-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 70819
 омментариев: 6674
Ќаписано: 78990



15 феврал€ родились...

—реда, 15 ‘еврал€ 2012 г. 00:54 + в цитатник
1458
»ван »ванович ћолодой
старший сын »вана III ¬асильевича и его первой жены ћарии Ѕорисовны, дочери великого кн€з€ тверского Ѕориса јлександровича и сестра прав€щего в “вери ћихаила Ѕорисовича.  ак плем€нник ћихаила “верского, у которого не было сыновей, он мог претендовать на наследование “верского кн€жества. ¬ 1468 году сопровождал »вана III в походах на  азанское ханство. — 1471 года Ч соправитель отца (√.¬. ¬ернадский указзывает 1470 г.[1]). ћонеты того времени чеканились с именами обоих московских правителей. ¬ 1472 и 1477 гг. во врем€ похода отца на ¬еликий Ќовгород управл€л (Ђведалї) ћосквой. ¬месте с д€дей јндреем ¬асильевичем ћеньшим был одним из руководителей русского войска во врем€ Ђ—то€ни€ на реке ”греї в 1480 году. ¬ 1483 году »ван ћолодой женилс€ на дочери молдавского господар€ —тефана III ¬еликого ≈лене, прозванной на –уси Ђ¬олошанкойї, что способствовало укреплению военно-политического союза с ћолдавским кн€жеством. »ван »ванович вместе с отцом ходил в поход на “верь и после еЄ присоединени€ к ћоскве в 1485, когда из “вери был изгнан его д€д€ по матери ћихаил Ѕорисович, искавший союза с пол€ками, стал кн€зем тверским. ¬ честь кн€жени€ »вана ћолодого в “вери была выпущена монета, изображавша€ его руб€щим хвост змею, олицетвор€вшему предательство ћихаила Ѕорисовича. ¬ 1490 кн€зь заболел Ђломотой в ногахї. »з ¬енеции был вызван лекарь Ћеби ∆идовин, но и он не смог определить причины болезни, от которой »ван ћолодой скончалс€ 7 марта 1490 года. ¬рач был казнЄн по приказу »вана III за неудачное лечение. »ван »ванович оставил единственного ребЄнка Ч ƒмитри€ ¬нука, который был венчан на царство дедом в 1497 году, но в 1502 впал в опалу и умер в заключении в 1509 году, уже в правление своего д€ди ¬асили€ III.

 (544x698, 181Kb)
1519
ѕедро ћенендес де јвилес (Pedro Menendez de Aviles)
жестокий испанский мор€к, капитан, исследователь, и конкистадор.  ороль ‘илип II »спании послал де јвил€ во ‘лориду, чтобы убить французских √угенотов, которые обосновались там; испанцы хотели Ќовый ћир дл€ себ€. ƒе јвиль приплыл из »спании в июле 1565 с 11 судами и приблизительно 2 000 солдат. ќни пристали во ‘лориде 28 августа 1565, в заливе —в€того ќгастина и основали —ент ќгастин (самый старый непрерывно засел€ющийс€ город в —оединенных Ўтатах), теперь в северо-восточной ‘лориде, —Ўј. 20 сент€бр€ 1565, јвилес и его солдаты напали на соседнюю французскую колонию под названием ‘орт  эролайн, убив всех (мужчин, женщин и детей), развешива€ тела некоторых из них на деревь€х. ƒе јвиль также исследовал береговую линию —еверной јмерики далеко на север до острова —в€той ≈лены, ёжна€  аролина, и строил защитные форты вдоль побережь€. јвилес возвратилс€ в »спанию в 1567. ѕогиб в военно-морском сражении в —антандере, »спани€ с британцами 17 сент€бр€ 1574 года,

1557
јльфонсо ‘онтанелли (Alfonso Fontanelli)
италь€нский композитор. –одилс€ в –еджо-Ёмили€. —лужил придворным музыкантом; был другом ƒжезуальдо, вли€ние которого сказалось на его творчестве. 2 сборника 5-голосных мадригалов ‘онтанелли были опубликованы в 1595 г. и 1603 г. и неоднократно переиздавались. ”мер в –име 11 феврал€ 1622 года.

 (551x698, 150Kb)
1564
√алилей √алилео (Galileo Galilei)
италь€нский физик, механик и астроном, один из основателей естествознани€ Ќового времени. –одилс€ в ѕизе в семье, принадлежавшей к знатному, но обедневшему флорентийскому роду. ќтец √алилео, ¬инценцо, был известным музыковедом, но, чтобы содержать семерых детей, был вынужден не только давать уроки музыки, но и заниматьс€ торговлей сукном. Ќачальное образование √алилео получил дома. ¬ 1575, когда семь€ переехала во ‘лоренцию, он был направлен в школу при монастыре ¬алломброса, где изучал тогдашние Ђсемь искусствї, в частности грамматику, риторику, диалектику, арифметику, познакомилс€ с работами латинских и греческих писателей. ќпаса€сь, что сын станет монахом, отец забрал его из монастыр€ в возрасте 15 лет под предлогом т€желой болезни глаз, и следующие полтора года √алилео училс€ дома. ¬инценцо обучал его музыке, литературе, живописи, но желал видеть сына врачом, полага€, что медицина Ц зан€тие почтенное и прибыльное. ¬ 1581 √алилео поступил по насто€нию отца в ѕизанский университет, где должен был изучать медицину. ќднако лекции в университете он посещал нерегул€рно, предпочита€ им самосто€тельные зан€ти€ геометрией и практической механикой. ¬ это врем€ он впервые познакомилс€ с физикой јристотел€, с работами древних математиков Ц ≈вклида и јрхимеда (последний стал его насто€щим учителем). ¬ ѕизе √алилей пробыл четыре года, а затем, увлекшись геометрией и механикой, оставил университет.   тому же у его отца нечем было платить за дальнейшее обучение. √алилей вернулс€ во ‘лоренцию. «десь ему удалось найти замечательного учител€ математики ќстилио –иччи, который на своих зан€ти€х обсуждал не только чисто математические проблемы, но и примен€л математику к практической механике, в особенности к гидравлике. –езультатом четырехлетнего флорентийского периода жизни √алиле€ стало небольшое сочинение ћаленькие гидростатические весы (La bilancetta, 1586). –абота преследовала чисто практические цели: усовершенствовав уже известный метод гидростатического взвешивани€, √алилей применил его дл€ определени€ плотности металлов и драгоценных камней. ќн изготовил несколько рукописных копий своей работы и попыталс€ их распространить. Ётим путем он познакомилс€ с известным математиком того времени Ц маркизом √видо ”бальдо дель ћонте, автором ”чебника по механике. ћонте сразу оценил выдающиес€ способности молодого ученого и, занима€ высокий пост генерал-инспектора всех крепостей и укреплений в герцогстве “осканском, смог оказать √алилею важную услугу: по его рекомендации в 1589 последний получил место профессора математики в том самом ѕизанском университете, где ранее был студентом.  о времени пребывани€ √алиле€ на кафедре в ѕизе относитс€ его труд ќ движении (De Motu, 1590). ¬ нем он впервые приводит доводы против аристотелевского учени€ о падении тел. ѕозже эти доводы были сформулированы им в виде закона о пропорциональности пути, пройденного телом, квадрату времени падени€ (по утверждению јристотел€, Ђв безвоздушном пространстве все тела падают бесконечно быстрої). ¬ 1591 умер отец √алиле€, и ему пришлось вз€ть на себ€ заботу об остальных членах семьи.   счастью, маркиз дель ћонте добилс€ дл€ своего протеже места, более соответствовавшего его способност€м: в 1592 √алилей зан€л кафедру математики ѕадуанского университета в ¬енецианской республике. ќн должен был преподавать геометрию, механику, астрономию.  урс астрономии он читал, остава€сь в рамках официально прин€тых воззрений јристотел€ Ц ѕтолеме€, и даже написал краткий курс геоцентрической астрономии. ќднако его действительные взгл€ды на систему мироздани€ были совершенно иными, о чем говор€т следующие строки из письма к  еплеру (4 августа 1597): Ђ  мнению  оперника (о гелиоцентрической системе) € пришел много лет назад и, исход€ из него, нашел причины многих естественных €вленийї. ¬ первые годы своего профессорства √алилей занималс€ главным образом разработкой новой механики, построенной не по принципам јристотел€. ќн сформулировал более четко Ђзолотое правило механикиї, которое вывел из открытого им более общего принципа, сформулированного в “рактате по механике (Le Meccaniche, 1594). ¬ этом трактате, написанном дл€ студентов, √алилей изложил основы теории простых механизмов, пользу€сь пон€тием момента силы. Ётот труд и записки по астрономии, распространившись среди студентов, создали автору славу не только в »талии, но и в других странах ≈вропы.  роме того, в устном преподавании √алилей часто пользовалс€ италь€нским €зыком, что привлекало на его лекции многочисленных студентов. ¬ ѕадуанский период жизни √алиле€ (1592Ц1610) созрели его основные работы из области динамики: о движении тела по наклонной плоскости и тела, брошенного под углом к горизонту; к этому же времени относ€тс€ исследовани€ о прочности материалов. ќднако из всех своих работ того времени √алилей опубликовал только небольшую брошюру об изобретенном им пропорциальном циркуле, позвол€вшем производить различные расчеты и построени€. ¬ 1608 до √алиле€ дошли вести о новых инструментах дл€ наблюдени€ за отдаленными объектами Ц Ђголландских трубахї. »спользу€ свои познани€ в геометрической оптике, √алилей посв€тил Ђвсе свои труды изысканию научных начал и средств, которые делали бы возможным устройство инструментов подобного рода, и скоро нашел желаемое, основыва€сь на законах преломлени€ светаї. »сторики науки почти единодушно считают, что √алилей если не изобрел, то усовершенствовал телескоп. ќн изготовил трубу с увеличением в 30 раз и в августе 1609 продемонстрировал ее сенату ¬енеции. — помощью своей трубы √алилей начал наблюдение ночного неба. ќн обнаружил, что поверхность Ћуны очень напоминает земную Ц она така€ же неровна€ и гориста€; что ћлечный ѕуть состоит из мириадов звезд; что у ёпитера есть по крайней мере четыре спутника (Ђлуныї). Ёти спутники √алилей назвал Ђсветилами ћедичиї в честь герцога “осканского  озимо II ћедичи. ¬ марте 1610 вышло небольшое сочинение √алиле€ на латинском €зыке, содержавшее обзор всех его телескопических открытий. ќно называлось «вездный вестник (Siderius Nuncius) и было издано очень большим по тому времени тиражом: 550 экземпл€ров, разошедшихс€ в течение нескольких дней. √алилей не только демонстрировал в телескоп небесные объекты своим согражданам, но и разослал экземпл€ры зрительной трубы по дворам многих европейских правителей. Ђћедичейские звездыї сделали свое дело: в 1610 √алилей был пожизненно утвержден в должности профессора ѕизанского университета с освобождением от чтени€ лекций, и ему было назначено втрое большее жалование, чем он получал прежде. ¬ том же 1610 √алилей перебралс€ во ‘лоренцию. “ому было множество причин. » его желание получить место при дворе герцога “осканского (им к этому времени стал  озимо II ћедичи), и семейные проблемы, и напр€женные отношени€ с некоторыми коллегами в университете, не прощавшими его научных успехов и высокого жаловани€. «акончилс€ 18-летний период пребывани€ √алиле€ в ѕадуе, по его признанию Ц самый спокойный и плодотворный. ћысли, высказанные √алилеем в «вездном вестнике, никак не вписывались в рамки аристотелевского мировоззрени€. ќни совпадали со взгл€дами  оперника и Ѕруно. “ак, √алилей считал Ћуну сходной по своей природе с «емлей, а с точки зрени€ јристотел€ (и церкви) не могло быть и речи о подобии Ђземногої и Ђнебесногої. ƒалее, √алилей объ€сн€л природу Ђпепельного светаї Ћуны тем, что ее темна€ сторона в это врем€ освещаетс€ светом —олнца, отраженным от «емли, а отсюда следовало, что «емл€ Ц лишь одна из планет, обращающихс€ вокруг —олнца. јналогичные выводы √алилей делает и из своих наблюдений за движением спутников ёпитера: Ђ...теперь имеетс€ не только одна планета, вращающа€с€ вокруг другой и вместе с ней Ц вокруг —олнца, но целых четыре, путешествующих вокруг ёпитера и вместе с ним Ц вокруг —олнцаї. ¬ окт€бре 1610 √алилей сделал новое сенсационное открытие: он наблюдал фазы ¬енеры. ќбъ€снение этому могло быть только одно: движение планеты вокруг —олнца и изменение положени€ ¬енеры и «емли относительно —олнца. ѕротив астрономических открытий √алиле€ посыпались возражени€. ≈го оппоненты Ц немецкий астролог ћартин ’орки, италь€нец  оломбе, флорентиец ‘ранцеско —ицци Ц выдвигали чисто астрологические и богословские аргументы, соответствовавшие учению Ђвеликого јристотел€ї и взгл€дам церкви. ќднако вскоре открыти€ √алиле€ получили подтверждение. —уществование спутников ёпитера констатировал »оганн  еплер; в но€бре 1610 ѕейреск во ‘ранции начал регул€рные наблюдени€ за ними. ј к концу 1610 √алилей сделал еще одно замечательное открытие: он усмотрел на —олнце темные п€тна. »х видели и другие наблюдатели, в частности иезуит ’ристофер Ўейнер, но последний считал п€тна небольшими телами, обращающимис€ вокруг —олнца. «а€вление √алиле€ о том, что п€тна должны находитьс€ на самой поверхности —олнца, противоречило представлени€м јристотел€ об абсолютной нетленности и неизменности небесных тел. —пор с Ўейнером поссорил √алиле€ с иезуитским орденом. ¬ ход пошли рассуждени€ об отношении Ѕиблии к астрономии, споры по поводу пифагорейского (т.е. коперниканского) учени€, выпады озлобленного духовенства против √алиле€. ƒаже при дворе великого герцога “оскансого стали холоднее относитьс€ к ученому. 23 марта 1611 √алилей едет в –им. «десь находилс€ вли€тельный центр католической учености, т.н. –имска€ коллеги€. ќна состо€ла из ученых-иезуитов, среди которых были хорошие математики. ќтцы-иезуиты сами вели астрономические наблюдени€. –имска€ коллеги€ подтвердила, с некоторыми оговорками, действительность телескопических наблюдений √алиле€, и на некоторое врем€ ученого оставили в покое. ѕо возвращении во ‘лоренцию √алилей вступил в еще один научный спор Ц о плавании тел. ѕо предложению герцога “осканского он написал по этому вопросу специальный трактат Ц –ассуждение о телах, пребывающих в воде (Discorso intorno alle cose, che stanno in su l'aqua, 1612). ¬ своем труде √алилей обосновывал закон јрхимеда строго математически и доказывал ошибочность утверждени€ јристотел€ о том, что погружение тел в воду зависит от их формы.  атолическа€ церковь, поддерживавша€ учение јристотел€, расценила печатное выступление √алиле€ как выпад против церкви. ”ченому припомнили и его приверженность теории  оперника, котора€, по мнению схоластов, не соответствовала —в€щенному ѕисанию. √алилей ответил двум€ письмами, нос€щими €вно коперниканский характер. ќдно из них Ц к аббату  астелли (ученику √алиле€) Ц послужило поводом к пр€мому доносу на √алиле€ в инквизицию. ¬ этих письмах √алилей призывал придерживатьс€ буквальной интерпретации любого фрагмента Ѕиблии, если только из какого-нибудь другого источника не следует Ђ€вное доказательствої того, что буквальное толкование приводит к ложным выводам. “акой заключительный вывод не противоречил мнению, высказанному ведущим римским теологом, кардиналом Ѕеллармином, согласно которому, если бы было найдено Ђреальное доказательствої движени€ «емли, то в буквальную интерпретацию Ѕиблии следовало бы внести изменени€. ѕоэтому против √алиле€ не было предприн€то никаких действий. “ем не менее до него дошли слухи о доносе, и в декабре 1615 он едет в –им. «ащититьс€ от обвинений в ереси √алилею удалось: прелаты и кардиналы, даже сам папа ѕавел V принимали его как ученую знаменитость. “ем временем, однако, был подготовлен удар по учению  оперника: 5 марта 1616 был опубликован декрет —в€щенной  онгрегации по вопросам веры, в котором учение  оперника объ€вл€лось еретическим, а его сочинение ќ вращении небесных сфер вносилось в Ђ»ндекс запрещенных книгї. »м€ √алиле€ не упоминалось, однако —в€щенна€  онгрегаци€ поручила Ѕеллармину Ђувещеватьї √алиле€ и внушить ему необходимость отказатьс€ от взгл€да на теорию  оперника как на реальную модель, а не как на удобную математическую абстракцию. √алилей вынужден был подчинитьс€. ќтныне он фактически не мог проводить какую бы то ни было научную работу, поскольку в рамках аристотелевских традиций он эту работу не мыслил. Ќо √алилей не смирилс€ и продолжал осторожно собирать доводы в пользу учени€  оперника. ¬ 1632 после долгих мытарств был опубликован его замечательный труд ƒиалоги о двух важнейших системах мира Ц ѕтолемеевой и  оперниковой (Dialogo sopra i due massimi sistemi del mondo ptolemaico e copernicano). —огласие на издание книги дал папа ”рбан VIII (друг √алиле€, бывший кардинал ћаффео Ѕарберини, вступивший на папский престол в 1623), а √алилей в предисловии к книге, усыпл€€ бдительность цензуры, за€вл€л, что хотел лишь подтвердить справедливость запрещени€ учени€  оперника.
Galileo_Galilei01 (388x700, 117Kb)
—тату€ √алиле€ во ‘лоренции, скульптор  отоди (1839).
—вой знаменитый труд √алилей написал в виде бесед: три персонажа обсуждают различные доводы в пользу двух систем мироздани€ Ц геоцентрической и гелиоцентрической. јвтор не становитс€ на сторону ни одного из собеседников, но у читател€ не остаетс€ сомнений в том, что победителем в споре €вл€етс€ коперниканец. ¬раги √алиле€, ознакомившись с книгой, сразу пон€ли, что именно хотел сказать автор. „ерез несколько мес€цев после выходы книги был получен приказ из –има прекратить ее продажу. √алилей по требованию инквизиции прибыл в феврале 1633 в –им, где против него началс€ процесс. ≈го признали виновным в нарушении церковных запретов и приговорили к пожизненному тюремному заключению. 22 июн€ 1633 он был вынужден, сто€ на колен€х, публично отречьс€ от учени€  оперника. ≈му было предложено подписать акт о своем согласии впредь никогда не утверждать ничего, что могло бы вызвать подозрени€ в ереси. — учетом этих выражений покорности и раска€ни€ трибунал заменил тюремное заключение домашним арестом, и √алилей 9 лет оставалс€ Ђузником инквизицииї. —начала √алилей жил в доме своего друга архиепископа —иены, где продолжил исследовани€ по динамике, а затем возвратилс€ на свою виллу под ‘лоренцией. «десь, несмотр€ на папский запрет, он написал трактат Ѕеседы и математические обосновани€ двух новых наук, касающихс€ механики и законов падени€ (Discorsi e dimonstrazioni mathematiche intorno à due nuove scienze attenenti alla meccanica ed movimenti locali), который в 1638 был опубликован в протестантской √олландии. Ѕеседы по своей структуре похожи на ƒиалоги. ¬ них фигурируют те же персонажи, один из которых €вл€етс€ олицетворением старой науки, не укладывающейс€ в рамки науки, развиваемой √алилеем и другими передовыми учеными его эпохи. Ётот труд подытожил мысли √алиле€ по различным проблемам физики; он содержал основные положени€ динамики, оказавшие огромное вли€ние на развитие физической науки в целом. ”же после выхода Ѕесед √алилей сделал свое последнее астрономическое открытие Ц он обнаружил либрацию Ћуны (небольшие периодические покачивани€ Ћуны относительно центра). ¬ 1637 зрение √алиле€ стало ухудшатьс€, и в 1638 он полностью ослеп. ќкруженный учениками (¬.¬ивиани, Ё.“орричелли и др.), он тем не менее продолжал работать над приложени€ми к Ѕеседам и над некоторыми экспериментальными проблемами. ¬ 1641 здоровье √алиле€ резко ухудшилось, он умер в јрчетри 8 €нвар€ 1642 года. ¬ 1737 была исполнена последн€€ вол€ √алиле€ Ц его прах был перенесен во ‘лоренцию, в церковь —анта- роче.
Stamp_Galileo_Galilei_USSR (700x491, 237Kb)
ѕочтова€ марка ———–, 1964 год.
ќригинальные тексты (на италь€нском €зыке): Le Opere di Galileo Galilei Ч Firenze: G. Barbero Editore, 1929-1939. Ёто классическое комментированное издание трудов √алиле€ на €зыке оригинала в 20 томах (переиздание более раннего сборника 1890Ч1909 гг.), получившее название ЂЌационального издани€ї (итал. Edizione Nazionale). ќсновные труды √алиле€ содержатс€ в первых 8 томах издани€: “ом 1. ќ движении (De Motu), около 1590; “ом 2. ћеханика (Le Meccaniche), около 1593; “ом 3. «вЄздный вестник (Sidereus Nuncius), 1610; “ом 4. –ассуждение о телах, погружЄнных в воду (Discorso intorno alle cose, che stanno in su lТaqua), 1612; “ом 5. ѕисьма о солнечных п€тнах (Historia e dimostrazioni intorno alle Macchie Solari), 1613; “ом 6. ѕробирных дел мастер (Il Saggiatore), 1623; “ом 7. ƒиалог о двух системах мира (Dialogo sopra i due massimi sistemi del mondo, tolemaico e copernicano), 1632; “ом 8. Ѕеседы и математические доказательства двух новых наук (Discorsi e dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze), 1638; Lettera al Padre Benedetto Castelli (переписка с  астелли), 1613. ѕереводы на русский €зык: √алилео √алилей. »збранные труды в двух томах Ч ћосква: Ќаука, 1964; “ом 1: «вЄздный вестник. ѕослание к »нголи. ƒиалог о двух системах мира. 645 страниц; “ом 2: ћеханика. ќ телах, пребывающих в воде. Ѕеседы и математические доказательства, касающиес€ двух новых отраслей науки. 574 страницы. ѕриложени€ и библиографи€: Ѕ.√. узнецов. √алилео √алилей (ќчерк жизни и научного творчества); Ћ.≈.ћайстров. √алилей и теори€ веро€тностей; ».Ѕ.ѕогребысский, ”.».‘ранкфурт. √алилей и ƒекарт; ».Ѕ.ѕогребысский, ”.».‘ранкфурт. √алилей и √юйгенс; Ћ.¬.∆игалова. ѕервые упоминани€ о √алилее в русской научной литературе; √алилео √алилей. ƒиалог о двух системах мира Ч ћосква-Ћенинград: √»““Ћ, 1948; √алилео √алилей. ћатематические доказательства, касающиес€ двух новых отраслей науки, относ€щихс€ к механике и местному движению Ч ћосква-Ћенинград: √»““Ћ, 1934; √алилео √алилей. ѕослание к ‘ранческо »нголи Ч —борник, посв€щенный 300-летней годовщине со дн€ смерти √алилео √алиле€, под ред. акад. ј. ћ. ƒворкина. Ч ћосква-Ћенинград: »здательство јкадемии Ќаук ———–, 1943; √алилео √алилей. ѕробирных дел мастер Ч ћосква: Ќаука, 1987. Ёта книга издавалась также под названи€ми Ђѕробирные весыї и Ђѕробирщикї; √алилео √алилей. –ассуждение о телах, плавающих в воде Ч ¬ сборнике: Ќачала гидростатики. јрхимед, —тевин, √алилей, ѕаскаль. Ч ћосква-Ћенинград: √»““Ћ, 1932. Ч —траницы 140-232. Ћитература о жизни √алиле€: √алилей, √алилео // Ёнциклопедический словарь Ѕрокгауза и ≈фрона: ¬ 86 томах (82 тома и 4 дополнени€) Ч —анкт-ѕетербург, 1890Ч1907; ¬еселовский ».Ќ.  еплер и √алилей // »сторико-астрономические исследовани€, выпуск XI. Ч ћосква: 1972. Ч —траницы 19Ч64; ¬ыгодский ћ.я. √алилей и инквизици€ Ч ћосква-Ћенинград, 1934; √алилео √алилей (1564Ч1642). —борник статей, посв€щЄнный 300-летней годовщине со дн€ смерти. Ч ћосква-Ћенинград: јкадемии Ќаук ———–, 1943; √индикин —.√. –ассказы о физиках и математиках Ч 3-е издание. Ч ћосква: ћ÷Ќћќ, 2001. Ч ISBN 5-900916-83-9; √ригулевич ».–. Ђ–аска€ниеї √алиле€ Ч √лава из книги Ђ»нквизици€ї. Ч ћосква: ѕолитиздат, 1976; ƒмитриев ».—. ”вещание √алиле€ Ч —анкт-ѕетербург: Ќестор-»стори€, 2006. Ч ISBN 5-98187-177-6;  узнецов Ѕ.√. √алилео √алилей Ч ћосква: Ќаука, 1964;
ѕредтеченский ≈.ј. √алилео √алилей Ч ¬ книге:  оперник, √алилей,  еплер, Ћаплас и Ёйлер,  етле. Ѕиографические повествовани€ (библиотека ‘.ѕавленкова, том 21). Ч „ел€бинск: ”рал, 1997; —обел ƒ. ƒочь √алиле€ Ч ћосква: јмфора, 2006; ‘антоли ј. √алилей: в защиту учени€  оперника и достоинства св€той церкви Ч ћосква: ћ» , 1999; Ѕаюк ƒ.ј. √јЋ»Ћ≈… » »Ќ ¬»«»÷»я: Ќќ¬џ≈ »—“ќ–»„≈— »≈  ќЌ“≈ —“џ » »Ќ“≈–ѕ–≈“ј÷»» (–ецензи€ на книгу ‘антоли). јрхивировано из первоисточника 13 августа 2011; ’еллман, ’ал. ¬еликие противосто€ни€ в науке. ƒес€ть самых захватывающих диспутов - √лава 1. ”рбан VIII против √алиле€: Ќеравна€ схватка. = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever Ч ћосква: Ђƒиалектикаї, 2007. Ч 320 страниц. Ч ISBN 0-471-35066-4; ÷ейтлин «. √алилей Ч 1935. Ч 304 страниц. Ч (∆изнь замечательных людей); Ўмутцер Ё., Ўютц ¬. √алилео √алилей Ч ћосква: ћир, 1987. Ч 140 страниц; Ўтекли, ј. √алилей Ч ћосква: ћолода€ гварди€, 1972. Ч 383 страницы. Ч (∆изнь замечательных людей); Ўрейдер ё.ј. √алилео √алилей и –имо- атолическа€ ÷ерковь // ¬естник истории естествознани€ и техники. Ч ћосква: 1993. Ч є 1. Ћитература о вкладе в науку: јхутин ј.¬. »стори€ принципов физического эксперимента от античности до XVII в Ч ћосква: Ќаука, 1976; Ѕаев  .Ћ. √алилей. // —оздатели новой астрономии Ч ћосква: √оспедиздат –—‘—–, 1955. Ч —траницы 91-123; Ѕиблер ¬.—.  ант Ч √алилей Ч  ант: –азум Ќового времени в поисках самообосновани€ Ч ћосква: ћысль, 1991; √ригорь€н ј.“., «убов ¬.ѕ. ќчерки развити€ основных физических пон€тий Ч ћосква: јкадеми€ Ќаук ———–, 1962; √ришко ≈.√. Ђƒве книгиї √алилео √алиле€ // »сторико-астрономические исследовани€. Ч ћосква: 1989. Ч є 21. Ч —траницы 144-154; »дельсон Ќ.». Ётюды по истории небесной механики Ч ћосква: Ќаука, 1975;  ирсанов ¬.—. Ќаучна€ революци€ XVII века Ч ћосква: Ќаука, 1987; ћах Ё. ћеханика. »сторико-критический очерк ее развити€ Ч »жевск: –’ƒ, 2000; ќльшки Ћ. »стори€ научной литературы на новых €зыках Ч ¬ 3 томах. “ом 3. √алилей и его врем€ (–епринт: ћосква: ћ÷»‘», 2000). Ч ћосква-Ћенинград: √““», 1933-1934; —пасский Ѕ.». »стори€ физики Ч ћосква: ¬ысша€ школа, 1977. Ч “ом 1; Ўироков ¬.—. √алилей и средневекова€ математика // »сторико-математические исследовани€. Ч ћосква: 1979. Ч є 24. Ч —траницы 88-103.

 (560x700, 117Kb)
1571
ћихаэль ѕреториус (Praetorius; насто€ща€ фамили€ - Ўульц)
немецкий теоретик музыки, композитор и органист. јвтор крупнейшего в √ермании XVII века музыкального трактата Ђ”стройство музыкиї (ЂSyntagma musicumї). –одилс€ в  ройцбурге, близ Ёйзенаха. ”чилс€ в “оргау, во ‘ранкфурте-на-ќдере (1582), ÷ербсте (1584). ¬ 1587-1590 органист франкфуртской ћариенкирхе. ¬ 1595 органист, в 1604 капельмейстер при дворе в ¬ольфенбюттеле. ¬ 1613-1616 служил при саксонском дворе, где познакомилс€ с √енрихом Ўютцем. –аботал также в других городах √ермании. ѕисал, в основном, музыку дл€ протестантского богослужени€ (мотеты, псалмы, Ђƒуховные концертыї, обработки лютеранских церковных песен), опубликованную большей частью в составе 9 сборников под названием Ђ—ионские музыї (ЂMusae Sionaeї, 1605-1610). »з светской музыки более всего известна его инструментальна€ сюита Ђ“ерпсихора, п€та€ из аонийских ћузї (1612). ‘ундаментальный трактат Ђ”стройство музыкиї (задуман в 4 томах, вышло 3 тома), написанный в жанре энциклопедии, охватывает все (кроме теории новейшей композиции) стороны современной ѕреториусу музыкальной теории и практики. Ќаибольшую ценность имеет том 2 ЂDe organographiaї, представл€ющий собой систематическое описание (со многими иллюстраци€ми) музыкальных инструментов, включа€ подробности исполнительской техники. –ассматривал проблемы музыкальной акустики, был сторонником среднетоновой темперации инструментов с фиксированным строем. “рактат ѕреториуса выполн€л роль надЄжного энциклопедического справочника дл€ немецких музыкантов и теоретиков музыки XVII - первой четверти XVIII веков. ”мер в ¬ольфенбюттеле 15 феврал€ 1621 года. “рактаты: Syntagma musicum ex veterum et recentiorum ecclesiasticorum lectione, polyhistorum consignatione, variarum linguarum notatione, hodierni saeculi usurpatione, ipsius denique musicae artis obervatione <...> (Ђ”стройство музыки согласно древним и новейшим церковным [писател€м], удостоверенное полигисторами, на разных €зыках, с учетом, наконец, современной практики музыкального искусстваї). “ома: Musicae artis analecta (Wolfenbüttel, 1614-1615) (обширна€ компил€ци€ из музыкальных теоретиков прошлого); De organographia (Wolfenbüttel, 1618; 2-е расширенное издание: ib., 1619) (энциклопеди€ музыкальных инструментов, особенно подробно трактован орган); Termini musici (Wolfenbüttel, 1618; репринт: ib., 1619) (терминологический словарь, с акцентом на современный узус); Theatrum instrumentorum seu sciagraphia (Wolfenbüttel, 1620) (иллюстративное приложение к тому 2).

 (614x699, 198Kb)
1704
∆ан-Ѕатист Ћемуан (∆ан-Ѕатист Ће ћуанъ (Jean-Baptiste Lemoyne II)
французский скульптор и художник. –одилс€ в ѕариже. ”чилс€ у своего отца ∆ана Ћуи Ћемуана и –обера Ће Ћоррена. ¬ 1725 получил первую премию по скульптуре. ¬ыставл€лс€ в —алоне с 1725 по 1771, причислен к  оролевской академии живописи и скульптуры в 1728, член јкадемии Ч 1738, профессор Ч с 1744, с 1768 Ч директор. ѕридворный портретист Ћюдовика XV, автор надгробий, декоративных скульптур и т. д. ¬ 1735 работал над декоративным убранством отел€ —убиз, выполнил р€д композиций дл€ ¬ерсальского парка Ч участвовал в оформлении бассейна јполлона (1736Ч1740), в сооружении надгроби€ ћинь€ра в ѕариже (1744, церковь —ен-–ош). Ќеоднократно создавал портреты Ћюдовика XV (1769, ѕариж, Ћувр), конные монументы и статуи (многое уничтожено во врем€ ‘ранцузской революции). ¬ Ћувре хранитс€ модель пам€тника Ћюдовику XV дл€ –уана (не осуществлен); модель дл€ статуи в городе –енн, где король представлен в доспехах римского полководца Ч все бронза. Ћемуан был талантливым портретистом. ќн запечатлел в своих портретных бюстах образы видных ученых, зодчих, писателей, философов, актрис, военачальников и т. д. ѕередава€ сходство, мастер сумел воссоздать дух эпохи рококо; его бюсты хорошо смотр€тс€ в интерьере; соответству€ лини€м, пластическим ритмам, декоративному убранству архитектуры. ћногие из них отмечены особым из€ществом и лиризмом. ѕортрет девушки (—анкт-ѕетербург, √ос. Ёрмитаж), јктриса ƒанжевиль (1771, ѕариж, театр " омеди ‘рансез"). ¬ своих обзорах —алонов писатель и философ ƒ.ƒидро нередко анализирует работы Ћемуана, отдава€ предпочтение портретам, выполненным в строгом стиле, a lТantique, входившем в моду. ≈го оценки не всегда беспристрастны. “ак, разбира€ портрет юриста и администратора ƒ.Ў.“рюдена (1767, ѕариж, Ћувр), ƒидро критикует автора за то, что он изобразил “рюдена в современном костюме: "ќн похож. „ерты лица крупныеЕ ќдежда может служить образцом дурного вкуса. ј какой огромный громоздкий парик!.. „то подумают наши потомки? ƒикарь решил бы, что это нагроможденные друг на друга вражеские скальпыЕ ≈ще худшее впечатление производитЕ жабо около шеи и дваЕ р€да кружевЕ противно смотреть на этот скверный бюст". ј между тем портрет хорошо и умело выполнен, передан характер делового, энергичного человека, но об этом ни слова. "≈сли хотите убедитьс€ в том, до какой степени “рюден пошл и похож на варвара, Ч пишет ƒидро, Ч взгл€ните на ћонтескье (Ѕюст ћонтескье, 1769, Ѕордо, ћузей из€щных искусств. Ч јвт.). ќн с непокрытой головой; видна ше€ и часть груди. ¬от где истинный вкусЕ я предпочитаю античные медальоны; в них больше изысканности, благородстваЕ и жизни" (ƒидро. —алон 1769). ƒидро несправедлив. Ћемуан сумел найти пластическое воплощение современного костюма, передать характерную особенность XVIII в. Ч культуру общени€ людей друг с другом. Ћица его персонажей часто согреты доброжелательной улыбкой Ч этой своеобразной приметой века: будь то “рюден или известный архитектор ∆.ј.√абриель (около 1760, ѕариж, Ћувр), актрисы, художники и т. д. ƒл€ многих произведений Ћемуана характерно сочетание стилистических приемов барокко и рококо. ќсобенно удачны и жизненны работы Ћемуана, вылепленные в глине (ѕортрет художника Ќ. Ќ.  уанел€, 1730, ѕариж, Ћувр). ”мер в ѕариже в 1778 году. Ћитература: ћанцулевич ∆. ‘ранцузска€ портретна€ скульптура XVЧXVIII веков в Ёрмитаже. Ћенинград; ћосква, 1940; «олотов ё. . ‘ранцузский портрет XVIII века. ћосква, 1968; Réau L. Une dynastie de sculpteurs au XVIIIe siècle. Les Lemoyne. Paris, 1927.

 (582x699, 160Kb)
1710
Ћюдовик ’V Ѕурбон (Louis Le Bien-Aime; Ћюдовик ¬озлюбленный)
 ороль ‘ранции (1715Ц1774). –одилс€ в ¬ерсале, правнук Ћюдовика XIV. ¬ступил на трон в п€тилетнем возрасте. –егентом королевства был принц ‘илипп ќрлеанский. ѕосле чопорных нравов последних лет царствовани€ Ћюдовика XIV наступили времена свободной морали. ѕосле смерти регента ‘илиппа власть получил другой принц крови, √ерцог де Ѕурбон. ¬ 16 лет король стал мужем польской принцессы ћарии Ћещинской. Ќо молодой монарх не желал заниматьс€ государственными делами. » с 1726 по 1743 ‘ранцией управл€л престарелый кардинал де ‘лери, ставший первым министром в 70 лет. Ётот опытный политик сумел укрепить финансовое положение страны, содействовал развитию промышленности и торговли. ѕосле смерти ‘лери (1743) Ћюдовик сам стал управл€ть государством и дл€ страны наступили т€желые дни.  ороль часто про€вл€л безразличие к делам, удел€€ основное врем€ пирам, охоте и любовным развлечени€м. ≈го фаворитки могли оказывать большое вли€ние на государственные дела. —реди них наиболее вли€тельной была маркиза ѕомпадур (1721Ц1764).  ороль щедро награждал своих возлюбленных за счет бюджета страны, налоги росли. ¬ойна за ѕольское наследство (1733Ц1735), война за јвстриийское наследство (1740Ц1746), —емилетн€€ война (1756Ц1763) истощали казну. »тог последней войны был особенно печальным. јнгличане разбили французские войска в —еверной јмерике и в »ндии. ¬ результате этих поражений французы фактически были изгнаны из »ндии и потер€ли  анаду. Ќекоторый подъем ‘ранции был св€зан с де€тельностью герцога Ўуазел€, с 1758 он получил большую по власть по протекции маркизы ѕомпадур, котора€ покровительствовала энциклопедистам.  ороль к началу 1750-х сильно деградировал как морально, так и физически. »з красивого юноши он превратилс€ в непривлекательного обрюзгшего толст€ка, страдавшего отдышкой. ќбжорство и разврат все больше сочетались с ханжеством. «а годы своего правлени€ Ўуазель пользовалс€ относительной самосто€тельностью, хот€ король не довер€л своему министру, прибега€ к методам Ђсекретной дипломатииї. ¬се же Ўуазелю удалось изгнать из страны иезуитов, провести реформу в армии, улучшить экономическое положение страны. ќн сумел присоединить к ‘ранции  орсику (1768) и добитьс€ мира. Ќо подн€ть авторитет корол€ Ўуазель не смог. ѕарижский и другие парламенты ‘ранции, которые при Ћюдовике XIV были полностью покорны, стали выступать против политики корол€. ѕосле смерти ѕомпадур ее место зан€ла ƒюбарри. ¬ 1770 Ўуазель был отставлен. Ћюдовик назначил ћопу, который исполн€л прихоти Ђдикойї фаворитки. ѕри Ћюдовике XV резко упала роль королевского двора. ¬ предшествующее царствование двор играл большую роль в культурной жизни страны. ¬ век Ћюдовика XV просвещенные французы иронически воспринимали придворную жизнь. ƒл€ читателей ¬ольтера, –уссо, ƒидро, √ельвеци€ и других двор все более казалс€ анахронизмом. Ќаступал канун ‘ранцузской революции. —кончалс€ в ¬ерсале 10 ма€ 1774 года. ѕариж ликовал, наде€сь, что при новом короле Ћюдовике XVI наступ€т хорошие времена.

1740
Ёрнст (ƒитерих јдольф) Ёйхнер (јйхнер, Eichner)
немецкий фаготист, скрипач и композитор. –одилс€ в ћангейме. »звестен был как отличный виртуоз на фаготе. — 1773г. служил в придворной капелле в ѕотсдаме. Ёйхнер относитс€ к числу наиболее примечательных последователей ».—тамица (так называемых "молодых мангеймцев"). ¬месте с тем Ёйхнер испытал в своем творчестве значительное вли€ние ».X.Ѕаха. Ќаписал свыше 30 симфоний, концерты дл€ различных инструментов с оркестром (дл€ арфы, фагота и др.); камерно-ансамблевые произведени€, сонаты и сонатины дл€ фортепиано и др.”мер в ѕотсдаме в начале 1777 года.

 (514x699, 70Kb)
1748
ƒжереми Ѕентам (Jeremy Bentham; также - »ереми€ Ѕентам)
выдающийс€ английский философ, экономист и теоретик права, основатель утилитаризма. –одилс€ в Ћондоне. ”чилс€ в ¬естминстерской школе,  уинз-колледже ќксфордского университета, затем поступил в школу права ЂЋинкольнз иннї. ¬скоре, однако, разочаровалс€ в юриспруденции и решил посв€тить жизнь изучению социальной, правовой и политической системы и исправлению ее недостатков и злоупотреблений. ѕоставив задачу реформировани€ общества, Ѕентам столкнулс€ с необходимостью систематизации и обосновани€ своих идей. “аким образом, его философи€ была не плодом отвлеченных размышлений, а основывалась на потребност€х практической жизни. Ќекоторыми иде€ми Ѕентам был об€зан ƒ.ёму и √ельвецию, кое-что он почерпнул у ѕристли, ”.ѕейли и „.Ѕеккариа. ≈сли работы Ѕентама имеют сходство с сочинени€ми ƒ.√артли, то это может быть объ€снено только случайным совпадением. ¬згл€ды Ѕентама получили наименование утилитаризма, хот€ сам он предпочитал говорить не об утилитарности, а о Ђпринципе наибольшего счасть€ї. ”тилитаризм Ѕентама, сформулированный, в частности, в его известном труде ¬ведение в принципы морали и законодательства (An Introduction to the Principles of Morals and Legislation, 1789), основывалс€ на этическом гедонизме, учении о том, что благо Ц это счастье и целью этического поведени€ €вл€етс€ достижение наибольшего возможного счасть€ дл€ наибольшего количества людей. „тобы правильно пон€ть это утверждение, следует иметь в виду, что дл€ Ѕентама удовольствие и счастье были синонимами и имели самый широкий смысл Ц включа€ интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольстви€, а также менее значимые физические удовольстви€. Ђ”довольствиеї Ц это все, что представл€ет ценность дл€ человека, независимо от своей природы или причин, по которым человек рассматривает что-либо в качестве ценности. Ќесмотр€ на практические трудности, возникающие при подсчете количества блага, Ѕентам был убежден, что благо можно оценить по интенсивности, длительности и другим параметрам. “еоретически можно построить исчисление, способное определить, какого рода поступок €вл€етс€ наилучшим при тех или иных обсто€тельствах (т.н. Ђисчисление счасть€ї). » тогда становитс€ €сной цель законодательства: увеличить количество счасть€ всех людей и во всех возможных направлени€х. Ќаказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует примен€ть только в тех случа€х, когда оно преп€тствует по€влению еще большего зла. —леду€ этим принципам, Ѕентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранени€ и страховани€, законов о бедности, реформы тюрем, использовани€ наказани€ в цел€х предупреждени€ преступлений и перевоспитани€ преступников, распространени€ демократии и самоуправлени€ на все сферы общественной жизни. Ѕентам не ограничивалс€ обсуждением внутренних проблем и доказывал необходимость международного права, создани€ Ћиги наций и отмены колониальной системы. Ќар€ду с этическим гедонизмом Ѕентам развивал концепцию психологического гедонизма, согласно которой каждый человек в действительности стремитс€ к тому, что дает ему наибольшее счастье. ¬идимое противоречие между этими двум€ учени€ми устран€лось с помощью постулировани€ семи или более Ђсанкцийї Ц причин, по которым индивидуум поступает, ориентиру€сь (сознательно или неосознанно) на общее благо. «акон необходим дл€ того, чтобы манипулировать этими санкци€ми с помощью вознаграждений и наказаний. „тобы система работала эффективно, законы должны быть известны и пон€тны обществу. √лавные усили€ Ѕентам направил на создание кодексов, сводов законов Ц простых, непротиворечивых и доступных дл€ понимани€. Ќаписанные им кодексы были (полностью или частично) использованы в законодательствах ‘ранции, √ермании, √реции, »спании, ѕортугалии, »ндии, јвстралии,  анады, других стран ≈вропы и ёжной јмерики, а также нескольких американских штатов. »деи философа были исключительно попул€рны в его врем€. Ѕентам понимал, что дл€ того, чтобы демократи€ была действенной, а индивидуальные усили€ приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует обеспечить широкое распространение образовани€ и информации. Ѕентам был одним из учредителей журнала Ђ¬естминстер ревьюї (ЂWestminster Reviewї). ќн принимал участие в учреждении Ћондонского университета и совершенствовании системы школьного образовани€. Ѕентам также много сделал дл€ введени€ системы государственной службы, процедур прин€ти€ правительственных решений, совершенствовани€ судопроизводства, а также прин€л участие в учреждении института полиции и других важнейших общественных реформах. ≈го либеральные взгл€ды нашли отражение в написанном в 1809 труде  атехизис парламентской реформы (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. в 1817). ѕоследователи Ѕентама Ц его современники были, подобно ему самому, людьми практического склада, и, несмотр€ на все вли€ние, которым они обладали, их сочинени€ утратили свою значимость после того, как реформы, которые в них пропагандировались, были воплощены в жизнь.  о времени смерти Ѕентама в Ћондоне 6 июн€ 1832 года многие из них уже умерли или вышли в отставку по старости, и бентамизм был подхвачен группой молодых людей, принадлежавших в основном к миру литературы и науки. Ќаиболее знаменитым из них стал ƒж.—.ћилль. »деи утилитаризма также развивали ј.Ѕэн, √.—иджвик, √.—пенсер и Ћ.—тивен. —реди сочинений Ѕентама отметим написанный в –оссии трактат «ащита лихвы (Defence of Usury, 1787), а также следующие труды: ƒеонтологи€, или Ќаука о морали (Deontology, or The Science of Morality, v. 1Ц2, 1834); “еори€ наказаний и наград (Theorie des peines et des recompenses, 1811). ƒругие работы Ѕентама:. “актика законодательных собраний. —анкт-ѕетербург, 1907; ¬ведение в основани€ нравственности и законодательства. ћосква, 1998; Ѕентам ». »збранные сочинени€, том 1. —анкт-ѕетербург, 1867. —очинени€: ¬ведение в основани€ нравственности и законодательства = An introduction to the principles of morals and legislation / ».Ѕентам. Ч ћосква: –ќ——ѕЁЌ, 1998. Ч 415 страниц. Ч (»стори€ политической мысли). ISBN 5-86004-166-7; ƒеонтологи€, или Ќаука о морали (Deontology, or The Science of Morality, v. 1-2, 1834); «ащита лихвы (Defence of Usury, 1787);(написана в –оссии); »збранные сочинени€ »еремии Ѕентама / ѕеревод по английскому изданию Ѕоуринга и французскому ƒюмона, ј.Ќ.ѕыпина и ј.Ќ.Ќеведомского. “ом 1. —анкт-ѕетербург : –усска€ книжна€ торговл€, 1867. - (Ѕиблиотека классических западно-европейских писателей в русском переводе); ќ судебных доказательствах: “рактат »еремии Ѕентама / ѕо изданию ƒюмона, перевод с французского ».√ороновичем. Ч  иев: типографи€ ћ.ѕ.‘рица, 1876. Ч [2], VI, VI, 421, [2] страница; ќ судоустройстве / —очинени€ Ѕентама; ѕо французскому изданию ƒюмона изложение ј. нирим. - —анкт-ѕетербург: типографи€ ѕравительствующего сената, 1860. - [2], 222, [3] страницы; –азсуждение о гражданском и уголовном законоположении : — предварительным изложением начал законоположени€ и всеобщаго начертани€ полной  ниги законов, и с присовокуплением опыта о вли€нии времени и места относительно законов / —очинени€ английскаго юрисконсульта »еремиа Ѕентама; »зданное в свет на французском €зыке —теп.ƒюмоном по рукопис€м от автора ему доставленным.; ѕереведенное ћихайлом ћихайловым; — придобавлением дополнений от господина ƒюмона сообщенных.; ѕо высочайшему повелению. Ч ¬ —анкт-ѕетербурге : Ќапечатано в типографии Ўнора, 1805Ч1811. Ч 8∞; “еори€ наказаний и наград (Theorie des peines et des recompenses, 1811); “актика законодательных собраний / Ѕентам; ѕеревод ћ. . Ч —анкт-ѕетербург: Ћ.ј.¬олихов, 1907. Ч 186, [2] страниц. Ч (ѕолитические опыты); The works of J.Bentham / Published by J. Bowring. Ч Vol. 1Ч2. Ч Edinburgh, 1838Ч1843; The correspondence of J. Bentham. V. 1Ч2. Ч L., 1968. Ћитература: ƒолжно ли преследовать лихву законом? : ѕопул€рное изложение учени€ Ѕентама и “юрго о лихвеЕ Ч —анкт-ѕетербург: ј.ѕ.„ерв€ков, 1865. Ч [2], 70 страниц;  .ярош »ереми€ Ѕентам, его отношение к учению о естественном праве /  .Ќ.ярош. Ч ’арьков: типографи€ ћ.‘.«ильберберга, 1886. Ч [2], 128 страниц; ѕ.ј.ѕокровский Ѕентам и его врем€ / ѕетр ѕокровский. приват-доцент ѕетроградского университета. Ч ѕетроград: типографи€ ј.Ё. оллинс, 1916. Ч [2], XVI, 688 страниц. Ч («аписки ёридического факультета ѕетроградского университета; ¬ыпуск 3); Ћевенсон ѕ.я. Ѕеккариа и Ѕентам, их жизнь и общественна€ де€тельность: Ѕиографический очерк ѕ.я.Ћевенсона : — портретами Ѕеккарии и Ѕентама, гравюра в Ћейпциге √еданом. Ч —анкт-ѕетербург: типографи€ товарищества Ђќбщественна€ пользаї, 1893. Ч 94 страницы; јдам —мит. Ѕеккариа и Ѕентам. ƒжон ћилль. ѕрудон. –отшильды : Ѕиогр. повествовани€ / [—оставление, обща€ редакци€ Ќ.‘.Ѕолдырева; ѕослесловие ј.‘.јрендар€]. Ч „ел€бинск: ”рал, 1998. Ч 506, [2] страниц. Ч (Ѕиографическа€ сери€, 1890Ч1915; “ом 32). ISBN 5-88294-089-3; Ћиар, Ћуи јнглийские реформаторы логики в XIX в.: √ершель. »эвелль. ћилль. —пенсер. Ѕентам. √амильтон. ƒе-ћорган. Ѕуль. ƒжевонс / Ћуи Ћьар; ѕеревод с 3-го французского издани€ Ќ.ƒавыдова. Ч —анкт-ѕетербург: типографи€ ’.Ѕрауде, 1897. Ч [4], 201 страница; √р€зин ».Ќ. »ереми€ Ѕентам: (1748Ч1832) / »горь √р€зин. Ч “аллинн: ќлион, 1990. Ч 148, [2] страниц. Ч (ћыслители прошлого). ISBN 5-450-01314-0; »стори€ политических учений. ѕод редакцией: —.‘. ечекь€на и √.».‘едькина. Ч ћосква, 1955.- —траницы 374-380; ‘илософский энциклопедический словарь. Ч ћосква: Ђ—оветска€ энциклопеди€ї, 1983. Ч —траница 49; ‘илософский век. јльманах. ¬ып. 9. Ќаука о морали: ƒж.Ѕентам и –осси€/ ќтв. редакторы “.¬.јртемьева, ћ.».ћикешин. Ч —анкт-ѕетербург, 1999.[1]; ё.≈.Ѕарлова. ЂЌадзор и прибыльї: общественное призрение и социальна€ помощь в теоретических конструктах »еремии Ѕентама. Ч ƒиалог со временем, 33, 2010; Jeremy Bentham. Edited by F. Rosen. Aldershot, 2007 (International Library of Essays in the History of Social and Political Thought).

 (506x698, 87Kb)
1751
¬ильгельм “ишбейн (прозвище - √Єте-“ишбейн,Goethe-Tischbein; полное им€ - »оганн √енрих ¬ильгельм “ишбейн, Iohann Heinrich Wilhelm Tischbein)
нмецкий живописец, график. –одилс€ в ’айне. ”чилс€ у своего д€ди ». √.“ишбейна —таршего в  асселе. ¬ качестве пенсионера работал в ѕариже, затем в »талии (с 1773). ¬ 1773Ч1782 и 1783Ч1798 жил в »талии. — 1789 президент јкадемии художеств в Ќеаполе. ѕисал портреты, картины на исторические, мифологические и литературные сюжеты. –аботал в акварели, иллюстрировал книги. ѕисал статьи по вопросам искусства. јвтор биографического произведени€ »з моей жизни. ≈го талантом восхищалс€ √Єте, написавший биографический очерк о художнике. ¬ полотне на сюжет из истории √ермании XIII в.  онрадин Ўвабский и ‘ридрих Ѕаденский в ожидании приговора (1783Ч 1784, √ота, ’удожественный музей; уменьшенное повторение Ч 1785, —анкт-ѕетербург, √осударственный Ёрмитаж) персонажам приданы позы известных античных скульптур. ¬се второстепенные фигуры, кроме двух главных, изображены в римских оде€ни€х. —цена полна театрального пафоса. ¬ среде работавших в –име во 2-й пол. XVIII в. немецких мастеров “ишбейн был одним из наиболее ревностных поклонников эстетических идей ».».¬инкельмана и ћенгса. Ўирокую известность получили его произведени€ на сюжеты из »лиады √омера (√нев јхилла, 1776; ќтбытие Ѕрисеиды, 1776, оба Ч √амбург,  унстхалле).  ампань€, окрестности –има и Ќеапол€ запечатлены в целом р€де рисунков с натуры. ¬ Ќеаполе, увлека€сь изучением пам€тников античного искусства, художник издал в 1790 каталог коллекции античных ваз из знаменитого собрани€ лорда ”.√амильтона, иллюстрированный его рисунками. Ёто издание, подобно роспис€м √еркуланума и ѕомпеи, стало важнейшим источником знаний об искусстве античности на рубеже XVIIIЧXIX вв. ѕоклонник и друг ».¬.√Єте, “ишбейн создал много рисунков, посв€щенных поэту, во врем€ их совместной поездки в Ќеаполь в 1787. ¬ период пребывани€ поэта в »талии был написан и портрет √Єте в  ампанье (1786, ‘ранкфурт-на-ћайне, Ўтеделевский институт искусств). ѕоэт изображен погруженным в элегическое раздумье на фоне величественной панорамы ¬ечного города с его руинами храмов, рельефами. капител€ми колонн. ќн словно обдумывает строки своего »таль€нского путешестви€. —ама фигура √Єте, четко выписанна€ на фоне пейзажа, уподоблена рельефу. Ёто полотно “ишбейна вошло в историю искусства как произведение, глубоко поэтично раскрывающее колорит эпохи европейского неоклассицизма. ƒух эпохи, высоко ценившей античное наследие, передан и в портрете Ћеди √амильтон (1788, ¬еймар, √осударственные художественные собрани€). ћодели придан облик сивиллы, а сочетани€ белого, розового, серо-голубого свидетельствуют о вли€нии палитры мастеров рококо. ¬ м€гких рокайльных тонах исполнены и картины на анакреонтические сюжеты Ч Ќимфа тумана, Ѕогин€ фруктового дерева, ¬ечерний пейзаж, ѕастушеска€ пара и др. (все Ч ќльденбург, ’удожественный музей замка). ќтзвуки эпохи ѕросвещени€, придавшей искусству дух свободного творчества, звучат в портрете ».я.Ѕодмер (1781, ÷юрих,  унстхауз), јвтопортрете (1785, ¬еймар, √ос. художественные собрани€). ¬ традиции неоклассицистического линейного рисунка выполнены иллюстрации к произведени€м √омера (Homer nach Antilen Geziechet, Göttingen, 1801Ч1804). ¬ историю европейского искусства “ишбейн вошел как один из ранних и наиболее €рких мастеров неоклассицизма. ”мер в Ёйтине 26 июн€ 1829 года. Ћитература: Müller-Wulckow W. Die Idyllen Wlihelm Tischbein. Bremen, 1929; Tischbein H.W. Aus meinen Leben. Berlin, 1956; Tischbein H.W. Gemultes. Leben / Deutsche Selbstbiographien. München, 1967; Staatsgalerie Stuttgart. Deutsche Malerei des XVII. und XVIII. Jahrhunderts. Bearbeitetet von C. Höper. Stuttgart, 1996.

 (488x698, 131Kb)
1755
∆ан Ќикола  орвизар (французское им€ - Jean-Nicolas Corvisart)
французский терапевт, член ѕарижской јкадемии Ќаук (1811). –одилс€ в ƒрикуре. ќкончил ѕарижский медицинский факультет в 1782. ¬ 1797 создал и возглавл€л первую кафедру внутренних болезней в  оллеж де ‘ранс (ѕариж). Ћейб-медик Ќаполеона I (с 1807), который дал  орвизару титул барона. ¬о врем€ –еставрации заведовал медицинским департаментом ‘ранции. ¬вЄл в практическую медицину новый диагностический метод Ч перкуссию, открытую в 1761 Ћ.јуэнбруггером. ќсновные работы посв€щены болезн€м сердца и крупных сосудов.  орвизар Ч один из создателей семиотики. —реди учеников  орвизара Ч –.Ћаэннек, ∆.Ѕ.Ѕуйо. ”мер в ѕариже 18 сент€бр€ 1821 года. —очинени€: Essai sur les maladies et les lésions organiques du coeur et des gros vaisseaux, P., 1806; Nouvelle méthode pour reconnaitre les maladies internes de la poitrine par la percussion de cette cavité, par L. Auenbrugger. Ouvrage traduit du latin et commenté par J. N. Corvisart. P., 1808. Ћитература: ѕотэн  ., ѕроисхождение клиники. Corvisart и его эпоха, в его книге:  линические лекции, перевод с французского, —анкт-ѕетербург, 1898; ћартынов ».¬., Ћ.јуэнбруггер (  150-летию со дн€ смерти), " линическа€ медицина", 1959, є12, страницы 132Ч134.

 (594x699, 155Kb)
1759
‘ридрих јвгуст ¬ольф (немецкое им€ - Friedrich August Wolf)
немецкий филолог, член литературного кружка Ђќбщество ¬еймарских друзей искусстваї, основанного √Єте и Ўиллером, немецкий филолог, профессор в √алло. јвтор ЂProlegomena in Homerumї (1795), совершивших переворот в понимании истории культуры. ќсновна€ мысль: Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї произведени€ не одного √омера, а множества рапсодов.   этому выводу ‘.ј.¬ольф пришел как путем анализа внутренней структуры поэм, так и изуча€ незадолго перед тем изданные схолии к Ђ»лиадеї. ”ченый доказывал, что, суд€ по схоли€м, у филологов эллинистического времени не было надежного текста √омера.  роме того, по мнению ¬ольфа, р€д античных источников свидетельствует о том, что перва€ запись разрозненных гомеровских поэм произошла в јфинах в VI веке. ”мер 8 августа 1824 года. ƒругие труды ¬ольфа: ЂBriefe an Heyneї; ЂBeilage zu den neuesten Untersuchung uber Homerї; ЂGeschichte der romisch. Literaturї; ЂVorles. uber die Altherthums-Wissenschaftї.

 (631x699, 88Kb)
1760
∆ан ‘рансуа Ћесюэр (∆ан ‘рансуа Ћесюер; французское им€ - Jean-François Lesucur, Le Sueur)
французский композитор, хоровой дирижЄр и музыкальный писатель, член »нститута ‘ранции (1813). –одилс€ в ƒрюка-ѕлесьель, близ јбвил€. –аботал хоровым дирижЄром, с 1786 возглавл€л капеллу —обора ѕарижской богоматери. — 1793 профессор, затем инспектор Ќационального музыкального института (с 1795 Ч консерватори€). ¬ годы ¬еликой французской революции создал р€д хоровых песен и гимнов дл€ массовых празднеств, в том числе "ѕеснь триумфов ‘ранцузской республики". ¬ период консульства Ќаполеона был капельмейстеров при его дворе. ¬ 1818 вернулс€ в консерваторию. —реди учеников Ћесюэра Ч √.Ѕерлиоз, Ў.√уно, ј.“ома. Ћесюэру принадлежат 9 опер, в том числе "ѕещера" (1793) Ч один из образцов жанра "оперы спасени€". ”мер в ѕариже 6 окт€бр€ 1837 года. Ћитература: –адиге ј., французские музыканты эпохи ¬еликой французской революции, перевод с французского, ћосква, 1934, страницы 129Ч143; Lamy F., Jean-François Le Sueur, P., 1912.

 (538x699, 209Kb)
1764
≈нс Ѕаггесен (Jens Baggesen)
датский писатель, переводчик и философ-просветитель. –одилс€ в  орсЄре. ¬ 1811Ч1814 профессор датской литературы в  иле. ѕисал на датском и немецком €зыках. ћного странствовал, в 1789 познакомилс€ с Ќ.ћ. арамзиным.  ниги Ђ омические рассказыї (1785) и Ђ алунборгска€ хроника, или ѕроисхождение цензурыї (1791) став€т вопрос о необходимости свободы печати в ƒании. ¬ путевом дневнике ЂЋабиринт, или —китани€ поэтаї (1792Ч1793) в духе сентиментализма выражен протест против феодализма. »звестность приобрЄл спор в 1807 Ѕ.-просветител€ с романтиком ј.√.Ёленшлегером о пут€х развити€ литературы. ѕисал также лирические и религиозные стихи-псалмы. јвтор полемической комедии Ђ«аконченный ‘аустї (1811), эпической поэмы Ђјдам и ≈ваї (1826). ”мер в √амбурге 3 окт€бр€ 1826 года.

Vinzingerode (619x699, 87 Kb)
1770
‘ердинанд ‘Єдорович ¬инцингероде (немецкое им€ - Ferdinand von Wintzingerode)
барон, генерал от кавалерии и генерал-адъютант. –одилс€ в Ѕоденштейне, —аксони€. —лужбу начал в гессенской и австрийской арми€х, но в 1797 году перешЄл на русскую службу. ¬ следующем за тем году он был назначен адъютантом к вел. кн.  онстантину ѕавловичу. —делав с ним италь€нскую кампанию 1799 года и быстро подвига€сь в чинах, ¬инцингероде уже в 1802 году был возведЄн в звание генерал-адъютанта. ¬о врем€ войны 1805 года он был послан  утузовым дл€ переговоров с ћюратом. Ѕлагодар€ искусному ведению этих переговоров русска€ арми€ выиграла два перехода при своЄм затруднительном отступлении. ¬ 1809 году ¬инцингероде, оп€ть перешедший в австрийские войска, был ранен в сражении под јсперном, где картечна€ пул€ раздробила ему ногу. ¬ 1812 году он снова поступил на русскую службу. ¬ —моленске он собирал войска, а после соединени€ 1-й и 2-й армий он получил особый кавалерийский отр€д, с которым прикрывал —анкт-ѕетербургский тракт. ¬инцингероде считают первым партизаном этой войны. ¬о главе отр€да 31 августа он совершил дерзкий налЄт на ¬итебск, во врем€ которого вз€л 800 пленных. ѕо вступлении непри€тел€ в ћоскву ¬инцингероде зан€л “верскую дорогу.  огда Ќаполеон выступил со своей армией из ћосквы, ¬инцингероде двинулс€ к ней и 22 окт€бр€ прибыл со своим авангардом к “верской заставе. «десь, узнав о данном маршалу ћортье приказании взорвать  ремль, ¬инцингероде отправилс€ к нему дл€ переговоров, но был вз€т в плен, и едва не расстрел€н Ќаполеоном, который знал, что ¬инцингероде родом из √ессена, входившего в состав ¬естфальского королевства. “олько личное вмешательство императора јлександра I спасло его от смерти. »з-за плена ¬инцингероде  утузов получил сведени€ об оставлении Ќаполеоном ћосквы с опозданием на 4 дн€. ѕри следовании под конвоем к западным границам –оссии он был освобожден партизанским отр€дом „ернышЄва между ¬ильно и ћинском. ¬ начале 1813 года ¬инцингероде командовал кавалерийским отр€дом, а в сражении под Ћюценом Ч всею конницей союзников. ѕосле перемири€ он участвовал в сражени€х под √рос-Ѕереном, ƒенневицем и Ћейпцигом, а затем принимал участие и в кампании 1814 года. »з-за своей Ђнерусостиї был мало попул€рен среди простого люда и солдат, зато был очень попул€рен при дворе императора јлександра ѕавловича. ”мер в ¬исбадене, Ѕавари€ 17 июн€ 1818 года.

1782
ѕетр √ригорьевич —оболевский
русский металлург, член-корреспондент —анкт-ѕетербургской јкадемии Ќаук (1830). ќкончил —анкт-ѕетербургский сухопутный кадетский корпус (1798). ¬ 1811 г. сконструировал прибор дл€ газового освещени€ ("термоламп"). — 1815 г. служил на  амско-¬откинском заводе механиком, затем управл€ющим. ¬недрил на уральских металлургических заводах усовершенствованный им способ пудлинговани€ (1815). ¬ 1817 г. на ¬олге и  аме по€вились первые пароходы, сооружЄнные по его проекту. — 1824 г. руководил строительством, а с 1826 г. был управл€ющим соединЄнной лабораторией √орного кадетского корпуса и департамента горных и сол€ных дел в —анкт-ѕетербурге. ¬ 1826 г. при участии ¬.¬.Ћюбарского разработал технологию получени€ ковкой платины и изготовил платиновые издели€, положив начало порошковой металлургии. ¬ 1828 г. под его руководством впервые в истории монетного дела была осуществлена чеканка платиновых монет. –азработал и внедрил на монетном дворе оригинальный способ аффинажа "золотистого серебра" (1829). ¬ 1830 г. усовершенствовал технологию гор€чего дуть€ в доменных печах. —овместно с другими учЄными участвовал в разработке новой русской химической номенклатуры (" раткий обзор химического именослови€"), утверждЄнной в 1835 г. јкадемией наук. ¬ 1832-1841 гг. состо€л непременным секретарЄм ¬ольного экономического общества. —кончалс€ 5 но€бр€ 1841 года.

1783
»оганн Ќепомук фон ѕойсль (Poißl, Poissl)
немецкий композитор, интендант придворной музыки в ћюнхене. –одилс€ в ’аукенцелле. јвтор р€да (14) частью серьезных, частью комических опер (1806Ч1843 в ћюнхене), а также оратории "Der Erntetag", 95-го псалма дл€ соло и хора, двух Miserere, Stabat Mater (8-голосный) и прочее. ”мер в ћюнхене 17 августа 1865 года.

 (528x698, 129Kb)
1785
 лод Ћуи ћари јнри Ќавье (французское им€ - Claude Louis Marie Henri Navier)
французский инженер и учЄный, член французской јкадемии Ќаук (1824). –одилс€ в ƒижоне. ѕрофессор Ўколы мостов и дорог (с 1820) и ѕолитехнической школы (с 1831). »звестен работами в области строительной механики, сопротивлени€ материалов и теории упругости, а также гидравлики и гидромеханики. Ќавье впервые сделан вывод уравнени€ изогнутой оси пр€мого и кривого брусьев при изгибе, исследован изгиб пр€моугольной пластинки, даны общие уравнени€ равновеси€ и движени€ упругого тела, разработан метод аналитического расчЄта вис€чих мостов, выведены уравнени€ движени€ несжимаемой в€зкой жидкости (Ќавье - —токса уравнени€) и др. јвтор р€да учебников по механике, а также курса сопротивлени€ материалов, €вл€вшегос€ в течение нескольких дес€тилетий основным руководством дл€ инженеров-строителей и машиностроителей. ”мер в ѕариже 23 августа 1936 года.

 (542x699, 113Kb)
1789
‘ридрих Ёрнст ‘еска (Frederic Ernest Fesca)
немецкий скрипач и композитор. –одилс€ в ћагдебурге. ¬ 11-летнем возрасте начал концертировать как скрипач. — 1805 г. играл в оркестре "√евандхауза" в Ћейпциге; с 1808 г. - придворный солист в  асселе. ¬ 1815 г. зан€л должность концертмейстера оркестра в  арлсруэ. Ќаписал 2 оперы, 3 симфонии, скрипичный концерт; 19 струнных квартетов и др. камерно-инструментальные произведени€; хоры, песни.  амерна€ музыка ‘еска пользовалась в свое врем€ довольно широкой попул€рностью.”мер в  арлсреэ 24 ма€ 1826 года.

Henry_E_Steinway (620x700, 98Kb)
1797
√енрих Ёнгельгард Ўтайнвег (немецкое им€ - Heinrich Engelhard Steinweg, известен также как √енри Ё.—тейнвей, Henry E.Steinway)
американский фортепь€нный мастер, производитель пианино и создатель знаменитой фирмы. –одилс€ в ¬ольфсхагене в √арце. √енрих Ёнгельгард Ўтайнвег, самый младший из 12 детей лесника Ўтайнвега. ” него хрупкое телосложение и большой музыкальный дар, поэтому професси€ отца ему не подходит. ≈му хотелось мастерить музыкальные инструменты, но строгие цеховые правила запрещают это. √енрих находит работу в мастерской по изготовлению органов и принимает решение научитьс€ играть на органе. ќн добиваетс€ того, что его назначают церковным органистом. ¬ 1825 году он женитс€ на ёлиане “имер и преподносит ей в качестве свадебного подарка самодельное фортепиано. 6 но€бр€ 1825 года у супругов Ўтайнвег по€вл€етс€ первый ребЄнок Ч  ристиан ‘ридрих “еодор. ¬ последующие годы рождаютс€ ещЄ 4 мальчика и 2 девочки. „ерез 10 лет после свадьбы осуществл€етс€ заветна€ мечта Ўтайнвега: в «езене он открывает свою первую мастерскую по изготовлению фортепиано.  огда герцог Ѕрауншвейгский за 300 талеров лично приобретает пианино, мастеру уже не приходитс€ думать о своей репутации. ќн изготавливает 482 пианино и становитс€ преуспевающим фабрикантом. Ќо потом наступают плохие времена. √олод, неурожаи, поборы парализуют торговлю. Ўтайнвег ищет выход и посылает своего сына  арла в Ќью-…орк. ѕрогноз  арла более чем оптимистичен. ќн уговаривает отца сделать мужественный шаг. ¬ 1850 году Ўтайнвег передаЄт своЄ дело в Ѕрауншвейге сыну “еодору и 19 ма€ 1850 года 53-летний Ўтайнвег, его жена и п€теро детей отплывают из √амбурга. ѕочти 6 недель спуст€ они сход€т на берег в Ќью-…орке. √енрих и его сыновь€ наход€т работу у американских фортепь€нных мастеров. ќни работают старательно, качественно, но получают очень мало. ѕоэтому 5 ма€ 1853 года они отваживаютс€ снова открыть собственное дело. ¬ 57 лет √енрих Ўтайнвег становитс€ √енри —тейнвеем, а фирма называлась с того времени Steinway & Sons. ѕервое пианино Ђ—тейнвейї получает естественно номер 483, его продают за 500 долларов одной американской семье. —егодн€ оно стоит в нью-йоркском ћетрополитен-музее. —прос и оборот растут, и вскоре фирме становитс€ тесно на старом месте. ¬ 1860 году она переезжает в район  винс, где и находитс€ по сей день. ѕараллельно —тейнвеи обеспечивают себе господство и в —таром —вете, станов€тс€ поставщиками дворов европейских королей, германского и австрийского императоров, русского цар€.  огда —тейнвей-старший умирает в Ќью-…орке 7 феврал€ 1871 года, его фирма производит ежегодно 2 500 фортепиано. Ћитература: Horst-Rьdiger Jarck und Gerhard Schildt (Hrsg.): Braunschweigische Landesgeschichte. Jahrtausendrьckblick einer Region. Braunschweig 2000; Ronald V. Ratcliffe: Steinway & Sons. Propylдen-Verlag, Frankfurt am Main (u. a.) 1992, ISBN 3-549-07192-2; Richard K. Lieberman: Steinway & Sons. Eine Familiengeschichte um Macht und Musik. Kindler, Mьnchen 1996, ISBN 3-463-40288-2; Dirk Stroschein: Von Steinweg zu Steinway. Eine deutsch-amerikanische Familiensaga (Hцrbuch auf Audio-CD). ISBN 3-455-32013-9.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку