мир Искусства» и редактором (совместно с А.Н.Бенуа) одноименного журнала (1898/1899— 1904), где публиковал новейшие произведения иностранных писателей и художников, давал отчеты о выставках, о новых течениях в театре и музыке, изобразительном искусстве. И сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. Параллельно с журналом издавал книги по истории русского искусства: Альбом литографий русских художников (1900), И.Левитан (1901), первый том Русской живописи в XVIII в., посвященный произведениям Д.Левицкого (1903), награжден Уваровской премией Академией Наук. В 1899–1901 был редактором «Ежегодника императорских театров», который превратил из казенного официального вестника в интересный художественный журнал. Дягилев – устроитель выставок (1899–1906). С 1899 организовал выставки картин художников круга «Мира искусства» в Европе. Устроил выставку русских исторических портретов в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге (1905), в 1906 организовал в Париже выставку, посвященную русской живописи и скульптуре за два столетия, включая произведения иконописи. Дягилев – театральный деятель и антрепренер (1899–1929). В 1899 руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Л.Делиба Сильвия, которая закончилась неудачей. Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 был уволен за подрыв академических традиций. С 1907 организовывал ежегодные выступления русских музыкантов, т.н. «Русские сезоны за границей»: первым стал сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, Ф.И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра, дирижировал Артур Никиш, непревзойденный интепретатор Чайковского. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина. Неслыханный успех подвигнул Дягилева на подготовку другого сезона – русской оперы. Создал комитет под председательством А.С.Танеева, и в 1908 представил в Париже шедевры русской музыки: оперу Борис Годунов с участием Ф.И.Шаляпина в декорациях А.Я.Головина, сцены из опер: Руслан и Людмила М.И.Глинки, Ночь перед Рождеством, Снегурочка, Садко и Царь Салтан Н.А.Римского-Корсакова. В Санкт-Петербурге приступил к подготовке третьего, балетного сезона. В комитет по подготовке вошли хореограф М.М.Фокин, художники А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.А.Серов, балетный критик В.Я.Светлов, чиновник Императорского Двора В.Ф.Нувель, большой знаток балета статский советник, генерал Н.М.Безобразов. Комитет работал под патронажем великого князя Владимира Александровича, президента Российской Академии Художеств. Был утвержден репертуар из балетов М.М.Фокина (Шехерезада Н.А.Римского-Корсакова, Клеопатра А.С.Аренского, Павильон Армиды Н.Н.Черепнина, сцены Половецких пляскок из оперы А.П.Бородина Князь Игорь). С помощью М.Ф.Кшесинской получил субсидию. Создается труппа из молодежи, интересовавшейся хореографией М.М.Фокина (А.П.Павлова, Т.П.Карсавина), А.Р.Больм, А.М.Монахов, В.Ф.Нижинский, из Москвы приглашены В.А.Коралли, Е.В.Гельцер, М.М.Мордкин). Но ссора с могущественной Кшесинской и смерть Владимира Александровича осложнили подготовку. Нужно было обладать большими организаторскими способностями, чтобы возродить сезон, он нашел новых покровителей, французских меценаток Мисию Серт, графиню де Грюффиль и др. Оперно-балетный Сезон 1909 все же состоялся и длился два месяца. Русский балет очаровал всех оригинальностью хореографии, высоким уровнем исполнительского мастерства, танцем кордебалета, блестящей живописью декораций, эффектными костюмами. Каждый спектакль представлял собой изумительное по красоте и совершенству единое художественное целое. Открытием Дягилева стал Нижинский, огромный успех снискали Павлова и Карсавина, сразу же получившие предложения от ведущих театров мира. С 1909 дягилевские сезоны стали ежегодными и получили название «Русских сезонов за границей» (до 1913 они были чисто балетными, с уходом Фокина, Нижинского, Павловой вновь стали оперно-балетными). Поставлены оперы М.П.Мусоргского Борис Годунов, Хованщина, Псковитянка и др. Примером удачного объединения оперы и балета стала опера Римского-Корсакова Золотой Петушок (1914), куда были включены балетные сцены в постановке М.Фокина. С 1910 труппа приобретает интернациональный характер, в нее вливаются известные в будущем танцовщики Патрик Кей (Антон Долин), Элис Маркс (Алисия Маркова), Идрис Станнус (Нинет де Валуа), Мари Рамбер и др. В 1911 сформировал собственную труппу, получившую название «Русский Балет Сергея Дягилева» в 1913, которая гастролировала в Лондоне, Риме, Милане, Мадриде, Барселоне, Лозанне, Берлине, городах Америки. После начала первой мировой войны в 1914 переводит антрепризу в Нью Йорк, в 1917 труппа распалась, т.к. большая часть осталась в США. Дягилев возвращается в Европу и создает новую труппу, которая существовала до 1929. За годы работы труппа поставила более 20 балетов, в том числе 8 балетов Стравинского, открыв его музыку западной публике, способствовала возрождению балета в Европе, где он существовал на подмостках мюзик-холлов, и Америке, где классического балета не было. Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным, Н.К.Рерихом, Н.С.Гончаровой и др. художниками, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой сценографии. Успех «Русского балета» удерживался на завидном уровне в течение многих лет. Режиссер труппы С.Л.Григорьев писал: «Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжении двадцати сезонов – подвиг». Дягилев умел не только распознать талант и собрать великолепную труппу, но и воспитать хореографа, ориентируя его на последние достижения хореографической мысли. «Одна из труднейших задач – открыть хореографа», – считал он. Благодаря свежести балетмейстерских идей балет Дягилева был в центре внимания балетного мира. Постепенно в репертуар вошли балеты французских, австрийских, итальянских композиторов, столь же интернациональной по составу стала труппа, но фундаментом все же была русская школа балета, которую прививал бессменный педагог труппы Э.Чекетти. С годами в «Русском Балете» усилилось влияние модернизма, балеты стали более сложными пластически. Последний свой замысел, балет на музыку П.Хиндемита, не успел осуществить. Хореографический стиль труппы менялся в зависимости от того, кто на данный момент служил в ней балетмейстером. Григорьев выделяет пять периодов в работе труппы (характеристики балетмейстеров его же): 1. Период работы М.М.Фокина (1909–1912, 1914). «Заслуга Фокина заключалась в том, что он раздвинул рамки классической хореографии, в которых сам вырос. Он создал новые танцевальные формы, более богатую пластику, установил новый баланс между кордебалетом и солистами». 2. Период работы В.Ф.Нижинского (1912–1913, 1916). Балетмейстерские опыты Нижинского были попыткой создать не только новый стиль, но и балет нового типа. Григорьев пишет: «Фавн... идет всего 8 минут…Нижинский поставил перед собой цель оживить древнегреческие барельефы, и заставлял танцовщиков двигаться, резко нарушая классические каноны. Требовалось также держать голову в профиль при расположении тела анфас к зрителю». 3. Период работы Л.Ф.Мясина (1915–1920, 1928). «Работа Мясина в истории Русского балета по продолжительности и плодотворности может сравниться с фокинским. Мясин сделал следующий шаг в развитии хореографии, базируясь на принципах, заложенных Фокиным. Он ввел более усложненные движения, более ломаные и вычурные формы, таким образом создав свой собственный стиль». 4. Период работы Б.Ф.Нижинской (1922–1924, 1926). «Ее стиль был ближе к классическому, чем у ее предшественников, … даже неоклассическим. Отчасти именно поэтому Дягилев потерял к ней интерес. Ведь он хотел идти в ногу с развитием современного искусства». 5. Период работы Д.Баланчина (1924–1929). Баланчин утвердил основные формы балета 20 в. – экспрессионистский, бессюжетный, балет-симфонию. В 1913–1914 хореографом работал также Б.Г.Романов, поставивший Трагедию Саломеи Ф.Шмитта и Соловья И.Стравинского. В целом работа труппы делится на два больших периода. Первый период, золотой век, довоенный (1909–1914), характеризуется стремлением донести до европейского зрителя своеобразие русской национальной культуры. Национальные и ориентальные балеты стали ведущими направлениями. С 1914 по 1929 происходит европеизация Русского балета, утверждается бессюжетный балет, привлекаются к сотрудничеству представители современного искусства в лице композиторов И.Стравинского, С.Прокофьева, О.Респиги, М.де Фальи, Э.Сати, Г.Форе, Ф.Пуленка, Д.Мийо; художников П.Пикассо, А.Дерена, Ж.Руо, А.Матисса, К.Шанель, Х.Гриса, Дж.Балла, М.Лорансен, Ж.Брака, Дж. де Кирико. Многие балеты оформили русские авангардисты М.Ларионов, Н.Гончарова, Н.Габо, А.Певзнер. «Русский балет» принадлежит и русской культуре, ее Серебряному веку, и мировой культуре. Дягилев – импрессарио (1906–1929). Дягилев прошел путь от финансовой неразберихи сезона 1909 до формирования стабильной независимой труппы, вошедшей в историю театра. В умении совмещать искусство с предпринимательством заключался творческий гений Дягилева, его дар импрессарио. Большинство танцовщиков его труппы являлось детьми старшего поколения артистов Большого и Мариинского театров. Зарплаты в императорских театрах были низкими, но оставаться артистом императорского театра было престижно. Чтобы привлечь высокопрофессиональных артистов, Дягилев ввел систему не просто высоких, а звездных гонораров, особенно когда речь шла о таких артистах, как Шаляпин, Павлова, Карсавина. Платить большие гонорары было необходимо и из-за конкуренции с коммерческими театрами и мюзик-холлами, которые охотились на артистов балета из России. Он также приглашал танцовщиков из частной московской студии Л.Нелидовой, из санкт-петербургской студии Е.Соколовой, из лондонских театральных школ, из Варшавского театра «Виелки». Дягилев предлагал своим танцовщикам годовой контракт с обеспечением отпуска и репетиционного периода. Антрепренер, музыкальный критик и пропагандист русской музыки Габриэль Астрюк стал продюссером сезона 1907. Он помог справиться и со сложностями сезона 1909, который стал артистическим триумфом, но и финансовым бедствием одновременно, т.к. кассовые сборы, несмотря на помощь русских меценатов С.И.Морозова, М.А.Калашниковой, Н.Безобразова, В.Дандре не смогли покрыть разницу между доходами и расходами. В 1911 Астрюк вел административные дела антрепризы. В 1913, став директором Театра Елисейских полей, пригласил туда «Русский Балет». Он помог Дягилеву заключить контракт с директором оперного театра в Монте Карло Раулем Гинцбургом. По условиям контракта Дягилев продал Гинцбургу костюмы своей труппы, благодаря чему последний смог поставить свою версию Ивана Грозного (Псковитянки М.П.Мусоргского). Эта сделка спасла Дягилева от банкротства. В 1926 таким же образом он поступит с занавесом П.Пикассо к балету М. де Фальи Треуголка, и его же фигурных изображений к балету Квадро Фламенко, чтобы найти деньги на постановку Ромео и Джульетты К.Ламберта. Позже барон Дмитрий Ганзбург, владелец банка, инвестировал большую сумму в сезон 1909, к 1913 стал основным кредитором Дягилева и содиректором труппы. Лондонские гастроли сезона 1913-1914 субсидировали отец и сын Бичемы. Фабрикант Джозеф Бичем был инициатором гастролей. Его сын, дирижер Томас Бичем, впоследствии директор «Ковент Гарден», работал у Дягилева с 1911. Они же помогли Дягилеву, когда один из английских меценатов, лорд В.Ротемир, отказался от своих обещаний. За сезон 1914 долг Дягилева стал самым большим за всю его профессиональную карьеру, что привело к объединению антрепризы с организацией Бичема и образованию «Оперных сезонов господина Томаса Бичема». Гибкость финансовой политики Дягилева стала залогом успешной работы труппы в течение многих лет. Феномен успеха Дягилевской антрепризы способствовал развитию музыкального искусства, росту финансовых вливаний в него. Дягилев – архивист и коллекционер. В 1927 увлекся организацией книжного дела и созданием крупнейшего русского книгохранилища в Европе. Cобрал автографы М.Лермонтова, В.Жуковского, М.Глинки, 11 писем А.Пушкина, больше 2 тысяч редких книг, включая уникальные издания. По свидетельству С.Лифаря, он планировал разделить труппу на две: малую экспериментальную, и большую, основную, которая давала бы средства для содержания и малой труппы, и коллекционирования. Но он не успел завершить свой последний проект. Умер Дягилев в зените славы, на отдыхе в Венеции с ним случился удар, вызванный обострением диабета, и 19 августа 1929 года великого импрессарио не стало. Его похоронили рядом с могилой Стравинского в Венеции на острове-кладбище Сен-Мишель. Сочинения: Сложные вопросы, "Мир искусства", 1899, № 1-2, № 3-4 (в соавторстве с Д.В.Философовым); Русская живопись в XVIII в., том 1 - Д. Г. Левицкий, Санкт-Петербург, 1902. Литература: Стасов В.В., Выставки. - Нищие духом, Избранные сочинения, том 3, Москва, 1952, страницы 215-228, 232-243; Луначарский А.В., В мире музыки, Москва, 1958; Грабарь И., Моя жизнь, Москва-Ленинград, 1937; Фокин М.М., Против течения, Ленинград-Москва, 1962; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, тома 1-2, Ленинград, 1971; Grigoriev ., The Diaghilew ballet 1909-1929, Harmondsworth, 1960; Haskell A. L., Nouvel ., Diaghilheff. His artistic and private life, L., 1935; то же, L., 1955.

 (607x699, 63Kb)
1872
Александра Михайловна Коллонтай (урождённая - Домонтович)
деятель международного и российского революционного движения, советский дипломат. В РСДРП с 1906; член Коммунистической партии с 1915. Родилась в семье генерала. Знакомство в конце 1890-х гг. с Е.Д.Стасовой способствовало становлению революционных взглядов Коллонтай; она начала сотрудничать в социал-демократической печати. В 1905 инициатор создания "Общества взаимопомощи работницам". В 1908 эмигрировала. Примыкала к ликвидаторам, читала лекции в школе в Болонье, организованной группой "Вперёд". Принимала участие в социал-демократическом движении Англии, Германии, Дании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, США. Была делегатом РСДРП на международных социалистических конгрессах в Штутгарте (1907), Копенгагене (1910), Базеле (1912). В период 1-й мировой войны 1914-1918 становится на большевистские позиции; ведёт антимилитаристскую пропаганду в европейских странах и США. Поддерживала тесную связь с В.И.Лениным, выполняла его поручения. После Февральской революции 1917 вернулась в Россию. Член Исполкома Петроградского совета. Делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП (б) 1917 от большевистской военной организации и 1-го съезда Советов, на котором избрана член ЦИК от большевиков. Вела деятельную агитационную работу среди солдат и матросов. При возвращении из Стокгольма, куда ездила на совещание Циммервальдского объединения, была в июле 1917 арестована Временным правительством. На 6-м съезде РСДРП (б) в 1917 избрана (заочно) одним из почётных председателей съезда; избрана членом ЦК партии. Участвовала в подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Участница заседания ЦК РСДРП (б) 5 ноября 1917, принявшего решение о вооруженном восстании. Делегат и член президиума 2-го съезда Советов (октябрь 1917); избрана член ВЦИК; вошла в состав первого Советского правительства в качестве наркома социального обеспечения (тогда государственного призрения). В 1918, стоя на позициях "левых коммунистов", вышла из СНК, затем признала свои ошибки. В 1920 заведующая женотделом ЦК РКП (б). Во время дискуссии о профсоюзах участница антипартийной группы "рабочей оппозиции". В 1921-1922 секретарь Международного женского секретариата при Коминтерне. Коллонтай - первая в мире женщина-посол: с 1923 советский полпред и торгпред в Норвегии, в 1926 в Мексике, в 1927-1930 полпред в Норвегии, в 1930-1945 посланник, затем посол в Швеции. С 1945 советник МИД СССР. Автор книг и статей, главным образом по вопросам женского революционного движения. Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, мексиканским орденом "Агила ацтека", норвежским "Орденом святого Олафа". Скончалась в Москве 9 марта 1952 года.

1874
Анри Марто
французский композитор и скрипач. Ученик Ю.Леонара. В 1908-1915 гг. преемник Иоахима в Высшей музыкальной школе в Берлине. В 1900-х гг. неоднократно гастролировал в России. Среди сочинений: опера «Учитель Швальбе» (постановка 1921), сцена для хора и оркестра «Жанна д`Арк» (1896); симфония «Слава природе» (1921); 2 концерта для скрипки с оркестром; 3 струнных квартета; скрипичные пьесы, этюды.

1876
Борисав Станкович (Борисав Станковиc)
сербский писатель. Юрист по образованию, он большую часть жизни прожил в Белграде, был мелким чиновником. В литературе выступил в конце 90-х гг. как представитель реалистического направления. Автор сборников рассказов “Из старого евангелия” (1899), “Былые времена” (1902), драмы “Коштана” (1902).

1877
Николай Николаевич Парфентьев
российский математик, первый ректор Казанского института сельского хозяйства и лесоводства, видный ученый математик, профессор Казанского университета, декан физико-математического факультета. Воспитанник 3-ей Казанской гимназии, выпускник Казанского университета, ученик профессора А.В.Васильева выделялся прогрессивными общественно-политическими и математическими взглядами. Находясь в 1908-1910 гг. в заграничной командировке, посещал лекции и семинары выдающихся математиков Германии и Франции Ф.Клейна, Д.Гильберта, Г.Шварца, Г.Рунге и др. По возвращении в Казань в 1911 г. защищает магистерскую диссертацию, читает и издает курсы лекций в университете, руководит студенческим физико-математическим кружком, вводит новые методы преподавания. В 1919 году участвует в организации рабфака. Входит в методический комитет сектора науки при Наркомпросе РСФСР по математике и механике, принимает активное участие в работе Наркомпроса и Главпрофобра по проблемам развития высшего профессионального образования. С 1922 по 1924 гг. являлся ректором нового вуза Казани-Института сельского хозяйства и лесоводства. В октябре 1922 года было утверждено первое Правление Института в составе: ректора - профессора Н.Н.Парфентьева, членов Правления - профессора Ф.В.Чирикова и профессора А.А.Юницкого, студента А.А.Блинова и представителя Наркомзема Татарской Автономной ССР.А.Н.Енбаева. В течении первых трех лет создания и становления института он внес существенный вклад в развитие института и, фактически, является одним из активных основателей вуза. Он был редактором первого научного журнала – «Сборника Казанского института сельского хозяйства и лесоводства»(1925г), затем - «Известий Казанского Института сельского хозяйства и лесоводства» (1926-1928гг). Благодаря его усилиям институт получил самостоятельные учебные здания - комплекс зданий бывшего Казанского Коммерческого училища по улице К.Маркса. В 1920-1930-х годах Н.Н.Парфентьев, председатель Казанского физико-математического общества, проводит большую работу, посвященную 100-летию создания неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевского, принимает участие в международных конгрессах ученых-математиков. В числе его учеников - замечательные ученые, обеспечившие успешное развитие механики и математики в Казани : П.А.Широков, Б.М.Гагаев, В.А.Яблоков, Б.Л.Лаптев, М.Т.Нужин и другие. Н.Н.Парфентьеву были присвоены почетные звания: «Герой социалистической стройки Татарстана» (1932 г.) и «Заслуженный деятель науки РСФСР (1940 г.), еще в1912 г. он был награжден золотой медалью имени Лобачевского. Скончался от болезни сердца 22 января 1943 года.

1878
Леонид Владимирович Ассур
русский ученый, один из основателей русской научной школы по теории механизмов и машин. Создал рациональную классификацию плоских шарнирных механизмов. Умер в 1920 году.

 (450x699, 48Kb)
1878
Джон Артур Джонсон
американский спортсмен (бокс), первый негритянский боксер, ставший чемпионом мира в тяжелом весе среди профессионалов. На профессиональном ринге в 1897-1928 гг. В 1908 г. в Сиднее стал чемпионом мира, победив в 14-раундовом поединке с Т.Бернсом. В связи с этим в США произошли массовые беспорядки на расовой почве. В прессе началась кампания под знаком «великой белой надежды» с требованием вернуть титул белокожему боксеру. Экс-чемпион мира Дж.Джеффрис вызвал Джонсона на поединок, который был назван «матчем века». Джонсон выиграл у Джеффриса, нокаутировав соперника в 15-м раунде (1910, Рино, штат Невада). В связи с возбуждением против него в 1912 г. уголовного дела за нарушение закона о браке и связи с белыми женщинами (был приговорен к годичному заключению), он в составе члена негритянской бейсбольной команды перебрался в Канаду, а затем в Европу, где оставался в течение семи лет. Американский суд приговорил его к годичному заключению. В Париже он трижды отстаивал свой титул. В 1915 г. во встрече с Дж. Уиллардом проиграл звание чемпиона мира (был нокаутирован в 26-м раунде). В 1920 г. вернулся в США. После отбывания тюремного заключения продолжал выступать на профессиональном ринге (не претендуя на чемпионский титул), участвовал в зрелищных мероприятиях, карнавалах. Внес большой вклад в развитие бокса. Ему принадлежит идея предварительной разработки комбинационных действий и успешного проведения их путем умелого маневра на ринге. Будучи искусным боксером, он умел набирать очки благодаря своей «непробиваемой» защите. Автор двух книг воспоминаний: «Мои бои» (1914), вышедшей в Париже на французском языке, и «Джек Джонсон на ринге и вне его» (1927, 1975). Погиб в автомобильной катастрофе.

1878
Фредерик Нивен
канадский писатель ("Летающие годы", "Трансплантированный").

1880
Пятрас Пятрович Калпокас
литовский художник, педагог. Преподавал в Каунасской художественной школе. Ученики: Витаутас Станиславович (Стасё) Мацкявичюс .Член Литовского художественного общества. Умер 5 декабря 1945 года.

 (463x699, 86Kb)
1882
Корней Иванович Чуковский (настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчук)
русский советский писатель, переводчик, литературовед. Родился в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, Санкт-Петербургский студент, оставил его мать, крестьянку Полтавской губернии, после чего она с двумя детьми переехала в Одессу (о детстве писатель впоследствии рассказал в повести Серебряный герб, 1961). Занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 печатался в газете «Одесские новости», в 1903–1904 в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне. По возвращении в Россию сотрудничал в журнале В.Я.Брюсова «Весы», затем организовал сатирический журнал «Сигнал», за публикацию материалов антиправительственного характера был приговорен к шестимесячному заключению. Приобрел известность как литературный критик. Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги От Чехова до наших дней (1908), Критические рассказы (1911), Лица и маски (1914), Футуристы (1922) и др. Чуковский – первый в России исследователь «массовой культуры» (книга Нат Пинкертон и современная литература, статьи о Л.Чарской). Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер. Поселившись в 1912 в финском местечке Куоккала, писатель поддерживал контакты с Н.Н.Евреиновым, В.Г.Короленко, Л.Н.Андреевым, А.И.Куприным, В.В.Маяковским, И.Е.Репиным. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей – от Репина до А.И.Солженицына, – со временем превратился в бесценный культурный памятник. Приступив по совету В.Г.Короленко к изучению наследия Н.А.Некрасова, Чуковский сделал немало текстологических открытий, сумел изменить к лучшему эстетическую репутацию поэта (в частности, провел среди ведущих поэтов – А.А.Блока, Н.С.Гумилева, А.А.Ахматовой и др. – анкетный опрос «Некрасов и мы»). Итогом этой исследовательской работы стала книга Мастерство Некрасова, 1952, Ленинская премия, 1962). Попутно Чуковский изучал поэзию Т.Г.Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А.П.Чехова. Возглавив по приглашению М.Горького детский отдел издательства «Парус»,Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Крокодил (1916), Мойдодыр и Тараканище (1923), Муха-Цокотуха (1924), Бармалей (1925), Телефон (1926) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких» и вместе с тем полноценные поэтические тексты, в которых взрослые читатели обнаруживают и утонченные стилизационно-пародийные элементы, и тонкий подтекст. Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 книгу Маленькие дети, получившую затем название От двух до пяти. Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке Живой как жизнь (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита». Как переводчик Чуковский открыл для русского читателя У.Уитмена (которому он также посвятил исследование Мой Уитмен), Р.Киплинга, О.Уайльда. Переводил М.Твена, Г.Честертона, О.Генри, А.К.Дойла, У.Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д.Дефо, Р.Э.Распэ, Дж.Гринвуда. Одновременно занимался теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг – Высокое искусство (1968). В 1957 Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Умер в Москве 28 октября 1969 года. Похоронен в Переделкино, где жил долгие годы.

1884
Артур Баумгартен
немецкий учёный, юрист, общественный деятель. Специалист по философии права, уголовному и международному праву. Профессор университетов Кёльна, Базеля, Франкфурта-на-Майне. В 1933, будучи противником фашизма, покинул Германию и переселился в Швейцарию. Под влиянием марксизма Баумгартен постепенно отошёл от буржуазно-либеральной позиции в теории права, активно включился в политическую жизнь и рабочее движение, был одним из основателей и активных деятелей Швейцарской партии труда. После разгрома фашизма Баумгартен вернулся на родину, вёл научную, преподавательскую и общественную деятельность в ГДР. В этот период Баумгартен разрабатывал проблемы марксистской методологии и сущности социалистического права, а также актуальные проблемы международного права. Был действительным членом Академии Наук ГДР, президентом Академии государствоведческих и правовых наук имени Вальтера Ульбрихта, главным редактором журнала "Штадт унд рехт" ("Stadt und Recht"). Национальная премия ГДР (1951).

1884
Анри Кюэль
французский политический и государственный деятель, премьер-министр Франции (1948-1949; 1950-1950; 1951-1951).

1884
Адриан ван Маанен
американский астроном. Определил параллаксы более 500 звезд; открыл много близких звезд низкой светимости, в том числе один из первых белых карликов (звезда ван Маанена). Измерил собственные движения некоторых звезд и туманностей.

1885
Жюль Паскэн
французский художник.

1885
Вацлав Вилем Штех
чешский историк-искусствовед и критик

1886
Дмитрий Дмитриевич Галанин
педагог-физик, методист, член-корреспондент Академии Педагогических Наук РСФСР (1944), доктор физико-математических наук (1935), профессор (1949). Родился в Санкт-Петербурге. Окончив физико-математический факультет Московского университета (1910), преподавал физику в женской гимназии. С 1919 участвовал в работе Отдела по реформе школ Наркомпроса РСФСР. Работал в различных научно-педагогических учреждениях и вузах Москвы, в том числе в Коммунистическом университете имени Я.М.Свердлова (1921-1930), НИИ методов обучения Академии Педагогических Наук (1944-1954) и др. Автор работ по методике преподавания физики, многих оригинальных физических приборов для школы. Один из первых методистов, Галанин рассмотрел проблемы политехнического обучения в курсе физики. Занимался также историей отечественной физики, проблемами становления советской высшей и средней школы, развития педагогической науки. В журналах "Искра", "Хочу всё знать", "Знание-сила", "Наука и жизнь" выступал как популяризатор знаний по физике, технике, астрономии. Умер в Москве 3 июня 1978 года. Сочинения: Физический кабинет в начальной школе, часть 1, Mосква, 1983; Физический эксперимент в школе, тома 1-6, Москва, 1934-1941 (соавтор); Преподавание физики и подготовка учащихся к практической деятельности, Mосква, 1951; Состояние методики физики и задачи политехнического обучения, ИАПН, 1959, выпуск 106; Из истории московской школы методики физики, ФШ, 1967, № 5; Лебедевские подвалы [воспоминания о лаборатории П.Н.Лебедева], "Природа", 1968, № 9. Литература: Дмитрий Дмитриевич Галанин, ФШ, 1971, № 2; Памяти Дмитрия Дмитриевича Галанина. Некролог, там же, 1979, № 1.

 (581x699, 102Kb)
1886
Тадеуш Котарбиньский (Tadeusz Kotarbinski)
известный польский философ и логик, представитель Львовско-варшавской школы. Родился в Варшаве (Польша) в семье художника и композитора (его мать тоже была пианисткой). Учился в Краковском университете, Высшем политехническом училище г.Дармштадта, а позднее во Львовском университете, где его наставником был К.Твардовский. Возвратившись в Варшаву Котарбиньский работал учителем гимназии. В 1919 году он получает звание экстраординарного профессора Варшавского университета, а в 1929 – ординарного профессора. Тогда же Котарбиньский становится деканом факультета гуманитарных наук. В период гитлеровской оккупации Польши он читал лекции по философии в подпольных университетах Варшавы и Радома, после освобождения Польши получает профессуру в Варшавском университете и одновременно в 1945–1949 годах исполнял обязанности ректора университета в Лодзи. В 1951–1961 – заведующий кафедрой логики Варшавского университета. С 1957 по 1962 – президент Польской академии наук. Среди главных работ – Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук (Elementy teorii poznania, logiki formalnej i metodologii nauk, 1929, русский перевод – Москва, 1963); Трактат о хорошей работе (Traktat o dobrej robocie, 1955, русский перевод – Москва, 1963); Лекции по истории логики (Wykłady z dziejERRORw logiki, 1957, русский перевод – Москва, 1963). Философская доктрина, разработанная Котарбиньским, носит название «реизм». Она основывается на так называемой системе «Онтологии» известного польского логика С.Лесьневского, как и Котарбиньский, бывшего членом Львовско-варшавской школы. Реизм был разработан Котарбиньским в двух версиях: онтологической и семантической. Онтологический тезис заключается в том, что существуют только люди и вещи, т.е. каждый объект есть либо индивидуум либо предмет. Учитывая критику Айдукевича, который обвинил его в тавтологичности, Котарбиньский развил этот тезис следующим образом: каждый объект является либо духовным либо телесным, и каждое одушевленное существо является телом. Поскольку главное положение реизма в этом случае превращается в «каждый объект есть тело», эта версия реизма получила название «пансоматизма». Семантическая версия утверждает, что существует возможность перевода любого высказывания, касающегося воображаемых объектов, в высказывание, содержащие только имена реальных объектов. Как следствие, предложения, в которых сказуемое есть название какого-либо содержания сознания или его элемента, не истинны и не ложны, но просто недопустимы в научном языке. Котрабиньский является создателем праксеологии, которую он разрабатывал главным образом после второй мировой войны. Она была задумана как теория совершенствования практической деятельности и представляет собой наиболее общую практическую науку, дающую методологию эффективной реализации любого действия, имеющего конкретную цель. Она вырабатывает и объясняет практические директивы, т.е. команды, запреты и ограничения, которые приложимы к действиям для достижения их эффективности. Котарбиньский также наметил характеристики более общей чем праксеология науки: теорию сложных систем, которая позднее была независимо разработана Л. фон Берталанфи как общая теория систем. В области этики Котарбиньского был сторонником так называемой «независимой этики», т.е. такой, которая основывается только на эмоциональных суждениях, сформулированных в процессе человеческого общения, и которая свободна как от религии, так и от любого мировоззрения. Скончался 3 октября 1981 года. Сочинения: Elementy teorji pozania, logiki formalnej i metodologji nauk, 2 wyd., Wrocaw, 1961; Z zagadnien ogolnej teorii waiki, Warsz., 1938; T raktatodobrej robocie, (2wyd.). Wrocaw-Warsz., 1958; Sprawno i band, 3 wyd., Warsz., 1960; Wybor pism, t. 1-2, Warsz., 1957-58; в русском переводе - Избранные произведения, Москва, 1963. Литература: Греневский Г., Кибернетика без математики, Москва, 1964, глава 5; Jaworski М., Tadeusz Kotarbiski, Warsz., 1971.

1887
Левон Александрович Алавердян
армянский советский актёр, народный артист Грузинской ССР (1951). Сценическую деятельность начал в 1908 в Тифлисе. С 1932 - актёр Тбилисского армянского театра драмы имени Петроса Адамяна. Играл преимущественно характерные роли Умер 1963 году. Театральные работы: Бархудар ("Намус" А.Ширванзаде), Бриллиантов ("Ещё одна жертва" Г.Сундукяна), Дудукин ("Без вины виноватые") и др.

1887
Хосе Мария Усандисага
Испанский композитор

1888
Александр Клементьевич Конторович
советский издательский работник, изобретатель в области полиграфической техники. Родился в Вильно. По образованию врач. Впервые сформулировал понятие "организованный оригинал", или "оригинал-макет" (1938), впо следствии положенное в основу рационализации издательского процесса. Изобрёл прибор для определения размеров уменьшения иллюстраций при изготовлении печатных форм (1933), ряд наборно-пишущих машин (1933-1936), электрогравировальную машину (1934), фотонаборную машину для набора целыми словами (1935) и др. (свыше 30 авторских свидетельств). Многие идеи Конторовича, возможность осуществления которых стала ясна лишь с развитием электронно-вычислительной техники, предвосхитили развитие полиграфической тех-ники нескольких последующих десятилетий. Конторович занимался также историей полиграфии. Книга Конторовича "Новая полиграфия, новое издательство" (1941) - первый пример историко-книговедческого анализа как предпосылки прогностических исследований. В последние годы жизни работал в редакции "Большой медицинской энциклопедии". Умер в Москве 22 ноября 1961 года. Литература: Гокун С.Б. Наборно-пишущая машина Александра Клементьевича Конторовича // Полиграфическое производство. 1936. № 10; Немировский Е.Л. Патентная литература по вопросам полиграфического производства. Изобретения советских полиграфистов за 50 лет. 1917-1967. Указатель авторских свидетельств и патентов по вопросам полиграфии. Москва,1968.

1889
Василий Михайлович Бажанов
горный инженер, внесший большой вклад в развитие открытых работ в Челябинском бассейне. Окончил Горный институт в Санкт-Петербурге. В РСДРП(б) вступил в 1910. До Февральской революции вел партийную работу в рабочих районах Петрограда, был членом Объединенного комитета социал-демократических (б) фракций высших учебных заведений, членом Петроградского комитета РСДРП(б). После Февральской революции работал в Донбассе, был членом и председателем районного Партийного комитета в Макеевке. В конце 1917 руководил национализацией макеевских рудников и заводов и был назначен председателем их правления. Одновременно был председателем Южно-Областного совета народного хозяйства (Харьков). Был делегатом на 2-ом Всероссийском Съезде Советов. С 1918 по 1922 — заместитель председателя и председатель Главного угольного комитета. Одновременно был первым председателем правления каменноугольной промышленности Донбасса. С 1922 по 1924 был управляющим Кузбасстрестом. С 1925 — член президиума Госплана РСФСР. Бажанову принадлежит, кроме многочисленных статей в экономических газетах и журналах, ряд работ по каменноугольной промышленности: "Каменноугольная промышленность" Москва, 1920; "Каменноугольная промышленность СССР", Москва, 1925; "Положение и перспективы каменноугольной промышленности Сибири", Москва, 1925. Умер в 1939 году.

1889
Мюриэл Хазель Райт
американский историк.

 (556x699, 64Kb)
1890
Уильям Лоренс Брэгг (Sir William Lawrence Bragg)
английский физик, удостоенный в 1915 Нобелевской премии по физике (совместно со своим отцом, Уильямом Генри Брэггом) за работы по изучению кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Родился в Аделаиде (Австралия). Учился в Аделаидском и Кембриджском университетах (последний окончил с отличием в 1912). В 1919–1937 – профессор Манчестерского университета (сменил на этом посту Э.Резерфорда), в 1937–1938 – директор Национальной физической лаборатории, в 1938–1953 – профессор и директор Кавендишской лаборатории, в 1954–1966 – директор Королевской ассоциации. Работы Брэгга посвящены теории дифракции рентгеновских лучей, рентгеноструктурному анализу, фазовым переходам в металлах и сплавах, структуре белков. В 1913 независимо от Ю.В.Вульфа вывел уравнение, связывающее угол отражения рентгеновских лучей от системы параллельных кристаллографических плоскостей с расстоянием между этими плоскостями (условие Брэгга – Вульфа). Разработал методы расшифровки рентгенограмм с помощью преобразования Фурье, определил структуру многих силикатов. В 1939, используя рентгеновское излучение, получил оптическое изображение атомной структуры кристалла, предвосхитив создание голографии. Совместно с Дж.Берналом и Л.Полингом определил с помощью рентгеноструктурного анализа структуру гемоглобина, положив начало обширным структурным исследованиям биомолекул. Был награжден медалями Д.Юза (1931), Копли (1966), Королевской медалью (1946). Умер в Ипсуиче (графство Суффолк) 1 июля 1971 года.

1890
Александр Панкратьевич Хованский (Хованский псевдоним, настоящая фамилия – Улупов)
превосходный русский актер, народный артист РСФСР, одаренный самоучка, вышедший в 18 лет на сцену Архангельского театра. Свою творческую деятельность начал в 1908 году в Архангельском театре, затем служил в театрах Вильнюса, Владивостока, Воронежа, был актёром Петроградского театра драмы в 1919-1924 годах. Затем служил в Саратовском театре драмы. На сцене театра сыграл роли Чацкого, Незнамова, Карандышева, Жадова, Хлестакова, Фердинанда, Барона, Шванди. Создал сатирический образ семёна Рака в спектакле «Воздушный пирог» по пьесе Ромашова. В 1933 году перебирается в Москву, где становится актёром Центрального театра Советской Армии, в 1944-1946 годах также играет в спектаклях МХАТа. На сцене Московских театров Хованский сыграл роли Ленчицкого (в спектакле «Бойцы» по пьесе Ромашова), Фёдора Таланова (в спектакле «Нашествие»), Кобзы («Гибель эскадры»), Скундрела (в спектакле «Голос Америки» по пьесе Лавренёва), Нельсона (в спектакле «Флаг адмирала» по пьесе Штейна; за этот спектакль отмечен Сталинской премией в 1951 году), Глумова (в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»), Беркутова («Волки и овцы» Александра Островского), Тарелкина («Дело» Сухово-Кобылина), Прохора (в спектакле «Васса Железнова»).Хованский обладал ярким сценическим темпераментом, мастерством сценической речи, его сценические образы отличались точностью и выразительностью формы. Скончался 12 декабря 1962 года.

1892
Адольф (Адо) Георгиевич Ваббе
советский живописец и график, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1946). Родился в Тапа. Учился в Мюнхене в студии А.Ажбе (1911-1913). Член-учредитель объединения "Паллас" в Тарту (1918). Преподавал в Тарту: в Высшей художественной школе "Паллас" (1919-40), в Высшем художественном училище имени К.Мяги (1940-1941), в художественном институте (1944-50). С 1938 профессор Ученики Ваббе: А.Бах-Лийманд, А.Йохани, Э.Ките и др. В 1953-1956 возглавлял экспериментальную графическую мастерскую в Таллине. Испытал воздействие импрессионизма и футуризма (картины: "В кафе", 1918, частное собрание Тарту; "Речной порт", 1938, "Семья с автомобилем", 1960, - обе в Тартуском художественном музее). Ваббе внёс заметный вклад в развитие эстонской книжной графики. Умер в Тарту 20 апреля 1961 года. Литература: Professor A.Vabbe. Kataloog, Tartu, 1962.

 (504x699, 112Kb)
1893
Клеменс Краус (немецкое имя - Clemens Krauss)
австрийский дирижёр. Один из наиболее выдающихся исполнителей музыки Рихарда Штрауса. Родился в Вене. Клеменс Краус начал свою карьеру в Брно в 1912 году, в 1921 стал дирижёром оперного театра города Грац, в 1922 — дирижёром Венской государственной оперы. В 1924 — 1929 годах работал во Франкфурте-на-Майне, в 1929 — 1934 годах был директором Венской государственной оперы. В 1937—1944 был генеральмузикдиректором Баварской государственной оперы (Мюнхен), c 1938 — её художественным руководителем. Впоследствии был генеральным интендантом Зальцбургского фестиваля. В 1953 принял участие в Байройтском фестивале, продирижировав циклом «Кольцо Нибелунга». Краус был другом Рихарда Штрауса и выдающимся исполнителем его музыки. Он является автором либретто оперы Штрауса «Каприччио». Краус много сотрудничал с Венским филармоническим оркестром; к нему восходит традиция Новогоднего концерта в Вене. В Вене также занимался преподаванием, среди его учеников - польский композитор Альфред Градштейн. Умер в Мехико16 мая 1954 года.

1894
Свен Росселанд
норвежский астроном. Развил теорию внутреннего строения звезд и переноса в них излучения. Дал формулу для «росселандова среднего коэффициента поглощения» излучения в звездном веществе.

1895
Джон Макклой
американский дипломат, юрист, советник всех президентов США от Рузвельта до Рейгана.

1895
Вардис Фишер
американский писатель, автор многотомной эпопеи "Завет Человека", первые пять романов которой повествуют о доисторических временах ("Глубина", "Золотые комнаты", "Намеки Евы", "Адам и Змий", "Божественная страсть").

Imamutdinov_MI (503x700, 26Kb)
1898
Магсум Имамутдинович Имамутдинов
сапёр 76-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона 16-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады 1-го Украинского фронта, рядовой. Родился в деревне Кызыл-Яр ныне Янаульского района Башкирии в крестьянской семье. Татарин. Образование начальное. Работал плотником в колхозе "Буй" Янаульского района. В Красную Армию призван 30 октября 1941 года Янаульским райвоенкоматом Башкирской АССР. В боях Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Сапёр 76-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона (16-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада, 1-й Украинский фронт) красноармеец Имамутдинов М.И. совершил подвиг при постройке 30-тонного моста через реку Одер в районе населённого пункта Грошовиц (Грошовице, ныне в черте города Ополе, Польша). 2 февраля 1945 года Магсум Имамутдинов вместе с другими бойцами, стоя в холодной воде, устанавливал рамные опоры на фарватере реки. Когда в результате сильного артиллерийского и миномётного огня противника лёд на реке был разбит, и установка рам без плавсредств оказалась невозможной, - М.И.Имамутдинов бросился в ледяную воду и вместе с другими бойцами, последовавшими его примеру, установил раму на место. Благодаря этому сборка моста для пропуска тяжёлой боевой техники и пехоты была закончена досрочно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармейцу Имамутдинову Магсуму Имамутдиновичу присвоено звание Героя Советского Союза. Но не суждено было отважному бойцу-сапёру узнать о высшей награде Родины, так как 11 марта 1945 года в одном из боёв он пал смертью храбрых. Похоронен в деревне Хильбельдорф, близ польского города Ополе. Награжден орденом Ленина, медалями.

1898
Харри Вигго Туксен (Harry Viggo Tuxen)
британский шахматный композитор. Умер 10 мая 1968 года.

1899
Ренато Битосси
итальянский коммунистический и профсоюзный деятель. В 1927-1943 гг. по приговору фашистского трибунала находился в тюрьмах и ссылке. В 1943-1945 гг. активно участвовал в борьбе за освобождение Италии от гитлеровских оккупантов. С 1946 г. — член ЦК компартии Италии. В 1946-1947 гг. — депутат Учредительного собрания; с 1948 г. — сенатор. В 1945-1946 и 1957-1960 гг. — секретарь палаты труда Флоренции, в 1947-1957 гг. — секретарь Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ), с 1960 г. — директор Национального института социальной помощи ВИКТ и член руководящего комитета ВИКТ. На 5-м Всемирном конгрессе профсоюзов (Москва, декабрь 1961) избран председателем Всемирной федерации профсоюзов (ВФП), переизбран на 6-м Всемирном конгрессе профсоюзов (Варшава, октябрь 1965).

1900
Лёринц Сабо (Szabу)
венгерский поэт, переводчик. Родился в городе Мишкольц. Сборники стихов «Земля, лес, бог» (1922), «Калибан» (1923), «Шедевры Сатаны» (1926) исполнены ожесточенно-анархического, часто экспрессионистски окрашенного протеста против буржуазного строя. Сборники «Ты и мир» (1932), «Сепаратный мир» (1936), «Бой за праздник» (1938) пронизаны мотивами разочарования в культуре. Впечатления войны, освещенное жизненным опытом переосмысление прошлого привели его к более гармоничному миросозерцанию: автобиографический лирический цикл «Стрекот кузнечиков» (1947-1957). Перевел на венгерский язык многие произведения У.Шекспира, Ф.Вийона, Мольера, О.Хайяма, А.С.Пушкина, В.В.Маяковского и др. Премия имени А.Йожефа (1954) и премия имени Л.Кошута (1957). Умер в Будапеште 3 октября 1957 года. Сочинения: бlogatott versei. Elszу Illyйs Gy., Bdpst, 1956; Цsszegyjtцtt versei, 2. kiadбs, Bdpst, 1962. Литература: Kabdebу L., Szabу Lrinc..., Bdpst, (1970); Rбba Gy., Szabу Lrinc, Bdpst, 1972; Sotk J., Szabу Lrinc, Bibliogrбfia, Bdpst, 1966.

1900
Иммануэль Эстерман
немецкий физик-экспериментатор. Окончил Гамбургский университет (1921), где работал по 1933 г. В 1933-1952 гг. - в Технологическом институте Карнеги в Питтсбурге (с 1945 г. - профессор), затем в Вашингтоне и Лондоне. Научные исследования посвящены молекулярным пучкам, физике твердого тела, физике низких температур и сверхпроводимости. Совместно с О.Штерном измерил (1933-1934) магнитный момент дейтрона.

1902
Ханс Альбрехт
немецкий музыковед. Профессор музыкознания в Кильском университете, директор Института И.С.Баха в Геттингене, руководитель научных изданий («Die Musikforschung» «Acta musicologica» Documenta musicologica» «Das Erbe deutscher Musik»), автор исследований по истории немецкой музыки.

1902
Александр Яковлевич Гаямов
русский советский музыкальный критик и либреттист. Родился в Асхабаде Закаспийской области. По национальности армянин. Обучался в Лазаревском институте восточных языков в Москве и на историко-филологическом факультете Бакинского университета. Брал уроки теории музыки у профессора X.С.Кушнарёва. Музыкально-критическую деятельность начал в 1923. С 1924 выступал как поэт и драматург. В 1936—1938 директор Ашхабадского музыкального училища. В 1938—1941 секретарь Московского Союза композиторов. В 1941—1943 начальник музыкального отдела Управления по делам искусств Армянской ССР. В 1949—1951 заведующий книжной редакцией Музгиза. Автор либретто опер "В грозный год" Крейтнера по повести Лермонтова "Вадим" (1952, Саратовский театр оперы и балета), "Поддубенские частушки" по рассказам Антонова, "Лес шумит" (не окончена) по повести Короленко, балета "Золотой ключик" Вайнберга по сказке А. Толстого, а также романсов, песен, обработок народных песен и других сочинений. Автор статей, посвящённых творчеству советских композиторов, в том числе "Поэма о бойце-комсомольце", "5-я симфония Льва Книппера" ("Вечерняя Москва", 1934, № 41), "Музыка Советской Армении" ("Музыка", бюллетень ВОКСа, 1945, № 6). Умер в Москве 28 апреля 1952 года. Сочинения: Юрий Шапорин. Мариан Коваль. Биографические очерки, обзоры творчества и аннотации к отрывкам из вокально-симфонических произведений. Москва, 1947; Арам Хачатурян. Очерк жизни и творчества и аннотации к отрывкам из сочинений. Москва, 1947.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку