-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57631
Комментариев: 6354
Написано: 65433


28 сентября родились...

Среда, 28 Сентября 2011 г. 00:05 + в цитатник
 (463x699, 113Kb)
58 до н.э.
Ливия Друзилла (Livia Druzilla; Юлия Августа)
римская императрица, жена Октавиана Августа, мать императора Тиберия, бабка императора Клавдия, прабабка императора Калигулы и прапрабабка императора Нерона. Была обожествлена императором Клавдием. Самая могущественная и почитаемая женщина за всю историю Древнего Рима. Дочь М.Ливия Друза Клавдиана, претора 50 г. до н. э., и Альфидии. В 43 г. вышла замуж за претора Тиберия Клавдия Нерона. В 42 г. родила сына, впоследствии императора Тиберия. В 41 г. Ливия с маленьким ребенком вынуждена была последовать за мужем, бежавшим на Сицилию после поражения в Перузийской войне, где он поддерживал Луция Антония. Из-за конфликта с Секстом Помпеем Нерон и его семья вскоре перебрались к Марку Антонию в Ахайю. После заключения в 40 г. Брундизийского соглашения Антония с Цезарем Октавианом Ливия вместе с мужем и сыном вернулась в Рим. Цезарь Октавиан страстно влюбился в нее; Ливия, несмотря на беременность, развелась с мужем и в начале 38 г. вышла замуж за Октавиана. На протяжении всей жизни Ливия пользовалась любовью и уважением Августа, вела скромный и безупречно нравственный образ жизни и считалась образцовой женой, хозяйкой дома и матерью семейства. Обладала значительным влиянием на государственные дела; нередко выступала в качестве советницы и помощницы Августа, в частности, убедила его помиловать заговорщика Цинну в 4 г. до н. э.; сопровождала мужа во всех поездках. Еще в 35 г. сенат предоставил Ливии ряд почестей: освобождение от опеки, возведение статуй и личную неприкосновенность, аналогичную трибунской. В 9 г. до н. э. она получила привилегии женщин, имеющих троих детей. Занималась общественным строительством; за свой счет восстановила храм Женской Фортуны на Латинской дороге; совместно с Тиберием построила портик Ливии. Играла значительную роль в определении династической политики Августа; по неподтвержденным и малодостоверным слухам была причастна к смерти зятя Августа М. Марцелла в 23 г. до н. э. После смерти своего младшего сына Друза в 9 г. до н. э. Ливия приложила много усилий для прославления его памяти. Стала первой жрицей божественного Августа и получила ликторское сопровождение, принимала участие в строительстве его храма и учредила в его честь ежегодные трехдневные игры на Палатине. Вероятно, с ее ведома и согласия Тиберий тайно распорядился убить Агриппу. Ливия умерла в 29 году и была похоронена в мавзолее Августа; Тиберий не принял участия в похоронах матери и запретил ее обожествление; завещание Ливии было объявлено недействительным, и его выполнил только Калигула. Клавдий обожествил Ливию, поставил ее статую в храме Августа и обязал весталок совершать перед ней жертвоприношения.

 (448x699, 49Kb)
551 до н.э.
Конфуций (китайское имя - Кун-Цзы, реже - Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius)
древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон. Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ (Shū Liáng-hé) и 17-летней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (Yán Zhēng-zài). Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй, его сын — также называемый Ли; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня). Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы):
Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что
противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
И — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма.
Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав. В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами. В 1687 выходит в свет латинский перевод «Лунь Юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских учёных. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, крещёного под именем Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе. Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии». Философ Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 году, вел полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша, Конфуций — не основатель религии, а представитель чистого рационализма. Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу. Последователь и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения, Христиан Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе. Известный историк Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса. В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII—XVIII вв. По его мнению, в «Лунь Юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики, оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены». Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя. Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее. Литература: Книга «Беседы и суждения» Конфуция, пять переводов на русский «на одной странице»; Конфуций. Китайская философия; Труды Конфуция и сопутствующие материалы на 23 языках (Confucius Publishing Co.Ltd.); Религия Китая; Буранок С.О. Проблема интерпретации и перевода первого суждения в «Лунь юй»; А.А.Маслов. Конфуций. // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — Москва: Алетейя, 2003, страницы 100—115; Васильев В.А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. Страницы 132-146; Гусаров В.Ф. Непоследовательность Конфуция и дуализм философии Чжу Си // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Том 1. Москва, 1972; Кычанов Е.И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао-цзы //XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. Санкт-Петербург,1997. Страницы 82-84; Илюшечкин В.П. Конфуций и Шан Ян о путях объединения Китая // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». Часть I, Москва, 1985. Страницы 36-42; Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. Москва, 2001. 384 страницы; Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си". Москва . Наука.1998 г. 590 страниц; Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. Санкт-Петербург,1910; Роузман Генри О знании (чжи): дискурс-руководство к действию в «Аналектах» Конфуция // Сравнительная философия: Знание и вера в контексте диалога культур. Москва: Восточная литература., 2008. Страницы 20-28. ISBN 978-5-02-036338-0; Чепурковский Е.М. Соперник Конфуция (библиографическая заметка о философе Мо-цзы и об объективном изучении народных воззрений Китая).Харбин, 1928; Ян Хин-шун, А.Д.Донобаев. Этические концепции Конфуция и Ян Чжу. // Десятая научная конференция «Общество и государство в Китае» Часть I. Москва, 1979. Страницы 195—206; Yu, Jiyuan «The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates.» Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-189; Jiyuan Yu, The Ethics of Confucius and Aristotle: Mirrors of Virtue, Routledge, 2007, 276pp., ISBN 978-0-415-95647-5.

1493
Аньоло Фиренцуола (Agnolo Firenzuola)
итальянский писатель. В 1518-1526 был монахом. В книге новелл "Беседы о любви" (1523-1524, издание 1548) Фиренцуола взял за образец "Декамерон" Дж.Боккаччо. В "Беседах..." изображены рассказчики из аристократического общества, исповедующие идеалы неоплатонической любви и красоты, которые совпадают с эстетическими идеалами самого Фиренцуолы. Фабулы рассказов традиционны. В них описаны радости чувств, любви, лицемерие монахов. Фиренцуола превосходно владел классическим итальянским литературным языком. Наиболее значительны в художественном отношении новеллистические книги "Золотой осёл" (издание 1550) и "Беседы животных" (1541) - "переложения на современные нравы" Апулея и сказок "Панчатантры". В диалогах Фиренцуолы "Рассуждения о красоте женщин" (1540) сформулированы эстетические идеалы, характерные для литературы и искусства Высокого Возрождения. Фиренцуоле принадлежат комедии: "Трижды жена" и "Двое Лучиди" (переделка "Менехмов" Плавта). Умер около 1545 года.

 (511x698, 257Kb)
1547
Алеман Матео (Mateo Aleman y de Enero)
испанский романист. Родиля и был крещён в Севилье. Кроме поэтического описания жизни святого Антония Падуанского и "Ortografia Castellana", сочиненной им на одном из своих плаваний в Мексику, он прославился главным образом сатирическим романом "Guzman de Alfarache". Этот роман, вышедший сначала под названием "Atalaya de la vida humana" (светоч человеческой жизни), имел такой успех, что первая часть его немедленно была перепечатана в трех разных местах, а в следующие шесть лет имела 26 изданий в количестве 50000 экземпляров и переведена на французский и итальянский языки. Вторая часть вышла 1605 г. Роман Алемана, составляющий, бесспорно, мастерское произведение как по описанию нравов, так и по силе выражения, принадлежит к наиболее прославленным испанским романам. Единственно, в чем можно упрекнуть его, это в страсти к пространным нравственным сентенциям, почему Лесаж и выпустил их в своей французской переделке. Самое лучшее издание подлинных частей романа (равно как и не подлинной второй части) сделано в третьем томе "Biblioteca de autores espanoles" (Мадрид, 1846). Умер в Мексике 1615 году.

 (500x680, 128Kb)
1565
Алессандро Тассони (Alessandro Tassoni)
итальянский поэт. Литературно-эстетические воззрения изложены в «Рассуждениях о стихотворениях Петрарки» (1609) и в двух последних книгах энциклопедических сочинений «Различные мысли» (1608—1620), в которых он ниспровергает классицистский петраркизм 16 в. В «Филиппиках» (1614—1615) и в «Ответе Социну» (1617) Тассони защищал национальную независимость Италии. Крупнейшим произведением Тассони была поэма «Похищенное ведро» (написана в 1614—1615, опубликована в 1622), положившая начало ироикомическому жанру (см. Бурлеска). В поэме осмеивается феодальный строй раздробленной Италии. Скончался 25 апреля 1635 года.

 (584x699, 126Kb)
1681
Иоганн Маттезон (Johann Mattheson)
немецкий композитор, музыкант, музыкальный теоретик, либреттист, певец и дирижер. Родился в Гамбурге. C 1696 года — певец, с 1699 года также капельмейстер в оперном театре Гамбурга. С 1728 года из-за глухоты прекратил капельмейстерскую службу. Автор трудов свыше сотни работ по истории и теории музыки — это важный источник для изучения музыкального искусства первой половины XVIII века. Среди них — «Совершенный капельмейстер» (1739) и «Основание триумфальных ворот» (1740), которая содержит биографии выдающихся музыкантов его времени (в числе прочих — первая биография Г.Ф.Генделя, с которым Маттезона связывала дружба). Маттезон — автор нескольких опер, в том числе «Плеяды» (первая в творческой биографии композитора, 1699), «Клеопатра» (1704), «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» (на собственный текст, 1710; считается первой оперой на русский сюжет; впервые исполнена лишь в 2007 году). Умер в Гамбурге 17 апреля 1764 года. Похоронен в церкви Святого Михаила (St. Michaelis Church, Hamburg) в Гамбурге. Сочинения: "Вновь открытый оркестр" (части 1—3, 1713—1721); "Музыкальная критика" (тома 1—2, 1722—1725); "Современный капельмейстер..." (1739). Литература: Материалы и документы по истории музыки, под редакцией М.В.Иванова-Борецкого, том 2, Москва, 1934; Wolff . Ch., Die Barockoper in Hamburg (1678—1738), Bd 1—2, Wolfenbüttel, 1957.

CherAM (524x700, 89Kb)
1680
Князь Алексей Михайлович Черкасский
канцлер Российской империи (1741—1742), один из богатейших вельмож России, последний в роде Черкасских. В 1702 году, будучи ближним стольником, определён в помощники к своему отцу (Михаилу Яковлевичу), тобольскому воеводе, при котором служил 10 лет, а в 1714 году вызван в Санкт-Петербург и назначен членом комиссии городских строений. В 1719 году Черкасский, как человек честный и неподкупный, был назначен Сибирским губернатором; в 1726 г. сделан сенатором. Во время избрания на русский престол Анны Иоанновны (1730) Черкасский, богатейший по количеству душ помещик в России, руководил партией дворян, восставших против верховников, за что потом сделан одним из трёх кабинет-министров, а в 1741 году возведён в сан великого канцлера. По отзыву историка М.М.Щербатова, Черкасский «человек молчаливый, тихий, коего разум никогда в великих чинах не блистал, повсюду являл осторожность». Как кабинет-министр, он подписал торговый договор с Англией (1734), а в звании канцлера — два трактата: с прусским двором (1740) и с английским (1741). Его единственная от второго брака с княжной Марьей Юрьевной Трубецкой дочь Варвара Алексеевна состояла камер-фрейлиной Высочайшего двора, считалась самой богатой невестой в России, была сосватана за известного сатирика князя Антиоха Дмитриевича Кантемира, отказавшегося от женитьбы, и выдана, с приданым в 70 000 душ крестьян, за графа Петра Борисовича Шереметева, благодаря чему у последнего и образовалось громадное «шереметевское состояние». Умер в 1742 году.

 (539x698, 104Kb)
1686
Космас Дамиан Азам (Kosmas Damian Asam)
немецкий художник, основной исполнитель позднего барокко в иллюзионистической декорации религиозной архитектуры. Брат Асама Эгида Квирина. Вместе с братом представлял часть поколения немцев, обученных в Риме на итальянской традиции барокко. Они были сыновьями Ханса Георга Асама, первого из баварских художников, занимавшихся иллюзионистической росписью. Их произведения, отчасти выполненные в сотрудничестве, отличаются глубокой и драматической интенсивностью религиозного чувства. Братья обучались в Риме у Джиана Лоренцо Бернини, около 1714 г., и их первые религиозные работы несут влияние учителя, особенно в том, что касается понятия «theatrum sacrum», или священного театра, в котором декоративные элементы совмещаются, чтобы вовлечь зрителя в живую религиозную драму. Во многих их произведениях сложное переплетение архитектурных и декоративных элементов создает трудность для различия вклада каждого из братьев. Церковь святого Иоанна Непомукского в Мюнхене (1733-1746), а также известная как Асамкирхе (церковь Асам), в честь братьев, является их шедевром. Они порой сотрудничали в декорации зданий, созданных другими, например архитектором Иоганном Михаэлом Фишером, известным в связи с церковью аббатства Премонстратенцев в Остерхофене (1726-1729, декорация 1730-1735). Их другие значительные работы включают церковь монастыря в бенедиктинском аббатстве Велтенбурга (1716-1721), где позолоченная скульптура Эгида Квирина «Святой Георгий и дракон» (1721), выразительно освещенная сзади, главенствует на высоком алтаре; урсулинскую церковь в Штраубинге (1736-1741), в которой архитектурная планировка выполнена Эгидом Квирином, и легкий, почти в стиле рококо, интерьер – Космасом Дамианом. Умер 10 мая 1739 года.

1705
Иоганн Петер Кельнер (Johann Peter Kellner)
Немецкий органист и композитор. Родился в Грефенроде. Умер в Грефенроде 19 апреля 1772 года.

 (586x699, 225Kb)
1746
Уильям Джоунз (Sir William Jones)
британский историк и филолог. Родился в Лондоне. Учился в Харроу и Юниверсити-колледже в Лондоне. Рано обнаружил способности к изучению языков. Научился говорить по-арабски, овладел персидским, португальским, древнееврейским, турецким и др. языками. Сделал стихотворный перевод произведений персидского поэта Хафиза на французский язык и опубликовал на французском, английском и латинском языках несколько трактатов о восточной поэзии, главным образом арабской и персидской. В 1772 был избран членом Королевского общества, а в 1773 стал членом «Клуба» Сэмюэла Джонсона. Занялся изучением юриспруденции, был принят в коллегию адвокатов «Миддл Tемпл» в 1774, автор Эссе о законе об освобождении под залог (An Essay on the Law of Bailments, 1781), вошедшего в число классических произведений юридической литературы. В марте 1783 стал членом британского Верховного суда в Калькутте. В январе 1784 основал Азиатское общество Бенгалии, президентом которого оставался до конца жизни, а в 1788 периодическое издание Азиатского общества – «Азиатские исследования». В 1785 Джоунз начал изучать санскрит; 2 февраля 1786 в президентском обращении к Азиатскому обществу заявил, что санскрит обнаруживает с греческим и латинским языками «как в корнях, так и в грамматических формах сильное сходство, которое не может быть случайным; это сходство настолько разительно, что любой филолог, сравнив эти три языка, придет к выводу, что они возникли из некоего общего источника, который, возможно, уже не существует». Джоунз высказал также предположение, что готский, кельтские и персидский языки относятся к той же самой языковой семье (которую лингвисты теперь называют индоевропейской). Джоунз первым перевел (1789) Шакунталу Калидасы. Перевел с санскрита и ряд других произведений. Самым успешным оказался его перевод Законов Ману (Ordinances of Manu, 1794), на протяжении столетия остававшийся нормативным. Джоунз был первопроходцем во многих областях индологии, опубликовал исследования по индийской музыке, шахматам, хронологии (включая астрономию и календарь) и ботанике. Умер Джоунз в Калькутте 27 апреля 1794 году.

 (696x699, 142Kb)
1746
Джованни Пунто (Giovanni Punto, псевдоним; собственное имя - Ян Вацлав Стич, Stič, или Иоганн Венцель Штих, Stich)
Богемский валторнист и композитор. Родился в Зехушице. Чех по происхождению. Автор 16 валторновых концертов, концерта для кларнета, около 50 валторновых трио, 21 валторнового квартета, валторнового секстета, сборника технических пьес для валторны. Учился у А.Й.Хампеля. Сначала был музыкантом у графа Туна, а с 1768 - гастролирующий скрипач - виртуоз и дирижёр. Для Пунто сочиняли музыку известные композиторы того времени, включая В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена. Джованни Пунто был необычайно одарен: дирижировал в театре "Варьете" в Париже, сочинял концерты, дуэты, этюды для валторны, ансамблевую музыку с участием валторны, струнных и деревянно-духовых инструментов. Отредактировал и издал в 1795 году "Школу" своего учителя Л.Гампеля, выступал с сольными концертами в городах Европы. В 1800 году в Вене валторниста услышал Бетховен и, покоренный его игрой, сочинил сонату для валторны. Совместное их выступление состоялось год спустя. У Пунто была серебряная валторна, на которой, по свидетельству современников, он "извлекал невообразимо чудесные звуки, чрезвычайно чистые, исполненные с большой смелостью и экспрессией". Изменив конструкцию мундштука, Пунто добился безукоризненного исполнения легато на валторне. Один из современников валторниста писал: "Пунто мог играть одновременно две ноты, а иногда и целый аккорд. И его звук имел яркую серебряную окраску, чем не обладал ни один из его предшественников". Умер в Праге 16 февраля 1803 года.

Perricholi (597x699, 101 Kb)
1748
Перикола (испанское прозвище — Ла-Перричоли, La Perricholi; настоящее имя — Микаэла Вильегас Уртадо, Maria Micaela Villegas Hurtado)
известная перуанская актриса театра и певица (сопрано) XVIII века. Любовница вице-короля Перу Мануэля де Амата.Перикола родилась в Лиме, по другой версии — в селе Томайкичуа (Tomayquichua) провинции Уануко (Huanuco). Была крещена в Соборе Лимы 1 декабря 1748 года. С 15 лет начала играть в театре Coliseo de Comedias, получив к 20 годам широкую известность. Выступала в Лиме и других городах Южной Америки, исполняла главные роли в пьесах Педро Кальдерона и Лопе де Вега. В этот период стала любовницей вице-короля Перу Мануэля де Амата, правившего в 1761—1776 годах. В 1769 году родила от него сына Мануэля. Вице-король построил и подарил ей несколько дворцов. Их скандальная связь привлекала всеобщее внимание в Лиме, став объектом критики со стороны местной аристократии. После потери её любовником должности вице-короля и его отъезда в Испанию Перикола подвергалась нападкам и преследованиям недоброжелателей. В 1788 году она оставила сцену, в 1795 году вышла замуж и занималась администрированием театра. В последние годы жизни была известна благотворительностью. Умерла 16 мая 1819 года. Перикола является героиней комедии Проспера Мериме «Карета святых даров» (1829) и одноимённой оперы (La Périchole, 1868) французского композитора Жака Оффенбаха. Перикола — один из главных персонажей романа «Мост короля Людовика Святого» (1927) американского писателя Торнтона Уайлдера. По сюжету романа, Перикола в возрасте 12 лет была куплена у бродячих актёров авантюристом по имени Пио, ставшим её наставником в творческой деятельности. Впоследствии роман неоднократно экранизировался, в 1944 году Линн Бари сыграла роль в картине Роулэнда Ли. В 2004 году роль Периколы была сыграна испанской актрисой Пилар Лопес де Айалой, Харви Кейтель играл роль Пио. В фильме «Золотая карета» (1953) французского кинорежиссёра Жана Ренуара роль Периколы играет Анна Маньяни. В 1984 году в СССР был снят музыкальный фильм «Перикола» (в главной роли Галина Беляева).

1761
Фердинанд Франсуа Дезире Бюдан (Ferdinand Francois Desire Budan)
французский математик и врач. Одна из теорем высшей алгебры о числе действительных корней уравнения с действительными коэффициентами, называется теоремой Бюдана – Фурье. Умер в Париже 6 октября 1840 года.

 (540x699, 108Kb)
1766
Франсиско Малеспин Эррера (Francisco Malespín Herrera)
президент Сальвадора (1844-1845). Умер 25 ноября 1846 года.

 (515x699, 51Kb)
1786
Дмитрий Никитич Бегичев
русский писатель. Родился в селе Никитское Ефремовского уезда Тульской губернии. Окончил Пажеский корпус (1802). Участник похода в Австрию и сражения под Аустерлицем (1805). В 1808 вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. В январе 1813 вступил в армию; адъютант при генерале А.С.Кологривове вместе с братом С.Н.Бегичевым и А.С.Грибоедовым. Дружеские отношения сложились с другими писателями (В.К.Кюхельбекер, Д.В.Давыдов, на сестре которого был женат). Уволившись из армии, поселился в Москве. В 1830—1836 воронежский губернатор. Оказывал поддержку поэту А.В.Кольцову. C 1840 сенатор. При содействии Н.А.Полевого опубликовал анонимно первый роман «Семейство Холмских. Некоторые черты нравов и образа жизни, семейной и одинокой, русских дворян» (части 1—6, Москва, 1832). Роман пользовался известностью и несколько раз переиздавался. Часть произведений Бегичева подписаны псевдонимом Автор «Семейства Холмских». Издал «Провинциальные сцены» (Санкт-Петербург, 1840), сборник «Быт русского дворянина в разных эпохах и обстоятельствах жизни» (Москва, 1851) и другие прозаические бытописательные произведения. Умер в Москве 24 ноября 1855 года. Литература: Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Том 1: А — Г. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. Страница 194.

 (585x699, 134Kb)
1789
Ричард Брайт (Richard Bright)
английский врач, которого иногда называемый «отцом Нефрологии», так как он был первым, кто описал клинические проявления заболевания почек, известного как «болезнь Брайта» или нефрит. Научные интересы Брайта были весьма обширны и включали не только заболевания почек, но также и легочные болезни, различные лихорадки, брюшные опухоли, болезни сердца, печени, поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки. Он и Томас Аддисон читали лекции по «Теоретической и практической медицине» в течение 20 лет, а в 1839 году издали первый том руководства «Элементов практической медицины». Скончался в Лондоне 16 декабря 1858 года.

 (554x699, 149Kb)
1797
Федор Петрович Литке
русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864—1882. «В генеалогии Литке можно заметить разве только одну нравственную черту, проходящую через три поколения: неодолимую наклонность к умственной деятельности и наукам… Также в известной степени можно считать унаследованною любовь графа Литке к морю и стремление его к морской службе. Во всем остальном он обязан самому себе, энергии своих личных усилий и своим врожденным дарованиям». Родился в Санкт-Петербурге. Фёдор был сиротой с рождения — его мать Анна Доротея (урожденная Энгель) умерла при родах, оставив пятерых малолетних детей. Овдовевший отец женился во второй раз на молодой женщине, но, по всей видимости, неудачно — как писал в своей автобиографии Литке, «Неприглядное, тяжёлое детство было долею осиротевшего мальчика. Мое детство не оставило во мне ни одного приятного воспоминания, которые в воображении большей части людей рисуют детство в таком розовом цвете». Уже в раннем детстве Фёдора отдали в пансион Мейера (1803—1808), а когда отец умер, то учёбу пришлось оставить — мачеха не стала платить за обучение. До 15 лет жил в доме своего дяди Ф.И.Энгеля, члена Государственного Совета. Предоставленный самому себе, Фёдор не получил систематического образования, хотя и перечитал, по свидетельству его друга Фердинанда Врангеля, чрезвычайно много книг, чему способствовали «ненасытная жажда знаний, составлявшая отличительную черту его характера, и выдающиеся умственные способности». В 1810 году одна из сестёр Фёдора вышла замуж за капитана 2-го ранга Ивана Сульменева, ставшего впоследствии адмиралом. Это определило дальнейшую судьбу мальчика. Во время Отечественной войны 1812 года Сульменев командовал отрядом балтийских парусно-гребных канонерских лодок. Когда отряд стал на зимовку в Свеаборг, к Сульменеву приехала жена с маленьким Фёдором. Мальчик все дни проводил на кораблях, а его любимыми книгами стали сочинения знаменитых мореплавателей. Убедившись, что Фёдор серьёзно решил стать моряком, Сульменев нанял учителей, которые знакомили его с основами математики и навигации. Юный гардемарин начал службу в отряде Сульменева. За смелость, находчивость и самообладание в боях против французских частей в Данциге под командованием Сульменева Фёдор Литке был награждён Георгиевским крестом и произведен в мичманы. В 1817 году, узнав, что Василий Головнин собирается в кругосветный поход на шлюпе «Камчатка», Сульменев рекомендовал ему своего любимца. Плавание вокруг света считалось делом великой важности, и попасть в команду было большой честью. На шлюпе Литке встретился с бывшим лицеистом, другом Александра Пушкина, волонтёром Фёдором Матюшкиным, младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем (будущим известным исследователем Арктики), гардемарином Феопемтом Лутковским. Все они страстно мечтали совершить кругосветное плавание и были счастливы, что Головнин взял их. Плавание продолжалось с 26 августа 1817 по 5 сентября 1819. Шлюп «Камчатка» пересёк Атлантику, обогнул мыс Горн, далее через весь Тихий океан добрался до Камчатки, побывал во всех русских владениях Северной Америки, на Гавайских, Марианских и Молуккских островах, пересёк Индийский океан и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Кронштадт. Литке занимал на шлюпе пост начальника гидрографической экспедиции. Из двухлетнего плавания, по словам Литке, он вернулся «настоящим моряком». Литке и на шлюпе продолжал заниматься самообразованием — изучил английский язык, делал переводы, астрономические наблюдения и вычисления. В 1821—1824 годах в ходе самостоятельных научных экспедиций на шестнадцатипушечном бриге «Новая Земля», которые ему поручили по рекомендации Головнина, Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821—1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире. В 1826 году Литке отправился командиром шлюпа «Сенявин» в новое кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам своим это была одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский (открыты острова Сенявина), острова Бонин-Сима и многие другие. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Литке часть своих научных материалов передал академику Э. Ленцу и гельсингфорсскому профессору Гельштрему. Первый напечатал в академических «Мемуарах» «О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке», второй — «О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах». По словам академика Безобразова, «После кругосветного плавания на „Сенявине“ имя Литке сделалось известным всему образованному миру и поставлено в ряду замечательнейших путешественников и мореплавателей нашего века». 25 августа 1829 года вернувшийся из плавания шлюп «Сенявин» был встречен в Кронштадте пушечным салютом. Сразу после возвращения его произвели в капитаны первого ранга (минуя чин). В 1829 Литке был избран членом-корреспондентом Академии наук, а в 1836 он получил Демидовскую премию за описание своих путешествий. В 1830 был награждён орденом Святого Георгия 4-го класса «за беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний», 1830). В 1832 Литке получил орден святого Владимира 3-й степени за руководство доставкой провианта через Данциг по Висле для действующей армии в Царстве Польском. 1 февраля 1832 Литке был назначен флигель-адъютантом, а в конце года стал воспитателем пятилетнего великого князя Константина Николаевича, которому его отцом, императором Николаем I, была назначена служба во флоте. Этому делу Литке отдал 16 лет. Константин Николаевич полюбил море и с 1855 года управлял флотом и морским ведомством на правах министра. Именно ему после поражения в Крымской войне было суждено провести ряд важных реформ: заменить парусный флот паровым, сократить береговые службы, запретить во флоте телесные наказания и др. При императоре Александре II великий князь способствовал проведению первых реформ, включая отмену крепостничества, введение гласного суда и ограничение телесных наказаний. Очевидно, что все эти идеи зародились в воспитаннике не без влияния воспитателя. В беседах с В.Я.Струве, К.М.Бэром, К.И.Арсеневым и бароном Ф.П.Врангелем у Литке появилась мысль об образовании Императорского русского географического общества, которое после его создания в 1845 году и возглавил Константин Николаевич. В 1835 году Литке было присвоено звание контр-адмирала, в 1842 — генерал-адъютанта, в 1843 — вице-адмирала. В 1850 году вице-адмирал Литке был назначен главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. Во время Крымской войны 1853—1856 Литке организовал действенную оборону Финского залива от превосходящих сил англо-французской эскадры, за что получил чин полного адмирала и был назначен членом Государственного совета. В 1866 году «за долговременную службу, особо важные поручения и учёные труды, приобретшие европейскую известность», был возведён в графское достоинство. Двадцать лет (с перерывом на службу в должности командира порта и военного губернатора в Ревеле и Кронштадте) Литке состоял вице-президентом Русского географического общества. Он также принимал деятельное участие в занятиях Николаевской главной обсерватории, одно время управляя её делами. Велики были заслуги Литке и на посту президента Академии Наук (1864—1882). При нём были расширены средства главной физической обсерватории, метеорологической и магнитной обсерваторий в Павловске; увеличено число премий за научные и литературные произведения, улучшено состояние музеев, коллекций и других учёных пособий. Скончался Литке в Санкт-Петербурге 20 августа 1882 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском Лютеранском кладбище. Именем Литке названы мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле; острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Байдарацкой губе, архипелаге Норденшельда; пролив между Камчаткой и островом Карагинским; улицы в городе Донецке (Украина) и Кронштадте (Россия) и др. В 1873 году ИРГО учреждена золотая медаль имени Литке, присуждаемая за выдающиеся географические исследования. 29 августа 1946 года Совет Министров СССР вынес постановление о восстановлении Золотой медали имени Ф.П.Литке для поощрения трудов в области географических наук.
litkeStamp_of_USSR_1110 (700x491, 262Kb)
Почтовая марка СССР, 1947 год. Научные труды: «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821—1824 годах» (Санкт-Петербург,1828); «Путешествие вокруг света на военном шлюпе „Сенявин“, в 1826—1829 годах» (с атласом, Санкт-Петербург,1835—1836); «Опыты над постоянным мятником, произведённые в путешествии вокруг света на военном шлюпе „Сенявин“ в 1826—1829 годах» (Санкт-Петербург,1833); «О приливах и отливах в Северном Арктическом океане» («Записки Императорской Академии Наук», 1843); «Доклад великому князю Константину Николаевичу об экспедиции в Азовское море» («Записки Императорского Русского Географического Общества», 1862, книга 3). Литература: Веселаго Ф.Ф. Воспоминание об ученых заслугах члена учредителя Императорского Русского географического общества графа Ф.П.Литке. — Санкт-Петербург1883. — 12 страниц; Безобразов В.П. Граф Ф.П.Литке. — Санкт-Петербург, 1888. — Том I: 1797—1832. — 239 страниц; Врангель Ф.Ф. Граф Ф.П.Литке (1797—1882) // Известия ИРГО. — 1897. — Том 33. — Страницы 331-346; Орлов Б.П. Федор Петрович Литке: Его жизнь и деятельность // Литке Ф.П. Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля». — Москва-Ленинград, 1948. — Страницы 6-25; Марич М. Жизнь и плавания флота капитан-лейтенанта Федора Литке / Изд. Главсевморпути — Москва-Ленинград, 1949. — 280 страниц; Антонов А.Е. Ф.П.Литке. — Москва: Географгиз, 1955. — 40 страниц. — (Замечательные географы и путешественники). — 50 000 экземпляров; Алексеев А.И. Ф.П.Литке. — Москва, 1970. — 278 страниц; Русева Л. Феномен Литке // «Смена». 2004. № 4.

 (533x698, 176Kb)
1803
Проспер Мериме (французское имя - Prosper Mérimée)
французский писатель, член Французской академии. Проспер Мериме родился в Париже, в семье образованного химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. Окончив курс юридических наук в Париже, он был назначен секретарём графа Д’Арту, одного из министров июльской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции. На этом посту он много способствовал сохранению исторических памятников. Во время своего первого путешествия в Испанию в 1830 г. подружился с графом де Теба и его женой, дочь которых стала впоследствии французской императрицей. Мериме в качестве старого друга семейства графини Монтихо был во время Второй империи близким человеком при Тюильрийском дворе; императрица Евгения питала к нему сердечную привязанность и относилась как к отцу. В 1853 г. Мериме был возведён в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III. Служебная карьера и политика играли, впрочем, второстепенную роль в жизни и деятельности такого писателя-художника, каким по призванию был Мериме. Ещё изучая право в Париже, он подружился с Ампером и Альбером Штапфером. Последний ввёл его в дом своего отца, собиравшего у себя кружок людей, преданных наукам и искусствам. На его литературных вечерах бывали не одни французы, но также англичане, немцы и даже русские. У Штапфера Мериме сошёлся и подружился с Стендалем и Делеклюзом, заведовавшим отделом критики в «Revue de Paris». Литературные вкусы и взгляды Мериме сложились под влиянием Штапферов и кружка Делеклюза. От них он заимствовал интерес к изучению литератур других народов. Универсальность литературного образования Мериме заметно выделяла его из среды других французских писателей того времени. Мериме один из первых во Франции оценил достоинство русской литературы и овладел русским языком чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя. Он был большим почитателем Пушкина, в 1849 году перевел его «Пиковую даму». В 1851 году в «Revue des Deux Mondes» вышел его этюд о Гоголе, а в 1853-м — перевод «Ревизора». Мериме интересовался также русской историей: в «Journal des Savants» он опубликовал несколько статей об «Истории Петра Великого» Н.Г.Устрялова и очерков из истории казачества («Les Cosaques d’autrefois»). История Смутного времени отражена в «Le faux Demetrius» и драматических сценах «Les Debuts d’un Aventurier» (1852). Мериме был большим почитателем И. С. Тургенева и написал предисловие к французскому переводу «Отцов и детей», вышедшему в Париже в 1864 г. На литературном поприще Мериме дебютировал очень рано, когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль» (Théâtre de Clara Gazul), заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией. В 1828—1829 годах выходят драмы «Жакерия» (Jacquerie) и «Famille Carvajal», исторический роман «Хроника времён Карла IX» (Chronique du temps de Charles IX) и новелла «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone). Мериме в это время деятельно сотрудничал в «Revue de Paris» и «National» и состоял в самых близких отношениях с редакциями этих изданий. В «Revue» напечатаны его рассказ «Взятие редута» (Prise de la redoute), повесть «Таманго» (Tamango) и «Перл Толедо», повесть «Этрусская ваза» (Le Vase Etrusque) и ряд писем из Испании. В журнале «Артист» он напечатал статьи о Мадридском музее, повесть «Jacqueline» и рассказ «Двойная ошибка» (Double méprise). В 1834 г. перешёл в «Revue des deux Mondes» и напечатал здесь повесть «Души чистилища» (Ames du purgatoire), свидетельствующую о мастерском изучении быта и нравов Испании, и повесть «Илльская Венера» (Vénus d’Ille). В конце 1839 г. Мериме предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были «Notes de Voyage en Corse» и повесть «Коломба» (Colomba). Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. Его всегда гораздо более привлекали дикие, самобытные нравы, сохранившие своеобразный и яркий цвет старины. Одним из известнейших произведений Мериме стала новелла «Кармен», где ему так хорошо удалось описание цыганских нравов, а также образ цыганки Кармен. Новелла взята за основу сюжета одноимённой оперы Жоржа Бизе, музыка которой невероятно популярна и в наше время. Ю.М.Лотман в одной из последних своих статей, обращаясь к творчеству Мериме, писал: «Экзотика, фантастика и мифология Мериме всегда точно приурочены к географическому пространству и неизменно окрашены в отчетливые тона couleur locale. «Корсиканский» миф, литературно-мифологическая Испания, Литва последовательно появляются на страницах повестей Мериме. Острота достигается тем, что литературная география Мериме неизменно воплощается в пересечении двух языков: внешнего наблюдателя-европейца (француза) и того, кто смотрит глазами носителей резко отличных точек зрения, разрушающих самые основы рационализма европейской культуры. Острота позиции Мериме заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения. То, что звучит как фантастика и суеверие для персонажа-европейца, представляется самой естественной правдой для противостоящих ему героев, воспитанных культурами разных концов Европы. Для Мериме нет «просвещения», «предрассудков», а есть своеобразие различных культурных психологий, которое он описывает с объективностью внешнего наблюдателя. Рассказчик у Мериме всегда находится вне того экзотического мира, который описывает». Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история Дона Педро I, короля Кастилии, пользуется уважением даже среди специалистов. Последняя повесть, изданная при жизни Мериме, — «Локис» (Lokis). После смерти Мериме изданы «Последние новеллы» (Dernières novelles) между ними лучший рассказ «Синяя комната» (Chambre bleue) и его письма. В 1875 г. изданы «Lettres à une autre inconnue». Скончался в Каннах 23 сентября 1870 года, где похоронен на кладбище Гран-Жас. Повести и новеллы: 1829 — «Таманго» (Tamango), новелла; 1829 — «Взятие редута» (L’enlèvement de la redoute), рассказ; 1829 — «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone), новелла; 1830 — «Этрусская ваза» (Le vase étrusque), новелла; 1830 — «Партия в трик-трак» (La partie de tric-trac), новелла; 1833 — «Двойная ошибка» (La double méprise), новелла; 1834 — «Души чистилища» (Les âmes du Purgatoire), новелла; 1837 — «Илльская Венера» (La Vénus d’Ille), новелла; 1840 — «Коломба» (Colomba), повесть; 1844 — «Арсена Гильо» (Arsène Guillot), новелла; 1845 — «Кармен» (Carmen), повесть; 1869 — «Локис» (Lokis), повесть; «Джуман» (Djouman), новелла; «Синяя комната» (Chambre bleue), новелла. Пьесы: 1825 — «Театр Клары Газуль» (Théâtre de Clara Gazul), сборник пьес; 1828 — «Жакерия» (La Jacquerie), историческая драма-хроника;
1830 — «Недовольные» (Les Mécontents), пьеса; 1850 — «Два наследства или Дон-Кихот» (Les deux héritages ou Don Quichotte), комедия. Прочее: 1827 — «Гусли» (Guzla); 1829 — «Хроника царствования Карла IX» (Chronique du règne de Charles IX); 1835 — «Записки о путешествии по югу Франции» (Notes d’un voyage dans le Midi de France); 1837 — «Этюд о религиозной архитектуре» (Essai sur l’architecture religieuse); 1863 — эссе «Богдан Хмельницкий» (Bogdan Chmielnicki). Первые переводы повестей Мериме на русский язык: «Илльская Венера» («Библиотека для чтения», 1837); «Коломба» (там же, 1840); «Двойная ошибка» («Современник», 1847); «Варфоломеева ночь» («Исторический вестник», 1882); «Кармен» («Дорожная библиотека», 1890). Сочинения: Œuvres complètes, v. 1-12, ., 1927-1933 (издание не закончено); Romans et nouvelles, t. 1-2, ., (1967); Histoire du règne de Pierre ie Grand, ., 1947; Correspondance générale, t. 1-17, . - Toulouse, 1941-1964; в русском переводе - Собрание сочинений, тома 1-3, Москва-Ленинград, 1933-34; Собрание сочинений, тома 1-6, Москва, 1963. Литература: Виноградов А, К., Мериме в письмах к Соболевскому, Москва, 1928; История французской литературы, том 2, Москва, 1956; Trahard ., (Mérimée), t. 1-4, 1925-30; Baschet R., Mérimée, ., 1958; Léon ., Mérimée et son temps, ., 1962. Библиографические издания: Паевская А.В., Данченко В.Т., Проспер Мериме. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1828-1967, Москва, 1968; Raitt A. . . Mérimée, L., (1970); Trahard . et Josserand ., Bibliographie des œuvres de . Mérimée, ., 1929.

Ludwig_Richte_1836 (543x700, 189Kb)
1803
Адриан Людвиг Рихтер (немецкое имя - Adrian Ludwig Richter)
выдающийся немецкий художник, представитель направлений романтизм и бидермейер. Родился в Дрездене. Рихтер изучал живопись в дрезденской Академии искусств. Большое значение для дальнейшего развития его таланта сыграли его путешествия, особенно в Италию, во время которых Рихтер познакомился с творчеством назарейцев и Йозефа Антона Коха. После возвращения в Германии художник работает рисовальщиком на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, затем преподаёт пейзажную живопись в дрезденской Академии. С конца 1830-х годов Рихтер выступает всё больше как иллюстратор (в том числе для изданий сказок братьев Гримм). Сделав приблизительно 3000 ксилографий для 150 художественных произведений, Рихтер становится одним из самых популярных художников Германии. В то же время «крупноформатная живопись» для него как бы отступает на второй план. Развившееся заболевание глаз, сделавшее художника почти слепым, вынудило его с 1873 года оставить живопись. Мастер пейзажной живописи, Л.Риктер так выразил в 1828 году в своих «Жизненных воспоминаниях одного немецкого художника» её сущность: Пейзажная живопись, как и музыка, вызывает выражение не конкретных, чётких мыслей, но лишь общих чувств и переживаний. Так получается потому, что ключ к пониманию языка природы мы давно утратили и сами покинули Великую гармонию Природы. Поэтому, наверно, большая часть ощущений, возникающих у нас при наблюдении природного великолепия — меланхолического и ностальгического свойства. Умер в Дрездене 19 июня 1884 года. Литература: Kammerlohr.Epochen der Kunst 4.Vom Klassizismus zu den Wegbereitern der Moderne, München-Wien, 1997 ISBN 3-486-87524-8

Hecker_w (554x700, 113Kb)
1811
Фридрих Франц Карл Геккер (Хеккер; Friedrich Franz Karl Hecker)
немецкий мелкобуржуазный демократ. Родился в Эйхтерсхейме. По профессии адвокат. В 1842—1847 один из руководителей крайней левой в Баденском ландтаге и Оффенбургского собрания (1847), на котором была выработана программа мелкобуржуазных демократов. Во время Революции 1848—1849 выступал за провозглашение Германии демократической республикой. Был одним из руководителей республиканского восстания в Бадене в апреле 1848. После поражения восстания эмигрировал в Швейцарию, затем осенью 1848 — в США. Участвовал в чине полковника в Гражданской войне в США 1861—1865 на стороне Северных штатов. Умер в Сент-Луисе, США 24 марта 1881 года. Сочинения: Die Erhebung des Volkes in Baden für die deutsche Republik im Fruhjahr 1848, Basel, 1848. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 5. страницы 477—478; том 6, страницы 48, 54; том 7, страница 128; том 14, страница 413; Революции 1848—1849, тома 1—2, Москва, 1952 (Именной указатель).

Tompa_Morelli (475x700, 110Kb)
1817
Михай Томпа (Mihály Tompa)
венгерский поэт. Участвовал в революционно-освободительной войне 1848-1849 гг. в качестве полкового священника. В своих стихах разрабатывал темы народных сказок и песен (сборник «Народные предания и легенды», 1846 и др.). За патриотическое стихотворение «К аисту» (1850) подвергся тюремному заключению. Более поздние стихи часто имели аллегорический характер («В степи», 1850, «Слово птицы к птенцам», 1852, «Мир книги», 1860, «Икар», 1860, и др.). Умер 30 июля 1868 года.

1822
Церенц (псевдоним; настоящее имя - Овсеп Шишманян)
армянский писатель. Родился в Константинополе, ныне Стамбул. В 1831-1837 гг. учился в Венеции, в школе при армянском религиозном обществе мхитаристов, затем в Париже получил медицинское образование (1848-1853). С 1853 г. жил в Константинополе и на острове Кипр, был педагогом и врачом. С 1878 г. в Тбилиси работал учителем в армянской гимназии Нерсисян. Вместе с Раффи является основоположником армянского исторического романа. Роман "Торос, сын Левона" (1877) посвящен драматическим событиям истории армянского Киликийского государства XII в. Лучший его роман "В муках рождения" (1879) отражает освободительную борьбу армянского народа против Арабского халифата в IX в. Роман "Теодорос Рштуни" (1881) содержит описание исторической борьбы VII в. за сильное централизованное государство, в котором участвует его герой. Умер в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 13 февраля 1888 года. Сочинения: в русском переводе- Торос, сын Левона. В муках рождения. Исторические романы. [Предисловие В.Мкртчяна], Ереван, 1969.

Friedrich_Albert_Lange (570x700, 134Kb)
1828
Фридрих Альберт Ланге (немецкое имя - Friedrich Albert Lange)
немецкий философ и экономист, представитель марбургской школы неокантианства. Родился в Вальде, близ Золингена. Сын богослова Иоганна Петера Ланге. С 1855 был приват-доцентом Боннского университета; читал, среди прочего, курсы социальной статистики (первый в Германии) и критической истории материализма. Позже был учителем гимназии в Дуйсбурге; протестовал против давления, которое правительство Бисмарка, в эпоху конфликта старалось оказывать на учительскую корпорацию; оставил из-за этого службу, стал журналистом и вступил, вместе с Бебелем, в комитет конгресса немецких рабочих союзов, где действовал в духе примирения различных направлений. Свои взгляды на социальный вопрос он изложил в небольшой книге: «Die Arbeiterfrage» (Дуйсбург, 1865), которая в последующих изданиях разрослась в обширный трактат. Она вызвала оживленную полемику, в которой одним из главных оппонентов Ланге выступил Ойген Рихтер. С 1865 по 1866 Ланге издавал для рабочих газету «Der Bote vom Niederrhein»; что привело к целому ряду судебных процессов; в то же время он написал «Die Grundlegung der mathemathischen Psychologie» (Дуйсбург, 1865) и свой главный труд, «Историю материализма». Переехав в Швейцарию, Ланге продолжал делить своё время между философией и политикой. «Neue Beiträge z. Geschichte d Materialismus» (Винтертур, 1867) послужили ответом на брошюру Шиллинга об «Истории материализма», а в газете «Winterthurer Landbote» Ланге поместил длинный ряд политических и экономических статей. В 1870 он получил в Цюрихе профессуру индуктивной философии; принимал видное участие в выработке радикально-демократической конституции Цюриха, которой был введён референдум. В 1872 перешёл в Марбург, где и умер. В истории европейской мысли Ланге занимает видное место, как автор «Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart» (1-е издание, Изерлон, 1866; 5-е издание, с критическим дополнением Когена, Лейпциг 1895; русский перевод Н.Страхова, Санкт-Петербург, 1881—1883). Ланге выступил с этим трудом в критическую эпоху для философии вообще и современной ему философии в частности. Абсолютные метафизические системы потеряли доверие, но и появившемуся на смену им материализму не удалось подчинить все философские направления. С разных сторон раздавались голоса, призывавшие возвратиться к Канту, и самым влиятельным из них был голос Ланге, обосновывавший критическую точку зрения на некоторые основные вопросы познания и бытия в рамках исторического пересмотра важнейших философских и культурных течений, начиная с древнегреческой философии и заканчивая современным ему материализмом. Ланге иногда называли немецким Миллем, но такая характеристика несправедливо умаляет философскую индивидуальность Ланге. Главная сила Ланге — в критике. В философии Канта его привлекают критические элементы, и при этом критика теоретического, а не практического разума. Взгляды Ланге, в частности перенесение им биологических понятий в область общественных наук, критиковались В.И.Лениным (Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 1, страница 475; том 18, страницы 348-349). Умер в Марбурге 23 ноября 1875 года. Соч.: Logische Studien, 2 Aufl., lserlohn, 1894. Литература: Ellissen О.A., . A.Lange, Lpz., 1891.

1831
Виктор Иванович Касаткин
русский революционер, литератор. Родился в Москве. Из купцов. Сотрудник и издатель журнала «Библиографические записки» (1858-1862). С 1859 был корреспондентом Вольной русской типографии (ВРТ) в Лондоне. Участник московских революционных кружков и «Земли и воли» 1860-х гг. С июня 1862 один из руководителей землевольческой типографии в Берне (1862-1863) и организатор транспортировки революционных изданий в Россию. Заочно привлекался по «процессу 32-х» (1862-1865), приговорён к изгнанию из России. Умер в Женеве 28 декабря 1867 года. Литература: Герцен А.И., Собрание сочинений в 30 томах, Москва, 1954-1966 (указатель); Эйдельман Н.Я., Тайные корреспонденты «Полярной звезды», Москва, 1966.

Fran_levstik (473x700, 75Kb)
1831
Фран Левстик Fran Levstik
словенский писатель. Родился в селе Сподне-Ретье. Сын крестьянина. Учился в духовной семинарии, был домашним учителем, библиотекарем. Известен как крупный словенский поэт-лирик. Писал лиро-эпические стихи в духе народных песен, баллады, сатиры. В публицистических выступлениях выдвигал принципы реалистического искусства. Автор повести "Мартин Крпан" (1858), положившей начало словенской классической прозе. Выступал как драматург и переводчик (Г.Державин, А.Пушкин, русские сказки). Умер в Любляне 16 ноября 1887 года. Сочинения: Zbrano delo, knj. 1-9, Ljubljana, 1948-1962; в русском переводе - Мартин Крпан из деревни Врх, в книге: Повести и рассказы югославских писателей, том 1, Москва, 1959.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку