-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 58280
Комментариев: 6384
Написано: 66112


6 октября родились...

Четверг, 06 Октября 2011 г. 06:20 + в цитатник
Frederik_VII_af_August_SchiГёtt (528x700, 90Kb)
1808
Фредерик VII (датское имя - Frederik 7)
король Дании с 1848 года, из династии Ольденбургов. Фредерик был последним датским королём из династии Ольденбургов и последним королём, правившим как абсолютным монарх. Во время своего правления он подписал конституцию, которая учредила парламент и провозгласила страну конституционной монархией. Был одним из самых популярных датских королей. Причина тому была не только в том, что он отказался от абсолютизма, но и в его личных качествах. Он был близок к народу и неподдельно искренним, был простым и в то же время величавым монархом, во время своих путешествий по Дании общался с простыми людьми. Фредерик родился в Копенгагене, во дворце Амалиенборг. Его родителями был король Дании Кристиан VIII и Шарлотта Фридерика Мекленбургская. По материнской линии его дедушкой был Фридрих Франц I Мекленбургский, а бабушкой — Луиза Саксен-Готская. Первые два брака закончились разводом. С 1828 по 1834 годы был женат на двоюродной сестре, принцессе Вильгельмине Марии (дат. Vilhelmine Marie), дочери царствовавшего короля Фредерика VI. В 1841—1846 годах Фредерик был женат на принцессе Каролине Марианне Мекленбург-Стрелицкой. В 1850 году вступил в морганатический брак с бывшей танцовщицей Луизой Расмуссен (21 апреля 1815—6 марта 1874, дат. Louise Rasmussen), часто называемой графиней Даннер (дат. grevinde Danner). Брак оказался счастливым, несмотря на негодование среди знати и буржуазии. Луиза уравновешивала несдержанный характер Фредерика, привила способность трезво оценивать происходящее. Она также способствовала поддержанию его популярности, образуя живую связь между престолом и народом. Вместе со своим бывшим женихом Карлом Берлингом (дат. Carl Berling) она оказывала значительное влияние на политику короля. Детство Фредерика протекло в ненормальных условиях, вследствие развода его родителей. Отец его был всецело погружен в свои крайне разносторонние интересы. Мачеха, несмотря на личные достоинства и доброе желание, не сумела примениться к сложной натуре пасынка и приобрести на него влияние. В 1826 году Фредерика, не достигшего ещё 18-летнего возраста, помолвили с его сверстницей и родственницей Вильгельминой и отправили в продолжительную заграничную поездку с целью пополнения его образования. Фредерик поселился в Женеве, где его окружили целым штатом преподавателей. Быстро усваивая содержание бесед, во время экскурсий и прогулок, Фредерик скучал за учебниками. Любовь к свободе вообще была его второй натурой, а его давили строгим придворным регламентом, требовали от него отчета в каждом шаге. Немало усложняла задачу воспитателей и рано развившаяся в Фредерике чувственность, которая ещё более ослабила его и без того слабую волю. Сильно давала знать себя и страсть принца порисоваться, блеснуть, хотя бы в ущерб правде; маленькие сначала преувеличения мало-помалу разрастались у него в невероятные выдумки, которые при частом повторении до того овладевали его фантазией, что становились для него непреложной истиной. В 1828 году вернулся на родину, где вскоре за тем и был обвенчан со своей невестой. Он оказался плохим семьянином. Военный дух, господствовавший в последний период царствования Фредерика VI, был ему крайне не по душе. Он по-прежнему тяготел к свободной жизни, к общению с природой, охоте, рыбной ловле, прогулкам верхом, раскопкам древних курганов, и ему трудно было усидеть дома. Недовольный поведением его, король-тесть, по соглашению с отцом, отправил его вроде как бы в ссылку в Исландию; брак был расторгнут по обоюдному желанию супругов. Через 4 месяца Фредерика, однако, вернули и назначили командиром пехотного полка, с пребыванием в городе Фредерисия. Здесь принц провёл 5 лет, довольствуясь обществом местных офицеров, чиновников и бюргеров и не стесняя себя в выборе временных подруг жизни. С восшествием на престол отца, жизнь его снова круто изменилась. Он был назначен командующим войсками, стал принимать участие в заседаниях «государственного совета» и в 1841 году, по настоянию отца, вступил в новый брак с принцессой Марианной Мекленбург-Стрелицкой. Этот брак также оказался неудачным, хотя принц и выказывал жене большую преданность: супруги слишком мало гармонировали друг с другом. В 1846 году брак был расторгнут, и принц окончательно подпал влиянию своей любовницы Луизы Расмуссен. Когда Фредерик наследовал трон 20 января 1848 года, то столкнулся с требованием принятия конституции. Король согласился с требованием неохотно и лишь под давлением Луизы Расмуссен и Берлинга. 28 января вышел королевский указ о предстоящем введении конституции во всех областях королевства. 5 июня 1849 года был обнародован «Основной закон» (т. н. Июньская конституция 1849 года), установивший свободную форму правления, взамен абсолютизма, державшегося почти 200 лет. Дания стала ограниченной монархией с двухпалатным парламентом (ригсдагом), всеобщим избирательным правом (для мужчин, достигших 30 лет) при выборах в нижнюю палату (фолькетинг), но с правительством, ответственным перед королём. В марте 1848 года в Шлезвиг-Гольштейне произошло восстание, было создано временное правительство, провозгласившее отделение от Дании и объявившее ей войну. В апреле 1848 по просьбе восставших в войну против Дании вступила Пруссия, стремившаяся к присоединению Шлезвиг-Гольштейна. Во время датско-прусской войны 1848—1850 годов Фредерик проявил себя как национальный лидер и почитался почти как герой войны, несмотря на то, что никогда не принимал активного участия в сражениях. Перемирие, заключённое в 1850 году, предусматривало возвращение Шлезвиг-Гольштейна, роспуск временного правительства и отмену его декретов, а также вывод прусских войск. В целом во время правления Фредерик вёл себя как конституционный монарх, однако иногда позволял себе вмешиваться в политику. В 1854 году участвовал в падении крайне консервативного кабинета премьер-министра Андерса Сандо Эрстеда, а в 1859-60 годы поддерживал либеральное правительство Карла Эдварда Ротвитта, который был назначен на должность премьера по инициативе Луизы Расмуссен. Дарование конституции, счастливый сравнительно исход войны с Пруссией и подавление восстания в Шлезвиг-Гольштейне окружили короля небывалым ореолом; общественное мнение ставило его выше всех его предшественников, приписывая ему одно хорошее. По-видимому, самые события способствовали его зрелости: он выучился сдерживаться и своей сдержанностью и простотой привлекал сердца народа. Министры, однако, никогда не могли быть уверены в искренности его поддержки, он в любую минуту мог изменить им и отдаться совершенно противоположному течению. Правление Фредерика отмечено некоторыми политическими и экономическими реформами, такими как демонтаж стен вокруг Копенгагена и введение свободы торговли и ремесла в 1857 году. В 50-х годах появились первые частные банки. Постоянные споры вокруг вопроса о Шлезвиг-Гольштейне и требования немцев о неприсоединении Шлезвига к Дании привели к принятию изменений в конституцию для соответствия её международной политической ситуации, что вызвало разочарование в Дании. Либералы способствовали ужесточению политики в отношении немцев, что привело к датско-прусской-австрийской войне в 1864 году. Король искренне поддерживал этот курс и незадолго до своей смерти готовился подписать новую конституцию (т. н. Ноябрьская конституция). Фредерик был трижды женат и вдобавок имел несколько любовных связей, детей у него не было. То обстоятельство, что у него не было потомков, стало причиной избрания в 1852 году наследником принца Кристиана Глюксбургского — потомка по материнской линии датского короля Фредерика VI. После смерти Фредерика в 1863 году он вступил на престол под именем Кристиана IX. Невоздержный образ жизни, которому предавался Фредерик, и от которого не могла удержать его даже третья его жена, сравнительно быстро подточил его здоровье. Один из часто случавшихся с Фредериком припадков рожистого воспаления принял смертельный оборот. 15 ноября 1863 года он скончался в Глюксбурге, где занимался приготовлениями к войне. Через два дня после смерти Фредерика была принята единая конституция Дании и герцогства Шлезвиг, что привело к началу войны Дании с Пруссией и Австрией.

William Batchelder Bradbury (581x700, 84Kb)
1816
Уильям Батчелдер Брэдбери (Бредбери; William Batchelder Bradbury)
американский композитор и церковный музыкант. Родился в городе Йорк, штат Мэн. Работал главным образом в Нью-Йорке, был школьным учителем пения, публиковал антологии духовной музыки. Сочинил свыше 900 духовных гимнов, в том числе Jesus loves me, Just as I am, Sweet hour of prayer, He leadeth me. В 1854 основал фабрику по производству роялей и пианино, в 1861 — издательство. Умер в городе Монклер, штат Нью-Йорк, 7 января 1868 года.

Zaryanko (561x700, 103Kb)
1818
Сергей Константинович Зарянко
известный русский живописец-портретист. Родился в деревне Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области Белоруссии. Воспитывался в 3-й гимназии Санкт-Петербурга и с детства выказывал художественные способности. Начальными познаниями своими был обязан живописцу В.М.Аврорину, не обладавшему выдающимися способностями. В дальнейшем А.Г.Венецианов способствовал определению Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств и сделался сам руководителем его в живописи. Своею специальностью Зарянко избрал вначале перспективную живопись. Получив в продолжение академического курса две серебряные медали, малую и большую, он был удостоен в 1838 г. звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды. В 1843 г. за картину «Внутренность Морского Никольского собора» получил звание академика. Переселившись вскоре после этого в Москву, занимался там исполнением образов для разных церквей и преподаванием рисования. Перейдя в Санкт-Петербург, впервые серьёзно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849 г. были выставлены два великолепных портрета его работы, генерала Ломновского и певца О.Петрова, принесшие ему сразу громкую известность в публике. В 1850 г. за портреты графа Ф.П.Толстого и ротмистра Хвостова Академия присудила ему звание профессора. В 1856 г. он начал работать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества инспектором и старшим профессором живописи. Эти должности Зарянко занимал до смерти. Как наставник в Московском училище живописи и ваяния, Зарянко много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почётной известности, например: В.Г.Перов, И.М.Прянишников, В.Пукирев, В.И.Шервуд и Л.Ф.Жодейко. Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению лиц, впрочем, больше внешнего их вида, чем в отношении внутреннего содержания. Всего написано им до сотни портретов, из которых, кроме вышеупомянутых четырёх, считались наиболее достойными внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича и государя императора в бытность его великим князем, портреты Турчанинова, Доливо-Добровольского, князя и княгини Абамелик, госпожи Лапиковой, графа А.А.Закревского, графа И.М.Толстого, князя С.М.Голицына, П.А.Тучкова, графа С.Г.Строганова, графа П.А.Шувалова и графа В.А.Адлерберга. Из перспективных картин Зарянко образцовыми в своем роде могут считаться, кроме вида Никольского собора, доставившего ему степень академика, виды тронного зала в Зимнем дворце и зала Императорского училища правоведения, с портретами профессора и воспитанников этого заведения. Любопытно, что Зарянко с давних пор видел только одним глазом, что не помешало ему добиться столь выдающихся успехов в живописи. Умер в Москве 1 января 1871 года. Литература: Смирнов Г.В., С.К.Зарянко, Москва, 1951; Алексеева Т., Художники школы Венецианова, (Москва), 1958.


 (477x699, 118Kb)
1820
Енни (или Женни) Линд (Lind; полное имя - Йоханна (Йуханна) Мария Линд, Johanna Maria Lind; по мужу – Гольдшмидт, Goldschmidt)
известнейшая оперная и концертная певица (лирико-колоратурное сопрано) XIX столетия, одна из первых знаменитых не итальянских примадонн. Родилась в Стокгольме. Училась в школе при Королевском театре (Стокгольм), где и дебютировала в 1839 г. Совершенствовалась в Париже у М.Гарепа-сына. Обладала чистым и красивым по звучанию голосом огромного диапазона (от b малой октавы до g третьей). В 1844-1849 пела в оперных театрах Берлина и др. городов Германии, в Лондоне, Вене, затем (до 1870) выступала как концертная певица в США и Западной Европе. Партии: Эврианта ("Эврианта" Вебера), Сомнамбула ("Сомнамбула" Беллини), Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Амалия ("Разбойники" Верди), Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера) и др. Была одной из наиболее выдающихся певиц 19 в. Современники называли её "шведским соловьём". Виртуозно владела колоратурной техникой и широтой дыхания. Карьера певицы продолжилась в театрах Германии (после выступлений в Берлине стала мировой знаменитостью), Вене и Лондоне. Женни Линд была невероятно популярна. Некоторые авторы сочиняли оперные партии специально под её голос (как, например, партия Амалии в опере Верди "Разбойники"). Блистала в партиях: Эврианты ("Эврианта" Вебера), Сомнамбулы ("Сомнамбула" Беллини), Лючии ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Амалии ("Разбойники" Верди), Алины ("Любовный напиток" Доницетти), Джулии ("Весталка" Спонтини), Алисы ("Роберт-Дьявол" Мейербера) и др. В певицу был долго и безнадежно влюблен великий датский романтик Ганс Христиан Андресен... Какой-то период жизни писателя она была его творческой музой. В США (в 1850г.) её выступления организовал Ф.Т.Барнум. Места на эти концерты Дженни Линд продавались на аукционе. Выступления принесли солидный по тем временам доход – "176 675 долларов за девять месяцев". Певица отказывалась от вычурности и излишеств виртуозного стиля. Принципы интерпретации Линд партий в операх Россини, Беллини и Доницетти не были восприняты большинством певиц итальянской школы последующего поколения, которые выдвигали на первый план демонстрацию вокальной техники. Своё развитие они смогли найти в творчестве певиц А.Латти, М.Зембрих, а позже А.Галли-Курчи, Дж.Сатерленд. Скончалась в Уинд-Пойнт, Малверн, Уэльс 2 ноября 1887 года. Именем Дженни Линд в 1850 гг. была названа одна из моделей британских локомотивов.
 (529x699, 174Kb)
Портрет Женни Линд был помещён на 50-кроновой шведской банкноте. Литература: Bulman J., Jenny Lind, L., 1956; Shultz G. D., Jenny Lind, Phil. — . ., 1962.

Dedekind (560x700, 55Kb)
1831
Рихард Юлиус Вильгельм Дедекинд (немецкое имя - Julius Wilhelm Richard Dedekind)
немецкий математик, известный работами по абстрактной алгебре и основаниям вещественных чисел. Рихард Дедекинд был младшим ребёнком из 4 детей в семье Юлиуса Левина Ульриха Дедекинда — брауншвейгского профессора-юриста и деятеля высшего образования. Став взрослым, он никогда не называл себя Юлиус Вильгельм. Родился, провёл большую часть своей жизни и умер в Брауншвейге. Его жизнь небогата событиями, если не считать его исследования в области математики. В 1848 году он поступил в Карловский коллегиум (Collegium Carolinum) в Брауншвейге, директором которого был его отец. Здесь он изучает основы математики. В 1850 году Дедекинд поступил в университет Георга-Августа в Гёттингене (Гёттингенский университет), ведущий и старейший университет в Нижней Саксонии, слушает курс теории чисел, который читал профессор Мориц Штерн. Карл Фридрих Гаусс, работающий в Гёттингенском университете, к тому времени преподавал начальный курс, и Дедекинд стал его последним студентом. В числе его университетских друзей был Бернхард Риман. В 1852 году в возрасте 21 год Дедекинд получил докторскую степень за работу над диссертацией по теории интегралов Эйлера. Как он отмечал позже, эта работа не раскрыла его таланта. В то время Берлинский университет был центром математических исследований, поэтому Дедекинд переехал в Берлин и учился в университете 2 года вместе с Риманом. Затем он вернулся в Гёттинген и в должности приват-доцента преподавал курсы теории вероятности и геометрии. В 1855 году умер Гаусс, и его кафедру занял Дирихле, общение с которым оказало огромное влияние на Дедекинда. Позже Дедекинд писал, что Дирихле сделал его «новым человеком». До конца жизни Дирихле (1859) они работали вместе и стали близкими друзьями. Первое время Дедекинд изучал эллиптические и абелевы функции. Кроме того, он был первым в Гёттингене, кто преподавал теорию Галуа и ввёл в широкое употребление предложенное Галуа понятие поля. В 1858 году Дедекинд начал преподавать в Техническом университете в Цюрихе. В 1859 году вместе с Риманом совершил поездку в Берлин, где встречался с Вейерштрассом, Куммером и другими видными математиками берлинской школы. Когда в 1862 году Collegium Carolinum был преобразован в Технический институт, известный сейчас как «Технический университет Брауншвейга» (Technische Universitдt Braunschweig), Дедекинд возвращается в родной Брауншвейг, где проводит остаток своей жизни, преподавая в этом институте. В 1894 году он ушёл на заслуженный отдых, но продолжал иногда читать лекции и публиковаться. Он никогда не был женат и проживал со своей незамужней сестрой Юлией. Дедекинд избирался членом Берлинской (1880), Римской и Французской (1900) Академий наук. Он получил докторские степени в университетах Осло, Цюриха и Брауншвейга. В 1871 году Дедекинд, обобщив теорию многочленов и алгебраических чисел, вводит в математику абстрактные алгебраические структуры: кольца, идеалы и модули. Совместно с Кронекером он создаёт общую теорию делимости. Исследования Дедекинда были изданы в виде приложения к «Теории чисел» Дирихле. Ряд биографов полагает, что эта книга, изданная после смерти Дирихле, в действительности написана Дедекиндом. Уровень общности результатов, приложимых к самым разным областям математики, стимулировал дальнейшее развитие абстрактной алгебры, фундамент которой был завершён Эмми Нётер. В 1871 году Дедекинд знакомится с Георгом Кантором. Знакомство перешло в долголетнюю дружбу и сотрудничество; Дедекинд стал одним из первых сторонников канторовской теории множеств, и многие его работы стали наглядным примером применения новых методов. Новаторским стало и широкое применение Дедекиндом аксиоматического подхода к описанию новых (абстрактных) математических понятий. В 1888 году Дедекинд предложил первый вариант системы аксиом для системы натуральных чисел. Годом позже аналогичную (немного упрощённую) систему аксиом, со ссылкой на Дедекинда, предложил Пеано, чьё имя за ней и закрепилось. В начале XX века аксиоматический метод был окончательно принят школой Гильберта как основополагающий в математике. Дедекинд, наряду с Вейерштрассом, создал обоснование теории вещественных чисел (1876). Если Вейерштрасс в качестве модели вещественного числа использовал его формальную десятичную запись, то Дедекинд предложил иной подход, основанный на «Дедекиндовых сечениях» множества рациональных чисел. Современные курсы математического анализа излагают чаще всего теорию Дедекинда. Дедекинд был редактором посмертных изданий избранных трудов Дирихле, Гаусса и Римана. Умер в Брауншвейге 12 февраля 1916 года. Труды в русском переводе: Дедекинд, Р. Непрерывность и иррациональные числа = Stetigkeit und irrationale Zahlen — 4-е исправленное издание. — Одесса: Mathesis, 1923. — 44 страницы. Литература: Колмогоров А.Н., Юшкевич А.П. (редактор) Математика XIX века. Москва: Наука; Том 1 Математическая логика. Алгебра. Теория чисел. Теория вероятностей. 1978; Том 2 Геометрия. Теория аналитических функций. 1981; Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф.Робертсон. Дедекинд, Юлиус Вильгельм Рихард в архиве MacTutor.

Wilhelm_von_Waldeyer-Hartz_-_1891 (434x700, 45Kb)
1836
Генрих Вильгельм Вальдейер (Heinrich Wilhelm Waldeyer; Генрих Вильгельм Готтфрид Валдейер, с 1916 года Вильгельм фон Вальдейер-Гарц)
немецкий анатом и гистолог. Родился в Хелене. Вальдейер закончил гимназию Theodorianum в Падерборне, а затем изучал математику и естественные науки в Университете Гёттингена. Под влиянием Якоба Генле он перешёл к медицине. Он окончил Университет Грайфсвальда и переехал в Берлин. За работу о ключице в 1861 году он получил учёную степень. В 1862 году он перешёл в Университет Кёнигсберга, через 2 года во Вроцлавский университет, где получил профессуру патологий и посвятил себя преимущественно диагностике опухолей. Его самым знаменитым пациентом был император Фридрих III, у которого он диагностировал рак гортани. В 1872 году Вальдейер приехал профессором анатомии в Университет Страсбурга, а в 1883 году вернулся в Берлин. Там он посвятил себя преимущественно анатомическому образованию. С 1898 по 1899 годы он был ректором Университета имени Фридриха Вильгельма в Берлине. С 1893 по 1894, с 1897 по 1899, с 1901 по 1902 и с 1905 по 1910 годы он был заместителем председателя Берлинского общества антропологии, этнологии и истории первобытного общества. В 1892, 1896, 1900 и с 1903 по 1904 годы он был его председателем, а в 1909 году стал его почётным членом. Список его работ длинен и очень разнообразен. Среди прочего он ввёл понятие нейрон, предполагая уже в 1881 году его как функциональную основную единицу нервной системы. В 1888 году ввёл понятие хромосома для описания структуры клеточного ядра. Иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (с 1894), член Парижской Академии Наук. Умер в Берлине 23 января 1921 года. Труды: Hцrnerv und Schnecke, 1872; Das Becken, 1899; Die Geschlechtszellen, 1901–1903; Darwins Lehre, 1909; Lebenserinnerungen, 1920.

felicecavallotti (606x700, 85Kb)
1842
Феличе Карло Эмануэле Каваллотти (итальянское имя - Felice Carlo Emanuele Cavallotti)
итальянский поэт, драматург и парламентский деятель. Родился в Милане. В 1860 написал антигерманскую брошюру «Germania е Italia» и примкнул к волонтёрам Гарибальди. Позже столь же яростно нападал на национальное правительство, так же как и ранее — на австрийское. С 1867 он стал редактировать «Il Gazzettino»; в 1873, избранный в парламент, часто вызывал бурные сцены; в 1879 сложил полномочия, но тотчас был избран снова. Многие из его драм имели большой успех: «I Pezzenti» (Мил., 1871), «Alcibiade» (1872), «Guido» (1873), «I Messenii» (1874), «La figlia di Jefte». Его «Poesie» вышли во многих изданиях. Полное собрание сочинений «Opere» — Милан, 1881—1885. Он был одним из руководителей радикально-демократической и французофильской партии Италии и ревностным ирредентистом. Был убит в Риме на дуэли, имевшей политический характер, 6 марта 1898 года.

1842
Гюстав Фаньез (Fagnicz)
французский историк. Член Академии моральных и политических наук (1901). Родился в Париже. Один из основателей Общества истории Парижа (1874) и создателей журнала «Revue historique». Автор работ по социально-экономической истории Франции XIII-XVII вв., основанных на архивных материалах. Большую ценность представляет его публикация документов по истории ремесла и торговли средневековой Франции. Умер в городе Мёдон 18 июня 1927 года. Публикации: Documents relatifs a l’histoire de l’industrie et du commerce en France, v. 1–2, P., 1898–1900. Сочинения: Etudes sur l’industrie et la classe industriellea Paris auXIII et au XIV siecle, P., 1877; L’economie sociale de la France sous Henri IV, P., 1897; Le pere Joseph et Richelieu, t. 1–2, P., 1894; La femme et la societe francaise dans la premiere moitie du XVII siecle, P., 1929.

 (412x698, 77Kb)
1846
Джордж Вестингауз (George Westinghouse)
американский промышленник, инженер и предприниматель, основатель компании «Вестингауз Электрик». Родился в Централ-Бридже (штат Нью-Йорк). Наиболее значимыми изобретениями стоит считать работы в области тормозных систем железнодорожного подвижного состава. Вестингауз сконструировал тормоз, срабатывавший под давлением пара, а затем первый воздушный железнодорожный тормоз (патент получил в 1869). В 1872 Вестингауз ввел автоматическое управление тормозом, после чего создал компанию по производству тормозов, организовал их внедрение на подвижном составе пассажирского, позднее товарного парка, и эксплуатацию в США, а затем в Западной Европе и России. Во второй половине XX века тормоз Вестингауза стал использоваться на коммерческих автомобилях. Фактически пневматические тормозные системы современных больших автобусов, грузовиков и автопоездов - усовершенствованная версия тормоза Вестингауза. Джорджу Вестингаузу принадлежат работы в области новой системы сигнализации на железных дорогах, изобретение метода демпфирования ударов при столкновениях вагонов в начале движения состава и при его остановке. Кроме того, Вестингауз разработал способы безопасной транспортировки природного газа по трубам на большие расстояния, усовершенствовал электрический трансформатор. В 1893 электросеть Вестингауза освещала Всемирную выставку в Чикаго, а в 1894 10 электрогенераторов конструкции Николы Тесла были установлены компанией Вестингауза на новой гидроэлектростанции Ниагарского водопада. В этот период Джордж Вестингауз активно сотрудничает в области переменного тока с сербским гением и всячески его поддерживает. Благодаря чему получает свои наиболее значительные патенты в области переменного тока и... патентную войну с компанией Эдиссона, закончившуюся только после слияния и образования "Дженерал Электрик". Среди других значительных изобретений Вестингауза — трамвайный тяговый электродвигатель; электроприводной тормоз метропоезда, обеспечивающий быструю и безопасную остановку состава; электрифицированный локомотив (электровоз); амортизатор для автомобиля. Всего изобретатель зарегистрировал более 400 патентов. В 1910 Вестингауз стал президентом Американского общества инженеров-механиков. Умер Вестингауз в Нью-Йорке 12 марта 1914 года. Литература: Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Главный редактор Н.С.Конарев. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1995, 559 страниц, иллюстрации; Марк Сейфер. Никола Тесла. Повелитель вселенной. Эксмо, Яуза, 2007 г. ISBN 978-5-699-23746-3

Reginald Aubrey Fessenden (529x700, 59Kb)
1846
Реджинальд Обри Фессенден (Reginald Aubrey Fessenden)
канадский и американский изобретатель, хорошо известный своими работами на ранних этапах развития радио. Его наследие в области радио включает три значительных достижения: первая передача звука по радио (1900), первая двухсторонняя трансатлантическая радиосвязь (1906) и первая трансляция по радио развлечений и музыки (1906). Реджинальд Обри Фессенден родился в Ист-Болтоне, провинция Квебек, Канада. Он был старшим из четырёх детей в семье Джозефа Элиша Фессендена и Клементины Тренхольм Фессенден. Джозеф Фессенден был священником англиканской церкви в Канаде, и на протяжении многих лет семья переезжала с места на место по провинции Онтарио. Подрастая, Реджинальд стал образцовым учеником. В 1877 году в возрасте одиннадцати лет он начал посещать занятия в Тринити колледже в Порт-Хоуп, Онтарио, и учился там два года. Когда ему было четырнадцать лет, колледж Бишопа в Ленноксвилле предложил Реджинальду должность учителя по математике. В то время колледж Бишопа был школой при университете Бишопа, располагался на той же территории и в тех же зданиях. В июне 1878 года в школе обучалось 43 мальчика. Таким образом, хотя Фессенден был ещё подростком, он уже преподавал математику для маленьких детей в школе, одновременно сам обучаясь со студентами в университете Бишопа. Общее число обучающихся в университете в 1883-84 учебном году было двадцать пять студентов (все мужского пола). В возрасте восемнадцати лет Фессенден оставил университет без присуждения степени, хотя он сделал практически все необходимые работы. Из-за отсутствия степени Фессенден пострадал позднее при устройстве на работу. Когда в Университете Мак-Гилла в США было создано электротехническое отделение, Фессендена не утвердили на должность председателя отделения, отдав предпочтение американскому коллеге со степенью. Последующие два года он работал в качестве главного и единственного учителя в институте Уитни на Бермудских островах. В это время он был помолвлен с Хелен Тротт. Они поженились в сентябре 1890, а позже появился сын, Реджинальд Кеннелли Фессенден. Классическое образование Фессендена не дало ему достаточный объём научной и технической подготовки. Заинтересованный в повышении своей квалификации в области электротехники, он переехал в 1886 году в Нью-Йорк, в надежде получить работу у известного изобретателя Томаса Эдисона. Как затем Фессенден рассказывал в своей автобиографии, с первой попытки он получил отказ, ибо на его слова в заявлении: "Не знаю ничего об электричестве, но быстро обучаюсь", Эдисон ответил: "У меня хватает людей, которые ничего не понимают в электричестве". Однако Фессенден проявил упорство, и до конца года был нанят на должность помощника испытателя на машиностроительный завод Эдисона, который производил оборудование для прокладки подземных электрических сетей. Он быстро доказал свою ценность и получил ряд повышений с переводом на более ответственную работу. В конце 1886 года Фессенден начал работать непосредственно под руководством Эдисона в новой исследовательской лаборатории в Западном Оранже, штат Нью-Джерси. Тематика проектов была широкой, нужно было находить решение проблем в области химии, металлургии и электричества. Тем не менее, в 1890 году, столкнувшись с финансовыми проблемами, Эдисон вынужден был уволить большинство сотрудников лаборатории, в том числе и Фессендена. Со своим богатым практическим опытом Фессендену не составило труда найти работу в ряде компаний-производителей, а в 1892 году он получил назначение в качестве профессора в недавно созданный отдел электротехники в университете Пэрдью (Purdue) в Западном Лафайете, штат Индиана, благодаря тому, что он помог корпорации "Вестингауз" установить освещение на Всемирной Выставке в Чикаго. Вскоре после этого Джордж Вестингауз лично нанял Фессендена на вновь созданную должность председателя электротехнического отдела Западного Университета Пенсильвании, современный университет Питтсбурга. В конце 1890-х годов в печати стали появляться сообщения об успехах Гульельмо Маркони в разработке практических радиоприёмников и передатчиков. Фессенден решил тоже поэкспериментировать в этой области, и вскоре пришёл к выводу, что он может разработать гораздо более эффективную систему, чем передатчик на искровом разряднике в сочетании с приёмником типа когерер, за которые боролись Оливер Лодж и Маркони. В 1900 году Фессенден покинул Питтсбургский университет и перешёл на работу в Бюро Прогнозов Погоды с целью доказать практичность использования сети прибрежных радиостанций для передачи информации о погоде, и тем самым избежать необходимости использования существующих телеграфных линий. Бюро Прогнозов по контракту получало доступ к любым устройствам, изобретённым Фессенденом, но он оставался владельцем своих изобретений. Фессенден быстро достиг существенного прогресса, особенно в конструкции приёмника, поскольку он поставил целью приём звуковых сигналов. Его первый успех пришёл с детектором типа бареттер, за ним последовал электролитический детектор, который состоял из тонкой проволоки, окунутой в азотную кислоту. Через несколько лет электролитические детекторы стали стандартом для чувствительного радиоприема. Продолжая эксперименты, Фессенден разработал также гетеродинный принцип, в котором два сигнала объединяются вместе для получения третьего. Однако, гетеродинный метод в течение десятилетия после изобретения не получил в должной мере практического применения, поскольку для него требуется стабильный вспомогательный сигнал, который стал возможен только с развитием генераторов на электронных лампах. Начало работ в Бюро Прогнозов проходило в Кобба-Айленде, штат Мэриленд, расположенном на реке Потомак в 80 километрах (50 миль) от Вашингтона вниз по течению. Именно здесь 23 декабря 1900 Фессенден, экспериментируя с высокочастотным искровым передатчиком, провёл успешную передачу речи на расстояние 1,6 км (одна миля), которая, судя по всему, была первым в мире сеансом звуковой радиопередачи. Качество звука было сильно искажённым и непригодным для практической коммерции, но как тестовое испытание эта передача показала, что после технических доработок скоро будет вполне возможно передавать звук с помощью радиосигнала. Поскольку эксперименты расширялись, были построены дополнительные станции вдоль атлантического побережья в штатах Северная Каролина и Вирджиния. Однако, в разгар многообещающих продвижений, Фессенден был вовлечён в спор со своим спонсором. По его утверждениям, начальник Бюро Уиллис Мур претендовал на половинную долю в разработанных патентах, но Фессенден не согласился, в результате его работа в Бюро Прогноза Погоды закончились в августе 1902 года. В этот период два богатых питтсбургских бизнесмена, Хэй Уокер-младший и Томас Гивен, финансировали создание Национальной Электрической Сигнальной Компании (NESCO). Они пригласили Фессендена в эту компанию для проведения научных исследований по разработке как мощных искровых передатчиков для дальней радиотелеграфной службы, так и маломощных передатчиков непрерывной волны для телеграфии и аудиовещания. Новая компания располагалась в Брант Роке, штат Массачусетс. В январе 1906 Фессенден провёл первую успешную двустороннюю трансатлантическую радиосвязь, осуществив обмен кодами Морзе между станцией, построенной в Брант Роке, и идентичной станцией в Мачриханише, Шотландия, с использованием своего роторно-искрового передатчика. Маркони в это время достиг только односторонней связи. Однако, передатчики Фессендена не могли посылать сигнал на такое большое расстояние в светлое время суток, как и в летний сезон, так что работа была приостановлена до конца года. А 6 декабря 1906 года "из-за неосторожности одного из подрядчиков, работающих по замене силовых кабелей", радиобашня в Мачриханише рухнула, внезапно оборвав работу по трансатлантической связи, прежде чем она смогла перейти в стадию коммерческой эксплуатации. Разработка роторно-искровых передатчиков было временной мерой, до появления более совершенных устройств. Фессенден чувствовал, что, в конечном счёте, передатчик с непрерывным излучением, который производит чисто синусоидальный сигнал на одной частоте, будет гораздо более эффективным, в частности потому, что его можно использовать для качественной передачи звука. Его конструкторская идея состояла в том, чтобы использовать электрический генератор (альтернатор). Альтернаторы, как правило, работают на таких скоростях, при которых производится переменный ток частотой не более нескольких сотен герц, а нужно разогнать его так, чтобы он создавал токи частотой в десятки килогерц. Таким образом, высокоскоростной альтернатор будет производить стабильный радиосигнал при подключении его к антенне. Затем, вставив угольный микрофон в передающую линию, можно ожидать, что выходной сигнал будет изменяться в соответствии с громкостью звука перед микрофоном, другими словами, будет использована амплитудная модуляция для наложения звука на радиосигнал передатчика. Однако, пройдёт много лет напряжённых экспериментов, пока прототип альтернатора не будет готов, и затем ещё через несколько лет появятся мощные передатчики, необходимые для передачи радиосигнала на большие расстояния. Фессенден заключил контракт с "Дженерал Электрик" с целью помощи в проектировании и производстве серии альтернаторов высокой частоты. В 1903 г. Чарльз Штейнметц из "Дженерал Электрик" представил альтернатор на 10 кГц, который показал пригодность для экспериментов, но в качестве радиопередатчика его нельзя было использовать. Запрос Фессендена на более быстрый и более мощный альтернатор был передан Эрнсту Александерсону, который в августе 1906 г. создал усовершенствованный образец, работающий на частоте около 50 кГц, хотя и с гораздо меньшей мощностью, чем роторно-искровой передатчик Фессендена. С помощью альтернатора достигалась цель по передаче звуковых сигналов, но не было никаких способов усиления сигнала, сигнал был слишком слабым. 21 декабря 1906 года Фессенден сделал обстоятельную демонстрацию альтернатора в Брант Роке, показав его возможности для беспроводной телефонной связи, в том числе для соединения участков проводной телефонной сети между собой. Через несколько дней состоялись ещё две демонстрации, на которых были сделаны первые радиопередачи музыки для широкой аудитории. (Начиная с 1904 года ВМС США ежедневно передавали в эфир сигналы точного времени и сообщения о погоде, но они использовали искровые передатчики, а информацию передавали в коде Морзе). Вечером 24 декабря 1906 года накануне Рождества Фессенден использовал альтернатор для передачи короткой радиопрограммы, которая включала песню O Святая ночь в собственном исполнении на скрипке, а также чтение отрывка из Библии. 31 декабря, в канун Нового года состоялась вторая короткая передача. Основной аудиторией этих передач было неизвестное количество судовых радиооператоров вдоль атлантического побережья. Хотя в настоящее время эти два эфира рассматриваются как важная веха в истории радио, в то время им не придали особого значения и вскоре о них забыли. Лишь 29 января 1932 года Фессенден упомянул об этом в письме своему бывшему коллеге Самуэлю Кинтеру. Ни в судовых журналах, ни в периодической печати тех дней об этом событии не найдено никакой информации. Кроме того, Фессенден, судя по всему, больше не делал новых радиопередач, предназначенных для широкой аудитории, он вообще рассматривал альтернатор прежде всего в качестве средства для беспроводной телефонной связи. Тем не менее, в ретроспективе было важно заглянуть в будущее радио. Технические достижения, полученные Фессенденом, не были подкреплены финансовыми успехами. Уокер и Гивен надеялись продать NESCO крупным компаниям, таким как AT&T, но не смогли найти покупателя. Создание Фессенденом своей Компании Беспроводной Связи в Монреале возможно привело к подозрению, что он пытается блокировать Уокера и Гивена как потенциально прибыльных конкурентов. Возрастающее напряжение между Фессенденом и владельцами компании привело к тому, что в январе 1911 года он был уволен из NESCO. Он, в свою очередь, подал в суд иск за нарушение NESCO контракта. Фессенден выиграл судебный процесс и получил компенсацию, однако владельцы NESCO подали на апелляцию. Чтобы сохранить имущество, NESCO пошла на банкротство, правовой тупик продолжался более 15 лет. В 1917 году NESCO вышла из банкротства, и вскоре была переименована в Межденародную Радиотелеграфную Компанию. В 1920 году её купила фирма «Вестингауз», а в следующем году её активы, в том числе многочисленные патенты Фессендена, были проданы RCA, которая также унаследовала судебные иски от Фессендена. Наконец, 1 марта 1928 года Фессенден урегулировал отношения с RCA, полученив крупные денежные выплаты. После того, как Фессенден покинул NESCO, Александерсон продолжал совершенствование альтернаторов в General Electric, в основном с целью применения их для дальней радиотелеграфной связи. Он потратил много лет, но он в итоге разработал мощный альтернатор Александерсона, способный передавать сигнал через Атлантику. К 1916 году альтернатор Фессендена-Александерсона являлся более надёжным для трансатлантической связи, чем искровая аппаратура. После 1920 года широко распространившееся радиовещание стало использовать не альтернаторы, а генераторы на электронных лампах, но в их основе лежит генерация непрерывной волны с амплитудной модуляцией — то, что Фессенден помогал освоить, начиная с 1906 года. В 1921 году Институт Радиоинженеров наградил Фессендена Медалью Почета, а в следующем году город Филадельфия присудил ему медаль Иоанна Скотта и денежный приз в размере 800 долларов за изобретение "телеграфной и телефонной связи непрерывной волны", и отдала дань уважения ему, как "Человеку, чьи труды оказали большую пользу". Хотя Фессенден прекратил свою деятельность в области радио после увольнения из NESCO в 1911 году, он продолжал работать в других сферах. Ещё в 1904 он помогал в сооружении электростанции на Ниагарском водопаде, работая в гидроэнергетической комиссии провинции Онтарио. Но самый большой вклад он сделал в области гидролокационных систем. Он разработал так называемый генератор Фессендена для подводных лодок, с помощью которого подводные лодки могут посылать сигналы друг другу. Он предложил метод для обнаружения айсбергов, позволяющий избежать новых катастроф, типа трагедии "Титаника". После начала Первой мировой войны Фессенден предложил свои услуги канадскому правительству, и был отправлен в Лондон, где он разработал устройство для обнаружения артиллерии противника. Другой прибор он разработал для поиска вражеских подводных лодок. Фессенден в конечном итоге стал владельцем более 500 патентов. Его часто можно было найти на реке или озере, плавающим на спине, с сигарой, торчащей изо рта и шляпой, сдвинутой на глаза. У себя дома он любил лежать на ковре, с кошкой на груди. В этом состоянии расслабленности Фессенден воображал, изобретал, прокладывал пути к новым идеям. Он разработал вариант микрофильма, который помог ему сохранить компактные записи своих изобретений, проектов и патентов. Он запатентовал основные идеи в сейсмологии, имеющей важное значение в разведке нефти. В 1915 году он изобрел эхолот — гидролокаторное устройство для определения глубины до подводного объекта с помощью звуковых волн. За это изобретение он получил золотую медаль журнала Scientific American в 1929 году. Фессенден также получил патенты на трассирующие пули, пейджинг, телевизионные аппараты, турбоэлектрический привод для судов и на многое другое. После урегулирования иска к RCA, Фессенден приобрёл небольшой дом в Гамильтоне на Бермудских островах. Он умер там 22 июля 1932 года и погребён на кладбище местной церкви Святого Марка. Газета Нью-Йорк Геральд Трибюн в редакционной статье после его смерти написала: «Иногда случается, даже в сфере науки, что один человек может быть прав против всего остального мира. Профессор Фессенден был таким человеком. Чтобы доказать свою теорию, ему приходилось ожесточённо бороться. Вопреки бурным протестам признанных авторитетов, он отстаивал мысль о том, что то, что мы теперь называем радио, работает путём непрерывного излучения волн через эфир к передающей станции, аналогично тому, как световые волны излучаются пламенем. Маркони и другие настаивали на том, что то, что происходит при радиосвязи, похоже на эффект хлыста (резкая смена направления движения кончика хлыста вызывает хлопок). Прогресс радио последующего десятилетия показал ошибочность такого представления. Теория хлыста постепенно ушла из сознания людей и была заменена теорией непрерывной волны — недоверие человеку, который оказался прав». Цитаты: Изобретатель — это тот, кто может видеть применимость чего-либо на практике за пять лет до того, как это станет очевидным всем специалистам данной отрасли. "The Inventions of Reginald A. Fessenden". (January, 1925). Radio News, p. 1142.

Hildebrand Oval (505x700, 65Kb)
1847
Адольф фон Хильдебранд (Adolf von Hildebrand; Адольф фон Гильдебранд)
немецкий скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик. Родился в Марбурге. Работал в Берлине, Мюнхене, Вене, Париже и других городах Германии, Австрии, Франции. Обучался в Академии художеств Карлсруэ. Огромное значение для художника имела его поездка в Италию. Знакомство с произведениями классической скульптуры оказало большое влияние на развитие его дарования. Он стал, подобно Г. фон Маре, А.Фейербаху, А.Бёклину, "немецким римлянином", т. е. влюбленным в наследие античности и итальянского искусства. Изучал творчество Микеланджело, флорентийских скульпторов и живописцев эпохи Возрождения и барокко, на основе которых выработал свою индивидуальную манеру. Теоретически обосновал свои поиски "большой формы" в искусстве, утраченной, по его мнению, современными мастерами, написав труд Проблема формы в изобразительном искусстве (1893; русский перевод книги был сделан Н.Б.Розенфельдом и В.А.Фаворским, книга вышла в издательстве "Мусагет" в 1914). В своих теоретических воззрениях скульптор находился под влиянием идей немецкого писателя и философа мюнхенской школы К.Фидлера. Опираясь на теорию познания Канта, последний полагал, что "формы бытия" художник претворяет в "формы воздействия", где искусство есть оформление действительности для глаза; отсюда следовал вывод о максимальной выразительности формы, роли формальных конструктивных принципов изображения. Труд Хильдебрандта стал образцом для целого поколения художников и историков искусства. Свое понимание этой проблемы Хильдебрандт выразил уже в ранних произведениях: Давид (1871—1872, Дюссельдорф, частное собрание), Сидящий пастушок (1871—1873, Берлин, Национальная галерея), Адам (1875—1876, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Стоящий молодой мужчина (1881— 1884, Берлин, Национальная галерея), в которых проявилось увлечение античностью. В духе тосканских мастеров, работавших в майолике, исполнены рельефы в надгробиях Э.Херцогенберг (1892—1893, Сан Ремо), К. Хильдебрандта (1885, Флоренция). Влияние живописи Рафаэля и, в частности, его полотна Положение во гроб из галереи Боргезе в Риме сказалось в надгробии императрицы Виктории (1901), а знаменитой Пьеты Микеланджело — в одноименной группе для мавзолея философа Гёца Мартиуса в Киле (1915—1918). Хильдебрандт много работал в мемориальной пластике, дававшей полную творческую свободу его поискам: форма античной арки использована в надгробии К.Хильдебрандта, табернакля эпохи Кватроченто в композиции Воспоминание о Конраде Фидлере (1895—1901, Мюнхен), античного храма в мавзолее Г.Мартиуса. Плодотворной была и его работа в рельефе. Известный триптих Амазонки (1887—1887, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) исполнен в период увлечения художника египетским рельефом. Значительными произведениями портретной пластики явились созданные в технике высокого рельефа портреты актрисы Э.Дузе (1914, Кассель, Гор. художественное собрание), К.Фидлера (1874—1875, Берлин, Национальная галерея), отца художника Бруно Хильдебрандта (1871, Берлин, Музей Г.Кольбе), мюнхенской балерины Б.Морена (1917—1918, Мюнхен, Дом-музей Ф.Ленбаха). Много психологически острых и пластически выразительных образов создал скульптор и в портретной пластике: бюст отца художника Бруно Хильдебрандта (1868, частное собрание), живописцев Х.Тома (1887, Вена, Музей истории искусства) и А. Бёклина (1898, Берлин, Государственные музеи), Ю.Бреветер (1880—1881, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). В монументальной скульптуре талант Хильдебрандта проявился в создании фонтана Зигфрид (1895—1914, Вормс), а также фонтанов Отец-Рейн (1911—1922, Кёльн) и композиции с фигурой Европы на быке и святого Георгия на коне (1890—1895, Мюнхен). Сильная фигура Отца-Рейна вызывает воспоминания об античных и ренессансных аллегорических изображениях рек, а героизированная фигура Зигфрида — о средневековой скульптуре соборов Германии. Свой поиск "большой формы" А. фон Хильдебрандт воплощал и в живописи, подобно мастерам кон. XIX в., пытаясь сочетать живопись и скульптуру (1905—1907, Мюнхен, мавзолей семейства Шнатцлер, где им исполнены фрески на сюжеты из Данте). Значительной работой явились также фрески библиотеки Зоологической станции в Неаполе, над которыми он работал вместе с Х. фон Маре (1873). Станковое полотно Золотой век (1886, частное собрание) развивает тему, характерную для живописи его друга Х. фон Маре, повествуя о романтических идеалах обоих мастеров, пытавшихся воскресить в эпоху грюндерства мечту о красоте и гармонии человека и природы. Хильдебрандт работал также в графике, создал много проектов и осуществленных архитектурных построек. Умер Хильдебранд в Мюнхене1 января 1921 года. Литература: Beimeuer A. Adolf Hildebrandt. Beielefeld; Leipzig, 1902; Esche-Braunfels S. Adolf von Hildebrandt. Berlin, 1993.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку