-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 61975
Комментариев: 6491
Написано: 69933


1 марта родились...

Четверг, 01 Марта 2012 г. 01:03 + в цитатник
Nanejschvili_V_V (505x700, 66Kb)
1903
Владимир Варденович Нанейшвили
командир 18-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады (ВВС 7-й армии, Северо-Западный фронт), полковник. Родился в селе Риони (ныне – в черте города Кутаиси, Грузия). Окончил Горийский гуманитарный техникум. Работал в орготделе ВСНХ Грузии. В Красной Армии с мая 1925 года. В 1926 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, в 1928 году – 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил младшим лётчиком в 8-м отдельном авиационном отряде ВВС Украинского военного округа (Одесса). С февраля 1929 года - младший лётчик, старший лётчик, командир авиаотряда при научно-испытательном зенитном полигоне ВВС Украинского военного округа (Евпатория). С февраля 1931 года - командир звена и авиаотряда 50-й штурмовой эскадрильи (Киев). С декабря 1933 года - командир 18-й лёгкой штурмовой эскадрильи там же, которая в апреле 1934 года перебазирована на Дальний Восток. С февраля 1935 года - командир 22-й легкой штурмовой эскадрильи ВВС Ленинградского военного округа (Пушкин). В 1938 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС РККА. С ноября 1938 года - помощник командира 68-й легкой бомбардировочной авиабригады Ленинградского военного округа (Красногвардейск). С февраля 1939 года командовал 71-й скоростной ближнебомбардировочной авиабригадой ВВС ЛВО (город Сиверск), затем 18-й скоростной бомбардировочной авиабригадой. Участник советско-финляндской войны: в январе-марте 1940 - командир этой авиабригады. К концу января бригада полностью сосредоточилась на аэродроме Сестрорецкий разлив. 16 января 1940 года её части начали боевые действия. В составе бригады было 126 скоростных бомбардировщиков СБ, которые приступили к методичному разрушению оборонительных сооружений на участке от озера Муола-ярви до Суммы на глубине не более 6 км от линии фронта. 30 января 1940 года полковник В.В.Нанейшвили решил лично принять участие в бомбардировке «линии Маннергейма». Командир точно вывел свой самолёт на одно из крупных железобетонных укреплений врага и, сбросив точным прицеливанием бомбу, уничтожил его. 11 февраля 1940 года перед началом штурма первой полосы «линии Маннергейма» 18-я авиабригада нанесла 20-минутный удар по финским позициям перед 123-й стрелковой дивизией. За время боевых действий 18-я авиабригада, поддерживая 19-й стрелковый корпус, сделала 1.312 самолёто-вылетов, сбросив на противника 215 тонн бомб и нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. За умелое руководство бригадой и личное мужество и героизм, проявленные в боях, 21 марта 1940 года полковнику Нанейшвили Владимиру Варденовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№247). После войны продолжал командовать той же бригадой. Генерал-майор авиации (4 июня 1940). С августа 1940 года командовал 25-ой истребительной авиадивизией ВВС Закавказского военного округа (Кутаиси). Участник Великой Отечественной войны: в июле 1941-мае 1942 – командующий ВВС 47-й армии, участвовал во вводе советских войск в Иран в августе 1941 года. С августа 1941 - командующий ВВС 46-й и 44-й (с декабря) армий (Закавказский и Крымский фронты), в мае-августе 1942 – командир 238-й штурмовой авиационной дивизии 5-й воздушной армии (Северо-Кавказский фронт), в сентябре 1942-апреле 1943 – заместитель командующего 8-й воздушной армией (Сталинградский фронт), в апреле 1943-апреле 1944 – заместитель командующего 2-й воздушной армией (Воронежский и 1-й Украинский фронты), в апреле 1944-январе 1945 – командир 8-го штурмового авиационного корпуса (2-я воздушная армия 1-го Украинского фронта и 8-я воздушная армия 4-го Украинского фронта). 6 января 1945 года во время полёта к командующему 2-й воздушной армией, самолёт В.В.Нанейшвили был сбит и упал на ничейную полосу. Генерал был ранен, чудом оставшись в живых, и до апреля 1945 года находился в госпитале. С 30 апреля 1945 года вновь командовал 8-м штурмовым авиационным корпусом. Участник Керченско-Феодосийской и Крымской операций, Сталинградской битвы, Курской битвы, Белгородско-Харьковской, Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской, Висло-Одерской, Моравско-оставской, Пражской операций. После войны командоват тем же корпусом, с августа 1946 по март 1947 года - командовал 2-м смешанным авиационным корпусом (ВВС Дальнего Востока, г. Спасск-Дальний). В 1949 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова с золотой медалью. С апреля 1949 года - помощник по строевой части командующего 48-й воздушной армии в Одесском военном округе. С июня 1949 года командовал ВВС Воронежского военного округа. С июля 1950 года командовал 34-й воздушной армией (в Закавказском военном округе). С декабря 1951 года по болезни находился в распоряжении Главкома ВВС. С октября 1952 года – начальник командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии (Монино). С декабря 1957 года генерал-лейтенант авиации В.В.Нанейшвили – в отставке. Жил в городе Тбилиси. Работал начальником Грузинского Управления ГВФ. Умер 16 ноября 1978 года. Похоронен на Сабурталинском кладбище в Тбилиси. Генерал-лейтенант авиации (11 мая 1944). Награждён 2 орденами Ленина (1940, 1950), 3 орденами Красного Знамени (1943, 1945, 1956), орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени (1944), Суворова 2-й степени (1944), 2 орденами Кутузова 2-й степени (1944, 1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (1943), Красной Звезды (1944), медалями. Его имя носят улицы в городах Тбилиси и Гори.

1903
Людвик Старский
польский сценарист, драматург и автор песен.

 (466x699, 52Kb)
1904
Александр Матвеевич Бряндинский
штурман-испытатель Научно-испытательного института ВВС, комбриг. Родился в деревне Исаково ныне Красногорского района Московской области. Русский. В 1919 году окончил гимназию, работал матросом на Волге, санитаром в Самарской городской больнице. В 1924 году окончил рабфак при Московском государственном университете. В армии с 1924 года. Учился в Ленинградском военно-морском училище, откуда был направлен в Севастопольскую военную авиационную школу. После её окончания учился в спецшколе ВВС и на курсах штурманов при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. С 1930 года – штурман-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). Принимал участие в испытаниях бомбардировщиков ТБ-3, Пе-8, ДБ-3. В 1937 году вместе с лётчиком В.К.Коккинаки совершил на самолёте ДБ-3 ряд дальних перелётов. В 1937 году в качестве штурмана установил 3 мировых авиационных рекорда скорости полёта на самолёте ЦКБ-26. 27-28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с лётчиком В.К.Коккинаки совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва–Дальний Восток протяжённостью 7.580 км. За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Бряндинскому Александру Матвеевичу 17 июля 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Погиб в авиационной катастрофе 4 октября 1938 года во время поисков экипажа В.С.Гризодубовой. Жил на станции Чкаловская (ныне посёлок Чкаловский в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Комбриг (1938). Награждён орденом Ленина.
 (523x698, 135Kb)
В посёлке Чкаловский (улица Ленина, дом 5) на доме, в котором в 1932-1938 годах жил А.М.Бряндинский, установлена мемориальная доска.

1904
Федор Григорьевич Кириченко
советский селекционер, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1956), Герой Социалистического Труда (1958). Член КПСС с 1929. Родился в селе Владиславка, ныне Мироновского района Киевской области. Окончил Масловский институт селекции и семеноводства имени К.А.Тимирязева (1928, с. Масловка Киевской области). С 1932 во Всесоюзном селекционно-генетическом институте (Одесса) заведующий отделом селекции и семеноводства пшеницы (1932-1941, 1944-1954 и с 1959) и директор (1954-1959). По селекции пшениц Кириченко разработал метод создания более зимостойких межвидовых гибридов и усовершенствовал методы подбора пар при межвидовой и внутривидовой гибридизации озимой мягкой пшеницы. Особенно ценны исследования Кириченко по разработке метода отбора сельскохозяйственных растений по мощности развития корневой системы. Под руководством и с участием Кириченко в институте выведено 5 высокоурожайных зимостойких и засухоустойчивых сортов озимой мягкой пшеницы степного экотипа (Одесская 3, Одесская 12, Одесская 16, Одесская 26, Степова). Впервые в истории степного земледелия Кириченко создал озимую твердую пшеницу (сорта Мичуринка, Новомичуринка и Одесская юбилейная), дающую 35-45 ц с 1 га. Кириченко - почетный член Чехословацкой академии сельско-хозяйственных наук (1961). Сталинская премия (1949), Ленинская премия (1959). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 другими орденами, а также медалями. Сочинения: Методы выведения сортов озимой мягкой и твердой пшеницы для степи Украины, в книге: Достижения отечественной селекции, Москва, 1967; Озимi сильнi пшеницi, Київ, 1967.

 (556x699, 55Kb)
1904
Элтон Гленн Миллер (Elthon Glenn Miller)
американский тромбонист, аранжировщик, композитор, руководитель биг-бэнда. Родился в городке Клоринда штата Айова. В поисках лучшей доли семья часто переезжала с места на места, но большого состояния не нажила. Достаточно сказать, что Гленну в детстве пришлось пасти коров, чтобы заработать на тромбон - инструмент, который затем принес ему мировую славу. После школы Гленн поступил в Колорадский университет, но музыка волновала его больше, чем наука. Бросив учебу, Миллер стал играть в танцевальных оркестрах, набираясь опыта, повышая все время свое мастерство и гонорар. В конце концов он едет в Нью-Йорк. Здесь Гленн Миллер служит переписчиком нот, затем, изучив композицию и теорию музыки, становится аранжировщиком, подрабатывает тромбонистом. В этот же период он женится на девушке, с которой был знаком еще в колледже. Три года Гленн боится оставлять жену одну и отказывается от разных выгодных гастролей. Но его прилежание и талант замечены - его приглашают музыкальным директором в прославленный биг-бэнд братьев Томми и Джимми Дорси, в руководство популярным оркестром Рея Нобла. Первая пластинка Гленна Миллера появилась в 1935 году. На ней было два номера: "Лунный свет над Гангом" и "Блюзовая серенада". Как справедливо заметили исследователи творчества Миллера, в названиях номеров присутствовали ключевые слова: "лунный свет, серенада". Впоследствии, сыгранная оркестром Гленна Миллера "Серенада лунного света" стала классикой популярной музыки ХХ века. И, наконец, весной 1938 года перед публикой предстал оркестр Гленна Миллера - тот, что будет увековечен навсегда. Спрос на Гленна Миллера был столь велик, что в течение нескольких лет его рабочий день строился так: с утра оркестр репетировал и записывал в студии грамзаписи четыре-пять новых пьес для пластинок, днем выступал на радио в прямом эфире, а вечером играл в престижнейших танцевальных и концертных залах Нью-Йорка. За пять лет оркестр Гленна Миллера записал столько музыки, что ее хватило ныне на 50 компакт-дисков по часу каждый. Слава наиболее популярного бэндлидера США пришла к Гленну Миллеру относительно поздно, а пользовался ею он относительно недолго — всего лишь с весны 1939 до осени 1942. Но в течение этого периода Миллер абсолютно доминировал в национальной популярной музыке, а гораздо позже жизнь подтвердила его реноме как самой стабильной фигуры эры свинга. И через 40 лет после гибели Гленна Миллера переиздания записей его оркестра обретали золотой статус. Миллер добился того, чтобы у бэнда был узнаваемый саунд (так называемый "кристал-корус", в котором высокий голос кларнета ведет мелодию, а группа саксофонов вторит ему октавой ниже). Используя этот саунд, Миллер создал целый ряд хитов — своего рода эталонов свинговой музыки. Так продолжалось до 1942, первого полного года участия США во Второй мировой войне. Этот год отметил конец господства Миллера в популярной музыке США, так как после месяцев бюрократической канители он добился того, что был призван в армию США в качестве офицера ВВС. Это было 10 сентября, а еще через 17 дней его оркестр, отыграв свой последний концерт, был распущен. Миллер организовал армейский оркестр, который выступал в военных лагерях, кроме того, звучал в еженедельном радиоцикле Sustain the Wings. (Несмотря на все это, и в 1943 у Миллера оказалось два хита в Тор Теп, в том числе возглавивший чарты "That Old Black Magic", где спели Скип Нелсон и Modernaires). В июне 1944 Миллер со своим оркестром был уже в Великобритании, где продолжал выступать перед войсками и в радиопередачах. Оркестр готовился к перебазированию в освобожденный Париж, и первым полетел сам Миллер, но самолет, в котором он летел, бесследно пропал над Ла-Маншем. Великий бэндлидер" погиб 16 декабря 1944 года. Тайна гибели Гленна Миллера за эти десятилетия обросла слухами и сенсациями. Долгое время считалось, что самолет маэстро был сбит немецким истребителем. Затем возникла версия, что в тот день после бомбардировки Германии в Британию возвращались на большой высоте американские самолеты. Чтобы хватило горючего, они над Ла-Маншем сбрасывали неизрасходованные авиабомбы. И маленький двухместный 'Нортман' Гленна Миллера попал под град этих бомб. Есть версия, что пилот 'Нортмана' Бессел покончил жизнь самоубийством, заодно погубив Миллера. Во всяком случае, Бессел не взял с собой, как было положено, в полет парашютов. Существует и совсем удивительная версия, будто бы Гленн Миллер спасся, но оказался сильно изуродованным и сделал пластическую операцию, после которой стал жить под чужим именем. Как бы там ни было, но над холодными водами декабрьского Ла-Манша навсегда исчез любимец миллионов почитателей доброго старого джаза.

1906
Фам Ван Донг
вьетнамский политический и государственный деятель. Учился в Ханойском колледже. С юношеских лет активно участвовал в революционной борьбе. В 1925 г. вступил в Товарищество революционной молодежи Вьетнама. С 1930 г. — член Коммунистической партии Вьетнама. В 1929 г. был арестован французскими колониальными властями и приговорен к 10 годам тюремного заключения. В 1936 г., после прихода к власти правительства Народного фронта во Франции, был освобожден из тюрьмы. В 1941 г. — один из организаторов Лиги борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь). В 1941-1945 гг. участвовал в создании революционных баз в Северном Вьетнаме. В 1945 г. — член Национального комитета освобождения Вьетнама. После Августовской революции 1945 г. — министр во Временном правительстве Демократической Республики Вьетнам. В 1946-1949 гг. — специальный представитель ЦК партии и правительства Демократической Республики Вьетнам в Центральном Вьетнаме. В 1949-1955 гг. — заместитель премьер-министра, одновременно с 1954 г. — министр иностранных дел ДРВ. С 1955 г. — премьер-министр и одновременно (до 1961) министр иностранных дел ДРВ. С 1976 г. — премьер-министр правительства Социалистической Республики Вьетнам. Член Политбюро ЦК Партии трудящихся Вьетнама (с 1951), член Политбюро ЦК Коммунистической партии Вьетнама (с 1976).

1906
Ялмар Карлссон
шведский яхтсмен, олимпийский чемпион 1956 года в классе 5,5 м.

1906
Александр Моисеевич Каутский
капитан 3-го ранга, командир гвардейской Краснознаменной подводной лодки "Щ-402", трагически погибшей в сентябре 1944 г. у берегов Норвегии. В 1994 г. его имя присвоено городской библиотеке города Полярного Мурманской области

1906
Абдус Саттар
президент республики Бангладеш (1981-1982).

1907
Шандор Вереш
венгерский композитор, пианист

1907
Александр Ильич Гинцбург
кинооператор и режиссер, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1955) и России (1969). Родился в Рогачеве, Беларусь. В 1927 г. окончил Ленинградский фототехникум, в 1934 г. – Ленинградский электротехнический институт. С 1925 г. оператор кинофабрики Совкино (ныне киностудия Ленфильм). В дальнейшем работал на различных киностудиях, с 1943 г. на Московской студии детских и юношеских фильмов имени М.Горького. Снял фильмы «Встречный» (1932, совместно с Ж.Мартовым), «Крестьяне» (1935), «Комсомольск» (1938), «Член правительства» (1940), «Валерий Чкалов» (1941), «Два бойца» (1943), «Рядовой Александр Матросов» (1948), «Константин Заслонов» (1949), «У них есть Родина» (1950) и др. Как режиссер поставил фильмы: «Однажды ночью» (1962, совместно с Э.А.Файком), «Гиперболоид инженера Гарина» (1965, по А.Н.Толстому). Скончался в Москве 10 марта 1972 года.

 (494x699, 70Kb)
1907
Павле Иванович Коршунов
командир 77-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона 5-й отдельной железнодорожной бригады, майор. Родился в селе Милюковка Наровчатовского района Пензенской области, в семье крестьянина. Учился на общеэкономическом факультете педагогической академии в городе Самарканде. С третьего курса был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в горнострелковом полку Среднеазиатского военного округа. В 1930 году был уволен в запас. Работал заведующим часовым отделом Дворца пионеров Замоскворецкого района города Москвы. В апреле 1932 года вновь призван в ряды Красной Армии и назначен на должность командира роты 21-го строительного железнодорожного полка особого корпуса железнодорожных войск. В последующие годы командовал полковой школой, был начальником штаба учебного батальона, избирался секретарем партбюро учебного батальона. Член ВКП(б)/КПСС с 1937 года. Начало Великой Отечественной войны майор Коршунов встретил в должности командира учебного батальона 5-й отдельной железнодорожной бригады. С апреля 1942 года назначен командиром 77-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона этой же бригады. Батальон майора Коршунова действовал на одном из главных направлений Юго-Западного фронта. Днем и ночью работали воины-железнодорожники, отправляя эшелон за эшелоном в тыл страны. Они формировали поезда, тушили пожары, ликвидировали последствия налетов авиации противника, эвакуировали ценное имущество. С января 1943 года воины батальона полным ходом вели восстановительные работы на железнодорожных участках Отрожка - Воронеж, Касторная - Старый Оскол, Касторная - Кшень, Щигры - Курск, а также на станциях Воронеж, Курск. Наиболее ярко волевые качества комбата и его бойцов проявились при восстановлении Курского железнодорожного узла. Уже через трое суток после отступления врага он был восстановлен и мог принимать и отправлять 25 пар поездов в сутки. Фашисты яростно бомбили станцию Курск. Однако воины-железнодорожники в короткие сроки устраняли последствия вражеских налетов и обеспечивали проезд воинских эшелонов к фронту. Особенное напряжение пришлось выдержать железнодорожникам 2 июня 1943 года. На Курск совершили налет 824 фашистских самолета. Бомбардировка продолжалась 22 часа. За это время на узел было сброшено около 1600 бомб. Было разрушено 12 километров станционных путей, депо, водоемное здание, многие стрелочные переводы, 154 груженых вагона, 8 паровозов... Узел лежал в руинах... Батальону Коршунова понадобилось 11 часов 30 минут чтобы убрать исковерканный подвижной состав, уложить пути и открыть движение поездов. Через 35 часов последствия бомбежки были устранены полностью. Мужество и трудовой героизм были проявлены беспримерные, работы начались когда еще рвались бомбы. Многие воины батальона за этот подвиг были награждены орденами и медалями. Начальник станции Курск П.А.Шубин, командир бригады полковник П.И.Бакарев и майор П.И.Коршунов представлены к присвоению званий Герой Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» полковнику Корушнову Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Великую Отечественную войну полковник Коршунов закончил в должности начальника штаба железнодорожной бригады. После Победы продолжал службу в железнодорожных войсках на командных должностях. В 1954 году ему было присвоено звание генерал майора. С 1964 года - в отставке. Жил городе Харькове, активно участвовал в воспитании молодежи, возглавлял совет ветеранов железнодорожной части. Скончался 31 марта 1987 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Касного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями; двумя чехословацкими орденами; знаком "Почетному железнодорожнику". "Почетный гражданин города Курска".Приказом Министра обороны СССР от 20 апреля 1985 года зачислен навечно в списки личного состава почетным солдатом железнодорожной воинской части. В 1973 и в 2005 годах на здании вокзала станции Курск были установлены мемориальные доски, посвященные подвигу железнодорожников. На одной из которой увековечено и имя Павла Ивановича Корушнова.

 (536x699, 80Kb)
1907
Николай Пантелеймонович Кучеренко
командир 302-й Тернопольской Краснознаменной стрелковой дивизии 60-й армии 1-го Украинского фронта, полковник. Родился в селе Белуховка ныне Карловского района Полтавской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1931 года. Окончил Белуховскую неполную среднюю школу. В 1929 году призван в ряды Красной Армии. Окончил ускоренные пехотные курсы, курсы «Выстрел». В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1942 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. Воевал на Юго-Западном и 1-м Украинском фронтах. Был дважды ранен. В январе 1943 года Н.П.Кучеренко был назначен командиром 302-й стрелковой дивизии, которая в то время вела бои за освобождение Донбасса, а осенью приняла участие в освобождении Киева. Переправившись через Днепр, соединение получило приказ продолжать наступление на Тернополь. Ничто не могло остановить наступательного порыва наших воинов. Загнанные фашисты бросались в разные стороны, чтобы вырваться из окружения. Сосредоточась в одном месте, они двинулись на западную околицу города Загребеля. Нужно было перерезать фашистам путь к отступлению. В решающую минуту боя Н.П.Кучеренко возглавил группу бойцов и нанес неожиданный удар с фланга. Гитлеровцам не удалось ускользнуть. После упорных и продолжительных уличных боев войска 60-й армии разгромили окруженный гарнизон врага и 14 апреля 1944 года полностью овладели областным центром Украины — Тернополем. Во время одной из операций, получив приказ атаковать врага, Н.П.Кучеренко решил не ждать утра и предложил атаковать врага ночью. К утру, пройдя десятки километров лесами и оврагами, подразделения дивизии Н.П.Кучеренко оказались в глубоком тылу врага. Гитлеровцы стянули танки и двинулись на наших воинов несколькими эшелонами. В этот критический момент Н.П.Кучеренко всю свою артиллерию расставил по кругу, а в середине его разместил пехоту. Когда вражеские танки подползли на близкое расстояние, на них обрушилась лавина артиллерийского огня. На протяжении часа кипел жестокий бой, в ходе которого было подбито 56 вражеских танков. Приказом по 1-му Украинскому фронту от 16 мая 1944 года за умелое руководство войсками и личное мужество проявленные при освобождении Тернополя, Н.П.Кучеренко был награжден орденом Красного Знамени, а 302-й стрелковой дивизии присвоено почётное наименование «Тернопольская». 302-я стрелковая Тернопольская Краснознаменная стрелковая дивизия под командованием гвардии полковника Н.П.Кучеренко первой вступила в бой за Краков. Передовые отряды форсировали речку Нида и захватили плацдарм на её западном берегу. Наступая на Краков с юга и востока, дивизия создала благоприятные условия соседним соединениям для прорыва укреплённой обороны врага. В ночь на 19 января 1945 года во взаимодействии с частями 4-го гвардейского танкового корпуса дивизия овладела Краковом. В этой операции бойцы дивизии Н.П.Кучеренко нанесли врагу большие потери. Было взято в плен свыше двухсот гитлеровцев, убито и ранено более двух тысяч солдат и офицеров противника, захвачены большие трофеи. 30 марта 1945 года в боях на Одере под Вроцлавом полковник Н.П.Кучеренко был убит вражеским снарядом. Похоронен в центре Полтавы на территории Мемориального комплекса «Солдатской Славы». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года за образцовое командование дивизией в ходе Висло-Одерской операции и проявленные при этом личное мужество и героизм, полковнику Кучеренко Николаю Пантелеймоновичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Мемориальные доски установлены на здании Белуховской средней школы и в Тернополе на улице, носящей его имя.

1907
Вернер Хартке
немецкий историк и филолог античности. Член Академии Наук ГДР (1955). С 1955 г. - заведующий кафедрой классической филологии Берлинского университета имени Гумбольдта, в 1956-1959 гг. - ректор университета. В 1958-1968 гг. - президент АН; в 1968-1972 гг. - вице-президент. Основные труды по истории, культуре Древнего Рима, в которых главное внимание уделяется проблемам идейно-политического содержания римской литературы; работы, посвященные истории Академии Наук ГДР, деятелям немецкой науки и культуры (братьям Я. и В.Гримм, А.Гумбольдту, Т.Моммзену). Иностранный член Академии Наук СССР (1966).

1907
Владимир Николаевич Черниговский
российский физиолог, академик Академии Наук СССР (1960; член-корреспондент 1953) и Академии Медицинских Наук СССР (1950). Окончил медицинский факультет Пермского университета (1930). Ученик В.В.Парина, К.М.Быкова. В 1932-1937 гг. работал в Медицинском институте (Свердловск), с 1937 г. — во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в Ленинграде (с 1946 г. — заведующий лабораторией), в 1941-1952 гг. (с 1944 г. — профессор) — в Военно-морской медицинской академии (Ленинград), в 1952-1959 гг. — директор Института нормальной и патологической физиологии Академии Медицинских Наук СССР (Москва), в 1959-1977 гг. — директор Института физиологии имени И.П.Павлова Академии Наук СССР. В 1963-1967 гг. — академик-секретарь Отделения физиологии Академии Наук СССР. Основные труды — по функциональным взаимоотношениям коры головного мозга и внутренних органов, интероцепции, космической физиологии и медицине. Открыл и изучил ряд интероцепторов, их локализацию и механизм возбуждения, выяснил роль сигнализации с рецепторов внутренней среды в некоторых формах поведения высших животных; исследовал рефлекторную регуляцию системы крови, установил зоны представительства ряда внутренних органов в коре больших полушарий головного мозга; создал (совместно с сотрудниками) модель гипертонической болезни. Премия имени И.П.Павлова Академии Наук СССР (1944), премия имени И.М.Сеченова Академии Наук СССР (1974, совместно с С.С.Мусящиковой), Золотая медаль имени И.П.Павлова Академии Наук СССР (1964). Иностранный член-корреспондент Академии Наук СРР (1965), член Международной академии астронавтики (1965).

 (459x699, 69Kb)
1908
Николай Александрович Коротков
начальник строительного управления СУ-13 строительного треста № 17, город Ижевск Удмуртской АССР. Родился в селе Ведрец Камбарского района (Удмуртская Республика) в крестьянской семье. Русский. Образование среднее техническое. Трудовую деятельность начал в 1930 году на одной из главных строек страны – строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Там он трудился десятником, мастером, прорабом, начальником участка до 1937 года. С 1937 года работал в Ижевске, занимая различные руководящие должности в строительных организациях города – прораб, старший прораб, главный инженер, начальник СУ-13, СУ-10. Во время Великой Отечественной войны Н.А.Коротков руководил строительством и реконструкцией оборонных предприятий, за что был награждён двумя боевыми орденами Красной Звезды. Под его руководством строительные организации возвели в Ижевске около 1 миллиона квадратных метров жилья, участвовали в реконструкции Ижевского металлургического завода, строительстве Ижевского автозавода, первенца отечественного бумагоделательного машиностроения завода «Ижтяжбуммаш», домостроительного комбината, комбината производственных предприятий, базы промышленной вентиляции и других крупномасштабных объектов. Объекты, возводимые под руководством Н.А.Короткова, как правило, сдавались в срок или досрочно, с высоким качеством. Большое внимание Н.А.Коротков уделял внедрению механизации строительных работ. За 1959-1965 годы объём строительно-монтажных работ возглавляемого им строительного управления вырос в два раза, производительность труда – на 40 %, от снижения себестоимости было получено 420 тысяч рублей экономии. В 1964 году ему было присвоено звание «Заслуженный строитель Удмуртской АССР». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по капитальному строительству, Короткову Николаю Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем он продолжал успешно трудиться в строительстве. В 1968 году ему было присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР». Он награждён тремя Почётными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР. Н.А.Коротков принимал активное участие в общественной жизни – избирался членом партийного бюро строительного управления, депутатом Индустриального районного совета Ижевска. Скончался 31 июля 1971 года в Ижевске. Награждён орденом Ленина (1 августа 1966), двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945), орденом «Знак Почёта». Именем Н.А.Короткова названа новая улица в микрорайоне автозавода (Устиновский район Ижевска).

1908
Михаил Давыдович Машковский
один из основоположников отечественной фармакологии, крупнейший специалист в области создания лекарственных средств, заведующий лабораторией фармакологии Центра по химии лекарственных средств - Всероссийского научно-исследовательского химико-фармацевтического института, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР, академик РАМН, автор справочника "Лекарственные средства", выдержавшего 13 изданий. Умер в 2002 году.

1908
Матти Исакович Пирхонен
педагог, заслуженный учитель Карельской АССР, почетный гражданин Калевальского района.

1908
Василий Андреевич Соколов
поэт

 (525x700, 45Kb)
1909
Андрей Максимович Богомолов
заместитель командира эскадрильи 6-го гвардейского авиационного полка 6-й гвардейской авиационной дивизии 1-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия (АДД), гвардии майор. Родился в Москве в семье рабочего. Русский. Окончил 8 классов, лётную школу Осоавиахима. Работал лётчиком в транспортном отряде Гражданского Воздушного Флота в Москве. Член ВКП(б)КПСС с 1930 года. В Красной Армии с 1941 года. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Заместитель командира эскадрильи 6-го гвардейского авиационного полка (6-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус, АДД) гвардии майор Алексей Богомолов к июлю 1943 года совершил двести восемь успешных боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу врага и уничтожение его живой силы и техники. Во время боевых вылетов гвардии майор Богомолов А.М. уничтожил на аэродромах около сорока восьми самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Богомолову Алексею Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1729). После войны А.М.Богомолов продолжал службу в ВВС. С 1956 года гвардии майор Богомолов А.М. – в запасе. Жил в Москве. Скончался 11 января 1988 года. Похоронен на Долгопрудненском кладбище в Москве. Награждён орденом Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 (489x699, 80Kb)
1909
Семён Устинович Кривенко
стрелок 568-го стрелкового полка 149-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, красноармеец. Родился в селе Субботино ныне Шушенского района Красноярского края в крестьянской семье. Русский. Окончив 2 класса, работал в колхозе «Красный таёжник», а с 1938-го по 1941 год - забойщиком Шушенского рудника. В Красной Армии с декабря 1941 года. В боях Великой Отечественной войны с марта 1942 года. Стрелок 568-го стрелкового полка (149-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) красноармеец Семён Кривенко в составе группы 17 октября 1943 года переправился на правый берег реки Днепр и в упорном бою за деревню Щитцы Лоевского района Гомельской области под мощным огнём гитлеровцев первым из атакующих ворвался во вражеские траншеи. В завязавшейся неравной рукопашной схватке красноармеец Кривенко был ранен ножом в голову, но, несмотря на это, он продолжая сражаться, прикладом убил немецкого солдата, забросал гранатами находившуюся в траншее вражескую группу. В санчасть идти отказался…Его геройский поступок обеспечил успех продвижению подразделения вперёд. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Кривенко Семёну Устиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1633). В 1943 году С.У.Кривенко демобилизован по ранению. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. Жил и работал в родном селе. Скончался 7 июля 1974 года. Награждён орденом Ленина, медалями.

1909
Андрей Васильевич Наконечный
хозяйственный руководитель, заслуженный строитель МАССР (1960) и РСФСР (1965). Умер в 1995 году.

1909
Владимир Александрович Натансон
российский пианист и музыковед. Ученик Ф.Кенемана и С.Фейнберга. Доцент Московской консерватории. Автор методических работ.

1909
Анатолий Сергеевич Протасов
Лётчик-бомбардировщик, капитан. В авиации с 1935 г. Участник советско-финляндской войны. 22 июня 1941 г. в 6.50 командир эскадрильи 16-го смешанного бомбардировочного авиационного полка (11-ой смешанной авиационной дивизии, Западный ОВО) А.С.Протасов над аэродромом Черляны на СБ таранил Me-110 и сам погиб. Вместе с ним погибли штурман лейтенант А.К.Ярулин и стрелок-радист сержант Бесарабов.

1909
Аркадий Михайлович Цинман
российский актер. В 1936 г. окончил школу МХАТа 2-го. Был актером этого театра, в 1937 г. – Московского театра Сатиры, в 1943-1944 гг. – Московского театра Миниатюр. С 1944 г. работал в кино, в Театре-студии киноактера. Дебютировал в фильме «Небо Москвы» (1944). Среди его ролей: Мюллер («Сыновья», 1946), Фиш («Старинный водевиль», 1947), Исправник («Мичурин», 1949), Медынский («Фома Гордеев», 1959). Являлся мастером характерного портрета: Полковник («Год как жизнь», 1966), Директор школы («Ехали в трамвае Ильф и Петров», 1972). Выступал также в фильмах-сказках: «Королевство кривых зеркал» (1963), «Варвара-краса, длинная коса» (1970), «Золотые рога» (1973). Народный артист РСФСР. Скончался 1 января 1985 года.

 (523x698, 108Kb)
1910
Арчер Джон Портер Мартин (Archer John Porter Martin)
английский биохимик и физико-химик, член Лондонского королевского общества (1950). Родился в Лондоне младшим из четырех детей и единственным сыном в семье врача Уильяма Арчера Портера Мартина и медицинской сестры Лилиан Кейт Браун. Еще будучи школьником сконструировал колонку для фракционной перегонки из спаянных вместе банок из-под кофе в своей лаборатории, размещенной в подвале дома В 19 лет поступил в Кембриджский университет со стипендией, которая позволяла ему получить специальность инженера-химика. Первые его эксперименты относились к физике – разработал метод измерения пироэлектричества, основанный на притяжении металлической пластинки к погруженным в жидкий воздух кристаллам турмалина. Однако после знакомства с физиологом Дж.С.Холдейном (1860–1936) заинтересовался биологией и, изменив направление своих научных занятий, получил в 1932 степень бакалавра, а в 1936 – докторскую степень по биохимии Будучи студентом Кембриджского университета, работал в лаборатории пищевых продуктов компании «Данн» над разделением и выделением витаминов. Благодаря этой работе приобрел значительный опыт в разделении тесно связанных между собой химических компонентов с помощью таких методов, как фракционная перегонка, экстракция растворителем и других аналогичных технологий. В 1937 Чарльз Мартин, научный руководитель Мартина и Ричарда Синга в Кембридже, предложил им работать совместно над разделением аминокислот методом противоточного распределения. Смесь, которую нужно разделить, вновь и вновь растворяется в двух несмешивающихся растворителях, движущихся в противоположных направлениях. Поскольку компоненты смеси обладают разным сродством к растворителям, они в конце концов разделяются на два потока. Попытки создать приспособление для противоточной экстракции не увенчались успехом, так как не удалось получить удовлетворительную смесь подходящих растворителей. Это не означало, что такой метод бесперспективен. В 1944 Л.Крейг усовершенствовал и автоматизировал этот метод, после чего тот занял свое место в арсенале биохимиков. В 1938 Мартин занял должность биохимика в лаборатории Научно-исследовательской ассоциации шерстяной промышленности, где позднее стал работать и Синг. Продолжая сотрудничество, они разработали в 1944 метод бумажной хроматографии. В 1941 они решили применить принцип противоточного распределения к методу хроматографии. При этом методе колонка с силикагелем, который хорошо удерживает воду, служила в качестве неподвижной фазы, а хлороформ использовался как подвижная фаза. В этом случае метилоранж был индикатором. Подход был назван распределительной хроматографией, так как в нем использовались и хроматография, и распределение растворенного вещества между двумя растворителями. Носитель, применяемый для насадки колонки, инертен и служил лишь для удержания одного из потоков. Предложенный метод оказался эффективным способом разделения аминокислот. Распределительная хромотография (в отличие от адсорбционной) позволила расширить выбор растворителей и насадочных материалов. Далее Мартин и Синг обнаружили, что целлюлоза является хорошо водоудерживающей средой. Это открытие привело их в 1944 к разработке метода бумажной хроматографии, при котором в качестве носителя применяется фильтровальная бумага. Дальнейшим усовершенствованием явилась двумерная бумажная хроматография (происходит последовательно в двух направлениях под правильным углом в различных системах растворителей), которая обеспечивает разделение и позволяет проводить анализ сложных смесей без высоких материальных затрат и усилий. В 1946 Мартин стал руководителем отдела биохимических исследований «Бутс пьюар драг компани» в Ноттингеме. В течение последующих двух лет изучал распределительную хроматографию жирных кислот, работая в медицинском научно-исследовательском совете Листеровского института в Лондоне, затем занял должность биохимика и руководителя отдела физической химии Национального института медицинских исследований в Милл-Хилле (Лондон). В 1952 Мартину и Сингу была присуждена Нобелевская премия «за разработку распределительной хроматографии». В 1953 Мартин совместно с Э.Т.Джеймсом разработал еще один вариант распределительной хроматографии – метод газожидкостной хроматографии. В этом методе инертный газ (аргон, гелий или азот) служил мобильной фазой, которая протекает над инертным твердым веществом, пропитанным нелетучей жидкостью (силиконовым маслом, спиртами с высокой молекулярной массой и др.). Этот метод оказался особенно полезным для характеристики жирных кислот и смесей стероидов, имеющихся в микрограммовых количествах. Распределительная хроматография во всех разработанных Мартином и его коллегами вариантах была быстро принята на вооружение во многих отраслях химии и привела к важным открытиям, касающимся структуры белков, антибиотиков, нуклеотидов, липидов, вакцин, полисахаридов, редкоземельных элементов и т.д. С 1959 по 1970 Мартин был директором «Эбботсбари лаборатриз лимитед», затем в течение трех лет консультантом «Уэлком фаундэйшн лимитед», после чего вошел в Совет по медицинским исследованиям в качестве профессора химии Сассексского университета. В молодости с удовольствием занимался альпинизмом, планеризмом и джиу-джитсу. Умер 28 июля 2002 года.

1910
Джеймс Дэвид Грэхэм Нивен
английский актер. Родился в Шотландии. В 1935 г. дебютировал в кино (фильм «Без сожаления»). Играл второстепенные роли в многочисленных английских и американских фильмах. Снимался в фильмах «Грозовой перевал» (по Э.Бронте) и «Подлинная слава» (оба в 1939). В годы 2-й мировой войны играл в патриотических фильмах: «Первый из немногих» (1943) и «Путь вперед» (1944). После успеха в фильме «Дело жизни и смерти» (1945) переехал в США, где снимался в ряде фильмов. В 50–60-е гг. снимался в США и в Англии – фильмы «Любовная лотерея» (1954), «Вокруг света за 80 дней» (1956), «За отдельными столиками» (1958; премия Американской академии киноискусств и наук за лучшее исполнение мужской роли), «Пушки Наварона» (1961), «Покоренный город» (1965) и др.

 (511x699, 89Kb)
1911
Гарри Голомбек (Harry Golombek)
английский шахматный гроссмейстер (1985, honoris causa), многолетний шахматный колумнист газеты "Таймс" (1945-1989), литератор, автор более 30 книг по шахматам, международный арбитр (1954), судивший матчи на мировое первенство с участием Михаила Ботвинника. Трёхкратный чемпион Великобритании (1947, 1949, 1955).Умер в 1995 году.

1911
Мстислав Вячеславович Пентковский
российский математик, академик Академии Наук Казахской ССР (с 1958). Окончил Московский университет (1934). В 1937-1940 гг. работал в Казахском педагогическом институте, в 1940-1956 гг. — в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. С 1962 г. — в Московском химико-технологическом институте. Основное направление исследований — номография. Изучал проективное преобразование номограмм с учетом получающейся погрешности. Работы по истории развития математики в Казахстане.

1912
Константин Константинович Кудрявцев
конькобежец, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Первый из тех, кто был удостоен обоих почетных званий.

 (506x699, 61Kb)
1912
Борис Евсеевич Черток
выдающийся советский ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, заместитель главного конструктора ОКБ-1, доктор технических наук, профессор. Родился в городе Лодзь (Польша) в семье служащих Евсея Менасеевича Чертока (1870-1943) и Софьи Борисовны Явчуновской (1880-1942). Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Накануне Первой мировой войны родители Чертока вернулись в Москву, где в 1929 году он окончил девятилетнюю школу и начал трудовую деятельность электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника. В конце 1930 года Черток перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени С.П.Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтером по промышленному оборудованию, электрорадиомонтером по оборудованию самолетов (1930-1933), радиотехником по самолетному радиооборудованию (1933-1935), начальником конструкторской группы ОКБ (1935-1937) и начальником конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению (1937-1938). В течение года был заведующим массово-экономическим отделом заводского комитета ВЛКСМ. В эти годы Черток стал автором ряда изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами. В 1934-1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель Черток был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф.Болховитинова. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы М.В.Водопьянова на Северный полюс и самолета С.А.Леваневского для трансполярного перелета Москва – США. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и до 1938 года совмещал работу с учебой. Для окончания института в 1938 году он перешел на дневное отделение и в 1940 году с отличием защитил дипломный проект, получив квалификацию инженера-электрика. Проект был выполнен в ОКБ завода № 84 авиационной промышленности у главного конструктора В.Ф.Болховитинова. Его темой являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) были изготовлены опытные образцы мощных самолетных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжелых бомбардировщиков системой переменного тока. Эта работа, проводившаяся в отделе электрических машин ВЭИ, которым руководил академик К.И.Шенфер, была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию. С началом Великой Отечественной войны работа была приостановлена. С 1940 года по 1945 год Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф.Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. После защиты дипломного проекта он был принят на должность начальника группы, затем был назначен начальником бригады и впоследствии назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в город Билимбай Свердловской области. Во время Великой Отечественной войны Черток разработал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также создана система управления и электрического зажигания ЖРД, которая использовалась в первом полете ракетного самолета «БИ-1» конструкции В.Ф.Болховитинова, А.М.Исаева, А.Я.Березняка, осуществленном капитаном Г.Я.Бахчиванджи в 1942 году. В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А.М.Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт – «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С.П.Королёв. С этого времени Черток работал в тесном сотрудничестве в С.П.Королёвым. В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Черток переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. В 1950 году он был переведен на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году – начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С.П.Королёв. После выделения в августе 1956 года ОКБ-1 и опытного завода № 88 из НИИ-88 в самостоятельное предприятие – Опытно-конструкторского бюро № 1 (начальник и главный конструктор С.П.Королев) Черток с 1957 года по 1963 год работал заместителем главного конструктора ОКБ-1. В 1958 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета Ю.А.Гагарина в космическое пространство Чертоку Борису Евсеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1963 году был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБЭМ). В 1968 году был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР, в 2000 году – действительным членом (академиком) Росийской Академии Наук. В 1974 году Черток стал заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года по настоящее время является главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П.Королёва. Вся научно-инженерная деятельность Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов. Одна из первых задач в этой области, которая была решена Чертоком, – это разработка теории надежной конструкции и организация производства широкого ряда рулевых машин и приводных устройств. Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и другое. В 1948 году Черток создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов. Впоследствии с его участием были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по реальным звездам. Для межконтинентальных ракет, ракет-носителей и космических комплексов им разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре. Это позволило практически реализовать методы теории надежности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих ее модификаций. Аналогичные принципы были развиты и использовались коллективом, руководимым Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических комплексов. Основополагающие работы Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников» и в том числе первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс-1», «Венера-2», «Венера-3», «Венера-4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит». Научно-исследовательская и конструкторская деятельность коллектива, руководимого Чертоком, явилась фундаментом для создания целого направления в космонавтике – науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами. До настоящего времени школа Чертока является ведущей по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими подсистемы ориентации, навигации, автоматического и ручного сближения, стыковки, программно-логического управления, телеметрического контроля, отображения и диагностики, управления спуском, приземлением, энергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой. Развитие Чертоком идей системного подхода, использование современных средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия – Буран». Выдающимся достижением отечественной космонавтики явилось создание постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса «Мир». В созданных для этого комплекса бесплатформенных системах управления движением и навигации, управления бортовыми системами комплекса и энергоснабжения широко используется бортовая вычислительная техника на базе современной микроэлектроники. Высокая точность ориентации и стабилизации, экономичность в связи с использованием силовых гироскопов (гиродинов) и надежность позволили осуществить астрофизические и народнохозяйственные исследования первостепенного научного значения. Более 60 лет Б.Е.Черток вел педагогическую работу. В 1947-1949 годах им был разработан и впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ имени Н.Э.Баумана. С 1965 года он профессор кафедры «Системы автоматического управления» факультета приборостроения в МГТУ имени Н.Э.Баумана. До 1978 года вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в МВТУ. В 1978 году был назначен заведующим базовой кафедрой «Управление движением» Московского физико-технического института и читал курс «Управление большими космическими системами». Жил в городе-герое Москве, работал в городе Королёв Московской области. Скончался 14 декабря 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награждён советскими 2 орденами Ленина (1956, 17 июня 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (26 августа 1996), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011). Доктор технических наук (1958), профессор, академик Российской Академии Наук (с 2000; член-корреспондент Академии Наук СССР с 1968). Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва Росийской Академии Наук (2007, за цикл научных и конструкторских работ и публикаций). Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), премии Правительства Российской Федерации имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности (13 декабря 2011, за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования её результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны), премии имени Б.Н.Петрова Росийской Академии Наук (1993, за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2010). Почётный гражданин города Королёв. Б.Е.Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Среди наиболее значимых из открытых: «Методы повышения надёжности управления движением космических аппаратов» (1977), «Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций» (1986), «Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990). В 1994-1999 годах им была подготовлена уникальная историческая серия «Ракеты и люди» из четырёх монографий.

1913
Энвер Кафар оглы Мамедханлы
азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР. Родился к городе Геокчай. Окончил ВГИК (1938). Первая повесть "Водоворот"(1934) посвящена бакинским нефтяникам. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 (был специальным корреспондентом фронтовой газеты в Тебризе). Написал рассказы "Караван остановился" (1944), "На главном проспекте" и "Алые бутоны" (1945) и другие. Пьеса "Утро Востока" (1947) - о становлении Советской власти в Азербайджане. Пьеса "В огне" (1950) - о жизни в Южном Азербайджане. С успехом шла на сцене лирическая комедия "Ширванская красавица" (1957). Мамедханлы создал киносценарии "Бахтияр" (поставлен 1942), "Фаталихан" (совместно с Мехти Гусейном, поставлен 1947) и другие. Перевел на азербайджанский язык сочинения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Горького, У.Шекспира, Г.Флобера, Т.Драйзера. Награжден 3 орденами. Сочинения: Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1960; в русском переводе - Избранное, Баку, 1959; Алые бутоны, Москва, 1964. Литература: Очерк истории азербайджанской советской литературы, Москва, 1963.

 (492x698, 60Kb)
1913
Яков Гилелевич Пановко
советский учёный в области теоретической и прикладной механики, профессор. Родился в Кобрине, Брестская область. С 1930 по 1935 г. он — студент, а с 1935 по 1940 г. — научный сотрудник, ассистент и доцент Московского автодорожного института (МАДИ). В 1939 г. им была успешно защищена кандидатская, а спустя всего лишь год — докторская диссертация. С 1940 по 1950 г. Я.Г.Пановко служил в Красной (Советской) Армии, в конце этой службы ему было присвоено звание инженера-подполковника. С 1943 г. он преподавал в Ленинградской Военно-воздушной академии, где в 1944 г. был избран профессором по кафедре конструкций и прочности самолета. В течение 15 лет, начиная с 1950 г., Яков Гилелевич заведовал кафедрами в различных высших учебных заведениях Риги — в Латвийском государственном университете (1950—1958), Рижском политехническом институте (1958—1963) и Рижском институте инженеров гражданской авиации (1963—1964). В 1958 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук Латвийской ССР, а в 1992 г. — иностранным членом Латвийской Академии наук. На протяжении последующих двадцати лет (1964—1984) Яков Гилелевич возглавлял кафедру теоретической механики Ленинградского кораблестроительного института (ныне Санкт-Петербургский морской технический университет), оставшись затем еще на восемь лет профессором этой кафедры. Профессор Я.Г.Пановко в течение многих лет был Председателем Государственной экзаменационной комиссии на кафедре «Механика и процессы управления», которой в Ленинградском политехническом институте заведовал профессор А.И.Лурье. Я.Г.Пановко принял также деятельное участие в организации и становлении Института проблем машиноведения Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Его связи с этим институтом продолжались до последних лет и оказали благотворное влияние на работу института, объединяющего ныне большое число известных ученых-машиностроителей, механиков, физиков и математиков. Круг научных интересов Якова Гилелевича был весьма широк. Ему принадлежат существенные результаты в строительной механике, прикладной теории упругости и пластичности, теории колебаний и удара. Им опубликовано более ста работ, в числе которых пятнадцать монографий. С 1943 г. он занялся исследованиями в области аэроупругости, итог которых был подведен в написанной совместно с Е.П.Гроссманом монографии «Упругие колебания частей самолета» (1947) и подготовленном в сотрудничестве с Г.Г.Ростовцевым руководстве «Строительная механика самолета» (1950—1952). Видное место занимают работы Я.Г.Пановко по статике тонкостенных конструкций. Не потеряла до сих пор своего значения написанная им в соавторстве с Г.Ю.Джанелидзе монография «Статика упругих тонкостенных стержней» (1955). Я.Г.Пановко предложил исключительно простой и эффективный приближенный метод исследования нелинейных задач теории колебаний — метод прямой линеаризации (1962), с помощью которого решено много важных прикладных задач. Принципиальное значение имеет цикл его работ по учету внутреннего и внешнего рассеяния энергии в прикладных задачах теории колебаний механических систем. Им доказана преобладающая роль конструкционного демпфирования в общем балансе потерь энергии при колебаниях большинства реальных конструкций, а также установлено, что при решении многих инженерных задач теории колебаний имеет значение лишь площадь петли гистерезиса, а не ее форма. Эти и другие результаты исследований Я.Г.Пановко прочно вошли в арсенал основных средств инженерной науки. Особое место среди трудов Якова Гилелевича занимает выдержавшая пять изданий монография «Устойчивость и колебания упругих систем», написанная им совместно с И.И.Губановой. В ней содержатся очерки, посвященные современным концепциям, ошибкам и парадоксам в теории колебаний и устойчивости упругих систем. Значительный интерес и плодотворные дискуссии вызвала книга «Механика и прикладная математика: Логика и особенности приложений математики», написанная Я.Г.Пановко в соавторстве с И.И.Блехманом и А.Д.Мышкисом и посвященная нетрадиционному анализу понятия «прикладной» математики. Много внимания уделял Яков Гилелевич созданию учебников и очеркам по истории механики. Он был блестящим лектором и заботливым научным руководителем. Им подготовлено более 50 кандидатов и докторов наук. Я.Г.Пановко был организатором ряда научных съездов, конференций, симпозиумов и школ. По его инициативе, начиная с 1956 г., проводились научные конференции по прикладной теории механических колебаний. Преемником этих конференций является в настоящее время Международная научная школа по актуальным проблемам механики, ежегодно проводящая свои сессии в Санкт-Петербурге (Репино) и привлекающая как ведущих ученых, так и молодых специалистов России, СНГ и других стран. Яков Гилелевич любил и ценил острое слово и обладал большим чувством юмора. Его ученики и друзья помнят много принадлежащих ему ярких афористических высказываний, характеризующих его отношение к людям, к жизни, науке и искусству. При этом особое уважение и требовательность проявлял он всегда к точности выражения мысли и к словоупотреблению. Яркая индивидуальность, незаурядность личности и высокий интеллект Якова Гилелевича привлекали к нему всех, кто имел счастье с ним общаться. В числе его друзей и собеседников были выдающиеся ученые и деятели культуры — ученые-механики А.И.Лурье, В.В.Новожилов, Г.Ю.Джанелидзе, В.И.Феодосьев, И.И.Ворович, физик Никита Толстой, летчик-испытатель и писатель Марк Галлай, режиссер и художник Н.П.Акимов, знаменитый балетмейстер И.А.Моисеев, народная артистка РСФСР Ольга Лебзак. Умер в Берлине 30 апреля 2002 года. Наиболее значимые публикации: Прикладная математика: Предмет, логика, особенности подходов. С примерами из механики. Издание 3. // Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. 2005; Устойчивость и колебания упругих систем: Современные концепции, парадоксы и ошибки. // Губанова И.И., Пановко Я.Г., 1987; Механика и прикладная математика. Логика и особенности приложений математики. // Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г., 1983; Введение в теорию механических колебаний. Издание 3. // Пановко Я.Г., 1991; Ya. G. Panovko: Elements of the applied theory of elastic vibration. Nauka, Moskow 1990.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку